Прокурорский надзор в сфере исполнения наказаний. Полномочия прокурора, при осуществлении надзора за соблюдением законности в следственных изоляторах. Поднадзорные прокурорам органы и учреждения

Приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» за­крепил следующие положения Прокуроры субъектов РФ, городов и районов, военные про­куроры, прокуроры по надзору за соблюдением законов в ис­правительных учреждениях должны рассматривать надзор за исполнением требований уголовно-исполнительного законода­тельства и Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в со­вершении преступлений» как важную составную часть общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах лишения свободы и содержания под стражей, отбывающих наказания, не связанные с изоляци­ей от общества, а также содержащихся в дисциплинарных воин­ских частях.

Прокурорам необходимо организовывать работу так, чтобы надзор своевременно выявлял, пресекал и предупреждал нару­шения законности в учреждениях и органах уголовно-испол­нительной системы.

При проверках в исправительных и воспитательных коло­ниях, тюрьмах, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях прокуроры должны обращать особое внима­ние на законность содержания в этих учреждениях осужден­ных, подозреваемых и обвиняемых, а также обращать внима­ние на факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, командованием, ины­ми должностными лицами дисциплинарных воинских частей, других воинских частей и учреждений, сотрудниками отделов специального назначения физической силы, спецсредств и оружия; водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа, гауптвахты; неоказа­ния медицинской помощи; ненадлежащего материально-бы­тового обеспечения.

Прокурорам необходимо добиваться неукоснительного со­блюдения установленного законом режима исполнения и от­бывания наказания как основного условия исправления осуж­денных, имея в виду, прежде всего, изоляцию и раздельное содержание разных категорий осужденных, их личную безопа­сность, условия содержания, законность проведения обысков и досмотров.

Прокуроры должны обеспечить контроль за фактическим устранением вскрытых нарушений закона. Необходимо в пол­ной мере использовать предоставленные прокурору полномо­чия для восстановления нарушенных прав граждан, наказания виновных в этом должностных лиц.

Не менее одного раза в полугодие необходимо обобщать состояние законности и прокурорского надзора при исполне­нии уголовных наказаний, а также содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. Использовать ре­зультаты обобщений для совершенствования организации ра­боты и повышения действенности прокурорских мер.

Прокуроры ежемесячно должны проверять законность со­держания под стражей подозреваемых и обвиняемых в след­ственных изоляторах. И безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно подвергнутых заключению под стра­жу, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек. Прокурорам необходимо исходить из того, что предметом надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах является законность проводимых мероприятий по выявлению и предотвращению преступлений, их раскрытию, а также пресечению недозволенных связей сотрудников уго­ловно-исполнительной системы с осужденными, подозревае­мыми и обвиняемыми.

В случае возникновения в исправительных учреждениях, след­ственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях чрезвы­чайных происшествий руководители прокуратур республик, кра­ев, областей, военные прокуроры должны незамедлительно вы­езжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и ре­шения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправи­тельных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях, необходимо организо­вывать проведение прокурорской проверки обстоятельств их смерти с принятием по ее результатам процессуального решения.

Прокуроры должны осуществлять систематический надзор за соответствием действующему законодательству приказов, рас­поряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, свя­занные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граж­дан под стражей, издаваемых администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, дисциплинар­ных воинских частей, командирами воинских частей, своевре­менно опротестовывать их в случае несоответствия закону.

Необходимо регулярно проверять соблюдение требований закона при применении досрочного освобождения от отбыва­ния наказания, изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из одно­го исправительного учреждения в другое, конвоировании со­трудниками уголовно-исполнительной системы лиц, содержа­щихся под стражей.

Кроме того, прокуроры обязаны обеспечить действенный надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, условного осуждения, а также осуществлении контроля за осужденными, отбывание наказания которым отсрочено.

Проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных инспекциях необходимо проводить ежеквартально, акценти­руя внимание на соблюдении требований закона о постановке осужденных на учет, контроле за их поведением, применении мер воздействия к лицам, уклоняющимся от исполнения воз­ложенных судом обязанностей, обязанностей и запретов, ус­тановленных уголовно-исполнительными инспекциями, нару­шающим порядок и условия отбывания наказаний, не связан­ных с лишением свободы, а также на исполнении требований приговора администрацией организаций и командованием во­инских частей, в которых работают осужденные или проходят службу осужденные военнослужащие.

