Исключительное авторское право действует. Ситуация: Исковая давность (ст.208 ГК РФ). Исключительное право на произведение

Представляет собой закрепленные законом совокупность имущественных и неимущественных прав принадлежащих человек в рамках того, что он создал. Регламентирующие и защищающие отношения по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Написать когда-нибудь интересную и незабываемую книгу мечтают многие. И более того, в мечтах изданный роман все они видят именно бестселлером, переведенным на множество языков мира и раскупаемым многомиллионными тиражами.

Но при этом, витая в мечтах, лишь считанные единицы задумываются о вещах более земных, таких, к примеру, как сотрудничество с издательством и возможности переиздания книги в будущем. Однако защита авторских и смежных прав, при этом далеко не самый последний вопрос, над которым будущему писателю стоит задуматься.

Защита необходима не только в книгоиздательском бизнесе. Эта отрасль права превосходно работает в рекламе и кинематографе, защищая креативные идеи и изображения от воспроизведения в тех или иных вариантах. Ваши права могут быть защищены программы, базы данных и новые разработки, аудио и видео произведения и даже фотографии. Несмотря на то, что большая часть вышеназванных объектов создается при содействии многих людей, авторами могут считаться не все.

К пример у, в соответствии с данным Законом, автором аудиовизуального произведения может быть режиссер-постановщик, композитор и сценарист.

Закон об данном праве и смежных прав в РФ

Правовой порядок определен в части 4 главы 70 Гражданского кодекса (ГК) РФ вступившей в силу 1 января 2008 года, ранее данные нормы регламентировались ФЗ №5351-1 «Об авторских и смежных правах» от 09.07.1993 года. Кроме того, нормы данного права содержатся в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Также 20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. и затрагивают проблемы прав в Интернете. Эти изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (13 марта 1995 года).

В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав в Интернете. В ст. 48.1 «Технические средства защиты авторского права и смежных прав» установлен запрет на снятие ограничений использования произведений … установленных путем применения технических средств защиты авторского права, которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде.

Ст. 48.2 гласит: «Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».

Статья №1255 ГК РФ определяет понятие права

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

  1. исключительное право на произведение;
  2. право авторства;
  3. право на имя;
  4. право на неприкосновенность произведения;
  5. право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Объекты прав

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

  1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Субъекты прав

Первоначальным субъектом авторского права является автор (соавторы) – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Презумпция авторства гласит, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. Гражданского кодекса РФ). Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство.

Сроки авторских прав

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти.

Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти.

В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу.

Авторы произведений — участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования.

Исключительные авторские права

Понятие исключительных прав нашло свое отражены в ГК РФ Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Знак авторского права

Знак «защита авторских прав» выглядит следующим образом — ©. Это латинская буква С (от слова «copyright», означающего «авторское право»), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) — буква С в круглых скобках. Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство.

Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Важно, на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Авторское право в интернете

Информационные ресурсы (сайты, форумы) в сети Интернет состоят из различной информации представленной в электронном виде, это и текстовые, аудио, видеоматериалы, программы, фотографии картинки и прочее.

Интернет сеть позволяет копировать данную информацию, и передавать, а также размещать на сторонних ресурсах.

Доказать, что было началом, яйцо или курица весьма сложно, но возможно.

Статья 144.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет порядок защиты авторских прав в сети интернет.

Суд по письменному заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, заявителя в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», до предъявления иска.

Такое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и подписано квалифицированной электронной подписью в установленном федеральным законом порядке.

Заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», подается в Московский городской суд.

При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», заявитель представляет в суд документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты. Непредставление указанных документов в суд является основанием для вынесения определения об отказе в предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в котором суд разъясняет право на повторную подачу указанного заявления с выполнением требований настоящей части, а также право на подачу иска в общем порядке. При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в соответствии с настоящей статьей посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Московского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на указанные объекты, могут быть представлены в электронном виде.

Авторское право является

Авторское право распространяется на обнародованные и необнародованные произведения на территории РФ и за её пределами, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ и за её пределами, и признаётся за авторами независимо от их гражданства.

