Кто в рф несет персональную ответственность. Что такое персональные данные — их виды

Урок 16. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны

05.10.2013 7807 0

Цель урока. Сформировать у учащихся общее представле­ние о гражданской обороне как составной части общегосударст­венной системы мероприятий по защите населения страны от опасностей мирного и военного времени. Познакомить с систе­мой руководства гражданской обороной и основными правами и обязанностями граждан в области гражданской обороны.

Изучаемые вопросы

1. Предназначение и задачи гражданской обороны.

2. Руководство гражданской обороной.

3. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны.

Изложение учебного материала

1. Познакомить учащихся с историей создания гражданской обороны и ее предназначением. Разобрать с учащимися основные задачи, которые решает гражданская оборона.

Система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. Называлась она тогда местная противовоз­душная оборона (МПВО). В июле 1961 г. МПВО была преобра­зована в гражданскую оборону (ГО). Гражданская оборона стала составной частью системы общегосударственных оборонных ме­роприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия мас­сового поражения (ОМП), а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

2. Познакомить учащихся с организацией руководства гра­жданской обороной: государственной политикой в области гра­жданской обороны; руководством гражданской обороной в фе­деральных органах исполнительной власти и организациях; руководством гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований; руководством федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной вла­сти субъектов РФ и организаций.

3. Разъяснить учащимся основные права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны.

Граждане РФ имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных си­туаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на террито­рии страны, и о мерах необходимой безопасности.

Граждане РФ обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ в области защиты насе­ления от чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллек­тивными и индивидуальными средствами защиты;

принимать участие в проведении мероприятий по граждан­ской обороне;

оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Контрольные вопросы

1. Когда и с какой целью была создана гражданская оборо­на в нашей стране?

2. Какие основные задачи по защите населения от чрезвы­чайных ситуаций мирного и военного времени возложены на гражданскую оборону?

3. Какие органы составляют организационную основу гра­жданской обороны?

4. Кто в Российской Федерации несет персональную ответ­ственность за организацию и проведение мероприятий по гра­жданской обороне и защите населения?

Домашнее задание

Изучите § 4.2 учебника.

За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая носит прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку. Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или физическим лицам. Возможна уголовная ответственность министров за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (за общеуголовные преступления министры отвечают как обычные граждане).

Политическую ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед парламентом.

Ответственность перед Президентом имеет абсолютный характер. Он вправе уволить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указанными в Конституции РФ. Практически это происходит в связи с увольнением в отставку Председателя Правительства (премьер-министра). Это означает, что увольняется и Правительство как таковое, хотя новый премьер-министр и сам Президент РФ могут сохранить состав прежнего Правительства или его отдельных членов. Полянский И.А. Структура исполнительной власти РФ в современный период // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1. Б.Н. Ельцин неоднократно увольнял по своему усмотрению Председателя Правительства в отставку, часто даже без объяснения причины (такого объяснения не требуют ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон о Правительстве 1997 г.). Исполнительная власть в РФ: проблемы развития // Отв. ред. И.Л. Бачило М.: Юристъ, 2008.

Президент может также уволить Правительство при наличии определенных юридических фактов, предусмотренных Конституцией РФ: при отказе Правительству в доверии или при выражении ему недоверия. В этих случаях Президент может принять альтернативное решение: уволить Правительство в отставку или распустить Государственную Думу.

Министры также несут ответственность перед Президентом РФ. «Силовые» министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и несут ответственность только перед ним. Остальные министры, как и названные, назначаются Президентом и отвечают перед ним, хотя их деятельностью непосредственно руководят премьер-министр и Правительство в целом. Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства, объявлял выговоры заместителям министров. Председатель Правительства объявлял также публичные замечания отдельным министрам.

Контроль парламента в отношении Правительства РФ в определенных формах применяется, но ответственность Правительства перед парламентом имеет ограниченный характер.

Во-первых, перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Хотя представители Правительства иногда выступают на заседаниях Совета Федерации, их выступления носят, как правило, лишь информационный характер (правда, новый Регламент Совета Федерации 2002 г. содержит некоторые контрольные элементы).

