Международные информационно правовые нормы. Информационно-правовые нормы. Общая характеристика. Информационно-правовые нормы международных актов

1. Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов, действующих в информационной сфере, особенностей их поведения, информационно-правовые нормы могут разделяться на императивные и диспозитивные.

Совокупность норм информационного права формируется на основе конституционных информационно-правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с реализацией информационных прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность.

2. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными .

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Они определяют содержание государственной политики в информационной сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.

Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации 1язанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции .

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.

Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция , которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» устанавливаются права и обязанности читателя и библиотекаря по предоставлению информационных услуг, по пользованию такими услугами.

Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.

В конкретной статье нормативного правового акта могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.

4. Информационно-правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений . Здесь действуют две группы норм - диспозитивные и императивные.

Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в информационной сфере. Это - достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации. Диспозитивные информационно-правовые нормы имеют свою специфику, определяемую особенностями и юридическими свойствами информации и информационных объектов, что отличает их от других норм диспозитивного характера.

Примеры диспозитивных норм.

Гражданский кодекс РФ. «Статья 128. Виды объектов гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

«Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности 1. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. 3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных Законом способов.

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти».

«Статья 6. Право собственности на информационные продукты и средства международного информационного обмена 1. Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства международного информационного обмена относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества.

Отношения, связанные с правом собственности на российские информационные продукты и средства международного информационного обмена, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию. 3. Информационные продукты являются товаром, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации и законодательству Российской Федерации».

Императивные информационно-правовые нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий информационных прав граждан на информацию и исполнения этими органами своей компетенции в этой части. Устанавливают функции и компетенцию органов государственной власти в области информационной безопасности, по формированию государственных (муниципальных) информационных ресурсов, по созданию государственных информационно-телекоммуникационных систем и других подобных информационных систем органов местного самоуправления. Обеспечивают регулирование отношений по поводу ответственности за правонарушения в информационной сфере. В эту группу входят также нормы, обеспечивающие защиту прав субъектов персональных данных, установление государственной политики в информационной сфере, защиту прав потребителей информации в информационной сфере и другие аналогичные нормы.

Приведем примеры императивных информационно-правовых норм.

Нормы-определения (дефиниции), даваемые как в пределах тематических статей, так и путем нормативного закрепления понятий.

«Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов...».

Нормы-принципы, которые закрепляют нормативно-ориентирующее значение основных начал организации и деятельности субъектов права (законность, независимость, коллегиальность, гласность и т.п.).

Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» «Статья 5. Принципы осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;

непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

открытость сведений государственного земельного кадастра;

сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах».

Нормы-цели, закрепляющие цели и задачи в качестве обязательной нормативной ориентации видов деятельности .

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» «Стать я 20. Цели защиты

Целями защиты являются: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; ...».

Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» «Статья I. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Цели настоящего Федерального закона - создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене и рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене». Нормы-запреты, признающие общественно вредными и недопустимыми с правовой точки зрения определенных действий.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» «Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок.их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан».

Компетенционные нормы, очерчивающие легальные пределы деятельности субъектов права .

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» «Статья 13. Гарантии предоставления информации

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес». Нормы-санкции, являющиеся либо частью состава правонарушений, либо самостоятельной нормой.

Уголовный кодекс РФ «Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации 1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет...».

Императивные нормы, содержащие однозначные предписания и закрепляющие обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и граждан .

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

«Статья 7. Государственные информационные ресурсы 2. Формирование государственных информационных ресурсов... осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией».

Примером одновременного применения методов императивного и диспозитивного регулирования может служить следующая норма.

Закон РФ «О государственной тайне» «Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием. Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти. Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством».

5. Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):

· нормы федерального уровня и действия;

· нормы субъектов Российской Федерации;

· нормы органов местного самоуправления.

6. По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на нормы:

· общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. Это, в первую очередь, статутные нормы, устанавливающие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по исполнению ими конституционных обязанностей по пред оставлению информации потребителям;

· межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;

· отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;

· на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

Понятие, содержание, структура информационного правоотношения

Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. Для них характерна первичность информационно-правовых норм, поскольку информационное правоотношение - результат регулирующего воздействия соответствующей информационно-правовой нормы изданное общественное отношение. Именно поэтому такое общественное отношение приобретает юридическую форму, т.е. становится правовым. При этом информационно-правовая норма регламентирует поведение сторон общественного отношения. Она же обеспечивает корреспонденцию взаимных обязанностей и прав субъектов - участников данного отношения, а также их юридическую ответственность за поведение, не соответствующее установлениям правовой нормы.