Источники авторского права

1) Законы:

  • Российские, а именно Конституция, Гражданский, Административный, Уголовный кодексы;
  • Международные.

2) Подзаконные акты:

  1. постановления Правительства РФ;
  2. положения, принятые Правительством РФ;
  3. нормативные акты министерств и ведомств.
  4. постановления Пленумов Верховного и Высшего арбит­ражного судов.

3) Локальные акты:

  1. акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (организация выставок, вернисажей, реализация произведений искусства);
  2. уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

Авторское право организации

Организациям, выпускающим в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания, принадлежит авторское право на эти издания в целом.

Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку. Авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм принадлежит его автору или соавторам. Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. Авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежат передающим их радио- и телевизионным организациям, а на произведения, включенные в эти передачи, — их авторам.

Авторские права на музыку

Организации сферы обслуживания и торговли, от небольших кафе до торговых центров, проигрывают для клиентов музыку. Однако не все знают, что за звучание песен в кафе, салоне красоты или магазине нужно платить вознаграждение правообладателям, в противном случае это приводит к нарушению авторских прав. Чтобы включать записи или просто радиостанцию, необходимо заключить лицензионный договор.

Платить за музыку надо независимо от того, платный вход в заведение для слушателей или бесплатный.

Исключительное право на текст песни и музыку действует в течение всей жизни автора и еще на протяжении 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Право на исполнение и фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчет начинают с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали ее запись. По истечении этих сроков произведение, фонограмма переходят в общественное достояние.

В Минкультуры РФ в сфере авторских прав на публичное исполнение музыки аккредитованы две организации: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Первая собирает вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, вторая – в пользу авторов.

Права на видео

В соответствии со статьей 1257 ГК РФ Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Составителей сборников

Авторское право на сборники произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, как-то: законов, судебных решений, иных официальных документов, произведений народного творчества, авторы которых неизвестны, древних актов и памятников, а также иных произведений, не охраняемых авторским правом, принадлежит составителям сборников, если они подвергли включенный в сборник материал самостоятельной обработке или систематизации.

Такое же право принадлежит гражданам, самостоятельно обработавшим отдельные произведения указанного рода. Это право не препятствует другим гражданам выпускать в свет те же произведения, если они их самостоятельно систематизировали или обработали. Составитель сборника, обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права, пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов этих произведений.

Переводчика

Использования авторских прав и их управление

Использование произведения может осуществляться на основании лицензионного договора, согласно которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

Лицензионный договор может предусматривать (ст. 1236 ГК РФ):

  1. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
  2. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

Передача авторских прав

Согласно ст. 30 Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав, на основе авторского договора о передаче неисключительных прав или на основании авторского договора заказа, причем правовое регулирование последнего осуществляется ст. 33 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Автор может передать свои права на время или уступить их. Различие между передачей прав и уступкой состоит в том, что в первом случае автор предоставляет права на время меньшее срока охраны авторского права. Во втором же случае автор предоставляет права на все время действия своих исключительных имущественных прав. С определенной долей условности можно передачу прав сравнить с арендой (арендованное имущество рано или поздно вернется к арендодателю), а уступку — с продажей (при продаже имущество выбывает из собственности продавца навсегда).

Коллективное управление

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве.

В соответствии с п.1 ст. 1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами : Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) и «Российский Союз Правообладателей» (РСП).

Нарушение авторских прав

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

  1. копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
  2. распространение произведения (прокат, продажу и др.);
  3. публичную демонстрацию;
  4. публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
  5. трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
  6. перевод произведения на другие языки; переработку произведения (плагиат).

Авторские права в ютуб

Самое частое нарушение на Youtube считается «Совпадение со сторонним содержанием» - это значит, что в вашем ролике использовалась нелицензионная музыка или часть видео уже выложенного ранее в Ютубе, без добросовестного использования, выразившегося в указании, что данная информация заимствована из такого-то источника. Это категорически запрещается.

