Что запрещается при эксплуатации грузоподъемных механизмов. Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин

Причины травматизма при эксплуатации грузоподъемных машин можно подразделить на две группы: связанные с авариями кранов и не связанные с авариями. Аварии кранов могут произойти из-за их перегрузки и неисправного содержания как механизмов самого крана, так и подкрановых путей. Несчастные случаи при обслуживании кра­нов, не связанные с авариями, происходят при зажатии человека между грузом и неподвижной частью крана или какими-либо другими объектами, при выпадении груза, неправильной строповке, при поражении электрическим током во время работы крана вблизи линий электропередач, при несогласованности работающих или низкой квалификации обслуживающего персонала и др.

Безопасность при работе с грузоподъемными механизмами устанавливается «Правилами устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов».

К выполнению обязанностей по управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов, автомобильных и колесных стреловых кранов допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, обученных безопасным методам труда и имеющих соответствующее удостоверение.

Подготовка и аттестация крановщиков, стропальщиков должна производиться в профессионально-технических училищах, а также на курсах, создаваемых на предприятиях, располагающих базой для практического обучения по утвержденным программам.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала проводится комиссией не реже одного раза в 12 месяцев.

В ремонтных мастерских грузоподъемными механизмами, смонтированными на технологических линиях, а также на рабочих местах, управляют сами работающие. Поэтому с ними, кроме инструктажа по технике безопасности по основной профессии, необходимо периодически проводить обучение по правилам безопасной работы с грузоподъемными механизмами и устройствами.

Руководство предприятия обязано обеспечить содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии и создать безопасные условия их работы путем организации надлежащего технического надзора и обслуживания. Для этих целей приказом по предприятию из числа инженерно-технических работников назначаются лица, ответственные по надзору за грузоподъемными машинами, за обеспечение исправного состояния и ответственные за безопасное проведение работ. Инженерно-технические работники по надзору за грузоподъемными машинами обязаны: осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, проводить их освидетельствование и выдавать разрешение на их эксплуатацию, контролировать выполнение данных ими предписаний и предписаний органов надзора, проверять соблюдение порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию грузоподъемных машин, участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего персонала.



Грузоподъемные краны почти всех типов регистрируют в органах Госгортехнадзора, за исключением кранов с ручным приводом, кранов мостового типа и подвижных или поворотных консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемых с пола посредством подвешенного на кране кнопочного аппарата или стационарно установленного пульта, стреловых и башенных кранов, рассчитанных на грузоподъемность до 1 т включительно, стреловых кранов, рассчитанных на работу с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота или передвижения; переставных кранов.

Не подлежат регистрации электрические и ручные тали, лебедки для подъема груза и людей, краны-экскаваторы, не используемые для работы с крюком или магнитом.

Регистрация грузоподъемных машин в органах надзора проводится по заявлению их владельцев.

Грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации, снабжают индивидуальным номером и под этим номером записывают в журнал учета грузоподъемных машин. Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации, выдает ответственный по надзору на основании результатов технического освидетельствования.

В процессе эксплуатации грузоподъемные машины подвергают периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в 12 месяцев; полному – не реже одного раза в 3 года. Редко используемые грузоподъемные машины подвергают техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. После монтажа, вызванного установкой крана на новом месте, реконструкции или ремонта с заменой расчетных элементов металлоконструкций или узлов, установки вновь полученного от предприятия-изготовителя сменного стрелового оборудования, смены механизма подъема крана, крюка или крюковой подвески проводят внеочередное полное техническое освидетельствование.



При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина подвергается осмотру, статическому и динамическому испытаниям. Статическое испытание проводят с целью проверки прочности всей грузоподъемной машины, а также отдельных ее элементов и грузовой устойчивости стреловых кранов. Испытание проводят нагрузкой, на 25 % превышающей грузоподъемность механизма.

Статическое испытание мостового крана проводят следующим образом: кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку – в положение, отвечающее наибольшему прогибу балки (рисунок 3.22).

Рисунок 3.22 – Схема статического испытания крана

Груз 1 поднимают на высоту h = 200…300 мм и выдерживают в таком положении 10 минут. Затем груз опускают и проверяют отсутствие остаточной деформации. Для определения остаточной деформации к металлоконструкции прикрепляют отвес – тонкую проволоку с указателем 2. Стрела прогиба определяется положением указателя 2 до и после нагружения крана.

При статическом испытании кранов стрелового типа стрелу устанавливают относительно ходовой платформы в положение, отвечающее наименьшей устойчивости крана. Груз поднимают на высоту 100…200 мм. Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 минут поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, деформаций в конструкции крана.

