Об эффективности средств индивидуальной защиты. Оценка эффективности средств индивидуальной защиты Процедура оценки эффективности средств индивидуальной защиты работников




- Эффективность СИЗ? Никогда не слышал. Есть же сертификаты. 


  • Рабочие жалуются на неудобные СИЗоды - быстро выходят из строя (30 минут) и приходится их снимать. Про сертификаты слышать не хотят. Дайте им удобные респираторы и все. Что делать? Какие критерии удобства респираторов и вообще СИЗ нормативно закреплены? Если есть документы, бросьте в личку, пожалуйста!

  • Господа, кто проводит оценку эффективности СИЗ? (п.8 протокола эффективности СИЗ). Спасибо!

  • Был ли у вас опыт оценки эффективности СИЗ? Поделитесь пожалуйста!

  • Я оценивал эффективность СИЗ как их способность надежно защитить работника от вредного или опасного фактора, для защиты которого они предназначены. Для этого сравниваешь характеристики СИЗ по защитным свойствам с фактическими уровнями конкретных факторов. Если они перекрывают их, значит СИЗ эффективны. Другие параметры СИЗ не рассматриваю: комфорт, антропометрические данные, долговечность (но принимаю во внимание сохранение защитных свойств), качество изготовления и пр.

  • А как оценить эффективны они или нет?)) Как узнать на сколько эффективно одежда защищает работника?

  • У нас вообще нет научно обоснованных методик для применения СИЗ…


Эти цитаты из форумов по охране труда свидетельствуют о том, что вопросы оценки эффективности СИЗ на рабочих местах небезынтересны специалистам.

Заинтересованность профессионалов охраны труда в обосновании применения самых эффективных СИЗ на рабочих местах очевидна. Этого требует законодательство, ответственность работодателя и здравый смысл.


Но также очевидна и позиция служб, ответственных за процедуры закупки, для которых пока необходимым и достаточным критерием является подтверждение соответствия закупаемых СИЗ требованиям Технического регламента - сертификат или декларация. А дальше все решает цена рынок.

И, наконец, мнение самих работников, которым по ТК положено обеспечить безопасные условия труда, и которые вынуждены по производственной необходимости работать во вредных условиях. Их оценка выданных СИЗ игнорируется работодателями в 90% случаев.
Наблюдаются признаки конфликта интересов между работниками и работодателем в лице служб предприятия, ответственных за обеспечения безопасных условий труда. И несть числа аргументам тех и других в этом споре.

Попробуем разобраться со всеми сторонами. 
В этом материале - только начало разговора.


К истории вопроса


В нормативных документах Евросоюза оценка эффективности СИЗ уже много лет определена как необходимое условие в сфере ответственности работодателя. Так в Директиве 89/656/ЕЕС от 30.11.1989 «О минимальных требованиях по безопасности и охране здоровья к использованию работниками СИЗ на рабочем месте» говорится:


Работодателю необходимо оценить и определить характеристики, которыми должно обладать СИЗ для того, чтобы СИЗ эффективно предохраняло от опасностей.



Критерии эффективности СИЗ российские специалисты прорабатывали ещё в начале 2000-х г., что подтверждают нормативные документы тех лет. Вот например:


Руководство Р 2.2.2006-05 , пункт 5.11.6. По согласованию с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека условия труда могут быть оценены как менее вредные (на одну ступень) … при использовании эффективных (имеющих сертификат соответствия) средств индивидуальной защиты.

Но пока эффективность СИЗ оставалась предметом внимания узких специалистов и экспертов. И только в 2011 году вопрос вошел в область регулирования профильного министерства - Минздравсоцразвития. 


Приказ 342н, п.33. При оценке обеспеченности работников СИЗ дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ. Эффективность выданных работнику СИЗ подтверждается выполнением требований стандартов безопасности труда, определяющих комплекс мероприятий по обеспечению эффективного использования СИЗ на рабочих местах.


Все стало совсем серьезно с принятием закона №ФЗ-426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда»:

№ФЗ-426 Ст.14,п.6 В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень.


Впервые были определены правовые предпосылки для выделения номенклатуры эффективных средств индивидуальной защиты, применение которых работниками может стать основанием для снижения класса условий труда. 


Оставляя за рамками неоднозначный с точки зрения этики вопрос снижения компенсаций за вредные условия труда при применении эффективных СИЗ, сосредоточимся вот на чем.
Фиксируется новая норма - эффективность. То есть, сертифицированные СИЗ могут быть эффективными на рабочих местах, а могут быть неэффективными.

С фиксацией нормы сразу же возник вопрос критериев и оценки эффективности. Минтруд пообещал в течение года выпустить соответствующую методику, и не подвел.

После года томительного ожидания, вышел Приказ Минтруда РФ №976н от 5.12.2014 «О методике снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.

Нормативная цепочка замкнулась. Произошло регулирующее воздействие хотя и незначительное, но достаточное для некоторых изменений в позициях участников трудовых отношений.


Продолжение следует…

Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, определяет требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878, и предоставляет возможность снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.

Как известно, Методика направлена на решение проблемы отсутствия экономического стимула работодателей к обеспечению своих работников высокоэффективными СИЗ, что снижает эффективность практической реализации Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ и не способствует повышению степени защищенности здоровья работников.

Действие методики не распространяется на случаи:


  • оценку соответствия наименования СИЗ и норм их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» от 1 октября 2008 года № 541н;
  • оценку наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;
  • оценку наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента и комплектности СИЗ;
  • оценку эффективности выбора и применения СИЗ.

Оценка эффективности применения СИЗ включает оценку выбора и оценку использования СИЗ. Правильность выбора средств для конкретного рабочего места предполагается оценивать на основе следующих показателей :

  • соответствие выданных СИЗ перечню вредных факторов производственной среды, идентифицированных на рабочем месте по результатам СОУТ;
  • соответствие защитных свойств СИЗ классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте по результатам СОУТ;
  • соответствие СИЗ потребительским свойствам, удобству применения и индивидуальным размерам работника.

При оценке использования СИЗ предполагается учитывать следующие показатели :

Процедура снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ довольно трудоемкая и сложная.

Приведем два примера из практики, когда возникали попытки по снижению класса условий труда за счет применения СИЗ, однако в обоих случаях было выдано заключение о невозможности снижения класса.

В первом случае оценка эффективности СИЗ проводилась в нефтяной компании. Заключение о невозможности снижения класса было составлено на основании показателя Вф. Во втором случае заключение было составлено для энергетической компании на основании показателя Пв.

