Современные формы перехода собственности. Передача или продажа государственной собственности в частные руки называется приватизация Процесс передачи государственных предприятий в частную собственность

Изменение форм собственности . Экономическое развитие общества в ряде случаев делает необходимым переход (трансформацию) одной формы собственности в другую. В условиях рыночной экономики трансформация видов и форм собственности возможна в результате осуществления национализации и приватизации. Переход от одной формы собственности к другой может происходить эволюционным или революционным (насильственным) путем.

Национализация. Процесс превращения частной собственности в государственную собственность называется национализацией. Национализация может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию; полный или частичный выкуп.

Наибольшего размаха национализация достигла в бывшем СССР. С октября 1917 г. в нашей стране началась ускоренная ликвидация частной собственности. Национализация осуществлялась методом полной и безвозмездной конфискации имущества.

В последующем в процессе дальнейшего обобществления экономика превратилась в государственную экономику. Огосударствление экономики - это выполнение государством чрезмерных, несвойственных ему функций. Огосударствление экономики привело к тому, что советская экономика стала неэффективной. В результате возникла объективная необходимость в проведении процесса разгосударствления экономики .

Разгосударствление означает передачу части функций государства в сфере хозяйственного управления предприятиям (организациям). В то же время разгосударствление не предполагает смены формы собственности.

Мировая практика свидетельствует, что национализация присуща и странам рыночной экономики. Она проводится в основном посредством выплаты денежных средств владельцам частных предприятий и организаций. Примером такой национализации может служить национализация частных предприятий в 30х годах XX века в Великобритании, Франции и других странах, а также национализация ряда отраслей в Великобритании в 1945-1951 гг. В частности, за 1945-1948 гг. в Великобритании были национализированы Английский банк, угольная промышленность, телеграфная и радиосвязь с заграницей, электроэнергетическая промышленность и транспорт, черная металлургия. В начале 80 x гг. во Франции было национализировано 9 промышленных групп и 36 частных банков.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим грамотно сделанные могут сделать тебя необыкновенно состоятельным.

В настоящее время в Гражданском кодексе Российской Федерации зафиксировано, что национализация в нашей стране может производиться только на основании закона с возмещением стоимости национализированного имущества и других убытков (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК РФ).

Приватизация. Приватизация - это передача объектов государственной собственности другим субъектам экономики (гражданам, предприятиям, организациям).

Приватизация предполагает смену формы собственности, переход от государственной к иным формам собственности (частной, смешанной). Объектами приватизации могут быть крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. После приватизации имущество может стать собственностью отдельных граждан, банков, предприятий, акционерных обществ и т. д.

Масштабы приватизации в конкретной стране зависят от ряда факторов (экономических, политических). Существенное значение придается масштабам национализации в предыдущий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), приватизация большого размаха не приобрела. Напротив, в тех странах, где процесс национализации проводился активно (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

В мировой практике известны две формы проведения приватизации:

Продажа государственного имущества;

Бесплатная передача государственного имущества.

Денежная приватизация получила достаточно широкое распространение в странах рыночной экономики, а также в некоторых странах с переходной экономикой. К наиболее распространенным способам приватизации в денежной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий всем желающим, купля-продажа по конкурсу или на аукционах и т. д.

Конкурс (коммерческий ) - продажа государственных и муниципальных предприятий, а также активов ликвидированных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий. Победитель конкурса - участник, предложивший максимальную цену и согласившийся выполнить поставленные условия.

Инвестиционный конкурс проводится аналогично

коммерческому конкурсу. При подведении итогов инвестиционного конкурса учитываются объем и (или) сроки инвестиций в объект приватизации - в дополнение к выполнению (или взамен) инвестиционной программы продавца.

Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путем открытых торгов (проводятся аукционистом в присутствии претендентов) или закрытых торгов (закрытого тендера), когда предложения подаются в запечатанных конвертах.

Аукцион - продажа предприятий и их активов на открытых торгах без выполнения каких-либо условий. Покупатель, предложивший максимальную цену, становится собственником.

Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, юридических, институциональных и других).

Денежная приватизация позволяет получить дополнительный источник формирования доходов государственного бюджета, решить проблему его дефицита, повысить эффективность экономики в целом. Практически во всех развитых странах рыночной экономики проводимая приватизация способствовала сокращению

государственного сектора экономики, росту производительности труда, модернизации производства. В целом все эти меры содействовали росту эффективности национальной экономики. Так, в 80 e годы в Великобритании было приватизировано более 30% всех государственных корпораций. В результате этих мер число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек. В процессе приватизации удалось добиться сокращения персонала, увеличения производительности труда, более широкого использования достижений науки и техники. Приватизация, проведенная во Франции в середине 80 x годов, распространилась на конкурентные предприятия. Это позволило продавать предприятия по рыночным ценам, что способствовало значительному пополнению государственного бюджета. В некоторых странах Восточной Европы (Венгрия, бывшая ГДР) также преобладала денежная форма приватизации.

