В период избирательной кампании вправе проводить агитацию. Предвыборная агитация: суть, формы, условия. Сделайте правильный посыл

Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них).

Законодательство разделяет понятия «информирование избирателей» и «предвыборная агитация».

Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления и избирательные комиссии. Они предоставляют полную информацию о предстоящих выборах – о процедуре, всех кандидатах и т.д.

Если кратко, то цель агитации – склонить избирателя в определенную сторону, а информирования – предоставить избирателю объективную информацию.

В случае выборов в коллегиальный орган власти форма, методы и сроки предвыборной агитации регулируется законами:

  • № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  • № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

В случае выборов президента РФ форма, методы и сроки предвыборной агитации регулируется законом № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Каждый кандидат, участвующий в выборах, имеет право на предвыборную агитацию. Кандидат или избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы предвыборной агитации.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фондов. Запрещена предвыборная агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов.

Агитационный период для кандидата или избирательного объединения начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов.

Формы и методы предвыборной агитации

Проведение предвыборной агитации в РФ должно проходить в допускаемых законом формах и законными методами.

  • на каналах организаций телерадиовещания и в СМИ
  • посредством проведения массовых мероприятий: митингов, демонстраций, шествий, собраний, публичных дебатов и дискуссий
  • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов
  • иными не запрещенными законом методами предвыборной агитации
  • призывать голосовать за или против кандидата или списка кандидатов;
  • выражать предпочтение кандидату или списку кандидатов любым законным способом;
  • рассказывать о возможных последствиях в случае, если кандидат будет или не будет избран, если список кандидатов будет допущен или не допущен к распределению мандатов;
  • распространять информацию о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными или негативными комментариями;
  • распространять информацию о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных обязанностей;
  • любая законная деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения к кандидату.

Нарушения в предвыборной агитации

Нарушениями предвыборной агитации являются:

  • привлечение к предвыборной агитации несовершеннолетних граждан;
  • использование изображения и/или высказывания несовершеннолетних граждан в агитационных материалах;
  • предвыборная агитация лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, за исключением, если они зарегистрированы в качестве кандидатов на проходящих выборах;
  • использование кандидатом преимуществ должностного или служебного положения.

Законом также запрещается проводить предвыборную агитацию:

  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
  • воинским частям, военным учреждениям и организациям;
  • благотворительным и религиозным организациям и учрежденным ими организациям;
  • членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
  • избирательным комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
  • иностранным гражданам;
  • международным организациям и международным общественным движениям;
  • представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, связанных с запретом экстремистской деятельности.

Запрещено нарушать сроки предвыборной агитации и агитировать за день до голосования, в так называемый «день тишины» и в день голосования.

Предвыборная агитация в СМИ

Предвыборная агитация в СМИ имеет ряд дополнительных условий и ограничений.

Одно из главных ограничений – предвыборная агитация в СМИ может начаться за 28 дней до голосования.

Не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов СМИ обязаны опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади. Эти условия должны быть одинаковы для всех кандидатов. Данные сведения должны быть предоставлены в избирательную комиссию, организующую выборы.

Запрещено размещать агитационные материалы в СМИ, зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании. За исключением СМИ, учрежденных кандидатами или избирательными объединениями.

Государственные и/или муниципальные СМИ обязаны предоставить кандидатам и избирательным объединениям бесплатное эфирное время или бесплатную печатную площадь, равное по времени и/или месту. Это не распространяется на специализированные государственные и/или муниципальные СМИ - культурно-просветительские, детские, технические, научные и др., а также на СМИ, выходящие реже одного раза в неделю.

Агитационные материалы не могут сопровождаться редакционными комментариями в любой форме – заголовок, иллюстрация и т.д. На телевидении запрещается перекрывать передачу агитационных материалов трансляцией иных программ или иных агитационных материалов.

Официальное толкование определения «Предвыборная агитация» содержится в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно данному закону: «Агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)». Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.2, п.4

Глава VII данного закона содержит гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах. Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, партии. Указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какую партию будет голосовать избиратель;

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат или список кандидатов будет избран или не будет избран;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), партии в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату или партии, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Законодательно закреплены также способы проведения предвыборной агитации:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

При проведении предвыборной агитации очень часто выявляются нарушения. Федеральный закон, указанный ранее, содержит в себе запрещающие положения относительно предвыборной агитации.

В нем указано, что запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением несовершеннолетних детей кандидата.

Также, «Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

е.1) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных данным законом». Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.48, п.7

Ограничения, предусмотренные законом следующие: любая агитация кандидатов и партий, в том числе в Интернете, не должна содержать призывов к совершению преступлений и экстремистских действий. Запрещено использование агитации, унижающей или показывающей в невыгодном свете национальные, религиозные, профессиональные и иные группы людей, использование нацистской символики, а также символики, похожей на неё.

При распространении агитации запрещено использовать материалы, порочащие честь и достоинство других кандидатов и партий. В случае выступления по телевидению кандидат или представитель кандидата (партии) не вправе агитировать против какого-либо кандидата или партии, описывать негативные последствия избрания его конкурентов, создавать их негативный образ или распространять информацию, которая приведет к формированию такого образа.

Также существует запрет на подкуп избирателей. Кандидатам и партиям, их доверенным лицам и организациям, учреждённым ими, запрещается при агитации подкупать избирателей - давать им деньги, материальные ценности, предоставлять бесплатные услуги, распродажи товаров, обещать передачу всего вышеперечисленного после завершения выборов. Раздавать можно только печатные материалы и значки, специально изготовленные для избирательной кампании. Также запрещается включение коммерческой рекламы в агитационные материалы. Необходимо отметить, что в период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других, основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.

В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержатся главные положения о проведении законной предвыборной агитации.

В статье 49 ФЗ (Агитационный период) законом определены сроки, в которые кандидатам и партиям можно проводить законную агитацию. В соответствии с ней, агитация начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов от партии и прекращается в 0 часов 0 минут за одни сутки до голосования. День непосредственно перед днём голосования называется «днём тишины» - любая агитация в этот день, так же как в сам день голосования запрещена. В «день тишины», а также в день голосования сохраняются на своих местах листовки и плакаты кандидатов и партий, расположенные на расстоянии не менее 50 метров от входа в участки для голосования и избирательные комиссии. Агитация, расположенная ближе 50 метров, должна быть убрана.

В статье 46 ФЗ (Опросы общественного мнения) сказано, что в течение 5 дней до дня голосования и в сам день голосования запрещена публикация любых опросов, связанных с выборами, и предсказаний итогов выборов. При публикации же опросов в разрешенный для этого период вместе с опросом должны публиковаться информация об организации, проводившей опрос, время его проведения, число опрошенных, метод сбора информации, регион, в котором проводился опрос, точную формулировку вопросов и статистическую оценку вероятной погрешности. Также должна быть опубликована информация о заказчике проведения опроса.