Однако если применяемые работниками СИЗ будут признаны эффективными и теоретически это считается возможным, то класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень, и работодатель получит прямую выгоду, к примеру за счет снижения страховых выплат по обязательному социальному страхованию.


ПРИМЕР 1

Эксперт оценочной организации присваивает чистильщику металла, отливок, изделий и деталей (занят на очистке дробью, колотой дробью металла и металлических деталей и изделий) подкласс вредности 3.3. После оценки СИЗ класс вредности может быть понижен до подкласса 3.2. В этом случаи размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ уменьшится с 6% до 4% (таблица 1).

О методике снижения класса условий труда при применении работниками эффективных средств индивидуальной защиты

Частый вопрос от работодателя, на рабочих местах которого выявлены вредные условия труда: «Работники используют СИЗ. Нельзя ли учесть это при определении класса условий труда? ». На этот вопрос до недавнего времени специалисты по аттестации рабочих мест и эксперты по специальной оценке условий труда (СОУТ) отвечали, ссылаясь на нормативные документы, что такая возможность предусмотрена, но методика снижения класса условий труда еще не разработана, поэтому применить данное разрешение на практике невозможно.

И вот, наконец, утверждена приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н долгожданная «Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом » (далее Методика) . Документ вступает в силу с 25 мая 2015 г. Позволит ли эта Методика действительно понижать класс (подкласс) условий труда для работников, занятых во вредных условиях труда?

Для ответа на этот вопрос ознакомимся с содержанием Методики.

Методика, помимо общих положений, включает требования к процедурам оценки эффективности СИЗ, требования к оформлению результатов оценки эффективности СИЗ, порядок снижения класса (подкласса) условий труда в случае установления эффективности СИЗ. Выполняет процедуры, предусмотренные Методикой, эксперт по СОУТ. Решение о снижении класса (подкласса) условий труда принимает комиссия по проведению СОУТ (при снижении подкласса условий труда более чем на одну степень потребуется согласование с территориальным органом Роспотребнадзора).

Эксперт при оценке эффективности СИЗ должен последовательно выполнить четыре процедуры:
1. оценку соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами,
2. оценку наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента,
3. оценку наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента, комплектности СИЗ,
4. комплексную оценку эффективности СИЗ (с учетом оценок эффективности выбора и применения СИЗ).

Результатом выполнения первых трех процедур будет положительное или отрицательное заключение эксперта по СОУТ. Заключение о невозможности снижения класса (подкласса) условий труда делается при отрицательном заключении в рамках любой из трех первых процедур, что проиллюстрировано на рисунке 1 ниже.

Рисунок 1. Последовательность выполнения процедур оценки эффективности СИЗ

Результат четвертой процедуры - итоговая балльная оценка эффективности СИЗ, которая вычисляется по нескольким показателям.

Обозначения, наименования, возможные значения показателей, приведенных в Методике, для удобства восприятия сведены автором статьи в следующую таблицу.

Таблица 1. Показатели эффективности выбора и применения СИЗ

В Методике рассказано, как определяются вышеуказанные показатели. В дальнейшем показатели суммируются, и полученная сумма делится на два. Таким образом, итоговая балльная оценка эффективности СИЗ - это число в интервале от 0 до 1.

Снижение класса (подкласса) условий труда в отношении конкретного фактора, для защиты от которого применяется оцениваемое СИЗ, возможно на одну и более степень. При этом не допускается снижение класса (подкласса) условий труда ниже класса (подкласса) 3.1. Условия снижения показаны на рисунке 2.

Рисунок 2. Снижение класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ

Очевидно, что предлагаемая Минтрудом Методика оценки эффективности СИЗ, даже изложенная в этой статье в сокращенном и упрощенном варианте, громоздка. При этом применить ее на практике получится для очень небольшой доли рабочих мест. Дело в том, что в общих положениях Методики перечислены рабочие места и средства защиты, в отношении которых данная Методика не применяется.

А именно:
- Методика не распространяется на рабочие места с опасными условиями труда.
- Методика не распространяется на СИЗ, подлежащие декларированию (см. Приложение № 4 к Техническому регламенту) . А это и противошумные наушники, и щитки сварщика, и многое другое.
- Исключены из рассмотрения СИЗ, указанные в отдельных пунктах приложения № 4 к Техническому регламенту.

Исключив из приложения № 4 Технического регламента СИЗ, подлежащие декларированию, и СИЗ, указанные п. 2.5 Методики, автор статьи свел в таблицу 2 оставшиеся СИЗ.

Таблица 2. СИЗ, в отношении которых возможно применение Методики (выписка из приложения № 4 Технического регламента)

Это значит, что снижать класс условий труда можно только по трем факторам: микроклимат, химический фактор и аэрозоли преимущественно фиброгенного действия.

Кроме того, Методика не распространяется на факторы, имеющие класс 3.1 (п. 44.1 и 45.1 Методики). Т.е. «выйти» из вредного или опасного класса условий труда, следуя Методике, не получится. Методика позволяет снизить только подкласс вредных условий труда. Следовательно, заявленное в заголовке Методики снижение класса условий труда не соответствует действительности.

И, наконец, реализовать все положения Методики необходимо не для рабочего места, а для конкретного работника. Тем самым, вероятно, будет нарушаться аналогичность рабочих мест. Более того, может получиться так, что класс условий труда будет снижен для отдельных работников, занятых на одном рабочем месте в сменном режиме.

Реализация Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками СИЗ потребует огромных трудозатрат со стороны исполнителей по обработке дополнительного объема информации (вплоть до анкет, которые заполняет каждый работник, и проверки наличия маркировки на СИЗ). В связи с этим можно ожидать увеличения стоимости проведения СОУТ на рабочих местах, где возможно снижение класса (подкласса) условий труда.

Работодатель должен дополнительно представить множество документов. Помимо карточек учета выдачи СИЗ и сертификатов на СИЗ потребуются:
- эксплуатационная документация на СИЗ,
- сведения о неснижаемом запасе СИЗ, о наличии мест хранения, ремонта, восстановления защитных свойств, дегазации, дезактивации и дезинфекции СИЗ,
- программы инструктажа по охране труда, где упоминаются вопросы применения и проверки работоспособности и исправности СИЗ, журналы регистрации инструктажей по охране труда, сведения о тренировках по применению СИЗ,
- акты о расследовании профессиональных заболеваний работников за пять предыдущих лет.

Отмеченные недостатки лягут дополнительным бременем на плечи работодателя. При этом с учетом ограничений, предусмотренных Методикой, снизить подкласс условий труда для сколько-нибудь значительного количества рабочих мест маловероятно.

