Восстание 2 мая 1808 года в мадриде. Мадридское восстание. Начало и ход восстания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»

Заочное отделение

Юридический Факультет

Кафедра теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: История государства и права зарубежных стран

на тему: Государство и общество Арабского Халифата

Выполнил: студент 22-22з гр. 1 курса

Юриспруденция

Фамилия: Сотников

Имя: Сергей

Отчество: Викторович

Проверил: Шкаревский Д.Н

Сургут 2012 год

Введение

1.1 Преемник Мухаммеда

2. Халифат Омейядов (661-750)

Заключение

Список литературы

Введение

Созданный пророком Мохаммедом (Мухаммедом, Магометом) и его преемниками, Арабский Халифат был самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией.

Возникновение новой религии - Ислама, провозглашало необходимость нового порядка, исключавшего прежнюю племенную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Единственным условием вступления в эту общность являлось признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний. Среди простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Они приняли Ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений. Аравийский полуостров, где возникло первое исламское государство, расположен между Ираном и Северо-восточной Африкой.

Возникшее государство решало одну из важнейших задач, ставшую перед страной, - преодоление племенного сепаратизма. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.

1. Исторические предпосылки возникновения государства - Арабский Халифат

В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд.

Слово халифат -- «наследник», «представитель»)-- означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммеда арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников).

Эпоха существования Арабского халифата, вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.

Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии -- ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название "ханифского".

Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570--632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого "снизошли откровения", записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога -- Аллаха (Ислам в переводе с арабского и означает "предание себя" Богу) и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк -- "посланник Аллаха на земле". Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным религиям -- иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. В 20-30-х гг. им было завершено организационное оформление мусульманской общины в Медине. Она стала представлять собой не только религиозную, но уже и надплеменную организацию, ядро складывающегося государства. Сам Мухаммед был в этой общине пророком, и племенным вождем, и военным предводителем, и судьей. С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактически главой всей Аравии, а его родственники и ближайшие сподвижники выделились в особую привилегированную прослойку арабского общества. С помощью ислама и военных отрядов общины решалась задача преодоления племенного сепаратизма. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобрела политический характер. Мухаммед вел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную-полурелигиозную общину (умму). В начале 630-х гг. значительная часть Аравийского полуострова признала власть и авторитет Мухаммада. Под его началом сложилось своеобразное протогосударство с духовной и политической одновременно властью пророка, опиравшегося на военные и административные полномочия новых сторонников - мухаджиров. По своим размерам их империя, которая образовалась менее чем за сто лет, превзошла Римскую Мухаммед, умирая, не оставил наследника, и после его кончины (632) возник спор между мекканцами и мединцами по вопросу о его преемнике.

1.1 Преемники Мухаммеда

Смерть пророка (632г.) поставила перед руководителями арабов-мусульман нелегкую задачу: кто теперь будет их главой? Речь шла не только и не сколько о религиозном вожде сколько о правителе быстро растущего государства, хотя в представлении сподвижников пророка власть религиозная и власть политическая были неотделимы друг от друга. Религия давала не просто санкцию, но право на власть, а власть не просто опиралась на религию, но была формой воздействия ее на людей.

В процессе дискуссий халифом был выбран Абу Бакр.

За недолгие годы его правления (632-634) арабы-мусульмане сумели не только подавить недовольство в своих рядах, но объединить под властью халифа почти все арабские племена, а также начать завоевание соседних территорий, прежде всего Двуречья (Ирака) и Сирии, потеснив соответственно сасанидский Иран и Византию. Абу Бекра в качестве главы ставшего уже весьма обширным Арабского халифата сменил Умар (634--644), успешно продолжал завоевания, и таким образом под конец своей жизни он, кроме самой Аравии, повелевал в Азии Сирией, Месопотамией, Вавилонией и западной половиной Ирана, а в Африке -- Египтом, Баркой и Триполи.

Успешные завоевания и превращение халифата в гигантскую державу резко обострили внутриполитические противоречия в этом молодом и структурно весьма еще рыхлом государстве. Управление продолжало сохранятся в руках местных властей, а связи завоеванных областей с центром были не достаточно прочны. Кроме того, в центре назревал политический кризис, вылившийся в острую борьбу за власть. Дело в том, что при Османе, оказавшемся весьма вялым и бесцветным правителем, на первый план вышли его задачи из числа Омейядов, чем были недовольны другие группировки влиятельной исламской родовой знати, прежде всего из числа близких родственников пророка. Сплотившиеся вокруг кузена и зятя пророка Али, женатого на Фатиме, недовольные образовали политическую группу шиитов (шиит - партия, группа), выступивших за наследственное право потомков, алидов, на власть. В 656 г. Осман был убит одним из шиитов, а четвертым халифом был провозглашен Али (656 г.), зять Мухаммада, последний из «четырех праведных халифов».

Влиятельная часть Омейядов, бежавшая от расправы в Сирию, где наместником был Муавия, не только отказалась присягнуть Али, но и резко выступила против него, обвинив его в участии в убийстве. Начались военные действия. Небольшое войско Муавии явно не было в состоянии противостоят халифу, но в решающий момент Муавия пошел на хитрость: его воины подняли на своих копьях листы священного Корана, требуя тем самым не военного, а религиозного решения спора. Али проявил нерешительность, согласившись на переговоры, что стоило ему трона и жизни: 12 тысяч отборных воинов его армии вышли из числа его сторонников и стали именовать себя хариджитами (вышедшими). Хариджиты заявили, что халифом может и должен быть тот, кто достоин этого. Али вынужден был обратить свое основное внимание на хариджитов, которым он объявил войну. Борьба на два фронта завершилась для него печально: в 661 г. Али был убит в мечети в Куфе хариджитом. Халифом же стал Муавия, основавший династию Омейядов.

2. Халифат Омейядов (661-750)

Омейяды -- 1-ая династия (после праведных) халифов после смерти пророка Мухаммада, происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя.

Основана Муавией в 661 г. Муавия, сын главы мекканских курейшитов Абу Суфьяна, будучи наместником Сирии, выступил против халифа Али и в 660 провозгласил себя (в Иерусалиме) халифом, но лишь в 661, после убийства Али, возглавил халифат.

Омейяды перенесли столицу из Куфы в Дамаск, и поэтому их халифат иногда называется Дамасским халифатом.

После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов Язида I (680--683) халифат фактически распался. Его восстановили в конце VII в. Мерваниды.

Омейяды завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и др. территории (Арабские завоевания).

Вели длительную, но безуспешную войну против Византии, предпринимали несколько осад Константинополя (668--69 гг., 673--78 гг.).

