Деловые письма: просьбы и запросы. Заявление в прокуратуру о проверке деятельности организации Образец заявления в прокуратуру и все тонкости правильного заполнения

Заявление прокурору о проведении проверки

Основным нормативным актом, устанавливающим порядок обращения граждан в государственные органы, в том числе в органы прокуратуры, является закон «О порядке рассмотрения обращений граждан…» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (далее — закон № 59). Однако непосредственно форма заявления в прокуратуру о проведении проверки в данном акте не устанавливается. Для юрлиц аналогичного специального акта нет, требования к заявлению от юрлица можно найти в инструкции, утв. приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (далее — Инструкция).

Исходя из ст. 7 закона № 59 в своем заявлении граждане должны указать:

  • наименование госоргана либо должностного лица, кому направляется заявление;
  • свои фамилию, имя, отчество;
  • почтовый адрес, куда направляется ответ;
  • суть обращения;
  • личную подпись заявителя;
  • дату направления заявления.

Требования к заявлению прокурору о проведении проверки от организации либо должностного лица схожи с вышеизложенными (см. п. 2.8 Инструкции), но, кроме того, оно должно включать должность обратившегося.

Заявители свободны в изложении сути своего обращения, но необходимо обязательно указать, какое право заявителя или общественное благо пострадало от нарушения и в чем заключается нарушение.

К заявлению граждане вправе приложить документы и материалы по собственному усмотрению. В заявлении, которое направляется в электронной форме, необходимо привести адрес электронной почты заявителя, на который нужно направить ответ. Прилагаемые документы и материалы также направляются в электронной форме.

Когда направляется письмо в прокуратуру о проведении проверки

Ст. 8 закона № 59 устанавливает, что граждане сами решают, в какой орган обратиться с заявлением. Основным полномочием органов прокуратуры в соответствии со ст. 1 закона РФ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-I (далее — закон о прокуратуре) является обеспечение верховенства закона.

Как гласит ст. 10 закона № 59, при поступлении заявления граждан соответствующие органы и должностные лица, в данном случае прокурор, обязаны:

  • обеспечить своевременное и всестороннее рассмотрение;
  • запросить у соответствующих лиц документацию и материалы;
  • принять меры по восстановлению нарушения прав и свобод;
  • дать письменный ответ либо уведомить заявителя о перенаправлении заявления в компетентные учреждения.

Письменные заявления граждан подлежат регистрации в 3-дневный срок с момента их поступления в прокуратуру (ч. 2 ст. 8 закона № 59). Если суть заявления не относится к компетенции органов прокуратуры, оно в течение недели перенаправляется в соответствующий орган.

Вопросы контроля, относящиеся к компетенции прокуроров в РФ, перечислены в ст. 1 закона о прокуратуре:

  • надзор за соблюдением законов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод;
  • уголовное преследование;
  • возбуждение дел об административных нарушениях в случаях, предусмотренных законодательством.

Как рассматривается запрос в прокуратуру о проведении проверки

Согласно ст. 9 закона № 59 и ст. 21 закона о прокуратуре в случаях, когда невозможно удостовериться в правдивости приведенных в заявлении данных иным способом, прокуроры проводят проверку исполнения законов. При этом основанием для проведения такой проверки является информация о правонарушении, по которой прокурору необходимо принять соответствующие меры.

Ст. 21 закона о прокуратуре содержит основные правила рассмотрения заявлений о проведении прокурорской проверки, конкретизируются они в Инструкции.

Так, решение о том, что на запрос в прокуратуру о проведении проверки необходимо отреагировать положительно, принимается самим прокурором либо его заместителем. Затем оно направляется руководителю учреждения, в отношении которого проводится проверка, не позже дня, когда планируется ее провести. В решении должны быть указаны:

  • цели проведения проверки;
  • основание, по которому проводится проверка;
  • предмет проверки.

Решение оформляется согласно типовой форме (в 2017 году действует форма, утвержденная приказом Генпрокуратуры России от 17.03.2017 № 172). Согласно ст. 10 закона № 59 ответ направляется заявителю, запросившему прокурорскую проверку, в письменной либо электронной форме. В ответе должны указываться:

  • сведения о решении по поводу проведения прокурорской проверки;
  • иные меры, принятые по поводу обращения гражданина.

Как гласит ст. 9 закона № 59, госорган либо должностное лицо, которому поступило заявление, вправе рассмотреть его с выездом на место.

