Разница между ингушами и чеченцами. Чем чеченцы отличаются от ингушей

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

Истоки
В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.
Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.

Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».

Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».

Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.

В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».
Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».

Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса - это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Размежевание
Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.

Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.

В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».

После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.

После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Религия
Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.

В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь.

Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.

Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.

В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

Традиции
По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.

Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.

Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.

Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.

Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.
В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.

На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

75 лет назад, 23 февраля 1944 года, началась депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию. В ходе операции "Чечевица", проведенной силами НКВД, НКГБ и "СМЕРШ" под общим руководством наркома внутренних дел Л.П. Берия, были вынуждены покинуть свои дома почти 500 тысяч человек.

Обстановка в Чечено-Ингушской АССР накануне депортации

Осенью 1921 года из состава Горской республики (АССР) была выделена Чечня, в 1922 году преобразованная в Чеченский национальный округ. В июле 1924 года решением ВЦИК Горскую республику упразднили, создав на ее месте несколько автономным областей - Чеченскую с центром в Грозном, Ингушскую с центром в Назрани, Северо-Осетинскую с центром во Владикавказе. В начале 1929 года к Чеченской АО был также присоединен Сунженский казачий округ. В середине января 1934 года Чеченскую и Ингушскую автономные области объединили в Чечено-Ингушскую автономную область. В декабре 1936 года она получила статус автономном республики в составе СССР (АССР).

Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, в Чечено-Ингушетии 697 тыс. жителей (0,4% от населения СССР). Большинство составляли чеченцы 668,4 тыс. чел. (52,9%). Ингуши - 83,8 тыс. чел. (12,0%) - были третьей по численности национальностью в республике. Как чеченцы, так и ингуши были преимущественно сельскими жителями (92,6 и 97,8%). Их общая доля в сельском населении (84,9%) на 22,0 % превышала их долю в населении ЧИ АССР в целом. Русские составляли второй по численности этнос Чечено-Ингушской АССР - 201 тыс. чел. (28,8%). Они и проживавшие в республике украинцы, армяне, евреи и татары тяготели к городам. Доля русских в городском населении составляла 71,5%, второй по численности городской нацией были чеченцы, но на них, даже вместе с ингушами, приходилось всего 14,6% .

В 1922-1923 годах советская власть в Чечне и Игушетии была очень слаба и фактически существовала только на бумаге. Реальная власть принадлежала шейхам и тейповым структурам, которые с целью защиты населения от нападения банд и противодействия продкомпаниям создавали шариатские отряды и суды. В ответ население, традиционно сплоченное по линии тейповой спайки, почти повсеместно, за исключением части горных районов, поддерживало националистов. В аулах (особенно в чеченских) шел процесс проникновения мулл в советы и фактического захвата ими инструментов светской советской власти. Одновременно все еще функционировали мусульманские школы и благотворительные организации, которые нередко были не менее влиятельными, чем советы .

Горцы располагали настолько большим количеством оружия, что регулярные части были вынуждены проводить операции по разоружению аулов. Поэтому вплоть до 1938 года чеченцев и ингушей в Красную армию брали в порядке исключения. Опасаясь участия вооруженной милиции в грабежах и налетах, в Москве еще весной 1923 года решили полностью отказаться от практики набора милиционеров из числа местных жителей, хотя бы и просоветски настроенных . Вскоре, однако, было сделано единственное исключние для линейной милиции, призванной охранять железную дорогу и поезда от нападений бандитов.

Изъятие оружия и противодействие ревкомов "политическому бандитизму" не спасло территорию от череды восстаний: за период 1921-1940 годов на территории Горской, а затем Чечено-Ингушской АССР произошло не менее шести крупных повстанческих антисоветских выступлений.

В 1940 году в ЧИАССР было арестовано 1055 человек, изъято 839 винтовок и револьверов, много боеприпасов, предано суду 846 дезертиров. В том же году была выявлена повстанческая организация шейха Магомет-Хаджи Курбанова, в январе 1941 года локализовано вооруженное выступление в Итум-Калинском районе под руководством Идриса Магомадова.

После начала войны мобилизация чеченцев и ингушей оказалась фактически сорванной несмотря на то, что призыв в 1940-1941 годах проводился в полном соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности. Как говорится в подготовленном международным фондом "Демократия" сборнике документов "Сталинские депортации. 1928-1953": "полагая и надеясь, что СССР войну проиграет, многие муллы и тейповые авторитеты агитировали за уклонение от военной службы или дезертирство" .

Из-за массового дезертирства и уклонения от службы весной 1942 года приказом НКО СССР призыв в армию чеченцев и ингушей был отменен. В 1943 году был разрешен призыв примерно 3 тысяч человек, но почти две трети из них дезертировало. Из-за этого не удалось сформировать 114-й Чечено-Ингушскую кавалерийскую дивизию, ее пришлось переформировать в полк. После этого дезертирство также носило массовый характер .

Необходимо отметить, что поведение чеченцев и ингушей, дезертировавших из рядов Красной армии или даже переходивших на сторону противника, не было чем-то исключительным. В общей сложности от 800 тысяч до миллиона советских граждан всех национальностей в годы войны служили немцам с оружием в руках.

С другой стороны, согласно данным, обнародованным российским историком Василием Филькиным, на фронтах Великой Отечественной войны сражались 28,5 тысяч чеченцев и ингушей (19,5 тысяч призванных или пошедших на фронт добровольцами плюс девять тысяч тех, кого война застала в армии). По информации чеченского Общества ветеранов войны число участников войны достигает 44 тысячи человек . Многие попавшие на фронт вайнахи проявили себя с самой лучшей стороны . За годы войны 10 вайнахов стали Героями Советского Союза. На войне погибли 2300 чеченцев и ингушей.

С началом войны активизировались антисоветские вооруженные формирования в ЧИАССР.

В октябре 1941-го года вспыхнули два отдельных антисоветских восстания в Шатойском, Итум-Калинском, Веденском, Чеберлоевском и Галанчожском районах под предводительством Хасана Исраилова и Маирбека Шерипова. Они были направлены, прежде всего, против колхозного строя. В начале 1942 года Исраилов и Шерипов объединились, создав "Временное народно-революционное правительство Чечено-Ингушетии".

По мере приближения в 1942 году линии фронта к границе республике повстанческие силы стали выступать активнее. В августе - сентябре 1942 года почти во всех горных районах Чечни были распущены колхозы, к восстанию Исраилова и Шерипова примкнули несколько тысяч человек, в том числе десятки советских функционеров.

