Правила и секреты общения с сотрудниками дпс гибдд. Как правильно вести себя с инспектором ДПС. Практические советы

В данной статье речь пойдёт о правах водителя. Как вести себя, чтобы не допускать произвола со стороны сотрудников ГИБДД и уметь отстаивать свои права. Материал к этой статье я готовил почти два месяца. Информацию о том, что водитель должен не нарушать и как он будет наказан, если нарушит – найти не трудно. Свод правил дорожного движения и перечень штрафных санкций есть везде. И в то же время очень трудно найти информацию о правах водителя.

Увы, нет такого отдельного документа – информацию пришлось собирать по крупицам. В ходе подготовки статьи были использованы следующие материалы: Кодекс об административных правонарушениях, Административный регламент МВД №185, Федеральный закон «О полиции», Уголовный кодекс РФ, ГОСТы на установку дорожных знаков, технические паспорта на измерительные приборы, которые используют в своей работе ГИБДД, и даже Конституция РФ». В конце статьи будут даны выдержки из Административного регламента с ссылками на конкретные пункты, как должен вести себя сотрудник ГИБДД в той или иной ситуации по отношению к водителю. По сути дела знание обязанностей сотрудника ГИБДД – это знание своих прав в том числе. Выдержку эту я даю для того, чтобы все желающие могли её распечатать и держать в машине, как шпаргалку.

Желание написать подобную статью и разобраться самому у меня возникло после очередного общения с инспектором ГИБДД. Злостным нарушителем правил дорожного движения я никогда не был, но за последние три месяца меня остановили дважды. Мой опыт подсказывает, что уповать на профессионализм сотрудника и его честность не стоит - примерно 50% всех остановок автомобиля инспектором так или иначе связаны с желанием заработать на водителе деньги. Приведу пару простых примеров из своей практики. Оба случая весьма показательны и произошли со мной в первый год после получения водительских прав. В первом случае я заехал за «кирпич», так как не заметил этого знака из-за дерева. Инспектор составил протокол и изъял у меня водительские права. Статья, которую мне вменили, звучала достаточно сурово: «Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением». Хотя на деле это была абсолютно пустая дорога, которая шла вокруг технического университета. В ходе судебных разбирательств судьей был сделан запрос в управление ГИБДД. Оказалось, что в их реестре этот дорожный знак не значится. Права были мне возвращены, дело закрыто с мотивировкой «За отсутствием события административного правонарушения». Помимо этого знак не соответствовал одному из требований ГОСТа, в котором прописано, что обзорность знака должна быть не менее 100 метров. В моём же случае, «кирпич» был закрыт деревом. Но так получилось, что до ГОСТА дело даже не дошло. Второй случай произошел примерно через четыре месяца после первого. Патрульная машина догнала мой автомобиль и прижала к обочине. В ходе разговора оказалось, что инспектор якобы жезлом приказывал мне остановиться, но я не подчинился законному требованию инспектора. Также сотрудник ГИБДД мне сообщил, что это грубейшее нарушение ПДД влечет за собой наказание в виде лишения прав. Потом, приехав домой и открыв справочник «Правила дорожного движения и штрафы» прочитал, что за такой вид нарушения положен только штраф в 500 рублей. Сейчас мне об этом смешно даже писать, но тогда я был начинающим водителем и инспектор ГИБДД был в моём представлении образцом законопослушности и честности. За первые 6 месяцев своего водительского стажа я убедился в обратном. Думаю, отметка о дате выдачи водительских прав сыграла тогда не последнюю роль. Поэтому начинающим водителям я бы советовал быть особенно внимательными. Наверное, не стоит даже говорить о том, что после того случая кодекс об административных правонарушениях навсегда перекочевал ко мне в машину и занял своё место в бардачке.

