Чем регулируется охрана труда. Правовое регулирование охраны труда: основные понятия, принципы, система организации. проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение новой техники и техноло

Понятие охраны труда.

Понятие, правовое регулирование и организация охраны труда.

Тема № 19. Правовые основы охраны труда.

В Конституции РФ провозглашается: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7), а следовательно каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37).

В широком смысле охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ ).

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве - это правовой институт, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных жизни и здоровья работников.

Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

Нормы-принципы государственной политики в области охраны труда;

Правила государственного управления охраной труда;

Право работника на охрану труда и его гарантии;

Нормы по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;

Правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);

Установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

Расследование и учёт несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний ;

Защита законных интересов работников, пострадавших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев производстве и профессиональных заболеваний;

Установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Перечисленные выше и другие основные направления государственной политики в области охраны труда, закреплены в ст. 210 ТК РФ , их можно также считать принципами охраны труда и условно объединить в две группы: принципы организации охраны труда и экономической политики государства в данной области; принципы обеспечения права работников на охрану труда.

Государственная экспертиза условий труда является одним из важнейших направлений государственной политики в области охраны труда. Она осуществляется федеральным органом ис-полнительной власти, уполномоченным на проведение государ-ственного надзора и контроля за соблюдением трудового зако-нодательства органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, определённом постановле-нием Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244. Цели государственной экспертизы условий труда, основания для её проведения, а также права и обязанности должностных лиц, осуществляющих экспертизу, закреплены в ст. 216 ТК РФ .

Управление охраной труда.

Государственное управление охра-ной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органа-ми исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 функции по выработке государствен-ной политики и нормативно-правовому регулированию в облас-ти охраны труда возложены на Минздравсоцразвития России .

Основным звеном в системе управления охраной труда в ор-ганизациях (у индивидуальных предпринимателей) являются службы охраны труда .

ТК РФ (ст. 217 ) предусматривает, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осу-ществления контроля за их выполнением у каждого работодате-ля, осуществляющего производственную деятельность, числен-ность работников которого превышает 50 человек , создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда .

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек , принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учётом специфики своей производственной дея-тельности. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учётом Рекомендаций, утвёржденных поста-новлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Службы охраны труда функционируют в тесном взаимодей-ствии с комитетами (комиссиями) по охране труда, которые, со-гласно ст. 218 ТК РФ , создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников, либо их представительного органа. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников .

Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Для осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда в организации профессиональные союзы и коллективы работников могут выдвигать уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, действующее на основании трудового законодательства и Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в РФ охраняются труд и здоровье граждан, а в ч. 3 ст. 37 гарантируется каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ТК РФ охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально‑экономические, организационно‑технические, санитарно‑гигиенические, лечебно‑профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Нормативно‑правовая база охраны труда включает в себя: Конституцию РФ, международные договоры и соглашения, ТК РФ, а также другие федеральные законы, содержащие нормы об охране труда, подзаконные нормативно‑правые акты федеральных исполнительных органов, законы и иные нормативно‑правовые акты субъектов РФ.

Развивая требования Конституции РФ и ст. 1 ТК РФ, государство осуществляет свою деятельность по охране труда в следующих направлениях:

– обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

– государственное управление охраной труда;

– государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

– государственная экспертиза условий труда;

– установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

– содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

– профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников и т. д.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики а также нормативно‑правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.



Если федеральному органу исполнительной власти предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования в области охраны труда, то он обязан согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно‑правовому регулированию.

На граждан РФ, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией РФ, распространяется законодательство об охране труда РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Правовое регулирование правоотношений, связанных с охраной труда осуществляется системой нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально‑трудовых отношений. Перечень их видов, порядок разработки, утверждения и сроки пересмотра установлены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Например:

1) межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ);

2) отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО);

3) правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ);

4) государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ);

5) строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП);

6) государственные санитарно‑эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН)).

На основании типовых инструкций и правил по охране труда разрабатываются инструкции по охране труда для конкретного работника или видов работ. Работодатель, разрабатывая инструкции по охране труда, не должен отступать от требований вышеуказанных актов, а также требований безопасности, изложенных в документации, прилагаемой к используемому оборудованию. Эти правила охраны труда на рабочем месте закрепляются в должностной инструкции работника или утверждаются приказом работодателя в виде инструкции по охране труда к конкретному рабочему месту или видам работ. Инструкции хоть и различны по содержанию, но в основном состоят из следующих разделов.

1. Общие требования к безопасности.