Динамическому испытанию подвергают краны, выдержавшие статическое испытание. При динамическом испытании механизмы проверяют путем подъема и опускания груза, на 10 % превышающего грузоподъемность крана, а также путем раздельного перемещения крана и его тележки.

Результаты технического освидетельствования кранов записывают в паспорт с указанием срока следующего освидетельствования. На кран устанавливают табличку, где указывают регистрационный номер, грузоподъемность и дату следующего испытания. Грузоподъемные машины, не прошедшие техническое освидетельствование в срок, к работе не допускаются.

В обеспечении безопасности работ на грузоподъемных механизмах важное значение имеет выбор грузоподъемных приспособлений (стропы, траверсы и т.д.). Длина канатов и цепей должна быть такой, чтобы угол наклона между их ветвями не превышал 90°.

Стальные канаты и цепи перед установкой проверяют расчетом на прочность по формуле:

где Р – разрывное усилие каната, применяемое по сертификату, Н; Т – наибольшее натяжение ветви каната с учетом КПД полиспаста, Н; К – коэффициент запаса прочности; для грузовых канатов при ручном приводе К = 4,0, при машинном К = 5…6 (в зависимости от режима работы).

При известной массе груза Q натяжение Т, возникшее в каждой ветви (рисунок 3.23), определяется по формуле:

(3.23)

где n c – число сторон; a – угол наклона сторон к вертикали.

Рисунок 3.23 – Схема определения нагрузки, приходящейся на стропы

Стальные грузовые канаты и канаты стропов подвергают выбраковке в зависимости от количества оборванных проволок на одном шаге свивки.

Шаг свивки определяют так: на одной из прядей мелом наносят метку, затем от этой метки в сторону наибольшего износа отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в сечении каната, и ставят вторую метку. Расстояние между метками и будет шагом свивки.

3.10.3. Меры безопасности при эксплуатации котельных установок и
сосудов, работающих под давлением

В агропромышленном комплексе применяют различные типы сосудов, работающих под давлением: цистерны, бочки, баллоны и др. Работающими под давлением считаются сосуды, давление в которых превышает атмосферное, т.е. является избыточным.

При механизации трудоемких процессов на животноводческих фермах и комплексах широкое применение получили паровые и водогрейные котлы различных мощностей. Пар и горячую воду используют для кормоприготовления, отопления, технологических и бытовых нужд.

Наибольшую опасность для обслуживающего персонала представляют взрывы котлов. Наиболее распространенные причины взрыва: повышение давления из-за неисправности предохранительных или контрольно-измерительных устройств, несвоевременное техническое освидетельствование, отсутствие надзора за работой котла со стороны как обслуживающего персонала, так и должностных лиц.

Для обеспечения безопасной и надежной работы паровые и водогрейные котлы должны эксплуатироваться в строгом соответствии с требованиями, установленными инспекцией Госгортехнадзора.

Инспекции подведомственны котлы высокого давления с избыточным давлением пара свыше 0,07 МПа и водогрейные котлы с температурой воды свыше 115 °С.

Правила запрещают устанавливать котлы в школах, клубах, банях и т.д., а также в зданиях, примыкающих к складу горючих материалов, за исключением складов топлива для самой котельной.

Для удобного и безопасного обслуживания котла и его арматуры следует установить постоянные лестницы из огнестойкого материала с металлическими перилами. При высоте лестницы более 1,5 м угол наклона ее к горизонтали не должен превышать 50°.

Если расход твердого топлива превышает 1000 кг/ч в самый напряженный период, то необходимо подачу топлива механизировать. Расходные баки для жидкого топлива следует устанавливать вне котельной в количествах, не превышающих суточного расхода.

В котельной должно быть аварийное освещение: при площади более 250 м 2 – самостоятельным источником энергии, менее 250 м 2 – переносными аккумуляторными фонарями.

Нормальная и безопасная эксплуатация котлов может быть обеспечена в том случае, если исправны предохранительные устройства и контрольно-измерительная аппаратура.

Каждый паровой котел снабжается исправным предохранительным выкидным устройством, присоединенным к паровому пространству котла. Оно должно срабатывать при давлении, превышающем рабочее на 0,01 МПа для котлов низкого давления, и 3…10 % – для котлов высокого давления (в зависимости от номинального давления).

Для предупреждения ожогов паром или водой при срабатывании предохранительного устройства открытую часть трубы необходимо оградить или отвести в безопасное место.