Как проводится прокурорская проверка

Основные правила проведения прокурорской проверки закреплены в ст. 21 закона о прокуратуре:

  • Если выявятся нарушения, которые не отражены в изначальном решении, то принимается новое решение о расширении круга проверки. Также прокурор может назначить новую проверку.
  • Проверка не должна длиться больше 30 дней. Допускается продление срока решением прокурора на 30 дней. Сверх этого срока продлить проверку можно только по решению Генпрокурора.
  • Если у объекта проверки имеется несколько обособленных подразделений в разных субъектах Федерации, то проверка по каждому из них проводится по отдельным решениям. То есть время для проверки в отношении каждого подразделения исчисляется отдельно.
  • По основаниям, предусмотренным в п. 6 ст. 21 закона о прокуратуре, проверка может неоднократно приостанавливаться, но общий период приостановления не может превышать полгода.

Если в ходе проверки выявляются те или иные нарушения, то по решению прокурора (при его отсутствии — по решению его заместителя) принимаются соответствующие меры. Если же нарушения не выявятся, оформляется акт согласно форме, устанавливаемой Генпрокуратурой.

***

Таким образом, по обращениям граждан органы прокуратуры могут осуществлять проверки деятельности учреждений и организаций, государственных органов на предмет соответствия требованиям законодательства. Образец заявления в прокуратуру о проведении проверки приведен в нашей статье. По итогам проверки могут быть приняты те или иные меры в зависимости от наличия и общественной опасности нарушений.

Прокурору Самарской области,

государственному советнику юстиции 2 класса

Кабалоеву Мурату Азраиловичу

Адрес: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская,

д. 151

От адвоката НО “Самарская областная коллегия адвокатов”

Антонова Анатолия Петровича ,

рег. № 63/2099 в реестре адвокатов Самарской области

Адрес для корреспонденции:

443080, г. Самара, проспект Карла Маркса,

д. 192, оф. 619

Тел.: +7-987-928-31-80

В защиту интересов А.

ЖАЛОБА

ДАТА в адрес Прокурора Самарской области Кабалоева М.А. мною было направлено обращение в защиту интересов А. (копию заявления прикладываю к жалобе).

Данное заявление было зарегистрировано ДАТА, а ДАТА направлен мне ответ, исх. № НОМЕР (копию ответа прикладываю к жалобе).

В своем заявлении я просил провести проверку и обязать сотрудников ГУ МВД России по Самарской области (УЭБиПК ГУ МВД России по Самарской области или ОП № 21 УМВД России по г. Тольятти), у которых находится материал проверки КУСП № НОМЕР от ДАТА по факту осуществления якобы незаконной банковской деятельности А., М., В., С.:

– устранить процессуальные нарушения, допущенные при проведении доследственной проверки в отношении А.;

— сообщить о результатах доследственной проверки по факту осуществления якобы незаконной банковской деятельности А., М., В., С., при котором у А. сотрудниками У ФСБ России по Самарской области по г. Тольятти ДАТА в аэропорту Курумоч и в жилище были изъяты денежные средства и предметы;

— предоставить копию протокола, где отражена выемка денежных средств в СУММЕ рублей, а также копию протокола обследования жилого помещение (где отражено изъятие предметов в жилом помещении у А.);

— возвратить изъятые у А. денежные средства в СУММЕ рублей, а также предметы (банковские карты, сим-карты, сотовые телефоны, ноутбук).

Ответ на мое обращение подписан начальником управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельность старшим советником юстиции А.Н. Атяскиным, исполнитель В.В. Лошкарев.

Полагаю, что уполномоченный сотрудник областной прокуратуры не разобрался по существу обращения, формально отписав в мой адрес следующий текст: ”В соответствии с п. 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 45 от 30.01.2013, (далее — Инструкция) копия Вашего обращения в части доводов о возможных незаконных действиях сотрудников УФСБ России по Самарской области направлена в прокуратуру г. Тольятти.

Кроме того, копия Вашего обращения направлена в ГУ МВД России по Самарской области для рассмотрения в качестве ходатайства по материалу проводимой ими процессуальной проверки по вопросам о сообщении результатов проверки, представлении копии протокола, где отражена выемка денежных средств в сумме СУММА рублей, копии протокола обследования жилого помещения, а также по вопросу возврата изъятых денежных средств.

О результатах рассмотрения обращения Вы будете уведомлены указанными органами”.

