Законодательная база российской федерации. Оснащение инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, связанных с оборотом нс и пв Приказ мвд фскн 855 370

Разбор свежего приказа МВД и Росгвардии об охране и оснащении аптек, работающих с ПКУ, - Самвел Григорян объясняет, что изменилось

28 сентября вступил в силу совместный приказ Федеральной службы войск Национальной гвардии (Росгвардии) РФ и Министерства внутренних дел РФ № 1/5 от 09.01.2018. Он утвердил новые требования к охране объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Очевидно, что к таким объектам относятся и аптеки. Подробный обзор приказа и внесенных им изменений - в нашем материале.

Было и стало

Ранее эту сферу регулировал совместный приказ МВД РФ и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ от 11.09.2012 № 855/370. Он уже не действует - признан утратившим силу Приказом МВД РФ от 30.01.2018 № 40. Этот же приказ № 40 заодно отменил и другой совместный приказ двух ведомств - № 1140/442 от 03.12.2015.

Полное название вступившего в силу 28 сентября приказа выглядит очень громоздко: «Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров‚ подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности». Будем называть его для простоты «Приказ № 1/5». Добавим к сказанному, что указанные в названии приказа требования утверждены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1035.

Росгвардия и фармотрасль

Первое, на что следует обратить внимание при сопоставлении двух совместных приказов, - это то, что один из них издан МВД совместно с ФСКН, а другой, ныне действующий, - с Росгвардией. То есть на авансцену регулирования фармотрасли вышло новое ведомство. Примечательно также, что в утратившем силу нормативно-правовом акте первым упоминается МВД, а в Приказе № 1/5 оно следует вторым, после Росгвардии. Это может говорить о ведущей роли молодого ведомства в процессе контроля описываемого аспекта деятельности аптек.

Первый раздел Приказа № 1/5 «Общие положения» в целом повторяет содержание такого же раздела отмененного Приказа № 855/370. Но все‑таки при детальном изучении можно заметить изменение формулировки первого пункта. Сопоставим две редакции:

«Настоящие Требования предусматривают оснащение инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности» «Настоящие Требования предусматривают мероприятия по оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, направленные на обеспечение их сохранности»

Формально действующий приказ, в отличие от старого, регулирует не мероприятия, а само оснащение, хотя вряд ли это можно считать кардинальным изменением подхода к регулированию проблемы. То же самое касается заключительной фразы первого пункта утратившего силу приказа. Ее удаление отнюдь не означает, что сохранность теперь менее важна, просто это и так ясно вытекает из других нормативно-правовых актов.

Из «Общих положений» также следует, что требования приказа обязательны для применения всеми юридическими лицами, осуществляющими обозначенные выше виды деятельности, и распространяются на объекты и помещения этих юрлиц, независимо от их организационно-правовых форм.

Две категории

По объему и структуре действующий приказ существенно от упраздненного не отличается - 2 раздела, 7 приложений, 26 страниц. Второй раздел теперь носит название «Требования к оснащению объектов инженерно-техническими средствами охраны», а не «Категорирование объектов», как раньше. Это не случайно. В Приказе № 1/5, в отличие от предшественника, нет пунктов, определяющих, какие объекты и помещения относятся к той или иной категории. Их отсутствие в новом приказе закономерно, поскольку эта информация уже содержится в пункте 4 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», и дублировать ее нет смысла.

Напомним, что, согласно этому пункту, помещения, о которых идет речь, делятся на четыре категории. Третья и четвертая категории включают медицинские и ветеринарные организации, а вот первые две непосредственно касаются фармотрасли.

К первой категории причислены, в частности, помещения производителей и изготовителей (за исключением, разумеется, аптечного изготовления), а также помещения организаций, осуществляющих оптовую торговлю наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами и (или) их переработку. Сюда же относятся помещения, предназначенные для хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Ко второй категории относятся помещения аптечных организаций, предназначенные для хранения трехмесячного или шестимесячного запаса (во втором случае - для аптек, расположенных в сельских населенных пунктах и местностях, удаленных от населенных пунктов) наркотических средств и психотропных веществ, а также помещения ветеринарных аптечных организаций, предназначенные для хранения трехмесячного запаса наркотических средств и психотропных веществ.

Ищем отличия

Оснащению ограждающими конструкциями, элементами инженерно-технической укрепленности;

Минимально необходимому составу технических средств охраны (далее - ТСО).

