Последние изменения ЗК РФ

Выбрать редакцию 01.07.2020 Текущая 02.08.2019 27.06.2019 01.06.2019 01.01.2019 25.12.2018 01.10.2018 01.09.2018 04.08.2018 08.07.2018 03.07.2018 01.07.2018 11.01.2018 01.11.2017 11.08.2017 10.08.2017 12.07.2017 01.07.2017 01.01.2017 01.09.2016 04.07.2016 23.05.2016 02.05.2016 01.01.2016 30.12.2015 09.12.2015 19.10.2015 06.10.2015 01.10.2015 24.07.2015 13.07.2015 01.04.2015 09.03.2015 01.03.2015 22.01.2015 09.01.2015 01.01.2015 22.07.2014 01.01.2014 31.12.2013 30.12.2013 06.09.2013 01.09.2013 24.07.2013 19.04.2013 04.03.2013 01.01.2013 31.12.2012 30.07.2012 25.06.2012 06.01.2012 01.01.2012 25.12.2011 14.12.2011 08.12.2011 01.12.2011 25.10.2011 02.08.2011 01.08.2011 22.07.2011 15.07.2011 01.07.2011 17.06.2011 08.04.2011 25.03.2011 31.12.2010 26.07.2010 01.04.2010 01.01.2010 29.12.2009 28.12.2009 23.08.2009 20.07.2009 17.03.2009 01.01.2009 31.12.2008 30.12.2008 24.10.2008 25.07.2008 18.07.2008 01.01.2008 08.12.2007 14.11.2007 30.10.2007 03.07.2007 29.05.2007 11.04.2007 14.03.2007 21.01.2007 01.01.2007 19.12.2006 08.12.2006 29.10.2006 01.09.2006 29.08.2006 14.07.2006 01.07.2006 08.06.2006 10.01.2005 05.01.2005 18.10.2004 01.07.2004 01.07.2003 30.10.2001

Земельный кодекс (ЗК РФ) 2020, 2019

  • проверено сегодня
  • редакция от 08.01.2020
  • вступил в силу 28.09.2001

Кодекс имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 июля 2020 года .
Посмотреть изменения в будущей редакции

Сравнить редакции кодекса

Вы можете сравнить редакции данного кодекса, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку "Сравнить". Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Даже не пытайтесь искать новее - это последняя редакция

Кодекс проверен сегодня в 10:32:54

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) - один из нормативных актов, регулирующих в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство. Земельный кодекс устанавливает право собственности на землю: предоставления и изъятия земельных участков и регулирует разрешение земельных споров. Основной задачей земельного кодекса является обеспечение рационального использования земельных ресурсов и их охраны.

Земельный кодекс состоит из восемнадцати глав, включающих 103 статьи, которые регулируют земельные отношения в соответствии с категорией земельных участков и их назначения. Действующий Земельный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой в сентябре 2001 года. Рыночные отношения в экономике и политическое развитие демократического государства оказали большое влияние на формирование основных принципов земельного законодательства, которое в свою очередь неизбежно влияет на другие сферы жизни государства: налоговое законодательство, налогообложение, охрану земельных ресурсов и социальную эффективность.

С основными статьями и положениями земельного Кодекса РФ необходимо ознакомиться всем землепользователям, землевладельцам и арендаторам, так как любое строительство или перестройка сооружений на земельном участке должно подкрепляться разрешением в соответствии с его целевым назначением. Земельное законодательство России не ограничивается только рамками Земельного Кодекса, опираясь на ряд Федеративных законов о земельном регулировании, которые дополняют и развивают общие нормы и принципы ЗК РФ.

