Административные санкции за экологические проступки. Административные экологические правонарушения. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды

Макарова Анастасия Сергеевна,студент, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г.Оренбург[email protected]

Административная ответственность за экологические правонарушения

Аннотация.В данной статье определяется понятие административной ответственности, применяемой за экологические правонарушения. Раскрывается сущность административной ответственности и ее особенности. Приводятся классификации перечня административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования и виды наказания за данные правонарушения. А также выявляются основные функции административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства.Ключевые слова:административная ответственность, правонарушение, административное правонарушение, кодекс об административных правонарушениях, природоохранное законодательство.

В настоящее время добыча и переработка минерального сырья является основой Российской экономики. Научнотехнический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду приводят к обострению экологической ситуации в стране: загрязнение природной среды, истощение запасов природных ресурсов, ухудшение здоровья населения и т.д. В связи с этим одной из самых актуальных проблем является охрана окружающей природной среды.С каждым годом количество экологических правонарушений увеличивается. Экологические правонарушения приводят к неблагоприятным сдвигам в области охраны окружающей среды и природопользования.В законе не предусмотреноточногоопределение понятия экологического правонарушения. Ночаще всегоподадминистративнымэкологическим правонарушением принимаютлюбое противоправное, виновноедействие либо бездействие физического или юридического лица, не соответствующее экологоправовым нормам и за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность.Административная ответственность является многоаспектной и многогранной категорией административного права.Она требует наиболее глубокого и полного изучения, по многим причинам:Вопервых, административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, контролируемого административноправовыми нормами. Понимание юридической природы административной ответственности, способностьсопоставлять меры административной ответственности с другими типамиадминистративноправового принуждения является важнейшей задачей административного права, административноправовой науки и юридической практики.

Вовторых, правовые нормы, устанавливающие меры административной ответственности, составы административных правонарушений, порядок использованиямер административной ответственности, составляют обособленную часть административного права, называемую институтом административной ответственности. Познание института административной ответственности в равной мере необходимо при осуществлении государственного надзора в различных областях: сфере налогообложения, охраны окружающей среды, дорожной безопасностипожарной безопасности и т. д.

Втретьих, административная ответственность находит свое внешнее выражение в ходе производства по делам об административных правонарушениях, которое исполняется совместными действиямиорганов и должностных лиц исполнительнойвласти, местного самоуправления, судьями. Профессор А.Б.Агапов считает, что «административная ответственность представляет собой меры принудительного воздействия, применяемые к (физическому, юридическому) лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающие имущественные (неимущественные) права нарушителя либо устанавливающие его дополнительные обязанности»Профессор Д.М.Овсянко под административной ответственностью понимает «применение мер наказания за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами с целью оказать воспитательное воздействие на нарушителя и других лиц».Обобщив наиболее распространённые определения административной ответственности, еёможно определить как видюридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделённым соответствующими полномочиями,административного наказанияк физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение.Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».Административная ответственность характеризуется:вопервых, наличием собственной нормативноправовой основы, регулирующей разнообразные аспекты правоохранительной деятельности органовгосударственной власти и местного самоуправления;вовторых, носит всеобщий характер, то есть ее нормы и правила обязательны для всех лиц,как физических, так и юридических;втретьих, назначается только за административные проступки.Основополагающими принципами административной ответственности являются:1)принцип законности;2)принцип неотвратимости ответственности;3)принцип индивидуализации ответственности;4)принцип справедливости;5)принцип презумпции невиновности (состоит в том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом обадминистративных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлениемсудьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.)6)принцип целесообразности(предполагает соответствие избираемой меры административноправового воздействия целям административной ответственности)7)принцип гуманизма (состоит в том, что мера наказания не должна унижать человеческое достоинство, его честь и другие естественные права и свободы человека)Административная ответственность в сфере экологических правонарушений наступает только за совершение деяния, содержащий конкретный состав административногопроступка. В отличие от других видов юридической ответственности имеетнадведомственный характер.Особенность административной ответственности в области природопользования и защиты окружающей среды состоит в следующем:предметомсостава экологического правонарушения считается совокупность общественных отношений складывающихся в сфере применения и охраны недр, земель, вод, лесов, атмосферного воздуха, а также животного и растительного мира;наступает только за конкретные правонарушения, определенные в законодательстве в качестве административных;административная ответственность за экологические правонарушения предусматриваетпредупреждение, назначение административного штрафа, конфискацию орудия совершения административного правонарушения, административный арест, административное приостановление деятельности, изъятие лицензии на использование ресурсов, возмещение нанесенного вреда природной среде, и административное выдворение для иностранных граждан и лиц без гражданства;кадминистративной ответственности привлекаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, лица без гражданства, а также должностные и юридические лица;применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица;согласно статье 3.2 КоАП РФ могут быть применены только предусмотренные законом взыскания, но статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от них при малозначительности проступка.Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождаетвиновное лицоот обязанности возмещения причиненного экологического ущерба (вреда). Это объясняется тем, что хоть штраф и носит материальный характер и является мерой наказания, а не возмещение вреда: соответствующая сумма штрафа идет не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законом в бюджет или специальные счета экологических фондов.Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати МРОТ(минимальный размер оплаты труда); на должностные лица от 3 до 200 МРОТ; на юридические лица от 100МРОТ.В гл. 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» включается ряд статей, предусматривающих административную ответственность за экологические правонарушения. Перечень административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования можно условно классифицировать по различным критериям.По видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб,их делят на следующие группы:1)в сфере экологической информации (ст.8.1,8.4,8.5,8.40);2)охрана земель (ст.8.6,8.7,8.8);

