На сколько выбирают губернатора. Порядок избрания глав регионов. Определение результатов выборов

Элла Памфилова, председатель Центральной избирательной комиссии РФ:

Преимущество прямых выборов заключается в том, что в этом случае в высшей степени осуществляется принцип народовластия. Будущий губернатор в высшей степени зависит от мнения тех людей, которые живут в этом регионе, он должен считаться с этим мнением, должна быть обратная связь. Губернаторы, планирующие избираться на следующий срок, должны работать так, чтобы вызывать у людей доверие. Прямые выборы с точки зрения демократических принципов выглядят предпочтительнее. Это прямое народовластие. Оценка президентом деятельности губернатора на основе мнения избирателей более объективна, чем на основе мнения политологов, чиновников,- они руководствуются разными интересами. Главная задача теперь - проводить выборы так, чтобы они адекватно отражали результаты.

Игорь Минтусов, член правления Российской ассоциации политических консультантов, вице-президент Европейской ассоциации политических консультантов:


Я бы процитировал премьер-министра Дмитрия Медведева, который в 2009 году, будучи президентом, сказал, что свобода лучше, чем несвобода. Я бы так же бесхитростно высказался о том, что прямые выборы лучше, чем назначения. Почему? А потому... Прямая демократия лучше, чем просто демократия, а просто демократия лучше, чем ее отсутствие. Если президент хочет назначать губернатора, на что формально он может иметь право, то нужно менять законодательство. Но когда де-факто губернаторов выбирает президент, а де-юре - народ в ходе прямых выборов, это плохо. Если народ выбирает губернатора, то он и несет за него ответственность, если президент - то и ответственность лежит на нем. К слову, я хорошо помню, когда прямые выборы губернаторов были заменены на назначения: один из аргументов (смехотворных) заключался в том, что не всегда народ выбирает правильно - кого-то из выбранных посадили, кто-то был алкоголиком и так далее. Но если посмотреть статистику из тех губернаторов, которые попали под суд за коррупцию и другие должностные преступления, больше будет все-таки тех, кого назначали президенты. Народ делает меньше «ошибок», чем отдельно взятый человек.

Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга:


Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

Не изменилось ничего, и это четко показывает пример Свердловской области. У нас вчера не было выборов губернатора. У нас состоялось переназначение назначенца, но это было обставлено для жителей как выборы. Случилось то, что случилось, иллюзий не было ни у кого: нагнали бюджетников, провели лотереи, что, с моей точки зрения, является прямым подкупом избирателей, и назначенец был выбран. Все закончилось, но только не жизнь, а что будет происходить дальше - посмотрим, надо дальше жить и работать.

Виктор Кресс, зампред комитета Совета федерации по науке, образованию и культуре, с 1991 по 2012 год глава администрации-губернатор Томской области:


За двадцать с половиной лет работы губернатором я дважды был назначен и трижды избран, и в прямых выборах могу выделить два положительных аспекта. Во-первых, можно более легитимно и открыто отстаивать интересы региона в федеральном центре, особенно перед чиновниками третьего и четвертого уровня, с которыми постоянно приходится работать,- руководителями департаментов, заместителями министров. Во-вторых, появляется больше ответственности перед жителями региона, в котором ты работаешь. Если люди за тебя голосуют, значит, возлагают на тебя надежду. Мы готовим программу, излагаем ее, нас выбирают. Если программа выполнена, то изберут на следующий срок, если нет - то не выберут. Оценка качества работы в этом плане лучше. А минусов как таковых я не наблюдаю. Многие, конечно, могут голосовать наобум. Но те, кто интересуется политической жизнью, изберут кандидата с полной ответственностью. А те, кто руководствуется только эмоциями, конечно, не смогут, скорее всего, принять правильное решение.

