К югу от киргиза и узбека. История межэтнических отношений в Киргизии. Справка

Ошская резня (1990) - межнациональный конфликт на территории Киргизской ССР между киргизами и узбеками.

Предыстория событий

В Оше, расположенном в Ферганской долине, в непосредственной близости от границы с Узбекской ССР, в котором проживало значительное число узбеков, с ранней весны 1990 г. начали активизировать свою деятельность неформальные объединения «Адолат» и чуть позже «Ош-аймагы».

Основной задачей «Адолат» было сохранение и развитие культуры, языка, традиций узбекского народа.

Цели и задачи «Ош-аймагы» - реализация конституционных прав человека и обеспечение людей земельными участками для жилищного строительства - объединяли в основном молодежь киргизской национальности.

В мае 1990 года малоимущие молодые киргизы потребовали предоставить им землю колхоза им. Ленина вблизи города Ош. Власти согласились удовлетворить это требование.

Начиная с 30 мая на полученном поле колхоза киргизы проводили митинги с требованиями сместить с должности первого заместителя председателя Верховного Совета Киргизской ССР, бывшего первого секретаря обкома партии, который, по их мнению, не решал проблемы прописки, трудоустройства и жилья киргизской молодежи и способствовал тому, что в сфере торговли и обслуживания в Оше работали в основном лица узбекской национальности.

Узбеки же восприняли выделение киргизам земли крайне негативно. Они также провели митинги и приняли обращение к руководству Киргизии и области с требованиями создать узбекскую автономию в Ошской области, придать узбекскому языку статус одного из государственных, создать узбекский культурный центр, открыть узбекский факультет при Ошском педагогическом институте и сместить с должности первого секретаря обкома, который якобы защищает интересы лишь киргизского населения. Они потребовали дать ответ до 4 июня.

С 1 июня узбеки, сдававшие жилье киргизам, начали их выселять, в результате чего более 1500 киргизских квартирантов также стали требовать выделения земельных участков для застройки. Киргизы также потребовали от властей дать им окончательный ответ о предоставлении земель до 4 июня.

Однако республиканская комиссия во главе с председателем Совета Министров Киргизской ССР признала выделение под застройку земли колхоза им. Ленина незаконным и для строительства жилья решено выделить другие земельные участки. Большинство киргизов, нуждающихся в земле под застройку, и узбеков согласились с этим решением, но около 200 представителей «Ош-Аймагы» продолжали настаивать на предоставлении им именно земли колхоза им. Ленина.

Конфликт

4 июня киргизы и узбеки сошлись на поле колхоза им. Ленина. Киргизов пришло около 1,5 тысяч, узбеков - более 10 тысяч. Их разделяла милиция, вооруженная автоматами.


Как сообщается, узбекская молодежь попыталась прорвать кордон милиции и напасть на киргизов, милицию начали забрасывать камнями и бутылками, два милиционера были захвачены. Милиция открыла огонь и, по некоторым данным, было убито (по другой информации, ранено) 6 узбеков.

После этого узбекская толпа под руководством лидеров с криками «Кровь за кровь!» направилась в Ош, громя киргизские дома.

С 4 по 6 июня количество узбекских погромщиков увеличилось до 20 тысяч за счёт прибывших с районов и сел и Андижана (Узбекистан). Около 30-40 узбеков попытались захватить здания Ошского ГОВД, СИЗО-5, УВД Ошского облисполкома, но им это не удалось и сотрудники милиции задержали около 35 активных погромщиков.

Ночью с 6 на 7 июня в Оше было обстреляно здание УВД и наряд милиции, двое сотрудников милиции были ранены. На границе с Андижанской областью Узбекской ССР появилась многотысячная толпа узбеков, прибывшая на подмогу ошским узбекам.

Утром 7 июня произошли нападения на насосную станцию и городскую автобазу, начались перебои в снабжении населения продуктами и питьевой водой.

Киргизко-узбекские столкновения произошли и в других населенных пунктах Ошской области. В Ферганской, Андижанской и Наманганской областей Узбекской ССР начались избиения киргизов и поджоги их домов, что вызвало бегство киргизов с территории Узбекистана.

Резню удалось остановить лишь к вечеру 6 июня, введя в область армейские части. Ценой огромных усилий армии и милиции удалось избежать вовлечения населения Узбекистана в конфликт на территории Киргизской ССР. Поход вооруженных узбеков из городов Наманган и Андижан в Ош был остановлен в нескольких десятках километрах от города. Толпа переворачивала милицейские кордоны и сжигала автомобили, зафиксированы случаи столкновений с армейскими подразделениями. Тогда перед рвущимися в Киргизию узбеками выступили главные политические и религиозные деятели Узбекской ССР, что помогло избежать дальнейших жертв.

По данным следственной группы прокуратуры СССР, в конфликте с киргизской стороны в городах Узген и Ош, а также в сёлах Ошской области погибло около 1200 человек, а с узбекской, по неофициальным данным - 10 тыс. Следователи нашли около 10 тысяч эпизодов преступлений. В суды было направлено 1500 уголовных дел. В конфликте принимали участие около 30-35 тыс. человек, к уголовной ответственности привлекли около 300 человек.

________________________________

4 июня 1990 года, началась так называемая Ошская резня (иначе – «ошские события, «узгенские события») – когда противостояние узбеков и киргизов на юге Кыргызстана перешло в погромы, убийства, изнасилования и грабежи с обеих сторон.

В первые годы независимости Кыргызстана в республике было опубликовано несколько исследований причин кровавых событий. Однако впоследствии в киргизском обществе этой темы старались не касаться.

Весна 1990 года - время подъема национального самосознания как узбеков, так и киргизов. Одновременно обостряются социально-экономические проблемы, особо чувствительной становится нехватка земельных участков для жилищного строительства. Как правило, землю требовали выходцы из сельской местности – этнические киргизы, живущие во Фрунзе (Бишкеке) и Оше. Законодательство СССР запрещало выделять земли под индивидуальную застройку в столицах союзных республик. Москва не разрешала выделять землю, и недовольство киргизской молодежи, живущей во Фрунзе, росло.

Всю весну 1990 года в столице Киргизии шли митинги киргизской молодежи, требующей земли. В пригородах столицы не прекращались попытки самозахвата земельных участков.

В Оше с ранней весны 1990 г. активизируются неформальное узбекское объединение «Адолат» и киргизская общественная организация «Ош-аймагы», которая ставила задачу обеспечить людей земельными участками для строительства домов.

Май 1990 года Фрунзе.

Митинги идут на центральной площади города почти постоянно. Образовывается несколько молодежных объединений, одни требуют только разрешения жилищной проблемы, вторые выдвигают политические требования (например, ускорить темпы реформ), третьи озабочены сохранением и развитием киргизской национальной культуры и языка.

