Что входит в систему земельного права. Основные институты земельного права. Земельные правоотношения при пользовании недрами

Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель.

Институты Общей части включают:

1) право собственности и иные вещные права на землю;

2) управление земельными ресурсами РФ;

3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;

4) правовую охрану земель;

5) управление в сфере использования и охраны земель;

6) правовое регулирование платы за землю;

7) ответственность за нарушение земельного законодательства;

Институты Особенной части включают: 1)правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

2) правовой режим земель населенных пунктов;

3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;

4) правовой режим земель природоохранного, приро-дозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) правовой режим земель лесного фонда;

6) правовой режим земель водного фонда;

7) правовой режим земель запаса.

Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Опециальная части.

В Общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки (учебной дисциплины), помимо указанных институтов, входят также предмет, методы, принципы и источники права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Понятие земельное законодательство рассматривается в земельном праве в узком и широком значениях.

В узком смысле данный термин используется в ЗК РФ, в силу которого земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов (п. 1 ст. 2 ЗК РФ).

В науке и правоприменении данный термин используется в широком смысле - как совокупность всех нормативных правовых актов (как законов, так и подзаконных актов), регулирующих земельные отношения.

В соответствии с правилом о совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ) земельное законодательство состоит из федерального земельного законодательства и земельного законодательства субъектов РФ.

Названное положение Конституции РФ не исключает возможности установления в законодательстве положений об отнесении отдельных вопросов к исключительной компетенции Российской Федерации. Например, в силу п. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и поря док пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ст. 27 3К РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ и федеральными законами;В земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Отдельные вопросы ЗК РФ относит к компетенции субъектов РФ, в частности: установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения КФХ, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства (ст. 33); установление перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается (ст. 79); утверждение и изменение границ и правового режима пригородных зон, за исключением пригородных зон городов Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 86).

Земельные отношения регулируются комплексом нормативных актов. По мнению И. А. Иконицкой, в Российской Федерации общественные отношения, объектом которых является земля, регулируются двумя отраслями законодательства - земельным и гражданским . Специфика земельного законодательства заключается в том, что данная отрасль регулирует в комплексе отношения по использованию и охране земель. Совокупность специальных нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, образует земельное законодательство.

В части регулирования отношений использования и охраны земель как природного ресурса и природного объекта земельное законодательство является подотраслью природоресурсного законодательства, что предопределило закрепление в земельном законодательстве принципа приоритета охраны земель как природного ресурса по отношению к их хозяйственному использованию. Нормы, регулирующие земельные отношения, содержатся во всех актах природоресурсного законодательства. В Водном кодексе РФ (далее - ВдК РФ) такая норма закреплена ч. 4 ст. 8, которой установлено, что не допускается отчуждение прудов и обводненных карьеров без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, и что данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Нормы, определяющие режим собственности на лесные участки, содержатся в Лесном кодексе РФ (далее - ЛК РФ). Аналогичные нормы содержатся в других актах природоресурсного законодательства.

Вопрос о соотношении актов природоресурсного законодательства в части регулирования земельных отношений решен п. 2 ст. 3 ЗК РФ. Согласно ему к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, водное, лесное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране атмосферного воздуха, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Вопрос о соотношении земельного и гражданского законодательства не получил однозначного решения в законодательстве и остается дискуссионным в науке. С позиций общей теории права специальное законодательство обладает приоритетом по отношению к общему законодательству в случае, если специальное регулирование в отдельных сферах деятельности допускается общим законодательством.

Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. А в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Земельное законодательство является специальным по отношению к гражданскому законодательству в части регулирования ограничений гражданского оборота земельных участков и установления пределов реализации прав на земельные участки в целях обеспечения публичных интересов. Следовательно, земельное законодательство обладает приоритетом по отношению к гражданскому законодательству по вопросам, отнесенным к предмету специального регулирования.

  • См.: Иконицкая И. А. Современные тенденции развития законодательства о земле в Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 1. С. 70.

Отграничение земельного права от смежных отраслей права позволяет нам выделить земельное право, явление самостоятельное и целостное, однако это не дает возможности проникнуть в суть данного явления.

Сущность земельного права может быть раскрыта через изучение его системы, а последняя представляет собой упорядоченную множественность, в которой каждый элемент занимает определенное место, взаимодействуя с другими элементами.

Место каждого элемента в системе земельного права определяется не произвольно, а диктуется его значением и конкретной ролью в этой системе. Например, Общая часть земельного права должна предшествовать его Особенной части, а не наоборот, поскольку в первой закреплены основополагающие институты, конкретизирующиеся в положениях второй части: право собственности на землю, государственное управление землепользованием, вещные права на землю и др. Эти институты получают свою специфику в регулировании и использовании различных

Система земельного права является, таким образом, с одной стороны, упорядочивающим свою внутреннюю структуру целостным явлением, а с другой - подсистемой российского права, входящей в него в качестве составного элемента. Так, реализуя положения права о государственном суверенитете народов, нормы земельного права позволяют устанавливать особый режим в месте проживания малочисленных народов и этнических групп; реализуя нормы административного права, нормы земельного права устанавливают компетенцию органов местного самоуправления в вопросах организации и ведения земельного кадастра, планирования использования земель, установления предельных размеров земельных участков, передаваемых гражданам в собственность, пользование и т.п.