Так как же вести себя, если вас остановил инспектор ГИБДД? Во-первых, не спешим покидать салон автомобиля и радостно встречать инспектора на ходу доставая свои документы. Забегая вперёд, скажу, что у инспектора ГИБДД есть всего 7 законных причин попросить вас выйти из автомобиля, причем если вы не пьяны и не собираетесь размахивать перед его носом пистолетом, то вместо 7 у инспектора остается уже только 5 причин вытащить вас из салона. Поэтому просто опускаем боковое стекло и ждем инспектора. Ждать водитель должен недолго, так как п. 67 Административного регламента говорит нам о том, что сотрудник, остановив машину, обязан без промедления подойти к водителю. Вы не должны стоять и ждать, пока инспектор занимается другими водителями или чем-то ещё. Согласно п. 20 Административного регламента инспектор без напоминания, хочется подчеркнуть это слово, без напоминания со стороны водителя, обязан представиться, назвав своё звание, фамилию и причину остановки. На моей практике сотрудники ГИБДД почему-то этого не делают. Уж не знаю, с чем это связано. То ли не любят они отчитываться перед каждым встречным водителем, то ли просто не считают нужным… трудно сказать. Слышал версию, что они этот момент игнорируют специально, чтобы по реакции водителя определить, кто перед ними: чайник, которого можно развести или же подкованный с юридической точки зрения человек. Как бы то ни было, если инспектор не представился, то сами просим его представиться и назвать причину остановки. Это законное право водителя. При необходимости ссылаемся на п. 20 Административного регламента №185. Очень важно, какую именно причину остановки назовёт инспектор. Вне стационарного поста есть только 5 законных причин для вашей остановки (п.63 Административного регламента МВД № 185): нарушение правил дорожного движения или иное правонарушение, опрос водителя в качестве свидетеля, привлечение водителя в качестве понятого (кстати, вы имеете право отказаться), привлечение водителя к оказанию помощи, спецмероприятия (например «Перехват», «Вулкан» и т.д.). Как видите, все причины кроме первой и последней вполне безобидны. Последняя, кстати встречается очень редко. Если инспектор ГИБДД в качестве причины остановки называет проверку документов, можете ему сообщить, что эта причина незаконна, так как документы инспектор имеет право проверять только на стационарном посту (об этом написано всё в том же п. 63). Если же причиной остановки инспектор называет нарушение ПДД или иное правонарушение, то вы вправе согласиться или не согласиться с ним. Но, даже если вы нарушили, инспектор обязан доказать сам факт нарушения. Часто бывает так, что инспектор не может доказать факт нарушения даже если оно было, но машину останавливает. Зачем? Ответ очевиден – попытка развести водителя на деньги, припугнув его составлением протокола. Поэтому, чтобы оградить себя от произвола сотрудников ГИБДД – настаивайте на составлении протокола в любом случае, даже если вы действительно что-то нарушили. Если не нарушили – тем более! Знайте, что по закону (п. 95 и п.101 Административного регламента МВД № 185) инспектор обязан выписать протокол, если вы не согласны с вмененным вам нарушением и собираетесь его оспаривать. Если же водитель согласился с нарушением, ему просто выписывают постановление-квитанцию на оплату штрафа. Поэтому сообщаете инспектору, что вы не согласны, решение будете обжаловать, после чего просите инспектора составить протокол, копию протокола принести вам для ознакомления. Помните, что обжалование протокола – это автоматическая проверка законности действий инспектора судьёй, который будет рассматривать ваше дело. Инспектор ГИБДД (если он не дурак) никогда не будет составлять протокол, если не в состоянии доказать нарушение. Потому что если протокол будет составлен, а доказательств вины водителя будет недостаточно, то инспектор как должностное лицо несёт за свои действия ответственность вплоть до уголовной. Например ст. 292 Уголовного кодекса «Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности». Поэтому сотрудник ГИБДД ещё 10 раз подумает, прежде чем будет составлять протокол. Помимо ст.292 можно привести и несколько других статей УК РФ. Например ст. 301 «Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей», ст. 330 « Самоуправство», ст. 140 «Отказ в предоставлении гражданину информации». Даже если вам показали видеозапись нарушения – это не всегда будет доказательством вашей вины в суде. Например, в интернете есть видеоролик, где инспектор показывает водителю, которого обвинили в превышении скорости в зоне действия знака, ограничивающего скорость, видеозапись нарушения скоростного режима. Водитель спрашивает: «Где видно на записи, что я еду именно в зоне действия этого знака? Может быть, это было снято вообще в другом месте?» Стоит ли говорить, что водителя отпустили с миром. Помните: чтобы привлечь водителя к административному наказанию, его вину нужно доказать.

Если вас инспектор просит предъявить ему документы для составления протокола – выполните это требование. У вас тоже есть право попросить инспектора предъявить служебное удостоверение. Согласно п. 20 Административного регламента инспектор обязан предъявить служебное удостоверение по первому требованию в раскрытом виде не выпуская его из рук. Иными словами водитель имеет право перед передачей своих документов убедиться, что перед ним действительно сотрудник ГИБДД. К тому же это ещё одна возможность защитить себя от произвола: вас мог остановить инспектор, у которого нет с собой удостоверения (например, он только устроился на работу и не успел ещё его получить), перед вами стажёр и т.д. Наличие служебного удостоверения и нагрудного знака обязательны. К тому же, если дальнейшие действия инспектора будут на ваш взгляд незаконны – вы сможете написать жалобу в прокуратуру на имя этого инспектора. Для этого и необходимо ознакомиться со служебным удостоверением – убедиться, что перед вами действительно тот человек, за которого он себя выдает. Кстати, если инспектор попадется хамоватый, можете даже предупредить его о своём праве написать на него жалобу в прокуратуру. И это не будет считаться угрозой – вы имеете на это право и действуете в рамках закона. Данные служебного удостоверения лучше всего переписать либо произнести вслух, если ваше общение с сотрудником ГИБДД записывается на камеру. Запись на камеру – это, пожалуй, лучший вариант диалога с инспектором. Это ваше неопровержимое доказательство законности действий инспектора. Ещё и поэтому лучше вести диалог не выходя из машины – игра идёт на вашем поле и по вашим правилам.

