Уголовно- исполнительное право. Уголовно исполнительное право лекции Исполнительное право краткий курс лекций

Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. Зубарев С.М.

4-е изд., испр. и доп. - М.: 2010. - 1 76 с.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Уголовно-исполнительное право».

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Формат: doc

Размер: 1,3 Мб

Скачать: yandex.disk

Оглавление
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
1. Нормативные правовые акты
2. Органы власти
3. Прочие сокращения
Тема 1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод
1.2. Принципы уголовно-исполнительного права
1.3. Наука уголовно-исполнительного права
1.4. Предмет и система курса
Тема 2. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тема 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.1. Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства
3.2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе
Тема 4. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
4.1. Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства
4.2. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства
4.3. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения
4.4. Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени
Тема 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
5.1. Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура
5.2. Содержание обязанностей и прав осужденных
Тема 6. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
6.1. Классификация уголовных наказаний и система органов и учреждений, их исполняющих
6.2. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации
6.3. Понятие и виды контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
Тема 7. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ И ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ
7.1. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания
7.2. Понятие исправления осужденных и его основные средства
Тема 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕСВЯЗАННЫХ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОСУЖДЕННОГО
8.1. Общая характеристика уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (альтернативных наказаний)
8.2. Исполнение наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
Тема 9. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
9.1. Правовое регулирование исполнения (отбывания) обязательных работ
9.2. Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ
Тема 10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
Тема 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА
11.1. Понятие и сущность ареста как вида уголовного наказания. Порядок и условия его исполнения (отбывания)
11.2. Особенности исполнения ареста в отношении военнослужащих
Тема 12. ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
12.1. Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе
12.2. Исполнение (отбывание) наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
Тема 13. РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
13.1. Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность
13.2. Содержание режима в исправительных учреждениях
13.3. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
Тема 14. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
14.1. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы
14.2. Условия труда осужденных к лишению свободы и его оплата
14.3. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы
Тема 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
15.1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы
15.2. Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным к лишению свободы
Тема 16. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ И УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНЫХ ВИДОВ
16.1. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных в исправительных учреждениях
16.2. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов
Тема 17. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ
Тема 18. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫМИ
18.1. Понятие и виды освобождения от отбывания наказания
18.2. Контроль за поведением условно осужденных
Тема 19. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
ЛИТЕРАТУРА. .

Принципы уголовно-исполнительного права. Полномочия Российской Федерации и ее субъектов в принятии норм, регулирующих исполнение уголовных наказаний. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: его действие в пространстве, во времени и по кругу лиц Уголовно-исполнительное право, как и другие отрасли права имеет в своей основе руководящие положения-принципы, которые опреде- ляют его сущность и особенности, характеризующие уголовно-испол- нительное право как отрасль права. Принципы уголовно-исполнительного права находят свое выра- жение в различных формах. Отдельные принципы непосредственно сформированы в определенной норме и одновременно пронизывают содержание других норм. Другие принципы, не будут закреплены в какой-либо одной норме, выражаются в содержании целой группы норм в форме пронизывающей их основной идеи.

Инфо

Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания и злостное уклонение от их отбывания Принудительные работы Сущность наказания в виде принудительных работ Организация исполнения наказания в виде принудительных работ Работа администрации исправительного центра с осужденными. Ответственность осужденных за ненадлежащее отбывание наказанияЛекция 11.


ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Общая характеристика наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения по военной службе Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части Исполнение уголовного наказания в виде ареста в отношении военнослужащихЛекция 12.

Краткий курс лекций по дисциплине«уголовно-исполнительное право»

Внимание

Особенности исполнения ареста в отношении военнослужащих

  • Тема 12. ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
  • 12.1.

Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе
  • 12.2. Исполнение (отбывание) наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
  • Тема 13.

  • РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  • 13.1. Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность
  • 13.2.