2. Требования к безопасности перед началом работы.

3. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4. Требования безопасности по окончании работы.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу работу с вредными и (или) опасными условиями труда; соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Все правовые принципы классифицируются по сфере их действия следующим образом:

  • общеправовые - охватывают всю систему права (принципы законности , свободы труда и т.п.);
  • отраслевые - отражающие суть и специфику норм данной отрасли права (принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение);
  • внутренние - отражающие сущность норм конкретного института данной отрасли права (принципы разрешения трудовых споров, обеспечения занятости и др.).

Таким образом, под принципами трудового права следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие, руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда , применением и организацией наемного труда.

Современные принципы трудового права отражают сложившуюся систему общественных отношений по организации труда , обусловленную действием объективных экономических законов. В них должны наиболее ярко проявляться гуманистический и демократический характер всей системы российского права, тенденции развития общественных отношений в условиях рыночной экономики .

Следует различать межотраслевые и отраслевые принципы права, а также принципы отдельных институтов трудового права.

В трудовом праве межотраслевые принципы действуют, проявляются лишь применительно к особенностям регулируемых нормами этой отрасли права общественных отношений. Например, межотраслевой принцип охраны собственности проявляется через установление обязанности сторон трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне договора . Отраслевые принципы выражают общие сущностные свойства норм только данной отрасли права, конкретизируются и проявляются в отдельных институтах и нормах в зависимости от их содержания и целевой направленности.

Современные принципы российского трудового права:

  1. выражают политику государства в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости;
  2. содержат руководящие начала в области установления условий труда работников;
  3. определяют правовое регулирование применения труда наемных работников;
  4. отражают главные направления правовой политики в области охраны здоровья и защиты трудовых прав работников.

Основные принципы трудового права отражены в Конституции РФ и важнейших законодательных актах этой отрасли права. Так, в ст. 37 Конституции РФ закреплен принцип свободы труда: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Многие важные принципы есть и в ТК РФ.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений прямо предусмотрены в ст. 2 Трудового кодекса РФ. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

  • свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • обеспечение для каждого работника права на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на отдых, включая ограничение рабочего времени , на предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • равенство прав и возможностей работников;
  • обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы , обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда ;
  • обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда , квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • социальное партнерство, включающее в себя право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод , включая судебную защиту;
  • обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами;
  • обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Принципы трудового права не могут сводиться к правам и обязанностям лишь одного субъекта трудового права - работника. Они охватывают регулирующим воздействием все субъекты трудового права, включая работников, работодателей, трудовые коллективы и их представительные органы.

Содержание основных принципов трудового права

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются следующие.

Принцип свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается. Одна из актуальных социальных проблем - проблема свободы труда - занимает видное место в общественной жизни и мировоззрении многих поколений людей. Ее разрешение связано с обеспечением полной эффективной занятости трудоспособного населения общественно полезным трудом, свободой от безработицы, от чрезмерной эксплуатации чужого (наемного) труда. Опыт социального развития показывает, что эксплуатация наемного труда и безработица все еще являются неизбежными и постоянными спутниками общественного производства . Однако следует полагать, что социально эффективный способ производства и подлинно демократическое государство в состоянии на деле гарантировать полную и продуктивную занятость трудоспособного населения, решить проблему безработицы и тем самым претворить в жизнь принцип свободы труда. Принцип свободы труда означает прежде всего возможность каждого трудоспособного гражданина свободно распоряжаться своей способностью к труду (рабочей силой), выбирать профессию и род деятельности. Таким образом, он отражает сущностные свойства правовых норм , регулирующих привлечение трудоспособных граждан к труду в качестве наемных работников (рабочих и служащих), предпринимателей , членов кооперативов, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Помимо ст. 37 Конституции РФ этот принцип выражен и в других нормативных актах трудового законодательства, закрепляющего право граждан на труд и обеспечивающего их занятость, ибо свобода труда немыслима без обеспечения занятости. В условиях рыночной экономики свобода труда и право на труд должны рассматриваться как объективно необходимые категории, взаимно дополняющие друг друга и определяющие правовые основы жизни и деятельности трудоспособных граждан.

Специфической социально-правовой чертой принципа свободы труда является то, что он выражает определенные отношения между работником и государством по поводу труда, при которых обеспечение работой выступает как объект права и обязанности. При этом обязанности государства по обеспечению занятости не противоречат данному принципу, а дополняют его необходимыми гарантийными свойствами.

