Плас для газовой котельной образец. План локализации и ликвидации возможных аварий в котельной. Типовая схема построения сценариев развития аварийных ситуаций с указанием основных причин их возникновения

Поиск в тексте

Недействующий

Название документа:
Номер документа: 14
Вид документа: Постановление Госгортехнадзора России
Принявший орган: Госгортехнадзор России
Статус: Недействующий
Опубликован: Российская газета, N 101, 29.05.2003 (текст постановления)

Российская газета, N 120/1, 21.06.2003 (специальный выпуск) (текст приложений)

Официальное издание, Серия 09. Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Выпуск 10. - М.: ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", 2003 год

Приложение к "Российской газете", N 37, 2003 год

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 28, 14.07.2003

Дата принятия: 18 апреля 2003
Дата начала действия: 09 июня 2003
Дата окончания действия: 26 марта 2013

Об утверждении Методических указаний о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Методических указаний о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах


Не применяется с 26 марта 2013 года на основании
приказа Ростехнадзора от 29 декабря 2012 года N 799
____________________________________________________________________

На основании приказа Ростехнадзора от 26.12.2012 N 781
утверждены Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации
аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах
__________________________________________________________________________

Госгортехнадзор России

постановляет:

1. Утвердить Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах.

2. Направить Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Статс-секретарь - первый
заместитель начальника
Госгортехнадзора России
E.Иванов


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 апреля 2003 года,
регистрационный N 4453

Электронный текст постановления
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Российская газета,
N 120/1, 21.06.2003
(специальный выпуск)

Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах

____________________________________________________________________
Внимание! Электронный текст Методических указаний приводится в редакции, опубликованной в официальном издании ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" - разъяснение см. в ярлыке "Примечания".
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

I. Общие положения

1.1. Настоящие Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах (далее - Указания) устанавливают порядок разработки ПЛАС, требования к его составу, содержанию, форме, процедуре утверждения и пересмотра.

1.2. Указания разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст.3588), Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. N 50. Ст.4742) и Общими правилами промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов , утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 N 61-А , зарегистрированным Минюстом России 28.11.2002 N 3968 (Российская газета. 2002. 5 дек. N 231).

1.3. Указания применяются организациями, эксплуатирующими взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которых возможны аварии, сопровождающиеся залповыми выбросами взрывопожароопасных и токсичных веществ, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и наружных установках, которые могут привести к разрушению зданий, сооружений, технологического оборудования, поражению людей, отрицательному воздействию на окружающую природную среду.

1.4. ПЛАС разрабатывается с целью:

определения возможных сценариев возникновения аварийной ситуации и ее развития;

определения готовности организации к локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;

планирования действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на соответствующих стадиях их развития;

разработки мероприятий, направленных на повышение противоаварийной защиты и снижение масштабов последствий аварий;

выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварийных ситуаций на объекте.

1.5. Перечень производств (цехов, отделений, участков, установок) и отдельных химико-технологических объектов, для которых разрабатываются ПЛАС, утверждается техническим руководителем организации.

1.6. Разработка ПЛАС может выполняться самостоятельно (сотрудниками организации) или с привлечением специалистов, имеющих опыт разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов.

1.7. В организации для персонала опасных производственных объектов должны быть предусмотрены на базе микропроцессорной и вычислительной техники средства (тренажеры, учебно-тренировочные полигоны и т.д.) для обучения и приобретения практических навыков выполнения работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

1.8. Ответственность за своевременное и правильное составление ПЛАС и соответствие их настоящим Указаниям возлагается на технического руководителя организации.

1.9. ПЛАС должен содержать:

титульный лист (приложение 1);

оперативную часть, в которой даются краткая характеристика опасности объекта (технологического блока, установки и т.д.), мероприятия по защите персонала и действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

расчетно-пояснительную записку, в которой содержится подробный анализ опасности возможных аварийных ситуаций на объекте.

1.10. ПЛАС основывается на:

прогнозировании сценариев возникновения аварийных ситуаций;

постадийном анализе сценариев развития аварийных ситуаций;

оценке достаточности принятых (для действующих опасных производственных объектов) или планируемых (для проектируемых и строящихся) мер, препятствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций;

анализе действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на соответствующих стадиях их развития.

1.11. ПЛАС и расчетно-пояснительная записка должны быть оформлены в виде отдельных переплетенных книг и утверждены техническим руководителем организации.

1.12. ПЛАС, разработанные в организации для химико-технологических объектов, должны находиться у технического руководителя и диспетчера организации, в отделе (службе) охраны труда и промышленной безопасности, в аварийно-спасательной службе (формировании). ПЛАС производства, установки, цеха, отделения, участка должен находиться у начальника производства, установки, цеха, отделения, участка и начальника смены. Оперативные части ПЛАС, разработанные с учетом технологических и других специфических особенностей объекта, должны находиться на соответствующих рабочих местах.

1.13. ПЛАС не реже чем один раз в 5 лет пересматривается и уточняется в случаях изменений в технологии, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении технологических процессов, а также после аварии.

1.14. Внесенные в ПЛАС изменения и дополнения должны быть изучены руководителями, специалистами и производственным персоналом организации, личным составом аварийно-спасательной службы (формирования). После обучения в установленном порядке должен быть проведен внеочередной инструктаж.

1.15. В течение года в цехах, на участках, в отделениях, на установках в каждой смене по возможным аварийным ситуациям, предусмотренным оперативной частью ПЛАС уровня "А" (приложение 20), должны проводиться учебно-тренировочные занятия согласно графику, утвержденному техническим руководителем организации.

1.16. Не реже одного раза в год по одной или нескольким позициям оперативной части ПЛАС уровня "Б" (приложение 21) в цехах должны проводиться в разные периоды года и в разное время суток учебные тревоги.

1.17. Учебные тревоги по ПЛАС для одного или группы технологических блоков, входящих в состав подразделения, проводятся под руководством начальника подразделения.

1.18. Учебные тревоги по ПЛАС, разработанному для организации или группы технологических объектов, входящих в состав различных цехов, проводятся под руководством технического руководителя организации.

1.19. Учебные тревоги по ПЛАС проводятся с участием производственного персонала, членов профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований, пожарной охраны, медико-санитарной и других служб, в случае, когда их действия предусмотрены оперативной частью ПЛАС.

При неудовлетворительных результатах учебной тревоги она должна быть проведена повторно в течение 10 дней после детального изучения допущенных ошибок.

1.20. Графики учебных тревог разрабатываются руководителями подразделений, согласовываются в производственной службе и отделе (службе) охраны труда и промышленной безопасности организации, согласовываются с аварийно-спасательной и другими службами при необходимости их совместных действий и утверждаются техническим руководителем организации.

1.21. Знания ПЛАС проверяются квалификационной (экзаменационной) комиссией организации при допуске рабочих и руководящих работников и специалистов к самостоятельной работе, при периодической проверке знаний, а также во время учебных тревог и учебно-тренировочных занятий.

1.22. Внеочередная проверка знаний ПЛАС проводится при внесении изменений в ПЛАС, при переводе работников организации на другое рабочее место, в случае их неквалифицированных действий при проведении учебной тревоги, а также по предложениям территориальных органов Госгортехнадзора России.

1.23. Предусмотренные ПЛАС технические и материальные средства для осуществления мероприятий по спасению людей, локализации и ликвидации аварийных ситуаций не должны использоваться для других целей.

1.24. Ответственность за своевременное и качественное проведение учебно-тренировочных занятий и учебных тревог, оформление необходимой документации возлагается на технического руководителя организации.

II. Анализ состояния опасности химико-технологических объектов

2.1. Анализ опасности химико-технологического объекта (цеха, отделения, участка, установки и т.д.) проводится поблочно на основании подробного изучения его состояния в соответствии с требованиями настоящих Указаний, нормативной документации в области промышленной безопасности, а также с учетом аварий, имевших место на данном и на аналогичных объектах.

