Основные черты, принципы и институты буржуазного права. Буржуазное право и государство Характерные черты и системы буржуазного права

Примечательной чертой буржуазной юридической науки на ее начальном этапе была вера в способности человека открывать и формулировать законы, управляющие обществом (аналогично открытиям законов в области естественных наук).

Введение

План лекции

1. Введение.

2. Конституционное право в новое время

3. Системы буржуазного права в новое время

4. Развитие буржуазного гражданского права в новое время

5. Развитие буржуазного уголовного права в новое время

6. Судоустройство и процесс в новое время

7. Социальное право в новое время

8. Заключение.

Учебно-методическое обеспечение:

Литература и учебные пособия:

1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.Т.1-2./ Под ред.К.Й.Батыра и Е.В.Поликарповой.-М., 1996.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.Учеб. пособие. / Под ред. 3. М. Черниловского. - М., 1996.

3. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М.: Былина., 1995.- 414 с.

4. История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч./ Под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1996 - 1998.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник. В 2-х т.-М.:Острожье, 1998.

6. Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. – М., 1977.

7. Федоров К.Г- Історія держави і права зарубіжних країн: Навч. посібник. - К.: Вища школа, 1994.- 464с.

8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 1996. та іньші.

Тезисы лекции:

Во введении напомнить основные тенденции буржуазных революций, особенности социальных отношений и политические условия. Упомянуть об особенностях формирования конституционного строя в отдельных государствах и создание самих государств. Поставить цель настоящей лекции и ее важность как для понимания истории XVII – начала XX вв., так и современного периода.

2. Конституционное право

Основы буржуазного права, формировались задолго до торжества буржуазных идей и нашли отражение в многочисленных трудах юристов и философов средневековья, периода «просвещенного абсолютизма» и под влиянием революционных процессов в Европе.

Бесспорно, в его основу были заложены положения рецептированного римского права Германии, нормы городского права в Италии и положения, сформулированные в процессе возникновения т.н. «судов справедливости» в Англии.

На формулирование основополагающих принципов буржуазного права оказали труды философов XVII – XVIII вв. профессора Вико (Неаполь), Джона Локка (Англия), юриста Монтескье (Франция), Беккария (Италия). Дискредитации феодального права были посвящены сочинения гуманистов Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Чосера, Рабле и Бокаччо. В этом списке особое значение принадлежит произведениям Вольтера.



Отсюда утопическое убеждение лидеров первых буржуазных революций во всемогущество «добрых и хороших» законов, через которые можно изменить мир, общество.

þ Основная борьба политических лидеров начала Нового времени разгорелась при рещении принципиального вопроса о принятии писанных конституций . Первый шаг в данном направлении был сделан в Англии с принятием “Орудия управления” в период правления Кромвеля. Однако, средневековое убеждение, сформировавшееся под влиянием христианства о божественной воле определяющей развитие и порядок в обществе, длительное время мешало развитию конституционализма.

Вплоть до 30-х годов XIX века писаные конституции име­лись только у Соединенных Штатов, Франции и Латиноамерикан­ских республик, а также нескольких государствах Европы, включая Бельгию и Швейцарию (1830 г.). Ситуация изменилась в процессе революций 1848 г. Конституции принимаются большинством европейских стран: Данией, Нидерландами, Пьемонтом, Прусси­ей, южно-германскими государствами, Австрией, Сербией, Ру­мынией, Болгарией, а в конце столетия – первой страной на востоке - Японией.

þ Большая часть европейских конституций унаследовала институты, уже проверенные практикой государственного управ­ления в Англии и Франции:

несменяемость судей

Верхние палаты , в большинстве случаев состояли из назначенных или наследственных членов. Например, в Конституции спании 1876 г. ½ сената состояла из наследственных грандов и членов, назначенных королем. Высокий иму­щественный ценз был обязательным условием даже для наследственных пэров (не менее 60 тыс. песет ежегодного дохода).

При комплектовании верхней палаты на основе выборов (Бельгия, Нидерланды, Швеция и Дания), для выборщиков и кандидатов в депутаты устанавливался очень высокий имущественный ценз, что, как правило, превращало ее в консервативный орган. Причем, компетенция палат разграничивалась к неизменной выгоде верхней палаты.

Однопалатные парламенты были приняты только тремя го­сударствами: Сербией, Грецией, Болгарией.

Однако, в процессе буржуазных преобразований, верхние палаты, занимавшие консервативные позиции в силу специфики их формирования, стали тормозом дальнейшего развития. Буржуазия все чаще стала опираться на более эффективные и действенные институты: суд, полицию, армию, чиновничество. В ряде случаев (Франция, Бельгия, Нидерланды) падение авторитета верхних палат привело к усилению влияния нижних и расширению их полномолчий. Однако, в конце XIX - начале XX вв. появилась новая тенденция к сокращению роли парламентаризма вообще (характерно, например для Англии, Латинской Америки)

Однако, в ряде стран, наоборот, расширяются полномочия парламентов. Они плучают:

§ право на законодательную инициативу;

§ внесение поправок в правительственные законопро­екты;

§ контроля над правительством;

§ узаконивается гласность парламентских прений и отсутствие ответственности депутатов за критику правительства;

§ политическая (партийная) оппозиция признается элементом парламентской системы.

þ Постепенно под влиянием партийной системы вырабатываются такие понятия, как «правые» и «левые» (данным определением мы обязаны Англии и Фроанции. В Англии принято, чтобы министры сидели по правой стороне от спикера, а депутаты правящей партии - за спинами своих министров. В случае победы оппозиции они меняются местами. Во Франции и др. консервативные партии садят­ся, как правило, справа от председателя палаты; либералы занимают места несколько левее; самые же левые места предоставляются радикальным партиям и группам).

Как правило в буржуазном обществе Нового времени, правящие и оппозиционные партии были близки по мировоззрению, не имели принципиальных различий и составляли (с учетом ценза и др. особенностей выборов), большинство в парламентах. Однако в силу соблюдения идей демократии, в парламенты попадает небольшое число представителей угнетенных классов или народов, которые используют парламент как политическую трибуну.

В борьбе с левыми силами, если их точка зрения противоречит правительственной или большинству, в парламенты изобрели средства ограничения их деятельности. Обычно это достигается путем прекращения прений (за что голосует большинство) и палата переходит к голосованию, либо путем порицания, лишения слова спикером и даже удаления из зала заседания.

Отсутствие остроты прений и борьбы противоположных точек зрения приводит к падению интересов публики и самих парламентариев к обсуждению вопроса. Обычно, большинство депутатов являются в зал заседаний только дождавшись призыва к голосованию. Как правило его голос уже известен и засчитан заранее.

