Бошно С.В. Правоведение Понятие и сущность законности. Сущность и основные принципы законности Понятие признаки сущность и содержание законности

Законность и правопорядок

    Понятие и сущность законности

    Понятие правового порядка

    Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка

Понятие и сущность законности

Законность - понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности на практике осуществляются, то законность реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, незаьисимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности является принятие ведомственного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), про тиворечащего закону. Законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что, несмотря на некоторые местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания.

Можно выделить основные свойства законности:

    общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;

    причинно-следственная зависимость от социальнонравственных и государственных процессов;

    высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;

    объективность как следствие перечисленных выше черт.

Понятие правового порядка

Правопорядок - это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Его можно охарактеризовать как совокупность правовых отношений, складывающихся на основе законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении.

Правовой порядок является составной частью общественного порядка страны. Общество представляет собой систему экономических, социальных, политических, профессиональных, семейных, дружеских отношений, которые взаимосвязаны и, постоянно меняясь, взаимодействуют между собой. Под воздействием социальных норм в обществе складывается определенный общественный порядок. Таким образом, общественный порядок - это определенные качества системы общественных отношений, состоящие в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие. Правопорядок - составная часть, определенное качество общественного порядка.

Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.

Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Устойчивость, стабильность правопорядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности.

Складывающаяся в ходе реализации права внутренне согласованная система субъективных прав и обязанностей составляет содержание правового порядка.

Для правопорядка характерно совпадение фактического поведения людей их правам и обязанностям. Важнейшей основой правопорядка является наличие его гарантий в виде законности для реального осуществления субъективных прав граждан и обеспечение исполнения правовых обязанностей.

Законность и правопорядок - понятия однопорядковые, но не тождественные. Если законность создает условия, необходимые для эффективного воздействия права на общественные отношения, то правопорядок представляет собой реализацию права в этих условиях.

Правопорядок как функция государства представляет собой деятельность, направленную на охрану установленного законом порядка общественных отношений, т.е. как деятельность по борьбе с правонарушениями и наказанию правонарушителей. Одновременно государство должно обеспечивать оптимальные условия для действий правовых институтов, беспрепятственного осуществления всеми субъектами (гражданами, должностными лицами, учреждениями, предприятиями) их прав и обязанностей.

Функция охраны правопорядка осуществляется всеми органами государства, всем государственным аппаратом. Вместе с тем в целях наиболее успешной реализации указанной функции государство создает в государственном аппарате систему специальных органов - суд, прокуратуру, органы юстиции, нотариат и другие.

Правоохранительные органы не просто охраняют правопорядок, но и поддерживают его, активно воздействуют на совершенствование общественных отношений. Их цель - не ждать правонарушений, а создавать условия, которые исключали бы противоправные действия, стимулировали правомерное поведение.

Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка

Режим законности предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, то есть осуществление принципа равенства перед законом. Естественно, что его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких важных социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальная справедливость.

Режим законности предполагает наличие твердых гарантий выполнения содержащихся в нормах права предписаний. Мало принять тот или иной закон, нужно создать механизм, обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм, порядок обжалования неправомерных действий должностных лиц, защиты прав граждан, Такая модель поведения, описанная в норме, будет восприниматься как закрепление реальных возможностей, обеспеченных государством.

Под гарантиями законности понимают взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь. Выделяют следующие виды гарантий; правовые, политические, культурные, экономические. К числу правовых относят следующие гарантии: совершенствование законодательства, надзорно-контрольные мероприятия, меры защиты, меры ответственности. Действенность гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, в системе. Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов, должностных лиц.

Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает: анализ допущенных нарушений законности; причин и условий их совершения; разработку мер по профилактике правонарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе выполнения служебных обязанностей.

Обеспечение законности тесно связано с общей задачей укрепления российской государственности. Немаловажное значение имеют мероприятия, направленные на борьбу с преступностью. Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач. Необходимо сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ - то есть устранить почву роста преступности и нарушений законности.

Гарантии законности и правопорядка являются одной из задач проводимой правовой реформы. Так, большие надежды связываются с обновлением правовой базы организации и деятельности судов и органов юстиции. Эти правоохранительные органы должны занять достойное место в системе правоохранительных органов.

Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законности: законодательное обеспечение системы прав человека; упрочение и защита конституционного строя; реформирование системы государственного управления; координация нормотворческой деятельности Федерации и ее субъектов; реформа местного самоуправления; развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки; организация правовой экспертизы и другие

Право реальное том, что властная воля, изложенная в законе, воплощается в поведении субъектов, которые выполняют закон, используют путем вступления в договорные отношения, в поведении судей и других должностных лиц, применяющих закон и тому подобное. Закон живет только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Эта сторона права связана с действенностью закона и характеризуется понятием законности. Законность отражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Содержание законности связан как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

Законность - это комплексное политико-правовое явление, которое отражает правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. В широком социально-политическом смысле законность - это режим общественно-политической жизни.

Итак, законность - это режим (состояние) соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативно-правовым актам государства, который образуется в результате их неукоснительного выполнения всеми субъектами права.