3)охрана недр (ст.8.9,8.10,8.11);

4)охрана атмосферного воздуха (ст.8.21.);

5)охрана водных ресурсов (ст.8.12–8.20.);

6)охрана лесов (ст.8.24–8.32.);

7)охрана животного мира (ст.8.33–8.38.);

8)размещения отходов производства (ст.8.2,8.19);

9)в области сельского хозяйства (ст.8.3);

в области транспорта (ст.8.22,8.23).Также можно условно разделить на следующиегруппы:Первая группа состоит из правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушение базовых экологоправовых норм, распространяющихся на все институты экологического права. К таким требованиям относятся: статья 8.4. КоАП РФ «Нарушение законодательства об экологической экспертизе»; статья 8.5. КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации», Статья 8.41. «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду», Статья 8.46. «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений»Во вторую категорию входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных природных объектов. Таких,как порча земель(статья 8.6.КоАП РФ); Нарушение правил охраны водных объектов(Статья 8.13.КоАП РФ);Нарушение правил охраны атмосферного воздуха(Статья 8.21.КоАП РФ); Нарушение правил использования лесов(Статья 8.25.КоАП РФ); Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов(Статья 8.38.КоАП РФ); Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов(Статья 8.33.КоАП);В третью группу входит состав правонарушения, определяющие ответственность за несоблюдение законного порядка земель с особым экологоправовым статусом. Например, Статья 8.7.КоАП РФ «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв»;В четвертую группу включают составы правонарушения изза не соблюдения условий в сфере охраны окружающей среды в хозяйстве или иной деятельности. К таким относят Несоблюдение экологических и санитарноэпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами(Статья 8.2. КоАП РФ); Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления(Статья 8.44. КоАП);Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств(Статья 8.15. КоАП РФ);Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов(Статья 8.26.КоАП РФ). и др.Административная ответственность за экологические преступления осуществляет несколько ключевых функций:стимулирующую к соблюдению экологоправовых норм;компенсирующую, нацеленную на возмещение потерь в окружающей среде и возмещение ущерба здоровью человека;предупредительную, обеспечивающуюпредотвращениеновыхпреступлений;карательную, заключающуюся в наказании виновного за совершение природоохранных правонарушений.Кроме главы 8 КоАП РФ о совершение экологических правонарушений предусмотрена ФЗ РФ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающейсреды" (ст. 75), ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. (ст. НО), Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г. (ст. 130), законом РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (ст. 49) и другими. В данных статьях перечислены виды юридической ответственности, в том числе и административной, за не соблюдение экологического законодательства.Несоблюдение природоохранного законодательства, а также невыполнение правил охраны окружающей природной среды на сегодняшний день считается крайне опасным, в связи с этим законодательством за правонарушением в данной сфере предусмотрена различного рода юридическая ответственность в зависимости от вины, уровня природоохранной угрозы, а так же экологического риска.

Наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством. Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и ответственности за их совершение посвящена специальная глава (гл. 7 ) Кодекса об административных правонарушениях.

Административная ответственность, в отличие от дисциплинарной, наступает не только для должностных лиц и граждан, но и для юридических лиц .

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает за совершение административных правонарушений следующие виды административных взысканий:

1. Предупреждение;

3. Возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты );

7. Административный арест.

