Классный час "Правонарушения – дорога в пропасть". Классный час по профилактике правонарушений Классные часы по профилактике правонарушений несовершеннолетних

В настоящее время правовое просвещение является одним из самых актуальных элементов внеклассного досуга. Современное состояние всех сфер общественной жизни диктует условия, при которых нужно формировать у школьников миропонимание, основанное на уважении к закону. Необходима профилактика правонарушений. Классный час на эту тему должен решить все поставленные цели и задачи.

Какие цели и задачи поставить для проведения внеклассного мероприятия о правонарушениях?

Главная цель подобного мероприятия заявлена в самом названии. Это профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Следующие задачи помогут в реализации поставленной цели:

  • Познакомить учащихся с видами правонарушений и типами уголовной или административной ответственности, предусмотренных для несовершеннолетних;
  • Воспитать гражданско-правовое сознание школьников и чувство ответственности за совершенные поступки;
  • Дать понятие учащимся об особенностях уголовной ответственности за содеянные правонарушения;
  • Сформировать навыки глубокого анализа совершенных поступков, выбора правильной позиции в любых ситуациях, умения принимать решения самостоятельно.

Как оформить кабинет для проведения классного часа?

Для подобного внеклассного мероприятия должна быть подготовлена небольшая экспозиция, включающая:

Помимо этого, можно включить в выставку книги «Система профилактики правонарушений несовершеннолетних» А.А. Беженцева, «Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений» Картушина, «Уголовное наказание и предупреждение преступности несовершеннолетних» Давыденко и прочие. Данные учебные пособия предназначены для педагогов, социальных работников, психологов, библиотекарей.

Роль библиотеки очень значима в предупреждении противоправных деяний. Проведение классного часа на тему «Профилактика правонарушений » в царстве книг может оказать хорошее влияние на учащихся, открыв им новые границы непознанного. Формирование духовно-нравственных позиций детей главная цель любой книги, и опытный библиотекарь и педагог смогут объяснить это школьникам на различных примерах.

Темы классных часов о профилактике правонарушений

Существует множество видов противоправных деяний, о которых в рамках одного классного часа поговорить будет затруднительно. Поэтому необходимо выбрать самые актуальные (например, для того муниципального района, в котором расположена школа) темы.

  • «Хулиганство. Вандализм. Массовые беспорядки»
  • «Жестокость на улицах»
  • «Подростковый алкоголизм и наркомания»

Зачастую подобный классный час имеет обобщающее название:

  • «Подросток и правонарушение»
  • «Преступление и наказание»
  • «Мы в ответе за свои поступки»
  • «Страна Закония» (для младших классов)

Формы проведения классного часа

Практика показывает, что наибольшее влияние на школьников оказывают мероприятия, где они выступают главными действующими лицами, а не просто наблюдателями и слушателями. Поэтому на эту тему классный час лучше проводить в игровой или дискуссионной форме.

Школьники могут стать создателями деловой игры, организация и участие в которой принесут им только положительные эмоции. Кроме того, такая форма мероприятия будет реализовывать принцип совместной деятельности, диалоговое общение, имитационное и игровое моделирование.

Возможно использование открытого типа игр (рефлексивные игры, живой квест), где нет заранее продуманного сценария.

Для того чтобы привлечь внимание школьников к проблеме возможно приглашение инспектора по делам несовершеннолетних, составление социального паспорта класса, проведение анкетирования, которое позволит проанализировать внеклассную занятость детей.

Классные часы по данной теме целесообразно проводить с учениками раннего подросткового возраста (и старше), однако и младшие классы нуждаются в ознакомительной беседе о правах ребенка и существующих законах.

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 горда Балашова Саратовской области»

Классный час

по профилактике правонарушений

среди несовершеннолетних

« МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»

Разработала классный руководитель

7-А класса МОУ СОШ № 16

Попова Т. Н.

Цели проведения :

* профилактика правонарушений несовершеннолетних;

*пропаганда правовых знаний;

* формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

* формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

* формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

* развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

Ход классного часа

1. Классный руководитель : Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки»

Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого (на доске):

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям.Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?

(Определения написаны на доске)

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу,

запрещенное законом и влекущее наказание.

ЗАКОН - это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

2.Классный руководитель :

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.

Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководит.-ль поправляет и дополняет примеры)

плохо учатся, а потом бросают школу;

курят и выпивают;

грубят и сверстникам и взрослым;

унижают маленьких и слабых;

лгут даже без причины;

стараются выяснить отношения только с помощью силы;

играют в карты;

разрисовывают стены;

портят школьное имущество и многое другое.

Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.

Почему такое происходит?

Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.

Одна из задач такого классного часа предупредить вас об опасностях в игре с законом.

3.Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет

2. применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонар2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

ушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3 . Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

4.Классный руководитель:

Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния вывешиваются на доске)

«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ

«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;

«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;

«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;

1) «Хулиганство

В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбилих. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно.

Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение.

« Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:

Арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет;

С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

Тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».

А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения

говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».

«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:

  1. штрафом,
  2. обязательными работами,
  3. исправительными работами».

2) «Мошенничество»

инсценировка

На скамейке сидят две девочки.

1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали?

2-я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они уже 3 месяца зарплату не получают, я им сама деньжат подбрасываю, а они радуются, что в старом пальто деньги забыли.

1-я девочка: А где же ты их взяла?

2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет.

1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны...

Лена оценивающе смотрит на Катю.

2-я девочка: Вообще-то мне нужна помощница... Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится!

1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу!

Девочки шепчутся.

1-я девочка: Слушая, а если они пожалуются?

2-я девочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался... И потом, мы же в другой район поедем, а там нас никто не знает.

1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна.

Девочки уходят.

На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью.

1-я девочка: Да ты что? Украли?

2-я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали...

1-я девочка: Ужас! А ты в милицию обращалась?

2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет милиция из-за одной сережки шум поднимать. (Обращается к 3-й девочке) Ведь правда же милиция не поможет.

3-я девочка: А что случилось?

1-я девочка: У нее вчера сережки украли.

3-я девочка: Дорогие?

2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама подарила. Ой, вот точно как у тебя.

3-я девочка: Мне тоже мама подарила.

1-я девочка: Ладно, рассказывай, мама... А может ты и украла...

3-я девочка: Да вы что, девочки!

2-я девочка: Подожди, может мы зря человека обвиняем, а сережки-то и не похожи, покажи-ка их поближе...

Девочка снимает сережку

1-я девочка: Похожа?

2-я девочка: Вроде похожа.

1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим?

2-я девочка: Ты что , с ума сошла, ты мою мать не знаешь? Она же грозилась отлупить того, кого в таких сережках увидит, а она сначала делает, а потом спрашивает.

3-я девочка: Девочки, это мои сережки, хотите – пойдемте к моей маме.

2-я девочка: Ага, ненормальных нашла.

1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, да не волнуйся, мы вон в том доме живем.

2-я девочка: Только учти, если попытаешься с кольцом удрать – мы тебя из под земли достанем…

3-я девочка: Хорошо , хорошо, я вас здесь буду ждать.

Девочки уходят.

Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит.

На сцене Катя и Лена.

2-я девочка: Вот видишь, как просто.

1-я девочка: Да, а эта дурра и не знает, что подъезд сквозной.

2-я девочка: теперь в скупку, рублей 200 дадут за сережки.

1-я девочка: Точно, сережка-то дорогая.

2-я девочка: И никто ничего не узнает…

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой сценке, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)

«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:

  1. штрафом,
  2. обязательными работами,
  3. исправительными работами».
    Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

3) «Вымогательство»

инсценировка

3 мальчика сидят на скамейке.

1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда...

2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?

3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку...

1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?

2-й мальчик: А отдавать чем будем?

1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.

3-й мальчик: как это? ...

1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...

Входит мальчик.

1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?

4-й мальчик: Нету.

2-й мальчик: А не врешь?

4-й мальчик: Честно, нету денег.

1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.

4-й мальчик: Не буду, не имеете права.

2-й мальчик: А по репе?..

Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном - несколько монет.

1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».

4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?

2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?

4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?

3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?

4-й мальчик: Не принесу!

1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.

2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.

Уходят, насвистывая.

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)

«Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается:

  1. ограничением свободы;
  2. арестом;
  3. лишением свободы».

4. «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).

1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».

Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением.

Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь.