У каждого водогрейного котла на трубопроводах для входа и выхода воды устанавливают термометры, а на трубопроводе горячей воды еще и манометр. На паровых котлах обязательна установка манометра, сообщающегося с паровым пространством котла.

Манометры не допускаются к применению в случаях, когда отсутствует пломба или клеймо поверителя, просрочено время проверки, стрелка манометра при его выключении не возвращается к нулевому показателю, разбито стекло или имеются другие повреждения, которые могут отразиться на правильности показаний манометра.

На циферблате манометра должна быть нанесена красная черта по делению, соответствующему высшему допустимому рабочему давлению. Нельзя наносить ограничительную красную линию на стекло манометра.

С каждым годом все более увеличивается использование газа в качестве топлива для котлов. При переводе котлов с твердого топлива на газообразное необходимо учитывать некоторые особенности их эксплуатации.

При неправильной организации процесса сжигания газа факел горелки может касаться отдельных участков поверхности нагрева и перегреть их до опасного состояния.

Особые требования для котлов, работающих на газе, должны предъявляться к качеству подготовки воды и своевременной чистке котла. При работе на твердом или жидком топливе наружные поверхности нагрева покрываются слоем золы и сажи, что уменьшает количество тепла, воспринимаемого поверхностями нагрева. Таким образом, сажа и зола служат как бы естественной защитой от перегрева. При переводе котла на газ образования золы и сажи не происходит. Поэтому даже небольшой слой накипи на внутренних поверхностях приводит к сильному нагреву труб или секций.

За последние годы все шире применяют водогрейные и паровые котлы, работающие от электричества. Для обеспечения безопасности работы в электрокотельных предусматривают защитные меры, исключающие вынос напряжения на трубопровод и другие металлические части. Корпус котла должен быть изолирован от входящих трубопроводов, а последние заземляют не менее чем в двух местах. В силовой схеме котла устанавливают реле обрыва фаз, которые снимают напряжение при обрыве одного или двух питающих проводов. Если котел установлен в помещении для животных, нужно обязательно предусмотреть устройство для выравнивания потенциалов, которое исключает появление даже незначительных величин напряжения.

Ответственность за содержание и безопасную эксплуатацию котлов возлагается на заведующего котельной. В случае отсутствия этой должности приказом по предприятию должен быть назначен ответственный за эту работу из числа инженерно-технического персонала. В его обязанности входит:

Проводить техническое освидетельствование;

Распределять обязанности всех лиц, обслуживающих котельную;

Осуществлять надзор за тем, чтобы обслуживающий персонал выполнял требования безопасной эксплуатации котлов.

К обслуживанию котлов допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, обученных по установленной для данной профессии программе и сдавших экзамен. Проверять знания персонала повторно должна администрация предприятия не реже одного раза в год.

В каждой котельной должен быть вахтенный журнал, в котором старший по смене обязан расписаться о приеме и сдаче смены, отметить все замеченные недостатки в работе котлов и другого оборудования.

Техническое освидетельствование котлов низкого давления проводят в следующих случаях:

Для вновь устанавливаемых или переставленных на новое место котлов, а также котлов после ремонта с применением сварки, клепки, замены труб или иных элементов – внутренний осмотр и гидравлическое испытание пробным давлением. Величина пробного давления принимается по нормам, установленным заводом-изготовителем, но не ниже 1,5 от рабочего давления и не менее 200 КПа;

После чистки и ремонта – внутренний осмотр и гидравлическое испытание рабочим давлением не реже одного раза в год;

Гидравлическое испытание пробным давлением один раз в шесть лет.

Техническое освидетельствование котла осуществляет ответственный за его эксплуатацию. Результаты освидетельствования и сроки следующего освидетельствования заносят в паспорт котла.

Котлы высокого давления освидетельствует инспектор Госгортехнадзора в присутствии ответственного за эксплуатацию котлов. Освидетельствование проводят в следующие сроки:

Первичное – для вновь установленных котлов;

Периодическое – внутренний осмотр не реже одного раза в 4 года и гидравлическое испытание не реже одного раза в 8 лет.

В качестве энергетического источника для приведения в действие пневматических инструментов применяются поршневые компрессоры. Одной из основных причин их взрывов является повышение давления, которое сопровождается увеличением температуры сжатого воздуха и воспламенением остатков масла в цилиндрах.

Причинами взрыва компрессора могут стать неисправность фильтра на всасывающем патрубке, попадание в связи с этим в цилиндр пыли и образование взрывоопасных пылевоздушных смесей.

Для предотвращения взрывов, связанных с повышением давления, все компрессоры снабжают манометрами и предохранительными клапанами. В процессе эксплуатации запрещается применять произвольные сорта смазок.