Необходимо иметь в виду, что социальная направленность принципа свободы труда сводится к освобождению людей не от труда, а от чрезмерной эксплуатации их труда. В этом состоит одна из сторон целенаправленности принципа свободы труда. Другая ее сторона - постепенное превращение труда на свое благо и благо общества в первейшую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. Подлинная социальная справедливость возможна лишь там, где все трудоспособные граждане имеют одинаковый доступ к общественно полезному труду на общественных и частных средствах производства, на земле, на государственных, кооперативных, акционерных и частных фабриках и заводах.

Таким образом, принцип свободы труда предполагает обеспечение эффективной занятости, выражает и аккумулирует такие нормы трудового права, которые, во-первых, предоставляют гражданам право на труд, во-вторых, гарантируют им реальное трудоустройство и, в-третьих, устанавливают социальную привлекательность и стимулы труда для граждан.

Принцип запрещения принудительного труда. В соответствии со ст. 4 ТК РФ принудительный труд в Российской Федерации запрещен.

ТК РФ определил, что принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

  • в целях поддержания трудовой дисциплины;
  • в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
  • в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития ;
  • в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе ;
  • в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи со следующим:

  • нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
  • возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Однако принудительный труд не включает в себя работу:

  • выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
  • выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
  • выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
  • выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Принцип обеспечения свободы трудового договора. Он выражает сущность большого количества норм, регулирующих прием граждан на работу, их переводы и увольнения (раздел III ТК РФ). Содержание данного принципа состоит в том, что судьба трудовых отношений работника с работодателем определяется трудовым договором. Именно он является основанием для возникновения, изменения и прекращения этих отношений. Посредством свободного заключения трудового договора гражданин РФ, достигший трудоспособного возраста, вправе поступить на работу, реализовать свое право на свободный труд. Изменение трудовых правоотношений (в частности, перевод на другую работу) возможно, как правило, только на основании договора работника с работодателем. Наконец, прекращение трудовых правоотношений работника с работодателем возможно по инициативе каждой стороны трудового договора (с учетом оснований и условий, предусмотренных законом).

Современное содержание принципа свободы трудового договора характеризуется деловым сотрудничеством сторон в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыскании эффективных средств повышения производительности труда, улучшения качества продукции , экономного использования сырья, энергии и т.п. Отношения сотрудничества свойственны и трудовым связям, основанным на договорах подряда и аренды, которые получили широкое распространение в последние годы во многих отраслях народного хозяйства России. Эти договоры, в отличие от обычных трудовых договоров, выступают не только как регуляторы отношений по применению труда, но и как организационно-правовые акты. Они обеспечивают большую самостоятельность и свободу работнику в проявлении своих творческих и организационных способностей, способствуют развитию предприимчивости и воспитанию чувства хозяина производства. Тем самым принцип свободы договора начинает распространяться и на организационно-управленческие отношения в сфере труда.

Принцип обеспечения равноправия в сфере труда и занятости и запрета дискриминации. Он закреплен в ст. 3 ТК РФ и конкретизируется во всех институтах трудового права. Конвенция МОТ № 111 1958 г. предусматривает искоренение всякой дискриминации в труде и занятости.

Российскому трудовому законодательству не свойственны дискриминация и привилегии в области труда тем или иным социальным группам граждан. Поэтому содержание единства условий труда как правового принципа означает, что основные нормы, устанавливающие высокий уровень условий труда, обязательны для всех организаций, применяющих труд граждан на основе трудового договора; они распространяются на всех работников независимо от сферы приложения труда, характера выполняемых трудовых функций и системы оплаты труда. В частности, указанные правовые нормы распространяются не только на рабочих и служащих государственных предприятий , учреждений, организаций, но и на штатных работников общественных организаций (профсоюзных, партийных и др.), членов кооперативных организаций, на лиц, работающих в колхозах и иных кооперативных организациях по трудовому договору, вольнонаемный состав армии и флота, вспомогательный технический персонал церковных учреждений (уборщиц, сторожей и т.п.), на лиц, работающих на частных предприятиях , в личном домашнем хозяйстве, а также на отдельных граждан (нянь, шоферов и др.).

Принцип обеспечения равноправия в труде и занятости и запрета дискриминации не только базируется на общих (единых) для всех работающих нормах, но и учитывает объективную, основанную на общественном разделении труда специфику отраслей производства, профессиональные, половые, возрастные особенности работников, территориальное расположение предприятий и иные особенности, диктующие дифференцированный подход к правовому регулированию условий труда. Эти различия неизбежно приводят к отступлению от единых правил, регулирующих применение труда, к изданию специальных норм, приспосабливающих общие правовые установления к специфическим условиям труда. В ТК РФ такие особенности регулирования труда отдельных категорий работников предусматривает, в частности, раздел XII (ст. 251-351).