þ Следствием падения значения парламента при обсуждении законопроектов, становится усиление роли в законотворческой деятельности правительств . Составление и редактирование проектов становится его прерогативой. Большинство правительств добилось даже издавать постановления, минуя парламент. Как правило сам парламент определяет круг дел, по которому позволяет принимать постановления правительству, либо позволяет ему издавать акты «в целях обеспечения закона». Сами же законы приобретают некую общую форму.

С другой стороны, данная практика имела и положительные стороны. Исчезала необходимость детализировать и постоянно вносить поправки в закон с учетом конкретной ситуации. Данная практика становится частью законодательного процесса. Многие законы оговаривают право правительства, министерств и чиновников действовать в соответствии с конкретной ситуацией. Например, французский закон 1892 г., запретивший ночную работу для детей моложе 18 лет и применение труда женщин в определенных отраслях промышленности, позволял прави­тельству делать «изъятия постоянного характера» и пр.

В итоге, складывается практика, когда не палаты контролируют правительство, а наоборот – правительство деятельность палат.

þ Усиление влияния правительства сопровождалось увеличением числа и степени влияния чиновников . Например, в США в 1900 году было 200 тыс. служащих, подчиненных федеральному правительству, в 1930 г. - 600 тыс., в 1940 г. – 1 миллион, в 1950 г. - 2,5 млн. (Не учитывая бюрократических аппаратов штатов, городских и иных местных органов управления).

Изменяется и положение чиновника в обществе. Так как министр, как правило назначался правящей партией, чиновники правительственных учреждений, обладающие опытом и знаниями, как правило, быстро ставили его в зависимость. В обратном случае аппарат через медлительность и проволочки фактически блокировал любые его инициативы.

В большинстве буржуазных стран чиновники пользуются привилегиями в части подсудности, увольнения, особой защиты от оскорбления гражданами. Государственная служба означает высокие оклады и значительную пенсию по старости. Постепенно отменяются ограничения в праве совмещения чиновником депутатских полномочий в парламенте, или они распространяются только на низшие чины. Министры, послы, высшие чины полиции, прокуроры, судьи и даже служащие фи­нансовых ведомств получают доступ в парламент. В итоге парламент становится послушным правительству, а чиновничество превращается в противовес демократическим формам правления.

Все большее внимание в буржуазных странах уделяется кадровому составу силовых ведомств. Как правило, если при замещении офицерской должности предъявляются повышенные требования (образование, социальное положение и т.д.), то рядовые должности, наоборот, формируются из малообразованно, деклассированной части общества, что превращает их в послушную физическую силу, не задумывающуюся над сутью распоряжений и приказов. Аналогичная ситуация складывается и в вооруженных силах.

þ В избирательном праве Нового времени господствуют цензовые системы.

Даже всеобщее мужское избирательное право составляет редкое исключение. Женское избирательное право отвергалось (только в Англии женщины получили право избираться в местные органы, а перед первой мировой войной получают избирательное право в Новой Зеландии, Южной Австралии, некоторых штатах США.).

На первом месте стоит имущественный ценз.

(В Испании. Бельгии, Нидерландах и др. государствах, условием активного избирательного права был сделан налог, в Венгрии - право собственности на недвижимость (дом, не менее чем из 3 комнат); в Италии и Португалии и Бразилии - доход и т. д. Принцип имущественного ценза был заложен в куриальную избирательную систему Пруссии, Саксонии, Румынии, позже – России и др.). Ценз грамотности (Италия, Бра­зилия, США и др.) фактически был также косвенным имущественным цензом, т.к. сравнительно небольшой процент граждан имел средства для получения должного образования.

Для всех государств сохранялся высокий возрастной ценз. Обычно для избирателей (пассивное право) возрастной ценз составлял не менее 21 года, для избираемых (активное право) он поднимался и составлял не менее 25 лет (Франция, Германия, Бельгия) или 30 лет (Австрия, Нидерданды и др.). Таким образом, молодежь, которая, как правило, была наиболее радикально настроена и менее зависима от социальных проблем, оказывалась вне права управления государством.

þ В большинстве стран была принята система относительного большинства (Англия). В государствах с многопартийной системой, где существовало множество кандидатов в депутаты на 1 место (Франции, Германии, Бельгии, Италии и др.) голосования проводятся в 2 тура.

В процессе английской буржуазной революции не было создано система­тизированных сводов нового права. Изменения почти не коснулась прецедентного права. Нетронутыми остались старая судебная система и су­допроизводство. Законы, принятые в данный период, прежде всего, касались преобразования феодаль­ного права на земельную собственность в буржуазное, секуляризации церковных земель, национализации королев­ских владений и конфискации поместий сторонников короля. Реставрация монархии Стюартов привела к отмене некоторых буржуазных актов (например, в области уголовного права), но земельные законы и законы, отменившие регламентацию промышленности, торговли, остались нетро­нутыми.

Все дальнейшее развитие права пошло по пути приспособления старого феодального права к новым, буржуазным отношениям. Преемственность послереволюционного права состояла в со­хранении прецедентной системы и преемственности прецедентов. В результате судебной реформы 1873-1875 гг., нормы общего права перестали считаться особой системой, отличной от норм судов справедливости.Возникло единое прецедентное право, приме­няемое до сих пор. Закон оговаривал, что «в случае разногласия между судами общего права и судом канцлера следует предпочитать нормы права справедливости»,

Тем не менее, данная архаичная форма английского права, имеет положительные черты и достаточно упорядочена. Решения выс­ших судов обязательны для низших; решения палаты лордов (как высшей судеб­ной инстанции) и высших судов обязательны для них самих; судьям одной и той же инстанции (формально не связанным решениями своих коллег) не рекоменду­ется создавать нормы, существенно расходящиеся между собой; высшие суды не связаны решениями низших. Обращение к прецеденту не связано временем, но и юридическая теория и практика стараются не выходить за пределы XVIII века. Такая система делает право гибким в части его применения на практике.

Французская буржуаз­ная революция , в отличие от Англии, привела к коренной ломке старого феодального права.

Законодательство революции отказалось от запрещения процентов по займовым операциям, воспретило вечнонаследственную аренду, упорядочило отношения собственности и аренды, пре­кратила действие канонического права, признала светский брак и развод, отменило родительскую власть над совершеннолетними детьми, пересмотрело ряд законодательных актов в части наследования. Наиболее существенные изменения касались уголовного права. Принятый в 1791 году Уголовный кодекс исходил из принципа гуманности, оговаривал, что нет преступления, ко­торое не указано в законе; наказание должно быть соразмерно преступлению и вполне определенным. Отменены «воображаемые преступления» (ересь, волшебство и пр.), сокращено применение смертной казни и исключались членовредительные наказания.

