Что делать если нарушил волю покойного. Исполнение устной воли умершего и очередность вступления в наследство. Что такое завещательное возложение

Смерть - не что иное, как переход в иной мир, время, когда душа покидает тело. Для того чтобы облегчить ее расставание с физической оболочкой, и существуют похоронные обряды. Нарушая или не соблюдая их, мы обрекаем душу умершего на невообразимые муки. Неприкаянная, она остается между небом и землей, частенько «наведываясь» к живым родственникам...

В путь-дорогу...

Некротическая связь может установиться в том случае, когда родные сильно горюют, постоянно оплакивая умершего. Они притягивают его душу к земле, не отпускают ее, обрекая на большие страдания. Может произойти это и тогда, когда не выполняется последняя воля покойного или его пожелание быть похороненным в определенном месте. Известны случаи, когда умершие «беспокоили» до тех пор, пока не меняли место их вечного сна. Когда человек испускает последний вздох, принято на окно ставить чашу со святой водой и миску с кутьей (сваренная крупа с медом). Обмыв умершего теплой водой, его одевают в чистую, обязательно новую одежду светлых тонов. Бывают случаи, когда покойники «приходят» (чаще во сне), если их обрядили в старую или не подходящую по размеру одежду. Часто они «просят» переслать себе новую по определенному адресу. Удивительно, но когда по указанным координатам являются родные умершего с обновой для него, то попадают... на похороны. В таком случае вещи нужно положить в гроб к умершему, таким образом передав с ним послание своему почившему родственнику.
Покойного заворачивают в саван или покрывало. Православных накрывают простыней с изображением распятья (их продают в церкви). Это свидетельствует о том, что умерший находится под покровительством Христа.
В православии принято напутствовать умершего таинствами покаяния, причащения и елеосвящения (это также облегчает переход души в иной мир). В минуты разлучения души с телом читается отходная молитва - Канон на исход души. Покинув тело, она встречается с ангелом-хранителем, данным ей при крещении (он поддерживает душу в ее «новой» жизни). Под голову покойного в православии принято класть подушечку из ваты или сухой травы (лучше всего наполнять ее освященными в церкви в Вербное воскресенье веточками вербы или взятыми в храме в Троицу листьями березы). Вплоть до похорон над гробом днем и ночью читается псалтырь (делать это может любой благочестивый человек, лучше - стоя). Псалтырь воспроизводит многообразие движений души, дает ей утешение (первые 2 дня она находится на земле - рядом с телом).
Гроб обивают тканью или красят: людям пожилого возраста - в красный цвет с черной каймой, ребенку - в розовый цвет с черной каймой, молодым людям - в белый с черной каймой. Ставят его посреди комнаты, вокруг него - четыре свечи (в голове, в ногах и по бокам), что символизирует крест и переход усопшего в Царство истинного свата.
Когда в доме покойник, нельзя смеяться, громко и возбужденно разговаривать, чтобы не тревожить душу умершего. Нужно убрать кошку. Существует мнение, что покойники все слышат и чувствуют, поэтому плохо о них не говорят.

Почему закрывают зеркала

Когда в доме покойник, обязательно надо закрыть все зеркала. Зеркало считается входом в потусторонний мир, и его занавешивают для того, чтобы душа умершего не забрела случайно куда не следует, а вознеслась на небеса.

Похороны

В знак траура обязательна черная одежда. На похороны приходят с венками или цветами (четное количество), которые располагают вокруг гроба. Во время прощания родные и близкие находятся справа от изголовья, а остальные - слева. Чтобы покойник не «ходил» к родным, можно дотронуться до его укрытых простыней ног и сказать: «Прости-прощай». Тем же, кто остается с усопшим на ночь, на ужин нужно кушать лапшу: тогда все обойдется без происшествий.
Сопровождающие похоронную процессию держат свечи. У женщин головы должны быть покрыты платком, у мужчин - обнажены (если очень холодно, то шапки снимают только перед опусканием гроба).
По православным в церкви заказывается панихида. Людям, несущим гроб и крышку, надевают черные повязки на рукав. Под звуки траурной музыки выносят портрет, венки, награды на подушечках (если имеются), крышку, затем гроб. (Хорошо бы в него положить любимую вещь покойного)
Чтобы умерший не «приходил», надо кому-нибудь из членов его семьи во время похорон поднять любую веточку, лежащую на дороге, по которой проходит процессия, и, разломив ее на три части, бросить на порог, откуда вынесли усопшего. При этом следует сказать: «Как покойник переехал через эту ветку в последний раз, так и ты (имя) перейди последний раз этот порог».
Чтобы не занести смерть к себе в дом, во время похорон шепотом говорят: «Не дай, Господи, подобного горя. Аминь!», а после погребения греют руки у печи (или возле духовки).
Если в доме есть печь, то по возращению с кладбища уговорите человека, который схоронил близкого, встать перед ней на колени и заглянуть в поддувало. При этом скажите три раза: «Не тоскуй, не горюй». Топится печь или нет - значения не имеет.