У вас карточки с изображением позитивных ситуаций (лыжная прогулка, дружная семья дома, человек сидит в библиотеке с книгами, человек работает за компьютером, посещение театра) и ситуаций с поведением пьяного человека

Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким правонарушениям это приводит?

2)В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться.

Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать»нет» и уйти)

Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка

О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Нет оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.

5.Задания для учащихся в группах - разбор ситуаций

1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

6.»Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)

пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.

стремление к примитивному времяпровождению.

зависть

преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.

жадность.

резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;

неуверенность в завтрашнем дне.

стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.

Низкий материальный уровень жизни населения.

Низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания

Ответственное отношение к учебе, знаниям.

Обладание внутренним миром

Общение и искусством, природой

доброта

Делается вывод:

Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?

Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.

Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям.

Как же формируется бездуховность?

Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может

давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.

Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.

Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.

Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность.

У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное.

Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.



Безнадзорность выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и в безразличии родителей. Безнадзорный ребёнок живёт с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьёй, имеет привязанность к кому-либо из членов семьи, но большую часть времени предоставлен сам себе.


Признаки безнадзорности отсутствие заботы о ребенке со стороны семьи непослушание ребёнка, нарушение установленных правил жизни в семье. грубость, сквернословие. отсутствие позитивных увлечений у детей. насилие в семье Пропуски учебных занятий без уважительной причины, плохая успеваемость в школе. употребление детьми алкоголя, наркотиков, курение. постановка подростков на учет в школе, органах внутренних дел.












Модель семьи, где дети встают на путь асоциального поведения: нестабильный брак или родители в разводе; сложные взаимные отношения между членами семьи; низкий уровень благосостояния; наличие в семье безработных; наличие в семье членов с асоциальным поведением; частые контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения.








Обязанности родителей Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (Семейный Кодекс РФ ст)






Ответственность родителей За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних устанавливается административная ответственность в виде предупреждения или штрафа. Родители несут административную ответственность за употребление несовершеннолетним алкогольной продукции, наркотических или психотропных веществ. За жестокое обращение с ребенком установлена уголовная ответственность.


В Ярославской области закон такой: 22:00 – детям пора домой! 1-го января 2010 года вступил в силу Закон «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области». Закон запрещает детям до 16 лет находиться без присмотра взрослых в общественных местах в ночное время суток.


До 16 лет запрещено находиться после 22:00 (летом – после 23:00) в следующих общественных местах места массового пребывания и отдыха граждан (улицы, площади, скверы, парки, стадионы, дворы, детские площадки, спортивные площадки, пляжи); места общего пользования многоквартирных домов (лифты, подъезды, лестничные площадки, другие) и придомовые территории;






В рамках реализации Закона Ярославской области от З «О гарантиях прав ребёнка в Ярославской области» сотрудниками органов внутренних Ярославской области в период с 1 января по 10 декабря 2010 года выявлено 1302 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, находящихся в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей). Из 1302 выявленных подростков 1298 переданы родителям, 4 помещены в социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних.



Классный час № 13

«Мое свободное время»

(Профилактический практикум)

Цели и задачи классного часа:


  • профилактика детской и подростковой беспризорности и правонарушений среди школьников;

  • воспитание потребности в организованном проведении досуга подростками;

  • развитие навыков противодействия «модным» ув­лечениям: подростков.
Ход классного часа

Что такое «подростковая безнадзорность»?!

Учитель: Чем заняться в свободное время? Этот вопросу наверное, волнует каждого подростка в современном обществе. Как правильно организовать свой досуг, избежать влияния вредных привычек и игромании - вот об этих проблемах и пойдет сегодня речь на нашем классном часе.

Во многих уголках нашей страны большинство ребят вашего возраста не могут правильно организовать свое свободное время. Значительная часть таких подростков бесцельно бродит по улицам и, не замечая этого, становится бродягами. Это страшное явление.

Ребята, вы должны знать, что в нашей стране существует ряд законов, которые направлены на профилактику подростковой безнадзорности.

В Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 г. № 39-ФЗ), в частное говорится:

«Статья 1. Основные понятия.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возра­ста восемнадцати лет;

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неис­полнения или ненадлежащего исполнения обязан­ностей по его воспитанию, обучению и (или) содер­жанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий мес­та жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в об­становке, представляющей опасность для его жиз­ни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо соверша­ет правонарушение или антиобщественные дей­ствия;

Антиобщественные действия - действия несовер­шеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотроп­ных и (или) одурманивающих веществ, алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции, пива и на­питков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайни­чеством, а также иные действия, нарушающие пра­ва и законные интересы других лиц;

Семья, находящаяся в социально опасном положе­нии, - семья, имеющая детей, находящихся в со­циально опасном положении, а также семья, где родители или инке законные представители несо­вершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

Индивидуальная профилактическая работа - дея­тельность по своевременному выявлению несовер­шеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-пе­дагогической реабилитации и (или) предупрежде­нию совершения ими правонарушений и антиоб­щественных действий;


  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемым в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

  • пиво и напитки, изготавливаемые на его основе,

  • пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливае­мые на основе пива напитки с указанным содержа­нием этилового спирта.
Статья 2. Основные задачи и принципы деятельнос­ти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них являются:


  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий не­совершеннолетних, выявление и устранение при­чин и условий, способствующих этому;

  • обеспечение защиты прав и законных интересов не­совершеннолетних;

  • социально-педагогическая реабилитация несовер­шеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

  • выявление и пресечение случаев вовлечения несо­вершеннолетних в совершение преступлений и ан­тиобщественных действий. <...>»
Учитель: Ребята, выскажите свое мнение, почему подростки начинают бродяжничать? К каким последствиям может привести бесцельное провождение свободного вре­мени? Почему так опасны детская беспризорность и без­надзорность?

(Варианты ответов учеников.)

Тик ли безобидны подростковые увлечения?

Учитель: Ребята, мы рассмотрели проблему, когда подростки вообще ничем не занимаются в свободное время, просто бродяжничают в поисках приключений.
Но большая часть подростков увлекается различны­ми видами спорта, музыкой, компьютерными играми, чтением книг, собиранием марок или монет. Вроде бы
все хорошо - ребята увлечены любимым делом и для совершения проступков просто нет времени. Но и здесь есть определенные проблемы.

А что такое вообще увлечения в подростковом воз­расте?

Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Как правило, увлечения имеют внеучебный характер. Со школьным обучением пересека­ются только интеллектуально-эстетические - исто­рия, музыка, цветоводство, рисование, радиотехника. Бы­вает, что увлечение любимым делом отрывает ребенка от учебы в школе. Эгоцентрические увлечения - изу­чение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модными видами спорта, участие в художествен­ной самодеятельности. То есть любое дело становится лишь средством демонстрации своих успехов. Подрост­ки стремятся выделиться оригинальностью своих заня­тий, возвыситься в глазах окружающих. Этим ребятам также свойственны и лидерские увлечения, которые сво­дятся к поиску ситуаций, где можно что-то организо­вать, руководить сверстниками. Они меняют группы, секции, кружки до тех пор, пока не найдут ту, где могут стать лидерами. Телесно-мануальные увлечения связа­ны с намерением укрепить свою силу, выносливость, при­обрести ловкость. К ним относятся спорт, вождение мо­тоцикла, картинга. Накопительские увлечения - кол­лекционирование во всех его видах, которое может соче­таться с познавательной потребностью (марки), с накоп­лением материальных благ (старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать моде - наклейки, эти­кетки, пачки от сигарет.

К сожалению, в настоящее время некоторые увлече­ния подростков становятся вредными для их возраста:

Самый примитивный вид увлечений - ииформативно-коммуникативный, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться: это многочасовые пустые разговор в дворовой компании, созерцание происходящего вокруг - витрин магазинов, уличных происшествий, «глазение» в телевизор. Такое времяпрепровождение трудно назвать увлечением, но оно очень характерно для большей части подростков. Именно в их среде возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправны поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией наркоманией, бродяжничеством.

Начиная с 2006 г. в американском городе Чикаго подростки из состоятельных семей, недовольные формой своих носа и ушей, стали прибегать к услугам пластичес­ких хирургов. Самые популярные операции сейчас – это когда юные пациенты хотят быть похожими на звезд, Бритни Спирс или Джастина Тимберлейка. Основная причина - подростки не хотят, чтобы их дразнили школе. А вот о том, что пластические операции носа одни из самых сложных в пластической хирургии, он не задумываются, и неизвестно, как будет выглядеть под росток через лет пять-шесть. А уж об огромных деньгах своих родителей таким подросткам просто нет времен призадуматься.

