Договор не является публичным. Публичный договор как обязательный договор. Что выбрать: контракт присоединения или публичный договор

Среди обязательных договоров особое значение имеют публичные договоры. В соответствии со статьёй 426 ГК РФ публичный договор характеризуется следующими признаками:

Во-первых, в качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией. 6

Во-вторых, указанная коммерческая организация должна осуществлять деятельность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Имеет значение характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК РФ. Все перечисленные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.

В-третьих, предметом договора, определяемого как публичный, должны выступать обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, по сути своей составляющие содержание именно той деятельности, которая должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится. Это может быть розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п..

В-четвертых: предметом договора должно быть осуществление коммерческой организацией деятельности, указанной в пункте 2 и 3. При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков договор не является публичным и рассматривается как свободный договор. Так, если предприятие розничной торговли заключает с гражданином договор купли-продажи канцелярских товаров, которыми торгует это предприятие, то данный договор является публичным. Если же предприятие розничной торговли заключает договор с другим предприятием о купли-продажи своего имущества (торгового оборудования), то это - свободный договор, поскольку его предметом не является деятельность коммерческой организации по продаже товаров, осуществляемая в отношении каждого, кто к ней обратится.

Практическое значение выделения публичных договоров состоит в том, что к публичным договорам применяются правила, отличные от общих норм договорного права. К числу таких специальных правил, применяемых к публичным договорам, относятся: 7

1) Коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора на товары, услуги. Для такой коммерческой организации исключается действие принципа «свободы договора»: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора.

2) Коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, на данный момент такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей).

3) При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе по суду требовать заключения с ней договора в соответствии с положениями, применяемыми при заключении договора в обязательном порядке.

4) Условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителе.

В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

Если коммерческая организация не имеет возможности оказать определенные услуги, выполнить работу или передать товар, то на ней лежит бремя доказывания отсутствия этих возможностей. У потребителя есть право передать возникшие разногласия на рассмотрение судом, не спрашивая согласия контрагента.

Условия публичного договора, не соответствующие ст. 426 ГК, ничтожны.

Публичный договор – договор, заключенный коммерческой организацией, устанавливающей ее обязанности по продаже товаров, работ или оказанию услуг каждому, кто к ней обратится.

К числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.

Частичный перечень этих видов приводится п.1 ст.426 ГК РФ. К ним относятся розничная торговля, услуги связи, электроснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание.

Перечень публичных видов деятельности дополняется другими нормами кодекса, законами и нормативными актами. Например, п.2 ст.730 ГК относит к таким видам бытовой подряд.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора не допускается. Исключением является только один случай: организация не имеет возможности предоставить потребителю товары и услуги.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе предъявить в суд требование о понуждении заключить договор. Такой договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления решения в силу (п.4 ст.445 ГК).

Публичный договор заключается коммерческой организацией с потребителем.

Закон о защите прав потребителей называет таковыми только граждан, приобретающих товары и заказывающих работы и услуги для личных нужд.

В статье 426 ГК, определяющей основные положения о публичных договорах, вопрос о том, может ли быть потребителем и юридическое лицо, остается открытым.

Нормы статьи 426 ГК, являясь общими нормами о публичном договоре, конкретизируются в отдельных видах (типах) договоров, в которых вопрос том, кто является потребителем, решается не однозначно.

Так, нормы о договорах бытового подряда и называют потребителями только граждан.

В других номах кодекса о публичных договорах прямых указаний в отношении субъектов этих договоров не имеется. Поэтому можно сделать вывод, что в таких договорах потребителем может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.

Подобным образом закон решает вопрос об отнесении того или иного договора к публичному. Часть статей раздела IY ГК прямо называет ряд договоров публичным. Это уже упоминавшиеся договоры бытового подряда, розничной купли - продажи, перевозки общественным транспортом и другие.

Между тем статья 539 ГК, регулирующая договор энергоснабжения, к публичному этот договор не относит. Возможно, и потому, что в качестве такового он назван в статье 426 ГК. Но и без этого указания имеются все основания отнести договор электроснабжения к публичным договорам, поскольку он удовлетворяет совокупности признаков таких договоров.

Какие это признаки?

Во-первых, строго ограниченный состав субъектов договора: коммерческая организация и потребитель.

Во - вторых, коммерческая организация должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого обратившегося к ней потребителя.

Третьим признаком можно назвать единые цены для каждого потребителя.

Определение публичности договора не по формальным (прямого указания о публичности в законе), а по материальным признакам в практической деятельности очень важно, поскольку закон позволяет сторонам как им предусмотренные, так и не предусмотренные.

В последнем случае, придя к выводу о публичности договора по содержащимся в нем признакам, потребитель получает немало преимуществ, которых бы он не имел при заключении обычного договора.

Преимущества заключаются в следующем.

Как уже упоминалось, потребителю не могут отказать в заключении договора.