Поминки

Поминовение усопших душеспасительно не только для покойных, но и для его родных и близких. На поминки без приглашения приходить нельзя. Обязательна темная одежда. За столом оставляют незанятым одно место (для умершего) и один свободный прибор (вилка кладется на тарелку). Обычай оставлять рюмку водки и кусок хлеба для усопшего является пережитком и уходит своими корнями в язычество.
На поминках нельзя пить, так как вино - символ земной радости. Главное блюдо на столе - окропленная святой водой кутья (отваренная крупа, рис, пшено с медом). Обязательны молитвы о спасении души усопшего, воспоминания о нем (говорят только хорошее).
Поминки устраиваются на третий, девятый, сороковой день и в годовщину смерти. Это важные моменты в жизни души почившего. На третий день ангел приводит ее к Богу на поклонение. С этого момента и до девятого дня душа путешествует с ангелом по раю. В девятый день - второе ее поклонение перед Господом. Затем душа вместе с ангелом спускается в ад, посещает родные места на земле, где протекали основные моменты ее бытия, полностью вспоминает события - все плохое и хорошее, что было сделано. А на сороковой день вновь предстает перед Богом для суда, где ей по заслугам назначается место для новой жизни в ином мире.
После похорон родные держат траур в память о покойном. Глубокий траур (одеяние полностью черное) носит вдова (до года), вдовец (до полугода), дети (до полугода), бабушки, дедушки, братья и сестры (до трех месяцев). Затем наступает обыкновенный траур (черное носят только сверху): его держат три месяца, а потом еще три месяца - полутраур (в одежде допускаются элементы черного, белого и серого). Если в это скорбное время происходит венчание кого-либо из родственников, то на торжество траур снимается, а на следующий день опять надевают все черное. Летом во время полутраура допускаются светлые костюмы с черной лентой.
Траур - это почитание памяти умершего, время углубления человека в самого себя и раздумий о смысле жизни.
Главные поминальные дни (по православному обычаю) - день Пасхи, Троицкая, Дмитровская и Покровская субботы, суббота перед мясопустной неделей (перед Масленицей), субботы перед второй, третьей и четвертой седмицами Великого поста, день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, вторник и понедельник Фоминой недели. В это время раздают милостыню с просьбой помолиться о покойных. Желательно в церкви подать записку с именем умершего для поминовения (на литургию), поставить свечи, заказать службу за упокой. Все это помогает усопшим в ином мире.Автор: М.Морозова

Нарушение воли умершего

Из письма: «Со мной тут такое произошло, что я и представить себе не могла. Я много лет жила на поселении. Комната моей соседки постоянно пустовала, так как сама она жила в деревне и там лечила людей. Я слышала, была она не то колдуньей, не то знахаркой. Однажды она заявилась и сказала: – Я приехала умирать. Мне уже 84 года, а в 85 я умру. Потерпи годок, когда на тот свет переберусь, тогда комнату мою возьмешь себе.

К ней сюда стали приезжать больные, нашли ее каким-то образом. Но она больше никого не брала, говорила, хочет посвятить последний год жизни молитвам о своей душе. И действительно, день и ночь старушка молилась. Я слышала, как она поет псалмы, шепчет что-то перед иконами. Помня ее обещание передать комнату мне, я ухаживала за ней. Готовила ей легкие кашки – ела она мало, постилась в основном, – стирала ее одежду. Но в душе как-то все сомневалась, что она умрет, уж больно выглядела здоровой и крепкой моя соседка.

Как-то раз я все-таки не выдержала и спросила:

– Баба Алена, с чего вы взяли, что умрете скоро, вон вы еще какая боевая!

И она отвечает:

– Я все знаю, милая. Знаю даже твои мысли, но не сержусь на тебя. Ты девка добрая, а сомнения твои мне понятны. У меня ведь лежат дарственная на твое имя и завещание. Не сумлевайся, к ноябрю меня уже не будет. А чтоб поверила, вот что я тебе скажу. Вчерась ты чашку на работе разбила, когда вы утром чай пили. А неделю назад у тебя кошелек утащили, но ты об этом никому не рассказывала, потому что у тебя в кошельке только мелочь была. Так это или не так?

Ох, и удивилась я!

– Откуда вы все это знаете, баба Алена? – спрашиваю.

– От Бога, – отвечает. – Если Он не пожелает, пекарь не был бы пекарем, а лекарь – лекарем. Предки мои многое умели. Я вот только не завела детей и не передала им знания свои. Я тебя, Зина, попрошу, я ведь не просто так отдаю тебе свою комнату, а чтобы ты мою последнюю волю исполнила. Как умру, похорони меня, но не ставь памятника. Память обо мне пусть будет в сердцах тех, кому я помогала. Ты лучше крест каменный на могиле сооруди, он дольше стоять будет. Я Господу всю жизнь служила, так пусть при мне хоть крест останется. Деньги на крест, отпевание и помины я оставлю. А главная моя просьба такая. Собрала я тут деньги на монастырь, вот держи адрес. Отвезешь деньги туда. Да не забудь службу там отстоять по моей душе. – По щекам соседки даже слезы побежали от волнения. – Зина, – продолжала она, – обещай, что исполнишь мою просьбу. Если не хочешь, то уж лучше сейчас скажи, я не обижусь, а попрошу еще кого-нибудь. Главное, как начнут тебя деньги во искушение вводить, не поддавайся – нет большего греха, чем не исполнить волю покойного.

Я клятвенно заверила, что все исполню, как она попросит, чтобы не сомневалась бабушка.

