Уезд с места дтп наказание. Оставление места ДТП (12.27 КоАП РФ). Какие предусмотрены меры наказания

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2020 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2020 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2020 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Экспресс оценка перспектив дела

Оставление места ДТП: наказание в 2020 году

Дорога - это потенциально опасное место, так как тут очень высокий риск возникновения различных внештатных ситуаций, в частности, ДТП. В результате ДТП могут пострадать не только транспортные средства, но и люди.

Как показывает практика, чаще всего ДТП происходит из-за несоблюдения правил дорожного движения. Однако ситуации могут быть разными. Нередко такое случается из-за непредвиденных обстоятельств.

Тем не менее любое ДТП может заставить водителя изрядно понервничать. Немало людей поддается панике. Из-за этого ситуации, при которых водитель покинул место ДТП, не являются редкостью. Тут важно понимать, что оставление места ДТП - это достаточно серьезное нарушение закона. Что грозит водителю, если он скрылся с места ДТП?

Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь нужно определиться с тем, что представляет собой ДТП. Чтобы считать происшествие таковым, необходимо три ключевых условия:

  • должно участвовать транспортное средство. Оно необязательно должно быть механическим. Например, это вполне может быть и велосипед;
  • происшествие должно произойти на месте, которое предназначается для движения ТС;
  • происшествие должно быть результатом движения.

Что из этого следует? Например, если водитель выезжал из гаража, расположенного во дворе его собственного дома, и случайно задел машину жены, это не авария. А вот если автомобиль наехал на идущего по тротуару пешехода - это ДТП. Соответственно, в первом случае наказания не последует. Во втором случае, если водитель скрылся, налицо оставление места ДТП. Такой проступок влечет за собой определенные последствия.

К сожалению, такие случаи - не редкость. Какая ждет правонарушителей за оставление места ДТП ответственность в 2020? Об этом, а также о прочих важных нюансах данного вопроса, написано ниже.

Причины незаконного бегства

Случаи, когда водителю приходит идея просто уехать с места происшествия, случались ранее и будут, к сожалению, случаться и в 2020 году. Сразу нужно отметить, что это худшая идея, которая может прийти в голову. Чаще всего такое случается по следующим причинам:

  • незнание закона. Достаточно часто водители уезжают с места ДТП только потому, что не знают, что этого делать нельзя. И это несмотря на то, что информацию о действиях в таких ситуациях можно найти в ПДД;
  • страх ответственности. Это также частая причина, по которой водитель может уехать с места ДТП. Чаще всего это случается, если причинен небольшой ущерб, особенно если автомобиль был припаркован, а его владельца не было поблизости;
  • наезд на пешехода. В такой ситуации оставление места аварии часто является следствием сильного шока.

Важно помнить, что какой бы ни была причина, за оставление места наказание последует. Такой поступок - это правонарушение, причем достаточно серьезное.

Наказание в 2020 году

За оставление места ДТП наказание может быть разным. Данное правонарушение считается административным. В этом году в КоАП по этому вопросу не было внесено изменений. Это обозначает, что и в 2020 году за оставление места ДТП следует наказание согласно ст. 12.27, ч. 2. Ею предусматривается два типа наказания:

  • водителя могут лишить водительского удостоверения (не менее чем на 1 год, но не более чем на 1,5 года);
  • водителя могут арестовать. Срок ареста составляет до пятнадцати суток.

Важно понимать, что выбор наказания для правонарушителя - это дело суда. Выбрать его самостоятельно не представляется возможным.

В некоторых случаях мерой наказания может быть только лишение прав. Это относится к нескольким категориям граждан - беременным женщинам, матерям, у которых дети не достигли возраста 14-ти лет, военнослужащих, инвалидов и т. д. В таких ситуациях применять административный арест запрещается законом.

Следует отметить, что и в других случаях такую меру наказания, как административный арест, применяют крайне редко. Оставление места ДТП, как правило, карается лишением прав. Такое решение суду вынести проще.

Скрытие с места ДТП представляет собой нарушение ПДД. Независимо от того, какое наказание выберет суд и имеются ли пострадавшие, правонарушителю потребуется оплатить штраф ГИБДД за факт ДТП. Его размер составляет от 500 до 1 тысячи рублей.

По всем этим причинам, прежде чем уехать с места ДТП, следует сто раз подумать. Причем важно учесть, что наказание ожидает водителя вне зависимости от того, является он виновником или пострадавшим в ДТП.