Один из вопросов, который мне хотелось прояснить: обязан ли водитель передать документы инспектору или же имеет право просто предъявить, не передавая их в руки инспектора. В ходе изучения документов я пришёл все-таки к выводу, что водитель обязан именно передать документы для составления протокола. Это прописано в п. 26 Административного регламента №185. Просто в интернете есть достаточно много видео, где водители отказываются передавать свои документы, ссылаясь на то, что они их обязаны предъявить, а не передавать. Они не правы.

Практически всегда сотрудники ГИБДД просят водителя пройти в патрульный автомобиль для составления протокола. Водитель имеет право отказаться и остаться в машине. У инспектора, согласно п.70 Административного регламента МВД № 185 есть только 7 законных причин попросить вас выйти из автомобиля: необходимость устранения технической неисправности, наличия у водителя признаков опьянения, сверка номеров и агрегатов автомобиля, проведение личного досмотра, осмотра и досмотра машины, участие водителя в процессуальных действиях, помощь другим участникам дорожного движения, поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника ГИБДД.

Вообще на любое предложение инспектора необходимо требовать озвучить основание для того или иного действия. Потому что все они регламентируются нормативными документами. Инспектор обязан разъяснять вам ваши права и обязанности.

Бывает так, что когда водитель просит предъявить служебное удостоверение, настаивает на составлении протокола и собирается его обжаловать, инспектор, понимая, что составить протокол не может, потому как не в состоянии доказать правонарушение, пытается придраться к водителю, выдумывая на ходу повод. Например, они могут попросить открыть багажник. Фактически это ни что иное, как попытка осуществить досмотр транспортного средства. Согласно п.155 Административного регламента МВД № 185, есть только 3 законных причины выполнить досмотр автомобиля: ориентировка или специальные мероприятия, например такие как «Перехват», «Вулкан» и т.д., отказ водителя от проведения осмотра автомобиля, проверка обоснованного предположения о наличии в машине оружия, боеприпасов, наркотиков, предметов или орудий административного правонарушения. Помните, что процедура досмотра возможна только при наличии двух понятых (п.156 Административного регламента МВД № 185). Поэтому смело требуйте оформления протокола на досмотр автомобиля и двух понятых.

Одной из причин досмотра автомобиля является отказ водителя от осмотра машины сотрудником ГИБДД. Для проведения осмотра в свою очередь согласно п.149 Административного регламента МВД № 185 есть также только 3 законных основания: ориентировка или специальные мероприятия, например такие как «Перехват», «Вулкан» и т.д., необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах (см. ниже «Основание для сверки номеров и агрегатов автомобиля»), наличие оснований полагать, что машина эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых её эксплуатация запрещена.

Если основанием для составления протокола послужил технический прибор измерения, то водитель вправе попросить предоставить ему следующие документы: свидетельство о поверке или запись о поверке в техническом паспорте прибора. Этот документ подтверждает правильность измерений, которые он осуществляет. Обратите внимание на серийный номер прибора, который указан в документе – он должен совпадать с номером прибора, показания с которого послужили причиной считать вас виновным в совершении административного правонарушения.

Часто, в случае конфликтных ситуаций, водителя начинают пугать доставлением в участок. Согласно п. 187 Административного регламента №185 у сотрудников ГИБДД есть 3 законных причины для задержания: невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения, принятие решения о задержании лица, совершившего административное правонарушение, влекущее административный арест, выявление признаков совершения лицом преступления. Иными словами инспектор ГИБДД ничего не может с вами сделать, если вы действуете чётко в рамках закона.

