Патриции и плебеи в Древнем Риме откровенно враждовали. Патриции -- прямые потомки тех, кто основал Рим, -- у них в руках были все рычаги для управления государством.
Плебеи много работали и воевали, но получали только увечья и все глубже влезали в долги.
Плебеи чувствовали себя ущемленными и старались добиться равного с патрициями положения, а те, наоборот, хотели удержать свои привилегии и не подпустить к ним плебеев.
Жесткая борьба, с убийствами и кознями, между патрициями и плебеями в Древнем Риме шла почти 200 лет...
Все началось с первой плебейской "забастовки" в 495 году до нашей эры. Риму грозила война, а плебеи удалились на Авентинский холм и не записывались в войско. Патриции забеспокоились... Подробнее почитать о забастовке и жизни плебеев в Древнем Риме можно в статье
Патриции и плебеи в Древнем Риме
Нельзя сказать, что плебеи и патриции в Древнем Риме -- это бедные и богатые, все было сложнее. Плебеев коренным образом не устраивали три вещи.
Во-первых, законы в Древнем Риме знали только патриции, они и толковали их в свою пользу. Плебеи хотели также владеть законами и иметь возможность защищать себя в суде.
Во-вторых, плебеи не имели доступа к государственным должностям. Они не могли проводить в жизнь выгодные им законы и налагать вето на решения, которые были им неугодны. Такие права были только у патрициев. Особенно это тяготило зажиточных плебеев, которые хотели участвовать в политике.
На невольничьих рынках продавали как мужчин, так и женщин
В-третьих, самые бедные плебеи часто попадали в рабство за долги. А долги получались у плебеев потому, что они уходили на войну защищать государство, за это время их поля никто не возделывал, и по возвращении грозила голодная смерть. Приходилось занимать деньги у ростовщиков, а когда расплатиться было нечем, ростовщик уводил такого плебея в рабство и надевал ему на шею колодку. Некоторых плебеев продавали за границу -- за пределы Тибра, и о них забывали навсегда...
У ученых есть любопытная гипотеза... Поначалу имущественное положение человека в Древнем Риме определялось величиной участка земли у него в собственности и количеством крупных домашних животных.
Плебеи как правило были мелкими землевладельцами или торговцами, ремесленниками. То есть ни земли, ни скота у них почти не было, и это "оправдывало" их низкое положение. Свою ценность плебеи поняли тогда, когда в Риме ввели денежную монету и они увидели точный эквивалент своей значимости в деньгах...
Народные трибуны в Древнем Риме
Забастовку плебеи прекратили и пошли воевать. Но взамен добились уступок от патрициев.
Патриции признали первый плебейский орган власти -- общее собрание плебеев concilia plebis tributa .
Решения, которые принимало это собрание, -- они называются плебисциты, -- были пока обязательны к исполнению только самим народом...
Но главное, -- общее собрание плебеев избирало двоих народных трибунов, с тех пор они официально представляли интересы плебеев и защищали их. Позже народные трибуны в Древнем Риме получили право блокировать решения высшей власти своим вето.
Патриции в Древнем Риме не очень-то хотели признавать народных трибунов, но плебеи это предусмотрели. Была введена неприкосновенность народных трибунов, так называемая sacrosanctitas . Попытавшийся причинить народному трибуну зло лишался покровительства богов и мог быть убит сам, а имущество его конфисковывали в пользу храма Цереры, Либера и Либеры, -- главного святилища плебеев на холме Авентин.
Никто за всю историю Древнего Рима так и не отважился напасть на народных трибунов -- предупреждение о наказании было очень эффективным.
Народные трибуны в Древнем Риме должны были созывать собрания плебеев и председательствовать в них, вносить на голосование собственные предложения и законопроекты.
До этого народные собрания могли созывать только патриции. На голосование выносились подготовленные патрициями законопроекты, а народ либо одобрял их, либо нет, никаких инициатив от себя предлагать не разрешалось.
Законы 12 таблиц
В 451 году до нашей эры римляне впервые изложили законы в письменной форме.
Из патрициев выбрали 10 человек и поручили им составить юридический кодекс. Деятельность консулов и народных трибунов была приостановлена, -- чтобы ни те ни другие перекрестными вето не смогли блокировать работу комиссии.
В течение года дуумвиры писали текст на десяти деревянных табличках, которые выставили на римском форуме для всеобщего обозрения. На следующий год народ выбрал новую комиссию, в нее входили и плебеи тоже, -- так появились еще две таблички. Поэтому законы носят название по числу таблиц -- 12.
Некоторые законы 12 таблиц были направлены против плебеев, например закон о запрете браков между плебеями и патрициями блокировал возможность подобраться к власти. Важно то, что законы 12 таблиц стали доступными для всех, как того и хотелось простым людям.
В 449 году до н.э вспыхнуло еще одно восстание плебеев
Законы 12 таблиц, текст одной из табличек:
- Пусть будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения.
- По истечении указанного срока пусть истец наложит руку на должника. Пусть ведет его на судоговорение для исполнения решения.
- Если должник не выполнил добровольно судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть истец ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более пятнадцати фунтов.