Коренные жители узбеки чувствуют себя чужеродными этническими группами населения Киргизии.

Неприязненные отношения между киргизами и узбеками в нашем регионе существуют… Эти отношения не раз всплескивались в виде небольших стычек между студенческой молодежью в гг. Джалал-Абаде, Оше, Узгене в прошлом 1989 году, что свидетельствует о существовании определенного дефицита в равенстве и равноправии народов населения нашей республики, каковы не могут быть решены при существующей ныне системе управлении.

По нашему глубокому убеждению, для успешного решения проблем реального равноправия и равенства национальности нужен новый механизм государственного управления в рамках Киргизской ССР в виде автономии Ошского региона в рамках республики… Практика существования автономии Кара-Калпакской АССР в Узбекистане, Абхазской и Аджарской АССР в составе Грузинской ССР и Нахичеванской АССР в Азербайджанской ССР показывают жизненность таких государственных формирований в рамках союзных республик».

Ош. 17 мая проходит встреча областных и городских властей с представителями 7-тысячной киргизской организации «Ош-Аймагы». Молодежь требует решить земельный вопрос до 25 мая, иначе с 17 июня начнется самозахват земель. Власть игнорирует требования, и «Ош-Аймагы» проводит 25 мая в Оше митинг.

24-25 мая 24 общественные организации объединяются в «Демократическое движение Кыргызстана» (ДДК). Цели движения: укрепление независимости Киргизии, установление демократической многопартийной политической системы, введение различных форм собственности, свободное функционирование частного сектора и т.д. На учредительном съезде ДДК были избраны пять сопредседателей (К.Акматов, Т.Дыйканбаев, Ж.Жекшеев, К.Матказиев, Т.Тургуналиев), Совет и Правление движения.

Ош. 27 мая на территории средней школы №38 в колхозе им.Ленина, чьи земли вплотную прилегали к городу, на митинг собирается около 5 тысяч киргизов. Туда же прибывают руководители Ошской области. Митингующие давят на руководство области, и председатель облисполкома объявляет, что для застройки будут выделены 32 гектара хлопковых полей колхоза им.Ленина.

Собравшиеся отмечают свою победу традиционной церемонией, зарезав на месте будущего поселения жертвенную лошадь и поклялись не отступать от «завоеванной земли».

Начиная с 30 мая, киргизы постоянно проводят митинги и собрания на этом поле колхоза им. Ленина.

30 мая на поле колхоза им.Ленина, предназначенном под застройку, начинается многочисленный митинг узбеков (по другим данным – 31 мая). На митинге принимается обращение к руководству Киргизии и области. Среди выдвинутых требований - создание ошской автономии и придание узбекскому языку статуса одного из государственных.

С 1 июня узбеки начинают отказывать в найме жилья киргизам, в результате чего более 1500 киргизских квартирантов, проживающих на частных квартирах у узбеков, оказываются на улице и пополняют собой тех, кто требует выделения земельных участков. Митингующие киргизы в ультимативной форме потребовали от властей дать им окончательный ответ о предоставлении земель – тоже до 4 июня.

4 июня все были готовы к межнациональным столкновениям, которые должны были произойти на том самом, спорном, поле колхоза им.Ленина. Согласно докладной записке тогдашнего председателя КГБ Киргизской ССР Джумабека Асанкулова председателю Верховного совета Киргизской ССР Абсамату Масалиеву, люди начали скапливаться на поле колхоза им.Ленина уже с шести утра 4 июня. Киргизов пришло около 1.5 тысяч, узбеков – более 10 тысяч.

По одним данным, первыми начали узбеки: узбекская молодежь, будучи в нетрезвом состоянии, попыталась прорвать кордон милиции и напасть на киргизов, в милицию полетели камни и бутылки. Узбеки захватили двух ОМОНовцев. К 19.00 толпа стала неуправляемой, и милиция начала стрелять.

В 19.30 толпа была рассредоточена.

По некоторым данным, после выстрелов на поле осталось 6 погибших (по другой информации, раненых) узбеков. Неся тела (по другой информации – одно тело) на вытянутых руках, узбекская толпа с криками «Кровь за кровь!» хлынула в Ош, по дороге громя киргизские дома.

К тому времени обстановка на узбекской стороне сильно накалялась. Собрались более 12 тысяч человек.

Расстояние между узбекской и киргизской толпами составляло не более 1000 метров. Вдруг из толпы прозвучали провокационные призывы «научить» киргизов, преподать им «урок». Временами толпа экстремистски настроенных молодых людей бросалась в сторону собравшихся киргизов.

Толпа, выкрикивая слова: «Автономия! Автономия!» - стала еще более агрессивной. Она очередной раз атаковала кордон правоохранительных органов с целью прорыва к толпе киргизов. Отряду ОМОН выстрелами в воздух удалось остановить толпу.

В это время толпа киргизов, услышав выстрелы и почувствовав агрессивность противоположной стороны, стала вооружаться палками, камнями, металлическими прутьями, люди ломали растущие на краю поля деревья. Хотя в толпе находились экстремистски настроенные лица, тем не менее люди пока держались.

Прозвучали призывы не поддаваться провокации, не двигаться в сторону узбекской толпы. Некоторые активисты «Ош-Аймагы» призывали собравшихся к спокойствию и отметили, что их цель – добиться выделения земельных участков, а не драться с узбекским населением города.

Ночь с 6 на 7 июня в Оше обстреляно здание УВД и наряд милиции, двое сотрудников получили ранения. На границе с Андижанской областью Узбекской ССР появилась многотысячная толпа, прибывшая для оказания помощи узбекскому населению города Ош.

Утром 7 июня происходят нападения на насосную станцию и городскую автобазу, сожжено 5 автобусов. Начинаются перебои в снабжении населения продуктами и питьевой водой.

В Оше создаются отряды самообороны. Для наведения порядка используются силы милиции, войск и военная техника. В городе – разгул мародеров, драки с применением холодного оружия. Массовому грабежу подверглись кварталы узбекских беженцев.

В ночь на 13 июня зафиксирована попытка забросать бутылками с зажигательной смесью колонну с мукой, выезжающую из Оша. Предупредительными выстрелами нападающие были рассеяны.

Беспорядки в других районах области

«Массовые беспорядки начались и в других районах области. 4 июня к 19 часам в село Кара-Кульджа Советского района прибыли водители рейсовых автобусов, начавшие распространять среди жителей села слухи о происходящих в Оше физических расправах узбеков над киргизами. Один из водителей был вызван в здание РОВД для профилактической беседы. В это время у здания РОВД собралась толпа и потребовала отпустить водителя.