После появления осенью 1942 года немецких десантов (большую часть составляли завербованные чеченцы и ингуши) в Чечне, НКВД обвинило Исраилова и Шерипова в создании профашистских партий "Национал-социалистической партии Кавказских братьев" и "Чечено-горской национал-социалистической подпольной организации".

Однако никакого "поголовного участия чеченцев и ингушей в антисоветских бандах" не было. На учете НКВД на территории Чечено-Ингушетии состояло 150-200 вооруженных групп общей численностью 2-3 тысячи боевиков. Это примерно 0,5% населения Чечни.

Всего с начала войны до января 1944 года в республике было ликвидировано 55 вооруженных групп, 973 боевика убито, арестован 1901 человек – боевики или их пособники.

Обоснование депортации

Территория ЧИАССР практически не была под оккупацией, так что обвинить ее народы в прямом предательстве было непросто. Кроме того, депортация состоялась, когда вермахт уже был отброшен на сотни километров от Кавказа, и, следовательно, явилась не военной необходимостью, а откровенно карательным актом.

Решение депортировать чеченцев и ингушей Президиум Верховного Совета СССР мотивировал тем, что "в период Великой Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе, многие чеченцы и ингуши изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов, вступали в ряды диверсантов и разведчиков, забрасываемых немцами в тыл Красной Армии, создавали по указке немцев вооруженные банды для борьбы против советской власти, а также учитывая, что многие чеченцы и ингуши на протяжении ряда лет участвовали в вооруженных выступлениях против советской власти и в течение продолжительного времени, будучи не заняты честным трудом, совершают бандитские налеты на колхозы соседних областей, грабят и убивают советских людей". В частности, утверждалось существование массовой повстанческой организации "Объединенная партия кавказских братьев" под водительством Хасана Исраилова (Терлоева) и др.

В октябре 1943 года в республику для изучения ситуации ездил заместитель наркома, комиссар госбезопасности 2-го ранга Б.З. Кобулов. В докладной записке Л.П. Берии он писал: "Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек. В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонились от призыва. В январе 1942 г. при формировании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава. В марте 1942 г. из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13 560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам. В 1943 г. из 3000 добровольцев число дезертиров составило 1870 человек" .

По данным Кобулова, в республике насчитывалось 38 сект, включавших свыше 20 тысяч человек. Это были в основном иерархически организованные мусульманские религиозные братства мюридов.

"Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. бросили работу и бежали 80 членов ВКП (б), в том числе 16 руководителей райкомов ВКП (б), 8 руководящих работников райисполкомов и 14 председателей колхозов" , - писал Богдан Кобулов.

Операция "Чечевица" - подготовка

В ноябре 1943 года заместитель наркома внутренних дел В. Чернышев провел совещание с начальниками УНКВД Алтайского и Красноярского краев, Омской и Новосибирской областей. Он, в частности, обсуждал с ними вопросы, связанные с намечаемой операцией "Чечевица" - депортацией около 0,5 млн. вайнахов (чеченцев и ингушей). Ориентировочно намечалось в Алтайский край, Омскую область и Красноярский край переселить по 35-40 тысяч человек, в Новосибирскую обл. – 200 тыс. человек. Но эти регионы, видимо, сумели уклониться, и в плане, представленном Берии в середине декабря, дислокация была совершенно иной: горцев распределяли между областями Казахстана и Киргизии.

Для поддержания порядка в местах новых поселений намечалось открыть 145 районных и 375 поселковых спецкомендатур с 1358 сотрудниками. Был решен и вопрос о транспортных средствах. В целях обеспечения перевозок Наркомату путей СССР предписывалось с 23 января по 13 марта 1944 г. поставлять по 350 крытых вагонов, с 24 по 28 февраля – по 400 вагонов, с 4 по 13 марта – по 100 вагонов ежедневно. Всего формировалось 152 маршрута по 100 вагонов в каждом, а в целом 14 200 вагонов и 1 тыс. платформ.

29 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия утвердил "Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей".

31 января 1944 года Государственный Комитет Обороны под председательством И.В. Сталина издал два постановления о депортации чеченцев и ингушей: № ПГКО-5073сс "О мероприятиях по размещению спецпереселенцев в пределах Казахской и Киргизской ССР" и № ПГКО-5074сс "О порядке принятия на Северном Кавказе скота и сельскохозяйственных продуктов".

17 февраля 1944 года Берия доложил Сталину, что на учет как подлежащие переселению взято 459 486 чел., включая проживающих во Владикавказе и Дагестане. В ходе первой массовой операции (фазы "первых эшелонов") должно было быть отправлено 310 620 чеченцев и 81 100 ингушей.

20 февраля 1944 года в Грозный для личного руководства операцией прибыл Л. Берия вместе с И. Серовым, Б. Кобуловым и С. Мамуловым. В операции были задействованы крупные силы - до 19 тыс. оперативных работников НКВД, НКГБ и "СМЕРШ" и около 100 тыс. офицеров и бойцов войск НКВД, стянутых со всей страны для участия в "учениях в горной местности". Операция была рассчитана на восемь дней.

Операция "Чечевица" - активная фаза

22 февраля Берия встретился с руководством республики и высшими духовными лидерами, предупредил их об операции, намеченной на раннее утро 23 февраля, и предложил провести необходимую работу среди населения.

Влияние духовных лидеров было огромным и сотрудничество их в данном вопросе признавалось крайне важным. "Как партийно-советским, так и духовным лицам, используемым нами, обещаны некоторые льготы по переселению (несколько будет увеличена норма разрешенных к вывозу вещей)" , - сообщил Берия Сталину.

Для расследования операции в этом районе были созданы две комиссии - в 1956 и 1990 года, однако уголовное дело так и не было доведено до конца. В официальном отчете руководившего операцией в этом районе комиссара госбезопасности 3-го ранга М.Гвишиани говорилось лишь о нескольких десятков убитых или умерших в пути.

Кроме того, согласно опубликованному фондом "Демократия" в сборнике документов "Сталинские депортации. 1928-1953", в одном из селений были убиты три человека, в том числе восьмилетний мальчик, в другом - "пять женщин-старух", в третьем - "по неуточненным данным" "самочинный расстрел больных и калек до 60 человек".

Отдельные работники наркомата госбезопасности сообщали о "ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать", но наказания никто не понес.