Последние изменения ЗК РФ

  • Изменения ЗК РФ,
  • Изменения ЗК РФ,
  • Глава I. Общие положения

  • Глава I.1. Образование земельных участков

  • Глава II. Охрана земель

  • Глава III. Собственность на землю

  • Глава V. Возникновение прав на землю

  • Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.(Пункт дополнен с 29 мая 2007 года Федеральным законом от 10 мая 2007 года N 69-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 10 ЗК РФ

Основополагающие положения о статусе субъектов Российской Федерации содержатся в положениях Конституции РФ:
- ч.3 ст. 5 - о федеративном устройстве РФ, основанном на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- ч.4 ст. 5 - равноправии субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
- ст. 66 - об определении статусов субъектов РФ Конституцией РФ и Конституцией республики, уставом, принимаемыми законодательным (представительным) органом субъекта РФ;
- ст. 73 - об обладании субъектами Российской Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (содержание ст. 71 и 72 Конституции РФ об этих предметах ведения см. в комментарии к ст. 9 ЗК РФ).

Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений весьма обширны и предусматриваются в ст. 7, 8, 10, 13, 20, 22-24, 28, 31, 33, 34, 46, 49, 57, 65-67, 71, 87-92, и только, например, в сфере регулирования особо охраняемых территорий; в ст. 94, 95, 97, 99 и др. настоящего Кодекса, во многих нормах федеральных и региональных законов, иных нормативных правовых актов, также регулирующих земельные отношения в соответствии с ЗК РФ. Тем самым реализуется ч.3 ст. 36 Конституции РФ о том, что на основе федерального закона определяются лишь условия и порядок пользования землей.

Субъекты РФ определяют структуру и функции своих уполномоченных государственных органов, в том числе в сфере земельных отношений, на основании ст. 17 и др. ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года (СЗ РФ. 1999. N 42. Ст.5005).

Имущественное положение и полномочия субъектов РФ в сфере гражданского оборота в соответствии с п.3 ст. 3 ЗК РФ, п.3 статьи 129 ГК РФ регулируются в ст. 124 "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права", 125 "Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством", 126 "Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования" ГК (см. также п.1 ст. 2, ст. 212, п.2 ст. 214 и др. ГК РФ).

Государственный характер и широта полномочий органов субъектов РФ порождает их активную правотворческую деятельность, порождающую порой оспаривание ее результатов.

Определением Верховного Суда РФ об оставлении без изменения решения Смоленского областного суда решен вопрос о правотворческих полномочиях органов публичной власти в области земельных отношений. Администрация г.Смоленска сослалась на то, что регулирование процедуры выбора земельных участков, утверждение форм документов относятся к компетенции органа местного самоуправления, указывала, что они утверждены постановлением администрации г.Смоленска.

Оспариваемое постановление субъекта РФ, по мнению заявителя, регулирует отношения, не входящие в компетенцию органа государственной власти, и уже урегулированы органом местного самоуправления. Статьей 1 закона Смоленской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.Смоленске осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти области, определенным правовым актом администрации области.

В соответствии с п.1 постановления администрации Смоленской области "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", не противоречащим ФЗ о введении в действие ЗК РФ, таким уполномоченным органом исполнительной власти является департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

Согласно п.6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Суд обоснованно исходил из того, что, поскольку федеральным законодательством не определена форма акта о выборе земельного участка, такое решение в отношении земельных участков, государственная собственность на которые в административном центре субъекта РФ - г.Смоленске не разграничена, принимает уполномоченный орган исполнительной власти области - департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области. В силу положений ст. 2, 10, 29 ЗК РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права и реализовать предоставленные полномочия.

При таких обстоятельствах правомерным является вывод суда о том, что оспариваемое постановление, касающееся только земельных участков в г.Смоленске, издано администрацией Смоленской области в пределах полномочий. Не могут быть приняты во внимание ссылки администрации г.Смоленска на то, что оспариваемое постановление нарушает полномочия органов местного самоуправления на осуществление процедуры выбора земельных участков.