Когда можно избежать наказания?

Можно ли не оставаться на месте аварии без серьезных последствий? Такое действительно возможно. Более того, такие случаи предусматривает законодательство. Такое возможно, если:

  • участники аварии решили самостоятельно оформить ДТП согласно европротоколу. Такое возможно, если у них имеется страховой полис ОСАГО. Однако тут следует учитывать, что такое возможно не всегда. Это законно в ситуации, когда участников аварии только двое, если они достигли взаимопонимания, а ДТП обошлось без пострадавших. Тогда у участников происшествия нет необходимости оставаться на месте аварии;
  • участник происшествия покинул место ДТП, чтобы доставить пострадавшего в медучреждение. В такой ситуации важно позаботиться о наличии свидетелей. Места оставления ДТП в этом случае покидаются только до того момента, пока водитель не выполнить свой гражданский долг. После того как пострадавший доставлен в больницу, нужно вернуться к месту аварии.

Как еще можно избежать ответственности?

Допустим, что на месте ДТП водитель не остался без уважительной причины. Обязательно ли ему грозит наказание за его проступок? Несмотря на строгие законы, существуют нюансы, позволяющие правонарушителю избежать ответственности.

В первую очередь это возможно благодаря такому понятию, как срок давности. Этот вопрос подробно рассмотрен в КоАП. Согласно статье, срок давности в 2020 году, если имело место сокрытие с места ДТП, составляет 1 год. Если в течение этого времени водитель не будет найден, дело будет прекращено.

Как это работает на практике? Можно привести простой пример: произошло столкновение двух транспортных средств. Оба водителя решили не привлекать ГИБДД и разобраться самостоятельно. Они договариваются о компенсации и не остаются на месте ДТП. Затем один из участников подает в ГИБДД заявление. Если с момента аварии прошло год и более, суд не будет рассматривать это дело.

Тут важно понимать, что срок давности имеет отношение именно к административному правонарушению. Если имел место летальный исход или тяжкие телесные повреждения, водителя в любом случае приговорят к уголовной ответственности по статье 264 УК РФ. То, что он не остался на месте ДТП, будет не самой серьезной его проблемой.

Также следует понимать, что в этом случае вы имеете возможность избежать именно административного наказания. Если вы нанесли материальный/моральный ущерб, нужную сумму все равно придется оплатить пострадавшему, как того требует Гражданский кодекс. Срок исковой давности при этом составляет 3 года.

Существует и другой способ избежать ответственности за содеянное. Можно попробовать доказать в суде, что на месте ДТП вы не остались по невнимательности, неумышленно. Например, вы просто не заметили, как задели фару чьего-то автомобиля. Такие случаи - не редкость. Однако такой способ работает только тогда, когда ваши интересы будет защищать юрист по ДТП. Тогда оставление места аварии может и не иметь последствий.

Стоит отметить, что доказать, что место ДТП вы покинули неумышленно, невероятно сложно. В подавляющем большинстве случаев суд становится на сторону пострадавшего. Именно его интересы учитываются в первую очередь.

Значит ли это, что вы в любом случае понесете наказание? Действительно, за такое административное правонарушение водители чаще все-таки расплачиваются потерей водительского удостоверения. Однако в некоторых случаях неумышленность своих действий можно доказать. Самостоятельно это, конечно, сделать практически нереально. Однако если к делу привлечь профессионального адвоката, который специализируется на ведении подобных дел, исход может быть положительным для вас.

Увы, в 2020 году количество аварий на дорогах страны не уменьшилось. Если вам не повезло стать виновником дорожно-транспортного происшествия, не впадайте в панику, не пытайтесь скрыться. Лучше повести себя так, как того требуют Правила дорожного движения. И, конечно же, даже в стрессовой ситуации надо оставаться человеком и оказать помощь пострадавшим.

Действующие нормы 2019 года предусматривают довольно строгое наказание за оставление места ДТП. Такое правонарушение, как самопроизвольный уезд с места аварии, считается довольно серьезным.

Оставление места ДТП (статья 12 27 ч 2 КоАП РФ) влечет за собой административный арест, штраф и/или лишение прав сроком до полутора лет.

Водителя ожидает наказание даже в том случае, если он не заметил, как стал участником аварии. Такое может произойти, когда вы, к примеру, по неосторожности поцарапали чужой автомобиль и уехали.