Последними - 29 февраля - родные места покидала национальная политическая элита ЧИ АССР: отдельными эшелоном ее отправили в Алма-Ату. Единственное послабление для элиты состояло в том, что ее везли в нормальных пассажирских вагонах и позволили взять больше вещей. Через несколько месяцев, летом 1944 года, нескольких духовных лидеров чеченцев вызвали в республику для того, чтобы они помогли уговорить боевиков и уклонившихся от депортации чеченцев прекратить сопротивление.

Всего, как следует из доклада начальника конвойных войск НКВД генерала Бочкова Берии, в 180 эшелонах по 65 вагонов в каждом было отправлено 493 269 человек (в среднем по 2740 человек на эшелон). В пути родились 56 младенцев и умерли 1272 человека, главным образом от простуды или обострения хронических болезней.

"В переполненных до предела "телячьих вагонах", без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения... - рассказывал заведующий отделом бывшего Северо-Осетинского обкома КПСС ингуш X. Арапиев. - Пошел гулять тиф. Лечения никакого, шла война... Во время коротких стоянок, на глухих безлюдных разъездах возле поезда в черном от паровозной копоти снегу хоронили умерших (уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил смертью на месте)..."

В июле 1944 года Берия представил Сталину окончательную информацию : "Во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны НКВД в феврале-марте 1944 г. было переселено на постоянное жительство в Казахскую и Киргизскую ССР 602.193 человека жителей Северного Кавказа, из них чеченцев и ингушей - 496.460 человек, карачаевцев - 68.327, балкарцев - 37.406 чел.".

Подавляющее большинство вайнахских переселенцев было направлено в Казахстан (239 768 чеченцев и 78470 ингушей) и Киргизию (70 097 чеченцев и 2278 ингушей). Районами сосредоточения чеченцев в Казахстане стали Акмолинская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская, Семипалатинская и Алма-Атинская обл., а в Киргизии - Фрунзенская и Ошская. Сотни спецпоселенцев, работавших на родине в нефтяной промышленности, были направлены на месторождения в Гурьевской обл.

Указом от 8 марта 1944 года 714 участников депортации были награждены "за образцовое выполнение специальных заданий", в том числе боевыми орденами Суворова, Кутузова и Красного Знамени.

Однако депортация на этом не завершилась. До конца 1945 года ей подвергались чеченцы и ингуши, оставшиеся по различным причинам на территории республики, проживавшие в соседних областях и республиках, отбывавшие наказание в исправительных колониях и трудовых лагерях, расположенных на территории Европейской части РСФСР, мобилизованные в Красную Армию. По данным отдела спецпоселений МВД, среди возвратившихся с фронта спецпереселенцев Северного Кавказа насчитывалось 710 офицеров, 1696 сержантов, 6488 рядовых.

Топонимические репрессии

7 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована Чечено-Ингушская АССР, и на месте районов, населенных чеченцами, был создан Грозненский округ в составе Ставропольского края. В него вошло, однако, менее 2/3 бывшей территории ЧИАССР; одновременно в его состав добавили северо-восточные районы Ставропольского края, населенные ногайцами, даргинцами, кумыками (до 1937 года эти земли входили в Дагестан) и русскими. Позднее Грозненский округ был преобразован в Грозненскую область (с включением в ее состав бывшего Кизлярского округа).

Не включенная в Грозненский округ часть Чечено-Ингушетии – ее бывшие западные и, отчасти, южные районы (то есть собственно Ингушетия) – были переданы Грузии и Северной Осетии, а восточные и юго-восточные (в частности, Веденский, Ножайюртовский, Саясановский, Чеберлоевский в существовавших границах, а также, частично, Курчалоевский, Шароевский и Гудермесский районы) присоединены к Дагестану.

Большинство районов, населенных ингушами, были включены в состав СО АССР, - за исключением Сунженского и Галашкинского (Ассинская долина) районов, включенных в Грозненский округ, а также южной части Пригородного района (Джераховская долина), отошедшей к Грузии. К Северной Осетии отошла и часть Курпского района Кабардино-Балкарии, где до депортации также проживали ингуши. Еще раньше - Указом от 1 марта 1944 года - к Северной Осетии из Ставропольского края был отнесен город Моздок с русским населением. "Освободившиеся" после депортации земли заселены в основном осетинами из Грузии (в Пригородном районе) и русскими (в Сунженском).

Соответственно, репрессированы были и все ингушские названия, их заменили осетинскими или русскими. Так, Указом ПВС РСФСР от 29 апреля 1944 года районы, отошедшие от Чечено-Ингушетии к Северной Осетии, были переименованы: а) Пседахский - в Аланский; б) Назрановский- в Коста-Хетагуровский; в) Ачалукский - в Нартовский (с переносом центра из с. Ачалуки в с. Нартовское - бывшее Кантышево). Другим Указом ПВС РСФСР (от 30 августа 1944 года) переименованы были все районы и их центры в Грозненской обл.

Переселенцы, включая детей, обязаны были еженедельно отмечаться в спецкомендатурах. За самовольное оставление места жительства полагалось 20 лет лагерей.

Власти далеко не везде смогли обеспечить вновь прибывших продовольствием, работой и жильем. Сложно сказать, чего здесь было больше: жестокости по отношению к "предателям", или обычной неразберихи, неизбежной при скоропалительном и массовом переселении.

Реабилитация и возвращение

16 июня 1956 года с чеченцев и ингушей были сняты ограничения по спецпоселению, но без права возвращения на родину.

9 января 1957 года указами Президиума ВС СССР и Президиума ВС РСФСР восстановлена Чечено-Ингушская АССР, в состав которой были включены три района, изъятые из Ставропольского края и населенные преимущественно казаками и ногайцами - Каргалинский, Шелковской и Наурский. Чеченские земли, отошедшие к Дагестану и Грузии, были полностью возвращены, у большинства районов были восстановлены чеченские и ингушские названия.

Ряд горных районов под предлогом экономической нецелесообразности ведения в них сельского хозяйства для проживания чеченцев был закрыт (Итумкалинский, Галанчжоский и Шароевский районы; до депортации в них проживало более 75 тыс. чел.), а их жителей стали селить в казачьих станицах и в плоскостных аулах трех районов, переданных из состава Ставропольского края. Было запрещено возвращение в родные аулы чеченцев-аккинцев, проживавших до депортации в Хасавюртовском, Ново-Лакском и Казбековском районах Дагестана: для них, согласно специальному постановлению Совета министров Дагестанской АССР №254 от 16 июля 1958 года, был установлен специальный паспортный режим.

