Эксперты: Беларусь в будущем с высокой вероятностью поглотит кто-то из соседей. Почему отношения россии и белоруссии уже никогда не будут прежними. Евмененко: Мы не нужны ни Польше, ни России

Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 декабря на полях саммитов ЕАЭС и СНГ в Санкт-Петербурге сообщил, что встреча с российским коллегой Владимиром Путиным состоится через неделю. В рамках переговоров главы России и Беларуси должны будут расставить все точки над «i» по основным нерешенным вопросам союзных отношений. В преддверии скорой встречи аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, что это за вопросы и какие ответы на них могут дать лидеры Союзного государства.

Цена на газ

Условия поставок российских энергоносителей в Беларусь - самая острая тема в отношениях между двумя странами. На последнем саммите глав государств Евразийского экономического союза Лукашенко и Путин поспорили на эту тему публично.

Президент Беларуси сказал, что для белорусских потребителей цена на кубометр российского газа составляет 130 долларов, тогда как для соседней Смоленской области России - 70 долларов: почти в два раза ниже. «Простой вопрос - как конкурировать в такой ситуации?»

Президент России на это заметил, что если бы цена на газ была рыночной, то Беларусь покупала бы кубометр газа за 200 долларов. Скидка на газ обусловлена тем, что Беларусь - союзная России страна, и после создания общего рынка нефти и газа цены на газ будут одинаковы для всех участников ЕАЭС.

Ускоренное создание единого газового рынка - самый актуальный вопрос для разговора Путина и Лукашенко .

Общий рынок энергоносителей в ЕАЭС планируется создать к 2025 году. Но поскольку Беларусь заинтересована в снижении цен на газ, в ее интересах лоббировать приближение «энергетического дедлайна».

Налоговый маневр

Столь же острая тема - условия поставок российской нефти на нефтеперерабатывающие предприятия Беларуси. Россия осуществляет налоговый маневр - в течение шести лет, начиная со следующего года, экспортные пошлины на нефть будут снижаться, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - увеличиваться.

Нефтяная реформа в России затронет и белорусскую экономику.

В результате налогового маневра цена на российскую нефть для Беларуси сравняется с мировой, что снизит рентабельность белорусских НПЗ.

Белорусский Минфин сообщил, что цена вопроса для Минска - 10 миллиардов долларов за шесть лет. Торг о компенсациях за налоговый маневр продолжается уже много месяцев.

Российским производителям нефтепродуктов, которые поставляют их на внутренний рынок, правительство компенсирует ущерб от роста НДПИ в виде обратного акциза на нефть. В Минске хотят такой компенсации и для белорусских НПЗ.

Отмена роуминга

Отмена роуминга на территории Союзного государства - еще один вопрос, который будут обговаривать в Бресте. Отказ от роуминговых тарифов для звонков из России в Беларусь и из Беларуси в Россию обсуждается с прошлого года. Переговоры об отмене роуминга застопорились из-за протестов операторов сотовой связи, которым единые тарифы невыгодны.

Пока антимонопольные ведомства и министерства связи России и Беларуси договорились окончательно решить вопрос с роумингом в следующем году.

Если роуминговые тарифы между Россией и Беларусью будут отменены, это станет самым наглядным подтверждением успешности союзного строительства для граждан двух стран, поэтому роуминг - один из тех вопросов, которые будут обсуждаться на высшем политическом уровне.

Признание виз

В Бресте Россия и Беларусь планируют подписать межправительственное соглашение о взаимном признании виз. Из 25 документов, которые намерен рассмотреть Совет министров Союзного государства, к этому соглашению приковано особенное внимание.

Два года назад отсутствие общего визового пространства при отсутствии погранконтроля всерьез обострило отношения между Россией и Беларусью.

Тогда Минск ввел пятидневный безвизовый режим для граждан 80 стран. Москва отказалась принимать иностранцев, которые въезжают на российскую территорию из Беларуси . Дошло до разговоров о возрождении полноценного пограничного режима на российско-белорусской границе.

После этого инцидента активизировались переговоры о взаимном признании виз, которые велись к тому времени почти 10 лет. После двух лет синхронизации миграционного законодательства визовое соглашение между Россией и Беларусью готово к подписанию. Следующий этап интеграции, который могут обсудить президенты двух стран, - введение единой визы Союзного государства.