В статье 51 (Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио) главным является условие равного предоставления бесплатного эфирного времени всем без исключения партиям и кандидатам. В случае отказа кандидата от использования данного эфирного времени оставшееся не распределяется между другими кандидатами. При этом время выхода в эфир для всех кандидатов должно быть тоже одинаковым - не допускается ситуация когда одного кандидата показывают в вечернее время, а другого - ранним утром. Общий объем эфирного времени, которое каждая общероссийская государственная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням. Общий объем эфирного времени, которое каждая региональная государственная или муниципальная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания.

Они также обязаны зарезервировать эфирное время для кандидатов, которые пожелают проводить агитацию за плату. В этом случае периодичность выхода рекламных блоков, оплата и условия должны быть также одинаковыми для всех кандидатов.

Агитация в газетах и журналах описана в Статье 52 ФЗ (Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях). Государственные и муниципальные печатные издания, выходящие не реже раза в неделю, также обязаны предоставить всем кандидатам и партиям равные условия для публикации. Условия включают в себя стоимость, объем публикации, тираж, периодичность, цвет текста, шрифт, размер и расположение заголовка. Редакция, не вправе давать какие либо комментарии к агитационным статьям кандидатов. Любая агитация, опубликованная в газете или журнале, обязательно должна иметь информацию - за счет избирательного фонда какого из кандидатов опубликован этот материал. В случае бесплатных публикаций, должна иметься информация о том, кто разместил этот материал.

Агитационные митинги и встречи с избирателями являются таким же способом агитации, как и выступления в средствах массовой информации, поэтому также описаны в законе. Статья 53 (Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий) гласит, что по заявке кандидата или партии им обязаны предоставить помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно. При этом избирательная комиссия обязана отслеживать равенство условий при проведении публичных мероприятий и для других кандидатов. Так, в случае предоставления помещения на безвозмездной основе для встречи с избирателями владелец или собственник помещения уже не может отказать в выделении этого помещения для других кандидатов на таких же условиях. Организация публичных встреч в воинских частях, военных организациях и учреждениях запрещена, за исключением случая, когда единственное помещение, пригодное для проведения собрания с избирателями находится в расположении воинской части.

Наиболее распространённый канал передачи информации от кандидатов и агитации - агитационные листовки и материалы. Статья 54 ФЗ (Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов) описывает права и обязанности кандидатов при распространении агитационных листовок.

Все агитационные материалы должны в обязательном порядке быть изготовлены на территории Российской Федерации. Организации, которые занимаются выпуском печатной продукции, должны предоставить всем зарегистрированным кандидатам и партиям равные условия оплаты изготовления материалов. Кандидаты и партии имеют право беспрепятственно распространять эти материалы в случае, если информация в них не нарушает закон. Для определения соответствия материалов законам РФ кандидаты и партии обязаны предоставить экземпляры своих листовок и прочую информацию в избирательную комиссию.

Все печатные материалы, используемые для агитации, обязательно должны иметь следующие данные: наименование, юридический адрес и ИНН организации, изготовившей данные материалы, наименование организации, фамилию, имя, отчество (лица) или наименование и юридический адрес организации-заказчика, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.

Материалы могут расклеиваться (размещаться) на стенах зданий только с разрешения и на условиях собственника здания. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. http://www.chest-vibor.ru. Честный выбор. Общественный совет.

Именно все вышеперечисленные запреты, чаще всего нарушаются в ходе предвыборной агитации на муниципальных выборах.

Анализ проведения предвыборной кампании свидетельствует о грубых нарушениях действующего законодательства. К сожалению, главными проводниками подобной политики являются представители власти. Именно они, как показывает практика, повсеместно организуют тотальное давление на избирателей, используя административный и информационный ресурсы, ставят в неравные условия участников избирательной кампании. Досрочная агитация, срывание встреч противоборствующих между собой кандидатов, под любыми предлогами, издание массовыми тиражами газет, в которых содержится нелицеприятная информация о тех или иных кандидатах и т.д.

Путей нейтрализации из сложившейся ситуации не так много. Самый главный выход - это ужесточить наказание, за нарушение законодательства о проведении предвыборной агитации. Данное ужесточение пресечет желание кандидатов перешагнуть через границы юридически и этически дозволенного.

Игнорирование установленного порядка проведения предвыборной агитации должно иметь для нарушителей самые серьезные последствия. Также необходимо, чтобы каждый кандидат очень хорошо знал правила проведения предвыборной агитации и был информированным о предоставленных ему правах и гарантиях. Владение правовой стороной предвыборной ситуации в определенных случаях позволит кандидатам защитить себя от неправомерных действий со стороны своих оппонентов в избирательной кампании. Глава 5 Кодекса об административных правонарушениях, содержит виды ответственности за нарушения предвыборной агитации, а именно:

1. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях;

2. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах;

3. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом

4. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах, и т.д. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001, с измен. и доп. на 01.08.2013, глава 5

Проанализировав данные статьи, можно сделать вывод о том, что максимальный штраф по этим нарушениям составляет 100 тысяч рублей, и такой большой штраф предусмотрен только для юридических лиц, в остальных случаев он гораздо ниже. Т.е. необходимость ужесточения штрафов на лицо. Это наиболее действенный способ предотвращения нарушений в ходе проведения предвыборной агитации.

Статья 25. Общие принципы ведения предвыборной агитации.

Граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата. Государственным органам , органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию.

Предвыборная агитация может проводиться : через средства массовой информации; путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий);путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.

Кандидат или его кампания не имеют право агитировать, применяя деньги (или иные матер.Средства, используемые в таких целях) как подкуп или обещания их выдачи опять же с целью подкупа.

Со дня регистрации и до окончания выборов кандидаты не имеют права принимать участие в программах государственных и муниципальных телевизионных и радиовещательных компаний в ином порядке, чем определенном настоящим Положением.

Избирательные комиссии, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Предвыборные митинги организуются и проводятся в установленном порядке.

Агитация в помещениях избирательных комиссий запрещается.

Государственные органы, органы местного самоуправления, а также администрация предприятий, учреждений и организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять находящиеся в их собственности или распоряжении необходимые помещения для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Администрация предприятий и организаций, находящихся в государственной, муниципальной, акционерной, долевой или частной собственности, обязана обеспечивать условия для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, работающими на этих предприятиях, по заявлениям кандидатов, их доверенных лиц или избирательных комиссий. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборной агитации всем кандидатам и избирательным объединениям.

Статья 26. Сроки проведения предвыборной агитации (со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов

В день выборов любая публичная предвыборная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.)