При этом предусмотрено (ст. 25 Кодекса ), что возмездное изъятие и конфискация предметов, имеющих важное значение в сфере охраны окружающей природной среды, особенно дикой фауны, могут применяться в качестве основных и дополнительных административных взысканий, тогда как другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В Законе «Об охране окружающей среды» предусмотрены следующие виды экологических правонарушений, влекущих административную ответственность:

1. Несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

2. Невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;

3. Нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;


4. Загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

5. Порча, повреждение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

6. Нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

7. Невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

8. Неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

9. Нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

10. Несоблюдение экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

11. Превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер полагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. Правом применения этих мер наделены специальные комиссии при исполнительных органах власти, органы внутренних дел, должностные лица контрольно- надзорных органов. Меры административной ответственности применяются без обращения в суд и по упрещенной процедуре. Штрафные санкции наиболее четко и активно применяются за нарушение водного законодательства

Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Как обычно, постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть обжаловано в суд или арбитражный суд . Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда.

Привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещения вреда ; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

Ответственность за различные экологического типа предусмотрена законом. К этим нарушениям относится не только вред окружающей среде, но и нерациональное использование природных ресурсов.

Вне зависимости от гражданства, правонарушителями могут быть как физические, так и юридические лица. За экологические правонарушения законодательством предусмотрены различные виды ответственности, одним из которых и является административная .

За экологические правонарушения несется административная ответственность

За экологическое правонарушение принимают любое действие, равно как и бездействие, не соответствующее существующим эколого-правовым нормам. В действительности такие действия являются небезопасными или вредными и нарушают установленные порядки экологической безопасности.

Предусмотренные правила регулируют использование ресурсов природы и созданы с целью защиты окружающей среды. За все действия или бездействия, по причине которых отмечается изменение состояния природной среды, предусмотрены определенные наказания.

Различают четыре вида ответственности за экологические правонарушения, каждый из которых установлен законом:

  • дисциплинарная ответственность
  • гражданско-правовая ответственность

В зависимости от объекта, по отношению к которому было произведено неправомерное действие, экологические правонарушения делят на земельные, водные, лесные и горные. Состояние природного объекта, которое подверглось изменению в результате экологического преступления, является одним из критериев, используемым для определения тяжести противоправного действия. Таких состояний три:

  1. порча
  2. нанесение ущерба
  3. уничтожение

В зависимости от того, какое отношение имеет правонарушитель к природным ресурсам, можно выделить три вида экологических нарушений:

  • произведенные владельцем природных ресурсов
  • произведенные пользователем этих ресурсов
  • произведенные лицом, которое не относится к ранее выделенным подгруппам

Для установления правонарушения используют специальную экологическую . Ее целью является предупреждение и определение различных негативных влияний на безопасность окружающей среды. Результаты экспертизы определяют юридическую ответственность правонарушителя за то или иное экологическое нарушение.

На государственном уровне такая экспертиза может быть проведена исключительно представителями федеральной исполнительной власти. В частности, экологической подлежат все проекты градостроительной документации. Если в ходе проверки будет обнаружено какое-либо несоответствие с установленными законодательством нормами, на нарушителя будет наложена правовая ответственность.

Экологические правонарушения — это различные действия или бездействия, предпринятые лицом-нарушителем, в результате которых состояние некоторого природного объекта нарушается. Для определения наличия и тяжести экологических нарушений используют специальную экспертизу.

Классификация административных экологических правонарушений

За экологические правонарушения несут и юридическую ответственность!

Юридическая ответственность за каждое произведенное правонарушение подразумевает некоторое наказание. Таким образом, юридическая ответственность несет в себе четыре основополагающих цели:

  • превентивную — помогает избежать повторного нанесения вреда экологии
  • стимулирующую — склоняет нарушителя и других лиц к должному соблюдении законов в будущем
  • компенсационную — восстанавливает нанесенный природе
  • карательную — определенным образом наказывает лицо, которое совершило правонарушение

В число административных правонарушений, по причине которых наносится вред экологии, входит до сорока видов экологических правонарушений. На практике их разбивают на три группы:

  1. несоблюдение требований экологии
  2. несоблюдение правил и процедуры эксплуатации природных объектов и ресурсов
  3. нанесение вреда или полное разрушение объектов и ресурсов природы

Каждая из этих групп включает характерные экологические правонарушения. Среди преступлений первой группы можно увидеть:

  • нарушение эколого-правовых норм в процессе планирования проектов; при техническом и экономическом обосновании проектов; при проектировании и возведении строений и других объектов, а также введении их в эксплуатацию
  • нарушение санитарных и экологических норм в процессе работы с различными отходами или другими небезопасными веществами
  • несоблюдение методики использования пестицидов и агрохимикатов
  • препятствование государственному проведению экологических проверок