2.2. Результаты анализа опасности объекта представляют в расчетно-пояснительной записке, которая имеет следующую структуру:

титульный лист (приложение 2);

список исполнителей;

оглавление;

исходные данные;

характеристика опасных веществ, обращающихся в технологическом блоке;

анализ известных аварий на объектах, определение возможных сценариев возникновения, развития и вероятности реализации аварийных ситуаций;

оценка количества опасного вещества, участвующего в аварии;

расчет вероятных зон действия поражающих факторов;

ситуационный план возможных аварийных ситуаций;

основные опасности технологического блока;

перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска;

оценка уровня опасности технологического блока;

предложения по реализации мер, направленных на уменьшение риска аварий;

Раздел 1. "Технология и аппаратурное оформление блока";

Раздел 2. "Анализ опасности технологического блока";

Раздел 3. "Выводы и предложения";

Раздел 4. "Список использованных методических материалов и справочной литературы".

2.3. В списке исполнителей указываются фамилии, имена и отчества, должности и место работы ответственных исполнителей и соисполнителей, принимавших участие в разработке расчетно-пояснительной записки.

Оглавление включает наименование всех разделов расчетно-пояснительной записки с указанием страниц, с которых начинаются эти разделы.

В случае если расчетно-пояснительная записка состоит из двух и более книг, каждая из них должна иметь свой титульный лист и оглавление.

2.4. Исходными данными для разработки ПЛАС служат:

краткая характеристика объекта (цеха, установки и т.п.);

блок-схема технологического объекта (приложение 18).

2.5. В разделе "Технология и аппаратурное оформление блока" необходимо представить принципиальную технологическую схему блока (приложение 19).

2.6. Характеристика опасных веществ должна включать:

наименование вещества;

молекулярную формулу;

физико-химические параметры (молекулярный вес, запах, цвет, температура кипения, плотность при нормальных условиях);

данные о взрывопожароопасности;

реакционную способность;

коррозионную активность;

токсическую опасность;

характер воздействия на организм человека;

индивидуальные средства защиты;

меры первой помощи пострадавшим, а также методы перевода (нейтрализации) вещества в безопасное состояние.

2.7. Анализ аварий на объектах, связанных с обращающимися опасными веществами, должен быть направлен на выявление основных причин аварий и их исключение в дальнейшем.

2.8. При определении основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций, необходимо особое внимание уделить техническому состоянию оборудования, близости параметров технологического процесса к критическим значениям и т.д. (приложение 3).

2.9. Определение возможных сценариев возникновения и динамики развития аварийных ситуаций проводится с помощью типовой схемы (приложение 4).

2.10. Каждая аварийная ситуация может иметь несколько стадий развития и при определенных условиях может быть приостановлена или перейти на более высокий уровень.

Для каждой стадии развития аварийных ситуаций устанавливается соответствующий уровень ("А", "Б" и "В").

2.11. Для каждой возможной (ожидаемой) стадии развития аварийной ситуации проводится анализ условий ее возникновения (приложение 5), перехода с одного уровня на другой, оцениваются возможные последствия, определяются оптимальные средства ее предупреждения и локализации, выявляется готовность объекта к противоаварийной защите.

2.12. Если при оформлении результата анализа состояния системы противоаварийной защиты (приложение 6) выявляется недостаточная готовность объекта к противоаварийной защите, должны разрабатываться специальные программы с приоритетом реализации мер, предусматривающих дооснащение объекта средствами контроля, автоматического регулирования, устройствами взрывопредупреждения и взрывозащиты, быстродействующими отсекателями, системами безопасной аварийной остановки объекта, оповещения, защиты и спасения людей; создание запасов дегазирующих реагентов, совершенствование систем улавливания и дегазации вредных выбросов, устройство систем локализации, препятствующих распространению неорганизованных выбросов на территории организации и за ее пределами, и т.п.

2.13. Требования к надежности, точности и быстродействию технических средств определяются с учетом опасности объекта.

2.14. Организационно-технические решения должны быть направлены на повышение противоаварийной устойчивости технологического объекта (группы объектов) и обеспечивать оперативное обнаружение предпосылок аварийной ситуации, оповещение персонала организации, создание необходимых условий для быстрой локализации и ликвидации аварийной ситуации на ранней стадии развития.

2.15. Оценку вероятности реализации аварийных ситуаций и сценариев их дальнейшего развития рекомендуется проводить, используя метод анализа "дерева отказов и событий" (приложения 7, 8).

2.16. Частота реализации каждого сценария аварийных ситуаций рассчитывается путем умножения частоты аварийной ситуации на вероятность конечного события (приложение 8).

2.17. Для каждого сценария (или группы сценариев) указывают поражающие факторы (взрыв, выброс опасных веществ и т.п.), количество опасных веществ, участвующих в аварийной ситуации и в создании поражающих факторов (приложение 9).

2.18. Расчет вероятных зон поражения ведут для факторов, которые имеют место при аварии. Поражающими факторами аварии могут быть:

воздушная ударная волна, возникающая при взрывах;

тепловое излучение "огненного шара", продуктов горения при пожаре;

поражающее воздействие на людей и природную среду вследствие выброса токсичных веществ;

осколочные поля, создаваемые летящими обломками технологического оборудования и строительных конструкций (приложение 10).

2.19. По результатам анализа условий возникновения, путей развития аварий и оценки их последствий необходимо установить возможность перехода аварийной ситуации на уровень "Б" и дать краткое описание возможных сценариев (приложения 4, 11).

2.20. Графическое представление ситуационного плана аварийных ситуаций на объекте зависит от уровня аварийной ситуации:

для аварийной ситуации уровня "А" это план расположения основного технологического оборудования, который рекомендуется представлять по технологическим блокам объекта;

для аварийной ситуации уровня "Б" - план объекта (цеха, установки, группы цехов и т.п.) (приложения 12, 13).

2.21. На плане рекомендуется указывать места размещения основного технологического оборудования, межблочной отсекающей арматуры, пультов управления, средств противоаварийного назначения (огнетушители, гидранты, средства индивидуальной защиты, средства оповещения и т.п.), эвакуационные выходы, зоны возможного поражения для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария аварийной ситуации, а также места подъезда и маневрирования спецтехники.

2.22. Основные опасности технологического блока (объекта) связаны с проявлением поражающих факторов, таких, как взрыв, пожар, токсическое поражение или их сочетание. На плане необходимо указать, проявление каких факторов имеет место в данном случае.

2.23. В перечне наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска, рекомендуется указывать те, которые оказывают наибольшее влияние на вероятность возникновения аварийной ситуации и величину нанесения наибольшего ущерба.

2.24. Предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска аварии на объекте (технологическом блоке), разрабатываются на базе результатов анализа опасности.

III. Требования к составлению оперативной части ПЛАС

3.1. Содержание оперативной части ПЛАС определяется уровнем аварийных ситуаций, которые в зависимости от их масштаба могут быть трех уровней - "А", "Б" и "В":

на уровне "А" аварийная ситуация характеризуется развитием в пределах одного блока объекта (цеха, установки, производственного участка), являющегося структурным подразделением организации;

на уровне "Б" аварийная ситуация характеризуется переходом за пределы одного блока объекта (цеха, установки, производственного участка) и развитием ее в пределах организации;

на уровне "В" аварийная ситуация характеризуется развитием и выходом за пределы территории организации, возможностью воздействия поражающих факторов на население близлежащих населенных пунктов и другие организации (объекты), а также окружающую среду.

3.2. При разработке оперативной части ПЛАС для аварийных ситуаций на уровнях "А" и "Б" необходимо:

обеспечить согласованность действий персонала организации и аварийно-спасательных служб (формирований);

установить перечень должностных лиц, ответственных за выполнение конкретных действий;

установить порядок осуществления связи аварийно-спасательных формирований служб с органами государственного надзора и органами местного самоуправления;

определить действия профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

привести опознавательные признаки уровней аварийных ситуаций и их значения, по которым управление работами по локализации и ликвидации аварийной ситуации переходит на уровень "Б".

3.3. ПЛАС уровня "А" разрабатывается для руководства действиями производственного персонала технологического блока, членов нештатных аварийно-спасательных формирований и привлекаемых, в случае необходимости, профессиональных аварийно-спасательных формирований по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, предупреждению их распространения на другие блоки объекта (цеха, отделения, установки и т.д.).