Эти требования содержатся в таблицах 1.1 и 1.2 Приложения № 1 Приказа № 1/5, и в их графах по сравнению с утратившим силу приказом нет каких‑либо изменений. Можно только отметить, что пометка «+/-» теперь означает, что применение конкретного требования возможно по решению руководителя юридического лица. Раньше формулировка была более расплывчатой - «применение [требования] возможно на усмотрение руководства объекта». Добавим, что требования к конструктивным элементам инженерно-технической укрепленности объектов в зависимости от их класса защиты - иначе говоря, детали этой самой защиты - можно найти в Приложениях № 2 - № 7.

Продолжая изучение Приказа № 1/5, можно обратить внимание на то, что изменились (по меньшей мере по форме) положения, регулирующие проектирование, монтаж, сдачу в эксплуатацию и ремонт ТСО на таких объектах. Кстати, в упраздненном приказе эту тему регулировали два пункта (12‑й и 13‑й), а в действующем - один (9‑й). Сопоставим их для большей наглядности. Как видите, в левой части таблицы отсутствует, например, упоминание о специализированных организациях, хотя абсолютно очевидно, что утверждение проектно-сметной документации без таких организаций невозможно.

Ныне действующий Приказ № 1/5 Утративший силу Приказ № 855/370
9. Работы по монтажу, настройке и сдаче в эксплуатацию ТСО должны производиться в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией (типовыми проектными решениями), рабочей документацией (проект производства работ, техническая документация предприятий-изготовителей, технологические карты)

12. Производство работ по монтажу, настройке и сдаче в эксплуатацию ТСО на объектах осуществляется в соответствии с документацией предприятий-изготовителей и на основе проекта на установку ТСО или акта обследования со схемой блокировки.

13. Проектирование, монтаж, эксплуатацию, ремонт и обслуживание ТСО на объектах осуществляют специализированные организации, имеющие право на проведение указанных работ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации

О сигнализации

Нормы действующего приказа, касающиеся рубежей охранной сигнализации и передачи извещений о её срабатывании, почти слово в слово повторяют старый приказ, так что специалистам они уже известны. То же самое можно сказать и в отношении положений, касающихся наличия или отсутствия на объекте пульта внутренней охраны.

Тем не менее, напомним одну из этих важных норм, касающуюся фармдистрибьюторов и аптечных организаций. Согласно пункту 13.3 Приказа № 1/5, на объектах, помещения которых отнесены к первой и второй категориям, при наличии пульта внутренней охраны с круглосуточным дежурством должны выводиться на пульт централизованной охраны (ПЦО):

Все рубежи охранной и (или) тревожной сигнализации в помещениях для хранения наркотических средств;

Один общий сигнал, объединяющий все шлейфы и (или) тревожной сигнализации объекта, за исключением шлейфов охранной и (или) тревожной сигнализации в помещениях для хранения наркотических средств.

Разработчики Приказа № 1/5 сделали более лаконичной норму о каналах передачи извещений на ПЦО - это следует из очередной таблицы сравнения. Из данного сопоставления видно, что они избежали детализации каналов связи (вероятно, излишней). Выделенные курсивом фрагменты - в частности, положение о том, кем определяется количество каналов передачи извещений - отсутствуют в действующем приказе.

Ныне действующий Приказ № 1/5 Утративший силу Приказ № 855/370

13.4. Для передачи на ПЦО извещений от систем охранной и (или) тревожной сигнализации с объектов могут применяться как проводные, так и беспроводные каналы связи.

Количество каналов передачи извещений должно определяться исходя из наличия технической возможности, анализа рисков и потенциальных угроз

16.4. Для передачи на ПЦО извещений от систем охранной и тревожной сигнализации с объектов могут применяться следующие каналы связи: проводные каналы телефонной связи, радиоканал, сотовая связь (стандартов GSM, CDMA-2000 и других), цифровые каналы (стандарта Ethernet и других).

Количество каналов передачи извещений определяется совместным решением руководства объекта и охранной организации исходя из наличия технической возможности, категории объекта , анализа риска и потенциальных угроз

Итоги

Если подытожить, то подавляющее большинство изменений (если не все) носят скорее косметический и уточняющий характер. Хотя, конечно, никогда нельзя относиться без должного внимания даже к самым незначительным деталям.

На этом фоне главным новшеством Приказа № 1/5 можно признать то обстоятельство, что к контролю аптек, похоже, подключается новое ведомство - Росгвардия. Соответственно, ее сотрудники, скорее всего, будут участвовать и в контрольных мероприятиях. Работникам аптек стоит иметь это в виду, чтобы не растеряться в самый неподходящий момент.

Требования к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 11 сентября 2012 г. N 855/370 г. Москва "Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности "

Дата подписания: 11.09.2012

Регистрационный N 27616

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1035 "О порядке установления требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений "1 - приказываем:

Утвердить прилагаемые Требования к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности.