При этом работа с жалобами и обращениями подозревае­мых, обвиняемых и осужденных должна быть подчинена зада­чам укрепления законности при исполнении уголовных наказаний и по каждому обоснованному обращению следует доби­ваться принятия исчерпывающих мер, решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты. Обращения о наибо­лее серьезных нарушениях проверять с выездом на место.

Прокуроры субъектов РФ не реже одного раза в месяц дол­жны проводить проверки следственных изоляторов или испра­вительных учреждений.

Военным прокурорам также необходимо регулярно участво­вать в проверках соблюдения законности в дисциплинарных воинских частях.

Проверка прокурором законности содержания осужденных в исправительном учреждении проводится путем ознакомления с личными делами осужденных. Прокурор должен проверить основания для содержания в исправительном учреждении (на­личие приговора или определения суда на каждого осужден­ного, вступившего в законную силу). Если такого основания нет или истек срок лишения свободы, прокурор обязан осво­бодить содержащееся под стражей лицо немедленно.

Особенно тщательно прокурор должен проверять соблюде­ние сроков содержания осужденных в исправительном учреж­дении. Прокурор проверяет своевременность и законность ос­вобождения граждан из-под стражи.

При осуществлении прокурорского надзора за соответствием режима отбывания наказания требованиям закона прокуроры должны обращать внимание на то, чтобы наряду с требованиями о выполнении осужденными своих обязанностей администрацией исправительного учреждения обеспечивалось соблюдение установленного законом порядка отбывания лише­ния свободы, а также прав и законных интересов осужденных.

Прокурор, который осуществляет надзор за законностью проводимых досмотров и обысков, должен выяснять, ведется ли учет изъятых предметов и ценностей, проводятся ли про­верки по фактам обнаружения у осужденных спиртных напит­ков, наркотических веществ, денег, колюще-режущих предме­тов и т.д.

Начальники исправительных учреждений обязаны сообщать прокурору о всех фактах, когда в результате применения физи­ческой силы, спецсредств или оружия были причинены ране­ния или наступила смерть осужденного либо других лиц. Про­курор обязан произвести тщательную проверку законности и обоснованности их применения.

В соответствии со ст. 14 УИК РФ осужденным гарантиру­ются свобода совести и свобода вероисповедания. Прокурору необходимо выяснять, не ущемляет ли администрация права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания.

Одним из основных принципов уголовно-исполнительного законодательства провозглашен принцип законности (ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), который, в частности, не допускает установления нормативными актами более низкого, чем закон, уровня ограничений прав осужденных, помимо тех, которые установлены законом. В настоящее время осужденные ограничены в правах только в том объеме, в каком это предусмотрено законом. Все остальные ограничения незаконны и подлежат безусловной отмене.

Важно отметить, что в Российской Федерации не только продекларирован названный принцип, но и выстроена система контроля за его соблюдением.

Наряду с судебным, ведомственным, общественным контролем за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) по исполнению уголовных наказаний особая роль принадлежит органам прокуратуры.

Надзор за исполнением законов администрацией пенитенциарных учреждений является самостоятельным направлением деятельности прокуратуры, для реализации которой созданы и функционируют соответствующие службы. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации это управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, в прокуратурах субъектов Российской Федерации - соответствующие отделы или специально выделенные для этой работы прокуроры. Имеются и специализированные прокуратуры, занимающиеся исключительно надзором за соблюдением законов в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях. Такая организация прокурорского надзора, образно говоря, не позволяет оставлять осужденного или лицо, содержащееся под стражей, один на один с администрацией исправительного учреждения или следственного изолятора, ставя между ними как бы независимого арбитра для разрешения в рамках закона конфликтных или спорных ситуаций. В целом по стране в сферу надзора за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства вовлечено около 700 прокурорских работников.

Уникальность прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением законов в учреждениях и органах УИС, заключается, во-первых, в том, что она является надведомственной, а значит, независимой организацией, подчиняющей свою деятельность исключительно закону и требующей в силу своей компетенции от других организаций, должностных лиц и граждан безусловного исполнения требований закона.

