Кто круче чеченцы или ингуши. Чеченцы и ингуши - разница. Культура, традиции и история народов

Существуют разные версии происхождения этого малочисленного народа – некоторые исследователи считают, что бацбийцы пришли в Грузию из Ингушетии, другие этнографы выдвигают версию переселения цова-тушинов из Чечни. В самой же Грузии убеждены, что бацбийцы – это всего лишь ветвь грузинского народа.

Единственные вайнахи-православные

Если принять во внимание возраст древних ингушских православных храмов (Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргимского), многочисленных археологических находок (христианские книги, кресты), то можно предположить, что распространение христианства среди вайнахских народов, от которых произошли чеченцы, ингуши и бацбийцы, пришлось на XI – XIII века. Чеченская топонимика также указывает на христианское прошлое обитателей этих мест – к примеру, название села Кернстне переводится как «Христианское», а Гоьчачга ага – «поляна святого Георгия».

Предки вайнахов поддерживали связь с Грузинской Церковью до нашествия Тамерлана, после чего христианизация горцев надолго прекратилась, и эти народы стали тяготеть к языческой культуре. А в XVII – XVIII веках вайнахи в большинстве своем приняли ислам. Только лишь бацбийцы остались православными и исповедуют эту религию доныне.

На «задворках» Грузии

На сегодняшний день численность бацбийцев (их еще называют цова-тушинами) порядка трех тысяч человек. Они проживают в Тушетии (северо-восточная горная область Грузии), больше всего бацó в селе Земо-Алвани. У бацбийцев есть свой язык (письменность на нем отсутствует), православные вайнахи также владеют грузинским и русским языками. Этот народ ассимилируется с грузинами, быт и культура бацбийцев во многом напоминают особенности жизни соседнего с ними этноса.

Бацбийцы испокон веков скотоводы, летом они пасут стада в горах, а на зиму спускаются в свои селения.

Дружелюбны, но самостоятельны

Бацó стремятся поддерживать связи с исторической родиной – в частности, жители пограничных районов Ингушетии активно контактируют с некоторыми родами бацбийцев.

Этот народ старается сохранить свою самостоятельность в пику официальной политике Грузии, направленной на тотальную грузинизацию проживающих в стране этносов. Начало такому «обобществляющему» процессу положил еще Звиад Гамсахурдиа. В свое время бацбийцы имели самоуправление и представляли собой, по сути, средневековое государственное образование. Автономию бацó потеряли в XVI веке, когда кахетинский царь Александр II захватил земли Тушетии. В первой половине ХХ века бацбийцев власти Грузии пытались переселить вглубь Кахетии, в сороковые годы в ходе сталинских репрессий часть бацó высылали с обжитых мест.

Все эти перипетии, а также массовое заселение Тушетии грузинами в 70-х годах ХХ века способствовали постепенной утрате бацбийцами многовековых связей с чеченцами и ингушами.

Чтят религиозные традиции

Тем не менее, исторически-родственное единение чеченцев, ингушей и бацбийцев наблюдается и поныне, хотя различия между вайнахами-мусульманами и вайнахами-христианами в плане соблюдения религиозных обрядов коренным образом отличаются. К примеру, сидя за одним столом с чеченцами, бацó может спокойно есть свинину, предварительно перекрестившись перед трапезой, как и положено православному.

Окормляет бацбийцев Грузинская Православная церковь. Вайнахский народ воцерковляется все активнее, хотя еще в конце XIX века у цова-тушинов (главным образом, среди молодежи) были сильны языческие традиции: молодые девушки и женщины в Великий пост частенько «подслушивали чертей» – угадывали по определенным признакам, какое в конкретном доме бацбийского селения должно произойти событие – радостное или горестное.

Первоначальная общность двух этих народов была несколько разобщена ходом Кавказской войны девятнадцатого века и политикой царских властей. Сейчас та часть населения, которая называется простым народом, более привержена единству, считая, что это единый народ - чеченцы и ингуши. Разница подчёркивается только творческой интеллигенцией, которая не видит здесь единого этноса.