Цены на товары, работы и услуги в публичном договоре устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из пункта 2 ст.426 ГК следует, что цена может быть снижена (предоставлены льготы) для отдельных категории потребителей (участники войны, многодетные матери). Нарушение требования о цене договора закон признает недействительным (ничтожным) условием публичного договора.

Необоснованно уклоняющаяся от заключения договора коммерческая организация обязана возместить потребителю убытки, возникшие у него при необоснованном отказе от заключения договора. Не исключается и возмещение морального вреда.

Возбуждение преддоговорного спора по отдельным условиям договора потребителем не требует согласия на это коммерческой организации, как это было бы при разрешении в суде разногласий по обычному договору.

Как видите, публичный договор является прямой противоположностью Ограничивает он и другой основополагающий принцип гражданского права – невмешательство в частные дела. Целью таких ограничений является обеспечение правопорядка в наиболее важных областях жизни общества. Отсюда происходит и название договора: в переводе с латинского прилагательное «публичный» означает «общественный».

Публичный договор

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ).

Из закона не следует, что договор рассматривается как публичный только в том случае, если об этом прямо указано в законе. Исчерпывающего перечня видов договоров, подпадающих под режим публичного договора, закон не устанавливает, определяя лишь квалифицирующие признаки публичного договора. Такими признаками является, во-первых, предмет и субъектный состав договора (формальный признак), а во-вторых, характер деятельности лица, выступающего в публичном договоре исполнителем (поставщиком, подрядчиком и т.д.). (субъективный признак). В частности, для признания договора публичным необходимо, чтобы характер деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, предполагал обязанность заключения договора в отношении каждого, кто к нему обратится. Такой вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.10.2007 N 78-В07-34), хотя в ряде случаев суды придерживаются противоположного подхода. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2013 N Ф07-6425/13 суд указал, что "для признания договора публичным необходимо четкое указание на это в законодательстве. Правовой режим публичного договора может распространяться лишь на такие обязательства, которые прямо определены во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации как публичные."

Гражданский кодекс РФ прямо относит к публичным договоры:

Банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (п. 2 ст. 834 ГК РФ);

Складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования (п. 2 ст. 908 ГК РФ);

Хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций (п. 1 ст. 923 ГК РФ);

Правовой режим публичного договора призван обеспечить в первую очередь интересы потребителя как слабой стороны. Он предусматривает, что:

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами;

Цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории (под категорией может пониматься, в том числе, определенная социальная группа граждан, для которых стоимость услуги отличается от цены, предусмотренной для других потребителей);

Иные условия публичного договора (кроме цены) не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (к примеру, для отдельных категорий пользователей услугами связи могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности оказания услуг связи, порядка их оплаты - п. 1 ст. 47 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").

Отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (п. 3 ст. 426 , п. 4 ст. 445 ГК РФ; см. также постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 N 11657/11). При этом уклоняющаяся сторона обязана возместить причиненные этим другой стороне убытки (п. 3 ст. 426 , п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Единственным основанием, дающим право отказаться от заключения публичного договора, является отсутствие реальной возможности его заключения (п. 3 ст. 426 ГК РФ; см. также постановления Девятого ААС от 23.06.2011 N 09АП-12927/11 , ФАС Северо-Кавказского округа от 14.12.2009 N А53-1622/2009 , от 09.01.2008 N Ф08-8711/07). При этом обязанность доказывать отсутствие возможности заключить договор на определенных условиях лежит на стороне, для которой заключение договора обязательно (п. 55 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2008 N Ф08-43/08).

Публичный договор не может предусматривать право на односторонний отказ от этого договора, если такое право принадлежит стороне, обязанной заключить договор. Иное бы нейтрализовало требование об обязательности заключении договора (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 9548/09). Это касается в том числе публичного договора, который заключен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54).

Известны случаи, когда с требованием о понуждении заключить публичный договор обращается не потребитель, а лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, для которой заключение такого договора является обязательным. Как правильно указывают суды, требование о понуждении заключить публичный договор может быть заявлено лишь потребителем услуг. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе (

Новая редакция Ст. 426 ГК РФ

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных .

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные .

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к Ст. 426 ГК РФ

Судебная практика.

Публичный договор не основан на началах свободы договора. Специфика характера данного договора, субъектный состав (обязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель) вынуждают законодателя компенсировать юридическую и экономическую "слабость" потребителя ограничением прав коммерческой организации.

При разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора (ст. 426 Кодекса) необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию.

Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).

По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 426, а также обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе (приложение к информационному письму ВАС РФ от 05.05.1997 N 14). Такое ограничение свободы договора для одной стороны - исполнителя (в данном случае - медицинского учреждения, оказывающего платную медицинскую помощь), учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении медицинских услуг и особый характер предмета договора (в том числе уникальность многих видов медицинских услуг, зависимость их качества от квалификации врача), направлено на защиту интересов гражданина (пациента) как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, обеспечение реализации им права на медицинскую помощь (Определение КС РФ от 06.06.2002 N 115-О).

Другой комментарий к Ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Определение публичного договора содержится в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи 426 ГК РФ.

