Недееспособность и ее установление в судебной психиатрии. Становимся счастливее Несостоятельность в психологии

статья Дарьи Кутузовой

Чувство личностной несостоятельности — что ты ненастоящий, не состоявшийся человек — в современном мире заполучить очень просто. Даже здоровому человеку, а что говорить о тех, у кого в жизни есть хроническая болезнь? Им приходится разбираться с чувством личностной несостоятельности гораздо чаще. Как можно чувствовать себя «настоящим», «состоявшимся», «нормальным», «успешным» человеком, если дела не делаются, в сторону мечты часто получается только лежать, планы приходится отменять, людей подводить, целые большие области жизни ставить «на паузу» на неопределенный срок, и т.д. и т.п.?

Мне это знакомо и как человеку, чье тело иногда устраивает сюрпризы и не может «оптимально функционировать», и как человеку, чьи близкие — родитель, партнер, ребенок, друзья, — тоже живут с хроническими заболеваниями. Я вижу, каким образом определения «успеха», рассчитанные на здоровых людей, давят на меня, и как легко они отправляют меня в «штопор» негативных заключений о моей собственной идентичности.

В нарративной терапии мне очень нравится идея о множестве со-существующих в обществе дискурсов. Ни один из них не представляет собой «истину», но некоторые дискурсы более влиятельны, чем другие, и мы живем под их влиянием и испытываем на себе его последствия. А последствия могут быть весьма болезненными и ограничивающими. Хорошая новость в том, что у нас есть право выбрать для себя какой-то другой дискурс, найти или создать сообщество людей, которые будут поддерживать другие ценности, вместо тех норм и стандартов, которым нас обязывает соответствовать доминирующий дискурс (а у нас не получается, и мы страдаем от неудачи).

Майкл Уайт разработал серию наводящих вопросов, которые могут помочь нам лучше осознать, каким именно нормам мы стараемся привести себя в соответствие и исследовать наши собственные способы освободиться от их тирании, а также лучше понять наши способы создавать такие миры, которые для нас гораздо более уютны и обитаемы.

Здесь я попытаюсь адаптировать эти вопросы для самостоятельного письменного самоисследования и приведу пример своей работы с этими вопросами, чтобы и для себя кое в чем разобраться.

Как всегда, напоминаю о технике безопасности при работе с письменными практиками.

РАБОТА С ЧУВСТВОМ ЛИЧНОСТНОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (адаптация вопросов Майкла Уайта)

1. «В какие именно нормы и стандарты вы не вписываетесь, каким требованиям не соответствуете?»

Иначе говоря, какие-то «они там» настаивают, что вы должны проявлять определенные умения, качества, достигать чего-то определенного, а вы вот нет. Что это за умения, качества и достижения?

Закончите предложение:

«Я усвоил, что должен мочь ____________________ (а я не могу (делать это достаточно хорошо))»

Я усвоила, что должна мочь ставить цели, строить планы, выполнять их, выполнять свои обязательства перед другими людьми, сдавать работу в срок, успевать к дедлайнам, быть успешной, независимой, компетентной, совершать постоянное усилие, быть упорной, продуктивной и организованной.

2. «Что вы испытываете, когда не соответствуете этим нормам, стандартам и требованиям? Что вы делаете, чтобы привести себя в соответствие им? Какие практики самодисциплинирования вы применяете к себе?»

Другими словами, каким образом вы «берете себя в руки» и «собираетесь», откликаясь на призыв «соберись, тряпка»? Что вы начинаете делать?

Закончите предложения:

«Когда я чувствую, что я недостаточно ______________________ (вставьте перечисление норм и стандартов из предыдущего вопроса), я чувствую ______________________. Когда я чувствую, что недостаточно ____________________, я начинаю «работать над собой» следующим образом:______________________»

Когда я чувствую, что недостаточно хорошо ставлю цели и еще хуже их достигаю, что я недостаточно независима, успешна, продуктивна и организованна, я чувствую разочарование в себе. Я чувствую, что мне никогда не удастся реализовать свои мечты, я расстраиваюсь, унываю, теряю мотивацию. Я начинаю пересматривать мою систему самоорганизации, трачу время на составление вариативных планов с учетом разных меняющихся условий, я заимствую стратегии и тактики, придуманные другими людьми в отличающихся ситуациях и начинаю пытаться приложить их к своей жизни, чтобы жизнь стала более отрегулированной, более предсказуемой, более подконтрольной. Я начинаю «нарезать» время на все более маленькие «куски».

4. «Бывают ли какие-то моменты, когда власть стандартов и норм над вами не абсолютна? Бывают ли какие-то моменты, когда вы не прикладываете к себе усилия, чтобы привести себя в соответствие нормам? Может быть, в какие-то моменты вы протестуете против них, саботируете их, игнорируете их или даете себе передышку?»

Другими словами, когда и где вы позволяете себе не плясать под эту дуду?

Закончите предложения:

«Хотя я знаю, что должен быть _________________ и делать ___________________ (вставьте ответы на первый и второй вопросы), чтобы соответствовать стандартам и нормам, иногда я могу этого не делать. Я могу этого не делать, когда ______________________»

Хотя я знаю, что должна быть успешной, продуктивной и организованной, ставить цели и достигать их вовремя, и хотя я знаю, что должна пересмотреть свою систему самоорганизации и попробовать внедрить в свою жизнь решения, найденные другими людьми в других обстоятельствах, чтобы сделать мою жизнь более подконтрольной, регулируемой и предсказуемой, иногда я могу этого не делать. Я могу этого не делать тогда, когда мои тело и душа, или тела и души тех, кого я люблю, требуют непосредственной заботы, присутствия, отзывчивости — тогда я следую потоку от момента к моменту.

