Одно предложение называющее основные формы территориального устройства. Форма государственного устройства. Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти. Федерация и унитарное государство

Форма административно-государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определённые отношения органов всего государства с органами его составных частей.

По форме государственного устройства современные государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федеративные).

Первой исторической формой простого государства принято считать античные полисы - города с близлежащей сельской округой, которые представляли собой цельные государственные образования, не имевшие, однако, даже административно-территориального деления.

Унитарное государство (от лат. unus - один) - единое государство, части которого не имеют политической самостоятельности. Унитарные государства имеют ряд характерных признаков:

статус административно-территориальных единиц определяется цен

тральной властью;

центральная власть осуществляет контроль за деятельностью государственной власти на местах;

единая правовая система, единая система высших органов государства, единая судебная система, единое гражданство.

Унитарные государства могут быть простыми (симметричными) и сложными (ассиметричными). Простое унитарное государство состоит только из равных по статусу административно-территориальных образований (Алжир, Колумбия, Польша).

Сложное унитарное государство имеет в своём составе хотя бы одно образование, обладающее отличными от других правами (Великобритания, Дания, Китай). Так, в унитарных государствах может существовать территориальная (областная) автономия, под которой понимается конституционное закрепление внутреннего самоуправления части территории страны. В зависимости от объёма прав различают политическую (с правом издания законов по отдельным вопросам) и административную (без права издания законов) автономию. Автономия как способ децентрализации власти находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц ввиду национальных, культурных, географических и иных особенностей..

Помимо этого, по характеру публичной власти в центре и на местах можно выделить централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные унитарные государства.

Централизованные унитарные государства характеризуются тем, что административно-территориальные единицы единолично управляются назначаемыми из центра чиновниками, а выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Польша, Болгария, Судан, Чад, Нигер).

В относительно децентрализованных унитарных государствах помимо назначенных из центра чиновников существуют избранные населением муниципальные органы (во Франции - префекты и мэры соответственно). Права выборных органов значительно ограничены, в то время как государственные чиновники имеют право вмешательства даже в дела муниципального управления.

В децентрализованных унитарных государствах нет назначаемых правительством администраторов на местах, а местное управление осуществляют выборные органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии). В таких государствах существует чёткое разграничение полномочий центральной и местной властью, а контроль со стороны правительства носит опосредованный характер.

Как видно, унитарная форма является довольно гибкой, позволяя устанавливать различный статус отдельных территорий в рамках единого государства. государственный власть правовой территориальный

Федерация (от лат. fedus - союз) - союзное государство, включающее в себя несколько государственных образований. Таким образом, субъекты федерации в той или иной степени обладают признаками государственности. Федерация характеризуются следующими признаками:

двухуровневая система исполнительной, законодательной и судебной

распределение функций между федерацией и её субъектами;

территория федерации состоит из территорий отдельных её субъектов;

граждане субъектов федерации одновременно являются гражданами

федерации;

единые вооруженные силы, финансовая, налоговая и денежная системы;

основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы;

бикамерализм (в одной палате - представители всего народа, в другой - от субъектов; исключение - Коморские острова).

В федерацию могут входить и территории, не являющиеся субъектами федерации (Федеральный округ Колумбия в США). Федерация строится на основе распределения функций между центром и субъектами, что закрепляется в союзной конституции. Так образуются четыре круга полномочий: исключительная компетенция федерации, исключительная компетенция субъектов, совместная компетенция, остаточная компетенция. Вместе с тем субъекты федерации не обладают суверенитетом (он по определению один и принадлежит федерации): лишены права выхода из федерации, не имеют собственной денежной системы, не являются субъектами международных отношений, не имеют собственных вооружённых сил и т.д. Федерация сохраняет за собой право принудительных правовосстановительных мер по отношению к субъекту в случае нарушения им федеральной конституции. Принцип построения федерации гласит: «Целое определяет части».

Приведём классификацию федераций по различным критериям.

По порядку образования:

а. договорная - образованная в результате объединения суверенных государств, характеризуется сохранением широкого круга полномочий за субъектами (США);

б. конституционная федерация - образованная путём преобразования из унитарного государства, права субъектов «даруются» центром (Бельгия, ФРГ).

По принципу построения:

а. территориальные - субъекты образуются на основе административно-территориального деления (США);

б. национальные - субъекты образуются на основе национального при знака, с учётом этнического состава населения субъектов (Бельгия);

в. смешанная (Россия).