Основными причинами взрывов баллонов со сжатым и сжиженным газом являются: перегрев баллонов, неисправность предохранительных устройств, удары сосудов о твердые предметы при неправильной транспортировке или переноске, при наполнении баллонов газами, для которых они не предназначены. Баллоны окрашивают в определенный цвет, установленный для газа, и делают опознавательные надписи о виде газа (таблица 3.7).

Таблица 3.7 – Опознавательная окраска баллонов

Требования к конструкции и освидетельствованию баллонов изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором.

Стоит понимать, что работа с грузоподъемными механизмами отличается повышенной опасностью. Несоблюдение правил эксплуатации или небрежное отношение к своим обязанностям специалистов, которые работают с таким оборудованием, могут привести к различным непредвиденным ситуациям, в том числе повреждению самой техники, другого имущества, а также нанесению вреда для жизни и здоровья людей. Таким образом, до начала работы с подобными устройствами, необходимо ознакомиться с правилами безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов.
Кроме того, стоит учитывать, что для выполнения таких работ допускаются лишь лица, которым исполнилось 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, специальное обучение и инструктаж.

Требования к индивидуальным средствам защиты

Требования охраны труда при эксплуатации грузоподъемных механизмов предполагают наличие у сотрудников, которые занимаются такелажными работами, специального защитного инвентаря и униформы. Прежде всего, индивидуальные средства защиты зависят от отрасли и типа груза, с которым выполняют манипуляции. В то же время, есть общие правила, которых нужно придерживаться в ходе выполнения погрузочно-разгрузочных работ:

  • при использовании подъемно-транспортного оборудования, а также средств малой механизации, необходимо надевать каски;
  • при работе с пылящимися объектами сотрудникам следует носить пыленепроницаемые очки и респираторы (фильтр меняют как минимум 1 раз в смену);
  • для работы с ручными механизмами необходимы перчатки;
  • во время выполнения манипуляций с газовыми баллонами необходимо иметь при себе противогазы;
  • нельзя работать с легковоспламеняющимися веществами в синтетической спецодежде, а также униформе из других материалов, способных накапливать статические электрозаряды;
  • хранить, дезинфицировать, стирать, ремонтировать и т. д. спецодежду можно лишь в соответствии с действующими стандартами.
Важно: Кроме того, что у каждого сотрудника, который выполняет погрузочно-разгрузочные работы, должна быть специальная одежда и инвентарь, само место производства необходимо оснастить средствами коллективной защиты. К последним относят вентиляцию, аспирационные установки, устройства для очистки воздуха и т. д.

Описание вспомогательных защитных средств

Для безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов необходимо также наличие вспомогательных защитных средств. Они предназначены для того, чтобы защищать сотрудников от случайных падений с высоты, а также неблагоприятного светового, теплового, механического, химического и электрического воздействия. Сюда включают такие элементы, как:

  • предохранительные пояса;
  • страхующие канаты;
  • средства индивидуальной защиты (для органов зрения, дыхания, тела, рук, головы) и т. д.
Важно: Для повышения безопасности работы с грузами можно приобрести специальные монтажные блоки и захваты, которые играют роль вспомогательного фиксирующего грузоподъемного оборудования. С их помощью работа с грузами становится намного легче, снижается вероятность непредвиденных ситуаций..

Особенности грузоподъемных механизмов с тормозами и стопперами с ограничителями

Для того чтобы повысить промышленную безопасность грузоподъемных механизмов, такое оборудование оснащают тормозами и стопперами. При потере контроля над грузом или самим устройством, работа будет остановлена автоматически, а груз фиксируется в текущем положении. Таким образом, снижается вероятность падения груза и другие возможные ситуации. Встроенные стопперы и тормоза характерны для монорельсов, тельферов, а также ряда других блочных систем. На сайте вы увидите широкий выбор с возможностью поднимать грузы весом от 125 кг до 10 т со встроенными тормозами, которые гарантируют безопасное производство работ грузоподъемными механизмами.


Где нельзя выполнять грузоподъемные работы

Правила безопасности при работе с грузоподъемными механизмами говорят о том, что нужно правильно выбрать место, удаленное от всех участков, которые могут представлять потенциальную угрозу для груза, сотрудников, оборудования, а также имущества и здоровья третьих лиц. Не рекомендуется выполнять грузоподъемные работы в непосредственной близости от:

  • электротехнической аппаратуры;
  • открытых инженерных трасс;
  • опасных и легко воспламеняемых веществ;
  • стройматериалов.