В части реформы суда учреждается суд присяжных (1791 г.), состязательный процесс, презумпция невиновности.

В 1804 году Наполеон Бонапарт ввел в действие Граж­данский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). В своих трех час­тях- лица, вещи, обязательства - кодекс регулиро­вал имущественные отношения буржуазной Франции. Основой для формирования Кодекса стали различные источники:

§ революционное законодательство (ряд положений якобинского периода было отвергнуто или изменено) – повлияло на статьи, касающиеся личных прав (прежде всего формальное равенство граждан);

§ римское право (приспособленное к времени и условиям)- оказало влияние на саму структуру Кодекса, вещное и обязательное право;

§ французское обычное право (право кутюмов) – учитывалось при формулировании статей в части семейного и наследственного права.

Несмотря на разнообразие источников, Кодекс Напо­леона являлся образцовым сводом законов буржуазного об­щества. Для него характерен точный и ясный язык, совершенная юридическая терминоло­гия и техника. Кодекс стал основой для формировании буржуазного права иных государств. Распространению Кодекса много способствовали завоевательные войны, ко­торые вела Франция при Наполеоне.

Следом, в 1808 г. был введен в действие Уголовно-процессуальный кодекс, а в 1810 г. Уголовный кодекс. Оба кодекса также являлись классическими образцами буржуазного уголовного права, следовательно, как и Гражданский кодекс впоследствии восприняты за основу многими европейскими и латиноамериканскими государствами.

þ Итак,

§ Под влиянием французского буржуазного права оказалась законотворческая деятельность большинства государств Европы и части Латинской Америки;

§ Английская система права стала основой для США и Южно-Африканского союза.

þ Таким образом сформировалось две мировые системы буржуазного права: континентальная и англосаксонская.

F Основные различия между ними состоят в следующем:

§ континентальная система права базируется на кодексах;

§ англосаксонская ставит судебный прецедент на один уровень с законом (статутом), она, как правило, не знает кодексов, но при­дает огромное значение судебной практике (число судебных прецедентов, подлежащих применению на практике в Англии насчитывает более 500 тыс., не менее 3 тыс. законов и огромное число др.актов. В США ежегодно издается не менее 350 томов судебных решений. Фактически судьи не только разьясняют право, но и создают его).

F В части имущественных отношений:

§ конти­нентальная система права опирается на рецептированное римское право;

§ англосаксонское право оказалось менее зависимо от римского права.

F Кроме того:

§ англосаксонское право не знает деления на «публичное» и «частное» – поэтому государственные учреждения и чиновники ответственны за свои действия перед тем же судом, что и частные лица.

Однако, различия правовых систем носит формальный харак­тер. Примерно одинаковый уровень экономического, политического и культурного развития буржуазного общества предопре­деляют одну и ту же сущность права и в Англии и во Франции.

Особый путь правового развития проделала Япония. Од­новременно с преобразованиями в области государственного уст­ройства здесь были предприняты кодификационные работы, упо­рядочено (на европейский лад) судоустройство. К концу XIX века Япония имела уже новые уголовный, гражданский и процессуальный кодексы.

В основе буржуазных кодификаций в Японии лежали за­падноевропейские образцы. На первом этапе - французское пра­во; на втором - с конца XIX века и до начала первой мировой войны - германо-прусские правовые кодификации.

Буржуазное государство - это аппарат (машина) для поддержания господства одного класса над другим (государство раннего капитализма), для поддержания гражданского согласия, мира, охраны жизни, чести, здоровья личности, защиты прав человека, владеющий монополией на законное насилие (современное государство).

Экономическая основа:

Частная собственность на орудия и средства производства;

Государственная, кооперативная, акционерная и другая собственность;

Экономическое принуждение к труду, рынок свободной продажи рабочей силы, таланта, способностей («от каждого - по способностям, каждому - по труду»);

Свободная конкуренция производителей.

Социальная основа:

Буржуазия,

Рабочий класс;

Крестьянство;

Интеллигенция.

Функции буржуазного государства:

Внутренние:

Охрана частной собственности:

Законодательная;

Судебная;

Контрольно-надзорная;

Идеологическая;

Правоохранительная.

Внешние:

Внешнеполитическая;

Внешнеэкономическая;

Культурная;

Оборонительная;

Захватническая (свойственна на ранней стадии развития буржуазного государства);

Буржуазное право - это возведенная в закон воля буржуазии (на ранних этапах развития капиталистического государства), законопослушных граждан (на современной стадии), поддерживаемая и охраняемая государством.

Основная характеристика:

Закрепляет и охраняет частную собственность как главный институт буржуазного права;

Делится на частное и публичное право;

Формами (источниками) буржуазного права служат обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, международное право;

Исходит из презумпции естественности прав человека (на современной стадии развития);

Отличается как либерализмом при назначении наказания правонарушителям, так и консерватизмом, определенной жестокостью, приверженностью феодальным правовым традициям;

Защищает свободу совести как один из самых важных институтов свободы человека, гражданина, демократического государства;

Стоит на страже иных гражданских прав и свобод;

Провозглашает верховенство права (современная стадия) в качестве главного принципа правового регулирования.

Социалистическое право и государство (являются переходными элементами при построении коммунизма):

Социалистическое государство - это организация политической власти трудящихся.

Экономическая основа:

Общественная (государственная) и колхозно-кооперативная собственность на орудия и средства производства;

Отношения товарищеской взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

Социальная основа:

Рабочий класс;

Крестьянство;

Интеллигенция.

Основные функции социалистического государства:

Внутренние:

Охрана общественной и колхозно-кооперативной собственности:

Законодательная;

Исполнительно-распорядительная;

Судебная;

Контрольно-надзорная;

Идеологическая;

Правоохранительная.

Внешние:

Внешнеполитическая;

Внешнеэкономическая;

Культурная;

Оборонительная;

Поддержание мирового правопорядка (по линии ООН), оказание гуманитарной помощи другим государствам и т. п.

Социалистическое право - это система установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых мерами убеждения и принуждения правил поведения, выражающих волю всего народа в целях построения социализма и коммунизма.

Основная характеристика:

Выражает волю всего народа;

Закрепляет и охраняет общественную собственность как главный институт права;

Доминирование публичного права;

Формами (источниками) социалистического права служат нормативно-правовые акты;

Является инструментом для построения коммунистического общества.

Классификация исторических типов государства и права:

1. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.):

Исторический тип государства и права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственным государственным и правовым системам единой общественно-экономической формации.

Истории человечества известны следующиеобщественно-экономические формации:

Первобытнообщинная;

Рабовладельческая;

Феодальная;

Буржуазная;

Социалистическая (социальная).