Через месяц, в ноябре, она умерла. Думаю, она знала даже час своей смерти, так как дверь в свою комнату на ночь не закрыла, а на стол положила деньги и записку для меня, где было всего несколько слов: “Прощай. Если в чем виновата, прости. Завещание на столе. Я сдержала свое слово, Зина. Сдержи и ты свое. Похорони, как просила, с крестом. Возьми деньги на похороны, а остальное увези в монастырь. Алена в миру, а в крещении – София. Аминь".

Плакать я не плакала. Она ведь не была мне родной. Да и жила в другом месте, где людей лечила. Когда появлялась, мы с ней почти не разговаривали: она то в церкви, то в комнате своей молилась, поздороваемся утром на кухне – вот и все слова. А денег было прилично. Пересчитав их, я решила, что ни в какой монастырь не поеду, махну лучше в Сочи, отдохну, как нормальные люди.

Потом я позвонила в милицию. Бабулю увезли в морг. Перед этим у меня спросили, есть ли у нее родственники. Я ответила, что бабуля жила одна.

– А кто же будет ее хоронить? – спрашивают.

– Не знаю, – пожала я плечами.

– Что ж, похоронят как безродную, – нахмурился милиционер.

Я промолчала.

Комнату я побелила, выкинула старую мебель, купила все новое. Но... Мне все время казалось, что я не одна в квартире. Ерунда, думала я, это мне совесть покоя не дает. Все забудется и пройдет. Совесть на хлеб не намажешь, а такой случай только раз в жизни выпадает. Какая разница, кто похоронит – государство или я.

Прошел месяц, и я увидела сон, будто подходит ко мне Алена и, наклонившись, пристально смотрит на меня. Я ее взгляд чувствую, но глаз не открываю, делаю вид, что сплю крепко.

Алена говорит:

– Ты же обещала! Ведь я просила тебя, и ты обещала! Прошу тебя еще раз. Отвези в монастырь деньги, я их всю жизнь копила. Эти деньги на свечи Богу, а не тебе. Добром прошу, отвези.

Утром я подумала и решила: нет, не отвезу. Сон и есть сон. Бывали в моей жизни сны и похуже, не хватало только, чтобы я восьмидесятипятилетнюю бабку боялась и из-за этого опять нищей стала. В общем, стала я такие мысли гнать из своей головы. И вроде успокоилась.

Появились деньги, появились приятные хлопоты: по магазинам езжу, обновы покупаю. Однажды в ЦУМе стою в очереди и вдруг вижу бабу Алену. Стоит она и смотрит на меня. И осуждающе так кивает. Мне аж плохо стало. Думаю, с ума я, что ли, схожу? Спрашиваю женщину, которая рядом со мной стояла:

– Вы там бабку в синей кофте не видели? Женщина отвечает:

– Не, я никого не видела.

Прошло еще три месяца. Со мной стали происходить и вовсе странные вещи. Иду я как-то вечером домой. Вдруг собачка меня догоняет, вьется, крутится, мешает шагать. Я ей говорю:

– Ты что привязалась? Пошла вон отсюда. Иди домой. Где твой хозяин? Пошла вон!

– Отвези добром деньги.

От ее голоса я остолбенела. Стою, смотрю вокруг. Ни собаки, ни людей. Снег метет, темно. И так мне жутко стало. Домой бегу, а дорогу забыла. Мечусь между домами. А дома все высокие, чуть ли не в небо упираются, а я маленькая, маленькая. Страшно так, будто в лесу или на кладбище хожу ночью. Села я обессиленно в сугроб, не могу двигаться, слезы бегут из глаз. Какой-то прохожий подошел и спрашивает:

– Женщина, вам плохо?

– Да, мне плохо. Где я? Не могу найти дорогу. Не пойму, где я...

Он спросил адрес, я ответила. Прохожий поднял меня из сугроба, отряхивает и говорит:

– Вы как раз около этого дома ходите.

И проводил меня до квартиры. Получается, что я вокруг собственного дома три часа ходила. Ночь я проспала. Утром очухалась и, успокоившись, стала рассуждать. Большую-то часть Алениных денег я в банк положила. А в банке условие: в течение года не снимать. Не терять же проценты! Нет, думаю, не сниму. Надо быть полной идиоткой, чтобы от такой суммы добровольно отказаться.

И опять ночью пришла ко мне Алена, но я уже не спала. Видела, как она отделилась от стены, вроде как ничего из ничего вышла. Одета в юбку старую, кофту – в них она и умерла.

– Я тебя, девка, ненавижу! – тихо так говорит. – Ты меня долго вспоминать будешь, а о деньгах забудь: ни одной моей копейкой не попользуешься. – Повернулась и пошла также, как появилась, в стену.

Когда стало ясно, что банк меня обманул, я попала в больницу. Вернулась домой, а меня обокрали. Вынесли все новое, что было куплено на Аленины деньги. Воров так и не нашли.

Я с тех пор болею: ходить не могу, ноги отнялись. Пишу вам лежа, поэтому у меня такой почерк. Обещала, что завещаю свою квартиру племяннику, если тот будет ухаживать за мной. Все повторяется, Наталья Ивановна, думаю, что он поторопит мою смерть, возьмет и отравит, чтобы побыстрей квартира ему досталась. Я боюсь умирать, боюсь встретиться на том свете с Аленой. Я раскаиваюсь, но, наверное, уже поздно.

