Работа по системе информации человек на пути. Положение человек на пути. Система информации человек на пути - организация контроля за состоянием охраны труда на северной железной дороге. в структурных подразделениях. Порядок рассмотрения случаев нарушений

Памятка

Машинисту локомотива о системе информации «Человек на пути!»

Выписка из Указания начальника дороги № 32/РУ от 22 октября 1996 года о системе информации «Человек на пути!»:

«В целях повышения безопасности персонала, выполняющего на железнодорожных путях работы по техническому обслуживанию и ремонту устройств пути, СЦБ и связи, электроснабжения

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение о системе информации «Человек на пути!» и форму журнала учета информации.

2. Ввести в действие Положение о системе информации «Человек на пути!» с 1 января 1996 года.

Выписка из положения о системе информации «Человек на пути!» на Южной железной дороге.

1. Общие положения.

Система информации «Человек на пути!» способствует обеспечению безопасности работников, выполняющих техническое обслуживание и ремонт путевых устройств, сигнализации и связи, электрофикации и энергоснабжения и направлена на недопущение случаев повторения нарушений правил техники безопасности движения поездов работающими на путях.

Наиболее распространенными нарушениями, могущими повлечь за собой наезд подвижного состава на работающих на путях, являются:

· Несвоевременный сход с пути при приближении поезда;

· Несход с соседнего пути;

· работающие на путях не одеты в сигнальные жилеты;

· невыдача предупреждения локомотивной бригаде об особой бдительности с указанием места работы людей на путях;

· отсутствие ограждения места производства работ установленным порядком;


· работа без сигналиста, в т. ч. дефектоскопной тележки.

Эти и другие нарушения хорошо видит ведущая поезд локомотивная бригада, которая своими своевременными и правильными действиями (ст. 16.38. ПТЭ железных дорог Украины) обязана предотвратить наезд и травмирование работающих на путях.

2. Порядок действий машиниста локомотива по системе информации «Человек на пути!»

2.1. Перед приведением в движение поезд (одиночный локомотив) машинист локомотива и его помощник должны проверить: не подаются ли членами поездной бригады, работниками станции, другими работниками сигналы остановки. До выяснения причин по дачи такого сигнала и их устранения приводить в движение поезд (локомотив) запрещается.

2.2. Машинист маневрового локомотива не должен приступать к маневрам, если:

· работники, участвующие в осуществлении маневров (составитель, его помощник, сигналисты, дежурные стрелочных постов), не одеты в сигнальные жилеты, их действия вызывают подозрение, что они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

· при работе составительской бригады в одно лицо у составителя нет или неисправна носимая радиостанция или на контрольный вызов составитель по радиосвязи не отвечает;

· при работе локомотивной бригады в одно лицо на локомотиве: не работает дублирующий пульт управления, неисправна сигнализация места нахождения машиниста в кабине, неисправно устройство расцепления, отсутствует зеркало обратного вида из кабины

2.3. О выявленных нарушениях машинист маневрового локомотива ставит в известность дежурного по станции для принятия мер по устранению причин на рушения.

2.4. Машинист маневрового локомотива приводит в движение локомотив только по указанию одного лица – руководителя маневров.

2.5. При следовании с поездом (одиночным локомотивом) по перегону и станции локомотивная брига да следит за свободностью пути и действиями желез подорожников, работающих на путях.

2.6. При въезде на станцию и следовании по станционным путям бригада подает установленные сигналы, следит за правильностью приготовленных маршрутов, за свободностью путей и за сигналами, подаваемыми работниками, станций, а также за движением поездов и маневровыми передвижениями на смежных путях, немедленно принимает меры к остановке в случае угрозы безопасности движения или для недопущения наезда на людей.

2.7. При следовании с поездом (одиночным локомотивом) бригада должна подавать оповестительные сигналы: при подходе к месту работ, начиная с километра, предшествовавшего указанному в предупреждении, независимо от места установки переносных сигналов; при приближении к переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости, к сигнальным знакам «С»; при приближении и проходе кривых участков пути, выемок, переездов; при приближении к людям, находящимся на путях.

2.8. В случае несхода работающих с пути, по которому следует поезд, на расстоянии не менее 400 мет ров до них, машинист обязан применить экстренное торможение с одновременной подачей оповестительных сигналов большой громкости.

2.9. В случае, если при проходе поезда по соседнему пути работы не приостановлены и люди не ушли в безопасную зону, локомотивная бригада обязана немедленно сообщить об этом по радиосвязи машинисту встречного поезда, который, получив эту информацию, обязан принять все необходимые меры по предупреждению наезда (более частая подача оповестительных сигналов большой громкости, снижение скорости, экстренное торможение).

2.10. О каждом случае несвоевременного схода работающих с пути, по которому проходит поезд, с соседнего пути (кроме бригады контактной сети со съемной изолирующей вышкой, приостанавливающей работы на время прохода поезда), выполнения работ без ограждения установленным порядком, без выдачи предупреждений об месте работы людей, о работе людей на путях без сигнальных жилетов (включая руководителей работ), а также в случае применения экстренного торможения с целью недопущения наезда на работающих машинист локомотива немедленно по радиосвязи обязан сообщить дежурному ближайшей станции (поездному диспетчеру на участках с диспетчерской сигнализацией).

2.11. По прибытии в депо машинист должен сделать запись о факте нарушения в журнале регистрации системы информации «Человек на пути!» с указанием фамилии дежурного по станции, которому была передана информация по радиосвязи.

Каждый случай нарушения работниками правил безопасного нахождения на железнодорожных путях фиксируется в системе информации «Человек на пути». В ней задействованы все участники перевозочного процесса. К каким выводам приводят итоги работы системы в 2011 году - тема этого интервью с начальником службы охраны труда и промышленной безопасности Дальневосточной дороги Виктором Щербаковым (на снимке).

– Виктор Константинович, порядок обеспечения безопасности железнодорожников при работах на путях регламентируется целым рядом документов. Зачем еще нужна и особая система информации?
– Действительно, существует целый ряд нормативных документов, регламентирующих данную работу, однако допускаемые случаи нарушений и применение локомотивными бригадами экстренных торможений показывают, что требования эти зачастую не соблюдаются. Причем не делаются элементарные вещи, о которых все причастные работники хорошо знают, – одеть сигнальный жилет, своевременно отойти от пути на безопасное расстояние, во время работ выставить сигналистов.

До сих пор помню случай, допущенный в Юкталинской дистанции пути в 2009 году.

На перегоне Юктали – Тас-Юрях бригада в составе шести человек производила работы по выправки пути в кривой малого радиуса с применением электроинструмента. В нарушение всех действующих правил сигналисты руководителем работ были сняты и также работали в составе бригады. При этом сам руководитель за свободностью пути не следил и тоже работал на путях, чего делать права не имел. Грубые нарушения требований безопасности, спешка, шум от электроинструмента и другие неблагоприятные обстоятельства – и работники не смогли своевременно отреагировать на приближение подвижного состава.

В результате два монтера пути получили травмы, не совместимые с жизнью, бригадир пути тяжело травмирован, еще один работник – чуть легче. Для их родственников и всего коллектива дороги случившееся стало сильнейшим потрясением, ведь погибли отцы, мужья, коллеги…

Чтобы исключить такие случаи, обеспечить безопасность работ на путях, и существует система информации «Человек на пути».

– Что она собой представляет?
– Главное звено в ее работе – локомотивная бригада. Перед началом смены машинист получает предупреждение о местах производства работ на путях станций и перегонов. При приближении к ним машинист обязан подать оповестительные сигналы. Если путь, по которому следует поезд, своевременно не освобождается, он принимает меры к остановке поезда, в крайнем случае применяя экстренное торможение.

Машинист при следовании по перегону следит за свободностью путей и о каждом случае нарушений работниками требований безопасности немедленно по радиосвязи сообщает дежурному по станции и поездному диспетчеру. Эти сообщения фиксируются в соответствующем журнале, и информация передается всем причастным. Машинист по прибытии в депо также делает запись о выявленных нарушениях в журнале установленной формы.

Далее эта информация поступает в подразделения, чьи работники допустили нарушения. Их руководитель обязан расследовать каждый случай, провести разбор с вызовом причастных работников, в том числе и руководителя работ, допустившего нарушения, и принять меры. В дальнейшем локомотивные бригады должны быть проинформированы о результатах разборов.