Политика:

Омейяды ввели наследственный принцип верховной власти в роде Омейядов. (вместо избрания халифов после Мухаммеда). Основной социальной опорой Омеядов была арабская знать, основной производительной силой -- крестьяне-общинники и издольщики.Труд рабов применялся главным образом в сфере обслуживания и в войсках. Ремесленное производство и торговля сохранялись преимущественно в руках податного коренного населения; оно же занималось ростовщичеством, а также поставляло служащих в государственный аппарат.

При Омеядах в государственных учреждениях вместо греческих и др. местных языков был введён арабский язык. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, заменены золотым динаром и серебряным дирхемом арабской чеканки. Значительного развития достигли торговля и ремесло.

При Омеядах вместо фиксированной дани времён арабских завоеваний был введён налог по платёжеспособности.

Особое место в халифате Аббасидов заняла армия. Она сильно видоизменилась. На смену воинам-арабам из числа кочевников-бедуинов пришла намного лучше организованная наемная армия, в которой немалую роль стали играть профессиональные воины из числа хоросанцев, берберов, затем также и тюрок. Арабское ополчение теперь играло второстепенную роль. Главное же место в армейской иерархии заняла гвардия халифа, составленная из арабов-гулямов (мамлюков).

Привезенные издалека в детском возрасте, купленные либо полученные от покоренного населения далеких окраин в форме своего рода тяжелого налога (налога “кровью” - девширме), оторванные от корней и лишенные связей в Багдаде, юноши из тюрок, кавказцев и славян воспитывались в духе абсолютной преданностью халифу, от милостей которого зависели их благосостояние. Вначале глубоко преданная халифу, эта гвардия вскоре, однако, почувствовала свою силу и стала не только навязывать халифу свою волю, но и подчас свергать неугодных правителей, а то и возводить на трон собственных предводителей.

Окончание правления: Тяжёлые поборы и новые налоги, которыми облагалось покорённое арабами население, поземельная политика, рассчитанная на рост государственных доходов и ущемлявшая интересы не только местного, но и арабского населения, отказ от норм первоначального ислама, освобождавших обращенных в ислам подданных неарабского происхождения от налога джизья, сузили социальную базу и привели к мощным антиправительственным восстаниям, проходившим главным образом под лозунгами шиитов и хариджитов.

В результате восстания 747--750 под руководством Абу Муслима все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании (Кордовский халифат). К власти пришли Аббасиды.

3. Халифат Аббасидов (750-1258)

Претендуя на верховную власть, Аббасиды аргументировали это тем, что Омейяды, хотя и происходили из племени курейш, к роду Пророка,то есть к Хашимитам, не принадлежали.

Успеху Аббасидов способствовала междоусобица Омейядов, разгоревшаяся после смерти халифа Хишама в 743 г.

В 747 г. в Хорасане началось антиомейядское восстание, которым руководили представители Аббасидов -- Ибрахим ибн Мухаммед, а после его гибели -- его брат Абу-л-Аббас.26 июня 749 г. Аббасиды одержали победу при Нехавенде, открывшую им дорогу на Багдад.28 ноября того же года в соборной мечети Куфы Абу-л-Аббас привёл к присяге своих новых подданных. Последний омейядский халиф Марван II ещё полгода правил западной частью халифата, затем бежал в Египет, где в 750 г. был убит.

Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов, а также уничтожили своих недавних сторонников по антиомейядскому движению -- Абу Саламу (750) и Абу Муслима (755).

Вскоре власть Омейядов окончательно рухнула, и на смену им пришли халифы новой династии. Хотя Аббасиды стали господствовать почти над всей территорией халифата - только в Испании бежавший туда один из Омейядов создал независимый от них Кордовский эмират, впоследствии тоже халифат,- власть их была значительно менее прочной и стабильной. Уже с первых десятилетий существования нового халифата стало вполне очевидно, что зенит политического могущества арабов и их государства позади. Новых походов Аббасиды практически не предпринимали; их сил едва хватало на то, чтобы сохранить завоеванное. Но и с этой задачей они справлялись плохо

В период с 836 по 892 г. столицей халифата был город Самарра. Аббасиды в течение 200 лет переживали подъем, однако по мере усиления феодальной раздробленности халифата и в связи с ростом политического влияния гвардии, составленной из тюркских рабов-«гулямов», династия постепенно пришла в упадок.

Халифат при Харун ар-Рашиде (786--809)

Династия Аббасидов достигла расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. 707--775), аль-Махди (775--785), Харун ар-Рашиде (786--809), аль-Мамуне (813--833).

В правление Аббасидов изменился характер верховной власти -- из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность.

Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Муканна и др.

С VIII в. от халифата Аббасидов начали отделяться отдельные области.

В 945 году столицу захватили персидские шиитские шахиншахи Буиды.

Лишённый светской власти аббасидский халиф стал мусульманским первосвященником, авторитет которого признавали все сунниты.

После завоевания Багдада сельджуками в 1055 г. и утверждения Сельджукидов Аббасиды продолжали оставаться преимущественно первосвященниками.

В их руках оставалась только духовная власть, от которой, согласно традиции, исходила верховная власть светского правителя -- эмиры и султаны получали инвеституру и приносили присягу.

После распада государства Сельджукидов (1118) халифат Аббасидов возродился как государство в бассейне Тигра и Евфрата.

Халиф ан-Насир включил в состав халифата территорию Хузестана и вёл борьбу против хорезмшахов.

Некогда самый величественный город мира был разрушен, до миллиона людей убито.

Хулагу заключил халифа аль-Мустасима в тюрьму, запретив давать ему какую-либо еду и питьё, и приказал поставить перед халифом пустые золотые блюда и чашки.

Через 10 дней после падения Багдада последний Халиф аль-Мустасим был казнен.

Аббасидская Империя была самой крупной империей своего времени. На протяжении 508 лет в ней правили 38 халифов из династии Аббасидов.

4. Мусульманское право (шариат)

Шариат (от арабск. «шари"а» -- «прямой, правильный путь») -- система мусульманского права -- не просто свод юридических норм. Шариат не разделяет сферы морали и права, и потому это свод правил поведения мусульманина на все случаи жизни.

Принципы, управляющие моралью и поведением в исламе, могут быть определены следующим образом. Во-первых, все правовые и моральные установления исходят только от Аллаха. Шариат дан человеку Аллахом раз и навсегда, а потому он совершенен, вечен и неизменен. Ни один человек не вправе что-либо разрешать или запрещать, поскольку такое право принадлежит одному лишь Аллаху.

Разрешено все, кроме того, что единственный законодатель, сам Аллах, однозначно запретил. Соответственно попытка сделать запретным разрешенное и наоборот равносильна ширку, т.е. приписыванию божественности кому-либо кроме Аллаха.