Итак, основные недостатки Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, выявленные в ходе ее анализа, можно свести к следующему. Реализация методики приведет, во-первых, к удорожанию работ по СОУТ, во-вторых, к увеличению объема информации, предоставляемой работодателем при проведении СОУТ. Эти недостатки потребуют ее доработки Минтрудом России.

Бондарь Е.А.,
канд.техн.наук,
эксперт по специальной оценке условий труда
ООО «ЭАЦ «Технологии труда»

Методика снижения класса условий труда при применении работниками эффективных СИЗ

На данный момент Приказом Минтруда России от 05.12.2014 N 976н утверждена «Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом»

Настоящая методика устанавливает требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (СИЗ), прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» и предоставляет возможность снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.

Как отмечает директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж, на практике, случаев снижения класса условий труда при применении высокоэффективных СИЗ, с момента утверждения методики, не случилось ни одного. Давайте для начала ознакомимся с теоритическими аспектами применения методики и постараемся разобраться, почему возникают сложности в ее применении.

Как известно методика направлена на решение проблемы отсутствия экономического стимула работодателей к обеспечению своих работников высокоэффективными средствами индивидуальной защиты, что снижает эффективность практической реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и не способствует повышению степени защищенности здоровья работников.

Действие методики не распространяется на случаи:

· когда условия труда по результатам СОУТ отнесены к опасным, оптимальным или допустимым условиям труда, соответственно возможность снижения класса предусматривается только для вредных условий труда – 3 класса и его подклассов;

· когда работниками применяются СИЗ для защиты от загрязнений, а также СИЗ, в отношении которых применяется процедура декларирования соответствия установленным требованиям в порядке, определенном техническим регламентом.

Процедура оценки эффективности СИЗ проводится экспертом организации по решению работодателя в ходе специальной оценки условий труда. Она представляет собой оценку действующих у работодателя бизнес-процессов, направленных на использование СИЗ с целью уменьшения воздействия вредных факторов производства, и включает в себя:

1) оценку соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — типовые нормы);

2) оценку наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;

3) оценку наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента и комплектности СИЗ;

4) оценку эффективности выбора и применения СИЗ.

Комплексная оценка эффективности СИЗ проводится на основе балльной оценки каждого из показателей эффективности выбора и применения СИЗ (Вф, Вк, Ву, Во и Пв, Пи, Пнз, По, Ппз).

Оцениваемые СИЗ должны иметь сертификат соответствия, подтверждающий их соответствие установленным техническим регламентом требованиям. Средства индивидуальной защиты также должны иметь маркировку и эксплуатационную документацию, которые позволяют выявить основные параметры этих средств, обеспечивающие снижение воздействия на работников вредных производственных факторов. Кроме того, комплектность СИЗ должна соответствовать сопроводительным документам и эксплуатационной документации.

Оценка эффективности применения СИЗ включает оценку выбора и оценку использования СИЗ. Правильность выбора средств для конкретного рабочего места предполагается оценивать на основе следующих показателей:

ü соответствие выданных СИЗ перечню вредных факторов производственной среды, идентифицированных на рабочем месте по результатам СОУТ;

ü соответствие защитных свойств СИЗ классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте по результатам СОУТ;

ü соответствие СИЗ потребительским свойствам, удобству применения и индивидуальным размерам работника

При оценке использования СИЗ предполагается учитывать следующие показатели:

ü соответствие срока носки СИЗ времени гарантированного сохранения защитных свойств при соответствующем хранении и уходе, указанных в паспорте СИЗ или в эксплуатационной документации на СИЗ;

ü своевременность проверки исправности (испытания) СИЗ (отметка, клеймо, штамп, протокол), как установлено нормативными документами и рекомендациями производителей СИЗ;

ü проведение регулярных обучений и тренировок работников по правилам использования СИЗ на рабочих местах с учетом особенностей технологических процессов и по простейшим способам проверки работоспособности и исправности СИЗ;

ü наличие случаев производственного травматизма на рабочих местах, связанных с использованием или неиспользованием СИЗ.

По результатам оценки эффективности СИЗ экспертом оформляется протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, для целей снижения класса (подкласса) условий труда.

Процедура снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ довольно трудоемкая и сложная. Из личной практики могу привести два примера, когда возникали попытки по снижению класса УТ за счет применения СИЗ, однако в обоих случаях было выдано заключение о невозможности снижения класса УТ.

В первом случае оценка эффективности СИЗ проводилась в нефтяной компании, заключение о невозможности снижения класса было составлено на основании показателя Вф (показатель соответствия СИЗ, выданных работнику, перечню вредных производственных факторов на рабочем месте). Во втором случае заключение было составлено для энергетической компании на основании показателя Пв (показатель соответствия времени использования СИЗ срока гарантированного сохранения защитных свойств СИЗ при соответствующем хранение и уходе).

Однако если применяемые работниками СИЗ будут признаны эффективными и теоретически это считается возможным, то класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень и работодатель получит прямую выгоду, к примеру за счет снижения страховых выплат по обязательному социальному страхованию.

Например: Эксперт оценочной организации присваивает подкласс вредности 3.3. Чистильщику металла, отливок, изделий и деталей (занятый на очистке дробью, колотой дробью металла и металлических деталей и изделий). После оценки СИЗ, класс вредности может быть понижен до подкласса 3.2. В этом случаи размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР уменьшится с 6 % до 4% (Рисунок 1).

Рисунок 1 (Федеральный закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»)

Оценка эффективности средств индивидуальной защиты

Статьи по теме

От правильного выбора средств индивидуальной защиты зависит жизнь и здоровье работника. Как определить, насколько эффективно применяемые СИЗ выполняют свои функции, и как оценка их эффективности может повлиять на снижение подкласса условий труда?

Работа во вредных и опасных условиях может быть чревата для работника причинением вреда здоровью. Во избежание этого и в соответствии с действующим законодательством работодатель обязан обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ порядке.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).

Однако реальная польза от применения СИЗ зависит от того, насколько правильно они были выбраны и применяются. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ регламентируется Трудовым кодексом РФ, Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н, и должны осуществляться исходя из Типовых отраслевых норм.

Порядок оценки эффективности СИЗ

Оценка эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и с приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

В соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда оценка эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте проводится экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Оценка эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте включает последовательные оценки:

  • соответствия наименования СИЗ и норм их выдачи типовым нормам;
  • наличия документов, удостоверяющих соответствие СИЗ требованиям Технического регламента Комиссии таможенного союза;
  • комплектности СИЗ и наличия эксплуатационной документации и маркировки, соответствующих требованиям технического регламента;
  • правильности выбора СИЗ;
  • порядка использования СИЗ.