- Во время пребывания в заточении должник, если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть тот, кто держит его в заточении, выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.
Комментарий одного из историков: "Тем временем, должник имел право помириться с истцом, но если стороны не мирились, то такие должники оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дниприводили к претору на комициум и при этом объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр".
Как развивалась борьба плебеев с патрициями дальше
Если в вопросах большой политики плебеи постепенно навязывали патрициям свою позицию, то в экономике топтались на одном месте. В годы неурожая и мора небогатые плебеи совсем падали духом. В 440 году до нашей эры состоятельный плебей Спурий Мелий купил на свои деньги зерно у этрусков и продавал его в Риме по низким ценам. За это его обвинили в попытке захвата власти и закололи кинжалом.
Проблемы не решились даже после того, как римляне захватили город Вейо, принадлежавший этрускам, и поделили между плебеями его огромные территории. Надо было отменить рабство за долги, где-то еще раздобыть новые земли, и хорошо бы сделать так, чтобы высшую должность в государстве занял плебей.
В дело вступают два народных трибуна -- Гай Лициний Столон и Луций Секстий Латеран. Они более 10 лет борются за свой законопроект с патрициями, и в итоге побеждают.
Закон Лициния и Секстия от 367 года до н.э.:
- проценты, которые должником уже уплачены с долга, вычитаются из общей суммы долга, оставшийся долг подлежит к уплате в три этапа с интервалом в один год
- частное лицо может иметь в собственности земельный надел не более 500 югеров (125 гектаров)
- следующая цель плебеев -- должности консулов. Римом в годы республики правили два консула, обладающие взаимным правом вето. Они всегда избирались из патрициев. По закону Лициния и Секстия один из двух консулов может быть плебеем
В 445 году до нашей эры запрет на смешанные браки между патрициями и плебеями отменен.
Можно сказать, что закон Лициния и Секстия проложил плебеям дорогу в светлое будущее, и плебеи решительно двинулись по ней вперед.
В 356 году до нашей эры плебей Гай Марций Рутил назначается диктатором;
в 342-м принят закон, по которому плебеями могут быть оба консула. Но в действительности первая пара консулов-плебеев появляется в Древнем Риме в 172 году до нашей эры;
339 год -- диктатор-плебей Квинт Публий Филон отбирает у сената право вето (теперь сенат должен одобрять законы не после того, как за них проголосует народ, а перед голосованием);
336 год -- тот же Квинт Публий Филон становится первым плебеем на должности претора.
Дома, в которых жили и трудились плебеи, напоминали пчелиные ульи
Самую загадочную и дорогую для сердца должность -- священных птицегадателей -- патриции отдают плебеям в 300 году до нашей эры.
Когда Ромул и Рем спорили, кому основать Рим, они удалились на разные холмы и принялись ждать птиц, дающих благоприятный знак, отсюда и пошла традиция...
Как в Риме отменили рабство за долги
Рабство за долги отменили в 326 году до нашей эры. Об этом рассказал Тит Ливий:
"Для римских плебеев этот год был новым началом свободы, потому что уничтожено было рабство за долги; эта перемена в законах объясняется как необычайной жестокостью, так и сладострастием одного ростовщика, Луция Папирия, к которому за отцовские долги попал в кабалу Гай Публилий. Хотя возраст и красота последнего могли бы вызвать только сострадание, однако они воспламенили душу ростовщика к сладострастию и нанесению бесчестья… Но когда истерзанный таким образом юноша бросился на улицу и стал жаловаться на сладострастие и жестокость ростовщика, масса народа, негодуя на дурное с ним обращение, частью из сострадания к его возрасту, частью принимая во внимание свое собственное положение и положение своих детей, устремились на форум, а оттуда толпою в курию.
Заседания в курии выглядели так
Внезапная суматоха заставила консулов созвать сенат, и народ, падая к ногам каждого из сенаторов, по мере того, как они входили в курию, показывал им истерзанную спину юноши. В этот день, вследствие насилия одного человека были уничтожены крепкие цепи кабалы, и консулам было приказано предложить народу, чтобы никто не содержался в колодках или оковах, кроме действительных преступников, пока они не подвергнуться наказанию; за долги же должно отвечать имущество должника, а не его тело. Таким образом, закабаленные были освобождены, и запрещено на будущее время брать должников в кабалу".
Закон Гортензия
Борьба плебеев с патрициями в Древнем Риме заканчивается принятием закона Гортензия -- lex Hortensia -- в 287 году до нашей эры.
Плебеи, которых стали притеснять ростовщики из-за долгов, снова удалились на холм -- в этот раз Яникус. После переговоров диктатор Квинт Гортензий пошел на уступку. Теперь законы, которые приняло общее собрание плебеев -- плебисциты -- стали обязательны для исполнения всеми гражданами Рима, патриции не исключение...
Закон Гортензия является одним из самых загадочных документов в истории Римской республики. Тит Ливий описывает его принятие в 11 книге своей "Истории Рима от основания города", но книга до наших дней не дошла.