Ряд стран Восточной Европы осуществили приватизацию путем бесплатного и уравнительного распределения среди взрослого населения специальных чеков, купонов. Этот метод приватизации применялся в Чехословакии, частично в Болгарии, Румынии, Польше.

В России приватизация осуществляется в два этапа:

I этап - чековый (ваучерный): 1992 - первая половина 1994 гг.;

На первом этапе приватизации использовались различные методы. Малые предприятия (магазины, рестораны, кафе, предприятия службы быта) переходили в частные руки в основном посредством продаж на аукционе или по конкурсу. Средние и крупные предприятия были приватизированы преимущественно через акционирование.

В процессе первого этапа приватизации определенное пополнение получил государственный бюджет. Приватизационные чеки, имея номинальную стоимость в 10 рублей, предоставлялись населению за 25 рублей. Надо отметить, что чековая приватизация не сделала основную массу населения собственниками. Поскольку чеки не были именными, то они сосредоточились в руках незначительной части общества. К тому же в большинстве случаев собственники акций не смогли в полной мере реализовать право собственности.

Второй этап приватизации имеет иной качественный характер. Теперь объекты государственной собственности переходят в частные руки по рыночным ценам. Средства, полученные от продажи принадлежащего государству имущества, поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации. Данные, приведенные в таб.3.1. характеризуют результаты приватизации в России за 1993-1997 г.г. Всего за 1993-1997 г.г. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий (объектов).

Вместе с тем надо отметить, что в ряде отраслей экономики приватизация носит ограниченный характер. В первую очередь это касается отраслей социальной сферы. Это объясняется большой социальной значимостью конечных результатов деятельности данной сферы экономики.

В отдельных странах происходит реприватизация - возврат национализированной собственности прежним собственникам. Реприватизация происходила в 80 e годы в ряде стран Западной Европы. В 90 e годы в некоторых странах Восточной Европы.

Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Обратный процесс называется национализацией или муниципализацией.

Частный случай приватизации, проводившейся в России в 1990-е - 2000-е гг., - приватизация жилья (передача государственного или муниципального жилья в собственность граждан) согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Определение

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3.7.1991 г. понимает под приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Приватизация как предмет научного исследования

Рассмотрев различные варианты приватизации в развивающихся и постсоциалистических странах (преимущественно, на примерах России и Египта), российский экономист С. З. Гафуров подчеркивал, что «приватизация представляет собой комплексный феномен, который должен рассматриваться с применением научных методов, разработанных в экономике, социологии, теории государства и права, социальной психологии и других общественных дисциплинах. При рассмотрении результатов приватизации в России, Египте, так же как и в других странах, необходимо учитывать как экономическую, так и социальную сферы. Приватизация сама по себе не является механизмом, безусловно повышающим эффективность рыночной экономики. В условиях перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике она может оказывать позитивное воздействие лишь при условии проведения общеэкономических реформ. Применение приватизации для развития экономики в развивающихся странах отражает давление мирового рынка и международных финансовых институтов. Однако форсированная чековая приватизация может оказать позитивное влияние на экономику только в малых странах. Как показывает опыт приватизации в РФ и АРЕ в социальной сфере приватизация резко усиливает расслоение общества, причем особенно быстро при применении чековых механизмов в условиях отсутствия приемлемо функционирующего фондового рынка. Если правительство, проводящее приватизацию, ставит перед собой задачу ускоренного создания и развития новой финансовой буржуазии, то она будет эффективным инструментом. Вместе с тем, эти новые элитные слои не будут достаточно устойчивыми для обеспечения социальной стабильности и не обязательно будут способствовать развитию экономики в целом без проведения мер приватизации.

Экономическая эффективность

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Попытки рассмотрения причин тяжелых экономических последствий форсированной российской приватизации как чисто экономический феномен, по мнению большинства российских исследователей, позволяют утверждать об относительном характере приватизации как инструмента повышения эффективности экономики. Но как средство изменения социальной стратификации общества она (особенно в своей ваучерной форме) представляет собой сверхэффективный инструмент. «Невидимая рука рынка», характерная для рыночной экономики, и централизованный контроль не могут, с точки зрения сторонников приватизации, вместе работать лучше, чем каждый из них по отдельности. С технической стороны, утверждают они, сочетание обеих систем экономики вызывает острые инфляционные процессы. Их оппоненты предполагают, что государство на макроэкономическом уровне вместе ли с рынком или без рынка управляет экономикой эффективней, чем сам рынок. Эффективность экономики - это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».