Часть толпы захватила четыре автобуса местной автобазы и намеревалась выехать в Ош на помощь киргизам. Принятыми мерами накалившуюся обстановку на время удалось нормализовать. Однако к 24 часам того же дня в селе Кара-Кульджа стали появляться киргизы, проживающие в Узгенском районе, которые распространяли слухи об избиениях в Узгене лиц киргизской национальности.

____________________________

Беспорядки на юге Киргизии в 2010 году - межэтнические столкновения между киргизами и узбеками, вспыхнувшие 10-13 июня 2010 года в городе Ош, спровоцированные зарубежными политическими организациями.

Давние противоречия между узбеками и киргизами обострились в результате образования политического вакуума, вызванного государственным переворотом.

Предыстория

В 1990 году Ош уже был ареной межэтнического насилия.

7 апреля 2010 Президент Курманбек Бакиев свергнут после народных демонстраций. Временное Правительство во главе с Розой Отунбаевой взяло власть.

13 мая сторонники Бакиева по утверждению ряда источников захватили здания областной администрации в Оше, Джалал-Абаде и Баткене, назначили своих губернаторов и заявили о намерении свергнуть временное правительство, направили 25 тысяч человек на Бишкек.[

14 мая на юге Киргизии происходили серьёзные столкновения, особенно в Джалал-Абаде, где узбеки под руководством Кадыржана Батырова вернули здание администрации под контроль Временного правительства. Информационное агентство AKIpress привело данные Минздрава КР, по которым количество пострадавших от столкновений в Жалалабаде 13 мая составило 30 человек.

14 мая 2010 Сторонники Временного Правительства вновь взяли под свой контроль администранивное здание в Джалал-Абаде. Толпа киргизов и узбеков направилась в родное село Бакиева - Тейит. Дома, принадлежавшие Бакиевым, были сожжены.

19 мая в Джалал-Абаде был проведён митинг против лидера узбекской диаспоры Кадыржана Батырова, участники которого потребовали привлечь Батырова к ответственности за разжигание межнациональной розни.

10 июня 2010 В 22:00 ч. произошло столкновение близ казино, которое разожгло волнения в районе общежития, Филармонии и в других частях города. Власти были не в состоянии сдержать толпу. Необоснованный слух об изнасиловании в общежитии с большой скоростью мобилизовал сельских киргизов.

11 июня 2010 В 02:00 ч. Временное Правительство объявило чрезвычайное положение и ввело комендантский час.

В 04:00 ч. поджоги и мародёрство начались возле Фрунзенского рынка в центре Оша. Узбекские сельские жители в Наримане блокировали центральную дорогу, которая соединяет Ош как с аэропортом, так и с г. Бишкек.

В 13:30 ч. БТР, сопровождаемый вооруженными людьми, вошёл в махаллю Черёмушки.

12 июня 2010 Распространился слух, что вмешаются вооруженные силы Узбекистана. Киргизы начали покидать махалли в Оше.

13 июня 2010 Масштаб и интенсивность насилия снизились в Оше, хотя нападения на махалли продолжались. Особенно активен захват заложников[источник не указан 511 дней].

Узбеки организовали баррикаду на перекрестке Сампа. Они поджигали машины и стреляли в киргизов.

14 июня 2010 Ситуация стабилизировалась в Оше. В течение последующих дней имели место спорадические случаи насилия, включая мародёрство, сексуальное насилие и захват заложников. Столкновения продолжались в Джалал-Абаде в течение дня и мародёрство - ночью. Ситуация стабилизировалась рано утром следующего дня.

По официальным данным, всего за время конфликта убито 442 человека, более 1500 ранено. По неофициальным сведениям уже в первые дни беспорядков погибло около 800 человек. Вечером 14 июня независимые СМИ озвучили цифру более, чем в 2000 погибших. Независимыми неправительственными организациями были проведены исследования и установлены поименно 457 погибших

Оружие и ущерб

Сгоревшее здание в Оше. Год спустя после кровавых событий.

Согласно отчету «Кылым шамы», всего в дни гражданских столкновений в Оше и Джалал-Абаде у военных и милиции было захвачено (или было выдано) 4 единицы боевой техники и 278 единиц огнестрельного оружия. Впоследствии 136 единиц были возвращены, а 146 - остались на руках у неизвестных. Поджоги стали причиной масштабных разрушений зданий как в Ошской, так и в Джалал-Абадской областях. ЮНОСАТ подсчитало, что 2,843 здания были повреждены в городах Ош, Джалал-Абад и Базар-Курган. 26 Из них 2,677 зданий были полностью разрушены и 166- серьезно повреждены. Ущерб был нанесен промышленным складам, государственным зданиям, милицейским участкам, медицинским и образовательным учреждениям, хотя и в меньшей степени, нежели частным жилищам.

Перемещенные лица

Массовое внутреннее и внешнее перемещение населения во время и сразу после июньских событий создали серьезный гуманитарный кризис. Власти Узбекистана заявили, что они приняли около 111,000 перемещенных лиц, большинством из которых были женщины и дети. Узбекистан открыл границу 11 июня. УВКБ оценило, что 300,000 человек были внутренне перемещены во время событий. Большинство вернулись к середине июля. Срочная совместная оценка по убежищам, проведенная в июле, показывает, что половина пострадавших семей жили в палатках, установленных в это время рядом с поврежденными домами. 29 На январь 2011 года УВКБ заявляло, что 169,500 человек остаются перемещенными. Многие навсегда покинули Кыргызстан и уехали, в частности, в соседние страны.

Расследование и обвинение

Официальная информация, предоставленная ИКК, указывает, что на декабрь 2010 года было заведено 5,162 уголовных дел в связи с июньскими событиями. Подавляющее большинство обвиняемых и осужденных узбеки. Одна из сторон активно использовала услуги ОБОНа для давления на суд, адвокатов и подсудимых.

Позиция России

11 июня президент России Дмитрий Медведев, выступая перед журналистами на встрече глав государств ШОС в Ташкенте, сказал, что критерием для задействования сил ОДКБ является нарушением одним государством границ другого государства, которое входит в эту организацию. В связи с беспорядками в Киргизии он сказал: «Пока об этом речь не идёт, потому что все проблемы Киргизии коренятся внутри. Коренятся в слабости прежней власти, в их нежелании заниматься нуждами народа. Я рассчитываю на то, что все проблемы, которые сегодня существуют, будут разрешены властями Киргизии. Российская Федерация поможет».

В Ош были направлены российские самолёты с гуманитарной помощью.

Безусловно, мои впечатления - очень субъективны. К тому же я не могу гарантировать, что ещё через год они не изменятся, пока что они очень поверхностны. Тем не менее, считаю, что мой опыт в чём-то пригодится и читателям рассылки.

