Функции гражданского общества. Гражданское общество: понятие, признаки, структура. Функции гражданского общества Обратимся к закону

Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. (Перевалов В.Д., Леушин В.И.)

Гражданское общество - это совокупность неполитических отношений, институтов в обществе в самых различных сферах его жизни. Гражданское общество – это сфера свободного развития и действия людей независимо от государства. (В.И. Цыганов)

Гражданское общество – это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм (Кожевников С.Н.).

Современное гражданское общество – это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка (В.И. Червонюк).

Гражданское общество – это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность, автономность, “застрахованность” от произвольного вмешательства государства (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.). Эти авторы выделяют основные подходы к понятию гражданского общества:

    Гражданское общество – это комплекс общественных отношений, противопоставленных государству, то есть все то, что не есть собственно государство, власть, политика, бюрократия.

    Гражданское общество – это форма существования рыночно-демократического общества.

Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп (А.В. Малько).

Признаки гражданского общества:

    наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

    гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его возможности быть членом политической партии, общественного объединения;

    гражданское общество – это открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, гласность;

    гражданское общество – это сложноструктурированная плюралистическая система. Наличие различных общественных институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.д.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов. Плюрализм гражданского общества проявляется во всех его сферах: в экономической – это многообразие форм собственности; в духовной – в идеологическом многообразии;

    гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства;

    гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита прав человека.

Структура гражданского общества:

    негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

    общественные объединения, в том числе политические партии;

    независимых от государства частных производителей и сферу негосударственных отношений по поводу производства, обмена материальных и духовных благ;

    сферу негосударственного образования;

    систему негосударственных средств массовой информации;

Единство гражданского общества и правового государства выражается в совпадении их многих целей и задач. Правовое государство и гражданское общество преследуют одну общую цель – служить человеку, обеспечивать, защищать его права и интересы. Гражданское общество и правовое государство обеспечивают условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства.

Различия гражданского общества и правового государства заключены в их структуре, специфических функциях. Правовое государство – это организация публичной власти, обеспечивающая, обслуживающая гражданское общество. В этом смысле можно сказать о правовом государстве как о форме гражданского общества . Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, системы образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления. Имеются в виду объединения, созданные самим обществом, а не по указке вышестоящих органов.

Одно из отличий правового государства от гражданского общества состоит в его способности принимать законы и другие нормативно-правовые акты и возможности применять меры государственного принуждения.

Взаимодействие гражданского общества с правовым государством осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах: 1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса; 2) участие субъектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти; 3) запрет тотального вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную жизнь человека и гражданина; 4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод.

Гражданское общество

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. В Конституции России 1993 года термин «гражданское общество» не используется, а из всех институтов гражданского общества в федеральном законодательстве отмечена только адвокатура.

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Гражданское общество - понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других.

Гражданское общество можно определить также как совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.

Признаки гражданского общества

  • Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • Развитая демократия;
  • Правовая защищённость граждан;
  • Определённый уровень гражданской культуры;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  • самоуправляемость;
  • конкуренция образования их структур и отдельных групп лиц;
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
  • легитимность.

Концепция гражданского общества

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Т. Гоббс, английский философ:

Гражданское общество - это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.

Дж. Локк, английский философ:

Гражданское общество - это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.

Ш. Монтескье, французский философ:

Гражданское общество - это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.

Т. Пейн, американский просветитель:

Гражданское общество - благо, а государство - неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.

Г. Гегель, немецкий философ:

Гражданское общество - сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие экономисты и социологи:

Гражданское общество - сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма

2.1. Структура и основные элементы.

· Современное гражданское общество имеет следующую структуру:

· 1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).

· 2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.

· 3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.

· Таким образом, структура гражданского общества развитых стран представляет собой широкую сеть общественных отношений, различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских, спортивных обществ, общественно-политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества.

· Из этого вытекает и конкретный анализ основных элементов гражданского общества.

· Во-первых, экономическая организация гражданского общества - это общество цивилизованных рыночных отношений. Рынок как своеобразный «компонент» экономической свободы невозможен без развития самостоятельной предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.

· Второй структурный элемент гражданского общества - его социальная организация. В рыночных условиях она носит весьма сложный характер, что отражает прежде всего различия отдельных социальных групп. Можно выделить три основные группы населения гражданского общества: наемные работники, предприниматели и нетрудоспособные граждане. Обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и материальных возможностей этих групп - важное направление социальной политики.

· Наемным работникам необходимо создавать экономические, социальные и правовые условия для эффективного труда, справедливой оплаты своего труда, широкого участия в прибылях.