Основным принципом, из которого вытекает концепция приватизации, служит положение о существовании пределов возможностей правительства в части повышения эффективности производства, о том, что некоторые предприятия более эффективно управляются частным сектором. Этот принцип обоснован, главным образом, эмпирически, исходя из того, что некоторые страны, полагавшиеся на частный сектор как источник экономического роста, добились лучших результатов, чем некоторые другие страны, которые делали ставку на государственный сектор.

Теоретически этот принцип исходил из того, что государственный сектор, как правило, защищен от конкуренции либо посредством специальных актов, либо субсидий, дотаций и фискальных, таможенных и прочих мер. Кроме того, государственные предприятия, как правило, лишены базового свойства рыночной экономики - стимула к максимизации прибыли.

В сочетании с централизованным планированием государственный сектор экономики создает ряд новых проблем - снижение регулирующей функции цен, избыточную занятость и отсутствие связи доходов работников с результатами их труда, утяжеление промышленности за счет поддержания морально, но не физически устаревшего оборудования, что, между прочим, ведет и к увеличению доли тяжелого физического и неквалифицированного труда за счет работы на устаревшем оборудовании. «Государственное регулирование и социальный реформизм, - утверждал российский экономист Е. Т. Гайдар, - позволяют избежать взрыва низов, но сами по себе они не ведут к экономическому прогрессу». Утверждается также, что предприятия, находящиеся в государственной собственности неизбежно порождают конфликт интересов между избираемым политическим руководством и администрацией государственных предприятий.

Тем самым теоретики приватизации неявно предполагают, что микроэкономическая эффективность играет более важную, чем характерная для государственных предприятий макроэкономическая в общем экономическом росте. Этот вывод представляется более чем спорным. В самом деле, при более широком понимании экономики как науки о распределении ресурсов с целью достижения максимального потребления сразу бросается в глаза, что оптимальное для конкурентной рыночной экономики предприятие должно иметь неиспользуемые производственные резервы для компенсации возможного неожиданного повышения спроса или падения предложения (например, в случае уничтожения предприятий - конкурентов в результате стихийного бедствия), агрегированная сумма которых, как можно показать математически с использованием методов теории управления запасами, всегда будет больше, чем централизованные резервы, общие для отрасли экономики. Э.Мандель эмпирически показал, что реальная эффективность утилизации производственных факторов в СССР была, по меньшей мере на 1/5 больше, чем в капиталистическом мире.

Приватизация, обобществление производства и собственность

Приватизационные процессы в конце XX века приобрели особые масштабы в странах, которые по классификации ООН относились к государствам с централизованно - планируемой экономикой, и развивающихся странах. Изменения отношений собственности являются не только стержнем экономической реформы, но и центральной проблемой тех глубоких сдвигов в обществе, которые характерны для всего XX века.

В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов - государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей ее из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.

Приватизация не обязательно является и процессом, направленным против обобществления производства в широком смысле. В общем виде она касается только форм такого обобществления и механизма его осуществления, который просто принимает непрямые формы.

Методы денежной приватизации

Существует несколько основных технических методик проведения денежной приватизации:
прямая открытая продажа акций (полностью или с сохранением доли за государством) государственных предприятий. Этот механизм был избран, например, в Египте, в Венгрии и на Ямайке. Он требует предварительной корпоратизации государственных предприятий. Его существенным недостатком является тот факт, что в условиях слаборазвитого фондового рынка открытая продажа акций является дорогостоящим и трудным с технической стороны делом, когда существует опасность социального недовольства приватизацией;
аукционная продажа акций населению. Она применялась в Мексике, в Венгрии и частично, например, при приватизации «Истерн Тобакко» в АРЕ;
ликвидация предприятия и распродажа его имущества в целях выплаты задолженности. Этот крайний метод применялся в Польше при распродаже промышленных предприятий;
разукрупнение крупных промышленных конгломератов с последующей продажей их по частям. Разделение прежних организационных структур с последующей приватизацией часто происходило в России;
передача предприятия в руки трудового коллектива. Наиболее известным примером являются программы типа «ЭЗОП» в США;
аренда и субподряд государственной собственности предприятиями частного сектора.

Ваучерная приватизация

Ваучерная концепция, характерная для бывших социалистических стран, исходит из того, что государственная собственность представляет собой комбинацию или сумму имущественных прав всех граждан - собственников, и раздел государственного имущества поровну среди всех жителей страны представляет собой наиболее простую форму разгосударствления.