Для многих жителей России, да и для европейцев, все мусульмане - на одно лицо. Когда где-то в мире фанатики взрывают мирных жителей или забивают камнями слушателей западной музыки, размахивая при этом Кораном, поневоле складывается впечатление, что ислам - это сплошная агрессия. Мусульман боятся, потому что они - другие, живут по каким-то непонятным «понятиям», и это настораживает. По моим впечатлениям, с одной стороны, в мусульманских «понятиях» русский человек нашёл бы много такого, что ему бы понравилось, а с другой, мусульмане разных стран и народов - такие же разные, как и европейцы. Иранцы отличаются от арабов, арабы - от узбеков, узбеки - от киргизов. Они различаются так же сильно, как, например, шведы - с французами, а испанцы - с немцами. Просто мы с этими различиями не сталкиваемся каждый день, поэтому нам проще объединять эти народы под одним ярлыком «мусульмане». Хотя тут тоже есть свои особенности: один и тот же священный текст, Коран, разные мусульманские народы воспринимают по-своему. Но поскольку здесь не дискуссия профессиональных религиоведов, о религиозных различиях лучше поговорить в другом месте и в другое время.

Знакомство мусульманской цивилизации с российской пока происходит с трудом. С одной стороны, количество таджикских и узбекских фамилий в статистике преступности говорит само за себя. С другой стороны - в Узбекистане и Таджикистане, да и в других бывших республиках Союза каждый месяц встречают гробы с телами соотечественников, погибших на просторах России - чаще всего заказчиков этих убийств так и не находят.

Несмотря на свой соционический опыт, в данном эссе я намеренно избегал «типирования» национальных менталитетов. Возможно, читатель попробует сделать это сам.

Азербайджанцы

В Питере - огромная азербайджанская община (мне кажется, из нерусских жителей Питера азербайджанцы занимают одно из первых мест - может быть, второе после русских). Заметил ещё, что питерские азербайджанцы старшего поколения часто дружат с армянами, если, конечно, дело не доходит до обсуждения недавней войны.

Внешность азербайджанца - скорее европейская, чем азиатская, если не считать чёрных вьющихся волос. Фигура - скорее широкая, но не «шкафообразная». Уголки рта и кончики бровей обычно опущены.

Азербайджанцы по характеру и внешне очень похожи на итальянцев. По моим впечатлениям, азербайджанцы легко вспыхивают, но так же быстро остывают и в целом незлопамятны. Поначалу меня даже удивляло, как два азербайджанца могут изливать друг на друга потоки ярости, а пройдёт неделя - идут друг к другу в гости, но не бить морду, а пить кофе и вместе смотреть телевизор.

Общение между азербайджанцами напоминает мексиканскую драму, при этом зрители волей-неволей становятся участниками этих маленьких драм.

Если говорить о проблемах, то для меня единственная проблема состоит в особенности азербайджанского менталитета: ко всему относиться очень «по-человечески». Азербайджанцы где-то инстинктивно считают, что правила существуют лишь постольку, поскольку люди не умеют договариваться, а договориться при желании можно даже с природой. Из-за этого бывает проблема с заполнением разного рода формуляров и отчётности - азербайджанцы их заполняют обычно аккуратно, однако очень неформально, и что-то обязательно пропустят, а потом спрашивают: «Ну неужели нельзя обойтись без всей этой тягомотины?» Зато данная особенность азербайджанцев оказывается бесценной именно тогда, когда нужно договориться с людьми неформально, неофициально. Более того, если вы хотите грамотно пропиарить себя или свой товар - обратитесь к азербайджанцу. Уверяю вас, он сделает это так, как вы бы никогда не сумели.

Ещё одна проблема (хотя - кому проблема, а кому и наслаждение): азербайджанцы тратят немало времени и сил на то, чтобы "выглядеть" в глазах соседей и знакомых. Как оценят то или это - для азербайджанца очень много значит. Нужно учитывать, что в самом Азербайджане человек обычно знаком со всем домом, и какая у него машина, какой новый костюм, где он работает, сколько потратил на свадьбу - обсуждает целый дом, а то и квартал, причём обсуждает долго. Впрочем, в отличие от "новых русских" из анекдота, редкий азербайджанец швыряет деньги на ветер. Шик - это когда можно позволить соседу похвастаться чем-то крупным, но "бирджа дафа" (только один раз), а сам хвастаешься какой-нибудь мелочью, но каждый день.

Узбеки

Внешне узбеки - приземистые, коренастые. Черты лица простые, как будто высечены из камня. Иногда среди узбеков встречаются высокие, сухощавые представители, но у них почти наверняка в роду есть иранские или туркменские корни.

Узбеки обычно долго не растекаются, говорят кратко и по существу. Народ малоэмоциональный, сдержанный. Среди узбеков попадаются говорливые и улыбчивые, но обычно улыбка говорящего не «заражает» всю компанию собеседников, а остаётся его индивидуальной особенностью (в отличие, скажем, от азербайджанцев или армян, которые если смеются, то вместе с ними смеётся и вся компания).

Главная положительная черта узбеков, которую не могу не отметить, - прирождённое трудолюбие. Если узбек понял задачу - ему можно доверять на все 100%. Тут главное - не требовать от человека додумывать, пытаться угадать тайный ход мысли, подтекст: узбеки очень это не любят. Даже если узбек хитрит, обычно его хитрость закопана неглубоко, однако и от других узбеки ожидают, что с ними не будут «вилять».

Узбеки не любят «растекаться мыслью». Они как Шерлок Холмс: то, что связано со своим делом, знают довольно хорошо и основательно, а всем прочим чаще всего не интересуются. Поэтому незнакомому человеку узбек может показаться ограниченным, упёртым. Такое впечатление может сохраняться до тех пор, пока дело не дойдёт до той сферы, где узбек - специалист. Тут с удивлением узнаешь, что человек знает не просто много, а очень много и подробно. Знание практических, важных для дела деталей, - черта, свойственная очень многим узбекам.