Основные сигнальные жесты при работе с грузами

В силу того, что при работе грузоподъемные механизмы издают много шума, а также в результате удаленности специалистов между собой, разработана специальная система жестов. Прежде всего, она необходима для общения стропальщика и крановщика. Среди самых основных жестов стоит выделить:

  • стоп. Основной жест, который подают в том случае, когда что-то пошло не так (например, груз плохо закреплен). Для его подачи делают резкие горизонтальные движения рукой вправо-влево;
  • вверх и вниз. Используют для начала поднятия груза. Ладонь, повернутую вверх, плавно поднимают. Перед подачей команды важно проверить надежность крепления. Для опускания груза вниз сигнал аналогичный (только рука движется вниз, а не вверх);
  • вправо. Слегка приподнятую правую руку сгибают и разгибают в направлении движения груза;
  • влево. Аналогичный жест, только выполняется левой рукой.
Важно: Во время подачи сигналов важно смотреть оператору грузоподъемного механизма прямо в глаза. Так стропальщик сможет понять, не прошли ли его усилия напрасно.

Лица ответственные за грузоподъемные механизмы

Важно, чтобы ответственный за эксплуатацию грузоподъемных механизмов обладал высокой квалификацией. В качестве ответственного лица назначают мастеров, прорабов, начальников участков, бригадиров. В случае выполнения складских работ такие функции ложатся на начальника склада.

Стоить принять во внимание: назначить ответственное лицо можно лишь после проверки у кандидатов необходимых знаний правил и должностных обязанностей. Делает это комиссия при участии инспектора из Госгортехнадзора. После вступления в должности, такие проверки проводят каждые 3 года.

Для ответственного лица необходимо знать:

  • правильные способы строповки;
  • порядок допуска сотрудников к работе с грузами;
  • обязанности и должностные инструкции остальных рабочих;
  • требования к таре и грузоподъемным механизмам;
  • порядок складирования грузов;
  • особенности монтажа грузоподъемных устройств;
  • знаковые жесты, а также другие правила инструкции для ответственных лиц.

Как итог, хочется еще раз подчеркнуть, что соблюдение охраны труда по работе с грузоподъемными механизмами - это залог безопасного и эффективного функционирования подобной техники.

Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин. Требования техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин

Требования техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин

К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъемными машинами с пола и к подвешиванию грузов на крюк этих машин могут допускаться рабочие других профессий, прошедшие инструктаж.


Управление автомобильным краном может быть поручено водителю автомобиля после обучения его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией. Грузоподъемные краны почти всех типов регистрируют в органах Госпроматомнадзора. Исключение составляют: краны с ручным приводом; краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарно установленного пульта; стреловые и башенные краны, рассчитанные на грузоподъемность до 1 т включительно; стреловые краны, рассчитанные на работу с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота или передвижения; переставные краны, устанавливаемые на монтируемом сооружении.


На всех рубильниках грузоподъемных машин должны быть четкие надписи с указанием, к каким машинам они относятся. Движущиеся легкодоступные части грузоподъемных машин должны быть закрыты съемными ограждениями. Работа без ограждений запрещается. Металлоконструкции и металлические части электрооборудования кранов с электроприводом, которые могут оказаться под напряжением в результате повреждения изоляции, должны быть заземлены. Краны и грузоподъемники с электрическим, гидравлическим или пневматическим приводами должны иметь автоматические устройства (концевые выключатели, ограничители грузоподъемности), обеспечивающие безопасность работы. Следует помнить, что использовать грузоподъемники и краны для перемещения людей запрещается.

Техническое освидетельствование грузоподъемных машин

Грузоподъемные машины и съемные грузозахватные приспособления до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.


Грузоподъемные машины, подлежащие регистрации в органах Госпроматомнадзора, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации.


Техническое освидетельствование должно проводиться согласно инструкции по эксплуатации грузоподъемной машины, составленной с учетом стандарта ИСО 4310. При отсутствии в инструкции соответствующих указаний освидетельствование кранов проводится согласно Правилам.


Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:


а) частичному — не реже 1 раза в 12 мес;

б) полному — не реже 1 раза в 3 года, за исключением редко используемых машин (краны для обслуживания машинных залов электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие грузоподъемные машины, используемые только при ремонте оборудования).


Редко используемые грузоподъемные машины должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже 1 раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органом Госпроматомнадзора.


Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:


а) монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новом месте;

б) реконструкции грузоподъемной машины;

в) ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов или узлов;

г) установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;

д) капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;

е) замены крюка или крюковой подвески (проводятся только статические испытания);

ж) замены несущих или вантовых канатов кабельного типа кранов;

з) установки портального крана на новом месте работы.