ПЛАС на уровне "А" должен включать:

краткую характеристику опасности технологических блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.);

принципиальные технологические схемы блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.);

план расположения основного технологического оборудования блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.);

оперативную часть ПЛАС (приложение 20).

Приложения к ПЛАС должны содержать:

список и схему оповещения должностных лиц, аварийно-спасательных формирований, организаций и служб, ответственных за выполнение мероприятий по локализации и ликвидации аварийной ситуации, с указанием адресов и телефонов (приложения 14, 15);

перечень инструментов, материалов, допустимых к применению в конкретных условиях, средств индивидуальной защиты членов нештатных аварийно-спасательных формирований с указанием количества и места их хранения (аварийные шкафы) (приложение 16);

обязанности ответственного руководителя работ и других должностных лиц организации по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на объекте;

инструкцию по безопасной остановке технологических блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.).

3.4. При отсутствии в организации профессионального аварийно-спасательного формирования или невозможности прибытия другого профессионального аварийно-спасательного формирования, аттестованного на проведение газоспасательных работ, в срок, установленный ПЛАС, обязанности по проведению газоспасательных работ возлагаются на нештатные аварийно-спасательные формирования организации, которые создаются в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст.3588) на химически опасных производственных объектах во всех случаях, когда имеется необходимость проведения аварийной остановки производства или иных работ с участием людей и не исключена возможность аварийного выделения вредных веществ в атмосферу рабочей зоны.

3.5. В краткой характеристике опасности технологического блока должны быть представлены:

степень опасности и характер воздействия веществ на организм человека, индивидуальные средства защиты;

количества опасных веществ в блоке и участвующих в создании поражающих факторов для наиболее опасного по последствиям сценария аварийной ситуации;

поражающие факторы аварийной ситуации (ударная волна, тепловое излучение, токсическое поражение и т.д.);

размер зон действия поражающих факторов для наиболее опасной по последствиям сценария аварийной ситуации;

вероятности возникновения наиболее вероятного и наиболее опасного по своим последствиям сценариев аварийной ситуации.

3.6. На принципиальной технологической схеме указываются направления потоков обращающихся в технологическом блоке веществ, места установки отсекающей арматуры, ее технические характеристики, параметры технологического режима.

3.7. Последовательное соединение отдельных блоков будет представлять блок-схему объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.) (приложение 18).

3.8. Принципиальную технологическую схему необходимо составлять для всех блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.).

3.9. Границами технологических блоков должны быть, как правило, автоматические отсекатели, запорная арматура с дистанционным управлением, ручная запорная арматура (при условии возможности ее практического использования в аварийной ситуации), установленные на трубопроводах или оборудовании как по прямому, так и обратному потоку материальной среды.

Для пылеобразующих дисперсных продуктов границами блока могут быть шнековые питатели, секторные затворы и другие устройства, обеспечивающие плотность (герметичность) системы при повышенном давлении в условиях внутреннего взрыва.

3.10. На принципиальной технологической схеме блока следует указать технологические параметры, основные технические характеристики оборудования, технологические потоки (с указанием их условных сечений, производительности и параметров), регулирующую и запорную арматуру (условное обозначение, тип исполнения, быстродействие), приборы, средства и системы контроля и регулирования, системы противоаварийной защиты (с указанием их основных характеристик), имеющие непосредственное отношение к локализации и ликвидации аварийной ситуации.

3.11. На принципиальной технологической схеме должен быть указан код (обозначение) технологического оборудования, арматуры, трубопроводов, соответствующий регламенту и фактическому их кодированию по месту (приложение 19).

3.12. В случае использования принципиальной технологической схемы объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.) должны быть указаны границы технологических блоков с необходимой характеристикой (приложение 18).

3.13. Принципиальная технологическая схема должна быть наглядной, легко читаемой, без включения элементов, не имеющих прямого отношения к локализации и ликвидации аварийной ситуации, при необходимости может дополняться пояснительными надписями.

3.14. На плане расположения оборудования технологических блоков должны быть указаны места расположения:

основного технологического оборудования;

границы технологических блоков;

отсекающей запорной арматуры, средств противоаварийной защиты, пультов (устройств) управления, автоматических извещателей, средств связи и оповещения, а также инструмента, материалов, средств индивидуальной защиты, имеющих непосредственное отношение к локализации и ликвидации аварийной ситуации;

эвакуационных выходов, маршрутов эвакуации;

путей подъезда, мест установки и маневрирования спецтехники;

убежищ и мест укрытий.

3.15. На план расположения оборудования технологических блоков могут дополнительно наноситься места наиболее вероятного возникновения аварийных ситуаций, размеры и границы потенциально опасных зон и другие характеристики.

Дополнительно могут указываться количественные показатели, характеризующие потенциальную опасность блоков, основные дестабилизирующие факторы и критические значения параметров технологического процесса.

3.16. В качестве планов расположения оборудования технологических блоков целесообразно использовать планы расположения оборудования объектов (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.), в состав которого входят эти блоки (приложение 12).

3.17. Оперативная часть ПЛАС уровня "А" оформляется в виде таблицы (приложение 20) и включает следующие графы:

"Наименование, уровень и место аварийной ситуации" - графа N 1. В графе фиксируется наименование стадии развития аварии по принятым сценариям с указанием места.

"Опознавательные признаки аварийной ситуации" - графа N 2. Здесь указываются предпосылки аварийной ситуации и ее опознавательные признаки с указанием внешних эффектов и других критериев, по которым может быть идентифицирована (выявлена) та или иная стадия развития аварийной ситуации.

"Оптимальные способы противоаварийной защиты (ПАЗ)" - графа N 3. В этой графе описываются организационно-технические решения (мероприятия), позволяющие оперативно обнаружить и предупредить возникновение аварийной ситуации или локализовать ее на ранней стадии проявления.

"Технические средства (системы) противоаварийной защиты, применяемые при подавлении и локализации аварийной ситуации (ПАЗ)" - графа N 4. В этой графе перечисляются средства, которые имеются на объекте и используются для локализации и ликвидации аварийной ситуации.

"Исполнители и порядок их действий" - графа N 5. Порядок действия исполнителей должен предусматривать:

выявление и оценку аварийной ситуации или угрозы ее возникновения по опознавательным признакам;

оповещение персонала производства (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.) и диспетчера предприятия (объекта) об аварийной ситуации или угрозе ее возникновения;

включение противоаварийных систем;

отключение поврежденного участка, полную или частичную остановку производства (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.);

вывод из опасной зоны персонала, с указанием порядка обеспечения и номенклатуры средств индивидуальной защиты;

другие меры, предупреждающие развитие аварийной ситуации с учетом специфики производства.

3.18. При описании действий персонала следует особо подчеркнуть те из них, которые не допускают промедления и требуют немедленного исполнения.

3.19. При описании действий аварийно-спасательных формирований следует указать ориентировочное время их прибытия и развертывания.

3.20. Для каждой аварийной ситуации должны быть определены последовательность введения в действие систем противоаварийной защиты, отключения аппаратов и механизмов, электроэнергии и других энергоносителей, режим работы вентиляции и систем очистки воздуха, порядок использования средств спасения людей, локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

При этом должно быть учтено влияние выполняемых переключений и отключений на работу систем противоаварийной защиты, жизнеобеспечения и других систем, которые являются существенными при ликвидации аварийной ситуации.

3.21. ПЛАС уровня "Б" разрабатывается для руководства действиями производственного персонала цеха (установки, производства и т.д.), членов аварийно-спасательных формирований, пожарных и медицинских подразделений, а также персонала смежных или технологически связанных цехов (установок и т.д.) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, предупреждению их распространения на другие объекты организации и за ее пределы, а также спасению и выводу людей как из зоны поражения, так и из потенциально опасных зон.

ПЛАС уровня "Б" включает в себя дополнительно к перечисленным в пункте 3.3 следующие документы:

оперативную часть ПЛАС (приложение 21);

блок-схему технологического объекта;

ситуационный план технологического объекта (установки, цеха или группы цехов) (приложение 13).