Писала Вам письмо целую неделю. Отправит его моя знакомая. Она и дала мне Ваш адрес, говорит, что Вы все можете. Позвоните мне, если сможете...» Я позвонила Зинаиде и пообещала ее вылечить, но прежде взяла с нее слово, что она выполнит последнюю волю Алены. Та сказала, что, как только встанет на ноги, продаст Аленину комнату, узнает в морге, где она похоронена, и поставит каменный крест, а остальные деньги отвезет в монастырь.

Вот уже несколько лет Зинаида ездит на могилу к Алене и сажает цветы у подножия каменного креста.

Свою волю об отношении к телу после смерти человек может выразить в устном или письменном заявлении:

  • о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию;
  • о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;
  • быть погребенным на том или ином месте по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;
  • быть подвергнутым кремации;
  • о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

Выражая волю о достойном отношении после смерти к своему телу и памяти о себе, следует учитывать:

  • реальность выполнения высказанной воли;
  • соблюдение интересов других граждан в части выполнения их воли или воли лиц, которых они представляют;
  • требования, предъявляемые к вопросам похоронного дела законодательными, нормативными документами и международными соглашениями.

Желание быть похороненным рядом с ранее умершими, высказанное в последней воле, может быть выполнено лишь при наличии на указанном месте свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника. Если умерший желал быть погребенным в другом месте, возможность выполнения его волеизъявления определяет специализированная служба по вопросам похоронного дела, которая примет во внимание место смерти, наличие на указанном месте погребения свободного участка земли, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, заслуги умершего перед обществом и государством.

Погребение в форме развеивания праха, в том числе с воздушных судов, космических аппаратов или затопления тела в море и иных водоемах возможно только по согласованию с лицами и организациями, проводящими погребение, с органами Госсанэпиднадзора и охраны окружающей природной среды. Погребение вне специально оборудованных мест в любом случае допускается только при согласовании с этими органами, которые должны выдать свое решение не позднее чем через сутки после подачи официального запроса по этому поводу.

Воля умершего может быть изложена в письменном извещении родных, его законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность его погребения. При этом свидетели устного волеизъявления умершего должны письменно подтвердить его волю представителю специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Нередки случаи разногласий в точной интерпретации последней воли умершего. В этом случае приоритет в изложении его волеизъявления имеют:

  • оставшийся в живых супруг;
  • дети;
  • родители (если они сохраняют родительские права);
  • усыновленные и усыновители;
  • родные братья и сестры (по взаимному уговору);
  • внуки (по взаимному уговору);
  • дедушка и бабушка;
  • иные родственники;
  • законный представитель умершего;
  • а при их отсутствии - любое иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение.

Свидетельскому извещению о волеизъявлении покойного отдается предпочтение перед изложением его воли родственниками. В случае существенного расхождения в показаниях свидетелей и родственников специализированная служба по вопросам похоронного дела вправе обратиться в орган местного самоуправления, а по его указанию - в суд для скорейшего разрешения возникшего противоречия. Время рассмотрения дела и выдачи ответа - не более двух суток с момента обращения в специализированную службу.

Организатор погребения должен выполнить весь процесс от оформления документов до принятия на себя ответственности за место захоронения. В случае, если никто не принял на себя обязанности по организации похорон, их проводит специализированная служба по вопросам похоронного дела.

И. П. Политова

ВОЛЯ УМЕРШЕГО - ЗАКОН:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОДНОГО ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА РОССИИ

На основе изучения правовых источников сделана попытка продемонстрировать влияние культурно-исторических аспектов, а также экономических и политических причин на развитие наследственного права нашей страны.

This article, based on the study of legal sources, is an attempt to show the influence of cultural, historical, economic and political factors on the development of the law of succession in the Russian Federation.

Ключевые слова: право наследования, гарантия закона, принцип свободы завещания, наследование по завещанию, наследование по закону.

Key words: law of succession is ensured by the law, testator, principle of the freedom of testament, legal succession

Ничто столь не нужно для человека, как то, чтобы изъявление его последней воли, за пределами которой уже нет желаний, было свободно, а его произволение, которое к нему уже не возвратится более, было признано законом.

Император Константин

Люди редко задумываются о том, что когда-то наступит день и час ухода из жизни, оставляя своим родным и близким многие проблемы, связанные с наследством. Особенно это относится к представителям старшего поколения нашей страны, прожившим большую часть своей жизни при социализме, когда вопросы частной собственности мало заботили население. Сейчас, с появлением частной собственности у значительного числа граждан должно сформироваться новое отношение к вопросу передачи своей собственности в случае смерти. И думать об этом нужно заранее. Все равны перед законом и имеют равные наследственные права - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В п. 4 ст. 35 Конституции РФ прямо указано: «Право наследования гарантируется законом» .

Большинству хотя бы раз в жизни приходится сталкиваться с вопросами наследственного права. Особенно острыми они становятся, когда в наследственное имущество входят квартиры и жилые дома. Именно в этой ситуации возникает наибольшее количество споров между наследниками, а родственники часто становятся врагами. Чтобы по возможности избежать подобного конфликта, необходимо знать основные положения наследственного права.