Владимир Рыжков, председатель движения «Выбор России»:


Изменилась только формальная, юридическая сторона дела. Когда губернаторы назначались президентом, это было прямым нарушением Конституции, в которой указано, что субъекты федерации сами формируют свои органы власти. Возврат к прямым выборам был юридически правилен, но с политической составляющей изменений не произошло. Губернаторы как назначались, так и продолжают назначаться. За прошедшие пять лет не было ни одного случая, чтобы кандидат, одобренный Владимиром Путиным, не победил. Это такой российский феномен стопроцентного результата, главным механизмом которого является муниципальный фильтр. Он придуман таким образом, что нежелательный кандидат никогда не сможет собрать требуемое количество голосов в свою поддержку. С этим столкнулся Навальный в 2013 году на выборах мэра Москвы, который наверняка бы не прошел регистрацию, если бы не подаренные «Единой Россией» почти половина подписей, на эти вилы напоролся Евгений Ройзман сейчас на выборах губернатора Свердловской области. Как работает муниципальный фильтр: сначала Кремль выбирает того, кто должен победить, потом президент встречается с ним под телекамеры и говорит про выдвижение на выборы, затем через муниципальный фильтр блокируется сильный соперник и пропускаются соперники заведомо слабые, но обеспечивающие легитимность выборов. И все происходит под контролем Кремля, который добивается избрания нужного ему человека.

Дмитрий Орешкин, политолог и политический географ:


Изменилась экономическая и функциональная зависимость глав регионов от центра. Все деньги - в федеральном центре, у губернаторов резко сузилась зона ответственности, они стали менее самостоятельными. Назначенцами и наместниками они как были, так и остались. Живо только воспоминание о таком понятии, как региональный тяжеловес. Шаймиев, Лужков, Россель ушли в прошлое, и единственный, кто сейчас может вести самостоятельную политику, это Рамзан Кадыров. Все остальные управленцы - это «никто, и звать их никак», но, конечно, их изберут, потому что они часть вертикали и верхушка контролирует процесс. Вся эта модель может развалиться только тогда, когда из стенки вынут гвоздь, на котором висит эта вертикаль. Раньше или позже это произойдет, но меня пугает, что отсутствует институциональная основа, все замкнуто на одного человека. Обеднение легальной, законной институционально базы отношений между региональными начальниками и центром, похоже, будет долгим, но весь ужас в том, что когда исчезает человек, который все это скрепляет, создается вакуум, который может принести большие беды стране.

Константин Титов, в 1991–2007 годах губернатор Самарской области:


С теми законами, которые сейчас действуют в Российской Федерации, на практике мало что изменилось. Кандидатуры назначаются, у «Единой России» в раках сильное оружие - муниципальный фильтр. Подобные вещи мало что меняют в выборах. Но тем не менее хоть какая-то доля конкуренции появилась. Выборы - это всегда хорошо, а если еще есть конкуренция - то это просто здорово. Если партия поддерживает кандидата, то должна понимать: ей нужно доверие народа. Сейчас идут разговоры об отмене муниципального фильтра, и, мне кажется, это уже пора сделать. Повысилась конкуренция, повысилась ответственность перед президентом и народом. После возвращения выборов можно сказать, что мы движемся вперед к демократическому формированию власти. Да и явка на выборах зависит от высокой конкуренции.

Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий:


Я рад, что в целом ряде регионов возвращены прямые выборы губернаторов. Надеюсь, их больше никогда не отменят. Но моя радость по этому поводу «умеренная». Уровень конкуренции на губернаторских выборах остается крайне низким, президент фактически назначает своих фаворитов. Давайте вспомним многочисленные случаи, когда действующие губернаторы досрочно уходили в отставку, после чего выигрывали выборы и возвращались в свои кресла. Муниципальный фильтр создает необходимые условия для того, чтобы главы регионов сами подбирали себе оппонентов. Исключением можно считать московские выборы 2013 года, когда между кандидатами развернулась реальная политическая конкуренция. Но это, повторюсь, исключение. Кроме того, есть ряд регионов, в которых действует старое правило - главы назначаются.

Борис Надеждин, президент Института региональных проектов:


Теперь для действующих губернаторов, участвующих в выборах, главным становится мнение людей об их работе, а не мнение кремлевского начальства.

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 сентября 2017 г. в России состоится единый день голосования - законодательно установленная дата выборов разных уровней.

В 16 субъектах Федерации пройдут прямые выборы руководителей регионов, в шести - депутатов региональных законодательных органов. Кроме того, в Адыгее главу региона изберут депутаты республиканского парламента. По всей России в общей сложности состоится порядка 5,8 тыс. выборов различных уровней, включая 230 местных референдумов. В этот же день пройдут довыборы депутатов Госдумы по двум избирательным округам.