3.22. В блок-схеме технологического объекта необходимо обозначать объект со всеми входящими в него блоками, отделениями или производственными участками, указав прямые и обратные межобъектовые технологические потоки, их характеристики и параметры, а также граничную для объекта отсекающую арматуру, ее тип и основные технические характеристики (условное обозначение, быстродействие), имеющие непосредственное отношение к локализации и ликвидации аварийной ситуации.

3.23. На ситуационном плане технологического объекта необходимо указать:

места расположения цехов, установок организации;

места скопления опасных продуктов с указанием наименования и массы продукта;

места установки межпроизводственной отсекающей арматуры, ее тип и основные технические характеристики (для аварийных ситуаций, охватывающих группу цехов, установок организации и т.д.);

места нахождения средств противоаварийной защиты;

места расположения пунктов или средств связи и оповещения;

эвакуационные выходы и маршруты эвакуации;

убежища и места укрытий;

пути подъезда, места установки и маневрирования спецтехники;

места наиболее вероятного возникновения аварийных ситуаций;

зоны возможного поражения обслуживающего персонала организации с учетом распространения взрывных и ударных волн, направления движения взрывоопасных и токсичных облаков.

В качестве ситуационного плана технологического объекта может быть использован план группы цехов, установок или генплан организации.

IV. Обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц организации по локализации и ликвидации аварийных ситуаций

4.1. Общие положения.

4.1.1. Руководство работами по локализации и ликвидации аварийной ситуации, спасению людей и снижению воздействия опасных факторов осуществляет ответственный руководитель работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации в организации (далее - Ответственный руководитель).

4.1.2. Для принятия эффективных мер по локализации и ликвидации аварийной ситуации Ответственный руководитель создает командный пункт (оперативный штаб), функциями которого являются:

сбор и регистрация информации о ходе развития аварийной ситуации и принятых мерах по ее локализации и ликвидации;

текущая оценка информации и принятие решений по оперативным действиям в зоне аварийной ситуации и за ее пределами;

координация действий персонала организации (объекта) и всех привлеченных подразделений и служб, участвующих в локализации и ликвидации аварийной ситуации.

4.1.3. Вышестоящий руководитель имеет право заменить Ответственного руководителя или принять на себя руководство локализацией и ликвидацией аварийной ситуации.

4.1.4. На командном пункте могут находиться только лица, непосредственно участвующие в локализации и ликвидации аварийной ситуации.

4.1.5. На командном пункте Ответственный руководитель организует ведение журнала ликвидации аварийной ситуации, где фиксируются выданные задания и результаты их выполнения по времени.

4.1.6. Лица, вызванные для спасения людей и локализации и ликвидации аварийной ситуации, сообщают о своем прибытии Ответственному руководителю и по его указанию приступают к исполнению своих обязанностей.

4.1.7. Должностные лица и исполнители, участвующие в ликвидации аварийной ситуации, должны информировать Ответственного руководителя о ходе выполнения его распоряжений.

4.1.8. Работы в загазованной среде выполняют аварийно-спасательные формирования (профессиональные и (или) нештатные), аттестованные на этот вид аварийно-спасательных работ в установленном порядке.

4.1.9. Ответственным руководителем является:

на уровне "А" развития аварийной ситуации - начальник цеха (производственного участка, установки), до его прибытия на место аварии - начальник смены (отделения), сменный мастер;

на уровне "Б" развития аварийной ситуации - руководитель организации (технический руководитель организации), до его прибытия на место аварии - диспетчер организации (начальник производства, цеха, установки).

4.2. Ответственный руководитель должен:

4.2.1. На уровне "А" развития аварийной ситуации:

оценить обстановку, выявить количество и местонахождение людей, застигнутых аварией, принять меры по оповещению работников организации и населения (при необходимости) об аварийной ситуации;

принять меры по оцеплению района аварии и опасной зоны;

принять неотложные меры по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации;

обеспечить вывод из опасной зоны людей, которые не принимают непосредственного участия в локализации и ликвидации аварийной ситуации;

ограничить допуск людей и транспортных средств в опасную зону;

привлекать к аварийной остановке производств только тех лиц из числа производственного персонала, которые подготовлены, оснащены в соответствии с табелем оснащения членов нештатного аварийно-спасательного формирования (приложение 17) и аттестованы в установленном порядке;

контролировать правильность действий персонала, а в случае необходимости - действия аварийно-спасательных, пожарных, медицинских подразделений по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации на производстве и выполнение своих распоряжений;

информировать руководство организации об аварии, территориальные органы Госгортехнадзора России, Государственной инспекции труда, а при необходимости - территориальные органы МЧС России, органы местного самоуправления о ходе и характере аварии, о пострадавших в ходе спасательных работ;

уточнять и прогнозировать ход развития аварийной ситуации, при необходимости вносить корректировку в ПЛАС.

4.2.2. На уровне "Б" развития аварийной ситуации дополнительно к пункту 4.2.1 Ответственный руководитель должен:

в случае изменения места расположения командного пункта оповестить об этом всех привлекаемых к работам по локализации и ликвидации аварийной ситуации;

руководить действиями персонала организации, аварийно-спасательных, пожарных, медицинских подразделений по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации на объекте и контролировать выполнение своих распоряжений.

4.3. Обязанности технического руководителя организации:

4.3.1. Технический руководитель организации должен обеспечить:

разработку специальных программ (с указанием приоритетности реализации), предусматривающих дооснащение объекта средствами контроля, автоматического регулирования, устройствами взрывопредупреждения и взрывозащиты, быстродействующими отсекателями, системами безопасной аварийной остановки организации (объекта), оповещения, защиты и спасения людей, создание запасов дегазирующих реагентов, совершенствование систем улавливания и дегазации вредных выбросов, устройство систем локализации, препятствующих распространению неорганизованных выбросов на территории организации и за ее пределами, и т.п., если при разработке ПЛАС выявляется недостаточная готовность организации (объекта) к противоаварийной защите;

введение в действие в случае необходимости резервных систем жизнеобеспечения, сигнализации и противоаварийной защиты, то есть должны существовать резервные линии связи, назначены дублеры специалистов, определен альтернативный центр управления и т.п.;

оперативность обнаружения, эффективность локализации и ликвидации аварийной ситуации путем применения технических средств с необходимыми надежностью и быстродействием и созданием в цехах, отделениях или участках, для которых разработаны ПЛАС, нештатных аварийно-спасательных формирований из числа специально подготовленного и аттестованного в установленном порядке производственного персонала, а также при необходимости профессиональными аварийно-спасательными формированиями;

распределение обязанностей между производственным персоналом, использование надежных средств оповещения и связи, рационального размещения пультов (устройств) управления противоаварийными системами;

информирование в установленном порядке должностных лиц, ведомств и организаций о результатах выполненного при разработке ПЛАС анализа опасности организации (объекта), о возможности проявления действия опасных факторов аварийной ситуации за пределами территории организации, о характере и потенциальной тяжести происшествия;

наличие в необходимом количестве и ассортименте современных антидотов и необходимых фармацевтических препаратов, если при аварии произошло выделение вредных веществ, а также дезактивационного оборудования, средств защиты для медицинского персонала;

взаимодействие с местными органами исполнительной власти (комиссией по чрезвычайным ситуациям) и органами местного самоуправления.

4.3.2. Технический руководитель организации, получив сообщение об аварийной ситуации, должен немедленно прибыть в организацию, сообщить об этом Ответственному руководителю и обеспечить:

организацию оказания своевременной помощи пострадавшим;

принятие необходимых мер по привлечению опытных рабочих и специалистов (из числа руководящих работников и специалистов) в бригады для дежурства и выполнения необходимых работ, связанных с локализацией или ликвидацией аварии, а также по своевременной доставке необходимых материалов и оборудования;

работу аварийных и материальных складов и доставку материалов, инструмента и т.п. к месту аварийной ситуации;

руководство работой транспорта, привлекаемого для ликвидации аварийной ситуации;

при аварийных работах продолжительностью более 6 часов организацию питания и отдыха всех лиц, привлекаемых к ликвидации аварии;

информирование в установленном порядке о характере аварийной ситуации и ходе спасательных и восстановительных работ.