Принято различать систему отрасли права и систему науки, учебной дисциплины и отрасли законодательства.

Под системой земельного права как отрасли права следует понимать научно обоснованную последовательность расположения институтов и образующих их норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений.

Система отрасли права складывается не случайно, а исторически (в известной степени, объективно) и обусловливается специфическим характером регулируемых земельных общественных отношений и их охраны, а также особым методом правового регулирования.

Раскрыть систему земельного права как отрасли - значит выявить элементы, составляющие ее, и системообразующие связи между этими элементами. Элементы системы права в свою очередь образуют внутри себя структуры системы элементов более узкого содержания.


Так, система земельного права состоит из Общей и Особенной частей, каждая из них в свою очередь состоит из институтов; институты земельного права состоят из групп земельно-правовых норм; земельно-правовые нормы имеют свои составные элементы: гипотезы, диспозиции и санкции.

Определение системы земельного права включает прежде всего вопрос о внутренней группировке и расстановке многочисленных юридических норм, входящих в эту отрасль.

Земельные отношения регулируются нормами материального и процессуального права. Поэтому по своему составу они не являются однородными. Каждая из названных групп отношений отличается от других в зависимости от субъекта, объекта этих отношений, их содержания. Например, правовые нормы, закрепляющие землю в частную, государственную, муниципальную и другие формы собственности, образуют в совокупности институт права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю, а нормы права, направленные на регулирование исполнительной и распорядительной деятельности органов в области земельных отношений, - институт государственного управления землепользованием.

Одним из видов земельных правоотношений являются правоотношения собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды, которые в свою очередь делятся на более конкретные виды в зависимости от категорий земель и от того, кто выступает пользователем тех или иных участков. В связи с этим, например, имеется несколько различных видов прав собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды на землях сельскохозяйственного назначения (землепользование государственных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, ассоциаций и т.п.) и на землях поселений (землепользование жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов и т.д.).

Каждый вид использования земли регулируется соответствующими правовыми нормами. В них определяются условия и порядок предоставления соответствующих категорий земель тем или иным субъектам права, предельные размеры предоставляемых земельных участков, содержание прав землепользователей, перечень возлагаемых на субъектов прав и обязанностей, а также условия и порядок защиты их прав от возможных нарушений.

Нормы права, регулирующие одни и те же виды использования земли, составляют в совокупности конкретные правовые институты. Так, правовые нормы, посвященные пользованию землей сельскохозяйственных предприятий (акционерных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств и др., образуют соответствующие институты.

Таким образом, земельное право состоит из ряда институтов, каждый из которых посвящен регулированию однородных и взаимосвязанных общественных отношений.

Рассмотрим элементы земельного права как отрасли права по отдельности.

Общая часть земельного права включает в себя следующие институты.

1. Право собственности, вещные и другие права на землю. Это институт земельного права, определяющий основу производственных отношений по эксплуатации земель, составляющих основу земельного строя России.

К Общей части следует отнести также общие правила, характеризующие понятие и составные элементы правового режима земельного фонда, отдельных категорий земель и их охрану.

2. Правовое регулирование сделок с землей. В связи с установлением многообразия форм земельной собственности на землю: частной, государственной, муниципальной и иных, граждане и юридические лица теперь вправе совершать разного рода сделки с землей: купли-продажи земли, залога и дарения, завещания, наследования и др.

3. Государственное управление землепользованием. Данный институт определяет пределы и порядок вмешательства государственных органов в сферу земельных отношений, их компетенцию и основные функции.

4. Правовое обеспечение рационального использования и охраны земель по российскому законодательству, которое является его главной задачей. Однако в законодательстве не раскрыто содержание этого понятия, не даны его основные критерии.

5. Земельно-процессуальное право. Этот институт дает понятие и общую характеристику земельно-процессуального права. Он указывает на соотношение процессуальных норм земельного права с административным, гражданским и уголовным правом, рассматривает виды и структуру земельного права.

6. Защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок разрешения земельных споров. Это один из важнейших институтов земельного права.

Многообразие форм земельной собственности и различных форм хозяйствования на земле увеличило количество земельных споров между гражданами и юридическими лицами. Признание земельных прав осуществляется судом или арбитражным судом путем вынесения судебного решения, устанавливающего земельные права. Но это не исключает разрешения земельных споров в административном порядке.