С точки зрения теории игрового поведения, можно отметить, что в этих условиях стороны воспринимают ситуацию ваучерной приватизации (то есть появление ценных бумаг, выражающих определённую конечную стоимость приватизируемых предприятий, или раздел конечной же общей собственности) как игру с закрытой суммой, то есть создают ситуацию, когда их поведение направлено не на развитие народного хозяйства в целом, но на увеличение своей доли в нём даже ценой общего экономического спада. В этой ситуации государство должно играть роль защитника интересов совокупности элитных групп в целом против отдельных подгрупп или отдельных их членов, то есть роль государства через свои перераспределительные функции должна увеличиваться в лице фискальных органов, органов финансового контроля и др., что ведёт к общему увеличению влияния государства в обществе. А это противоречит основной задаче разгосударствления - уменьшению этого влияния.

Привлечение новых социальных групп (ваучерных и финансовых спекулянтов и др.) в управление реальной экономикой при ваучерной приватизации ведёт к острым конфликтам между старыми (директорами и традиционными банковскими и финансовыми группами) и новыми элитами, а следовательно, к политической и общей нестабильности. Конфликты интересов мешают достижению консенсуса в части общего увеличения национального дохода.

Существеннейшим недостатком ваучерного механизма является и то, что он нарушает нормальную работу всех финансовых инструментов общества. С точки зрения финансового обращения, ваучер представляет собой ценную бумагу, а с другой стороны, он не связан напрямую с денежным механизмом и не учитывается финансовой статистикой в индексах. В условиях, когда монетарные и фискальные органы страны технически не в состоянии учитывать реальное влияние новых ценных бумаг на денежное обращение и оперативно реагировать на него (что чаще всего характерно для больших стран), введение приватизационных чеков в обращение, ничем не подкреплённых в реальном секторе, при отсутствии инвестиционного бума разрушает не только обращение на рынке корпоративных ценных бумаг с катастрофическим падением курса акций в силу превышения агрегированного предложения над спросом, но и другие области денежного обращения.

Денационализация (Разгосударствление) - процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной. Переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.

Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

Отношения собственности в процессе исторического развития изменяются и развиваются. Это может происходить эволюционным путем в результате накопления необходимых предпосылок для перехода от одной формы собственности к другой. Например, при переходе от индивидуальной частной собственности к различным ее коллективным формам.

Этот процесс может также происходить революционным путем – мирным или немирным. Так, например, происходила национализация частной собственности в целом ряде стран, в том числе и в нашей стране.

В современных условиях национализация отчуждение или передача имущества частных лиц в собственность государства . Осуществляется на основе государственных актов или выкупа государством имущества компаний, фирм, домашних хозяйств. Национализация чаще всего распространяется на отрасли производства, в которых ведение хозяйства на основе коллективной и частной собственности является неэффективным и нерентабельным. Национализация может осуществляться также и в других случаях, например, национализация земельных участков при строительстве важных государственных объектов и т.д.

В начале 90-х гг. ХХ в. В нашей стране был взят курс на формирование рыночной экономики, которая предполагает необходимость использования разных форм собственности. Основными методами перехода к многообразию форм собственности являются разгосударствление и приватизация.

Разгосударствление процесс преобразования находящихся в государственной и муниципальной собственности предприятий в коллективные (арендные, акционерные, кооперативные и другие формы хозяйственной деятельности) предприятия . Если в 1990 г. государству принадлежало до 92% всех производственных фондов народного хозяйства страны, то сегодня – не более 15%. Разгосударствление не означает полного ухода государства из экономической сферы: современное производство не может развиваться без государственного регулирования. Это эффективно в определенных границах. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

В целом разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Разгосударствление является исходным этапом процесса приватизации.

Приватизация – это передача государственной и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность . Приватизация может также осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам .

Реприватизация приватизация ранее национализированной частной собственности, т.е. возврат в частную собственность той государственной собственности, которая возникла в результате национализации .

В России широкий размах процесс приватизации получил после принятия в 1991 г. закона о приватизации, в котором были заложены основы проведения приватизации.

Цели приватизации:

1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики.

2. Повышение эффективности деятельности предприятий.

3. Создание конкурентной среды.

4. Содействие демонополизации экономики.

5. Привлечение иностранных инвестиций.

6. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, полученных от приватизации.

7. Содействие процессу стабилизации финансового положения Российской Федерации.

Выделяются три модели приватизации, которые были использованы во время перехода к рыночной экономике. Основу первой модели приватизации составляет уравнительное или бесплатное распределение среди населения прав на приобретение имущества государственной собственности. Эти права в виде ваучеров, инвестиционных купонов подлежали обмену на акции приватизируемых предприятий с целью создания инфраструктуры рыночной экономики в сжатые сроки.

