Способы оповещения и информирования населения о чс. Безопасность. Орловская область. Образцы текстов сообщений управления по делам го и чс населению при возникновении воздушной, химической, биологической и радиационной опасности в военное время

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин. Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

Локальные системы оповещения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной системы централизованного оповещения. Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи.

37 Подготовка населения к действиям в условиях чс

Подготовка населения к действиям в условиях ЧС является обязательной для всех граждан страны. Пропаганда знаний в области защиты населения, доведение до населения его прав и обязанностей обеспечивается органами управления, входящими в состав РСЧС всеми органами власти от федеральных до местных, органами местного самоуправления и общественными организациями. Важнейшей задачей пропаганды является разъяснение населению прав и обязанностей в области зашиты населения, определяемых Федеральным законом “О защите населения и территорий oт чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” в статьях 18 и 19.

Организация обучения рабочих и служащих на объекте экономики возлагается на руководство объекта, остального населения - на территориальные органы управления ГО и ЧС,

В интересах качественной подготовки к выполнению задач или обязанностей в условиях ЧС все население условно подразделяется на ряд категорий обучаемых (без учета подготовки профессионалов - спасателей):

Руководящий состав объекта;

Личный состав формирований;

Рабочие и служащие, учащаяся молодежь, население.

Каждая из категорий обучается по специальной программе. При этом руководящий состав проходит обучение на курсах повышения квалификации или специальных курсах, организуемых в системе РСЧС; личный состав формирований, рабочие и служащие - на объекте в учебных группах, подобранных с учетом исполняемых ими обязанностей в условиях ЧС; учащаяся молодежь по программам своих учебных заведений и остальное население - путем самостоятельного изучения брошюр, памяток и другой специальной литературы, а также прослушивания лекций и бесед, передаваемых по средствам массовой информации.

Кроме того, в целях приобретения и совершенствования тактических навыков и слаженных действий персонала объекта на объектах и в вузах проводятся комплексные учения или объектовые тренировки, в ходе которых обучаемым приходится действовать в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям ЧС.

План

проведения занятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях

со студентами _________группы ____ _____________ 200 г.

со студентами _________ группы ____ _____________ 200 г.

Тема №7. Контроль радиационной обстановки, определение мер по защите населения при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах.

Учебные вопросы:

1. Система оповещения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации. Применение локальных систем оповещения.

2. Убежища, их назначение и устройство. Правила поведения людей в убежищах.

3.Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля.

Учебно-воспитательные цели занятия:

1. Довести до студентов порядок меры по защите населения при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах. Выработать навыки по спасению и эвакуация людей при различных стихийных бедствиях

Метод: Лекция.

Время: 2 часа (80 минут)

Место занятия : Учебная аудитория № 702

Учебные пособия и литература: Учебник сержанта. химических войск.

Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. (Г.С.Ястребов)

Учебник Гражданская оборона (В.Г.Атаманюк).

Материальное обеспечение: Стенды, плакаты, таблицы, схемы, графопроектор, видеофильмы.

Ход занятия:

Учебные вопросы

Действия руководителя и обучаемых, содержание учебных вопросов

Вводная часть

Принимаю доклад дежурного по группе.

Проверяю наличие студентов по журналу учета.

Довожу новую тему занятия, учебные цели и учебные вопросы темы.

Основная часть

Учебные вопросы:

1. Система оповещения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации. Применение локальных систем оповещения.

2. Убежища, их назначение и устройство.

Правила поведения людей в убежищах.

3.Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля.

Заключительная часть.

    Напоминаю тему и цель занятия;

    Подвожу итог занятия;

    Отмечаю положительные моменты при проведении занятия.

    Даю задание на самоподготовку:

1.Изучить конспект.

2. Изучить раздел 1. (ст.ст.16-24) Учебника «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф». (Г.С.Ястребов)

Руководитель занятия _______________________________________

Система оповещения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации. Применение локальных систем оповещения.

Система оповещения о чрезвычайных ситуациях

Мирного и военного времени.

Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои особенности и конкретный перечень мероприятий, выполняемых в интересах обеспечения безопасности населения. Вместе с тем, есть общий алгоритм действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), который включает мероприятия, проводимые заблаговременно и непосредственно при возникновении ЧС.