После принятия закона Гортензия патриции и плебеи получили в политике одинаковые права. Плебеям остается только выправить свое финансовое положение -- эту проблему решат будущие захватнические походы римлян и колонизация новых земель.
Нобилитет в Древнем Риме
В Риме зарождается новая элита, состоящая из патрициев и плебеев, перемешанных между собой. Они называют себя "нобили", "нобилитет", -- от понятий "известный, значимый". В нобилитет входят те, кто занимал должность консула сам или имел консулами прямых предков.
О том, какие идеалы поддерживал нобилитет, можно судить из надгробной речи в честь Луция Цецилия Метелла, произнесенной его сыном в 221 году до нашей эры:
Он был хорошим солдатом и прекрасным полководцем, достиг в государстве наивысших должностей, славился непревзойденным ораторским искусством. Обрел несметные богатства почетным способом и оставил родине многочисленное потомство...
Плиний Старший
Нобили так же ревностно оберегали свое право рулить в государстве, как раньше это делали патриции. Чтобы начать политическую карьеру, молодой человек должен минимум 10 лет отслужить в армии всадников, а туда набирали только из самых богатых центурий. Имущественный ценз для высших 18 центурий поначалу составлял 100 000 ассов, позже 1 000 000 ассов.
Чтобы заняться в Риме политикой, нужно было иметь и огромное состояние, и протекции от влиятельных людей, -- для этого многие богатые плебеи усыновляли обедневших патрицев или женили детей с помощью далеко продуманных стратегий.
Борьба патрициев и плебеев кратко
Борьба патрициев и плебеев в Древнем Риме шла двести лет, с 495 по 287 год до нашей эры. Постепенно плебеи отвоевали себе место под солнцем, никогда, впрочем, не требуя лишнего. Все запросы плебеев были справедливы и обоснованны.
Сначала плебеи создали собрание, которые могло издавать выгодные им законы, затем появились народные трибуны, проводившие эти законы в жизнь, плебеи заставили патрициев внятно изложить законы на 12 табличках, чтобы никто не мог умышленно толковать их в свою пользу, а затем несколькими важными законами неравенство между плебеями и патрициями выровнялось.
Иногда, правда, плебеям приходилось прибегать к оружию и удаляться от Рима на солидное расстояние, чтобы патриции поняли, как тяжело будет без них воевать...
Древнейший период истории Рима получил название царского (VIII-VI вв. до н. э.). В те времена жители Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину. Из объединения таких общин и возник Рим. Древние римляне занимались скотоводством и земледелием, которое в этом районе требовало осушения болот.
Во главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были также сенат, т. е. совет старейшин, и народное собрание. Когда род начал распадаться, основной ячейкой общества стала семья - фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец (на латыни ра!ег хатШаз) полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. И этот жестокий обычай сохранялся долго. «Патер фамилиас» был и верховным жрецом фамильного культа предков - Ларов, охраняющих дом. После смерти отца сыновья наследовали имущество и становились главами своих фамилий.
«Римский законодатель 1 предоставил отцу, можно сказать, полную власть над сыном в течение всей своей жизни - пожелает ли он его арестовать, бичевать, держать на полевых работах в оковах или убить, хотя бы сын уже занимался государственными делами, отличался на высших должностях и заслуживал одобрение за ревностное служение государству».
Дионисий Галикарнасский, греческий историк конца I в. до н. э.
1 То есть Ромул.
Каждая фамилия имела свою собственную землю, нечто вроде приусадебного участка (примерно 0,5 га). Остальная земля считалась общественной (а&ег риЪН-сив) и находилась в коллективном пользовании. Каждый член общины мог занять участок на общественной земле и начать его обрабатывать. Заброшенные участки возвращались в общий фонд, и у них появлялся новый владелец; этот закон действовал на протяжении всей истории Древнего Рима.
Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам." Из них образовалась привилегированная часть римского общества - патриции; первоначально только они и считались римским народом.
В ином положении находилась другая большая прослойка общества - плебеи. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Откуда появились плебеи? Это еще одна неразгаданная тайна римской истории. Скорее всего, население Рима возрастало за счет поселенцев и жителей покоренных областей, из которых и образовался этот социальный слой. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства. В VI в. до н.э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. И все-таки плебеи остались неполноправными, и в дальнейшем это станет источником"длительных социальных битв в Риме.
На протяжении VIII-VI вв. до н. э. Рим отстраивался и расширялся, возрастало его влияние: в VI в. до н. э. он возглавил Латинский союз, в который входили 47 племен. За это время в Риме сменилось семь ца-
I Плебеи - в переводе с латыни «простой народ». Ш Патриции - в буквальном переводе с латыни «имеющие отцов». 300 коренных родов, населявших Лаций.
рей. Последним из них был Тарквиний Гордый, из этрусской династии, которого римские историки изображали жестоким тираном. В 509 г. до н. э. Тарквиний был изгнан сторонниками верховной власти сената и в Риме установилась республика.