Статья 27. Предвыборная агитация через средства массовой информации

СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются какие-либо гос.органы или гос.предприятия или орг.муниц.управления или находятся на финансировании вышеназванных обязаны обеспечивать равные возможности предвыборных выступлений всем кандидатам в депутаты.В течение двух дней до дня выборов и в день выборов запрещается обнародование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с предстоящими выборами.

Статья 28. Использование печатных и иных агитационных материалов

Избирательные объединения и кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их содержание и выпуск. Распространение анонимных (не содержащих указанной информации) агитационных материалов запрещается.

Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и другом объекте, за исключением зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца этих объектов. Запрещается расклеивать и вывешивать агитационные печатные материалы на зданиях, памятниках и обелисках, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Избирательные комиссии при поступлении сведений о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов принимают меры по пресечению этой деятельности. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещается агитация и пропаганда социального, расового, национального или религиозного превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду. Не позднее чем за 30 дней до дня выборов глава муниципального образования или орган (должностное лицо) местного самоуправления, уполномоченный уставом муниципального образования, решением представительного органа местного самоуправления либо решением суда, обязаны на территории каждого избирательного участка в местах, удобных для посещения избирателями, выделить и обустроить не менее одного специального стенда для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Каждому зарегистрированному по соответствующему округу кандидату предоставляется равная площадь для размещения агитационных печатных материалов.В помещениях избирательных комиссий каждый зарегистрированный кандидат вправе вывесить информационный (не содержащий призывов к голосованию за или против кандидатов) материал со сведениями о своей биографии, трудовой и общественной деятельности, предвыборной программе или платформе. Каждый кандидат имеет право представить для размещения информационные материалы в объеме не более двух листов формата А4. Отказ избирательной комиссии разместить материал может быть обусловлен только невыполнением кандидатом требований настоящей статьи и может быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Статья 29. Использование в предвыборной агитации телевидения и радио

Кандидаты на равных основаниях имеют право на бесплатное пользование эфирным временем на каналах телевизионных компаний и радиовещательных компаний, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации, муниципальные предприятия, учреждения и организации, а равно телевизионные компании и радиовещательные компании, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета муниципального образования и осуществляющие телевизионное вещание и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа. Порядок предоставления эфирного времени устанавливается избирательной комиссией муниципального образования. Вышеуказанные предвыборные агитационные мероприятия должны проводиться путем прямых трансляций телевизионных программ и радиопрограмм. Дополнительное предоставление кандидатам эфирного времени указанными средствами массовой информации не допускается.

Билет 33

Понятие «предвыборная агитация» и ее характеристика в ФЗ

«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Статья 55. Предвыборная агитация

1. В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются :

2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 53 настоящего Федерального закона);

3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).

2 . Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), либо против всех федеральных списков кандидатов, а действия, указанные в пунктах 2-6 части 1 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

3 . Предвыборная агитация может проводиться:

1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) другими не запрещенными настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами методами.

4 . Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, зарегистрированном кандидате (зарегистрированных кандидатах), в других не запрещенных федеральным законом формах.

Билет 36

Требования, предъявляемые к политической партии, ее права и обязанности; дополнения и изменения в ФЗ «О политических партиях».

Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. (Статья 4)

1) Требования - Статья 3

п 2. Политическая партия (ПП) должна отвечать следующим требованиям:

а) ПП должна иметь регион.отделения (РО) НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ В ПОЛОВИНЕ СУБЪЕКТОВ РФ, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно РО данной ПП;

б) в ПП должно состоять не менее 500 членов . Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее РО;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Наименование политической партии, символика должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав.

2) Права - Статья 26. Права политической партии

п.1. ПП в порядке, установленном законодательством РФ вправе:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления

в) участвовать в выборах и референдумах

г) создавать региональные, местные и первичные отделения , в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

д) организовывать и проводить собрания, митинги , и иные публичные мероприятия;

е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

ж) пользоваться на равных условиях гос. и муниципальными СМИ;

з) создавать объединения и союзы с другими ПП и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

к) устанавливать и поддерживать международные связи с ПП и иными общественными объединениями иностранных государств , вступать в международные союзы и ассоциации;

л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом ПП.

п.1.1. Политическая партия и зарегистрированное в соответствии с законом иное общественное объединение , не являющееся политической партией, создавшие объединение или союз, целью (одной из целей) деятельности которых является совместное формирование списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, заключают соглашение в письменной форме :

-включать в эти списки кандидатуры , предложенные данным общественным объединением

- также основания , по которым ПП вправе не включать в список кандидатов ту или иную предложенную кандидатуру .

Порядок, в соответствии с которым общественное предлагают кандидатуры для включения в список кандидатов, и указывается срок действия соглашения.

п.2. Политическая партия правомочна осуществлять иную деятельность , установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 26.2

ПП, не представленные в ГосДуме, вправе не менее 1 раза в год участвовать в пленарном заседании ГосДумы Федерального Собрания РФ

В информационном обеспечении избирательной кампании как по значимости, так и по объему и сложности ведущее место принадлежит предвыборной агитации, которая образует самостоятельную и весьма политизированную стадию избирательной кампании (см.

Приложение: схема 16, таблица 4).

Под предвыборной агитацией применительно к выборам депутатов Государственной Думы понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, за кандидата (кандидатов), включенного (включенных) в указанный список, или против него (них).

В отличие от ранее действовавшего законодательства теперь деятельность, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, не может быть квалифицирована как предвыборная агитация. Такой подход законодателя вполне понятен и обоснован как с сущностных, так и с практических соображений. В условиях достаточно широкого распространения в стране абсентеизма (уклонения избирателей от участия в выборах) государственные и муниципальные органы, избирательные комиссии нередко призывают избирателей к выполнению своего гражданского долга - к участию в голосовании. Однако такие обращения указанных органов по ранее действовавшему законодательству о выборах расценивались как предвыборная агитация, следовательно, находились за пределами дозволенного. Теперь же такие призывы не будут противоречить закону.

Рассматривая содержание предвыборной агитации, следует заметить, что в целях более четкого разграничения агитационной работы от иной информационной деятельности законодатель дал уточненный перечень действий, которые признаются агитационными. Они изложены в пункте 2 статьи 48 рамочного Федерального закона. А в пункте 21 указанной статьи закона дается разъяснение отдельных действий представителей организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при каких условиях они признаются агитационными согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации. Указанные нормы рамочного Федерального закона воспроизведены в частях 1 и 2 статьи 55 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы.

Значение предвыборной агитации определяется тем, что от умело организованной агитации во многом зависит политическое будущее того или иного кандидата, политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов. Хорошо поставленная агитация способна оказывать и оказывает реальное влияние на умонастроения и электоральное поведение избирателей. Предвыборная агитация является наиболее политизированным избирательным действием, самым чувствительным нервом всей избирательной кампании.