Вторая модель – продажа акций предприятия его трудовому коллективу на льготных условиях. Она предусматривает быструю передачу государственных предприятий в руки коллектива. Третья модель – продажа государственных предприятий по рыночной цене. Однако в чистом виде ни одна модель в странах переходной экономики не применялась.

Основными принципами (методами) приватизации являются:

 сочетание возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности;

 равенство прав граждан на получение установленной доли собственности;

 преимущественное право членов трудового коллектива на получение части имущества;

 гласность проводимых мероприятий;

 государственный и общественный контроль за проведением приватизации.

Приватизация осуществляется в таких формах :

 преобразование предприятий в акционерные общества, в товарищества, в арендные предприятия и другие формы хозяйствования с приобретением работниками данных предприятий акций АО;

 приобретение населением акций акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов с последующей их продажей. Распределение доходов от продажи акций приватизированных предприятий, находящихся в федеральной собственности, происходит таким образом: в федеральный бюджет – 55, в республиканский – от 10, в местные – 4, самим приватизированным предприятиям – 14%;

 выкуп имущества арендатором или арендным предприятием по истечении срока аренды. При этом выкуп может осуществляться не только за наличные средства, но и за счет банковских кредитов. Доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды;

 продажа на конкурсе (коммерческом, некоммерческом – инвестиционном) и на аукционе.

Продажа на конкурсе – это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации . При этом в течение определенного срока могут быть сохранены профиль предприятия и численный состав прежнего трудового коллектива.

Коммерческий конкурс проводится в виде открытых акционерных торгов или закрытого тендера . При этом право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.

Инвестиционный конкурс проводится на инвестиционных торгах . Продаются государственные и муниципальные предприятия, от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю, предложившему максимальный объем инвестиций.

Продажа на аукционе – это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации . При этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. Право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. Следовательно, приватизационный объект используется по усмотрению покупателя.

На основе вышеуказанных моделей в России разработаны и реализованы три варианта приватизации .

Первый вариант (рис. 3.1, а) предполагает безвозмездную передачу всем работникам приватизируемого предприятия привилегированных (неголосующих) акций в размере 25% уставного капитала АО . Они не дают права голоса на собраниях акционеров, но имеют приоритетное право на доходы по акциям по сравнению с простыми акциями. Например, АО плохо сработало, и дивиденды в этом случае могут быть начислены лишь по привилегированным акциям. Если АО обанкротилось и его имущество идет с молотка, то приоритетное право на получение своей доли имеют привилегированные акции. Работники, кроме того, могут купить до 10% обыкновенных, простых акций со скидкой до 30% их номинальной стоимости с предоставлением рассрочки до 3 лет. Должностным лицам (руководителю, его заместителю, главному инженеру, главному бухгалтеру) предоставляется право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости в пределах до 5% уставного капитала. Остаток акций (60%) поступает в фонд Госкомимущества, который со временем организует их продажу. Следовательно, за государством сохраняется возможность контроля за деятельностью АО.

Второй вариант (рис. 3.1, б) предусматривает приобретение всеми членами трудового коллектива предприятия обыкновенных (голосующих) акций до 51% уставного капитала АО . Безвозмездная (продажа) передача отсутствует. При этом до 50% стоимости акций могут оплатить приватизационными чеками. Оплата должна быть произведена в течение 3 месяцев, оставшиеся 49% акций поступают в Госкомимущество для дальнейшей их реализации. Этот вариант является наиболее выигрышным для трудового коллектива, так как он обеспечивает трудовому коллективу контрольный пакет акций (51%). Поэтому большая часть трудовых коллективов выбрала именно этот вариант приватизации.

Третий вариант (рис. 3.1, в) предполагает право приобретения всеми работниками обыкновенных акций до 20% уставного капитала АО по номинальной стоимости, а также до 20% акций со скидкой 30% с рассрочкой до 3 лет . При этом размер первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций. Оставшиеся 60% акций поступают в Госкомимущество для последующей реализации и контроля со стороны государства.

Рис. 3.1

В России в целях безвозмездной передачи всем гражданам части общегосударственной собственности в 1992 г. была введена система приватизационных чеков. Первый этап приватизации вошел в историю реформ России как ваучерный этап.

Приватизационными чеками могла оплачиваться полностью или частично стоимость объекта приватизации. Российский фонд федерального имущества принимал приватизационные чеки по их номинальной стоимости в качестве платежного средства.

Весь период приватизации в России можно разделить на несколько этапов.

Первый этап – чековая приватизация (1992 – пер­вая половина 1994 гг.).