Публичным считается такой договор, одной из сторон которого является коммерческая организация, обязанная выполнять вытекающие из договора обязательства в отношении любого лица, обратившегося к ней по поводу заключения договора.

В ГК приведен "открытый" перечень таких договоров: розничная купля-продажа, перевозка транспортом общего пользования, договор об оказании услуг связи, договор энергоснабжения, договоры медицинского и гостиничного обслуживания. В этих случаях заключаемые договоры являются публичными в связи с тем, что их стороной является особый продавец, перевозчик, предприятие связи, поставщик, медицинское или гостиничное предприятие.

В ГК указаны и некоторые другие виды договоров, которые прямо названы публичными: , . Публичными могут быть и иные договоры.

Партнером коммерческой организации по публичному договору может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.

Если гражданин-предприниматель осуществляет деятельность, которая по своему характеру должна осуществляться в отношении каждого, кто к нему обратился, то заключаемые им договоры также должны признаваться публичными.

Закон об авторском праве (ст. ст. 44, 45) предусматривает создание некоммерческих организаций, управляющих имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. Такие организации обязаны заключать договоры с авторами, их наследниками и обладателями смежных прав о принятии их на обслуживание, а также лицензионные договоры с организациями-пользователями. Все такие договоры должны по аналогии со ст. 426 ГК считаться публичными, т.е. соответствовать требованиям, предъявляемым к порядку заключения и к содержанию публичных договоров.

В абз. 1 п. 1 указывается, что публичный договор устанавливает обязанности коммерческой организации "по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг". Заключенные в кавычки слова не следует понимать ограничительно, например, если коммерческая организация занимается покупкой определенных товаров, то заключаемые ею договоры также могут признаваться публичными.

Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи 426 Гражданского кодекса России указывает на первую особенность публичных договоров: коммерческая организация обязана заключить такой договор с любым лицом, которое к ней обратится.

Это означает, что для коммерческой организации, получившей предложение о заключении публичного договора, не действует : такая организация обязана заключить предложенный ей договор.

Однако для другой стороны публичного договора принцип "свободы договора" сохраняет свое действие.

С иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить, а не данная коммерческая организация (п. 2 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" // Вестник ВАС РФ. 1997 г. N 7).

В абз. 2 п. 1 указанная выше норма поясняется: коммерческая организация обязана заключать публичные договоры с обратившимися к ней лицами в порядке очередности их обращений ("в порядке общей очереди"). Однако законом или иным правовым актом могут быть установлены изъятия из этой нормы, касающиеся льготного, первоочередного заключения публичных договоров с отдельными категориями лиц, выразивших пожелание заключить договор (ветераны, инвалиды и т.п.).

2. В п. 2 устанавливается вторая особенность публичных договоров: все условия публичных договоров, заключаемых коммерческой организацией с отдельными партнерами, должны быть одинаковыми. Особо подчеркивается, что эта норма касается цены договора. Вместе с тем оговаривается, что законом или иными правовыми актами могут быть установлены "льготы для отдельных категорий потребителей".

Здесь закон впервые дает наименование договорного партнера коммерческой организации в публичном договоре, называя его "потребителем". Это наименование не следует понимать ограничительно; оно не совпадает с определением термина "потребитель", содержащимся в Законе о защите прав потребителей. В частности, потребителем в смысле ст. 426 ГК является лицо, продающее иностранную валюту в пункте обмена валюты; кстати говоря, в этих пунктах при обмене больших сумм применяются льготные курсы.

3. Абзац 1 п. 3 косвенно подтверждает норму, согласно которой указанная коммерческая организация по общему правилу обязана включить публичный договор, а ее отказ от заключения публичного договора может иметь место только при отсутствии возможности его заключения.

В абз. 2 п. 3 устанавливаются последствия необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора: контрагент имеет право потребовать либо заключения договора, либо взыскания убытков, либо заключения договора и взыскания убытков. Однако таких последствий не возникает, если коммерческая организация не имела возможности заключить договор (отсутствие товара, персонала и т.п.).

Бремя доказывания отсутствия возможности заключения публичного договора возлагается на соответствующую коммерческую организацию (п. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (п. 55 указанного выше Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ).

4. В п. 4 предусмотрено право Правительства РФ издавать типовые договоры, положения и другие подобные нормативные акты, содержащие правила, обязательные для сторон, заключающих публичные договоры.

Однако это право применяется только "в случаях, предусмотренных законом". Это означает, что закон должен прямо указывать на наделение Правительства таким правом. В связи с этим следует отметить, что ст. 1 ЗоЗПП РФ прямо не наделяет Правительство РФ такими правами.

5. Пункт 5 устанавливает, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям п. п. 2 и 4 ст. 426, являются ничтожными. Эта норма направлена на то, чтобы исключить применение оговорки, предусмотренной , т.е. исключить признание недействительным заключенного договора в целом.

  • Вверх

Гражданский кодекс, N 51-ФЗ | ст. 426 ГК РФ

Статья 426 ГК РФ. Публичный договор (действующая редакция)

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]



Поделиться