Защита авторских прав

В последнее время, когда интернет технологии стали так активно развиваться, особое значение уделяется такой категории правоотношений, как защита авторских прав. Это связано с тем, что массовая доступность к информации и трудам интеллектуальной собственности стали порождать у некоторых пользователей желание использовать ранее опубликованные материалы в собственных корыстных целях.

Как правило, охрана авторских прав осуществляется в соответствии с законом «об авторских правах и интеллектуальной собственности», поэтому особым спросом стали пользоваться услуги специалистов этой новой для России области правоотношений.

Касаясь конкретики можно заметить, что авторское право и его объекты разделяются по нескольким категориям: неимущественные и имущественные, неисключительные и исключительные. Стоит также отметить, что исключительные права на какой-либо объект интеллектуальной собственности подразумевают принадлежность лишь к единоличному правопользованию. Когда осуществляется защита авторских и смежных прав, особое значение имеют договора о передаче права на использование, так как в некоторых из них может быть юридическая подоплека, приводящая к нарушению прав, но на законных основаниях.

Если нарушены права юридического лица с экономической выгодой, то защита в арбитраже осуществляется в соответствии с законодательством о правах и арбитражным кодексом. Вообще арбитраж услуги адвоката в последнее время стали приобретать особенный спрос, так как люди стали больше обращать внимание на нарушение своих законных прав и стараться отстаивать интересы при помощи судебных инстанций.

Анастасия Волкова, журналист-юрист

E -mail :botrimovich @gmail .com

Всем известно, что авторские права относятся к личным неимущественным правам. Что касается сроков исковой давность, тут есть свои особенности. Правовой основой данного вопроса является ст. 208 ГК РФ, которая устанавливает, что исковая давность не распространяется на личные неимущественные права. Но на данный момент отсутствует законодательный акт, который устанавливает срок исковой давности при возникновении споров об установлении авторства. Получается, что можно в любой момент обратиться в суд и оспорить действительность патента в части неправильного указания автора произведения. В таком случае необходимо разобраться, из чего исходит суд в принятии решения и на основании каких норм суд принимает решение в вопросах исковой давности в данной категории вопросов.

Возникновение авторского права связано с созданием творческого произведения. Авторское право возникает с момента заявлением автора о результате своей творческой деятельности. Международная Женевская конвенция 1952 года гласит, что при создании творческого продукта автор ставит на рукописи или ином носителе знак копирайта, в результате чего таким образом подтверждает своё авторство. Как таковой процедуры регистрации нет, но практика показывает обратное. Автор должен иметь перечень доказательств для подтверждения своего авторства в суде. В результате получается, что автор должен иметь документы, которые при необходимости могут подтвердить его права как создателя того или иного творческого продукта.

Что касается требований имущественного характера (получение денежного вознаграждения по договору автора и пользователя), то в таком случае применяется общий срок исковой давности согласно ст. 196 ГК РФ.

Авторские права защищаются на протяжении 50 лет после смерти его автора. Данный срок был введён после присоединения РФ к международной конвенции по авторскому праву. Это значит, что до присоединения к конвенции объекты авторского права не защищены.

Одним из объектов авторского права являются служебные, которые создаются автором в процессе выполнения своих должностных обязанностей согласно заключённому трудовому договору. В этом случае все неимущественные права принадлежат работодателю.

Если же дело дошло до суда, обязанность доказывания авторства принадлежит истцу. Если спор касается авторства фотографии, то тут достаточно просто: достаточно предъявить оригинал фото. Если ответчик доказывает имущественную связь с истцом, то истец оспаривает факт трудовых отношений, т. к. на самом деле они вообще отсутствуют. За незаконное пользование фотографиями и иными объектами авторского права истец может требовать денежную компенсацию от 10 тыс. рублей.

Практика рассмотрения данных споров об авторском праве показывает, что суд для установления суммы компенсации учитывает доходы ответчика, а также социальный статус истца. Если истец имеет достаточно известное имя, он может рассчитывать на более высокий размер компенсации, чем начинающий любитель.