Отдельно нужно подчеркнуть, что предсказание будущего любого персонализированного режима – неблагодарная задача, потому что перспектива всегда зависит от множества факторов: самого лидера, его физического состояния и непредвиденных событий. Поэтому эксперты, как правило, выделяют пути развития Белоруссии после Лукашенко с определённой долей условности. Так, в Центре Карнеги говорят о трёх общих среднесрочных и долгосрочных сценариях.

Первый – хаотическая и непредвиденная передача власти. При таком раскладе, уверены эксперты, поддерживаемые Кремлём политические силы, вероятно, будут признаны обществом легитимными, а у Запада не будет ни политической воли, ни ресурсов, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию в стране.

«Внезапная и неожиданная передача власти в ближайшем будущем, скорее всего, приведёт к образованию ещё одного конституционного «супер-президентского» режима, но возглавит его кто-то с меньшей харизмой, чем Лукашенко», - считают в Центре Карнеги, поясняя, что в настоящее время номенклатура полностью очищена от людей с харизмой и при неожиданном транзите власти им просто неоткуда будет взяться.

Второй вариант развития событий, выделенный исследователями центра, заключается в постепенном переходе к «более мягкому авторитаризму». «Основанием для такого постепенного перехода, вероятно, будет экономика. Нервозность по поводу хронического экономического кризиса в стране уже приводит к ошибкам президента», - подчёркивают специалисты.

Параллельно с этим будут происходить и изменения в политике. К власти в течение пяти - пятнадцати лет, по прогнозам экспертов, придёт больше чиновников с рыночными взглядами, и в конце концов Белоруссия станет более олигархической – по аналогии с сегодняшней Арменией или Молдавией при президентстве Владимира Воронина.

Наконец, третий вариант – вынесение на референдум вопроса об изменении конституции. Ещё в начале 2017 года Лукашенко обсуждал с главой Центральной избирательной комиссии Белоруссии Лидией Ермошиной возможность перехода к смешанной избирательной системе, что означало бы увеличение роли политических партий.

В последний раз президент пообещал подумать над перераспределением своих властных полномочий в апреле, выступая с ежегодным обращением к парламенту. И произошло это на следующий день после того, как премьер-министр Армении Серж Сарксян ушёл в отставку после почти двухнедельных уличных протестов. Лукашенко заверил, что рекомендации относительно поправок уже разрабатываются конституционным судом.

Есть свои предложения и у общественности. Так, около года назад коллектив авторов во главе с идейным лидером национально-культурного возрождения страны Зеноном Позняком подготовил программу «Вольная Беларусь». Среди её предложений: вернуть конституцию 1994 года, которая ограничивала власть президента, перейти к парламентско-президентской форме правления, ввести местное самоуправление и смешанную избирательную систему, провести новое административно-территориальное деление страны, выйти из ЕАЭС, не стремиться в ЕС и НАТО, оставить государственным белорусский язык, а русскому придать статус языка межнационального общения.

Есть у Белоруссии и объективные причины надеяться на переход к либеральной демократии европейского образца, подчёркивает политолог Сергей Николюк. Например, в 1996 году 82% белорусов считали, что правительство должно нести ответственность за благосостояние людей, а 17% были уверены, что за это должны отвечать сами люди. К 2016 году соотношение стало уже 65 на 30, что само по себе говорит о большем интересе общественности к политике.

Объединение с Россией было бы выгодно для Беларуси как в экономическом, так и в социально-политическом отношении. По мнению опрошенных EADaily экспертов, это привело бы не только к расцвету сохранившейся белорусской промышленности и повышению благосостояния жителей Беларуси, но и к воссоединению двух частей русского народа.

Историк Егор Холмогоров о возможном воссоединении

«После воссоединения с Россией Белоруссия со своей сохранившейся промышленностью может рассчитывать на серьезный экономический расцвет. Россия - богатая страна и в годину экономического бума, и даже в эпоху кризиса. Она осуществляет такие проекты и может производить такие инвестиции, которые маленькая Белоруссия просто не могла себе позволить. Все отлично знают, что она сейчас работает на износ, практически все товары конкурентоспособного качества отправляя в Россию.