4. «Что вы говорите себе и что делаете, чтобы усилить свою способность выдержать давление норм и стандартов — и практик приведения себя в соответствие с ними? На что вы полагаетесь, что поддерживает вас в вашем выборе не соответствовать?»

Другими словами, я усиливаю свою способность отказываться соответствовать — я могу ради чего-то пожертвовать соответствием нормам и стандартам. Я поддерживаю себя в этом, прежде всего, определенными словами, к себе обращенными.

Закончите предложение:

«Я становлюсь способной выдерживать давление норм и стандартов _____________, сопротивляться им и действовать по-другому за счет того, что говорю себе ________________________»

Я становлюсь способной выдерживать давление норм и стандартов успешности, организованности, продуктивности, постановки целей и их достижения, я становлюсь способной сопротивляться им и действовать по-другому за счет того, что говорю себе: «Я открыта нуждам текущего момента. Я отзывчива, я присутствую, я стараюсь вносить в эту ситуацию лучшее, на что я способна. Кто знает, что в конце моей жизни будет иметь больший вес, след из достигнутых целей, который я оставлю по себе, или те смыслы, тот опыт совместности, который мы прожили вместе с людьми. Я следую тому, что говорят мне мое сердце — и чувство ответственности».

5. «Этот протест против гегемонии стандартов и норм, несомненно, является отражением каких-то крайне важных ценностей в вашей жизни. Настолько важных, что вы не готовы отказаться от них, даже в том случае, если вы в чьих-то глазах станете «несостоятельным». Что настолько значимо для вас? От чего вы не готовы отказаться, что не готовы предать?»

«Я становлюсь способным сопротивляться давлению норм и стандартов, потому что я не готов предать ценности _______________________, которые крайне важны для меня. Я не могу прекратить занимать позицию против __________________ и за __________________. Именно в этом я вижу свою самую настоящую, подлинную ответственность».

Я становлюсь способной сопротивляться давлению норм и стандартов, потому что я не готова предать ценности заботы, отзывчивости, сострадания, готовности быть рядом, признания трудностей, с которыми имеют дело люди, и готовности делать лучшее из того, что я могу, чтобы устанавливать настоящие, глубокие человеческие отношения и облегчать боль. Я не могу прекратить занимать позицию против последствий хронической болезни и хроничекой боли — и за то, чтобы в жизни людей был максимум смысла и реализованности, при всех привходящих обстоятельствах. Именно в этом я вижу свою самую настоящую, подлинную ответственность. Я замедляюсь, потому что люди, которых я люблю, не могут бежать быстро (или вообще не могут бежать).

6. «Когда вы защищаете эти ценности, отстаиваете их, какое мировоззрение воплощается в этом вашем выборе? Где и когда вы находите своих «союзников в культуре», где ваше прибежище, к чему вы чувствуете причастность? Какие жизненные принципы разделяют эти люди?»

Закончите следующие предложения:

«Я распознаю те ценности, которые я описала выше, как то, под чем могли бы подписаться и _____________. Мне очень близко их понимание __________________ (идеалов, к которым они стремятся), я думаю, что если бы в мире этого было бы больше, мир был бы лучше. Из того, что делают эти люди, мне очень нравятся практики ___________________»

Я распознаю те ценности, которые я описала выше, как то, под чем могли бы подписаться и маги из Дома Хаффлпафф в Хогвартсе. Мне очень близко их понимание солидарности, взаимной поддержки и сотрудничества («придем к финишу последними, зато дойдем все, никого из своих не бросим по дороге»). Это также напоминает мне о буддизме махаяны с идеалом сострадательного боддхисаттвы («не уходить в нирвану до тех пор, пока хотя бы одна травинка живет непросветленной и страдает»), а также миссию квакеров, их отзывчивость и задачу высвечивания-укрепления лучшего в каждом человеке, не исключая себя («идти по миру бодро и легко, отзываясь на то, что от Бога в любом человеке»). Мне кажется, если бы в мире этого больше, мир был бы лучше. Мне нравятся их практики различания, медитации, слушания тихого голоса внутри, следования его водительству, честного рассмотрения жизни, подотчетности, сообщества, приумножения хорошего, и служения.

7. «Что вы делаете в своей повседневной жизни, чтобы оставаться в контакте с этими идеалами, принципами и практиками? Когда вы больше в контакте с ними, как это чувствуется? Есть ли для вас разница между тем, как чувствуется приведение себя в соответствие стандартам и нормам, и тем, как чувствуется действие, настроенное на принципы и идеалы? Если есть разница, то в чем она?
Что могло бы произойти, если бы вы в своей жизни и работе могли бы в большей степени (в том числе, более открыто) придерживаться этих ценностей, идеалов и принципов? Что в ваших реакциях и поступках стало бы иным?»

Завершите предложения:

«Я уже понемногу встраиваю в свою жизнь некоторые из идеалов, принципов и практик ______________ (вставьте ваш ответ на вопрос №6). Когда я делаю это, я чувствую ________________. Если сравнивать это с приведением себя в соответствие стандартам и нормам _______________, я могу сказать, что ______________________.

Если бы у меня получалось следовать этим ценностям, идеалам и принципам более полно и открыто, это значило бы, что я бы стала ____________________________. В тех ситуациях, которые сейчас вызывают у меня максимум сложностей, я могу попробовать ____________________________ вместо способа действия, бывшего для меня привычным до сих пор».