Общественно-экономической формации свойственны:

Определенный тип производственных отношений и производительных сил;

Определенная социальная структура;

Определенный тип общественного сознания, культуры.

Существует четыре исторических типа государства и права:

Рабовладельческий (азиатский и европейский);

Феодальный (азиатский и европейский);

Буржуазный;

Социалистический (социальный).

Историческим типам государства и права свойственны:

1. С точки зрения формационного подхода:

- свой экономический базис;

Своя классовая сущность;

Свое социальное назначение;

Свой тип общественного сознания, правовой культуры;

Своя надстройка (политическая, правовая и т. д.).

Тем не менее неоспоримым является тот факт, что в формационном подходе очень много истины, поскольку его основой является исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, а экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят государство и право.

По мнению сторонников цивилизационного подхода, недостатки формационного подхода заключаются в следующем:

Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;

Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;

Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческого фактора, человеческую деятельность;

Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

Характеристика цивилизационных подходов к типологии государства.

2. Цивилизационные подходы (У. Ростоу, А. Тойнби и др.)

Исторический тип государства и права - относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.

Классификация цивилизационных подходов:

1. В зависимости от исторического и культурного развития общества:

Крестьянские (доиндустриальные);

Промышленные (индустриальные);

Научно-технические (постиндустриальные).

2. По характеру цивилизаций:

Восточные;

Западные;

Смешанные.

3. По совокупности религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков:

Египетская;

Китайская;

Православная;

Арабская др. (всего 23).

4. По правовому положению индивида в государстве:

Древневосточная;

Древнегреческая;

Средневековая;

Современная.

С точки зрения цивилизационного подхода:

Несовпадение понятий «цивилизация», «культура» с определенной общественно-экономической формацией, господствующим политическим режимом;

Культура общества имеет собственные периоды жизни, взаимодействующие, но не всегда совпадающие с периодами жизни конкретного государства.

Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д. Выделяют традиционно двух авторов этого подхода: Арнольда Джозефа Тойнби и Питирима Сорокина.

Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.

В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:

Древние (древнеегипетская, шумерская и др.);

Особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);

Современные.

По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:

Первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.);

Вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).

Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства часто противопоставляют друг другу. В действительности, они соотносятся не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие.

При своем последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;

Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;

Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

В свою очередь, сторонники цивилизационного подхода видят его преимущества в том, что он дает возможность решить следующие проблемы:

Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;

Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.);

Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

Таким образом, аргументы и контраргументы, выдвигаемые в споре между сторонниками формационного и цивилизационного подходов, лишний раз доказывают то, что преимущества того и другого подхода носят взаимодополняющий характер, ибо именно их сочетание будет способствовать более глубокому и всестороннему пониманию типологии государств.

Понятие и значение формы государства и ее структура.

Форма государства (ФГ) - это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Элементы (части) ФГ:

- форма правления (ФП), т. е. организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением;

- форма государственного устройства (ФГУ), т. е. территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом;

- политический режим (ПР) , т. е. совокупность приемов, методов, средств управления страной, осуществления государственной власти.

Таким образом: ФГ = ФП + ФГУ + ПР

Характеристика государств:

1. по форме правления:

Монархии (неограниченные и ограниченные);

Республики (парламентские, президентские, смешанные, партократические (коммунистические, фашистские)).

2. по форме государственного устройства:

Унитарные;

Федеративные;

Конфедеративные;

Имперские.

3. по политическому режиму:

Демократические;

Антидемократические(автократические - самодержавные, абсолютистские, деспотические, тиранические;тоталитарные - фашистские, коммунистические, военно-полицейские, расистско-националистические; аристократические (олигархические) - монархические, режимы «просвещенного абсолютизма» клерикально-феодальные; теократические - христианские, исламские и т. п.)

4. по национальным особенностям:

Государства-нации;

Многонациональные государства.

5. по правовой характеристике:

Правовые государства;

Преступные государства.

Республика как форма государственного правления: понятие и виды.

Республика (лат. res/publica - общественное дело ) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Виды республик:

1. Парламентские (англ. parlament - говорить ):

Руководящими исполнительными органами являются и президент и кабинет министров, ответственный перед законодательной ассамблеей;

В основу системы высших органов государства положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность;

Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты). Утратив ее, оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо распускает парламент и назначает внеочередные парламентские выборы;

Правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии или партийной коалиции;

Формальным признаком парламентской республики (Италия, ФРГ, Португалия, Греция, Ирландия, Исландия, Индия), является наличие должности премьер-министра, являющегося главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

Президент парламентской республики выбирается парламентским путем и осуществляет сугубо номинальные функции;

Правительство подвержено более жесткому контролю со стороны парламента, чем в президентских республиках.

2. Президентские:

Соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

Министры ответственны в первую очередь перед президентом, а не парламентом;

Фактическая независимость президента от высшего законодательного органа. Сам способ его избрания (непарламентский) ставит главу государства над парламентом, который лишен конституционных возможностей влиять на исход выборов;

Законодательство многих стран наделяет президента такими полномочиями, которые позволяют ему в определенной степени контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

3. Смешанные:

Смешение признаков парламентской и президентской республик;

Участие президента и парламента в формировании правительства;

Подотчетность правительства президенту и парламенту.

4. Партократические:

Симбиоз партии и государства, который ведет к тоталитаризму;

Партией используется мощь государства для своих целей;

Идеология партии - государственная идеология;

Отрицание и подавление любой оппозиции, инакомыслия;

Подчинение законотворчества партийным догмам;

Имперское строение государства;

Тотальный контроль как метод управления обществом.

Монархия как форма государственного правления: понятие и виды.

Монархия (гр. monarchia – единовластие ) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило по наследству.

Виды монархий:

1. Неограниченные:

Свойственны позднему феодализму;

Полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха;

Наследственный порядок формирования верховной власти;

Воля монарха - один из источников права («Государство - это я», - формула государства короля ФранцииЛюдовика XIV).

2. Ограниченные (конституционные):

а) дуалистическая монархия - форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту, не подчиненному монарху (Иордания, Марокко, Непал и некоторые другие страны арабского мира).

б) парламентарная монархия:

Политико-правовое отражение полной победы буржуазии над феодалами;

Существует в ряде современных стран (Великобритания, Бельгия,Дания, Швеция, Норвегия,Япония и др.);

Отсутствует какой бы то ни было дуализм;

Власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;

Участие монарха в образовании правительства чисто символично, его формирует лидер победившей на выборах партии.