В настоящее время прямой порядок выборов применяется в 75 российских регионах. Глав остальных десяти субъектов Федерации - республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик, а также Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов - избирают местные парламенты.

Порядок избрания глав регионов

Выборы высших должностных лиц субъектов РФ проводятся в соответствии с федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О политических партиях", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также уставами (конституциями) регионов и местными законами о выборах.

Глава региона избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта, или депутатами местного парламента на срок не более пяти лет и не может занимать должность более двух сроков подряд. При этом первым считается срок, на который губернатор был избран после вступления в силу закона о возврате прямых выборов 1 июня 2012 г. Срок полномочий главы субъекта РФ определяется уставом региона и исчисляется со дня вступления в должность.

Глава субъекта, осуществлявший свои полномочия не менее одного года, может добровольно уйти в отставку, чтобы с согласия главы государства участвовать в губернаторских выборах на новый срок. Выборы проводятся в единый день голосования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Требования к кандидатам

Кандидатом в губернаторы может стать гражданин России, достигший 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом и не имеющий гражданства другого государства. Баллотироваться на пост главы региона могут претенденты, выдвинутые политическими партиями, а также самовыдвиженцы (если это предусмотрено законодательством региона).

Для регистрации кандидатам необходимо собрать подписи от 5% до 10% муниципальных депутатов и глав муниципальных образований (так называемый муниципальный фильтр, установленный региональным законодательством). При этом каждый депутат может поставить подпись только за одного кандидата. Самовыдвиженцам также необходимо собрать в свою поддержку от 0,5% до 2% подписей избирателей.

Кандидат на должность главы региона в ходе избирательной кампании представляет трех претендентов на пост члена Совета Федерации. Если он будет избран руководителем субъекта Федерации, один из предложенных им кандидатов займет место сенатора в верхней палате российского парламента от исполнительной власти региона.

Определение результатов выборов

Избранным на должность руководителя субъекта РФ считается кандидат, получивший в свою поддержку более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Порог явки не предусмотрен.

В случае когда главу региона избирают депутаты местного законодательного органа власти, избранным считается претендент, за которого отдало голоса большинство членов регионального парламента.

Арест губернатора Сахалинской области вновь всколыхнул интерес широкой общественности к вопросу о том, как в России люди становятся главами регионов, какими административными и личностными качествами, вертикальными и горизонтальными связями для этого надо обладать, кто и почему продвигает людей на этот пост 

Арест губернатора Сахалинской области вновь всколыхнул интерес широкой общественности к вопросу о том, как в России люди становятся главами регионов, какими административными и личностными качествами, вертикальными и горизонтальными связями для этого надо обладать, кто и почему продвигает людей на этот пост и.д. Любопытен, к примеру, и такой вопрос: получение многомиллионных взяток - это врожденная привычка Хорошавина или благоприобретенная им за время работы на высоком посту? И вообще, - может ли рядовой гражданин России стать губернатором и тоже обзавестись некоторыми привычками?

Владелец ручки стоимостью 36 миллионов рублей губернатор Хорошавин 

Отвечаю сразу - может. Но при соблюдении определенных условий и неукоснительном соблюдения инструкции, разработанной «РР» для кандидатов на этот пост.

Владимир Путин назначает 

При этом надо четко уяснить, что, что бы там ни говорили, но в современной России глав регионов назначает президент, в настоящий момент Владимир Путин . Именно назначает, даже если их потом еще и «избирают». По данным ЦИК губернаторские выборы в нынешнем году должны состояться в 11 регионах России: Марий Эл, Татарстане, Чувашии, Брянской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Пензенской, Ростовской, Тамбовской и Еврейской автономной областях. Но, судя по всему, этот список далеко не окончателен. Поскольку вот уже на Сахалине образовалось вакантное место, поговаривают, что и в некоторых других регионах, к примеру, в Свердловской области, Республике Карелия, возможна досрочная смена руководства. Вероятно также, что некоторые главы регионов захотят, как это было в прошлом году, пойти на досрочные выборы. Там дерзать есть где.