В процессе написания этой статьи меня заинтересовал ещё один момент. Сейчас достаточно широко сотрудники ГИБДД стали использовать в своей работе фоторадары «КРИС». Многие считают, что обжаловать протокол, основанный на показаниях данного прибора или письмо счастья, присланное по почте, бессмысленно. Я внимательно изучил руководство по эксплуатации данного прибора на предмет слабых мест. Что можно сказать – прибор надежный во всех смыслах. И работает он стабильно хорошо как в изнуряющую жару, так и в сильный мороз, при любой влажности и в любое время суток. И всё же есть в инструкции к прибору несколько зацепок, которые водитель мог бы попробовать использовать в качестве основания для обжалования. Например, я, как и большинство наверное, считали, что фоторадар одновременно фотографирует автомобиль и замеряет в момент фотографирования скорость. А вот и нет. В технических характеристиках указано следующее: максимальная дальность распознавания скорости – до 150 метров, максимальная дальность распознавания госномера – 50 метров. Иными словами, прибор сначала замеряет скорость, а затем, когда автомобиль подъезжает на расстояние 50 метров до прибора – делает фотоснимок. Мне, как рядовому водителю, не понятно – где гарантия, что фото машины и замер скорости принадлежат одной и той же машине, если два этих действия прибор выполнил с разницей во времени? Ладно, если дорога пуста, а если плотный поток? Ведь между 150 метрами (замер скорости) и 50 метрами (фото) целых 100 метров дороги. Помимо этого есть ещё и другие нюансы. Прибор должен быть установлен правильно. Фоторадар должен стоять под углом к дороге в 25 градусов на прямолинейном участке не менее 50-60 метров. Сотрудники ГИБДД, работающие с прибором, должны проходить инструктаж. Это своего рода учебный курс, так как прибор считается сложным и потому требующим определенной квалификации. На фото, которое сделал фоторадар, должна присутствовать только одна машина. А если, автомобиль ехал по полосе, предназначенной для общественного транспорта, то на фотоснимке должен быть виден ещё и край бордюра. Думаю, что шансы обжаловать показания прибора есть. Ведь судья, в случае если водитель оспаривает правонарушение, обязан проверить все детали дела, потому что доказательства, полученные с нарушением закона доказательствами не являются (ст.26.2 ч.3 Административного кодекса). Сотрудник ГИБДД, зафиксировавший правонарушение, обязан будет предоставить суду доказательства правильности установки прибора, доказать, что он прошёл инструктаж и изучил руководство по эксплуатации, предоставить сведения о времени последней его поверки и так далее. Иными словами есть вероятность, что что-то всплывёт в процессе рассмотрения дела.

Вообще всегда, если вы сомневаетесь в действиях инспектора, звоните на телефон дежурного. По вашему запросу сотрудник ГИБДД обязан дать вам его номер телефона (п. 23 Административного регламента №185). Если не даёт, можно позвонить на телефон доверия. Поверьте мне, инспекторы этого очень не любят. Телефон доверия обычно всегда указан на двери патрульной машины. Лучше подготовиться заранее и держать этот номер всегда в автомобиле. На худой конец можно звонить 112.

Кстати, если даже вы действительно нарушили и ваше нарушение зафиксировал ваш видеорегистратор, то его запись вы не обязаны демонстрировать сотруднику ГИБДД. Сослаться при этом вы можете на ст.51 Конституции РФ, в которой говорится о том, что гражданин имеет право не свидетельствовать против себя или своих близких.

Помимо номера телефона доверия в вашем автомобиле всегда должны быть следующие документы: Правила дорожного движения со штрафами в последней редакции, а также Административный регламент №185 или краткая шпаргалка, собранная из выдержек Административного регламента, которую я дам ниже. Советую её распечатать и держать в автомобиле:

1) Законные причины остановки автомашины инспектором ГИБДД

(п.63 Административного регламента МВД № 185):

Нарушение ПДД или иное правонарушение;

Наличие данных о правонарушении (ориентировки, информация дежурного и др.);

Опрос как свидетеля ДТП;

Привлечение в качестве понятого;

Привлечение водителя к оказанию помощи;

Спецмероприятия;

Проверка документов (только на стационарных постах);

2) Сотрудник вправе предложить водителю выйти из машины только в следующих случаях (п.70 Административного регламента МВД № 185):

Необходимость устранения технической неисправности или нарушений правил перевозки грузов;

Наличия у водителя признаков опьянения или болезненного состояния;

Сверка номеров и агрегатов автомобиля в присутствии водителя;

Проведение личного досмотра или осмотра и досмотра автомобиля;

Участие водителя в процессуальных действиях;

Помощь другим участникам дорожного движения или сотрудникам ГИБДД;

Поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника ГИБДД;

3) Основанием для сверки номеров и агрегатов автомобиля являются (п.82 Административного регламента МВД № 185):

Ориентировка дежурного или другого экипажа ГИБДД;

Спецмероприятия типа «Перехват», «Вулкан» и т.д.;

Выявление признаков подделки документов или госномеров;

4) Основанием для проверки техсостояния автомобиля являются (п.82 Административного регламента МВД № 185):

Визуальные признаки правонарушения, установленные статьями 8.23 и 12.5 Кодекса об административных правонарушениях (Статья 8.23 «Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума», статья 12.5 «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»).