4.4. Обязанности диспетчера организации:

при получении сообщения об аварийной ситуации диспетчер должен немедленно прекратить переговоры, не имеющие непосредственного отношения к происшедшей аварийной ситуации, и известить о ней должностных лиц, ведомства и организации по списку (приложение 14);

при аварии в масштабе организации до прибытия технического руководителя организации диспетчер выполняет обязанности Ответственного руководителя, организует работы по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации в соответствии с ПЛАС конкретного (данного) объекта. Командным пунктом по локализации и ликвидации аварийной ситуации в данном случае является рабочее место диспетчера. При необходимости диспетчер принимает меры по организации нового командного пункта;

по прибытии технического руководителя организации диспетчер должен его проинформировать о состоянии работ по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации и поступить в распоряжение Ответственного руководителя.

4.5. Руководитель аварийно-спасательной службы (формирования) обязан:

руководить газоспасательными работами в соответствии с заданиями Ответственного руководителя и оперативной частью ПЛАС;

держать постоянную связь с Ответственным руководителем в организации и по согласованию с ним определить газоопасную зону, после чего установить предупредительные знаки и выставить перед загазованным участком дежурные посты из членов нештатных аварийно-спасательных формирований;

до прибытия на место аварийной ситуации Ответственного руководителя проводить работы в соответствии с мероприятиями ПЛАС самостоятельно.

4.6. Начальник цеха, участка, установки, где произошла аварийная ситуация, должен:

выполнять распоряжения Ответственного руководителя;

до прибытия на место аварийной ситуации Ответственного руководителя выполнять его обязанности, руководствуясь ПЛАС.

4.7. Начальник смены (сменный мастер) цеха, в котором произошла аварийная ситуация, должен:

немедленно сообщить о ней диспетчеру организации, в аварийно-спасательную службу (формирование), пожарную часть организации;

до прибытия Ответственного руководителя организовать и начать работу по спасению людей и локализации аварийной ситуации в соответствии с мероприятиями ПЛАС и создавшейся обстановкой.

4.8. Заместитель начальника цеха (технолог цеха), в котором произошла аварийная ситуация, должен:

собрать нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников цеха, установки, участка и т.д., обученных и аттестованных в установленном порядке, и руководить их работой по локализации и ликвидации аварийной ситуации;

докладывать Ответственному руководителю о текущем состоянии технологического процесса в целях предупреждения возможных дальнейших осложнений и создания необходимых условий для успешной локализации и ликвидации аварийной ситуации;

в зависимости от обстановки перевести нормальный технологический режим на режим безопасной остановки или прекратить его.

4.9. Мастера, бригадиры, рабочие, аппаратчики, операторы и т.д. цеха, в котором произошла аварийная ситуация, должны:

немедленно сообщить об аварийной ситуации непосредственному руководителю, а при его отсутствии - диспетчеру организации;

принять меры по выводу людей из опасной зоны локализации и ликвидации аварийной ситуации в соответствии с ПЛАС;

при необходимости (согласно ПЛАС или по указанию Ответственного руководителя) отключить аппараты, установки, агрегаты, коммуникации и т.п.

4.10. Руководители служб главного механика, главного энергетика, главного технолога, главного прибориста организации должны:

обеспечить создание специализированных бригад из указанных служб для выполнения работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации и восстановлению нормальной работы производства;

по указанию Ответственного руководителя работ обеспечить включение или отключение электроэнергии, работу электромеханического и энергетического оборудования, сигнализации, средств связи, функционирование паровых, тепловых и других сетей.

4.11. Инженерно-технические работники, мастера, бригадиры и рабочие других цехов должны, получив информацию об аварийной ситуации, выполнять необходимые мероприятия в соответствии с ПЛАС и докладывать о своих действиях Ответственному руководителю.

4.12. Начальник пожарной части организации должен в соответствии с действующими в пожарной части руководящими документами и инструкциями, с учетом конкретной обстановки на месте аварийной ситуации и оперативной части ПЛАС:

организовать своевременный вывоз резервной и свободной смен пожарной части на место аварийной ситуации;

руководить работами по тушению пожара;

держать постоянную связь с Ответственным руководителем;

обеспечивать взаимодействие и координацию действий с аварийно-спасательными формированиями.

4.13. Работники медицинского пункта (здравпункта) организации с учетом оперативной части ПЛАС и действующими в здравпункте руководящими документами и инструкциями должны немедленно выехать по вызову на место аварийной ситуации и при необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Приложение 1 (рекомендуемое). Пример формы титульного листа плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций

(наименование организации)

УТВЕРЖДАЮ:

Технический руководитель организации

(фамилия, инициалы) (подпись)

"___" ____________________________ г.

ПЛАН
ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

(наименование объекта, цеха, отделения, производственного участка, установки и т.д.)

Внесенные изменения

(номер изменения)

СОГЛАСОВАНО:

(должность)

(подпись)

(фамилия, инициалы)

(должность)

(подпись)

(фамилия, инициалы)

Приложение 2 (рекомендуемое). Пример формы титульного листа расчетно-пояснительной записки

РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПЛАНУ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

(наименование объекта (цеха, установки и т.д.)

Наименование технологического блока

Факторы, способствующие возникновению и развитию аварийных ситуаций

Возможные причины аварийных ситуаций

1. Контейнер с хлором

1. Наличие в блоке до 1000 кг жидкого хлора, являющегося химически опасным веществом и сильным окислителем, создает опасность аварийного выброса большого количества опасного вещества при аварийной разгерметизации системы.

2. Хранение хлора под давлением и его транспортирование методом передавливания под избыточным давлением создают дополнительную опасность разгерметизации от превышения давления.

3. Коррозионная активность хлора (особенно при наличии влаги) создает дополнительную опасность разгерметизации системы.

4. Наличие периодического процесса создает дополнительную опасность аварийной разгерметизации.

N . . .

1. Ошибки персонала при ведении технологического процесса (наиболее опасными технологическими операциями с точки зрения влияния человеческих ошибок на возникновение аварийной ситуации являются операции, связанные с подготовкой контейнера с хлором к подключению в технологическую систему).

2. Нарушение герметичности трубопроводов, отказы арматуры и разъемных соединений, разгерметизация резервуаров из-за дефектов изготовления, переполнения, механических повреждений, нагрева, коррозии и т.п.

N . . .

Приложение 4 (рекомендуемое). Типовая схема построения сценариев развития аварийных ситуаций с указанием основных причин их возникновения
Приложение 5 (рекомендуемое). Пример типового анализа аварийных ситуаций, условий их возникновения и развития
После подтверждения оплаты, страница будет

Наимено-
вание аварийной ситуации

При каких условиях возможна
аварийная ситуация

Возможное развитие аварийной ситуации

Основные принципы анализа условий возникновения аварийной ситуации

Способы и средства предупрежде-
ния, локализации и ликвидации аварийной ситуации

При-
ме-
ча-
ние

Выброс продукта из техноло-
гического оборудо-
вания

Определение массы выброшенного продукта, его состава, агрегатного состояния, физико-химических, взрывоопасных и токсичных свойств. Проверка состояния межблочных средств, перекрывающих поступление в аппаратуру прямых и обратных потоков технологической среды и теплоносителей; их соответствие требованиям нормативных документов; проверка быстродействующих отключающих устройств; проверка навыков обслуживающего персонала по приведению в действие блокирующих устройств. Оценка возможности образования токсичных взрывоопасных паро-, пыле-, газовоздушных смесей, величины площади разлива жидкости, зоны поражения

Блокирование аварийной аппаратуры, минимизация площади разлива жидкой фазы и ее отвод в закрытые системы, слив жидкой фазы из аппаратуры в аварийную емкость. Сброс газовой фазы на факел (закрытую систему, установку нейтрализации). Вывод людей из опасной зоны.

1. Полное или частич-
ное разру-
шение техноло-
гического обору-
дования

Анализ количественных энергетических характеристик взрыва (избыточное давление, скорость возрастания давления) и сравнение их с прочностными характеристиками аппаратуры. Наличие средств защиты оборудования
от разрушения при взрыве (предохра-
нительные клапаны, взрывные мембраны, отсекатели и т.п.).

