Фз от 22.07 08 г 123 фз. показателей, необходимых для оценки пожарной

ВЫДЕРЖКИ из:

"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Классификация зданий по огнестойкости и функциональной пожарной опасности
Ф1 - для постоянного проживания и временного (в том числе круглосуточного) пребывания людей (для этих зданий характерно наличие спальных помещений):

Ф1.1 - детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпусашкол-интернатов и детских учреждений;

Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и дома отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;

Ф1.3 - многоквартирные жилые дома;

Ф1.4 - одноквартирные, в том числе блокированные, жилые дома.

Ф2 - зрелищные и культурно-просветительные учреждения:

Ф2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях

Ф2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;

Ф2.3 - учреждения, указанные в Ф2.1, на открытом воздухе;

Ф2.4 - учреждения, указанные в Ф2.2, на открытом воздухе.

ФЗ - предприятия по обслуживанию населения:

Ф3.1 - предприятия торговли;

Ф3.2 - предприятия общественного питания;

ФЗ.З - вокзалы;

Ф3.4 - поликлиники и амбулатории;

Ф3.5 - помещения для посетителей предприятий бытового и коммунального обслуживания (почт, сберегательных касс, транспортных агентств, юридических консультаций, нотариальных контор, прачечных, ателье по пошиву и ремонту обуви и одежды, химической чистки, парикмахерских и других подобных, в том числе ритуальных и культовых учреждений) с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей;

Ф3.6 - физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани.

Ф4 - учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления:

Ф4.1 - школы, внешкольные учебные заведения, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища;

Ф4.2 - высшие учебные заведения, учреждения повышения квалификации;

Ф4.3 - учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научно-исследовательские организации, банки, конторы, офисы;

Ф4.4 - пожарные депо.

Ф5- производственные и складские здания, сооружения и помещения (для помещений этого класса характерно наличие постоянного контингента работающих, в том числе круглосуточно):

Ф5.1 - производственные здания и сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские;

Ф5.2 - складские здания и сооружения, стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилища, архивы, складские помещения;

Ф5.3 - сельскохозяйственные здания.

Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях
1. Строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.

2. Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону.

3. Техническая документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, приведенных в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними.

4. В помещениях зданий класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 .

5. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов. Окрашенные лакокрасочными покрытиями каркасы из негорючих материалов должны иметь группу горючести НГ или Г1.

6. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.

7. В спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий дошкольных образовательных организаций подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2.

8. Отделка стен и потолков залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий в дошкольных образовательных организациях должна быть выполнена из материала класса КМ0 и (или) КМ1.

11. В операционных и реанимационных помещениях не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ3.

12. В жилых помещениях зданий подкласса Ф1.2 не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ4, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ4.

13. В гардеробных помещениях зданий подкласса Ф2.1 не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ1, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2.

14. В читальных залах не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ3.

15. В помещениях книгохранилищ и архивов, а также в помещениях, в которых содержатся служебные каталоги и описи, отделку стен и потолков следует предусматривать из материалов класса КМ0 и (или) КМ1.

16. В демонстрационных залах помещений зданий подкласса Ф2.2 не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ3.

18. В торговых залах зданий подкласса Ф3.1 не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ3.

19. В залах ожидания зданий подкласса Ф3.3 отделка стен, потолков, заполнение подвесных потолков и покрытие пола должны выполняться из материалов класса КМ0.
Классы пожарной опасности строительных материалов

(определяется при сертификации материалов – наша ред.)


Свойства пожарной опасности строительных материалов

Классы пожарной опасности строительных материалов в зависимости от групп

КМ0

КМ1

КМ2

КМ3

КМ4

КМ5

Горючесть

НГ

Г1

Г1

Г2

Г3

Г4

Воспламеняемость

-

В1

В2

В2

В2

В3

Дымообразующая способность

-

Д2

Д2

Д3

ДЗ

Д3

Токсичность

-

Т2

Т2

Т2

Т3

Т4

Распространение пламени

-

РП1

РП1

РП2

РП2

РП4

Примечание. Перечень показателей пожарной опасности строительных материалов, достаточных для присвоения классов пожарной опасности КМ0 - КМ5, определяется в соответствии с таблицей 27 настоящего приложения.