· В отношении предпринимателей должны приниматься меры, направленные на гарантирование им свободы всех форм экономической деятельности, на стимулирование их капиталовложений в развитие эффективного, прибыльного производства товаров и услуг. Что же касается нетрудоспособных граждан, то им должна быть обеспечена адресная социальная защита, определены нормы социального обеспечения и обслуживания, которые позволят поддерживать приемлемый уровень их жизни.

· Третий структурный элемент гражданского общества - его общественно-политическая организация. Ее нельзя отождествлять с государственно-политической организацией, с государственным управлением обществом. Напротив, реальный демократизм гражданского общества как основы обеспечения действительной свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственные общественно-политические механизмы саморегуляции и самоорганизации. В соответствии с этим происходит так называемая политическая институционализация гражданского общества, то есть общество самоорганизуется с помощью таких институтов, как политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские, молодежные, религиозные организации, добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие, добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности их политических, профессиональных, культурных и иных интересов. Важной конституционной основой политической институционализации гражданского общества является принцип политического и идеологического плюрализма, многопартийность. Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой другой идеологии, кроме официальной, государственной, никакой иной партии, кроме правящей - «партии власти». Важным условием обеспечения политического и идеологического плюрализма, а, следовательно, и институционализации гражданского общества является свобода организации и деятельности средств массовой информации.

· Это, однако, не означает тождества свободы личности «и правового положения гражданина. Свобода, как уже отмечалось, обладает таким свойством, как нормативность. Из этого следует, с одной стороны, что человек обретает свободу в результате своей способности подчиняться ее нормативным требованиям (общеобязательным правилам поведения). С другой стороны, это означает, что внешней формой бытия свободы личности являются социальные нормы, определяющие меру, допустимые границы свободы. И только в наиболее важных, имеющих повышенную значимость для общества или для самого человека областях меру свободы определяет, нормирует само государство. Это делается при помощи правовых норм, законов. Законы, если они носят правовой характер, являются в этом плане, по словам Маркса, «библией свободы». Главным же юридическим средством закрепления, признания со стороны государства достигнутой свободы личности является конституция.

· При этом сами права и свободы, в том числе конституционные, с одной стороны, определяются уровнем развития гражданского общества, зрелостью его экономической, социальной, общественно-политической организации; ведь гражданское общество - социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод человека и гражданина. С другой стороны, от полноты прав и свобод человека и гражданина, степени их гарантированности, последовательности реализации во многом зависит развитие, углубление важнейших характеристик гражданского общества как правового, демократического общества, как общества подлинной свободы и социальной справедливости. Права человека н гражданина являются в этом плане инструментом саморазвития гражданского общества, его самоорганизации. Эта двуединая взаимосвязь находит свое закрепление и на государственно-правовом, юридическом уровне, когда Конституция и другие законы устанавливают ответственность не только гражданина перед государством, но и государства перед личностью.

· 2.2. Функции гражданского общества.

· Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

· В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

· 1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· 2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

· 3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

· 4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· 5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· 6. Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

· 7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» - прочные структуры гражданского общества.

· Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

· 2.3. Формы взаимодействия государства и гражданского общества

· Переход от традиционного, феодального общества к гражданскому, в основе своей буржуазному, означал появление гражданина как самостоятельного социального и политического субъекта с неотъемлемыми правами и обязанностями. Развитие горизонтальных невластных социальных связей, образующихся автономными ассоциациями граждан, наталкивалось на противодействие централизованного государства. Однако государство было вынуждено не только считаться с возникающими ассоциациями граждан, но и встать на путь правового упорядочения отношений с населением, существенно перестроить собственные властные структуры.

· Не во всех странах конфликт между гражданским обществом и государством, который в ряде случаев выливался в столкновения между парламентом как органом народного представительства и королевской властью по поводу их политической роли и объемов полномочий, разрешался установлением конституционно-правовых принципов их взаимоотношений. Эта борьба была отражением продолжавшегося поиска конкретных политико-организационных форм обеспечения стабильного и умеренного правления, при котором распределение политической власти в обществе было бы сбалансированным.

· Переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался, как правило, с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составляющих единую систему конституционализма. Конституционализм, как политико-правовой принцип, имеет различное толкование в силу, вероятно, его длительной эволюции. Согласно классическому правовому определению, конституционализм, как и парламентаризм, и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления. Абсолютизм - форма государства, в котором вся полнота власти сосредоточена у монарха. В этом смысле конституционализм противостоит абсолютизму как форма правового государства, в котором отношения между государством и гражданским обществом регламентированы правовыми нормами.