Вторая группа нарушений включает:

  1. несоблюдение правил по сохранению недр и и гидроминеральных ресурсов
  2. несоответствующее установленным нормам использование недр
  3. нерациональное осуществление геологических исследований недр
  4. несоответствующее закону предоставление в пользование и порядок эксплуатации участков земли на территории, которая относится к водоохранной зоне

Третья группа состоит из таких нарушений:

  • порча земельных ресурсов
  • незаконная вырубка леса или другое нанесение ущерба деревьям и кустарникам
  • ликвидация мест обитания животных

За все эти нарушения могут применяться различные меры наказания. В некоторых случаях, если нарушение относительно легкое, нарушитель может обойтись одним лишь предупреждением, но с ростом тяжести, меняется и величина наказания.

За любое нарушение регулируемых законом норм и правил, нарушителя ждет соответствующее наказание.

Административная ответственность

За экологические правонарушения — штраф!

Административная ответственность за экологические правонарушения назначается в тех ситуациях, когда нарушение законных норм происходит без состава преступления. Ее применяют по отношению к физическим лицам-предпринимателям, а также юридическим лицам. Административная ответственность заключается в следующем:

  • изъятие средств, с помощью которых было совершено правонарушение
  • изъятие лицензии на использование ресурсов природы и предпринимательство, которое связано с использованием экологии
  • возмещение нанесенного природе ущерба

Регулирование административной ответственности проводится при помощи нескольких рычагов. Одним из них является Кодекс об административных правонарушениях, а другим — специальное законодательство субъектов РФ. Это законодательство состоит из различных установленных правовых актов, включающих в себя описание возможных экологических правонарушений и возможные способы привлечения этих лиц к ответственности.

Для того, чтобы можно было применить административную ответственность, экологическое правонарушение должно содержать определенные признаки, должна быть доказана правонарушителя, а также должна существовать установленная законом норма, в зависимости от которой определяется состав нарушения и то, как следует наказать нарушителя.

Следует обратить внимание, что административная ответственность за экологические правонарушения отличается некоторой специфичностью:

  1. она наступает исключительно за те нарушения, которые отмечены в законодательстве как административные
  2. в качестве нарушителей могут выступать любые лица
  3. применение ответственности возлагается на уполномоченный орган или должностное лицо
  4. использоваться она должна в порядке, установленном процессуальным законодательством
  5. в качестве наказания применяются исключительно предусмотренные нормы, если нарушение незначительно, то возможно освобождение от нарушения
  6. ответственность отличается в зависимости от правонарушителя

Административная ответственность определена законодательством и применяется исключительно в установленном порядке.

Административная ответственность за экологические правонарушения — один из типов ответственности, который применяется по отношению к лицу, которое каким-либо образом нарушило установленные законом нормы по защите окружающей среды. В зависимости от состава правонарушения применяются различные варианты наказания .

Мнение юриста-эксперта:

Забота об экологии, это забота о нашем будущем и будущем наших детей. Видимо поэтому, законодатель предусмотрел ответственность за экологические правонарушения, вплоть до уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ содержит такую статью. Называется она «Незаконная рубка лесных насаждений» (ст.260). Это как раз о том, что будет, если перед новым годом, сходить в лес, и принести елочку домой.

А будет вот что. Если елочку оценят, и стоимость ее окажется более 5000 рублей, то можно в суде заполучить штраф от 500 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 2-х лет. Очень даже немало получается. В нашей статье изложен более полный перечень различных видов ответственности. Но с конкретными правонарушениями, предусматривающими административную и уголовную ответственность, можно ознакомиться, изучив содержание статей кодексов.

Предприятия за нарушение экологических норм платят огромные штрафы, миллионы рублей. Но экологическая обстановка меняется медленно. Одних наказаний, видимо недостаточно.

Обоснование: глава 26 УК РФ (18 статей), глава 8 КоАП РФ (46 статей).

Об юридической ответственности за нарушение экологического законодательства — в видеоматериале:

Административная ответственность за экологические правонарушения

Е.С. Михайлова

На материалах Оренбургской области рассмотрены вопросы, связанные с применением мер административной ответственности за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Отмечается важность данной темы, обусловленная как многочисленностью таких нарушений, так и существенной опасностью, которую они представляют для здоровья населения и сохранности природной среды. На основе анализа регионального законодательства и судебной практики показано, что остается немало проблем как в области нормотворчества, так и в правоприменительной сфере, не позволяющих в полной мере использовать санкции законодательства об административных правонарушениях для эффективного воздействия на организации и физических лиц, наносящих ущерб окружающей среде.