Во-вторых, прокуратура обладает широким спектром возможностей выявлять нарушения законности, в том числе посредством рассмотрения жалоб граждан, беспрепятственного посещения надзирающими прокурорами исправительных учреждений и следственных изоляторов, проведения документальных проверок деятельности администрации учреждений УИС, истребования необходимой информации, заслушивания объяснений.

Кроме того, прокуроры обладают властными полномочиями по отношению к поднадзорным учреждениям и организациям. Их требования об устранении выявленных нарушений законности обязательны для должностных лиц учреждений и органов УИС; при наличии оснований они вправе возбуждать административное производство в отношении должностных лиц, допустивших нарушения закона, а также направлять материалы в отношении их в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности.

Отличительной особенностью прокурорского надзора является также и то, что он позволяет оперативно восстанавливать нарушенные права заключенных. Многие нарушения устраняются непосредственно в процессе проверок пенитенциарных органов и учреждений, другие, отмеченные в специальных актах прокурорского реагирования - протестах и представлениях, соответственно в 10-дневный и 30-дневный сроки. При этом прокуроры не только выявляют нарушения и требуют их устранения, но также вскрывают причины таких нарушений, что создает условия для недопущения их впредь.

Прокурорский надзор является гарантом соблюдения требований закона на стадии исполнения наказаний в Российской Федерации, который в настоящее время рассматривается как одна из составных частей функции защиты конституционных прав и законных интересов лиц, находящихся в исправительных учреждениях и местах содержания под стражей, а также граждан, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы. Его активизация, которая наблюдается в последнее время, и жесткий контроль за устранением выявленных нарушений законности сегодня позитивно сказываются на обеспечении безусловного исполнения национального законодательства, международных договоров и обязательств, взятых Российской Федерацией в уголовно-исполнительной сфере.

Изменение уголовно-исполнительной политики в сторону ее гуманизации и демократизации предполагает выдвижение на передний план правозащитной функции прокуратуры, возрастание роли прокурорского надзора, решительный отход от типичных, повторяющихся из года в год недостатков в осуществлении надзора: проявление формализма, неиспользование в полном объеме предоставленных прокурорам законом властно-распорядительных полномочий, нетребовательность в вопросах устранения нарушений законности и привлечения к ответственности виновных должностных лиц, оставление без реагирования фактов несвоевременного рассмотрения представлений прокурора, отсутствие контроля за устранением администрацией пенитенциарных учреждений выявленных прокурором нарушений законности.

В своей деятельности прокуроры, осуществляющие надзорные функции в уголовно-исполнительной сфере, руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", другими законами, регламентирующими правоотношения в области уголовного принуждения, а также ведомственными нормативными правовыми актами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, основным из которых является Приказ от 16 января 2014 г. N 6 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В соответствии с данным Приказом прокурорам необходимо при проверках состояния законности в указанных учреждениях особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны сотрудников УИС, необоснованного водворения в штрафные помещения, на обеспечение гуманных условий содержания.

Анализ состояния законности и практика прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей лиц в следственных изоляторах в 2015 году свидетельствуют о наличии в УИС многочисленных проблем с соблюдением гарантированных законом прав и интересов осужденных и заключенных под стражу.

По состоянию на 1 января 2016 г. в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (далее - СИЗО и ПФРСИ), содержалось более 117,7 тыс. человек (94% от лимитной емкости), в исправительных и лечебных учреждениях (далее - ИУ) отбывали наказание 527,3 тыс. человек (81% от вместимости), на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (далее - УИИ) состояли 268 тыс. человек.

Количество лиц, содержащихся в СИЗО и ПФРСИ, в истекшем году увеличилось незначительно, на 500 человек, в то же время в исправительных учреждениях число осужденных сократилось на 26,3 тыс., а в УИИ - более чем на 166 тыс. человек. На наполняемость учреждений и органов уголовно-исполнительной системы повлияло принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Постановления "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов". Указанная амнистия применена к 36208 осужденным к лишению свободы и к 98323 лицам, отбывающим наказание без изоляции от общества.

В 2015 году органами прокуратуры уделялось особое внимание обеспечению должного правопорядка в пенитенциарных учреждениях, а также защите конституционных прав граждан в местах принудительного содержания.