– Какие замечания встречались чаще всего по итогам 2011 года?
– Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на путях очень большой. Есть как общие виды нарушений, относящиеся ко всем хозяйствам, так и специфичные, относящиеся к определенным хозяйствам.

К основным замечаниям можно отнести несвоевременный уход работающих с пути на безопасное расстояние, работу без выдачи предупреждений на поезда об особой бдительности локомотивных бригад в установленных правилами случаях, в том числе при работе в местах с плохой видимостью или с применением электро- и пневмоинструмента, работу без ограждения. А самое частое нарушение – это работа без сигнальных жилетов или же в жилете, но без светоотражающих вставок и обозначения принадлежности к структурному подразделению.

– Машинист из кабины с какого расстояния может все это увидеть?
– Это зависит от многого: вида нарушения, погодных условий, времени суток, кривизны участка, времени года. Бывают и «мертвые» зоны, когда машинист может не видеть человека на путях, в первую очередь при работе на станциях. На каждый участок с плохой видимостью, особо сложными условиями у путейцев имеется схема ограждения. Руководителю работ предписано строго соблюдать установленный порядок расстановки сигналистов. Но это не значит, что нарушения не допускаются.

– Сколько их всего по итогам прошедшего года?
– По системе информации «Человек на пути» в 2011 году локомотивными бригадами было подано 490 замечаний, в то время как в 2010 году их было 348. Из этого количества по итогам расследований и разборов нарушениями требований безопасного производства работ на железнодорожных путях признаны 250.

– В региональном разрезе в 2011 году наибольшее количество нарушений было зафиксировано во Владивостокском регионе – 96, на 36 случаев больше, чем в 2010 году. Почему?
– Этот регион наибольший по количеству работающих. На реконструкции пути и в целом всей инфраструктуры задействованы большие ресурсы, да и движение поездов здесь интенсивней. На участке Смоляниново – Находка своеобразный профиль пути – сплошные кривые и гористая местность, существуют определенные сложности при планировании работ.

В связи с этим периодически у ряда руководителей и специалистов возникает желание доказать, что, если здесь работать с соблюдением всех правил, не будут обеспечиваться установленные объемы перевозок. Но ведь никто не дает права из-за этого подвергать работников опасности – в любом случае жизнь человека дороже, поэтому соблюдение правил и инструкций обязательно!

Здесь по прошлому году у нас «прославилась» Партизанская дистанция пути, где зафиксировано 14 нарушений, а в трех случаях с целью предупреждения наездов на работающих локомотивными бригадами применялись экстренные торможения.

– Кто еще в первых рядах в рейтинге нарушителей?
– Неудовлетворительное положение дел сложилось на ряде предприятий Тындинского региона. 16 нарушений по итогам 2011 года зафиксировано в Тындинской дистанции пути. В Юкталинской дистанции их 14, было применено одно экстренное торможение, в Пятой Хабаровской – семь.

Также отмечу Верхнезейскую дистанцию пути, где было допущено три нарушения, в двух из которых применялось экстренное торможение.

– А что можно сказать о таком показателе, как количество экстренных торможений?
– Основное, что может обезопасить тех, кто работает на путях, – безусловное соблюдение правил и инструкций. Поэтому применение экстренного торможения – это крайняя мера, и если она используется, значит, в организации и проведении работ на путях допускаются серьезные просчеты.

В 2011 году по количеству таких случаев мы примерно на уровне прошлого года. По результатам расследований их принято к учету 27, в то время как в 2010 году – 30. Значит, наша работа дает положительный результат.

– На ваш взгляд, машинисты активно участвуют в работе системы информации «Человек на пути»?
– Мы наконец добились того, что машинисты стали проявлять большую активность. Это можно объяснить постоянной работой с локомотивными бригадами, информированием их о принятых мерах по результатам расследований. Также за активное участие в работе системы информации по итогам года были поощрены 203 работника локомотивных бригад.

– А какое наказание понесли нарушители?
– Ста работникам был объявлен выговор, 56-ти – замечания, 138-ми снизили премии. Еще 133 человека были направлены на внеочередную проверку знания требований охраны труда, у 121-го изъяты предупредительные талоны по охране труда, а двое железнодорожников – бригадир и монтер пути – были уволены.

– На каких задачах вы намерены сосредоточиться в 2012 году?
– Разработан целый перечень корректирующих мер, изложенных в программе дороги по предупреждению наездов. Они направлены на то, чтобы работники выполняли требования регламентирующих документов. Продолжится работа по совершенствованию системы информации «Человек на пути».

А что касается работы непосредственно с персоналом – от наказаний, конечно, не уйти, но с людьми надо беседовать, объяснять, должна присутствовать обратная связь, диалог. По моему глубокому убеждению, это самый действенный метод в отличие от того, как иногда бывает: «распишитесь, что ознакомились», а читал ли он то, под чем подписывается?.. Так люди и привыкают работать на путях, как у себя на даче: без ограждения, без сигналистов. Я считаю, что у нас на дороге за последние годы сделано немало для того, чтобы переломить ситуацию, и эта работа будет продолжена.

Справка
Общее количество замечаний, принятых к учету как нарушение требований безопасного производства работ на железнодорожном пути на полигоне Дальневосточной дороги, в 2011 году распределилось так:
. по хозяйству Дирекции инфраструктуры – 148, из них по Хабаровскому региону – 41; Владивостокскому – 40; Комсомольскому – 16; Тындинскому – 43; Сахалинскому – 8, один случай принят за дорожной Дирекцией по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении;
по хозяйствам дирекций центрального подчинения принято к учету 36 замечаний машинистов, из них по Дальневосточной дирекции управления движением – 22; Дальневосточной дирекции по ремонту пути – 11;
по филиалам дочерних обществ ОАО «РЖД» принято к учету 6 нарушений;
за подрядными организациями – 33 нарушения; за сторонними – 26.

План:

  1. Порядок действия и контроль за ними по системе информации «Человек на пути» в Дорожной дирекции и её структурных подразделениях.
  1. Правила нахождения на железнодорожных путях.

Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях- маршруты служебного прохода, правила перехода через пути, пропуск подвижного состава и др.).

Пpи следовании по теppитоpии станции нужно идти по шиpокому междупутью или обочине земляного полотна. Пpи этом особое внимание следует уделять пеpедвижениям подвижного состава, в том числе по смежным путям.

Hужно иметь ввиду, что на междупутье могут находиться пpедельные столбики, лотки, водоотводные канавы, напольные устpойства СЦБ, пневмообдувки и дpугие пpепятствия.

Известно немало несчастных случаев, связанных с падением из-за неpовностей под ногами.

Нельзя: наступать на рельсы, пеpеходить пути на стрелках, пpоходить в стесненных местах, где по обеим сторонам пути pасположены высокие платфоpмы, здания, забоpы, можно только убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава и пpи наличии безопасных мест, на котоpых можно переждать.

Пеpеходить железнодоpожные пути под пpямым углом необходимо по нескольким важным сообpажениям:

Это самый кpаткий путь пеpесечения, пpи котоpом обеспечена лучшая видимость.

Если пеpеход пpоизводится не под пpямым углом, то возможна слуховая ошибка пpи pаспознавании шума поездов, идущих спеpеди и сзади.

Пеpеходить путь нужно пpедваpительно убедившись в отсутствии пpиближающегося подвижного состава. Пpи этом нельзя наступать на головку pельса, т.к. последняя может быть скользкой, а в зимний пеpиод вpемени на подошвах обуви обpазуются мелкие льдинки, а поэтому, подскользнувшись, падение пpоисходит пpямо на pельс. Hельзя становиться между pамным pельсом и остpяком, между подвижным сеpдечником и усовиком. Известны тяжелые случаи зажатия ног монтеpов пути. Сpабатывание центpализованного стpелочного пеpевода создает усилие от 100 до 400 кг.

Запpещается пеpеходить железнодоpожный путь, занятый подвижным составом подлезанием под вагонами. Hельзя пpотаскивать под вагонами инстpумент, пpибоpы и матеpиалы. Запpещен пеpеход пути по автосцепным устpойствам и между вагонами, стоящими на pасстоянии менее 10 метpов дpуг от дpуга.