Не была возвращена и примерно 1/6 часть бывших ингушских земель, в частности, прилегающий к Владикавказу и несколько усеченный при депортации Пригородный район (один из пяти ингушских районов, переданных после депортации в Северную Осетию), узкая полоска по правому борту Дарьяльского ущелья от границы с Грузией до реки Армхи (этот участок, как и Джераховское ущелье, в 1944 –1956 гг. входил в состав Грузии), а также часть бывшего Пседахского района - узкая 5–7-километровая полоса, связывающая основную территорию с Моздокским районом (так называемый "Моздокский осетинский коридор").

Сразу после указа десятки тысяч чеченцев и ингушей в Казахстане и Киргизии уволились с работы, распродали имущество и стали добиваться выезда к прежнему месту жительства.

Весной 1957 года на родину возвратилось 140 тыс. чел. (при плане в 78 тыс. чел.), а к концу года - около 200 тыс. человек. Власти были вынуждены летом 1957 года временно приостановить возвращение чеченцев и ингушей на родину.

Одной из причин была складывающаяся на Северном Кавказе напряженная ситуация - местные власти оказались не готовы к массовому возвращению и конфликтам между вайнахами и занявшими в 1944 году их дома и земли поселенцами из Центральной России и малоземельных районов Северного Кавказа.

В августе 1958 года после убийства на бытовой почве вспыхнули беспорядки, около тысячи человек захватили обком партии в Грозном и устроили там погром. Пострадали 32 человека, в том числе четыре работника МВД, умерли двое гражданских и 10 были госпитализированы, арестованы почти 60 человек.

Осетинское население из Назрановского, Пседахского и Ачалукского районов в течение 1957–1958 гг. было переселено - но не в Грузию, откуда его привозили по разнорядке, а в Пригородный район, в котором также оставались обосновавшиеся там осетинские переселенцы.

Ингушам не запрещалось возвращаться в Пригородный район. Но возвращаться приходилось в занятые чужими людьми села, строиться на окраинах и задворках, под косыми недружелюбными взглядами непрошеных соседей, а то и вовсе на пустом месте (так возник, например, совершенно новый ингушский поселок Карца). В результате Пригородный район стал ареалом чересполосного, смешанного и весьма плотного расселения двух этносов с натянутыми отношениями друг с другом.

В 1959 году на родине (с учетом Пригородного района) проживало лишь не более 60% чеченцев и 50% ингушей. К 1970 году эта доля достигла, соответственно, 90% и 85%.

В целом же темпы возвращения чеченцев и, особенно, ингушей на родину были значительно ниже, чем у других репрессированных народов. В случае ингушей это в значительной мере объясняется невозвращением земель.

В отличие от других национальных образований в составе СССР, пост первого секретаря Чечено-Ингушского обкома партии всегда занимали русские. Единственным исключением стал последний партийный глава республики Доку Завгаев .

14 ноября 1989 года и 26 апреля 1991 года были приняты законы СССР и РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в основном дублировавшие друг друга.

С одной стороны, они предусматривали "признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством".

С другой стороны, указывалось, что "процесс реабилитации не должен ущемлять права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на данных территориях".

Трудноразрешимое противоречие привело к конфликтам, так до конца не разрешенным.

Примечания

  1. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Основные итоги. М., 1992.
  2. На 1 мая 1930 г. в Чечне было зафиксировано 675 общественных и 2000 кубовых мечетей, 450 общественных и 800 кубовых мулл, 34 шейха, 250 потомков пророка Магомета и прочих религиозных авторитетов, 150 знахарей, 168 арабских школ повышенного и пониженного типа, действовали 32 секты: Вайнахи и имперская власть: проблема Чечни и Ингушетии во внутренней политике России и СССР (начало XIX - середина XX в.) / В. А. Козлов, Ф. Бенвенути, М. Е. Козлова, П.М. Полян и др. М.: Фонд "Президентcкий центр Б. Н. Ельцина", 2011. С. 448-449.
  3. Чечня: Вооруженная борьба в 20-30-е годы // Военно-исторический архив, №2, 1997, С. 124.
  4. Наказанный народ. Как депортировали чеченцев и ингушей // РИА Новости, 22.02.2008.
  5. Артем Кречетников. Операция "Чечевица": 65 лет депортации вайнахов // BBC Russian, 23.02.2009.
  6. Бугай Н.Ф. Правда о депортации чеченского и ингушского народов // Вопросы истории, №7, 1990.
  7. П. Полян. Не по своей воле... История и география принудительных миграций в СССР. О.Г.И - Мемориал, Москва, 2001.
  8. Сопротивляемость организма // Известия, 17.03.2004.
  9. Бугай Н.Ф. Депортация народов. Сб. "Война и общество", 1941-1945 книга вторая. М., 2004.

В Советском Союзе чеченцы и ингуши проживали в одном национально-территориальном образовании – Чечено-Ингушской Автономной Республике. Ее разделение на Чеченскую и Ингушскую Республики произошло после 1991 года, когда развалился СССР. Чем отличаются чеченцы от ингушей, что у них общего и что послужило поводом для разделения? Обо всем этом – чуть ниже.

Чеченцы и ингуши в древности

Отсутствие в древности у чеченцев и ингушей письменности стало причиной того, что мы знаем об их древней истории только по летописям соседних с ними народов. Да и то, сведения эти отрывочны и зачастую необъективны, поэтому их древняя история большей частью представляет собой набор гипотез. На сегодняшний день точно установлено, что и чеченцы, и ингуши являются древнейшими жителями Кавказа. Оба эти народа относятся к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи. Предки ингушей, по одной из версий, в составе племенного союза аланов участвовали в Великом переселении народов, сокрушившем Римскую империю.

В начале нашей эры часть ингушей, судя по сообщениям древних авторов и по руинам христианских культовых строений, приняла православие, которое позже было вытеснено исламом. Вместе с тем у них долгое время сохранялось язычество, а ислам окончательно утвердился лишь к середине 19 века, причем главным фактором его принятия стала Кавказская война. О том, что ислам среди северокавказских горцев не имеет глубоких корней, писал еще А. С. Пушкин («Путешествие в Арзрум»), который в 1829 году во время Русско-персидской войны проезжал через эти края. Несмотря на то что большинство ингушей приняли российское подданство еще в 1770 году, некоторые тейпы участвовали в войне на стороне Шамиля.