в) выборная монархия - разновидность ограниченной монархии, сочетающей в себе элементы монархии и республики (Такая форма существует, например, в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый сроком на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малазийскую федерацию).

Нетипичные формы государственного правления: понятие и виды.

Термин ʼʼнетипичнаяʼʼ форма правленияʼʼ отражает процессы сокращения и исчезновения ʼʼчистыхʼʼ форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населœению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.

· Монархия с республиканскими элементами (ʼʼреспубликанская монархияʼʼ, выборная) - такая монархия имеет главный республиканский признак - систематическую выборность главы государства, однако им не должна быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента͵ а только один из нескольких монархов - правителœей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют из себя наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

· Республика с монархическими элементами (ʼʼмонархическая республикаʼʼ, суперпрезидентская) - в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителœем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

· Теократическая республика (исламская республика) - особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 ᴦ. главой государства является Рахбар - высшее духовное лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не избирается населœением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную - однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента͵ а также всœе члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и вправе наложить вето на любое решение Меджлиса.

Форма государственного устройства: понятие и виды.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Унитарное государство (лат. unios единый ) - единое, цельное государство, составные части которого разделены на административно-территориальные единицы.

Признаки унитарного государства:

Территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, губернии и т. п.);

Центральная власть (одна конституция, одно правительство и т. д.)

Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни Никитина Татьяна Исааковна

§ 4*. Становление права Нового времени в США

25 мая 1787 г. в американском городе Филадельфия открылся Учредительный конвент для выработки конституции. Бурные обсуждения продолжались почти четыре месяца. Дело шло успешно, не в последнюю очередь благодаря усилиям председателя конвента, будущего президента США Дж. Вашингтона. 17 сентября 1787 г. Конституция США была подписана большинством делегатов. Это была первая писаная конституция буржуазного государства, государства Нового времени. Она закрепила важнейшие особенности государства и права современной эпохи, в частности принципы демократии и разделения властей, ведущую роль права в регулировании общественных отношений.

В Европе первыми на путь становления буржуазных правовых отношений встали Нидерланды, Великобритания, Франция. Но, как считают ученые, буржуазная модель общественно-политического и экономического развития на ясной правовой основе была реализована наиболее последовательно в США.

Успехи страны сами американцы объясняют твердым следованием принципам свободного общества, демократии, справедливости, хозяйственной инициативы, самостоятельности, предприимчивости. Эти идеалы окрепли в период кризиса европейского абсолютизма, бурного экономического роста Старого и Нового Света, в век Просвещения и промышленной революции. С ликвидацией различных видов феодальной внеэкономической зависимости и несвободы появились широкие возможности для развития торговли, производства товаров и услуг, накопления капиталов. Для этого требовалась свобода труда, собственности, инициативы, передвижения…

Буржуазное право, находившееся на подъеме и развивавшееся под влиянием идей раннего либерализма, предоставило людям эту свободу. Оно сохранило единственную, но мощнейшую форму зависимости человека – зависимость экономическую: от материальных и финансовых потребностей, от тех, у кого есть деньги, работа и, следовательно, власть. Если средневековое право наряду с религией было призвано главным образом сдерживать произвол, усмирять подданных, подчинять их (отсюда его жестокий характер), то перед буржуазным правом вставали другие задачи. С одной стороны, нужно было в максимально возможной степени освободить граждан от всех форм личной зависимости, дать им свободу предпринимательской, производственной и коммерческой деятельности. С другой – что, может быть, важнее – гарантировать выполнение закрепленных в праве норм общественной жизни, в том числе и средствами весьма жесткого принуждения. Собственность стала главной общественной ценностью, объектом поклонения, фетишем, притягивавшим к себе жадные взоры и требовавшим усиленной защиты. Один пример. В американском фильме из истории первой половины XIX в. некий добрый христианин помогает чернокожей рабыне бежать от рабовладельца на свободный Север. Хозяин девушки наказывает его так, как было принято наказывать тех, кто покушался на чужую собственность: сжигает его дом, отнимает имущество.

Осмыслить и конституционно закрепить основы политической жизни в демократическом государстве предстояло жителям колоний одного из самых могучих европейских государств – Великобритании. Война за независимость 1775–1783 гг. сблизила различные в конфессиональном, национальном, имущественном и иных отношениях группы людей, населявших Северную Америку. Борьба за национальный суверенитет приблизила их к восприятию идей прав человека, гражданских и политических свобод. В политических настроениях победившего народа преобладали мотивы республиканизма, федерализма, конституционализма, демократии. Конечно, поначалу понимание демократии и равенства было весьма ограниченным. Например, сохранялось рабство. Вопрос о политических правах женщин не был актуален и не поднимался в общественной дискуссии. Никто даже не задумывался о политических правах чернокожих, коренных жителей Северной Америки. Но народом Соединенных Штатов в самом конце XVIII в. был сделан ясный выбор, в тех условиях очень нелегкий, в пользу демократического пути развития на основе верховенства права.

Не следует забывать, что в основе американской демократической правовой модели лежали идеи европейской либеральной политической философии, в частности, взгляды Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.

Первые руководители американского государства охотно использовали социальные, политические и правовые теории европейского Просвещения.

Америка стоит на свободе отдельной личности. На том, что абстракция – государство, теория, утопия – не вмешивается в жизнь конкретного, уникального человека… В Декларации независимости сказано не о счастье, а о «праве на поиски счастья». И каждый волен понимать эту фразу по-своему. Это и есть свобода, конкретная, реальная свобода человека жить так, как он хочет.

П. Вайль, А. Генис, литературоведы

История демократического государства в США началась с конституционного урегулирования проблем федеративного устройства, разделения полномочий между федеральным правительством и правительствами штатов. При этом центральная власть отнюдь не выглядела слабой в отношениях с местными властями. В известной степени она оказалась более эффективной, чем в тогдашних абсолютистских монархиях Европы, например во Франции и Испании.

Конституция устанавливала правила формирования законодательной, исполнительной и судебной властей путем демократических выборов. Избирался и глава государства – президент. Одним из важнейших достижений американской демократии стало то, что она избежала двух основных опасностей: полного подчинения законодательных органов власти непосредственному волеизъявлению избирателей, с одной стороны, и концентрации всей власти в одной из ее ветвей – с другой. Добиться этого удалось за счет всемерного укрепления федеральной (центральной) власти при разумном развитии местного самоуправления, что для нашей страны может служить полезным примером.