Проверка соответствия оборудования, трубопроводов, запорной арматуры, предохрани-
тельных и уплотнительных устройств и т.д. требованиям нормативов (проекту, регламентам); оценка технического состояния аппаратуры (качество сварных соединений, сборка разъемных соединений, степень износа и т.п.); оценка порядка и полноты диагности-
ческого контроля, эффективности и качества планово-предупреди-
тельных ремонтов и т.п.

Оснащение предохрани-
тельными устройствами, автоматическими системами подавления взрыва, повышения прочности характеристик аппаратуры.
Развитие базы диагностиро-
вания и дефектоскопии оборудования; совершенствование системы планово-предупреди-
тельного ремонта; замена морально устаревшего, изношенного и не соответствующего нормативам оборудования

1.1. Износ, повы-
шенная вибрация, усталость материала, внешние источники воздей-
ствия.
Коррозия

Проверка изученности коррозионных свойств обращающихся
веществ, наличие данных о скорости коррозии и износа, соответствие
материала оборудования (трубопроводов, защитного покрытия, уплотнительных материалов). Наличие условий для механического повреждения оборудования (трубопроводов) от внешних и внутренних источников воздействия.

Проверка надежности
и правильности
крепления аппаратов, машин и трубопро-
водов, соединений вращающихся
устройств

Применение оборудования повышенной надежности, эффективного защитного покрытия и защитных устройств

1.2. Выход параметров за крити-
ческие значения

Проверка изученности свойств обращающихся продуктов; их анализ; выявление особо опасных веществ; выявление параметров, определяющих опасность технологичес-
ких процессов и их критические значения; оценка достаточности оснащения средствами, исключающими выход параметров за допустимые пределы,
их эффективность, надежность

Дооснащение технологи-
ческих процессов средствами контроля, управления и противо-
аварийной защиты, повышение их надежности и эффективности; совершен-
ствование технологических процессов

1.3. Обра-
зование взрыво-
опасной среды и наличие источника зажигания в аппарате

Анализ взрывоопасных свойств веществ под давлением и при температуре технологи-
ческих процессов; оценка возможностей и условий образования взрывоопасной среды и источника зажигания.

Флегматизация взрывоопасной технологической смеси инертными газами, введение игнибирующих добавок, изменение состава технологи-
ческой среды, температуры и давления процесса, способа ввода реагентов в аппарат.

Сокращение времени пребывания технологической среды в аппарате, заземление оборудования, применение средств отвода и нейтрализации зарядов статического электричества.

Наличие постоянных и случайных источников зажигания и их характеристики в сравнении с температурой самовоспламенения и минимальной энергией зажигания. Наличие взрывоопасной смеси

Исключение источников зажигания, применение средств контроля и регулирования по предотвращению образования взрывоопасной смеси

1. Образо-
вание, распро-
странение токсичного облака и заражение территории

Оценка возможных размеров, формы, концентрации, направления и скорости дрейфа облака, наличия и эффективности систем локализации и осаждения токсичного облака, наличия необходимой подготовки, оснащения и численности персонала для действий в аварийной ситуации.

Проверка изученности токсичных свойств обращающихся продуктов, определение массы выброшенного продукта. Оценка их влияния на окружающую среду, эффективности предусмо-
тренных проектом технических средств нейтрализации, дезактивации и т.д.

Обеспечение оперативной информацией о метеоусловиях, внедрении компьютерных систем математи-
ческого моделирования и прогнозирования распространения токсичного облака; оснащение эффективными осаждающими и заграждающими системами; обеспечение постоянной готовности нештатных и профессиональных газоспасательных формирований к аварийной остановке производства и локализации аварийной ситуации в начальной стадии ее развития

Разработка ПЛАСа обязательна для организаций, эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, вне зависимости от их организационно-правовых форм, а также форм собственности; производственные объекты, на которых возможны аварии, сопровождающиеся залповыми выбросами взрывопожароопасных и токсичных веществ, взрывами аппаратуры, взрывами в производственных помещениях и наружных установках, результатом которых могут быть: поражение людей, разрушение зданий, сооружений, технологического оборудования, негативному воздействию на окружающую среду.

Подробнее о ПЛАС – скачать файл.zip

Типовая инструкция о порядке проведения учебных тревог по ПЛАС – скачать файл.zip

Типовая инструкция о порядке проведения учебно-тренировочных занятий по ПЛАС – скачать файл.zip

План проведения учебной тревоги по проверке ПЛАС – скачать файл.zip

График проведения учебных тревог на ОПО – скачать файл.zip

Внедрение ПЛАС на предприятии.

  1. ПЛАС и изменения к нему (в объеме, необходимом для качественного выполнения своих обязанностей) должны быть изучены персоналом предприятия, участвующим в ликвидации аварии, и соответствующими спецслужбами.
  2. Допуск к работе лиц, которые в установленном порядке не прошли обучение, инструктаж и проверку знаний ПЛАС запрещается.
  3. Персонал всех подразделений, участвующих в ликвидации аварии, должен проходить регулярное обучение и практическую подготовку с целью поддержания постоянной готовности на случай аварии.
  4. В течение года по возможным аварийным ситуациям, предусмотренным ПЛАС, должны проводиться учебно-тренировочные занятия и учебные тревоги. График проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог утверждается директором предприятия и согласовывается с территориальным управлением Госгорпромнадзора.
  5. Учебные тревоги проводятся под руководством ответственного руководителя с участием всех подразделений, участие которых предусмотрено оперативной частью ПЛАС.
  6. При неудовлетворительных результатах учебной тревоги, она должна быть проведена повторно в течение 10 дней, после детального изучения допущенных ошибок.
  7. При проведении тренировок необходимо практиковать участие независимых наблюдателей, поскольку это обеспечивает объективную оценку недостатков или ошибок ПЛАС.
  8. Следует также проводить тренировки в экстремальных условиях (например, во время грозы, ночью, в холодную погоду и т.п.).
  9. Персонал сторонних организаций и лица, посещающие предприятие (объект), должны быть проинструктированы о своих действиях в случае возникновения аварии.
  10. Следует поддерживать постоянную готовность оборудования и средств информации, которые могут понадобиться для получения необходимых данных в случае аварии.

Статистические данные по аварийности на магистральных нефтепроводах из ежегодных отчетов о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

В статье «Анализ риска магистральных нефтепроводов при обосновании проектных решений, компенсирующих отступления от действующих требований безопасности» М.В. Лисанов и др. отмечается, что среднестатистическая интенсивность аварий на 1000 км трассы для магистральных нефтепроводов за последние 5 лет составляет 0,27 аварий в год. Кроме того, предлагается уменьшить в 10 раз ожидаемую частоту аварий на проектируемых трубопроводах по сравнению со среднестатистической на действующих трубопроводах.

Согласно «CONCAWE: Perforwance of European cross-country oil pipelines (report № 10/09)» среднестатистическая интенсивность аварий на 1000 км трассы для магистральных нефтепроводов за последние 5 лет составляет 0,242 аварий в год.

Частота повреждений европейских трубопроводов в зависимости от причины и размера повреждений (1970-2007 гг.), 1/(1000 км×год)

Среднестатистическая относительная доля аварий, вызванных данной причиной, на магистральных трубопроводах, f ij (m ), %

Итоговая частота разгерметизации на каждом участке трубопровода для заданного размера повреждения рассчитывается по формуле:

Fj (m ) = λ ср Σf ij (m ),

где Fj (m ) – частота разгерметизации для j -го размера повреждений на участке m трубопровода, λ ср – среднее значение интенсивности аварий для магистральных трубопроводов, f ij – относительная доля аварий для j -го размера повреждений по i -ой причине на участке m трубопровода, i – количество причин разрушения, j – количество размеров повреждений.

Оценка влияния различных факторов на частоту разгерметизации трубопроводов.