· Характер отношений между народным представительством (парламентом) и правительством (исполнительной властью) зависит от доминирования в механизме власти либо принципа парламентаризма, либо принципа конституционализма. Парламентаризм означает зависимость правительства от решений парламента. Конституционализм предполагает независимость правительства от воли парламента. Примером такого распределения власти может служить система министерского правления в рамках конституционной монархии. В этом случае за переведение конкретного направления политики несет ответственность министр, назначаемый монархом и ответственный перед ним. Формально-правовая сторона конституционализма означает наличие в обществе основного закона государства (конституции), определяющего народное представительство, разделение и объемы полномочий различных ветвей власти и гарантии прав граждан.

· По способу возникновения, определяемому соотношением политических сил (прогрессивных и традиционалистских, реакционных), конституционализм может иметь договорной характер, т. е. быть результатом взаимного согласия общества и государства, или октроированный, т. е. «спускаться» сверху государством. Во втором случае монарх «дарует» обществу конституцию, сознательно ограничивая собственные полномочия, отказываясь от них в пользу правительства и парламента.

· Договорный конституционализм преобладал в странах классической, хаотической модернизации, где процессы формирования гражданского общества и правового государства шли параллельно и постепенно. Эти процессы имели экономические, социальные и культурные предпосылки и естественным образом сформировали социальную структуру гражданского общества в лице среднего класса (мелких торговцев, предпринимателей, ремесленников, фермеров, лиц свободных профессий и т. д.), обеспечили экономическое господство буржуазии. Затем экономическое господство буржуазии через революцию было дополнено политическим - переходом в ее руки власти. В процессе модернизации государство и гражданское общество тесно взаимодействуют.

· Октроированный конституционализм характерен для стран запаздывающей модернизации, в которых отсутствуют некоторые предпосылки (экономические, социальные, культурные, правовые) перехода от традиционного к гражданскому обществу. Так, отсутствие зрелого среднего класса приводит к тому, что реформы может проводить часть либеральной буржуазии в союзе с просвещенной бюрократией и с использованием институтов государства. Догоняющий тип развития таких стран требует интенсификации процесса преобразований, использования авторитарных методов модернизации. Это приводит к постоянным конфликтам между государством и гражданским обществом.

· Выбор конкретных политических форм перехода от абсолютизма к демократии, во время которого изменялось соотношение государства и гражданского общества, кроме исторических, национальных особенностей был обусловлен борьбой трех политических сил: королевской власти, народного представительства (парламента) и правительственной бюрократии. Зрелость гражданского общества, выражавшаяся в наличии разветвленной партийной системы, способной выражать интересы граждан в парламенте, ограничивала власть монарха. Однако процесс рационализации управленческой деятельности заметно усилил роль бюрократии. Практически к ней переходила вся исполнительная власть, а монарх лишь формально оставался ее вершиной.

· Исходя из этого, распределение полномочий между тремя политическими силами определял выбор той политической формы правления, которая должна была прийти на смену абсолютизму. Естественно, что длительный период абсолютистско-монархического правления сформировал политические традиции, которые влияли на выбор политической организации. Не случайно политическая модернизация абсолютистских режимов в большинстве западных стран, за исключением США, породила смешанную форму - конституционную монархию. Однако удельный вес и объемы политического доминирования в механизмах власти короля, парламента и правительственной бюрократии различны. Они определялись характером политической коалиции, которую предпочитали эти силы. Направленность интересов участников коалиции определял тип режима.

· Первый тип режима в рамках конституционной монархии - парламентскую монархию - дала английская революция. Она стала результатом коалиции всесильного парламента и безвластного монарха. Англия первой реализовала классический вариант политической системы конституционализма. Ее смысл состоял в переходе реальной власти от монарха к правительству и премьеру, полностью зависимых от парламента. Особенностью британского конституционализма является отсутствие писаной конституции и наличие особых средств регулирования отношений законодательной и исполнительной власти средствами обычно-правовых прецедентов.

