Опасные зоны при обслуживании машин. Опасные зоны влияния кранов и других строительных машин. Опасная зона при строительстве объекта

Производственное оборудование, предназначенное как для автономного использования, так и в составе поточно-механизированных линий, должно отвечать требованиям ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 12.2.42. При работе с таким оборудованием необходимо:

учитывать особенности назначения, использования и соблюдать условия эксплуатации;

применять средства механизации, автоматизации, дистанционного управления и контроля;

использовать встроенные в конструкцию средства защиты работников, а также средства информации, предупреждающие о возникновении опасных ситуаций;

применять средства защиты работающих, не входящих в конструкцию оборудования;

учитывать результаты испытаний и анализа опасных ситуаций, имевших место при эксплуатации аналогичного оборудования;

прогнозировать возникновение опасных ситуаций на вновь установленном и модернизируемом оборудовании.

При комплектовании оборудования в технологические линии следует учитывать возможные опасности, вызываемые каждой машиной и их совместным функционированием. Для предотвращения опасных ситуаций при монтаже, вводе в эксплуатацию и работе оборудования следует руководствоваться эксплуатационной документацией, содержащей соответствующие требования безопасности. При условии соблюдения потребителем требований, изложенных в такой документации, машины должны обеспечивать необходимый уровень безопасности в течение всего срока их службы.

В процессе эксплуатации производственное оборудование не должно загрязнять окружающую среду выбросами вредных веществ и микроорганизмов в количестве, превышающем установленные стандартами и санитарными нормами допустимые значения. Оно должно быть пожаро-, взрыво- и электробезопасным (при наличии электропривода). Средства обеспечения электробезопасности должны соответствовать Правилам устройства электроустановок.

Новые машины до ввода в эксплуатацию, а также после их ремонта или длительного хранения следует подвергать обкатке под руководством бригадира с соблюдением технических условий и безопасных приемов работ. При поступлении в хозяйство новых, отремонтированных машин и агрегатов администрация обязана проверить их комплектность и техническую исправность.

Комплектование и наладка МТА и стационарных машин осуществляется трактористом-машинистом под руководством бригадира или механика, агронома с привлечением при необходимости вспомогательных рабочих и применением инструмента и подъемных приспособлений, гарантирующих безопасное выполнение этих операций. Изменение трактористом-машинистом состава агрегата без разрешения специалистов запрещается.

Агрегатирование сельскохозяйственных машин и орудий допускается только с теми тракторами и самоходными шасси, которые рекомендуются заводом-изготовителем.

Перед началом движения трактора к машине или орудию тракторист должен дать звуковой сигнал, убедиться в отсутствии людей между трактором и машиной и только после этого начать движение. Подъезжать на низшей передаче, плавно, без рывков и наблюдать за командами прицепщика.

Тормозная система агрегатируемых машин должна быть подключена к трактору. Нахождение в кабине трактора, а также на участке производства работ лиц не связанных с выполнением технического процесса не допустимо.

Передвижение агрегатов кместу работы и выполнение работ должно производиться в соответствии с заранее разработанными маршрутами и технологией, утвержденными руководителем или соответствующим главным специалистом предприятия, с которыми должны быть ознакомлены при проведении инструктажа все механизаторы, участвующие в выполнении того или иного вида работ.

При организации работ машинно-тракторных агрегатов должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность обслуживающего персонала. Нахождение в кабине трактора, а также на участке производства работ лиц, не связанных с выполнением технологического процесса, не допускается. Количество людей, перевозимых на тракторе, определяется количеством мест в кабине . При движении техники запрещается садиться в машины и выходить из них. В темное время суток машины должны работать со всеми источниками света, предусмотренными конструкцией машины.

При групповой работе машин из числа работающих на них назначается старший. На машинно-тракторном агрегате старшим является тракторист-машинист, на самоходных комбайнах - комбайнер.

Перед запуском двигателя тракторист должен убедиться в том.что рычаги управления коробкой передач, гидросистемой, валом отбора мощности, рабочими органами находятся в нейтральном или выключенном положении, муфта сцепления выключена. В зоне возможного движения машин или агрегата, а также под ними не должно быть людей.

При сцепке сельхозмашины с трактором подъезжать к машине (орудию) надо на низшей передаче, плавно, без рывков. При этом тракторист обязав наблюдать за командами прицепщика, ступни ног держать на педали муфты сцепления и тормоза, чтобы в случае необходимости быстро остановить машину. Соединять прицепное устройство можно только при полной остановке трактора по команде тракториста. Во время навески или прицепки машины тракторист обязан установить рычаг коробки переключения передач в нейтральное положение, а ногу держать на тормозе.

Опасной называют зону, в которой постоянно действуют или периодически возникают факторы, создающие угрозу для жизни и здоровья человека. У машин такие зоны существуют вблизи движущихся или вращающихся деталей, вокруг открытых токоведущих частей и т. д. Различают постоянные и переменные опасные зоны.