Судом правильно обращено внимание на то, что постановление администрации области не распространяет свое действие и не устанавливает порядок распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и права органов местного самоуправления на обеспечение выбора земельного участка не нарушает. Согласно п.4 ст. 2 ЗК РФ органы местного самоуправления могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в пределах своих полномочий. В этой связи суд сделал правильный вывод о том, что постановление администрации г.Смоленска не может применяться в отношении земельных участков в г.Смоленске.

Консультации и комментарии юристов по ст 10 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 10 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

Комментарий к статье 10 ЗК РФ:

1. Согласно ст. 72 Конституции в совместном ведении субъектов РФ и Российской Федерации находятся земельное законодательство, полномочия в области управления и распоряжения природными ресурсами, связанные в том числе с использованием земли (природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры и др.). В силу указанного закрепленные за субъектами РФ полномочия по содержанию похожи на полномочия, предоставленные Российской Федерации, но их объем и характер можно определить как "восполняющий и конкретизирующий". Совместное управление рядом вопросов обусловлено необходимостью оперативного управления землей с учетом специфики региональных и местных условий. В связи с этим ЗК и иными федеральными законами за субъектами РФ закреплены полномочия по владению, пользованию и распоряжению землями, находящимися в их собственности, право выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или в собственности граждан, юридических лиц, для нужд субъекта собственности.

Субъектом РФ могут быть урегулированы все земельные отношения, в том числе не урегулированные на федеральном уровне, за исключением тех, что отнесены федеральными законами к специальным полномочиям Российской Федерации. Особенности реализации полномочий в области земельных отношений субъектов РФ выражаются в возможности формирования собственного законодательства. Некоторые полномочия субъектов РФ в части принятия нормативных актов, а также управления земельным фондом предусматриваются в конкретных федеральных правовых актах (см. ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель). Но при этом должны учитываться как основные принципы, установленные , ФЗ, исключительные полномочия Российской Федерации, так и установленные конституциями (уставами) субъектов в целях обеспечения рационального использования, надлежащей охраны земли и природных ресурсов на территории субъекта с учетом требований и других смежных законов.

2. Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений реализуются специальными органами, осуществляющими управление данными отношениями (агентства, службы и т.д.). Объем и структура соответствующей земельной собственности определяются в порядке, установленном ЗК. Органы управления субъектов РФ согласно своей компетенции формируют региональные программы использования и охраны земель; устанавливают максимальные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность; кадастровую стоимость земельных участков, арендную плату за земельные участки, находящиеся в их собственности; порядок предоставления служебных наделов; порядок предоставления информации о выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд; вопросы регулирования частного и публичного сервитута; устанавливают основания изъятия земельных участков для нужд субъекта, помимо установленных ЗК; порядок утверждения и изменения черты городских и сельских поселений; порядок включения земель сельскохозяйственного назначения в перечень особо ценных; порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения; порядок резервирования земель и отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения; порядок установления зон охраны объектов культурного наследия, которые предполагается объявить землями особо охраняемых территорий регионального значения, и порядок их использования; порядок уведомления органами исполнительной власти субъекта РФ собственников, землевладельцев и землепользователей об особом режиме использования придорожных полос; условия предоставления земельных участков гражданам для сенокошения, выпаса скота из земель сельскохозяйственного назначения.

Признавая незаконными действия префектуры и управы, суды руководствовались , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, , Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, утвержденных приказом Минтранса России от 06.08.2008 N 126, Федеральным законом от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264.


Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2016 по делу N 305-КГ16-10498, А41-70884/2015 Требование: О признании незаконным отказа в приватизации земельного участка и об обязании предоставить в собственность за плату земельный участок. Обстоятельства: Истцом указано, что он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка. Однако ответчик отказал истцу в предоставлении в собственность за плату земельного участка. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не исследованы вопросы о том, входит ли спорный участок в границы зон планируемого размещения объектов, обозначенных в Генеральном плане городского округа г. Москвы и в Схеме территориального планирования Московской области, утв. постановлением правительства Московской области от 11.07.2007 N 517/23.



Поделиться