Конституция РФ (ст. 18) и федеральные законы России, обязывают прокуроров всех уровней соблюдать конституционные права граждан РФ. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.04 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты и обеспечивать их исполнение, соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ, п. 4 ст. 21, п. 3 ст. 37 УПК РФ, п. 1 ст. 4 Закона «О Прокуратуре РФ», требования и поручения прокурора, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми должностными лицами.

Игнорирование должностным лицом прокуратуры Самарской области доводов, изложенных в заявлении, приводят к существенному нарушению и лишению граждан конституционных прав и затрудняет их доступ к правосудию.

Как указал Конституционный Суд РФ в “Постановлении” от 3 мая 1995 года N 4-П, требует рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагают не только право подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ. А не формальную отписку, в виде нежелания разбираться по существу обращений граждан.

Определением Конституционного Суда № 42 от 25.01.2005 сформулировано:

— требование к дознавателю, следователю, прокурору на досудебной стадии проводить исследования и оценки ВСЕХ приводимых в обращениях граждан доводов, Правовая позиция Суда сформирована в категорических выражениях: «… решения могут быть вынесены только после … опровержения доводов, выдвигаемых в обращениях,

— право каждого обратившегося в суд, а также в иной государственный орган на получения на свое обращение законного, обоснованного и мотивированного решение соответственно должностного лица или суда,

— обязанность лиц, принимающих решения по обращениям граждан, мотивировать свои процессуальные решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания.

Действия должностных лиц прокуратуры свидетельствуют о невыполнении требований Инструкции «О едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры РФ», утвержденной приказом Генпрокуратуры от 16.03.2006 №12

В соответствии с п. 2.1 Указания генеральной прокуратуры РФ от 05.08.2003г. № 28/20 и приказом Генпрокурора РФ от 16.05.2005г. № 18, должна быть обеспечена всесторонняя проверка изложенных в жалобе доводов.

Ст. 40.4 Федерального закона «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой каждый прокурор обязуется непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость, сознавая, что нарушение этих обязательств, несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.

Между тем, защита законных интересов гражданина РФ, а также обеспечение доступа к правосудию традиционно провозглашается одной из основных задач и обязанностей прокуратуры.

Реализация этих прав, задач и обязанностей четко оговорена законом и охраняется им (ст.ст.18, 45 Конституции РФ, ст.2 УК РФ, п.1 ч.1 ст.6, ст.ст.21, 22, 42 УПК РФ). Органы прокуратуры действуют от имени государства и призваны контролировать исполнение этого закона, а не саботировать их исполнение. Положения ст. 46 и 52 Конституции РФ гарантируют право каждого на судебную защиту и право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, на доступ к правосудию.

Вместо того, чтобы разобраться в поданном заявлении и принять меры прокурорского реагирования, прокуратура направляет заявление для проверки тому же органу (ГУ МВД России по Самарской области), чьи неправомерные действия мною обжалуются прокурору области.

На основании вышеизложенного,

Прошу Вас:

Обязать должностных лиц Прокуратуры Самарской области провести полную проверку по фактам, изложенным в поданном мною заявлении.

Прошу уведомить меня о результатах рассмотрения данного обращения по адресу: 443080, г. Самара, проспект Карла Маркса, д. 192, оф. 619.

Приложения:

  1. Копия Заявления адвоката Антонова А.П. исх. № 26/12 от 22.01.2016 г.
  2. Копия ответа Прокуратуры Самарской области № НОМЕР от ДАТА
  3. Копия ордера адвоката.

Адвокат__________________А.П.Антонов

Основная функция Прокуратуры РФ – контроль над соблюдением российского законодательства и Конституции. Заявление в прокуратуру о проведении проверки имеет право подать любой субъект независимо от своего статуса при нарушении его свободы, прав. Ревизия также может быть осуществлена по инициативе самого надзорного органа.

Причины для проведения проверки

Информацию о нарушение действующего законодательства для дальнейшего разбирательства предоставляют в виде заявлений и жалоб. В надзорный орган чаще всего обращаются с вопросами, связанными с бездействием или действиями должностных лиц, работодателей, застройщиков и других компаний, чиновников в следующих случаях:

  • несвоевременная выплата или отказ от предоставления зарплаты;
  • злоупотребление должностными полномочиями или бездействие со стороны приставов, сотрудников полиции;
  • несвоевременная сдача жилого объекта, при которой требуется проверка застройщика, для выявления причин подобной задержки;
  • ущемление законных прав граждан, приговоренных к лишению свободы или содержащихся в изоляторе на время следствия;
  • неправомерность отказа управляющей компании в предоставлении услуг, документов.