По правовому статусу субъектов:

а. симметричные - субъекты имеют равные права и обязанности (США);

Учёными отмечается, что федерация является более демократичной формой государственного устройства, поэтому она в большей степени характерна для республиканских форм правления. Помимо этого, среди объективных факторов, способствующих существованию государства в виде федерации можно назвать большую территорию и неоднородный национальный состав.

В теории государства выделяют также региональные государства - переходную форму от унитарного государства к федерации. Вся территория такого государства разделена на политические автономные образования, которые не принимают собственных конституций, но имеют местные представительные собрания с законодательными полномочиями и собственную администрацию (Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР).

Иногда в качестве формы государственного устройства называют ещё конфедерацию, что неверно, ибо это надгосударственное образование. Помимо конфедерации существую и другие формы объединения государств: Содружество государств (Британское Содружество, СНГ), протекторат, личная и реальная уния, империя.

Введение

2. Федерация

2.1 Модели федерализма

3. Российская Федерация

3.1 Истоки федеративной государственности России

3.2 Конституционная модель российского федерализма

3.3 Проблемы Российского федерализма

3.4 Четыре этапа российского федерализма

3.5 Россия - унитарная Федерация

4. Конфедерация

Заключение

Список использованных источников

Введение

Общепризнанно, что элементы составляющие государство, - это территория, население и публичная власть. Среди элементов государства особо выделяется именно её территория. Так как без собственной территории не может быть государства. Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования. Она отражает характер отношений государства в целом и отдельных его частей.

Проблема форм государственного устройства является традиционной для теории государства и права. Вместе с тем рассматриваемая тематика имеет важное теоретическое и практическое значение. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые характерны как для государственного строительства в России, так и для формирования межгосударственных отношений в эпоху глобализации. Многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства и остающиеся до сих пор нерешенными и дискуссионными.

В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.

Отдельно будет рассмотрена конфедерация. Тема конфедерации является одной из самых дискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.

1. Территориальное устройство государства

В последние годы само понятие "форма государственного устройства" подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию "государственное устройство" придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии) . Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой "территориально-политическое устройство" государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированной альтернативы по традиции сохраняется термин "государственное" устройство, но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его основными частями.

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием "территориальное устройство государства" . В учебной и научной литературе прослеживается единство в характеристике этого термина. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная (простая) и сложная. За основу типологизации формы государственного устройства здесь берут критерий "простоты". Примитивность и алогичность подобного подхода очевидна. В дальнейшей классификации ведутся споры. В частности, современные учёные третьей формой государственного устройства выделяют конфедерацию, тогда как другие определяют её лишь как союз государств. Также появилось такое понятие, как региональное государство, это понятие ещё не воспринято основными законами, хотя является научным термином. Также в классификации сложных государств выделяют такие понятия, как протекторат и уния. Но для того, чтобы более наглядно проследить эту специфику, необходимо дать характеристику традиционным, классическим формам государственного устройства.

1.1 Унитарное государственное устройство

Унитарное государство - это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности .

Территория унитарного государства состоит из определённых частей, которые принято именовать административно-территориальными единицами. Критерий их выделения может быть различным: экономическая целесообразность, исторические, географические особенности и т.д. Главное при этом то, что центральная власть определяет границы тех или иных частей унитарного государства и их статус.

Управление административно-территориальными единицами может осуществляться, как централизованно, т.е. назначенным из центра чиновником, таки децентрализовано, т.е. на началах местного самоуправления. Границы местного самоуправления весьма подвижны, чётких критериев здесь нет, за исключением одного принципа: вопросы государственного значения решаются не на местах, а "в центре" .

Форма унитарного государства даёт возможность более полной концентрации ресурсов в руках "центра", она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные .

В современном мире простые (моноструктурные) государственные образования представляют собой скорее исключение и являются в большей степени архаизмами, сохранившимися в процессе социально-политической эволюции (к числу таких государств можно отнести Ватикан, Сан-Марино, Люксембург и некоторые другие "государства-карлики") .

1.2 Сложное государственное устройство

Сложное государство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. В типологии сложных государств, принято выделять такие классы, как протекторат и уния.

Протекторат - это международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать другому покровительство. А именно: осуществлять его представительство во внешних делах осуществлять вооружённую защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.

Под унией понимают союз, соединение объединение государств. Среди уний различают конфедерации, федерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи .

В настоящее время абсолютное большинство государств имеют сложное территориальное устройство. Наиболее интересными в плане изучения, с нашей точки зрения, представляются федерация и конфедерация.

2. Федерация

Федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственностиhttp://www.allpravo.ru/diploma/doc33p/instrum1619/item1621.html - _ftn22#_ftn22. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Несмотря на разнообразие и неоднородность федеративного устройства в разных странах можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, которая не может противоречить федеральной, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.)

одна из палат парламента представляет интересы субъектов федерации

как правило, субъекты федерации лишены права сецессии, т.е. не могут в одностороннем порядке выйти из федерации .

Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других - это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство - это единое и слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное же государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они имеют обычно свои конституции, как, например, штаты в США, земли - в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономий в РФ. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливаются конституцией и законами государства.

Субъекты федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Однако было бы ошибкой считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны.

Формы государственно-территориального устройства предопределяются различными факторами - историческими традициями, национальным составом населения, геополитическими особенностями и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др. В связи с этим одни унитарные государства объединились в федерации (США, Швейцария), а другие - превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно - в 1992 году - трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в Конституции этой страны.

Государственно-территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричное устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Беларуси равноправны.

При асимметричном государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, Италия делится на 20 областей, из которых пять (Сицилия, Сардиния, Трентино - Апьто - Адидже, Фриули - Венеция Джулия, Валь Д"Аоста) наделяются особыми формами и условиями автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами (статуты других областей утверждаются обычными законами). Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют широкую автономию, т. е. особый правовой статус по сравнению с другими областями страны.

Конституции государств, прежде всего федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон - это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-административная единица. В Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании - единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Пакистане, Аргентине - и вовсе субъекты федерации.

Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не является противоположностью федерализму. Унитаризм и федерализм - это те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью.

Поэтому, если исчезает унитарное начало, то федеративное государство подвергается опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах, как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. Так, в Испании создано 17 региональных сообществ, четыре из них пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалусии, Галисии, Каталонии, Стране Басков. Сицилия, Сардиния, Венеция Джулия и другие области Италии в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии.

См.: Автономия национально-территориальная, Автономия территориальная, Государство унитарное, Государство федеративное.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 68-71.

Подразумевает способ его административно-территориальной организации. Такое государство может иметь единые органы правления или же складываться из множества территорий, каждая из которых будет подчинена собственному локальному правительству, имеющему широкие полномочия.

Унитарная форма государственно-территориально устройства

Унитарная форма имеет достаточно широкое распространение. Такое государство характеризуется единством всех правительственных органов, правовой системы и конституции, которые распространяются без каких-либо ограничений или оговорок на территорию всей страны. Такими странами являются Швеция, Италия, Польша, множество и Азии.

Федеративная форма государственно-территориально устройства

В противовес унитарной, федеративная форма подразумевает достаточно сложное образование, которое включает в свой состав единицы, менее масштабные своих размеров и юридической международной значимости. Входящие в него субъекты могут именоваться по-разному: штаты, земли, кантоны, эмираты, провинции и так далее. Но неизменно федеративная форма государственно-территориально

устройства предполагает, что такие - локальные - субъекты передают часть собственного суверенитета в пользу центральных правительственных органов. Таким образом, здесь фактически существует два уровня высший - федеральный, власть которого распространяется на всю страны, и власть территориальных субъектов федерации - она распространяется лишь в пределах земель каждого субъекта. Подобным образом и законы могут разделяться на те, которые подлежат обязательному выполнению лишь в пределах ограниченных территорий субъектов (как в американских штатах), и на всеобщие - федеративные. Федеративная форма государственно-территориально устройства преобладает, как правило, в странах, этнически неоднородных (Бельгия), странах, возникшим путем объединения ранее независимых территорий (как Швейцария, Германия, США), а также имеющих очень масштабную территорию или большое количество населения (например, по этой причине в России тоже федеративная устройства).