Постоянные зоны - зоны, размещающиеся у подвижных частей оборудования при наличии определенной закономерности их перемещения во время работы. К таким зонам относят пространства между матрицей и пуансоном пресса, сходящимися венцами зубчатых колес, набегающей ветвью приводного ремня и шкивом и т.д.

Переменные зоны существуют вокруг источников опасности, которые с течением времени изменяют свое направление в соответствии с создавшимися условиями и режимами выполнения операций трудового процесса, а также свойствами материалов.

Границы постоянных опасных зон можно легко определить, так как они не меняются в процессе выполнения работ, а границы переменных зон не имеют четких очертаний в пространстве. Поэтому для создания безопасных условий труда очень важно найти максимальное расстояние, в пределах которого возможно воздействие на человека опасных производственных факторов эксплуатируемых машин и оборудования.

При работах, выполняемых на высоте, опасной зоной считают участок, расположенный под рабочей площадкой, границы которого определяют горизонтальной проекцией, увеличенной на безопасное расстояние, м:

L без = 0,3 Н

где Н - высота на которой выполняют работу, м.

Максимальное расстояние, м, от строящегося объекта, в пределах которого могут возникать опасности:

где S‑ эффективная площадь поперечного сечения падающего предмета, м 2 (определяют как среднее арифметическое значений площадей наибольшего и наи­меньшего сечений); 9,81 ‑ ускорение свободного падения, м/с 2 ; т ‑ масса падаю­щего предмета, кг; h п - высота падения предметов, м;

v - горизонтальная состав­ляющая скорости падения предмета, м/с.

При работе грузоподъемной машины (электротельфера, кран-балки и т. п.) возможное расстояние, м, на которое отлетает груз при обрыве одной из строп (рис. 1), определяют по формуле:

L от = 2 ,

где h г - высота подъема груза, м; l с - длина ветви стропа, м; a- угол между стропами и вертикалью, град; а-‑ расстояние от центра тяжести груза до его края, м.

Рис. 1. Схема определения границ опасной зоны при обрыве стропы грузоподъемной машины: G- сила тяжести

Для стреловых кранов дополнительно учитывают вылет стрелы при расчете расстояния, на которое отлетает груз в случае обрыва стропы. Тогда

L от = l в +

где l в - вылет стрелы крана, м.

При перемещении механических транспортных средств по ходу их движения возникает опасная зона, границы которой определяют скоростью движения, массой транспортного средства, временем реакции водителя, эффективностью тормозного устройства и коэффициентом сцепления шин с поверхностью дороги.


Похожая информация.


2. Технические средства защиты.

3. Цвета и знаки безопасности.

4. Требования безопасности при эксплуатации зданий, сооружений.

5. Требования безопасности к оборудованию и процессам.

Технологические процессы с использованием техники и различных механизмов реализуются в условиях опасных зон.

Опасная зона – пространство, в котором возможно воздействие на работающего вредного или опасного фактора.

В разных технологических процессах безопасность обеспечивается различными техническими средствами: предохранительными, блокировочными, тормозными, сигнализирующими устройствами, защитными ограждениями, автоматическими сцепками, дистанционным управлением и др.

Предохранительные устройства – это устройства, обеспечивающие безопасную эксплуатацию оборудования и машин, по средствам автоматического выключения механизма или изменения режима работы, если контролируемый параметр выходит за допустимые пределы (концевые отключатели, ограничивающие перемещение рабочих органов; различные муфты; срезаемые штифты и шпильки; клапаны, открывающиеся при повышении давления; плавкие предохранители и автоматические выключатели).

Блокировочные устройства – это устройства, обеспечивающие фиксацию частей машин и элементов электросхем в определенном состоянии, которые либо препятствуют неправильным действиям персонала, либо предотвращают развитие аварийной ситуации (отключая участки тех. системы или вводя в действие спец. устройства).

Они бывают: механические, гидравлические, электрические, пневматические и др.

Сигнализирующие устройства – информируют работающих о состоянии рабочего процесса, его качественных и количественных изменениях, уровня вредностей и т.д.

Устройства бывают: с ручным приводом, автоматические

Сигнальные элементы бывают: визуальные, аккустические.

Защитные ограждения – представляют собой физическую преграду между человеком и опасным или вредным производственным фактором, тем самым препятствуют контакту.

Ограждения могут быть стационарными и съемными, постоянными и временными.

Ограждения не должны мешать: техническому обслуживанию, ограничивать обзорность, быть источником опасности

Тормозные устройства – используют для остановки движущихся машин и агрегатов, предотвращению самоопускания грузов, удержания техники на склонах и т.п.

Автоматические сцепные устройства – позволяют проводить автосцепку тракторов и автомобилей с прицепами и сельскохозяйственными машинами без участия человека, что исключает травматизм.