Теперь о грустном - о проблеме адаптации узбеков в России. Для большинства узбеков уклад российской жизни в корне отличается от того, к которому они привыкли. В Узбекистане даже в городах люди живут малыми общинами, где все друг друга знают, новости соседей становятся известны всему дому. С одной стороны, хорошо развита взаимовыручка, с другой - все обо всех знают почти всё, и это в какой-то степени людей сдерживает, служит моральным тормозом. Когда узбек попадает в большой город в России, то если у него здесь нет родственников или друзей - для него это тяжёлый шок. С одной стороны, он для всех чужой, никаких общин тут нет, и даже узбеки как-то меньше общаются друг с другом, с другой - точно так же не хватает внимания, большинство людей относится к нему безразлично. Среди приезжих узбеков немало людей культурных и интеллигентных, но разве об этом догадаешься, если в России бывший преподаватель университета может работать за прилавком? В газетах же пишут обычно о преступлениях, которые совершают люди малокультурные. Человеку не слишком далёкого ума из узбекской глубинки в больших городах России может «снести крышу» - у него может появиться ложное впечатление, что если в таком большом городе своровать или натворить чего похуже, можно легко затеряться незамеченным. К мелким правонарушениям русские, что греха таить, и в самом деле относятся пофигистично, а понятие «база данных следственных органов» в голову бывшего ферганского крестьянина не помещается. Не знаю, как в других городах, а в Питере достаточно взглянуть на аншлаги любого районного суда - и среди фамилий нерусских преступников большинство окажутся узбекскими, причём в основном по тяжким преступлениям.

В патриотических газетах много пишут о том, какую беду узбеки представляют для России. Но если подумать… А кто организовал поток узбеков в Россию? Разве на наших стройках заправляют узбеки, молдаване, таджики? Узбеков на стройку устраивают русские! Они же отбирают у узбеков паспорта и заставляют жить в нечеловеческих условиях. Узбек конфликтовать не умеет. Он может быть упёртым, может быть даже хитрым, но его деревенская смекалка - не самое лучшее оружие в большом городе, раз за разом ему приходится обламываться, а причины он понять не всегда может. Но если узбека однажды прорвёт, то мало не покажется.

Ещё одна проблема состоит в том, что узбеки пока что не представляют собой единую нацию, хотя сходство между жителями разных регионов Узбекистана, безусловно, есть. Узбекистан создан на обломках нескольких бывших империй - Бухарской, Хивинской и Кокандской. В Узбекистане до сих пор сильны местные кланы, а язык распадается на региональные диалекты, которые довольно сильно отличаются друг от друга - ферганский (на нём основан литературный язык), ташкентский, сурхандарьинский, хорезмский (испытал сильное влияние туркменского). Помимо узбекского языка, в ходу и другие местные языки - каракалпакский (близок к казахскому), уйгурский (отличается от узбекского в основном фонетикой, лексических различий мало) и таджикский (распространён в Самарканде, Бухаре и окрестностях - для узбека это язык совершенно непонятный). Значительная часть узбеков живёт на севере Таджикистана (Ленинабад, Куляб) и Туркменистана, а также на западе Киргизии (Ошская область). И тем не менее в поведении и обычаях узбеков из самых разных уголков Узбекистана есть общие черты, благодаря чему я и рискнул писать здесь об «узбекском менталитете».

Туркмены

Пожалуй, из всех жителей Средней Азии туркмены наиболее красивые внешне. И в одежде они очень опрятны. Мне приходилось видеть самых разных туркменов, но практически все они были одеты очень аккуратно и со вкусом. Женщины любят носить украшения и подбирают их очень тщательно. По манере общения туркмены немногословны, вежливы и очень скрытны, в свой внутренний мир не пускают даже после долгого знакомства.

Туркменский язык жителям других среднеазиатских республик понять непросто. Общих слов много, но проблема в произношении: туркмены говорят, как будто им в рот дует песчаная буря.

Если же говорить о проблемах... Как мне кажется, «отец нации» Сапармурат Туркменбаши - явление не случайное, а очень органичное для туркменского менталитета. У туркменов очень иерархичное общество, приказ старшего (по возрасту или положению в общине) - закон, который нужно исполнять немедля, не обдумывая. Материальное благосостояние - для туркмена очень большая ценность, а вот кроме вещей, пожалуй, «среднестатистический туркмен» мало чем интересуется. Туркменские женщины слывут ревнивыми и вспыльчивыми. Если туркмен - ваш сотрудник, то нужно иметь в виду одну проблему: туркмены очень самолюбивы. Поэтому они крайне редко признаются, что что-то не поняли, и обнаруживается это непонимание в самый неподходящий момент - когда дело уже сделано и поезд ушёл. По этой же причине говорить туркмену, что он что-то не умеет - задача заведомо безнадёжная. И так же безнадёжно спрашивать у туркмена, справится он с чем-то или не справится, поскольку сказать «не справлюсь» для него значит потерять лицо. Вместо этого нужно задавать целенаправленные вопросы, связанные со знанием деталей, а объяснять нужно на очень наглядных примерах: у большей части туркменов конкретное, а не абстрактное мышление.

Вместе с тем, нужно отметить, туркмены очень щепетильно относятся к своей репутации. Среди преступников и правонарушителей в России туркмены встречаются крайне редко. Община у них очень тесная, почти все друг друга знают, очень хорошо развита взаимопомощь (старший опекает младшего, младший беспрекословно подчиняется старшему). Если и попадает туркмен в российский суд, то обычно всего лишь за нарушение паспортно-визового режима.

Киргизы

У многих тюркских народов во внешности сочетаются как европеоидные, так и монголоидные черты, причём чем дальше на запад - тем более европеоидные. Но если азербайджанцы - почти полные европеоиды, то киргизы, напротив, в основной своей массе - классические монголоиды, зачастую круглолицые, невысокие, но плотные.

Киргизы очень уравновешенны, редко выходят из себя. Несмотря на все различия менталитета, в русской среде адаптируются хорошо. Киргизам свойственно что-то вроде буддийского пофигизма: если неприятность случилась, то она и должна была случиться. Киргизы обычно предпочитают говорить не твёрдое «да» или «нет», а «посмотрим»: обстоятельства-то по-разному могут повернуться. В случае несогласия предпочитают не конфликтовать, а спустить дело на тормозах.

Весьма критично к киргизам относятся узбеки, считают их ленивыми и хитрыми. Знакомая киргизка рассказывала мне, что в Узбекистане в ходу пословица: «Не спи долго - киргизом станешь». На юге Киргизии, в Ошской области, живёт много узбеков, и местные киргизы в основной массе двуязычны. Но соседство - это не только культурный обмен, но и делёж земель (а плодородных земель в Средней Азии маловато). С другой стороны, довольно тесные исторические и культурные связи существуют между киргизами и казахами (последних тоже называли «киргизами» до 1930-х гг.), хотя киргиз и казах друг друга на слух далеко не всегда поймут, киргизский и казахский языки - родственники, но не близкие, а «троюродные». Таджики и киргизы, как мне показалось, особого интереса друг к другу не испытывают. Зато с уйгурами киргизы легко находят общий язык.

Киргизы по своей натуре любознательны и новое впитывают довольно быстро. Опыт жизни между большими государствами выработал у киргизов искусство внешне приспосабливаться к среде, внутренне оставаясь самими собой. Возможно, за это они и слывут «хитрецами». С другой стороны - никто не хочет умирать. В истории было немало народов, которые погибли из-за своей излишней прямолинейности. То, что маленький киргизский народ сумел выжить, несмотря на геноцид, устроенный сначала царским правительством, затем большевиками вместе с китайцами, - большое достижение.