Приватизационный чек госу­дарственная ценная бумага целевого назначения на предъя­вителя номинальной стоимостью десять тысяч рублей, ис­пользуемая как платежное средство для приобретения объектов приватизации . Всего было распространено 144 млн приватизационных чеков, получивших в народе название ваучеров . Итоги первого этапа были двойственны и про­тиворечивы.

С одной стороны , в РФ сформировались: ак­ционерный сектор экономики, рынки ценных бумаг, система инвестиционных фондов и других финансовых струк­тур. К 1 июля 1994 года в частный сектор экономики пере­шли 50% предприятий легкой и пищевой промышленно­сти, 35% – строительных организаций, 42% – автотран­спортных предприятий, около 50% – торговли, 55% – предприятий общественного питания, 21% – бытового обслуживания.

С другой стороны , использование приватизационных чеков не смогло решить те задачи, которые рассматрива­лись как ключевые в трансформации собственности, и, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что большинство граждан РФ не стали собственниками бывшей государ­ственной собственности и фактически от приватизации положительного результата для себя не получили. Это объясняется тем, что, поскольку приватизационные чеки не являлись именными, то большая их часть была скуп­лена спекулянтами, часть их была вложена в инвестици­онные фонды, большинство из которых никаких инвести­ций не осуществили и, наконец, часть чеков была вложе­на работниками в акции своих предприятий, многие из которых испытывали серьезные финансовые трудности и поэтому никаких дивидендов выплачивать не могли.

Следует также сказать, что первый этап приватизации не способствовал росту инвестиций в экономику России.

Второй этап приватизации в РФ денежный (1994-1996 гг.). Он имел две основные цели: существенное по­полнение бюджетов всех уровней; инвестиционная поддер­жка приватизированных предприятий. На этом этапе па­кеты акций приватизируемых предприятий должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равно­мерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджеты всех уровней и инвестиции в развитие пред­приятий.

Однако намеченные цели выполнены не были. Напри­мер, в 1995 г. в бюджет РФ должно было поступить от приватизации 9 трлн р., а поступило на самом деле 500 млрд р., или 5,5% от задания. Чтобы перело­мить эту ситуацию и улучшить финансовое состояние го­сударства, в 1995-1996 гг. в стране начали проводиться залоговые аукционы, в соответствии с которыми прави­тельство (бюджет РФ) получало от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначенным в залог, проводились закрытые аукционы (тендеры), побе­дителями которых становились банки, предложившие бо­лее крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговых аукционах, получали право управлять залоговыми паке­тами акций в течение всего времени залога. По истечении этого времени (1 сентября 1996 года) в случае невозврата кредитов залогодержатель становился собственником за­логового пакета акций.

В общем итоге федеральный бюджет получил от залого­вых аукционов около одного миллиарда долларов, что зна­чительно меньше (по различным оценкам в 5-10 раз) рыночной стоимости проданных пакетов акций.

В 1997 г. начался третий этап приватизации . На этом этапе основной акцент делался не на приватизацию предприятий (большая часть из них уже была приватизи­рована), а на приватизацию имущественных долей пред­приятий, находящихся в собственности государства. Круп­нейшими сделками на этом этапе стали продажи пакетов акций компаний «Связьинвест», «Роснефть» и др.

В 2002 г. был принят новый закон о приватизации, в котором предусмотрено в течение пяти-семи лет завер­шить в основном процесс приватизации в России.

Подводя предварительные итоги приватизации в РФ, следует отметить, что, наряду с положительными резуль­татами, связанными прежде всего с формированием ры­ночной экономики, реальный ход приватизации выявил много ошибок и нарушений в ее проведении, не позволив­ших в значительной степени реализовать ее цели и зада­чи. Это особенно проявилось при определении объектов приватизации, последовательности ее проведения, при определении способов приватизации и стоимости имущества приватизируемых объектов.

Выводы

1. Собственность рассматривалась с двух точек зрения:

Собственность как юридическая категория есть имущественное отношение. Это право собственности на имущество, или отношение к вещам, т.е. к объектам. Субъектами собственности являются обладатели факторов производства и результатов производства. Принадлежность имущества субъектам (собственникам) закреплена в правовых нормах и законах. При этом субъекты собственности приобретают статус юридического и физического лица и наделяются правами владения, пользования и распоряжения.

Собственность как экономическая категория – это отношение между людьми по поводу присвоения средств производства и результатов производства. Субъекты собственности наделяются полномочиями присвоения, хозяйственного использования и экономической реализации.