Патриции и плебеи
После установления республиканского строя конфликты в римском обществе обострились. Главными противоборствующими силами были патриции и плебеи. Положение патрициев после свержения монархии значительно улучшилось. Из их числа выбирались консулы - два высших должностных лица в государстве, которые выполняли функции прежних царей. Только патриции могли быть выбраны в сенат - главный орган римской республики, который решал важнейшие вопросы внешней и внутренней политики. Только патриции могли становиться жрецами. Они знали все тонкости судопроизводства и держали его в своих руках. Кроме того, у патрициев скапливалось все больше земли: они обладали правом занимать участки из земельного фонда своей общины - фонда, который постоянно увеличивался по мере того, как Рим одерживал военные победы. Так у патрициев появлялись крупные земельные владения.
Плебеи были лишены этой привилегии, многие из них разорялись и даже превращались в рабов за долги. Решить эту проблему можно было только одним способом - уравняться в правах с патрициями. В этом случае плебеи получили бы и доступ к управлению государством.
Исход конфликта во многом зависел от особенностей жизни Рима. Уже первые века своей истории Рим провел в бесконечных войнах с соседями, терпя поражения или одерживая победы, да и в дальнейшем оставался военизированным государством. В началь- ный период истории этой цивилизации военные походы проводились каждый год, начинаясь в марте и заканчиваясь в октябре. Каждый гражданин был обязан участвовать в 20 военных походах в пехоте или в 10, если был в кавалерии. Уклонение от военной службы грозило продажей в рабство. Собрать сильное войско без участия в нем плебеев было невозможно; патриции, таким образом, оказывались в зависимости от плебеев.
В 494 г. до н. э. плебеи отказались выступить в военный поход и в полном вооружении ушли из Рима, разбив лагерь на Священной горе, одном из соседних с Римом холмов. Эта тактика подействовала - патриции вынуждены были уступить, и плебеи добились права иметь народных трибунов - защитников своих интересов. Личность трибуна считалась неприкосновенной. В дальнейшем плебеи не раз использовали тот же способ давления, и патриции всегда шли на уступки.
Одним из самых важных достижений было появление первых письменных законов в Риме. В 449 г. до н. э. законы были записаны на двенадцати медных таблицах и выставлены на всеобщее обозрение на Форуме - главной площади Рима. Так было покончено с произволом патрициев, которые прежде судили «по обычаю». Но борьба за политические права и землю еще не завершилась. Только к III в. до н. э. плебеи в конце концов уравнялись в своих правах с патрициями. Браки между патрициями и плебеями более не запрещались; решения, которые принимали собрания плебеев, имели силу закона; один из консулов обязательно выбирался из плебеев. Долговое рабство отменялось, а право владения общественной землей ограничивалось: теперь каждый гражданин мог получить участок не более 125 га.
В III в. до н. э. окончательно сложилась гражданская община Рима. К этому времени изменилась и ее внутренняя жизнь, и расширился состав - патрицианская община превратилась в патрицианско-пле-бейскую.
- Предмет и научные задачи истории государства и права
- Предмет истории государства и права
- Историческое в праве
- Методология истории права
- Системы права
- Периодизация истории государства и права
- Развитие историографии всеобщей истории государства и права
- Зарождение историко-юридических знаний
- Начало научной истории права и государства
- Историческая школа права
- Развитие научной истории государства и права в XIX в.
- Социологическое направление историографии
- Сравнительно-историческая школа
- Изучение истории государства и права в России
- Современное состояние историографии
- Становление государственной организации и права
- Проблема возникновения государства и права
- Формирование политико-правового сообщества
- Протогосударство – чифдом
- Раннее государство
- Образование древнейших государств на Ближнем Востоке
- Общие сведения о государстве и праве Древнего Востока
- Государственность в древней Месопотамии
- Образование «номовых» государств
- Эволюция раннемонархического государства
- Организация государственной администрации
- Государство Древнего Египта
- Основные этапы государственной истории
- Система государственной администрации
- Военная организация
- Суд и законы
- Ассирийская держава
- Становление и эволюция Ассирийского государства
- Организация власти
- Образование древнейших государств в Восточной Азии
- Государственность в Древней Индии
- Древнейшие государственно-политические объединения
- Государственная организация державы Маурьев
- Социально-правовой строй
- Принципы государственного правления
- Государства Древнего Китая
- Формирование китайской государственности
- Власть и управление в империи Цинь
- Доктрина легизма
- Древневосточная монархия
- Монархия и деспотизм
- Особенности исторического происхождения
- Религиозное содержание власти
- Полномочия монарха
- Образ идеального правителя
- Право древнего Вавилона (законы царя Хаммурапи)
- Древнейшее законодательство Месопотамии
- Законы Хаммурапи: система и принципы
- Социально-правовой строй
- Брачно-семейное право
- Торговое и обязательственное право
- Преступления и наказания
- Древнееврейское право
- Древнееврейская государственность
- Источники права
- Законодательство Моисея
- Семейно-брачное право
- Имущество и обязательства в праве
- Уголовное право и суд
- Государство и право античного мира
- Общие сведения о государстве и праве античного мира
- Становление политического общества в Древней Греции
- Протогосударства Крито-Микенского мира