Согласно федеральному закону №40, любой гражданин России может стать губернатором, если победит на равных и прямых выборах при тайном голосовании. Этот закон 2 мая 2012 года подписал Дмитрий Медведев - тогда формально еще президент, хотя на мартовских президентских выборах уже был избран Владимир Путин, и до его инаугурации оставалось всего несколько дней. Тем не менее, с 1 июня 2012 года этот закон вступил в силу и, вроде бы, действует до сих пор, правда уже с некоторыми существенными поправками.

Согласно этому «медведевскому» закону, кандидаты на должность губернатора выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации. Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.



Кандидатов должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов 

В субъектах Российской Федерации кандидатов должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на выборах глав муниципальных образований, в числе которых должно быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов. В городах федерального значения кандидатов также должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований и избранных на выборах глав внутригородских муниципальных образований. При этом кандидату необходимо получить поддержку не менее чем в трёх четвертях соответственно муниципальных районов и городских округов, внутригородских муниципальных образований. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией, либо в порядке самовыдвижения.

Кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения указанной поддержки необходимо собрать от 0,5 процента до 2 процентов подписей избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.

Муниципальный фильтр  пройти не так-то просто 

Оксана Дмитриева например, не смогла 

Этот так называемый «муниципальный фильтр» пройти не так-то просто. К примеру, в минувшем году на выборах губернатора в Санкт-Петербурге его не смогла преодолеть известный политик, депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева . И это притом, что ее поддерживала парламентская партия «Справедливая Россия». Поэтому самовыдвиженцу пробиться в губернаторы тяжело, хотя бы потому, что он не наберет минимального количества голосов от депутатов. Так что перед тем, как стать губернатором, вам необходимо состоять в какой-нибудь из партий, и заручиться их поддержкой. Можно вступить в уже существующую или создать свою собственную - дело за вами.

У вас есть небольшой шанс пробиться в губернаторы, если вы проживаете в Калининградской области или Москве. В этих регионах минимальный барьер составляет пять-шесть процентов и предусматривается возможность самовыдвижения.

Но еще лучше, если вы находитесь в так называемом «президентском кадровом резерве», в который включает потенциальных кандидатов на высокий должности в исполнительной власти, в том числе региона. Этот резерв - одно из немногих новшеств Дмитрия Медведева в его недолгую бытность президентом страны. Он начал формироваться в 2009 году и состоит из нескольких уровней. Это собственно федеральный резерв, в который входит так называемая «президентская тысяча», это окружные резервы, это субъектовые резервы, это муниципальные резервы.

Право рекомендовать кандидатов в президентский резерв было предоставлено должностным лицам Администрации Президента, членам правительства, руководителям иных федеральных государственных органов и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации.

При отборе кандидатов используются современные кадровые технологии, в том числе личностно-профессиональная диагностика. Эту «диагностику» проводят очень компетентные службы, включая ФСБ. Применяемые методики позволяют определить уровень развития личностно-профессиональных ресурсов и потенциал кандидатов, сформулировать рекомендации по их возможному должностному предназначению.


Совет Федерации одновременно и "кадровый резерв", и "дом престарелых" губернаторов

В числе «резервистов» - депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, руководители различного уровня в федеральных органах государственной власти, представители субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управленцы в коммерческих и некоммерческих организациях.

Наиболее перспективны управленцы, входящие в первую сотню «президентского резерва» - те, кто в нее входит, чаще всего и становятся губернаторами. Владимир Путин, вернувшийся в мае 2012 года в кресло президента, уточнил параметры, по которым проводится отбор в эту сотню.

В положении сказано, что подбором кандидатов в губернаторы занимается глава администрации президента. В свою очередь, рекомендуют ему потенциальных губернаторов главы федеральных округов. Причем предложения вносятся не менее чем по двум кандидатурам и не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего губернатора, а в случае досрочного прекращения полномочий - в течение 10 дней. Учитываются авторитет и деловая репутация кандидата, опыт публичной деятельности, а также мнение общественных объединений субъекта федерации. Под общественными объединениями, очевидно, подразумеваются партии. Ясно также, что наибольшее количество очков набирают кандидаты, принадлежащие к партиям, лояльным к действующему президенту.