Основные признаки (свойства) законности в правовом государстве социально демократической ориентации: 1) неуклонное соблюдение и исполнение нормативно-правовых актов всеми субъектами права; 2) верховенство закона в отношении всех других правовых актов; 3) последовательная борьба с правонарушениями и неотвратимость юридической ответственности за их совершение.

Режим законности - это такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни доминируют идеи права, гуманизма, справедливости.

Требования законности : 1) воплощение идеи верховенства права в жизни общества, государства. Законность требует, чтобы при общей регламентации общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативно-правовых актов всегда отвечал идеи права; 2) верховенство закона. Любое издание норм права, противоречащих закону, нарушение законности, как и точное выполнение требований нормативно-правового акта, противоречащего закону. Верховенство закона означает также и то, что нормативно-правовые акты должны приниматься в установленных законом порядке и форме; 3) равенство всех перед законом. Во всех должен быть равен обязанность выполнять правовые предписания, в равных условиях все должны иметь равные права и не иметь привилегий, все права должны быть одинаково защищены; 4) выполнение правовых актов всеми субъектами права; 5) обеспечение реализации прав и свобод граждан. Это требование обращено не к субъекту права, который может реализовать либо не реализовать право по своему усмотрению, а в компетентные органы государства; 6) должное, правильное и эффективное применение права государственными органами; 7) последовательная борьба с правонарушениями ; 8) недопущение произвола в деятельности должностных лиц.

Таким образом, законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Принципами законности являются: 1) единство законности. Понимание и применение законов должно быть одинаковым на всей территории страны; 2) всеобщность законности - характеризует действие законности по кругу лиц. Правовые предписания должны выполнять все. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись; 3) целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению цели государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защите прав и свобод граждан. С точки зрения цели правового регулирования в любой ситуации целесообразно придерживаться предписаний закона; 4) верховенство права над законами.

Надо различать законность как систему формальных требований и реальную законность. В практике требования законности нарушаются. Поэтому реальная законность имеет количественные показатели, отражающие Ее уровень в конкретном обществе.

Законность связана с законодательством. Поскольку законность заключается в требованиях реализации действующих законов, она служит условием их существования. Законодательство - нормативная база законности, но только тогда, когда законодательство является правовым, обеспечивает потребности общественного развития. Законодательство должно быть также технически совершенным. Но закон действует только тогда, когда он выполняется.

И наконец, законность должна быть обеспечена надежной системой гарантий.

Гарантии законности - это общие условия и специальные средства, которые обеспечивают режим законности. Общие условия законности - объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование: 1) экономические условия - состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т; 2) политические условия - крепкая государственная власть (то есть устойчивая, легитимная, которая имеет поддержку общества, способная обеспечить реализацию принятых правовых предписаний) 3) идеологические условия - уровень политической правовой и общей культуры населения, уважение к праву, закону; 4) социальные условия - жизненный уровень населения, его занятость, стоимость жизни, социальных услуг. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в неприкосновенности своих социальных прав и свобод; 5) правовые условия - действующее законодательство должно быть полным, стабильным, обеспечиваться надлежащим уровнем юридической техники, охраны.

Специальные средства обеспечения законности - это юридические и организационные средства (гарантии), предназначенные исключительно для обеспечения законности. Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности.

Среди юридических гарантий выделяют следующие: 1) средства выявления правонарушений - деятельность прокуратуры, органов расследования и других; 2) средства предупреждения правонарушений - закреплены в законе средства, которые позволяют предотвратить возможные правонарушения (например, прекращение трудового договора по инициативе собственника возможно только с согласия профсоюзного органа) 3) средства прекращения правонарушений - задержание, арест, обыск, отмена незаконных актов и тому подобное; 4) средства защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушения (алименты, виндикация) 5) юридическая ответственность - наказание лиц, виновных в совершении правонарушения; 6) процессуальные гарантии - закреплены права и свободы могут быть реализованы только при наличии соответствующего процессуального обеспечения; 7) правосудие - деятельность судов.

Юридические гарантии могут быть классифицированы еще и по таким критериям :

1) по непосредственными целями: превентивные (предупредительные) - направлены на предотвращение правонарушений; такие, что прекращают, - направленные на прекращение выявленных неправомерных действий; такие, восстанавливающие, - направленные на устранение или возмещения негативных последствий правонарушений; штрафные - направлены на наказание правонарушителей;

2) по субъектами применения гарантий: парламентские; президентские; судебные; прокурорские; муниципальные; административные; контрольные;

3) по видам юридической деятельности (по основным стадиям реализации права): правотворческие; праворазъяснительная; правоприменительные; правореализацийни;

4) по статусу в правовой системе: а) нормативно-документальные - нормы права, интерпретационные акты общего характера, правоприменительные акты, которые специально направлены на обеспечение и охрану законности; б) деятельностные - отражают деятельность определенных субъектов по применению правовых норм, реализации нормативных и правоприменительных актов, гарантирующих законность.

Организационные гарантии - это различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан (организационные, кадровые мероприятия и т.п.).