- Дорийское завоевание: начало нового строя
- Становление полисной организации
- Спартанское государство
- Становление Спартанского государства
- Реформы Ликурга
- Организация власти и управления
- Образование Афинского государства
- Становление Афинского полиса
- Реформы Солона
- Демократическое государство Древних Афин
- Становление демократической системы
- Органы прямого народовластия
- Должностные лица
- Финансовая система
- Суды в системе народовластия
- Деформация Афинской демократии
- Полис и демократия
- Правовая политика и законодательство Афинской демократии
- Социально-правовой строй
- Семейный уклад
- Регулирование имущественных и торговых отношений
- Развитие законодательства
- Закон и право
- Государство и право эллинистического мира
- Образование Македонской державы
- Государственный строй империи
- Государства эллинистического мира. Распад империи
- Греко-египетское право
- Формирование государственности Древнего Рима
- Становление римского полиса
- Военно-родовой строй
- Переход к военно-республиканскому строю
- Борьба патрициев и плебеев
- Государственный строй Римской республики
- От полиса к империи
- Народные собрания
- Сенат
- Система магистратур
- Римская армия
- Идеал смешанного правления
- Государственный строй Римской Империи
- Кризис республики и становление монархии
- Государственная организация принципата
- Переход к новым формам монархии
- Система управления при доминате
- Провинциальная организация империи
- Военная организация империи
- Эволюция социально-правового строя Древнего Рима
- Римское гражданство
- Гражданство и сословия
- Неполноправные категории жителей
- Несвободное население
- Древнейшее римское право
- Священное право и царские законы
- Законы XII Таблиц: создание и общие начала
- Основы общественно-юридического быта
- Имущественные (вещные) права
- Обязательственное право
- Развитие гражданского судопроизводства и юстиции Древнего Рима
- Ранние институты. Легисакционное судопроизводство
- Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство
- Римская юриспруденция
- Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство
- Развитие частного права в Древнем Риме
- Система римского права
- Брачно-семейное право
- Имущественные (вещные) права
- Обязательственное право
- Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме
- Становление уголовного права
- Формирование специальных уголовных судов
- Процесс в суде присяжных
- Уголовная юстиция в империи
- Кодификация римского права
- Начало систематизации права
- Разработка Свода Юстиниана
- Corpus juris civilis
- Право и Закон в римской юриспруденции
- Государство и право средних веков
- Государство и право средних веков
- Общие характеристики государства и права средних веков
- Предгосударственный строй германских племен
- Варварские королевства
- Вестготское королевство
- Остготское королевство
- Франкское государство Меровингов
- Франкская империя Каролингов
- Формирование нового государства
- Государственная организация империи
- Законодательство империи
- Распад Франкской империи
- Раннефеодальная государственность
- Варварские правды
- Оформление писаного права германских народов
- Общественно-юридический быт
- Судебное право
- Преступления и наказания
- Формирование правовых институтов феодального строя
- Социальная сущность феодализма
- Вотчинный уклад и новые виды зависимости
- Коммендация. Ранние формы пожалований
- Феодальный иммунитет
- Вассалитет
- Раннефеодальная государственность в Британии
- Образование варварских королевств
- Начало феодализации общества
- Ранняя государственная организация
- Англосаксонские законы
- Датское завоевание
Борьба патрициев и плебеев
Со времени образования римского полиса свободное население города устойчиво подразделялось на два слоя – патрициев и плебеев. Происхождение этого разделения. исторически не прояснено. Однако очевидно, что патриции и плебеи обладали разными правами в имущественной сфере, считались жителями разных категорий, их взаимные семейные отношения не поощрялись, а часто были невозможны, и, главное, первоначально они имели существенно разные возможности влиять на деятельность власти в Риме – т. е. это были разные сословия внутри римского народа.
Патриции были членами родов (в этом состояло их отправное отличие). Они имели право избираться в магистраты, они только могли быть сенаторами. Самое важное, что только патриции составляли куриатные собрания, где решались политические вопросы. Патриции могли выступать покровителями (патронами) других жителей Рима, защищать их в суде, представлять их имущественные интересы.
Плебеи не имели родовой организации; по-видимому, это были выходцы из других племен и областей, переселившиеся в римский полис. Из-за отсутствия родовой принадлежности, плебеи были полностью лишены политических прав. Хотя вместе с патрициями обязаны были нести военную службу. Плебеи подлежали покровительству rexa, были вынуждены пользоваться иными, нежели патриции, правовыми правилами. Запрещались браки между патрициями и плебеями. Серьезной социальной гранью были различия в культах, в религиозных церемониях.
Изначально различия патрициев и плебеев не были отличием богатых от бедных. Скорее, напротив: поскольку для патрицианства только занятие земледелием считалось «правильным», плебс, сосредоточив в своих руках ремесло и торговлю, богател активнее. Однако принадлежность к родовой организации влияла и на доступ к распределению общественных земель, особенно новозавоеванных – ager publicus. Плебеи были, по сути, лишены прав на основное богатство тогдашнего Рима – землю. Аграрный вопрос стал еще одним внутренним фактором общей социально-политической борьбы в Риме, менявшей ход формирования государственности.
