Применение дисциплинарных взысканий за административные правонарушения. Применение дисциплинарных взысканий за административные правонарушения Институт дисциплинарной ответственности в административном праве

Раздел 3. Административная деликтология

ЛЕЩИНА Э.Л., LESHCHINA E.L.,

кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра государственно-правовых

дисциплин; Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, 454084, г. Челябинск, просп. Победы, 160

Candidate of Legal Sciences,

[email protected]

Chair of state and law disciplines;

Ural Branch of the Russian

State University of Justice,

Pobedy Ave. 160, Chelyabinsk, 454084,

Russian Federation

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

Аннотация. Анализируется дисциплинарная ответственность как один из основных видов юридической ответственности, как одна из форм принуждения, применяемого в порядке подчинения к лицам, совершившим дисциплинарные проступки, как комплексное межотраслевое образование. Характеризуются общеправовые подходы к определению понятия юридической ответственности, ее содержания, цели, функций, основных видов. Поддерживается позиция, согласно которой в законодательстве Российской Федерации закреплена как позитивная, так и ретроспективная (негативная) юридическая ответственность. Рассматривается понятие, содержание, основные черты и принципы дисциплинарной ответственности в административном праве, по этим вопросам приводятся и анализируются мнения авторитетных специалистов в области административного и трудового права. Итогом проведенной работы является авторское определение дисциплинарной ответственности (по административному праву).

Ключевые слова: юридическая ответственность; социальная ответственность; дисциплинарное принуждение; дисциплинарная ответственность; административное право.

DISCIPLINARY LIABILITY IN ADMINISTRATIVE LAW

Annotation. The disciplinary liability is analyzed as one of the main types of legal liability, as one of the forms of coercion applied in the order of subordination to persons who have committed disciplinary offenses, as well as a complex intersectoral phenomenon. General legal approaches to the definition of the concept of legal liability, its content, objectives, functions, main types are characterized. The author of the article supports the position, according to which both positive and retrospective (negative) legal liability is enshrined in the legislation of the Russian Federation. The concept, content, main features and principles of the disciplinary liability in administrative law are considered. The opinions of experts in the field of administrative and labour law concerning these issues are presented and analyzed. The result of this research is the author"s definition of disciplinary liability (under administrative law).

Keywords: legal liability; social responsibility; disciplinary coercion; disciplinary liability; administrative law.

Дисциплинарная ответственность в теории права признается одним из видов юридической ответственности. Вместе с тем в юридической науке до сих пор не прекращается дискуссия о понятии, содержании, функциях и видах юридической ответственности.

Дисциплинарная ответственность в правовой системе России представляет собой сложную систему, комплексный межотраслевой институт, который регламентируется обширным массивом разноуровневых нормативных актов. Вопросы дисциплинарной ответственности наиболее разработаны представителями науки трудового права, однако это обстоятельство не исключает необходимости

дальнейшего исследования вопросов дисциплинарной ответственности в рамках административного (служебного) права, которые исключены законодателем из сферы трудоправового регулирования. Теоретическое осмысление имеющихся проблем предполагает возможность на базе анализа общетеоретических подходов к юридической ответственности, имеющихся научных концепций в науке административного и трудового права определить характерные признаки дисциплинарной ответственности по административному праву и сформулировать ее определение.

Если говорить об ответственности как о сложном и многоплановом социальном явлении, то видится необходимым

изначально проанализировать отдельные точки зрения, современные научные позиции относительно указанной категории.

С точки русского языка ответственность понимается как необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках, отвечать за плохой ход дела, за проступки (С.И. Ожегов). Исходя из этого, в основу понятия ответственности в различных отраслях знаний, в том числе и в праве, может быть положено ее общелитературное смысловое значение.

Ответственность включает в себя, во-первых, осознание своего долга, сформулированного в социальных нормах, и сообразное с этим поведение, во-вторых, оценку поведения и его социально значимых последствий и, в-третьих, наложение взысканий от имени государства, общественной организации, коллектива за поведение, отклоняющееся от нормы, и компенсацию ущерба, причиненного неправильным поведением .

В любом организованном обществе различают моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую и другие виды ответственности, которые в совокупности объединяются родовым понятием «социальная ответственность». Социальная ответственность связывается с объективной необходимостью отвечать за нарушение норм права, морали, обычая, корпоративных норм и может выражаться в наступлении определенных неблагоприятных последствий (осуждение окружающих, негативное общественное мнение, порицание, отказ в доверии и т.д.). Именно такого рода мерами поддерживается соблюдение социальных норм и правил, а общественное осуждение (порицание) иногда может нести и юридические последствия.

Юридическая ответственность -многоплановая категория, «выступающая как способ правового регулирования, как средство укрепления законности и дисциплины, средство воспитания законопослушных граждан и как принцип деятельности правового государства» . Она является ключевым институтом любой правовой системы, одним из важнейших признаков права, необходимым элементом механизма его действия. В силу этого проблема юридической ответственности

занимает одно из центральных мест в общей теории права и в отраслевых юридических науках .

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке .

В то же время не является новым определение юридической ответственности в двух аспектах - ретроспективном (негативном) и позитивном. Такое понимание юридической ответственности позволяет рассматривать этот институт права как показатель активного и сознательного отношения личности к охраняемым общественным и частным интересам, неразрывно связанным с комплексом его собственных интересов .

Р.Л. Хачатуров и Д.А. Липинский полагают, что юридическая ответственность, как и любой вид социальной ответственности, едина и включает в себя ответственность за будущее поведение (позитивную, добровольную ответственность) и ответственность за прошлое противоправное поведение (негативную, государственно-принудительную ответственность) . В подобном понимании позитивная и ретроспективная ответственность - различные формы юридической ответственности, а не самостоятельные ее виды.

А.А. Юрчин высказывает сходное мнение: «В институциональном плане правовая ответственность предстает как связь между двумя субъектами права, при которой одна сторона (субъект ответственности), обладающая свободой воли и выбора, обязывается в силу обладания определенным статусом строить свое поведение в соответствии с ожидаемой моделью, другая же сторона (инстанция ответственности) контролирует, а также оценивает данное поведение и (или) его результаты; в случае отрицательной оценки и наличия вины она вправе определенным образом реагировать» . В рамках данного определения интерес представляет то, что автором в содержание понятия правовой ответственности одновременно включены и позитивная (осознание субъектом ответственности

чувства долга за свое будущее поведение), и ретроспективная составляющие (возможность наступления неблагоприятных последствий за неправомерное поведение субъекта права). Однако далее А.А. Юрчин приходит к весьма сомнительному выводу, что «ретроспективный аспект ответственности в праве точнее было бы именовать

"юридической ответственностью", позитив" Н w // I-7

ный - правовой ответственностью » , не учитывая то обстоятельство, что позитивная ответственность не предполагает обязанности лица отвечать за свои действия и намерения.