7. Ответственность за нарушения земельного законодательства. Этот институт земельного права определяет составы земельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.

Институты Общей части земельного права конкретизируются в институтах Особенной части земельного права, при этом каждый из

институтов Общей части «обслуживает» своими нормами все институты Особенной части.

8. Понятие и общая характеристика правового режима земель, под которым следует понимать установленный законом порядок государственного регулирования рационального использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

Особенная часть земельного права представляет собой систему институтов земельно-правового регулирования, обособленных по категориям земельного фонда, а именно:

1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, основным целевым назначением которых является использование их для сельскохозяйственных целей или предназначенность для этих целей;

2) правовой режим земель поселений, основным целевым назначением которых является обеспечение функционирования городов и иных поселений как целостных организмов, объектов социального назначения, предназначенных для создания необходимых условий для труда и быта граждан;

3) правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение задач, вытекающих из особенностей объектов, для которых предоставлены данные земли;

4) правовой режим земель, принадлежащих гражданам;

5) правовой режим земель особо охраняемых территорий: природоохранного и природозаповедного назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение условий в системе охраняемых природных территорий, а также в зонах природных объектов с особым правовым режимом; правовой режим земель оздоровительного и рекреационного назначения, основные положения которого вытекают из конституционного права граждан на обеспечение здоровья, охрану окружающей среды и восстановительный отдых; правовой режим земель историко-культурного назначения, порядок использования которых обусловлен особенностями юридического статуса памятников истории и культуры, а также достопримечательных мест;

6) правовой режим земель лесного фонда, обусловленный интересами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;

7) правовой режим земель водного фонда, используемых для peaлизации водохозяйственных целей;

8) правовой режим земель запаса, особенности которого выражаются в их названии.

Система земельного права как отрасли права состоит из следующих институтов.

Общая часть

1. Право собственности, вещные и другие права на землю.

2. Правовое регулирование сделок с землей.

3. Государственное управление землепользованием.

4. Правовое обеспечение рационального использования и охраны земель по российскому законодательству.

5. Земельно-процессуальное право.

6. Защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок рассмотрения земельных споров.

7. Документы, удостоверяющие права на земельные участки.

8. Ответственность за земельные правонарушения.

Особенная часть

9. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

10. Правовой режим земель поселений.

11. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

12. Правовой режим земель, принадлежащих гражданам.

13. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

14. Правовой режим земель лесного фонда.

15. Правовой режим земель водного фонда.

16. Правовой режим земель запаса.

4. Источники земельного права

Система права предполагает прежде всего иерархию составляющих ее элементов, а применительно к нормативно-правовой системе эта иерархия выражается в соподчиненности нормативно-правовых актов.

Иерархия земельно-правовых нормативных актов представляет собой следующие уровни:

1. Международно-правовые договоры , подписанные и ратифицированные Российской Федерацией, содержащие земельно-правовые нормы (ст. 4 ЗК РФ).

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Международный договор будет являться элементом правовой системы Российской Федерации в случае, если он заключен в установленном порядке и ратифицирован или утвержден компетентным органом государственной власти.

Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет важное значение потому, что в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на обращение в межведомственные (международные) органы по защите прав и свобод человека при соблюдении определенных условий: наличие соответствующего международного договора РФ и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты нарушенных прав. Так, ст. 3 АПК РФ закрепляет приоритет правил, установленных международным договором РФ, перед «внутренним» процессуальным законом.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).

2. Конституция РФ - ведущее начало всего нормотворчества, основной источник для всех отраслей российского права. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется по всей территории России.

Все принимаемые подзаконные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, конституциям республик, законодательству других субъектов РФ.

Если законодательные и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в России, вошли в противоречие с Конституцией РФ, то они подлежат отмене или изменению.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).

При характеристике источников земельного права, как и всех отраслей права, основным источником выделяется Конституция РФ. Это происходит потому, что Конституцию РФ от других источников отличают особые юридические свойства, которые заключаются:

а) в верховенстве Конституции. Это означает, что с ее принципами, нормами, закрепленными в ней, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Она выступает как бы доминантой всего общественного развития;

б) в ее высшей юридической силе, что закреплено в ст. 15. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы;

в) в ее роли как ядра правовой системы. Ее принципы играют основополагающую роль для всей системы российского права и текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества во всех сферах права;

г) в особой охране Конституции, т.е. охране закрепленных в ней правил. Для этого задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент РФ является ее гарантом. Важную роль в охране конституционных норм играет Конституционный Суд РФ, который рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов РФ.

К законодательным актам конституционного уровня относятся Конституция РФ и федеральные конституционные законы и другие нормативно-правовые акты обеспечивают механизм действия законодательства конституционного уровня.

Многие из содержащихся в Конституции РФ общих норм имеют земельно-правовую направленность. Так, конституционные нормы устанавливают, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9 Конституции РФ). Примечательно, что ни о каком другом природном объекте ни в одном законодательном акте не говорится ничего подобного.