Внешнее воздействие. Частота разгерметизации по причине внешнего воздействия зависит как от диаметра трубопровода, так и от толщины его стенки. Для учета этих факторов вводятся следующие коэффициенты.

k тс = exp[-0,275(δ-6)] (δ – толщина стенки трубы, мм) – поправочный коэффициент влияния, связанный с толщиной стенки трубопровода.

k зт — поправочный коэффициент для трубопроводов, заглубленных на глубину более 1 м составляет 0,73, а для трубопроводов, заглубленных на глубину от 0,8 до 1 м – 0,93. При заглублении на глубину менее 0,8 м поправочный коэффициент к базовому показателю равен 1.

k ннб на участках переходов, выполненных методом наклонно-направленного бурения, из-за большой глубины перехода полностью исключено внешнее воздействие, т.е. коэффициент равен 0, вне этих участков – 1.

k пер на участках переходов через автодороги, железные дороги и инженерные коммуникации принимать равный 2. Если предусмотрены защитные футляры (кожухи) из стальных труб с герметизацией межтрубного пространства принимать равный 1.

Относительная доля аварий f 1j для j -го размера повреждений по причине внешнего воздействия рассчитывается по формуле:

f 1j = fσ 1j × k тс ×k зт ×k ннб ×k пер, где fσ 1j – базовая относительная доля аварий по причине внешнего воздействия согласно таблицы-матрицы.

Строительный брак и дефекты материалов. Для трубопроводов построенных в соответствии с требованиями нормативных документов k бд принимается равным 1. Меньшее значение допускается принимать на основе экспертной оценки при использовании современных материалов, средств контроля при строительстве и последующей эксплуатации трубопроводов.

Относительная доля аварий f 2j для j -го размера повреждений по причине строительного брака и дефектов материалов рассчитывается по формуле:

f 2j = fσ 2j ×k бд, где fσ 2j – базовая относительная доля аварий по причине строительного брака и дефектов материалов согласно таблицы-матрицы.

Коррозия. Поправочный коэффициент для трубопроводов k ктс, учитывающий влияние толщины стенки на частоту повреждений по причине коррозии, принимается равным 2 при толщине стенки менее 5 мм, 1 при толщине стенки в интервале от 5 до 10 мм, 0,03 при толщине стенки более 10 мм.

Поправочный коэффициент k кпз, учитывающий влияние применяемой системы защиты (тип и качество изоляционного покрытия, электрохимическая защита, внутритрубная диагностика и т.п.) на частоту повреждений по причине коррозии принимается равным 1 для трубопроводов, построенных в соответствии с требованиями нормативных документов. Меньшее значение допускается принимать на основе экспертной оценки.

Относительная доля аварий f 3j для j -го размера повреждений по причине коррозии рассчитывается по формуле:

f 3j = fσ 3j × k ктс ×k кпз, где fσ 3j – базовая относительная доля аварий по причине коррозии согласно таблицы-матрицы.

Движение грунта, вызванное природными явлениями. Вклад геоопасностей в частоту аварий рассчитывается на основе анализа вероятности опасного смещения грунта по трассе магистральных трубопроводов и учитывается следующими коэффициентами.

k дгд = exp[-0,0156(D-274)] (D – диаметр трубопровода, мм) — поправочный коэффициент влияния, зависящий от диаметра трубопровода.

k пер –учитывает прохождение трассы трубопровода через водные преграды и заболоченные участки, принимается равным 5 для водных преград, 2 для заболоченных участков, 1 при отсутствии переходов или при переходах, выполненных методом наклонно-направленного бурения.

Относительная доля аварий f 4j для j -го размера повреждений по причине движения грунта рассчитывается по формуле:

f 4j = fσ 4j × k дгд ×k пер, где fσ 4j – базовая относительная доля аварий по причине движения грунта согласно таблицы-матрицы.

Ошибки оператора. Аварии, связанные с ошибками оператора, наблюдаются чаще на трубопроводах небольшого диаметра.

k оп = exp[-0,04(D-264)] (D – диаметр трубопровода, мм) — поправочный коэффициент влияния, зависящий от диаметра трубопровода.

Относительная доля аварий f 5j для j -го размера повреждений по причине ошибки оператора рассчитывается по формуле:

f 5j = fσ 5j × k оп, где fσ 5j – базовая относительная доля аварий по причине ошибки оператора согласно таблицы-матрицы.

Прочие и неизвестные причины. Наиболее частой причиной в этой группе является удар молнии. Относительная доля аварий f 6j для j -го размера повреждений принимается равной базовой согласно таблицы-матрицы.

По материалам НТЖ «ПБ» №4, 2010 г.

Аварийная ситуация представляет собой сочетание обстоятельств и условий, формирующих критическую, опасную обстановку. Причинами такого положения могут выступать отказы технического оборудования, экстремальные явления природы (землетрясения, удары молнии, обвалы, ураганы и прочие). Одним из распространенных обстоятельств выступает человеческий фактор. Вследствие него, например, часто возникают аварийные ситуации на дорогах. Для создания безопасной обстановки на предприятиях в соответствии с ФЗ №116 разработаны специальные методические указания по составлению инструкций поведения при ЧС. Далее рассмотрим основные положения, которые включает в себя план ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).

Общие сведения

План ликвидации ЧС выступает в качестве одного из основных документов объекта, считающегося потенциально опасным. Наряду со схемами энергосбережения, поэтажными и ситуационными чертежами ПЛАС должен входить в состав документации по безопасности.

Обязанности организаций

Для защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций предприятия обязаны:


Промышленная безопасность: основные требования

ФЗ №116, ст. 10, предписывает следующее:


Цели составления ПЛАС

Для каждого объекта, считающегося взрывопожароопасным, руководство разрабатывает требования к поведению сотрудников в случае аварийной ситуации. В инструкции предусматриваются мероприятия по устранению ЧС и ее последствий с использованием технических систем и средств, имеющихся в распоряжении. Основными целями ПЛАС выступают:


Структура документа

ПЛАС должен включать следующие элементы:


Пересмотр и изменение положений

Не реже одного раза в 5 лет ПЛАС подлежит пересмотру. В случае изменения оснащения, технологии, метрологического обеспечения процессов и после аварий план должен быть уточнен. Внесенные корректировки необходимо изучить руководителям, производственному персоналу, специалистами, личным составам служб безопасности. После проведения обучения должны быть проверены знания.

Учебные занятия и тревоги

На протяжении года на установках, в отделениях и на участках в каждой смене должны проводиться тренировочные мероприятия по вероятным аварийным ситуациям, предусмотренным в оперативной части ПЛАС. График мероприятий утверждается техническим руководителем предприятия. Не реже раза в год по различным позициям должны проводиться учебные тревоги в разное время суток. Руководителем мероприятий для технологических секторов выступает начальник подразделения. Учебные тревоги для всего предприятия или комплекса объектов проводятся под контролем технического руководителя. Мероприятия с участием членов нештатных и специализированных спасательных служб, производственного персонала, медико-санитарной, пожарной и иных групп выполняются, когда их действия предусматриваются в оперативной части ПЛАС. Если результаты учебных тревог признаны неудовлетворительными, они проводятся повторно на протяжении 10 дней после того, как будут детально изучены допущенные ошибки. Графики мероприятий разрабатывают начальники подразделений и согласовывают их в производственном отделе и службе промышленной безопасности и охраны труда, аварийно-спасательными формированиями и прочими подразделениями в случае необходимости их привлечения. Утверждение документации осуществляет технический руководитель предприятия.

Проверка знаний

Она осуществляется квалификационной комиссией предприятия при допуске сотрудников, специалистов и начальников к самостоятельной работе, в ходе периодических проверок, а также в процессе учебно-тренировочных занятий. Внеочередной контроль выполняется при внесении корректировок в ПЛАС, переводе сотрудников на другую должность. Такие проверки проводятся также в случаях неквалифицированных действий работников во время учебных тревог, а также по предписанию территориальных отделений Госгортехнадзора.

Дополнительные сведения

Материальные и технические средства, предусмотренные ПЛАС, с помощью которых осуществляется работа по ликвидации аварий и спасению людей, не должны использоваться в иных целях. Ответственность за качественное и своевременное проведение учебных тревог и тренировочных занятий, а также оформление соответствующей документации лежит на техническом руководителе предприятия.

Оперативная часть ПЛАС: пример

Аварийная ситуация: утечка из трубопровода жидкого хлора в помещении склада.