Правопорядок: понятие и принципы

Правопорядок - это режим (состояние) упорядоченности общественных отношений, который складывается (образуется) в результате реализации юридических норм в режиме законности. Это состояние общественных отношений, который является результатом фактической реализации законодательства в условиях режима законности и обеспечивающий беспрепятственное пользование юридическими правами и выполнения юридических обязанностей всеми субъектами общественных отношений. Правопорядок как состояние общественных отношений запрограммирован правом. Это фактическая урегулированность общественных отношений, реально существует. Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Особенности правопорядка: 1) правопорядок - состояние благоустройства, организованности общественной жизни; 2) это порядок, предусмотренный нормами права; 3) правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, является результатом правового регулирования; 4) правопорядок обеспечивается государством.

Предлагается различать правопорядок, реально существует в результате правового регулирования, и правопорядок, к достижению которого стремится законодатель (как цель правового регулирования). Однако правопорядок - это не возможно, а фактический состояние урегулированных правом отношений.

Принципы правопорядка: 1) определенность - правопорядок базируется на формально определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений; 2) системность - система отношений в обществе основана на единой сущности права; 3) организованность - правопорядок возникает на основании организационной деятельности государства, его органов; 4) государственная гарантированность - государство охраняет правопорядок, существует; 5) стабильность правопорядка - он возникает на основании права и обеспечивается государством; 6) единство - правопорядок единый на территории всей страны.

Государство - важный элемент и необходимое условие правопорядка. С одной стороны, конституирована правом государство, функционирует в определенных пределах, составляет важное звено правопорядка. С другой стороны, государство - властный субъект, который обеспечивает и охраняет правопорядок. Поэтому правопорядок - это единство права и власти.

Правопорядок отличается от общественного порядка. Общественный порядок складывается под влиянием не только правовых, но и иных социальных норм. Правопорядок является важной частью общественного порядка. Состояние общественного порядка обусловлен состоянием правопорядка.

Несмотря на длительное использование в юридической науке понятия «законность », за ним не закрепилось однозначного понимания. Целостный анализ понятия «законность» требует его отделения от категории «реализация права ». Если реализация права представляет собой деятельность по претворению в жизнь требований норм права , то законность выражает степень соответствия этой деятельности закону .

Понятие «законность» является комплексной категорией, раскрытие которой возможно в рамках системного подхода. В контексте системного анализа законность характеризует все проявления права в обществе , результатом которых является урегулированность общественных отношений в целом на основе социальной справедливости и верховенства прав человека . Урегулированность общественных отношений означает состояние их соответствия праву, иначе говоря, их правомерность. В ней выражается позитивное отношение общества к праву, которое проявляется: во всеобщем уважении к закону и обязательном его исполнении всеми субъектами права ; в реальных гарантиях прав и свобод человека и гражданина , их защиты от любого произвола. В этом случае законность можно определить как режим общественно-политической жизни, основанный на правовом характере ее организации и выражающийся в требовании точного, строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых актов всеми органами государства , должностными лицами и гражданами. Сущность законности состоит в добросовестном и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов, которое и обеспечивает состояние правомерности общественных отношений.

Во-первых, оно может возникать только на основе общеобязательности права, которое состоит в соответствии поведения субъектов права предписаниям правовых норм. Правомерное поведение всех участников правоотношений должно опираться на идеи законности, осознание преимущества, выгодности, полезности законосообразного поведения, при котором не будут ущемляться права и законные интересы граждан.

Во-вторых, средства и методы реализации идеи законности должны носить правовой характер. Установление режима законности как состояния: правомерности общественных отношений, т.е. их полного соответствия праву, связано с деятельностью государства , которое само должно рассматривать законность как принцип деятельности государственных органов и должностных лиц. В этом смысле беззаконие и произвол, принятие волюнтаристских решений должны быть исключены из деятельности должностных лиц.

Вышеперечисленные элементы содержания законности выступают в качестве необходимого условия нормального функционирования общества и государства. Законность как режим общественной жизни, состоящий в требовании точного и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов, воплощена в гражданском обществе . Именно здесь идея законности опирается на всеобщность права, реальную гарантированность прав и свобод личности .

Принципы, требования и функции законности

2. Принцип единства законности, означающий единообразное понимание и применение законов на всей территории государства . Особенно данное правило актуально для федеративных государств, в том числе и для России, где существуют несоответствия и противоречия законодательств субъектов федеральному праву , и прежде всего Конституции РФ .

3. Принцип всеобщности законности, предполагающий, что требования закона распространяются на всех субъектов права без какого-либо исключения. Правовые предписания должны выполнять как отдельные граждане , их объединения, так и органы государства , должностные лица. Соблюдение данного принципа чрезвычайно важно как одно из условий борьбы с произволом, коррупцией.

4. Принцип гарантированности основных прав и свобод человека , состоящий в необходимости обеспечения приоритета прав индивида и их гарантиях со стороны государства. Реализация данного принципа позволяет определить пределы вмешательства государства в частную жизнь, найти разумное сочетание индивидуальных и общественных интересов.

5. Принцип целесообразности, раскрывающий, как соотносятся цели и средства их реализации в деятельности государства. Невозможно обеспечивать осуществление даже самых благородных целей путем ущемления и отчуждения прав человека .

6. Принцип неотвратимости наказе ним, означающий, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении лица должны понести справедливое наказание .