· Большинство стран Западной Европы пыталось перенести английский вариант в свои общества. Однако наличие двух противоборствующих политических потоков - республиканско-демократического, стремившегося к установлению принципа народного суверенитета, и абсолютистско-монархического, предпочитавшего сохранение в полном объеме королевской власти, не позволило воспроизвести английскую систему. В результате там установилась конституционная монархия в дуалистической форме. Это означало появление самостоятельной законодательной власти в лице парламента, но с сохранением законодательных и исполнительных функций за монархом (король оставался главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим и верховным арбитром). Наличие монархической и представительной власти создавало систему сдержек и противовесов, которая, правда, не была устойчивой в силу культурной и политической неоднородности общества. Политическая коалиция монарха и бюрократии против парламента дала третий тип конституционной монархии, именуемый монархическим конституционализмом. Если английский вариант политической модернизации означал изменение сущности и целей политического порядка при сохранении традиционных институтов, то при данном варианте сущность правления оставалась прежней, а трансформировались лишь политические институты. Этот вариант политической модернизации был олицетворением мнимого конституционализма. Дарованные монархами конституции были лишь узаконением традиционных носителей власти. Установление мнимого конституционализма в странах Центральной и Восточной Европы, в России было следствием незрелости гражданского общества.

· Как показала политическая история мировой демократии, активности общественных ассоциаций и росту их членов, прежде всего, способствуют следующие структурные факторы: повышение образовательного уровня населения; развитие общественных коммуникаций; периоды активизации политического протеста, привлекающие новых рекрутов в социальные объединения; реакция общественности на вновь выдвигаемые правительственные программы преобразований и т.д.

· В то же время извечными трудностями становления и развития гражданского общества являются не только активность государства, стремление правящих элит к усилению своих позиций в социуме и даже превышению собственных полномочий. Серьезную опасность для формирования и существования гражданского общества представляет и деятельность различного рода корпоративно-бюрократических структур внутри государства, неизменно принижающих статус самодеятельной активности граждан и стремящихся усилить государственную опеку над нею. Самостоятельными и крайне важными причинами ослабления позиций гражданского общества служат и непроясненность для населения ценностей социальной самодеятельности, отсутствие приверженности общественного мнения ценностям идеологии прав человека. Поэтому гражданское общество не возникает там, где люди не борются за свои права и свободы, где отсутствуют традиции критического анализа общественностью деятельности властей и, наконец, где политические свободы воспринимаются людьми как своеволие и отсутствие ответственности за свои поступки.

Призванный обеспечить порядок и организовать жизнь людей. Первые государства появляются в глубокой древности - приблизительно 5-6 тыс. лет назад.

Государство составляет фундамент политической сферы общества. В его распоряжении находятся армия, полиция (милиция), суды и законы страны, с помощью которых обеспечивается правопорядок на всей территории и охраняется жизнь всех людей. Государство создает специальные органы, которые помогают решать разные вопросы: суды разбираются с правовыми конфликтами, армия защищает от нападения врагов, министерства (ведомства) занимаются хозяйственными проблемами. Таким образом, государство решает проблемы, связанные с жизнью людей внутри страны: организует хозяйственную деятельность, охраняет общественный порядок, помогает инвалидам, пенсионерам, сиротам. Кроме того, государство занимается вопросами, возникающими в отношениях с другими странами: оно защищает свою территорию и людей от нападений, заключает договоры с другими государствами, участвует в решении международных проблем.

Первые государства появились в долинах плодородных рек Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ, на морских побережьях. Из курса школьной истории вы уже знаете о том, как жили люди в Древнем Египте, Шумере, Китае , Индии, Вавилоне.

Интересные факты

До сих пор в научном мире вопрос о происхождении государства остается спорным. Ученые не могут однозначно сказать, почему возникли государства у разных народов. Одни считают, что главную роль в этом процессе сыграли завоевания: сильные покорили слабых и стали ими управлять. Другие полагают, что люди договорились объединиться и придумали органы управления, которые помогали регулировать отношения и наказывать тех, кто нарушал порядок. Третьи придерживаются мнения, что создание государства - это закономерный процесс развития экономики (хозяйства), который приводит к появлению бедных и богатых, необходимости защитить имущество и интересы властвующих.

Самой древней формой демократического государства считается город-полис. Греческое слово «полис» обозначает общество, государство, военное поселение.

Государство-полис просуществовало несколько тысячелетий. Канули в небытие Древняя Греция и Римская империя, а города-государства еще сохранялись в Северной Италии в XV-XVI веках. Это были самоуправляющиеся общины. Они включали только свободных людей, которые отстояли свою свободу с оружием в руках, выступив против феодала. Объединившись вместе, люди избрали на общем собрании новые органы управления и провозгласили суверенитет - государственную независимость. В свое время такими государствами были Флоренция и Венеция - всемирно известные ныне города-памятники.