В общепринятом понимании позитивная ответственность выступает характеристикой правомерного поведения, как «осознание личностью своего собственного долга перед обществом и другими людьми за свое поведение в будущем» . Например, в Преамбуле к Конституции РФ говорится об ответственности многонационального народа Российской Федерации за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Отдельные законодательные акты содержат в себе элементы позитивной ответственности государственных органов (например, согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач, и в этом случае речь идет об ответственности как о долге, обязанности*), государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности (в части соблюдения установленных статусных запретов и ограничений). Поэтому можно сделать вывод о том, что такой институт не является новым и неизвестным для российского законодателя. Отчет государственного служащего перед непосредственным руководителем за проделанную работу и возможных путях ее совершенствования - это также форма позитивной ответственности. По отношению к гражданам также можно вести речь об их позитивной ответственности, если иметь в виду их долг и обязанности перед обществом и государством .

В связи с этим полностью присоединяемся к позиции Д.Н. Бахраха, согласно которой позитивная ответственность «предполагает осознание необходимости соответствующей деятельности, чувство ответственности. Ее можно рассматривать как внутренний регулятор поведения, теснейшим образом сливающийся с долгом, обязанностью как ответственность за будущее» . Она существует как в сознании, так и в поведении лица. Если поведение лица оценивается как правомерное, то оно признается и ответственным.

Руководствуясь подобным пониманием, с учетом изложенных точек зрения, считаем возможным судить о наличии позитивной ответственности в правовой системе России. Однако чтобы говорить о единообразном понимании позитивной юридической ответственности и самостоятельном ее существовании наряду с ответственностью ретроспективной, как минимум потребуется переработать имеющийся понятийный аппарат применительно к этим двум видам ответственности, а также рассмотреть все вопросы, связанные с правомерным поведением.

Ни у кого из ученых-юристов не вызывает сомнения факт наличия ретроспективной юридической ответственности. Так, Д.Н. Бахрахом негативная ответственность понимается «как отрицательная оценка содеянного коллективом, государством, обществом, как реакция общества на нарушение его интересов и норм, как применение санкций за нарушение общественных правил» . Ретроспективная юридическая ответственность наступает за совершенные противоправные деяния, нарушение установленных государством обязанностей, связана с государственным принуждением, реализуется в процессуальной форме.

Проблема юридической ответственности привлекает к себе внимание теоретиков государства и права, а также представителей отраслевых юридических наук на протяжении длительного периода времени. Имеющиеся представления и взгляды относительно понятия юридической ответственности обусловлены попытками авторов определить ее через такие правовые категории, как «государственное принуждение», «правоотношение», «санкция».

В определении понятия юридической ответственности наиболее правильной считаем авторскую концепцию В.К. Бабае-

ва: «Юридическая ответственность - возникшее в результате лично совершенного правонарушения и предусмотренное юридической нормой политико-правовое состояние, когда компетентный орган, должностное лицо или гражданин на основе закона или в специальной форме требует от правонарушителя отчет в совершенном деянии, возлагает на него определенную меру лишений, а правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия нарушения юридической нормы» . Здесь следует сделать небольшое уточнение: для должностных лиц дисциплинарная ответственность может наступить и за проступки подчиненных (например, за слабый контроль, попустительство, неудовлетворительные показатели, непринятие мер и т.д.).

Целями юридической ответственности выступают следующие: защита правопорядка, наказание виновных, предупреждение правонарушений, возмещение ущерба и воспитание граждан. Эти цели находят свое выражение в функциях юридической ответственности, и их содержание, в зависимости от вида ответственности, различно. Традиционно различают следующие функции юридической ответственности: карательную (или штрафную); правовосстановительную (она присуща прежде всего имущественной ответственности, призвана компенсировать потери потерпевшей стороны, восстановить ее права); воспитательную; предупредительную (или превентивную, причем здесь выделяют частную и общую превенцию) .

Юридическую ответственность в единстве материальных и процессуальных норм можно подразделить на виды, однако в отечественной теории права вопрос о классификации видов юридической ответственности является дискуссионным. Многие авторы небезосновательно полагают, что самая распространенная классификация видов юридической ответственности зависит от того, нормы какой отрасли нарушаются, какой вид правонарушения совершен. По этому основанию выделяют конституционную, уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную ответственность. В науке также выделяют такой вид ответственности, как процессуальная

ответственность, и некоторые другие: налоговая, финансовая, экологическая и т.п. Однако в одной отрасли права может сосуществовать и несколько видов ответственности (например, в административном и трудовом праве), а отдельным видам ответственности (например, процессуальной) не соответствует самостоятельная отрасль права. По форме ее осуществления ответственность может наступать в судебном, административном, ином порядке. Виды юридической ответственности различаются между собой по основаниям, субъектам, применяемым мерам воздействия, процедуре.

Разнообразие круга регулируемых нормами административного права общественных отношений определяет несколько видов ответственности по административному праву: административную, дисциплинарную и материальную. Следует уточнить, что нормы административного права регламентируют материальную ответственность только в отношении военнослужащих.

Дисциплинарная ответственность рассматривается в правовой науке как одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя , а также как правовой институт, регулирующий основания и порядок ее реализации. Для данного вида ответственности характерно, что дисциплинарные правоотношения регулируются нормами различных отраслей права - административного, служебного, трудового, муниципального, судоустройственного, уголовно-исполнительного, образовательного.

В юридической науке выделяют общую (наступает в соответствии с Трудовым кодексом РФ) и специальную дисциплинарную ответственность, которая предусмотрена федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. В рамках специальной дисциплинарной ответственности предусмотрен более широкий перечень оснований для привлечения к ответственности и расширенный перечень дисциплинарных взысканий. Основанием применения дисциплинарных взысканий, предусмотренных нормами о специальной дисциплинарной ответствен-

ности, может служить поведение работника (служащего) не в рабочее время.

Дисциплинарная ответственность по нормам административного (служебного) права также является специальной. Государство возлагает на своих служащих определенные обязанности и одновременно наделяет их необходимыми правами, и при этом устанавливает различные виды ответственности за невыполнение возложенных общих и специальных обязанностей, нарушение порядка пользования предоставленными правами. Однако не все формы правового воздействия выступают мерами юридической ответственности. Так, возложение на должностное лицо обязанности отменить незаконный акт или восстановить незаконно уволенного со службы - меры правовой защиты.

На сегодняшний день в юридической науке отсутствует общепринятое, согласованное, поддерживаемое широкой научной общественностью определение понятия дисциплинарной ответственности, что обусловлено наличием различных несогласованных научных концепций и отсутствием единства в понимании ее характерных признаков. При некоторых различиях в понимании сущности дисциплинарной ответственности большинство ученых относит ее к самостоятельному виду юридической ответственности.

Результаты многолетних научных исследований свидетельствуют о том, что существующие проблемы дисциплинарной ответственности обусловлены ее межотраслевым характером и находятся на стыке ряда юридических наук - административного (служебного), военного, трудового и муниципального права. Это обусловлено особенностями правового регулирования порядка прохождения службы (осуществления трудовой функции) и ответственности различных категорий работников, государственных и муниципальных служащих.

В административно-правовой литературе можно выделить следующие подходы к определению понятия «дисциплинарная ответственность»:

1. Дисциплинарная ответственность представляет собой установленную законом обязанность субъекта служебного правоотношения соблюдать и исполнять принятые на себя обязанности, а в случае противоправного неисполнения или ненадлежащего

исполнения имеющихся предписаний возможность понести меры дисциплинарного взыскания (Сорокин В.Д., 2002).

2. Дисциплинарная ответственность

Это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения (Бахрах Д.Н., 2011).

3. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников) (Старилов Ю.Н., 1996).

4. Дисциплинарная ответственность

Это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке (Попов Л.Л., 2008).

5. Дисциплинарная ответственность представляет собой меру государственного воздействия карательного характера лиц за нарушение дисциплины (трудовой, служебной, учебной и т.д.), т.е. за дисциплинарный проступок (Витрук Н.В., 2008).

6. Дисциплинарная ответственность

Это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения (Дерюга А.Н., 2011).

7. Дисциплинарная ответственность

Это предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за дисциплинарные проступки (Ноздрачев А.Ф., 1999).

8. Дисциплинарная ответственность

Это возникающая из факта совершения дисциплинарного и иного правонарушения обязанность лица понести наказание, заключающаяся в применении соответствующим должностным лицом в установленном порядке дисциплинарных взысканий, выражающих государственное осуждение противоправного, виновного поведения нарушителя служебной дисциплины (Никифоров А.В., 1998).

В приведенных определениях внимание акцентируется на следующем:

Фактическом основании дисциплинарной ответственности - дисциплинарном проступке;

Наличии специальной связи между нарушителем дисциплины и лицом, на которое возложена обязанность реагировать на этот проступок;

Наличии у субъекта дисциплинарной власти права применить предусмотренные законодательством меры дисциплинарной ответственности;

Обязанности лица претерпеть неблагоприятные последствия за совершение дисциплинарного проступка.

Дисциплинарная ответственность, в том числе и в системе советской государственной службы, в течение многих лет рассматривалась исключительно как институт трудового права, в наибольшей степени ее сущность была разработана в трудах представителей этой правовой науки . Тем не менее следует признать, что и в науке трудового права до сих пор нет единства мнений на понятие дисциплинарной (трудоправовой) ответственности.

Характерно, что в литературе по трудовому праву мы обнаруживаем уже совершенно иную трактовку интересующих нас понятий, нежели в административном праве, например:

1. Ответственность в трудовом праве - это обязанность лица - участника трудовых и связанных с ними отношений претерпевать неблагоприятные последствия личностного, организационного или имущественного характера за действия или бездействие, причинившие вред другому субъекту данных отношений (Иван-кина Т.Ф., 2012).

2. Дисциплинарная ответственность - это обязанность работника ответить перед работодателем (его администрацией) за совершенный дисциплинарный проступок и понести те меры воздействия, которые указаны в дисциплинарных санкциях трудового права (Сыроватская Л.А., 1998).

3. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей (Гусов К.Н., Толкунова В.Н., 2004).

4. Дисциплинарная ответственность представляет собой вид юридической от-

ветственности работника за совершение дисциплинарного проступка, связанного с исполнением трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудовой дисциплины (В.А. Ковалев, 2012).

5. Дисциплинарная ответственность

Один из видов юридической ответственности, который заключается в праве полномочного представителя работодателя применить к работнику, совершившему дисциплинарный проступок, предусмотренные законодательством меры дисциплинарного взыскания, и в корреспондирующей данному праву обязанности работника, допустившего совершение дисциплинарного проступка, претерпеть установленные в законодательстве неблагоприятные последствия (Миронов В.И., 2009).

6. В учебнике «Трудовое право» под редакцией Ю.П. Орловского (автор главы - О.Ю. Павловская) дисциплинарная ответственность рассматривается в двух аспектах . Как правовая категория дисциплинарная ответственность включается в состав правового института «дисциплина труда» и означает определенную реакцию государства на правонарушение в сфере трудовых отношений, потенциальную возможность применения к нарушителю мер дисциплинарного взыскания, указанных в законодательстве. Второй аспект представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей конкретным работником и заключается в применении санкций к нарушителю трудовой дисциплины и их реализации. В этом аспекте дисциплинарная ответственность, называемая ретроспективной,

Это обязанность нарушителя ответить за совершенное правонарушение и претерпеть неприятные последствия в виде ограничений личного, организационного или имущественного порядка. Со стороны работодателя реакция на правонарушение заключается в истребовании отчета от нарушителя и применении к нему санкций правовых норм трудового права.

Итогом обобщения многочисленных точек зрения ученых по вопросу определения дисциплинарной ответственности выступают следующие ее основные признаки:

1. Это один из основных видов юридической ответственности, поэтому ей присущи все основные черты последней.

2. Ее фактическим основанием является дисциплинарный проступок (виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных (трудовых) обязанностей) или иное деяние, за которое возможно применение мер дисциплинарного взыскания.

3. Предполагает обязанность виновного лица дать отчет о своем проступке.

4. Субъектами дисциплинарной ответственности выступают только физические лица.

5. Меры дисциплинарного принуждения, за отдельными исключениями, применяются в порядке служебного подчинения, и рамки «дисциплинарной власти» полномочного субъекта определены правовыми нормами.

6. Выступает правовым средством обеспечения надлежащего исполнения должностных обязанностей и способом защиты права работодателя (нанимателя) на добросовестный труд (исполнение служебных обязанностей).

7. Реализуется в правоотношении, характеризующемся правом нанимателя (работодателя) воздействовать на нарушителя дисциплины в установленной процессуальной форме, ухудшая его правовое положение и возлагая на него обязанность претерпеть это воздействие.

8. Следствием привлечения к дисциплинарной ответственности, как правило, выступают наложение дисциплинарного взыскания и последствия его применения, в том числе и прекращение служебно-тру-довых отношений (при увольнении).

Важнейшим признаком дисциплинарной ответственности, как полагают многие авторитетные специалисты, является применение дисциплинарных взысканий. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что дисциплинарная ответственность и дисциплинарное взыскание тесно взаимосвязаны, но не идентичны. Основание их возникновения - дисциплинарный проступок, они предполагают наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя. Они различны по объему, моментам возникновения, порождаемым последствиям. Освобождение от дисциплинарной ответственности одновременно освобождает и от наложения дисциплинарного взыскания, а неприменение взыскания, напротив, не всегда напрямую связано с освобождением

от ответственности (например, применяются меры воспитательного характера). Дисциплинарная ответственность - это более широкая категория.

Для отношений дисциплинарной ответственности также характерно отсутствие закрепленных в законодательстве составов дисциплинарных правонарушений (помимо носящих признаки грубых) и соответствующих им санкций.

По своей правовой природе дисциплинарная ответственность в служебных правоотношениях является не частной, а публичной , что принципиально отличает ее от дисциплинарной ответственности в трудовых правоотношениях, где отсутствует государственное принуждение. При этом не исключено участие государства (в лице суда) в отношениях материальной ответственности. Властные полномочия работодателя ограничены рамками трудового коллектива, и применение мер дисциплинарной ответственности - право, а не обязанность нанимателя (исключение - ст. 195 ТК РФ).

Дисциплинарный проступок госслужащего может причинять ущерб внешне-управленческим отношениям, законным правам и интересам граждан и организаций. Государство, как наниматель, «противостоит» государственному служащему, устанавливая требования к служебному поведению и возлагая на своих представителей обязанности по их соблюдению. Привлечение к дисциплинарной ответственности госслужащего имеет своей целью обеспечение установленного порядка государственного управления, функционирования государственного органа. При этом меры дисциплинарного воздействия, помимо соответствующего субъекта дисциплинарной власти, может применить и вышестоящий руководитель. Неприменение мер дисциплинарного принуждения, особенно в отношении должностных лиц, может нарушать общественный (публичный) интерес, и в таких случаях освобождение служащего от дисциплинарной ответственности невозможно, в отличие от трудоправовых нарушений.