Внеочередное полное техническое освидетельствование производится после: монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новое место; реконструкции; ремонта металлических конструкций с заменой расчетных элементов или узлов; установки сменного стрелового оборудования; капитального ремонта или смены механизма подъема; смены крюка.


Полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины включает:

  1. осмотр всех механизмов и несущих конструкций;
  2. статическое испытание грузом, превышающим грузоподъемность машины на 25 %, для проверки ее прочности, а также грузовой устойчивости против опрокидывания. Груз поднимают на высоту 100— 200 мм для кранов стрелового типа и 200—300 мм для передвижных консольных и мостовых кранов и выдерживают в течение 10 мин. По истечении 10 мин груз опускают, затем проверяют отсутствие остаточной деформации, трещин и других повреждений;
  3. динамическое испытание грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность машины, для проверки действия механизмов и тормозов. Допускается производить динамическое испытание грузом, равным грузоподъемности машины по паспорту. При динамическом испытании производят повторные подъем и опускание груза и проверку действия всех других механизмов.

При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания грузоподъемной машины не производят.


Результаты технического освидетельствования грузоподъемных машин записывают в паспорт с указанием срока следующего освидетельствования, а на кран устанавливают таблички (бирки) с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания. Грузоподъемные машины, не прошедшие технического освидетельствования в срок, к работе не допускаются.


Домкраты испытывают при техническом освидетельствовании только на статическую нагрузку, превышающую паспортную грузоподъемность не менее чем на 10 %. Периодичность испытаний составляет 1 раз в 12 мес. Домкрат выдерживают под нагрузкой в течение 10 мин, причем винт (рейка, шток) его должен быть выдвинут в крайнее верхнее положение. У гидравлических домкратов не допускается к концу испытания падение давления более чем на 5 %. Результаты испытания заносят в паспорт.

Обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования

Безопасность при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и машин (ПТМ) обеспечивается следующими методами:

  1. определением размера опасной зоны ПТМ;
  2. применением средств защиты от механического травмирования механизмами ПТМ;
  3. расчетом на прочность канатов и грузозахватных устройств (ГЗУ);
  4. определением устойчивости кранов;
  5. применением специальных устройств обеспечения безопасности;
  6. регистрацией, техническим освидетельствованием и испытанием ПТМ и ГЗУ.

Размер опасной зоны ПТМ зависит от высоты подъема груза и длины пути перемещения ПТМ с грузом. Радиус окружности, в пределах которой может упасть груз, определяется по схеме, приведенной на рис. 3.6, а, и формуле (3.7):


R = rс + 0,5lr + 0,3H, (3.7)

где rс — вылет стрелы крана от оси его поворота (для мостовых и козловых кранов гс = 0), м; lr — наибольший линейный размер груза (при подъеме длинномерных грузов по вертикали их отлет связан с падением на всю длину), м; Н — высота подъема груза, м.


Рис. 3.6. Схема к определению опасной зоны у грузоподъемного механизма: a — определение радиуса окружности, в пределах которой может упасть груз; б определение опасной зоны при перемещении ПТМ


Определив радиус R и зная длину L пути перемещения ПТМ (крана), можно определить опасную зону возможного падения груза, которое может произойти при обрыве каната, срыве ГЗУ, плохом закреплении груза. Опасная зона определяется нанесением окружностей радиусом R с центрами на линии перемещения оси ПТМ (рис. 3.6, б).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1. Рутковский А. Л., Дюнова Д. Н. Построение алгоритмов идентификации объектов управления в замкнутых системах / Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. - 2008. - №5. - С. 3-8.

© Дюнова Д.Н., 2016

УДК: 622.691.4.004

Н.В.Ефанов

Эксперт, ООО "МАЮЛ", г. Ростов-на-Дону

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

Аннотация

Большое число несчастных случаев на производстве происходит при выполнении работ по подъему, перемещению и опусканию грузов грузоподъемными машинами и механизмами. В данной работе перечисляются требования по обеспечению безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин на основе Ростехнадзора России.

Ключевые слова

Безопасность, эксплуатация, грузоподъемные машины

Основные причины приводящие к травматизму при работе грузоподъемных машин представляют собой неправильную строповка груза, применение неисправных грузозахватных приспособлений, нахождение людей в опасной зоне или под поднимаемым грузом, несоблюдение схем строповки или технологических карт при складировании грузов, нахождение людей в полувагоне или кузове автомашины при подъеме груза краном, неправильная установка кранов вблизи откосов, котлованов и траншей; несоблюдение требований безопасности при работе стреловых самоходных кранов вблизи линий электропередачи и др.