Я уже понемногу встраиваю в свою жизнь некоторые из идеалов, принципов и практик — такие, как ежедневная медитация, дневниковые практики различания, я делюсь идеями и инсайтами (так для меня реализуется, в частности, приумножение хорошего и служение), я совершаю маленькие шаги каждый день и стремлюсь вносить лучшее, на что я способна, во все, что я делаю.

Когда я делаю это, я чувствую себя менее напряженной, более внимательной, присутствующей в теле, я нахожусь в состоянии спокойного потока. Я не сравниваю себя с другими людьми или с собой-прежде. Если сравнивать это с приведением себя в соответствие стандартам и нормам успешности, продуктивности, организованности, целеполагания и достижения целей, я чувствую себя менее «сфокусированной» на какой-то конкретной задаче и более «рассредоточенной». В этом больше тепла и больше сопричастности.

Если бы у меня получалось следовать этим ценностям, идеалам и принципам более полно и открыто, это значило бы, что я стала бы более открыто приглашать людей, которых я люблю, людей, с которыми я поддерживаю контакт, к размышлению, различанию и озвучиванию их надежд — что хорошего, как им хотелось бы, могло бы происходить в нашей совместности в настоящий момент? В ситуациях, которые сейчас вызывают у меня максимум сложностей, я буду останавливаться, вдыхать, выдыхать, чувствовать, каково моему языку во рту, не напряжен ли он чрезмерно, — и спрашивать всех присутствующих, в том числе и себя, о том, каковы их нужды и надежды; вместо того, чтобы спешить прогнуть ситуацию в сторону «правильного результата» или того способа действия, который проще.

8. «Если позволить себе говорить с определенной долей пафоса, который в данном случае вполне уместен, — какой мир вы хотели бы построить, реализуя те практики, в которых воплощаются ваши принципы и идеалы? Что в этом мире могло бы быть возможно для вас и других людей? Если в этом мире есть место «большим задачам», смыслонаправленному движению, — то какой могла бы быть ваша «большая задача»? Какое сокровище вы ищете, что стремитесь найти или создать?»

Закончите следующие предложения:

«Когда я реализую практики ___________________________ (вставьте ответ на вопрос №7), в которых воплощаются важные для меня принципы и идеалы _____________________ (вставьте ответ на вопрос №6), в глубине души я очень надеюсь, что тем самым я строю более __________________________ мир. В этом мире, люди смогут ____________________, в нем будет больше _____________________ и меньше ________________________. Если у меня есть «большая задача» в этом мире (или в построении этого мира), я думаю, что моя «большая задача» — в том, чтобы ____________________ Я бы хотел найти или создать ________________________»

Когда я реализую практики медитации, различания, остановки, чтобы спросить тех, с кем я в контакте, об их нуждах и надеждах, — практики, воплощающие важные для меня идеалы совместности, сострадания, высвечивания-укрепления лучшего и уникального в каждом человеке, в глубине души я очень надеюсь, что тем самым я строю более человечный, мирный, безопасный мир, мир сотрудничества, понимания, любви и легкости. В таком мире, люди смогут исцеляться и наслаждаться жизнью в ее самых подлинных, простых и прекрасных формах, в нем будет больше искусства, игры, веселья и созерцания — и меньше войны, потребительского отношения, насилия, жестокости и отчуждения.

Если у меня есть «большая задача» в этом мире (или в построении этого мира), я думаю, что моя «большая задача» — в том, чтобы помочь людям исцеляться, чувствовать себя более цельными, чтобы у них внутри был мир, и чтобы они находили способ становиться ближе к себе и к другим, чувствовать причастность и заботиться. Я бы хотела найти или создать способы использовать письменное слово, чтобы люди могли защитить себя от депрессии и последствий травматического стресса.

Вот такие у меня на сегодня ответы. Попробуйте сами — интересно, какие ответы будут у вас?

image by Clare Black on Flickr,https://www.flickr.com/photos/southpaw2305/4599048573/ https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/legalcode

Работа с чувством личностной несостоятельности (адаптация вопросов Майкла Уайта)

Здравствуйте! Мне 32. Я мама 12тилетней девочки. Я очень стараюсь заниматься личностным развитием. Но все больше понимаю, что высотами в одних осознаниях компенсировала боль травм, куда очень боялась заглянуть. Я большой ребенок. Я призналась себе, что застряла в пубертате. Деньги до сего момента в течении последних 10 лет зарабатывались совершенно бессистемно. Острые периоды, когда не хватало на еду, сменились покупкой брендованной одежды, походами в рестораны (доказать себе, что могу). Но так как я не имею навыка стабильности — приходилось выживать в 20 лет) муж тиран после развода 5 лет не платил алименты) я из-за глубокого невроза в самом начале не могла устроится на работу и голодала, отказавшись от еды в родительском доме в пользу ребенка. Родители не запрещали мне есть, но чувство несостоятельности и стыда давили и есть было стыдно. Я понимаю, что пишу комканно и осознанно не корректирую. Я так мыслю.