В своем Обнинске я могу купить белорусскую индейку с черносливом, а в самой Белоруссии я её не видел ни разу. И так практически со всем. Будучи частью огромной экономической системы, Белоруссия в её рамках будет процветать, наслаждаясь отдачей от масштаба. Будучи форпостом на западном направлении, Белоруссия еще и будет наслаждаться выгодами от этого положения „моста“. Произойдет органичная интеграция военной, политической, управленческой и научной элиты, причем выходцы из Белоруссии смогут, на мой взгляд, рассчитывать на достаточно весомые карьеры, поскольку пользуются репутацией низкокоррумпированных кадров», - уверен публицист Егор Холмогоров.

При этом, по его словам, все те выгоды, которые раньше лукашенковская Белоруссия рассчитывала получить от промежуточного положения, сейчас сходят на нет. «Уровень жизни и развития в России несопоставимо выше. Даже российская бедность зачастую лучше белорусского среднего достатка. В обостряющемся внешнеполитическом положении лучше быть „чьими-то“, чем „ничьими“, территория которых используется для конфликтов. И это всё не говоря о главном: белорусы и великорусы - один народ, одна цивилизация, одна вера. Наше разделение абсолютно искусственно. Сепаратность Белоруссии ведет к выдумыванию фантомных идеологий типа „литвинизма“, форменной исторической глупости. Напротив, появление Белоруссии в одном государстве с Россией резко усилит славянское начало, от чего будет выгода для всех частей русского народа. Воссоединение с Белоруссией сможет помочь сделать саму Россию более славянским, более социальным, более в хорошем смысле слова европейским государством», - заключил эксперт.

Политолог Павел Святенков на тему единства России и Беларуси

Политолог Павел Святенков также придерживается мнения о том, что воссоединение Белоруссии с Россией было бы выгодно каждой из сторон.

«Объединение России и Белоруссии могло бы дать серьезный психологический эффект. Это был бы крупный национальный успех после распада СССР. Кроме того, белорусские производители получили бы тогда доступ на огромный российский рынок, будучи уравненными с внутрироссийскими производителями. Естественно, белорусы также были бы полностью уравнены в правах с гражданами России. Что касается России, то она бы в этом случае получила прямой выход к границе Европейского Союза, а не только через Калининградскую область, которая является эксклавом РФ. Население России в данном случае увеличилось бы на 10 млн человек - на численность населения Белоруссии», - сказал Святенков.

Воссоединение двух стран, на его взгляд, привело бы к усилению их оборонных позиций, укреплению положения на постсоветcком пространстве, решению вопросов безопасности. «Белоруссия - результат советского национального конструирования, и если она не воссоединится с Россией, ее может попытаться поставить в зависимость от себя Польша, поскольку и Украина, и Белоруссия - это кресы, восточные окраины средневекой польской империи. Но вряд ли белорусы желают для себя такого будущего», - сказал он.

Для Белоруссии, по словам политолога, возвращение в состав России привело бы к повышению уровня жизни и закрыло бы раз и навсегда вопрос тарифов на энергоресурсы. «Лукашенко ругается, говорит, что тарифы для Белоруссии должны устанавливаться как для Смоленской области, но Смоленская область - несомненная часть России, а Белоруссия является независимым государством. Если белорусские власти претендуют на то, чтобы тарифы были такими же, как и в отношении внутренних регионов России, то, может быть, им имеет смысл и с экономической точки зрения задуматься об объединении», - отметил Святенков.

    Процессы, происходящие в экономике и обществе, заставляют с опасением смотреть на будущее нашей страны как самостоятельного государства, считают эксперты.

    Тарас: Вряд ли нас ждет процветание, которое позволит сохранить независимость

    Кризис в экономике будет только нарастать, и это не только делает Беларусь неконкурентной по отношению к соседним странам, но и представляет угрозу для ее существования.

    Общая картина достаточно грустная. Та модель, которая у нас есть, сегодня никуда не вписывается, мы отстаем от всех соседей по всем параметрам, - отметил во время дискуссии в Клубе интеллектуального общения историк, член Международной академии информационных технологий Анатоль Тарас. - Все понимают, что тот рост, который сейчас показывает статистика - это манипуляция, не имеющая ничего общего с реальностью.

    По мнению эксперта, не спасет Беларусь и цифровая экономика, на которую сегодня делает ставку власть.