Новый вариант Федерального закона внес изменения и в сроки проведения предвыборной агитации. Общий агитационный период существенно увеличен. Теперь он начинается не со дня регистрации кандидата, списка кандидатов, а со дня выдвижения федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Эти нормы обязательны для всехуча- стников выборов. Таким образом, законодатель легализовал фактически проводимую агитацию в период сбора подписей в поддержку выдвинутых федеральных списков кандидатов и кандидатов, включенных в указанный список.

Из агитационного периода исключен отрезок времени от опубликования акта о назначении выборов, до выдвижения федерального списка кандидатов, а также день голосования и предшествующий ему день. Однако ранее размещенные в установленном законом порядке агитационные материалы в день голосования сохраняются на прежних местах.

Из смысла соответствующих статей федеральных законов о выборах следует, что федеральный список кандидатов юридически считается выдвинутым с момента его заверения ЦИК России и регистрации уполномоченных представителей политической партии. Следовательно, эти юридические факты являются точкой отсчета агитационного периода для конкретной политической партии, кандидатов, включенных в выдвинутый список кандидатов.

Следует иметь в виду, что вышеназванный общий срок агитационной деятельности при проведении выборов не распространяется на агитацию, если она проводится с использованием СМИ. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в более короткие сроки: она начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Иные методы предвыборной агитации (посредством проведения агитационных публичных мероприятий, выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иными не запрещенными законом методами) реализуются в рамках общих сроков агитационной деятельности.

Федеральные избирательные законы наделили правом на ведение предвыборной агитации широкий круг организаций и граждан. Их принято называть субъектами агитационной деятельности. К ним относятся политические партии, иные общественные объединения (вне зависимости от того реализовали они свое право на выдвижение федеральных списков кандидатов или нет), а также граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом.

При этом следует обратить внимание на то, что организации и лица, занимающиеся агитационной деятельностью, имеют разный объем прав и их организационных гарантий. В этой связи различаются общие и специальные субъекты агитационной деятельности. К общим субъектам относятся граждане Российской Федерации и их объединения - политические партии и иные общественные объединения. Кроме них, закон выделяет сравнительно узкий круг лиц и организаций, которые непосредственно связаны с избирательной кампанией и находятся в тесных правоотношениях с избирательными комиссиями, СМИ и другими участниками выборов - кандидаты и политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов. Последних принято называть специальными субъектами агитационной деятельности.

В основе деления субъектов агитационной деятельности на две группы лежит различное правовое положение этих групп в агитационном поле. Различия в основе своей касаются возможностей использования СМИ в агитационной деятельности и права на выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. Этими правами законодатель наделил только специальные субъекты агитационной деятельности. Общие же субъекты вправе вести предвыборную агитацию различными способами и методами за исключением использования СМИ, выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных агитационных материалов.

Федеральный закон, предоставив право на ведение предвыборной агитации в той или иной форме широкому кругу граждан и организаций, в то же время выделил категорию организаций и лиц, которым запрещена или ограничена агитационная деятельность. Так, полный запрет на ведение предвыборной агитации, выпуск и распространение любых агитационных материалов установлен государственным органам, органам местного самоуправления, воинским частям, учреждениям и организациям, избирательным комиссиям, благотворительным организациям и религиозным объединениям и учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных организаций при совершении обрядов и церемоний, представителям организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при использовании профессиональных обязанностей. Полный запрет на ведение агитации действует также в отношении международных организаций и общественных объединений, иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также лиц, которые на день голосования не достигнут возраста 18 лет. Этот перечень дополнен лицами, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 рамочного Федерального закона, т.е. ограничений, связанных с злоупотреблением свободой массовой информации. Как следует из общего смысла Федерального закона от собственного имени не вправе вести предвыборную агитацию организации телерадиовещания, периодические печатные издания, за исключением тех, которые учреждены кандидатами, политическими партиями.

Лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещено ведение предвыборной агитации при исполнении ими должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Кроме того, лицам, замещающим государственные должности или выборные муниципальные должности, запрещено проводить предвыборную агитацию по телевидению, радио и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, когда они включены в зарегистрированный федеральный список кандидатов. Последние не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Ведение агитационной деятельности запрещено также лицам, являющимся членами органов управления организацией независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членам органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных и служебных обязанностей или с использованием своего должностного или служебного положения.

Избирательные законы установили основные каналы (способы) проведения предвыборной агитации: через СМИ, посредством проведения публичных мероприятий и путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иными не запрещенными методами. В рамках каждого из этих способов выделяются формы (жанры) предвыборной агитации. Например, на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях предвыборная агитация может проводиться в форме публичных дебатов, дискуссий, “круглых столов”, пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, о зарегистрированных кандидатах в иных не запрещенных законом формах. Публичные мероприятия могут’ проводиться в форме собраний избирателей, встреч с гражданами, митингов, уличных шествий, демонстраций, публичных дебатов и дискуссий. Печатная агитационная продукция также может выпускаться в самых различных формах: листовок, плакатов, буклетов, брошюр, альбомов, календарей и пр.

Расходы на предвыборную агитацию, проводимую на платной основе, осуществляются исключительно за счет средств избирательного фонда политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов и избирательных фондов ее региональных отделений. Использование в этих целях средств избирательных фондов других политических партий, их региональных отделений запрещено законом.

Рамочный Федеральный закон, а затем и федеральные законы о выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восстановили в правах такой важный институт предвыборной агитационной деятельности, как предвыборные программы кандидатов, политических партий. Установлено, что государственные, муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить политическим партиям равные условия для проведения предвыборной агитации, в том числе для представления избирателям своих предвыборных программ.

Политическая партия в случае выдвижения ею федерального списка кандидатов и последующей его регистрации в ЦИК России не позднее чем за 10 дней до дня голосования обязана опубликовать свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, а также разместить ее в сети “Интернет”, а копию указанной публикации представить в ЦИК России. Публикация предвыборных программ должна быть осуществлена либо в рамках бесплатной печатной площади, предоставляемой государством, либо должна быть оплачена из избирательного фонда соответствующей политической партии.

Выборы обслуживают три категории СМИ - государственные, муниципальные и негосударственные организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий.

Рамочным Федеральным законом изменены основания отнесения телерадиокомпаний и периодических печатных изданий к разряду государственных и муниципальных. Для признания организации, выпускающей СМИ, государственным достаточно наличие одного из следующих трех признаков: 1) учредителями (соучредителями) которого являются государственные органы или организации; 2) которой за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, референдума, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и(или) субвенций на текущее функционирование за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъекта Российской Федерации; 3) в уставном (складочном) капитале которой на день официального опубликования решения о назначении выборов, референдума имеется государственная доля. Аналогичные критерии, но муниципального уровня, установлены для признания организации телерадиовещания, периодического печатного издания муниципальным.