Дистанционное управление – предназначено для управления технологическими процессами или пр. оборудованием с рабочих мест, расположенных за пределами опасной зоны.

Дистанционное наблюдение осуществляется с помощью датчиков, телеэкранов, контрольно-измерительных приборов и т.д., а управление – с помощью электрических, механических, гидравлических, пневматических и др. приводов и ЭВМ.

Для выделения производственных объектов и зон по какому-либо признаку опасности для предупреждения несчастных случаев в дополнение к общетехническим средствам обеспечения безопасности предназначена система цветов и знаков безопасности

Сигнальные цвета означают:

зеленый – безопасность, разрешение

красный – запрещение, стоп, опасность

синий – информация

желтый – внимание, предупреждение о возможной опасности.

В зеленый окрашивают предписывающие знаки и сигнальные лампы нормального режима работы оборудования.

В красный – внутренние поверхности корпусов и кожухов, ограждающих движущие части, емкости с огнеопасным и взрывоопасным содержимым, кнопки, рычаги включения и аварийной, запрещающие знаки, сигнальные лампы и др.

В синий – указательные знаки, места присоединения заземлителей и т.д.

В желтый – емкости пестицидов, точки смазки, предупреждающие знаки, сигнальные лампы, кромки оградительных устройств и т.д.

Знаки безопасности разделены на группы: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные, эвакуационные знаки, знаки пожарной безопасности, знаки медицинского и санитарного назначения.

Запрещающие – запрещают или ограничивают какие-либо действия (курить, вход, пользование приборами).

Предупреждающие – сигнализируют о возможной опасности (осторожно, опасность взрыва, ядовитые вещества, эл. напряжение).

Предписывающие – разрешают действия только при соблюдении конкретных требований безопасности (работать в каске, в защитной обуви, в очках).

Указательные – указывают расположение места, объекта или средства (место курения, пожарный кран).

Эвакуационные знаки – показывают пути эвакуации.

Знаки пожарной безопасности – указывают местонахождение противопожарных средств.

Знаки медицинского и санитарного назначения – указывают места нахождения этих объектов.

Общие требования безопасности к технологическим процессам предусматривают (требования к средствам защиты от опасных производственных факторов):

планирование, организация и проведение работ, включающих механизацию, автоматизацию, дистанционное управление;

своевременный ремонт и наладка оборудования;

устранение непосредственного контакта работающих с источниками вредных и опасных производственных факторов;

соответствие технологических процессов возделывания, уборки, переработки с/х продукции и работ в животноводстве типовым операционным технологиям;

соответствие работ, проводимых с применением пестицидов, нормативной документации.

Производственные здания, сооружения должны отвечать требо­ваниям, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда.

Эти требования включают рациональное использование террито­рии и производственных помещений, содержание производствен­ных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигие­ническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений.

Территории предприятий и производственные площадки долж­ны освещаться в ночное время. Наружное освещение проектируется с управлением, не зависимым от управления освещением внутри здания.

Хранение различных материалов, деталей и агрегатов на терри­тории предприятия организуется в специальных местах на стелла­жах.

Для обеспечения пожарной безопасности предусматриваются проходы, проезды к пожарным водоемам, гидрантам, местам распо­ложения пожарного инвентаря и оборудования.

Территория предприятия оборудуется водоотводами и водосто­ками. Люки водостоков и прочих подземных сооружений должны находиться в закрытом положении.

Особое внимание уделяется подготовке на производственных предприятиях качественной питьевой воды.

При производстве ремонтных, земляных и других работ на тер­ритории предприятия открытые люки, траншеи и ямы ограждаются. В местах перехода через траншеи устанавливаются переходные мос­тики шириной не менее 1 м с перилами высотой не менее 1,1 м.

Проезды и проходы, примыкающие к производственным, адми­нистративным и санитарно-бытовым помещениям, летом необходимо поливать, зимой - очищать от снега и в случае обледенения посыпать песком.

1. Дайте классификацию и характеристику технических средств обеспечения безопасности.

2. Какие существуют знаки безопасности.

3.Предназначение и условия применения системы сигнальных цветов.

4. Перечислите основные требования безопасности при эксплуатации зданий, сооружений.

5.Охарактеризуйте требования безопасности к оборудованию и процессам.

(B.C. Шкрабак и др. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве. М. «КолосС», 2004. Б.И. Зотов, В.И. Курдюмов. Безопасность жизнедеятельности на произ­водстве - М.: Колос, 2004. Безопасность жизнедеятельности. Учебник под ред. С.В. Белова М. Высшая школа, 2003. Беляков Г.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве. СПб.: «Лань», 2006. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2007.)

Тема лекции:Основы обеспечения электробезопасности

При размещении строительных машин на СГП определяются и обозначаются зоны, в пределах которых возможно появление или действие опасных производственных факторов. Размеры опасных зон определяются на основании требований, изложенных в СП 49.13330.2012 «Безопасность труда в строительстве», и должны быть ограждены и обозначены знаками безопасности и надписями установленной формы.