5) Основаниями для задержания транспортного средства являются следующие причины (п.146 Административного регламента МВД № 185):

Отсутствие документов у водителя (водительские права, свидетельство о регистрации, страховка и т.д.) ст.12.3 ч.1;

Управление автомобилем с заведомо неисправной тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством (в составе автопоезда) ст.12.5, ч.2;

Управление автомобиля водителем, не имеющим права управления данным транспортным средством (за исключением учебной езды) ст.12.7 ч.1;

Управление автомобиля водителем, уже лишенным права управления (ст.12.7 ч.2);

Управление автомобиля водителем, находящемся в состоянии опьянения (ст.12.8 ч.1);

Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле (ч.4 ст. 12.19);

Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26);

Выявления автомобиля, находящегося в розыске;

Внимание! В случае устранения причины задержания на месте, перемещение транспортного средства сотрудником ГИБДД не производится!

6) Основаниями для осмотра автомобиля являются следующие причины (п.149 Административного регламента МВД № 185):

Необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах (см. выше «Основание для сверки номеров и агрегатов автомобиля»);

Наличие оснований полагать, что транспортное средство эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена;

В случае отказа водителя от осмотра транспортного средства, инспектор ГИБДД имеет право произвести досмотр автомобиля (п.151 Административного регламента МВД № 185). Досмотр инспектор обязан произвести в присутствии двух понятых.

7) Основаниями для досмотра автомобиля являются следующие причины (п.155 Административного регламента МВД № 185):

Ориентировка или специальные мероприятия, например такие как «Перехват», «Вулкан» и т.д;

Отказ водителя от проведения осмотра автомобиля;

Проверка обоснованного предположения о наличии в машине оружия, боеприпасов, наркотиков, предметов или орудий административного правонарушения и т.д.;

8) Основаниями для личного досмотра являются следующие причины (п.165 Административного регламента МВД № 185):

Наличие достаточных оснований полагать, что у водителя или пассажиров, в их вещах находятся орудия совершения административного правонарушения, в целях обнаружения которых осуществляются данные действия, либо оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;

Осуществление административного задержания (пункт 192 Административного регламента МВД за № 185);

9) Основаниями для доставления водителя в служебное помещение являются следующие причины (п.187 Административного регламента МВД № 185):

Невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным;

Принятие решения о задержании лица, совершившего административное правонарушение, влекущее административный арест;

Выявление признаков совершения лицом преступления или причастности лица, используемого им транспортного средства к совершению преступления;

10) Основаниями для административного задержания водителя, т.е. кратковременного ограничения свободы, являются (п.192 Административного регламента МВД № 185):

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного ареста;

Необходимость обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении;

Срок административного задержания не должен превышать три часа, в некоторых исключениях, когда идет производство по делу об административном правонарушении, мера наказания за которое предполагает административный арест – максимум двое суток (п.201 Административного регламента МВД за № 185).

11) Присутствие двух понятых необходимо при выполнении следующих действий инспектора ГИБДД:

Досмотр автомобиля (п.156 Административного регламента МВД № 185);

Отстранение от управления (п.127 Административного регламента МВД № 185);

Задержание машины в отсутствие водителя (п.147.7 Административного регламента МВД № 185);

Личный досмотр (п.166 Административного регламента МВД № 185);

Изъятие (арест) вещей и документов (п.183 Административного регламента МВД № 185);

При обвинении в нарушении ПДД позволяется записать все озвученные статьи для последующей сверки с протоколом .

В случае составления протокола можно обжаловать его в течение 10 суток.

Согласно закону, сотрудник ДПС может останавливать автомобили только на стационарном посту .

Остановка авто на дороге допускается при серьезном нарушении правил дорожного движения.

Проверка документов водителя, осмотр салона и багажника автомобиля, проведение теста на уровень алкоголя в организме также допустимы только на постах дорожно-патрульной службы .

Как правильно вести себя?

В случае встречи с инспектором ДПС на дороге водитель должен помнить:

Причинами остановки на дороге чаще всего являются :

  • проверка документов, под предлогом задержания угнанной машины;
  • проведение спецоперации по задержанию преступников;
  • обвинение в употреблении алкоголя или наркотиков.

В любом из перечисленных случаев самым разумным действием будет звонок в службу доверия ГИБДД для уточнения личности инспектора и ориентировок по проводимым спецоперациям.

В случае обвинения в вождении авто в нетрезвом виде, если уверены в своей трезвости, нужно требовать медицинское освидетельствование .

Если остановивший машину инспектор ДПС ведет себя подозрительно, позвоните в службу доверия ГИБДД. Вам ответят, числится ли в штате сотрудник с такими фамилией и званием и на каком участке он несет службу.

Совершить звонок нужно в присутствии вызвавшего недоверие инспектора: если перед вами мошенник, он вынужден будет ретироваться.