Другими словами, правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного крута объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле - индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

В дальнейшем под информационным правоотношением будем понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.

К основным элементам информационного правоотношения относятся:

а) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;

б) поведение (действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купля-продажа информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия);

в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения (далее - объекты правоотношений). Примеры объектов информационных правоотношений (информационных объектов) - документированная информация, информационные продукты и услуги; исключительные права; элементы информационной безопасности (информационные права и свободы личности, состояние защищенности личности, защищенность информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и т.п.); информационные технологии и средства их обеспечения (в том числе программы для ЭВМ), другие объекты в информационной сфере;

г) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.

Исследование содержания информационного правоотношения удобно проводить на модели информационной сферы.

Основываясь на модели информационной сферы, можно выделить основные группы субъектов информационных правоотношений :

· производители, или создатели, информации, в том числе авторы,

· обладатели информации (информационных объектов),

· потребители информации.

С помощью этой модели легко исследовать поведение субъектов правоотношений в зависимости от видов и способов производства и преобразования и организации информации и информационных объектов и провести классификацию информационных правоотношений.


Похожая информация.


Одной из важнейших проблем и потребностей современного общества является защита прав человека в условиях вовлечения его в процессы информационного взаимодействия в том числе, право на защиту личной (персональной) информации в процессах автоматизированной обработки информации.

Институт защиты персональных данных сегодня уже не является той категорией, которую можно регулировать только национальным правом. Важнейшей особенностью современных автоматизированных информационных систем является «наднациональность» многих из них, «выход» их за пределы границ государств, развитие общедоступных мировых информационных сетей, таких, как Интернет, формирование единого информационного пространства в рамках таких международных структур.

Сегодня в Российской Федерации существует проблема не только введения в правовое поле института защиты персональных данных в рамках автоматизированных информационных процессов, но и соотнесения ее с существующими международно-правовыми стандартами в этой области.

Можно выделить три основные тенденции международно-правового регулирования института защиты персональных данных, относимого к процессам автоматизированной обработки информации.

1) Декларирование права на защиту персональных данных, как неотъемлемой части фундаментальных прав человека, в актах общегуманитарного характера, принимаемых в рамках международных организаций.

2) Закрепление и регулирование права за защиту персональной информации в актах регулятивного характера Европейского Союза, Совета Европы, отчасти Содружества Независимых Государств и некоторых региональных международных организаций. Этот класс норм – наиболее универсальный и непосредственно касается прав на защиту персональных данных в процессах автоматизированной обработки информации.

3) Включение норм об охране конфиденциальной информации (в том числе, и персональной) в международные договоры.

Первый способ – исторически появился раньше остальных. В современном мире информационные права и свободы являются неотъемлемой частью фундаментальных прав человека.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на … тайну его корреспонденции» и далее: «Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в этой части повторяет декларацию. Европейская Конвенция 1950 г. детализирует это право: «Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ».

Указанные международные документы закрепляют информационные права человека.

В настоящее время на международном уровне сформировалась устойчивая система взглядов на информационные права человека. В обобщенном плане это - право на получение информации, право на частную жизнь с точки зрения охраны информации о ней, право на защиту информации как с точки зрения безопасности государства, так и с точки зрения безопасности бизнеса, включая финансовую деятельность.

Второй способ - более детального регулирования права на защиту персональной информации связан со все возрастающей в последние годы интенсивностью обработки персональной информации с помощью автоматизированных компьютерных информационных систем. В последние десятилетия в рамках ряда международных организаций был принят ряд международных документов, развивающих основные информационные права в связи с интенсификацией трансграничного обмена информацией и использованием современных информационных технологий. Среди таких документов можно назвать следующие:

Совет Европы в 1980 г. разработал Европейскую конвенцию о защите физических лиц в вопросах, касающихся автоматической обработки личных данных, вступившую в силу в 1985 г. В Конвенции определяется порядок сбора и обработки данных о личности, принципы хранения и доступа к этим данным, способы физической защиты данных. Конвенция гарантирует соблюдение прав человека при сборе и обработке персональных данных, принципы хранения и доступа к этим данным, способы физической защиты данных, а также запрещает обработку данных о расе, политических взглядах, здоровье, религии без соответствующих юридических оснований. Россия присоединилась к Европейской Конвенции в ноябре 2001 года.