К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов , связанных с работой кранов (опасные зоны работы машин), относятся места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами. Радиус границы этой зоны определяется как:

где R p - максимальный рабочий вылет стрелы для башенных кранов

и для стреловых, оборудованных устройством, удерживающим стрелу от падения; или длина стрелы для стреловых кранов, необорудованных устройством, удерживающим стрелу от падения; В тах - максимальный размер поднимаемого груза; Р - величина отлёта грузов при падении, устанавливаемая в соответствии с табл. 2.4 (СП 49.13330.2012 «Безопасность труда в строительстве»).

К зонам потенциально действующих опасных производственных факторов относятся участки территории вблизи строящегося здания (сооружения) и этажи (ярусы) здания и сооружения в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования (монтажная зона). Она ограждается сигнальными огражденьями, удовлетворяющими ГОСТ 23407-78. В этой зоне можно размещается только монтажные механизмы, включая место, ограниченное ограждением подкрановых путей. Складировать материалы здесь нельзя. Границы этой зоны наносятся на СГП. Для прохода людей в здания назначаются определенные места, обозначенные на СГП и оборудованные навесами с вылетом не менее 2 м под углом 70...75° к стене.

Рабочая зона крана , или зона, обслуживаемая краном, - площадь, в любую точку которой может опуститься крюк крана. Граница этой зоны определяется как огибающая траекторий движения крюка крана при максимальном рабочем вылете стрелы. Граница этой зоны (для справок) наносится на СГП.

Минимальное расстояние отлета груза (предмета) принимается согласно табл. 2.4.

Таблица 2.4

Минимальные расстояния отлета груза при его падении, м

Высота возможного падения, м

При перемещении груза краном

При падении предметов со здания

Опасная зона монтажа конструкций указывается на объектном СГП при вертикальной привязке крана, когда приближение различных частей крана к элементам монтируемого объекта является минимально допустим. Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемным краном, а также вблизи строящегося здания, определяются горизонтальной проекцией на землю траектории наибольшего наружного габарита перемещаемого (падающего) груза (предмета), увеличенной на расчетное расстояние отлета груза (предмета).

Так, например, граница зоны обслуживания башенных кранов определяется максимальным вылетом R p на участке между крайними стоянками крана на рельсовом крановом пути.


Рис. 2.5.

Где 1 - ограждение строительной площадки; 2 - граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3 - граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций; 4 - граница зоны обслуживания краном; 5 - башенный кран; 6 - санитарно-бытовые помещения.

При строительстве объектов с применением кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места постоянного нахождения людей на территории строительной площадки, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе:

  • - оснащение стреловых кранов для предотвращения их столкновения с препятствиями в стесненных условиях работы системами координатной защиты;
  • - устройство защитных сооружений (укрытий), обеспечивающих защиту людей от действия опасного фактора;
  • - ограничение скорости поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны до минимальной, при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
  • - установка на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания по периметру здания защитных экранов, имеющих равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого краном.

Зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитных экранов. В случае ограничения зоны действия крана по наружному габариту здания (стене) защитный экран должен быть запроектирован с учетом динамических нагрузок от перемещаемых грузов кранами.

Для уменьшения или ликвидации опасной зоны у реконструируемых зданий (сооружений), выходящих на городские магистрали с интенсивным движением транспорта, когда не представляется возможным выгородить на длительное время опасную зону, как от реконструируемого здания, так и от перемещаемого краном груза, необходимо выполнить следующие мероприятия:

  • - установить сплошное ограждение, закрепляемое за наружные стены реконструируемого здания или за инвентарные трубчатые леса, устанавливаемые у реконструируемого здания;
  • - принять высоту защитного ограждения не менее 3 м от верха существующих наружных стен;
  • - на лесах установить два защитных настила и наружную сторону лесов выгородить тканой сеткой;
  • - закрыть все оконные и дверные проемы защитными ограждениями;
  • - максимальную высоту перемещения грузов принимать ниже верха защитного ограждения на величину не менее 0,5 м;
  • - вдоль лесов или здания выполнить для пешеходов защитный козырек;
  • - при выполнении работ в зоне, примыкающей к наружной стене с защитным ограждением, необходимо груз за 7 м опустить на 0,5 м над перекрытием или выступающими конструкциями и подводить к месту установки у наружной стены на минимальной скорости, удерживая его оттяжками;
  • - при нахождении стропальщика вне видимости крановщика между ними должна быть организована радиосвязь;
  • - монтаж или перестановку ограждений без устройства лесов, производить в ночное время в период наименьшего движения транспорта с установкой на проезжей части сигнальных ограждений за границей опасной зоны от перемещения грузов и необходимых дорожных знаков по согласованию с ГИБДД.