    Важно


    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
  • 14.1. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы
  • 14.2.
  • Дипломные работы на заказ

    Автор/создатель: Коновалова И.А. Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют. МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА Кафедра уголовно-правовых дисциплин И.
    А. Коновалова УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Конспект лекций МОСКВА 2004 1 Автор: Коновалова И.А., кандидат юридических наук, доцент Рецензенты – Николаева Ю.В., кандидат юридических наук, доцент Арендаренко А.В., кандидат юридических наук, доцент Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций / Коновалова И.А. – М.: МИЭМП, 2004. — 43 с.

    Уголовно-исполнительное право: конспект лекций

    В Вашем браузере отключён или не поддерживается JavaScript, функциональность ресурса ограничена! Единое окно доступа к образовательным ресурсам / Федеральный портал / Федеральный центр ЭОР / Единая коллекция ЦОР Обратите внимание

    • Абитуриенту
    • Общее образование
    • Профессиональное образование

    Голосов: 4 Конспект лекций позволяет студентам юридического факультета усвоить основные положения теории уголовно-исполнительного права, сформировать системное представление о социальном назначении и содержании дисциплины для создания необходимой предпосылки правильного применения его норм в практической деятельности.

    Соответствующая часть отрасли называлась пенитенциарным правом (пенитенциарную - «тюремную»).

    • С середины 30х гг. акцент исполнения уголовных наказаний был сделан на трудовое воздействие, что позволило закрепить за соответствующей частью УП название Исправительно-трудового права. До начала 50х гг. исследований в этой области практически не проводилось.
    • В 1957 г.

      учёные Б. С. Утевский и Л. С. Галесник предложили считать Исполнительно-трудовое право самостоятельной отраслью права. Однако у такого подхода были противники: С. С. Алексеев полагал, что часть норм Исправительно-трудового права относится к Уголовно-процессуальному, а часть - к Трудовому праву; М.
      Д. Шаргородский и А. А. Пионковски продолжали считать его подотраслью УП. К 70 м г-м идея рассмотрения УИП как самостоятельной отрасли была поддержана большинством учёных.

    • С 80х-начала 90х гг.
      ХХв.
  • 4. Предмет и система уголовно-исполнительного права.
  • 5. Наука Российского уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, задачи.
  • 1. История становления и развития пенитенциарного законодательст­ва в России до 1917 года.
  • 2. Этапы становления и развития советского исправительно-трудово­го законодательства.
  • 3. Кодификация уголовно-исполнительного законодательства. Первый Российский Исправительно-трудовой кодекс i924 г., его общая характе­ристика и значение.
  • 4. Исправительно-трудовой кодекс Российской Федерации 1933г., его общая характеристика, значение и особенности.
  • 1. Понятие уголовно-исполнительного законодательства и его источ­ники.
  • 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодатель­ства Российской Федерации.
  • 3.Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты.
  • 4. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного законодатель­ства.
  • 5. Понятие, содержание, виды и структура норм уголовно-исполни­тельного законодательства.
  • 6. Действие уголовно-исполнительного законодательства в простран­стве и во времени.
  • 7. Действие уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих.
  • 1. Понятие и содержание правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания.
  • 3. Основные права осужденных, отбывающих наказание.
  • 4. Международные правовые акты о правах осужденных к уголовным наказаниям.
  • Лекция 5 - 13. Российские учреждения и органы, исполняющие наказания и их правовое положение.
  • 2. Персонал учреждений и органов исполняющих наказания.
  • 3. Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 2. Понятие и содержание процесса применения к осужденным средств исправления.
  • 3. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным средств исправления.
  • 1. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.
  • 2. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы.
  • 2.1. Виды исправительных учреждений и контингент осужденных в них.
  • 2.2. Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях.
  • 2.3. Прием и перемещение осужденных к лишению свободы.
  • 2.4. Правила поведения, распорядок дня и проверка осужденных к лишению свободы.
  • 2.5. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях.
  • 2.6 Условия содержания осужденных в исправительных учреждениях.
  • 2.7. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы.
  • 2.8. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы.
  • 2.9 Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы.
  • 2.10 Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы.
  • 9.11 Самодеятельные организации осужденных к лишению свобод.
  • 9.12 Общее образование осужденных к лишению свободы.
  • 9.13 Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы.
  • 9.14 Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы.
  • 9.15 Условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере.
  • 3. Порядок и условия содержания осужденных в исправительных учреждениях разных видов.
  • 3.1 Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях.
  • 3.2 Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима.
  • 3.3. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима
  • 3.4 Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима.
  • 3.5. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы
  • 3.6 Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах
  • Тема 8-13. Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих.
  • 1. Понятие, виды и основания назначения наказаний осужденным во­еннослужащим.
  • Порядок и условия исполнения наказания в виде содержания в дис­циплинарной воинской части.
  • Тема 9-13. Порядок освобождения от наказания, помощь освобождённым осужденным, и контроль за ними.
  • Тема 12.Международные аспекты исполнения уголовных наказаний.
  • Концепция развития уголовно-исполнительной системы российской федерации до 2020 года
  • Курс лекций по Уголовно-исполнительному праву (2012-2013 гг.) (бакалавры).

    Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права.

    1. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение.

    2. Понятие уголовно-исполнительного права и его связь с уголовно-исполнительной политикой государства.

    3. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного права.

    4. Предмет и система уголовно-исполнительного права.

    5. Наука Российского уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, задачи.

    Литература и нормативно-правовые акты к теме 1. см. УМП УИП РФ. Воронеж, 2007. Сост. Маслов, Ретюнских, Кошкин.

    1. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение.

    Исполнение уголовных наказаний - фундаментальная современная социально-правовая проблема, имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение.

    Уголовно-исполнительная деятельность - это конечный этап, правоприменения, подводящий итог всему функционированию уголовной юстиции. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социально необходимых, оправданных задач, включу «санитарную» функцию. Недаром в старину говорили: «Худое дело тюрьма, а без неё нельзя».

    Уголовно-исполнительное законодательство являются общепризнанным и реально действующим средством воздействия на преступность.

    Прежде чем говорить об уголовно-исполнительном праве, мы должны отметить, что оно является частью государственной политики в определённой сфере деятельности.

    Единство и взаимосвязь отраслей законодательства основаны на соответствующих политических воззрениях, господствующих идеях и установках в этой области.

    Нас интересует не вся, а часть государственной политики, направление, которое принято называть социальным.

    П од социальной политикой принято понимать принципы, стра­тегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и го­сударственно-властные структуры, его представляющие.

    Полити­ка государства в рассматриваемой сфере многопланова.

    Ее мож­но условно разделить на политику:

    В сфере профилактики пре­ступности;

    Уголовную (уголовно-правовую) политику,

    Полити­ку в сфере исполнения наказаний (т. е. уголовно-исполнительную).

    Все направления политики тесно связаны между собой.

    Лидирующая роль принадлежит уголовно-правовой политики.

    Политика в области исполнения наказаний имеет более узкое, специальное, но не менее важное содержание.

    Реализуется уголовно-исполнительная политика в директивно-установочных документах, уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве и правоприменительной практике.

    Уголовно-исполнительная политика определяет: цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению: 1) исполнения наказания; 2) исправлению осужденных; 3) предупреждению новых преступлений , как осужденными, так и другими лицами.

    Все схемы приводятся по пособию А.В. Бриллиантова, С.И. Курганова Уголовно-исполнительное право 2007г.

    Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказания являются:

    Президент – Федеральное собрание .

    Субъектами реализации политики выступают: Правительство, Центральный и территориальные органы УИС, органы управления военной УИС, Учреждения и органы, исполняющие наказания , федеральные субъектов и местные органы власти и управления.

    Уголовно-исполнительная политика динамична, она постоянно корректируется. Пример тому - 8 декабря 2003 г. в УК РФ внесены изменения в 261 статью, соответственно порядка 65 статей УИК РФ также подверглись изменениям. Другой пример: в последние годы Россия пытается корректировать карательную политику, которая, как известно реально привела нас к плачевному состоянию. Уже к 2004 году каждый третий взрослый мужчина имел клеймо судимости лично сам или через своих ближайших родственников. Численность тюремного населения в УИС РФ превысила уровень этого контингента в бывшем СССР.

