Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения. Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима» – это ______ науки о безопасности жизнедеятельности. Принцип существования внешних воздействий на человека

Тема 1: Объект, предмет, методология, теория и практика безопасности

1.Аксиомой науки о безопасности жизнедеятельности является выражение …

«Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима»

Решение:

Аксиомой науки о безопасности жизнедеятельности является выражение «Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени». Они существуют везде и всегда при использовании любых технических систем, включая простейшие (нож, спички, молоток, дверь и т. д.).

2.Аксиомой науки о безопасности жизнедеятельности является выражение …

«Материальный мир потенциально безопасен»

«Техногенные опасности действуют только в пространстве»

«Техногенные опасности не оказывают негативного воздействия одновременно на все объекты защиты»

Решение:

Аксиомой науки о безопасности жизнедеятельности является выражение «Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей». Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем, а также из-за ошибок обслуживающего персонала, наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем.

3.Принципом науки о безопасности жизнедеятельности является выражение …

«Человеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздействию со стороны какого-либо негативного фактора»

«Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей»

«Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени»

«Сокращение размеров рисков и опасных зон полезно»

Решение:

Принципом науки о безопасности жизнедеятельности является выражение «Человеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздействию со стороны какого-либо негативного фактора», или принцип существования внешних воздействий на человека. На человека постоянно воздействуют внешние, различные по уровням потоки веществ, энергий и информаций. Некоторые потоки способны причинять ущерб здоровью человека или угрожать гибелью.

Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима» – это ______ науки о безопасности жизнедеятельности.

Концепция

Решение:

«Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима» – это принцип науки о безопасности жизнедеятельности. Принцип отрицания абсолютной безопасности справедлив, поскольку на Земле всегда существуют естественные опасности, неизбежны антропогенные опасности и практически неустранимы полностью технические опасности. Опасности полностью устранить нельзя, их можно лишь минимизировать.

05.10.2013 8695 0

Цель урока. Систематизировать знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях, их влиянии на безопасность жизнедеятельности населения страны, о классификации чрез­вычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий. Сформировать понимание недостижимости абсолютной безопасности населения и возрастания роли каж­дого человека в обеспечении личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Изучаемые вопросы

1. Общие подходы по обеспечению жизнедеятельности че­ловека на Земле.

2. Ключевые понятия в области безопасности жизнедея­тельности.

3. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий.

Изложение учебного материала

1. Подчеркнуть, что в настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не умень­шается, а растет.

В последнее время в мире резко возросло отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций социального характера на безопасность жизнедеятельности человеческого общества. Речь идет прежде всего о войнах и военных конфликтах, междуна­родном терроризме и распространении наркомании.

Подчеркнуть, что человек на протяжении периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расши­рить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благо­получие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Результаты такой безрассудной дея­тельности человека налицо: растет количество различных чрез­вычайных ситуаций, деградирует окружающая природная сре­да. Все это отрицательно влияет на здоровье человека и на его благополучное существование на Земле. Некоторые ученые от­мечают, что началось самоуничтожение человека в результате его неразумной деятельности.

Не случайно обеспечением безопасности жизнедеятельно­сти человечества в будущем вплотную начало заниматься ми­ровое сообщество. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, на которой была принята Концепция устойчивого развития, являющаяся глобальной концепцией обеспечения безопасности человечества.

В Российской Федерации в 2000 г. была утверждена Кон­цепция национальной безопасности, которая определила систему взглядов на обеспечение безопасности личности, об­щества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности.

Тогда же были определены ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности и специальная терминология, характеризующая степень опасности.конкретного события и его возможные последствия.

2. Довести до учащихся ключевые понятия в области
безопасности жизнедеятельности:
безопасность, жизненно
важные интересы, угроза безопасности, обеспечение безопас­ности, обеспечение безопасности жизнедеятельности, нацио­нальная безопасность Российской Федерации, опасность,опасное явление, опасная ситуация, экстремальная ситуация,авария, катастрофа, стихийные бедствия, чрезвычайная ситуа­ция.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обста­новка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедея­тельность человека и приводит к жертвам среди людей.

3. Подчеркнуть, что, согласно Положению о классифика­ции чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера, чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распростра­нения и тяжести их последствий подразделяются на:

локальные;

местные;

территориальные;

региональные;

федеральные;

трансграничные.