В Европейском Союзе вопросы защиты персональных данных регулируются целым комплексом документов. В 1979 г. была принята Резолюция Европарламента «О защите прав личности в связи с прогрессом информатизации». Резолюция предложила Совету и Комиссии Европейских сообществ разработать и принять правовые акты по защите данных о личности в связи с техническим прогрессом в области информатики. В 1980 году приняты Рекомендации Организации по сотрудничеству стран-членов Европейского Союза «О руководящих направлениях по защите частной жизни при межгосударственном обмене данными персонального характера». В настоящее время вопросы защиты персональных данных детально регламентируются директивами Европарламента и Совета Европейского Союза. Это Директивы № 95/46/EC и № 2002/58/EC Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 24 октября 1995 года «О защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных», Директива № 97/66/EC Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 15 декабря 1997 года, касающаяся использования персональных данных и защиты неприкосновенности частной жизни в сфере телекоммуникаций и другие документы.

Акты Европейского Союза характеризуются детальной проработкой принципов и критериев автоматизированной обработки данных, прав и обязанностей субъектов и держателей персональных данных, вопросов их трансграничной передачи, а также ответственности и санкций за нанесение ущерба. В соответствии с Директивой № 95/46/EC в Европейском Союзе создана Рабочая группа по защите индивидуумов в отношении обработки их персональных данных. Она имеет статус консультативного органа и действует в качестве независимой структуры. Рабочая группа состоит из представителя органа, созданного каждым государством-участником для целей надзора за соблюдением на своей территории положений Директивы, представителя органа или органов, учрежденных для институтов и структур Сообщества, и представителя Еврокомиссии.

В рамках Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) действуют «Основные положения о защите неприкосновенности частной жизни и международных обменов персональными данными» , которая была принята 23 сентября 1980 года. В преамбуле этой Директивы говорится: «… Страны - члены ОЭСР сочли необходимым разработать Основные положения, которые могли бы помочь унифицировать национальные законы о неприкосновенности частной жизни и, обеспечивая соблюдение соответствующих прав человека, вместе с тем не допустили бы блокирования международных обменов данными…». Настоящие положения применяются как в государственном, так и в частном секторе к персональным данным, которые либо в связи с процедурой их обработки, либо в связи с их характером или контекстом их использования несут в себе угрозу нарушения неприкосновенности частной жизни и индивидуальных свобод. В ней определена необходимость обеспечения персональных данных должными механизмами защиты от рисков, связанных с их потерей, уничтожением, изменением или разглашением, несанкционированным доступом. Россия, к сожалению, в этой организации не участвует.

Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ 16 октября 1999г. принят Модельный Закон «О персональных данных».

По закону «Персональные данные» - информация (зафиксированная на материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним. К персональным данным относятся биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном, социальном положении, образовании, профессии, служебном и финансовом положении, состоянии здоровья и прочие. В законе также перечислены принципы правового регулирования персональных данных, формы государственного регулирования операций с персональными данными, права и обязанности субъектов и держателей персональных данных.

Представляется, что рассмотренный второй способ нормативного регулирования защиты персональных данных в международных правовых актов является наиболее интересным для анализа. Нормы этого класса не только непосредственно регулируют общественные отношения в этой области, но и способствуют приведению законодательства стран-членов к международным стандартам, тем самым обеспечивая действенность этих норм на их территории. Тем самым, обеспечивается и гарантированность закрепленных во Всеобщей декларации прав человека информационных прав в смысле декларированного в статье 12 последней «права на защиту закона от …вмешательства или …посягательств».

Третий способ закрепления норм о защите персональных данных - закрепление их правовой охраны в международных договорах.

Статьи об обмене информацией включаются в международные договоры о правовой помощи, об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве в определенной общественной, культурной сфере.

По ст. 25 Договора между Российской Федерацией и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, государства обязаны предоставлять информацию, составляющую профессиональную тайну. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам содержит статью 15 «Конфиденциальность»: запрашиваемая сторона может потребовать сохранения конфиденциальности переданной информации. Практика заключения международных договоров показывает стремление договаривающихся государств соблюдать международные стандарты защиты персональных данных.

Представляется, что наиболее эффективным механизмом регулирования этого института на международно-правовом уровне является издание специальных регулятивных документов в рамках международных организаций. Этот механизм не только способствует соответствующему внутреннему регулированию затронутых в начале статьи актуальных проблем защиты персональной информации внутри этих организаций, но и благотворно влияет на национальное законодательство стран-участниц.

Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации

Основной состав информационно-правовых норм Конституции РФ, закрепляющих основные информационные права и свободы, приведен в гл. 3, параграфе 3.2, настоящего учебника (это ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41, 42, 43, 44, ст. 45, ст. 55, ч. 3 ст. 56).