Отличие чеченцев от ингушей состоит в том, что на исторической сцене они появились раньше ингушей. По крайней мере существует гипотеза, что именно предки чеченцев известны в древних ближневосточных анналах как хурриты, жившие во 2 тысячелетии до нашей эры. Правда, тут исторически корректней было бы говорить о том, что хурриты являются отдаленными предками как чеченцев, так и ингушей (а возможно, и некоторых дагестанских народов), и участвовали в этногенезе еще нескольких современных кавказских народов, в частности армян. Позже хурриты были ассимилированы соседями, а часть их ушла на Северный Кавказ.

Контакты чеченцев с русскими начались в 18 веке, когда Российская империя стала колонизировать Кавказ. Они носили почти исключительно характер вооруженных столкновений. Во время Кавказской войны у чеченцев, так же, как у ингушей, окончательно утвердился ислам в форме суннизма. Степень языковой близости настолько велика, что их языки различаются меньше, чем русский и украинский, то есть взаимопонимание осуществляется без затруднений.

Сравнение

Чеченский этнос разделяется на девять так называемых тукхумов – военно-политических объединений, которые состоят из тейпов (кланов). У ингушей деления на тукхумы нет, в вайнахской среде их иногда называют «десятым тукхумом», подчеркивая близость чеченцев и ингушей. Почему сложилось такое положение, что два близкородственных народа, живущие по соседству, разделились? На этот счет существует несколько гипотез.

Согласно наиболее вероятной, причиной послужило принятие ингушами в 18 веке российского подданства. В условиях, когда формирование и ингушей, и чеченцев как наций не было завершено, разница в политической истории привела к образованию сначала ингушского субэтноса в составе других вайнахов, впоследствии выделившегося в самостоятельный народ. Однако у них по-прежнему больше общего, чем различий: оба народа исповедуют ислам в форме суннизма, проживают в смежных субъектах Российской Федерации. Оба народа имеют диаспоры за пределами РФ и СНГ, правда, у чеченцев она больше и влиятельней по причине большей численности народа, а также потому, что после Кавказской войны часть чеченцев покинула Северный Кавказ и переселилась в Саудовскую Аравию. Там и сейчас многие посты в вооруженных силах занимают этнические чеченцы.

Таблица

В чем разница между чеченцами и ингушами, показано в приведенной ниже таблице. Как видим, различия в основном в самосознании народов (принятии факта своей инаковости по отношению друг к другу) и в численности. А в остальном чеченцы и ингуши очень похожи.

Первоначальная общность двух этих народов была несколько разобщена ходом Кавказской войны девятнадцатого века и политикой царских властей. Сейчас та часть населения, которая называется простым народом, более привержена единству, считая, что это единый народ - чеченцы и ингуши. Разница подчёркивается только творческой интеллигенцией, которая не видит здесь единого этноса.

Восьмидесятые годы

Самое начало восьмидесятых годов ознаменовалось резким взвинчиванием напряжённости в добрососедских отношениях: развернулась борьба за Пригородный район (Чермен, Камбилеевское, Октябрьское), в ходе которой осетины потребовали выселить всех ингушей за пределы республики. Начались массовые беспорядки, сопровождавшиеся вводом армейских частей для водворения миропорядка. Ингушам ограничили прописку, что они справедливо сочли дискриминацией. Продолжились стычки с убийствами и избиениями.

Всё это продолжалось и в 90-е, причём ингушам постоянно напоминали об их деятельности во время Второй мировой, о связях многочисленных банд с вермахтом, о зверских расправах с красноармейцами. В 1991 году ингуши законфликтовали с осетинской милицией до такой степени, что было введено чрезвычайное положение, а Верховный Совет решил даже пойти на уступки народу, обиженному депортацией. Но судьба распорядилась иначе.

Советский Союз перестал существовать, Чечня объявила о независимости, а Ингушетия решила остаться в составе РФ. В 1992-м Ингушетия снова стала республикой в составе России. Тогда же в Пригородном районе произошла целая серия убийств ингушей, после чего были проведены границы между Ингушетией и Северной Осетией, а злополучного района последняя лишилась. Осетины - тоже народ горячий: работники ГАИ начали стрелять по ингушам, после чего последним было разрешено не только носить, но и применять огнестрельное оружие. Война останавливаться не хотела никак. Ингуши блокировали пост внутренних войск и потребовали вывода вооружённых сил РФ со своей территории. Боевые действия продолжились.

Если русские уйдут с Кавказа

Что тогда? Будет кровавый хаос, как утверждают местные жители, наученные горьким опытом. Они помнят, что случилось в Чечне после полного выдавливания всего русского населения: был криминальный беспредел, людей похищали не только в Чечне, но и по всей стране, после чего появились ваххабиты со своей объединяющей идеологией, и почти сразу началась гражданская война.

Порядка и тишины на Кавказе не было никогда, его вообще там просто быть не может, поскольку сильной государственности традиционно нет и взяться ей неоткуда. Соседи здесь всегда то более, то менее активно убивали друг друга. А кроме того, угоняли скот, грабили, воровали женщин, а потом за всё это жестоко мстили. Вот когда был сильный внешний управляющий - определённый, пусть не полный порядок всё-таки наблюдался. Например, при владычестве Российской империи или при СССР.

Без сильной руки ингуши и чеченцы снова будут затевать территориальные споры и друг с другом, и со всеми соседями. Объединение вряд ли возможно. Временно примирить враждующих обычно помогает шариат и адат (обычай). Но решать на Кавказе по шариату или адату могут только очень близкие "свои" - односельчане, родственники или на крайний случай представители одной народности. Поскольку в этом регионе народностей огромное количество, решение вряд ли придёт.

Главный арбитр на Кавказе - выгода. И сила. Чеченцы могут ингушей просто купить: помощью в погроме осетин, например. Или посулить участие в делах "чеченской империи". Только в этом случае ингуши признают власть чеченцев и даже, может быть, поклонятся. Без бонусов все эти споры решаются только силой. Так было всегда, и вряд ли что-то изменилось за последние десятилетия.

ЧИНГИСХАН:
Вот как отзывались об Г1алг1аях - (Ингушах) - представители других народов в разные века и года … В 13-веке напав на государство Г1алг1аев - (Ингушей) - Аланию и разрушив столицу Г1алг1аев-(Ингушей)-город солнца Магас - Чингизхан оставил заметку в своем дневнике - "Я ЗАВОЕВАЛ ПОЛ ЕВРОПЫ И ГОРОД МАГАС"- то есть он сравнил битву за город Магас с битвой за целый материк … § …
Оставьте в покое Кавказ, отзовите из гор войска. Живыми их не сломить, а мертвые дань не платят». Чингисхан так про предков Вайнахов Ингушей и Чеченцев, писал сам Чингисхан который завоевал пол мира но так и не смог завоевать и покорить Аланов предков Вайнахов!