В этих целях прокурорами проведено 49,1 тыс. проверок (2014 г. - 48,1 тыс.), выявлено 174,6 тыс. нарушений закона (2014 г. - 184,2 тыс.), внесено 23,5 тыс. представлений об их устранении (2014 г. - 23,4 тыс.), по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 32,9 тыс. должностных лиц (2014 г. - 31,7 тыс.). На незаконные правовые акты принесено 6767 протестов (2014 г. - 6873). По постановлениям прокуроров возбуждено 1,5 тыс. производств об административных правонарушениях (2014 г. - 1,5 тыс.), с целью восстановления нарушенных прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, направлен в суд 1341 иск (2014 г. - 1319).

Органами прокуратуры в 2015 году восстановлены нарушенные права в отношении более 100 тыс. граждан, находящихся в местах лишения свободы, в том числе на охрану здоровья, улучшение коммунально-бытовых условий, обеспечение безопасности при содержании под стражей и отбывании уголовных наказаний.

Надо отметить, что работа управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний в последние годы активизировалась. В отличие от предыдущих лет каждая наша проверка и обобщение (анализ) в 2015 году оканчивались внесением актов прокурорского реагирования. Во многом этому способствовало повышение требований со стороны руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Особое внимание нами уделялось важнейшим направлениям надзора: соблюдению прав и свобод заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы; исполнению требований закона о режиме содержания, материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении, трудоиспользовании осужденных, исполнению законов в отношении осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

В соответствии с распределением обязанностей работниками управления осуществлялся контроль за работой прокуратур субъектов Российской Федерации, анализировались и обобщались материалы о состоянии законности и прокурорского надзора, в том числе по закрепленным предметам, проводились проверки поднадзорных органов и учреждений, в том числе центрального аппарата ФСИН России, принималось участие в разработке законопроектов и предложений по совершенствованию организации работы и повышению эффективности надзора, рассматривались и разрешались обращения граждан, в том числе государственных и общественных деятелей.

Всего работниками управления в 2015 году осуществлены 74 проверки учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в ходе которых выявлено более 1,1 тыс. нарушений закона. На личном приеме принято свыше 500 лиц, содержащихся в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

По итогам проверок в управлении подготовлено и за подписью руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации направлено прокурорам субъектов Российской Федерации 9 информационных писем, в Минюст России и другие министерства и ведомства - 10, министру юстиции Российской Федерации и директору ФСИН России внесено 17 представлений, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности свыше 400 должностных лиц УИС.

Управлением на постоянной основе анализируются вступившие в силу постановления Европейского суда по правам человека, которыми констатировано нарушение ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации. По итогам этой работы прокурорам субъектов Российской Федерации систематически направляются информационные письма.

Особое значение нами придается взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями (ОНК), в становлении и развитии которых органы прокуратуры оказали существенную помощь. Мы ориентируем прокурорских работников на местах практиковать обмен информацией, совместные совещания, проверки, оказывать членам ОНК необходимую правовую, методическую и практическую помощь.

Работники управления активно принимают участие в проводимых Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации мероприятиях по обсуждению вопросов, связанных с совершенствованием законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний.

Деятельность прокуратуры в прошлом году способствовала укреплению законности и правопорядка в органах и учреждениях УИС.

Вместе с тем в исправительных учреждениях по-прежнему имеются серьезные проблемы, негативно влияющие на выполнение задач и целей уголовного принуждения.

Прокурорами выявляется значительное количество нарушений закона в сферах материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных и заключенных под стражу, их охраны и изоляции, трудоиспользования осужденных, обеспечения безопасности.

Одним из направлений по решению указанных выше проблем видится повышение эффективности ведомственного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений со стороны территориальных и центрального органа УИС. Представляется, что необходимо повысить также персональную ответственность должностных лиц, курирующих те направления деятельности, где выявляются нарушения закона. С этой целью мы будем требовать от прокуроров субъектов Российской Федерации регулярно проводить проверки исполнения требований закона об осуществлении ведомственного контроля в территориальных органах УИС.

Кроме того, работники управления ориентируют надзирающих прокуроров систематически проводить в учреждениях и органах УИС внезапные контрольные проверки с целью установления жесткого контроля за фактическим устранением ранее выявленных нарушений закона.