    А как же все остальные отрасли? Не может же все общество стать программистами. Все равно кто-то должен пахать землю, растить животных, в конце концов, есть люди, которым это просто неинтересно, - поясняет Анатоль Тарас. - Должны быть и другие островки, возникать новые очаги трансформации. Общество не может жить среди руин. А наше государство делает все от него зависящее, чтобы эти островки погубить прямо на стадии возникновения.

    Кризис нарастает и в самом обществе. Негативные тенденции в виде роста алкоголизма, наркомании, суицидов, тому подтверждение.

    Все большая часть нашего общества не справляется с вызовами современности, - поясняет Анатоль Тарас. - Люди отказываются от этой борьбы и ищут в чем-то утешение. Чем больше таких людей, тем больше кризис общества. А какое общество - такая и власть. С другой стороны, нарастает экономическое отставание. В конечном счете, эти две линии сойдутся. И нас ждет крах. Неслучайно ведь многие западные политологи упорно твердят о том, что Польша в перспективе поглотит Беларусь.

    По мнению эксперта, это только с первого взгляда подобный сценарий кажется диким и странным, но если говорить о нескольких десятках лет, то стоит об этом задуматься.

    С одной стороны, есть процветающая страна, где уже сегодня зарплата 1500 долларов, с другой - отстающая, в которой все никак 500 долларов не получается и перспектив роста никаких. В истории известно много обществ, которые исчезли, погибли, - отмечает эксперт. - То, как сегодня развивается Беларусь, вызывает сомнение, что нас ждет процветание, которое позволит сохранить независимость. И тут у нас вариантов выжить немного: это добровольное присоединение к Польше или к России.

    Евмененко: Мы не нужны ни Польше, ни России

    Между тем магистр экономических наук Виктор Евмененко считает, что вряд ли соседние страны мечтают о том, чтобы заполучить себе Беларусь. Он напоминает, что Россия сама переживает не лучшие времена. Особенно после присоединения Крыма, который в прошлом году стал самым дотационным регионом России.

    Почти под 10% всех трансфертов получил только один Крым. Прибавьте к этому Дагестан и Чечню, и получится, что всем остальным 85 регионам нарисовали большую фигу. Даже если вдруг в чью-то голову придет желание присоединить еще и Беларусь, представьте, какое будет сопротивление в самом же российском правительстве, - считает экономист.

    Именно по этой же причине наша страна не нужна и Польше.

    Там тоже не дураки сидят, экономический блок Польши еще более разумный, и они прекрасно понимают, сколько бабла нужно вложить в нашу страну, - отмечает Виктор Евмененко. - Так что не нужны мы ни Польше, ни России.

    Между тем он не исключает, что на каком-то этапе Европа может обратить внимание на Беларусь. Как это наблюдается теперь по отношению к Балканам.

    Пытаясь решить свои внутренние задачи, Европа уже декларирует желание присоединить Балканы. При том, что эти страны не готовы ни ментально, ни экономически, есть только одна политическая воля, - поясняет Виктор Евмененко. - Так может случиться и с Беларусью. В какой-то момент Лукашенко уйдет и, возможно, нас заметят.

    Подобное произошло с Балтийскими странами, но стало возможно только потому, что они сами того захотели.

    А если ужасно хочется, то сначала стране выдается список требований, а потом уже идет финансовая и организационная помощь. Но никто тащить нас туда не будет, - уверен экономист.

    Так и будет, - уверен Анатоль Тарас. - Мы сами куда-нибудь захотим, поскольку ситуация все ухудшается. В результате, пусть не в ближайшей перспективе, нас неизбежно ждет присоединение к одной из соседних стран. В противном случае мы превратимся в бананово-картофельную республику.

    Москва, 05.09.2018

    Евгений Трещенков, к.и.н., доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве Санкт-Петербургского государственного университета

    Относительно небольшое количество стран можно назвать союзниками России. Украинский кризис и открытая конфронтация с Западом стали серьезным испытанием для таких отношений и делают каждого партнера Москвы особенно ценным. Одним из них является Беларусь. Эта бывшая советская республика участвует во всех российских интеграционных проектах на постсоветском пространстве, занимает третье место среди торговых партнеров РФ (после ЕС и Китая), а ее вооруженные силы формируют вместе с российскими коллегами Региональную группировку войск и Единую региональную систему ПВО. Согласно опросам общественного мнения, граждане России и Беларуси регулярно относят государства друг друга к числу наиболее дружественных. Статья публикуется в рамках партнерства с Российским советом по международным делам (РСМД).

    Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин

    Михаил Метцель/ТАСС

    Кризис лета 2018 года

    Несмотря на столь разностороннее взаимодействие, его неотъемлемой составляющей являются регулярные кризисы. Они давно воспринимаются экспертами как нечто само собой разумеющееся. Лето 2018 года стало очередным сложным периодом во взаимоотношениях двух стран. В этот раз в адрес российских партнеров было предъявлено сразу несколько претензий - от обвинений в попытках приватизации Россией победы в Великой Отечественной войне до «недобросовестной конкуренции» в торгово-экономических отношениях. Как правило, инициатором конфликтов выступает белорусское руководство, а результатом становится решение той или иной проблемы путем двустороннего торга. Именно такая тактика позволяет белорусскому президенту из года в год отвоевывать себе сужающееся пространство для маневра в отношениях с Россией. На современном этапе Минск беспокоит установление Россией пограничного контроля на российско-белорусской границе, цена на газ, условия поставок нефти в Беларусь после завершения «налогового маневра» в российской нефтяной отрасли, а также будущее кредита, запланированного на 2019 год.

    Россия и «белорусское экономическое чудо»

    Особую остроту ситуации придают трудности, с которыми уже не один год сталкивается белорусская экономика. Они вызваны совокупностью внутренних и внешних факторов и проявляются в разных формах - от проблем со сбытом белорусской продукции до снижения реальных доходов населения. Попытки формирования «новой» экономики параллельно со старой, нагруженной социальными обязательствами, несмотря на локальные успехи (например, опыт Парка высоких технологий), не меняют ситуации принципиальным образом. Ключевыми причинами являются плановый характер белорусской экономики, ее технологическое отставание, а также высокая зависимость от одного ключевого рынка сбыта. Экономика страны носит явный экспортоориентированный характер, при этом более половины всей белорусской внешней торговли приходится на Россию.

    Торгово-экономические отношения с Россией являются неотъемлемым элементом «белорусского экономического чуда». Со второй половины 1990-х гг. в республике сложилась социально-экономическая модель, гарантировавшая белорусам скромный, но стабильный доход и другие социальные блага. Государство сохранило контроль над крупнейшими промышленными предприятиями, обеспечив занятость населению. Продукция этих предприятий шла, преимущественно, на российский рынок. Следует отдать должное руководству республики - его особое внимание всегда было сфокусировано на продвижении белорусской продукции на внешних рынках. Можно говорить о своеобразной «экономизации» внешней политики страны. Так, ключевой задачей послов, по мнению президента Александра Лукашенко, является продвижение белорусского экспорта.

    Здесь же можно отметить и впечатляющую активность белорусского руководства по продвижению продукции в российские регионы. Республика Беларусь имеет совместные рабочие группы по сотрудничеству более чем с 40 субъектами РФ. С 1990-х гг. действуют соглашения о сотрудничестве не только между отдельными регионами двух стран, но и между российскими регионами и Советом министров Республики Беларусь. Во всех крупных городах России можно увидеть белорусские торговые сети и фирменные магазины. Помимо торговли, Беларусь также продвигает промышленную кооперацию с российскими регионами. Впрочем, у этой кооперации есть своя специфика. В подавляющем большинстве случаев речь идет о сборке на территории того или иного субъекта РФ белорусской продукции (лифтов - в Санкт-Петербурге, тракторов - в Череповце и т.д.). То есть, фактически, такая кооперация нацелена на продвижение белорусского экспорта.

    Сделано в Беларуси

    В России у белорусских товаров сложился особый имидж. Продукты питания до сих пор считаются натуральными и качественными, техника - простой в эксплуатации и недорогой. Популярность белорусских товаров приводила даже к открытию в ряде российских городов соответствующих «фейковых» магазинов. Так, в Санкт-Петербурге после открытия в рамках договоренности между Правительством РБ и Администрацией Санкт-Петербурга сети магазинов белорусских продуктов «Белорусский гостинец» появились «поддельные» магазины под аналогичным брендом. Несмотря на то, что постепенно популярность слогана «сделано в Беларуси» среди российских потребителей снизилась, белорусские товары до сих пор занимают здесь свою нишу. При этом, говорить о том, что российские товары более конкурентоспособны, чем белорусские, или наоборот, было бы некорректно. В обоих случаях продукция характеризуется невысокой технологичностью в сравнении с западными аналогами. Более высоким качеством и сложностью отличается продукция совместных предприятий с крупными зарубежными компаниями (белорусский вариант) или филиалов транснациональных компаний, локализовавших свое производство на территории соответствующей республики (российский вариант). Так, белорусские производители зачастую указывают на то, что в России они конкурируют с крупными мировыми производителями (например, белорусский «Атлант» и итальянский «Индезит»).