В 494 г. до н. э. после очередного военного похода плебеи отделились от патрицианской части войска и не возвратились в город – это получило название первой сецессии (удаления) плебеев. Под угрозой внешней опасности патрицианская часть римской общины вынужденно согласилась на создание политических институтов, которые бы гарантировали охрану прав плебеев. В 493 г. до н. э. были избраны два народных трибуна, которые должны были выполнять роль заступников плебса (ранее ее играл царь).
Дом трибуна мог служить для плебея убежищем, а своей властью трибун мог остановить исполнение консульского, сенатского или даже куриатного решения – практически парализовать всю деятельность государства, кроме военной. Правда, трибунская власть действовала только в самом городе и округе радиусом в одну милю. В 471 г. трибунов стало 4, в 457 г. – 10; определялись они, вероятно, собраниями плебса – consilia plebis.
Сложившаяся в V в. до н. э. центуриальная организация войска, а затем и система центуриатных комиций (в которые на равных были записаны патриции и плебеи), внесли в политическую систему первое уравнение в правах. Начало борьбы за отмену долговых притеснений со стороны патрициев, за ликвидацию правового неравноправия в имущественной сфере принесло свои плоды в виде ограничений на концентрацию земельных владений, на взимание излишних процентов по займам, на продажу в рабство жителей римской общины (сер. IV в. до н. э.).
На протяжении столетия плебеи добились уравнения с патрициями в праве доступа к выборным должностям, которые уже ранее были установлены в Риме или установились за этот период: в помощники консула – квесторы (409 г. до н. э.), на должность одного из консулов (367 г.) в курульные эдилы – полицейские правители города (364 г.), в цензоры (351 г.), в преторы – судебный и военный помощник консула (337 г.).
В 356 г. было установлено, что и диктатор (которому на несколько месяцев вручалась бы исключительная власть в Риме при необычных обстоятельствах) также может быть из плебеев. Создание некоторых новых выборных должностей нередко было прямым итогом борьбы плебеев за свои права, в которой снова и снова они прибегали к испытанному методу сецессий.
В сер. V в. до н. э. после очередного внутриполитического кризиса в Риме плебеи добились обнародования основных судебных правил и юридических процедур, применявшихся в патрицианских судах, – были составлены так называемые Законы XII Таблиц. Эти законы сделали важнейший шаг в правовом уравнении патрициев и плебеев, хотя еще далеко не полном тогда.
После обнародования Законов XII Таблиц в организации высшей исполнительной власти в Риме наступили несколько десятилетий нестабильности.
Частичный выход из нараставших противоречий был найден на пути нового законодательства, которым бы закреплялся уклад относительного политического равенства внутри римской общины. Законы Валерия и Горация (консулы 449-448 гг. до н. э.) стали основанием будущего республиканского строя. Законы закрепили: (1) обязательность решений плебеев, принятых ими на своих трибутных собраниях, для патрициев; (2) право любого гражданина, обвиненного магистратом, обратиться к народу за решением своей судьбы; (3) священный и неприкосновенный характер личности народного трибуна.
Вскоре законами Канулея (445/444 гг. до н. э.) были отменены запреты на браки между патрициями и плебеями и вместо консулов были учреждены особые трибуны с консульской властью, в которые также могли выдвигаться плебеи. Восстановлена консульская власть была только в 367 г. до н. э. и уже на началах равенства политических прав патрициев и плебеев. В 312 г. до н. э. цензовое начало было введено и в устройство Сената: в него стали выдвигаться не просто патрицианские главы родов, но люди, отвечавшие означенному имущественному цензу, а также прежде выбиравшиеся в магистраты.
Это сделало и Сенат – оплот родовых привилегий патрициев – доступным для плебеев. В 339 г. было усилено начало народовластия: признано, что постановлениям центуриатных комиций не нужно одобрения Сената, чтобы иметь силу закона. Наконец в 287 г. до н. э. было еще раз подтверждено, что решения плебса (плебисциты) имеют всю силу закона.
Социально-политическая унификация римской общины в основном завершилась, и на этой основе к концу IV – началу III в. до н. э. в полисе сложилась развитая государственная организация с системой институтов законодательной, исполнительной и контролирующей власти, основанная на сочетании прямого народовластия с аристократическим представительством.
гих классов соответственно имели облегченное вооружение, занимая место в задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооружёнными, а люди, стоявшие infra classem, в строю вообще не служили.
Допущение плебеев в войско требовало наделения их некоторыми политическими правами. Это было сделано Сервием Туллием посредством организации новой формы народного собрания, в котором должны были участвовать оба сословия. Оно называлось «центуриатным собранием» или «центуриатными комициями». Центурия (сотня), будучи военной, тактической единицей, вместе с тем стала и голосующей единицей, таким образом, что граждане сначала голосовали в каждой центурии отдельно, а затем вопрос решался большинством центурии (каждая имела один голос). I класс получил 98 центурий. Из них 18 было всаднических (6 патрицианских и 12 плебейских) и 80 пехотных. II, III, IV классы получили по 20 центурий каждый; V класс - 30 центурий. Военные ремесленники и музыканты имели 4 центурии, а пролетарии - одну. Таким образом, всего было 193 центурии. В каждом классе центурии делились пополам. на старшие (semores) и младшие (iuniores) по возрасту: в младшие входили воины от 17 до 45 .лет, в старшие - от 46 до 60. Старшие центурии, как правило, несли только гарнизонную службу.