В 17-веке Имам Шамиль после завоевания почти всего Кавказа - три раза нападал на Г1алг1аев-(Ингушей)-что бы силой захватить этот народ - и трижды потерпев поражение понял – что этот народ нельзя покорить силой.

Вначале 20-века Деникин свободно разгуливая по Кавказу со своим войском не успев вступить на землю Г1алг1аев -(Ингушей) - получил решительный отпор и был разгромлен. - После своего поражения Деникин пишет так о своем враге – ИНГУШИ НАИМЕНЬШИЙ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАРОД НА КАВКАЗЕ И ПРИ ЭТОМ НАИБОЛЕ СИЛЬНЫЙ И ВОИНСТВЕННЫЙ НАРОД НИ ТОЛЬКО НА КАВКАЗЕ НО И ВО ВСЕМ МИРЕ … § … "Ингуши не подлежат перевоспитанию"

Генерал Ермолов … § … "По важности места, занимаемого ингушами…сколь неприятные последствия могли бы произойти, если бы народ сей самый воинствующий и мужественнейший был доведен до возмущения, решил бы удалиться в горы." Генерал Ермолов … § … "Ингуши - наименьший по численности и наиболее спаянный и сильный военной организацией народ, оказался по существу, вершителем судеб Северного Кавказа." Генерал А.И. Деникин …

Характер их отличается удивительной вспыльчивостью. Каждое бранное слово ингуш считает для себя высочайшим оскорблением и нередко мстит обидчику смертью. Не дорожа до такой степени жизнью другого человека, он мало ценит и свою, а вследствие этого отличается удивительным геройством. Эта черта характера принадлежит не только мужчинам, но также и женщинам, из которых каждая решится пожертвовать жизнью, но никого не допустит оскорбить себя…
Лядов В. КАВКАЗ В ФИЗИЧЕСКОМ И ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИЯХ.
В жур.: "РАССВЕТ", т. IV. - СПб., 1859г. ! … § …

Я послал к Ингушам 18 тысяч Казаков считая, что их по численности Ингушей будет достаточно, приехав утром из завоеванной Чечни, посмотреть на завоеванные земли Ингушей я увидел только трупы Казаков и понял что действительно этот народ и есть Воинственный и никем не покоренный народ Ингуши, развернул карету и поехал в свою Чечню отдыхать! После этого поражения я приказал Установить Редут на подходах к Назрани для защиты Осетин и другого насения Кавказа от нападений Дагестанцев и Чеченцев и нанимать туда для службы Ингушей, которые также нанимались для усмирения Восстаний в Чечне в Дагестане а также на всем Кавказе. После была построена вторая Крепость для Ингушей в г. Владикавказе! "А.П. Ермолов

Хроники-Летописи про Гаргареев-Алан-Дзурдзук- Цанар-Кистов(Глигви- Г1алг1ай)_ По данным античных, грузинских, армянских письменных источников в I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. известны этнонимы малхи, махалоны, кавкасиане, хамекиты, дурдзуки, глигвы, двалы, дигоры, колхи, халибы, санары, махалы, ганахи, халы, сьербы, троглодиты, кисты и др., под которыми в различные периоды различным авторам были известны племена далеких предков ингушей. Часто древние авторы называли северокавказские племена (в том числе и праингушские) скифами и сарматами

В то время как некоторые взрывают и уничтожают на Кавказе памятники Лермонтову Михаилу Юрьевичу другие ставят памятник ему у себя на своей исторической родине. Бюст Великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову перед зданием ЦАО г. Назрань Республика Ингушетия
Кто-то Великому сыну России ставит бюсты, кто-то и в школьной программе изучать произведения его запрещает…

Сторожевые великаны из произведения Лермонтова

И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы -
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!
И дик и чуден был вокруг
Весь Божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье Бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.
Михаил Лермонтов, 1839

Считается, что текст на Зеленчукской стелле на осетинском языке на том основании, что там присутствует слово "фурт" (сын по-осетински), но не учитываетсчя что само это слово в осетинский язык попало из языка аборигенного населения этих мест до перехода его на иранский язык. Например: в ингушском языке "фу" - это яйцо, фурт "потомство". А в хурритском языке "фуртаки" значит "сын".

Деникин в своих мемуарах пишет, что на Кавказе Чеченцев-17% Осетин 14% Кабардинцев 8% Ингушей 4%, и что заправляют там именно Ингуши. Кабардинцев грабят по привычке, казаков в счет уплаты за сотруничество, дагестанцев за плодородные земли, а Осетинов просто потому, что те трусы и чужаки.

Высказывание БЕРИИИ:
" Аланское отродье ""
«Берия оторвался от бумаги, поправил
пенсне:
– Вот вам, товарищи, пример народа,
который упорно отказывается влиться
в массы. Ингуши в Гражданской
отличились. Красная Ингушетия! Да им
просто выдался случай показать свои
волчьи зубы. Лишь бы порвать
«чужеземцев», и им, на самом деле,
наплевать красное мясо рвут их зубы
или белое. Аланское отродье! Один
ученый-историк на Северном Кавказе
меня просветил. Оказывается, они с
древних времен известны своей
неукротимостью. Их потому и
истребляли. Этот ученый объяснил
мне, что аланскими отпрысками
являются карачаевцы, ингуши,
чеченцы, балкарцы и дигорцы. Ну,
дигорцев пока оставим, но
остальные…
Сейчас идет война. Красная Армия
отстаивает свободу и независимость не
только всех советских людей, но и
всего человечества.
«Кто не с нами - тот против нас» -
говорил Владимир Ильич. Так вот за
полтора-два года задокументирована
предательская сущность указанных
народов на основании неопровержимых
фактов. Мы собрали полные сейфы
документов, работали, не покладая
рук. И мир, борющийся с фашистской
гидрой, нас не осудит - мы ему
документы под нос.
С волжскими немцами мы уже
расправились. Они пострадали не
потому, что они - немцы и могли
сочувствовать немецкой армии. Нет!
Это мы говорим: так надо для
политики. Они, фольке дойче, повинны
в том, что, прожив триста лет в массе
русского народа, не смешались, не
растворились, а сохранили свою
характерную немецкую идентичность:
язык, характер, привычки. Что ж,
поглядим, какими они выйдут из этой
мельницы. Товарищи, вы самые
ответственнейшие за выполнение
секретных предписаний ЦК и
Правительства.
За немцами последуют ингуши,
чеченцы, балкарцы, карачаевцы,
курды, турки из Грузии, греки, татары
из Крыма и кое-кто другой. У нас с
вами полтора-два года, чтоб
юридически обосновать необходимость
депортации этих народов (лучше бы,
конечно…). Документики, товарищи,
документики! Делайте их, создавайте,
творите!
Целые вагоны компромитирующих
документов! Да не жалейте вы бумагу
и чернила! Поощряйте писак! Вот в чем
наша с вами главная задача…
Надеюсь, вы понимаете, что я не от
себя это говорю»
Греки и римляни описывают алан светловолосыми и светлокожими (ну, относительно себя, конечно), но осетино среди соседей выделяются более смуглой кожей и темными волосами. Исследователи (кроме конечно Коха, Гана и других первых немецких нацистов, пытавшихся доказать своим соотечественникам, что на Кавказе живут остатки готов), также подчеркивают эту их особенность.

