Локальные акты организации не должны противоречить действующему законодательству. Соотношение закона и подзаконного нормативного акта Правовые акты не должны противоречить

Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в противоречие с законами. Если подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он не действует в части про­тиворечащей закону и должен быть приведен в соответствие с законом.

Законы издаются Федеральным собранием Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Главное место в системе законов занимает Конституция Российской Федерации, на основе которой принимаются федеральные законы, зако­ны субъектов Российской Федерации, а также подзаконные акты всех уровней органов государственной власти и местного самоуправления.

Это означает, что нормативные правовые и иные акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Фе­дерации, иными федеральными органами должны соответствовать Кон­ституции Российской Федерации и действующим Федеральным законам.

Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблю­даться и в субъектах Российской Федерации.

Кроме того, все законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Феде­рации, Федеральным законам, а также нормативным правовым актам, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Безусловно, что при этом акты Президента и Правительства не входят в противоречие с Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами.

Соблюдение принципа соподчинения нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе местного самоуправления является одним из главных условий, обеспечивающих нормальное уп­равление процессом становления и развития института местного само­управления. Нормативные акты о местном самоуправлении должны со­ставлять единый согласованный механизм, слаженно действующий в масштабе всего государства.

Согласно статье 7 Федерального Закона «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации, указанным Законом, другими федеральными за­конами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции Российской Федерации, Феде­ральному Закону «Об общих принципах.» применяются положения Конституции Российской Федерации и указанного специального, базо­вого федерального закона.

Такой подход способствует созданию единого правового поля в сис­теме местного самоуправления.

В-третьих, нормативные правовые акты подразделяются на специ­альные и содержащие отдель­ные нормы, касающиеся местного самоуправления.

Специальными законами являются, например - Федеральный Закон № 154 от 28.08.95 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации»; Федеральный Закон № 126 от 25.09.97 г. «О финансовых основах ме­стного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный Закон № 138 от 26.11.96г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федера­ции избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; Федеральный Закон № 8 от 08.01.98г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»; законы субъектов Российской Федерации о местном са­моуправлении и другие.

Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе мест­ного самоуправления содержатся, например, в Конституции Россий­ской Федерации, в ряде федеральных законов, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, а также в отдельных законах субъек­тов Российской Федерации, не имеющих специального для местного самоуправления предназначения.

К таким законам можно отнести Закон Российской Федерации № 21118-1 от 27.12.97 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; Закон РСФСР 2056-1 от 18.12.91г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»; Закон Российской Федерации 2395-1 от 21.02.92 г. «О недрах»; Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.92 г. «Об образовании» и другие, а так же налоговый и бюджетный кодексы.

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ.

Необходимо отметить, что правовым фундаментом для муниципального законодательства стран – членов Совета Европы, к которым теперь относится и Российская Федерация, является Европейская Хартия о местном самоуправлении.

Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления. Это определение полностью соответствует тексту Статьи 3: «Понятие местного самоуправления» Европейской Хартии Местного Самоуправления.

Целью Совета Европы является построение Европы на принципах демократии и децентрализации власти, достижение прочного единства между его членами на этой основе. Поскольку местное самоуправление – одна из основ любого демократического строя, в Европейской Хартии закреплены общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты.

Хартия является документом, достаточно полно излагающим понятие и принципы местного самоуправления, и направлена на защиту прав местных органов самоуправления как наиболее приближенных к населению. Именно органы местного самоуправления предоставляют гражданам возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни.

Этот документ обязывает все стороны (государства) подписавшие его применять основополагающие принципы, гарантирующие политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ в условиях децентрализации власти.

В преамбуле хартии изложены главные принципы, на которых она базируется: органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя; граждане имеют право участвовать в управлении государственными делами непосредственно на местном уровне; государство должно наделить органы местного самоуправления реальной властью и дать им широкую автономию в решении вопросов своей компетенции.

Европейская Хартия отмечает также необходимость признания местного самоуправления в законодательстве и, по возможности, в конституции страны. В ней раскрывается понятие местного самоуправления, предусматриваются свободное, тайное, равное, прямое и всеобщее голосование, свобода действия местного самоуправления по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий местного самоуправления, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры.