Таким образом, Конституция РФ ставит землю в особое положение по сравнению с другими объектами правового регулирования, отмечая ее уникальность и неповторимость.

Согласно п. 1 и 2 ст. 9 Конституции РФ земли могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, которые признаются и защищаются равным образом. В п. 1 и 2 ст. 35 сказано, что право частной собственности охраняется законом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не приносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36).

Конституция РФ предусматривает регулирование земельных отношений на основе приоритета публично-правовых норм земельного законодательства. Это означает, что право частной собственности на землю не может быть абсолютным правом. Права частных земельных собственников могут и должны быть ограничены в интересах общества. Аналогичные ограничения предусмотрены в законодательстве

ряда стран (например, США, Англии и др.).

Немаловажное значение для земельного права имеют конституционные нормы, регулирующие экологические отношения. Так, в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), а также обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). В п. «д» ст. 71 Конституции РФ установлено, что в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею (в том числе и федеральная земельная собственность). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся: разграничение государственной собственности (п. «г» ст. 72); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (п. «д» ст. 72), а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к» ст. 72).

3. Федеральные конституционные законы. Третьим уровнем источников земельного права являются федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135). Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 108 Конституции РФ).

Важное значение для земельного права имеют конституционные нормы, гарантирующие государственную защиту прав и свобод гражданина путем признания, соблюдения и защиты. В частности, ст. 45 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких способов является право обращения в суд или арбитражный суд.

Статья 120 Конституции РФ - важная гарантия правильного рассмотрения любого земельного спора, устанавливающая независимость судей и подчинение их только закону, а в случае несоответствия акта государственного или иного органа закону - принятие решения в соответствии с законом.

Статья 123 Конституции РФ сформулировала основные принципы судопроизводства - гласность, состязательность, равноправие.

4. Федеральные законы. Они принимаются Федеральным Собранием РФ, которое состоит из двух палат- Совета Федерации и Государственной Думы.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.

Законодательная форма как источник земельного права в настоящее время значительно расширена. В соответствии со ст. 5, 76 Конституции РФ законодательные акты теперь принимаются не только на федеральном и республиканском уровне, но и на уровне субъектов РФ. Они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие закона и иных нормативно-правовых актов.

Новый ЗК РФ был принят Государственной Думой 28 сентября 2001 г. и опубликован 30 октября 2001 г. Он состоит из 18 глав и 103 статей

5. Указы Президента РФ . Президент РФ является главой государства. Он в соответствии с Конституцией РФ может издавать указы и распоряжения.

Следует отметить, что нормативные указы Президента РФ относятся к федеральному уровню.

Анализ нормативных актов Президента РФ дает основание утверждать, что они изданы по самым разнообразным проблемам правового регулирования земельных отношений в период проведения земельной реформы в России.

6. Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню. Источниками земельного права являются также подзаконные нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти, изданные в пределах их компетенции и во исполнение законов и указов Президента РФ.

Специфика этого уровня заключается в том, что:

Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах своей компетенции государственными органами, выполняющими исполнительно-распорядительные функции;

Данные акты не должны противоречить федеральным законам, нормативным указам Президента РФ, которые в свою очередь не должны противоречить конституционным законам.

С учетом образовавшегося вакуума в регулировании земельных отношений особо возросли роль и значение подзаконных нормативно-правовых актов, так как то, что должно было быть урегулировано законами, в значительной мере регулируется указами Президента РФ и подзаконными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Конституцией РФ исполнительную, власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое издает постановления и распоряжения и обеспечивает их выполнение;

7. Акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти . В межотраслевом и отраслевом масштабах источниками земельного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств и служб РФ - нормативные приказы, инструкции и др. По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.

Для упорядочения ведомственного правотворчества Министерство юстиции РФ осуществляет государственную регистрацию всех этих актов на предмет их полного соответствия действующему законодательству.

8. Нормативно-правовые акты субъектов РФ . В республиках, входящих в состав Российской Федерации, роль источников земельного права выполняют конституции республик, а также нормативные постановления по вопросам использования и охраны отдельных природных ресурсов, нормативные указы президентов республик (там, где они выбраны), а также нормативные постановления и распоряжения правительств республик. В субъектах РФ общее управление использованием и охраной земель осуществляют соответствующие органы государственной власти субъектов, полномочия которых определены Федеральным законом от 06.10.1999 № 194-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Согласно ст. 72 и 76 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. По предметам ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются нормативно-правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ вопросы создания единого рынка земли отнесены исключительно к ведению Российской Федерации.

Разграничение компетенции федеральных органов государственной власти и аналогичных органов субъектов РФ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 12.03.1996 № 370 «Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации» (в ред. от 25.11.1996)

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы разграничения государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, а также природноресурсовое законодательство, законодательство об охране окружающей среды и др.

В соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

9. Вспомогательные нормативно-правовые акты . Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты. Так, ГОСТ 17.51.01-78 «Охрана природы. Рекультивация земель» регламентирует основные положения, определенные ЗК РФ для землепользователей в качестве обязанности по восстановлению нарушенных земель.

Эти стандарты обеспечивают «расшифровку» содержания закона, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практике. Так, раскрытие п. 17 ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения» понятия рационального использования земель позволяет правильно применять положение ЗК РФ об обязанностях рационального использования земель собственниками, землевладельцами, арендаторами и землепользователями.

Таким образом, система источников земельного права РФ различает несколько уровней: международно-правовые договоры; Конституция РФ и федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента РФ; акты Правительства РФ; акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти; нормативно-правовые акты субъектов РФ; нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Данная система наделена механизмом устранения противоречий, возникающих в ней, через Конституционный Суд РФ, органы прокуратуры РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, которые своими решениями признают незаконными и недействительными нормативно-правовые акты, принятые с нарушением правил иерархической системы.

Система нормативно-правовых актов, являющихся источниками права, представляет по существу систему законодательства и постоянно совершенствуется в связи с реализацией земельной и других реформ.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Доработать конспект.

2. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинару.

Разработал:

преподаватель кафедры гражданского права Н.Ф. Звенигородская

”______” _______________ 2013года

Лист регистрации изменений

Предмет земельного права - общественные отношения, складывающиеся в области охраны, использования и распределения земли и урегулированные нормами земельного права.

Методы земельного права: 1. Административно-правовой (императивный) метод - четко установленные государством правила поведения. В земельном праве является преобладающим. 2. Гражданско-правовой (диспозитивный) метод - участники отношений сами определяют способ осуществления правоотношений. Но часто такой метод ограничивается императивными стандартами.

Метод земельного права на современном этапе представляет собой совокупность императивных и диспозитивных способов правового воздействия государства на участников земельных отношений, обусловленных политическими и социально-экономическими и иными особенностями этих отношений.

В земельном праве используются оба метода регулирования общественных отношений – как императивный (или административно-правовой), так и диспозитивный (или гражданско-правовой).

Например, в области управления земельными ресурсами значительное число земельных отношений (управленческих отношений) основано на неравенстве его участников: управомоченный орган государственной власти или местного самоуправления – обязанный собственник (землевладелец, землепользователь, арендатор), т.е. используется императивный метод. Так, согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием;

Сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

Своевременно производить платежи за землю и т.д.

В то же время, в сфере регулирования отношений между собственниками земельных участков доминирует диспозитивный метод, поскольку все собственники земли, использующие землю в тех или иных целях, равны между собой, вправе распоряжаться своими земельными участками: продать их, подарить, сдать в аренду и т.д.

Принципы земельного права

❶. Правовое равенство всех форм собственности на землю. ❷. Множественность правовых титулов пользования землёй. ❸. Принцип государственного управления земельным фондом (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии [Росеестр]. ❹. Принцип использования земель строго по целевому назначению ❺. См. ст.1 ЗК РФ.

Статья 1 ЗК

Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах,

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

    Система земельного права.

ЗП состоит из двух частей: 1. Общая часть - правовые институты, имеющие значения для всех отношений, регулируемых земельным правом: 1) право собственности на землю; 2) права на землю лиц, не являющихся собственниками; 3) управление в области использования и охраны земель; 4) плата за землю; 5) ответственность за нарушение земельного законодательства. 2. Особенная часть - правое положение отдельных категорий земель: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленность, транспорта, энергетики, связи, безопасности, радиовещания, обеспечения космического развития, тюрьмы и иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых категорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда (не проводятся формирование земельных участков); 7) земли запаса.

Нецветаев

Система земельного права – совокупность институтов земельного права, расположенных в определенной последовательности в зависимости от их содержания, значимости и роли в регулировании земельных отношений.

В общую часть входят институты, содержащие отправные, общие положения, определения и принципы, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений. Выделяют следующие основные институты общей части земельного права.

1. Право собственности и иные права на землю , который является базовым институтом земельного права, определяющим основу земельного строя России. В настоящее время устранена монополия государственной собственности на землю, что логически привело к появлению иных форм собственности на землю, включая частную форму собственности, закрепленную в ст. 36 Конституции РФ.

2. Правовое регулирование земельно-правовых сделок . В связи с установлением многообразия форм земельной собственности на землю и введением частной собственности на землю граждане и юридические лица получили право совершать различные гражданско-правовые сделки с землей, такие как купля-продажа, залог, дарение, наследование, рента и иные сделки, предусмотренные гражданским законодательством.

3. Государственное управление земельными ресурсами . Данный институт определяет пределы и порядок вмешательства государственных органов в сферу земельных отношений, их компетенцию и основные функции.

4. Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательств а. Этот институт земельного права определяет составы земельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.

5. Защита земельных прав частных лиц и порядок разрешения земельных споров суть которого заключается в том, что многообразие форм земельной собственности и различных форм хозяйствования на земле увеличили количество земельных споров между гражданскими и юридическими лицами. Признание земельных прав

осуществляется прежде всего в судебном порядке (судом общей юрисдикции или арбитражным судом) путем вынесения соответствующего судебного решения.

    Правовое регулирование платы за землю и ряд других институтов

Особенная часть земельного права включает в себя институты, сфера действия которых ограничена конкретной категорией земель (см. ст. 7 Земельного кодекса РФ), выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель, а именно:

1. правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, основным целевым назначением которых является использование их для сельскохозяйственных целей или предназначенность для этих целей;

2. правовой режим земель поселений , основным целевым назначением которых является обеспечение нормального функционирования и развития городов, поселков и иных поселений как целостных организмов, в том числе объектов социального назначения, предназначенных для создания необходимых условий для труда и быта граждан;

3. правовой режим земель промышленности , транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение задач, вытекающих из особенностей объектов, для которых предоставлены данные земли;

4. правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов, основным целевым назначением которых является обеспечение необходимых условий в системе охраняемых природных территорий и иных особо ценных земель;

5. правовой режим земель лесного фонда , обусловленный интересами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;

6. правовой режим земель водного фонда, используемых для реализации водохозяйственных целей;

7. правовой режим земель запаса, особенности правового режима которого выражаются в их названии. Выделяют также такой институт особенной части земельного права как правовой режим земель, предоставленных гражданам, хотя Земельный кодекс РФ не выделяет соответствующую категорию земель.

    Источники земельного права

    Конституция РФ (ст.9, 35, 36, 42, 58, 71, 72).

    Двухсторонние международные договоры (в основном аренды земли);

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Градостроительный кодек­с

-«Об охране окружаю­щей среды»

-«Об особо охраняемых природ­ных территориях»

-«О мелиорации земель»

5. Указы Президента РФ .

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц (ЗК)

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

6. Постановления Правительства РФ.

Акты Правительства принимаются на основании и во ис­полнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных ука­зов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Рос­сийской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).

О порядке определения нормативной цены земли

Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (08 апреля 2000 г.) № 316

7. Акты министерств и ведомств (министерство экономического развития, РосКомЗем). 8. НПА субъектов РФ (по НСО №108, 162).

№ 108 -Об использовании земель на территории новосибирской области

№162 - "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области"

9. Акты органов МСУ. В систему источников не входят, но особую роль в регулировании земельных отношений выполняют: 1. Материалы судебной практики. 2. Технические акты. 3. СНиП "Об организации территорий садовых объединений". 4. СанПиН.

    Конституция РФ как источник земельного права.

Конституция России, предусматривающая основы России конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройст­во, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления. Конституционные положения являются от­правными для других отраслей права, в том числе для земельного.

При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:

    первая - непосредственно посвящен­ные земельным отношениям

    вторая - опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений.

Аналогично строятся и кон­ституции, уставы субъектов Российской Федерации.

К первой группе относятся:

ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в раз­личных формах собственности;

ст. З6 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно от­носиться к ее богатствам;

ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законода­тельства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении эко­логической безопасности.

Вторую группу норм составляют более отдаленные от земельных отношений, но не менее значимые для них предписания Конститу­ ции (они вообще толком не относятся к земельному праву)

Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение

для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.

1 .Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в частности, находятся:

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);

Разграничение государственной собственности, в том числе и на землю (п. «г»);

Природопользование (в том числе землепользование), охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»);

Земельное законодательство (п. «к»).

2. В ст. 114 Конституции РФ (п. «в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологи и, имеющее непосредственное отношение к обеспечению охраны земель. Кроме того, Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, в том числе землями, находящимися в федеральной собственности.

3. Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, которые согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти и структура которых определяется местным населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и земельной , формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Так, согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

4. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа:

1) приоритет публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель

2)принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Согласно ст. 36 Конституции РФ, собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно , если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться специальным федеральным законом – Земельным кодексом РФ.

5. В ст.8 Конституции РФ закреплен принцип равенства всех форм собственности . В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9 (ч. 2) предусматривает возможность существования многообразия форм права собственности на землю . Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Ст. 36 (ч. 1) Конституции РФ отдельно закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю . В то же время, в этой же статье определены пределы осуществления собственником своих правомочий. Как уже упоминалось выше, владение, пользование распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Право частной собственности на землю, согласно ст. 17 Конституции РФ, рассматривается в качестве естественного и неотъемлемого права человека, принадлежащего ему от рождения. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В ст. 35 Конституции РФ отражен принцип защиты права частной собственности. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Нормы земельного права, интегрируясь по принципу однородности регулируемых общественных отношений, формируются в группы (блоки или звенья) и дифференцируются на правовые институты земельного права. В зависимости от соподчинённости с другими институтами и роли в регулировании земельных отношений каждый правовой институт в системе отрасли земельного права занимает определённое место. Институты, входяшие в общую часть, называются общими, а в особенную часть – специальными (особенными). Выделяют институты в системе отрасли права, основываясь на общих характеристиках, свидетельствующих об однородности регулируемых ими отношений.