В целом не только в США, но и в других странах в Новое время право постепенно демократизировалось. По главным критериям и свойствам оно оказалось более прогрессивным, чем то, что ему предшествовало и существовало наряду с ним, оно оказалось адекватным идее правового государства. Реализовывался принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Суд все более освобождался от влияния сильных мира сего. Приобрел практическое значение принцип презумпции невиновности. В жизнь вошли юридические аксиомы, обеспечивающие справедливость взаимоотношений человека и закона: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др. Самое главное достижение юриспруденции Нового времени – реальность открытого, гласного суда. Цивилизованное судопроизводство резко снизило возможности для произвола, обеспечило защиту интересов личности даже в том случае, если человек находится в оппозиции к правящему режиму. Центральной темой истории права Нового и Новейшего времени является тема прав человека, о чем пойдет разговор в последующих разделах учебника.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие социально-экономические потребности определили основные черты буржуазного права?

2. В каком документе США закреплены правовые гарантии демократического пути развития? Как принимался этот документ?

3. Каково основное содержание Конституции США?

4. Какие идеи европейского Просвещения повлияли на становление американской демократической правовой модели?

5. Какие недостатки проявились в ранний период существования американского государства?

6. Какие демократические правовые процедуры закреплены в Конституции США?

7. Какие черты буржуазного права сделали его адекватным правовому государству?

Это интересно

В преамбуле к Конституции Франции, принятой в 1946 г. (действовала до 1962 г.), в частности, говорилось:

«На другой день после победы, одержанной свободными народами над режимами, которые пытались поработить… человеческую личность, французский народ снова провозглашает, что всякое человеческое существо без различия расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами. Он снова торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные законами Республики…

Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной.

Всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу свободы, имеет право убежища на территориях Республики…

Каждый человек может защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации и присоединяться к профсоюзу по своему выбору.

Право стачек осуществляется в рамках законов, которые его регламентируют…

Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства».

Выдающиеся мыслители и правоведы Нового времени

Беккариа Чезаре (1738–1794) – итальянский просветитель, правовед. В трактате «О преступлениях и наказаниях» выступал против смертной казни, других устрашающих наказаний, пыток, отстаивал необходимость доказательности обвинения, соразмерности преступления и наказания.

Вашингтон Джордж (1732–1799) – первый президент США, главком армии колонистов в Войне за независимость, председатель Конвента по выработке Конституции США.

Гоббс Томас (1588–1679) – английский философ. Теоретик общественного договора. Лучшей формой государственного правления считал монархию. Заключая общественный договор, народ дает монарху власть над собой в обмен на закон. Монарх стоит над личностью и государством, но не вмешивается в частные дела подданных, их экономическую, хозяйственную деятельность.

Джефферсон Томас (1743–1826) – американский политический деятель, правовед. Автор проекта Декларации независимости США, статута «О религиозной свободе». С 1801 по 1809 г. – президент США.

Локк Джон (1632–1704) – английский философ, крупнейший теоретик либерализма как политического учения. Внес вклад в разработку теории правового государства. Личность ставил выше государства, доказывая, что человек от рождения обладает неотчуждаемыми правами – на жизнь, свободу и собственность. Государство подчиняется обществу, а общество– личности. Государство должно защищать права человека, а власть необходимо разделить на законодательную и исполнительную при ведущей роли законодательной.

Монтескье Шарль Луи (1689–1755) – французский просветитель. В книге «Дух законов» описал совокупность факторов, определяющих содержание и действенность права как регулятора жизнедеятельности людей. Крупнейший теоретик разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Наполеон! Бонапарт (1769–1821) – император Франции. Создатель Французского гражданского кодекса (1804), известного также как Кодекс Наполеона. Созданный под влиянием римского права и идей Французской революции, кодекс закрепил принципы равенства граждан перед законом, свободы распоряжения собственностью, последовательного проведения норм договорной свободы и др.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью (из Декларации независимости США, 14 июля 1776 г.).

Исследуем документы

B Америке народ сам выбирает тех, кто создает законы, и тех, кто их исполняет; он же избирает суд присяжных, который наказывает нарушителей закона. Все государственные институты не только формируются, но и функционируют на демократических принципах. Так, народ прямым голосованием избирает своих представителей в органы власти и делает это, как правило, ежегодно, чтобы его избранники находились в более полной зависимости от народа. Все это подтверждает, что именно народ управляет страной. И хотя государственное правление имеет представительную форму, нет сомнения, что в повседневном управлении обществом беспрепятственно проявляются мнения, предрассудки, интересы и даже страсти народа.

В Соединенных Штатах, как во всякой стране, где существует народовластие, страной от имени народа управляет большинство. Это большинство состоит главным образом из добропорядочных граждан, которые либо по природе своей, либо в силу своих интересов искренне желают блага стране. Именно они постоянно привлекают к себе внимание существующих в стране партий, которые стремятся или вовлечь их в свои ряды, или же опереться на них (А. де Токвиль, французский историк и политолог).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Достоинства и недостатки буржуазного права.

2. Соответствовало ли покорение Дикого Запада и вытеснение индейцев принципам буржуазного демократического права?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир Ибрагимович

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги автора

Из книги автора

Раздел IV. Государство и право нового времени Эпоха Нового времени охватила относительно непродолжительный период - XVII–XIX вв. Однако в мировой истории государственных укладов и правовых институтов она стала важнейшей (с позиций современного представления об

Из книги автора

Становление американского права Основным историческим источником права США было английское общее право. Оно появилось в стране вместе с первыми английскими колониями. Возможность обращения к традициям общего права колонисты рассматривали в качестве одной из

Из книги автора

§ 60.3. Формирование нового права Французская революция заняла исключительное место среди революций Нового времени не только своим социальным размахом и кардинальным переустройством политической системы. В ходе ее было практически сломано старое право. Выработка новых

Из книги автора

44. Политическая мысль Нового времени Эпоха буржуазных революций в Европе положила конец средневековью, началось Новое время. У людей появилась возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о

Это система норм или правил поведения, выражающих прежде всего волю и интересы господствующих кругов.

Выступая в качестве важнейшего рычага или средства воздействия государства на общественные отношения и институты, право служит укреплению базиса капиталистического общества, закреплению системы использования наемного труда, освящению и утверждению капиталистического общественного и государственного строя. С помощью права господствующий класс закрепляет частнокапиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательств со стороны других классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство.

Буржуазное право ставит превыше всего и охраняет капиталистическую собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

Буржуазное право, в отличие от феодального, отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. Место ленного, церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма занимает частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и другие, направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

Основными формами или источниками буржуазного права являются законы, нормативные акты (правительственные декреты, ведомственные приказы, решения, постановления, инструкции и т. п.), издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом - в США, Парламентом - в Великобритании, Национальным собранием - во Франции, Бундестагом - в Германии и т. п.) или путем проведения референдумов и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений. Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые. Основные причины такого выделения заключаются в следующем.