Затем дать понятия и разъяснения перечисленных чрезвы­чайных ситуаций.

В заключение урока необходимо отметить, что абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты

В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвы­чайных ситуаций.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их мае штабов и отрицательных последствий для жизнедеятельности человека?

2. Какие ситуации относят к опасным и какие - к экстремальным?

3. Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и социального характера?

4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации по мас­штабу их распространения и тяжести их последствий?

5. Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?

Домашнее задание

Изучите § 2.1 учебника.

Выявление алкогольного опьянения пострадавшей: имеет значение для определения как наличия, так \ степени вины должностного лица, допустившего еп к работе. Уголовная ответственность должностного лиц; наступает лишь в том случае, если он знал или MOI знать о том, что работник находился в состоянии опья нения, и все же не отстранил его от работы.

Иногда медицинскому освидетельствованию на пред мет определения алкогольного опьянения подвергают^

Конечно, безошибочно выявить состояние алкогольного опьянения можно лишь через определенное время после употребления спиртного. Поэтому при проведении первых же следственных действий (как правило, осмотров) следователь в случае возникновения подобных сомнений должен немедленно направить пострадавшего и других лиц на медицинское освидетельствование или экспертизу.

Передавать управление или перевозить лиц, имеющих признаки болезненного состояния или алкогольного опьянения;

Управлять электрокаром в состоянии переутомления, недомогания или алкогольного опьянения.

Руководитель обязан не допускать и безоговорочно отстранять от любой работы лиц при переутомлении и болезни, а также находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

Рассмотрим последствия алкогольного опьянения. Согласно КЗоТ, ст. 33, предусматривается: перевод рабочего на нижеоплачиваемую работу сроком до трех месяцев или понижение ИТР в должности независимо от специальности и

Индивидуальные свойства человека в значительной степени влияют на исход поражения. Здоровые и физически крепкие люди легче перекосят воздействие электрического тока по сравнению со страдающими различными заболеваниями. Следует учитывать, что имеет значение не только физическое, но и психическое состояние пострадавшего в момент возникновения электротравмы. Лица, страдающие болезнями сердца, органов внутренней секреции, нервными заболеваниями, туберкулезом и т. п., а также находящиеся в состоянии переутомления, усталости, алкогольного опьянения, подвержены большей опасности поражения электротоком.

В заключении акта перечисляются прилагаемые к нему материалы расследования: заверенная копия акта формы Н-1, схема места несчастного-случая, письменные объяснения очевидцев и других лиц, справки о прохождении пострадавшим обучения, инструктирования, заключение судебно-медицинского эксперта или лечебного учреждения о причинах смерти (при смертельном исходе), о степени алкогольного опьянения, если пострадавший был-в нетрезвом состоянии, заключения других экспертных комиссий, необходимые справки и материалы, имеющие отношение к несчастному случаю.

В заключительной части акта дается перечень прилагаемых к нему материалов расследования: заверенная копия акта формы Н-1, схема места несчастного случая, письменные объяснения очевидцев и других лиц, справки о прохождении пострадавшим обучения, инструктирования, заключение судебно-медицинского эксперта или лечебного учреждения о причинах смерти (при смертельном исходе), о степени алкогольного опьянения, если пострадавший был в нетрезвом виде, заключения других экспертных комиссий и иные справки и материалы, имеющие отношение к несчастному случаю, перечисленные в п. 3.11 Инструкции.
При принятии решений следует иметь в виду, что для ряда источников невозможно достичь уровня «нулевой» опасности. На рис. 4.30 кривая 7 соответствует случаю, когда можно достичь абсолютной безопасности, или нулевой опасности. В этом случае при расходах на защиту при необходимом конечном значении Х= АО риск R становится равным нулю. Кривая 2 соответствует случаю, когда достичь абсолютной безопасности принципиально невозможно. Такое поведение эффективности затрат на защиту характерно, например для радиационно опасных производств, транспорта, промышленных предприятий. Если придерживаться принципа абсолютной безопасности, то необходимо применить все меры защиты, которые практически можно осуществить. Однако при этом помимо прямого риска R^, создаваемого данной технологией, и на уменьшение которого направлены усилия (меры безопасности), существует еще и косвенный риск А». Он обусловлен, например строительными работами, изготовлением оборудования и материалов для защитных сооружений, их эксплуатацией и т. д. С ростом расходов X на безопасность риск Лщ, уменьшается, а риск RKC растет. Уменьшается также эффективность затрат на защиту. Начиная с некоторого уровня этих расходов, при дальнейшем росте X будет происходить возрастание полного риска Д, = Rnp + RKC. Поэтому при наличии источников, которые не позволяют достичь уровня нулевой опасности, следует принимать вариант решения с оптимизацией риска.