Дифференциация условий труда в нормах российского трудового права проявляется главным образом по трем направлениям, т.е. в зависимости от характера и особенностей производства (отраслевая дифференциация), половозрастных, квалификационных и иных особенностей работников (субъектная дифференциация), месторасположения организаций, где применяется совместный труд (территориальная дифференциация).

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов. Он находит выражение в наделении работников правом участвовать в управлении организациями через общие собрания (конференции) трудового коллектива, советы трудового коллектива, профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные коллективом, вносить предложения по улучшению работы организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания (главы 5 и 6 ТК РФ).

Наиболее ярким примером непосредственного участия работников в установлении условий труда и управлении организацией является обсуждение и одобрение на общих собраниях трудового коллектива проектов коллективного договора. Опосредованное участие трудящихся в управлении производством и установлении условий труда осуществляется через профсоюзные органы, а также другие представительные органы.

В соответствии с указаниями ТК РФ проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях организации и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект обсуждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа. При недостижении согласия в едином представительном органе общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу (или иному уполномоченному работниками представительному органу, разработавшему этот проект) на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор с работодателем от имени трудового коллектива.

В соответствии с ТК РФ установление условий труда и заработной платы, а также применение законодательства о труде в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется с участием профессиональных союзов.

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов проявляется и в наделении трудового коллектива как самостоятельного субъекта права рядом полномочий. Коллектив решает вопрос о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом предприятия, определяет перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот, определяет и регулирует формы и условия деятельности общественных организаций, решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором.

Участвуя в управлении производством, профсоюзы в лице профкомов организаций выполняют двуединую задачу: во-первых, представляют права и интересы коллектива по вопросам организации и применения труда и, во-вторых, способствуют непосредственному вовлечению работников в управленческую деятельность. Кроме того, профсоюзы выполняют свою главную защитную функцию, осуществляя надзор и общественный контроль за охраной труда и соблюдением трудового законодательства.

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов - результат развития производственной демократии и наглядное проявление начал социального партнерства в сфере труда. Формирование надлежащих условий труда высокого уровня оформляется обычно в виде локальной нормотворческой деятельности, осуществляемой работодателем, трудовым коллективом при активном участии профсоюзов.

Принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Данный принцип закреплен в ст. 37 Конституции РФ и получил отражение в ст. 2 ТК РФ. Трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом с учетом конечных результатов работы организации, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер заработной платы означает, что работник, отработавший полностью месячную норму рабочего времени и выполнивший свои трудовые обязанности (нормы труда), не может получить оплату за труд ниже установленного федеральным законом минимума. При этом в минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Современное трудовое законодательство делает акцент на локальное регулирование оплаты труда работников. Это касается как рабочих, так и руководителей, специалистов и служащих. При оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если работодатель и представители работников сочтут такую систему наиболее целесообразной. Вид, система оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала организации определяются самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах.

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе должностных окладов, которые устанавливаются работодателем в соответствии с должностью и квалификацией работника. Однако для них может устанавливаться и иной вид оплаты труда (в процентах от выручки , в долях от прибыли и др.). Следует полагать, что конкретизация должностных окладов и видов оплаты их труда осуществляется посредством трудового договора работника с работодателем.

В соответствии со ст. 134 ТК РФ предусматривается индексация заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги .

Введение конкретных систем оплаты труда и форм материального поощрения, а также утверждение положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год происходят в соответствии с коллективными договорами и соглашениями.

Условия оплаты труда определяются трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда (ст. 135 ТК РФ).

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе отвечающие требованиям безопасности и гигиены. В ТК РФ этот принцип получил закрепление в ст. 22, которая возлагает указанную обязанность на работодателя. Под обеспечением безопасности труда понимается обязанность работодателя внедрять современные технические средства, предупреждающие производственный травматизм, и создавать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

В современных условиях нормы права обеспечивают эффективные мероприятия по технике безопасности и массовое внедрение в производство безопасной техники: запрещается принимать и вводить в эксплуатацию предприятия, цехи, участки и отдельные производства, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда. Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения не допускается без разрешения органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологи-ческий технический надзор, органов профсоюзного контроля. Создание безопасных для жизни и здоровья условий труда достигается обеспечением неукоснительного соблюдения правил по охране труда, обязательных для работодателя, и инструкций по технике безопасности, обязательных для работников.