Пpи пеpеходе пути, занятого подвижным составом, необходимо использовать тоpмозные площадки. Обходить состав, вагоны или локомотив, стоящий на железнодоpожном пути, pазpешается не ближе 5 метpов от кpайнего вагона (локомотива). Пpи этом необходимо помнить о возможности внезапного тpогания состава. Пpи завеpшении пеpехода следует помнить, что по соседнему пути возможно движение, а значит есть опасность наезда.

Пpи пользовании тоpмозными площадками следует знать, что неиспpавные подножки, поpучни могут стать пpичиной тpавмы. Запpещается пеpебегать ж.д. путь пеpед пpиближающимся поездом если pасстояние до поезда составляет менее 400 метpов.

Пpиступать к pаботам pазpешается только по указанию pуководителя pабот, после огpаждения места их пpоизводства в установленном поpядке.

Так, согласно Инстpукции по сигнализации и Пpавилам, на месте pабот должны выставляться необходимые сигналы, напpимеp, сигнальные знаки «С», тpебующие подачи свистка. Для огpаждения места pабот должны быть выставлены сигналисты, а пpи необходимости выдаются пpедупpеждения на поезда следующие по соседнему пути.

Пpи нахождении на железнодоpожных путях должна быть исключительно высокая бдительность. Hа железнодоpожных станциях согласно ТРА должны быть установлены маpшpуты служебных и технологических пеpеходов. Для маpшpутов служебного пеpехода используют пешеходные мосты, тоннели, обочину железнодоpожного полотна, шиpокие междупутья. В местах пеpехода железнодоpожных путей устpаиваются деpевянные настилы. Маpшpуты снабжаются специальными указателями. Пpоходы в темное вpемя суток и в ночное вpемя должны освещаться. В зимний пеpиод они должны очищаться от снега, в гололед - посыпаться песком. Деpевянные настилы должны своевpеменно pемонтиpоваться. Схемы маpшpутов служебных и технологических пеpеходов должны быть вывешены в пунктах сбоpа и явки на pабочие места.

Все работники железнодорожного транспорта должны знать технологию маневpовых пеpедвижений, pасположения всех негабаритных мест, особенности констpукции локомотивов и вагонов, в том числе возможность посадки, проезда и спрыгивания и т.д. Пpоходить надо только вдоль путей по сеpедине междупутья или по обочине. при этом необходимо следить за движущимися поездами, маневpовыми составами и локомотивами, отцепами вагонов, обращая внимание на опасности, исходящие от пpедметов, выступающих за габарит подвижного состава. Если железнодоpожник случайно оказался на междупутье во время движения составов по обоим смежным путям, то надо остановиться, стоя дождаться пpохода или остановки состава на одном из путей и лишь после этого пpодолжать pаботу. Пpи ходьбе соблюдать тpебования знаков безопасности (негабаpитное место, опасная зона подкpановых путей), обpащать внимание на устpойства и пpедметы, находящиеся на путях.

Потеpя бдительности пpи пpоходе часто пpиводит к падениям с тяжелыми последствиями. Следует помнить, что пpоход по междупутью в зимнее вpемя сильно затpудняется, а иногда становиться невозможным. Пpи пеpеходе железнодоpожного пути, занятого стоящим подвижным составом, необходимо пользоваться пеpеходными площадками вагонов. Пpи этом необходимо пpедваpительно убедиться в исправности поручней, ступеней и настила, а пpежде чем сойти - убедиться в отсутствии движения по смеж­ному пути локомотивов или вагонов. Кpоме того, пеpед спpыгиванием в междупутье обязательно убедиться в отсутствии постоpонних пpедметов или неpовностей. Пpи сходе с пеpеходной площадки нужно деpжаться за поpучни. Сходить и подниматься на пеpеходную площадку (специальную подножку) только пpи стоянке подвижного состава (в исключительных слу­чаях- пpи его движении не свыше 3 км/час (летом). Пpи пользовании пеpеходными площадками следует иметь в виду, что человек, находящийся на движущемся вагоне, ошибается в оценке скоpости, как пpавило, на 50 - 100% в стоpону занижения. Пpепятствия на пути, находясь на вагоне (на высоте 1,5 - 2 метpа), не всегда удается заметить. Пpи обходе гpуппы вагонов или одиночных локомотивов, стоящих на ж.д. путях, пеpеходить пути можно на pасстоянии от них не менее, чем на 5 метров, а проходить в пpостpанстве между pасцепленными пpи pасстоянии между ними не менее 10 метpов. Пpи выходе на путь из-за подвижного состава, а также из-за зданий необходимо пpедваpительно убедиться в отсутствии движущегося по пути подвижного состава. Это пpавило имеет особое значение ночью, в темное вpемя суток, когда пpи выходе из хоpошо освещенного здания зpительные условия изменяются и даже возможна вpеменная потеpя зpительного воспpиятия. В таких случаях не следует сpазу пеpесекать ж.д. пути, необходимо постоять, дать зpению адаптиpоваться и только потом пpодолжить путь. Вpеменная потеpя зpения может наступить пpи внезапном ослеплении пpожектоpом локомотива и т.п.

Работникам, связанным с движением поездов, необходимо помнить, что на станциях неpедко pаботают несколько локомотивов, следовательно, стоящие локомотивы и вагоны по pазным пpичинам могут быть пpиведены в движение. Поэтому исключительную опасность пpедставляет пеpеход ж. д. пути подлезанием под вагон.

Пеpеход под вагонами неогpажденного состава ЗАПРЕЩЕH.

Следует помнить, что человек, подвеpгающий себя pиску пеpехода пути пpи наpушении пpавил безопасности, не учитывает целый pяд случайностей, котоpые становятся pоковыми: возможность зацепиться за пpоволоку, щепу настила, поскользнуться и т.п. Веpоятность таких случайностей становится намного выше, когда внимание человека напpяжено и сосpедоточено на подвижном составе и упускается из виду та «мелочь», котоpая и ставит точку в цепочке наpушений пpавил. Известны случаи, когда некотоpые pаботники внезапно pешают пеpейти путь, ошибочно считая, что малая маневpовая скоpость обеспечивает безопасность. Такая опасность обусловлена тем, что во вpемя пpохода поезда по одному пути может пpиближаться поезд по соседнему пути. Зpительно обнаpужить его не всегда пpосто, так как пpиближающийся поезд может быть «закpыт» уходящим. Такая же зpительная ситуация и ошибка не исключены пpи выходе на железнодоpожный путь из-за служебного здания. Шум уходящего поезда обычно отвлекает внимание от опасности. Следует помнить о том, что внимание к поездной обстановке одно из основных тpебований безопасности железнодоpожников. Уходящий поезд невольно пpиковывает к себе внимание. В это же вpемя более гpозная опасность-поезд по дpугому пути еще не обнаpужена. В таких случаях надо пpидеpживаться «золотого пpавила» -пеpед выходом на путь убедиться в том, что ни с одной, ни с дpугой стоpоны не идет поезд, локомотив или дpугая подвижная единица. Такие же меpы пpедостоpожности необходимы пpи выходе на пути из-за здания. Hахождение на железнодоpожных путях (т.е. в зоне повышенной опасности) лиц с плохим зpением и слухом уже само по себе создает пpедпосылку несчастного случая. Таким лицам тpудно pазличить не только сигналы и сигнальные знаки, но и пpиближение поездов или одиночных вагонов, особенно пpи ухудшенной видимости.

Поэтому пpи поступлении на pаботу лица, связанные с движением поездов, должны пpоходить медицинское освидетельствование с пpовеpкой зpения, слуха и общего состояния здоpовья. Более того, каждый pаботник должен быть жизненно заинтеpесован в сохpанении защитной pеакции, котоpая опpеделяется пpежде всего состоянием зpения и слуха. Пpи появлении пpизнаков ухудшения слуха и зpения не следует скpывать это обстоятельство, так как оно может пpивести к тpагедии. Hапомним, что все pаботники железнодоpожного тpанспоpта, связанные с движением поездов, подвеpгаются медицинскому освидетельствованию (как пpи пpиеме, так и систематически в пpоцессе pаботы, а также пpи ухудшении состояния здоpовья) в соответствии с Пpиказом МПС.