СМИ, не подпадающие к категории государственной или муниципальной, признаются негосударственными.

В зависимости от территории распространения информации государственные организации телерадиовещания и периодические печатные издания разделяются на общероссийские (вещающие или распространяющие свою печатную продукцию на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации) и региональные (вещающие или распространяющие свою печатную продукцию на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также соответствующие подразделения общероссийских организаций телерадиовещания, периодических и печатных изданий).

Негосударственные, муниципальные, а также специализированные организации телерадиовещания и периодические печатные издания, а равно и государственные периодические печатные издания, выходящие реже одного раз в неделю, вправе отказаться от публикации агитационных материалов политических партий, региональных групп кандидатов, что свидетельствует о применении в этом случае частноправового метода регулирования. Периодические печатные издания, учрежденные органами государственной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов в информационном обеспечении выборов не участвуют. В этой работе не вправе участвовать также негосударственные телерадиокомпании, периодические печатные издания, учрежденные менее чем за один год до начала избирательной кампании, за исключением тех, которые учреждены политическими партиями, в том числе их структурными подразделениями. Последним дозволяется участвовать в агитационном процессе на платной основе независимо от времени их учреждения. На платной же основе вправе предоставлять эфирное время и печатные площади негосударственные телерадиокомпании, редакции периодических печатных изданий, в том числе принадлежащие кандидату (кандидатам), учрежденные не менее чем за один год до дня официального опубликования решения о назначении выборов. Общим требованием для всех телерадиокомпаний, периодических печатных изданий, желающих участвовать в агитационном процессе является публикация ими сведений о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Указанные сведения и уведомление о готовности оказывать информационные услуги субъектам агитационной деятельности одновременно представляются общероссийскими телерадиокомпаниями, редакциями периодических печатных изданий в ЦИК России, региональными и муниципальными телерадиокомпаниями и редакциями региональных и муниципальных периодических печатных изданий - в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Непредставление в означенный срок в соответствующую избирательную комиссию указанных сведений и уведомления считается отказом данной телерадиокомпании, периодического печатного издания от участия в обеспечении агитационного процесса на платной основе.

Важным является вопрос распределения организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий между субъектами агитационной деятельности. При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федеральный закон решает этот вопрос следующим образом.

Общероссийские государственные организации телерадиовещания и редакции общероссийских государственных периодических изданий обязаны предоставлять политическим партиям эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации как на бесплатной, так и на платной основе.

Региональные государственные организации телерадиовещания и редакции региональных государственных периодических печатных изданий обязаны предоставлять эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации соответствующим региональным группам кандидатов политических партий как на платной, так и на бесплатной основе.

Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий не обязаны, а вправе предоставить эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации соответствующим региональным группам кандидатов политических партий только за плату.

Если в зарегистрированном федеральном списке кандидатов отсутствует региональная группа кандидатов, соответствующая субъекту Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации или группе субъектов Российской Федерации, то политической партии, зарегистрировавшей такой список кандидатов, эфирное время и печатная площадь региональными государственными и муниципальными организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий не предоставляется.

Негосударственные телерадиокомпании и редакции негосударственных периодических печатных изданий вправе предоставлять политическим партиям эфирное время и печатную площадь на платной основе при условии выполнения указанными телерадиокомпаниями, редакциями периодических печатных изданий требований закона о предварительном опубликовании ими условий и размеров оплаты их услуг.

Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий независимо от формы их собственности по запросу ЦИК России, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации обязаны предоставить этим избирательным комиссиям документы, подтверждающие согласие уполномоченного представителя политической партии, ее регионального отделения по финансовым вопросам на выполнение работ и оказание услуг на платной основе.

Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций телерадиовещания выделяет на каждом из своих каналов для проведения предвыборной агитации политическими партиями, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, составляет не менее одного часа в рабочие дни в 28-дневный период до дня предшествующего дню голосования, а общий объем бесплатного эфирного времени, предоставляемое каждой из региональных государственных организаций телерадиовещания на каждом из своих каналов для проведения предвыборной агитации региональными группами кандидатов, - не менее 30 минут в рабочие дни в тот же период времени, а если общее время вещания региональной телерадиокомпании составляет менее 2 часов в день - не менее 1 /4 части общего времени вещания.

Если в результате распределения бесплатного эфирного времени на каждую политическую партию, выдвинувшую зарегистрированный список кандидатов, придется более 60 минут бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается до 60 минут, умноженных на число политических партий, выдвинувших и зарегистрировавших федеральный список кандидатов.

Предоставляемое эфирное время должно приходиться на период, когда теле-, радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. Поэтому передача агитационных материалов осуществляется, как правило, в утренние и вечерние часы, определяемые телерадиокомпаниями.

Общий объем эфирного времени, предоставляемый кандидатам и политическим партиям на бесплатной основе, распределяется следующим образом.

Половина этого времени отводится для проведения предвыборной агитации политическим партиям, выдвинувшим и зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов для совместного проведения дискуссий, “круглых столов”, иных совместных агитационных мероприятий, а оставшаяся часть общего объема бесплатного эфирного времени за вычетом долей политических партий, региональных групп кандидатов, отказавшихся от участия в совместных агитационных мероприятиях, распределяется соответственно между всеми политическими партиями, всеми региональными группами кандидатов в равных долях не позднее чем за 30 дней до дня голосования путем проведения жеребьевки. В распределении бесплатной части эфирного времени не участвуют политические партии, не имеющие права на получение бесплатного эфирного времени (имеющие задолженность перед телерадиокомпаниями по итогам предыдущей федеральной избирательной кампании), а также политические партии их региональные группы кандидатов, отказавшиеся от бесплатного эфирного времени.

Конкретные даты и время выхода в эфир совместных агитационных мероприятий, предвыборных агитационных материалов политических партий, их региональных групп кандидатов определяется путем жеребьевки, проводимой не позднее чем за 30 дней до дня голосования соответственно ЦИК России, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с участием представителей общероссийских и региональных организаций телерадиовещания, результаты которой оформляются протоколом. На основе протокола о результатах жеребьевки составляется общий график агитационных выступлений по телевидению и радио, который публикуется в печати для всеобщего сведения.

На основе результатов жеребьевки и графика выступлений заключается договор между организацией телерадиовещания и соответствующими субъектами агитационной деятельности на предмет предоставления эфирного времени, который реализуется сторонами в порядке и сроки, предусмотренные договорами. Условия и содержание договора регламентированы законом о выборах. Содержание и условия заключения этого договора свидетельствуют о его административно-правовом характере, нежели гражданско-правовой его природе. Он фактически оформляет административно-правовые отношения.