В данном случае на практике часто возникает вопрос, касающийся гражданско-правовой ответственности. Что же на самом деле возмещается истцу: упущенная выгода или всё-таки реальный ущерб? На практике упущенная выгода возмещается в том случае, когда контрафакт был уже реализован заинтересованными в этом людьми. И именно то, что они получили от реализации, и будет считаться упущенной выгодой.

Судебная практика

При рассмотрении споров, касающихся сроков исковой давности, суд исходит из ст. 208 ГК РФ, согласно которой при защите личных неимущественных прав исковая давность не применяется. Что касается исключительных прав, то в этом случае суд применяет общий срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

При рассмотрении дел о взыскании денежного вознаграждения за служебные результаты творческой деятельности суд исходит из общих сроков исковой давности. Срок начинает считаться с момента выполнения обязательства по трудовому договору.

Суд в данных случаях исходит из гражданско-правовой принадлежности права на выплату авторского вознаграждения. При выполнении работником своих трудовых функций получается творческое изобретение или произведение, которые присваиваются работодателю. В этом случае между сторонами трудового договора трудовые отношения носят гражданско-правовой характер.

Имущественные права работника на служебное произведение и, соответственно, обязанность работодателя по оплате результата работы различны с трудовыми правоотношениями. Различие заключается в том, что работодатель обязан выплатить вознаграждение за полученный творческий результат в любом случае, неважно, уволился автор или умер. В трудовых правоотношениях отсутствует правопреемство в вопросах выплаты вознаграждения, чего не скажешь о данных гражданско-правовых отношениях, связанных с авторскими правами.

По поводу взыскания вознаграждения предлагаем рассмотреть судебное дело и каким образом суд принял решение. В суд обратились гр-н А. с иском к ОАО «В» по поводу взыскания вознаграждения за изобретение 2009-2010 гг. Суд частично отказал в иске, исходя из того факта, что вознаграждение должно быть выплачено в течение 3 месяцев после поступления дохода от данного изобретения (Закон СССР «Об изобретениях в СССР»). Суд при принятии решения пришёл к заключению, что срок исковой давности по данному требованию уже истёк 31.03.2013 г. - за 2009 г., за 2010 г. - 31.03.2014 г. Иск был направлен в суд 01.07.2014 г., и по требованию истца был применён срок исковой давности, и в данной части суд в удовлетворении исковых требований отказал.

Применяя исковую давность, в суд обратился гр-н Л. с иском ОАО «Н» о взыскании авторского вознаграждения за 2011-2012 гг.

При рассмотрении дел о применении сроков исковой давности суды руководствуются разъяснением Постановления Пленума ВС РФ от 19 июня 2006 г. № 15, а также совместного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29.

На основании анализа судебной практики вопросов, связанных с разрешением споров об исковой давности, можно сделать вывод о том, что судами в большей части правильно применяются нормы материального и процессуального права. При рассмотрении дела были случаи нарушения судом отдельных норм процессуального законодательства, вследствие чего определения были отменены.

На практике при установлении факта нарушения права использования объекта авторского права ответчиком, а также при пропуске срока исковой давности для взыскания компенсации за данное правонарушение, суд, согласно ст. 199 ГК РФ, отказывает в удовлетворении иска истцу во взыскании компенсации.

В зале суда ответчик аргументировал свои требования тем, что срок исковой давности для удовлетворения требований истца истёк и применение исковой давности невозможно.

Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 № 15, при исковых требованиях имущественного характера суды применяют общий срок исковой давности, который, согласно ст. 196 ГК РФ, составляет три года.

По предоставленным материалам судом было установлено, что компания А. приобрела в октябре 2013 года контрафактный компакт-диск «Трофим» у компании С. Компания А., в свою очередь, не оспаривала данное событие. Доказательств, которые подтверждают факт обращения истцом в суд, нет, вследствие чего суд принял решение, что срок исковой давности для взыскания компенсации за нарушения права на распространения контрафактных дисков был пропущен.