Кроме того, Конституция РФ устанавливает порядок подготовки и принятия федеральных и федеральных конституционных законов, условия их применения и действия, по существу устанавливает регламент «производства и распространения таких актов (ч. 3 ст. 90, ст. 102, 103, 104, 105, 106, ч. 2 ст. 108, ст. 114, 115).

Акты и нормы отрасли информационного законодательства

Акты отрасли информационного законодательства условно подразделяются на две группы: акты, «образующие» систему информационного законодательства как единый, цельный механизм правового регулирования отношений в информационной сфере (Общая часть), и акты, регулирующие отдельные направления в соответствии с установленными в общей части принципами, нормами и правилами (Особенная часть).

Развернутый перечень наименований актов и отдельных информационных правовых норм приведен в приложении № 3.

Законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации (о праве на доступ к информации или право знать) только лишь формируется и, к сожалению, специальных федеральных законов в области реализации права на информацию пока нет. В первом чтении в Государственной Думе принят проект федерального закона «О праве на доступ к информации». Тем не менее основу этого законодательства составляют нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Кроме того, правила поиска и получения информации регламентируются отдельными нормами «тематических» федеральных актов в области библиотечного дела, архивного дела и в других областях информационной деятельности.

Законодательство о гражданском обороте информации призвано урегулировать отношения, возникающие при обращении информации в качестве товара. Такого законодательства пока не существует. Есть только теоретические проработки (см. гл. 7), в которых вырабатываются требования к такому законодательству. Хотелось бы надеяться, что в четвертой части ГК РФ такие нормы найдут отражение.

Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг (о документированной информации) представлено блоком нормативных правовых актов (см. приложение № 3).

Основополагающим, базовым актом этого законодательства является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В блок входят также Основы законодательства РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «О культуре», Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене», а также отдельные нормы других федеральных законов.

Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения представлено блоком федеральных законов информационного законодательства и отдельных норм других актов (см. приложение № 3). Сюда входят нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», нормы из Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи», Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», отдельные нормы других актов.

Законодательство об информационной безопасности включает в свой состав Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации», отдельные нормы других актов (см. приложение № 3).

Законодательство об интеллектуальной собственности образуют акты трех институтов - об авторском праве и смежных правах, патентного и о ноу-хау (см. приложение № 3).

Законодательство об авторском праве и смежных правах представлено Законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», законами РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем» и отдельными нормами других актов. Основные нормы патентного законодательства представлены Патентным законом Российской Федерации. Законодательство о ноу-хау только лишь формируется. В настоящее время разработан проект федерального закона «О коммерческой тайне», обсуждаются вопросы создания проекта федерального закона «О служебной тайне».

Законодательство о средствах массовой информации (см. приложение № 3) включает в свой состав Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», федеральные законы «О рекламе», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Сюда же относятся проекты федеральных законов «О телевидении и радиовещании», «О кабельном телевидении», «Об общественно-правовом вещании», «О спутниковом вещании» и др.

Законодательство о библиотечном деле представлено Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом «О библиотечном деле»; законодательство об архивном фонде и архивах - Основами законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», законодательство о государственной тайне - Законом РФ «О государственной тайне», законодательство о коммерческой тайне только формируется (подготовлен проект федерального закона «О коммерческой тайне»). Законодательство о персональных данных формируется и пока представлено набором норм действующих федеральных законов, прежде всего Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации». Активно готовится проект федерального закона «Об информации персонального характера».

Кроме того, эти отрасли дополняются нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, а также отдельными нормами актов других отраслей законодательства.

Отдельные нормы в составе нормативных правовых актов других отраслей

В приложении № 3 приведены перечни отдельных норм права в актах других отраслей законодательства, в первую очередь в составе Гражданского кодекса РФ, а также нормы об ответственности за правонарушения в информационной сфере.

В последние годы субъекты Российской Федерации принимают свои законы в области информационного законодательства, многие из которых недостаточно согласованы между собой и с федеральным законодательством в этой сфере. Для того чтобы привести акты информационного законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным и зарубежным законодательством, ликвидировать пробелы и сократить суммарные трудозатраты на подготовку проектов нормативных проектов на эту тему и повысить их качество, необходимо координировать эту работу.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, при этом правила, установленные международным договором, обладают приоритетом в применении по отношению к национальному законодательству.

Среди международных правовых договоров особо выделяются декларации и хартии, нормативные положения которых носят основополагающий характер в международной практике регулирования информационных отношений.

В частности, до сих пор не утратили свою актуальность основные положения Всеобщей декларации прав человека, заложившие фундамент международного права в послевоенное время. Так, провозглашенное ст. 19 Декларации право каждого человека на свободу убеждений и на свободное их выражение включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ .

Как уже отмечалось, в ст. 30 Всеобщей декларации прав человека закреплено ключевое положение о свободе информации, которое нашло подтверждение и развитие в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод , Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, Конституции РФ.

Например, ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Причем в ч. 2 названной статьи содержится важная оговорка: осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

В Окинавской хартии глобального информационного общества подчеркивается высокая технологичность современного мира и закрепляются принципиальные подходы к формированию глобального информационного общества. Руководители высокоразвитых стран, определяющих развитие мировой политики в современную эпоху, акцентировали в ней внимание на необходимости соблюдения общих принципов международного сотрудничества в информационной сфере. С помощью Хартии была осуществлена попытка создать технологические основы для «оживления» положений Всеобщей декларации прав человека. В ней закреплены основные цели использования возможностей цифровых технологий, призыв к преодолению электронно-цифрового разрыва между государствами с учетом разнообразных условий и потребностей, которые сложились в развивающихся государствах, определены задачи по формированию политического, нормативного и сетевого обеспечения государств, улучшению технической и технологической совместимости между информационными сетями, расширению возможностей использования работы глобальных сетей в электронной торговле.

Основные положения Хартии написаны языком деклараций, однако это официальный документ, который определяет направления развития мирового информационного общества и неизбежность интеграции всех стран в этой сфере.

В Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.) определены такие основные понятия, как «персональные данные», «автоматическая обработка персональных данных», «автоматизированные базы данных». Эта Конвенция - первый обязывающий международный документ, защищающий физических лиц от злоупотреблений, которые могут иметь место при сборе и обработке персональных данных, и ставящий в то же время задачу регулировать их трансграничный поток.

Конвенция не только дает гарантии применительно к сбору и обработке персональных данных, но и запрещает обработку данных относительно расовой принадлежности лица, его политических взглядов, здоровья, религии и пр., если национальное право не обеспечивает надлежащих гарантий. Конвенция дает право лицу знать, что данные о нем собраны, и в случае необходимости иметь возможность их исправить. Конвенция также предусматривает определенные ограничения применительно к трансграничным потокам личных данных в тех государствах, где правовое регулирование не обеспечивает их должной защиты.

Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (Будапешт, 23 ноября 2001 г.) предполагает не только включение в национальное уголовное законодательство норм, устанавливающих ответственность за преступления в сфере компьютерной информации, но и развитие международного сотрудничества в рамках борьбы с компьютерными преступлениями.

В Конвенции приведены универсальные термины и определения в области борьбы суголовными преступлениями, нацеленные на защиту общества от киберпреступности, в том числе путем принятия соответствующих законодательных актов и содействия международному сотрудничеству.

В качестве обязательных мер, которые надлежит принять на национальном уровне, Конвенция предусмотрела: меры уголовного права (модельные нормы, позволяющие единообразно понимать компьютерную терминологию на законодательном уровне); меры процессуального права (универсальные нормы, устанавливающие полномочия и процедуры при расследовании преступлений). Конвенция закрепила и общие принципы международного сотрудничества по уголовным делам в отношении преступлений, связанных с компьютерными системами и компьютерными данными.

Несмотря на то что Конвенция до сих пор не подписана Россией, отдельные ее положения начинают внедряться в российскую правовую систему. Например, УК РФ дополнен ст. 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних».

  • Рос. газ. 1998.10 дек.
  • СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ – это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Структура информационного законодательства:

Информационно-правовые нормы международных актов;

Информационно-правовые нормы Конституции РФ;

Нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;

Информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства. Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов РФ (ст. 71, 72 Конституции РФ).

Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть:

Законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

Законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);

Законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

Законодательство об информационной безопасности;

Особенная часть:

Законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);

Законодательство о средствах массовой информации;

Законодательство о библиотечном деле;

Законодательство об архивном фонде и архивах;

Законодательство о государственной тайне;

Законодательство о коммерческой тайне;

Законодательство о персональных данных.

14. ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного право позволяет формировать это права как самостоятельную отрасль.

Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.

Выделяют следующие основные принципы.

1. Принцип приоритетности прав личности. Статья 2 Конституции утверждает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, или принцип гласности. То есть ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

7. Принцип ответственности.

8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя).

9. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее ове-ществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

10. Принцип информационного объекта (информационной вещи), или принцип двуединства информации и ее носителя, основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем.

15. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОРМА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ

Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации.

Классификация информационно-правовых норм следующая:

1. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов – императивные и диспозитивные.

2. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе за формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.



Поделиться