Кроме предоставления бесплатного эфирного времени, государственные общероссийские и региональные организации телерадиовещания обязаны резервировать и выделить эфирное время для проведения предвыборной агитации политическими партиями и региональными группам кандидатов на платной основе. При этом общий объем резервируемого платного эфирного времени, выделяемый каждой организацией телерадиовещания, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, но и не должен превышать его более чем в два раза. Платное эфирное время распределяется и используется политическими партиями, региональными группам кандидатов в рамках организационно-правовых процедур, установленных для бесплатного эфирного времени.

Муниципальные организации телерадиовещания, изъявившие желание участвовать в агитационной кампании и опубликовавшие сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени в установленном законом порядке, предоставляют региональным группам кандидатов для проведения предвыборной агитации эфирное время, общий объем которого определяется соответствующей телерадиокомпанией. Дата и время выхода в эфир совместных агитационных материалов и (или) предвыборных агитационных материалов каждой региональной группы кандидатов определяется жеребьевкой, проводимой муниципальной телерадиокомпанией с участием лиц, подавших заявку на участие в жеребьевке.

Что касается негосударственных телерадиокомпаний, то объемы предоставляемого ими эфирного времени и процедуры его распределения не регламентированы законом. Условия предоставления этими компаниями эфирного времени определяются гражданско-правовым договором, то есть частно-правовым методом. Однако Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы к ним предъявляет одно непременное требование - соблюдать равные условия применительно ко всем политическим партиям, региональным группам кандидатов.

Запрещено перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов трансляцией иных телерадиопрограмм, иных агитационных материалов, а также прерывать их, в том числе рекламой товаров, работ и услуг. Видео- и аудиозаписи выпущенных в эфир агитационных материалов подлежат хранению в соответствующей организации телерадиовещания в течение 12 месяцев со дня официального опубликования общих результатов выборов. Телерадиокомпании обязаны представлять их копии бесплатно по требованию избирательных комиссий.

Использование политическими партиями, выдвинувшими и зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, периодических печатных изданий для размещения своих агитационных материалов базируется на следующих нормах Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы.

Общероссийские и региональные государственные периодические печатные издания, выходящие не реже одного раза в неделю, обязаны предоставлять соответственно политическим партиям, выдвинувшим и зарегистрировавшим федеральный список кандидатов, региональным группам кандидатов печатные площади для размещения агитационных материалов как на бесплатной, так и на платной основе.

Редакции муниципальных периодических печатных изданий и государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, предварительно декларировавшие условия своих услуг, вправе предоставлять региональным группам кандидатов печатную площадь для размещения их агитационных материалов только на платной основе. Даты публикации указанных материалов определяются согласно жеребьевки, проводимой редакциями указанных периодических печатных изданий с участием субъектов, подавших заявку на участие в жеребьевке. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, продекларировавшие в установленном порядке условия своих услуг, предоставляют политическим партиям печатную площадь для размещения материалов предвыборной агитации на равных условиях оплаты. Эти издания вправе отказать субъектам агитационной деятельности в предоставлении печатной площади.

Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций государственных периодических печатных изданий предоставляет политическим партиям или региональным группам кандидатов, должен составлять не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания. Редакция каждого издания должна публиковать информацию об общем объеме бесплатной печатной площади, предоставляемой ею для целей предвыборной агитации, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Общий объем бесплатной печатной площади, которую редакция государственного периодического печатного издания предоставляет для размещения материалов предвыборной агитации, распределяется между политическими партиями, региональным группами кандидатов путем деления этого объема на число политических партий или региональных групп кандидатов, имеющих право на бесплатную печатную площадь в данном периодическом печатном издании. Дата публикации агитационных материалов политических партий, региональных групп кандидатов определяется жеребьевкой, проводимой соответственно ЦИК России, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Результаты жеребьевка оформляются протоколом.

Общий объем платной печатной площади, резервируемой каждой редакцией государственного периодического печатного издания, выходящего не реже одного раза в неделю не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, предоставляемой этой редакцией, но и не должен превышать его более чем в два раза. Даты публикации агитационных материалов политических партий, региональных групп кандидатов, размещаемых на платной основе, определяется жеребьевкой, которая проводится редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок уполномоченных представителей политических партий.

Указанные платные печатные площади, резервированные редакциями государственных периодических печатных изданий, подлежат распределению в равных долях между специальными субъектами агитационной деятельности путем деления этого объема на общее число политических партий или общее число региональных групп кандидатов.

Общий объем платной печатной площади, предоставляемой специальным субъектами агитационной деятельности редакциями муниципальных, а также государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, определяется самими редакциями. Этот объем распределяется между политическими партиями на указанных выше принципах путем жеребьевки.

Размер и условия оплаты печатных площадей, предоставляемых указанными выше редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий, должны быть едиными для всех политических партий, региональных групп кандидатов.

Подчеркнем еще раз: дата опубликования как бесплатных, так и платных агитационных материалов в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях определяется жеребьевкой, проводимой редакциями соответствующих изданий с участием членов соответствующих избирательных комиссий, других заинтересованных лиц на основании заявок политических партий, региональных групп кандидатов по завершению регистрации федеральных списков кандидатов, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Результаты жеребьевки оформляются протоколом, на основе которого составляется график выступлений в печати конкретных политических партий, региональных групп кандидатов.

Требование равных условий предоставления печатной площади на государственных и муниципальных периодических печатных изданиях распространяется на место на полосе, размер шрифта, оплату услуг и на другие условия.

Запрещено сопровождать публикации агитационных материалов редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, заголовками, иллюстрациями, если они не согласованы с соответствующей политической партией, выдвинувшей и зарегистрировавшей федеральный список кандидатов. Каждый опубликованный агитационный материал должен иметь информацию о принадлежности материала конкретной политической партии, региональной группе кандидатов об источнике его оплаты либо о его публикации на бесплатной основе.

Редакциям периодических печатных изданий, публикующим предвыборные агитационные материалы, запрещено отдавать предпочтение какой-либо политической партии путем изменения тиража, периодичности выхода в свет, если эти издания не учреждены самими кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими и зарегистрировавшими федеральный список кандидатов.

Платные агитационные материалы передаются в эфир и публикуются только при наличии документов, свидетельствующих о предоплате, которые представляются телерадиокомпании, редакции периодического печатного издания.

Распространенной и не требующей больших расходов и организационных усилий формой предвыборной агитации являются публичные мероприятия: предвыборные собрания, встречи с избирателями, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, публичные дебаты и дискуссии. Следует заметить, что нормы избирательного законодательства, регулирующие проведение предвыборной агитации посредством публичных мероприятий, приведены в соответствие с положениями Федерального закона от 19 июня 2004 гола № 54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях пикетированиях”.