Появление у многих граждан дорогостоящей собственности делает небезразличным для них вопрос о судьбе этого имущества после их смерти, что приводит к увеличению случаев оформления завещаний, когда еще при жизни собственник распределяет свои имущественные и некоторые личные неимущественные права и обязанности между теми, кого он хотел бы иметь своими правопреемниками после смерти.

Урегулировать все вопросы передачи имущества наследникам, конечно, предпочтительнее до смерти наследодателя. Для этого составляется завещание, которое заверяется нотариусом и приобретает форму «юридически оформленной воли наследодателя» после смерти. Здесь уместна формула, выведенная еще в римском праве: «Воля умершего - закон».

Завещание, обеспечивающее продолжение существование воли гражданина после его ухода из жизни.

Римский юрист III в. н. э. Ульпиан определял завещание как правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти. Разумеется, в завещании должен быть указан наследник. Основные задачи наследственного права в отноше-

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 9. С. 154-161.

нии завещания, не изменившиеся со времен римского права, состоят в обеспечении свободы завещания и одновременной охране интересов семьи.

Имущественные интересы все чаще становятся важнее родственных уз. Всегда ли надо писать завещание? Если в семье нормальные отношения и есть наследники по закону, вовсе не обязательно прибегать к этому нотариальному действию. Наследники по закону и в случае отсутствия завещания получат все в равных долях.

Законодателем четко прописан приоритет завещания над наследованием по закону. В ч. 2 ст. 1111 Гражданского кодекса РФ определено, что наследство по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим ГК .

Принцип свободы завещания определен правилами ст. 1119 ГК РФ, которая предоставляет диспозитивное право наследодателю распорядиться по своему усмотрению наследственным имуществом на случай своей смерти. При этом данная норма не ограничивает наследодателя в выборе наследников, завещании имущества любым лицам, позволяет в самых разных вариантах определять доли наследников в наследстве, лишать наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого решения.

Весьма значительным для наследственных правоотношений считается их объект, то есть то, что называют наследственной массой, в которую включаются права и обязанности умершего гражданина, переходящие к его наследникам.

На протяжении многих веков право регулирует отношения, возникающие при переходе имущества от умершего субъекта к его правопреемникам. Исторически сложилось так, что институт наследования является одним из самых древнейших, поскольку его зарождение и дальнейшая эволюция проходили одновременно с развитием человеческого общества.

В период первобытно-общинного строя, особенно на ранних этапах его развития, когда потребности людей и средства их удовлетворения были более чем скудными, наследования в современном понимании еще не существовало просто потому, что наследовать было нечего. Конечно, и тогда от отца к сыну переходили орудия охоты и рыбной ловли, во владении и пользовании рода и племени, а впоследствии семьи оставались средства поддержания домашнего очага, шкуры диких животных, запасы топлива и продовольствия, украшения, знаки принадлежности к роду (племени), кроме тех, которые подлежали захоронению вместе с умершим.

История застает славян как национальную общность в период, переходный от родового быта к государственному. Отсюда существовавшая в то время неустойчивость наследственных начал, неопределенность характера наследования, колебание и борьба между исконным славянским порядком и византийскими положениями.

В Древней Руси существовал свод указаний Русской Правды.

Изначально имущественные права в совокупности принадлежали всем членам семьи или рода. Поэтому смерть одного из них не порождала какого бы то ни было правопреемства, перехода права, а лишь меняла порядок участвующих в наследовании . Появление Русской Правды ознаменовало собой начало первого периода в развитии русского наследственного права.

Наследство в Русской Правде носит название «статка» или «задницы», то есть того, что оставляет позади себя отправляющийся в иной мир. Памятник, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, упоминает только движимости: дом, двор, товар, рабов, скот. О землях не говорится ни слова, потому что, не составляя в то время еще объекта права частной собственности, они не могли переходить по наследству. Наследование по завещанию не отличается от наследования по закону или обычаю. В завещании допускалось назначение наследниками только тех лиц, которые и без того вступили бы в обладание имуществом. Если «кто умрет без ряду» (без завещания), то ему наследуют члены семьи и только они. Русская Правда говорит лишь о наследовании после родителей. После отца наследуют дети от жены, но не от рабыни. Из детей сыновья исключают дочерей, которые вступают в наследство только за отсутствием первых. Наследство разделяется между детьми поровну, без преимуществ старшинства.

Завещание по Русской Правде есть только способ распределения по усмотрению завещателя имущества между законными наследниками и не имеет целью изменение обычного порядка. Наследование ограничивалось тесным кругом семьи - восходящие и боковые родственники не имели никаких прав на наследство. Основными наследниками по Русской Правде являлись сыновья. Обращает на себя внимание отсутствие при распределении наследственного имущества принципа первородства.

Подобная ситуация сложится в России и после Октябрьской революции 1917 г. Однако причины, породившие ограничения, будут коренным образом отличаться от времен Русской Правды.

Второй период развития наследственного права связан с появлением Судных грамот в Новгороде и Пскове, а также со становлением Московского государства. Важным моментом является то, что в указанных источниках различия между основаниями наследования (по закону и по завещанию) уже не носят только внешний характер.

Псковская Судная грамота различает наследство по завещанию - «приказное» и наследство, переходящее без завещания, - «отморщина».