Чем руководствоваться при общении?

Разговор водителя с инспектором ДПС должен происходить на равных.

Однако, водители часто занимают зависимое положение. Причиной является недостаток знаний .

Чтобы чувствовать себя уверенно в любой ситуации, водитель должен знать :

  1. Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения».
  2. Закон о безопасности дорожного движения.
  3. Постановление Правительства РФ «О правилах задержания автомобиля».
  4. КоАП РФ.
  5. Положение о ГИБДД.
  6. Наставления по работе ДПС.

Кроме того, основным законом, на который опираются все когда-либо принятые законы, является Конституция РФ .

Для облегчения получения информации можно воспользоваться различными памятками для водителей:

  • о ПДД;
  • об участниках дорожного движения;
  • о правилах взаимодействия с инспектором ДПС и т.д.

Некоторые из них в разное время выдавались водителям в разных регионах России. Сейчас найти большинство образцов памяток можно в интернете.

Прочтение памятки не заменит знание законов, но все же позволит правильнее оценивать все происходящее на дороге.

Законные способы фиксации разговора

При остановке автомобиля инспектором ДПС у водителя есть четыре варианта зафиксировать беседу :

  • диктофон;
  • фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • видеорегистратор.

Запись общения может пригодиться при обращении в суд в случае нарушения прав водителя или неправильном поведении инспектора.

Законом не запрещено проводить аудио, видео и фотосъемку во время общения с сотрудниками ДПС, кроме особых случаев. О наличии особого условия инспектор должен предупредить водителя в начале разговора.

Возможность записи общения видеорегистратором зависит от его функциональности и возможности подключения дополнительных гаджетов. Кроме того, инспектор может попросить выключить прибор .

Видеокамера и фотоаппарат могут помочь в фиксации вида места ДТП или неправильного положения машины ДПС. Однако, если инспектор решает общаться «не по форме», то он постарается не допустить записи общения .

На практике для записи разговора удобнее всего использовать диктофон .

Его можно включить при остановке и наговорить дату и время пока инспектор идет к машине.

Преимущество диктофона в легкости его маскировки в салоне – инспектор может его не заметить.

В российском законодательстве нет правового акта, запрещающего проведение видео или аудио записи во время разговора с инспектором дорожной службы. Соответственно, закон вы не нарушите . А то, что в случае возникновения спора подобная запись может очень пригодится в суде, многократно доказано на практике.

При возникновении конфликтной ситуации и намерении водителя обратится в суд, важно сохранить запись общения на том аппарате, на котором она была сделана.

Что делать, если взаимодействие не сложилось?

Неприятным исходом общения с сотрудником ГИБДД для водителя является написание протокола и/или выписка штрафа. В обоих случаях паниковать не стоит.

При составлении протокола вам обязаны подробно разъяснить, что вы нарушили . Внимательно случайте и помечайте статьи.

После составления протокола его нужно внимательно прочесть и сверить все, что вам удалось записать и запомнить.

Затем вы можете написать под текстом протокола свое объяснение ситуации, отметить согласны вы или нет с доводами составившего протокол.

Помните, что в течение 10 дней любой протокол можно обжаловать . А за это время вы сможете проконсультироваться с юристом или самостоятельно просмотреть законы. В случае необходимости не бойтесь обращаться в прокуратуру или суд.

А если вы действительно виновны, примите наказание без споров с инспектором. Нарушать закон не позволительно никому.

Если нарушены права владельца авто

Если водитель считает, что инспектор ДПС действовал неправомерно, он может подать жалобу в суд или должностному лицу , которое выносило решение о виновности водителя.

Жалоба подается в произвольной форме. На ее оформление у водителя есть 10 суток .

В течение трех рабочих дней жалоба, вместе со всеми материалами дела, должна быть передана в вышестоящий суд для рассмотрения.

На практике дело до суда доходит не часто. Обычно уверенному в своей невиновности водителю достаточно демонстрировать знание законов и не поддаваться на провокации, чтобы недобросовестные сотрудники ДПС прекратили совершение правонарушения.

Если водитель преступил закон

При нарушении ПДД водителю с инспектором лучше не спорить. Спокойное, уравновешенное поведение и в этой ситуации будет играть в пользу водителя.

В случае явного правонарушения спорить с сотрудником ДПС не имеет смысла.

Пытаться его подкупить – противозаконно .

Единственный верный вариант – получить копию протокола и в течение 60 дней уплатить штраф.

На дороге могут возникнуть непредсказуемые ситуации.

В общении с сотрудниками ДПС водителю всегда пригодятся знание законов, а также спокойствие и доброжелательность .

Для подстраховки всегда можно использовать технику – вовремя включенный диктофон может помочь в решении возможных проблем.