Земельно-правовые институты – это совокупность правовых норм, регулирующих определённую, качественно однородную и относительно самостоятельную сферу земельных отношений; это система отношений или органов, закреплённая в земельном законодательстве .

Юридические нормы, составляющие отдельный правовой институт, основываются на общих для этих норм принципах правового регулирования и регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную общность земельных отношений. Земельно-правовые институты находятся в неразрывной связи и единстве: они взаимосвязаны и взаимозависимы. Такими институтами являются, например, институт права собственности, институт права пользования землёй и т.д. К примеру, институт аренды земельных участков регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответственность за соблюдение договора аренды и т.д.

В науке земельного права и земельно-правовой практике нет единого мнения относительно количества и наименований институтов земельного права. Различные авторы по-своему трактуют подходы к данной научной проблеме. Так, профессор Ю.Г. Жариков выделяет девять институтов общей части земельного права и не менее десяти институтов особенной части [Жариков, Ю.Г. Система земельного права и земельного законодательства / Ю.Г. Жариков // Земельное право: учебник / под ред. С.А. Боголюбова. – М. : ООО «ТК Велби», 2002. – С. 12–13]. Профессор Е.Н. Колотинская в общей части земельного права определила четыре наиболее ёмких института: право собственности на землю; государственное управление земельным фондом; право пользования землёй; охрана прав на землю, а также семь институтов особенной части [Колотинская, Е.Н. Предмет и система земельного права / Е.Н. Колотинская // Земельное право России: учебник по специальности «Правоведение» / под ред. В.В. Петрова. – М. : СТОГЛАВЪ, 1995. – С. 16–17]. Сравнительно небольшое количество институтов общей (пять) и особенной части (семь) земельного права выделяет профессор И.О. Краснова [Краснова, И.О. Земельное право: элементарный курс / И.О. Краснова. – М. : Юристъ, 2001. – С. 16–17]. По мнению профессора Е.В. Сырых, существует, как минимум, 11 институтов общей части земельного права и шесть институтов его особенной части [Сырых, Е.В. Земельное право: учебник для вузов / Е.В. Сырых. – 2-е изд., переработ. и дополн. – М. : ЮСТИЦИНФОРМ, 2005. – С. 16–18]. Белорусский учёный Н.Г. Станкевич выделяет в общей и особенной частях земельного права соответственно семь и шесть институтов [Станкевич, Н.Г. Земельное право: учеб. пособие / Н.Г. Станкевич. Минск: Книжный Дом, 2003. – С. 32–34]. Отдельные авторы, в частности профессор Е.С. Болтанова, из числа институтов земельного права исключают институт платы за землю. По её мнению, отношения, возникающие при установлении конкретных ставок и взимании земельного налога, по своей правовой природе являются финансовыми, а непосредственным объектом этих отношений служит не земля, а финансовые ресурсы (денежные средства) [Болтанова, Е.С. Земельное право: курс лекций / Е.С. Болтанова. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2005. – С. 14].



Аккумулируя отмеченные выше научные точки зрения относительно существующих в теории земельного права и земельно-правовой практике институтов земельного права, можно предложить следующую систему институтов общей части земельного права:

1) институт права собственности на землю , нормы которого регулируют отношения, связанные с государственной и частной собственностью на землю, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственности на землю, а также объём и пределы права собственности;

2) институт права землевладения , в который включены нормы, регулирующие отношения по поводу прав и обязанностей землевладельцев в зависимости от принадлежащих им имущественных прав;

3) институт права пользования землёй , нормы которого регулируют отношения по поводу прав и обязанностей землепользователей, возникающие при пожизненном наследуемом владении, срочном пользовании земельным участком и др.;

4) институт аренды земельных участков , содержащий нормы, регулирующие порядок предоставления земель в аренду;

5) институт государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель , в который включаются нормы, регулирующие порядок изъятия и предоставления земельных участков, выкупа земельных участков, проведения мониторинга земель и др.;

6) институт платности за землю , нормы которого устанавливают формы платы за земельные участки, их цену, порядок налогообложения, ставки земельного налога и проч.;

7) институт землеустройства , который содержит систему юридических, экономических и технических мероприятий, направленных на регулирование и совершенствование земельных отношений;

8) институт государственного земельного кадастра , нормы которого содержат систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения кадастрового учёта земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель и сведений о наличии расположенных на земельных участках объектов;

9) институт государственного контроля за использованием земли , нормы которого призваны обеспечить соблюдение всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, в том числе арендаторами, государственными и общественными органами, требований земельного законодательства;

10) институт правовой охраны земель , содержащий нормы, включающие правовые, организационные, экономические и другие мероприятия, направленные на рациональное использование земель, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий;

11) институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства , представляющий собой систему принудительных мер со стороны государства, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, предупреждения такого рода правонарушений, восстановления нарушенных прав, сохранения земель и др.