Еще один принцип исламского права заключается в том, что все, ведущее к запретному, также запретно. Кроме того, следует избегать сомнительного и двусмысленного, чтобы не вовлечь себя в незаконное и не подвергнуться соблазну запретного. Благие намерения не являются оправданием для незаконных деяний, и благоприятный исход не оправдывает дурных средств. То, что запретно, запретно для всех, безотносительно пола, положения, богатства и проч. Однако запретное считается допустимым в случае острейшей необходимости и при соблюдении строго определенных правил. Например, употребление в пищу свинины строжайше запрещено, но если кто-либо лишен всякой другой пищи и ему угрожает голодная смерть, ему разрешено употребить в пищу свинину, но лишь в минимальном количестве, достаточном для удовлетворения его насущных потребностей, без жадности и стремления к запретному.

Все поступки, в соответствии с шариатом, делятся на пять категорий:

1) обязательные (фард) -- либо для всех мусульман (например, пятикратная молитва), либо только для тех, кто может это исполнить (обязанности предстоятеля на молитве, муэдзина в мечети и т. д.);

2) желательные (мандуб) -- похвальные деяния, которые вознаграждаются в следующей жизни, но неисполнение которых не наказывается (добровольные молитвы сверх предписанных, дополнительные посты, гостеприимство, сдерживание гнева, прощение обидчиков, переписывание Корана и т. д.);

3) дозволенные (джаиз) -- просто разрешенные, не влекущие за собой ни одобрения, ни порицания (деловое путешествие, еда, сон, женитьба и т. д.);

4) неостойные (макрух) -- неприемлемые, но и ненаказуемые ни на этом, ни на том свете (небрежность в отправлении обязанностей веры, скупость или расточительность, пристрастие, жестокость, брак с иноверкой, употребление в пищу некоторых сортов рыб и т. д.);

5) запретные (махзур) -- деяния и мысли, за которые мусульманин будет наказан в обеих жизнях (питие вина, ростовщичество и т. д.)

Критерием отнесения поступка к той или иной категории, в соответствии с шариатом, являются положения Корана и Сунны

Необходимость регулирования вновь возникающих отношений вызвала становление в VIII-IX веках исламской юриспруденции -- фикха («глубокое понимание», «постижение»). Основными источниками правовых решений оставались Коран и Сунна, по определению содержащие ответы на все вопросы. Постепенно для «извлечения» этих ответов были выработаны методы рационального анализа, среди которых наиболее употребительными были иджма -- согласное мнение авторитетных лиц и кийас -- вывод, суждение по аналогии. Таким образом, если шариат -- это собственно система права, система норм, всесторонне регулирующая жизнь мусульманина, то фикх -- система правоведения, «наука о праве», одной из задач которой является поиск ответов на вопросы, рождаемые практикой правоприменения.

Так как иджма и кийас предоставляют возможность для самых разных решений, то, во избежание греховных нововведений (бида), право их применения было предоставлено только муджтахидам, известным своим благочестивым усердием (иджтихад) мусульманским ученым-законоведам. В X столетии был достигнут молчаливый консенсус относительно недопустимости появления новых толков с собственной системой вывода правовых решений, что обязывало каждого факиха (богослова-законоведа) следовать учению определенного мазхаба.

Помимо указанных мусульманское право имеет и дополнительные источники. Прежде всего это местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признаются правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе а также адаты -- обычаи народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права. Еще одним дополнительным источником права служат фетвы -- решения муфтиев по отдельным вопросам, фирманы --указы и распоряжения халифов, а также кануны -- законы, устанавливаемые исламским государством. Так, например, статья 48 «Основ системы власти», принятых в 1992 году в Саудовской Аравии, гласит, что «Суды обязаны применять нормы шариата при рассмотрении ими дел в соответствии с Кораном и Сунной, а также законами, декретированными правителем на основе Корана и Сунны».

государство арабский халифат мусульманское право

Заключение

Основными причинами воинских успехов арабов надо был религиозный фанатизм, а также ослабление Византии и Ирана. Вследствие завоеваний было создано огромное феодальное государство, которое было сначала довольно централизованным. Одновременно с возникновением Халифата формировалось его право - шариат (шариа - с арабского - «надлежащий путь»). Право изначально формировалось как важнейшая часть религии.

В конце VIII в., наметились новые тенденции в развитии арабского халифата. Местная знать, укрепившись в завоеванных странах, теряет былую заинтересованность в единстве Халифата. Раскол халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени. После падения Государства мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, и т.д.).

Список литературы

Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. - М., 1996

Большаков О.Г. История Халифата. Т.2. Эпоха великих завоеваний (633--656). М., 1993.

Фильштинский И.М. Халифат под властью династии Омейядов (661-750)

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. З.М. Черниловского. - М., 1984

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основание Арабского халифата. Халифат муджахиров. Исламское государство. Организация власти и управления. Местные органы государственного управления. Судебная система. Законоведение халифата. Упразднение Арабского халифата.

    реферат , добавлен 13.03.2005

    Государство и право в ранний период Арабского Халифата. Смерть Мухаммеда, объединение арабских племен и поиск преемника. Перенаселенность Аравии и поиск новых земель. Государство и право в поздний период Арабского Халифата, его эволюция и состояние.

    реферат , добавлен 27.10.2010

    Особенности правового развития Арабского халифата - теократического государства во главе с халифом, которое возникло на Аравийском полуострове после появления ислама в начале VII в. и оформилось в результате военных походов в середине VII-начале IX в.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Исламское право (шариат) как сложное социальное явление, оказавшее влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Доктрина исламского права, его источники. Нормы, регламентирующие имущественные отношения. Отношение к браку.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2017

    История возникновения ислама. Шариат как совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама. Источники мусульманского права: коран, сунна, иджма, кияс. Мухаммад как посланник Аллаха. Классификация преступлений и наказаний в исламе.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2012

    Понятие, виды и формы государственного устройства. Примирительная теория, освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Арабский халифат: история организации власти и управления, четыре школы мусульманского законоведения.

    реферат , добавлен 21.03.2010

    Анализ истории халифата и выявление причин стремительного распространения ислама и мусульманского государства, рассмотрение его исторически сложившихся исламских форм. Формы государственного правления в странах, принадлежащих к данной цивилизации.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Государственный строй и право Арабского Халифата, имущественные и семейные отношения. Средневековое государство и право Китая. Возникновение феодального общества и государства в Японии. Связь китайского и японского брачно-семейного права с религией.

    реферат , добавлен 15.04.2015

    Основные источники мусульманского права. Коран и сунна. Иджма. Кияс. Шариат - правовой путь следования. Применение права. Государство и мусульманское право.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2002

    Первобытное общество: экономические отношения, власть, социальные нормы. "Неолитическая революция" как основной рубеж развития первобытного общества. Исторические предпосылки возникновения государства. Возникновение права. Основные пути развития.

Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде . 1814 Холст, масло. 268 × 347 см Музей Прадо , Мадрид К:Картины 1814 года

«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» (исп. El dos de mayo de 1808 en Madrid ) - картина испанского художника Франциско Гойя , написанная вместе с картиной «Третье мая 1808 года в Мадриде » весной-летом 1814 года к приезду короля Фердинанда VII . Оба произведения были, скорее всего, заказаны Верховным советом Регентства, предоставлявшим Гойе финансовую помощь.

На картине художник изобразил эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 года , когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов , выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула . Композиция, в которой отсутствует единый центр, передаёт энергию толпы и напряжённость боя, а цветовая палитра подчёркивает жестокость происходящего.

При бомбардировке Мадрида во время Гражданской войны в Испании республиканское правительство решило эвакуировать фонды Прадо . Грузовик, транспортировавший произведения Гойи, попал в аварию и «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» было сильно повреждено. На картине остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. После реставрации часть повреждений у левого края была оставлена неисправленной, чтобы служить напоминанием зрителям о гражданской войне. Лишь во время повторной реставрации 2008 года картина была полностью восстановлена.

Источники

  • Путеводитель по Прадо. - С. 182-183. - ISBN 978-84-8480-188-7 .
  • Hughes R. Goya. - New York: Alfred A. Knopf, 2004. - ISBN 0-3945-8028-1 .

Напишите отзыв о статье "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде (картина)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде (картина)

Анна Павловна Шерер, так же как и другие, выказала Пьеру перемену, происшедшую в общественном взгляде на него.
Прежде Пьер в присутствии Анны Павловны постоянно чувствовал, что то, что он говорит, неприлично, бестактно, не то, что нужно; что речи его, кажущиеся ему умными, пока он готовит их в своем воображении, делаются глупыми, как скоро он громко выговорит, и что, напротив, самые тупые речи Ипполита выходят умными и милыми. Теперь всё, что ни говорил он, всё выходило charmant [очаровательно]. Ежели даже Анна Павловна не говорила этого, то он видел, что ей хотелось это сказать, и она только, в уважение его скромности, воздерживалась от этого.
В начале зимы с 1805 на 1806 год Пьер получил от Анны Павловны обычную розовую записку с приглашением, в котором было прибавлено: «Vous trouverez chez moi la belle Helene, qu"on ne se lasse jamais de voir». [у меня будет прекрасная Элен, на которую никогда не устанешь любоваться.]
Читая это место, Пьер в первый раз почувствовал, что между ним и Элен образовалась какая то связь, признаваемая другими людьми, и эта мысль в одно и то же время и испугала его, как будто на него накладывалось обязательство, которое он не мог сдержать, и вместе понравилась ему, как забавное предположение.
Вечер Анны Павловны был такой же, как и первый, только новинкой, которою угощала Анна Павловна своих гостей, был теперь не Мортемар, а дипломат, приехавший из Берлина и привезший самые свежие подробности о пребывании государя Александра в Потсдаме и о том, как два высочайшие друга поклялись там в неразрывном союзе отстаивать правое дело против врага человеческого рода. Пьер был принят Анной Павловной с оттенком грусти, относившейся, очевидно, к свежей потере, постигшей молодого человека, к смерти графа Безухого (все постоянно считали долгом уверять Пьера, что он очень огорчен кончиною отца, которого он почти не знал), – и грусти точно такой же, как и та высочайшая грусть, которая выражалась при упоминаниях об августейшей императрице Марии Феодоровне. Пьер почувствовал себя польщенным этим. Анна Павловна с своим обычным искусством устроила кружки своей гостиной. Большой кружок, где были князь Василий и генералы, пользовался дипломатом. Другой кружок был у чайного столика. Пьер хотел присоединиться к первому, но Анна Павловна, находившаяся в раздраженном состоянии полководца на поле битвы, когда приходят тысячи новых блестящих мыслей, которые едва успеваешь приводить в исполнение, Анна Павловна, увидев Пьера, тронула его пальцем за рукав. Дата -3 мая Место Мадрид , Итог Восстание жестоко подавлено, но волнения перекидываются на всю Испанию, начинается война за независимость Испании Противники
Командующие
Аудио, фото, видео на Викискладе

Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде (исп. Dos de Mayo ) - восстание жителей Мадрида против оккупации города войсками французского императора Наполеона Бонапарта , послужившее прелюдией к затяжной партизанской войне .

Предпосылки

Начало и ход восстания

Искрой, воспламенившей восставших, стала попытка французского маршала Мюрата выслать дочь и младшего сына Карла IV, Франсиско де Паула, в Байонну. Первоначально правящий совет города отказался выполнить требование Мюрата, но в конце концов дал согласие после получения письма от Фердинанда VII, находившегося в Байонне.

Новости о восстании в Мадриде, прибывшие в тот же день 2 мая в близлежащий городок Мостолес , побудили Хуана Переса Вильямиля (исп.) русск. , секретаря Адмиралтейства и прокурора Высшего военного совета, и руководителей (алькальдов) городка подписать декларацию об объявлении войны с призывом к испанцам бороться за изгнание оккупантов. По имени городка этот документ получил название Декларации алькальдов Мостолеса (исп.) русск. .

Французские оккупанты надеялись, что их быстрые и жестокие репрессии покажут населению, что они хозяева Испании, однако на самом деле восстание дало сильный толчок сопротивлению. В последующие недели и месяцы число вооружённых выступлений против французов стало возрастать. 2 мая датируют начало

Мадридское восстание 1808 года, народное восстание против французских оккупантов 2-3 мая, положившее начало Испанской революции и испано-французской войне 1808-1814 годов. Наполеон I , стремясь овладеть Пиренейским полуостровом, под предлогом усиления французской армии в Португалии, с которой Франция находилась в состоянии войны, в конце 1807- начале 1808 ввёл в Испанию свои войска. В марте 1808 отряд императорской гвардии во главе с И. Мюратом вступил в Мадрид. Оккупация франц. войсками значит, части Испании вызвала резкое недовольство нар. масс, что привело к кризису в дворцовых кругах. Король Испании Карл IV отрёкся от власти. На престол был возведён его сын Фердинанд VII. Однако Наполеон I не признал нового короля и, решив захватить исп. трон, вызвал Карла IV и Фердинанда VII во Францию якобы для улаживания вопроса о престолонаследии. В Мадриде распространился слух, что Мюрат намеревается вывезти из Испании последнего наследника короля - инфанта (принца) Франсиско. Это и послужило поводом к восстанию. 2 мая предводительствуемое патриотами-офицерами Даонсом и Веларде население Мадрида, вооружённое ружьями, ножами и камнями, с возгласами «Смерть французам!» выступило против 25-тыс. франц. гарнизона. Ожесточённые сражения на пл. Пуэрта дель Соль, у Пуэрто Толедо, в расположении артиллерийского парка продолжались 2 мая и в ночь на 3 мая. Подавив восстание, оккупанты жестоко расправились с населением Мадрида. Мадридское восстание всколыхнуло всю страну и послужило толчком к нар. выступлениям в других районах, переросшим в широкое нац.-освободит, движение против захватчиков. 2 мая вошло в историю Испании как начало борьбы испанского народа за национальную независимость.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5.