Кроме того, дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику средств индивидуальной защиты (СИЗ) по соответствующему идентифицированному вредному и (или) опасному фактору производственной среды и трудового процесса.

Снижение подкласса условий труда

В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Чем ниже подкласс условий труда, тем меньше размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России (далее – ПФР).

Приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н утверждена Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, которая вступает в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования, т.е. 25.05.2015 г.

Алгоритмы выбора эффективных СИЗ, комментарии к нормативным документам, рабочие ситуации и многое другое вы можете найти в разделе «Спецодежда. Спецобувь. Средства индивидуальной защиты» в Электронной системе «Охрана труда».

СИЗам, откройся! Об оценке эффективности средств индивидуальной защиты при проведении специальной оценки условий труда. Н. Р. Абрамов (№2, 2015)

Н.Р. Абрамов,

заместитель директора АНО УКЦ «Труд»,

On assessment of personal protective equipment when carrying out a special assessment of conditions of work

N. R. Abramov

Deputy Director of autonomous non-profit organization “Trud”, candidate of sciences (techn.), Associate Professor

В соответствии с трудовым законодательством организации всех форм собственности обязаны обеспечивать соблюдение требований охраны труда (статья 212 Трудового кодекса РФ) , в том числе проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ). При проведении СОУТ одной из важнейших процедур является оценка эффективности средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) для снижения класса (подкласса) условий труда.

Трудовой кодекс РФ статьей 212 определяет для каждого работодателя соответствующие обязанности по обеспечению охраны труда. В отношении СИЗ указанной статьей установлены следующие обязанности работодателя:

— применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

— организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

— информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Требования статьи 212 Трудового кодекса РФ в отношении СИЗ дополняет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – закон 426-ФЗ).

Статья 7 закона 426-ФЗ определяет, что результаты проведения СОУТ могут применяться для обеспечения работников СИЗ.

Частью 6 статьи 14 закона 426-ФЗ предусмотрено, что в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты , прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой , утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Частью 7 статьи 14 закона 426-ФЗ определено, что по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 статьи 14 закона 426-ФЗ.

Часть 1 статьи 15 закона 426-ФЗ в качестве результатов СОУТ предусматривает наличие в отчете о проведении СОУТ протоколов оценки эффективности СИЗ и карт специальной оценки условий труда, отражающих результаты оценки эффективности СИЗ.

Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (с изменениями Приказом Минтруда России от 20 января 2015 г. № 24н) утверждены форма протокола оценки эффективности СИЗ на рабочем месте (приложение № 3 к приказу) и инструкция по его заполнению (приложение № 4 к приказу). Также данным приказом утверждена форма Карты специальной оценки условий труда, отражающая в итоговой оценке условий труда эффективность СИЗ и снижение класса (подкласса) условий труда.

В целях реализации частей 6 и 7 статьи 14 закона 426-ФЗ вступил в силу с 25 мая 2015 года приказ Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 996н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2015 г. № 36128).

Методика устанавливает требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) (далее – технический регламент), и снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.

Стоит обратить внимание на то, что методика не применяется в отношении:

1) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасным условиям труда;

2) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к оптимальным или допустимым условиям труда;

3) СИЗ для защиты от общих производственных загрязнений;

4) СИЗ, подлежащих декларированию;

5) СИЗ, подлежащих сертификации и указанных в пунктах 5, 7, 12, 19-27, 32-37, 40-42 приложения № 4 к техническому регламенту.

Следует отметить СИЗ, подлежащие сертификации и указанные в пунктах 5, 7, 12, 19-27, 32-37, 40-42 приложения № 4 к техническому регламенту, к которым методика не применяется . К ним относятся:

— СИЗ ног (обувь) от проколов, порезов;

— СИЗ головы (каски защитные);

— СИЗ от падения с высоты и средства спасения с высоты;

— СИЗ глаз (очки защитные) от химических факторов;

— СИЗ рук от химических факторов;

— СИЗ ног (обувь) от химических факторов;

— все виды СИЗ от радиационных факторов;

— СИЗ глаз (очки защитные) и лица (щитки защитные лицевые) от брызг расплавленного металла и горячих частиц;

— одежда специальная защитная от термических рисков электрической дуги;

— СИЗ лица от термических рисков электрической дуги (щитки защитные лицевые);

— СИЗ ног (обувь) от термических рисков электрической дуги;

— белье нательное термостойкое, перчатки термостойкие и термостойкие подшлемники от термических рисков электрической дуги;

— одежда специальная и другие средства индивидуальной защиты от поражений электрическим током (в том числе экранирующие), воздействия электростатического, электрического, электромагнитного полей;

— диэлектрические средства индивидуальной защиты от воздействия электрического тока;

— одежда специальная сигнальная повышенной видимости;

К СИЗ, к которым методика применяется, относятся 8 видов СИЗ, подлежащих сертификации и указанных в пунктах 15, 16, 17, 18, 28, 29, 30, 31 приложения № 4 к техническому регламенту. Это следующие виды СИЗ:

1) СИЗ от химических факторов, среди которых:

— костюмы изолирующие от химических факторов (в том числе применяемые для защиты от биологических факторов);

— СИЗ органов дыхания изолирующие;

— СИЗ органов дыхания фильтрующие;

— одежда специальная защитная, в том числе одежда фильтрующая защитная от химических факторов;

2) СИЗ от повышенных и (или) пониженных температур, среди которых:

— одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от конвективной теплоты, теплового излучения, искр и брызг расплавленного металла;

— одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от воздействия пониженной температуры;

— СИЗ ног (обувь) от повышенных и (или) пониженных температур, контакта с нагретой поверхностью, тепловых излучений, искр и брызг расплавленного металла;

— СИЗ головы от повышенных (пониженных) температур, тепловых излучений.

Снижение класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ осуществляется в ходе проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:

1) оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — типовые нормы);

2) оценка наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;

3) оценка наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента, комплектности СИЗ;

4) оценка эффективности выбора СИЗ;

5) оценка эффективности применения СИЗ.

Приказом Минтруда России от 12 января 2015 г. № 2н (зарегистрирован в Минюсте 11 февраля 2015, № 35962) внесены изменения в Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — Типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется Типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. В случае отсутствия в них профессий и должностей выдаются СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах — типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Новые Типовые нормы для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики введены с 28 мая 2015 года приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» (зарегистрирован в Минюсте 26 февраля 2015, № 36213).