Распределение центурий по классам говорит о том, что количество людей в центуриях каждого класса было различным. В противном случае мы должны допустить, что богатых людей в Риме было больше, чем лиц среднего достатка и бедноты (первые имели 98 центурий, вторые - 95). По-видимому, центурии высших классов состояли из меньшего числа людей, чем центурии низших. Во всяком случае, состоятельные граждане имели абсолютное большинство, и если они голосовали единодушно, то всегда могли решить вопрос в своих интересах. К центуриатным собраниям перешли важнейшие функции старых собраний по куриям: объявление войны, выбор должностных лиц, суд и проч. Хотя куриатные собрания продолжали существовать, однако значение их упало.
Такова традиция о реформе Сервия Туллия. Многое в ней недостоверно и принадлежит более поздним эпохам. Таково, например, исчисление ценза на ассы, которые появились не раньше IV в. Поэтому большинство ученых полагает, что денежный ценз был введен в первый раз цензором Аппием Клавдием в 312 г. до н. э. Первоначально ценз, по-видимому, был земельный: к I классу причислялись лица, владевшие полным наделом (вероятно, 20 югеров), ко II - 3/4 надела, к III - 1/2 надела и т. д. Под большим сомнением стоит также деление на пять имущественных.разрядов уже в VI в. Есть некоторое основание думать, что первоначально все гражданство делилось
Занин С.В.
Изгнание Тарквиния Гордого
Все даты даны от основания Рима (776 д.н.э.)
Борьба плебеев с патрициями в Древнем Риме - интересная и красочная страница его истории. По сути, в почти двух вековой борьбе этих сословий возникло государство Рима, "общественный организм". До нас дошло достаточно много свидетельств античных историков и писателей об этой борьбе, но связанных и последовательных рассказов - только два. Великого римского историка Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского. Оба писали свои сочинения в разные эпохи и с разными целями, поэтому иногда противоречат друг другу. Но оба историка, увлекаясь рассказом действительно волнующих событиях, тем не менее, трепетно относились к устной традиции рассказа о них. Записанные ими истории - предания и предмет гордости римского народа. Послушаем их рассказ.
По мере расширения римской территории и увеличения населения, прежнее исключительное положение патрицианских родов не могло остаться низменным. Борьба сословий началась, согласно преданию, еще в конце царского периода. Тит Ливий и Дионисий Галикарнасский следующим образом излагают ход этой борьбы. Первым шагом по пути к распространению политических прав за пределы немногих патрицианских семей наши источники считают реформу Тарквиния Древнего; этот царь присоединил к старинным Рамнам, Тициям и Луцерам ряд новых семей, не образовав из них самостоятельных триб, но включив в прежние под названием Рамнов, Тициев, Луцеров-младших, и дав им тем самым право участия в народном собрании. Часть плебеев (по свидетельству Ливия - 100) получила даже доступ в сенат, в качестве "отцов младших народов". Эта первая мера облегчила дальнейшее улучшение положения плебеев, ближе всего реформу Сервия Туллия, нашедшего себе поддержку в них. Традиция приписывает Сервию не одну военную реформу, но и политическую; разделив народ на классы и центурии, Сервий вместе с тем, по словам римских историков, положил начало центуриатным собраниям, доступным и для патрициев и для плебеев, обладающих необходимым цензом. Этих завоеваний, согласно преданию, чуть не лишились при Такрвинии Гордом, все царствование которого, с момента вступления на престол, было сплошным насилием и нарушением законом. Явно стремясь к расширению своей власти, Тарквиний все реже и реже совещался с сенатором и почти не созывал народных собраний, а решал дела единолично. Затаенное недовольство царем было подогрето насилием над женой Коллатина – Лукрецией, совершенным сыном Тарквиния. Народ объявил Тарквиния Гордого лишенным престола, подверг его с семьей изгнанию и решил навсегда уничтожить царскую власть. Созванное центуриатное собрание избрало двух консулов – преемников царской власти, но с известными ограничениями, с течением времени все увеличивавшимися. Между прочим, уже в первый год республики консул Публий Валерий провел ряд законов, давших ему прозвание Публиколы ("чтящего народ"). Среди законов Валерия обращает на себя внимание не снабженная санкцией закон о провокации – закон об апелляции, позволивший гражданину, осужденному в пределах Рима или 1 мили от него к уголовному наказанию, обратиться к народу с жалобой, до рассмотрения которой приговор не приводится в исполнение. В самом начале республики число сенаторов было поплнено членами из плебеев – "приписанные к Сенату отцы".
1 Патриции - представители коренного населения Лация - области, в которой возник Рим (карта). 300 патрицианских родов имели представителей в Сенате и избирались на все должности в государстве.