Заблаговременно проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории; мероприятия, направленные на снижение потерь от возможных ЧС; планирование действий, осуществляемых при возникновении ЧС; подготовка сил и средств, для реагирования на ЧС; обучение населения правилам поведения в ЧС; создание материальных резервов, которые могут потребоваться в ЧС.

Сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации.

При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляется: оповещение органов управления Гражданской обороны (ГО) ЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или факте ЧС, информирование населения о мерах защиты; уточнение сложившейся обстановки; перевод органов управления на соответствующий обстановке режим функционирования; приведение в готовность сил и средств и их выдвижение в район ЧС; комплекс работ по ликвидации ЧС и их последствий.

Оповестить население - это, значит, предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении, оползне или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе. Для этого используются все средства связи, радио- и телевизионного вещания.

Время - главный фактор. В чрезвычайных ситуациях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.

В Республике Казахстан широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы ни было радиотрансляционного узла. Большинство предприятий, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Существуют мощные республиканские, областные телевизионные центры и ретрансляторы, широковещательные и местные радиостанции.

Сегодня нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы ни было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Это дает исключительную возможность своевременно оповестить население о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях.

В Великую Отечественную войну для оповещения населения об опасности нападения с воздуха использовались городская радиотрансляционная сеть и сирены. Сигналы воздушной тревоги и ее отбоя подавались своевременно. Люди узнавали о налетах вражеской авиации, артиллерийских обстрелах. Были дни, например, 9 октября 1941г., когда команда "Воздушная тревога" в течение суток в Ленинграде подавалась 6 раз, а общая продолжительность нахождения людей в убежищах составляла 9 и более часов. Это сохранило жизнь многим тысячам людей.

С появлением Гражданской обороны все знали, что если звучит сирена - это сигнал "Воздушная тревога". Он предупреждал о непосредственной угрозе нападения с воздуха. Население должно было немедленно покинуть свои дома, квартиры, рабочие места, транспортные средства и укрыться в защитных сооружениях (убежищах, подвалах, погребах, укрытиях простейшего типа).

До недавнего времени в республике были установлены единые сигналы оповещения Гражданской обороны на случай нападения противника: "Воздушная тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Радиационная опасность", "Химическая опасность". Однако не было сигналов, которые предупреждали бы население о приближающемся стихийном бедствии, об аварии или катастрофе. Нельзя оставлять людей в неведении, они должны знать обстановку, только тогда можно рассчитывать на разумные и осознанные действия, борьбу с паникой и другими негативными явлениями. Поэтому в конце 1988 года в республике был пересмотрен и изменен порядок оповещения населения.

Для оповещения местного населения при серьезной опасности было решено использовать сирены. Их звучание означают новый сигнал - "Внимание всем!", вместо прежнего - "Воздушная тревога".

В течение всего периода режима ЧС, ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все информационные средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и организаций переводятся на круглосуточную работу.

Речевая информация.

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные власти совместно с органами управления по чрезвычайным ситуациям заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к соответствующим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.

К примеру, произошла авария на химическом объекте. Какую информацию необходимо получить населению? Возможен следующий вариант: "Внимание! Говорит управление (отдел) ЧС города. Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора – сильнодействующего, ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в восточном направлении. В зону химического заражения попадают Ауэзовский и Бостандыкский районы. Населению, проживающему на улице Джандосова и в микрорайонах, из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и подвалы. Населению, проживающему на улицах Абая, Розыбакиева, Тимирязева, Навои немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия. Перед выходом наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2-процентным раствором питьевой соды. Сообщите о ЧС соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями".

Такая информация с учетом того, что ее следует повторить несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин.

Другой пример. Вероятно возникновение стихийного бедствия -наводнения. В этом случае сообщение может быть таким: "Внимание! Говорит управление (отдел) ЧС. Граждане! В связи с ливневыми дождями и резким повышением уровня воды на реке Урал ожидается затопление домов по улицам Маметовой и Виноградова. Населению, проживающему там, перенести необходимые вещи, одежду, обувь, продукты питания на чердаки, верхние этажи. В случае угрозы затопления первых этажей будет передано дополнительное сообщение. Всем быть в готовности покинуть дома и выходить в направлении шоссе. Перед уходом не забудьте отключить электроэнергию, газ, воду, погасить огонь в печах. Захватите с собой документы и деньги. Оповестите о ЧС соседей. Окажите помощь детям, престарелым и больным. Соблюдайте спокойствие, порядок и хладнокровие. Если вода застанет вас в поле, лесу, надо выходить на возвышенные места, если нет такой возможности, заберитесь на дерево, используйте все предметы, способные удержать человека на воде - бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки. Следите за нашими сообщениями".