Истец в свою очередь опровергал предположения суда, т. к. компания А. узнала о нарушении права после вынесения решения Арбитражным судом от 15 мая 2014 года. В решении суд указал, что срок исковой давности исчисляется с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав, а не тогда, когда лицо узнало, кто именно нарушил права, в результате чего отсутствуют основания, по которым можно изменить начало исчисления срока исковой давности. Исключений применения срока давности в таком случае норма ГК РФ не содержит.

Раннее иск компанией А. по факту распространения контрафактных компакт-дисков «Трофим» компанией С. не предъявлялся. Компания А. обращалась в Арбитражный суд только по факту распространения подобной продукции дисков «Виктор Королев», а из этого следует, что предъявление иска в Арбитражный суд не является основанием прерывания срока исковой давности для защиты оспариваемого нарушенного права.

Что касается дискуссий касательно того, к какому виду относится право на авторское вознаграждение, п. 39.2 и 51 совместного Постановления Пленума ВС РФ считает, что данное право относится к трудовым правоотношениям в силу того, что выплачивает вознаграждение работодатель, а к другому лицу такая обязанность может перейти только при универсальном правопреемстве.

Так, гр-н К. предъявил иск к совхозу о выплате вознаграждения за использование совхозом его изобретения. Истец заявил, что является автором изобретения, которым и на данный момент пользуется ответчик, но за него так и не заплатил. В суде первой инстанции в иске было отказано. Суд при вынесении решения указал следующее. Согласно п. 10 Инструкции о порядке выплат вознаграждений за открытия и изобретения и рационализаторские предложения, срок исковой давности в этой категории дел составляет три года с момента, когда автор был уведомлен об использовании его изобретения. Уважительных причин, которые могут быть основанием восстановления срока, нет.

Суд удовлетворил требования истца, но отказал в применении срока исковой давности в силу того, что в течение этого срока ответчик признал долг в отношении гр-на К.

Такими действиями, которые могут отменить применение исковой давности, является частичная выплата авторского вознаграждения согласно прикреплённым к делу приказам. Суд также принял во внимание, что остальным соавторам вознаграждение было выплачено в полном объёме. Делая расчёт спорного вознаграждения, суд рассматривал данные о выплатах другим авторам и соглашение о распределении вознаграждения всем соавторам.

Исходя из судебной практики рассмотрения дел об авторском вознаграждении, большинство судей исходят из того, что авторское вознаграждение относится не к гражданско-правовым, а к трудовым отношениям. Судьи за основу берут тот факт, что плательщиком в этом случае выступает работодатель, а другие лица могут получить данную обязанность только в порядке правопреемства. Данные правоотношения, связанные с выплатой вознаграждения, суд квалифицировал как трудовые.

Так, суд отказал в оспаривании приказа о выплате авторского вознаграждения и компенсации морального вреда в силу того, что приказ нарушил права истца как автора творческого результата. В апелляционной инстанции решение было оставлено без изменений, т. к. истец пропустил общий срок исковой давности и срок, в течение которого можно обратиться в суд для разрешения индивидуального трудового спора. В данном случае суд поступил правомерно, потому что иск был подан 13.04.2014, а положение, на основе которого был принят приказ, - 31.10.2000.

Коллегия судей обратила внимание ещё на тот факт, что данное положение было принято, когда истец ещё не являлся сотрудником, а значит, положения коллективного договора на отношения с ответчиком не распространялись. Это свидетельствует о том, что выплата авторского вознаграждения возможна только по договорённости сторон.

В результате вышесказанного можно сделать вывод, что существует множество нюансов, связанных с вопросами исковой давности. В большинстве случае суды правильно применяют нормы материального и процессуального права, принимая законные и справедливые решения.

Вокруг авторского права всегда возникает множество споров. Главным камнем преткновения становится срок действия авторского права. Многократные изменения законодательства, тонкие нюансы исчисления, период охраны определенных сфер интеллектуальной собственности – все это рассмотрим ниже.