Всё же киргизскую «хитрость» приходится учитывать при работе с ними. Нужно учитывать, что если тот или иной киргиз льстит, рассыпается в твой адрес цветистыми фразами, постоянно повторяет «вы мой начальник», то за этим наверняка стоит желание ненавязчиво свалить на начальника основной груз проблем: вы же начальник, вы же всё умеете, а я - маленький человек, вот вы с этим и справляйтесь.

(окончание следует)

Конфликты в Киргизии вызваны следующими факторами: неурегулированными отношениями с соседними государствами, этническими проблемами, расколом по линии Север-Юг, отсутствием продолжительной традиции мирного и конструктивного взаимодействия властей и оппозиции, угрозами радикального исламизма.

В Киргизии по-прежнему существуют межэтнические противоречия, вызванные причинами, уходящими корнями в XIX-XX века. В стране компактно проживает узбекское меньшинство (в Ошской области). Столкновения между узбеками и киргизами в городе Ош и городе Узген летом 1990 года привели, по официальным данным, к гибели 300 человек (по неофициальным данным, в несколько раз больше). Считается, что протесты против фальсификации выборов 2005 года начались на юге страны, в том числе с Ошской области, и привели в итоге к «революции тюльпанов». Представители узбекского меньшинства и международные наблюдатели указывают, что узбеки в Киргизии по-прежнему подвергаются неофициальной дискриминации. Дополнительным фактором, усугубляющим ситуацию, является распространение исламистских настроений на юге страны и подпольная деятельность таких радикальных организаций, как «Хизб ут-Тахрир», Исламское движение Узбекистана (с 2001 года также известно как «Исламская партия Туркестана»),

В Киргизии до 1991 года проживали 21,5 % русских. С момента провозглашения независимости их численность уменьшилась примерно в два раза, что является, по мнению ряда экспертов, результатом разных форм дискриминации. Она имеет несистемный и неофициальный характер. Напротив, власти страны активно принимали меры для противодействия оттоку русских, например, придав русскому языку статус официального, открывая представителям русского меньшинства доступ на государственные должности, не препятствуя законным формам его самоорганизации и тому подобное.

В начале 1990-х годов среди представителей уйгурского меньшинства в Киргизии популярностью пользовалась идея отделения и создания независимого уйгурского государства, которое должно включить и часть территории Китая, на которой компактно проживают уйгуры. В настоящее время проблема уйгурского сецессионизма не является актуальной, но на базе этого меньшинства могут действовать нелегальные террористические организации.

Раскол по линии Север — Юг связан с тем, что на севере Киргизии отмечается более высокий уровень урбанизации, более высокая концентрация политического и финансового влияния, этот район более секуляризирован, в то время как юг страны представляет собой густо заселённый этнически неоднородный район, где религиозный фактор играет более существенное влияние.

В период второго президентства А. Акаева стал очевиден конфликт властей с оппозицией, который нарастал вплоть до событий «революции тюльпанов» в марте 2005 года. Периодически власти использовали силу против оппонентов. Так, 16-18 марта 2002 года произошли столкновения между населением и правоохранительными органами в Аксыйском районе Джалал-Абадской области. Население выступило в защиту осуждённого депутата парламента А. Бекназарова, а также потребовало отказаться от ратификации соглашения 1999 года о киргизско-китайской государственной границе. Оппозиция организовала в некоторых районах страны и в Бишкеке многочисленные акции протеста. В столкновениях с милицией пятеро жителей Аксыйского района погибли и несколько десятков получили ранения. Этот конфликт привёл к отставке премьер-министра К. Бакиева и правительства.

В марте 2005 года сообщения о фальсификациях на очередных парламентских выборах вызвали недовольство жителей наиболее проблемных в экономическом отношении Джалал-Абадской и Ошской областей на юге страны. Под знамёнами различных оппозиционных партий и объединений, например, молодёжных организаций «КелКел» и «Бирге», собрались многотысячные митинги, которые переросли в насильственные действия: демонстранты захватывали административные здания, проходили стычки с подразделениями милиции и ОМОНа. Беспорядки перекинулись на Бишкек. В результате президент Акаев покинул страну 24 марта, к власти пришли оппозиционеры во главе с К. Бакиевым. В отличие от «бархатных революций» на Украине и в Грузии, в Киргизии протестующие грабили и разрушали магазины и офисы, государственные учреждения. Несколько дней в Бишкеке царила анархия — милиция и войска даже не пытались взять ситуацию под контроль. Относительный порядок удалось восстановить только 26 марта. По мнению некоторых наблюдателей, под видом «народной революции» происходила борьба за власть между представителями южных и северных кланов. Киргизская оппозиция, инициировавшая «революцию тюльпанов», представляла собой не единый блок, имеющий чёткую политическую платформу, а собрание бывших партийных деятелей и государственных чиновников, недовольных политикой президента Акаева. Поражение на парламентских выборах, вызванное, в том числе, нарушениями законодательства и использованием «властного ресурса», усилило их недовольство и подтолкнуло к решительным антиконституционным действиям.

В настоящее время отношения между властями и оппозицией носят более мирный характер, хотя в 2006 году оппозиция организовывала многотысячные демонстрации с требованиями отставки президента Бакиева. Сохранение достигнутой относительной политической стабильности зависит от способности правительства эффективно решать экономические проблемы и бороться с преступностью и коррупцией.

Согласно международной статистике, коэффициент Джини, отражающий неравенство в доходах и потреблении, в Киргизии в 2003 году составил 30,3 балла, что является свидетельством отсутствия в стране большого разрыва между богатыми и бедными. Однако доля последних от общей численности населения составляла около 40 % (2003 год).

В ночь с 10 на 11 июня в киргизском городе Ош, где проживает значительное количество этнических узбеков, произошла массовая драка молодежи, которая переросла в беспорядки в разных частях города.

Большинство республик Средней Азии имеют территориальные споры с соседями, значительная часть которых до сих пор не урегулирована. Этническая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и водных ресурсов, придавая периодически возникающим конфликтам выраженную социально-экономическую окраску.

Наибольшее число территориальных споров происходит между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном. Эти страны помимо общих границ и аграрного перенаселения объединяет принадлежность к Ферганской долине, где расположены Ошская область Киргизии, Согдийская область Таджикистана, а также Ферганская, Наманганская и Андижанская области Узбекистана. Даже по сравнению с неблагополучными районами Средней Азии Ферганская долина выделяется высокой перенаселенностью, уровнем исламизации населения и большим числом нерешенных социально-экономических проблем.