Государства бывают разные. Выделяют демократические (от греч. demos и kratos - власть народа) и недемократические государства. В демократическом государстве народ участвует в управлении им, принимает важнейшие решения, может критиковать действия властей, контролировать их. Государство берет на себя обязанность защищать права людей, охранять их покой, обеспечивать безопасность и порядок. В недемократических государствах отношения между властью и народом совсем другие. Власть находится, как правило, в руках одного человека или группы людей. Народ практически отстранен от участия в осуществлении власти. Правители могут не считаться с интересами населения .

По тому, кто возглавляет власть, государства делятся на монархии и республики. При монархии во главе государства стоит король или царь, власть которого передается по наследству. Иногда представители одной семьи правят государством десятилетиями и столетиями. Так, династия Романовых управляла Российской империей три века.

При республике верховную власть осуществляют органы, которые избираются народом на определенный срок (во многих странах они называются парламентом). Большинство современных государств являются республиками, например США, Италия, Германия , Россия.

Сегодня термин «государство» употребляется в разных значениях. В широком смысле государство - это то же самое, что страна и политически организованный народ, проживающий на данной территории. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве. Для обозначения государства использовались разные термины: «княжество», «королевство», «империя», «республика», «царство» и др.

В узком значении этого слова государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом] систему учреждений, обладающую верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями , движениями.

Интересные факты

Одними из самых маленьких государств являются Науру и Тувалу, расположенные на островах Тихого океана.

Науру имеет площадь 21 кв. км, а проживает в этом государстве 11 тыс. человек! Это республика, по конституции глава государства - президент, который возглавляет правительство из пяти человек.

Территория Тувалу 24 кв. км, а население - около 8 тыс. человек. По конституции во главе государства стоит генерал-губернатор.

Существуют несколько главных признаков государства.

Во-первых, единая территория. Государственная власть действует на определенной территории. Она объединяет и защищает людей на этой территории независимо от их родства. Территория государства имеет границы.

Во-вторых, суверенитет. Это понятие обозначает верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость в международных отношениях. То есть именно власть имеет право устанавливать единый порядок на территории всей страны и действовать от имени всего населения.

В-третьих, аппарат управления, т.е. особая группа людей, которые фактически осуществляют в часть в стране. Для поддержания порядка используются полиция (милиция), армия, тюрьмы, суд.

В-четвертых, налоги. Без налогов, которые собираются с населения, не может существовать и действовать ни одно государство. Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, армии, милиции, а также для помощи части населения (инвалидам, сиротам), развития науки и искусства .

В-пятых, наличие своих законов, в которых записаны обязательные правила поведения для людей, находящихся на территории государства. Несоблюдение законов влечет юридическую ответственность.

В-шестых, гражданство, или подданство, т. е. обязательное «членство» в государстве.

Что такое гражданство?

Попробуем разобраться, кого называют гражданами и что обозначает такое название. Гражданами той или другой страны называют людей, которые имеют правовые отношения с государством, права и обязанности, закрепленные в законах и охраняемые государственной властью. Гражданство - это взаимная ответственность человека и государства. Государство защищает своего человека, а он, в свою очередь, выполняет возложенные на него обязанности, отстаивая интересы своего отечества.

В Древней Греции и в Древнем Риме гражданами считались только свободные люди. Рабы к гражданам не принадлежали.

Неравное правовое положение граждан и неграждан государства сохранилось и в наши дни. Гражданин России имеет право принимать участие в управлении государством, выбирать представителей в органы власти, высказывать собственную точку зрения по важным проблемам для страны на референдуме (всенародном голосовании). В Конституции РФ записано: «Только граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». А вот неграждане (иностранцы, например) этого права лишены.

Уезжая на постоянное место жительства за границу (так называют пределы государства), многие люди начинают отчетливо осознавать смысл и значение слова «Родина», испытывая добрые чувства к тому государству, где они родились и выросли. Подобные переживания, сопряженные с большой любовью, уважением к своей стране, называют патриотическими. Чувство патриотизма, характерное для большинства жителей страны, заставляло людей жертвовать своими интересами, жизнью во имя государства во время войн, гордиться принадлежностью к конкретному государству, отстаивать его интересы. В истории бывали случаи, когда ради денег и иной выгоды граждане государства оказывали помощь иностранным спецслужбам в проведении враждебной деятельности на территории своей страны, выдавали информацию, которая является государственной тайной. Такое поведение считается тяжким преступлением и влечет за собой уголовное наказание.

В нашей стране действует Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». В нем прописаны правила, в соответствии с которыми человек становится гражданином России или перестает им быть. Если родители ребенка являются гражданами Российской Федерации, то и их ребенок автоматически становится гражданином, независимо от того, где он появился на свет. В другом случае между родителями устанавливается письменное соглашение, на основании которого решается вопрос о гражданстве ребенка.