Могут быть и другие заготовки речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин.

Отсутствие информации или ее недостаток способствуют возникновению слухов, кривотолков, появляются рассказы "очевидцев". Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника повлечет значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

Очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал "Внимание всем!", затем следует информация. К примеру: "Внимание! Говорит управление (отдел) ЧС. "Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!" и далее очень коротко диктор напоминает, что надо быстро сделать, что взять с собой, где укрыться.

Таким образом, ныне действующая система оповещения имеет ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное. В-третьих, каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Применение локальных систем оповещения.

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на атомной электростанции (АЭС), химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей организаций, предприятий, учреждений, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушений, катастрофического затопления. Границы таких зон определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, областной) системы централизованного оповещения.

Главное преимущество локальных систем - это их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф особенно необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер (сменный инженер) сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал "Внимание всем!". Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции.

Локальная система включается немедленно для того, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, люди смогли бы оперативно принять защитные меры еще до начала всеобщей беды. Очень много зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники управления (отдела) ЧС, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов, организаций, предприятий и учреждений.

Учебный вопрос №2 Убежища, их назначение и устройство.

Правила поведения людей в убежищах .

Защитное сооружение Гражданской обороны- специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава, а также техники и имущества от воздействия средств нападения противника. По месту расположения убежища могут быть встроенные (рис. 9) и отдельно стоящие.

Рис.9. Убежище.

1-защитногерметическая двери; 2 шлюзовые камеры (тамбуры);

а) При аварии на химически опасном объекте:

"Внимание! Говорит управление (отдел) по делам ГО и ЧС.

Граждане! Произошла авария на мясокомбинате с выливом сильнодействующего ядовитого вещества - аммиака.

Облако зараженного воздуха распространяется в направлении поселка Пролетарка.

В зону химического заражения попадает завод "Прогресс" и полностью поселок Пролетарка.

В связи с этим населению, проживающему на улицах: Некрасова, Кузнечная, Заводская, им. Степанова, необходимо находиться в помещениях. произвести дополнительную герметизацию своих квартир (домов).

Населению, проживающему на улицах: Заречная, Зеленая, Ямская немедленно покинуть дома, здания, учреждения, предприятия, организации и выйти в район Лысой Горы. О полученной информации сообщить соседям.

В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями управления ГО».

б) При наводнении:

" Внимание! Говорит управление (отдел) по делам ГО и ЧС.

Граждане! В связи с повышением уровня воды в реке Вожа ожидается подтопление домов в районе улиц Некрасова, Дачная, Заречная и поселка Дачное. Населению, проживающему на этих улицах и в поселке, собрать необходимые вещи, продукты питания, воду, отключить газ и электроэнергию и выйти в район горы "Высокая" для регистрации на сборном эвакопункте (школа 3 5 ул. Воровского д.8) и отправки в безопасные районы. О полученной информации сообщить соседям, окажите в этом помощь престарелым и больным.

В любой обстановке не теряйте самообладания, не поддавайтесь панике. Будьте внимательны к сообщениям управления (отдела) по делам ГО и ЧС!".

Образцы текстов сообщений управления по делам го и чс населению при возникновении воздушной, химической, биологической и радиационной опасности в военное время.

а) При воздушной опасности:

« Внимание! Говорит управление (отдел) по делам ГО и ЧС.

Граждане! Воздушная тревога!

Укрыться в ближайшем защитном сооружении или использовать для укрытия станции метро, подвальные помещения, тоннели, подземные переходы, придорожные кюветы, котлованы строящихся зданий, железнодорожные насыпи, овраги, балки, лощины, канавы, ямы. Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к сообщениям управления (отдела) по делам ГО и ЧС».

б) При миновании воздушной опасности:

Граждане! Отбой воздушной тревоги!

Всем возвратиться к местам работы или проживания. Окажите в этом помощь больным и престарелым.

Будьте в готовности к возможному повторному нападению противника. Всегда имейте при себе СИЗ. Будьте внимательны к сообщениям управления (отдела) по делам ГО и ЧС».

в) При угрозе химического заражения:

« Внимание! Говорит управление (отдел) по делам ГО и ЧС.