Официальное обращение с просьбой о проверке можно составлять в любых ситуациях, когда нарушаются законные права граждан – при нарушениях, имевших место в медицинских, спортивных, торговых, образовательных учреждениях.

Перед написанием заявления нужно постараться урегулировать вопрос самостоятельно через вышестоящее должностное лицо или организацию.

Требования к составлению жалобы

Для оформления письма с просьбой о проведении прокурорской проверки, нужно знать, как написать заявление правильно, иначе оно не будет принято к рассмотрению. Соблюдение простых требований составления деловой документации, позволит заявить о нарушении своих прав.

Стандартная форма претензии начинается с шапки, содержащей:

  • наименование надзорной организации, куда направляется жалоба;
  • фактический адрес получателя (уполномоченного органа);
  • инициалы заявителя, сообщающего о нарушении своих прав;
  • адрес постоянного места жительства.

Данные размещаются с правой стороны письма вверху. Следующий пункт – наименование документа и дальнейшее описание сложившейся ситуации, заключение с указанием требований заявителя на основании действующего законодательства.

Прокурор, не примет заявление, которое:

  • содержит угрозы, нецензурные слова в адрес работников контрольно-надзорной организации или третьих лиц;
  • текст составлен неразборчиво;
  • претензия лишена логики, смысла или лицо, направившее ее, признано недееспособным;
  • данное заявление уже рассматривалось, и заявитель не предоставил новых фактов, доказательств.

Прокурорская проверка не проводится на основании требований поданных анонимно. Если обращение содержит сведения о правонарушениях, оно передается в следственный отдел полиции для определения личности заявителя и проверки указанных фактов.

Способы подачи заявления

После того, как бланк был полностью заполнен, осталось его только направить в надзорный орган. Сделать это можно различными способами:

  • Самый простой и привычный для многих граждан метод сообщить о своих проблемах – личное обращение. Жалобу составляют в 2-х экземплярах, один из которых передается прокурору, другой с отметкой о ее принятии остается на руках у заявителя. Это позволит при необходимости доказать факт обращения.
  • Второй способ – направить жалобу по почте письмом с уведомлением о его вручении. Это позволит доказать, что Прокуратура получила ее и установить дату, с которой начнется отсчет срока, предусмотренного для рассмотрения претензии.
  • Самый удобный способ предоставления письма – через официальный сайт надзорной организации или электронный адрес Прокуратуры. В первом варианте уведомление о прочтении и доставки будет отправлено автоматом, во втором – можно использовать специальную функцию.

Со дня подачи претензии исчисляется срок, на протяжении которого будет предоставлен ответ. При его нарушении, можно подать соответствующую претензию в вышестоящую организацию.

Сроки рассмотрения жалобы

На протяжении недели заявителю должны предоставить сведения о результатах предварительной проверки. Перечень решений принимаемых Прокуратурой на данной стадии исчерпывающий:

  • принять заявление к рассмотрению;
  • оставить жалобу без ответа;
  • передать запрос в нижестоящую организацию;
  • направить претензию на рассмотрение в другое уполномоченное учреждение;
  • прекратить решение вопроса;
  • приобщить к обращению, поступившему до этого;
  • вернуть жалобу заявителю.

На протяжении 15 дней рассматриваются простые претензии и 30 дней – требующие дополнительной проверки, изучения. По результатам рассмотрения вопроса принимается одно из решений:

  • удовлетворено – были приняты соответствующие меры к восстановлению законных прав;
  • повторная жалоба удовлетворена – вопрос, который обжаловался до этого, был решен;
  • отклонено – требования заявителя были признаны необоснованными;
  • разъяснено – разрешены правовые нарушения;
  • принято другое решение – оставлено без ответа, возвращено, приобщено к другим материалам, переписка прекращена;
  • направлено – на протяжении 7 дней письмо было отправлено в другой надзорный орган или ведомство.

К составлению текста нужно подойти со всей ответственностью. От этого зависит, будет ли осуществлено дознание или должностное лицо не примет его на рассмотрение.

Прокурорская проверка может быть проведена по собственной инициативе надзорного органа или на основании заявления юридического, физического лица. Сроки рассмотрения полученных жалоб – до 30 дней. По окончанию процедуры предоставляется исчерпывающий ответ, не противоречащий нормами действующего закона и правилами деловой переписки.

Видео: Пример составления заявления (жалобы) в прокуратуру



Поделиться