В современном российском законодательстве единого алгоритма исчисления периода охраны прав автора не существует. Сроки защиты варьируются в зависимости от типа. Права на авторство и имя неприкосновенны и бессрочны, то есть при любом цитировании, использовании кадра видеоролика или фотографии всегда должно указываться имя автора. Общий период охраны исключительных прав ограничен сроком жизни обладателя и посмертным сроком длительностью 70 лет. Отсчет начинается с 1 января года, следующего за годом кончины. И все было бы легко и просто, если бы не ряд отступлений.

Общий период охраны исключительных прав ограничен сроком жизни обладателя и посмертным сроком длительностью 70 лет.

Исключения

В первую очередь речь идет о творческих работах, публиковавшихся анонимно или под псевдонимом. В этом случае доказать авторство крайне сложно, поэтому посмертный срок охраны не применяется, произведение начинает охраняться только тогда, когда личность автора уже не остается секретом. По стандарту, срок посмертного исчисления считается с начала года, грядущего после публичного обнародования. Как и по общему правилу, произведения будут охраняться в течение 70 лет.

Второе исключение – это соавторство. Охрана прав будет распространяться на жизнь создателей, и посмертный срок будет считаться после смерти последнего из авторов. Обратите внимание, что здесь имеется в виду коллективное произведение. Отдельные его части, имеющие научную или художественную ценность, охраняются в соответствии с заведенными правилами.

Бывает и так, что работа впервые презентуется публике после смерти автора. Тогда защита начинает действовать с 1 января после года обнародования. Но здесь важно, чтобы момент издания был не позднее 70 лет со дня кончины.

Отдельной категорией необходимо выделить репрессированных творцов. Если автор произведения был реабилитирован после смерти, то с 1 января после года общественной реабилитации будет действовать защита прав и выплачиваться гонорар законным наследникам.

Реформы

К первому этапу относят довоенное и послевоенное время. В начале существования СССР и до 1973 года авторские права имели минимальный срок охраны. По стандартной схеме, интеллектуальная собственность охранялась всю жизнь и в течение 15 лет после смерти автора.

Следующей вехой стало присоединение Советского Союза к Женевской конвенции. Срок продлился на 10 лет.

При распаде СССР, в 1991 г., период государственной охраны интеллектуальной собственности увеличили еще на 25 лет. Когда Россия присоединилась к Бернской конвенции, срок защиты увеличили еще на 25 лет. В том же году поменялся порядок исчисления. До этого момента продлевались лишь неистекшие сроки. Была восстановлена защита прав авторов, умерших после 31 декабря 1942 года.

Пятый этап. В 2004 году законом был установлен окончательный на сегодняшний день максимальный срок защиты – 70 лет. Такой же срок охраны авторских прав действует и в ЕС.

Завершающий законодательный виток в этом направлении был совершен в 2008 году, когда были приняты поправки в ГК РФ. Ими было признано, что произведения авторов, которые умерли после 1943 года, будут снова охраняться государством. Эти нюансы важны, потому что добрая часть судебных дел возбуждалась из-за некорректной трактовки сроков.

Что дальше?

К тому моменту, когда истекает срок использования авторских прав и нет прямых наследников автора, вся переходит в разряд общественного достояния. А это значит, что платить авторское вознаграждение за публикацию больше не нужно. И эти произведения могут спокойно использоваться и распространяться на территории России. Это же правило применимо и к произведениям, которые не охранялись государством.

Однако особое внимание стоит уделить переводам, потому что они как раз попадают под действие авторского права в России. Но, как и в любом законе, здесь есть свои лазейки. Правительство может устанавливать проценты за распространение и использование произведений, однако все вырученные средства будут идти учреждениям и фондам, которые управляют имущественными правами авторов на коллективной основе. Комиссия за использование, как правило, составляет 1% от прибыли.

В итоге

Исключительное авторское право – это привилегия интеллектуальной собственности. Это право , от него нельзя отказаться. Продать готовое произведение проще и получить за него прибыль всего один раз. Но если авторство признано, создатель и его наследники могут получать авторские вознаграждения в течение всего срока защиты каждый раз, когда будет использоваться произведение.