Министр внутренних дел Российской Федерации
В. Колокольцев

Директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков
В. Иванов

В ЦЛРР состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню образования подразделений государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы В торжественной церемонии приняли участие руководство Управления Ро
Росгвардия
12.02.2020 На заседании областной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которое 11 февраля провел заместитель председателя правительства Самарской области Александр Фетисов,
Волжская коммуна
12.02.2020

» Приказ МВД и ФСКН 855/370 от 11.09.2012г.

4 Июня 2013

Приказ МВД и ФСКН 855/370 от 11.09.2012г.

Уважаемые клиенты, доводим до Вашего сведения, что на основании приказа МВД и ФСКН 855/370 от 11.09.2012г. вступили новые требования к дверям устанавливаемым в комнаты хранения лекарств и психотропных средств, наркотических веществ (наркотиков). В связи с этим наша компания провела все необходимые мероприятия по доработке защитных дверей "АРД-0" в соответствии с требованиями настоящего приказа.

Приказ

« Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 11 сентября 2012 г. N 855/370 г. Москва

Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 марта 2013 г.

Регистрационный N 27616

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1035 « О порядке установления требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений» 1 - приказываем:

Утвердить прилагаемые Требования к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности.

Министр внутренних дел Российской Федерации В. Колокольцев
Директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 7096; 2011, N 51, ст. 7534.

Приложение

Требования к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности.

Данная статья посвящена изменениям в деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенным Приказом Росгвардии №1 и МВД России №5 от 09.01.2018, который вступил в силу 28.09.2018. Данный приказ касается утверждения требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности (действовавший до 28.09.2018 Приказ ФСКН совместно с МВД №855/370 утратил силу).

Указанная тема также освещена в наших курсах повышения квалификации и переподготовки провизоров и фармацевтов.

Рассмотрим подробнее, что изменилось.

До 28.09.2018 требования Приказа №855/370 предусматривали мероприятия по оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, направленные на обеспечение их сохранности.

Для этой цели создавалась комиссия, в состав которой входил руководитель самого объекта (например, медицинской или фармацевтической организации), представители охранной организации, представители, осуществляющие техническое оснащение и пусконаладочные работы по охране объекта.

В целях определения категории объекта комиссией, созданной в соответствии с решением руководства объекта, проводилось его обследование. Результаты обследования оформлялись актом, который содержал сведения о категории объекта, его оснащении инженерно-техническими средствами охраны с учетом требований Приказа №855/370. Акт обследования утверждался руководителями объекта и охранной организации.

В соответствии с новым Приказом №1/5, указанные мероприятия не предусмотрены, а присутствуют только требования к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений.

Также Приказом №855/370 был предусмотрен конкретный перечень объектов, подлежащих оснащению ограждающими конструкциями, элементами инженерно-технической укрепленности и техническими средствами охраны (в соответствии с таблицами 1.1 и 1.2 приложения N 1 к данному приказу):
- периметр объектов 1-й категории;
- помещения, в которых непосредственно осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности объектов 1-й, 2-й, 3-й, 4-й категорий;
- иные помещения, имеющие общие стены и перекрытия с охраняемыми помещениями по итогам комиссионного обследования объекта, проведенного в соответствии с положениями пункта 4 настоящего приказа.

В то время как согласно Приказу №1/5 оснащение инженерно-техническими средствами охраны объектов, помещения которых отнесены к категориям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1148 "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", должно производиться в соответствии с требованиями, указанными в таблицах 1.1 и 1.2 приложения N 1 к настоящему приказу (т.е. до 28.09.2018 предусматривалась категория для каждого помещения, а после 28.09.2018 рассматривался именно объект, имеющий помещения 1-й, 2-й, 3-й категории, и наличие конструктивного элемента (например, наличие внутренних дверей в охраняемом помещении предусматривает определенные требования по их классу защиты).

Приказ МВД РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 11 сентября 2012 г. N 855/370 "Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности"

Объекты и помещения медицинских организаций, предназначенные для хранения неиспользованных наркотических средств, принятых от родственников умерших больных.

6. Объекты и помещения, предназначенные для хранения наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в прекурсоров, не вошедшие в категории, указанные в настоящих Требований, а также объекты юридических лиц, в которых осуществляется культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, категорируются комиссией, создаваемой в соответствии с настоящих Требований, в ходе проведения обследования данных объектов по ближайшему аналогу с учетом возможного риска и ущерба вследствие противоправных посягательств на них.

7. Оснащению ограждающими конструкциями, элементами инженерно-технической укрепленности и техническими средствами охраны в соответствии с и приложения N 1 к настоящим Требованиям подлежат: периметр объектов 1-й категории, помещения, в которых непосредственно осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в



Поделиться