2. Тип собственности – это особый этап в развитии собственности. Различают два типа собственности: частную и общую (совместное достояние). Частная собственность предполагает трудовую частную собственность (крестьяне, фермеры, ремесленники и т.д.) Она создается за счет собственного труда работника. Нетрудовая частная собственность предполагает разъединение труда и собственности. Возникает имущественное неравенство. Неимущие вынуждены работать на собственника и находятся в полной экономической зависимости от последнего.

3. Формы собственности – это принадлежность факторов (ресурсов) и результатов производства субъектам. Они определяются конкретными историческими условиями как эволюционно (постепенно) и революционно (насильственно). Согласно Гражданскому кодексу (1995 г.) существуют следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

4. Основными методами перехода к многообразию форм собственности являются:

 разгосударствление – процесс преобразования находящихся в государственной и муниципальной собственности предприятий в коллективные (арендные, акционерные, кооперативные и др.);

 приватизация – это передача государственной и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

5. Различают три модели приватизации в условиях перехода к рыночной экономике:

 уравнительное, или бесплатное, распределение среди населения прав приобретения имущества государственной собственности через ваучеры, инвестиционные купоны;

 продажа акций предприятия его трудовому коллективу на льготных условиях;

 продажа государственных предприятий по рыночной цене.

6. Весь период приватизации в России можно разделить на 3 этапа:

 I этап связан с чековой приватизацией (1992 г. – первая половина 1994 г.);

 II этап – денежный (1994-1996 гг.);

 III этап начался в 1997 г. В 2002 г. был принят новый закон о приватизации, в котором предусмотрено в течение пяти-семи лет завершить в основном процесс приватизации в России.

(от лат. privatus - частный) приватизация

процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

приватизация

ж. Передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность (безвозмездно или за плату).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

приватизация

ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. privatus - частный) передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т.п.) за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. Приватизация может иметь скрытый характер, когда осуществляется в юридической форме аренды государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, напр., лишь определенная часть акций; может осуществляться в форме денационализации (реприватизации), когда национализированное прежде имущество передается в частную собственность прежних или иных владельцев. По своему содержанию приватизация близка к более широкому процессу разгосударствления, который включает передачу государственного имущества в собственность органов местного самоуправления (т.е. муниципализацию имущества). Термин "разгосударствление" часто применяется для обозначения крупномасштабной приватизации.

Большой юридический словарь

приватизация

(от лат. privatus - частный) - передача государственного или муниципального имущества за плату либо безвозмездно в собственность частных лиц и организаций. Совпадает с понятием денационализации. Правовой основой для П. в РФ служит ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997 г.

Википедия

Приватизация

Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон - организация - даже такая, как государство.

Разгосударствление и ""приватизация ""- не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия:

  • Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой - форм и содержание отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае происходит не смена собственника, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.
    Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.
  • Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор . Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц.

Обратный процесс называется национализацией, или муниципализацией.

Примеры употребления слова приватизация в литературе.

Общество с числом акционеров, владельцев голосующих акций более тысячи, а также акционерное общество, образованное в процессе приватизации , обязано направить письменное уведомление, включая бюллетени для голосования, или опубликовывать информацию о проведении Общего собрания акционеров не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.

Выборы членов Совета директоров акционерных обществ с числом акционеров-владельцев обыкновенных акций более 1000, а также обществ, образованных в процессе приватизации , осуществляются исключительно кумулятивным голосованием.

Выборы членов совета директоров в обществе, с числом акционеров-владельцев обыкновенных акций общества более одной тысячи, а также в обществах, образованных в процессе приватизации , должны осуществляться исключительно кумулятивным голосованием, в остальных проведение кумулятивною голосования может быть предусмотрено уставом общества.

При приватизации регистратор не регистрирует переход акций до получения Обществом документа о передаче акций, оформленного в соответствии с пунктом 1 приложения 2 к настоящей Инструкции 8.

Согласно законодательству РФ к исключительной компетенции Общего собрания акционеров акционерного общества, образованного в результате приватизации также относятся вопросы, перечисленные в абзаце 4 пункта 2.

В них разнятся детали, последовательность действий, но суть одна: необходима легализация частной собственности, приватизация государственного имущества, либерализация цен и восстановление рыночных механизмов, интеграция страны в мировую экономику, введение конвертируемости рубля, финансовая стабилизация и демонополизация экономики.

Однако при этом обозначались основные действия, необходимые для стабилизации экономики и изменения экономической системы -- приватизация , финансовая стабилизация, либерализация цен, демонополизация, интеграция в глобальную экономику.

Такие помещения передаются в собственность квартиронанимателям безвозмездно и отдельной приватизации не подлежат.

Сперва провести приватизацию , ликвидировать монополизм, создать налоговую систему, стимулирующую производителей.