  1. Приказ № 94/Н от 04.03.2004 года.

Введенная на дороге с 1 марта 1982 года система информации «Человек на пути», направленная на пресечение нарушений Правил техники безопасности работающими на железнодорожных путях перегонов и станций, положительно отразилась на результатах работы по предупреждению производственного травматизма. Значительно сократилось число несчастных случаев, связанных с наездами подвижного состава.

В связи с накопленным опытом информации за истекшие годы и переизданием руководящих документов, вызвавших необходимость корректировки системы информации «Человек на пути».

  1. Положение по системе информации «Человек на пути».

Порядок обеспечения безопасности персонала при выполнении работ на железнодорожных путях по техническому обслуживанию и ремонту устройств пути, СЦБ, электрификации и электроснабжения. Регулируется правилами и инструкциями.

Безопасность находящихся в парках станций, на перегонах работников хозяйств пути, перевозок, грузовой и коммерческой работы, а также осуществляющих технический и коммерческий осмотры подвижного состава и других работников, привлекаемых к производству работ на железнодорожных путях, определена соответствующими нормативными актами.

Случаи производственного травматизма на перегонах и станциях в результате наезда подвижного состава является следствием невыполнения этих правил, а также недостаточного контроля со стороны руководителей дистанции пути, централизации и блокировки, дистанций электроснабжения, путевых машинных станций, обособленных механизированных подразделений ОЗПМ, станций и вагонных депо за действиями персонала и непринятия должных мер к нарушителям.

Наиболее распространёнными нарушениями являются:

  1. Переход пути перед приближающимся составом или локомотивом.
  2. Проход по станционным путям не по маршруту служебного прохода.
  3. Несвоевременный уход с пути при приближении поезда.
  4. Уход с пути на противоположную обочину земляного полотна.
  5. Работа без сигнальных жилетов.
  6. Ограждение места работ с нарушением требований инструкции по сигнализации и других нормативных документов.
  7. Нахождения на междупутье при пропуске поездов по соседнему пути во время работы с путевыми машинами.
  8. Не прекращение работ при проходе поезда по соседнему пути.
  9. Движение людей по пути по ходу движения поездов.
  10. Заход в межвагонное пространство при движении маневрового состава.
  11. Подлезание под вагоны с целью перехода и др.

Система информации «Человек на пути» направлена на усиление контроля за соблюдением работниками хозяйств пути, перевозок, вагонного, электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки, грузовой и коммерческой работы, пассажирского и локомотивного, правил нахождения на пути при приближении и пропуске поездов, производстве маневровой работы на станциях и предупреждение случаев производственного травматизма по причине наезда подвижного состава на работающих на пути людей.

На всех предприятиях дороги, которые выдают своим работникам сигнальные жилеты, на спинной части их должны наноситься чёрной краской трафареты из букв и цифр высотой 20 см, указывающие принадлежность владельца соответствующему предприятию (ПЧ-2, ШЧ, ДС, ВЧД, ДОП, ЭЧ и др).

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении Положения об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации "Человек на пути"


Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением ОАО "РЖД" от 29 июня 2018 года N 1372/р (РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ, N 19, 2018 год) (вступил в силу с 3 июля 2018 года).
____________________________________________________________________

В целях предупреждения травмирования работников и граждан от наезда подвижного состава, обеспечения автоматизированного учета нарушений правил безопасности при нахождении на железнодорожной инфраструктуре:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2016 г. прилагаемое Положение об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации "Человек на пути".

2. Начальникам филиалов ОАО "РЖД" довести Положение, утвержденное настоящим распоряжением, до сведения причастных работников и обеспечить контроль за его выполнением.

3. Признать утратившим силу с 1 апреля 2016 г. распоряжение ОАО "РЖД" от 6 ноября 2013 г. N 2374р "Об утверждении Положения об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации "Работник на пути" .

Старший вице-президент

В.А.Гапанович

Положение об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации "Человек на пути"

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением ОАО "РЖД"

1. Область применения

1.1. Настоящее Положение распространяется на деятельность филиалов ОАО "РЖД", занятых в перевозочном процессе, а также других организаций, выполняющих работы на железнодорожных путях ОАО "РЖД" (по согласованию).

1.2. Настоящее Положение является организационно-методическим документом, устанавливающим общие требования к организации работы по системе информации "Человек на пути".

1.3. Данные в системе информации "Человек на пути" формируются из следующих автоматизированных систем: региональной информационной сигнальной системы учёта, анализа и расследования нарушений безопасности движения по замечаниям машинистов и расшифровки скоростемерных лент (далее - АСУТ НБД), подсистемы учета замечаний машиниста (далее - АСУТ НБД ЗМ), системы информации "Работник на пути".

Внесение замечаний, их рассмотрение, получение ответов на замечания по системе информации "Человек на пути" производятся в АСУТ НБД ЗМ.

1.4. Начальники филиалов ОАО "РЖД" и региональных дирекций при заключении договоров с подрядными организациями, производственная деятельность которых связана с нахождением на пути общего пользования, должны предусматривать в договорах их ответственность за нарушение работниками правил безопасного нахождения и производства работ на железнодорожных путях в соответствии с требованиями настоящего положения и других локальных нормативных актов ОАО "РЖД".

________________

Региональные дирекции - структурные подразделения центральных дирекций - филиалов ОАО "РЖД" осуществляющие свою деятельность на полигонах железных дорог (например: дирекция по управлению терминально-складским комплексом, дирекция пассажирских обустройств и т.д.).

Структурные подразделения - структурные подразделения региональной дирекции, либо регионального центра корпоративного управления (например: дистанция пути, путевая машинная станция, эксплуатационное локомотивное депо, дирекция аварийно-восстановительных средств и т.д.).

1.5. На основе настоящего положения филиалами ОАО "РЖД" могут разрабатываться локальные нормативные акты с учетом специфики деятельности.

1.6. Настоящее положение может быть использовано в целях мотивации работников к выявлению нарушений правил безопасности нахождения на железнодорожных путях.

2. Общие положения

2.1. Порядок обеспечения безопасности работников при выполнении работ на железнодорожных путях регламентируется соответствующими правилами и инструкциями, положениями, должностными обязанностями по соблюдению мер безопасности при производстве работ, техническо-распорядительными актами станций.

2.2. Порядок обеспечения безопасности граждан при их нахождении на железнодорожных путях регламентируется правилами нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути.

2.3. Система информации "Человек на пути" направлена на предупреждение случаев травматизма по причине наезда подвижного состава на работающих и граждан, находящихся на железнодорожных путях, обеспечение контроля за соблюдением правил нахождения на железнодорожных путях, а также на уменьшение количества случаев, влияющих на ухудшение функционального состояния машиниста и снижение его работоспособности.

2.4. Главным функциональным звеном в работе системы информации "Человек на пути" являются:

локомотивные бригады Дирекции тяги, Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, Дирекции скоростного сообщения, локомотивные бригады, имеющие право работы на железнодорожном пути, находящемся на балансе ОАО "РЖД" (далее - локомотивные бригады);

машинисты (водители) и помощники машинистов (водителей) специального самоходного подвижного состава, железнодорожно-строительных машин (далее - бригады ССПС).

2.5. Работники ОАО "РЖД", не упомянутые в п.2.4, осуществляют действия по выявлению нарушений требований безопасности со стороны локомотивных бригад, бригад ССПС, других работников, либо работников подрядных организаций, осуществляющих свою деятельность непосредственно на железнодорожном пути, либо на объектах инфраструктуры железных дорог, граждан.

________________

Порядок работы определен в разделе 6 настоящего положения.

2.6. Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях представлен в приложении N 1 к настоящему положению.

2.7. В структурном подразделении ведется журнал регистрации нарушений по системе информации "Человек на пути" (далее - журнал), допущенных работниками ОАО "РЖД", в соответствии с формой, представленной в приложении N 2 к настоящему положению.

Замечания по нарушениям, допущенным гражданами, вводятся в АСУТ НБД ЗМ из Книги замечаний машинистов формы ТУ-137.

3. Действия локомотивных бригад и бригад ССПС

3.1. О каждом случае нарушений работниками требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях, а также случае экстренного торможения поезда с целью предотвращения наезда на работников, машинист (водитель) локомотива, моторвагонного подвижного состава (далее - МВПС), ССПС, немедленно, по поездной радиосвязи сообщает дежурному ближайшей железнодорожной станции (далее - дежурному по станции) или поездному диспетчеру при диспетчерской централизации (далее - ДЦ).