Опознавательные знаки ЧС:


Исполнители и схема их действий:

1. Первый сотрудник, который заметил аварию, предупреждает окриком остальной персонал, немедленно ставит в известность диспетчера организации (в первую очередь), начальника установки хлорирования (старшего в смене).

2. Диспетчером выполняется оповещение.

3. Начальник установки руководит действиями по устранению ЧС.

4. Производственный персонал – сотрудники нештатного спасательного формирования - по сигналу тревоги:

  • надевают средства защиты кожи и органов дыхания и принимают необходимые меры по эвакуации людей и оказанию помощи пострадавшим (выносят их на свежий воздух и так далее);
  • в составе группы (не меньше 2-х человек) проверяют отсутствие в помещении людей.

После завершения работ по эвакуации людей из загазованного помещения сотрудники спасательного формирования приступают к ликвидации аварии:

  • в случае отказа системы аварийного срабатывания вентиляции и нейтрализации хлорных выбросов насосы орошения включаются вручную, после чего активируется вентиляционная система;
  • отключается подача хлора к трубопроводу посредством перекрытия запорного вентиля на контейнере, продолжив хлорирование для удаления соединения из технологической системы;
  • определяется участок утечки вещества;
  • принимаются меры по устранению утечки (накладывается резиновый пластырь на место разрыва трубопровода и стягивается герметизирующим быстромонтируемым хомутом);
  • обезвреживается помещение склада посредством поглощения испаряющегося опасного соединения в системе санитарной очистки;
  • после того как будет устранена утечка и достигнута герметичности технологической системы, проводится опорожнение контейнера и обеззараживание воды или продувка азотом технологической системы.

5. В завершении осуществляется ремонт или замена неисправного участка трубопровода.

Нормативные документы

При составлении ПЛАС и прочих инструкций по безопасности следует руководствоваться:

  • ФЗ №116, ст. 10.
  • ФЗ №68, ст. 14.
  • Общими правилами взрывобезопасности на нефтеперерабатывающих, нефтехимических и химических предприятиях.
  • Методическими указаниями по составлению ПЛАС.
  • Приказом ФС №1005 по технологическому, экологическому и атомному надзору.

В соответствии с новым Положением План Ликвидации Аварийных Ситуаций (ПЛАС) разрабатывается для опасных производственных объектов с классами опасности 1, 2 и 3. Постановление исключает обязанности эксплуатирующих организаций разрабатывать ПЛА для ОПО четвертого класса опасности, унифицирует порядок разработки планов мероприятий.

Разработанный ПЛАС утверждается руководителем организации и согласовывается с аварийно-спасательным формированием, с которым у организации заключен договор на обслуживание опасных объектов.

Новым документом определяется, что в ситуации, когда организацией эксплуатируется несколько опасных производственных объектов, расположенных на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая данные объекты, вправе иметь один ПЛАС.

Важно отметить, что формироваться планы мероприятий будут из общих и специальных разделов, которые учитывают особенности конкретных видов опасных объектов.

Срок действия планов будет составлять от 6 месяцев до 5 лет, в зависимости от характеристик и классов опасности объекта. Так, предусмотрено следующее ранжирование. Срок действия ПЛАС (планов мероприятий):

2 года - для объектов 1 класса опасности;

3 года - для объектов 2 класса опасности;

5 лет - для объектов 3 класса опасности.

style="display:inline-block;width:590px;height:120px"
data-ad-client="ca-pub-3227217398818989"
data-ad-slot="6763745365">

За исключением:

6 месяцев - для угольных шахт и объектов, где ведутся горные работы в подземных условиях;

1 год для объектов горнорудной промышленности, где ведутся открытые работы по добыче или обогащению полезных ископаемых.

Что касается специальных разделов ПЛА, то они разрабатываются для ОПО следующих типов:

ОПО нефтегазодобывающего комплекса;

ОПО по разработке месторождений полезных ископаемых;

ОПО по обогащению полезных ископаемых;

ОПО нефтехимической, химической и нефтеперерабатывающей промышленности;

Угольные шахты;

Подземные сооружения, не связанные с добычей;

ОПО магистрального трубопроводного транспорта;

ОПО металлургической промышленности;

ОПО хранения, переработки и использования растительного сырья.

Новым порядком работы предусматривается и вопрос, касающийся пересмотра ПЛА. Планы мероприятий пересматриваются:

За 15 дней до истечения срока предыдущего плана;

Не позднее одного месяца после реконструкции ОПО, изменений в технологии производства, ввода новых участков горных выработок, изменения путей выхода персонала при аварии, а также после аварии на ОПО;

По предписанию органов власти в области промышленной безопасности в случае выявления при проведении надзора несоответствия сведений, содержащихся в ПЛА или выявления новых факторов риска.

Следует еще раз сказать о том, что озвученные нововведения призваны обеспечить более высокий уровень готовности организаций к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, а также о том, что планы мероприятий разрабатываются для ОПО, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов.

Помимо прочего, в новом Положении о разработке ПЛА определены такие составляющие, как срок действия плана мероприятий, порядок и сроки пересмотра плана, порядок его утверждения, а также содержание. Общие разделы плана мероприятий содержат характеристику опасных производственных объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, возможные сценарии возникновения и развития аварий на ОПО, источники возникновения аварий, а также характеристики аварийности и травматизма, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий.

Нововведения в системе разработки ПЛАС

С текущего года ПЛАС разрабатывается для опасных производственных объектов с классами опасности 1, 2 и 3. Разработанный ПЛАС утверждается руководителем организации и согласовывается с аварийно-спасательным формированием, с которым заключен договор на обслуживание ОПО. Исключается обязанность эксплуатирующих организаций разрабатывать ПЛАС для ОПО четвертого класса опасности.

I Общие положения
II Анализ состояния опасности химико-технологических объектов
III Требования к составлению оперативной части ПЛАС
IV Обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц организации по локализации и ликвидации аварийных ситуаций
Приложение 1. Пример формы титульного листа плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций
Приложение 2. Пример формы титульного листа расчетно-пояснительной записки
Приложение 3. Форма и пример составления перечня основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций
Приложение 4. Типовая схема построения сценариев развития аварийных ситуаций с указанием основных причин их возникновения
Приложение 5. Пример типового анализа аварийных ситуаций, условий их возникновения и развития
Приложение 6. Пример оформления результата анализа состояния системы противоаварийной защиты (ПАЗ) на объекте (блоке, установке и т.д.)
Приложение 7. «Дерево отказов» анализа причин аварийной ситуации и вероятности ее проявления на газораздаточной станции (ГРС) (пример)
Приложение 8. «Дерево событий» (фрагмент) при аварийной ситуации на установке первичной переработки нефти - разрушения дегидратора ДГ-1 (90 т нефти, Т < 100 °С, Р < 1 МПа) (пример)
Приложение 9. Количество опасных веществ, участвующих в создании поражающих факторов при реализации различных сценариев развития аварийной ситуации (пример)
Приложение 10. Пример основных результатов расчета вероятных зон действия поражающих факторов
Приложение 11. Краткое описание сценариев аварийных ситуаций (пример)
Приложение 12. Пример составления плана размещения оборудования (хлораторной)
Приложение 13. Пример составления ситуационного плана (для наиболее вероятной аварии - разрыв трубопровода с СУГ на территории ГНС)
Приложение 14. Пример списка должностных лиц, подразделений и организаций, которые должны быть немедленно извещены диспетчером организации об аварийной ситуации
Приложение 15. Схема оповещения об аварийной ситуации
Приложение 16. Список инструмента, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты (пример)
Приложение 17. Табель технического оснащения нештатного аварийно-спасательного формирования (НАСФ), создаваемого из числа производственного персонала (пример)
Приложение 18. Пример составления блок-схемы (блок-схема аммиачной холодильной установки)
Приложение 19. Принципиальная технологическая схема блока № 9 (дренажный ресивер поз. R290) (пример)
Приложение 20. Пример оперативной части плана по локализации и ликвидации аварийных ситуаций уровня «А»
Приложение 21. Пример оперативной части плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций уровня «Б»

Поделиться