Человек с 18 лет имеет право обратиться к президенту государства с просьбой о приеме в гражданство независимо от своего происхождения, национальной принадлежности, уровня доходов, образования, вероисповедания.

Но получить гражданство может не каждый. Закон устанавливает определенные требования. Например, для иностранца, захотевшего стать гражданином Российской Федерации, надо проживать в России не менее пяти лет, а для человека без гражданства - три года. Для беженцев устанавливаются особые правила.

Человек может быть гражданином не одной страны, а двух. Такое положение называется двойным гражданством.

А вот люди, лишенные гражданства, являются апатридами - людьми без гражданства. В государстве могут проживать и те, кто имеет гражданство другого государства. Их мы называем иностранцами.

По Конституции РФ лишить человека гражданства нельзя. В истории бывали случаи, когда неугодных власти людей лишали гражданства и высылали насильственно за пределы страны.

Государственные символы и черты

У каждого государства есть своя эмблема - официальный отличительный знак, который представлен на флагах, деньгах, печатях. В России Государственный герб представляет собой золотого двуглавого орла, помещенного на красном четырехугольном геральдическом (геральдика - наука о гербах) щите. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В лапах орла - скипетр и держава, а на его груди на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона . Государственный гимн нашего отечества был написан С.В. Михалковым на музыку А.В. Александрова.

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех равных по величине горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего и нижней - красного.

Государственным языком на территории нашей страны является русский язык, а денежной единицей - рубль.

Согласно конституции, источником власти в нашей стране является народ. Он может осуществлять свою власть непосредственно через органы государственной власти, местного самоуправления. Депутаты Государственной думы, например, принимая законы, представляют интересы народа, который выбрал их.

Российское государство носит светский характер. Это значит, что никакая религия не может стать государственной, обязательной. Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания, т. е. вопрос о выборе религии для себя или отказ от религиозных взглядов - это личное дело каждого человека, и решает он его самостоятельно.

Государство лояльно относится ко всем существующим в России религиям, поддерживает их инициативы по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения.

Обратимся к закону

Закон «О гражданстве Российской Федерации»
(Извлечение)

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации <...> поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности ;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными рганами Российской Федерации;

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Подведем итоги

Государством называют политическую организацию общества, необходимую для его управления.

Государства возникли 5 - 6 тыс. лет назад. Государства различаются по форме. Они бывают демократическими и недемократическими, монархиями и республиками.

Взаимоотношение человека с государством определяет его гражданство. В государстве могут проживать граждане (те, кто имеет связь с государством), иностранцы (граждане другой страны). Документом, подтверждающим гражданство, является паспорт. Он выдается каждому гражданину с 14 лет.

Проверьте свои знания

1. Объясните смысл понятий: «государство», «гражданин », «гражданство», «суверенитет».
2. Когда и почему появились первые государства? (При ответе вспомните материал по истории Древнего мира.)
3. Известна фраза французского короля Людовика XIV «Государство - это я», которой он определил свою неограниченную власть в стране. А как вы понимаете выражение «Государство - это мы»?
4. Продолжите фразы: «Положение гражданина отличается от положения негражданина...», «Государства бывают...», «Признаками государства являются...».

Практикум

Прочитайте извлечение из Закона «О гражданстве Российской Федерации».
Дайте консультацию человеку, который захотел стать гражданином России, но ему отказали в этом.
По каким основаниям это могло быть сделано?

Реферат на тему:

Государство

План:

Введение

    1 Определение государства
      1.1 Определение государства в международном праве 1.2 Определение государства в науке
    2 Этимология 3 Признаки Государства 4 Государство и страна 5 Элементы формы государства
      5.1 Форма правления 5.2 Форма государственного устройства 5.3 Политический режим
    6 Происхождение государства
      6.1 Власть и социальные нормы в первобытном обществе 6.2 Возникновение государства с точки зрения марксистской теории 6.3 Теории происхождения государства
    7 Функции государства 8 Государства мира 9 Критика и отрицание государства 10 Высказывания о государстве 11 Библиография

Примечания

Введение

Государство - это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

В современных развитых государствах, его основными целями являются: сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности; реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология. Одним из фундаментальных принципов, который может способствовать реализации заявленных целей, является демократия, то есть общественный выбор лиц, обладающих властью и управляющих государственными органами власти. Однако в некоторых странах демократия носит имитационный характер, и существует лишь видимость того, что органы государственной власти служат обществу. На практике, в этих странах правящая группа обеспечивает нужный исход выборов с помощью средств воздействия на массы и манипуляций общественным мнением.

Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся сухопутная территория на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.

По сравнению с общиной, которая является простым обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми) .

В русской культуре часто происходит смешение понятия «государство» с политической властью, которая управляет общими делами организованного общества (например: «в этом государстве…» и «государство настаивает на более интенсивном вмешательстве в экономику…») .

1. Определение государства

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

1.1. Определение государства в международном праве

На 2010 год не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация - ООН - не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. «Признание нового государства или правительства - это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций - это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство. »

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, - Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 только несколькими американскими государствами.

1.2. Определение государства в науке

В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства - это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа » (Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. , М.1994, с.23).

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры » и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры. »

Приведём ещё несколько определений государства:

«Государство - это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство - это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) - охрана порядка . Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (1991. Нации и национализм / Пер. с англ. - М.: Прогресс. С.28).

«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество . № 5. С. 20).

«Государство - это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт - правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology . Vol. IV. New York. P.1255).

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (, Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75).

«Государство есть воплощение права в обществе» .

" Государство - свод законов и правил, установленных на данной территории, регулирующий взаимоотношения индивидумов "

2. Этимология

Слово «государство » в русском языке происходит от древнерусского «государь » (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь » (давшее «господарьство »).

Древнерусское «господарь » происходит от «господь ». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство » и «господь » (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с.446, 448). Точная же этимология слова «господь » неизвестна.

Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство », «господарьство » появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь », «господарь », то в Средние века «государство » обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя ».

«Государем » в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136-1478 годах или «печать Господарьства Псковского»).

3. Признаки Государства

disc"> Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):

    конституция, военная доктрина, законодательство.
Наличие руководства (аппарат управления):
    президент (парламент или др.) правительство, парламент, суд.
Управление и планирование:
    нормирование жизни общества (система права), государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность, хозяйственная деятельность (экономика),
      собственная денежная система , налоговые сборы.
Собственность (ресурсы):
    территория, население, государственная казна , границы и т. д.
Наличие подчиненных организаций:
    охрана правопорядка, вооружённые силы, периферийные административные организации.
Наличие государственного языка (языков). Суверенитет (способность государства выступать в международном право вом поле как признанное другими государствами юридическое лицо). Публичная власть. Гражданство. Государственные символы.

4. Государство и страна

Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории , особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна ) и state (государство ), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

5. Элементы формы государства

5.1. Форма правления

Аристократия

Диктатура

Монархия (с греч. единовластие):

    Абсолютная; Ограниченная; Сословно-представительная; Конституционная:
      Дуалистическая;
    Парламентарная; Теократическая.

Республика (лат. res publica, «дело народа»)

    Парламентская; Президентская; Смешанная;

Гибридная:

    Монархическая республика; Республиканская монархия.

5.2. Форма государственного устройства

Унитарное государство (фр. unitarism от лат. unitas - единство):

    Централизованное; Децентрализованное; Сложное; Простое; Национальное.

Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio - объединение, союз):

    Территориальная (административная); Национальная; Национально-территориальная; Централизованная; Симметричная; Конституционная; Договорная; Дуалистическая; Кооперативная.

Конфедерация (лат. confoederatio - союз, объединение):

5.3. Политический режим

Демократический :

    Социально-демократический; Либерально-демократический; Парламентский.

Недемократический :

    Анархический; Аристократический; Олигархический; Авторитарный; Деспотический; Монархия; Тиранический; Тоталитарный.

6. Происхождение государства

6.1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

6.2. Возникновение государства с точки зрения марксистской теории

    Совершенствование орудий труда; Переход от «присваивающей» экономики к «производящей» (неолитическая революция); Возрастает производительность труда, появляется избыток продуктов; Появление частной собственности; Социально-классовое расслоение общества; Формирования органов управления ; Государство как аппарат подавления одного класса другим.

6.3. Теории происхождения государства

Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Теории происхождения государства:

    Теологическая теория - Ф. Аквинский Патриархальная теория - Аристотель, Платон, Конфуций, Михайловский, Фильмер Общественный договор - Г. Гроций, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро, Теория насилия - К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг Материалистическая (марксистская) теория - К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин Психологическая теория - Цицерон, Г. Тард, Л. Петражицкий Расовая теория - Ж. Габино, Ф. Ницше Органическая теория - Г. Спенсер, Р. Вормс Ирригационная теория - К. Виттфогель Комплексная теория происхождения государства - Х. Й. М. Классен Кризисная теория - А. Б. Венгеров Дуалистическая теория - Малыгин, Афанасьев теория специализации - Т. В. Кашанина инцестная (половая) теория - К. Леви-Стросс спортивная теория - Ортега-и-Гасет Патримониальная теория - Галлер Диффузионная теория - Гребнер Ведическое понимание теории государства - Былины

7. Функции государства

Основная функция государства - обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет ряд задач:

    управление хозяйством и обществом; оборона собственной территории.