Прежнее отношение между обоими основаниями для наследования нарушается, каждое получает самостоятельное значение. Существует некоторая разница в правах и ответственности тех и других наследников. Завещание, называемое «рукописанием», или «порядной», составляется в письменной форме.

Завещание мог сделать любой член семьи, но обязательно в письменной форме .

Прельщенный примером Запада, особенно Англии, Пётр I указом «О единонаследии» 1714 г. установил переход всего имущества к одному сыну. Слив вотчины и поместья в одно понятие недвижимых имуществ, Пётр I установил необходимое единонаследие. Если сам наследодатель не назначал наследника из своих сыновей, то имущество переходило к старшему из них. Однако закон о единонаследии встретил сильное противодействие в обществе, потому что затронул и стремился изменить самые близкие населению интересы. Анна Иоановна в 1731 г. отменила закон о единонаследии.

Основным источником русского дореволюционного наследственного права была ч. 1 т. X Свода законов Российской империи, изданного в 1832 - 1833 гг. В нем накопившиеся в течение продолжительного времени правила о наследовании были подвергнуты кодификации. Русское дореволюционное право закрепляло положение о том, что родовое имущество могло переходить только к наследникам по закону, причем число очередей наследников не устанавливалось, а для остального имущества существовал общий порядок наследования. Исчезли сословный характер наследования и существовавшие привилегии первородства; наследственные права женщин были уравнены с наследственными правами мужчин. В таком виде наследственное право России встретило 1917 г.

Со сменой политического строя закончило свое существование российское право, уходящее корнями во времена Киевской Руси и развившееся в Московском государстве и Российской империи. Коммунисты попытались изменить всё то, что складывалось веками, и наследственное право первой половины ХХ в. не имело твердой основы в виде традиций и обычаев, что стало причиной его нестабильности.

В частности, 27 апреля 1918 г. был издан декрет ВЦИК «Об отмене наследования» . Этим декретом отменялось право наследования буржуазной собственности, которая после смерти ее владельца становилась достоянием государства.

Таким образом, в начале каждого исторического периода наблюдается тенденция к максимальному ограничению как субъективной воли наследодателя, так и круга наследников по обоим основаниям. Так было в Пскове и Новгороде, в Московском государстве, в эпоху империи и в советский период. Каждый исторический этап начинался если не полной отменой права наследования, то, как минимум, тотальным его ограничением.

Преобразования в сфере перехода прав от умершего к его потомкам находились под воздействием властных решений государства в такой же мере, как и под влиянием идеологии, доминирующей в общественном сознании. Наследственное право прошло длительный эволюционный путь развития, во время которого по принципам «естественного отбора» законодательство усваивало наиболее полезные и нужные обществу и, несомненно, государству правила регулирования наследственных отношений. Именно по этой причине указ Петра I «О единонаследии», ограничивавший субъективную волю наследодателя, был отменен менее чем через 15 лет. Именно по этой причине, уничтожив царское законодательство в 1918 г., большевики буквально через два года осознали невозможность использовать нормы, не имеющие под собой исторической основы.

Начало реставрации наследственного права положил декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами» . Положения этого декрета легли в основу раздела ГК РСФСР 1922 г. «Наследственное право».

Гражданский кодекс 1922 г. допускал наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было изменено завещанием.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г. был отменен (с 1 марта 1926 г.) максимум наследования . Стало допускаться наследование по закону и по завещанию всего наследственного имущества независимо от его стоимости.

1) расширялся круг наследников, в число которых были включены родители, братья и сестры умершего;

2) впервые в нашем праве была установлена очередность призвания к наследованию;

3) были расширены права завещателя; при отсутствии наследников по закону наследодатель мог завещать свое имущество любому лицу.

После 1945 г. нормы наследственного права практически не изменялись до принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. , на базе которых был принят разд. VII ГК РСФСР 1964 г., просуществовавший едва ли не дольше всех остальных норм этого кодекса.

Незадолго до событий, вызвавших прекращение существования Союза ССР (31 мая 1991 г.), Верховный Совет СССР принимает Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые должны были вступить в действие 1 января 1992 г. В основы включен раздел VI «Наследственное право». В связи с распадом СССР Основы вступили в действие в Российской Федерации лишь с 3 августа 1992 г. в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательным актам РФ, принятым после 12 июня 1990 г.

Конституция РФ 1993 г. в отношении наследования ограничивается предельно кратким положением: право наследования гарантируется (ч. 4 ст. 35). Указанное положение помещено в норме, закрепляющей на конституционном уровне право частной собственности, что подчеркивает неразрывную связь права наследования с правом частной собственности граждан.

Данный этап развития наследственного права завершился принятием ч. III Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащей разд. V «Наследственное право» и вступившей в действие с 1 марта 2002 г.

Новое наследственное право, освободившись от идеологических запретов и ставших архаичными ограничений, содержавшихся в нашем праве с первых лет советской власти, в то же время основывалось на преемственной связи с прежним правопорядком, прежде всего в части социальных начал при определении круга наследников по закону, защиты интересов наиболее уязвимых категорий наследников, сбалансированного сочетания принципов свободы завещания с обеспечением имущественных интересов членов семьи наследодателя и др. Однако общая оценка этого законодательства, оценка обоснованности предложенных им новаций и эффективности правовых механизмов не может быть дана, пока не накопится значительная практика его применения.