Предлагаем более подробно рассмотреть данные ситуации, чтобы оградить себя от ошибок и тем самым избежать ответственности за оставление места ДТП.

Если вы попали в затруднительное положение, мы готовы предоставить бесплатную юридическую консультацию по данному вопросу. Свяжитесь с нашим юристом по телефону для получения профессиональной правовой поддержки!

Ознакомьтесь с примером выигранного нами дела:


Многие автовладельцы, обращаясь в юридическую компанию, начинают беседу с вопроса о том, что им грозит, согласно принятым нормам 2019 года. На сегодняшний день действуют следующие правила:

  • Покидание места ДТП возможно, если в аварии нет пострадавших и оба участника не имеют претензий друг к другу.
  • Если же один из участников покинул место ДТП, несмотря на протесты со стороны второго водителя, это является основанием для возбуждения судебного дела, в котором придется отстаивать свои интересы.
  • Временно покинуть место ДТП без наказания можно в том случае, если в результате аварии есть пострадавшие, которые нуждаются в экстренной госпитализации, но при этом нет возможности найти другой транспорт для перевозки граждан в медицинское учреждение.

Однако, согласно ст. 12 27 ч 2 КоАП РФ, после поездки в медучреждение водитель обязан вернуться к месту инцидента, а до этого в присутствии свидетелей зафиксировать положение ТС во время аварии и другие детали происшествия.

Отдкльное наказание за оставление места ДТП без пострадавших (2019 год) не предусмотрено, если участниками аварии стали два транспортных средства, у водителей которых имеются действующие полисы ОСАГО.

Если у участников нет разногласий в том, кто является виновником инцидента, можно оформить ДТП без вызова полиции. На основании этих документов страховщиком будет произведена компенсационная выплата.

И, наконец, статьей 12 27 предусмотрена возможность избежать наказания на отъезд с места аварии, если есть необходимость освободить дорогу, поскольку транспортное средство мешает движению.

Изучая информацию о том, какое наказание предусмотрено законом за оставление места ДТП по новым правилам, следует обратить внимание на то, что, помимо штрафа и лишения прав, вы можете столкнуться с необходимостью возмещения ущерба страховой организации.

В данном случае у страховщика появляется законное основание для предъявления судебного иска к виновнику происшествия, чтобы взыскать ту сумму, которая была выплачена потерпевшему.

Таким образом, для человека, который оставил место ДТП, наказание за необдуманный поступок может стать действительно крайне суровым и весьма неблагоприятным для бюджета!

Как же избежать подобных проблем? В первую очередь мы настоятельно советуем изучить статью 12 27 часть 1 и часть 2. Это убережет вас от ошибок, вызванных незнанием нормативно-правовых норм. Кроме того, стоит всегда иметь под рукой телефон автоюриста, с которым можно связаться, если на дороге неожиданно возникли проблемы.

В 2019 году и за минувший период нынешнего года очень многим автомобилистам удалось избежать наказания за оставление места ДТП, а также необоснованных претензий со стороны участников инцидента, поскольку были вовремя приняты необходимые меры правовой защиты, произведена объективная оценка ситуации и установлена реальная вина каждого из участников происшествия.

Можно ли избежать наказания в виде лишения прав за покидание места ДТП

Если имело место нарушение статьи 12 27 ч 2 КоАП РФ и вы ищете способы, как избежать наказания за оставление места ДТП, советуем незамедлительно обращаться к специалистам компании «Автоюрист Москва». Благодаря обширному практическому опыту нам удается найти решение проблемы даже в самых сложных случаях!

Весьма неприятным последствием для водителя в случае покидания места ДТП, согласно нормам, является наказание в виде запрета на управление автотранспортом на срок до полутора лет. Регрессный иск со стороны страховой организации также не является поводом для радости.

Некоторые водители, нарушившие часть 1 статьи 12 27, считают наказание неизбежным, поэтому отказываются даже посетить судебное заседание и попытаться воспользоваться своим законным правом доказать свою невиновность!

Если же ваш адвокат докажет, что вы оставили место аварии по крайней необходимости , речь пойдет об отсутствии состава правонарушения, что влечет снятие обвинения.

Таким образом, избежать наказания за оставление места ДТТ (12 27 часть 2) возможно только в том случае, если ваши интересы в суде представит хороший автоадвокат! Если вы нуждаетесь в консультации юриста по автоделам, звоните в нашу компанию - помощь вам гарантирована!