    Одной из претензий, высказанных в августе 2018 года белорусским руководством российской стороне, стало обвинение в «недобросовестной конкуренции». Заявление было сделано в ходе посещения Александром Лукашенко ОАО «Гомсельмаш», являющегося одним из крупнейших поставщиков сельскохозяйственной техники на российский рынок. В ряде случаев, белорусская техника, благодаря государственным субсидиям и системе поддержки экспорта, оказывается дешевле российской. При этом она также включена в российские федеральные программы лизинга. Доступ же российской техники на белорусский рынок, напротив, затруднен. Естественно, такая ситуация приводит к конфликтам и попыткам российских производителей отвоевать долю рынка обратно.

    В целом, препятствия в доступе на рынки для продукции друг друга есть и в России, и в Беларуси. Различается риторика политического руководства. Образ президента А. Лукашенко как сильного хозяйственника предполагает его личное участие в решении проблем крупнейших экспортных предприятий республики. Российское же руководство предпочитает воздерживаться от резких заявлений по техническим сюжетам, предоставляя обязательство по их решению бюрократии и бизнесу. При этом ограничения в доступе товаров на белорусский рынок вполне реальны. Так, российское Минэкономразвития приводит перечень, состоящий из более чем десятка таких барьеров. Среди них ограничения доступа российских производителей автобусов и сельскохозяйственной техники при участии в закупках по договорам лизинга, существование ассортиментных перечней товаров для различного вида продовольственных и непродовольственных торговых объектов и предприятий общественного питания. Еще один пример - действующая на территории Республики Беларусь льготная ставка НДС для сельскохозяйственной продукции, произведенной в стране (10% вместо стандартных 20%).

    Социальный контракт под угрозой

    При всей активности по продвижению экспорта, существующая в Республике Беларусь экономическая модель в силу своих же структурных особенностей дает сбои. Не становится неожиданностью, когда крупнейшие промышленные предприятия страны заканчивают отчетный год с убытками и большой кредитной задолженностью, а на складах скапливается продукция на несколько месяцев вперед. При этом остановка любого крупного предприятия и сокращение работников будут означать обострение социальной напряженности. Государство, как основной владелец крупнейших промышленных предприятий страны, гарантирует трудоустройство, заработную плату и базовые социальные гарантии. В этом заключается социальный контракт между властью и населением.

    В последние годы властям становится все сложнее выполнять его условия. Это неизбежно сказывается на рейтингах президента и на устойчивости политического режима. При этом предпринимаемые руководством страны меры не всегда достигают цели, вызывая еще большую напряженность в обществе. Такова, в частности, ситуация с Декретом Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Декрет предусматривает введение так называемого «сбора за тунеядство», взимаемого с неработающих граждан для финансирования государственных расходов. Инициативы вызвала серьезное общественное сопротивление - дошло до выступлений в отдельных городах в феврале 2017 года.

    В этом контексте стоит рассматривать и недавнюю показательную отставку руководства белорусского правительства и ряда высших чиновников. Очевидно, что Президент не только демонстрирует электорату намерение бороться с коррупцией, но и предпринимает попытки повышения эффективности управленческой системы. Пример Армении, где в ходе народных волнений весной 2018 года к власти пришла оппозиция, также, очевидно, вызывает в Минске определенные опасения.

    Новая российская политика в отношении Беларуси?