Мадридское восстание 2 мая 1808 года - вооруженное выступление населения Мадрида против французских оккупантов, положившее начало Испанской революции 1808-1814 года. Поводом к восстанию послужила попытка маршала Мюрата вывезти из Испании утром 2 мая последнего представителя королевского дома - инфанта дона Франсиско. Население Мадрида, вооруженное ружьями, отнятыми у врага, ножами, палками, сражалось против 25-тысячного французского гарнизона. Наиболее острые бои развернулись на площади Пуэрта дель Соль, у Пуэрта Толедо, а также в Артиллерийском парке, где героическую борьбу народных масс возглавляли проявившие особое мужество капитаны Даоис и Веларде, вместе с которыми пали на поле боя национальные герои лейтенант Хасинто Руис и Клара дель Рей. Высшее дворянство и королевские чиновники отказались поддержать восстание. Оно было подавлено оккупац. войсками, после чего начались массовые репрессии и расстрелы. Мадридское восстание всколыхнуло страну; день 2 мая 1808 года вошел в историю Испании как национальный день борьбы испанского народа за свободу и национальную независимость.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Причины восстания

Политический курс фаворита, - сказал император, - еще до Иены казался мне немного подозрительным. Я мог бы видеть, что он является абсолютно подозрительным, если бы мой тамошний посол был толковым человеком и осведомлял бы меня о том, что происходит в Испании. Но мне служили плохо. Я был изумлен, когда встретил в испанском правительстве оппозицию, к которой я не привык, и стал остерегаться; эта перемена побудила меня даже стремиться уладить разногласия, возникшие между нами и Пруссией, тогда как если бы не это, я с полнейшей готовностью поднял бы перчатку, которую прусский двор бросил мне так некстати для него. Я хорошо видел, что испанская нация немного недовольна, но я думал, что оскорблено только се самолюбие, и рассчитывал дать ей впоследствии удовлетворение; признаюсь, я был далек от мысли, что объявление мне войны будет исходить от фаворита. Я считал, что у него лучшие советники.

Я не мог строить себе иллюзии насчет планов этого нового врага, - сказал император, - но я притворился, что не вижу их. Только что одержанные мною успехи пришлись мне как нельзя более кстати. Будучи более искусным политиком, чем Годой, я сам дал ему возможность представить исчерпывающие объяснения и считать меня удовлетворенным; я обещал себе воспользоваться этим, чтобы с треском отомстить при первом же подходящем случае или по крайней мере лишить испанский двор возможности создавать мне затруднения в другой раз. Этот случай открыл мне глаза. Князь Мира мог бы заставить меня поседеть накануне Иены, но назавтра после Иены я был уже хозяином положения. Один момент я считал испанцев более решительными, чем они есть, и думал, что они провели моего посла за нос, но это беспокойство было непродолжительным. В тот единственный раз, когда Годой проявил энергию, он сыграл более роковую роль для Испании, чем в течение тех. многих лет, когда он проявлял слабость и подлость, публично грязня этой подлостью своего повелителя. Он не подумал, что когда человек его типа обнажает шпагу против государя, то надо победить или умереть, ибо если короли прощают друг другу взаимные обиды, то они не могут и не должны проявлять такую же снисходительность к подданным. Он должен был бы понять, что нс может быть прощения для человека, который, подобно ему, не имеет корней в стране; прощения не допустят ни здравый смысл, ни политические соображения. Он пожертвовал Испанией, чтобы оставаться фаворитом, а Испания сама принесла себя в жертву, чтобы отомстить ему и тем, кого она напрасно считала его сторонниками. Революции рождаются из широко распространенных в народе слухов и враждебных настроений. После первого же ружейного выстрела никакие объяснения невозможны: страсти разгораются, и так как люди не в состоянии сговориться, они убивают друг друга.

Император еще раз повторил, что именно эти настроения в Испании чуть не заставили его заключить мир в Берлине и даже предоставить Пруссии хорошие условия. Если бы офицер, привезший сообщение о капитуляции Магдебурга, приехал часом позже, то мир был бы подписан .

По словам императора, Годой (по большей части он называл его этим именем), узнав, что император одержал победу над пруссаками, сделал все, чтобы втереть ему очки насчет смысла знаменитого воззвания; он сделал вид, как заметил шутя император, что оно направлено против турецкого султана или марокканского короля.