Льготные акции -- это акции, приобретенные по закрытой подписке, либо бесплатно, либо со скидкой в зависимости от варианта льгот, выбранного трудовым коллективом при приватизации их предприятия.

В 80-х годах в ряде стран развернулась денационализация экономики главным образом путем приватизации , т.

Одним из средств такового считается участие широких слоев населения в приватизации и рост доли мелких держателей акций в капитале крупных корпораций.

Действующее законодательство не связывает реализацию права на приватизацию ведомственных квартир с какими-либо трудовыми отношениями.

Действующее законодательство устанавливает перечень имущества, приватизация которого не допускается.

Для характеристики экономической политики этого периода выберем две, пожалуй, наиболее насыщенные событиями сферы: макроэкономическую политику и приватизацию с использованием залоговых аукционов.

Особенности реализации права на проведение любых формальных сделок закреплены в целом ряде профильных законов и актов. В этом отношении у собственников любого имущества не имеется практически никаких ограничений. Отчуждение может быть произведено несколькими способами. О том, как в гражданском порядке может быть осуществлена передача недвижимого объекта, будет рассказано далее.

Передача недвижимого имущества - что это такое?

В данном случае многое будет зависеть от наименования сторон. Если это физические лица, в том числе и родственники, то под подобной передачей понимается временное или постоянное изменение собственника. Если изменение является временным, то здесь уместно говорить о договоре аренды или условного проката. Если это постоянное изменение, то в данном случае квартира и любой другой объект переходит на основании договора по купли-продажи, либо по ряду безвозмездных сделок, которыми являются в большей части наследственные процедуры. Поэтому такой процесс предполагает смену собственника.

Особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность называется формальной приватизацией. В этом случае муниципальный объект меняет свое первоначальное значение и передается в пользование в частную собственность. Помимо этого, если одной стороной является РФ, то изменение собственности может быть проведено посредством государственного торга.

Какие есть способы передачи имущества?

В текущем году к таким способам относятся следующие:

  • Дарение;
  • Формальная купля-продажа;
  • Аренда в должном порядке;
  • Федеральная приватизация;
  • Мена;
  • Любые наследственные безналоговые сделки по отчуждению собственности;
  • Государственные торги.

Важно знать, что в порядке приватизации не имеют право участвовать организации и учреждения, регистрация которых проходила на территории России. В силу статьи 182-ой Жилищного Кодекса государственное здание и любой другой объект не может подвергнуться отчуждению в адрес предприятия. Правовой смысл смены собственности заключается в улучшении положения населения в части жилищного сегмента. Поэтому приватизация предполагает только частную собственность без каких-либо исключений.

Передача имущества из публичной в частную собственность - особые способы

Если речь идет о частной собственности, то наиболее важным и ключевым особым способом по изменению наименования собственности недвижимого объекта является именно приватизация. Если объект находится в государственной собственности, и представляет собой именно жилищный сегмент то, при такой необходимости он будет подлежать приватизации.

В каждом регионе определенное количество объектов принадлежит специальному приватизационного фонду, который предполагает передачу их в частную собственность. От частных лиц прием заявлений и документов проводится не реже одного раза в год, с обязательным извещением об этом в средствах массовой информации (статья 190-я ЖК РФ). Круг частных лиц, имеющих право участвовать в данной процедуре, не связан с какими-либо ограничениями. Это процедура является полностью публичной.

Изменение способа исполнения передачи имущества

Данное изменение после завершения процедуры перехода из публичной формы в частную возможно только в соответствии с решением территориального судебного органа. Если изменение публичного порядка в частный проводится посредством государственного торга, то после его завершения исполнение преференций выигравшего данный аукцион являются императивными. Документы текущий собственных получает ровно через 10 дней, путем обращения в территориальный Росреестр. Изменение порядка исполнения решения суда о передаче имущества невозможно к проведению без решения апелляционной инстанции. В противном случае любые действия по отношению к частному лицу, как к текущему собственнику, будут незаконными.

Безналоговые способы передачи недвижимого имущества

Безналоговыми способами текущим законодательством признаются всего два варианта. Первый заключается в оформлении условного договора дарения , когда сторона одаряемая имуществом освобождается от исчисления налоговой базы. Здесь и бывший собственник, естественно, не должен платить никаких налогов. Все ограничивается лишь уплатой фиксированной госпошлины, которая вносится еще до подачи формального заявления в территориальный Росреестр. Второй способ можно обозначить в виде совокупности таких вариантов как наследование по закону и по должному завещанию. В обоих случаях наследники освобождаются от исчисления налоговой базы, потому что в Российской Федерации получаемое наследство не приравнивается к подоходному налогу. Все остальные платежи, уже в процессе содержания и использования объекта, будут обязательными.



Поделиться