Принципы законности выражаются в системе требований, которые предъявляются ко всем субъектам права. В зависимости от субъектов правоотношений требования могут быть двух видов: 1) требования, обращенные к органам государственной власти и должностным лицам, и 2) требования, адресованные гражданам и организациям. Следовательно, требования законности — это правовые предписания, обращенные к органам власти и гражданам, исполнение которых делает издаваемые акты и действия законными. Они вытекают из принципов законности и определяют направления их реализации. Так, например, принцип верховенства закона порождает ряд требований: 1) все законы и иные нормативные акты должны соответствовать Конституции как основному закону государства; 2) все подзаконные акты не должны противоречить законам и должны приниматься в строго установленном законом порядке и форме; 3) правоприменительные акты, как и правоприменительная деятельность органов государства, должны соответствовать законам и изданным в соответствии с ними подзаконным актам.

В то же время принцип всеобщности законности предписывает: 1) равенство всех перед законом, т.е. наличие равных прав и обязанностей у каждого, независимо от социального положения, занимаемой должности, расы, пола; 2) равную защищенность всех и каждого; 3) одинаковые гарантии от злоупотреблений со стороны должностных лиц и органов государственной власти .

Роль и значение законности выражаются в тех функциях, которые она выполняет в обществе :

  1. законность как метод государственного руководства обществом и принцип деятельности всех субъектов права обеспечивает эффективность механизма правового регулирования ;
  2. законность формирует условия для создания законодательства, отвечающего объективной природе общественных отношений, целям социального прогресса, идеям свободы, гуманизма и справедливости;
  3. законность как режим общественной жизни позволяет создать условия неукоснительной реализации прав и свобод путем установления материальных, организационных и юридических мер, гарантирующих их защиту.

Кроме того, законность требует надлежащего и эффективного применения норм права , не терпящего волокиты, бюрократизма, ущемления прав и свобод индивидов.

Гарантии законности

Правопорядок органично связан с законностью , поскольку является результатом осуществления законности и действия права , т.е. реализации требований норм права, их соблюдения и исполнения всеми и каждым в отдельности. В свою очередь, законность выступает условием установления правопорядка.

Правопорядок отражает степень фактической упорядоченности общественных отношений. Эта упорядоченность возникает на основе реализации норм права , является итогом правового регулирования взаимодействий между людьми. При этом правопорядок является одновременно и целью правового регулирования, и его результатом, который обеспечивается государством . Таким образом, правопорядок — это состояние фактической упорядоченно-- сти и организованности общественной жизни, основанных на праве и законности.

Однако в юридической науке понятие «правопорядок» иногда интерпретируется достаточно узко, лишь как следствие реализации законности. Несмотря на свой основополагающий характер, принцип законности не исчерпывает всей системы правовых средств, которыми обеспечивается правомерное поведение участников правоотношений . Правовой порядок общества в противоположность анархии, хаосу является сложной социально-правовой категорией. В нем тесно переплетены элементы правового и неправового характера, государственного и общесоциального содержания, интересы социальных групп, индивидов и общества в целом.

Правопорядок следует рассматривать как комплексное образование, имеющее системный характер. Как системное образование правопорядок состоит из множества взаимодействующих элементов, связанных между собой отношениями взаимозависимости и взаимовлияния. К ним относятся:

  1. субъекты (участники) правопорядка с их различной функциональной нагрузкой, иерархической соподчиненностью и разнообразными свойствами, качествами;
  2. совокупность актов реализации права с их разнообразными качественными характеристиками;
  3. все отношения и связи между участниками, их свойствами, корреляционные связи прав, свобод и обязанностей, ответственности;
  4. урегулированное, упорядоченное взаимодействие названных элементов, образующих единый слаженный организм.

Правопорядок как система является составной частью системы более высокого уровня — общественного порядка. Общественный порядок представляет собой состояние упорядоченности и организованности всей системы общественных отношений, основанных на реализации норм морали , обычаев , традиций, стереотипов. Реализация требований этих социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, осознанием целесообразности и необходимости их выполнения. Однако степень упорядоченности всей системы общественных отношений наряду с другими факторами (экономическими, психологическими, социальными и культурными) во многом определяется состоянием правопорядка. В иных случаях одна лишь возможность применения государственного принуждения является лучшим средством против действий хулигана, террориста.

В качестве составного элемента общественный порядок включает в себя государственную дисциплину — установленный государством порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия , организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них функции. Состояние упорядоченности общественных отношений возможно лишь тогда, когда в повседневной жизни, на работе люди сообразуют свои действия с требованиями дисциплины, т.е. с порядком поведения людей, сложившимся в обществе на основе норм права, традиций и морали, требований той или иной организации.

В связи с этим правовой порядок общества следует отличать от общественного порядка в целом. Подобное отличие возможно провести при помощи признаков, свойственных правопорядку:

  1. правопорядок есть состояние упорядоченности общественных отношений, предусмотренное нормами права;
  2. правопорядок — это результат реализации юридических норм, проведение в жизнь принципа законности;
  3. содержанием правопорядка является такая упорядоченность социальных отношений, которая выражается только в правомерном поведении их участников, совершаемом в пределах правовых отношений;
  4. пределы правового порядка обусловлены содержанием конкретного вида правовых отношений;
  5. правопорядок обеспечивается государством.

Правопорядок — комплексное образование, имеющее сложную структуру, которая включает следующие элементы.