Восьмидесятые годы

Самое начало восьмидесятых годов ознаменовалось резким взвинчиванием напряжённости в добрососедских отношениях: развернулась борьба за Пригородный район (Чермен, Камбилеевское, Октябрьское), в ходе которой осетины потребовали выселить всех ингушей за пределы республики. Начались массовые беспорядки, сопровождавшиеся вводом армейских частей для водворения миропорядка. Ингушам ограничили прописку, что они справедливо сочли дискриминацией. Продолжились стычки с убийствами и избиениями.

Всё это продолжалось и в 90-е, причём ингушам постоянно напоминали об их деятельности во время Второй мировой, о связях многочисленных банд с вермахтом, о зверских расправах с красноармейцами. В 1991 году ингуши законфликтовали с осетинской милицией до такой степени, что было введено чрезвычайное положение, а Верховный Совет решил даже пойти на уступки народу, обиженному депортацией. Но судьба распорядилась иначе.

Советский Союз перестал существовать, Чечня объявила о независимости, а Ингушетия решила остаться в составе РФ. В 1992-м Ингушетия снова стала республикой в составе России. Тогда же в Пригородном районе произошла целая серия убийств ингушей, после чего были проведены границы между Ингушетией и Северной Осетией, а злополучного района последняя лишилась. Осетины - тоже народ горячий: работники ГАИ начали стрелять по ингушам, после чего последним было разрешено не только носить, но и применять огнестрельное оружие. Война останавливаться не хотела никак. Ингуши блокировали пост внутренних войск и потребовали вывода вооружённых сил РФ со своей территории. Боевые действия продолжились.

Если русские уйдут с Кавказа

Что тогда? Будет кровавый хаос, как утверждают местные жители, наученные горьким опытом. Они помнят, что случилось в Чечне после полного выдавливания всего русского населения: был криминальный беспредел, людей похищали не только в Чечне, но и по всей стране, после чего появились ваххабиты со своей объединяющей идеологией, и почти сразу началась гражданская война.

Порядка и тишины на Кавказе не было никогда, его вообще там просто быть не может, поскольку сильной государственности традиционно нет и взяться ей неоткуда. Соседи здесь всегда то более, то менее активно убивали друг друга. А кроме того, угоняли скот, грабили, воровали женщин, а потом за всё это жестоко мстили. Вот когда был сильный внешний управляющий - определённый, пусть не полный порядок всё-таки наблюдался. Например, при владычестве Российской империи или при СССР.

Без сильной руки ингуши и чеченцы снова будут затевать территориальные споры и друг с другом, и со всеми соседями. Объединение вряд ли возможно. Временно примирить враждующих обычно помогает шариат и адат (обычай). Но решать на Кавказе по шариату или адату могут только очень близкие "свои" - односельчане, родственники или на крайний случай представители одной народности. Поскольку в этом регионе народностей огромное количество, решение вряд ли придёт.

Главный арбитр на Кавказе - выгода. И сила. Чеченцы могут ингушей просто купить: помощью в погроме осетин, например. Или посулить участие в делах "чеченской империи". Только в этом случае ингуши признают власть чеченцев и даже, может быть, поклонятся. Без бонусов все эти споры решаются только силой. Так было всегда, и вряд ли что-то изменилось за последние десятилетия.

Ингушский конный полк

Чем чеченцы отличаются от ингушей

Известно, что ингуши и чеченцы - один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

Истоки

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином - «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» - «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.
Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».
Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».
Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.
В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев - ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов - «цацане», «шашены», «чачане».
Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».
Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса — это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Размежевание

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.
Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.
В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».
После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.
После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации - Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Религия

Господствующая религия ингушей и чеченцев - ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.
В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь - он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.
Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.
В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.
Традиции
По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.
Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.
Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.
Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.
Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.
В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям - тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.
На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

В Советском Союзе чеченцы и ингуши проживали в одном национально-территориальном образовании – Чечено-Ингушской Автономной Республике. Ее разделение на Чеченскую и Ингушскую Республики произошло после 1991 года, когда развалился СССР. Чем отличаются чеченцы от ингушей, что у них общего и что послужило поводом для разделения? Обо всем этом – чуть ниже.