Граждане! «Химическая тревога».

Возникла непосредственная угроза химического заражения. Наденьте противогазы, укройте детей в камерах защитных детских. Для защиты поверхности тела, используйте спортивную одежду, комбинезоны и сапоги.

При себе имейте пленочные (полимерные) накидки, куртки или плащи. Проверьте герметизацию жилых помещений, состояние окон, дверей

Оповестите соседей о полученной информации. Окажите помощь больным и престарелым. В дальнейшем действуйте в соответствии с указаниями управления (отдела) по делам ГО и ЧС».

г) При угрозе радиоактивного заражения:

« Внимание! Говорит управление (отдел) по делам ГО и ЧС.

Граждане! «Радиационная опасность».

Возникла непосредственная угроза радиоактивного заражения.

Надеть противогаз (ПТМ, ВМП) взять воду, продукты питания и предметы первой необходимости, укрыться в убежище, ПРУ или простейшем укрытии. Укрываясь в доме (квартире), следует герметизировать помещения. Для защиты поверхности тела от загрязнения радиоактивными веществами используйте спортивную одежду, комбинезоны и сапоги.

При себе имейте пленочные (полимерные) накидки, куртки или плащи.

Оповестите соседей о полученной информации. Окажите помощь больным и престарелым. В дальнейшем действуйте в соответствии с указаниями управления (отдела) по делам ГО и ЧС».

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.

К примеру, произошла авария на химически опасном объекте. Какую информацию должно получить население?

Возможен такой вариант: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают: (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах: (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению, проживающему на улицах: (каких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы: (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями".

Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин.

Другой пример. Вероятно возникновение стихийного бедствия - наводнения. В этом случае сообщение может быть таким:

"Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! В связи с ливневыми дождями и резким повышением уровня воды в реке: (называется) ожидается затопление домов по улицам: (перечисляются). Населению, проживающему там, перенести необходимые вещи, одежду, обувь, продукты питания на чердаки, верхние этажи. В случае угрозы затопления первых этажей будет передано дополнительное сообщение. Быть в готовности покинуть дома и выходить в направлении: (указывается). Перед уходом отключить электроэнергию, газ, воду, погасить огонь в печах. Захватить с собой документы и деньги. Оповестить об этой информации соседям. Оказать помощь детям, престарелым и больным. Соблюдайте спокойствие, порядок и хладнокровие.

Если вода застанет вас в поле, лесу, выходите на возвышенные места, заберитесь на дерево. Если нет такой возможности, используйте все предметы, способные удержать человека на воде - бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки, автомобильные шины. Следите за нашими сообщениями".

Могут быть и другие варианты речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин и т.д.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, кривотолков. Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

А как оповещают население в военное время? При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал "Внимание всем!", затем следует информация. К примеру: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! Воздушная тревога!". И далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что взять с собой, где укрыться. Может идти и другая, более обстоятельная информация.

Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное время. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Решается это с помощью создаваемых систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи, проводного вещания (радиотрансляционной сети), специальной аппаратуры и электросирен.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях является необходимой мерой безопасности, которая позволяет защитить жителей любого населенного пункта от негативных последствий какой-либо аварии или же разрушительного воздействия, вызванного влиянием различных факторов.

Подобная схема защиты граждан крайне важна для обеспечения безопасности.

Что стоит понимать под оповещением

Данное определение используется для описания комплекса мер, которые позволяют заблаговременно предупредить жителей о возможных чрезвычайных ситуациях, а также их последствиях. Для этого может использоваться телевизионное и радиовещание, сирены и другие системы информирования граждан.

При этом об опасностях, чрезвычайных ситуациях и потенциальных угрозах подразумевает определенную реакцию со стороны жителей населенного пункта. Как только прозвучал вой сирен, нужно без промедления включить радио или телевизор для того, чтобы услышать обращение штаба по делам гражданской обороны либо же местных органов власти.

Данная информация позволит узнать о том, что именно происходит, каковы масштабы разрушений и ожидаемые последствия. Жители также получат инструкцию относительно дальнейших действий.

С того момента, как прозвучали сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, нужно позаботиться о том, чтобы средства информирования были постоянно включены. При подобных обстоятельствах радиотрансляционные узлы в населенных пунктах, подвергшихся опасности, переводят на режим работы в течение круглых суток.