Первый компонент - нормативно-юридическая основа правопорядка, которую составляют право и законность. Нормативно-правовые акты определяют состав участников правоотношений, методы регулирования поведения людей, процедуры их взаимодействия, требования, предъявляемые к участникам правоотношений. Акты, упорядочивающие отношения субъектов права , различны по своей характеристике. Они могут быть общего и отраслевого характера, оформленными и неоформленными, рассчитанными на постоянное длительное действие и кратковременными, разовыми. Среди них выделяют законы и нормативные акты отраслевого, процессуального характера, распорядки, регламенты, правовые обычаи и традиции, протоколы и т.п.

Второй компонент — правовая структура общества, представляет собой совокупность участников правоотношений, наделенных субъективными правами и юридическими обязанностями, закрепленными в официальных актах государства. Правовая структура состоит из субъектов права, среди которых выделяют:

  1. государство, его органы, организации, учреждения;
  2. негосударственные образования и объединения;
  3. граждан (участников правоотношений).

Все субъекты права наделены компетенцией, полномочиями, правовым статусом, функциями, которые закреплены в конституции , органических законах, уставах, договорах .

К реальному и потенциальному (например, организации, которая в ближайшее время будет зарегистрирована в качестве юридического лица) участнику правопорядка должны быть предъявлены определенные требования:

  1. ими могут быть признанные субъекты права;
  2. акт признания должен иметь официальное оформление в конституционных законах;
  3. каждый участник должен иметь четко определенное правовое состояние и программу поведения, что определяется его правовым статусом.

Правовая структура современного российского общества включает в себя следующие элементы:

  1. Россию как целое и субъекты Федерации, все законодательные, исполнительные и судебные органы Федерации и ее субъектов;
  2. Президента и ему подчиненные структуры, Правительство , органы власти , государственные организации, учреждения и предприятия;
  3. негосударственные организации, учреждения и предприятия (ассоциации, компании, товарищества, банки и пр.);
  4. общественные организации и движения, иные постоянные объединения людей;
  5. граждан России, иностранцев и лиц без гражданства .

Третий компонент - правомерное поведение, совершаемое субъектами права в пределах правоотношений, как фактический результат действия права и реализации идей и принципов законности. Правомерное поведение представляет собой юридическое содержание правопорядка.

В зависимости от характера регулируемых отношений, их масштаба и сложности правопорядок может подразделяться на различные виды:

  • по масштабности — правопорядок страны, Федерации, субъектов Федерации, других структур — региона, города, организации и др.;
  • по объему и значимости — общий, отраслевой, специальный;
  • по характеру отношений — конституционный, судебный, административный, финансовый и т.д.;
  • по сложности — сложный, упрощенный, элементарный;
  • по степени оформленности — оформленный и неоформленный (воплощение в жизнь правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов и др.).

Принципы правопорядка

Однако совершенно очевидно, что без государства обеспечить правопорядок невозможно. Поэтому среди принципов, т.е. основополагающих идей и начал, на которых основывается правопорядок, следует выделить:

  • принцип конституционности, означающий, что правопорядок подчинен конституции , обеспечивает ее реализацию и все требования конституции находят в нем конкретное выражение. В этой связи обычно говорят о конституционном государственном порядке. Конституционные установки определяют основные параметры содержания и формы взаимоотношений государства, общества и граждан , в основе которых лежит верховенство прав и свобод личности . Высшее проявление данного требования происходит тогда, когда фактическая конституция общества и основной закон страны (юридическая конституция) сливаются в установленном порядке жизни;
  • принцип государственной гарантированности стабильности и упорядоченности общественных отношений, состоящий в том, что существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;
  • принцип устойчивости, означающий стабильность общественных отношений, форм социальных связей, в рамках которых осуществляется правомерное поведение индивидов, групп. Попытки нарушить эту устойчивость пресекаются государством и его органами;
  • принцип организованности, предполагающий, что правопорядок возникает лишь при организующей роли государства. Даже несмотря на высокий уровень культуры конкретного общества, правопорядок не возникает стихийно, поскольку различия в интересах и материальном положении людей порождают различные представления о разумной организации жизни общества. Все эти представления государство согласовывает путем принятия правовых норм ;
  • принцип формальной определенности, показывающий, что правопорядок связан с правом и возникает на основе четких правовых предписаний, формально закрепленных в законах и иных нормативно-правовых актах государства. Эти предписания обязательны для всех граждан, должностных лиц, государственных органов ;
  • принцип системности, подразумевающий, что реальные правоотношения , сложившиеся в обществе, не являются единичными и разрозненными действиями субъектов права , а представляют собой систему отношений. Эта система характеризуется иерархичностью, непротиворечивостью, взаимозависимостью составляющих ее элементов. Целостность правовым отношениям придают правовые принципы, зафиксированные в конституции, сложившиеся экономические отношения, уровень правовой культуры и, конечно же, единство государственной власти на территории государства, являющейся гарантом этой целостности.

Правопорядок и демократия

Это оказывается возможным лишь в условиях демократического государства, которое и является наиболее адекватной формой реализации правопорядка. Это обусловлено тем, что главный принцип формирования и функционирования демократической системы власти состоит в недопущении узурпации власти через ее концентрацию в одних руках. Поэтому основное отличие демократических режимов от недемократических заключается в том, что при демократической организации властных структур и отношений осуществляется децентрализация власти, ее разделение на различные ветви (законодательную, исполнительную и судебную). Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет присущие ей функции, которые институционально рассредоточены, что, однако, не означает состояния безвластия или «многовластия».