За нарушение авторских прав предусмотрена серьезная ответственность: от штрафа в размере 1500 рублей до лишения свободы до 6 лет. Однако доказать авторство на произведение бывает крайне затруднительно, потому что официальной процедуры признания в России не существует (исключением являются лишь программы для ЭВМ).

Существует общее правило исчисления срока действия имущественных авторских прав , которое основывается на принципе определения срока охраны в зависимости от даты смерти автора :

Статья 192 ГК РФ устанавливает пять случаев, в которых порядок определения срока действия исключительных прав отличается от общего правила:

1) если произведение создано в соавторстве , исключительное право на него действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти соавтора, пережившего всех остальных соавторов, т.е. умершего последним из них;

2) если произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом , исключительное право действует в течение 70 лет после даты его обнародования.

3) если произведение обнародовано после смерти автора , исключительное право в отношении такого произведения продолжает действовать в течение 70 лет после его обнародования;

Иностранные произведения, опубликованные до 1973 года, не охранялись в России согласно Всемирной конвенции об авторском праве.

Однако после присоединения к Бернской конвенции (1995 г.) все произведения иностранных авторов охраняются точно также, как и российских, подсчет сроков охраны такой же, как для наших (с минимальными исключениями, например, если у них срок короче и произведение уже не охраняется, то и мы прекращаем его охранять).

Эти правила Бернской конвенции действуют ретроактивно, то есть охрана восстанавливается и распространяется на те произведения, которые ранее не охранялись.

1. Общее положение;

2. Для кинематографических произведений;

3. Для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом;

4. Для фотографических произведений и произведений прикладного искусства; 5. Дата начала отсчета;

6. Более длительные сроки;

7. Более короткие сроки;

8. Применимое законодательство; "сравнение" сроков

1. Охраняемые, когда срок охраны еще не истек в стране происхождения;

2. Неохраняемые, когда срок охраны уже истек в стране, где она испрашивается;

3. Применение этих принципов; 4. Специальные случаи.

Срок авторского права и какие правила предусмотрены для издателей не охраняемых авторским правом произведений в статье: Общественное достояние для издания электронных книг

Для более точного определения срока авторского права целесообразно пользоваться услугами баз данных и реестров регистрации авторского права


Статьи и новости по теме:

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

В Женеве 26 сентября открылись ежегодная конференция и сессия Генеральной ассамблеи ЕАНА (Европейский альянс информационных агентств), профилирующей темой которых стал всесторонний анализ авторских прав на статьи новостей в Интернете >>>

На первом заседании Попечительского совета Государственного института искусствознания (ГИИ) обсуждалась проблема перехода прав на использование партитур многих произведений русских классиков (таких как Чайковский и Мусоргский) западным издательствам. А есть ли здесь реальная проблема? >>>

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>

Согласно Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (от 9 сентября 1886 г.) минимальный срок охраны авторских прав на музыкальные произведения составляет 50 лет, однако страны имеют право продлевать его по своему усмотрению. В сентябре 2011 г. этим правом воспользовались депутаты Европарламента, пролонгировав срок действия прав авторства до 70 лет и обязав страны ЕС адаптировать национальные законодательства в соответствие с новыми нормами до 2014 г.

  • исключительного права, являющегося имущественным;
  • личных неимущественных прав;
  • иных прав.
  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • программы для ЭВМ (охраняемые как литературные произведения);
  • другие произведения.

Исключительное право представляет собой право использовать любым способом и распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, предоставлять право использования такого объекта, разрешать или запрещать другим его использование (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Применительно к объектам авторских прав, действие исключительного права начинается с момента создания такого объекта, действует в течение всей жизни автора и 70 лет , отсчитывая с 1 января года, следующего за датой смерти автора в силу положений п. 1 ст. 1281 ГК РФ. То есть, если, например, автор какого-либо произведения покинул мир живых 21 мая 2012 года, то срок действия исключительного права на это произведение истечёт 1 января 2083 года. Если авторов несколько (произведение создано в соавторстве), то указанный срок отсчитывается со дня смерти пережившего других соавтора.