Хартия говорит о том, что статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, административный контроль должен быть только для обеспечения законности и конституционных принципов. За местным самоуправлением закрепляется право на обладание собственными финансовыми средствами и право свободно ими распоряжаться. Средства должны поступать за счет местных сборов и налогов, других источников. Местные органы согласно Хартии могут сотрудничать и объединяться с другими органами местного самоуправления, имеют право сотрудничать с другими подобными органами других государств. Местному самоуправлению гарантируется судебная защита. Российская Федерация подписала Европейскую Хартию местного самоуправления 27 декабря 1996 года.

Современное Российское законодательство появилось относительно недавно. В связи с этим многие вопросы регулируются актами бывшего Союза ССР, которых насчитывается более 37000. Указанные акты следует применять с учетом содержания новейшего российского законодательства. Рассмотрим вопрос о соотношении локальных нормативных актов организации с требованиями союзного законодательства.

В НЭПС поступило повторное обращение Б. А. Тухтабаева, которому отказано в удовлетворении требований о выплате вознаграждения по итогам работы за год в связи с применением локального нормативного акта, не предусматривающего его выплату лицам, уволенным с работы на момент принятия решения о выплате данного вознаграждения.

В связи с этим возникла необходимость в даче консультации о применении законодательства, регламентирующего выплату вознаграждения по итогам работы за год.

В соответствии со ст. 423 ТК РФ акты бывшего Союза ССР применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей ТК РФ. В ТК РФ отсутствует правовая регламентация выплаты вознаграждения по итогам работы за год.

Поэтому при разработке локальных нормативных правовых актов следует руководствоваться нормативными актами бывшего Союза ССР, регулирующими выплату указанного вознаграждения. Нормативным правовым актом Госкомтруда СССР от 10 августа 1983 года регламентируются порядок и условия выплаты вознаграждения по итогам работы за год.

Право на выплату данного вознаграждения сохраняется за работниками, уволенными в календарном году, за который оно выплачивается, по уважительным причинам. Названным лицам вознаграждение выплачивается пропорционально отработанному времени .

В рассматриваемом случае увольнение проведено 28 декабря 2009 года, за который выплачивалось вознаграждение по итогам работы за год. В рассматриваемом случае увольнение проведено по п. 8 ст. 77 ТК РФ на основании медицинского заключения, то есть по уважительной причине. В связи с чем уволенный незаконно лишен права на получение вознаграждения, гарантированного действующим законодательством. Локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работника по сравнению с законодательством (ст. 8 ТК РФ). В связи с изложенным усматриваются основания для признания полномочным органом недействующим локально правого акта в части, противоречащей законодательству, гарантирующему уволенным лицам выплату вознаграждения по итогам работы за год. Хотя в нашем понимании российское законодательство гарантирует выплату вознаграждения по итогам работы за год, независимо от основания увольнения. Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ вознаграждение по итогам работы за год следует признать частью заработной платы.

Указанное вознаграждение, как и заработная плата, выплачивается за отработанное в соответствующем календарном периоде время. В связи с этим лишение работника этой части заработной платы может быть квалифицировано на основании ч. 3 ст. 4 ТК РФ как использование работодателем принудительного труда. Как известно, принудительный труд запрещен многочисленными нормативными правовыми актами, включая международные. Следовательно, каждый работник имеет право при выплате вознаграждения по итогам работы за год получить его пропорционально отработанному времени. Произвольное лишение данной части заработной платы российское законодательство не допускает.

Представление о признании локального нормативного акта недействующим может быть внесено работодателю соответствующим прокурором. Следует помнить, что для обжалования актов нормативного характера сроки не установлены . Признание локального нормативного акта недействующим позволяет требовать пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам принятых на его основании решений об отказе в выплате вознаграждения по итогам работы за год. Проверка конституционности локальных нормативных актов не предусмотрена. Предметом конституционного обжалования могут стать лишь нормы примененных актов федерального уровня за исключением ведомственных.

Консультация может быть использована на основании рекомендаций НЭПС, в том числе лицами, претендующими на выплату вознаграждения по итогам работы за год, которые могут использовать предлагаемые правовые позиции после ознакомления с ними в журнале «Трудовое право».

Образований Брянской области.

Важнейшим из направлений деятельности Минюста России и его территориальных органов является обеспечение единства правового пространства Российской Федерации. Одной из составных частей этой деятельности является государственная регистрация уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы.

Свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке, обязано иметь каждое муниципальное образование. Устав муниципального образования занимает главное место среди других муниципальных нормативных правовых актов и является документом комплексного нормативного характера.

Как показывает практика государственной регистрации, наиболее часто допускаемыми органами местного самоуправления нарушениями является принятие уставов без учета изменений, внесенных в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), а также требований Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований » (далее - Федеральный закон № 97-ФЗ).

В части нарушения порядка принятия устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) следует отметить следующее.

Имеет место нарушение требований ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении. В ряде случаев вышеуказанный срок не соблюден.

Противоречия действующему законодательству заключаются в следующем.

Не учитываются положения федерального и регионального законодательства, в том числе в части:

изложения вопросов местного значения муниципального образования, а также полномочий по их решению;

Изложения полного перечня оснований досрочного прекращения полномочий депутатов представительного органа муниципального образования;

Изложения полномочий по организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

Установления порядка назначения и выплаты досрочно оформленной муниципальной пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования;

Невозможности включения срока полномочий депутата представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в стаж работы по специальности;

Наличия (точного изложения) в уставе муниципального образования порядка официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов;

соблюдения срока обнародования решения принятого на местном референдуме.

В ряде случаев документы для государственной регистрации предоставляются с нарушением положений действующего законодательства.

Устав и муниципальный правовой акт должны представляться с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования.

В ряде случаев, в нарушение вышеуказанных положений Федерального закона № 97-ФЗ, Устав и муниципальный правовой акт скрепляются печатью администрации муниципального образования, документы подписываются не надлежащим должностным лицом.

Зачастую представляемые документы не соответствуют общим правилам оформления официальных документов: отсутствует адрес, телефон, реквизиты документа, нумерация листов. Содержание представленных документов в электронном виде не соответствует содержанию документов на бумажном носителе. Имеет место противоречие содержания одного из экземпляров документа другому.

Запись электронного носителя (дискета, CD-R) с текстами устава, муниципального правового акта и иных необходимых документов зачастую представляется в нечитаемом формате файлов, либо не представляется вовсе.

Основными причинами такой ситуации является, по мнению Управления, формальный подход к. приведению положений Устава в соответствие с действующим законодательством.

В заключение хотелось бы отметить, что наиболее значимые процессы по обеспечению жизнедеятельности муниципальных образований юридически оформляются муниципальными нормативными правовыми актами, которые не должны противоречить действующему законодательству, и, в том числе, уставу муниципального образования. Таким образом, от уровня проработки устава и своевременности внесения в него изменений в целях приведения в соответствие с действующим законодательством напрямую зависит социально-экономическая стабильность муниципального образования и эффективность деятельности его органов местного самоуправления.

Последние новости Брянской области по теме:
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПРОТИВОРЕЧИТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Уставы – в рамках закона - Навля

Основные противоречия федеральному и региональному законодательству, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных
16:31 10.02.2017 Газета Наше время

Устав и муниципальный правовой акт - Дятьково


15:16 10.02.2017 Пламя Труда

Основные противоречия при регистрации уставов - Брасово

Основные противоречия федеральному и региональному законодательству, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в
13:15 10.02.2017 Газета Вестник

Почеп

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
12:38 10.02.2017 Газета Почепское слово

К СВЕДЕНИЮ - Унеча

Основные противоречия федеральному и региональному законодательству, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных
12:11 10.02.2017 Унечская газета

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПРОТИВОРЕЧИТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ - Брянск

Основные противоречия федеральному и региональному законодательству, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципаль
12:10 10.02.2017 Брянская Учительская газета

Основные противоречия федеральному и региональному законодательству, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Брянской области - Карачев

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
11:15 10.02.2017 Заря

Основные противоречия федеральному и региональному законодательству, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Брянской области - Мглин

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
11:15 10.02.2017 Мглинские Вести

Жирятино

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
10:13 10.02.2017 Жирятинский край

Основные противоречия федеральному и региональному законодательству, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в - Рогнедино

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
09:15 10.02.2017 Новый Путь

Основные противоречия федеральному и региональному законодательству, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в - Комаричи

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
09:13 10.02.2017 Газета Верный путь

Основные противоречия федеральному и региональному законодательству, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в - Брянск

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
08:33 10.02.2017 Газета Деснянская правда

Основные противоречия федеральному и региональному законодательству, - Трубчевск

Основные противоречия федеральному и региональному законодательству, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципаль
18:31 09.02.2017 Газета Земля Трубчевская