На сегодняшний день у меня нет работы и дохода. Цели доказать себе, что могу — были достигнуты. Цели иметь доход для обеспечения семьи не было. Я вот пишу и в процессе понимаю это. Вчера приходили нехорошие мысли и стало противно от собственной слабости. Как это увидит моя дочь? Нет конечно. Но этим мыслям я позволяю появится чтобы спокойно принять решение что не стану этого делать. Не подавляю. Я всегда подрабатывала продажником и на фрилансе. Опыта работы по найму нет. Но сейчас понимаю, что это адекватный выход. Взять себя в руки и пойти работать. Страшно, что будет начальство. Я прихожу в состояние ужаса при мыслях о ком то выше меня. Но работать дальше на себя не могу. Гнетущая депрессия не дает энергии для своего продукта. Так я уже с февраля. Давал деньги парень, но мы расстались 2 недели назад. Что могу сейчас — учиться быть взрослой. Сильно мотивирует иногда чувство вины перед ребенком, ведь она впитывает мои нездоровые схемы. И также есть хоть какое то светлое чувство, что я способна дать конструктив, и за этим меняюсь. Я смотрю на нее и не понимаю, как воспитывать ее дальше. Как общаться? Ведь мне самой внутри -14.

Конечно было насилие в детстве. Меня подолгу игнорировали отдавая внимание старшей сестре. В садик я не ходила и сидела с бабушкой которая материла весь день моих родителей пока те были на работе. В школе надо мной издевалась около 4 лет подряд. Родители знали но не вступались. Папа много пил и издевался над мамой. Мама плакала и говорила, что любит его. Сейчас они спокойно живут.

Как я могу сейчас начать менять свои действия? Я движусь почти всегда под напором внутреннего давления. Я постоянно терплю неудобства, которые можно не терпеть (4 года подряд 10 лет назад например ходила в осенней обуви зимой в -30 хотя были спорт ботинки для гор но я стеснялась как они выглядят сейчас смешно и знаю могла заработать или одеть их но тогда я была не в состоянии) .

Я столько изучила за это время! И даже смогла экологично расстаться с парнем, который критиковал меня. Мне было больно и на мои фразы не делать этого и поговорить по другому он отвечал а как иначе. Ты только жестко понимаешь. Расстались более менее спокойно, сошлись на том что зачем заставлять друг друга. Насильно не построишь союз. Я сейчас и 10 лет назад конечно выросла. Но я ребенок. Я хочу осознанно повзрослеть, без давления. Хочу взять ответственность с удовольствием и приятным ощущением, что многое могу.

Я сейчас понимаю что мне каждый день нужны какие-то действия, которые будут поддерживать меня в моей внутренней стабильности, во-первых это конечно стабильный доход и чувство, что я защищена, У меня есть жилье я могу оплачивать свою часть квартплаты и делать всё что необходимо дома где я живу с родителями сейчас, что я могу обеспечить ребёнка едой и одеждой и себя, и самое главное сейчас получить это. Но давление изнутри выходит из себя, и Что можно сделать, чтобы поддерживать себя в такой период? Больше всего я переживаю, что ребёнок растёт со мной такой. Я конечно же постоянно ругаю себя, я чувствую себя виноватой, я вообще не чувствую что приношу какую-то пользу этому миру, естественно я понимаю что это удобная позиция просто для того чтобы ничего не делать. Я всё это понимаю. Но эмоции внутри очень сильные, и как бы я ни рассуждала, эти реакции иногда сильнее, чувство ненужности беспомощности.

Мне очень тяжело отправлять сообщение, потому что знаю, что наверное меня будут ругать, Хотя профессиональные психологи не ругают. Но лучше я услышу сейчас правду, которая поможет мне сдвинуться, чем ходить в каких-то своих иллюзиях.

Ответ психолога theSolution:

Вы молодец, что написали нам письмо. Наверное, вам невыносимо испытывать душевную боль от того, что в вашем близком окружении никто не проявляет внимательность к вашим чувствам, не оказывает вам психологическую поддержку. Это неправильно, но так в жизни бывает, что самые близкие люди, родственники, члены семьи не способны дарить любовь и заботу.

Самостоятельность требует храбрости и мужества

Вашей вины в этом нет, и вы уже молодец, что прикладываете все силы для того, чтобы справиться со сложными жизненными обстоятельствами. Родить дочь, уйти от мужа-тирана, оставить парня, который унижает вас критикой, совмещать фриланс и заботу о дочери, и жить с родителями, которые не поддерживают вас, — это уже очень много. Не каждая женщина решится уйти с ребенком в самостоятельное плавание. Начать заботиться о себе очень сложно, так как это противоречит всей концепции воспитания девочек: «найти хорошего мужа, который позаботится о твоем благополучии». Вы вышли за рамки зоны комфорта и уже можете гордиться собой, тем, что вы стали смотреть на реальный мир таким, какой он есть. Меньше всего про вас можно сказать то, что вы якобы живете в иллюзиях. Если бы вы жили в иллюзиях, вы бы не смогли совершить столь мужественные шаги по изменению своей личной жизненной ситуации.

Рассчитывайте силы благоразумно

Да, не все у вас получается, вдобавок есть невротические нарушения в мышлении и явная депрессия, с которой вам приходится иметь дело и которую, скорее всего придется лечить у врача медикаментозно. Конечно, вам очень тяжело. Ваше решение уйти с фриланса и устроиться на стабильную работу, безусловно, очень грамотное и ответственное. Иногда нужно сделать несколько шагов назад, чтобы разбежаться и сделать огромный прыжок вперед. Но если рассматривать устройство на работу не как поражение, а как тропу, плавно опоясывающую по кругу, гору вашего личного успеха, то вы еще раз убедитесь в том, что это решение является наиболее благоразумным для конкретно вашей ситуации. Возможность работать на себя у вас остается, эта дверь не закрыта. Просто вы сможете заняться этим немного позже, когда обзаведетесь своим собственным жильем, подрастите дочь и съедете из родительского дома, в котором вас эмоционально не поддерживают.