Ознакомьтесь с примером выигранного дела:




Итак, дорожно-транспортные происшествия в России являются достаточно серьезной проблемой. Ежегодно в ДТП попадает порядка 200 тыс. человек, из которых гибнет около 15% (приблизительно 30 тыс. человек). Тенденции к спаду не наблюдается, поэтому закономерно и в 2020 году ожидать приблизительно таких же данных.

Для борьбы с этой проблемой существует специальный свод законов и правил, знать которые необходимо как водителю, так и пешеходу. Это поможет не только избежать аварии, но и в случае, если она уже произошла, грамотно отстоять свои права.

Таким образом, например, одно из частых административных правонарушений — оставление места ДТП — не влечет за собой штрафа, согласно закону. Но ответственность за это деяние имеет свои тонкости. Конкретно данную тему мы и обговорим в нашей статье.

А было ли ДТП?

Вопрос действительно важный. Ведь ответственность возникает только в том случае, когда ДТП действительно произошло. Необходимо разобраться, что такое ДТП, как это понятие трактуется. Дорожно-транспортным происшествием считается событие, в котором задействовано движущееся транспортное средство; причинен материальный ущерб, либо есть пострадавшие либо погибшие люди. То есть, факт ДТП устанавливается только при непременном выполнении следующих двух условий:

  1. Наличие движущегося ТС.
  2. Нанесение того или иного материального ущерба, урон здоровью человека и т.д.

Если авария зафиксирована, а виновник скрылся с места ДТП, наказание он не несет в том случае, когда правила разрешают уехать с места ДТП (мы рассмотрим эти правила далее в статье). Во всех остальных случаях наказание предусмотрено статьей 12.27 КоАП РФ.

В зависимости от условий ситуации, наказанием может служить или лишение прав на различный срок, или административный арест на 15 суток . Обратите внимание, что штраф за это деяние не предусмотрен.

Но в законе об ОСАГО существует статья, согласно которой страховщик может предъявить регресс виновнику аварии, в случае если тот скрылся с места ДТП. Таким образом, сумма, выплаченная страховой компанией пострадавшему, может быть в дальнейшем потребована с виновника.

Ушел от ответственности или усугубил ситуацию?

Многие водители напрасно считают, что скрывшись с места ДТП, можно избавить себя от проблем — это вовсе не так. Прибывшие на место произошедшей аварии сотрудники ГИБДД станут опрашивать свидетелей, и вполне вероятно, что кто-либо из них запомнит или запишет номер машины виновника. Особенно, если речь заходит о серьезном ДТП. Так что если водитель скрылся с места происшествия, он только ухудшил свое положение .

Что же о данной проблеме говорится в правилах дорожного движения? Согласно ПДД, водитель, причастный к аварии, обязан:

  • В любом случае дожидаться сотрудников ГИБДД для фиксации происшествия.
  • Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим (если таковые имеются).
  • Ни при каких условиях не перемещать объекты, причастные к аварии!
  • Выставить специальный знак аварийной остановки.

Если одно из этих обязательных действий не выполняется водителем, то он понесет ответственность, согласно части второй статьи 12.27 КоАП за «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП».

Когда правила разрешают виновнику скрыться?

Существуют полностью законные обстоятельства, при которых водитель имеет право покинуть место аварии и не понести за это ответственность. Что входит в этот список?

  1. Обоюдное согласие. В аварии нет пострадавших, между водителями не возникло разногласий и споров, касательно события. В данном случае, при соблюдении обоих вышеуказанных условий, проблему можно решить, даже не вызывая сотрудников ДПС. Водители составляют схему ДТП, подписывают её и отправляются к ближайшему посту ДПС для заверения документов.
  2. Европротокол. Данный пункт также подразумевает разрешение конфликта без вмешательства сотрудников полиции. Работает исключительно при выполнении следующих четырех условий:
    • В происшествии задействовано не более 2 ТС.
    • Нанесен ущерб только имуществу, человеческих жертв нет.
    • Оба водителя обладают действующим полисом ОСАГО (на ТС, задействованное в ДТП).
    • Между лицами, задействованными в аварии, отсутствуют любые разногласия, касательно происшествия.
  3. Освободи проезд! Случай, когда водителю необходимо переставить ТС в более удобное место для освобождения проезжей части. При этом крайне важно зафиксировать при свидетелях изначальное положение автомобиля , чтобы не допустить ошибки в протоколе.
  4. Есть пострадавшие. Как уже говорилось ранее, водитель обязан предоставить первую медицинскую помощь. В той ситуации, когда пострадавший находится в состоянии, когда его необходимо срочно везти в больницу, водитель имеет право покинуть место происшествия для предоставления медицинской помощи пострадавшему. Но с одним условием — обязательно вернуться к месту аварии.