Во-первых, конституционные акты выступают не только как сугубо юридические, но и как политические и идеологические документы. Конституции капиталистических государств отражают и закрепляют сложившееся в обществе соотношение социальных сил, а также характер взаимоотношений выражающих их интересы общественно-политических институтов.


Во-вторых, конституции закрепляют, создают политико-правовые гарантии и охраняют экономическую, социально-политическую и духовную власть господствующих кругов, привилегированное положение общественно-политических институтов капитала.

В-третьих, буржуазные конституции и развивающее основные конституционные положения текущее законодательство фиксируют структуру политической системы капиталистического общества, ее экономические, социально-политические и идеологические основы, наиболее важные принципы организации и деятельности политической системы.

В-четвертых, конституции капиталистических государств призваны способствовать последовательному упорядочению и развитию системы организаций буржуазии, повышению их роли и эффективности. Закрепляя систему сложившихся в обществе экономических, социально-политических и иных отношений, государственный и общественный строй, конституции буржуазных государств тем самым должны создавать определенные предпосылки не только для стабилизации внутриклассовых (между различными фракциями господствующего класса), но и в известной мере межклассовых взаимосвязей, для последующего развития опосредствуемых ими общественно-политических институтов.

Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые или санкционируемые разными органами исполнительной власти. Данное явление, наблюдающееся во всех без исключения высокоразвитых капиталистических странах, отражает процесс значительного усиления в последние десятилетия исполнительной власти и относительного ослабления, утраты своего первоначального конституционного назначения законодательной власти. Высшие органы государственной власти, обладающие исключительным правом на издание законов, нередко передают в порядке уступки часть своих законодательных полномочий правительству, благословляя тем самым его на принятие актов, фактически имеющих силу закона. Передача законодательных

полномочий центральному органу в лице правительства или другим исполнительным органам получила название делегирования, а совокупность актов, издаваемых в порядке реализации исполнительными органами новых, законодательных функций получила название делегированного законодательства.

Делегирование законодательства может осуществляться формально-юридическим или фактическим путем. В первом случае издается специальный закон о передаче определенных законодательных полномочий от парламента к правительству, а во втором - законодательные полномочия к исполнительным органам переходят без принятия каких бы то ни было уполномочивающих актов. В конституциях некоторых капиталистических государств, принятых в послевоенный период, содержатся специальные статьи, предусматривающие возможность делегирования законодательства. В качестве примера может служить конституция Испании 1978 г., прямо предусматривающая в ст. 82, что «Генеральные Кортесы могут передавать правительству полномочия принимать акты, имеющие силу закона» и что «законодательная делегация должна быть представлена специальным уполномочивающим законом, когда речь идет о выработке детализированных актов, и простым законом, когда речь идет о переработке нескольких текстов в один».

Практика делегирования законодательства умаляет роль представительных органов в области правотворчества. Она находится в явном противоречии с провозглашенными буржуазией на ранних стадиях развития капитализма демократическими принципами парламентаризма и конституционализма.

Наряду с названными формами или источниками буржуазного права важное значение имеет прецедент. Будучи известен еще рабовладельческому праву, прецедент представляет собой определенное действие или решение вопроса, которое в последующем, при аналогичных обстоятельствах рассматривается как некий эталон, образец.

Прецеденты подразделяются на административные и судебные. Последние выступают в виде судебных решений, рассматриваемых как обязательные «образцы» при вынесении решений последующими инстанциями. Наибольшее распространение судебный прецедент как источник права нашел в правовых системах Англии, Австралии, Канады, США и ряда других стран.

  • 1) Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную;
  • 2) Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого "народного представительства" (парламента);
  • 3) Ответственность правительства перед парламентом;
  • 4) Несменяемость судей;
  • 5) Существование местного самоуправления;
  • 6) Провозглашение традиционных политических свобод - слова, собраний и т.д.

Национальная правовая система; рождалась во всех странах в противовес партикуляризму феодального права. В центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, его права провозглашались как неотчуждаемые и священные.