Измерения отчетный месяц ти труда на единицу абсолютной безопасности труда, %

До девяностых годов этот подход базировался на концепции «абсолютной безопасности» техники. Однако сегодня из-за беспрецедентного усложнения производства и появления принципиально новых технологий такая концепция («От техники безопасности - к безопасной технике!») оказалась неадекватной внутренним законам техносферы. Эти законы имеют вероятностный характер, и нулевая вероятность отказа техники, ведущего к травме или аварии, практически недостижима, а если и достижима, то лишь в результате больших, часто непомерных и не оправданных для общества финансовых затрат. Поэтому, например, в Голландии и все чаще в других странах начинают на государственном уровне просчитывать приемлемый риск отказа технической или экологической системы, риск гибели человека. Возникла теория приемлемого риска, к которой мы не раз будем обращаться, рассматривая методы и средства обеспечения безопасности труда в машиностроении.

Если трудовая деятельность человека сопровождается повышенной напряженностью, вызывающей превышение установленных наукой оптимальных характеристик нагрузки, возникает вероятность нарушения «исполнительной части» трудового действия, что увеличивает риск опасности. Как известно, современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности деятельности (см. «Введение») и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой заключается в стремлении к такой малой опасности, которую приемлет общество в данный период времени.

уровень риска колеблется около 0,05% в год. Этот уровень в первом приближении можно назвать социально приемлемым уровнем риска смерти . Как указывалось выше, диапазон риска составляет 0,01-1%, т. е. наблюдается 100-кратное колебание. Этот диапазон интересен тем, что он дает возможность ввести градацию уровней риска ЭМИ для населения (0,01%) и работающих с источниками ЭМИ (0,1% для переносимой дозы и 1% для дозы оправданного риска). Это соответствует рекомендациям МКРЗ для ионизирующих излучений, которая предлагает выделять только две категории: работающих с источниками и население. В последнем случае уровни доз должны быть в 10 раз ниже, чем у персонала, работающего с источниками ЭМИ. Снижение уровня риска при определении нормативов неизбежно приведет к увеличению экономических затрат. Возникает проблема затраты -польза. Гипотетически может создаться такая ситуация, когда дальнейшее снижение вреда от облучения окажется экономически и социально менее выгодным. Иными словами, можно получить неадекватную выгоду от снижения нормативов по сравнению с экономическими затратами на обеспечение защиты и другие мероприятия: медицинские и социальные. Развитие такого подхода применительно к ионизирующему излучению сделано МКРЗ в докладе N° 23. Применение дифференциального анализа затраты-польза позволяет сделать заключение о полной несостоятельности и социальной неприемлемости идеологии абсолютной безопасности.

Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности.

Традиционная техника безопасности базируется на категорическом императиве - обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как показывает практика, такая концепция неадекватна законам техносферы. Требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей, потому что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно.

кривая / соответствует случаю, когда можно достичь абсолютной безопасности, или нулевой опасности. В этом случае при расходах на защиту при необходимом конечном значении Х=Х0 риск R становится равным нулю. Кривая 2 соответствует случаю, когда достичь абсолютной безопасности принципиально Рис. 5.30 Вариант изображения поля юорисков невозможно. Такое поведе-

ние эффективности затрат на защиту характерно, например, для радиационно опасных производств, транспорта, промышленных предприятий. Если придерживаться принципа абсолютной безопасности, то необходимо применить все меры защиты, которые практически можно осуществить. Однако при этом помимо прямого риска Д,р, создаваемого данной технологией, и на уменьшение которого направлены усилия (меры безопасности), существует еще и косвенный

абсолютной безопасности, исходящая из детерминированного ха-

Длительный опыт человечества свидетельствует: ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности для человека или других живых компонентов природной среды. Иначе говоря, любая деятельность потенциально опасна. Какие бы причины (внешние или внутренние) не лежали в основе возникновения чрезвычайных ситуаций, последние всегда негативно воздействуют на природу и человека (рис. 1).