3.2. Если при проследовании поезда по соседнему пути продолжаются работы и люди не ушли на безопасное расстояние (кроме случаев производства работ в "технологическое окно" в графике движения поездов или при ограждении места работ сигналами остановки), прежде, чем информировать об этом дежурного по станции или поездного диспетчера, машинист локомотива, МВПС, ССПС должен сообщить о нарушении по поездной радиосвязи машинисту встречного поезда, указав точное место нахождения людей.

3.3. В информации дежурному по станции или поездному диспетчеру при ДЦ машинист локомотива, МВПС, ССПС или его помощник указывают точное время, место (станция, перегон, путь, километр, пикет, стрелочный перевод), количество работающих (по возможности) и характер нарушения, структурное подразделение, дочернее (зависимое) общество ОАО "РЖД" (далее - ДЗО), или подрядную организацию, работники которых нарушили правила нахождения на железнодорожных путях, номер поезда и локомотива с которым следует, свою фамилию.

3.4. Машинист маневрового локомотива сообщает о случаях нарушений работниками требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях по станционной (маневровой) или поездной радиосвязи:

при работе на станционных путях - дежурному по станции или маневровому диспетчеру;

при работе на деповских путях локомотивного (моторвагонного) депо - дежурному по эксплуатационному локомотивному (моторвагонному) депо, а по окончании смены производит запись в журнал регистрации нарушений;

при работе на железнодорожных путях вагонного депо, дистанции пути, путевой машинной станции и других подразделений, расположенных в границах железных дорог - дежурному по станции.

3.5. Действия поездной и маневровой локомотивной бригады, бригады ССПС при выявлении случаев несанкционированного нахождения граждан на железнодорожном пути и объектах железнодорожной инфраструктуры регламентируются в соответствии с действующими нормативными документами ОАО "РЖД".

3.6. По прибытии в структурное подразделение приписки локомотивной бригады (бригады ССПС) машинист (водитель) локомотива, моторвагонного подвижного состава, ССПС записывает замечания, выявленные по работникам в журнал, замечания выявленные по гражданам в Книгу замечаний машинистов формы ТУ-137, либо передает указанные сведения по телефону (в случае удаленности от места расположения дежурного), с отметкой "передано по телефону".

При этом указывается: дата, время, место выявления нарушения (станция, перегон, путь, километр, пикет, стрелочный перевод), своя фамилия, номер поезда, локомотива, количество работающих либо граждан (по возможности), характер нарушения, фамилия дежурного по станции или поездного диспетчера, которому была передана информация; структурное подразделение, ДЗО или подрядная организация, работники которой нарушили правила нахождения на путях.

В случае оборудования локомотива, МВПС, ССПС видеорегистратором ответственному лицу, назначенному руководителем структурного подразделения, дополнительно предоставляются видеоматериалы.

4. Применение видеорегистраторов

В каждом структурном подразделении - балансодержателе подвижного состава в зависимости от местных условий эксплуатации локомотивов, МВПС и ССПС должен быть разработан регламент по использованию видеорегистраторов.

Полученная видеозапись может использоваться в ходе расследования причин и обстоятельств случаев травмирования работников и граждан от наезда подвижного состава, при определении правомочности и правильности применения локомотивными бригадами экстренных торможений, а также для определения правильности отнесения замечаний к системе информации "Человек на пути".

Видеозапись в случае спорных ситуаций или отказа направляется руководителю структурного подразделения, чьи работники предположительно нарушили правила нахождения на железнодорожном пути.

В систему информации "Человек на пути" АСУТ НБД ЗМ выявленное замечание вносится с пометкой "имеется видеозапись".

5. Действия дежурных (диспетчеров)

5.1. Действия дежурного по станции, поездного диспетчера при ДЦ:

5.1.1. Дежурный по станции, поездной диспетчер, получив сообщение от машиниста локомотива, МВПС, ССПС или его помощника о нахождении на путях работников незамедлительно проверяет фактическую принадлежность предполагаемых нарушителей к структурному подразделению, ДЗО, или подрядной организации, исходя из записей в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (формы ДУ-46) и информации по полученным предупреждениям, внесенным в бланк формы ДУ-61 и незамедлительно передает информацию дежурному (диспетчеру) причастного структурного подразделения или ДЗО.

В случае нарушения требований безопасности при производстве работ работниками подрядных организаций сообщение немедленно передается дежурному (диспетчеру) структурного подразделения (региональной дирекции), в интересах которого выполняются подрядные работы.

5.1.2. Поездной диспетчер при получении сообщения об экстренном торможении поезда от дежурного по станции или машиниста (на участках с ДЦ) делает пометку на графике исполненного движения и передает сообщение диспетчеру соответствующей региональной дирекции по принадлежности.

5.1.3. О случаях нарушений требований безопасности работниками станций дежурный по станции, поездной диспетчер сообщает начальнику станции или его заместителю для принятия мер по устранению нарушения и его немедленного расследования.

5.1.4. После передачи информации в соответствующее структурное подразделение (региональную дирекцию) или ДЗО дежурный по станции, поездной диспетчер при ДЦ, делает запись об этом в журнале регистрации нарушений.

5.1.5. При наличии связи с местом работ дежурный по станции или поездной диспетчер при ДЦ дает указание руководителю работ о немедленном принятии мер по устранению нарушения.

5.2. Действия дежурных (диспетчеров) структурных подразделений, работники которых выявили нарушения:

Дежурный (диспетчер) структурного подразделения при получении информации о нарушении от работников (кроме работников локомотивных бригад и бригад ССПС):

передает ее дежурному (диспетчеру) структурного подразделения, работники которого предположительно допустили указанное нарушение;

производит запись в журнале, в случае передачи сведений по телефону с отметкой "Принято по телефону".

При невозможности идентифицировать наименование структурного подразделения, работники которого предположительно допустили нарушение, информация передается в соответствующую региональную дирекцию для принятия мер по устранению нарушения.

5.3. Действия дежурных (диспетчеров) структурных подразделений, работники которых предположительно допустили нарушения:

5.3.1. Дежурный (диспетчер), получив сообщение о нарушении работниками требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях:

при наличии связи с местом работ дает руководителю работ указание о немедленном принятии мер к устранению нарушений;

немедленно ставит об этом в известность лицо, в непосредственном подчинении которого находятся работники, допустившие нарушение, руководителя подразделения, специалиста по охране труда, или лицо, на которое возложены эти обязанности;

при получении сообщения о выявлении нарушения требований безопасности при производстве работ работниками подрядных организаций, в том числе ДЗО, дополнительно передает информацию дежурному (диспетчеру) структурного подразделения (региональной дирекции) в интересах которого этими организациями выполняются подрядные работы.

5.3.2. Дежурный (диспетчер) оформляет запись в журнале регистрации нарушений.

5.3.3. Дежурный (диспетчер) структурного подразделения при получении информации о нарушениях работниками порядка ограждения места производства работы (сигналистами, сигнальными знаками) и работе на железнодорожных путях без выдачи предупреждений немедленно ставит об этом в известность руководителя структурного подразделения, а также дает команду о прекращении работы при условии обеспечения безопасности движения поездов до прибытия одного из руководителей структурного подразделения.

Руководитель структурного подразделения при получении информации о нарушениях немедленно направляет на расследование случая одного из своих заместителей или лично выезжает на место производства работ. После проведения расследования принимается решение о продолжении работы.

________________

На отдаленных участках допускается предусмотреть возможность выезда начальника участка, руководителя бригады и др., порядок выезда регламентируется соответствующими филиалами ОАО "РЖД".

6. Организация работы по системе информации "Человек на пути" в структурных подразделениях

6.1. В структурном подразделении приказом назначается лицо (лица), ответственное за работу с журналом и по вводу нарушений в АСУТ НБД ЗМ, подраздел "Человек на пути".

6.2. Работник структурного подразделения выявивший нарушение, передает информацию о нем дежурному (диспетчеру) структурного подразделения в котором он работает.