Чеченцы и ингуши в древности

Отсутствие в древности у чеченцев и ингушей письменности стало причиной того, что мы знаем об их древней истории только по летописям соседних с ними народов. Да и то, сведения эти отрывочны и зачастую необъективны, поэтому их древняя история большей частью представляет собой набор гипотез. На сегодняшний день точно установлено, что и чеченцы, и ингуши являются древнейшими жителями Кавказа. Оба эти народа относятся к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи. Предки ингушей, по одной из версий, в составе племенного союза аланов участвовали в Великом переселении народов, сокрушившем Римскую империю.

В начале нашей эры часть ингушей, судя по сообщениям древних авторов и по руинам христианских культовых строений, приняла православие, которое позже было вытеснено исламом. Вместе с тем у них долгое время сохранялось язычество, а ислам окончательно утвердился лишь к середине 19 века, причем главным фактором его принятия стала Кавказская война. О том, что ислам среди северокавказских горцев не имеет глубоких корней, писал еще А. С. Пушкин («Путешествие в Арзрум»), который в 1829 году во время Русско-персидской войны проезжал через эти края. Несмотря на то что большинство ингушей приняли российское подданство еще в 1770 году, некоторые тейпы участвовали в войне на стороне Шамиля.

Отличие чеченцев от ингушей состоит в том, что на исторической сцене они появились раньше ингушей. По крайней мере существует гипотеза, что именно предки чеченцев известны в древних ближневосточных анналах как хурриты, жившие во 2 тысячелетии до нашей эры. Правда, тут исторически корректней было бы говорить о том, что хурриты являются отдаленными предками как чеченцев, так и ингушей (а возможно, и некоторых дагестанских народов), и участвовали в этногенезе еще нескольких современных кавказских народов, в частности армян. Позже хурриты были ассимилированы соседями, а часть их ушла на Северный Кавказ.

Контакты чеченцев с русскими начались в 18 веке, когда Российская империя стала колонизировать Кавказ. Они носили почти исключительно характер вооруженных столкновений. Во время Кавказской войны у чеченцев, так же, как у ингушей, окончательно утвердился ислам в форме суннизма. Степень языковой близости настолько велика, что их языки различаются меньше, чем русский и украинский, то есть взаимопонимание осуществляется без затруднений.

Сравнение

Чеченский этнос разделяется на девять так называемых тукхумов – военно-политических объединений, которые состоят из тейпов (кланов). У ингушей деления на тукхумы нет, в вайнахской среде их иногда называют «десятым тукхумом», подчеркивая близость чеченцев и ингушей. Почему сложилось такое положение, что два близкородственных народа, живущие по соседству, разделились? На этот счет существует несколько гипотез.

Согласно наиболее вероятной, причиной послужило принятие ингушами в 18 веке российского подданства. В условиях, когда формирование и ингушей, и чеченцев как наций не было завершено, разница в политической истории привела к образованию сначала ингушского субэтноса в составе других вайнахов, впоследствии выделившегося в самостоятельный народ. Однако у них по-прежнему больше общего, чем различий: оба народа исповедуют ислам в форме суннизма, проживают в смежных субъектах Российской Федерации. Оба народа имеют диаспоры за пределами РФ и СНГ, правда, у чеченцев она больше и влиятельней по причине большей численности народа, а также потому, что после Кавказской войны часть чеченцев покинула Северный Кавказ и переселилась в Саудовскую Аравию. Там и сейчас многие посты в вооруженных силах занимают этнические чеченцы.

Таблица

В чем разница между чеченцами и ингушами, показано в приведенной ниже таблице. Как видим, различия в основном в самосознании народов (принятии факта своей инаковости по отношению друг к другу) и в численности. А в остальном чеченцы и ингуши очень похожи.

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.

Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны.

Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.

Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов. Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».

Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».

Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.

В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты.

В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане». Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены.

Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».

Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса - это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад.

Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Размежевание

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.

Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа.

Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы. В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма.

Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».

После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти.

В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.

После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии.

В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм. В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней.

До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь.

Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.

Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.

В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики.

В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

Традиции

По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.

То же самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях.

Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских. Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки.

Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны. Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями».

Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские. Ингушский тейп обычно экзогамен.

Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи. В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет.

В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов. На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев.

Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.

Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.



Поделиться