Главная > Урок

Общие подходы по обеспечению жизнедеятельности че-ловека на Земле. Ключевые понятия в области безопасности жизнедея-тельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий. Изложение учебного материала 1. Подчеркнуть, что в настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не умень-шается, а растет. В последнее время в мире резко возросло отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций социального характера на безопасность жизнедеятельности человеческого общества. Речь идет прежде всего о войнах и военных конфликтах, междуна-родном терроризме и распространении наркомании. Подчеркнуть, что человек на протяжении периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расши-рить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благо-получие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Результаты такой безрассудной дея-тельности человека налицо: растет количество различных чрез-вычайных ситуаций, деградирует окружающая природная сре-да. Все это отрицательно влияет на здоровье человека и на его благополучное существование на Земле. Некоторые ученые от-мечают, что началось самоуничтожение человека в результате его неразумной деятельности. Не случайно обеспечением безопасности жизнедеятельно-сти человечества в будущем вплотную начало заниматься ми-ровое сообщество. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, на которой была принята Концепция устойчивого развития, являющаяся глобальной концепцией обеспечения безопасности человечества. В Российской Федерации в 2000 г. была утверждена Кон-цепция национальной безопасности, которая определила систему взглядов на обеспечение безопасности личности, об-щества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности. Тогда же были определены ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности и специальная терминология, характеризующая степень опасности.конкретного события и его возможные последствия. 2. Довести до учащихся ключевые понятия в области
безопасности жизнедеятельности:
безопасность, жизненно
важные интересы, угроза безопасности, обеспечение безопас-ности, обеспечение безопасности жизнедеятельности, нацио-нальная безопасность Российской Федерации, опасность,опасное явление, опасная ситуация, экстремальная ситуация,авария, катастрофа, стихийные бедствия, чрезвычайная ситуа-ция. Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обста-новка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедея-тельность человека и приводит к жертвам среди людей. 3. Подчеркнуть, что, согласно Положению о классифика-ции чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак-тера, чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распростра-нения и тяжести их последствий подразделяются на:

    локальные; местные; территориальные; региональные; федеральные; трансграничные.
Затем дать понятия и разъяснения перечисленных чрезвы-чайных ситуаций. В заключение урока необходимо отметить, что абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвы-чайных ситуаций. Контрольные вопросы
    В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их мае штабов и отрицательных последствий для жизнедеятельности человека? Какие ситуации относят к опасным и какие - к экстремальным? Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и социального характера? Как классифицируются чрезвычайные ситуации по мас-штабу их распространения и тяжести их последствий? Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?
Домашнее задание Изучите § 2.1 учебника. Урок 5. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия Цель урока. Систематизировать знания учащихся о наибо-лее характерных опасных природных явлениях и чрезвычайных ситуациях природного происхождения, возникающих на терри-тории нашей страны. Повторить основные причины возникно-вения чрезвычайных ситуаций природного характера и их воз-можные последствия. Напомнить о необходимости знать местные признаки приближения опасного природного явления. Изучаемые вопросы
    Причины возникновения чрезвычайных ситуаций при-родного характера и их возможные последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природ-ного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Изложение учебного материала 1. Напомнить учащимся о том, что возникновение чрезвы-чайных ситуаций природного характера связано с различными природными явлениями, происходящими в оболочках Земли (литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере). Статистика Количество стихийных бедствий в мире удваивается каждые десять лет. В период с 1950 по 2000 г. количество катастрофи-ческих стихийных бедствий в мире возросло в 6 раз. Стихийные бедствия унесли в XX в. 11 млн человеческих жизней. Ежегодно число пострадавших от стихийных бедствий уве-личивается в среднем на 6%. Число пострадавших от природных и техногенных катаст-роф за последнее десятилетие превышает 2,5 млрд человек. По данным Международного комитета Красного Креста 2. Напомнить учащимся, что на территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более 30 видовопасных природных явлений. Наиболее разрушительными из них являются землетрясения, цунами, наводнения, оползни и обвалы, лесные пожары, снежные лавины, ураганы, штормо-вые ветры, смерчи, сильные заморозки, различные мерзлотные явления. Далее целесообразно остановиться на самых характерных природных явлениях: землетрясениях, цунами, наводнениях, лесных пожарах. 3. Отметить, что с точки зрения проведения профилакти-ческих мероприятий опасные природные процессы как источ-ники чрезвычайных ситуаций трудно прогнозируются. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход природных процессов, а также не всегда может своевременно определить возникновение опасного природного явления. И все-таки в местах проживания человек лучше знает местные признаки приближения опасного природного явления и способен максимально подготовиться к нему. Необходимо:
    внимательно относиться к информации местных органов ГОЧС, предупреждающих о возможном стихийном бедствии; следить за изменениями местных признаков, которые го-ворят о приближении опасного природного явления; быть в постоянной готовности принять экстренные меры по обеспечению личной безопасности и безопасности окружаю-щих.
В заключение урока необходимо подчеркнуть, что, по про-гнозам ученых, в ближайшие годы количество стихийных бед-ствий будет расти. В начале XXI в. в связи с общими тенденциями изменения климата отмечается потепление почти на всей территорий Рос-сии. Наиболее четко этот процесс прослеживается в азиатском секторе России, где повышается опасность засух и пожаров в лесных массивах. Увеличивается опасность учащения в зимнее время периодов с крайне низкой температурой (ниже -30 °С). Мероприятия, проводимые государством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, будут эффективными, если каждый человек владеет комплексом мероприятий по обеспечению личной безопасности в чрезвычайной ситуации. Контрольные вопросы
    С чем связано возникновение различных опасных чрезвычайных ситуаций природного характера? Можно ли с высокой точностью предвидеть возникнове ние опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера Каким комплексом личных мероприятий для обеспечения безопасности необходимо владеть человеку, проживающему в местах, наиболее подверженных опасным природным явлениям? В каком регионе Российской Федерации произошли 90-е гг. два самых крупных землетрясения? В каких регионах нашей страны чаще всего происходят наводнения?
Домашнее задание Изучите § 2.2 учебника. Урок 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия Цель урока. Сформировать у учащихся более полное пред-ставление о факторах опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны, обратив внимание на источники техногенных опасностей, основные причины их возникновения. Сформировать убеждение, что повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности всего населения страны - это приоритетный путь повышения уровня безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства. Изучаемые вопросы
    Факторы опасности техносферы для безопасности жиз-недеятельности населения страны. Основные источники возникновения чрезвычайных си-туаций техногенного характера. Основные причины и последствия чрезвычайных ситуа-ций техногенного характера.
Изложение учебного материала 1. Напомнить учащимся, что с развитием техносферы воз-никли техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Причиной большинства тех-ногенных аварий и катастроф является человеческий фактор. Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, взрыво- и пожароопасных произ-водств и технологий. В мире наблюдается устойчивая тенденция значительного роста числа техногенных чрезвычайных ситуаций: они состав-ляют примерно 75-80% от общего числа чрезвычайных ситуа-ций. Пожары, взрывы, транспортные аварии и катастрофы, вы-бросы в окружающую природную среду отравляющих веществ стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Аналогичная картина характерна и для России, что создает угрозу ее национальной безопасности.
    Повторить основные опасные объекты экономики, на которых аварии могут привести к возникновению чрезвычай-ной ситуации техногенного характера: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, взрыво- и пожаро-опасные объекты, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства. Подчеркнуть, что анализ опасностей техногенного ха-рактера и их причин, проведенный специалистами МЧС Рос-сии, позволяет сделать вывод, что основным источником тех-ногенных опасностей, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.
Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:
    ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, оказывающих воздействие на окружающую природную среду; снижением надежности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью произ-водственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологии производства, трудовой дисциплины, низком уровне профессиональной подготовки.
Вот последствия такой деятельности. По данным МЧС России, в 2004 г. в стране произошла 951 чрезвычайная ситуация, в том числе 686 техногенного ха-рактера. В бедствиях и катастрофах погибли 2077 человек, серьезно пострадали свыше 22 тыс. человек. Большой ущерб стране наносят пожары. В 2004 г. их про-изошло около 188 тыс., погибли 13,9 тыс. человек. Причинен-ный материальный ущерб превышает 84 млрд рублей. Основ-ной причиной пожаров (более 80% случаев) стал человеческий фактор (50% - неосторожное обращение с огнем, 30% - неис-правность электрооборудования и печного отопления плюс к этому бытовое пьянство и поджоги). В заключение урока необходимо подвести обучаемых к вы воду, что общая культура в области безопасности жизнедея тельности в нашей стране не в полной мере соответствует уров ню высокоцивилизованного государства. Не случайно 14 декабря 2004 г. на Всероссийском сборе ру-ководящего состава МЧС России министр МЧС России С. К. Шойгу отметил, что одной из приоритетных задач работы министерства «...остается формирование „культуры безопасности" жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности». Контрольные вопросы
    Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды? К каким последствиям могут привести аварии в техно-сфере для безопасности жизнедеятельности человека? Каковы основные источники возникновения техноген ных опасностей? Каковы основные причины возникновения аварий и ка тастроф в техносфере? В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?
Домашнее задание Изучите § 2.3 учебника. Урок 7. Военная угроза национальной безопасности России.
Международный терроризм - угроза национальной безопасности России
Цель урока. Познакомить учащихся с внешними, внутрен-ними и трансграничными угрозами национальной безопас-ности России в современном мире. Обоснованно показать учащимся возрастание роли Вооруженных сил России по обес-печению военной безопасности государства и укрепления Воо-руженных сил РФ. Познакомить учащихся с понятием террориз-ма как идеологией насилия и жестокости в отношении челове-ка. Обратить внимание на особенности террористической дея-тельности в России, показать влияние террористической деятельности на национальную безопасность России. Изучаемые вопросы
    Возрастание роли Вооруженных сил РФ для обеспече-ния национальной безопасности России в современном мире. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной безо-пасности России. Терроризм как идеология насилия. Особенности террористической деятельности в России. Международный терроризм - угроза национальной безо-пасности России.
Изложение учебного материала 1. Отметить, что в начале нового столетия обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира. В настоящее время Российские Вооруженные силы приобретают геополитическое значение. В связи с этим особое значение имеет организация обороны государства - Российской Федерации. Учащимся нужно дать определение обороны государства. Она организуется и осуще-ствляется в соответствии с Конституцией Российской Федера-ции и федеральными конституционными законами. В целях обороны в стране устанавливается воинская обязанность граж-дан и создаются Вооруженные силы Российской Федерации. Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, потребовал переоценки перспектив военного строительства в России с учетом роли и места нашей страны в современном мире. В этой связи в стране планово про-водятся мероприятия по укреплению и оснащению современ-ным вооружением Вооруженных сил Российской Федерации. 2. Познакомить учащихся с основными внешними и внут-ренними угрозами национальной безопасности России. К основным внешним угрозам относятся:
    развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзни-ков; территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федера-ции; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных госу-дарств, а также на объекты и сооружения на государственной гра-нице РФ или на границах ее союзников; действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, подавление прав, свобод и законных инте-ресов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.
К основным внутренним угрозам относятся:
    попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государствен-ные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизне-обеспечения и информационной инфраструктуры;
    создание, оснащение, подготовка и функционирование не-законных вооруженных формирований; незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной пре-ступности, угрожающая политической стабильности в масшта-бах субъектов Российской Федерации; деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.
3. Познакомить учащихся с основными трансграничными угрозами национальной безопасности России. К основным трансграничным угрозам относятся:
    создание, оснащение, обеспечение и подготовка на терри-ториях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России; деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремист-ских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан; трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угро-жающих национальной безопасности России, ведение враждеб-ных по отношению к РФ информационных действий; деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны; угроза деятельности международных террористических ор-ганизаций; в настоящее время произошло сращивание внутрен-него и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового пора-жения.
В заключение урока сделать вывод, что Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности государства, а далее подчеркнуть, что Российская Федерация рассматривает возможность примене-ния военной силы для обеспечения своей национальной безо-пасности исходя из следующих принципов:
    применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отра-жения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными; применение военной силы внутри страны в строгом соот-ветствии с Конституцией и федеральными законами в случае
возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целост-ности страны, а также угрозы насильственного изменения кон-ституционного строя. 4. Довести до учащихся понятие терроризма по тексту Фе-дерального закона «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ). Далее подчеркнуть, что терроризм - это опаснейшее пре-ступление против человечества, крайняя форма проявления на-силия и жестокости в отношении людей или организаций, а также уничтожение имущества и других материальных ценно-стей, действия, создающие опасность гибели людей либо при-чинения значительного имущественного ущерба. Терроризм относится к числу общечеловеческих проблем и яв-ляется самой распространенной, фанатически жестокой, трудно-предсказуемой чрезвычайной ситуацией социального характера.