Для предупреждения образования опасной зоны в стесненных условиях за пределами строительной площадки или при наличии на строительной площадке помещений, где находятся или могут находиться люди, или других препятствий, предусматривается ограничение зоны обслуживания краном.

Опасная зона - это пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасного и (или) вредного производственного фактора. Опасными являются, например, зоны вокруг движущейся техники (опасность наезда на работающих), подвижных деталей и механизмов (опасность травмирования частей тела), незащищенных проводов и частей оборудования, находящихся под напряжением (опасность поражения электрическим током), перемещаемого груза (опасность травмирования при его падении), разогретых деталей (опасность ожога) и т. п. Опасная зона может быть связана с высокой температурой воздуха, пролитыми химическими веществами, падением с высоты, заваливанием землей в котловане, большим уклоном дороги, с водной переправой и т. д. Опасные зоны должны быть защищены от случайного попадания в них людей, иметь защитные ограждения, предупредительные надписи, знаки, сигналы. На рисунке!!! показаны некоторые схемы механизмов, при работе которых образуются опасные зоны.

Большую угрозу для жизни работающих представляют опасные зоны, где возможны захват и наматывание одежды, волос или конечностей работников. Их образуют ременные, цепные и шестеренные передачи, карданные и другие вращающиеся валы, детали с различными выступами, головками болтов, шплинтами и т. п. Вращающиеся одна навстречу другой детали создают опасность втягивания в механизм работающих.

Мобильная техника образует подвижные, а стационарная- неподвижные опасные зоны.

Не все опасные зоны могут быть полностью защищены. Неогражден ными остаются многие рабочие органы машин, например, вращающиеся диски, лапы промышленных роботов, режущие аппараты, пламя газовой горелки и т. д. Работая около таких зон, следует соблюдать повышенную осторожность.

Рис. . Схемы механизмов, при работе которых образуются опасные зоны:1 - вращающиеся вальцы; 2 - наждачный станок; 3 - дисковая пила; 4 - цепная передача; 5 - зубчатая передача; б- ленточный транспортер; 7 - трактор; 8 - гру- зоподъемный механизм; р - режущий механизм; 10 - ударный инструмент; 11 - шкив с крепежным винтом; 12 - пальцевая муфта; 13 - шестеренная передача; 14 - ременная передача; 15 - карданная передача

Для предупреждения несчастных случаев применяют различные технические средства обеспечения безопасности: защитные ограждения; предохранительные, тормозные, блокировочные, сигнализирующие устройства; автоматические сцепки, дистанционное управление и др.

Защитные ограждения отделяют опасную зону от человека. Они препятствуют его контакту с подвижными деталями, токоведущими частями, движущимся сырьем, вредными веществами и излучениями, предохраняют от падения с высоты ит. п.


Ограждения могут бьпь стационарными (несъемными), входящими составной частью в конструкцию агрегатов, узлов, без которых их функционирование невозможно (корпуса коробок передач и муфт сцепления, кожухи вентиляторов и т. п.), а также съемными, открывающимися, откидными, раздвижными, применяемыми для защиты механизмов, требующих периодического обслуживания, регулировок, ремонта, чистки, осмотра и т. п. Кроме того, ограждения могут быть постоянными (подавляющее большинство кожухов сельскохозяйственных машин), временными (щиты, ширмы, экраны, при- меняемые при производстве периодических, ремонтных, наладочных или разовых, временных работ), напольными, ручными (щиток электросварщика) и др.

Конструкция ограждения должна выдерживать ударные нагрузки, возникающие при разрушении рабочего органа. Сетчатые ограждения применяют только в тех случаях, когда исключено динамическое воздействие на них сырья, стружки, отходов, рабочих газов, жидкостей и т. п. Расчет ограждений на прочность проводят в каждом конкретном случае индивидуально. Каркас кабины автомобиля рассчитывают на жесткость при опрокидывании, для исключения придавливания водителя, защитного экрана металлообрабатывающего станка - на прочность для исключения «прошивания» его стружкой, вылетевшей заготовкой из патрона и т. п.

Предохранительные устройства предназначены для автоматического выключения механизма (узла, агрегата), изменения режима рабочего процесса при выходе контролируемого параметра за допустимые пределы. К ним относятся различные муфты, срезаемые шпильки, штифты, прерывающие передачу крутящих моментов на рабочие органы при их перегрузке, забивании и т. п.; концевые выключатели, ограничивающие перемещение рабочих органов; разрывные мембраны, различные клапаны, открывающиеся при повышении давления рабочего тела в системе (например, пара в котле, паров бензина в топливном баке, масла в гидросистеме автомобиля, воздуха в тормозной системе и т. п.); ограничители поднимаемой массы груза на грузоподъемных механизмах и числа оборотов в топливных насосах и карбюраторах двигателей; различные автоматические устройства, включающие аварийную вентиляцию при повышенном содержании в воздухе рабочей зоны вредных веществ или дыма при пожаре; предохранители или автоматические выключатели, отсоединяющие от сети поврежденную электроустановку; заземляющие и зануляющие устройства, снижающие напряжение на корпусах электрифицированных машин при повреждении изоляции и многие другие.