Закон обязывает государственные органы, органы местного самоуправления оказывать содействие политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, их доверенным лицам в организации и проведении публичных агитационных мероприятий. Они же обязаны обеспечивать общественную безопасность при проведении указанных мероприятий.

Местами проведения такого рода публичных агитационных мероприятий являются дворцы культуры, клубы, школы, стадионы либо улицы и площади населенных пунктов. Рамочный и специальный федеральные законы урегулировали порядок предоставления указанных помещений и площадей для проведения агитационных мероприятий.

Заявки политических партий, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, их доверенных лиц о выделении помещений рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в трехдневный срок, а уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В рассмотрении и разрешении этих обращений участвуют и соответствующие избирательные комиссии.

Помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются собственниками или владельцами безвозмездно. Если собственник, владелец помещения предоставил данное помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, в уставном капитале которой имеется государственная или муниципальная доля, превышающая 30 процентов, одной политической партии, то он не вправе отказать в этом другим политическим партиям на тех же условиях в течение агитационного периода. Важную роль в реализации этих требований закона играют избирательные комиссии, которые обязаны обеспечить равные условия для всех политических партий, выдвинувших и зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, при проведении массовых агитационных мероприятий.

Помещения, находящиеся в частной собственности, собственности граждан, могут быть арендованы субъектами агитационной деятельности для проведения мероприятий с избирателями.

Такая форма предвыборной агитации как выпуск печатных, аудиовизуальных и других предвыборных агитационных материалов разрешен политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. Распространением же этих материалов могут заниматься широкий круг физических и юридических лиц по договорам либо без них.

Полиграфические организации независимо от формы собственности, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и оказывающие услуги политическим партиям обязаны обеспечить равные условия оплаты изготовления агитационных материалов. Причем сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ и услуг по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей типографией, индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в ЦИК России либо в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации на территории которой зарегистрирована эта организация, индивидуальный предприниматель. Без выполнения этих требований полиграфическая организация, индивидуальный предприниматель не вправе принимать заказы и изготавливать агитационные материалы.

Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы предъявляет конкретный и весьма широкий круг требований к заказчикам и изготовителям печатной и аудиовизуальной агитационной продукции. Она должна содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.

Изготовление агитационных материалов без выполнения этих требований, а также без предварительной оплаты из соответствующего избирательного фонда запрещается.

Экземпляры указанных материалов или их копии, фотоснимки до начала их распространения должны быть представлены политической партией в ЦИК России или в соответствующую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Вместе с этими материалами подлежат представлению также сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

Важным условием доступности и результативности предвыборной агитации путем выпуска печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов является установленный законом порядок их обнародования и распространения. Так, органы местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить удобные для посещения и прочтения избирателями места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка.

Среди иных форм распространения агитационных материалов следует выделить так называемую наглядную агитацию (уличную рекламу), то есть размещение коротких и броских призывов, лозунгов, фотоснимков и картин, эмблем и других символов, обращений в поддержку тех или иных кандидатов, политических партий, иных материалов агитационного содержания на рекламных щитах, зданиях, перетяжках через улицу, на площадях и других местах массового пребывания избирателей. Указанные формы и методы наглядной агитации оказывают существенное влияние на умонастроения широкого круга избирателей, а потому широко используются кандидатами, политическими партиями и другими субъектами агитационной деятельности.

Следует, однако, отметить, что данная форма агитации по существу не урегулирована избирательным законодательством и порождает многочисленные споры по поводу правовых оснований размещения такого рода агитационных материалов. В принципиальном плане нет юридических оснований для запрета участникам агитационной деятельности в размещении уличной рекламы. Другое дело, избирательные комиссии должны строго следить за тем, чтобы не нарушались сроки размещения агитационных материалов, а расходы на указанные мероприятия оплачивались из соответствующих избирательных фондов.

На практике размещение политической рекламы на стационарных щитах, предназначенных для материалов социально-экономической рекламы, осуществляется на основе гражданско-правовых договоров, заключаемых между политическими партиями и рекламными агентствами или организациями-посредниками и оплачивается из соответствующих избирательных фондов.

Тем не менее избирательное законодательство нуждается в дополнительных новеллах, регламентирующих как политическую рекламу в целом, так и уличной наглядной агитации по вопросам выборов.

Контроль за соблюдением установленного законом порядка проведения предвыборной агитации возложен на избирательные комиссии. Они наделены правом обращаться с представлениями в правоохранительные органы, в суд, органы исполнительной власти о проведении проверок и пресечении нарушений закона. Указанные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и по их изъятию, устанавливать изготовителей и заказчиков указанных материалов и источники их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

Что касается конкретной юридической ответственности за нарушение установленного законом порядка проведения агитации и информационного обеспечения выборов и референдумов в целом, то они установлены в основном КоАП РФ. Кодекс содержит 21 состав административных проступков, связанных с нарушением законодательства об информационном обеспечении выборов (ст. 5.5,5.6, 5.8 - 5.17,5.25,5.48,5.51,5.52).

Будь то выборы старосты, капитана команды или президента Российской Федерации, победа на выборах требует сочетания харизмы, качественной избирательной кампании и убедительного посыла. Чтобы узнать, как убедить людей проголосовать за вас, ознакомьтесь с рекомендациями ниже.

Шаги

Знайте свою аудиторию

    Узнайте о насущных проблемах. Поговорите с избирателями, чтобы выяснить, что заботит их, в ходе данной избирательной кампании: обеспокоены ли они качеством руководства действующего президента или слишком высокими налогами. Узнайте как можно больше об этих проблемах и разработайте ясно обдуманные, но убедительные тезисы. Баллотируйтесь не только по той причине, что вы хотите выиграть. Вы действительно должны заботиться о вопросах, стоящих на кону.

    Исследуйте конкурентов. Выборы - это игра НЕ одного участника. Вы должны рассмотреть других кандидатов и выяснить, как превзойти их предвыборную кампанию и убедить людей проголосовать за вас, а не за них. Узнайте все, что необходимо о ваших основных конкурентах. Попробуйте выделиться на их фоне них по ключевым вопросам и поиграйте с их недостатками и скандалами, которые они, возможно, пытаются скрыть.

    Найдите поддержку. Само собой разумеется, что вы не сможете понравиться всем без исключения и проголосуют за вас не все, но, тем не менее, справедливо и то, что далеко не каждый избиратель представляет собой крепкий орешек. Найдите основные группы людей, которые с удовольствием проголосуют за вас, и начните работу с ними заранее. Эти сторонники являются чрезвычайно важными для организации добровольцев и повышения избирательных фондов. Не стоит уделять слишком много времени в попытках убедить эту группу проголосовать за вас, однако и не пренебрегайте ими полностью, ведь кандидат, так или иначе отчуждающийся от своих сторонников, практически ставит на себе крест.