Анализ современного законодательства по охране труда дает основания полагать, что правовой принцип обеспечения охраны труда и здоровья работников характеризуется следующими основными чертами (раздел X ТК РФ):

  • носит всеобщий характер, поскольку нормы трудового права предусматривают проведение мероприятий в области охраны труда во всех без исключения организациях и по отношению ко всем работникам;
  • требует, чтобы наиболее высокий уровень правового регулирования охраны труды был установлен на вредных производствах, а также на тяжелых работах и в горячих цехах;
  • предполагает первоочередную заботу об охране труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью;
  • предусматривает независимый надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда, осуществляемые специальными уполномоченными на то государственными органами, а также представителями профессиональных союзов.

Принцип обеспечения права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска конкретизируется и обеспечивается нормами институтов рабочего времени и времени отдыха. Законодательно он закреплен в п. 5 ст. 37 Конституции РФ, а нормативно регулируется в разделе V ТК РФ (ст. 106-128).

В Трудовом кодексе также закреплен ряд других принципов, в том числе принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование ; принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.

После изучения настоящей главы студент должен:

знать

  • понятие охраны труда и правовые методы ее обеспечения;
  • государственные нормативные требования охраны труда;
  • гарантии права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда;
  • права и обязанности сторон трудовых отношений в сфере охраны труда;
  • порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и значение результатов аттестации;
  • основные требования к процедуре расследования несчастных случаев на производстве;

уметь

  • ориентироваться в системе государственных стандартов в сфере охраны труда;
  • определять необходимость обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, выдачи молока и лечебно-профилактического питания;
  • использовать результаты аттестации рабочих мест для проведения необходимых мероприятий по охране труда и для формирования условий трудового договора;

владеть

  • понятийным аппаратом института охраны груда;
  • навыками организации контроля за соблюдением работодателем государственных нормативных требований охраны труда;
  • навыками составления документов, опосредующих действия работодателя по соблюдению требований охраны труда.

Охрана труда: понятие и содержание

Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а ст. 37 Конституции гарантирует гражданам право на труд в условиях, безопасных для их здоровья. Проблемы охраны труда и безопасности производственной среды всегда были предметом обсуждения как на национальном, так и на международном уровнях. Десятки конвенций МОТ посвящены вопросам промышленной безопасности. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1996 г. установлено, что участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Сегодня актуальность данной проблемы обусловлена существенными изменениями в научно-технической базе современного производства, возрастанием доли опасных и особо опасных производств, особенно в электроэнергетике, атомной промышленности, добывающих отраслях.

Именно поэтому охрана труда – один из важнейших объектов социальной политики любого государства. Главным и основным направлением государственной политики в области охраны труда становится обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Нарушение работниками и работодателями норм охраны труда неизбежно приводит к понижению производительности труда, росту профессиональных заболеваний и производственному травматизму.

Охрану труда можно рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). Именно поэтому охрану труда изучают не только юристы, но и студенты экономических, технических, медицинских образовательных учреждений.

К правовым мероприятиям, в частности, можно отнести: разработку и совершенствование единой нормативной базы регулирования отношений в области охраны труда; реализацию федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права об охране труда, а также федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий труда и его охраны; разработку локальных правовых актов по охране труда; защиту прав работников в сфере охраны труда при их нарушениях (например, возможность воспользоваться самозащитой, если работа угрожает жизни и здоровью работника); привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении норм об охране труда актов всех уровней.

К социально-экономическим мероприятиям относят: систему стимулирования работников и работодателей за особые достижения в сфере охраны труда (например, премирование работников за надлежащее выполнение существующих у работодателя норм об охране труда); участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, другие формы осуществления государственной экономической политики в области охраны труда.

К организационно-техническим мероприятиям относятся аттестация рабочих мест по условиям труда, проведение инструктажей по охране труда, проведение проверок организаций государственными инспекторами по охране труда, подготовка специалистов в сфере охраны труда.

К санитарно-гигиеническим мероприятиям можно отнести проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников (ст. 213 ТК РФ).

Лечебно-профилактическими мероприятиями являются обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ); выдача работникам молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ); предоставление работникам санаторно-курортного лечения, санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников (ст. 223 ТК РФ).

К реабилитационным мероприятиям можно отнести оказание первой помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве; расследование несчастных случаев на производстве.