Не менее значимыми являются демократические принципы осуществления власти: прямые и представительные формы участия граждан в политической жизни, взаимная обусловленность свободы и ответственности, обеспечение интересов большинства и прав меньшинства на свою позицию, верховенство закона , гласность, плюрализм, право отзыва избранных представителей и т.д.

Большое значение в демократических системах власти имеют демократические процедуры. Среди наиболее важных процедур, характеризующих демократические режимы, необходимо отметить:

  1. выборы (честные, соревновательные, свободные, регулярные);
  2. голосование (прямое, равное, тайное);
  3. референдумы , в проведении которых особенно важными являются корректная постановка вопросов и механизм реализации результатов;
  4. оппонирование и состязательность при решении политических вопросов;
  5. делегирование полномочий; 6) изучение и учет общественного мнения;
  6. общенародное обсуждение важнейших общественных вопросов.

Правопорядок в условиях демократического государства характеризуется рядом отличительных признаков:

  1. высокой степенью гарантированности прав и свобод человека ;
  2. широким спектром правовых средств, который может использовать каждый человек для защиты своих достоинства, неприкосновенности и безопасности;
  3. развитой независимой судебной системой .

В демократическом государстве власть связана правом, которое исключает произвол государства и обеспечивает права и свободы личности . Однако это не отрицает возможности использования принуждения при защите прав и свобод, в борьбе с преступностью . В демократическом обществе правоохранительные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях. При этом они всегда должны действовать только законными средствами и на основании закона. Следовательно, демократическое государство подчинено закону, но одновременно требует законопослушания от всех граждан.

Таким образом, правопорядок и демократия взаимосвязаны и взаимозависимы. С одной стороны, правопорядок является условием развития демократии, средством гарантированности прав и законных интересов. С другой стороны, лишь демократическое государство выступает той юридической формой, в рамках которой возможно реальное воплощение идеи верховенства прав человека, принципов справедливости и гуманизма, их гарантированности и защиты со стороны государства, взаимной ответственности государства и личности перед законом. При этом фактическое состояние упорядоченности общественных отношений достигается благодаря высокой правовой культуре гражданского общества , зрелости его интересов.

Категория законности рассматривается по следующей формуле: принцип законности - метод законности - режим законности. Подлинная ценность законности для общества становится очевидной только тогда, когда она приобретает свою завершенную форму в виде режима социально-правовой жизни.

Законность является идеальной формой правоотношений, так как соблюдать нормы права должны все без исключения. В действительности же имеет место немало нарушений законности - отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются.

Основным носителем законности является деятельность, поведение людей. Но через нее свойство законности, т. е. соответствия праву приобретают и иные объекты - нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отношения людей и др.

Для законности необходимы две стороны:

  • а) содержательная - это наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов;
  • б) формальная - это их выполнение, так как только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно.

Субъектами законности являются все участники общественных отношений, а именно: государство и его органы; общественные и иные организации; трудовые коллективы; должностные лица; граждане.

Объектом законности является поведение юридически обязанных лиц, их сознание, воля и поступки.

Законность является наиболее яркой характеристикой эффективности процесса построения правового государства.

Под законностью следует понимать не существующие законы. Сами законы составляют основу законности. Исторические реалии показывают, что законы издавались, а законность отсутствовала. Требование власти к населению соблюдать закон существует всегда. Конечно, в конкретных исторических условиях при различных режимах какая-то часть господствующего класса или верхушка государственного аппарата, обладая правом требовать от других соблюдения норм права, сами могли не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания. Так, в период культа личности требования законности были фактически не обязательны для определенной части партийного и государственного аппарата, вместе с тем с граждан жестко требовали обязательного соблюдения правовых предписаний. В цивилизованном государстве все равны перед законом.

Законность непосредственно зависит от социально-нравственных и государственно-правовых процессов, что позволяет поставить вопрос о ее юридической основе. Дать на него однозначный ответ сложно, так как он затрагивает самостоятельную проблему соотношения права и законодательства.

Законность имеет не только различные формы выражения, но и в определенные исторические периоды в зависимости от конкретных социальных условий различное содержание. В этой связи особый интерес представляет анализ структурных элементов, определяющих содержание законности. Традиционно в юридической литературе выделяют три стороны (элемента) содержания этого сложного социального явления: предметную, субъектную, нормативную, а в каждой из них, кроме того, идеальную и реальную составляющие.

Так, предметную сторону содержания законности образуют те объекты (явления, процессы), которые должны отвечать и реально отвечают критерию юридической правомерности. Прежде всего, это деятельность и поведение участников общественных отношений. Через них это свойство приобретают другие явления, например, разнообразные правовые акты, как нормативного, так и индивидуального характера, управленческие решения, документы и т. п.

Субъектная сторона содержания законности характеризует состав субъектов, обязанных соблюдать и действительно соблюдающих, правовые предписания, а также имеющих право и реальную возможность требовать такого соблюдения от других. Принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий. Законность едина и одинаково обязательна для всех субъектов права.