Вы можете раскрыть свой потенциал постепенно

Реальное самосовершенствование предполагает то, что вы признаете уровень проблем таким, как он есть. Некоторое время после лечения депрессии и трудоустройства вам придется потратить на личную психотерапию, так как невротические способы мышления очень сильно ограничивают ваш потенциал. Рассматривайте возможность устроиться на работу как временный привал на уступе скалы. В стабильности нет ничего плохого, и взять паузу для того, чтобы набраться сил, поработать с психологом, решить свои текущие проблемы более чем разумно. От вас никто не требует сногсшибательных достижений быстро легко и вчера, не требуйте и вы от себя супердостижений, как будто у вас нет психологических травм. Травмы есть и их нужно исцелить до того, как вы решите совершить рывок к успеху.

Установите реальные границы своей ответственности

Психологи не ругают своих клиентов, а поддерживают и наставляют, обучают логическому мышлению и указывают на зоны, требующие личностного роста. Наоборот, обратившись к грамотному специалисту, вы получите и эмоциональную поддержку, доброжелательное отношение и ненавязчивую внимательность к своим чувствам и переживаниям. Вам и так сложно, и психолог не будет усугублять ваше состояние критикой или тем более недружелюбным отношением. Вы и так вините себя ни за что, так как берете на себя ответственность за неконтролируемые внешние обстоятельства вашей жизни. Наоборот вам важно установить реальные границы ответственности, начать относиться к себе бережнее и с любовью.

Разбор ошибок мышления и убеждений на сессиях происходит в мягкой деликатной форме, вы получаете много поддержки и опоры в лице умного, внимательного и чуткого специалиста. Работа с психологом осуществляется только так: никакого осуждения, критики или тем более ругани на консультации быть не может. Все мягко, чутко, тепло и поддерживающе.

Неврозы можно и нужно преодолеть.

Главное, вы уже сделали: признали наличие этой проблемы. Следующий шаг: начните корректировать свое мышление с помощью . Берите пример с предпринимателей, они постоянно занимаются личной психотерапией и планируя день, ставят занятия личностным ростом под номером один. Хотя им личная психотерапия нужна гораздо в меньшей степени, чем обычному среднестатистическому человеку. Пусть вас утешит то, что девять людей из десяти, которых вы встречаете на улице страдают глубокими неврозами, но считают, что с их мышлением все в порядке. Более того, они относятся к мышлению как к неизменному и постоянному и ничего не слышали о возможности тренировать точность, прокачивать эффективность и усложнять качество своего мышления с помощью технологий личностного роста.

Если вы сейчас сделаете паузу, у врача, устроитесь на работу и просто поставите себе такое же мышление как у предпринимателей, вы добьетесь через некоторое время таких же результатов, что и они. У вас все получится.

Помните, что половину пути к счастью вы уже прошли.

Вы находитесь намного ближе к успеху, чем те, кто состоит в несчастных отношениях, терпит критику и боится взять ответственность за свою жизнь, так как, вы, умничка, набрались храбрости и вышли из несчастных отношений. А другим людям, которые живут в иллюзиях, это еще предстоит. Не бойтесь того, что вы чего-то не знаете или не умеете. Вы можете записать список вопросов по темам, которые вас волнуют (воспитание дочери, общение с начальником, построение независимости) и задать их психологу на консультации. Темнее всего бывает перед рассветом, а занятия личностным ростом это и есть рассвет вашей новой жизни. Измените свой образ мыслей, отреагируете подавленную агрессию, научитесь личной эффективности и все у вас в жизни сложится благополучно. Всего вам доброго!

Оплатить несколько занятий у опытного психолога

Вы можете оплачивать за каждое занятие по отдельности по 2600 руб. Или за несколько занятий сразу.

Оплатить курс у опытного психолога

26000 руб. (2600 руб. за одно занятие)

Оплата занятий проводится напрямую с вашего лицевого счета в банке на расчетный счет ООО «Юнипрофконсалтинг» согласно Счета и Квитанции-договора, выставленных вам на ваш e-mail. Напишите Администратору admin@сайт письмо, в котором укажите фамилию, имя, свой контактный номер телефона и e-mail. В заявке укажите, на какое количество консультаций вам выставить Счет на оплату и выписать Квитанцию-договор на бланке строгой отчетности. Получив скан-копию Счета на оплату и Квитанцию-договор с реквизитами нашего банковского расчетного счета на свой e-mail, оплатите консультацию психолога в своем онлайн-банке согласно выставленного вам Счета на оплату

Записаться на платную скайп-консультацию к Наталье Михайловне Рассказовой, автору ответа, можно не только у Администратора admin@сайт, но и на , внизу, в разделе «расписание».

Свободное для бронирования время подсвечено зеленым цветом.

Оплачивать занятия с психологом на странице оплаты после выставления Счета и Квитанции-договора на ваш e-mail. Если вы не получаете в течение часа-двух писем от нас, проверьте папку Спам и папку Possible Spam и добавьте наши e-mail в Справочник ваших доверенных Корреспондентов.

Запросить контакты специалиста и организационную помощь можно у theSolution, написав письмо admin@сайт или отправив заявку через любую заявочную форму на сайте.

Присылайте копию квитанции об оплате или скриншот страницы вашего онлайн-банка Администратору по адресу admin@сайт и получите обратным письмом подтверждение об успешной оплате занятий с психологом минимум за час до скайп-консультации.