Абсолютно любые другие случаи, даже если водитель считает свою причину уважительной, будут расцениваться, как «побег» с места преступления.

Без суда и следствия

В конечном счете, если водители имеют разногласия или налицо действительно серьезная авария, проблема будет решаться через суд. Вначале будет проведено следствие на основании показаний свидетелей, касательно водителя, скрывшегося с места ДТП, затем через суд будет составлен приговор виновнику.

Заниматься розыском виновного будут в зависимости от ситуации дознаватели по розыску ГИБДД, следователи и оперативники, в некоторых случаях даже родственники пострадавших или погибших. В общем, скрыться «без суда и следствия» вряд ли выйдет.

Судом предусмотрены две меры административного наказания за оставленное место ДТП — это лишение прав на ТС на срок от одного до полутора лет либо лишение свободы сроком до 15 суток .

Важно: не водитель выбирает себе наказание. То есть, суд не смотрит на какие-либо личные причины, согласно которым он якобы не может лишить водителя прав на вождение ТС (например, если водителю необходимы права в связи с работой). Статистика утверждает, что чаще прочего в ходе судебного действия именно лишают прав, так что лучше в очередной раз поразмыслить о том, каким образом действовать в данной ситуации. Еще нужно иметь в виду, что лишить прав может исключительно суд, то есть это не входит в полномочия сотрудника ГИБДД.

Видео: Юрист о тонкостях ведения дела об оставлении места ДТП

Вышел из воды сухим

Если водитель все-таки не считает себя виновным, но он имеет законное право отстаивать собственную позицию в суде. Существует вероятность, что таким образом возможно избежать ответственности или снизить её до минимума. Необходимо предъявить доказательства, что в данной ситуации виновник все-таки имел право покинуть место ДТП.

Если авария не серьезная или не повлекла за собой последствий для обеих сторон — укажите на данной обстоятельство в суде. Помните, что суд имеет право освободить водителя, скрывшегося с места ДТП, согласно внутренним убеждениям.

Не торопитесь давать чистосердечное признание — обговорите этот вопрос с адвокатом. Ваши показания могут быть использованы против вас в суде. Не забывайте, что вы и вовсе можете отказаться от дачи показаний без своего адвоката-защитника, а также согласно своего конституционного права.

Таким образом, мы наглядно убеждаемся в том, что не зная закона справиться с данной ситуацией, да и с любой другой, достаточно трудно. Будьте осторожны на дороге и соблюдайте правила дорожного движения!

С 01.07. 2015 г. новые поправки в ПДД позволили водителям оформлять ДТП самостоятельно без инспектора, после чего спокойно покидать место происшествия. Но в случаях, не предусматривающих оформление европротокола, равно как и при наступлении тяжелых последствий происшествия уезжать нельзя. Это будет означать, что водитель скрылся с места ДТП, что грозит в 2020 году лишением прав от года до полутора или 15-суточным административным арестом .

Штрафы за оставление места ДТП

Все вышеперечисленное — лишь минимум, который грозит именно за то, что виновный в  аварии. Последствия в 2020 году обычно бывают более тяжелые — виновник, а иногда и пострадавшая сторона будут вынуждены дополнительно оплатить и штрафы за нарушения ПДД, приведшие непосредственно к возникновению ДТП. Наиболее частые из них:

  1. Выезд на встречную полосу с пересечением сплошной линии или в нарушение других правил ДД. Согласно ст. 12.15 КоАП штраф за это админнарушение составляет до 5000 р, часто в качестве наказания применяется лишение ВУ. Исключение составляет объезд препятствия. Штраф в этом случае 1000-1500 р.
  2. Проезд на красный сигнал светофора . Ответственность для водителя в этом случае предусматривается в виде штрафа размером 1000 р., что отражено в ст. 12.12. КоАП. Наказание, если скрылся с места ДТП, обычно дополняется лишением прав.
  3. Невключение или несвоевременное включение указателей поворота — 500 р. штрафа или предупреждение согласно ст. 12.14 ч.1 КоАП.
  4. Несоблюдение приоритета проезда перекрестка. Ст. 12.13 КоАП накладывает на водителя в этом случае штраф 1000 р. Ситуация для водителя осложнится, если скрылся с места ДТП, что грозит 15-суточным арестом. Но обычно эта мера не накладывается — чаще в дополнение к штрафу суд отбирает у автовладельца права на срок от года (минимум) до полутора.
  5. Нарушение скоростного режима. В городе превышение обычно составляет не более 20-40 км/ч. Штраф — 500 р. За превышение 40-60 км/ч, 60-80 км/ч и более 80 км/ч выплатить придется 1000-1500 руб., 2000-2500 руб. и 5000 руб.

В последнем случае суд накладывает на виновника и наказание в виде лишения прав на полгода, но это не относится к нарушениям, отслеженным стационарными устройствами фотовидеофиксации. Вся ответственность водителей за данное админнарушение прописана в ст. 12.9 КоАП.

Уголовная ответственность за оставление места ДТП

В отдельных случаях наказание за скрытие с места ДТП предусматривает и уголовную ответственность. Несмотря на то, что существовавшая до 2013 г. соответствующая статья в уголовном кодексе сегодня отменена, суд будет опираться на ст. 264 УК РФ, которая предусматривает в т. ч. и лишение свободы:

  1. на срок до 3-х лет — за тяжкий вред здоровью;
  2. до 4-х лет — то же в состоянии опьянения;
  3. до 5 лет — при ДТП со смертельным исходом;
  4. от 2-х до 7 лет – в состоянии опьянения;
  5. на срок до 7-ми лет — причинение смерти двум лицам и более.

Также к нарушителям при наличии пострадавших применяется другая уголовная статья под номером 125 , предусматривающая крупный штраф (до 80 тыс. руб.) или год лишения свободы за оставление пострадавшего в опасности.

Когда можно и нужно покинуть место аварии

Ответственность за оставление места ДТП не наступит в следующих случаях:

  1. Если участники решили самостоятельно прибыть к ближайшему посту ГИБДД для оформления документов. В этом случае у водителей не имеется разногласий в причине аварии и полученных повреждениях, ими составляется и подробная схема ДТП с указанием ориентиров, знаков, разметки и т. п., закрепленная подписями водителей. Пострадавших в этом случае быть не должно.
  2. С оформлением европротокола. Важно отметить, что сумма выплаты пострадавшей стороне при обращении к страховщику с этим документом не превышает 50 тыс. руб. (в Москве и СПБ — до 400 тыс. руб.). Должны также соблюдаться следующие условия:
    • отсутствие пострадавших, повреждено только имущество;
    • только два ТС участвовало в аварии;
    • у обоих участников есть действующие полюса ОСАГО;
    • отсутствие разногласий об обстоятельствах аварии.
  3. При наличии пострадавшего в ДТП, которому необходима срочная медпомощь. Если водитель в данных обстоятельствах скрылся с места ДТП, наказание в 2020 году не предусмотрено. После доставления раненого в медучреждение важно обязательно вернуться на место аварии. Также в присутствии свидетелей нужно зафиксировать положение ТС, следы, предметы и иные доказательства, которые помогут сотрудникам Госавтоинспекции восстановить картину произошедшего ДТП.

Описанные в п. 3 действия (фото- и видеофиксация места аварии) необходимо выполнить и перед освобождением проезжей части, если в результате наступившего ДТП другие ТС не имеют возможности по ней передвигаться. Это при наличии пострадавших.

Если пострадавших нет, водители согласно новых поправок (п. 2.6.1. ПДД) обязаны освободить проезжую часть при легкой аварии, даже если другие автомашины могут с объездом препятствия передвигаться по проезжей части. Это не будет являться скрытием с места ДТП. Статья 12.27 КоАП в п. 1 предусматривает ответственность за невыполнение этого пункта в виде штрафа в 1000 рублей.

Ответственность за неумышленное оставление места аварии

Водители могут просто не заметить факт своего участия в ДТП, выезжая с парковки в зимнее время. Если пострадавшая сторона обратится в ГИБДД, по факту аварии должен составляться протокол, копия которого отправляется нарушителю. Если вы получили соответствующее извещение, необходимо явиться в суд и подробно описать причины оставления места ДТП.



Поделиться