________________

За исключением работников локомотивных бригад и бригад ССПС, порядок действий которых по передаче информации о нарушениях установлен в разделе 3 настоящего положения.

6.3. В течение 12-ти часов с момента занесения в журнал и Книгу замечаний машинистов формы ТУ-137 информация о выявленных нарушениях вносится в систему информации "Человек на пути" АСУТ НБД ЗМ для принятия профилактических мер:

________________

В филиалах ОАО "РЖД", где отсутствует дежурный персонал, сроки ввода информации о нарушениях в АСУТ НБД ЗМ устанавливается локальными нормативными актами исходя из местных условий работы.

со стороны структурных подразделений, работники которых допустили нарушение требований охраны труда;

со стороны дистанции пути, обслуживающей перегон на котором были установлены нарушения гражданами.

6.4. Ответы о принятых мерах из системы информации "Человек на пути" АСУТ НБД ЗМ записываются в графу 8 журнала, а также производится подтверждение ответа в АСУТ НБД ЗМ.

6.5. Контроль за правильностью ввода данных в систему информации "Человек на пути" АСУТ НБД ЗМ осуществляет заместитель руководителя структурного подразделения, на которого возложены эти обязанности.

6.6. Руководитель структурного подразделения:

ежемесячно рассматривает итоги работы по системе информации "Человек на пути", по итогам рассмотрения оформляется протокол;

если нарушителем является работник структурного подразделения, возглавляет расследование данных случаев, либо поручает это заместителю, на которого возложены обязанности по контролю за работой системы информации "Человек на пути".

6.7. Руководители структурного подразделения при проведении всех видов проверок рассматривают ведение журнала и своевременность получения ответов на замечания, принимают немедленные меры в случае несвоевременного предоставления ответов.

6.8. В локомотивном, моторвагонном депо, структурном подразделении Дирекции скоростного сообщения, структурном подразделении, эксплуатирующим ССПС, дополнительно:

6.8.1. Руководитель на планерных совещаниях с локомотивными бригадами, бригадами ССПС проводит разъяснительную работу о необходимости, целях и задачах системы информации "Человек на пути", прорабатывает перечень возможных нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях, информирует руководителей подразделений о выявленных нарушениях требований безопасности труда при выполнении работ на железнодорожных путях.

6.8.2. Заместитель начальника по эксплуатации:

осуществляет контроль за правильностью работы в системе информации "Человек на пути";

еженедельно осуществляет контроль соответствия количества замечаний машинистов о применении экстренных торможений по данным автоматизированных систем АСУТ НБД ЗМ и АСУТ НБД;

ежедневно проверяет порядок ведения журнала и своевременность получения ответов, принимает немедленные меры в случае несвоевременного представления ответов.

6.8.3. Главный инженер:

включает в план проведения технической учебы с локомотивными бригадами (бригадами ССПС) вопросы организации работы по системе информации "Человек на пути".

6.8.4. Машинист-инструктор:

при проведении технической учебы с локомотивными бригадами, бригадами ССПС изучает организацию работы по системе информации "Человек на пути";

при проведении контрольно-инструкторских и целевых проверок осуществляет контроль за работой системы информации "Человек на пути".

7. Порядок рассмотрения случаев нарушений требований безопасности, переданных по системе информации "Человек на пути"

7.1. Руководитель структурного подразделения обеспечивает передачу сведений о нарушениях работниками требований безопасности, выявленных по системе информации "Человек на пути", в причастные структурные подразделения в порядке, установленном настоящим положением.

О каждом случае экстренного торможения поезда для предотвращения наезда на работников или нарушении работающими требований безопасности при производстве работ при пропуске скоростного или высокоскоростного поезда, дополнительно в течение суток извещает руководство службы охраны труда и промышленной безопасности железной дороги и соответствующие региональные дирекции.

7.2. Руководитель структурного подразделения после получения информации о нарушениях работниками правил безопасности в течение 3-х рабочих дней расследует случай нарушения и принимает меры к нарушителям и непосредственным руководителям в порядке, установленном ОАО "РЖД" и Трудовым кодексом Российской Федерации . Результаты рассмотрения оформляются протоколом и приказом.

Работники и их непосредственный руководитель (мастер, бригадир, машинист-инструктор), не обеспечившие соблюдение требований охраны труда при работе на железнодорожных путях, должны пройти внеплановый инструктаж по охране труда. Работники, наезд на которых был предотвращен путем применения экстренного торможения, в случае нарушения норм охраны труда, и их непосредственный руководитель (мастер, бригадир, машинист-инструктор) направляются на внеочередную проверку знаний правил и инструкций по охране труда в сроки, установленные действующими нормативными документами ОАО "РЖД". Со всеми причастными работниками структурного подразделения также проводится внеплановый инструктаж по обстоятельствам нарушения требований безопасности.

Не позднее чем через 3 рабочих дня руководитель структурного подразделения вносит информацию о принятых мерах и проведенных мероприятиях по исключению повторения допущенных нарушений в систему АСУТ НБД ЗМ.

7.3. Если руководитель структурного подразделения установил, что сообщение о нарушении передано в адрес его подразделения ошибочно, он обязан в суточный срок с момента получения отклонить данное замечание в АСУТ НБД ЗМ с обоснованием причины отклонения и, по возможности, указанием структурного подразделения (организации), чьи работники предположительно допустили нарушение.

Замечания по системе информации "Человек на пути" в АСУТ НБД ЗМ, отклоненные структурным подразделением рассматривает региональная дирекция, которая в срок не более 5-ти рабочих дней обязана мотивированно подтвердить в системе АСУТ НБД ЗМ обоснованность отклонения, либо вернуть замечание в свое виновное структурное подразделение, как необоснованно отклоненное.

7.4. При возникновении спорных ситуаций, в течение 3-х рабочих дней руководство структурного подразделения, сообщившее о нарушении, информирует об этом заместителя главного инженера железной дороги по региону и соответствующие региональные дирекции, для рассмотрения вопроса об установлении виновного структурного подразделения.

7.5. Спорные ситуации еженедельно рассматриваются у заместителя главного инженера железной дороги по региону с приглашением руководителей причастных структурных подразделений. Виновное структурное подразделение определяет заместитель главного инженера железной дороги по региону.

Заместителем главного инженера железной дороги по региону назначается ответственное лицо, которое по согласованию с аппаратом главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов, в течение 10 дней вносит в АСУТ НБД ЗМ замечание по виновному структурному подразделению, назначенному на разборе у заместителя главного инженера железной дороги по региону.

7.6. Случаи экстренного торможения для предотвращения наезда на работников и нарушений работающими требований безопасности при производстве работ при пропуске скоростного или высокоскоростного поезда, рассматриваются соответствующими региональными дирекциями в течение 5-ти рабочих дней.

Результаты рассмотрения оформляются протоколом и приказом. Копии протоколов и приказов представляются в службу охраны труда и промышленной безопасности железной дороги.

7.7. Руководитель дистанции пути ежемесячно проводит анализ участков с наибольшим количеством нарушений гражданами и допущенных экстренных торможений, а также, при необходимости, проводит дополнительное обследование состояния пешеходных переходов, знаков и принимает меры по устранению выявленных нарушений.

В случае выявления повторяемости нарушений, в том числе экстренных торможений на данном участке в течение предыдущих 6-ти месяцев, руководитель обязан направить обращение в органы местного самоуправления населенных пунктов находящихся вблизи от места нарушения, о проведении информационной работы с населением.

8. Порядок рассмотрения случаев нарушений требований безопасности подрядными организациями и ДЗО

8.1. В договор с подрядной организацией, производственная деятельность которой связана с нахождением на пути общего пользования, в соответствии с приложениями NN 3 и 4 к настоящему положению включается раздел, предусматривающий ответственность за нарушение работниками указанной организации правил безопасного нахождения и производства работ на железнодорожных путях.

8.2. Замечания, выявленные при работе подрядных организаций и ДЗО, еженедельно рассматриваются у заместителя главного инженера железной дороги по региону с приглашением представителей указанной подрядной организации (ДЗО) через заказчика проведения работ. При необходимости приглашается представитель подразделения ОАО "РЖД", которое является заказчиком проведения работ.