Как вести разговор с сотрудником ДПС при остановке — подробности на видео:

Что делать, если сотрудник ГИБДД требует провести осмотр или досмотр автомобиля (видео):

О правилах общения с ГИБДД при подозрении на алкогольное опьянение рассказывается в этом видео ролике:

Имеет ли право инспектор останавливать ваш автомобиль без признаков нарушения вами ПДД? В каком случае инспектор имеет право требовать открыть капот, сверить номера, произвести досмотр автомобиля, залезть в ваши карманы, сумку, заставить вас дыхнуть в алкотестер или пописать в стаканчик для обнаружения наркотических веществ и тому подобное. Это лишь часть вопросов, которые волнуют автомобилистов.

На youtube появилось множество «видеопособий» – роликов под названием: «Как надо разговаривать с инспекторами», «Как не надо разговаривать».
Смотрю я эти сюжеты, и что вижу? И в ролике «Как надо разговаривать с инспектором», и в ролике «Как не надо» - одно и то же начало, но разные результаты и вот какие: в «Как не надо» водителя силой и с матом вытаскивают из-за руля, а в ролике «Как надо» его отпускают.

А сюжеты обычные: машина останавливается инспектором, естественно, в салоне работает видеорегистратор. Инспектор подходит к приспущенному водительскому стеклу, представляется, один просит документы, другой предлагает водителю из автомобиля выйти. Водители и в том, и в другом случае начинают действовать так, как их учили СМИ или грамотные в законах друзья, а именно:

«Предупреждаю,- говорит водитель, – наш разговор записывается видеокамерой».
«А на каком основании вы меня остановили? Разве я что-то нарушил?»
«Покажите вашу ориентировку на угнанные автомобили».
«Свои документы я вам в руки не дам».
«Из автомобиля я имею право не выходить. И не выйду».
«Предъявите, пожалуйста, господин инспектор, сначала свои документы».
«Вы хотите сверить номера в техпаспорте и под капотом? Попрошу сюда понятых и – под протокол, тогда я вам открою капот».

Все правильно, кроме: «Документы я вам в руки не дам» - обязаны дать. Но результаты этих разговоров разные, повторяю: одного водителя силой и с матом двое инспекторов выдирают из-за руля, инкриминируя ему еще и сопротивление представителям власти, а второго отпускают с миром. Это инспекторы попались разные, потому и результаты разные – одни люди в погонах не захотели, извините, с водителем-говнюком, как они считают, иметь головную боль, а другие решили "слишком умного" наказать, чтобы понял, кто в доме хозяин.

Послушайте, что я вам предложу. Но предупреждаю сразу – к закону это предложение никакого отношения не имеет. А имеет – к человеческим отношениям.

Это не значит, что законы знать не надо – их желательно знать, но вот сходу, агрессивно показывать инспекторам это свое знание не надо. А надо пользоваться им с умом.

Большая беда наша в том, что у нас законы часто не действуют в тех случаях, когда власть имущий стоит перед возможностью урвать, украсть денежки. Это и называется коррупцией.

Итак, - автоликбез общения с инспектором в условиях российского беззакония.

Вас остановили, просят документы. «Добрый день! Привет начальству!» - весело, улыбаясь, НО БЕЗ ТЕНИ ЗАИСКИВАНИЯ говорите вы инспектору. Как другу говорите: «Как жизнь молодая? Как служба?» - интересуетесь вы и протягиваете ему свои документы. Иногда я дружелюбно спрашиваю, улыбаясь, опять же: «Разве я что-нибудь нарушил?». Обычно инспектор мне отвечает: «Проверка документов». Я не возражаю.

Если настроение хорошее, я иногда даже выхожу из машины, потя-я-я-гиваясь и добавляю: «Ну, затекло все – с утра катаюсь по делам», - и все это я говорю совершенно искренне.

И я искренне ощущаю НОРМАЛЬНЫМ ПАРНЕМ мальчишку в погонах или этого толстого дядьку с красным лицом,- человеком, который мог бы стать моим другом: ведь он такой же, как я, он также страдает от несправедливости, которой в его жизни, поверьте,- хватает! Он также заботится о своей семье… вот только власть ломает его через коленку каждый день. А нас она тоже ломает. Но - не каждый день.

Причем, во время нашего первого контакта с инспектором, я стараюсь встать близко, так, чтобы ему не пришлось принюхиваться и приглядываться ко мне, чтобы он уловил мой выдох и почувствовал, что в нем нет и следа алкоголя (если я сегодня выпивал хотя бы и пиво, то за руль сажусь только послезавтра – принцип!). Почти всегда я получаю документы назад с пожеланиями счастливого пути.