Эта особенность влияет на содержание и функции дисциплинарной ответственности в трудовом и административном праве. В трудовом праве выделяют такие функции дисциплинарной ответственности

работников, как регулятивная, предупредительная (превентивная), карательная, восстановительная и воспитательная. По мнению С.Е. Чаннова, «дисциплинарная ответственность государственных (равно как и муниципальных) служащих должна выполнять совсем другие функции» , чем дисциплинарная ответственность работников, для служебных правоотношений характерна не правововосстановительная функция, а предупреждающая и пресека-тельная. На наш взгляд, дисциплинарный проступок пресекается посредством применения мер дисциплинарного принуждения (мер обеспечения по делу о дисциплинарном проступке), и пресекательная функция дисциплинарной ответственности не имманентна. А привлечение виновного служащего к ответственности по крайней мере восстанавливает справедливость.

Правоотношения, возникающие при привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих, являются:

Охранительными;

Государственно-служебными;

Публичными;

Административно-процессуальными (порядок рассмотрения дел урегулирован соответствующими процессуальными нормами административного права);

Сложными (у каждого участника правоотношений имеются и юридические права, и юридические обязанности);

Вертикальными (когда один из участников подчинен другому) или горизонтальными - когда отношения складываются между не подчиненными субъектами (военнослужащий - суд).

М.Б. Добробаба полагает, что «поскольку регулирование вопросов дисциплинарной ответственности государственных служащих нормами трудового права не допускается, дисциплинарная ответственность государственных служащих имеет исключительно административно-правовую природу и наряду с общей административной ответственностью является подвидом административной ответственности - дисциплинарной административной ответственностью» . Здесь вызывает возражение следующее. В части, не урегулированной специальным законодательством, применяются нормы трудового права (за исключением военнослужащих,

в силу прямого указания закона). Далее, говорить о том, что дисциплинарная ответственность (по административному праву) является подвидом ответственности административной, ошибочно. Это два самостоятельных вида юридической ответственности, существующие в рамках одной отрасли права, которые имеют свои собственные основания, субъектный состав, виды форм воздействия, порядок реализации, сущность и содержание правоотношений, и мы не видим достаточных оснований для того, чтобы менять соотношение известных понятий. Другое дело, что меры дисциплинарной ответственности применяются в административном порядке (порядке подчиненности). Более уместно использовать термин «служебная дисциплинарная ответственность».

Порядок привлечения лица к дисциплинарной ответственности связан с характеристикой принципов дисциплинарной ответственности и производства по делу о дисциплинарном правонарушении. В пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»* среди общих принципов юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности названы справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. Полагаем, что данный перечень должен быть дополнен такими специальными принципами, как обоснованность, объективность, целесообразность, оперативность, экономичность, индивидуализация, неотвратимость, недопустимость удвоения ответственности. Примечательно, что рассмотрению дела о дисциплинарном проступке не присущи принципы гласности, состязательности.

Для привлечения лица к дисциплинарной ответственности необходимы правовые, фактические и процессуальные основания.

Правовые основания дисциплинарной ответственности закреплены в большом массиве нормативных правовых актов. В них закреплены:

Права и обязанности субъектов дисциплинарных правоотношений, и их невыполнение или ненадлежащее выполнение рассматривается как правонарушение;

Меры дисциплинарного воздействия за их нарушение;

Порядок применения принудительных мер.

Фактическими основаниями выступают совершение дисциплинарных проступков, дефиниции (механизм) которых закрепляются в законодательстве, регулирующем соответствующие трудовые или служебные отношения. Из сказанного следует, что дисциплинарная ответственность также выступает структурным элементом служебного (трудового) правоотношения.

В силу незавершенности реформирования института государственной службы современное законодательство о гражданской государственной службе, в том числе касающееся дисциплинарной ответственности, в части, не урегулированной служебным законодательством, базируется на законодательстве о труде.

Для некоторых видов федеральных государственных служащих как специальных субъектов административной ответственности в соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ дисциплинарная ответственность может наступить и за совершение административного правонарушения, за которое указанные лица не подлежат привлечению к административной ответственности на общих основаниях. Однако привлечение лица к дисциплинарной ответственности не освобождает его от уголовной ответственности.

Не исключена кумуляция административной и дисциплинарной ответственности за одно деяние (если объекты противоправного посягательства разные). Например, управление сотрудником ОВД (полиции) транспортным средством в состоянии опьянения квалифицируется как нарушение служебной дисциплины и одновременно влечет лишение его права управления как водителя. Возможность одновременного наступления дисциплинарной и материальной ответственности предусматривается правовыми актами, регулирующими дисциплинарную ответственность некоторых государственных служащих.

Так, в ст. 16 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации»* указано: «За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством». Для военнослужащих согласно положениям ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»** умышленное причинение материального ущерба военному имуществу признается грубым дисциплинарным проступком.

Однако иногда проблематично решить вопрос о выборе вида ответственности - дисциплинарной или административной - для государственного служащего, проступок которого одновременно носит признаки и дисциплинарного (служебного), и административного правонарушения. По различным основаниям за одно деяние может самостоятельно применяться и дисциплинарная, и административная ответственность. Несмотря на отсутствие единого подхода к решению проблемы, полагаем, что удвоение ответственности недопустимо, и выбор вида ответственности должен ставиться в зависимости от вида нарушенных общественных отношений. В случае нарушения отношений внутри организации должна наступать дисциплинарная ответственность. Если проступок причиняет вред отношениям внешнего характера, нарушает права и законные интересы граждан и организаций, должна наступать административная ответственность.

Таким образом, дисциплинарная ответственность по административному праву представляет собой сложный социально-правовой феномен.

Характерные признаки дисциплинарной ответственности:

1. Является отражением потребности государства в лице нанимателя в защите служебно-трудовых отношений от дисциплинарных проступков.

2. Выступает в форме дисциплинарного принуждения в рамках служебных правоотношений.

3. Является одним из основных средств недопущения нарушений установленной дисциплины, добросовестного соблюдения должностных обязанностей.

5. Реализуется в форме администра-тивно-юрисдикционного производства.

Проведенный анализ позволил сформулировать следующее определение: дисциплинарная ответственность (по административному праву) - это предусмотренное

правовой нормой особое правовое состояние, которое наступает вследствие совершенного дисциплинарного проступка или иного правонарушения, когда компетентный орган или должностное лицо от имени государства требует от подчиненного ему члена административного коллектива дать отчет о совершенном им противоправном деянии (бездействии) и возлагает на него в установленной процессуальной форме предусмотренные законодательством меры дисциплинарного принуждения (взыскания), а виновное лицо обязано претерпеть эти лишения и их дополнительные отрицательные последствия в целях воспитания правонарушителей, общей и частной превенции дисциплинарных проступков.

Список литературы

1. Советское административное право / под ред. П.Т. Василенкова. М.: Юрид. лит., 1990. 576 с.

2. Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева. М.: Юрайт, 2016. 715 с. Сер.: Бакалавр. Базовый курс.

3. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: монография. М.: РАП, 2008. 304 с.

4. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. 699 с.

5. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

6. Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности: монография. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2007. 950 с.

7. Юрчин А.А. Институт правовой ответственности в российской системе местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. 27 с.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристь, 2004. 512 с.

9. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. 832 с.

10. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: учеб. пособие. Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1989. 204 с.

11. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциации // Трудовое право. 2009. N 8. С. 19-27.

12. Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В.В. Володина. М.: Ось-89, 2009.

13. Трудовое право России: учебник для бакалавров / отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: Юрайт, 2014. 854 с. Сер.: Бакалавр. Академический курс.

14. Миннигулова Д.Б. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих и проблемы его реализации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. 54 с.

15. Добробаба М.Б. Проблема определения правовой природы дисциплинарных правоотношений в служебном праве // Административное право и процесс. 2012. N 5. С. 18-20.

Дисциплинарная ответственность – это вид ответственности, предусмотренный за совершение дисциплинарного проступка в коллективе. Она может регламентироваться нормами ТК и КоАП РФ, но в последнем случае ее несут только должностные лица, военнослужащие, граждане, имеющие специальные звания и государственные гражданские служащие.

В отличие от трудового законодательства, где дисциплинарные меры выражаются в виде замечаний, выговоров или увольнений, по КоАП РФ предусмотрен более широкий ряд санкций в отношении работников, совершивших правонарушение: понижение в звании, расторжение трудового соглашения, понижение в должности.

Основанием для наложения дисциплинарного взыскания по Трудовому кодексу является совершение аморального поступка или грубого нарушения, а именно:

  • Прогул: отсутствие более 4-х часов подряд на рабочем месте без уважительной причины.
  • Нахождение на территории организации в состоянии токсического, алкогольного или наркотического опьянения.
  • Совершение поступка, исключающего возможность дальнейшей службы.
  • Неоднократное неисполнение или отказ от исполнения служебных обязанностей, указанных в должностной инструкции.
  • Разглашение государственной тайны.
  • Совершение хищения по месту работы.
  • Виновное (умышленное) причинение ущерба имуществу организации.
  • Несоблюдение норм охраны труда, если это стало причиной аварии, катастрофы или получения ущерба здоровью работников.
  • Предоставление заведомо подложных документов при заключении трудового договора или контракта.
  • Непрохождение аттестации (несоответствие занимаемой должности).
  • Совершение виновных действий, из-за которых было утрачено доверие работодателя.

Для гражданских лиц, работающих в коммерческих организациях или по договору найма, предусмотрено только три вида наказания: замечание, выговор или увольнение. В любом случае все они должны подкрепляться доказывающими документами и приказами руководства, иначе дисциплинарные меры могут быть признаны незаконными.

Отличительной чертой дисциплинарной ответственности по административному праву от трудового является то, что в последнем случае работник отвечает за нарушение норм, предусмотренных ТК РФ, а в первом – за совершение деяния, которое карается КоАП РФ.

Понятие

Само понятие «дисциплинарная ответственность по административному праву» подразумевает всевозможные меры, которые могут использоваться в отношении лиц, совершивших проступок на службе или вне ее, если его вина будет доказана и подтверждена соответствующими документами.

Помимо КоАП и ТК РФ, ответственность сотрудников может регламентироваться другими, специальными законодательными актами, действующими в конкретных сферах:

  • ФЗ «О полиции».
  • ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  • ФЗ «О государственной гражданской службе».
  • Дисциплинарный устав ВС РФ.

Как уже говорилось ранее, дисциплинарная ответственность возникает лишь при нарушении трудового законодательства, в то время как при несоблюдении норм КоАП РФ санкции, которые могут применяться по отношению к сотрудников МВД, ВС РФ и т.д., более широки. Какие проступки считаются нарушением по КоАП РФ:

  • Несоблюдение норм противопожарной безопасности.
  • Нарушение правил регистрации по месту жительства.
  • Нарушение правил дорожного движения.
  • Несоблюдение требований об обязательном страховании.
  • Организация незаконных митингов.
  • Совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей.
  • Нарушение права ознакомления граждан со списком участников референдума или избирателей.
  • Правонарушения в области финансов: несвоевременная постановка на учет, непредоставление отчетностей и т.д.
  • Незаконное перемещение через границу государств, предоставление недостоверных сведений в таможенные органы, и т.д.
  • Невыполнение законного предписания органа исполнительной власти.
  • Неисполнение требований и предписаний антимонопольных органов.

Расследованием административных правонарушений занимаются уполномоченные на это органы, а поводом для процессуальных действий может послужить следующее:

  • Обнаружение проступка непосредственно сотрудниками органов, уполномоченными составлять протоколы: УМВД РФ, ГИБДД РФ, и т.д.
  • Поступление заявления от правоохранительных и других органов, если в нем содержится суть жалобы и данные об административном правонарушении.
  • Сообщения от СМИ, физических или юридических лиц о факте административного проступка.

Таким образом, административная ответственность может быть применена в отношении милитаризованных служащих, сотрудников полиции, обучающихся и лиц, свобода которых была ограничена по КоАП РФ, при этом она имеет отличительные особенности:

  • К ней граждане привлекаются во внесудебном порядке, т.е. для привлечения достаточно совершения проступка и составленного вследствие протокола.
  • В случае с ответственностью перед работодателем меры применяются только в порядке подчиненности.
  • Суть дисциплинарной ответственности заключается в применении правовых санкций, предусмотренных за совершенный проступок.

Каковы основания для дисциплинарной ответственности:

  • Совершение должностного нарушения – противоправного действия, не влекущего административного или уголовного наказания.
  • Административное правонарушение: например, по ст. 2.5 КоАП РФ.
  • Нарушение норм морали: например, в ст. 26 ФЗ «О статусе военнослужащих» говорится, что граждане, задействованные в рядах ВС РФ, должны чтить требования Конституции, быть верными Военной присяге, соблюдать дисциплину и охранять государственную или военную тайну.

В последнем случае доказать правонарушение весьма проблематично, потому как юридическая ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей сотрудником, в то время как мораль и нравственность не регламентируется нормами права.

Что говорит закон?

Законодательством предусмотрены не только такие меры взыскания, как понижение в звании, замечание, выговор или увольнение, но и материальная ответственность. Она частично регламентируется и административным правом: например, при определении полномочий органов, связанных с возмещением материального вреда, а также при вычете из зарплаты сотрудника при увольнении, если ранее в его распоряжении находилось государственное имущество.

Пример материальной ответственности:

Иванов Н.О. служил в полиции, но за совершение грубого антиобщественного проступка был уволен по желанию работодателя. При расчете с него была взыскана стоимость формы, выданной для несения службы.

Стоит отметить, что к административной ответственности не могут привлекаться граждане, совершившие деяния, предусмотренные ст. 81 ТК РФ, т.к. в этом случае проступок должен трактоваться только нормами трудового права.

Когда наступает дисциплинарная ответственность по административному праву?

Согласно действующему законодательству, к дисциплинарной ответственности работники могут быть привлечены лишь в том случае, если их вина будет доказана. Например, при совершении сотрудником проступка, несовместимого с дальнейшим несением службы, все должно быть зафиксировано в соответствующем протоколе.