Характерные особенности федеративного устройства:

  1. Государство состоит из множества отдельных субъектов, которые имеют свои властные органы.
  2. Парламенты обязательно являются двухпалатными, поскольку одна из палат является общефедеральной, а другая состоит из представителей земель. Впрочем, следует отметить, что двухпалатный парламент может функционировать и в унитарном государстве, не обязательно являясь признаком именно федерации.
  3. Во многих федерациях существует понятие локального для республик и общего.
  4. Внешнеполитические сношения в таких странах являются исключительной прерогативой центральных органов правления.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Напомним, что понятие «форма государства» слагается из 3 составных частей:

· Политический режим

· Форма правления

· Территориальное устройство

Под формой территориального устройства понимается модель (способ) национально-территориальной организации государственной власти, характеризующаяся определенной системой связей между ее составными частями, и прежде всего, между центральной властью государства и властями отдельных его частей. Другими словами, форма государственного устройства (иначе, политико-территориальная организация) – это та схема, по которой осуществляется деление государственной территории на некие составные части.

В теории и практике построения государственного различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные. Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных объективных внутренних (в большей степени) и внешних факторов. Например, все государства мира с многочисленным и многонациональным составом населения, а также большими территориями являются федерациями. В чем же заключается специфика той или иной формы территориальной организации населения и власти?

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО строится на основе единства его составных частей – административно-территориальных единиц. Это простой тип территориальной организации, поскольку государство предполагается единым целым, в сущности неделимым. Основной структурной единицей, частью его является административно-территориальное образование (округ, воеводство и т.п.), не обладающее суверенитетом. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. (примеры унитарных государств: Великобритания, Италия, Польша, Франция, Венгрия, Болгария и др. ) Основные признаки:

ü одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти, чья деятельность распространяется на все государство без исключений;

ü одна финансовая, налоговая системы, единые вооруженные силы, правоохранительные органы и др. институты;

ü Все отрасли законодательства находятся в ведении всего государства в целом (сравнить с федерацией!) – т.е. единая система права

ü наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета и подчиняющихся центральной, общей власти государства.

ü Наличие единственного для данной страны Основного закона (Конституции)

ü Одно, общее для всей страны гражданство (подданство)

Существует две разновидности унитарного государства: централизованное и децентрализованное . В централизованном государстве отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности . В основе национально-территориальной организации унитарного государства эксплуататорского типа лежит принцип бюрократического централизма. Как общая тенденция прослеживается стремление правящих кругов поставить местные органы управления под строгий контроль центральной администрации. Децентрализованное унитарное государство основывается на развитой системе местного самоуправления в рамках отдельных административно-территориальных единиц (район, провинция, город и т.д.). Административно-территориальное устройство при этом, как правило, увязывается с плотностью населения, проживающего на данной территории, особенностями природных ресурсов, перспективами развития промышленности, транспорта и др.

Более широкими правами по сравнению с административно-территориальными единицами обладает территориальная автономия . Автономная территориальная единица (в пределах, установленных центральной государственной властью) самостоятельна в решении вопросов местного значения, в создании условий для всестороннего развития проживающего на данной территории населения, его исторических и культурных традиций. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических, религиозных). Например, в Греции имеет статус автономного образования остров Афон. Именно там находится одна из святынь христианства - святая гора Афон. На его территории расположены 20 мужских православных христианских монастырей. Фактически это монашеская республика в составе светского государства со своими органами управления и своими строгими порядками. На острове запрещены развлекательные атрибуты светской жизни (рестораны, казино, ночные клубы...). Запрещается посещать остров женщинам, даже имеющим статус монахинь. Весьма строгие требования к одежде (запрещается носить шорты).

Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. Такая система (основанная на существовании автономий) иногда называется регионалистской (Италия, Китай, Испания, Никарагуа)

ФЕДЕРАЦИЯ - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации. Составными частями федеративного государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны и т.д., все они именуются субъектами федерации. Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. Итак, основные черты, присущие федерации:

ü Определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов. Субъекты могут иметь свои Конституции, Уставы, свое гражданство и т.п. Вместе с тем, Отсутствие реального суверенитета (есть только его признаки) у субъектов федерации и отсутствие права на одностороннее изменение статуса субъекта федерации.

ü Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами существуют органы субъектов, которые неподотчетны центру. Вместе с тем, Верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов федерации.

ü Двухпалатный парламент: одна из палат представляет интересы субъектов. (для примера: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации)

ü Двойная система налогообложения: в казну субъекта и в казну федерации в целом (плюс в казну муниципальных образований, т.е. в общем возможна тройная система).

ü Разграничение предметов ведения субъектов и центра.

ü Единство экономической и социальной системы, свободное передвижение людей, товаров, услуг в пределах всей федерации.

ü Равноправие субъектов федерации.

Федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному (смешанному) принципу (Россия). В первом случае, при определении границ субъектов учитывается лишь территория с позиции эффективности управления большими пространствами и в целях упрощения создания инфраструктуры (коммуникаций, транспорта, связи, энергоснабжения и т.п.). Т.е., условно говоря, близлежащие территории, в зависимости от геологических, климатических и иных природных особенностей объединяются в субъекты. При этом человеческий ресурс в расчет не берется. Во втором - в основания «нарезки» территории кладутся не только принципы территориальной близости, но и ряд культурно-исторических, традиционных, языковых особенностей наций. Логично предположить, что, например представители чувашской нации объединяются в один субъект, включающий всю территорию их проживания, а не делятся на несколько и не объединяются с другими субъектами.

Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов власти решается на основе трех принципов:

1. Исключительной компетенции федерации - определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Пример: в России уголовное законодательство находится в исключительном ведении федерации, т.е. законодательные собрания субъектов РФ (в отл. От ГосДумы РФ) не могут принимать законы в этой сфере.

2. Совместной компетенции - установление круга отношений, которые регулируются совместным принятием нормативно-правовых актов субъектов и центра. Так, в России законодательство о нотариальной деятельности может развиваться как на уровне всего государства, так и на местном уровне;

3. Полномочий, отнесенных к компетенции субъектов федерации . Конституция РФ говорит о том, что вне пределов ведения, предусмотренных первыми двумя формами, все остальные вопросы относятся в компетенции субъектов РФ.

В некоторых федеративных государствах появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий . Под делегированием полномочий понимается взаимно договоренная (а не жесткая, централизованная) передача части прав и обязанностей из сферы ведения федерации в сферу ведения субъекта федерации и наоборот. Явление делегирования полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена , т.е. субъекта федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением. Фактически в составе России таким статусом обладает Татарстан (ряд подвижек в этом же направлении и в отношении Башкортостана).

Отсюда возникает понятие так называемых симметричных и асимметричных федераций. Симметричной является федерация, где все члены ее (субъекты) имеют одинаковое положение и пользуются одинаковыми полномочиями. В ассиметричных субъекты имеют несколько разный правовой статус, отсюда неравное юридическое и фактическое положение. Примером может служить Россия, в которой различается 6 видов субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), которые юридически равны, но фактически, их полномочия в своем объеме различаются.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации . В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации . Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами (пример – США). В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.

В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия.

КОНФЕДЕРАЦИЯ представляет собой государственно-правовые объединения, или союзы суверенных государств, т.е. сами по себе, они государствами не являются. В отличие от федерации конфедерация создается для достижения определенных, ограниченных задач и целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения самостоятельно и одновременно являются членами единой государственной организации, которая также выступает как субъект международного права. Конфедерация характеризуется общей системой управленческих органов (структур), общей экономической политикой (в том числе валютной), устойчивыми хозяйственными связями. Вместе с тем решения, принимаемые управленческими органами конфедерации, не носят обязательного характера для государств, входящих в конфедеративный союз. Они реализуются через деятельность правительств государств - членов конфедерации. Государства, сохраняя суверенитет, сохраняют и собственное гражданство, собственную систему органов государственной власти, собственную армию. Кроме того, они обладают правом выхода из союза. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов;

Создаются координационные органы для ведения общих дел;

Для вступления в юридическую силу решения координационных органов должны быть ратифицированы органами законодательной власти входящих в союз государств;

Правовой основой является договор между участниками;

Имеет не единую территорию, а совокупность территорий входящих в нее государств;

Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

Общими источниками финансовых средств являются взносы членов конфедерации;

Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

Государства могут договориться: о единой денежной системе; о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Среди ученых по-прежнему отсутствует единство точек зрения на характер конфедераций в современных условиях. Одни утверждают, что сегодня их в чистом виде нет. Другие специалисты считают конфедерацией Европейский Союз (ЕС). ЕС - межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства. По состоянию на май 2009 г. он включает в себя 28 европейских государств.

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств . Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация. Британское содружество - это наиболее устойчивое, длительное и добровольное объединение независимых суверенных государств, возникшее в результате распада Британской колониальной империи. Характер взаимоотношений между ними был определен Вестминстерским статутом (1931 г.).

(конфедерации и

содружества)

регионалистские территориальные национально-территориальные

симметричные ассиметричные

централизованные децентрализованные

конституционно-правовые договорно-правовые



Поделиться