Тормозные устройства предназначены для плавной и экстренной остановки движущихся машин и частей оборудования, удержания техники на уклонах, предотвращения самоопускания груза и т. д. К техническому состоянию и эффективности тормозов автомобиля, самоходных сельскохозяйственных машин и прицепов предъявляют очень высокие требования, так как от них во многом зависит безопасность движения.

Эффективность рабочих тормозов определяют по величине тормозного (остановочного) пути, совершаемого машиной на ровной дороге с твердым покрытием после разгона до какой- либо специально установленной скорости. Максимально допустимые значения тормозного пути для каждого вида автомобильной или тракторной техники указаны в соответствующей нормативной документации. Эффективность стояночных тормозов определяют по надежности удержания машин на подъеме или спуске при определенном угле наклона поверхности.

Блокировочиые устройства применяют для выключения механизмов, остановки технологического процесса, снятия напряжения и т. п. при попытке работающего проникнуть в опасную зону, а также для исключения нарушения установленной последовательности действий.

Блокировки могут быть механическими, электрическими, электромеханическими, фотоэлектрическими, радиочастотными, пневматическими, гидравлическими и др.

Электрические, гидромеханические и другие блокировочные устройства применяют на автомобилях для предупреждения пуска двигателя при включенной передаче. Часто используют электрические блокировки в виде концевых выключателей, устанавливая их в плоскости прилегания между защитным ограждением и корпусом машины. При попытке снять кожух концевой выключатель срабатывает и отключает энергетическую установку (электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания), что делает невозможным пуск двигателя при снятом ограждении.

Электрические и электромеханические блокировки устанавливают на входных дверях особо опасных помещений и производств (электрощитовые, лазерные или рентгеновские установки и т. п.). При попытке войти в такое помещение происходят выключение напряжения, остановка процесса и т. п.

Механическое блокировочное устройство, прерывающее передачу крутящего момента на карданный вал при снятии с него защитного кожуха, представлено на рис. Прерывание крутящего момента осуществляется за счет перемещения шлицевой втулки 2, соединяющей вал отбора мощности 8 и промежуточный вал 3 карданного соединения. При снятии с карданного вала защитного кожуха 6 подвижная ось 5 под действием пружины 7 смещается вправо и через вилку 4 передвигает втулку 2 в положение, при котором она выходит из зацепления с валом отбора мощности 8, прерывая передачу.

Рис. . Устройство, прерывающее передачу крутящего момен- та при снятий кожуха с кардан- ного вала: 1 - корпус; 2 - шлицевал втулка; 3- промежугочнъ|й вал; 4 - вилка; 5- подвижная осъ; 6 - кожух кардайного вала; 7- пружина; 8 - вал отбора мощности

Во ВНИИОТ разработана оригинальная конструкция кожуха с натяжным шкивом (рис.). При снятии кожуха 2 вместе с ним снимается натяжной шкив 3 и ременная передача ослабевает и перестает функционировать.

Рис. 21. Ограждение ременной передачи: 1-ремень; 2-кожух; 3-натяжной шкив; 4-паз; 5-планка; 6-натяжной винт.

К устройствам автоматического контроля и сигнализации относятся устройства, предназначенные для контроля, передачи и воспроизведения информации с целью привлечения внимания обслуживающего персонала и принятия им необходимых решений при появлении или возможности возникновения опасного или вредного производственного фактора. Эти устройства по назначению подразделяются на информационные, предупреждающие аварийные и ответные; по характеру сигнала – на постоянные и пульсирующие. По способу срабатывания они бывают автоматические и полуавтоматические.

Сигнализирующие устройства контролируют давление, высоту, расстояние, температуру, влажность, содержание в воздухе вредных веществ, шум, вибрацию, скорость движения, скорость ветра, вылет стрелы крана, частоту оборотов вредные излучения.

Большое распространение имеет световая и звуковая сигнализация. Световая сигнализация в электроустановках предупреждает о наличии или отсутствии напряжения, штатном режиме автоматических линий, маневрах транспортных средств.

Звуковые сигналы подаются с помощью сирен, звонков, свистков, гудков. Звук сигнала должен сильно отличаться от обычного шума, характерного для данной производственной обстановки. Звуковыми сигналами снабжаются подъемные и транспортные установки; агрегаты, обслуживаемые группой рабочих; опасные зоны. Звуковые сигналы могут применяться для предупреждения о достижении предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, предельно допустимого уровня жидкости в резервуарах, предельных температур и давлений в различных установках.

К сигнализирующим устройствам относятся также различные приборы – указатели: манометры, термометры, вольтметры, амперметры.