    В этих условиях поддержка со стороны России имеет для белорусского руководства принципиальное значение. Неслучайно президент А. Лукашенко, апеллируя к Москве, говорит о том, что России нужна стабильная Беларусь. Одновременно Минск активно налаживает отношения со странами Запада, поддерживая переговорную площадку по украинскому кризису, и более широко - по диалогу между Западом и Россией. Как известно, Европейский союз под влиянием конфронтации с Москвой и разрастающихся по периметру его границ кризисов снял в 2015-2016 гг. санкции в отношении подавляющего большинства лиц и компаний Республики Беларусь. Вместе с тем, акцент на налаживании конструктивных отношений не привел к серьезному улучшению инвестиционных и торгово-экономических перспектив Республики Беларусь на западном направлении. В 2017 году она не смогла получить кредит от Международного валютного фонда, требовавшего структурных реформ в виде сокращения доли государственного сектора в экономике и повышения тарифов ЖКХ. Китай активно инвестирует в белорусскую экономику (производство автомобилей, создание Индустриального парка «Великий камень») в последние годы, однако эти средства выделяются под конкретные проекты и не могут быть использованы для стабилизации макрофинансовой ситуации или выплаты внешнего долга республики.

    Россия остается ключевым возможным займодателем. Со сменой руководства России в 2000 году политика в отношении Республики Беларусь постепенно приобретала все более наступательный характер. Москва чаще стала выставлять те или иные требования в обмен на льготные цены на энергоносители и кредиты. Говоря об очередном кризисе в российско-белорусских отношениях весной 2017 года, эксперты даже указывали на новый этап в этих отношениях, именуя его переходом «от авансов к предоплате». В этом ключе можно рассматривать и затягивание Москвой решения о предоставлении Республике Беларусь кредита в размере до 1 млрд долл., который планируется потратить на погашение белорусского внешнего долга в 2019 году. Для Минска ситуация особенно болезненна с учетом намерения России прекратить беспошлинные поставки нефтепродуктов в Республику Беларусь. Вместе с тем мягкости российского руководства не способствует и сложная экономическая и финансовая ситуация в самой России.

    Исходя из этого, назначение нового российского посла (Михаила Бабича) в Минске, одновременно являющегося и специальным представителем Президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Республикой Беларусь, следует рассматривать как стремление внимательно отслеживать все детали и сложности повестки российско-белорусских отношений непосредственно на месте. После событий в Армении внимание Москвы будет сосредоточено, помимо прочего, на недопущении дестабилизации политической ситуации в Беларуси, при условии, что страна продолжает движение в фарватере существующих интеграционных структур под эгидой России. Очевидно, что Беларусь получит требуемую финансовую поддержку, вряд ли стоит беспокоиться и о перспективах продолжения белорусского участия в ЕАЭС.

    Будущее Евразийского экономического союза

    Практически вся взаимная торговля Беларуси в рамках Евразийского экономического союза приходится на одно государство - Россию (97-98%) . Белорусское руководство регулярно критикует Евразийский союз. При этом критика практически всегда касается именно проблематики российско-белорусского торгово-экономического сотрудничества в рамках этого объединения. Прозвучавшие летом 2018 года претензии к ЕАЭС полностью вписываются в сложившуюся практику. «Четыре свободы», действительно, не реализуются в Союзе в полной мере, сохраняются различные барьеры на пути свободной торговли, таможенное пространство фрагментировано, фактически отсутствуют единая торговая и промышленная политики. Однако свой вклад в такую ситуацию вносят все члены ЕАЭС, включая Республику Беларусь. При этом, если мы исходим не из некоей идеальной картины, а из существующей политической и экономической реальности в странах-участницах, Евразийский союз довольно-таки полно использует имеющиеся ограниченные возможности.

    В ближайший год не стоит ждать от Республики Беларусь резкого отказа от обязательств в рамках Евразийского экономического союза. Такой отказ, будучи напрямую связанным с торгово-экономическим взаимодействием с Россией, равносилен самоубийству. В то же самое время звучавшие в ходе обострения двусторонних отношений летом 2018 года сюжеты сохраняют свою актуальность. Речь идет об условиях поставки российской нефти в Республику Беларусь в 2019 году, о цене на газ, о пограничном контроле на российско-белорусской границе, а также о перспективах кредитования как по двусторонней линии, так и по линии Евразийского фонда стабилизации и развития. Серьезное влияние на перспективы белорусской экономики будет и дальше оказывать непростая экономическая и финансовая ситуация в самой России. Россия в свою очередь, несмотря на довольно жесткую позицию в отношении Беларуси, также не может себе позволить рисковать одним из немногих союзников. Оглядываясь на недавние события в Армении и на череду произошедших ранее «цветных революций» в других постсоветских республиках, Россия будет и дальше делать ставку на поддержание устойчивости белорусского режима.



Поделиться