Основные противоречия федеральному и региональному законодательству, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в - Суземка

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
17:40 09.02.2017 Рассвет

Подготовка прокурорских кадров Условия и порядок приема на службу Вакансии государственной гражданской службы Назначения
  • Работа с обращениями граждан
  • График личного приема Порядок приема и рассмотрения заявлений о преступлениях В помощь заявителю
  • Прокурор разъясняет
  • Консультации по вопросам федерального законодательства Консультации по вопросам уголовно-исполнительного законодательства Консультации по вопросам уголовного судопроизводства Консультации по вопросам местного самоуправления
  • Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности
  • Работа прокуратуры по реализации Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 о согласовании внеплановых проверок контролирующих органов Памятки предпринимателям
  • Противодействие коррупции
  • Сведения о доходах за отчетный период Деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Конкурс "Вместе против коррупции" Памятки
  • Основные статистические данные о деятельности прокуратуры Республики Коми
  • Информация о размещении заказов для государственных нужд
  • 167982, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23

    Муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральному законодательству.

    11.07.2008

    В ходе осуществления прокуратурой Сыктывдинского района надзорной деятельности за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного самоуправления, их должностными лицами, изучаются проекты нормативных правовых актов с последующей дачей заключений на них о соответствии нормам действующего законодательства. В последующем в обязательном порядке изучению подлежат и принятые правовые акты, на которые также даются соответствующие заключения

    Проводимая прокуратурой района в данном направлении работа позволяет снизить количество принимаемых органами местного самоуправления и их должностными лицами незаконных правовых актов. Так, в течение 2008 года по результатам проверки проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, их должностных лиц, как МО МР «Сыктывдинский», так и расположенных в его границах 13 сельских поселений, из 104 проектов заключения о несоответствии нормам действующего законодательства дано на 49 проектов.

    Во всех случаях дачи отрицательного заключения по результатам изучения проекта нормативного правового акта прокурором района направляется информация в орган местного самоуправления либо должностному лицу, к полномочиям которых отнесено принятие того или иного правового акта, с целью устранения выявленных недостатков.

    Кроме того, анализ принятых нормативных правовых актов позволяет делать выводы об отсутствии правового акта, регулирующего вопросы в определенной сфере, принятие которого отнесено к компетенции органов местного самоуправления. В таких случаях прокурором района в полной мере используются полномочия участия прокурора в нормотворческой деятельности, предоставленные законодателем и закрепленные в статье 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

    Например, в январе текущего года прокурором района в представительные органы 14 муниципальных образований, расположенных на территории муниципального района, были внесены предложения в порядке статьи 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о необходимости внесения дополнений уставы, а также о принятии нормативных правовых актов, регулирующих вопросы административно-территориального и муниципального устройства, наименования составных частей населенных пунктов.

    Основанием для направления данных предложений явились требования ст.11 Закона Республики Коми «О порядке решения вопросов административно-территориального и муниципального устройства, о наименованиях географических и иных объектов в Республике Коми». Данная норма закрепляет полномочия органов местного самоуправления в регулировании вопросов административно-территориального и муниципального устройства, а также содержит указание, что разграничение полномочий между органами местного самоуправления по вопросам административно-территориального и муниципального устройства, наименования составных частей населенных пунктов определяется в уставе муниципального образования

    В ходе проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов для муниципальных нужд, прокуратурой района установлено, что во всех 13 муниципальных образованиях сельских поселений отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие эти вопросы. А это противоречит положениям Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

    Данное обстоятельство явилось основанием для направления прокурором района в феврале текущего года в Советы данных муниципальных образований предложений о принятии таких нормативных правовых актов.

    Также в феврале 2008 года прокурором района в порядке ст.9 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» направлены предложения главам сельских поселений, руководителям администраций поселений, главе муниципального района - руководителю администрации района МО МР «Сыктывдинский» с указанием на необходимость разработать и утвердить порядок планирования приватизации муниципального имущества поселений и муниципального района.

    Во всех случаях предложения прокурора были удовлетворены в полном объеме. По результатам рассмотрения предложений органами местного самоуправления разрабатывались и принимались необходимые нормативные правовые акты, а при необходимости, вносились соответствующие изменения либо дополнения в уставы муниципальных образований.



    Поделиться