Только не надо вот этого: «Ну, конечно, - Гейко! Ну, естественно – кто же с ним будет связываться!». Даю честное благородное слово – врубаются, видя фамилию в документах, единицы, я всегда внимательно отслеживаю их физиономии при чтении. А если напрячь память, то я такого врубившегося просто не помню. Еще и потому не помню, что останавливают меня где-то раз в полгода – не нарушаю я, да вы это все знаете.

Далее. Остановили, просят, скажем, открыть капот. Откройте! Без понятых, без протокола откройте, чего вам бояться? А вот если хотят проверить бардачок, салон и багажник – это уже досмотр - вот тогда просите понятых, просите протокол и спокойно, без нервов, поясните: «А вдруг вы мне пакетик с травкой или не дай бог с белым порошком подбросите? Мы это проходили». Гарантирую, что фраза: «Мы это проходили» отобьет у инспекторов всякое желание вас «разводить» - зачем им с «тертым калачом» связываться, если у них лохов в достатке.

Если инспектор просит дунуть, дуньте. Только перед этим повертите прибор в руках, чтобы увидеть его со всех сторон и поинтересуйтесь: «А агрегат в законе? Сертифицирован?» - либо на самом алкотестере, либо у инспекторов должна быть бумажка с номером прибора и датой его проверки. Если мундштук при вас не меняли, попросите сделать это: «Мне, мол, только заразы от алкашей не хватало». Мундштук должен быть в герметичной упаковке. Да и вообще, поднося мундштук ко рту, пронесите его мимо носа, втянув запах – не пахнет ли этиловым спиртом. Да пусть инспекторы это даже увидят – уже по этому одному они оценят вашу «бронированность». Потому что серьезный нарколог поведал мне, что он встретился со случаем, когда инспекторы тонкой иглой шприца вводили пару капель спирта или водки в запечатанный в полиэтилене мундштук.

Поскольку в обществе слишком сильна к гаишникам… мягко скажем - нелюбовь, то она прорывается в интонации, взгляде. Но когда водитель начинает общаться с инспектором по-человечески, нет, не лебезя и не заискивая перед ним, а вежливо, уверенно и даже сочувственно, у такого водителя гораздо больше шансов не подвергнуться беззаконию.

Юрий ГЕЙКО

Верховный Суд РФ подтвердил официально

Водителю не обязательно выходить из машины для объяснений с инспектором и составления протокола сотрудником ГИБДД. Так было и раньше, и отказ выйти из машины не является правонарушением. Более того, даже административный регламент МВД об этом говорит. Но водители и гаишники по-разному общаются друг с другом. Тут вопросы и отношения, и настроения, и тактики даже. Кто-то выскакивает на полусогнутых и причитать начинает, кто-то бурчит «через губу» сквозь слегка опущенное стекло.

И требование выйти из машины нередко становится предметом конфликтов между водителями и полицейскими. Вторые нередко настаивают на том, чтобы нарушитель показал содержимое багажника или прошел в патрульную машину или на пост для оформления протокола. А когда водитель отказывается, пытаются «пришить» «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» - часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

Вот что следует из решения ВС: сотрудник ГИБДД может лишь предложить водителю выйти из машины, но не вправе заставлять его это делать. «Речь идет не о распоряжении либо требовании сотрудника (полиции), являющемся обязательным для участника дорожного движения, а о наличии у сотрудника права предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий. Соответственно, не вытекает из оспариваемой нормы и безусловная обязанность участника дорожного движения исполнить такое предложение».

1. Вы имеете право не выходить из машины .

2. Сотрудник полиции обязан представиться . Попросите его предъявить удостоверение (п. 2.4 ПДД), запишите себе данные, выясните причину остановки (ссылайтесь на п. 20 Административного регламента МВД).

3. Полезно включить записывающее устройство , например, камеру мобильного телефона (ссылайтесь на п. 25 Административного регламента МВД).

4. Если инспектор просит показать содержимое багажника, салона или открыть капот, выясняйте ДОСМОТР это или ОСМОТР . «Осматривать» он может машину только снаружи, через стекла.

5. Досмотр (содержимого багажника, салона, карманов и т. д.) должен производиться только с составлением протокола досмотра (ст. 27.9 КоАП РФ), инспектор обязан найти и привести двоих понятых . При досмотре двигаете свои вещи только вы. Своими руками орудовать полицейский может только при обыске, право на это дает только суд или прокурор.

ВНИМАНИЕ! Если инспектор нарушает эти требования (отказывается представиться, показать документ, роется в ваших вещах своими руками и т. д.), снимайте все это на видео, просите знакомых запомнить все это, чтобы потом дать свидетельские показания, звоните 02 и сообщайте о противоправных действиях гаишника.

«Золото Уссурийска» по материалам СМИ



Поделиться