Согласно положениям Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений , срок предоставления правовой охраны составляет 50 лет со дня смерти автора. Именно этот срок является минимальным для стран-участниц Конвенции. При этом согласно положениям ст. 7 Конвенции, этот срок может быть увеличен:

1) Срок охраны, предоставляемой настоящей Конвенцией, составляет всё время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти . (...)

6) Страны Союза могут установить срок охраны, превышающий сроки, предусмотренные предшествующими пунктами.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство РФ, как мы видим, предоставляет существенно больший срок правовой охраны всем произведениям (в т.ч. и для фотографических произведений и произведений прикладного искусства, которые в п. 4 ст. 7 Конвенции могут иметь меньший срок правовой охраны), по сравнению с минимально необходимым, установленным Бернской конвенцией.

Следует обратить внимание, что до вступления в силу редакции от 20.07.2004 закона "Об авторском праве и смежных правах" (утратившем силу 31.12.2007) срок действия исключительного права согласно нормам предыдущей редакции указанного закона составлял 50 лет.

Нельзя не отметить и тот факт, что в некоторых случаях срок действия исключительного права прерывался, как бы странно это ни звучало. В ст. 6 ФЗ "О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что:

Сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года.

Данная туманная формулировка разъясняется и конкретизируется в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»:

(...) если пятидесятилетний срок действия авторского права на произведение истек после 31.12.1992 (но до вступления в силу Федерального закона от 20.07.2004 № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», установившего семидесятилетний срок действия авторского права) и произведение перешло в общественное достояние, с 01.01.2008 действие исключительного права на это произведение возобновляется и его срок исчисляется по правилам, предусмотренным статьей 1281 ГК РФ.

В случае, если срок действия исключительного права на произведение истекал в период с 31.12.1992 по 20.07.2004, логично, что перейдя в общественное достояние, все лица могли без разрешения правообладателя или выплаты вознаграждения использовать это произведение, и подобное использование не могло являться нарушением исключительного права по вполне очевидным причинам.

Эта позиция также отражена в п. 3 указанного Постановления 5/29:

Действия лиц, использовавших до введения в действие части четвертой Кодекса произведения, которые находились до 01.01.2008 в общественном достоянии, и соблюдавших положения статьи 28 Закона об авторском праве, несмотря на возобновление действия исключительного права на произведение не могут считаться нарушением. Вместе с тем дальнейшее использование произведения может осуществляться только с соблюдением положений части четвертой ГК РФ.

Отдельно следует отметить право автора на вознаграждение , которое хоть и по смыслу п. 5 ст. 1229 ГК РФ входит в состав исключительного права, и следовательно, имеет такой же срок правовой охраны, но, тем не менее, в ряде случае автор сохраняет право на вознаграждение даже в случаях, когда исключительное право у автора отсутствует или существенно ограничено соглано п. 10.2 Постановления 5/29. Право на вознаграждение в отдельных случаях сохраняется за наследниками автора согласно ст. 83, 84 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» .

Срок правовой охраны права авторства, права автора на имя и права на неприкосновенность произведения , являющихся личными неимущественными правами, является бессрочным в силу положения п. 1 ст. 1267 ГК РФ. Это означает, что, например, внесение искажений (изменений) в произведение (не путать с переработкой, при которой создаётся новое произведение на базе ранее имеющегося без внесения изменений в оригинальное произведение) является неправомерным, независимо от того, находится ли произведение в общественном достоянии или нет.

Право доступа неразрывно связано с личностью автора произведения изобразительного искусства или архитектуры согласно ст. 1292 ГК РФ и, следовательно, действует только в течение жизни автора .

Право следования является неотчуждаемым (его нельзя передать другому лицу), но переходит к наследникам автора и действует в течение всего срока действия исключительного права в силу положений ст. 1293 ГК РФ.

Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства использовать свое произведение в соответствии п. 2 и п. 3 ст. 1270 ГК РФ, в том числе путём разработки документации для строительства или реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта также неразрывно связано с личностью автора, как можно сделать вывод из анализа положений ст. 1294 ГК РФ, и следовательно, действует в течении жизни автора такого произведения.



Поделиться