Надзорная деятельность прокуратуры в органах и учреждениях УИС должна быть направлена на безусловное соблюдение прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовного принуждения.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствии со ст. 22 УИК РФ осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Более детальная регламентация прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний содержатся в Федеральном законе «О прокуратуре РФ».

В вопросах организации и осуществления прокурорского надзора важное место занимает то положение закона (п. «б» части 1. ст. 24 УИК РФ.) соответствии с которым, при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации;

2) прокуроры субъектов Российской Федерации и подчинённые им прокуроры;

3) прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях. Выделение в штатах прокуратуры специальных прокуроров, надзирающих за уголовно-исполнительной системой (специализация) продиктовано необходимостью более тщательного надзора за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний, чем, наряду с другими доводами, подтверждается важность этой сферы государственной деятельности.

В рамках единого прокурорского надзора выделяются его отрасли, среди которых важное место занимают:

1) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных;

2) в местах предварительного заключения под стражу;

3) надзор за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний;

4) надзор за законностью при применении иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Не менее важным является вопрос об определение полномочий прокурора в осуществлении надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В соответствии с требованиями ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор на данной территории, имеют право посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания.

В процессе личных посещений прокурор:

1) непосредственно знакомится с деятельностью администрации;

2) проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы;

3) знакомится с документами на осужденных, оперативными материалами, проводит личный прием осужденных;

4) рассматривает поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принимает необходимые меры и сообщает о своем решении лицам, их подавшим. Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат;


5) проверяет на предмет соответствия законодательству приказы, постановления, распоряжения, издаваемы руководителями исправительных учреждений. Отменяет незаконно наложенные дисциплинарные взыскания.

Формой реагирования прокурора на предупреждение нарушений законности является санкционирование некоторых действий, исходящих от должностных лиц. Так, санкции прокурора необходимы при решении вопросов:

1) о введении режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК РФ);

2) о задержании осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УИК РФ);

3) о задержании осужденного, уклоняющегося от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение (ч. 11 ст. 97 УИК РФ).

5) об оставление осужденных, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии (ч. 3 ст. 139 УИК РФ) и др.

Формой процессуального прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Должностные лица обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении и принять меры к немедленному устранению нарушений.

Самостоятельным средством реагирования прокурора на нарушение законности является принесение протеста. Протест приносится прокурором в адрес должностных лиц, персонально издавшим несоответствующие закону приказы, распоряжения или постановления. Протест подлежит обязательному рассмотрению не раньше чем в десятидневный срок с момента его поступления.

Должностные лица учреждений и органов, исполняющих наказания, обязаны приостанавливать действие опротестованного документа.

  • 7 Нормативно правовые акты Генерального прокурора
  • 8 Возникновение и становление российской прокуратуры
  • 9. Прокуратура советского и постсоветского периодов
  • 10. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры
  • 11. Внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры
  • 12. Цели и задачи прокурорского надзора в рф
  • 13. Характеристика функций и основных направлений деятельности прокуратуры рф
  • 14. Отрасли прокурорского надзора (понятие, система, краткая характеристика)
  • 15. Система органов прокуратуры рф
  • 16. Генеральная прокуратура рф. Структура и порядок образования
  • 17. Полномочия Генерального прокурора
  • 18. Территориальные органы Прокуратуры рф
  • 19. Специализированные органы прокуратуры
  • 20. Проведение органами прокуратуры атикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
  • 21. Структура и организация деятельности прокуратуры субъектов рф
  • 22. Структура и организация деятельности прокуратуры района (города)
  • 23. Общие условия службы в органах прокуратуры
  • 24. Условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры
  • 25. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора рф и подчиненных ему прокуроров
  • 26. Аттестация прокурорских работников
  • 27. Присвоение классных чинов работникам органов и учреждений прокуратуры
  • 29. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры
  • 30. Обеспечение социально-материальных условий службы и правовой защиты прокурорских работников
  • 31. Ведомственные нормативные акты управления в органах прокуратуры
  • 32. Координационный совет Генеральных прокуроров стран снг
  • 33. Предмет и организация работы прокурора по надзору за исполнением законов
  • 34. Предмет, организация, методика надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
  • 35. Предмет и организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
  • 36. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
  • 37. Предмет и организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
  • 39. Прокурорский надзор за законностью возбуждения и отказов в возбуждении уголовных дел
  • 40. Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, задержания подозреваемых и применения к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу
  • 41. Прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевших
  • 42. Решение прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением
  • 42 Деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением
  • 44. Рассмотрение прокурором жалоб в уголовном судопроизводстве
  • 45. Правовая основа участия прокурора в гражданском судопроизводстве
  • 46. Характеристика правового положения прокурора в арбитражном судопроизводстве
  • 47. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров
  • 48. Разграничение компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур
  • 50. Особенности организации и деятельности органов военной прокуратуры
  • 51. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
  • 52. Порядок принесения кассационного представления прокурора на приговор суда
  • 53. Участие прокурора в кассационной инстанции
  • 54. Особенности поддержания государственного обвинения в суде присяжных
  • 55 Участие прокурора в пересмотре приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу
  • 56. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов при исполнении наказаний и применении назначаемых судом мер принудительного характера
  • 57. Организация прокурорского надзора в сфере исполнения наказаний
  • 58. Координация органами прокуратуры деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
  • 59. Координация органами прокуратуры деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.
  • 60. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона (понятия,виды)
  • 57. Организация прокурорского надзора в сфере исполнения наказаний