    По численности заключённых на 100 тыс. человек Россия занимает 8-е место в мире (около - 500), к примеру, в Финляндии этот показатель равен 50 чел. Отсюда в России были бесконечные амнистии, хотя наш порог понимания социальной опасности отличен и от европейского и от американского.

    Важнейшим проявлением уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право.

    "

    С. М. Зубарев

    Уголовно-исполнительное право

    Конспект лекций

    4-е издание, исправленное и дополненное

    Зубарев Сергей Михайлович – заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Московского нового юридического института, доктор юридических наук, доцент

    ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

    1. Нормативные правовые акты

    Конституция РФ – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

    ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

    ИТК РСФСР – Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г., 1933 г., 1970 г. Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР от 18 декабря 1970 г. утратил силу с 1 июля 1997 г.

    КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

    УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ

    УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

    2. Органы власти

    ГУИН – Главное управление исполнения наказаний

    МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации

    МВД СССР – Министерство внутренних дел СССР

    Минздравсоцразвития России – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

    Минобороны России – Министерство обороны Российской Федерации

    Минобрнауки России – Министерство образования и науки Российской Федерации

    Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации

    Минэкономразвития России – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

    Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации

    ФСИН России Федеральная служба исполнения наказаний

    3. Прочие сокращения

    гл. – глава(-ы)

    МРОТ минимальный размер оплаты труда

    ООН – Организация Объединенных Наций

    разд. – раздел(-ы)

    рис. – рисунок

    РКЦ – расчетно-кассовый центр

    РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

    РФ – Российская Федерация

    СИЗО – следственный изолятор

    СССР – Союз Советских Социалистических Республик

    ст. – статья(-и)

    табл. – таблица

    УИС – уголовно-исполнительная система

    ч. – часть(-и)

    Тема 1. ПОНЯТИЕУГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

    1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод

    В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства находится политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения определенных социально-полезных целей.

    Уголовно-исполнительная политика это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

    Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний определяются Конституцией РФ, положениями международных правовых актов об обращении с осужденными. Стратегической линией современной уголовно-исполнительной политики является гуманизация исполнения уголовных наказаний, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

    Основные задачи уголовно-исполнительной политики:

    1) определение целей, принципов и общих положений исполнения всех видов уголовных наказаний, отдельных мер уголовно-правового воздействия и применения мер исправительного воздействия;

    2) установление системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;

    3) обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;

    4) определение системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, порядка и условий их функционирования, осуществления контроля за их деятельностью;

    5) определение основных средств исправления и мер по социальной адаптации осужденных;

    6) разработка мероприятий по совершенствованию деятельности и прогнозированию развития учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с учетом изменений, происходящих в обществе и государстве.

    Совокупность перечисленных задач определяет содержание уголовно-исполнительной политики.

    Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является нормативно-правовая – отражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах. Данная форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

    Нормативно-правовая форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний является преобладающей и охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

    Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

    Самостоятельность данной отрасли права определяется наличием собственного предмета правового регулирования и соответствующего ему метода правового регулирования, а также обособленной системы норм.

    Предметом уголовно-исполнительного права (рис. 1) являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения).

    Рис. 1. Предмет уголовно-исполнительного права

    В связи с тем что само уголовное наказание представляет собой наиболее жесткую форму государственного принуждения, главным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения. Вместе с тем это не исключает использование в процессе регулирования общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) уголовных наказаний диапозитивного метода, основанного на дозволениях, равноправии сторон, позволяющего субъектам самостоятельно осуществлять выбор поведения. Например, осужденный и иные лица имеют возможность обратиться в суд с жалобой на действия администрации учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания.

    Самостоятельность рассматриваемой отрасли права определяется и наличием системы норм, закрепленных в УИК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах (подробнее см. тему 2).