8.3. В случае подтверждения нарушения работниками подрядной организации правил нахождения на железнодорожных путях в адрес подразделения ОАО "РЖД", являющегося заказчиком работ, направляется протокол разбора с указанием необходимости применения к подрядной организации штрафных санкций в соответствии с условиями заключенного договора. Копии материалов направляются в соответствующую региональную дирекцию.

8.4. Копии документов о проведенной профилактической работе направляются в структурное подразделение, работники которого выявили нарушения, для контроля за устранением замечаний.

8.5. Заместителем главного инженера железной дороги по региону назначается ответственное лицо, которое по согласованию с аппаратом главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов, в течение 10 дней вносит в АСУТ НБД ЗМ замечание по работе подрядной организации (ДЗО).

9. Контроль за действиями системы информации "Человек на пути"

9.1. В структурном подразделении руководитель ежемесячно рассматривает эффективность работы системы информации "Человек на пути", в том числе с использованием имеющихся в АСУТ НБД ЗМ отчетных форм.

9.2. В органе управления железной дороги и в территориальных управлениях:

9.2.1. Заместитель главного инженера железной дороги по региону, совместно с заместителем начальника дирекции инфраструктуры по региону еженедельно рассматривает эффективность работы системы информации "Человек на пути" с приглашением руководителей структурных подразделений, где были допущены случаи нарушений требований безопасности работниками при нахождении на железнодорожном пути, а также замечаний выявленных по нарушениям гражданами.

9.2.2. Главный инженер железной дороги ежемесячно рассматривает результаты работы системы информации "Человек на пути" с докладом службы охраны труда и промышленной безопасности и заслушиванием руководителей региональных дирекций, где был допущен рост случаев нарушений требований безопасности, формальное рассмотрение случаев выявленных нарушений, а также при увеличении количества замечаний, выявленных по нарушениям гражданами, при необходимости приглашаются представители ДЗО и подрядных организаций (по согласованию).

При необходимости работники службы охраны труда и промышленной безопасности железной дороги по согласованию с аппаратом главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов в течение десяти дней вносят в АСУТ НБД ЗМ замечание по виновному структурному подразделению, назначенному на разборе у главного инженера железной дороги.

9.3. Руководитель региональной дирекции ежемесячно рассматривает эффективность работы системы информации "Человек на пути" с приглашением руководителей структурных подразделений, ДЗО и подрядных организаций, где допущены случаи нарушений требований безопасности работниками при нахождении на железнодорожном пути.

В региональной дирекции инфраструктуры также заслушиваются руководители структурных подразделений с наибольшим количеством замечаний выявленным по нарушениям допущенным гражданами.

9.4. По итогам рассмотрения определяются конкретные меры, направленные на повышение эффективности работы системы информации "Человек на пути" и предупреждение наездов подвижного состава, в том числе предложения по привлечению к ответственности работников, допустивших случаи грубых нарушений требований безопасности и формального рассмотрения случаев выявления нарушений.

9.5. Региональными дирекциями, ежеквартально, до 15 числа первого месяца следующего квартала, составляются (выверяются) перечни подрядных организаций с которыми заключены договоры по выполнению работ на железнодорожных путях (железнодорожной инфраструктуре). Указанные перечни направляются в причастные структурные подразделения, региональные дирекции, владеющие подвижным составом, службу охраны труда и промышленной безопасности железной дороги, региональную дирекцию управления движением.

9.6. Контроль за работой системы информации "Человек на пути" в структурных подразделениях и региональных дирекциях осуществляется при проведении всех видов проверок по вопросам охраны труда.

Замечания, выявленные руководителями (инженерно-техническими работниками) железной дороги, региональных дирекций и их структурных подразделений при проезде в кабинах локомотивов, МВПС, ССПС через локомотивные бригады передаются дежурному по станции (поездному диспетчеру при ДЦ) и вносятся локомотивной бригадой в журнал регистрации нарушений по прибытию в депо, структурное подразделение - балансодержатель ССПС.

9.7. Главный инженер филиала ОАО "РЖД" занятого в перевозочном процессе ежеквартально рассматривает работу системы информации "Человек на пути".

10. Знаки принадлежности к структурным подразделениям

10.1. Работники, обслуживающие сооружения и устройства объектов инфраструктуры железных дорог и связанные с движением поездов, должны быть одеты в сигнальные жилеты с нанесенными трафаретами, указывающими принадлежность владельца к соответствующему структурному подразделению региональной дирекции (службе дирекции инфраструктуры). Трафарет состоит из букв и цифр черного цвета: со стороны спины высотой 15-20 см, указывающих принадлежность владельца к соответствующему структурному подразделению, а на груди, в верхней части, высотой 7-10 см, указывающих принадлежность владельца к региональной дирекции (хозяйству дирекции инфраструктуры).

Трафареты должны быть нанесены таким образом, чтобы они были хорошо различимы с движущегося подвижного состава.

10.2. В хозяйстве движения для работников всех железнодорожных станций применяется действующий трафарет "ДС".

10.3. Сигналисты также должны быть дополнительно обеспечены отличительными знаками - сигнальными нарукавниками желтого цвета.

________________

Кроме сигналистов Центральной дирекции управления движением.

10.4. Работники подрядных организаций используют в работе сигнальные жилеты желтого цвета 2 класса защиты с нанесением со стороны спины наименования организации в соответствии с требованиями, изложенными в п.10.1 настоящего положения.

Приложение N 1 к Положению. Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Приложение N 1

к Положению об организации

в ОАО "РЖД" работы по системе

информации "Человек на пути"

Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Наименование нарушения

Несвоевременный уход работающих с путей на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава на расстояние менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121-140 км/ч и менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч, в том числе при проходе поезда по смежному пути, если место работ не ограждено сигналами остановки (при применении экстренного торможения)

Расположение людей сидящих на рельсах, на концах шпал, напольных и наземных устройствах, пирамидах покилометрового запаса рельсов

Спрыгивание с подвижного состава

Передвижение внутри рельсовой колеи в попутном направлении движения поездов на перегоне (на двухпутном участке)

Нахождение в междупутье (кроме междупутья на территории станции, обеспечивающего минимально допустимые безопасные расстояния, указанные в п.1 настоящей таблицы) во время прохода поездов по смежным путям

Переход через путь перед близко идущим поездом

Подлезание под вагоны стоящего состава

Протаскивание рабочих инструментов под вагонами (кроме осмотрщиков вагонов под огражденным поездом)

Работа людей на железнодорожном пути без сигнальных жилетов или в жилете, не отвечающем своему назначению (без светоотражающих вставок и обозначения принадлежности владельца к соответствующему структурному подразделению)

Нахождение в колее соседнего пути при проходе поезда (кроме случаев, когда место работ ограждено сигналами остановки или на пути находится бригада района контактной сети, работающая с изолирующей съемной вышкой огражденной сигналистами)

Пункт исключен с 3 июля 2018 года - распоряжение ОАО "РЖД" от 29 июня 2018 года N 1372/р ..

Работа без ограждения места работ установленным порядком (отсутствие сигналистов, переносных сигналов и неполное или неправильное ограждение места работ)

Непрекращение работ на соседнем пути в "окно" при проходе поезда

Перевозка путевого инструмента и материалов на двухколесных однорельсовых или одноосных тележках без сопровождения монтерами пути в количестве, достаточном для заблаговременного, до подхода поезда, снятия с пути тележки (менее 2-х человек)

Неограждение дефектоскопной тележки или тележки для перевозки инструмента и материалов с обеих сторон специально выделенными сигналистами с красными флажками

Проезд на подножке вагона в негабаритном месте

Переход через путь перед вагонами (при роспуске вагонов на сортировочных горках или при осуществлении маневров толчками) или вход в пространство между вагонами после начала их движения

Проезд на автосцепках, буксе, стоя на платформе или сидя на ее бортах, нахождение на других выступающих частях вагона

Нахождение осмотрщика вагонов, принимающего поезд "с ходу", вне зоны "островка безопасности"

Неограждение бригад, работающих со съемной изолирующей вышкой, сигналистами в установленном порядке

Нахождение у съемной изолирующей вышки при работе на пути менее 4-х человек (включая руководителя работ и работающих наверху монтеров)

Выполнение работы на съемной изолирующей вышке во время прохода поезда по соседнему пути

Отсутствие наблюдающего в бригаде работающих или работа на пути в одно лицо (кроме случаев, когда единоличный осмотр устройств ж.д. инфраструктуры допускается нормативными документами)

Выполнение работы на светофорах (мостиках, консолях) во время движения поездов по железнодорожному пути, к которому относится светофор, и смежным железнодорожным путям на перегоне

Отсутствие на сигналистах сигнальных знаков отличия

Сход работниками с подножки или поднятие на подножку вагона до полной остановки состава

Сход членов бригады с пути в разные стороны при прохождении поезда на двухпутном участке

Погрузка и выгрузка материалов, инструмента и оборудования с платформы (автомотрисы, мотовоза) при проходе поезда по соседнему пути

Дополнительно: нарушения, допускаемые локомотивными бригадами, бригадами ССПС

Отсутствие подачи звуковых сигналов (в местах, определенных ПТЭ)

Движение локомотива (ССПС) с выключенным прожектором и огнями фонарей у буферного бруса

Перечень нарушений гражданами правил безопасности при нахождении на железнодорожном пути и несоответствия объектов железнодорожной инфраструктуры

Наименование нарушения

Нарушение правил нахождения граждан в зонах повышенной опасности и перехода через железнодорожные пути не повлекшее экстренное торможение подвижного состава.