Данный перечень институтов общей части земельного права в целом условный и далеко не исчерпывает их фактическое существование как в теории земельного права, так и в земельно-правовой практике. К примеру, можно считать вполне сформировавшимися такие институты, как институт обших положений земельного права, институт возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства, институт мониторинга земель, институт рассмотрения земельных споров и многие другие.

Системой отрасли земельного права является объективно существующее единство земельно-правовых институтов, расположенных в соответствии с их значимостью в регулировании земельных отношений и содержанием этих отношений. Вместе с тем, обладая в целом определённым единством, земельно-правовые институты не обладают полной автономией. Между ними зачастую невозможно провести границы, которые нередко являются условными. К примеру, трудно установить границу между институтом права пользования землёй и институтом правовой охраны земель, между институтом государственного контроля за использованием земли и институтом правовой охраны земель. Так, охрана земель обеспечивается не только мерами восстановления их плодородия, других полезных свойств, но и недопущением в процессе землепользования загрязнения земель за счёт применения природоохранных технологий производства и др. Лишь условные границы можно провести между институтом землеустройства, институтом государственного земельного кадастра, институтом государственного контроля за использованием земли. Невозможно провести жёсткую границу также между институтом права собственности на землю и институтом правовой охраны земель, поскольку они тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

Система земельного права с присущей ей динамичностью находится в перманентном диалектическом развитии, постоянно совершенствуется, наполняясь новым содержанием. Заметно изменяется она в периоды коренной ломки общественных и государственных отношений, радикальных социальных перемен, общественно-политических катаклизмов, переходных состояний общества. Происходит совершенствование всех институтов права, а институтов земельного права в особенности, как с позиции их состава, перечня, так и внутреннего содержания. Изменения в политическом устройстве государства, приход к руководству государством новых политических сил и лидеров, как правило, ведёт к трансформации земельной политики, появлению новых видов юридических прав на землю, исчезновению старых и возникновению новых земельно-правовых институтов.

Институты особенной части земельного права формируются в зависимости от социально-экономической значимости регулируемых земельных отношений. Критерием выделения данных институтов признаётся принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.

В состав правовых институтов особенной части земельного права можно отнести, в частности, институты, регулирующие конкретную область земельных отношений и определяющие правовой режим использования и охраны земель в зависимости от их особенностей:

1) институт земель сельскохозяйственного назначения , нормы которого определяют состав данной категории земель, особенности их использования и оборота, перечень лиц, использующих эти земли, порядок предоставления им земельных участков;

2) институт земель населённых пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов , нормы которого определяют состав таких земель, категорийность территорий поселений, а также общие требования к использованию таких земель;

3) институты земель лесного фонда и земель водного фонда , нормы которых определяют состав и требования к использованию указанных земель;

4) институт земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС , содержит нормы, классифицирующие указанные земли и определяющие особенности правового режима и управления этими землями;

5) институт земель особо охраняемых природных территорий , нормы которого определяют структуру указанных земель, требования к использованию земель заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и др.

Общая и особенная части земельного права находятся в органическом единстве и взаимосвязи: установления общей части непосредственно воздействуют как на земельное право в целом, так и на конкретный институт особенной части. Вместе с тем институты особенной части, конкретно регулируя те или иные земельные отношения, оказывают соответствующее воздействие на общую часть.

По своему составу институты земельного права можно подразделить на простые и сложные. Нормы простого института регулируют незначительный круг или какой-либо один вид земельных отношений. Сложный институт состоит из нескольких простых институтов, регулирующих отношения, характеризуемые наличием общих свойств и черт. Сложными, к примеру, являются институты земельной собственности, землевладения, землепользования, управления земельным фондом и др. Примером может служить институт государственного управления землями, в который входят институт распределения и перераспределения земель, институт государственного контроля за использованием земли, институт предоставления и изъятия земельных участков. К сложным институтам земельного права можно отнести институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, который состоит из институтов административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности.

Кроме того, институты земельного права подразделяются на субинституты, которые представляют собой небольшую совокупность норм, регулирующих земельные отношения. Например, институт земельной собственности можно подразделить на субинститут государственной собственности и субинститут частной собственности; институт земель особо охраняемых природных территорий – на субинституты земель заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и др.



Поделиться