Полностью исключить воздействие неблагоприятных факторов на работников невозможно, в ближайшем обозримом будущем мы будем иметь дело с опасными и вредными видами производств. Тем не менее труд работников должен быть организован таким образом, чтобы действие опасных и вредных факторов труда было локализовано путем создания системы защиты, ограничивающей воздействие этих факторов. Обеспечение безопасности труда требует создания соответствующей производственной инфраструктуры, которая гарантирует каждому работнику сохранение жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности.

В узком смысле охрана труда как правовой институт представляет собой систему правовых норм, предусматривающих в трудовом законодательстве, иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, соглашениях, коллективных договорах, локальных нормативных актах, трудовых договорах средства обеспечения безопасных условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий.

Как принцип трудового права охрана труда реализуется в обеспечении права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ст. 2 ТК РФ).

Характерной особенностью становления современного законодательства об охране труда выступает введение в законы терминов и понятий с целью их единообразного применения. В частности, в ст. 209 ТК РФ содержатся дефиниции целого ряда терминов, применяемых институтом охраны труда, они раскрывают содержание факторов и условий, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда – условия груда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда – документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Институт охраны труда характеризуется множеством нормативных правовых актов различной юридической силы и сферы действия. Безусловно, центральным актом, закрепляющим основные нормы об охране труда, является ТК РФ, особенно его разд. X с одноименным названием. В нем установлены государственные гарантии по созданию благоприятных условий труда. Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена на работодателя. Это означает, что исполнительные органы государственной власти отвечают только за проведение государственной политики, создание законодательной и нормативно-правовой базы в сфере охраны труда, надзор и контроль за выполнением трудового законодательства. А ответственность за безопасность работников на производстве возложена на сторону трудового договора – работодателя.

Во исполнение положений разд. X ТК РФ принято постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда", согласно которому к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

  • стандарты безопасности труда;
  • правила и типовые инструкции по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Кроме того, мероприятия по охране труда устанавливаются самим работодателем в коллективных договорах, локальных нормативных актах (например, инструкциях по охране труда). Стороны социального партнерства включают в соглашения дополнительные гарантии в сфере охраны труда. Например, в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы стороны обязуются подготовить и обеспечить реализацию программы действий по улучшению условий и охраны труда, направленных на снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний, развивать систему мониторинга состояния условий и охраны труда, включая совершенствование государственной статистической отчетности.

Условия, касающиеся охраны труда, обязательно включаются в трудовой договор. Это компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, характеристики условий труда на рабочем месте, условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 57 ТК РФ), нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств .

  • Приказ Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда".

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1 Понятие и значение охраны труда

2 Нормативно-правовое регулирование охраны труда

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

1 Требования и организация охраны труда

2 Обеспечение прав работников на охрану труда

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ введенной в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс РФ к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений относит обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска .

На современном этапе развития общества перед государством стоит задача повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Решение этой задачи под силу только людям, профессиональный уровень которых отвечает современным квалификационным требованиям, а совокупность их физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет им выполнять работу определенного объема и качества в течение установленной продолжительности рабочего времени без ущерба своему здоровью, т.е. при осуществлении надежной охраны их труда. Возникла необходимость в новых подходах к формированию человеческого капитала, в том числе необходимость в совершенствовании правового механизма охраны здоровья работающего населения, с учетом перспектив развития общества.

Цель данной работы - рассмотреть положения охраны труда на предприятиях и выявить, как обеспечиваются права работников на охрану труда. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи: определить основные направления государственной политики в области охраны труда, требования охраны труда, организации труда.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1 Понятие и значение охраны труда

Решение конкретных проблем улучшения условий труда и охраны здоровья работающего населения достигается в процессе осуществления государством таких важнейших функций, как формирование государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; создание нормативно-правовой базы, в том числе государственных нормативных требований охраны труда, направленных на охрану труда работников; обеспечение реализации этих актов; государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями требований охраны труда.

В ч. 1 ст. 209 ТК РФ охрана труда определена как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Перечисленные мероприятия призваны оградить работников в процессе трудовой деятельности от воздействия вредных производственных факторов и опасных производственных факторов. Под вредным производственным фактором понимается воздействие на работника условий труда, которое может привести к его профессиональному заболеванию. Опасным производственным фактором является воздействие на работника условий труда, которое может привести к травме .