Несовпадение этнических и государственных границ , берущее свое начало в национально-государственном размежевании 1924-1925 гг., привело к тому, что во всех республиках Средней Азии проживают крупные общины других титульных этносов региона. Наличие крупных этнических общин, проживающих на границе со своим "титульным" государством, является мощным конфликтогенным фактором.

В Киргизии расположены два крупных узбекских анклава - Сох и Шахимардан, где проживает от 40 до 50 тысяч человек. В Узбекистане же находится киргизский анклав село Барак с населением около 600 человек. Будучи отрезанными от основной территории республики, жители этих населенных пунктов испытывают острые проблемы с пересечением государственной границы, функционированием экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Крупный межэтнический конфликт между киргизами и узбеками произошел в конце 1980‑х гг., получивший название Ошский.

В основе конфликта лежали отчетливо выраженные социально-экономические причины. Миграция киргизов в города из сельской местности происходила более интенсивно. К концу 1980-х гг. в городах Киргизской ССР проживала уже значительная масса сельских переселенцев, в большинстве своем не имевших собственного жилья, востребованной в городских условиях специальности, а зачастую - и постоянной работы.

В течение 1989 г . в Киргизии возникло несколько объединений застройщиков, претендовавших на земли вокруг Бишкека и других крупных городов. В Оше таким объединением стало общество "Ош-аймагы", участники которого 7 мая 1990 г. потребовали предоставить им для застройки земли пригородного колхоза им. Ленина, среди работников которого преобладали узбеки. В ответ узбеки выдвинули требования создания автономии и придания узбекскому языку статуса государственного.

4 июня на спорном поле собрались узбеки и киргизы, для разгона которых милиция открыла огонь на поражение . После этого в Оше начались массовые погромы, поджоги и убийства узбеков. Беспорядки охватили город Узген и сельские районы, большинство населения которых составляли киргизы. 6 июня 1990 г. в охваченные волнениями населенные пункты были введены части Советской армии, которым удалось овладеть ситуацией.

По данным следственной группы прокуратуры СССР, в конфликте погибли около 300 человек. По неофициальным данным - в несколько раз больше.

В Киргизии также находится таджикский анклав Ворух, административно относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. На территории площадью около 130 тысяч кв. км проживают более 20 тысяч человек, 95% которых являются таджиками, а 5% - киргизами.

С 1980-х гг. территория Баткенского района Киргизии является ареной длительного конфликта между киргизами и таджиками соседнего Исфаринского района Таджикистана, в основе которого лежит спор за земельно-водные ресурсы. Столкновения между таджиками и киргизами были зафиксированы в селениях Ворухе-Танги в 1982 г. и Матче-Актатыре в 1988 г.

В 1989 г. противоречия переросли в межэтнический конфликт, безуспешные попытки урегулирования которого предпринимались в течение всего следующего года. Весной 1991 г. столкновения возобновились, причем со стороны таджиков было выдвинуто требование передачи им в постоянное пользование 10 тысяч га киргизских земель. Тем самым конфликт, в ходе которого с взаимными обвинениями выступили президенты Киргизии и Таджикистана, перешел на межгосударственный уровень. Породившие его причины действуют вплоть до настоящего времени. В 1998 г. на территории Баткенского района вновь произошли столкновения из-за распределения воды, после чего были созданы совместные дружины для контроля над ее распределением.

Пограничные проблемы Таджикистана, Киргизии и Узбекистана резко обострились в результате Баткенских событий. В 1999-2000 гг. вооруженные формирования Исламского движения Узбекистана (ИДУ) дважды производили рейды с территории Северного Таджикистана в Киргизию и Узбекистан, с трудом отраженные армейскими подразделениями, причем во время последних боев 2000 г. возникла непосредственная угроза Ташкенту. Опасаясь повторного прорыва боевиков ИДУ, Ташкент начал одностороннее минирование границ с Таджикистаном и Киргизией, что повлекло за собой многочисленные жертвы среди мирного населения. Недовольство киргизской стороны вызвало размещение вооруженных сил Узбекистана в анклавах Сох и Шахимардан, что, по мнению Бишкека, противоречило международным нормам.

Весной 2009 г . межэтнические столкновения в Киргизии произошли на севере республики, который традиционно считается более спокойным, чем юг с его многочисленным узбекским населением. Местом беспорядков стало селение Петровка Московского района Чуйской области, где, наряду с Бишкеком, проживает большая часть славянского населения республики. На территории Чуйской области сконцентрировано около 1/3, а в Бишкеке - еще 1/3 проживающих в Киргизии русских.

Среди жителей Петровки выделяются три основные этнические группы - киргизы, русские и курды. На территории Центральной Азии курды появились в советский период. В 1937-1938 гг. они были депортированы сюда из Азербайджана, а в 1944 г. - из Грузии. Различия в менталитете, культуре и образе жизни не раз провоцировали напряженность между местным и кавказским по происхождению населением.

В начале апреля 2009 г. проживавшего в Петровке 22-летнего курда обвинили в попытке изнасилования 4-летней русской девочки. Местным властям удалось временно погасить конфликт обещаниями справедливого суда. Однако судебного разбирательства жители Петровки так и не дождались. Конфликт перешел в активную фазу, когда повесилась бабушка девочки, не выдержав того, что прокуратура отвергла факт совершения преступления.

26 апреля киргизы, русские и карачаевцы начали громить дома и машины курдовБеспорядки были остановлены после того, как в Петровку были введены силы милиции, внутренних войск и СОБРа МВД.

27 апреля в селе состоялось сразу два схода аксакалов, в одном из которых участвовали только старейшины-киргизы, а в другом - курды. Первый сход выдвинул акиму (главе) района Кубанычбеку Сыйданову ультиматум с требованием выселить все проживающие в селении 110 семей курдов, которые в свою очередь обратились к властям с просьбой быть объективными и не допустить, чтобы из-за одного человека пострадали все курды.

27 апреля начался массовый исход курдов из Петровки, большинство которых к вечеру покинуло село.

В ходе ликвидации беспорядков были задержаны 84 человека, которые были доставлены в приемник-распределитель Бишкека, в том числе 11 несовершеннолетних, позже переданных родителям. Несколько человек в ходе столкновений получили ножевые, а два - огнестрельные ранения.

В начале апреля 2010 г . на волне массовых акций протеста к власти в Киргизии пришло временное правительство во главе с Розой Отунбаевой.

19 мая в областном центре Киргизии городе Джалал-Абаде произошли столкновения на межэтнической почве между киргизами и узбеками , спровоцированные сторонниками прежней власти республики. По данным Минздрава Киргизии, в результате столкновений два человека погибли, за медицинской помощью обратился 71 человек.