Мы одурачили друг друга с тем большей легкостью, - прибавил император, - что каждый из нас был одинаково заинтересован в том, чтобы его надули. Видя, что я склонен помочь его государю устроить его судьбу, Годой оказал поддержку намеченным мною планам. Я не думал свергать Карла IV; я лишь хотел на время войны с Англией обеспечить безопасность, в которой я нуждался, чтобы следить за выполнением мер, могущих принудить Англию к миру. Искиердо был в Париже тайным агентом князя Мира и посредником при переписке между Карлом IV и мною. В качестве доверенного лица фаворита он был в очень близких отношениях с Талейраном и Мюратом. По большей части переговоры происходили без ведома испанского министерства и испанского посла. С нашей стороны Шампаньи тоже не слишком явно вмешивался в них. Однако он был мне полезен; это честный человек, очень старательный и всецело преданный мне. Испанский король был весьма непрочь поживиться за счет останков Португалии, а его фаворит хотел - на случай смерти короля - иметь возможность скрыться от места Фердинанда в созданном для него независимом государстве . Преследуемый презрением нации и завистью грандов, не имея другой поддержки, кроме благосклонности короля и королевы, которой он мог лишиться в любой момент, он подписал все, что я хотел. Мюрат и Талейран, особенно первый, были посвящены во все его опасения и надежды. Опьяненный тщеславием, он думал, что я могу забыть его поведение, так как тогда мне было выгодно предоставить ему ряд преимуществ. В своем ослеплении он забыл, что его воззвание было сочинено только потому, что он считал меня потерпевшим крушение. Если ты плут, то не будь еще и дураком! Фриас, которого князь Мира послал тогда в Париж и который должен был оправдать князя передо мною, а также передать мне наряду с поздравлениями короля по поводу моих побед извинения и сожаления Годоя о случившемся, был только показной фигурой; один лишь Искиердо был посвящен в тайны дела. В Мадриде не понимали, что двойственность миссии Фриаса лишала его поздравления всякой цены, облекая их в ливрею смущения и даже страха. Однако я не показывал ничего, так как мне прежде всего было важно, чтобы Испания и Португалия присоединились к условленным в Тильзите мерам, цель которых заключалась в дальнейшем распространении континентальной системы. Смущенный своей позицией по отношению ко мне, мадридский кабинет решил, что он все исправит, если с полнейшей готовностью присоединится к этой системе. Труднее было подчинить ей Португалию - страну, которая находится под безусловным английским влиянием. Если бы она отказалась, то надо было бы ее принудить, а для этого надо было бы действовать в согласии с Испанией. При таком положении вещей для безопасности войск, которые я послал бы в Португалию, а также для проведения континентальной системы важно было оккупировать несколько пунктов в Испании. Мюрат безусловно держал в страхе врагов Франции, но он их нс разгромил. Фаворит пользовался таким влиянием на короля, что нельзя было надеяться открыть глаза этому доверчивому старику, и надо было вести переговоры с самим Годоем, чтобы добиться закрытия всего европейского побережья для Англии. Так как лиссабонский двор не пожелал подчиниться, то был мобилизован обсервационный корпус Жиронды, образованный якобы для охраны нашего побережья от всяких посягательств и для борьбы с контрабандой. Отправка Жюно в Испанию требовала в интересах самой Испании заключения определенного соглашения. Дюрок подписал договор, выработанный Талейраном и Искиердо. Договор отдавал Испании, королю Этрурии и князю Мира половину Португалии, а другую половину сохранял как залог для обмена при заключении мира с Англией; этот мир всегда был моей основной целью. Испанские войска должны были действовать вместе с нами в Португалии и охранять побережье, тогда как маркиз Ла Романа и О"Фарриль во главе других испанских корпусов должны были действовать на севере и в Тоскане, чтобы определенно подчеркнуть в глазах Европы полнейшее согласие между нами. Австрия была настроена благоприятно . Англия не могла больше строить себе иллюзий. Наконец-то она должна была увидеть, как ее товары повсюду отвергаются и вся Европа относится к ней, как к врагу. На сей раз все способствовало успеху моих проектов, и казалось, что моя основная цель достигнута. Переговоры так хорошо держались в секрете, а военные приготовления - даже в Мадриде - осуществлялись под таким хорошим руководством, что никто ничего не знал. Тщеславный князь Мира, заботившийся только о получении короны на территории Португалии, заставил Карла IV подписать все.

По существу, - продолжал император, - Испания выигрывала от этого соглашения. Старик-король, восхищенный идеей завоевать Португалию и сделаться императором , решил, что этот титул делает его великим человеком, как будто новый титул мог очаровать его подданных больше, чем старый, и как будто назваться императором - значит приобрести гений и энергию, необходимые для того, чтобы возродить и отстоять свою прекрасную империю. В глубине души мы все думали, что сделали полезное дело, так как испанская напыщенность должна была почувствовать удовлетворение, но мы обманулись. Пока в Фонтенбло велись переговоры, Фердинанд, которому не терпелось взойти на престол, устраивал заговор против своего отца. Он искал поддержки и думал, что найдет ее, если обратится ко мне с просьбой отдать ему в супруги одну из родственниц Жозефины . Чтобы объяснить эту просьбу, о которой не знал его отец, он заявлял, будто тот хотел сделать его зятем фаворита . Таинственность этого шага и всей обстановки возмутила меня. Я не ответил ему и дал даже нагоняй моему послу, которого я на момент заподозрил в том, что он приложил руку к этому делу. Далекий от всякой мысли о каких-либо переменах в Испании, я сделал все возможное, чтобы внушить здравые идеи лиссабонскому двору. Талейран, который считал, что результатом этих мер будет мир с Англией, направил в Лиссабон Лиму (португальского посланника в Париже); но лиссабонский двор потратил несколько дней на всяческие увертки и не хотел ничего понять. Надо было, таким образом, подписать договор в Фонтенбло, хотя бы для того, чтобы до оккупации Португалии избежать всякого повода к разногласиям с Испанией. Тогда мне было очень важно сохранить хорошие отношения с Испанией. Вся моя политическая система зависела от этого соглашения. Талейран, который хорошо знал мои дела и вел переговоры с Искиердо, может вам это подтвердить. Я был далек or всяких предположений о тех скандальных событиях, которые затем запятнали Испанию и заставили нас взглянуть на дело по-иному. Я отправился в Италию, послав вас в Петербург, а тем временем покушение сына против отца, раздоры между ними и дворцовые интриги уже во многом изменили положение. В конце концов честолюбие Фердинанда довело дело до крайности. Все узы были порваны, и все добрые нравы были оскорблены. При таком положении надо было принять определенное решение, так как Испания, которая в лице короля-отца и его фаворита была на моей стороне, теперь силою вещей и в результате интриги, лишившей Карла IV тропа в пользу его сына, готова была повернуться против меня, если только я не сделаюсь соучастником Фердинанда. Но такая роль противоречила моим принципам и была недостойна меня. Я не мог в то же время обманываться насчет последствий этого переворота, и я не замедлил, убедиться, что двор, раздираемый отвратительными интригами, пожертвует подлинными интересами страны и своими отношениями с нами, если я, считаясь только с интересами момента, стану на сторону Карла IV. Мне всегда было противно проводить мелочную политику. Быть может, с моей стороны правильной политикой было бы помогать Фердинанду, который в этот момент представлял, по-видимому, испанскую нацию, но это значило бы предать короля, так как всем было известно, что его сыном и герцогом Инфантадо руководила жажда властвовать на троне. Ненависть к фавориту служила предлогом, оправдывающим их честолюбие. Интересы Испании не играли никакой роли в этом деле, которое являлось не более чем дворцовой интригой. Вмешиваться в эту интригу значило бы для меня сделаться соучастником подлой измены сына своему отцу. Я подобрал корону Франции, которая валялась в луже. Я поднял ее па вершину славы, и после этого я не мог содействовать осквернению скипетра Испании и священного авторитета короля и отца. Положение дел было такое, что если бы я высказался в пользу законного авторитета отца против узурпаторских действий сына, то мое заявление шло бы наперекор воле испанской нации и навлекло бы на Францию ненависть испанцев. Такое решение, противное моим интересам, не могло к тому же дать иного результата, кроме продолжения беспорядков, так как правительство Карла IV потеряло всякое уважение. Я не мог взять на себя роль опоры для Годоя против этой гордой нации. Решившись спасти и возродить ее, если бы я оказался вынужден вмешаться в ее дела, я решил пока что ограничиться ожиданием. Я удовольствовался ролью наблюдателя. Хотя, по существу, я не должен был оказывать политическое покровительство тому двору, который угрожал мне, когда думал, что мне приходится туго, однако я объяснил Карлу IV его положение. Но интриги принца Астурийского и фаворита, интересы которых были так резко противоположны, являлись препятствием ко всякому выходу из положения. Я не замедлил прийти к убеждению, что и они и вся нация будут жертвой создавшегося положения. Фердинанд, который обращался ко мне с просьбой женить его, теперь умолял меня оказать ему покровительство; король просил меня оказать защиту ему; что касается фаворита, то он заранее подписывался под всем, лишь бы спасти свой авторитет и сохранить свое влияние. Бесчестный министр и негодный гражданин - он думал только о себе. Я не хотел пачкаться, вмешиваясь в эти интриги, и продолжал сохранять большую сдержанность, не желая ратифицировать договор, заключенный Дюроком в Фонтенбло, пока положение не выяснится. Тем временем армия Жюно оккупировала Португалию, а лиссабонский двор покинул ее и отправился в Бразилию; это принуждало меня пойти на новые комбинации. События, разыгравшиеся при испанском дворе, более чем когда-либо делали для меня противным вмешательство в эти скандальные распри. Я думал, что лучше всего предоставить им самим перебирать свое грязное белье и отдать им Португалию, удалив их таким образом за Эбро; это гарантировало бы мне, что правительство поддержит меры, принятые против Англии, и отдало бы в наши руки баскские провинции. По существу, Испания выигрывала от такой перемены, которая вполне соответствовала ее интересам. Хороший оборонительный и наступательный договор в связи с тем положением, которое он создавал для нас и для них, превращал Испанию в настоящего союзника, но глупость, страх и раздоры между отцом и сыном привели к тому, что ничего не удалось. Быть может также я слишком ясно показал Искиердо, когда он уезжал в Мадрид, чтобы наладить дело, мое нежелание вмешиваться в их распри и мое презрение к Годою и всем их интригам. Сомневаясь, чтобы я пожелал поддержать его, старик-король испугался и был уже готов ехать в Америку; но у них нс хватило мужества принять энергичное решение. Они предпочли остаться, чтобы тягаться друг с другом и вложить кинжалы в руки своих подданных. Я был совершенно непричастен к этим событиям, которые противоречили моим интересам. Я послал в Испанию больше войск. чем собирался, так как во всяком случае не хотел допустить, чтобы события обернулись против нас, а страх перед фаворитом и английские интриги, которые уже тогда сплетались с интригами Фердинанда, могли к этому привести. Мюрат, который командовал армией, делал только глупости и ввел меня в заблуждение.