У японских детей тоже появилось новое увлечение. Они перевоплощаются в героев популярных комиксов, мультфильмов и видеоигр, и в таком виде разгуливаю по улицам. Посмотреть на оживших персонажей обычно собираются огромные толпы зрителей и фотографов, которые и оценивают проявленные фантазию и мастерство. Вроде бы и интересно, но каждый подобный костюм обходится родителям в «кругленькую» сумму денег.

Музыкально-спортивное увлечение брейкеров захлестнуло многих подростков и молодежь в современном мире. Брейк (от англ. Ьгеак-dаnсе) - особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение. Есть и другое толкование - в одном из значений брейк означает «из­ломанный танец» или «танец на мостовой». Поклонни­ки этого течения объединены самозабвенной страстью к типцам, стремлением их пропагандировать и демонстри­ровать буквально в любой ситуации. Да, это спорт, это красиво, но порой это опасно, да и появление групп брей­керов в людных местах не всегда приятно окружающим.

А вот об увлечениях граффитчиков можно поспо­рить. Если подростки организованно, в специально отве­денных для этого местах, проводят соревнования по ис­кусству росписи на любой поверхности с помощью бал­лончиков, то это привлекает внимание многих прохо­жих. Но вот расписанные стены домов и заборов в лю­бом населенном пункте страны вряд ли обрадуют взрос­лого человека. Скорее всего, подобные действия «экстрималов» граффитчиков граничат с преступлением - пор­чей общественного, личного имущества или с вандализ­мом.

Ребята, выскажите свое мнение, что полезного в по­добном проведении досуга подростками, а что здесь про­тиворечит общественным нормам или попросту противозаконно?

(Варианты рассуждений учеников.)

Учитель: Особо мне хотелось бы поговорить об увлече­нии подростков сотовыми телефонами. Для взрослых людей в настоящее время сотовая связь стала просто необходима - она неотъемлемая часть современного делового мира. А вот подростки и некоторая часть молодежи чаще всего используют мобильники в качестве игрушек. Например, в 2006 г. шведские подростки увлеклись сверхпопулярной в Европе игрой «Bot-Fiqhters». В «Bot-Fiqhters» каждый игрок должен найти и убить соперника с помощью СМС. Уже сейчас этой забавой увлечено более 10 тыс. человек. Но при этом

Взрослые озабочены тратой денег детей, ведь за СМС надо платить. Да и в стремлении «убить» своего соперника с помощью СМС мало хорошего.

Алан Прис, глава отделения биофизики Бристольского онкологического центра, на полчаса дал телефона ребятам 10-11 лет. У половины они работали в режиме разговора, у других были отключены. А потом ученый провел нейрофизиологические тесты. У тех, кому доставались включенные мобильники, все реакции оказались замедленными. Другой эксперимент показал, что даже после двухминутной беседы у подростков 11-13 лет меняется биоэлектрическая активность мозга. В норму она! приходит лишь через два часа. Что это значит? У ребен­ка меняется настроение, он хуже воспринимает матери­ал на уроке, если во время переменки болтал по сотовому телефону.

Будьте осторожны! Многие врачи предупреждают:


  1. Трубка - как маленькая микроволновка, которая нагревает мозг. Сигнал мобильника в отличие от микроволновки сложный, модулированный и организм человека реагирует на него острее. Процессы в голов­ном мозге происходят на электрохимическом уровне. Это очень сложный, тонко организованный «компь­ютер». Во время разговора по мобильнику мы бьем его (мозг) по тонким «проводкам» электромагнитным молотком. Особенно сильно «получает» кора голов­ного мозга. Этот орган воспринимает электромагнит­ные излучения как глаз - свет, а ухо - звук.

  2. По воздействию на нас мобильный телефон нельзя сравнить ни с компьютером, ни с телевизором. Важ­на не мощность аппарата, а то, что он приложен к уху, - источник электромагнитного поля находится очень близко к мозгу.

  3. Мозг реагирует на вмешательство в его нормальную работу. Он сопротивляется, включает механизм ком­пенсации, но в какой-то момент не выдерживает и дает сбой. Долгие разговоры по сотовому телефону или чрезмерное увлечение различными переговора­ми могут привести к головной боли, рассеянности и плохой памяти.
Следующая информация для размышления. Увлече­ние аудио- и МРЗ-плеерами привело к ухудшению слуха у трети американских подростков. Такие данные были получены в ходе полномасштабного исследования среди молодежи.