Если связать Типовые нормы с Методикой оценки эффективности СИЗ и Техническим регламентом, то не все СИЗ, полагающиеся работникам, позволяют снизить класс (подкласс) условий труда. В частности, возьмём в качестве примера профессию «аккумуляторщик». Из 7 видов СИЗ, приведенных в Типовых нормах, процедуре оценке эффективности СИЗ с целью снижения класса (подкласса) условий труда подвергаются 2 вида СИЗ: «костюм для защиты от растворов кислот и щелочей» и «средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее» (в соответствии с требованиями пункта 2 Методики снижения класса (подкласса) условий труда, а также пунктами 15 и 17 Технического регламента). Для профессии «арматурщик» все 4 полагающихся вида СИЗ (костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатки с полимерным покрытием, перчатки с точечным покрытием, очки защитные) не позволяют снизить класс (подкласс) условий труда. Не попадают под снижение класса (подкласса) условий труда и не подлежат процедуре оценки эффективности СИЗ такие профессии, как водители (за исключением при перевозке опасных грузов), дворники, лифтеры, официанты, пекари, плотники, повара, слесари механосборочных работ, уборщики служебных помещений, формовщики изделий, конструкций и строительных материалов и т. п.

Реализация процедур снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, в отношении каждого работника, занятого на рабочем месте (рабочих местах).

На рабочих местах, признанных в ходе проведения специальной оценки условий труда аналогичными рабочими местами, реализация процедур оценки эффективности СИЗ осуществляется экспертом в отношении каждого работника, занятого на каждом аналогичном рабочем месте.

Следует напомнить, что с 2015 года ужесточается административная ответственность работодателя по выполнению требований охраны труда. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ внесены изменения и дополнения статьей 5.27.1 в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Частью 4 статьи 5.27.1 необеспечение работников средствами индивидуальной защиты –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Под средствами индивидуальной защиты в части 4 статьи 5.27.1 следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

В заключение необходимо отметить, что процедура оценки эффективности СИЗ является впервые применяемым механизмом, позволяющим работодателю снизить класс (подкласс) условий труда при проведении специальной оценки условий труда.

  • 1.9. Гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
  • 1.10. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
  • 1.11. Обязанности работника в области охраны труда
  • 1.12. Охрана труда женщин
  • 1.13. Охрана труда молодежи
  • 1.14. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда
  • 1.15. Нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов
  • 1.16. Нормы выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств
  • 1.17. Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда
  • 2. Государственное регулирование охраны труда
  • 2.1. Основные направления государственной политики в области охраны труда
  • 2.2. Государственная система управления охраной труда
  • 2.3. Государственный надзор и контроль в области охраны труда
  • 2.4. Социальное партнерство. Общественный контроль за охраной труда
  • 2.5. Экономические аспекты охраны труда
  • 2.6. Информационные аспекты охраны труда
  • 3. Управление охраной труда в организации
  • 3.1. Система управления охраной труда и основные направления в работе
  • 3.2. Служба охраны труда и нормативы численности
  • 3.3. Должностные обязанности по охране труда руководителей и специалистов
  • 3.4. Комитеты (комиссии) по охране труда
  • Создание комитетов (комиссий) по охране труда
  • 3.5. Организация работы уполномоченных лиц по охране труда
  • 3.6. Организация административно-общественного трехступенчатого контроля по охране труда
  • Примерная форма журнала I и II ступеней контроля состояния охраны труда
  • Акт проверки результатов проведения "Дня охраны труда"
  • 3.7. Планирование работы по охране труда
  • 3.8. Санитарно-бытовое обеспечение работников
  • 3.9. Медицинские осмотры (обследования) работников
  • 3.10. Создание и оборудование кабинетов (уголков) по охране труда
  • 3.11. Организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и работников
  • 3.12. Инструктажи работников по охране труда, порядок проведения и оформления
  • 3.13. Разработка инструкций по охране труда
  • Инструкции по охране труда проверяются и пересматриваются в следующем порядке.
  • 3.14. Документация, делопроизводство и отчетность по охране труда
  • 3.15. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда
  • 4. Вредные и опасные производственные факторы
  • 4.1. Классификация вредных и опасных производственных факторов. Гигиенические критерии оценки условий труда
  • 4.2. Классификация условий труда
  • 4.3. Воздух рабочей зоны: классы опасности и предельно допустимые концентрации вредных веществ
  • 4.4. Микроклимат в помещениях: требования, нормирование
  • 4.5. Шум и вибрация: требования, нормирование, защита
  • 4.6. Естественное и искусственное освещение: требования, нормирование
  • 4.7. Излучения: виды, требования, нормирование, защита
  • 4.8. Факторы тяжести и напряженности труда
  • 4.9. Стресс на рабочем месте и борьба с ним
  • 4.10. Травмоопасные факторы
  • 4.11. Профессиональный риск
  • 5. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда
  • 5.1. Основные понятия и задачи аттестации рабочих мест
  • По условиям труда
  • 5.2. Мероприятия по аттестации рабочих мест по условиям труда
  • Мероприятия по подготовке и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда
  • 5.3. Оценка условий труда по гигиеническим критериям
  • 5.4. Оценка травмобезопасности рабочих мест
  • 5.5. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты
  • 5.6. Карта аттестации рабочих мест по условиям труда
  • 5.7. Планирование мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
  • План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
  • 5.8. Основные понятия сертификации организации работ по охране труда
  • 5.9. Система сертификации организации работ по охране труда в организациях
  • 5.10. Правила сертификации работ по охране труда в организациях
  • 5.11. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда
  • Требования безопасности работ
  • 6.1. Требования охраны труда в проектной документации
  • 6.2. Требования безопасности при эксплуатации, организации надзора за состоянием и планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений
  • 6.3. Общие требования безопасности к оборудованию
  • 6.4. Требования безопасной эксплуатации электроустановок
  • 6.5. Организация безопасной эксплуатации персональных компьютеров и множительно-копировальной техники
  • 6.6. Организация рабочего места и эргономические требования
  • 6.7. Требования безопасности при эксплуатации ручных электрических и пневматических машин, инструмента и приспособлений
  • 6.8. Требования безопасности при эксплуатации автомобилей и других мобильных машин
  • 6.9. Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью
  • 7. Пожарная безопасность
  • 7.2. Классификация производств, помещений, зданий по категориям пожарной и взрывопожарной опасности
  • 7.3. Правила пожарной безопасности при осуществлении производственной деятельности
  • 7.4. Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности
  • 7.5. Обучение и проведение инструктажей по пожарной безопасности
  • 7.6. Первичные средства пожаротушения
  • 7.7. Автоматические средства обнаружения и тушения пожара
  • 7.8. Организация пожарной безопасности
  • 8. Средства индивудуальной и коллективной защиты
  • 8.1. Средства защиты работающих. Классификация
  • 8.2. Вентиляция и кондиционирование воздуха
  • 8.3. Средства индивидуальной защиты ног, рук, глаз, органов слуха, дыхания
  • 8.4. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная
  • 8.5. Порядок и нормы обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты
  • Несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания
  • 9.1. Статистика несчастных случаев на производстве
  • 9.2. Понятия несчастного случая на производстве и профессионального заболевания
  • 9.4. Порядок расследования, оформления и учета групповых, тяжелых и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом
  • 9.5. Порядок расследования, оформления и учета профессиональных заболеваний
  • 9.6. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве
  • 9.7. Действия работников при возникновении несчастных случаев, пожаров и других происшествий
  • 10. Обязательное социальное страхование от
  • 10.2. Задачи, принципы и виды страхования
  • 10.3. Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании
  • 10.4. Обязанности работодателя по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • 10.5. Порядок возмещения вреда пострадавшим на производстве
  • 10.6. Правила отнесения видов экономической деятельности и страхователей к классу профессионального риска
  • 10.7. Правила установления скидок и надбавок к страховому тарифу
  • 10.8. Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников
  • 11. Первая медицинская помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве
  • 11.1. Организация первой помощи пострадавшим на производстве
  • Содержимое медицинской аптечки:
  • 11.2. Общие требования по оказанию первой помощи
  • Заключение
  • 5.5. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты

    По каждому рабочему месту определяется обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.

    Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с и другими нормативными документами (ГОСТ, ТУ и т. п.).

    При оценке обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты одновременно производится оценка соответствия выданных средств индивидуальной защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте, а также производится контроль их качества.

    Эффективность средств индивидуальной защиты должна подтверждаться сертификатами соответствия.

    Оценка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты оформляется в виде протокола, котором указываются:

    перечень средств индивидуальной защиты, которые должны быть выданы работнику в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты , утвержденными постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации в 1997- 1998 годах ;

    перечень фактически выданных работнику средств индивидуальной защиты (по личной карточке работника);

    данные по травмам и профессиональным заболеваниям по причине неприменения или отсутствия СИЗ за последние 5 лет по отчетным данным.

    5.6. Карта аттестации рабочих мест по условиям труда

    Карта аттестации рабочих (его) мест (а) по условиям труда (далее - Карта) является документом, содержащим сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых льготах, компенсациях, доплатах работникам и соответствии их действующему законодательству, нормах выдачи спецодежды и защитных средств, а также рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест и, в случае необходимости, предложения об отмене льгот и компенсаций или введении новых.

    Карта предназначена для:

    Комплексной оценки существующих условий и содержания труда на рабочем месте или группы аналогичных (типовых) рабочих мест;

    Оценки травмобезопасности;

    Выявления рабочих мест, не соответствующих нормам, правилам и стандартам безопасности труда;

    Обоснования предоставления льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда (доплаты к тарифным ставкам, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, пенсии на льготных условиях);

    Разработки мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников;

    Ознакомления работников при приеме на работу с условиями труда, их влиянием на здоровье и необходимых средствах индивидуальной защиты.

    Карта составляется на каждое рабочее место (или группу аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих мест).

    Контроль за заполнением Карт осуществляется ответственным работником организации.

    Для заполнения Карт используются планировки рабочих мест, порядок расстановки рабочих в производственных бригадах, техническая и технологическая документация, результаты хронометражных, гигиенических и психофизиологических исследований, проводимых на рабочих местах, критерии оценки вредности и опасности условий труда, нормы выдачи спецодежды и защитных средств, законодательство для определения льгот и другие документы.

    При анализе материалов по состоянию условий труда для автоматизи­рованной обработки результатов аттестации в Карте предусмотрена система кодирования.

    В соответствующих строках проставляются номер карты, наименование профессии и должности работников. Коды профессий и должностей работников заполняются в соответствии с «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 0 16-94, утвержденным и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. 367 (с дополнениями 2000 г.).

    В соответствующих разделах Карты указываются "Общие сведения о рабочих местах ", «Фактическое состояние условий труда на рабочих местах и его количественная оценка», «Общая оценка условий труда класс и степень вредности», «Оценка травмобезопасности рабочего места и класс опасности», «Фактическое наличие спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты».

    В карте аттестации на основании общей оценки условий труда на данном рабочем месте указываются компенсации за неблагоприятные условия труда.

    Соответствующий размер доплаты (% к тарифной ставке, окладу) определяется согласно Типовому положению об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78.

    Для определения размера доплат (в процентах) используются данные инструментальных замеров уровней вредных производственных факторов. Сравнивая результаты полученных измерений с предельно допустимыми уровнями физических параметров и предельно допустимыми концентрациями вредных веществ, установленных санитарными нормами и правилами, применяя бальную систему, рекомендуемую указанным выше Типовым положением с учетом продолжительности воздействия каждого вредного производственного фактора, выводится процент доплат.

    Трудности в заполнении строки "Доплаты к тарифной ставке" вызваны нестыковкой, связанной с определением доплат (в процентах) в зависимости от класса условий труда. "Гигиенические критерии" устанавливают четыре степени вредности по третьему классу, а по вышеуказанному Типовому положению доплаты проводятся по бальной системе.

    По классификации "Гигиенических критериев":

    класс 3.1 оценивается в 1 балл;

    класс 3.2 - 2 балла;

    класс 3.3 - 3 балла;

    класс 3.4 - 4 балла.

    Баллы, установленные по степени вредности (3.1; 3.2; 3.3; 3.4) с учетом фактора времени, определяют по формуле:

    Б i = Бст. x Т i ,

    где: Б i - балл соответствующий i-фактору;

    Бст .- балл, соответствующий вредности фактора (1, 2, 3 или 4 балла);

    Т i - относительное время воздействия данного фактора в течение рабочей смены, определяемое в результате аттестации рабочих мест.

    Т = 1 при действии опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) в течение полной смены.

    Продолжительность воздействия ОВПФ определяется путем хронометражных наблюдений в процессе аттестации рабочих мест.

    Совокупность воздействия ОВПФ на рабочем месте определяется суммарно количеством баллов (Б).