К числу дискуссионных в юридической науке относится вопрос, связанный с определением нормативной стороны содержания законности. Прежде всего этот вопрос связан с определением объема правовых норм, подлежащих неукоснительной реализации. В свете традиционного понимания законность предполагает строгое соблюдение и исполнение всех правовых норм, установленных либо санкционированных государством, включая нормы, содержащиеся в подзаконных актах органов государственного управления. Однако в научной литературе неоднократно высказывались предложения о сужении нормативной стороны законности. Суть подобных предложений сводится к тому, чтобы связать законность с необходимостью неукоснительной реализации законов и только законов. Как утверждают сторонники подобной концепции, процесс формирования правового государства требует отказаться от представлений о законодательстве как совокупности законов и нормативных правовых актов высшей исполнительной власти, поскольку неоправданно широкое понимание и трактовка понятия «законодательство» фактически нивелирует роль закона в системе нормативных правовых актов,а потому явно не способствует укреплению законности и правопорядка.

Проблема соотношения закона и подзаконных актов действительно существует. То обстоятельство, что в правовом государстве именно закон должен рассматриваться в качестве первичного базового регулятора общественных отношений, особых возражений не вызывает. Приоритет закона в процессе правового регулирования различных социальных отношений над подзаконными актами органов управления - основа основ правовой государственности. Но главная идея правового государства заключается все же не в том, чтобы разграничить, противопоставить требования законов и подзаконных нормативных правовых актов. Подзаконное нормотворчество имеет право на существование и государственную поддержку. Без подзаконных актов во многих случаях не обойтись, они просто объективно необходимы.

Поэтому реальная проблема в условиях формирования правового государства заключается в том, чтобы определенным образом упорядочить и систематизировать подзаконное нормотворчество, обеспечить соответствие принимаемых подзаконных актов положениям действующего закона. Для этого должны быть четко определены требования, предъявляемые к подзаконным актам, которые необходимо неукоснительно соблюдать в процессе правотворчества. В самом общем виде суть указанных требований заключается в том, что подзаконные акты должны: а) издаваться строго в пределах полномочий соответствующего органа, установленных законом; б) по своей форме соответствовать тем видам, которые определены в законе для данного органа или вида деятельности; в) приниматься для решения только тех вопросов, которые определены в законе. Кроме того, в случае внесения каких-либо изменений в закон положения подзаконных нормативных актов должны быть своевременно приведены в соответствие с требованиями закона.

Строгое следование указанным требованиям в процессе подзаконного нормотворчества позволит преодолеть противоречия между законом и подзаконным актом, обеспечит их взаимосвязь и взаимодействие в процессе правового регулирования общественных отношений. В последующем на этой основе должна быть обеспечена общеобязательность любой нормы права для всех участников определенного типа правоотношений независимо от формы ее выражения.

Таким образом, идеальная модель законности предполагает, что все субъекты права должны строго и неукоснительно следовать положениям всех правовых предписаний, которые регламентируют их деятельность.

Определение структурных элементов, определяющих содержание законности, позволяет выделять различные сферы ее проявления. Такую дифференциацию можно провести:

  • во-первых, применительно к реализации определенных норм, правовых институтов и отраслей права, вследствие чего становится возможным говорить о состоянии законности в сфере административных, гражданско-правовых, уголовных, трудовых и иных правоотношений;
  • во-вторых, по видам субъектов права, что позволяет оценивать состояние законности в деятельности государства в целом, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, физических лиц;
  • в-третьих, по сферам общественной жизни. Речь в данном случае может идти о состоянии законности в сфере экономики, политики и т. д.;
  • в-четвертых, исходя из условий места и времени деятельности различных социальных субъектов. Это позволяет оценивать состояние законности в конкретном регионе или в конкретный исторический период. Возможно также выделение сфер законности, основанных на группировках этих критериев.

В этой связи важное практическое значение имеет определение четких критериев, позволяющих дать оценку фактическому состоянию законности в различных сферах ее проявления. Как правило, в юридической литературе в качестве таких критериев рассматриваются определенные количественные показатели, которые могут быть сведены в три основные группы, характеризующие соответственно уровень, структуру и динамику нарушений законности. При этом уровень нарушений законности в той или иной сфере ее проявления определяется как соотношение общего числа допущенных нарушений законности к общей численности субъектов права, действующих в анализируемой сфере. Структуру нарушений законности характеризуют такие показатели, как соотношение преступлений и проступков, степень их тяжести, характеристику лиц, совершивших правонарушения, в зависимости от возраста, социального положения и т. д. Динамику нарушений законности определяют изменения уровня и структуры нарушений законности в той или иной сфере, регионе за определенные периоды времени.

Однако подобная оценка законности носит сугубо формальный, односторонний характер, поскольку в данном случае не учитывается содержание самих правовых предписаний, подлежащих неукоснительной реализации. Не трудно заметить, что методологическую основу подобной оценки составляет нормативная концепция понимания права. Идея «законности» в данном случае характеризует лишь одно из имманентных свойств любого права, его общеобязательность - категоричность, непременность строжайшего, неукоснительного соблюдения, претворения в жизнь действующих юридических норм, причем неважно каких, в том числе и самых реакционных.