СТАЛИН:
Из архива ЦГА. Беседа Сталина с депутатом-ингушом Бузуркиевым: сталин: -Товарищ Бузуркиев, как Вы смотрите на то, чтобы ингушей и осетин стенка на стенку поставить? Бузуркиев: - "Давайте хоть сегодня, товарищ Сталин!" - "Да-а-а, товарищ Бузуркиев, я знаю, что ингуши задавят осетин. Но я не позволю вам этого сделать. И не потому, что какая-то из моих бабушек осетинка, и дед, моего отца носил фамилию Дзугаев, а потому, что осетины мне ближе подуху…

"Чеченцы, великолепные наездники-могут преодолевать за одну ночь 120, 130 или даже 150 верст. Их кони, не сбавляя шагу-всегда галопом, штурмуют такие склоны, где казалось бы не пройти и пешему.... Если впереди лежит расщелина, к-ю не решается преодолеть сходу его конь, чеченец закутывает голову скакуна буркой и, доверив себя Всевышнему, заставляет иноходца перепрыгивать через пропасть глубиной до 20 футов""
А. Дюма Кавказ (Париж, 1859)

Чеченцы были всегда грозным противником. Они бились с нами не на жизнь, а насмерть.""
В.А. Потто. Исторический очерк Кавказских войн.. (Тифлис, 1899)
Способности этого племени-вне сомнений. Из кавказских интеллигентов есть уже много чеченцев в школах и гимназиях. Где учатся они - ими не нахвалятся. Те, которые высокомерно унижают непонятного горца, должны согласиться, что разговаривая с простым чеченцем, чувствуешь, что имеешь дело с человеком чутким к таким явлениям общественной жизни, которъе почти недоступны нашему крестъянину средних губерний""
Немирович- Данченко. Вдоль Чечни.

Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности - не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это - чечены.
Мы уже видели, как они относились к лагерным беглецам. Как одни они изо всей джезказганской ссылки пытались поддержать кенгирское восстание.
Я бы сказал, что изо всех спецпереселенцев единственные чечены проявили себя зэками по духу. После того как их однажды предательски сдёрнули с места, они уже больше ни во что не верили. Они построили себе сакли - низкие, тёмные, жалкие, такие, что хоть пинком ноги их, кажется, разваливай.
И такое же было всё их ссыльное хозяйство - на один этот день, этот месяц, этот год, безо всякого скопа, запаса, дальнего умысла. Они ели, пили, молодые еще и одевались.
Проходили годы - и так же ничего у них не было, как и в начале. Никакие чечены нигде не пытались угодить или понравиться начальству - но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны. Презирая законы всеобуча и те школьные государственные науки, они не пускали в школу своих девочек, чтобы не испортить там, да и мальчиков не всех. Женщин своих они не посылали в колхоз. И сами на колхозных полях не горбили. Больше всего они старались устроиться шофёрами: ухаживать за мотором - не унизительно, в постоянном движении автомобиля они находили насыщение своей джигитской страсти, в шофёрских возможностях - своей страсти воровской. Впрочем, эту последнюю страсть они удовлетворяли и непосредственно. Они принесли в мирный честный дремавший Казахстан понятие: "украли", "обчистили". Они могли угнать скот, обворовать дом, а иногда и просто отнять силою. Местных жителей и тех ссыльных, что так легко подчинились начальству, они расценивали почти как ту же породу. Они уважали только бунтарей.
И вот диво - все их боялись. Никто не мог помешать им так жить. И власть, уже тридцать лет владевшая этой страной, не могла их заставить
уважать свои законы.
А.И. Солженицын "Архепилаг Гулаг"

Чеченцы - самые смелые и непокорные племена на Кавказе. Они воинственны еще более, чем лезгины; наши войска никогда не могли покорить этот народ, несмотря на многочисленные экспедиции, предпринятые против них, и опустошения, которым неоднократно подвергались их земли."Ген. Ермолов.

"Еще не родился такой человек,
Чтоб горы уставить гробами,
Чтоб сдвинуть Казбек дерзновенной рукой,
Чтоб сделать ЧЕЧЕНЦЕВ рабами!" М.Ю. Лермонтов

"...Если бы не было причин для раздоров в их среде, Чеченцы стали бы очень опасными соседями, и можно не без основания применить к ним то, что говорил Фукидид о древних скифах: "Нет в Европе, ни в Азии народа, который мог бы оказать сопротивление им, если бы последние объединили свои силы"
Иоганн Бларамберг, «Кавказская рукопись».

Но существует воспитание: уважение к старшему, уважение к другу, уважение к женщине, законопослушание. Уважение к религии, причем не напускное, не надуманное, а настоящее. Я очень люблю и уважаю вайнахов. И они проявляют ко мне самое доброе отношение, хотя бы по той простой причине, что я за всю свою долгую жизнь никогда ни словом, ни делом не изменил этому народу. Чеченцы - мужественный, непобедимый, нравственно чистый народ. А бандиты? Так они есть и среди русских, бандитов и у евреев достаточно...
...И когда мой сын или дочь начинают мне перечить, говорю: «Тебя надо было на воспитание в Чечню отправить, ты бы научился уважать родителей... Мне по душе эта культура.
Иосиф Кобзон

«Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся как чеченцы, на земле не существует и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев, а точнее, через полное их уничтожение».

«Государь!.. Горские народы примером независимости своей в самых подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости».
Из рапорта А. Ермолова императору Александру I 12 февраля 1819 г.