По данным опроса, подростки пользуются плеерами намного чаще взрослых и предпочитают слушать музы­ку на максимальной громкости: чрезвычайно громкую музыку слушают 28 % тинейджеров.

Увлечение громкой музыкой заметно отразилось на слухе подростков: 29 % опрошенных заявили, что име­ют привычку постоянно переспрашивать собеседника в ходе разговора, а 17 % пожаловались на постоянный звон в ушах.

Исследователи предупреждают, что под воздействи­ем громкого звука может возникать временная деграда­ция клеток слуховых рецепторов. В случае частого, дол­гого и интенсивного воздействия рецепторы теряют спо­собность к восстановлению и поражение становится не­обратимым.

По данным американских ученых, предельный безо­пасный для здоровья уровень звука - 85 децибел в тече­ние 8 часов ежедневно (звук пылесоса). Подъем уровня громкости звука на 3 децибела означает, что безопасный период его воздействия сокращается вдвое 1 .

А вот еще один способ проведения свободного време­ни - часами просиживать за компьютером, играя в компьютерные игры. При этом мы забываем, что компью­тер сильно вредит нашему зрению.

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изоб­ражение отличается от естественного тем, что оно:


  • самосветящееся, а не отраженное;

  • имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;

  • не непрерывное, а состоит из дискретных точек - пикселей;

  • мерцающее (мелькающее), т.е. точки с определен­ной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установ­ки аккомодации;
не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный пе­репад яркости с фоном.

Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст.

Широкое распространение компьютеров в мире вы­звало целый ряд жалоб на здоровье пользователей пер­сональных компьютеров, и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. С недавних пор в оф­тальмологической и оптометрической литературе утвер­дился термин «компьютерный зрительный синдром» (СУ8).

Как же проявляется СУ8 и каковы его симптомы? Жалобы людей, проводящих длительное время за экра­ном монитора, можно разделить на две группы: «зри­тельные» и «глазные».

К первым относятся:


  • затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

  • замедленная перефокусировка с ближних предме­тов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);

  • двоение предметов;

  • быстрое утомление при чтении. Ко вторым:

  • жжение в глазах;

  • чувство «песка» под веками;

  • боли в области глазниц и лба;

  • боли при движении глаз;

  • покраснение глазных яблок.
Эти явления обычно объединяют термином «астено­пия» (буквальный перевод - отсутствие силы зрения). Указанные жалобы встречаются у значительного процен­та пользователей ПК и зависят как от времени непре­рывной работы за экраном, так и от ее характера. У ча­сти пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства - через 4 часа.

Ребята, как вы думаете, в чем еще вред длительного проведения времени за компьютером? (Варианты отве­тов учеников.)

Чем опасна игромания?

Учитель: Ребята, мы подошли с вами к одной из самых острых проблем современной молодежи - к игромании. Появление во многих семьях компьютеров и почти в каждом населенном пункте игровых автоматов (играль­ных залов) привело к повальному увлечению большей части молодежи азартными играми.

Игромания, лудомания (от лат. 1udos - игра), игро­вая зависимость или патологический гэмблинг - этими терминами называют психическое расстройство, в осно­ве которого лежит патологическое влечение к азартным играм (игры в казино, игровых и компьютерных клу­бах, тотализаторах и др.). По международной классифи­кации болезней основным признаком является постоян­но повторяющееся участие в азартной игре, что продол­жается и часто углубляется, несмотря на социальные последствия, такие как обнищание, разрушение внутри­семейных взаимоотношений и личной жизни у взрослых. А у подростков - возникновение опасности попасть в криминальные группировки; влезать в долги и, как пра­вило, совершать кражи; расстройство нервной системы и потеря реалий жизни; резкое ухудшение здоровья и появление психических заболеваний.