    Уголовно-исполнительное право имеет тесную взаимосвязь с другими отраслями права и, в первую очередь, с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку все они объединены общей целью (борьбой с преступностью), едиными принципами и методами правового регулирования. Их нормы с разных позиций регулируют общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу назначения, исполнения (отбывания) и освобождения от уголовного наказания. Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие уголовно-исполнительного права практически со всеми другими отраслями системы российского права. Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных, с гражданским правом – в связи с осуществлением осужденными своих имущественных прав, с трудовым правом – регламентацией трудовой деятельности лиц, отбывающих уголовные наказания, с правом социального обеспеченияпенсионного обеспечения осужденных и др.

    Н. Ольшевская

    Уголовно-исполнительное право

    Тема 1. Уголовно-исполнительное право и система законодательства по исполнению уголовного наказания

    Уголовно-исполнительная политика

    Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных целей.

    Важное место в государственной политике Российской Федерации занимает борьба с преступностью. Выделяют уголовную, уголовно-исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности . Это разделение условно, так как отдельные направления политики могут как объединяться между собой, так и разъединяться. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой.

    Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Она базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными.

    Стратегия уголовно-исполнительной политики заключается в демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, привлечении общества в исправлении осужденных.

    Субъектами формирования политики в области исполнения наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

    Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов уголовно-исполнительной системы (Министерство юстиции РФ, департамент судебных приставов, учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания и др.). Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства.

    Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики. На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; достижения науки.

    Прежде всего, уголовно-исполнительная политика во многом зависит от нравственного состояния общества , от уровня его правового сознания. Если обостряются социальные отношения и ослабевают нравственные устои общества, то это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.

    Самое непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества .

    В экономически сильном государстве ставятся более высокие цели, стратегия становится фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры.

    Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности . Стабильный уровень преступности или ее снижение делают политику в данной сфере, как правило, более гуманной. Рост тяжких и прежде всего насильственных преступлений негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.

    Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК РФ), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах – постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение).

    Предмет и наука уголовно-исполнительного права

    (УИП) – это установленная государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики система норм, которая регулирует общественные отношения в процессе исполнения уголовных наказаний, устанавливает задачи, принципы, общие положения, порядок и условия отбывания наказаний, применение к осужденным основных средств исправительного и воспитательного воздействия. На сегодняшний день преобладает представление об уголовно-исполнительном праве как о самостоятельной отрасли, части системы права Российской Федерации.

    Наука уголовно-исполнительного права – это результат человеческой деятельности по систематизации и накоплению знаний об уголовно-исполнительном праве и его исполнении (проведении) в правоприменительной деятельности органов государственной власти исполняющих наказание.

    Основная задача науки уголовно-исполнительного права заключается в теоретическом обеспечении совершенствования исполнения наказаний.

    Уголовно-исполнительное право делят на Общую и Особенную часть.

    Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осужденных, систему уголовно-исполнительных органов и контроль за их деятельностью.

    Особенная часть определяет порядок и условия исполнения и отбывания конкретных видов наказаний, а также основания и порядок освобождения от наказания и контроль за освобожденными и условно-осужденными.

    Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний.

    Предмет УИП включает в себя политику государства в сфере исполнения уголовного наказания; структуру норм рассматриваемой отрасли права; систему законодательства и его источники; уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международно-правовые стандарты по обращению с осужденными и предупреждению преступности; практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.

    Деятельность уголовно-исполнительного права

    Уголовно-исполнительное право самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, принципы, направления, основные формы и средства реализации политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний.

    Уголовно-исполнительная деятельность – это конечный этап правоприменения. От ее эффективности зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социальных задач. Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.

    В современных условиях действия УК РФ и соответствующего ему УИК РФ произошло расширение предмета уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 2 УИК РФ расширение предмета уголовно-исполнительного права связывают со следующими формами регулирования общественных отношений:

    а) с исполнением всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ (принудительных мер медицинского и воспитательного характера), на основе установленных законодательством принципов, правил и порядка;

    б) с применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

    в) с регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

    г) с порядком участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений;

    д) с процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобождаемым лицам.

    Самостоятельность любой отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования отношений. В уголовно-исполнительном праве основным методом является императивный метод, предполагающий неравенство субъектов правоотношения.



    Поделиться