Государственная деятельность в сфере охраны труда, которая призвана создать систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, должна протекать по следующим направлениям:

) обеспечения приоритетного сохранения жизни и здоровья работников;

) принятия и реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов об охране труда, а также федеральных, региональных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

) профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

) государственного управления охраной труда;

) государственного надзора за соблюдением требований охраны труда;

) государственной экспертизы условий труда;

) расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

) защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основании обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

) установления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

) координации деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

) распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

) участия государства в финансировании мероприятий по охране труда;

) подготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда;

) организации государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, об их материальных последствиях;

) обеспечения функционирования единой информационной системы, охраны труда;

) международного сотрудничества в области охраны труда;

) проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение новой техники и технологий, обеспечивающих безопасность труда, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

) установления порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей.

Перечисленные направления государственной деятельности в сфере труда обеспечиваются путем принятия нормативных правовых актов органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов, органами местного самоуправления, а также заключения соглашений и коллективных договоров. Реализация этих нормативных правовых актов происходит в конкретных организациях и работодателями - физическими лицами. Контроль за соблюдением содержащихся в указанных актах положений должны осуществлять государственные органы, органы местного самоуправления и представители работников в лице профессиональных союзов в пределах имеющихся у них полномочий .

1.2 Нормативно-правовое регулирование охраны труда

Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ТК РФ, других федеральных законов, содержащих нормы по охране труда в различных отраслях производства, таких, например, как Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральный закон от 9 января 1996 года №3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федеральный закон от 7 ноября 2000 года №136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"; Федеральный закон от 8 апреля 2000 года №50-ФЗ "О ратификации Конвенции 1986 г. об охране труда при использовании асбеста", Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 20 июня 1996 года №81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", а также законов и иных нормативных правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации .

Такие нормативные акты позволяют учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и соответственным образом обеспечить охрану их труда.

Некоторые Федеральные законы, регулирующие социально-экономические отношения, затрагивают вопросы, связанные с охраной труда, такие как:

Федеральный закон от 1 мая 1999 года №92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений";

Федеральный закон от 12 января 1996 года №10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Законы и иные нормативные акты по охране труда, принятые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по совместным предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действие законодательства о труде и об охране труда распространяется согласно статье 11 ТК РФ на:

трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения;

другие отношения, связанные с применением личного труда, если это предусмотрено ТК РФ либо иным федеральным законом;

работодателей (физических и юридических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных либо учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если другое не предусмотрено международным договором Российской Федерации .

правовой нормативный охрана труд

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

2.1 Требования и организация охраны труда

Согласно части 1 статьи 219 ТК РФ каждый работник имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Согласно статье 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя или иного представителя работодателя в письменной форме, имеет право отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от исполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

На время приостановления работы не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок, иные права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с Законом №125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являясь видом социального страхования, в статье 1 предусматривает:

"обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию".

Перевозка работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям, в лечебные учреждения или к месту жительства производится транспортными средствами организации либо за ее счет. Все организации вне зависимости от форм собственности обязаны страховать своих работников;

обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям по охране труда. Наличие вредных и (или) опасных условий труда обязательно должно быть указано в договоре.

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности .

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения этой опасности.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности .

В случае если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с действующим законодательством;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.

В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

Порядок обучения безопасным методам и приёмам труда регламентируется Постановлением Минтруда Российской Федерации №1 и Министерства образования Российской Федерации №29 от 13 января 2003 года "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" и приложением к нему, которое так и называется "Порядок обучения по охране труда проверки знаний требований охраны труда работников организаций", и статьей 225 ТК РФ .

Этот нормативный акт разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников.

2.2 Обеспечение прав работников на охрану труда

В целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создается служба по охране труда или вводится должность специалиста по охране труда. Данную должность должны замещать лица, имеющие соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Таким образом, из содержания ч. 1 ст. 217 ТК РФ можно выделить два юридически значимых обстоятельства, возникновение которых влечёт обязанность по созданию службы охраны труда либо по введению должности специалиста по охране труда. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление в организации производственной деятельности, то есть деятельности, в результате которой производится соответствующий продукт. На другие организации, например, оказывающие услуги населению, рассматриваемое правило не распространяется. Во-вторых, обстоятельством, возникновение которого служит основанием для создания службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда, является наличие в организации производственной сферы 51 или более работника. В данном случае учитываются лица, которые состоят с организацией в трудовых отношениях .

Структура службы охраны труда в организации или численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда РФ. Однако данные рекомендации не являются для работодателя обязательными. Поэтому выполнением требований законодательства следует признать создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда при доказанности названных юридически значимых обстоятельств.