К предложению по кандидатуре прилагаются: копия декларации о доходах, справка о результате предварительных консультаций, информационные или иные справочные материалы (другими словами, досье), а также заявление кандидата о согласии в случае избрания губернатором прекратить деятельность, несовместимую со статусом (например, коммерческую).

Это, так сказать, идеальная схема отбора кандидатов в губернаторы, ее формальные признаки. На практике же все происходит несколько иначе.



Последнее слово - всегда за президентом 

Притом, что последнее слово здесь всегда остается за президентом, очень важен первоначальный этап отбора кандидата. Особенно в том случае, когда хотят, чтобы он попал в первую сотню, а не в основную массу резерва, которую составляют, в основном, статисты.

На первом этапе, грубо говоря, работают все. Начиная с самого кандидата, который для начала обозначает свое желание, заканчивая представителями крупных партийных и общественных организаций, от которых он решил идти на губернаторские выборы. Есть понятные всем группы влияния - Администрация Президента, силовики, приближенные к высшему лицу люди (главы корпораций и компаний). Они также могут формировать мнение высшего лица.

Стоит отметить, что кандидатов всегда несколько, и именно от самого кандидата и от его команды зависит кто из них победит в итоге.

Многие ждут, что кто-то их вызовет в Москву для беседы

То есть, как будет сформировано мнение элит в отношении этого кандидата.

Многие желающие занять должность главы региона часто совершают одну и ту же ошибку, говорит эксперт «РР»: они ждут, что кто-то их вызовет в Москву для беседы если не с главным, то хотя бы с его приближенными, и тогда они получат карт-бланш для того, чтобы действовать далее, начинать критику действующего главы региона и готовиться к выборам.

Но так бывает очень редко, и только в тех случаях, когда кандидат сильно желателен для Кремля или, опять же, для тех, кто его проталкивает…

Итак, что же необходимо, чтобы стать главой региона? К примеру, есть Х, желающий стать губернатором. В первую очередь понятно, что это должен быть человек с хорошим управленческим опытом либо на производстве, либо в исполнительной власти, а еще лучше, если есть и то, и другое. Возраст - до 65 лет. У человека должна быть команда, которой он доверяет - в основном из тех, кому не раз приходилось заниматься кулуарными договоренностями, а также формированием проектов, интересных нужным людям. Ставка на некоего одного куратора в Москве - будь то человек из власти или из крупных корпораций - таит в себе немалые опасности. Такой куратор может просто руководствоваться меркантильными или какими-либо иными собственными интересами, и весьма грамотно водить кандидата за нос. Поэтому разнонаправленные векторы и верная команда, которая все это сканирует - таков залог успеха.



Как говорится, в России возможно все.

Вложения в должность губернатора сейчас не окупаются, зато это отличный карьерный трамплин

10 сентября 2017 года выборы губернаторов пройдут в 16 регионах РФ. И почти нигде нет интриги – победить должен действующий врио главы региона. Как же так получилось, что при Сергее Кириенко, которого считали главным либералом в Администрации Президента, демократическая процедура превратилась в чисто технический акт?

Увы, но, похоже, что выборы в России в принципе утратили популярность, как средство борьбы за власть. Да и сама власть перестала интересовать многих из тех, кто ранее так страстно за нее боролся. Речь, прежде всего, о тех, кто рассматривал властные посты в качестве инструмента извлечения прибыли. Сегодня инвестиции в должность губернатора, а уж тем более в депутата Госдумы – нерентабельны. Как вернуть вложения в кампанию? Если нет каких-то конкретных лоббистских интересов, то любая высокая госдолжность в наше время может стать только обузой. Статус депутата больше не дает неприкосновенности, а должность губернатора монополии на региональный бизнес. Пример – губернатор Иркутской области Сергей Левченко, который избравшись в протестном регионе реализует ФЦП и программы федерального правительства, причем гораздо успешнее своего предшественника из «Единой России». Секрет прост, в нынешней ситуации тому же Левченко не до политической борьбы. Он своеобразный технократ, который должен реализовать президентские программы, но при этом и спрос с него выше, чем с лояльных Кремлю младогубернаторов.