Часть III Гражданского кодекса РФ значительно расширяет круг наследников, предусматривая первую, вторую, третью, четвертую и последующую очередь.

Иначе решается вопрос при наследовании по завещанию. Наследниками по завещанию могут быть любые лица (дети, внуки, братья, сестры и т. д.), зачатые при жизни наследодателя и родившиеся после его смерти. При этом не имеет значения время, которое прожил ребенок, достаточно того факта, что он родился жизнеспособным.

При наследовании по завещанию наследодатель сам в соответствии с законом определяет круг лиц, которые станут его правопреемниками, а также условия и порядок будущего правопреемства. Такое распоряжение наследодателя принадлежащими ему правами и обязанностями на случай своей смерти, сделанное в установленной законом форме, называется завещанием.

Свобода завещания ограничена лишь правилами об обязательной доле в наследстве (ст. 1149 ГК РФ), которые направлены на обеспечение прав лиц, имущественные интересы которых не могут быть обеспечены иным образом с точки зрения социальной справедливости.

Как отмечают большинство исследователей, завещанию в настоящее время придается куда большее значение, чем раньше. Можно сказать, что наше законодательство наконец восприняло наиболее правильную и гуманную норму о том, что человек волен свободно распоряжаться своим имуществом как в течение жизни, так и после смерти.

Если в ГК РСФСР 1964 г. завещание рассматривалось скорее как исключение, нежели правило, то нынешний Гражданский кодекс РФ, напротив, направлен на то, чтобы как можно больше людей составляли завещание с целью выразить свою свободную волю, обеспечить близких людей и предотвратить ненужные и унизительные разбирательства и дележи.

Каким бы ни был уровень материального обеспечения гражданина (один владеет акциями и другими ценными бумагами, земельными участками, крупной недвижимостью, дорогостоящими транспортными средствами, другой - приватизированной квартирой и садовым домиком, третий имеет денежный вклад в банке, четвертый - просто предметы домашней обстановки и обихода), каждый может задуматься о судьбе приобретенного им имущества после своей смерти. Поэтому, регулируя наследственные отношения, закон в первую очередь предоставляет гражданам право по своему усмотрению распорядиться принадлежащим им имуществом в случае смерти. При этом такое распоряжение может быть выражено только одним способом - путем совершения завещания (п. 1 ст. 1118 ГК РФ). Однако в реальной жизни наследование по закону встречается гораздо чаще, чем наследование по завещанию. Причины этого разные: одни не задумываются о дальнейшей судьбе принадлежащего им имущества, считая, что наследники сами разберутся между собой, другие просто не успевают составить завещание.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М., 2008.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2008.

3. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/ Д, 1995.

4. Памятники русского права / сост. А. А. Зимен. Вып. 1. М., 1958.

5. Хрестоматия по истории государства и права России / сост. Ю. П. Титов. М., 2004.

6. Об отмене наследования: декрет ВЦИК от 27.04.1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 34. Ст. 456.

7. Об основных частных имущественных прав, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами: декрет ВЦИК от 22.05.1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 36. Ст. 674.

8. Постановление ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г. № 6 // Ежедневник советской юстиции. 1924. № 33.

9. О наследовании по закону и по завещанию: указ Президиума Верховного Совета СССР от 14.03.1945 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1945. № 15.

10. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 года / / Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 50. Ст. 525.

И. П. Политова - ассист., РГУ им. И. Канта; e-mail: I.Politova@ mail.ru

I. P. Politova, Lecturer, IKSUR, e-mail: I.Politova@ mail.ru

Последняя воля умирающего

На тему - желания умершего и сила его намерения, которая приводит в исполнение любыми путями это желание - у меня самой есть похожая история.

И касается она близкого родственника.

Он был человекам разведенным и у него была единственная дочь.
Жила она с матерью, которой он исправно платил алименты, и ему даже позволялось с дочерью общаться в выходные дни.
Дочь значила для него многое, и он давно хотел что бы его квартира была записана на нее. В те времена это выражалось простой пропиской на жил-площадь владельца.
Но мать его ребенка была против. И никак он не смог при жизни уговорить ее. Но желание оставить квартиру дочери было видимо очень сильным. Судя по тому, что рассказывали свидетели того случая.

Он дела ремонт в ванной, в своей квартире в ту ночь. Ему помогал сосед. Когда С. стал заваливаться с лестницы, которую второй поддерживал, то друг бросился ему на помощь, буквально стащил с лестницы.
Он оставил С. уложив на диван, а сам побежал к своей сестре - ее квартира была прямо на против квартиры С. И у нее был телефон, что бы вызвать скорую.
Когда скарая приехала - С. увезли в больницу. Друг стал обзаванивать родственников С.
Родственники на утро приехали в больницу.
В больнице С почему то не лежал в общей палате, с другими больными.
Он лежал на каталке, в коридоре, видимо его собирались куда-то перевозить.
Медсестра сказала, что сейчас найдет врача, пусть они подождут.
Родственницы С., сразу же кинулись в слезы и рыдания.
Мужчина, муж одной из них, старался их угомонить, что бы вели себя потише.
Всех их беспокоило то, что С. лежал и не реагировал на их присутствие. Видимо был без сознания.
И вдруг в какой-то момент, когда его сестра в очередной раз вопрошала: - да скажи ты хоть что-нибудь! - веки С. вздрогнули. Глаза открылись И он стал подниматься, садясь на каталке.
каким то отрешенным голосом (так рассказывали эти свидетели) и с лицом, не выражающим ничего - он скал глядя прямо перед собой, словно никого не замечая - хочу, что бы после моей смерти квартира досталась дочке. Хочу ее прописать, пока жив.
Тело С. продолжало сидеть, и он не обращал внимания на убеждения сестры, о том, что ему рано себя хоронить.
В эту минуту за их спинами послышался грохот. Это упал в обморок подошедший врач.
Все обернулись. А тело С. рухнуло на каталку.