Таблица 27

ПЕРЕЧЕНЬ

показателей, необходимых для оценки

пожарной опасности строительных материалов


Назначение строительных материалов

Перечень необходимых показателей в зависимости от назначения строительных материалов

группа горючести

группа распростра- нения пламени

группа воспламе-

няемости


группа по дымообра-

зующей способ-

ности


группа по токсичности продуктов горения

Отделочные и облицовочные материалы для стен и потолков, в том числе покрытия из красок, эмалей, лаков

+

-

+

+

+

Материалы для покрытия полов

+

+

+

+

+

Ковровые покрытия полов

-

+

+

+

+

Кровельные материалы

+

+

+

-

-

Гидроизоляционные и пароизоляционные материалы толщиной более 0,2 миллиметра

+

-

+

-

-

Теплоизоляционные материалы

+

-

+

+

+

Примечания:
1. Знак "+" обозначает, что показатель необходимо применять.
3. При применении гидроизоляционных материалов для поверхностного слоя кровли показатели их пожарной опасности следует определять по позиции "Кровельные материалы".

Таблица 28

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

материалов и покрытий полов на путях эвакуации


Класс

(подкласс)


Этажность и

Класс пожарной опасности материала, не более указанного

функциональной

высота

для стен и потолков

для покрытия полов

пожарной опасности здания

здания


Общие коридоры, холлы, фойе

Вестибюли, лестничные клетки, лифтовые холлы

Общие коридоры, холлы, фойе

Ф1.2; Ф1.3;

не более 9 этажей или не более 28 метров

КМ2

КМ3

КМ3

КМ4

Ф4.3; Ф4.4;

более 9, но не более 17 этажей или более 28, но не более 50 метров

КМ1

КМ2

КМ2

КМ3

более 17 этажей или более 50 метров

КМ0

КМ1

КМ1

КМ2

Ф1.1; Ф2.1;

вне зависимости от этажности и высоты

КМ0

КМ1

КМ1

КМ2

Таблица 29

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

декоративно-отделочных, облицовочных

материалов и покрытий полов в зальных помещениях


Класс (подкласс) функциональной пожарной опасности здания

Вместимость зальных помещений, человек

Класс материала, не более указанного

для стен и потолков

для покрытий полов

Ф1.2;

более 800

КМ0

КМ2

Ф2.3; Ф2.4;

более 300, но не более 800

КМ1

КМ2

Ф3.6; Ф4.2;

более 50, но не более 300

КМ2

КМ3

Ф5.1

не более 50

КМ3

КМ4

Ф1.1; Ф2.1;

более 300

КМ0

КМ2

Ф2.2; Ф3.3;

более 15, но не более 300

КМ1

КМ2

Ф4.1

не более 15

КМ3

КМ4

Таблица 30

ПЕРЕЧЕНЬ

показателей, необходимых для оценки пожарной

опасности текстильных и кожевенных материалов

и для нормирования требований


Показатели пожарной

Функциональное назначение

опасности

Шторы и занавесы

Постель- ные принад-

лежности


Элементы мягкой мебели (в том числе коже- венные)

Специаль- ная защитная одежда

Ковровые покрытия

Воспламеняемость

+

+

+

+

+

Устойчивость к воздействию теплового потока

-

-

-

+

-

Теплозащитная эффективность при воздействии пламени

-

-

-

+

-

Распространение пламени

-

-

+

-

+

Показатель токсичности продуктов горения

+

-

+

-

+

Коэффициент дымообразования

+

-

+

-

+

Примечания:

1. 3нак "+" обозначает, что показатель необходимо применять.