Человечество в процессе развития цивилизации постоянно сталкивается с различными опасными явлениями и ситуациями. Наши далекие предки постоянно испытывали на себе влияние природных явлений. Наводнения, землетрясения, извержения вулканов, бури и ураганы, природные пожары, низкая или высокая температура воздуха, ливни, грозы, град, лавины, обвалы и другие стихийные бедствия приводили к гибели людей и уничтожению материальных ценностей.

В дальнейшем цивилизация развивалась по пути создания техники и машин, которые заменяли ручной труд человека, повышали производительность труда, благосостояние общества. Технический прогресс способствовал также развитию науки, культуры, делал жизнь человека более обеспеченной материальными благами, необходимыми для жизнедеятельности. Однако технический прогресс принес с собой на только благополучие для человека. С прогрессом возникли и техногенные опасности, связанные с авариями технических устройств.

Особое место в мире всегда занимали чрезвычайные ситуации социального характера: войны, терроризм, преступность, массовые беспорядки и др.

В настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, пси мнению ученых, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не уменьшается, а растет. Увеличивается экономический ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций, а также, к сожалению, и количество людей, гибнущих в различных чрезвычайных ситуациях.

В последнее время в мире резко возросло отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций социального характера на безопасность жизнедеятельности человеческого общества. Речь идет прежде всего о войнах и военных конфликтах, международном терроризме и распространении наркомании.

Человек на протяжении всего периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расширить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благополучие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Но он почти не думал о сохранении окружающей природной среды. Результаты такой безрассудной деятельности человека налицо: растет количество различных чрезвычайных ситуаций, увеличиваются их масштаб и отрицательные последствия, деградирует окружающая природная среда. Все это отрицательно влияет на здоровье человека и на его благополучное существование на планете Земля. Некоторые ученые отмечают, что началось самоуничтожение человека в результате его неразумной деятельности.

Не случайно обеспечением безопасности жизнедеятельности человечества в будущем на Земле вплотную начало заниматься мировое сообщество. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, на которой была принята Концепция устойчивого развития , являющаяся глобальной концепцией обеспечения безопасности человечества.

В Российской Федерации в 2009 г. была утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г., которая определила систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности.

Таким образом, были определены общая теоретическая база безопасности личности, общества и государства и условия обеспечения национальной безопасности России.

Коротко остановимся на основных ключевых понятиях в области безопасности жизнедеятельности и специальной терминологии, характеризующей степень опасности конкретного события и его возможные последствия.

Основные ключевые понятия
в области безопасности жизнедеятельности

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности . Безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности - сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье. Обеспечение безопасности жизнедеятельности 1 осуществляется в рамках общей системы безопасности, принятой в Российской Федерации.

Национальная безопасность Российской Федерации - безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве.

Опасность - свойство окружающей человека среды, состоящее в возможности при конкретных условиях создания негативных воздействий, способных привести к отрицательным последствиям для жизнедеятельности человека и определенному ущербу окружающей его среды.

Опасное явление - явление, приводящее к формированию вредных или поражающих факторов для населения, объектов техносферы и окружающей природной среды.

Опасная ситуация - стечение обстоятельств, которые при определенном развитии событий могут привести к несчастью.

Экстремальная ситуация - крайне необычная по сложности опасная ситуация, на грани несчастного случая.

Опасные и экстремальные ситуации - это своего рода предпосылки, которые при определенных условиях могут привести к несчастному случаю, но в экстремальной ситуации вероятность несчастного случая особенно велика.