Таким образом, данный вид ответственности наступает только при вредном антиобщественном деянии работника, при этом оно должно быть зафиксировано доказательными документами: объяснительными и докладными записками, актами, приказами руководителей, протоколами.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Данный вопрос регламентируется разными законодательными актами и зависит от того, к какой категории лиц относится работник, совершивший проступок, однако есть ряд общих требований:

  • Взыскание может быть наложено только уполномоченными на это органами или должностными лицами.
  • До принятия мер наказания руководитель должен затребовать с сотрудника объяснительную записку, которую он обязан предоставить в течение двух рабочих дней. Если он этого не сделал, работодатель в присутствии двух свидетелей составляет акт об отказе в объяснениях.
  • Сроки применения дисциплинарных взысканий также необходимо соблюдать: не позднее одного месяца с даты обнаружения проступка, и не позже полугода – с момента совершения.
  • За неправомерное деяние накладывать взыскание можно только один раз.
  • Все руководители обязаны составлять приказы о наложении дисциплинарных взысканий в отношении совершивших их сотрудников, а затем отдавать документы им на подпись. Если последние отказываются расписываться, необходимо составить акт об этом и дать его на подпись двум свидетелям.

Любое дисциплинарное взыскание (по ТК или КоАП РФ) работник может обжаловать в Государственной инспекции по охране труда или в суде, но для этого необходимо иметь документальные доказательства невиновности и показания свидетелей.

Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе правовых норм на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него обязанностей.

Особенности:

1)наступает за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;

2)состоит в применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий;

3)право не ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти;

4)основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права, в данном случае - АП.

Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного должностного лица или решением коллегии. Приказ о наложении с указанием применения объявляется виновному под расписку. Вступает в силу немедленно.

Дисциплинарное взыскание считается снятым, если:

1)истек 1 год давности

2)лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности.

Виды дисциплинарных взысканий (общие для всех):

1. Замечание (устное) - правовых последствий не несет

2. Выговор

3. Строгий выговор

4. Предупреждение о неполном служебном соответствии

5. Увольнение

Необходимо сразу указать, что в административный процесс включаются лишь такие дисциплинарные производства, которые урегулированы материальными и процессуальными нормами административного права. Таким образом, к административному процессу не могут быть отнесены производства по делам о дисциплинарных проступках относительно рабочих и служащих, которые регламентируются нормами трудового права. Круг дисциплинарных производств, регулируемых преимущественно нормами административного права, ограничивается дисциплинарными производствами относительно государственных служащих, учащихся, лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также лиц, в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине.

Взяв за основу определение дисциплинарного производства, предлагаемое Д. Н. Бахрахом, можно дать следующее понятие дисциплинарного производства по административному праву: это урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков к дисциплинарной ответственности.

Большинство ученых-административистов рассматривают дисциплинарное производство как одну из составляющих административно-юрисдикционного процесса, то есть как одно из его производств. При этом Д. Н. Бахрах уточняет, что одним из производств административно-юрисдикционного процесса является дисциплинарное производство на основе норм административного права.

Следовательно, представляется, что к дисциплинарному производству по административному праву могут применяться все основополагающие категории административно-юрисдикционного процесса.

Дисциплинарное производство по административному праву базируется на определенных принципах, которые являются исходными позициями, лежащими в основе проведения процессуальной деятельности по делам о дисциплинарных проступках. Данные принципы выступают в качестве руководящих положений при осуществлении рассмотрения дел о дисциплинарных проступках государственных служащих, учащихся и других субъектов и пронизывают все стадии дисциплинарного производства. Учитывая процессуальный характер дисциплинарного производства, очевидно, что ему присущи общепроцессуальные принципы, то есть характерные для любого вида юрисдикционной деятельности. Это принципы: законности, гласности, объективной истины, демократизма, равенства всех граждан перед законом и др.

Наравне с общими принципами, дисциплинарному производству присущи и некоторые специфические. Их наличие обусловлено индивидуальными особенностями дисциплинарного производства, такими как внесудебный порядок и наличие особых субъектов. Это -- принципы экономичности, оперативности, целесообразности.

Порядок применения и снятия Д.О. по ФЗ «о государственной гражданской службе РФ».

Ст. 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения.

6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Общая характеристика юридической ответственности

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания. Признаки такого рода наказания имеются и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в лишении свободы, и в административном штрафе, и в гражданско-правовой неустойке. Соответственно и виды юридической ответственности бывают различными, например: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная.

Все эти виды ответственности устанавливаются государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, применяемые к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.

Для всех видов юридической ответственности существуют некоторые общие признаки:

Юридическая ответственность представляет собой разновидность государственного, правового принуждения;

Она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя, предусмотренных санкцией правовой нормы;

Она является итоговой правовой оценкой деяния (и его совершившего лица) от имени государства;

Юридическая ответственность всегда рассматривается в качестве негативной ответственности (в отличие от позитивной ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело (т.е. когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга));

Ее несут и субъекты, и объекты управления и т.д.

Таким образом, юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, выражающихся в установлении для него отрицательных последствий.

Нормы административного права предусматривают разнообразные виды юридической ответственности:

Дисциплинарную ответственность;

Материальную ответственность;

Административную ответственность.

Все три перечисленных видов юридической ответственности в той или иной степени регулируются нормами административного права и, соответственно, рассматриваются как “ответственность по административному праву”. Данное понятие необходимо отличать от понятия “административная ответственность”, которое является одним из видов юридической ответственности.

Далее кратко рассмотрим дисциплинарную и материальную ответственность. Учитывая особую значимость для административного права административной ответственности, как одного из институтов, ей будет посвящен отдельный параграф.

Понятие и виды дисциплинарной ответственности по административному праву, основания ее применения

Дисциплинарная ответственность, являясь одним из видов юридической ответственности обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет ее качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельности.

1. Дисциплинарная ответственность применяется чаще всего в связи с дисциплинарными проступками, но может быть использована и для борьбы с другими правонарушениями и даже аморальными деяниями.

2. Дисциплинарная ответственность внесудебна, она - разновидность исполнительно-распорядительной деятельности.

3. Ее осуществляют и органы негосударственных организаций в отношении работающих в них граждан. Они делают это на основании норм трудового права, в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям.

4. Дисциплинарная ответственность может применяться только в отношении членов устойчивых коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих, военнослужащих, студентов, заключенных и т.д.).

5. Для дисциплинарного взыскания характерно широкое использование морально-правовых санкций (например, выговоров).

6. Дисциплинарная ответственность применяется субъектами дисциплинарной власти. Обычно ее имеют субъекты линейной власти, руководители коллективов. К конкретному правонарушителю меру дисциплинарного воздействия может применить только непосредственный или вышестоящий руководитель.

7. Дисциплинарная ответственность регламентирована многими отраслями права: трудовым, административным, исправительно-трудовым.

8. Меры дисциплинарного воздействия могут применяться только к конкретным лицам. Дисциплинарная ответственность не только персонифицирована, но и индивидуализирована. Это частично проявляется в том, что в ее рамках существует множество санкций и процедур, рассчитанных только на определенную группу лиц. Так, можно выделить санкции, применяемые к солдатам и матросам, офицерам и генералам, студентам и аспирантам, руководящим работникам, прокурорам и следователям.