Находитесь в сложной жизненной ситуации? Получите бесплатную и анонимную консультацию психолога у нас на сайте или задайте свой вопрос в комментариях.

Страница 5 из 22


Недееспособность и ее установление в судебной психиатрии

Одним из важных элементов правового статуса граждан является их дееспособность (психическая способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их). Гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижению восемнадцатилетнего возраста и лишь в исключительных случаях раньше (со времени вступления в брак). При этом законодатель исходит из того, что с этого возраста человек достигает психической зрелости и приобретает достаточный жизненный опыт, чтобы правильно понимать и регулировать свои поступки и действия. В противном случае гражданин (например, несовершеннолетний или совершеннолетний гражданин с болезненным расстройством психики) теряет возможность правильно понимать и регулировать свое поведение и таким образом лишается способности осуществлять свои гражданские права и обязанности. Иными словами, дееспособность в качестве обязательного условия предполагает в соответствии со ст. 21 ГК РФ такое психическое состояние субъекта, которое обеспечивает ему способность понимать значение своих действий или руководить ими. Исходя из этого следует сделать вывод, что констатация у лица при конкретных его действиях (совершение сделки, подписание завещания и т.д.) или в определенный период времени обострения психических расстройств в ряде случаев указывает на отсутствие у него дееспособности.

Критерии недееспособности (по аналогии с невменяемостью), которыми руководствуется суд и применительно к которым дают заключения эксперты?психиатры, сформулированы в ст. 29 ГК РФ: «Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным». Это значит, что недееспособность по сути определяется сочетанием двух критериев: медицинского (психическое расстройство) и юридического (непонимание значения своих действий или невозможность руководить ими).

Недееспособность (психическое состояние лица, при котором констатируют утрату способности самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие нарушений психики, выражающихся в том, что оно (лицо) не может понимать значение своих действий или руководить ими ввиду психического расстройства или слабоумия) устанавливается при совпадении медицинского и юридического критериев. Юридический критерий также дополняет и корректирует медицинский. Иначе говоря, наличие психического расстройства (психического заболевания или слабоумия) само по себе не дает основание говорить о недееспособности. Недееспособными признаются те психически больные, которые вследствие психического расстройства не способны рассудительно вести свои дела, не могут правильно понимать окружающее и жизненную ситуацию и отдавать отчет своим действиям или руководить ими. Психически больные, даже если они страдают тяжелым и неизлечимым психическим заболеванием, но понимают значимость совершенных ими поступков и способны регулировать свое поведение и действия, остаются дееспособными. Эта возможность рассудительно вести свои дела определяется у них наличием таких качеств ума, которые обеспечивают правильное поведение подобных больных в их практической деятельности.

Недееспособность может касаться как отдельно совершенного юридического акта (подписания завещания, заключения договора и сделки), так и способности лица достаточно критично вести свои дела в течение более или менее продолжительного периода времени в будущем.

При экспертизе в гражданском судопроизводстве иногда также важно установить, с какого времени психически больной человек стал недееспособным. Так как в некоторых случаях недееспособность наступает после подписания юридического акта, то такой документ не утрачивает юридической силы. Если же установлено, что сделка (подписание договора, заключение брака) была оформлена в состоянии, когда заключавшее сделку лицо не могло понимать значение своих действий, то такой юридический акт может быть признан недействительным.

Признание субъекта недееспособным осуществляется только судом (в порядке, предусмотренном ГПК РСФСР). Однако согласно ст. 258 ГПК РСФСР ходатайствовать перед судом о признании психически больного недееспособным могут члены его семьи, общественные и профсоюзные организации, прокурор, органы опеки и попечительства, психиатрические лечебные учреждения.

Необходимо помнить, что назначение на судебно-психиатрическую экспертизу для определения психического состояния субъекта производится судом при наличии достаточной аргументации и данных о его психической болезни или слабоумии. В исключительных случаях, при явном уклонении такого лица от прохождения экспертизы, суд (при участии эксперта-психиатра) может вынести в соответствии со ст. 260 ГПК РСФСР определение о принудительном направлении больного на судебно-психиатрическую экспертизу.

Следует иметь в виду, что при выздоровлении или значительном улучшении психического состояния в виде устойчивой ремиссии лица, признанного недееспособным, суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы пересматривает свое решение и признает такого гражданина в соответствии с ч. 3 ст. 29 ГК РФ дееспособным.

В то же время следует помнить, что хотя законодательство и не признает ограниченной дееспособности психически больных, но допускает возможность ее ограничения для лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами и ставящих в связи с этим свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК РФ). В этом случае суд назначает попечителя, без согласия которого такие лица не могут совершать сделки, получать зарплату (пенсию) или иные виды доходов и распоряжаться ими. Та же статья Гражданского кодекса отменяет ограничение дееспособности, если основания, в силу которых такое лицо было признано ограниченно дееспособным, утратили силу.

Лица с ограничением дееспособности, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими веществами, не подлежат прохождению судебно-психиатрической экспертизы, а обследуются психиатрами?наркологами.

Необходимо признать, что недееспособность и невменяемость имеют много общего, но отождествлять их ни в коем случае нельзя. Так, невменяемость возникает лишь при совершении общественно опасного деяния, предусмотренного ст.ст. 21, 22, 23 Уголовного кодекса РФ, и относится к конкретному действию (поступку) лица, происшедшему в определенный промежуток времени. Но если нет правонарушения, то снимается возможность рассмотрения невменяемости. В гражданском же процессе вопрос о недееспособности может возникнуть на протяжении и более длительного времени. Он охватывает значительный спектр социального функционирования подэкспертного, в том числе и его перспективы. Этот вопрос ставится и при отсутствии гражданского иска (например, по делу о нуждаемости гражданина в опеке). В уголовном процессе эксперт?психиатр обязан дать заключение о невменяемости субъекта. В гражданском же процессе заключение о недееспособности лица дает суд, который в своих выводах ссылается на ст. 29 ГК РФ и на то, что субъект «вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими». Следует отметить, что лицо, признанное недееспособным, конечно же, не может быть одновременно признано вменяемым за произведенные деяния.