Далее император сказал, что «испанские дела объясняются только стечением обстоятельств, которых нельзя было предвидеть». Эти события были ему очень неприятны и принудили его поступать вопреки своим намерениям. Никак нельзя было заранее учесть ту необычайную глупость и слабость, которую проявил Карл IV, или преступное тщеславие и двуличие Фердинанда, злобного и в то же время жалкого.

Император добавил, что Фердинанд приезжал в Байонну по совету толедского архидиакона Эскойкица, который думал таким путем доставить Фердинанду сразу и жену и королевство; старый король также приехал в Байонну по своей доброй воле. Император несколько раз говорил мне, что он откровенно беседовал тогда с приехавшими в Байонну испанцами еще до прибытия Фердинанда и не скрывал от них своего мнения о нем; таким образом, от лиц, приехавших раньше Фердинанда, всецело зависело предупредить его, и лишь от него самого зависело повернуть назад.

По словам императора, он даже после приезда Фердинанда еще долго оставался в нерешительности; потом он увидел, что дела приняли плохой оборот и теперь каждый будет объяснять события на свой лад, чтобы оправдать себя, а его будут упрекать в этом деле, как упрекают во всем, что кончается неудачей, хотя он руководствовался исключительно теми соображениями, которые по зрелом размышлении казались ему соответствующими интересам как испанской нации, так и Франции. Он снова повторил, что нельзя представить себе, как слепы и глупы были советники, пользовавшиеся доверием короля и его сына, и до какой степени Мюрат увлекался князем Мира, за которого он всячески ходатайствовал. Нельзя представить себе также, до каких пределов дошла ненависть королевы-матери к сыну и ненависть сына к матери и отцу. Родители считали его способным на все, даже на попытку отравить их, как сказала как-то императору королева. Больше всего она и король боялись попасть в его руки; из-за этого они покинули Испанию, боясь его возвращения туда, и из-за этого они все время отказывались сами вернуться в Испанию.

Все они, говорил император, без конца рассказывали ему о своих обидах друг против друга. Дело доходило до того, что порою он краснел за них и старался оборвать разговор, чтобы не загрязниться самому, выслушивая столько гадостей; каждый был занят только собой; ни у одного из них он ни разу не заметил какой-либо мысли, посвященной интересам Испании.

Император рассказывал мне затем об Эскойкице, который был одержим лишь одной идеей - женить Фердинанда в Байонне.

Это - мелкий интриган, - сказал император. - Впрочем, я поступил бы вполне целесообразно, если бы приложил руку к этому проекту, так как в тот момент Фердинанд был идолом испанцев. Но тогда не преминули бы сказать, что я подстрекал его ко всему и был соучастником его заговора; я предпочитал все что угодно, только не это. Мне пришлось выбирать между тремя возможными решениями в этом деле, я выбрал то, которое подсказывалось мне интересами благополучия Испании, а также нашими интересами. Что касается двух других возможных решении, то одно из них превращало меня в соучастника преступления, а другое - в соучастника унижения нации, которая хотела стряхнуть с себя позор последнего царствования. Я не мог колебаться в выборе, и эти соображения, не позволили мне отослать Карла и Фердинанда в Испанию, как это подсказывали мне мои интересы. Фердинанд вскоре исчерпал бы до конца тот энтузиазм, с которым относилась к нему нация, а возвращение его отца слишком унизило бы его, и не прошло бы шести месяцев, как он стал бы призывать меня на помощь. Но Шампапьи и Маре думали, что надо воспользоваться моментом, когда события назрели и когда особенно легко осуществить перемену, так как Карл и Фердинанд окончательно дискредитировали себя в Байонне даже в глазах наиболее преданных им испанцев. Мюрат рассказывал мне сказки, которые вводили меня в заблуждение. Я хотел облегчить бедствия этой страны; я ошибся. Если бы я последовал своему первому побуждению, я отослал бы короля и его сына домой. Испания была бы сейчас у моих ног. Меня обманули, или, вернее, события обманули всякую человеческую предусмотрительность. Можно ли было предвидеть, что Мюрат будет делать только глупости, а Дюпон пойдет на подлость? Когда-нибудь испанцы пожалеют о той конституции, которую я им дал; она возродила бы их страну. Причиной восстания в Испании была жадность Дюпона, его корыстолюбие, его стремление во что бы то ни стало сохранить состояние, приобретенное нечестным путем. Все погубила капитуляция под Байленом . Чтобы спасти свои фургоны, нагруженные награбленным добром, Дюпон обрек солдат, своих соотечественников, на позор беспримерной капитуляции, которая произвела такое прискорбное для нас впечатление на испанский народ, и на позор разоблачения кощунственного разграбления церквей, которое Дюпон допустил, чтобы скрыть свои собственные хищения. Соглашаясь на осмотр солдатских ранцев при условии неприкосновенности его собственного багажа, он собственноручно расписался в своем бесчестье на страницах истории. Байлен - это Кавдинское ущелье нашей истории. Зрелище похищенных в церквах предметов послужило сигналом к восстанию; зачинщики воспользовались этим, чтобы подстрекать суеверный народ к мщению.