    По суммарному количеству баллов Б = Б i = (Б 1 + Б 2 + Б 3 + ... + Б n ) определяются размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда по шкале:

    Сведения о фактическом обеспечении работника молоком указываются в

    соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2003 г. № 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда», лечебно-профилактическим питанием - в соответствии с постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 14 «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания».

    Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день указываются в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями (дополнительные отпуска присоединяются к основному отпуску в 28 календарных дней согласно ТК РФ).

    Сведения польготному пенсионному обеспе­чению (досрочной профессиональной пенсии) приводятся в соответствии со Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, введенных в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517.

    Сведения по медицинским осмотрам заполняются на основании согласованного с центрами госсанэпиднадзора списка должностей и профессий, подлежащих обяза­тельным предварительным и периодическим медосмотрам.

    Заполнение содержания Карты в части обеспечения СИЗ, предоставления компенсаций, рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда производится руководителями соответствующих служб и подразделений организации на основании утвержденных норм, положе­ний и действующего законодательства.

    В Карте дается заключение комиссии по аттестации о соответствии установленных льгот и компенсаций фактическим условиям труда, рекомендации по отмене действующих льгот и компенсаций или установлении дополнительных (в порядке, определенном действующим законодательством). Вносится перечень мероприятий, разработанных комиссией по аттестации и направленных на улучшение и оздоровление условий труда

    В соответствии с постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» заключение аттестационной комиссии по результатам аттестации данного рабочего места приводится в следующем виде: «Рабочее место аттестовано» (при 1 и 2 классах условий труда); «Рабочее место условно аттестовано» (3 класс условий труда); «Рабочее место не аттестовано» (4 класс условий труда).

    Карта подписывается председателем и членами аттестационной комиссии, а также работниками, чьи рабочие места подлежали аттестации.

    Одним из результатов специальной оценки условий труда является протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты. Однако в законе не указано, является ли оценка СИЗ обязательной, с какой целью она проводится, в чем она будет заключаться, какие последствия будут иметь ее результаты и кто ее проводит? Нужно разобраться, как действовать специалистам по охране труда в условиях такой неопределенности.

    На наши вопросы отвечает:

    Андрей МОСКВИЧЕВ,

    исполнительный директор Клинского института охраны и условий труда

    Как оценить эффективность использования СИЗ?

    В ходе оценки СИЗ будет определяться защищенность работников средствами индивидуальной защиты, которые предоставлены работодателем. Одновременно будет оцениваться эффективность самих СИЗ и эффективность их использования.

    Процедура проводится по решению работодателя в ходе специальной оценки условий труда. Она представляет собой экспертную оценку действующих у работодателя процессов и мер, направленных на использование СИЗ с целью уменьшения воздействия вредных факторов производства, и включает в себя:

    • оценку номенклатуры СИЗ;
    • оценку сроков и периодичности выдачи, а также количества СИЗ, выданных работникам;
    • оценку эффективности выбора СИЗ;
    • оценку эффективности применения СИЗ и др.

    Оценка эффективности позволит выявить проблемные, узкие места в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты и обеспечить обоснованное планирование мероприятий по вопросам выбора и применения СИЗ.

    Эта процедура проводится экспертом организации, выполняющей специальную оценку условий труда.

    Как законодатель предполагает стимулировать работодателей приобретать качественные средства защиты?

    Чтобы у работодателя был интерес приобретать более эффективные СИЗ, предусмотрены экономические меры. Например, если работникам, занятым во вредных условиях труда, предоставлялись компенсации и льготы, часть понесенных на это финансовых затрат можно будет вернуть. Также будут снижаться страховые выплаты по обязательному социальному страхованию и т. д.

    В частности, если применяемые работниками СИЗ будут признаны эффективными, класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень. Например, в результате замеров и исследований вредных производственных факторов было установлено, что данным условиям труда нужно присвоить подкласс вредности 3.3. Однако после оценки используемых СИЗ выяснилось, что они резко снижают уровень воздействия вредных факторов на работника. В этом случае класс вредности может быть понижен до подкласса 3.2. В результате размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР уменьшится с 6 процентов до 4 процентов. А если изначально на рабочем месте уровень вредности относился к подклассу 3.1, то возможен переход в класс 2. А это значит, что дополнительный тариф платить вообще не придется.

    В некоторых случаях законом о спецоценке допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень.

    Как работодателю выбрать наиболее эффективные СИЗ?

    Чтобы обеспечить безопасность работников, работодатель должен приобретать только те средства защиты, которые прошли обязательную сертификацию, соответствуют условиям труда на рабочих местах и имеющимся рискам для здоровья и действительно обладают необходимыми защитными свойствами.

    Применяемые СИЗ должны иметь размерный ряд, чтобы выдаваемые СИЗ можно было подобрать по индивидуальным размерам (антропометрическим данным) работников. Должна существовать возможность индивидуальной подгонки для их качественной фиксации на работнике и др.

    Как учесть особенности работы в разных отраслях при оценке СИЗ?

    Выдаваемые работникам средства защиты должны соответствовать характеру и условиям выполняемой работы и предназначены для защиты от конкретных, имеющихся на рабочем месте факторов (от шума, пыли, вибрации и т. д.). Таким образом, эффективность СИЗ имеет жесткую связь с конкретными условиями труда на конкретном рабочем месте. Естественно, что СИЗ, хорошо выполняющие свою функцию на одном рабочем месте, могут оказаться недостаточными для качественной защиты на другом.

    Например, медицинская маска обеспечивает приемлемый уровень защиты в условиях медицинского учреждения. Но ее свойства окажутся недостаточными, если человек подвергается воздействию паров лакокрасочных изделий, кислот, аммиака и пр.

    Поэтому будет оцениваться еще и специальный показатель: отношение защитных свойств к фактическим уровням вредных производственных факторов. Он определяется по результатам проведенных исследований (испытаний) и измерений и зависит от отдельных видов экономической деятельности.

    Действующие сейчас Типовые нормы не содержат сведений о защитных характеристиках СИЗ, а также о возможном вреде для здоровья работника. Обеспечивая работников СИЗ по указанным нормативам, невозможно гарантировать безопасность на должном уровне. Это объясняется тем, что в рамках существующей системы фактические условия труда на рабочем месте и защитные свойства СИЗ учитываются в недостаточной мере.

    Как оценка эффективности СИЗ должна сказаться на работниках?