    Найдите неуверенных избирателей. Категория неопределившихся избирателей приводит в бешенство политически подкованных, но, тем не менее, именно эта группа может решить исход выборов. Узнайте, что их волнует, какие факторы или политика может завоевать их голоса, а затем начни настойчивую работу с ними. После построения и организации своей группы поддержки привлечение избирателей, которые по-прежнему стоят на пороге выбора, и сторонников оппонентов стоит во главе угла миссии вашей кампании.

    Регулярно проводите опросы избирателей. Говорят, первый блин всегда получается комом. То же самое применимо и к первоначальной стратегии кампании. Именно поэтому необходимо проводить опросы избирателей, чтобы узнать, как продвигаются ваши дела на самом деле и какие изменения необходимо внести в кампанию. Обязательно сделайте разбивку ваших результатов опроса по демографическим группам, что бы понять, каков может быть расклад в реальной ситуации.

    Сделайте правильный посыл

    1. Расскажите историю. Избиратели нейтрально относятся к банальным холодным перечислениям пунктов избирательной кампании - их трогают цельные истории баллотирующихся. Из грязи в князи, борьба аутсайдера с укоренившимися интересами, движение, пытающееся восстановить общество, стабильность которого подорвана действиями посторонних или инсайдеров, - это истории, которым люди действительно верят. Ваша кампания должна поведать избирателям историю как о вас, так и о них, делающих выбор именно в вашу пользу. Ваши агитационные материалы должны содержать описание своего видения того, что эти выборы означают для вас и в какое русло направится развития общество, если оно выберет именно вас.

      Используйте наилучшую модель поведения. Печальная истина политики состоит в том, что люди склонны голосовать за самых харизматичных или самых опытных кандидатов вместо тех, которые в реальности предлагают наиболее эффективную политику. Многие выдающиеся кандидаты понесли поражение, продемонстрировав свою слишком жестокую или пассивную сторону. Люди должны чувствовать, что вы похожи на них, что они могут с вами подружиться или, по крайней мере, разделить трапезу с вами. Постарайтесь быть харизматичным, скромным, вежливым, доброжелательным и с чувством юмора, и избегайте смешивания своего имени с элитарным или чиновническим.

      Оставайтесь верными своему посылу. Как средства массовой информации, так и ваши конкуренты будут провоцировать вас на разговоры о скандалах из вашего прошлого, на вопросы, где ваша позиция несколько отличается от избирательской, или на все то, что в настоящее время превалирует в потоке новостей. Не отвлекайтесь! В ходе дебатов или агитационных мероприятий всегда возвращайте тему разговора к своему основному посылу.

      Придумайте лозунг. Сделайте его коротким и добрым - это должно быть что-то, что люди смогут вспомнить. Попробуйте зарифмовать его или оформить его в виде кричалки, которую люди смогут повторять. Будет еще лучше, если лозунг может помочь людям всегда помнить ваше имя. Нюансы политической программы, возможно, помогут вам заполучить одобрение, но среднестатистический избиратель будет помнить о вас ровно столько, сколько заложено в вашем лозунге, - поэтому убедитесь, что он выгодно отличает вас от оппонентов и соответствует тому, что волнует избирателя.

      • Если в вашей кампании есть один явно доминирующий вопрос, по которому вы можете занять определенную позицию, можно оформить его в следующие лозунги: "Иван Иванов: Люди, а не трубопроводы" или даже "Иван Иванов: Скажи “НЕТ” новым стоп-сигналам".
    2. Переходите в атаку. Вызовите ваших противников для публичного обсуждения любых спорных позиций, которые они, возможно, занимали в прошлом, или любых скелетов, которые они имеют в своем шкафу. Люди не слишком приемлют негативную агитацию, но она по-прежнему работает. Большое количество компромата может иметь негативные последствия для вас, но успешные кампании должны иметь некоторый укус. Голос против вашего оппонента так же хорош, как и голос в вашу пользу.

      • Если это возможно, постарайтесь заиметь третье лицо, которое бы сконцентрировалось на критическом аспекте, в то время как вы остаетесь в стороне. Успешные кандидаты в президенты часто позволяют своим кандидатам на пост вице-президента выступать в качестве "служебной собаки", при этом сосредотачиваясь на положительных моментах.

    Ведите выигрышную кампанию

    1. Задействуйте добровольцев. Даже при относительно небольших выборах очень трудно запустить выигрышную кампанию, полагаясь на собственные силы. Привлеките добровольцев, чтобы помочь вам организовать ваши агитационные мероприятия и донести вашу программу до избирателей. Задействуйте в помощь вам своих друзей и семью. Один убежденный волонтер может стоить сотни голосов в день выборов.

      Отдавайте предпочтение личным контактам. Лично общайтесь с максимальным количеством людей. Даже в эпоху цифровых технологий разговор лицом к лицу по-прежнему остается наилучшим способом донести свою позицию. Сделайте так, чтобы ваши самые убежденные волонтеры и другие участники вашей предвыборной кампании постоянно базировались в непосредственной близости в вам. Как можно чаще встречайтесь с избирателями в оживленных публичных местах и на крупных событиях. Возможно, некоторые люди отвергнут вас, но те, которые задержатся, чтобы послушать вас - или даже пожать вашу руку - будут гораздо более склонны к тому, чтобы проголосовать именно за вас.

    2. Распространяйте личную символику. Наиболее характерные продукты любой большой кампании - плакаты, брошюры, кнопки, наклейки на бампер и футболки. На многих из них нет ничего, кроме имени и лозунга кандидата - или даже просто логотипа. Они значат не слишком много для непосредственного привлечения на свою сторону отдельного избирателя, но, по крайней мере, он сможет уловить ваше имя на них и, возможно, зайти на ваш личный сайт. Они также демонстрируют избирателям, в каких районах вы уже оказываете поддержку, и многие из избирателей становятся готовыми присоединиться к движению, когда оно уже в какой-то степени популярно.

      • Возможно, вы ничего не измените, если разместите агитационные знаки около своего дома, однако ваши добровольцы будут несколько подавлены, если им придется агитировать в районе, который кишит знаками исключительно вашего ярого оппонента. Политика - это гонка вооружений. Если ваши оппоненты что-то делают, вы должны быть готовы, чтобы соответствовать им.
    • Изучите кампании великих политиков, чтобы изучить стратегии, которые работали в прошлом.
    • Не прибегайте к плагиату! Если вы не будете оригинальным, за вас почти наверняка не проголосуют.

    Предупреждения

    • Кампании может быть чрезвычайно утомительной. Вы должны будете вложить в нее все возможное, но не слишком перетруждайте себя. В отличие от удачной речи, одна скомканная может навести фурор в СМИ, поэтому просто постарайтесь немного поспать.


Поделиться