Как определенная альтернатива сугубо формальному подходу к пониманию законности в юридической литературе последних лет некоторыми авторами развивается и последовательно отстаивается идея так называемой пра- возаконности, смысл которой заключается в том, чтобы связать законность с необходимостью соблюдения и исполнения не любых, а лишь правовых законов. Подобная идея, безусловно, несет в себе определенное рациональное зерно, поскольку не вызывает сомнений тот факт, что использование государством для регулирования общественных отношений «неправовых» законов находится в прямом противоречии с его правоохранительной функцией. Существование формальной законности возможно даже в условиях тоталитарных режимов, где в определенных сферах государственной жизни и деятельности за законность выдается возведенное в закон беззаконие.

Однако в этой связи возникает весьма сложный вопрос, решение которого имеет, прежде всего, огромное практическое значение. Что же следует понимать под «правовым законом», каким требованиям и критериям он должен отвечать?

Сам термин «правовой закон» является исключительно научной конструкцией, содержание которой не поддается четкой формализации. Существующие в юридической науке различные концепции правопонимания неизбежно порождают и различные подходы к определению данного понятия.

Следует отметить, что в обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика принятого закона как правового или неправового, если последний рассматривать лишь с точки зрения соответствия его нравственным критериям, невозможна. Закон, который претендует на то, чтобы называться правовым, должен отвечать не только нравственным, но целому ряду других требований, как социального, так и юридического характера. Взятые сами по себе идеи равенства и свободы, гуманизма и справедливости носят весьма абстрактный характер, допуская при оценке правовых явлений и процессов неоднозначное толкование, а потому не могут рассматриваться в качестве действенных регуляторов поведения и деятельности.

Подобная позиция отнюдь не означает, что консервативные, реакционные законопроекты и законы не могут подвергаться критике. Она лишь подчеркивает, что никакое пожелание, убеждение или мнение не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надлежащим образом. Официальное решение вопроса о справедливости и легитимности законов и иных нормативных правовых актов может быть принято только компетентными органами государства (прежде всего, судебными органами) в законном порядке.

Попытки же искусственного противопоставления позитивного закона и правового закона, законности и правозаконности на практике ведут лишь к дестабилизации общественной обстановки. Во-первых, они ослабляют регулятивную роль закона, поскольку фактически устанавливают традицию «двойного» стандарта на уровне реализации юридических предписаний; во-вторых, создают определенные препятствия государству и его институтам в выполнении правоохранительной функции; в-третьих, формируют нигилистическое отношение к закону и праву.

Важно подчеркнуть, что признание различий между законом как установлением государства и правом как совокупностью идей равенства, свободы, гуманизма и справедливости, связывающих государство, не дает основания субъектам права, в том числе и правоприменительным органам, обходить законом со ссылкой на право. Несоблюдение позитивного закона не может быть признано правомерным поступком субъекта, даже в том случае, когда закон противоречит праву.

Интересы укрепления законности и правопорядка требуют не противопоставления понятий «законность» и «правозаконность», а, напротив, их сближения. Своеобразной же точкой сближения указанных понятий может и должна стать Конституция РФ, которая устанавливает четкие ориентиры и для правотворческих органов, и для субъектов реализации права. Так, в гл. 2 Основного закона РФ почти дословно воспроизводятся положения Всеобщей декларации прав человека, охватывающей, по сути, весь комплекс относимых к числу естественных прав и свобод и человека. В результате в области прав человека попытки проверки «правового» либо «неправового» характера принимаемых на базе Конституции РФ законов и подзаконных актов неизбежно сводятся к опирающейся ныне не на субъективный, а на объективный критерий - конституционные нормативные предписания - задаче проверки соблюдения принципа верховенства Конституции РФ и федеральных законов.

В научный оборот уже прочно вошло понятие «конституционная законность». Сама идея конституционной законности предполагает: 1) правовой характер самой Конституции; 2) верховенство Конституции в правовой системе страны; 3) прямое действие Конституции на всей территории РФ. Многие авторы говорят о том, что понятие «конституционная законность» в наибольшей степени соответствует юридическому правопониманию, закрепленному в Конституции РФ. С этим нельзя не согласиться, однако это не означает, что необходимо срочно менять терминологию. Законности разного уровня не должно быть в принципе, и все термины (законность, правозаконность, конституционная законность) должны выражать лишь одно содержание.

Представляется, что реальная, а не надуманная проблема заключается в том, чтобы научиться создавать актуальные, перспективные и справедливые законы и последовательно, настойчиво претворять эти законы в жизнь.

Обобщая изложенное, следует сделать вывод о том, что законность может рассматриваться как принцип, метод, режим соответствия правореализационной деятельности всех субъектов права положениям Конституции РФ, не противоречащих ей законов, подзаконных актов и иных источников права.

Законность - понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов.

Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность - это совокупность многообразных, но од-ноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности на практике осуществляются, то законность -реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельнос-

7 Правоведение 1Уо

Тема 15. Законность и правопорядок

тью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, не-заьисимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности является принятие ведомственного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), про тиворечащего закону. Законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.

Понятие правового порядка

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что, несмотря на некоторые местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания.

Можно выделить основные свойства законности:

Общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;

Причинно-следственная зависимость от социально-нравственных и государственных процессов;

Высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;

Объективность как следствие перечисленных выше черт.



Поделиться