Человек хорошо воспринимает и запоминает зрительные образы и различные цвета. На этом основано широкое использование на предприятиях цвета в качестве закодированного носителя информации об опасности. Знаки безопасности регламентированы ГОСТ Р 12.4.026-2001, который принят и введен в действие Постановлением Государства России от 19.09.2001 №387-ст, взамен ГОСТ 12.4.026-76

Сигнальные цвета, знаки и плакаты безопасности применяют для предупреждения работающих о возможной опасности, предписания или разрешения определенных действий. Согласно ГОСТ Р 12.4.026-2001 в качестве сигнальных применяют красный, желтый, зеленый и синий цвета.

Красный цвет обозначает непосредственную опасность, запрещение. Его применяют для запрещающих знаков, отключающих устройств машин и механизмов, внутренних поверхностей открывающихся защитных кожухов и корпусов; ограждения движущихся элементов машин и механизмов, закрываемых целиком при эксплуатации, снимаемых при техническом обслуживании или ремонте; сигнальных ламп, извещающих об опасности; пожарной техники, оборудования и инвентаря.

Желтый цвет обозначает предупреждение, возможную опасность. Его применяют для предупреждения знаков, открытых движущихся частей оборудования (маховичков, подвижных столов станков, машин и др.); кромок оградительных устройств, не полностью закрывающих движущие элементы; постоянных и временных ограждений, устанавливаемых на границах опасных за, у проемов, ям, котлованов; ограждений лестниц, балконов и других мест, где возможно падение с высоты; элементов грузоза- хватных приспособлений, траверс, подъемников и т. п.

Предупреждающую окраску в виде чередующихся наклонных под углом 45...60º черных и желтых полос шириной от 30 до 200 мм применяют для обозначения низких балок, колонн, выступов, малозаметных ступеней, сужений проездов, элементов внутрицехового транспорта, подъемно-транспортного оборудования, кабин, бамперов, боковых поверхностей электрокаров, кранов, обойм грузовых крюков и др.

Зеленый цвет обозначает предписание, безопасность. Его применяют для предписывающих знаков, дверей и световых табло эвакуационных и запасных выходов, сигнальных ламп и т. д.

Синий цвет обозначает указание, информацию. Его применяют для указательных знаков, в ряде других случаев.

Сигнальные цвета используют для опознования различных веществ и материалов, аппаратуры, органов управления и т. п. Например, трубопроводы воды при необходимости окрашивают в зеленый цвет, пара - в красный, воздуха - в синий, горючего газа - в желтый, горючей жидкости - в коричневый и т. д. Баллоны с сжатым или сжиженным аммиаком окрашивают в желтый, воздухом - в черный, кислородом - в голубой, ацетиленом - в белый цвет и т. д. Коробки промышленных противогазов, применяемых для защиты от паров органических веществ, окрашивают в коричневый цвет, от кислых газов - в желтый, от оксида углерода - в красный и т. д.

Опознавательные цветные полосы наносят на пестицидную тару, сигнальные красители добавляют в ртутные протравливатели, этилированный бензин; сигнальную (оранжевого цвета) спецодежду используют дорожные рабочие и т. д.

Кроме сигнальных цветов широко применяют различные опознавательные надписи, наносимые на корпуса машин, оборудование, тару. Например, надписи «Перевозка людей запрещена» наносят на борта транспортных прицепов, «Ядовито» - на мешки с протравленным зерном, «Огнеопасно» - на тару с легковоспламеняющимися веществами и т. д.

Знаки безопасности по ГОСТ Р 12.4.026-2001 подразделяют на шесть групп: запрещающие (запрещают выполнять определенные действия), предупреждающие (о возможной опасности), предписывающие (выполнять определенные действия), знаки пожарной безопасности, эвакуационные знаки и указательные (мест расположения различных объектов, уст- ройств). В местах, зонах, пребывание в которых связано с возможной опасностью для работающих, а также на производственном оборудовании, являющемся источником опасности, установка знаков безопасности обязательна. Знаки, установленные на воротах и входных дверях, распространяют свое действие на все помещение, а у въезда на объект - на весь объект.

18. Средства индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты используются в тех случаях, когда исчерпываются возможности создать здоровые и безопасные условия труда с помощью санитарно-гигиенических, технических и других коллективных средств защиты.

Средства индивидуальной защиты в отличие от коллективных, защищают индивидуально каждого человека. По своему функциональному назначению они подразделяются на средства защиты органов дыхания; специальную одежду, специальную обувь; средства защиты рук, головы, лица, глаз, органа слуха; предохранительные приспособления; защитные дерматологические средства (ГОСТ 12.4.011-89 «ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация»).

Средства индивидуальной защиты органов дыхания предназначены для защиты от воздействия вредных газов, паров, дыма, тумана и пыли, содержащихся в воздухе рабочей зоны, а также для обеспечения кислородом при недостатке его в окружающей атмосфере. По принципу действия средства индивидуальной защиты органов дыхания бывают фильтрующие и изолирующие.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания применяются тогда, когда во вдыхаемом воздухе содержится не менее 18% по объему кислорода и ограничена концентрация вредных веществ.