Получать нужные сведения относительно дальнейших действий крайне важно, поскольку это поможет избежать значительного ущерба и даже сохранить жизнь.

Наиболее распространенные ЧС

Если обратить внимание на статистику чрезвычайных ситуаций, то можно обнаружить, что все они относятся к одной из трех ключевых групп. Речь идет о ЧС техногенного, экологического и природного характера.

Что касается последствий ЧС, для защиты от которых используются средства оповещения населения о чрезвычайных ситуациях,то они могут сводиться к разрушениям следующих видов:

Механических;

Акустических;

Электромагнитных;

Информационных;

Биологических;

Радиационных;

Тепловых;

Химических.

Один из ключевых признаков любого поражения - это его масштаб, для характеристики которого используется определение зоны воздействия конкретного разрушительного фактора.

Оповещение населения о - основы

Итак, от того факта, насколько грамотно будет организована данная о ЧС, зависит уровень потенциальной угрозы жизням граждан. Поэтому ключевым фактором здесь является время.

Именно по этой причине на территории РФ в каждом населенном пункте находится ретрансляторный узел. Интересным является тот факт, что столь крупная ретрансляционная сеть есть только в России. Для того чтобы создать комплексный эффект, установлены областные, краевые и республиканские телевизионные центры, местные и широковещательные радиостанции.

Населения о чрезвычайных ситуациях, помимо использования описанных выше средств, подразумевает также наличие на крупных производствах и зданиях соответствующих сирен, при помощи которых можно извещать население о появившейся угрозе.

При этом непосредственно сам вой сирен с 1988 года означает не воздушную тревогу, а необходимость обратить внимание на экстренную информацию. Другим словами, как только жители услышат сирены, им нужно включить все средства трансляции - радио и телевизоры.

Использование речевой информации

Для того чтобы эффективно отреагировать на различные угрозы, штабы ЧС и ГО, совместно с органами власти, формируют определенные обращения, при помощи которых можно будет дать сжатую и предельно актуальную информацию населению тех городов и регионов, которые подверглись опасности. Для этого изначально моделируются различные возможные ситуации, для каждой из них составляется текст.

Например, в случае химической угрозы организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях будет включать донесение гражданам следующей информации:

Предупреждение об аварии на конкретном предприятии;

Извещение о сути угрозы (утечка какого вещества произошла);

Обозначение направления, в котором двигается облако ядовитых испарений;

Перечисление улиц и районов населенного пункта, попадающих в зону заражения;

включаетинструкции относительно блокировки окон и дверей, а также герметизации квартиры;

Информирование о недопустимости нахождения в подвалах и нижних этажах помещений;

Извещение о том, жители каких районов и домов вынуждены покинуть свои квартиры и рабочие места;

Подобный порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должен быть рассчитан на 5-минутную речь, повторяющуюся несколько раз подряд.

Если же придется иметь дело, скажем, с наводнением, то жителей предупредят о факте угрозы затопления и назовут конкретные места города, которые находятся в зоне поражения. После этого последует информация о том, что необходимо перенести все запасы провизии и нужные вещи на верхний этаж здания или чердак. Жители также получат сведения о том, в каком направлении нужно двигаться в случае эвакуации. О самой необходимости покинуть здания тоже сообщат. Далее последует весь комплекс сопутствующих инструкций.

Как можно заметить, независимо от природы ЧС, схема речевого оповещения остается приблизительно той же.

Если произошла авария на АЭС, то запускается сигнал «радиационная опасность». Такое оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, в частности, риска облучения, должно быть произведено во всех населенных пунктах, которые могут оказаться на пути движения облака с радиоактивными элементами.

За таким сигналом звучит речевая инструкция о необходимости использования ватно-марлевой или тканевой противопылевой повязки, а в случае наличия - респиратора. Если данные средства защиты отсутствуют, то стоит воспользоваться противогазом. Также понадобится подготовить и взять с собой средства индивидуальной медицинской защиты, запас продуктов и все предметы, попадающие в категорию первой необходимости. С этим багажом важно не просто перемещаться, а двигаться в сторону ближайшего Все эти действия станут возможны только в том случае, если будет присутствовать организация своевременного оповещения населения при чрезвычайных ситуациях.