Таким образом, дисциплинарная ответственность – это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе административно-правовых норм на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Различают следующие виды дисциплинарной ответственности:

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;

В порядке подчиненности;

В соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в отдельных министерствах и органах.

Для каждого вида дисциплинарной ответственности законодательством предусмотрены свои взыскания.

Дисциплинарная ответственность в отношении определенной категории субъектов регламентируется той отраслью права, которая целиком или в основном регулирует отношения администрации коллектива с ее членами. Так, применительно к рабочим и служащим действует трудовое право, применительно к заключенным - исправительно-трудовое. Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов (членов административных коллективов):

1) милитаризованных служащих (военнослужащих, военизированных служащих, аттестованных работников милиции);

2) обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

3) лиц, свобода которых временно ограничена на основе норм административного права (помещение в лечебно-трудовые и иные профилактории, специальные приемники).

Кроме этого, административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. С его помощью определяется круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти.

Нормами административного права определяется объем дисциплинарной власти должностных лиц, реализующих дисциплинарную ответственность. В целом, в отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.

Дисциплинарный проступок - это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива, и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе. Иногда основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяются различными способами. Например, в понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, нарушение норм морали и военной чести. За совершение дисциплинарного проступка на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание по административному праву есть мера воздействия, применяемая органом государства к подчиненному ему служащему, совершившему должностной проступок, и выражающее от имени органа, его налагающего, официальное осуждение проступка и лица, его совершившего, в целях воспитания и предупреждения совершения новых поступков.

Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе, служит. Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Основные виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушения трудовой дисциплины, закреплены в ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь (замечание, выговор, увольнение), содержащей оговорку о том, что законодательством и уставами по дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие взыскания. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов - это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД - это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, лишение нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок их применения определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными актами. Общий порядок применения дисциплинарных взысканий закреплен в ст. 199 Трудового кодекса Республики Беларусь, а сроки применения дисциплинарных взысканий – в ст. 200 данного Кодекса.

К дисциплинарной ответственности военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава МВД могут привлекаться до истечения 10 суток с того дня, как командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а студенты, аспиранты - не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни или нахождения виновного в отпуске, на каникулах), но не позднее 6 месяцев со дня его совершения. Налагается дисциплинарное взыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегии. В Вооруженных силах, органах МВД взыскания могут налагаться устно. До наложения взыскания должно быть проведено расследование обстоятельств дела и члену коллектива обязательно должна быть предоставлена возможность дать устно или письменно объяснение.

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется виновному под расписку. Как акт управления он вступает в силу немедленно. Если начальник избрал взыскание организационного характера (понижение в должности, увольнение и т.п.), его нужно выполнить реально. В отношении военнослужащих, сотрудников милиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету.

Взыскания, налагаемые на милитаризованных служащих, заносятся в их служебные карточки.

Сотрудник органа внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до министра внутренних дел, а в установленных законом случаях - в суд. Но по общему правилу лица, на которых дисциплинарные взыскания налагаются на основе норм административного права, обжалуют их в административном порядке.

Дисциплинарное взыскание по общему правилу считается снятым при наличии двух условий: истек годичный срок давности, лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности. Устные взыскания автоматически утрачивают силу по истечении одного месяца.

Состояние наказанности может быть прекращено и досрочно приказом того руководителя, который наложил взыскание.


Понятие и основные черты материальной ответственности по административному праву, основания и особенности ее применения

Материальны ответственность – это применение восстановительных санкций за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

Административная и дисциплинарная ответственность состоит в применении взысканий, то есть карательных санкций с целью общей и частной превенции правонарушений. А материальная - это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, если государству действительно причинен:

1) прямой, реальный ущерб;

2) при исполнении служебных обязанностей;

3) противоправным деянием;

4) виновно;

5) между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.

Административным правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих и аттестованных работников МВД.

Установление и реализация мер материальной ответственности не составляет специальную функцию административного права. Это сфера применения гражданского и трудового права.

Нормы административного права определяют полномочия органов (должностных лиц), связанных с возмещением материального ущерба в административном порядке. При отказе, уклонении работника от добровольного возмещения ущерба, причиненного предприятию, он возмещается по распоряжению администрации путем удержания из заработной платы, если сумма, подлежащая взысканию, не превышает его среднего месячного заработка. Взыскание сумм в административном порядке может быть произведено в случае их получения путем незаконного повышения цен на продукцию, т.е. нет судебного рассмотрения и решения такого рода дел.

В соответствии со статьей 7.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях “физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.

Основанием материальной ответственности, регламентируемой административным правом, является вред, причиненный некоторыми категориями граждан в ходе своей служебной деятельности.

Материальная ответственность схожа с гражданско-правовой ответственностью за причинение вреда. Оба вида ответственности являются реализацией правовосстановительных санкций. Но, с другой стороны, материальная ответственность реализуется в рамках коллектива, соответствующие полномочия - часть дисциплинарной власти линейного руководителя, ущерб взыскивается с члена устойчивого коллектива. Поэтому в отличие от гражданской ответственности размеры взыскания связываются с размерами должностного оклада (заработной платы), дифференцируются в зависимости от степени вины, выполняемой работы. Очень важно также отметить, что материальная ответственность наступает, когда причиненный ущерб связан со служебной деятельностью. От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что 1) размер применяемых санкций зависит нередко не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда; 2) виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично; 3) санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия.

Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу.

Административным правом регулируется не только основание, но и порядок привлечения указанных лиц к ответственности. Он существенно отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.

Меры материальной ответственности, установленные номами административного права, применяются в административном процессе. На основании Положения о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, имущественный ущерб может быть взыскан с военнослужащих (солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, а также проходящих службу по контракту, курсантов военно-учебных заведений, прапорщиков, мичманов и офицеров), состоящих на военной службе в Вооруженных силах, Пограничных, Внутренних и железнодорожных войсках, в органах государственной безопасности, иных воинских формированиях, созданных в соответствии с действующим законодательством, а также призванных на сборы военнообязанных, виновных в причинении ущерба государству при исполнении ими служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и другими актами.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные за ущерб, причиненный вследствие небрежного исполнения ими служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и другими актами, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не свыше: прапорщики, мичманы, офицеры, солдаты, матросы, сержанты, старшины, проходящие службу по контракту, - месячного оклада денежного содержания; военнослужащие срочной службы и курсанты - базовой величины; призванные на сборы военнообязанные - трех базовых величин.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине государству, в случаях:

Умышленного уничтожения, повреждения, порчи, хищения, незаконного расходования военного имущества или причинения ущерба другими умышленными действиями, независимо от того, содержат ли они признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;

Приписок фактически невыполненных работ, умышленного искажения отчетных данных, применения неправильных расценок, повышающих коэффициентов и в других случаях завышения объемов и стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ;

Недостачи, а также уничтожения или порчи военного имущества, переданного им под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования или других целей;

Причинения ущерба лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Причинении ущерба действием (бездействием), содержащим признаки деяния, преследуемого в уголовном порядке.

Командиры (начальники) привлекаются к материальной ответственности в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше двух месячных окладов денежного содержания, если они своими неправильными распоряжениями нарушили установленный порядок учета, хранения, списания, использования, расходования военного имущества, а также не приняли необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения и порчи, возмещению виновными лицами причиненного государству ущерба.