Служба охраны труда в организации создается для обеспечения соблюдения требований охраны труда. Работники данной службы должны проводить мероприятия, направленные на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, в частности по надлежащему использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, безопасных методов и приемов, а также других мероприятий, предусмотренных законодательством и локальными актами организации. Служба охраны труда может заявить о нарушении требований по охране труда в государственную инспекцию труда. Подобное сообщение должно быть рассмотрено в установленные законодательством сроки. Однако служба по охране труда не может самостоятельно обратиться в судебные органы с заявлением об устранении нарушений прав работников на охрану труда.

Служба по охране труда в ст. 22 ГПК РФ не отнесена к числу субъектов, обладающих правом на обращение за судебной защитой. В связи с чем работники службы по охране труда могут обратиться в суд только при наличии доверенности от работодателя или работника, в которой указано полномочие на возможность защиты в судебном порядка прав в области охраны труда. Служба по охране труда может довести информацию о нарушении трудовых прав работников в сфере охраны труда до профсоюзов, которые обладают полномочиями по защите прав и интересов своих членов, в том числе и в судебном порядке. Аналогичными полномочиями обладает и специалист по охране труда в организации, который не может обращаться в судебные органы с заявлением в защиту прав других лиц, то есть работников. Однако документы, подготовленные службой охраны труда, специалистом по охране труда должны получить оценку в качестве доказательств, в том числе и при рассмотрении заявлений о нарушении прав в области охраны труда в судебном порядке .

В организациях по инициативе работодателя и по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты по охране труда. В их состав входят в равном количестве представители работодателя и работников. Типовое положение о комитете по охране труда утверждено Минтрудом РФ. В соответствии с ч.2 ст.218 ТК РФ комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах таких проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Таким образом, создание комитета (комиссии) по охране труда в организации является правом полномочных представителей работодателя и работников.

Представители работников и работодателя определяют и полномочия комитета (комиссии) по охране труда в организации. Поэтому в ч. 2 ст. 218 ТК РФ компетенция комитета по охране труда не определена исчерпывающим образом. В комитет по охране труда в организации могут входить работники службы по охране труда либо специалист по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда может быть создан как в организациях, в которых имеется служба охраны труда либо специалист по охране труда, так и в организациях, в которых они отсутствуют.

Полномочные представители работодателя обязаны создавать условия для работы комитета (комиссии) по охране труда, в частности, не препятствовать проведению его членами проверок по соблюдению правил по технике безопасности и производственной санитарии на рабочих местах. Комитет (комиссия) по охране труда также не может самостоятельно заявлять требования по устранению нарушений в сфере охраны труда в судебном порядке. Однако он вправе сообщать сведения о подобных нарушениях в органы государственной инспекции труда. Кроме того, члены комитета по охране труда являются представителями работодателя и работников. В связи с чем они могут получить полномочия по защите прав и законных интересов в суде соответственно от работодателя либо от органа, представляющего работников .

Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет по охране труда могут участвовать в подготовке локальных нормативных правовых актов, например, осуществлять сбор предложений по формированию раздела коллективного договора по охране труда, готовить проекты других актов в области охраны труда. Заключение перечисленных органов и лиц может стать одним из доказательств при рассмотрении заявлений о признании недействующим локального нормативного акта в области охраны труда в суде и правовой инспекции труда.

Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет по охране труда могут принимать участие в применении нормативных правовых актов по охране труда. В частности, они могут вносить работодателю предложения по содержанию правоприменительных актов, издаваемых его полномочными представителями. Принятые ими документы являются допустимым доказательством при разрешении заявлений по применению норм по охране труда государственной инспекцией труда и судом.

Работодатель, работники могут наделить службы по охране труда, специалиста по охране труда, комитеты по охране труда и другими полномочиями с целью создания более благоприятных по сравнению с законодательством условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Однако указанные органы и лица не могут ограничивать права и свободы работников, гарантированные законодательством. Таким образом, цель их деятельности заключается в создании условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их с помощью правил и инструкций по охране труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.

В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующим этот минимум на основании соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета от 25.12.1993 г.

2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (в ред. от 31.12.2008 г.) // СЗ РФ, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.

.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №138-ФЗ (в ред. от 05.04.2009г.) // СЗ РФ, 18.11.2002, №46, ст. 4532.

.Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» // "Российская газета", №35, 22.02.2003.

.Беймлер П.Ю. Охрана труда в конституционном праве // Юридические науки. №4 (26), 2007 г., с.47.

.Власов В.И., Крапивин О.М. Охрана труда: вопросы правового регулирования. - М.: Ось-89, 2006 г., с.304.



Поделиться