Когда переполох, который возник спал и врача откачали - он сидел качаясь вперед и назад, трясясь всем телом и срывающимся голосом все твердил:- он не мог разговаривать! Он не мог! Он не мог!!!
На повторяющиеся вопросы - почему, что его с ним: Я ночью САМ лично констатировал ЕГО СМЕРТЬ! Его сердце разорвано в клочья! Он не мог сам сесть! И он не мог с вами говорить!! - врач наконец придя в себя заорал, - ПОТОМУ ЧТО ОН УМЕР ВЧЕРА НОЧЬЮ!!!

Сестры и муж одной из них врачу даже не поверили. Потому что все трое - общались с братом, и это для них было очевидным фактом.
Они даже обвинили врача, что он врет, так как С. умер на их глазах, кончив говорить. Но врач был не умолим и показал все необходимые документы.

В последствии мнения об этом событии у свидетелей были разные. Но одно они поняли на все сто процентов, что его квартиру надо переписать на дочку.
Сделано это было задним числом, словно сделал это сам покойный. Конечно пришлось дать на лапу кому следовало.
То есть намерение С. было исполнено в точности, хотя и с такими вот выкрутасами.

...
Важное дополнение:

У этого человека была необычная способность. Он без проблем для своего тела мог проводить электрический ток. Работал он в последние годы своей жизни - электриком. 220 вольт - проверял на язык.
А в счетчике ковырялся без перчаток и соприкосновение с обнаженными кабелями приносило только легкое беспокойство, но не причиняло вреда рукам и здоровью вообще.

Как то муж его сестры (свидетель упомянутый выше) - зашел к С. проведать его. Он увидел С. ковыряющего в счетчике от своей квартиры. Он поздаровался с ним, и тот в свою очередь тоже был рад его видеть. и не подумав протянул мужу сестры руку для пожатия. Муж его сестры радостно схватился за руку и... В его глазах замелькали звезды, а его тело слетело на один пролет лестничной площадки. С. совсем забыл, что другой рукой (без перчаток) держит соединенными два обнаженных конца кабеля.
Вспоминая это, мужчина пытался объяснить странное поведение трупа С. - "скопившимся в его теле электричеством".

И еще,не знаю, но может тоже как то связано, С. пил чай только из кипящего чайника. Чуть ли не с носика. Если чайник просто отстранили от огня - то вода казалась ему холодной. Никаких проблем с желудком у С. не наблюдалось в течении жизни.

У этой истории есть и другие мистические ракурсы.

Могу только упомянуть, что С. знал о том, что скоро умрет. Он считал, что мать его бывшей жены - ведьма. И заколдовала его на смерть. Потому что нашел какие-то волосы в футляре для очков. Но это само по себе не было уликой. Так как волосы были не понятно чьи.
И потому что в снах его стала преследовать черная фигура высокого мужика, с горящими красными глазами. Лицо этого чудовищного мужика было скрыто в глубокой тени, под капюшоном, глубоко надвинутым на лоб.
Когда же фигура в одном из снов его настигла - то она схватила его когтистой лапой за плечо, развернув его заставив посмотреть ей прямо в лицо. Когда он сделал это, то увидел, что у фигуры нет лица. Но это черное ничто - превратилось в ужасную пасть, с длинными и узкими клыками, по которым стекала слюна. Глаза монаха-монстра - яростно пылали красным.
К матери его жены - фигура не имела никакого видимого отношения. Но у С. и его сестер (он с ними поделился, так как не на шутку был напуган) сложилось мнение, что это была именно эта женщина. Бабуля его дочки. Она же была виновницей развода между С. и матерью девочки.

Когда он умер его дочке было 13.
Когда дочке сообщили о его смерти - она никак не отреагировала. Когда глаза обратившихся к ней теток и дядьки - блеснули непониманием - она разыграла истерику, завыла, закрыла лицо руками и убежала в другую комнату. Что бы ее оставили в покое и не приставали.
По настоящему она поняла, что потеряла - позже, уже перед похоронами.
Это была тоска потери интересного собеседника, друга. И большой боли ей эти переживания не принесли.
Она однажды только видела отца во сне после его смерти. Он был красиво одет и ждал транспорта, который должен был его увезти далеко-далеко. В том сне она его обняла и попрощалась, пожелав удачи.
И еще однажды, но это был только голос. Который открыл ей одну тайную дверь в сновидении.
А возможно этим голосом говорил эмиссар сновидения.

А другой пример последней воли умирающего есть у меня в дневнике, когда умерший, его намерение, нашло связь с человеком через сновидение и тоже передал свою волю жене.
Она так и называется



Поделиться