Авария - опасное техногенное явление, происходящее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам. При авариях происходят повреждения и разрушения машин, механизмов, транспортных средств, зданий и сооружений, но без гибели людей.

Столкнулось несколько автомашин, но люди не пострадали - это авария. Рухнуло здание, в котором не было людей (еще не заселили или уже отселили), тоже авария. Таким образом, авария - это повреждения объектов и транспортных средств, при которых никто из людей не пострадал.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями (см.: Ожегов СИ. Словарь русского языка). Это может быть крупная авария, приведшая к гибели людей. Катастрофа представляет собой непредвиденную и неожиданную ситуацию, возникшую в результате природных явлений или деятельности человека и несущую угрозу для его жизни, следствием которой стала гибель одного человека или большой группы людей (например, землетрясение в Нефтегорске, Чернобыльская катастрофа, ураган «Катрина» в США и др.).

Стихийные 2 бедствия - катастрофические природные явления и процессы, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, нередко к человеческим жертвам. К стихийным бедствиям относятся наводнения, землетрясения, сели, оползни, снежные лавины, циклоны, смерчи, массовые лесные и торфяные пожары, извержения вулканов, а также эпидемии, эпизоотии, засухи, широкое распространение насекомых-вредителей, грызунов и др.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует стихийные бедствия как происшествия, влекущие за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб их здоровью, ухудшение работы служб здравоохранения в масштабах, требующих чрезвычайной помощи извне.

Можно сказать, что стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геологического, метеорологического, гидрологического или биологического происхождения крупных масштабов, при с которых возникают чрезвычайные ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности, разрушением и уничтожением материальных ценностей и приводящие к гибели людей. Стихийные бедствия могут приводить к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

Мощное землетрясение в Пакистане. Погибли десятки тысяч человек. 9 октября 2005 г., Исламбад

При стихийных бедствиях человек не в состоянии повлиять на ход развития событий, они зачастую происходят внезапно, и последствия их малопредсказуемы, так как зависят от мощности природного явления (землетрясения, наводнения, урагана), их вызвавшего. Единственно правильные действия населения в таких ситуациях заключаются в выполнении профилактических мероприятий, предусмотренных в регионе в случае возникновения стихийного бедствия, и умении правильно действовать и использовать рекомендации специалистов в соответствии с конкретной обстановкой.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 3 отмечено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.

Причиной чрезвычайной ситуации могут быть промышленные аварии и катастрофы, опасные природные явления и стихийные бедствия, а масштаб возможных последствий от этих происшествий определяет уровень чрезвычайной ситуации.

Согласно Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 4 чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распространения и тяжести их последствий подразделяются на:

  • локальные;
  • местные;
  • территориальные;
  • региональные;
  • федеральные;
  • трансграничные.

Локальная чрезвычайная ситуация - это такая ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории производственного или социального объекта.

Таким образом, понятие «локальная чрезвычайная ситуация» определяет минимальный масштаб, тяжесть и зону распространения последствий для жизнедеятельности человека от природного или техногенного опасного явления. Если от опасного явления пострадал хотя бы один человек и нанесен определенный материальный ущерб, а зона действия этого явления не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения, это локальная чрезвычайная ситуация. Для ликвидации последствий такой ЧС достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

Местная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Территориальная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Региональная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Федеральная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

Трансграничная чрезвычайная ситуация - это ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию нашей страны.

Внимание!

Абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты.

В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвычайных ситуаций.

Вопросы

  1. В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их масштабов и отрицательных последствий на жизнедеятельность человека?
  2. Какие ситуации относят к опасным и какие - к экстремальным?
  3. Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного. техногенного и социального характера? Назовите основные причины их возникновения.
  4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести их последствий?
  5. Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?

Задание

Подберите примеры имевших место в текущем году в регионе вашего проживания опасных или чрезвычайных ситуаций. Определите по масштабу их распространения и тяжести их последствий, к какому классу их можно отнести (локальные, местные и т. д.).

1 Жизнедеятельность - повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
2 Стихия - явление природы, проявляющееся как чудовищная, разрушительная сила.
3 Принят в 1994 г.
4 Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094.



Поделиться