Некоторые из тех, кто должен избираться в этом году на пост главы региона, и вовсе не приспособлены к реальной политической жизни. Тем не менее, и Президент, и губернаторы должны проходить через этот обряд, назовем его «принятием населением». Суть его проста: нужно доказать свои бойцовские качества, прогнать свою программу через призму критики оппозиции, собрать весомую группу поддержки. Да, провести выборы без явного выбора – сложная задача, но вместе с тем, сам ритуал призван решать массу накопившихся в обществе проблем.

Возьмем, к примеру, Республику Бурятия. Там врио губернатора Алексей Цыденов отказался от борьбы со своим главным конкурентом коммунистом Вячеславом Мархаевым. Выдвиженца от КПРФ сняли при прохождении муниципального фильтра, то есть, кандидат от власти не принял бой не только от сильного соперника, но и от стоящей за ним части элит. Чем это может быть чревато? Во-первых, в следующем году в Бурятии пройдут выборы в Народный Хурал и коммунисты могут серьезно увеличить свое присутствие в местном парламенте. Ведь теперь за ними стоят не только обиженные местные элиты, но и обиженные избиратели, которым вместо КПРФ попытались подсунуть фейковую партию «Коммунисты России».

Схожая ситуация в других регионах со слабыми руководителями. В той же Свердловской области врио губернатора Евгений Куйвашев пошел на все ухищрения для зачистки политического поля и, скорее всего, в следующем году получит реакцию на свои действия. На тех же выборах в гордуму Екатеринбурга. Глава Республики Карелия Артур Парфенчиков также постарался договориться со всеми участниками политического процесса, от выдвинувшихся кандидатов (часть из которых снялась в его пользу) до реальных соперников вроде Ирины Петеляевой из «Справедливой России». Да, хитрая игра позволит ему победить на выборах, но как такой слабый губернатор намерен в будущем бороться с политической оппозицией Карелии? Ходят слухи о том, что Парфенчиков является одним из кандидатов на пост генпрокурора России, но готов ли он будет занять эту должность, если не справится с проблемами «на земле»?

Схожие проблемы есть и у других губернаторов, чьи нынешние должности рассматриваются как карьерные трамплины. Речь о врио губернатора Пермского края Максиме Решетникове и врио главы Удмуртии Александре Бречалове. Их основная задача – проявить себя в решении накопившихся проблем, стать «разводящими» в среде местных элит, которые в обоих регионах достаточно скомпрометированы. Но смогут ли это сделать губернаторы, чьи выборы прошли по стандартной схеме «сухой явки» и зачищенного поля? Тот же Решетников избирается в Перми по договоренности с главным местным оппозиционером Дмитрием Скривановым. Сможет ли он после этого вести себя независимо от договоренностей с этой третьей силой? Тот же губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, являясь кандидатом в целом с позитивным рейтингом, берет на себя определенную нагрузку по согласованию с местными элитами действующего городского руководства Ярославля во главе с мэром Слепцовым. Т.е. все ошибки Слепцова отныне будут проецироваться на действующего губернатора, который и так побеждает лишь в договоренности с соперником от «Справедливой России» Анатолием Грешевниковым, который отказался от участия в выборах. Как, кстати, и в Марий Эл, где КПРФ вовсе не стала выставлять своего кандидата против «единороса» Александра Евстифеева, дабы тот совершенно случайно не победил неопытного врио губернатора. За это кандидату от коммунистов Сергею Мамаеву разрешили бороться в Кировской области с Игорем Васильевым, так что Вятку можно причислить к одному из самых конкурентных регионов России.

Несколько лучше обстоят дела у тех глав регионов, которые структурировали собственные электоральные кампании. В том же Севастополе Дмитрий Овсянников начинал очень тяжелую кампанию, которую вполне мог проиграть. Но по ходу скорректировал многие свои позиции, тем самым, попытавшись обосновать свои позиции перед местным населением. Учитывая протестный статус Севастополя, добиться этого было непросто. Как, впрочем, молодым губернаторам Калининградской области Антону Алиханову и Новгородской области Андрею Никитину, которые сумели извлечь из своей молодости определенный профит. Точнее, они сформулировали некоторые идеи, которые хорошо ложатся в существующие концепции развития и могут быть реализованы в соавторстве с действующими элитными группами. Т.е. напряжение в элитах было снято за счет вовлечения их в избирательные процессы на стадии кампании. К ним можно отнести и более опытного губернатора «второго срока» Сергея Жвачкина (Томская область), который, несмотря на тихую кампанию, сумел решить основные вопросы на уровне элит и теперь готовится выиграть выборы в тихой борьбе.