Некоторые считают, что игроки - люди ограничен­ные и склонные только к легкой наживе, но это далеко не так. Как правило, это люди энергичные, во многом талантливые, познавшие успех или стремящиеся к нему. Многие из них любили спорт, сделали хорошую карье­ру, им свойственна рискованность в делах. К игре при­ходят не для заработка, а для развлечения, отдыха, лег­кого способа ухода от проблем. Им хочется таким обра­зом расслабиться, «отключить мозги», испытать прият­ные и радостные эмоции после трудового дня, освобо­диться от одиночества, скуки и однообразия существова­ния, вернуть в свою жизнь утерянные сильные эмоции. Привлекает, конечно, и легкий способ получения удо­вольствия во время бездумной и рискованной игры. Од­нако многие не задумываются, что ставкой в драматич­ной и страстной игре являются не столько деньги, сколько психическое здоровье, а порой и жизнь.

Втягивание в игру происходит быстро, порой за счи­танные недели. Стоит этим людям начать выигрывать, как им кажется, что удача будет сопутствовать им по­стоянно. На процесс игры они начинают тратить все боль­ше сил и хотели бы за это получить награду в виде де­нежного приза, но проигрыш гарантирован, а выигрыш вероятен. Проигрыш рождает чувство вины и досады, злости и попытку во что бы то ни стало добиться желае­мого успеха, а следовательно, разжигает азарт. Объеди­няет проблемных игроков и то, что они любят только выигрывать, но не умеют проигрывать.

Когда же игроки распаляются, то незаметно для себя начинают погружаться в так называемый игровой транс, когда забывают о том, что собирались выиграть или отыг­раться. Выигрывая, они не знают, что делать с выигран­ными деньгами, и вновь делают ставки (реальные - в игровых автоматах, виртуальные - в компьютерных играх), продолжая играть до упора, пока не закончатся деньги. Подобное трансовое состояние сопровождается выбросом гигантского количества нейрогормонов, что обеспечивает получение сильных эмоций, которые труд­но получить в реальности. Игроки погружаются в некое виртуальное состояние, полностью теряя счет времени и деньгам. Очнуться от игры они могут только тогда, ког­да закончатся деньги или они упадут без сил после мно­годневной игровой гонки.

Раскаяние быстро забывается, и скоро игроки вновь начинают испытывать сильное влечение к игре. Им хо­чется отыграться, вернуть проигранные деньги (или прой­ти новый уровень в компьютерных играх), их одолевает обида и злость, им кажется, что их обманули. Этот мо­тив приводит их вновь в игровые заведения (или к ком­пьютерной игре), но на самом деле их влекут процесс игры и те запредельные эмоции, которые они готовы пе­режить снова и снова. Чем выше наслаждение от выиг­рыша, тем глубже и тяжелее страдания от проигрыша. Игровой транс - это психическое состояние, которое со­поставимо с эффектом от сильнодействующих психоак­тивных веществ, какими являются, в частности, нарко­тики. Тяга к этим ощущениям настолько сильна, что человек постепенно теряет интерес к реальной жизни.

Под влиянием сильнейшего и непреодолимого влече­ния игроманы становятся коварными, хитрыми, приду­мывают самые разные предлоги, чтобы отлучиться и на­чать игру.

Долгое время проблемные игроки убеждают себя в том, что ничего страшного не происходит, что они в любой момент прекратят играть, только еще чуть-чуть поигра­ют и остановятся. Многие говорят: «Вот отыграю свое и больше никогда к игре не вернусь». Постепенно жела­ние повторять свое участие в игре становится настолько непреодолимым, что это приводит лишь к утяжелению игровой зависимости. Стремление любой ценой раздобыть средства для игры (или приобрести новую компьютер­ную игру) часто заставляет патологических игроков идти на преступление.

Лечение от игромании не может быть скоротечным. Оно должно быть комплексным и продолжительным. Необходимо проявить терпение и упорство для того, чтобы избавиться от этого тяжелого недуга. Во многом излече­ние связано не только с восстановлением психического здоровья проблемного игрока, но и с переоценкой жиз­ненных ценностей и изменением его образа жизни. К ле­чебному процессу должны подключиться не только спе­циалисты (психиатры-психотерапевты, психологи), но и родственники пациента, его друзья. Однако на практи­ке, к сожалению, далеко не все готовы терпеть безум­ство игромана, и тогда его падение становится особенно быстрым.

В завершение классного часа учитель делает вывод, что пятиклассники должны разумно организовывать свое свободное время, не забывать, что как бродяжничество, так и игромания могут привести человека к преступ­лению и разрушить его личную жизнь.



Поделиться