Во-вторых, ответственность Правительства перед Государственной Думой из-за альтернативного полномочия Президента (право уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может уволить Правительство в отставку даже при двух вотумах недоверия. Это прерогатива Президента. Кроме того, как уже говорилось, вотум недоверия только тогда имеет юридическое значение, когда он объявлялся два раза в течение трех месяцев. Если этот временной разрыв превышает три месяца, вотумы недействительны.

Акты и действия Правительства могут быть обжалованы в суд. Так, в 1998 г. Верховный Суд РФ, который организационно обеспечивает деятельность судов РФ, обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой по поводу того, что Правительство (Министерство финансов РФ) не выделяет запланированных средств из бюджета для работы судов. Обжаловались в Конституционный Суд РФ и некоторые акты Правительства, затрагивавшие конституционные права личности.

Говорить о необходимости организации защиты персональных данных и обязанностях операторов ПДн можно долго. Но как заведено, лучшим стимулом для проведения мероприятий, необходимых для соблюдения требований законодательства о защите ПДн является знание, а что же будет, если ничего не делать. В рамках данной статьи И.А. Баймакова (методист фирмы "1С") и А.Г. Виленский (доцент Института бизнеса и экономики АНХ при Правительстве РФ) рассматривают, за какие нарушения и какая ответственность может быть предусмотрена за несоблюдение требований законодательства о защите персональных данных.

Напомним, что проводить проверки соблюдения требований законодательcтва о защите персональных данных могут три органа - Роскомнадзор, ФСТЭК России и ФСБ России, при этом:

В настоящее время формируется правоприменительная практика в части привлечения к ответственности за нарушение требований законодательства о защите персональных данных, но пока еще остается ряд нерешенных вопросов.

Несмотря на значительный перечень статей, по которым операторы ПДн, а также их должностные лица операторов могут быть привлечены к административной ответственности существующая статистика показывает несколько иную картину.

Как правило, в результате проведенной проверки Роскомнадзора оператор ПДн получает предписание на устранение выявленных нарушений. Например, за 2009 таких предписаний было выдано более 500. Если же после проведения проверок оператор не устраняет выявленные нарушения, то специалистами Роскомнадзора предпринимаются следующие шаги:

  • составление протоколов об административных правонарушениях, а в дальнейшем вынесение постановления о привлечении операторов к административной ответственности;
  • направление материалов проверок в органы прокуратуры.

Можно отметить, что по итогам работы за 2009 в соответствии с данными, приведенными в ежегодном отчете Роскомнадзора, общая сумма штрафов, наложенных на операторов ПДн составила - 78 000 руб.

Подробно с отчетом Роскомнадзора за 2009 год можно ознакомиться по ссылке:
http://www.rsoc.ru/docs/20090529113450vC.doc .

Также административная ответственность может быть применена в отношении лиц, оказывающих услуги по технической защите информации, в частности за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (ст. 13.12 и 19.20 КоАП РФ).

Защита персональных данных: ответственность за нарушения трудового законодательства

Необходимо понимать, что деятельность оператора ПДн - это в первую очередь деятельность сотрудников организации в части работы с персональными данными. При проведении мер по защите персональных данных важно не только разработать организационно-распорядительные документы, установить систему средств защиты, но и ознакомить, а в ряде случаев и обучить сотрудников правилам работы с персональными данными. Ведь в случае недобросовестной работы сотрудника с персональными данными пострадает сама организация.

Таким образом, необходимо, чтобы работники помнили, что в соответствии с ТК РФ разглашение персональных данных, а также нарушение норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работников, может грозить работнику организации увольнением (ст. 81 , 90 ТК).

2. Порядок проведения плановых проверок операторов ПДн определен нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". С учетом, нормы, предусмотренной пунктом 8 статьи 9 данного закона, плановая проверка оператора ПДн может быть проведена не ранее истечения трех лет с момента регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя. Для организаций, созданных более трех лет назад, следует учитывать, что проверка может проводится не ранее, чем по истечению трех лет с момента проведения последней плановой проверки.

Особые сроки проведения плановых проверок (два и более раз в три года) установлены в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере. Перечень видов деятельности в этих отраслях, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утверждены Постановлением Правительства РФ



Поделиться