Литература:

Кудрявцев А. Е. Испанская революция 1808-1814 гг. - «Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та», 1939, т. 22, с. 5-44;

Всемирная история. Т. 6. М., 1959, с. 105.

2 мая жители и гости испанской столицы отмечают День Мадрида в память о восстании жителей города и его освобождении в 1808 году от оккупации войсками Наполеона.

Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде (исп. Dos de Mayo ) - восстание жителей Мадрида против оккупации города войсками французского императора Наполеона Бонапарта, послужившее прелюдией к затяжной партизанской войне. Город Мадрид был оккупирован войсками Наполеона 23 марта 1808 года. Король Карл IV был вынужден отречься в пользу своего сына Фердинанда VII, однако Наполеон заманил обоих на французскую территорию и взял под арест в городе Байонна. Попытка командующего французскими войсками Иоахима Мюрата вывезти из страны также дочь и младшего сына Карла IV привела к народному восстанию в Мадриде, которое было подавлено после нескольких часов ожесточенных уличных боев. Жестокое подавление восстания и последующее провозглашение королём Испании брата Наполеона Жозефа привели к распространению волнений на всю Испанию. Искрой, воспламенившей восставших, стала попытка французского маршала Мюрата выслать дочь и младшего сына Карла IV, Франциско де Паула, в Байонну. Первоначально правящий совет города отказался выполнить требование Мюрата, но в конце концов дал согласие после получения письма от Фердинанда VII, находившегося в Байонне.

2 мая перед Королевским дворцом в Мадриде начала собираться толпа. Собравшиеся вошли в здание, чтобы предотвратить высылку Франциско де Паула. Мюрат прислал батальон гренадеров из состава императорской гвардии и артиллерийские расчеты. Артиллерия открыла огонь по собравшейся толпе, и восстание начало охватывать другие части города.

Плохо вооруженные горожане вступили в уличные бои с французскими войсками. Мюрат объявил военное положение и ввел большую часть своих войск внутрь города, начались ожесточенные бои вокруг Puerta del Sol и Puerta de Toledo. Гражданская администрация города была распущена. Постепенно французские войска установили контроль над городом, сотни жителей погибли в боях. Ожесточение боев передано на картине Гойи «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» . Испанские войска, находившиеся в городе, согласно полученным приказам остались в казармах. Единственным подразделением, присоединившимся к восставшим, были артиллеристы из казарм Monteleón. Командиры этого подразделения, Педро Веларде и Луис Даоис, по сей день считаются героями восстания. Оба погибли во время французских атак на казармы.

На картине «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» художник изобразил эпизод, случившийся утром, когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Композиция, в которой отсутствует единый центр, передаёт энергию толпы и напряжённость боя, а цветовая палитра подчёркивает жестокость происходящего.

При бомбардировке Мадрида во время Гражданской войны в Испании республиканское правительство решило эвакуировать фонды Прадо. Грузовик, транспортировавший произведения Гойи, попал в аварию и «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» было сильно повреждено. На картине остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. После реставрации часть повреждений у левого края была оставлена неисправленной, чтобы служить напоминанием зрителям о гражданской войне. Лишь во время повторной реставрации 2008 года картина была полностью восстановлена.

За подавлением восстания последовали суровые репрессии. Вечером 2 мая Мюрат создал военный трибунал под председательством генерала Груши. Трибунал выносил смертные приговоры каждому, захваченному с оружием в руках. В выпущенном в тот же день приказе Мюрат писал: «Жители Мадрида, давшие увлечь себя на ложный путь, предались мятежу и убийствам. Была пролита французская кровь. Это требует мести. Все, арестованные при бунте, с оружием в руках, будут расстреляны». Все общественные собрания были запрещены, был выпущен приказ сдать оружие французским властям. Сотни пленных горожан были казнены в ночь на 3 мая, эта сцена отражена в картине Гойи «Третье мая 1808 года в Мадриде».

Новости о восстании в Мадриде, прибывшие в тот же день 2 мая в близлежащий городок Мостолес, побудили Хуана Переса Вильямиля, секретаря Адмиралтейства и прокурора Высшего военного совета, и руководителей (алькадов) города, подписать декларацию об объявлении войны, с призывом к испанцам бороться за изгнание оккупантов. По имени городка этот документ получил название « Декларации алькадов Мостолеса».

Французские оккупанты надеялись, что их быстрые и жестокие репрессии покажут населению, что они хозяева Испании, однако на самом деле восстание дало сильный толчок сопротивлению. В последующие недели и месяцы число вооруженных выступлений против французов стало возрастать. 2 мая датируют начало войны на Пиренейском полуострове.

В Мадриде воздвигнуты несколько памятников героям восстания, включая «Монумент павшим за Испанию» и монумент «Героям 2 мая 1808 года».

По сложившейся традиции центром торжеств 2 мая в Мадриде становится столичный район Malasaña , где проходят различные мероприятия, концерты, танцевальные шоу, театральные представления.

Ознакомиться с Программой мероприятий можно по ссылке: https://somosmalasana.elperiodico.com/fiestas-2-de-mayo/

Sanitas – страховая компания c собственными клиниками с лучшей репутацией в Испании. Мы говорим по-русски и бесплатно предоставляем квалифицированный русскоязычный сервис для клиентов на всех этапах сотрудничества.

  • Медицинское страхование
  • Больницы и медицинские центры
  • Стоматологические клиники
  • Дома престарелых и уход за пожилыми людьми
  • Другие медицинские услуги.

Официальный русскоязычный агент страховой компании в Испании – Алена Негода .

Тел.:+34 638 806 447

Е-mail: [email protected]

сайт - первый информационный портал Мадрида на русском языке . Для вас всегда доступы самые интересные ,,



Поделиться