Удаление плебеев на Священную Гору
Между тем экономическое положение плебеев было очень тягостно: вследствие непрерывных воин и высоких налогов они запутывались в долгах, расплачиваться за которые по господствовавшей в то время системе приходилось не имуществом, а личностью. Диктатор Валерий, понимавший всю опасность положения, предлагал сенату облегчить хоть сколько-нибудь положение плебеев, но его старания не привели ни к чему. Тогда доведенные до крайности плебеи решили отделиться от Рима и основать свой город. С этой целью они перешли реку Анио и расположились на Священной горе (первое отшествие 260 г. до н.э.). Патриции, лишившись в их лице самой многочисленной части своего войска, напугались и пошли на уступки. Результатом переговоров были так называемые священные законы, объявившая амнистию для отделившихся, кое-какие послабления в долгах, а главное, признавшая за плебеями право избирать своих сословных представителей – народных трибунов и эдилов.
Но плебеи на этом не успокоились: они стали стремиться к признанию за их собраниями законодательной власти. Так как патриции прибегали к самому грубому противодействию, поднимая шум и не давая плебеям заниматься делами, то в 262 г. трибун Ицилий провел в плебейском собрании плебисцит (сходку плебеев), согласно которому лицо, мешающее трибуну говорить на собрании, может быть им оштрафовано, и если не представить поручителей в уплате штрафа, даже осуждено на смерть; провокация на такой приговор допускалась лишь перед плебейским же собранием. Закон Ицилия о плебесците не получил сенатского утверждения, но на практике применялся, присвоив, таким образом, в известной степени собраниям плебеев законодательную власть и право уголовного суда; это право с каждым годом все расширялось, возбуждая недовольства среди патрициев, которые не останавливались даже перед убийством наиболее энергичных вождей народа. Трибуны падали духом и не решались уже действовать в прежнем направлении. Тогда, чтобы воскресить них былую энергию, по предложению Публия Волерона (lex Publilia Voleronis 282 г.) постановил впредь выбирать трибунов в собраниях плебеев по трибам, не без основания рассчитывая усилить этим путем их независимость от патрициев. Закон Волерона прошел, впрочем, не без сопротивления патрициев.
Достигнутые до сих пор результаты, все-таки недостаточно обеспечивали положение плебеев в виду отсутствия писанного законы, что давало патрициям возможность произвольного толкования права при отправлении суда. Поэтому в 292 году трибун Терентилий Арса предложил в плебейском собрании составить комиссию для написания законов в руководство консулам. Сенат отказал в своем согласии, но плебеи пять лет подряд выбирали одних и тех же трибунов, которые возобновляли предложения Терентилия. Патриции, наконец, пошли на мелкие уступки: в 297 г. сенат допустил увеличить число трибунов до 10, в 298 г. плебеям для постройки домов предоставили общественную землю на Авентийском холме (plebiscitum Icilium de Aventimo publicando), в 300 г. консулы проводят в центуриатном собрании Закон Атерния Тарпея, предоставившую плебейским магистратам multae dictio (т.е. право налагать имущественные штрафы) и установившую известную постепенность в наложении штрафов, а также высший предел безапелляционного штрафа (2 овцы и 30 быков). Так как плебеи, несмотря на эти уступки, стояли на своем, согласившись только на чисто патрицианский состав законодательной комиссии, то в 300 году три патриция отправлены были в Грецию ознакомиться с законами Солона, а по их возвращении составлена (в 302 г.) кодификационная комиссия из 10 патрициев – "десять мужей для написания законов", которой предоставили полную власть в государстве: на этот год не выбирались ни консулы ни трибуны; не допускалась на децемвиров и провокация. В течение 303 г. они написали лишь часть законов (на 10 таблицах), а потому им была продолжена власть и на 304 год; работа второго года дала еще две таблицы. Все эти законы прошли через центуриатное собрание (две последние таблицы были проведены консулами уже после падения децемвиров) и составили так называемые "Законы 12 Таблиц". По составлении законов власть децемвиров должна была кончиться, но им не хотелось лишиться власти: они не слагали с себя звания и олигархически управляли государством, так что была власть своего рода десяти царей. Озлобленные плебеи искали только предлога к восстанию. Согласно преданию, такой предлог и представился в покушении децемвира Аппия Клавдия на женскую честь плебеянки Виргинии. Возмущение плебеев выразилось во вторичном отшествии на Священную гору; кроме того, они укрепились на Авентине, откуда угрожали Риму. Лишь стараниями Валерия и Горация удалось убедить их вернуться под условием избрания снова народных трибунов и консулов (305 г.). Консулами были избраны примирители – Валерий и Гораций. Они провели ряд законов, Законы Валерия Горация, содержание которых сводится к следующему:
а) восстанавливаются и объявляются нерикосновенными плебейские учреждения, введенные после первого отшествия, а также десять судей;
б) Объявляется неотмений провокация; предложение закона, запрещающего провокацию против какого-либо магистрата, обрекает автора на смерть;
в) признаются собрания народа по трибам.
Плебеи получают доступ к высшим государственным должностям