Фильтрующие элементы этой группы средств защиты изготавливаются из специальных материалов ФПП-15 или ФПП-70, обладающих высокой защитной эффективностью по отношению к наиболее высокодисперсным проникающим аэрозолям (диаметр частиц 0,3…0,4 мм). Для улавливания грубодисперсных аэрозолей респираторы У-2к и РП-к имеют, кроме того, пористый пенополиуретан (рис.)

Изолирующие средства индивидуальной защиты органов дыхания применяются при недостатке кислорода и неограниченных концентрациях вредных веществ. Дыхание в них обеспечивается за счет подачи чистого воздуха по шлангу или за счет носимого запаса кислорода. Для защиты органов дыхания от аэрозолей (пыли) используют противопылевые маски и респираторы: «Лепесток», «Астра-2», Ф-62Ш, У-2к, РП-к.Если же в воздухе наряду с аэрозолями присутствуют вредные пары и газы, то необходимо применять универсальные и противогазовые респираторы (РУ-60м, РПГ-67) или противогазы.

Противопылевые респираторы применяют при концентрации аэрозолей до 200ПДК. Противогазовые универсальные респираторы используют при концентрации паров и газов до 15ПДК. Противогазы эффективно защищают органы дыхания, когда концентрация паров газов не превышает 0,5% по объему.

Противопылевые респираторы по конструктивному исполнению делятся на два типа: патронные, состоящие из маски и фильтрующего элемента – патрона («Астра-2», Ф-62Ш) и фильтрующие маски, у которых фильтрующим элементом служит лицевая часть маски (ШБ-1, «Лепесток», У-2к, РП-к, «Снежок-КУ»).

Бесклапанные респираторы модели ШБ – «Лепесток» надежно защищают при концентрации вредных аэрозолей, превышаюших ПДК в 5,40,200 раз. Соответственно этому они имеют марки «Лепесток-5», «Лепесток-40» и «Лепесток-200».

Респиратор «Астра-2» предназначен для защиты от высокодисперсных аэрозолей.

Для защиты от нетоксичных промышленных пылей служит респиратор Ф-62Ш.

Простой противогазовый респиратор РПГ-67 предназначен для защиты органов дыхания от парообразных веществ и газов, не превышающих 15ПДК.

Наиболее эффективным является универсальный противогазовый респиратор РУ-60М, защищает органы дыхания не только от газов, но и от паров, пыли и дыма.

Универсальный респиратор «Снежок-КУ» защищает от кислых газов, паров и пыли.

Для одновременной защиты органов дыхания, кожи лица и глаз от воздействия вредных для здоровья веществ, присутствующих в воздухе в виде газов, паров и аэрозолей, применяются промышленный фильтрующий противогаз. Он состоит из резинового шлема-маски с системой клапанов, из фильтрующей коробки и соединительной гофрированной резиновой трубки.

Когда концентрация вредных веществ превышает предел эффективных защитных свойств противогазов, то используют шланговые изолирующие дыхательные аппараты ПШ-1, ПШ-2, РМП-62, ЛИЗ-5.


Короткий путь http://bibt.ru

§ 2. Оградительные устройства. Опасные зоны машин и оборудования.

Движущиеся части производственного оборудования, если они являются источниками опасности, должны быть ограждены.

В таких случаях под опасной зоной машин и оборудования понимается пространство (на производственном оборудовании, механизмах, машинах или вблизи них), проникновение в которое человека может быть опасным для его здоровья и жизни.

Опасную зону могут создать открытые вращающиеся или перемещающиеся детали машин или обрабатываемые изделия (рис. 99), она может быть даже на расстоянии от источника опасности - от отлетающей стружки, частиц абразива и т. п. Положение опасной зоны в пространстве может быть постоянным или непрерывно меняющимся. В первом случае - это пространство между нижней и верхней частями штампа, молота или пресса, вращающимися зубьями шестерен, шкивами ременной передачи и т. п., а во втором - отлетающая стружка, пространство перед перемещаемым грузом и др. Дальность поражающего действия стружки зависит от характера обработки, режима резания и физико-химических свойств обрабатываемого материала.

Рис. 99. Опасные зоны механизмов (указаны жирной стрелкой) :

1 - передаточная цепь с зубчаткой; 2 - ременная передача; 3 - зубчатая рейка; 4 - вальцы; 5 - зубчатые колеса; 6 - конечный узел ленточного конвейера; 7 - суппорт токарного станка; 8 - сверло; 9 - абразивный круг; 10 - циркульная пила; 11 - ленточная пила; 12 - фреза; 13 - резец поперечно-строгального станка; 14 - штамп; 15 - отрезное устройство; 16 - выдавливающее устройство



Поделиться