Однако временные психические расстройства (например, реактивные психозы и исключительные состояния) предполагают возможность признания такого лица дееспособным в будущем (хотя сделка, совершенная во время острых психотических состояний, является недействительной, а в отношении совершенного общественно опасного деяния субъект признается невменяемым).

Гражданское законодательство (в отличие от уголовного) не предусматривает возможность применения медицинских мер к истцам и ответчикам. Но эксперт?психиатр обязан указать в своем заключении (при необходимости) о констатации у испытуемого психического заболевания, представляющего по своему клиническому состоянию «выраженную общественную опасность», а также то, что такой больной нуждается в неотложном лечении в психиатрическом стационаре.

Гражданское законодательство выделяет несколько видов недееспособности (в определении которых активную роль играют эксперты-психиатры):

- общую (полную), регламентируемую ст. 29 ГК РФ (с установлением опеки);

- частичную, установленную для несовершеннолетних, которые в возрасте от 15 до 18 лет совершают сделки (за некоторым исключением) с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей (ст. 26 ГК РФ);

- временную, признающую недействительность сделки, совершенной гражданином, неспособным понимать значение своих действий (ст. 177 ГК РФ);

- специальную (брачную, трудовую);

- процессуальную, предусматривающую возможность истцов и ответчиков участвовать в судебном заседании и давать правдивые показания.

Следует особо выделить такой процессуальный гражданский акт, как ограничение дееспособности, обусловленное ст. 30 ГК РФ. Это касается граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами (а не только больных хроническим алкоголизмом или наркоманией), ставящих свою семью в тяжелое материальное положение. Необходимо также указать на возможность конфликтных ситуаций при недобровольном освидетельствовании и госпитализации психически больных, представляющих социальную опасность для общества.

При недобровольном освидетельствовании и госпитализации психически больных, представляющих социальную опасность для общества, возможны конфликтные ситуации.

Таким образом, основным условием недееспособности является психическая несостоятельность истца, ответчика, свидетеля – субъектов гражданского судопроизводства, которые не могли отдавать отчет своим действиям или руководить ими. Помощь суду при решении данной проблемы оказывает судебно-психиатрическая экспертиза.



Оглавление

И пустота в сердце закрывают возможное счастье.

Это статья выстрадана на собственном тернистом пути к пониманию того, как стать счастливее. Я не был согласен с тем, что счастье полностью зависит от нашего отношения к жизни. С тем, что внешние факторы не играют никакой роли. В то же время я видел глухую тоску и страдание баловней судьбы. Читал биографии обласканных фортуной, но горько сетующих на ее дары. В чем дело? Кто же прав? Что нам нужно для счастья? Как убрать ежечасные препоны и зажить, наконец, полноценной жизнью.

Я предлагаю решения, найденные мной опытным путем. Это не ноу-хау и в то же время не миллионное по счету открытие велосипеда. Скорее связка, комбинация шагов, способная отбросить часть шелухи нашей жизни. В Евангелии душу сравнивают с сосудом и светильником. Чтобы стать счастливее, надо почистить его от копоти, хотя бы самую малость. Вторым действием – найти ему место. Чтобы не бросал тусклый свет в дальний угол жизни, а светил всем в доме! Попробуем?

Давай для начала познакомимся с убийцами счастья. Чтобы выздороветь, надо понимать, чем болен, согласен?

Вирусы несчастья и всякие лекарства

Зависть плюс чувство собственной несостоятельности

Ядерная смесь. Коктейль, погубивший миллионы людей. В крайнем проявлении доводит до самоубийства, в обычном – алкоголь, скандалы, депрессии , сердечно-сосудистые заболевания, язва желудка, гастрит и прочие болячки.

Юности почти не свойственны. Может, поэтому юность более счастлива? Концентрация увеличивается с годами. Незаметно. Для нейтрализации человеку нужны все более сильные раздражители – от прогулок с друзьями, дискотек и мелкого шопинга до острых ощущений, зависимых от общественных штампов и собственной испорченности. Одного тянет в горы, другого – к стритрейсерам, третьего – в бордель и так далее.

Этот вирус не даст стать счастливее однозначно. Для людей, не склонных к самоанализу, само наличие вируса зачастую неочевидно. Да разве я завидую? У меня высокая самооценка! Стоп… по порядку.

Ты осуждаешь богатых бездельников? Высокомерных трутней? Нахапавших сволочных чиновников? Аж скулы сводит? Значит часть тебя очень сильно завидует . Другая просто ненавидит. Это ханжество. Сами не можем, поэтому будем ненавидеть, прикрываясь моралью. Ты чище святых и преподобных? Нет? Тогда не говори о морали, пожалуйста…

Я выбросил хронофагов из жизни совсем. Мне с ними не по пути, как не по пути с зомбоящиком. Сэкономленные время и силы дарю своим близким. Они по-настоящему в этом нуждаются. Пиво с братанами не принесет тебе счастья. Они сбрасывают на обочину тебя, а ты – их. Остановись! Жизнь до глупого коротка…

Ох уж эти проблемы…

Ты задаешь вопрос – как стать счастливее? А оно тебе надо? Ведь счастье для тебя – это быстро и без хлопот решить проблему. Закрыть вопросы повестки дня. Счастье. Такое пленительное. «Вот решу с жилплощадью и заживу…» «Прибавят зарплату и тогда…» «Получу второе образование и точно…» «Блин, свалить бы квартальный отчет и все – счастье, я в твоем распоряжении!»