Поздним вечером в Оше, где наряду с киргизами проживает много узбеков, произошла большая драка между молодежными группировками, которая переросла в массовые беспорядки. Крупная толпа собралась в центре Оша, возле гостиницы "Алай". Участники беспорядков жгли машины и громили магазины. Власти ввели чрезвычайное положение в городах Ош, Узген, а также Карасуйском, Араванском и Узгенском районах республики. В Ош введены войска.

По данным представителя пресс-центра Минздрава республики, число погибших в результате столкновений киргизов и узбеков в Ошской области Киргизии достигло 12 человек (данные на 11 июня). В больницы Ошской области обратились 126 раненых. Госпитализировано 94 человека, 10 человек находятся в тяжелом состоянии. Больше всего раненых - около 40 человек - обратилось в больницу села Кызыл-Кишлак Карасуйского района Ошской области.

Кровопролитные беспорядки на юге Киргизии обострили отношения между киргизами и узбеками как в Киргизии, так и в Узбекистане. Обеим сторонам необходима помощь, рассказывают наблюдатели из региона.

Вооруженный конфликт, прошедший в середине июня на юге Киргизии, значительно повысил напряжение между киргизами и узбеками, признают опрошенные Deutsche Welle эксперты.

Хатимджан Якубов, специалист по гражданским делам адвокатской конторы в Оше рассказывает о фактах нарушения прав узбеков со стороны правоохранительных органов. Он рассказывает случай из своей практики, когда узбека по имени Азиз остановили работники ГАИ и, оскорбляя задержанного, потребовали, чтобы он покинул Киргизию. Азиз, по словам Якубова, действительно вскоре уехал из страны. "Под следствием находится еще один человек, - рассказывает адвокат. - Мало того, что он был избит, искалечен сотрудниками правоохранительных органов, в тюрьме ему сказали, что если он не выплатит энную сумму, то завтра он на свободу не выйдет и вряд ли доживет до следующего месяца".

В Оше, по словам Якубова, большая часть населения до сих пор боится выходить на улицу. "В Джалал-Абаде, говорят уже немножко стабильнее. А у нас ходит где-то 2-3 процента населения, остальные сидят дома, у них завтра начнется кризис, у них закончатся деньги, они не знают, что делать дальше".

Необходима психологическая реабилитация

Помимо оказания гуманитарной помощи жизненно необходимо проводить психологическую работу с местным населением, считает Жанна Саралаева, президент Ассоциации "Женщины - лидеры Джалал-Абада". Как киргизы, так и узбеки, которые обращаются в ее кризисный центр, сообщали об имеющейся у них неприязни друг к другу. "Не знаю, может быть, дальше, если все наладится, я переборю свою ненависть и буду общаться с ними, но пока у меня нет такого желания", - вспоминает Саралаева слова одной киргизской девушки, приехавшей из города Ош.

Конфликт заставил очень многих покинуть юг Киргизии или готовиться к этому. По оценке Жанны Саралаевой, особенно активно уезжают именно представители узбекского населения. "Они не уверены, что в скором время все наладится, потому что на носу выборы, и они не доверяют властям, которые пришли сейчас. И в общем, они беспокоятся за свою безопасность".

Отсутствие интеграционной программы

Рост взаимной неприязни между узбеками и киргизами отмечает и Руслан Ташанов, координатор проекта по предупреждению этнических конфликтов Общественного фонда за международную толерантность в Оше. "В первую очередь, проблема заключается в том, что есть люди, которые потеряли своих близких и которые потеряли свои дома. Однозначно у них много отрицательных эмоций накопилось, соответственно, опасность составляет то, что они могут пойти на крайние меры, то есть месть. Нужно поработать с этими людьми".

Ташанов в интервью Deutsche Welle заявил, что неправильно считать, что в стране дискриминируются этнические меньшинства. В подтверждение своих слов он привел ряд цифр. "В Киргизии функционировало 2 узбекских университета, 135 школ с узбекским языком обучения, драматический театр, 3 телевизионных канала на юге Киргизии, 5 газет. Такие условия для узбеков не созданы ни в одном другом государстве", – отметил Ташанов. - В правоохранительной системе, милиции около 30 процентов личного состава, по крайней мере, в городе Ош были из числа людей узбекской национальности". Отметим, что ранее местные правозащитники неоднократно выражали озабоченность тем обстоятельством, что ошская милиция, по их данным, состоит преимущественно из представителей киргизской национальности.

Руслан Ташанов отметил, что немаловажным фактором в конфликте стало отсутствие государственной интеграционной программы в Киргизии. "В тех сообществах, где киргизы и узбеки жили смешанно, конфликта однозначно нет. Были те районы, где киргизы и узбеки совместно патрулировали свой квартал, очень много таких районов, даже в городе Оше, однозначно могу сказать, что 75 процентов населения не участвовало в конфликте".

" Моральный долг " правительства

Вероятность новой эскалации конфликта не стоит преуменьшать, полагает Фархад Толипов, независимый политолог из Ташкента. "Приученное к столкновениям местное население надолго это запомнит и не успокоится, понимая, что и в 90-м конфликт имел место, через 20 лет снова все повторилось. То есть, кто гарантирует, что это не повторится еще? - отметил Толипов. - Поэтому местное население будет долго сохранять тревогу по поводу возможности всяких столкновений".

Для предотвращения конфликта, подобного июньским столкновениям, в будущем Толипов предлагает созвать встречу на высшем уровне между Киргизией и Узбекистаном. "Мы должны прийти к одному общему представлению, дать одинаковые оценки этого события, это очень важно с политической точки зрения, чтобы показать, что между Киргизией и Узбекистаном не остается оснований для трений, взаимных подозрений, что мы продолжаем сотрудничать", - отметил политолог. Кроме того, Толипов считает, что необходимо разработать стратегический механизм мониторинга за ситуацией в регионе с привлечением экспертного сообщества, ученых и официальных лиц двух стран.

Смягчить настроения в Киргизии, по мнению Толипова, могли бы официальные извинения правительства страны за то, что оно не смогло гарантировать жизнь и права своих граждан. "Это просто моральный долг. Все равно необходимо международное объективное расследование, а не субъективные мнения. Но моральный аспект никто не исключал. Поэтому я и считаю, что руководство могло бы, проведя траур, спустив флаги, еще и принести свои извинения. Это даже было бы по-мусульмански".

архив

Контекст

Правозащитники называют ситуацию в Киргизии гуманитарной катастрофой

Число узбекских жителей, пытающихся покинуть зону конфликта на юге Киргизии, достигло 80 тысяч. Жертвами межэтнических столкновений стали 117 человек, около 1500 ранено. Правозащитники говорят о гуманитарной катастрофе. (14.06.2010)



Поделиться