По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Функции государства классифицируются:

    по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние, по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства), по значению: на основные и неосновные, по видимости: на явные и латентные, по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

    Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм , регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций. Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта . Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования . Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

    Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства. Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений , деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

    деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений - государственному управлению .

8. Государства мира

Ватикан как суверенная территория Святого Престола имеет политическую систему, подобную государству, но государством в полном понимании данного термина не является. Он официально признан большинством государств как суверенная территория, но не является членом ООН. Постоянным наблюдателем в ООН является Святой Престол - уникальная суверенная персона (persona sui generis) в международном праве. Дипломатические отношения государств устанавливаются не с Ватиканом, а со Святым Престолом, и все иностранные дипломатические миссии аккредитованы при Государственном секретариате Святого Престола.

Около десятка государственных образований являются самостоятельными государствами фактически, но либо не признаны другими государствами, либо признаны недостаточным количеством других государств, и статус их спорен.

С другой стороны, две страны (а также одно квази-государственное образование) признаны очень многими государствами, но фактически не являются независимыми. Их статус не урегулирован.

Во многих частях света существуют и иные регионы, население которых борется за признание их самостоятельной государственности.

Наконец, отдельными личностями или группами людей провозглашены также виртуальные государства (микрогосударства, микронации), которые не имеют этнической, территориальной и исторической легитимности, а часто - и территории.

Статус и категория некоторых территорий и образований не могут быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и Союзное государство России и Беларуси имеют признаки государства и конфедерации , однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, имеющие крайне малую территорию или численность населения, именуют карликовыми государствами (странами). Сильные независимые государства, обладающие значительным превосходством над другими государствами, а также (в современном мире) постоянных членов Совета Безопасности ООН именуют великими державами. Великие державы, обладающее подавляющим превосходством над другими государствами, именуют сверхдержавами. Государства, обладающие ядерным оружием, именуют ядерными державами (членами «ядерного клуба»). Государства, обладающие независимой возможностью осуществления орбитальных космических полётов (вывода спутников собственными ракета-носителями) именуют космическими державами (членами «космического клуба») (в том числе государства, обладающие независимой возможностью осуществления пилотируемых космических полётов иногда именуют космическими сверхдержавами).

См. подробный Список государств .

9. Критика и отрицание государства

    Анархизм

10. Высказывания о государстве

    Владимир Ильич Ленин: «Государство - машина для угнетения народа» Владимир Путин: «Государство - это не нянька. Государство - это, прежде всего, аппарат принуждения, который создается для того, чтобы обеспечить равные условия для всех граждан страны, равные условия развития и достижения успехов».

11. Библиография

    П. Д. Баренбойм, А. В. Захаров Пакт Рериха как этап внедрения в жизнь эстетической концепции правового государства Николая Рериха // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения . - 2010. - № 2. Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. - М.: КомКнига, 2007. , Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. - М.: Издательство МГУ, 1997. - 384 с. - (Теоретическая политология, мир России и Россия в мире). - ISBN Крадин, Н. Н. Политическая антропология. - М.: Ладомир, 2001. Ю. Логика эволюции политической организации государства. - М.: КомКнига, 2007. - С. 142-152. Энтони де Ясаи Государство. Роберт Нозик Анархия, государство и утопия. Мартин ван Кревельд Расцвет и упадок государства.

Примечания

, Теория государства и права: учебник под редакцией А. С. Пиголкина. - Москва: Юрайт-Издат, 2005. - С. 61-63. - ISBN -9. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов . - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - С. 70-75. - ISBN -2. Каким образом новое государство или правительство добиваются признания со стороны Организации Объединённых Наций? Каким образом та или иная страна вступает в ООН в качестве государства-члена? - www. un. org/russian/question/faq/fs2.htm Неофициальный документ ООН для информации. Брокгауз-Ефрон. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии под редакциею. С.-Петербург, 1911, стр. 64 „Путина просят подумать о свободах и Ходорковском“ - news. bbc. co. uk/hi/russian/russia/newsid_5178000/5178092.stm „Русская служба Би-би-си“ от 01.01.01 г



Поделиться