Наиболее стабильны действующие губернаторы – Мордовии (Владимир Волков), Белгородской области (Евгений Савченко) и Саратовской (Валерий Радаев). У них все должно пройти по стандартному сценарию – средне высокая явка (35-45%) и высокий процент голосов за основного кандидата. Тот же Савченко вполне может получить результат близкий к 80-90%. Вторым может стать Волков (70-80%), а третьим Радаев (60-70%). Однако эти впечатляющие результаты не снимают вопрос конкуренции внутри местных элит. Например, кто же все-таки выступит в роли преемника Савченко на грядущих выборах? Или кто может противостоять Волкову в Мордовии в случае ухода его главного лоббиста Меркушкина с поста губернатора Самарской области?

Как мы видим, грядущие выборы порождают больше вопросов, чем ответов. И главный из них, к чему приведут выборы без выбора? Обострят ли подковерную грызню местных элит? – несомненно. Найдет ли подобное положение вещей выход в грядущих кампаниях муниципального и регионального уровней? – безусловно. Возможно даже в президентской - ведь многие местные силы захотят подпортить авторитет новоизбранных губернаторов тем, что помогут снизить результаты грядущей президентской кампании. Ведь именно под брендом Путина избираются молодые и мало кому известные технократы, которые и станут объектами атаки местных элит в ближайшие годы. Такое «тихое противоборство» федеральных и местных групп вполне может привести к возрождению третьей силы – российского федерализма, о необходимости которого в последние годы говорит все больше и больше экспертов.

Россияне рискуют снова потерять вернувшуюся было при Дмитрии Медведеве возможность выбирать губернаторов. Депутаты Госдумы в первом чтении приняли закон, позволяющий регионам самостоятельно решать, будут они проводить выборы или нет. Закон поддерживает президент РФ Владимир Путин. У него уже есть опыт отмены губернаторских выборов.

В 2004 году прямые выборы губернаторов были отменены. Тогдашний (и нынешний) президент Владимир Путин строил вертикаль власти, и неуправляемые руководители ему были не нужны. Формально отмену выборов приурочили к теракту в Беслане, где 1 сентября 2004 года боевики захватили школу.

«В целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федерализма необходимо совместное участие федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России, - заявил спустя две недели после теракта Владимир Путин. - И в этой связи полагаю, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства».

После этого заявления судьба выборов была предрешена: президент фактически получил право назначать своих людей на должности руководителей регионов. Не изменился порядок и тогда, когда партиям, обладающим большинством в региональных парламентах, дали возможность представлять главе государства свои кандидатуры на пост губернатора. Дело в том, что большинство во всех законодательных собраниях принадлежало и принадлежит «Единой России», лидером которой является Путин (сейчас, правда, уже неформальным).

Постепенное движение в сторону возврата выборов началось в 2011 году. Летом президент Дмитрий Медведев, который двумя годами ранее безапелляционно заявлял о невозможности введения прямого голосования, сообщил , что тема губернаторских выборов «не закрыта». По словам Медведева, его точка зрения по этому вопросу «находится в движении».

15 декабря в ходе «прямой линии» Владимир Путин тоже в поддержку возвращения губернаторских выборов, но с серьезными ограничениями. По мнению Путина, система должна работать следующим образом: все партии, имеющие представительство в региональном парламенте, предлагают свои кандидатуры губернаторов президенту, тот выбирает достойных, и уже они участвуют в обычных выборах. Таким образом, отличие от действовавшего на тот момент порядка состояло в том, что, во-первых, кандидатов разрешалось выдвигать всем партиям (а не только той, что имеет большинство), и во-вторых, голосовать должны были жители региона, а не депутаты.

Спустя неделю после выступления Владимира Путина с посланием к Федеральному собранию обратился Дмитрий Медведев. Незадолго до этого в Москве состоялся самый массовый митинг за последнее десятилетие: 10 декабря на Болотную площадь вышли десятки тысяч граждан, недовольных фальсификациями на выборах в Госдуму. Вполне естественно, что послание Медведева рассматривалось как ответ на протестную активность - президент анонсировал масштабную политическую реформу, подразумевавшую в том числе и возвращение губернаторских выборов. В Кремле, впрочем, связь между Болотной и предложенными изменениями законодательства отрицали.