Одной из главных причин аварийных ситуаций является неудовлетворительная организация безопасного производства работ кранами со стороны инженерно-технических работников предприятий.

Нередко лица, ответственные за безопасное производство работ кранами не проводят инструктаж крановщиков и стропальщиков по безопасности выполнения предстоящей работы, допускают использование не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза грузозахватных приспособлений и тары, не указывают крановщикам и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов, опускают обслуживанию кранов в качестве стропальщиков необученных рабочих, не указывают крановщикам безопасные места установки стреловых самоходных кранов для работы вблизи линий электропередачи, допускают производство работ без наряда-допуска в случаях, предусмотренных правилами безопасности, и не обеспечивают рабочих необходимым инвентарем и средствами для безопасного производства работ кранами, не следят за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ и технологических регламентов.

Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться механизированным способом с помощью подъемно-транспортного оборудования (кранов, погрузчиков и т.п.) и средств малой механизации, для этого необходимо обеспечивать :

Использование безопасных транспортных, коммуникаций;

Применение средств транспортирования, исключающих возникновение опасных и вредных производственных факторов;

Механизацию и автоматизацию транспортирования.

Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается выбором способов производства работ, предусматривающих предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, путем :

1. механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

2. применения устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;

3. эксплуатации производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и эксплуатационными документами;

4. применения звуковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;

5. правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства;

6. соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы должны выполняться в соответствии с технологическими картами, утвержденными руководителем предприятия.

Также способы укладки грузов должны обеспечивать требованиям устойчивости штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них; механизированной разборки штабеля и подъем груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования; безопасности работающих на штабеле или около него.

Возможность применения и нормального функционирования средств защиты работников и пожарной техники; циркуляцию воздушных потоков при естественной или искусственной вентиляции закрытых складов.

Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке и разгрузке с подвижного состава, а также при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием.

Редко используемые грузоподъемные краны должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. Отнесение кранов, к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органами Ростехнадзора.

Кран и его установка соответствуют настоящим Правилам, паспортным данным и представленной для регистрации документации а также находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу. Список использованной литературы:

1. Инженерно-консалтинговый центр ЭкспертПРО http://expertpro96.ru/trebovaniya_pb/

2. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533

3. Приказ об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков" от 20 ноября 1997 года N 44.

4. Приказ об утверждении "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" от 31 декабря 1999 года N 98.

5. Приказ об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников" от 25 июня 2002 года N 37.

6. Приказ об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)" от 11 июня 2003 года N 87.

1. К управлению грузоподъемными машинами, управляемыми с пола, а также к подвешиванию грузов на крюк машин могут допускаться лица не моложе 18 лет из числа рабочих, пользующихся этими машинами, после прохождения инструктажа и последующей проверки навыков по управлению машиной и строповке (обвязке) грузов в соответствии с установленными нормами и правилами.

2. Инструктаж лиц по управлению грузоподъемной машиной и безопасным способам строповки грузов производится мастером смены, а проверка усвоения инструктажа и допуск к работе - начальником участка; мастер и начальник участка должны быть аттестованы организацией на знание соответствующих разделов правил Госгортехнадзора как лица, ответственные за безопасное производство работ по перемещению грузов грузоподъемными машинами.

3. Инструктаж по управлению грузоподъемной машиной, управляемой с пола, способам строповки грузов и их подвешиванию на крюк должен производиться в сроки, предусмотренные для прохождения инструктажа по основной профессии рабочего, а также в случае нарушения данной Инструкции.

4. Настоящая Инструкция выдается всем лицам, работающим с грузоподъемными машинами, управляемыми с пола, под расписку, указания в ней обязательны для выполнения. Лица, не выполняющие Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно правилам внутреннего трудового распорядка организации.

Специальные требования безопасности

Перед началом работы.

5. Правильно надеть полагающуюся по нормам и находящуюся в исправном состоянии спецодежду, спецобувь, а при необходимости защитные средства (очки, щиток, рукавицы и т.п.).

6. Проверить исправность грузозахватных приспособлений:

а) наличие на них бирок или клейм с указанием номера, грузоподъемности и даты изготовления;

б) наличие обрыва отдельных проволочек троса, износа и коррозии сверх установленных норм для строп, изготовленных из стальных тросов наличие вытяжки и износа свыше 10% первоначального диаметра звена или трещин для строп, изготовленных из цепей.