Важные нюансы при организации информирования населения

Прежде всего необходимо обеспечить трансляцию всех актуальных сведений и рекомендаций при помощи доступных средств связи. Но, помимо этого, нужно позаботиться о том, чтобы в 5-минутном обращении содержалась вся необходимая информация, которая позволит сохранить жизнь граждан, оказавшихся в зоне поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуацияхкрайне важно еще и по той причине, что отсутствие конкретных данных и соответствующей реакции местных властей в случае ЧС способно создать условия для возникновения панических настроений. Стоит отметить, что паника потенциально опасна не менее, чем сама угроза.

Более того, информационный блок должен быть понятным. То есть люди, услышав информацию и рекомендации, должны осознать ее без искажений и неверных выводов.

Альтернативное использование инструментов оповещения

Есть ряд угроз, которые не попадают в категорию ЧС. В качестве примера можно привести военную тревогу. В этом случае используется та же сирена, что и при возникновении ЧС, только в сообщении звучит текст об угрозе воздушного или другого вторжения с последующими инструкциями. После привлечения внимания может быть озвучена любая актуальная информация в рамках сложившейся ситуации.

Очевидно, что нынешние способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях имеют определенные преимущества и достоинства. Прежде всего, это возможность быстро привлечь внимание людей в любой точке страны. К тому же подобная система универсальна, поскольку ее можно использовать для любых оповещений, в том числе и в военное время. Еще одно ключевое достоинство - это полноценное и быстрое информирование всех жителей, которые находятся в группе риска. И все это возможно благодаря системам централизованного оповещения, которые базируются на проводном вещании, сетях связи и специальной аппаратуре с электросиренами.

Системы оповещения локального типа

Разбираясь в том, как происходит оповещение населения о чрезвычайных ситуациях,стоит уделить внимание и этим системам. Они необходимы для оперативного информирования жителей об авариях на химически опасных предприятиях, АЭС, гидроузлах и различных объектах, где риск возникновения катастроф повышен.

При помощи локальных систем можно в короткие сроки оповестить о возникновении угрозы вследствие аварии персонал самого предприятия, а также руководство всех учреждений и организаций, которые находятся в непосредственной близости.

Для оповещения населения, находящегося в зоне потенциального поражения, такие средства информирования также прекрасно подойдут. При этом границы подобных зон фиксируются изначально, что позволяет сразу же определить план эвакуации и необходимую стратегию защиты жителей.

В качестве ключевого преимущества локальных систем можно определить их очевидную оперативность, которая очень важна при возникновении аварий и катастроф. Что касается решения о запуске данной системы, то его принимает дежурный диспетчер. Изначально активируются сирены близлежащего жилого массива и самого объекта в частности. После звука, который привлекает внимание жителей, звучит актуальная информация.

Такая система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должна включаться в максимально короткие сроки. Любое промедление в условиях ЧС может привести к человеческим жертвам.

Кто отвечает за работу системы

Очевидно, что, кроме технической составляющей, важным является человеческий фактор. От квалификации и реакции дежурного персонала напрямую зависит тот факт, насколько эффективной окажется организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях при конкретных обстоятельствах.

Что касается более глобальных организационных моментов, то ими занимаются уже начальники штабов ЧС и ГО, причем независимо от того, какой они имеют ранг. А непосредственной поддержкой связи и ее изначальным обеспечением должны заниматься начальники служб оповещения населенных пунктов (объектов экономики, районов, городов, областей). В их обязанности входит контроль за состоянием воздушных и кабельных линий, а также аппаратуры связи.

Эвакуация

Порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях может включать и финальный этап организации защиты населения, а именно - вывоз их с опасной территории.

Более того, эвакуация является одним из основных средств защиты жителей в случае возникновения ЧС. Суть этого комплекса мероприятий сводится к тому, что люди массово переселяются из районов и населенных пунктов, где есть риск получить ущерб здоровью вследствие различных видов угроз (от ЧС до военного вторжения).

Особенно актуальной эвакуация является в том случае, если в регионе не хватает защитных сооружений для размещения в них нужного количества людей. При таких условиях только быстрый и грамотный вывоз/вывод жителей в безопасную область может помочь избежать существенных жертв.

Заключение

Нетрудно прийти к выводу, что оповещение населения о чрезвычайных ситуацияхявляется важной частью защиты жителей различных регионов от всех ключевых видов угроз, являющихся следствием ЧС.

По этой причине как к состоянию оборудования, как и к организации самого процесса, используемого для подачи сигнала, необходимо подходить с максимальной ответственностью.



Поделиться