Наша память глупа и коварна. Если бы ты вспомнил все свои обещания, данные в жизни… Если бы помнил хотя бы данные себе. «По-любому!». «Как только… ». «Если получится, я...» Если бы да кабы – до боли знакомая песня.

Брошу курить. Начну учить английский. Утро – с зарядки. СТАНУ СЧАСТЛИВЫМ!

Не станешь! Как не бросил курить и не бегаешь по утрам. Ты будешь и дальше ныть. С годами чаще и чаще. А чувствовать себя хуже. С каждым канувшим в небытие годом. И так до смерти, поджидающей тебя в одном из серых, пасмурных дней. Ты придешь к ней вымотанный и опустошенный, полный сожалений и животного страха. И когда она сожмет тебя в ледяных объятиях, ты все поймешь.

Что? Больно? А душе твоей, каждый день мордуемой очередным боем с проблемами, не больно? На фига ей нужно это беличье колесо? Наивный, ты никогда их все не решишь. Это как с надуваемым шариком. Больше объем шарика – больше площадь поверхности. За каждой проблемой стоит косой десяток столь же необходимых и срочных. Это система. Игра. Но не в твою пользу.

Зачем доводить себя до смерти, чтобы понять жизнь? Сидишь в болоте, так хотя бы полюбуйся на кувшинки! Глядишь, мысли здравые забрезжат в голове… Не сразу, не обольщайся. Душа с первого раза не поверит.

Сенсорный голод

Одна из причин усталости души и тела – сенсорный голод. Это состояние возникает от ограниченности жизни. Многие люди запирают свои дни в треугольник выживания. На тюремном жаргоне его называют шлемка – шконка – дальняк. В переводе на великий и могучий: поесть – поспать – сходить в туалет. В социуме это реализуется как работа (выживание) – отдых (чаще всего с алкоголем или у телевизора) – удовлетворение инстинктивных потребностей.

Это одинаково свойственно мужчинам и женщинам, разница только по форме. Стоит проиллюстрировать треугольник на примере среднестатистического неженатого работающего мужчины.

Звонит будильник, начинается утро. Гигиена, завтрак, тряска в общественном транспорте, тупая работа. Потом промежуток времени, заполненный бытовыми делами и отдыхом. Отдых укладывается в 3 или 4-ступенчатый алгоритм. Друзья – алкоголь – женщины – телевизор или Интернет. Заниматься собой нет ни сил, ни желания. Второго больше. У женатых картина похожа, только отдых сокращается и прибавляется ответственность.

Читатель – это не про тебя. Я рассматриваю среднестатистического мужчину-пролетария. В других слоях телевизор заменяют сауна – клуб – барбекю – охота.

Это хорошо, если душа спит беспробудным сном, а разум в зачаточном состоянии. А если нет? Тогда жизнь постепенно превращается в тяжелую, беспросветную лямку.

Есть ли выход? Да, есть! Причем не требующий сверхусилий по саморазвитию или занятий творческой деятельностью. Творчество проснется по ходу выполнения.

Утоли сенсорный голод – станешь счастливее

  • Для начала хотя бы 2 раза в неделю бывай там, где давно или никогда не был. В пределах твоего города сотни улиц и улочек, бульваров, скверов, переулков, о которых ты не знаешь. Это простое упражнение дает фантастический эффект. Но надо не просто тупо идти, а идти с целью. Первый день ты должен приметить все новое – дома, магазины, кафе. На второй прогулке замечать красоту и только на ней сосредотачивать внимание. Третья прогулка – ищи забавное и смешное. Распахни глаза и душу, и мир удивит тебя. Обещаю! Потом снова пройди весь цикл и постарайся, придя домой, вспомнить последовательность маршрута. Упражнение имеет интересный побочный эффект. Мозг начинает обогащаться новыми связями. Что это такое и как влияет на молодость организма и коэффициент интеллектуальности, можно узнать здесь – «Тайны креативности». Тем, кто понимает. Лучшего способа размыть шаблон вероятности просто не существует. За пару месяцев можно выбраться из прокрустова ложа негативной матрицы судьбы. Предлагаю познакомиться с техникой в тему – «Лабиринт».
  • Начни смотреть, слушать или читать то, что раньше никогда тебя не интересовало. Переступи через себя и прочти, например, об обычаях Таиланда. Да не просто прочти. Твоя цель – мысленно подготовить вопросы возможного собеседника и ответить на них. Потом сравнить с нашими обычаями и вывести свое резюме.
  • Сходи в бассейн или на каток. Даже если ты не умеешь плавать или стоять на коньках. Учись. Переступи через «не хочу», «не могу», «мне это не надо». Поверь – результат того стоит!
  • Найди рецепт сложного блюда, купи ингредиенты и попробуй приготовить его. Даже если кроме яичницы ты никогда ничего не готовил. Переступи через свои стереотипы. Готовь сам. Жена, сожительница, мама могут быть только наблюдателями!.

Выполни все четыре пункта, и даю стопроцентную гарантию – количество счастья значительно прибавится!



Поделиться