2. Знак "-" обозначает, что показатель не применяется.

Образец декларации соответствия:

Действующий

В настоящее время нормативная правовая база в области пожарной безопасности в основном сформирована и в целом обеспечивает реализацию мер противопожарной защиты в организациях, муниципальных образованиях и субъектах РФ. В то же время имеется ряд серьезных проблем. Во-первых, более двух тысяч нормативных документов, которые содержат свыше 150 тысяч требований, которыми сегодня руководствуются около 3 миллионов субъектов хозяйственной деятельности. Во-вторых, документы имеют различный юридический статус, часто противоречивы и дублируют друг друга. Все это затрудняет их применение как со стороны собственников объектов противопожарной защиты, так и со стороны надзорных органов;

"О техническом регулировании" определено, что обязательные требования к продукции могут быть установлены только техническими регламентами. Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к связанным с ней процессам не могут носить обязательный характер. В связи с этим крайне назрела необходимость существенной модернизации и реформирования нормативной базы в области пожарной безопасности.

Цель законопроекта определялась как обеспечение уровня защиты жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, соответствующей современному состоянию развития общества и экономики.

В пояснительной записке к законопроекту продекларировано, что он устанавливает общие принципы обеспечения пожарной безопасности и регламентирует систему требований в этой области. При этом обеспечивается комплексное решение следующих задач:

В-третьих, создаются необходимые условия для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта, а также обеспечения объективности и прозрачности процедур государственного надзора и контроля;

Кроме того, вырабатываются действенные меры, направленные на повышение персональной ответственности собственников за состояние пожарной безопасности.

Принятие законопроекта позволит привести нормативную базу требований пожарной безопасности в соответствие с требованиями "О техническом регулировании", сохранив преемственность подходов по обеспечению защиты объектов, проверенных многолетней практикой;

Проект технического регламента соответствует принципам технического регулирования, так как предусматривает единые правила установления минимально необходимых требований по обеспечению пожарной безопасности продукции или связанных с ней процессов (объектов защиты), с учетом степени риска причинения вреда;

Проект технического регламента соответствует интересам национальной экономики, так как соблюдение российскими производителями требований данного технического регламента позволит обеспечить нормативный уровень безопасности людей и предотвратить опасность причинения вреда третьим лицам в результате пожара и при этом не потребует дополнительных расходов государства на его реализацию. Проект технического регламента разработан с учетом тенденций и правил обеспечения пожарной безопасности в странах ЕС и других развитых странах, что будет способствовать преодолению технических барьеров в области международной торговли;

Проект технического регламента соответствует уровню развития материально-технической базы, так как не содержит требований, которые отличаются от обязательных требований, действовавших на территории России до вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании";

Проект технического регламента соответствует уровню научно-технического развития, так как в основу проекта заложены существующие в настоящее время нормы и правила пожарной безопасности. При разработке проекта не вводились дополнительные ужесточающие требования;

Проект технического регламента соответствует целям принятия технических регламентов, так как выполнение установленных в нем требований обеспечивает защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, согласно Федерального закона "О техническом регулировании".

В комментируемый изменения вносились единственный раз - с принятием от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон 2012 г. N 117-ФЗ). Основанием для разработки проекта данного Закона явились поручения Президента РФ от 7 февраля 2009 г. N Пр-255 о повышении пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты с проживанием престарелых людей и детей, от 23 августа 2010 г. N Пр-2429 по увеличению противопожарных расстояний от границ застройки населенных пунктов до лесных массивов и от 18 сентября 2010 г. N Пр-2729 по обеспечению пожарной безопасности критически важных объектов.

Целью 2012 г. N 117-ФЗ авторы его проекта обозначили совершенствование законодательных основ обеспечения эффективного функционирования системы предупреждения и ликвидации пожаров на объектах защиты с учетом практики применения комментируемого , устранение избыточных технических барьеров в области пожарной безопасности, обеспечение более гибкого подхода к противопожарному нормированию и достижение в полной мере соответствия принципам технического регулирования.

Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве 2012 г. N 117-ФЗ, его основной идеей является установление минимально необходимых законодательных требований, определенных комментируемым , обеспечивающих пожарную безопасность объектов защиты; при этом часть обязательных требований пожарной безопасности исключается из технического регламента и включается в своды правил пожарной безопасности, являющиеся нормативными документами добровольного применения; такие изменения способствуют достижению в полной мере соответствия нормативных правовых и нормативных основ функционирования системы предупреждения и ликвидации пожаров принципам технического регулирования, устранению избыточных технических барьеров, обеспечению более гибкого подхода к противопожарному нормированию.

1) упростить процедуру подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, а также сократить период от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию за счет:

Устранения бюрократических барьеров со стороны надзорных органов путем четкого определения критериев обеспечения пожарной безопасности и исключения разночтений в регламентировании противопожарных требований в документах различного уровня;

2) устранить избыточные технические барьеры в области пожарной безопасности, сформировать более гибкий подход к противопожарному нормированию, обеспечив при этом защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров за счет упорядочения противопожарных требований, усовершенствования процедуры подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности;

3) обеспечить на необходимом уровне безопасность людей от пожара, в т.ч. маломобильных групп населения, находящихся в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, за счет введения дополнительных требований пожарной безопасности к учреждениям здравоохранения и социальной защиты с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении;

П. 2 ст. 7 названного Закона требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения указанных целей.

Статьи также определяет содержание правового регулирования, осуществляемого комментируемым Законом. При этом в статьи определены области деятельности, в которых положения данного Закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения. Иначе говоря, в этих положениях определен предмет регулирования комментируемого Закона или, как указано в названии статьи, - сфера применения Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

Предмет регулирования комментируемого предопределен общими положениями ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" о содержании технических регламентов (этой же статьей определен и порядок применения технических регламентов). Так, согласно указанной статьи технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента; технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в т.ч. в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения; технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

В соответствии с Федерального закона "О техническом регулировании" технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений данной статьи.

В то же время предмет регулирования комментируемого Закона сформулирован в и

В КоАП, начиная с 2011 года, неоднократно вносились изменения в части, которые относятся к правилам пожарной безопасности. Вот чего коснулись изменения.

Если предписание Госпожнадзора об устранении нарушения не было выполнено в назначенный срок, юрлицу грозит штраф - 70-80 тыс. руб. Если речь идет об объектах социального назначения (школы, детсады, больницы и т.д.), то сумма наказания уже выше – 90-100 тыс. для организаций. Повторное нарушение - штраф для юрлиц еще больше – 150-200 тыс. руб.

За нарушение установленных требований пожарной безопасности юрлицам выписывается штраф в 150-200 тыс. руб. Если такое нарушение произошло во время особого противопожарного режима, организациям грозят штрафные санкции в 400-500 тыс. руб.

Для нарушителей юрлиц, чьи электрические установки, пожарный водопровод, здания, первичные противопожарные средства не соответствуют требованиям Пожнадзора предусмотрен штраф в сумме 150-200 тыс. руб.

Состоянию эвакуационных и аварийных путей, выходов, а также систем автоматического пожаротушения, работоспособности пожарной сигнализации , средств эвакуации и оповещения, противодымовой защиты так же уделяется пристальное внимание. За невыполнение необходимых требований в законе прописан штраф - 150-200 тыс. руб. Если нарушение произошло снова, сумма увеличивается до 200-400 тыс. руб. А кроме того, приостанавливается работа организации (срок может достигать 90 дней).

Если какое-либо нарушение требований пожарной безопасности оказалось причиной пожара, привело к повреждению или даже уничтожению чьего бы то ни было имущества, причинен легкий или средней тяжести вред здоровью людей, юридические лица будут вынуждены заплатить 350-400 тыс. руб. в виде штрафа.



Поделиться