    В нормативном Приказе Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. № 8 "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах" конкретизируются задачи и направления деятельности органов прокуратуры.

    Для повышения действенности надзора за исполнением законов его осуществление возлагается как на прокуроров соответствующего субъекта Российской Федерации, городов и районов, так и на специальных прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Прокурорам по надзору за соблюдением в уголовно-исполнительной системе поручено Генеральным прокурором РФ осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов данной системы; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в исправительных учреждениях.

    Важное значение придано организации проверок состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах. В качестве приоритетных задач обращено внимание на необходимость искоренения фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

    При организации работы на данном участке прокурор учитывает, что следственные изоляторы должны ими проверяться не реже одного раза в месяц. При организации надзора за исполнением Закона об оперативно-розыскной деятельности особое внимание уделяется законности проводимых мероприятий по своевременному выявлению и предотвращению преступлений, их раскрытию, пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными и лицами, заключенными под стражу. При организации надзора среди постоянных приоритетов выделяется законность приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы.

    Для обеспечения организации и осуществления надзора за соблюдением законов в данной сфере правовых отношений в структуре аппаратов органов прокуратуры действуют соответствующие подразделения. В составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации функционирует управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.

    Работа управления организуется по зонально-предметному принципу, в соответствии с текущими и перспективными планами Генеральной прокуратуры РФ, основанных на результатах перспективного (стратегического) и текущего (оперативного) анализа состояния законности и работы по ее укреплению.

    Управление Генеральной прокуратуры осуществляет надзор за законностью издаваемых Министерством юстиции нормативных правовых актов по вопросам исполнения уголовных наказаний. Управление организует деятельность нижестоящих специализированных и территориальных прокуратур, а также непосредственно осуществляет при выезде его работников на места надзор за соблюдением законов об охране конституционных прав осужденных и заключенных под стражу; о режиме отбывания наказания, о трудовом использовании осужденных и возмещении ими материального ущерба, причиненного в результате совершения ими преступлений, а также об охране труда и правил техники безопасности, по другим вопросам, входящим в содержание предмета прокурорского надзора при его осуществлении в данной сфере правовых отношений.

    В Управление Генеральной прокуратуры РФ поступают жалобы и заявления лиц, содержащихся под стражей, на действия и решения администрации мест лишения свободы, следственных изоляторов, нижестоящих прокуроров, а также копии протестов, представлений прокуроров, иные данные, характеризующие состояние законности в уголовно-исполнительной системе, работу прокуроров. Периодически проводятся обобщения состояния этой работы, на основе которых готовятся обзоры, указания, совместные инструкции с Минюстом, МВД, другими правоохранительными органами. С учетом состояния законности в данной сфере осуществляется контроль за работой органов прокуратуры, оказание им практической и методической помощи.

    "


    Поделиться