Нарушение правил нахождения граждан в зонах повышенной опасности и перехода через железнодорожные пути повлекшее экстренное торможение подвижного состава.

Приложение N 2 к Положению. Журнал регистрации нарушений по системе информации "Человек на пути"

Приложение N 2

к Положению об организации в

ОАО "РЖД" работы по системе

информации "Человек на пути"

регистрации нарушений по системе информации "Человек на пути"

Нарушения работниками ОАО "РЖД"

Число, месяц, год и время нарушения

Место происшествия

(станция, перегон,

путь, километр, пикет,

стрелочный перевод)

Характер нарушения

Наименование

подразделения,

работниками

которого нарушены

требования

безопасности

Ф.И.О. машиниста,

N поезда, локомотива, (ССПС)

Кому и когда

передано

сообщение

Принятые меры

(должность, ФИО

виновных,

наложенное

взыскание, дата и N

приказа, сумма

премиальных

выплаченных

локомотивной

Кому и когда

передано о

принятых мерах

Приложение N 3 к Положению. Дополнение к договорам, заключаемым с подрядными организациями

Приложение N 3

к Положению об организации в

ОАО "РЖД" работы по системе

информации "Человек на пути"

Дополнение к договорам, заключаемым с подрядными организациями

5. Ответственность Сторон

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. За каждый случай нарушения работниками Исполнителя требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях ОАО "РЖД", Исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере премии, подлежащей выплате работнику Заказчика за выявление соответствующего нарушения. Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях, которые являются основанием для уплаты указанного в предыдущем абзаце штрафа, содержится в Приложении N 1 к Положению об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации "Человек на пути", утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от ____ N ____. Размер премии, подлежащей выплате работнику Заказчика за выявление указанных в предыдущих абзацах нарушений, устанавливается локальными нормативными актами Заказчика".

Приложение N 4 к Положению. Акт по установлению вины работников подрядной организации, допустивших нарушения по системе информации "Человек на пути" и возмещения потерь

Приложение N 4

к Положению об организации в

ОАО "РЖД" работы по системе

информации "Человек на пути"

Приложение N_____

к Договору N ______ от "___"_________20___г.

по установлению вины работников подрядной организации _______________________________________________, допустивших нарушения по системе информации "Человек на пути" и возмещения потерь

N замечания в АСУ ЗМ

выявления

замечания

Наименование замечания в соответствии с утвержденным перечнем

дополнительного премирования, руб.

протокола

проведенного

совместного

разбора факта

выявленного

нарушения

Реквизиты договора с

подрядной

организацией

Руководитель структурного подразделения

(подпись)

Руководитель (представитель) подрядной организации

(подпись)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Положение

о работе системы информации

«Человек на пути»

в структурных подразделениях,

службах, дирекциях, ДЗО,

территориально расположенных в границах

Красноярской железной дороги.

Утверждено

Распоряжением начальника железной дороги от 30.08.2010г. № - 47р.

Положение

о работе системы информации «Человек на пути»

в структурных подразделениях, службах, дирекциях, ДЗО, территориально расположенных в границах

Красноярской железной дороги.

1. Общие положения

Настоящее Положение определяет порядок совместных действий работников железнодорожных станций, локомотивных и вагонных депо, дистанций пути, сигнализации централизации и блокировки, электроснабжения, сторонних организаций, в том числе ДЗО ОАО «РЖД» (выполняющих подрядные работы в границах Красноярской железной дороги), направленных на обеспечение эффективности системы информации «Человек на пути».

Система информации «Человек на пути» эффективна только при активном участии в ней всех работников, участвующих в перевозочном процессе.

Система информации «Человек на пути» направлена на обеспечение безопасности и установление контроля за соблюдением правил работающими на железнодорожном пути при приближении и пропуске поездов, а также на предупреждение случаев производственного травматизма по причине наезда подвижного состава на работающих на железнодорожном пути людей.

При осуществлении контроля за обеспечением безопасности труда при производстве работ на железнодорожном пути особое внимание проверяющего должно быть обращено на исполнение работающими на железнодорожном пути основных правил, изложенных в приложении 4:

2. Действия проверяющего при выполнении проверки:

2.1. При сопровождении поезда проверяющий, из числа руководителей железной дороги находится в локомотиве и обращает внимание на исполнение требований безопасности работающими на железнодорожных путях.

2.2. О каждом нарушении через машиниста поезда сообщить по радиосвязи дежурному ближайшей станции, выяснить фамилию дежурного по станции, принявшего замечания.

2.3. После поездки проверяющий в суточный срок предоставляет материал о выявленных нарушениях правил безопасности при выполнении работ на пути в службу охраны труда и промышленной безопасности дороги, в службу и структурное подразделение дороги, чьи работники допустили нарушение или работники сторонних организаций, в том числе ДЗО ОАО «РЖД», для которых этими организациями выполняются подрядные работы.

3. Действия локомотивной бригады при выявлении нарушения:

3.1. Локомотивная бригада, следуя по станции и перегону, внимательно следит за свободностью пути.

Машинист локомотива или его помощник немедленно сообщает по радиосвязи дежурному по станции, а при следовании по перегону дежурному ближайшей станции:

О каждом случае несвоевременного ухода работающих с пути, по которому следует поезд, или с соседнего пути (кроме работающей бригады с изолирующей съемной вышкой и других работ в «окно»);

О работе персонала без сигнальных жилетов;

О нарушении ограждения места производства работ;

Об отсутствии предупреждения о работе людей на путях.

Если при проследовании поезда не прекращены работы на соседнем пути, необходимо информировать по радиосвязи машиниста встречного поезда о работающих на путях. Машинист, получив такое сообщение, принимает меры по предупреждению наезда (подает более частые оповестительные сигналы, снижает скорость или принимает меры к остановке поезда).

3.2. Машинист локомотива или его помощник в случае, если дежурный по станции не предупредил их о производстве работ на станции в соответствие записи в журнале формы ДУ-46, обязаны оформить данный факт как замечание.

3.3. Машинисты, занятые маневровой работой на станции, при обнаружении грубых нарушений Правил безопасности труда и производственной дисциплины со стороны работников станций, дистанций: пути; электроснабжения; сигнализации централизации и блокировки, пунктов технического осмотра вагонов и других структурных подразделений, сторонних организаций, в том числе ДЗО ОАО «РЖД», обязаны прекратить маневровую работу и сообщить об этом дежурному по станции или маневровому диспетчеру станции.

При ограничении видимости (неблагоприятные погодные условия, недостаточная освещенность) машинисты обязаны производить маневры с минимальной скоростью, обеспечивающей безопасность движения поездов и работающих на путях людей.

3.4. После окончания работы (смены) машинист производит запись в журнал замечаний, находящийся в депо, о вскрытых нарушениях с указанием дежурного по станции, которому передана информация. Машинисты, занятые маневровой работой на станциях оформляют запись о нарушениях в журнал по системе «Человек на пути», находящийся у дежурного по станции, лично или по радиосвязи.

4.Действия дежурного по станции,

поездного диспетчера при ДЦ.



Поделиться