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Реформа Медведева (за исключением изменения порядка выборов в Госдуму) была реализована. Регистрацию партий упростили, сбор подписей для участия в выборах отменили, а количество подписей, необходимых для выдвижения в президенты, уменьшили. Вернули и выборы губернаторов.

В ходе рассмотрения закона о губернаторских выборах все фракции Госдумы сходились в одном: это правильный шаг. «Данный законопроект будет способствовать повышению ответственности избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации перед гражданами, обеспечению прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов России, а также имеет цель реализовать конституционные процедуры, направленные на повышение доверия граждан к избираемым им органам государственной власти», - говорил в свойственной ему манере глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.

«Мы восстанавливаем выборы - это хорошо: народ просит, и время просит, так сказать», - вторил ему Михаил Дегтярев из ЛДПР. «Видимо, пришло время, мы готовы выдвигать своих кандидатов и бороться за то, чтобы тот или иной кандидат возглавил субъект. Конечно, это важное дело», - соглашался глава фракции «Единой России» Андрей Воробьев. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов также высказывался за возвращение выборов: «Так и должно быть, и мы много лет об этом говорили». Руководитель КПРФ Геннадий Зюганов об этом вообще с незапамятных времен - коммунисты «всегда выступали за прямые выборы губернаторов и Совета Федерации».

Все приведенные цитаты (кроме последней) взяты из стенограммы заседания Госдумы, на котором закон о выборах губернаторов рассматривался в первом чтении. Ко второму чтению в него добавили муниципальный фильтр и «консультации» с президентом. Вполне естественно, что оппозиция забеспокоилась, а допустят ли вообще ее представителей до выборов. В итоге все поправки были приняты силами депутатов от «Единой России». В окончательном - третьем - чтении за закон проголосовали 236 единоросов и один представитель от «Справедливой России». КПРФ и большинство справоросов вообще отказались голосовать, не согласившись с введением фильтров. Представитель ЛДПР Сергей Иванов объяснил отказ своей партии участвовать в голосовании так: «ЛДПР давно заявляла, что мы категорически против выборов губернатора... Мы в этом плане по крайней мере честны и в этой части как раз можем поддержать данный законопроект, потому что никаких выборов губернаторов все равно не будет».

Несмотря на недовольство думской оппозиции финальным вариантом закона о выборах, ее представители активно участвовали в избирательных кампаниях, проходивших той осенью. В октябре 2012 года губернаторов выбирали в Рязанской, Брянской, Белгородской, Вологодской и Амурской областях. По итогам выборов все действующие руководители регионов, выдвинутые «Единой Россией», сохранили свои посты. Но по крайней мере в Рязанской и Брянской областях кампании оказались для единоросов не слишком простыми - коммунисты проиграли им в весьма достойной борьбе.

Однако спустя два месяца после осенних баталий выяснилось, что выборы губернаторов нужны не всем. 13 декабря на заседании в Кремле председатель парламента Северной Осетии Алексей Мачнев (до недавнего времени сотрудник полпредства в ЮФО, то есть администрации президента) предложил дать регионам право отменять у себя выборы. «Видя, как проходят выборы в ряде наших субъектов, мы не можем не замечать то, что в этом процессе происходит накал общественно-политической ситуации, что в худшую сторону меняется социально-экономическое положение», - заявил он.

По его словам, в тех регионах, которые откажутся от выборов, процедура назначения должна быть такой: партии, которые представлены в Госдуме и региональном парламенте, предлагают президенту свои кандидатуры на пост губернатора. Тот выбирает подходящих и вносит их на рассмотрение депутатов заксобрания, а они уже выбирают губернатора. Фактически Мачнев предложил ту же систему, что была представлена Путиным во время «прямой линии». Нужно сказать, что инициативу Мачнева Путин поддержал. «Там, где люди чувствуют какие-то угрозы для себя, угрозы дестабилизации, межэтнических конфликтов, там нужно предоставить право более гибко решать вопросы подобного рода», - сказал он. Речь, очевидно, шла о Кавказе.



Поделиться