«Так же невозможно покорить чеченцев, как сгладить Кавказ. Кто, кроме нас, сможет похвастаться, что видел Вечную войну?»
Генерал Михаил Орлов, 1826 год.

«Чеченцы кроме русских и евреев являются самым образованным народом в составе Российской Федерации. В силу национальных особенностей, в силу закрытости и консервативности чеченцы смогли казахстанскую ссылку превратить для себя в возможность инновационного рывка. В то время как многие народы Кавказа и Прикавказья, попав в ссылку, практически погибли, минимально русифицированные чеченцы сумели интенсифицировать свою жизнь и резко, скачком, во много раз повысить уровень образования. Чеченцы вышли к ситуации 90-х годов органически принадлежа к высокотехнологической части советской элиты. Напомню, что многие министры в сырьевых отраслях, нефтяной и нефтегазовой, газодобывающей, были чеченцы и ингуши".
Максим Шевченко.

Кто-то справедливо заметил, что в типе чеченца, в его нравственном облике есть нечто, напоминающее Волка. Лев и Орел изображают силу, те идут на слабого, а Волк идет на более сильного, нежели сам, заменяя в последнем случае все – безграничной дерзостью, отвагою и ловкостью. И раз попадет он в беду безысходную, то умирает уже молча, не выражая ни страха, ни боли, ни стона»
(В. Потто, XIX век).

Что же касается чеченцев, то они, на мой взгляд, в массе своей обладают повышенным потенциалом мужества, энергии и свободолюбия. В конце первой чеченской войны я писал в тогдашней еще «Независимой газете», что чеченцы представляют по своим качествам, включая и интеллектуальные данные, некую флуктуацию позитивных свойств. Я знаком со многими чеченцами разного положения и возраста, и всегда поражаюсь их уму, мудрости, собранности, настойчивости. Одним из слагаемых упомянутой выше флуктуации мне представляется то обстоятельство, что чеченцы, единственные среди народов Российской империи, не имели аристократии, никогда не знали крепостного права, и лет уже примерно триста живут без феодальных князей".
(Вадим Белоцерковский, 22.02.08 г.)

Чеченцы, как мужчины, так и женщины, наружностью чрезвычайно красивы. Они высоки ростом, очень стройны, физиономии их, в особенности глаза, выразительны; в движениях чеченцы проворны, ловки; по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют «французами Кавказа», но в то же время подозрительны, вспыльчивы, вероломны, коварны, мстительны. Когда они стремятся к своей цели, для них хороши все средства. Вместе с тем чеченцы неукротимы, необыкновенно выносливы, храбры в нападении, защите и преследовании. Это – хищники, каких немного среди гордых рыцарей Кавказа; да и сами они не скрывают этого, избирая среди царства животных своим идеалом волка»
«Покорённый Кавказ. Очерки исторического прошлого и современного Кавказа СПб. 1904 г. Каспари.)

«Чеченцы очень бедны, но за милостыней никогда не ходят, просить не любят, и в этом состоит их моральное превосходство над горцами. Чеченцы в отношении к своим никогда не приказывают, а говорят ""Мне бы нужно это, я хотел бы поесть, сделаю, пойду, узнаю, если Бог даст». Ругательных слов на здешнем языке почти не существует...»
С. Беляев, дневник русского солдата, бывшего десять месяцев в плену у чеченцев.

«...Чеченцы не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. «Зачем уничтожать дар божий и труд человека», – говорили они... И это правило горского «разбойника» есть доблесть, которой могли бы гордиться народы самые образованные, если бы они имели её...»
А.А. Бестужев-Марлинский в «Письме доктору Эрману».

«Чеченцы! Вы – кремень! Вы – сталь, вы – алмаз! Стереть в порошок вас пытались не раз. Вы доброго семени стойкое племя, и вами веками гордится Кавказ!»
М.Ю.Лермонтов.

А в Русско-Чеченской войне 1994-96 годов, бойцы Чеченского Сопротивления сами связывались с родителями плененных ими Русских солдат, которые приехали убивать Чеченцев, и отдавали им их сыновей живыми.

Родителей Русских солдат, приехавшим в поисках пленных и без вести пропавших сыновей Чеченцы принимали у себя дома, давали ночлег, еду и никогда и не у кого не было и мысли взять за это какую-либо плату.

Право на свой дом по обычаю Чеченцев считается священным и не прикосновенным. За обиду хозяина в его собственном доме обидчик несет больше ответственности, чем за подобную обиду нанесенную в другом месте.

Входящему в чужой дом полагается просить на это разрешения хозяина. Разрешение следует сразу.
Чеченцы являются утонченно вежливыми хозяевами и гостями. …чеченцы отличаются самым радушным гостеприимством. Каждый старается окружить гостя тем материальным довольствием, какого сам не имеет ни в годовые праздники, ни в торжественные минуты для своего семейства».

(Дубровин. «История войны и владычества русских на Кавказе». 1871г. т.1. кн.1. стр.415.)
Существуют многочисленные материалы, которых можно найти, в частности в Актах собранных Кавказской Археографической Комиссией, доказывающие, например, как Русские солдаты убегали в Чечню на протяжении длительного периода Кавказской войны.

Беглых солдат, не смотря на то, что они пришли на их землю с войной Чеченцы принимали с уважением, согласно Чеченскому обычаю гостеприимства, и то, что их так принимали хорошо видно, как царским властям было очень трудно заставить Чеченцев выдать беглецов, для расправы.

За них предлагали большие деньги, а в противном случае угрожали уничтожением целого Чеченского селения, что порой и приводилось в исполнение.
Подробности о куначеских связях времен Кавказской войны можно найти и в сообщениях современников.

Так, например, Н. Семенов приводит яркие примеры того, как бежали в горы Русские крепостные крестьяне, солдаты, казаки. Они всегда «находили приют и гостеприимство» у Чеченцев и жили «довольно неплохо» в аулах Чечни.
(Н. Семенов. «Туземцы Северо-Восточного Кавказа». спб.1895г. стр.120.)
Известный кавказовед А.П. Берже, изданной в 1859 году в своей книге «Чечня и Чеченцы» пишет:

«В образе жизни между зажиточным и бедным Чеченцами почти нет никакой разницы: преимущество одного перед другим выражается отчасти в одеянии, более же всего в оружии и лошади …. Чеченцы в своем замкнутом кругу образуют с собой один класс – людей вольных, и никаких феодальных привилегий мы не находим между ними»
(А.П. Берже. «Чечня и чеченцы». Тифлис. 1859. стр.98-99.).



Поделиться