7. Проверить исправность основных деталей и узлов грузоподъемной машины:

а) наличие и надежность крепления защитного заземления к корпусу кнопочной станции;

б) свободу перемещения кнопок управления в гнездах;

в) состояние троса и правильность его намотки на барабан;

г) состояние крюка (износ в зеве от грузозахватного приспособления не должен превышать 10%, отсутствие трещин, разогнутость, наличие шплинтовки и свободное проворачивание крюка в крюковой подвеске).

После указанных проверок включить рубильник;

д) работу тормоза контрольным. грузом или грузом, близким к грузоподъемности механизма, подъемом данной машиной, на высоту 200...300 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин;

е) работу ограничителя высоты подъема крюка.

8. Проверить исправность и достаточность освещения места работы.

9. При обнаружении какой-либо неисправности грузоподъемной машины или грузозахватного приспособления, а также по истечении срока очередного испытания ее немедленно сообщить мастеру и без его указаний к работе не приступать. Устранять самому какие-либо неисправности механизмов и электрооборудования запрещается.

10. Во время работы пользоваться только теми грузоподъемными машинами, на которых разрешено работать после получения соответствующего инструктажа.

11. Быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.

12. Обвязку и зацепку грузов производить только в соответствии с графическим изображением способов строповки грузов, которые должны быть вывешены на видных местах производства работ.

13. Для обвязки поднимаемого груза применять стропы, соответствующие массе поднимаемого груза, с учетом числа ветвей каната или цепи и угла их наклона.

14. Канаты и цепи подбирать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

15. Не поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность машины, указанную в паспорте. В сомнительных случаях надо узнать у мастера массу данного груза.

16. Не допускать подъема крюка грузоподъемной машины до ограничителя высоты подъема. Ограничитель высоты подъема крюка предназначен для аварийных целей.

17. При обвязке груза с острыми ребрами (углами) применять прокладки для предохранения строп от повреждения. Обвязывать надо так, чтобы исключалась возможность выпадения отдельных частей груза и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении.

18. Мелкоштучные грузы перемещать в специально предназначенной таре при загрузке ее не выше бортов. Тара должна быть исправной и иметь маркировку (номер, грузоподъемность, собственная масса и назначение).

19. При подъеме или опускании груза, установленного вблизи колонны, стены, штабеля, железнодорожного вагона, станка и другого оборудования, следить за тем, чтобы между грузом и указанными частями здания и оборудования не было людей и не находиться там самим.

20. Не поднимать груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный или залитый бетоном.

21. Механизмы подъема груза грузоподъемных машин, транспортирующие ядовитые вещества, сосуды под давлением воздуха или газа, должны иметь два тормоза.

22. При подъеме груза, близкого по массе к разрешенной грузоподъемности, следует его предварительно поднять на высоту 200...300 мм и проверить надежность действия тормоза. Во всех случаях перед подъемом груза надо убедиться, что груз надежно закреплен и не может выпасть или рассыпаться во время транспортировки.

23. При обнаружении неисправностей и ненадежной обвязке или зацепке груза опустить его и произвести строповку вновь. Помнить, что удерживать стропы, соскальзывающие с груза при его подъеме или транспортировке, а также поправлять их ударами молотка или лома запрещается.

24. При перемещении груза в горизонтальном направлении он должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше лежащих на пути предметов. Груз следует поднимать и перемещать плавно, без рывков и раскачивания.

25. Не переключать движение механизма грузоподъемной машины с прямого хода на обратный до полной его остановки.

26. Не перемещать груз над людьми. Во время перемещения груза в горизонтальном направлении находиться от него на безопасном расстоянии; не проходить в стесненных местах и по загроможденным проходам.

27. При перекосе не выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз массой своего тела.

28. Для разворота, а также для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки (канаты, крючья) необходимой длины.

29. Не подтаскивать груз по земле, полу или по рельсам при косом натяжении грузового каната грузоподъемной машины. Для этой цели пробовать установки специальных блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузового каната.

30. На месте укладки груза предварительно уложить подкладки, чтобы стропы можно было легко и без повреждений извлечь из-под груза. Помнить, что освобождать грузоподъемной машиной защемленные стропы запрещается.

31. Перед опусканием груза осмотреть место, на которое груз должен быть опущен, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.

32. При перерывах в работе и по окончании ее не оставлять груз в подвешенном состоянии.

По окончании работ

33. Поднять крюк грузоподъемной машины и выключить рубильник.

34. Убрать съемные грузозахватные приспособления в отведенное для их хранения место. О всех неполадках, замеченных во время работы, сообщить мастеру и сменщику.



Поделиться