    Применение эффективных СИЗ обеспечит защищенность работника, соответствующую условиям труда, а также будет мотивировать работников более серьезно относиться к использованию средств защиты, уходу за ними, обучению по использованию СИЗ на рабочем месте.

    Применение СИЗ, обеспечивающих лучшую защиту, можно рассматривать как первичную профилактику профессиональных заболеваний.

    Оценка воздействия СИЗ на здоровье работников должна проводиться при выполнении процедуры идентификации опасностей и оценке рисков. Ее нужно включить в систему управления охраной труда.

    Условия использования СИЗ, в частности период времени, в течение которого они должны быть надетыми, необходимо определять, исходя:

    • из существующего уровня риска;
    • частоты, с которой возникает риск воздействия вредных факторов;
    • особенностей рабочего места каждого работника;
    • условий эксплуатации конкретного СИЗ.

    Какая ответственность предусмотрена за нарушение процедуры оценки эффективности СИЗ?

    Во-первых, если организация или эксперт, проводящие спецоценку, нарушат порядок оценки условий труда, они понесут административное наказание. Для эксперта штраф составит от 20 000 до 30 000 рублей, а для организации – от 70 000 до 100 000 рублей. Правда, статья 14.54 Кодекса об административных правонарушениях, которая устанавливает специальную ответственность, начнет действовать только с 1 января 2015 года.

    Во-вторых, оценка эффективности СИЗ является добровольной процедурой. Она выполняется при участии комиссии работодателя на основании заключения эксперта, который проводит спецоценку. Мер воздействия на работодателя не предусмотрено.

    Выбор правильных средств индивидуальной защиты - непростая задача. При решении ее необходимо учитывать множество фактов. на эту тему мы поговорили с экспертом компании "Алватекс ЗТМ" Александром Бурковым:

    Необходимость использования СИЗ при работе на производстве

    Если говорить в целом, то конечно, на производстве необходимо применять СИЗ, ведь и главной целью его применения является снижение опасного воздействия на работников. Конечно,. если рассматривать идеальный вариант для сотрудника, то лучше создавать изначально безопасные рабочие места с техническими средствами контроля и безопасности. Но, к сожалению. такие условия обеспечить зачастую невозможно, да и существует вероятность получения травмы не на рабочем месте, а при перемещении по производству, следовании к рабочему месту или на обед. В Российской Федерации для определения условий труда необходимо руководствоваться федеральным законом N 426-ФЗ от 28.12.2013 "О специальной оценке условий труда", по проведению которой устанавливаются классы(подклассы) условий труда на рабочих местах и определяется необходимость в применении СИЗ.

    Порядок оценки эффективности СИЗ

    Вопрос с одной стороны кажется достаточно простым, и очень хочется эффективными считать СИЗ, которые защищают работника от вредного фактора, но, конечно, это не совсем так. Вопрос эффективности очень непростой, т.к. эффективность СИЗ обязательно нужно рассматривать в рамках конкретных условий на определённом рабочем месте и на протяжении времени. В приказе № 976н от 5 декабря 2014 г. определена методика, которая устанавливает требования к процедуре оценки эффективности средств индивидуальной защиты. Результатом комплексной оценки эффективности СИЗ является значение, полученное путём сложения итоговых балльных оценок по показателям эффективности выбора и применения СИЗ.

    Видео "Как обеспечить сотрудника специальным СИЗ, которого нет в нормах"

    Снижение подкласса условий труда

    Данный вопрос у нас в стране подробно расписан в приказе, который уже был мной озвучен - № 976н от 5 декабря 2014 г. «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом».

    Снижение класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ осуществляется в ходе проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:
    1) оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
    2) оценка наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;
    3) оценка наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента, комплектности СИЗ;
    4) оценка эффективности выбора СИЗ;
    5) оценка эффективности применения СИЗ.

    Необходимо помнить, что снижение касается только вредных условий труда, отнесённых к 3 классу, где условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе подкласс 3.1; 3.2; 3.3; 3.4. Для оптимальных (1 класс), допустимых (2 класс) и опасных (4 класс) условий труда возможности снижения класса (подкласса) нет.
    Также каждый работодатель должен понимать, что для трудящихся, у которых в рабочей обстановке присвоен 3 класс, положено производить доплату в соответствии со степенью тяжести влияния от вредных факторов. На каждом предприятии эти суммы разные и располагаются примерно в пределах от 4 до 24 % тарифной ставки.
    Т.е. снижение подкласса условий труда напрямую ведёт к снижению доплат, что может вызывать ряд негативных настроений у работников и профсоюзов.

    Современные СИЗ

    Когда слышишь от специалистов служб ОТ и ПБ рассказы о современных СИЗ, то большинство начинают рисовать себе лёгкие, удобные, надёжные, комфортные средства защиты, в которые с удовольствием одевается работник перед началом смены. Но думаю, такое мнение ошибочно, и в моём понимании современные СИЗ – это средства, которые не только защищают, но обеспечивают разной информацией работника, руководителя, работодателя. Причём эта информация может быть совершенно разная: от мониторинга мест надевания и снятия СИЗ до передачи фото и видео с места выполнения работ на пульт оператора.

    Как обеспечить сотрудников СИЗ, которых нет в нормах?

    Действительно, иногда сталкиваются работодатели с такой проблемой. Обратимся к приказу № 290н об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты от 1 июня 2009 г.
    В П 5. данного приказа чётко прописано: «предоставление работникам СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда», т.е. должно выполняться 2 условия нормы и оценка условий.

    Идём дальше. П 6. этого же приказа позволяет работодателю с учетом мнения выборного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников.

    Получается, что после собрания профсоюза можно заменить один СИЗ на другой, более современный. Причём п.6 дана возможность устанавливать нормы бесплатной выдачи. т.е. СИЗ, одежда, обувь, которые необходимо выдавать с определённой периодичностью, можно заменить на улучшенные и установить к выдаче на более долгий срок.
    Есть второй путь и он на мой взгляд более простой. Тот же приказ № 290н от 01.06.2009. Пунктом 19. определено, что в тех случаях, когда СИЗ не указаны в соответствующих типовых нормах, они могут быть выданы работникам со сроком носки "до износа" на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и квалифицируются как дежурные СИЗ. А пунктом 20. определено, что дежурные СИЗ общего пользования выдаются работникам только на время выполнения работ. Получается необходима специальная оценка труда, которой будет определена выдача дежурного СИЗ на время проведения работ.
    Оба варианта имеют место и не противоречат законодательству. Вопрос лишь в том насколько работодатель заинтересован в безопасности своих сотрудников и готов провести.



    Поделиться