  • 1) Роялистысторонники короля, представители "старого" феодального дворянства и английского духовенства, выступали за сохранение абсолютизма и существующей церкви.
  • 2) "Джентри"новое дворянство.
  • 3) Протестантизмодно из основных направлений в христианстве, отколовшееся от католицизма в XVI в. Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества и пр.
  • 4) Пуританепротивники абсолютизма, выступали с лозунгами "очищения" английской церкви, завершения формации и вывод церкви из-под королевской власти.
  • 5) Пресвитерианедвижение объединяло крупную буржуазию и верхушку "джентри", которые выступали за ограничение королевской власти, установление своего политического господства, реформу церкви на принципах протестантизма и утверждения в церковно-административных округах пресвитеров из числа наиболее состоятельных граждан.
  • 6) Индепепдентыоппозиционное течение, которое выражало интересы средних слоев буржуазии и обуржуазившегося дворянства, выступавших с требованиями ограничения королевской власти, признания свободы совести, свободы слова и т.д.
  • 7) Левеллерывыделились в ходе Английской революции XVlIa., объединяли представителей мелкобуржуазных слоев города и деревни, выступали с наиболее радикальными требованиями, которые выразили в "Народном манифесте" 1647г. - народный суверенитет, установление республики, всеобщее избирательное право для мужчин, возврат земель, утраченных в ходе "огораживания", реформа общего права.
  • 8) Дштерытечение, которое оформилось в ходе революции из пролетарских слоев города и деревни, выступали за уничтожение частной собственности на землю и предметы потребления.
  • 9) Английская революцияреволюцию принято делить на четыре этапа: 1) конституционный (ноябрь 1640-го - август 1642 г.); 2) первая гражданская война (1642-1646гг.); 3) борьба за углубление демократического содержания революции (1646 - 1649 гг.); 4) индепендентская республика (1649-1653гг.).
  • 10) "Бредская декларация" (1660г.) новый король Карл II гарантировал декларацией новой господствующей элите сохранение статуса-кво и отказ от преследований.
  • 11) Хабеас Корпус Акт (акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями - 1679г.)был призван ограничить возможности тайной расправы со сторонниками оппозиции, но приобрел гораздо более широкое значение. Согласно закону, любой подданный, задержанный за уголовное деяние (исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право обратиться в суд с целью выяснения истинных причин ареста.
  • 12) "Билль о правах" (1689г.) (Англия) утверждал верховенство парламента в законодательной и финансовой политике. Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов или их использование без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу короны без согласия парламента; 3) содержать постоянную армию в мирное время без санкций парламента. феодальный революция буржуазный отношение право
  • 13) "Акт об устроении" (1701г.) кроме разрешения вопроса о порядке престолонаследия, содержал еще два важнейших положения: 1) вводился так называемый принцип контрсигнатуры, по которому акты, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра; 2) устанавливался принцип несменяемости судей.
  • 14) "Конституционный прецедент" неписаные, условные правила. Наиболее важными из утвердившихся в XVIII веке были: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.
  • 15) Ответственное правительство (Англия) это английский кабинет (конца XVIII в.) министров, который становится обособленным от короля высшим органом управления, состоящим из основных должностных лиц государства - лидеров парламентского большинства и коллективно ответственных перед парламентом.
  • 16) Вигиполитическая партия в Великобритании (XVIII в.). Она выражала интересы торгово-промышленной буржуазии. В середине XIX в. на ее основе сложилась.
  • 17) Либеральная партия. Ториполитическая партия в Великобритании (XVIII в.). Она выражала интересы крупных землевладельцев и финансовой буржуазии. В середине XIX в. на ее основе сложилась Консервативная партия.
  • 18) Акт о парламенте (1911г.) акт ограничивал полномочия палаты лордов. По новому положению для финансовых биллей согласия палаты лордов не требовалось, для нефинансовых - в случае трехкратного отклонения законопроекта на протяжении двух лет - он становился законом и без одобрения палаты лордов.
  • 19) Протекторат (конец XIX в.)форма колониальной зависимости. Формально независимые государства, имели ограниченный суверенитет в силу навязанных Англией договоров и присутствия колониальных войск (Афганистан, Кувейт, Ирак).
  • 20) Реальная собственность право собственности, к которой относились земли, растения, здания, документы.
  • 21) Акт "о мыльных пузырях" (начало XVII в.)издан был английским парламентом, по которому образование акционерных компаний без специального государственного разрешения не допускалось.
  • 22) Публичные компании (1908 г.)компании, которые могли беспредельно расширять свой капитал путем эмиссии и продажи акций, но обязаны были нести публичную ответственность.
  • 23) Частные компании, которые могли объединять не более 50 человек, сами формировать весь свой капитал, не могли продавать посторонним лицам свои доли, но не были связаны публичной отчетностью.
  • 24) Тризн разновидность преступления, измена.
  • 25) Фелония тяжкое уголовное преступление.
  • 26) Мисдиминор проступок.
  • 27) Англо-саксонская система права к ее характерным признакам можно отнести традиционную архаичность форм, превалирование судебного прецедента, как источника права, отсутствие кодификации и деления права на частное и публичное преступление.
  • 28) Декларация Независимости (1776г.) провозгласила суверенитет народа, выражающийся в республиканской форме правления.
  • 31 "Статьи конфедерации"
  • 29) (1781 г.) первая в истории США конституция. В статьях конфедерации отсутствовало понятие единого гражданства, каждое государство сохраняло за собой право содержать армию и флот, начинать войну (если подвергнется нападению), принимать и назначать послов, заключать договора и соглашения. Фактически это был лишь союз государств.
  • 30) Конституционный конвент (США) собрался в Филадельфии весной 1787г., состоял из 55 делегатов из 12 штатов. Единственной его целью было пересмотреть "Статьи конфедерации". Итогом 4-месячной работы стал текст конституции, которая действует в своих положениях и поныне.
  • 31) Конгресс (США) по конституции осуществлял законодательную власть, состоял из двух палат: палаты представителей и сената. Важнейшими полномочиями конгресса было принятие законодательства, прежде всего в области финансов.
  • 32) Президент (США) глава государства; он является главнокомандующим, имеет право помилования и отсрочки исполнения приговора, с согласия сената назначает высших должностных лиц страны, имеет право отлагательного вето.
  • 33) Верховный суд (США) возглавляет общефедеральную судебную систему. Члены Верховного суда назначались президентом с одобрения сената и исполняли свои полномочия пожизненно.
  • 34) "Билль о правах" (1791г.) (США) принципиальной его основой стало признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан; говорил о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями; гарантировал народу право ношения и хранения оружия; запрещал постой солдат в домах в мирное время без согласия их владельцев; провозглашал неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества; устанавливался суд присяжных, запрещал безвозмездное изъятие частной собственности.
  • 35) Дж. Вашингтон (1732-1799) 1-й президент США (1789-1797), главнокомандующий армией колонистов в Войне за независимость в Сев. Америке 1775-1783 гг. Пред. Конвента (1787) по выработке Конституции США.
  • 36) Губернатор выборный глава исполнительной власти.
  • 37) Гражданская война между "севером" и "югом" (1861-1865 гг.)Ее результатом стали ликвидация рабства и установление политического равенства всех граждан независимо от цвета кожи.
  • 38) Французская революция выделяют три основных этапа: 1) 14 июля 1789г.- 10 августа 1792г. - установление конституционной монархии; 2) 10 августа 1792г. - 2 июня 1793г.- установление республиканского строя; 3) 2 июня 1793г.- 27 июля 1794г. - якобинская диктатура.
  • 39) Декларация прав человека и гражданина (1789г.) (Франция) сформулировала основные принципы будущего общественно-политического и правового устройства. Декларация относила к "естественным и неотъемлемым" правам человека свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.
  • 40) Первая конституция Франции (1792 г.) Франция была объявлена конституционной монархией. Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем.
  • 41) Конвент высший орган государственной власти при якобинцах. Ему принадлежало право издания и толкования законов.
  • 42) Комитет общественной безопасности одна из комиссий Конвента. Наделенный правом расследования контрреволюционной деятельности, ареста и предания суду врагов республики, этот комитет стал одним из важнейших органов в системе якобинской диктатуры.
  • 43) Революционный трибунал занимал важное место в системе новой власти. В нем вводилось ускоренное судопроизводство, приговоры считались окончательными, а единственным наказанием была смертная казнь.
  • 44) Хартия 1830 г. новая конституция во время июльской монархии во главе с королем Луи-Филиппом. Хартия несколько расширила гражданские права, снизила имущественный и возрастной цензы для избирателей.
  • 45) Новая конституция 1848 г. (Франция)была принята при Второй республики. Объявляла основами республики семью, труд, собственность и общественный порядок.
  • 46) Парижская коммуна 1871 г. вошла в историю как первая попытка создать совершенный тип государства.
  • 47) Гражданский кодекс (ГК)единый законодательный акт, содержащий в систематическом изложении нормы гражданского права, направленные на регулирование имущественных и связанных с ними личных отношений.
  • 48) Уголовный кодекс (УК)систематизированный законодательный акт, который определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них. Состоит из общей части (принципы, относящиеся ко всем видам преступлений) и особенной (предусматривающей наказание за различные составы преступлений).


Поделиться