Командиры (начальники) воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций, виновные в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы рабочего или служащего, полностью возмещают ущерб, причиненный в связи с оплатой времени вынужденного прогула или времени выполнения нижеоплачиваемой работы. Такую ответственность указанные лица несут, если увольнение, перевод, перемещение, изменение существенных условий труда, отстранение от работы произведены с явным нарушением закона, а также при задержке ими исполнения решения суда или вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) о восстановлении рабочего или служащего на работе, на прежнем рабочем месте, прежде существенных условий труда.

Офицеры, прапорщики, мичманы и проходящие службу по контракту солдаты, матросы, сержанты и старшины за ущерб, причиненный государству по их вине простоями вагонов, судов, автомобилей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не свыше двух месячных окладов денежного содержания.

Административная ответственность

Понятие, основные черты, принципы и основания административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Административная ответственность характеризуется следующими основными чертами:

1. Она устанавливается как законом, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законом; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права;

2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

3. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

4. Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц. Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и хозяйственными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;

5. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им нарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

6. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока;

7. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и хозяйственного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания.

Административная ответственность основывается на принципах:

Законности;

Равенства перед законом;

Неотвратимости ответственности;

Справедливости;

Гуманизма.

Для наступления административной ответственности необходимо наличие трех последовательно наступающих оснований:

1) нормативного основания (системы норм, регулирующих административную ответственность);

2) фактического основания (административного правонарушения, выразившегося в деянии конкретного субъекта, нарушившего правовые предписания, охраняемые административными санкциями);

3) процессуального основания (акта компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение).

Нормативная основа административной ответственности представляет собой систему действующих норм права, с помощью которых закрепляется:

Составы административных проступков (основания ответственности);

Система административных взысканий и принципы их наложения.

Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением (ст. 5.1 КоАП) Необходимая оборона

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда.

Не является также административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда он пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представилось возможным (ст. 5.2 КоАП).

Крайняя необходимость (ст. 5.3 КоАП).

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.

В статье 5.4 КоАП в качестве обстоятельства, исключающего признание деяния административным правонарушением, указывается обоснованный риск для достижения общественно полезней цели.

Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

Если же в целом рассматривать обстоятельства, исключающие административную ответственность, то к перечисленным обстоятельствам необходимо добавить: невменяемость и не достижение установленного законом возраста.

Следовательно, для нее характерны все признаки юридической ответственности. Она наступает за противоправное, виновное, наказуемое деяние и заключается в применении мер государственного принуждения.

Основные отличительные черты в том, что она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности по службе. Дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении морально-правовых санкций (предупреждение, выговор, строгий выговор и т. д.).

Дисциплинарная ответственность может быть регламентирована не только нормами административного, но и трудового, исправительно-трудового и других отраслей права . Нормы административного права регулируют дисциплинарную ответственность лишь тогда, когда работодателем является государство , т. е. в отношении государственных служащих .

Исходя из данного определения, для всестороннего изучения дисциплинарной ответственности необходимо рассмотреть четыре основных момента:

  • основания (ответственность за что?);
  • субъекты ответственности (в отношении кого?);
  • дисциплинарные взыскания (путем применения чего?);
  • порядок наложения дисциплинарных взысканий (в каком порядке?).

Основания дисциплинарной ответственности

Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присягой, указаниями вышестоящих начальников и т. д.);

2) административное правонарушение . В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащие , сотрудники органов внутренних дел, работники железнодорожного, морского, речного транспорта и т. д.) в определенных законом случаях за совершение административного правонарушения ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность их привлечения не к административной, а к дисциплинарной ответственности;

3) нарушение норм морали , нравственности. Статья 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает дисциплинарную ответственность «за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести...». Пункт «м» ст. 19 Закона РФ «О милиции» в качестве одного из оснований увольнения сотрудника милиции со службы предусматривает «совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции». Это одни из не-многочисленных вызывающих дискуссию случаев применения юридической ответственности не за правонарушение. По нашему мнению, здесь возникает противоречие принципу права , согласно которому любая юридическая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих юридических обязанностей . Воинская честь и честь сотрудника милиции чаще всего определяются нормами морали, нравственности, не установленными нормами права . Наступление юридической ответственности за их нарушение является довольно спорным и приводит к многочисленным проблемам в правоприменительной деятельности.

Субъекты дисциплинарной ответственности

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только физические лица . При этом у данных физических лиц с субъектом применения дисциплинарных взысканий должны быть отношения подчиненности. Поскольку отношения подчиненности возможны только в рамках трудовой или служебной деятельности, то логично предположить, что субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только лица, являющиеся членами какого-либо административного коллектива (имеются лишь некоторые исключения, допускающие дисциплинарную ответственность без отношений подчиненности. Например, наложение дисциплинарных взысканий комендантом студенческого общежития на студентов, проживающих в общежитии). Возрастные ограничения субъектов дисциплинарной ответственности определяются возрастными ограничениями, предъявляемыми к членам того административного коллектива, в рамках которого они привлекаются к дисциплинарной ответственности. Представляется, что аналогичным способом опосредуются и требования к установлению вменяемости правонарушителя.

Дисциплинарные взыскания

Дисциплинарные взыскания могут быть установлены только нормативными актами . Эти нормативные акты не обязательно должны иметь силу закона , они могут иметь и силу подзаконных актов (Дисциплинарный Устав ВС РФ, утвержденный Указом Президента РФ , и т. д.). Для различных категорий граждан могут быть предусмотрены различные меры дисциплинарного принуждения.

Статья 192 Трудового кодекса РФ предусматривает три вида дисциплинарных взысканий для всех работающих и служащих:

1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (перечень исчерпывающий).

Для тех государственных служащих , которые охватываются Законом РФ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г., помимо указанных Трудовым кодексом предусмотрено еще два (ст. 14): строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии.

Для такой разновидности государственных служащих, как сотрудники органов внутренних дел, ст. 38 Положения о службе в ОВД РФ от 23.12.92 г. № 4202-1 предусматривает, кроме пяти имеющихся, еще пять видов дисциплинарных взысканий: понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из ОВД. В учебных заведениях МВД РФ, кроме того, - назначение вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения (перечень исчерпывающий). По такому же принципу построена система дисциплинарных взысканий и у членов других административных коллективов.

Применение мер дисциплинарного принуждения, не закрепленных соответствующими нормативными актами, не допускается.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливается законами и подзаконными актами в зависимости от категорий лиц, к которым они применяются. Поэтому рассмотрим основные, характерные почти для всех привлекаемых к дисциплинарной ответственности требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные взыскания могут быть наложены с учетом соблюдения ряда процессуальных требований:

  • они налагаются только уполномоченными на то органами либо должностными лицами;
  • до наложения взыскания требуются письменные объяснения нарушителя;
  • они должны быть наложены не позднее 10 суток с момента, когда соответствующему начальнику стало известно о факте совершения проступка, а в случае проведения служебной проверки, - не позднее одного месяца с момента окончания проверки;
  • за один проступок может быть наложено лишь одно взыскание;
  • взыскания не могут быть наложены по истечении шести месяцев с момента совершения проступка;
  • факт наложения взыскания может быть обжалован в установленном порядке и т. д.


Поделиться