Ключевые слова: загрязнение окружающей среды, загрязнение атмосферного воздуха, социально-гигиенический мониторинг, экологические правонарушения, административные правонарушения, административная ответственность, экологическая безопасность, меры административного воздействия, природоохранные мероприятия, предельно допустимые выбросы, протоколы об административных нарушениях, лабораторные исследования, пробы загрязнения воздуха, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 20% факторы окружающей среды определяют состояние здоровья человека, оказывая непосредственное или провоцирующее влияние. Поэтому снижение негативного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения является приоритетным направлением деятельности любого государства.

Загрязнение окружающей среды различными химическими веществами приводит к неблагоприятным сдвигам в состоянии здоровья населения (особенно детского), которые выражаются в изменениях физиологических показателей; к сдвигам физического развития; возникновению заболеваний и появлению других негативных факторов.

В Оренбургской области в структуре первичной заболеваемости населения, как и в прежние годы, значительный удельный вес занимают болезни органов дыхания, составив в 2010 г. 28,6% общего числа заболеваний (как индикатор повышенной антропогенной нагрузки). Особенно выделяются по данным негативным показателям города, среди которых печальное лидерство принадлежит Орску, Бузулуку, Новотроицку, Бугуруслану, Оренбургу.

Кроме заболеваний органов дыхания, показателями неблагоприятной экологической обстановки в области является рост числа злокачественных новообразований, который за год увеличился на 3,6%, а за последние 10 лет -на 33,4%! .

По данным Регионального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, более половины населения области (56 %) подвергаются воздейст-

вию повышенного содержания загрязнителей в атмосферном воздухе и питьевой воде систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Под воздействием химического загрязнения воздуха проживает 980 тыс. 363 человека . Уровень загрязнения атмосферного воздуха в значительной мере определяет состояние здоровья населения. Неблагоприятное влияние оказывает значительное загрязнение атмосферного воздуха различными химическими веществами в концентрациях, превышающих ПДК или на уровне ПДК и обладающих не только общетоксическим, но и специфическим действием.

На состояние загрязненности атмосферного воздуха обращают внимание властей и простые жители области. Анализ работы с обращениями граждан в природоохранные органы показывает, что основными темами таких обращений были нарушения требований природоохранного законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха в городах Оренбурге, Орске, Ново-троицке (49%).

Основными объектами на территории Оренбургской области, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду и такой ее компонент, как атмосферный воздух, являются предприятия топливно-энергетического комплекса, горно-перерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения, транспорта и дорожного хозяйства. В городах приоритетное значение как источник загрязнения атмосферного воздуха имеет автомобильный транспорт. Он максимально приближен к человеку, выбросы осуществляются в приземном слое не только в непосредственной близости, но и внутри дворовых территорий городов. Положение усугубляется ежегодным существенным увеличением количества автомобильного транспорта, использованием некачественного топлива, эксплуатации устаревших или неисправных автотранспортных средств.

Противоправное поведение лиц, как эксплуатирующих такие источники загрязнения, так и ответственных за их надлежащее использование, безусловно, должно влечь со стороны государства применение мер юридической ответственности. Все правонарушения, в зависимости от содержания применяемых за их совершение мер ответственности, можно разделить на преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки и гражданские деликты.

Самыми распространенными среди правонарушений, совершаемых в области охраны атмосферного воздуха, являются административные правонарушения, которые из-за своей многочисленности наносят большой вред окружающей среде, здоровью человека. Кроме того, многие административные правонарушения тесно граничат с уголовными преступлениями. Так, например, нарушение правил охраны атмосферного воздуха, предусмотренное ст. 8.21 КоАП РФ, нередко может перерасти в преступление, которое предусмотрено ст. 251 УК РФ «Загрязнение атмосферного воздуха». Поэтому при-

менение мер административной ответственности к правонарушителям является еще и своеобразной профилактической мерой, направленной на недопущение совершения более тяжких экологических преступлений.

Применение административной ответственности в области охраны атмосферного воздуха выражается в наложении компетентным органом государственной власти мер административного наказания за совершение административного правонарушения в области охраны атмосферного воздуха. При определении понятия такого правонарушения необходимо опираться на существующее определение административного правонарушения как более общей правовой категории.

Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из данного определения, можно сформулировать понятие административного правонарушения в области охраны атмосферного воздуха: это противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования атмосферного воздуха, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Соответственно, составы экологических правонарушений и санкций за их совершение должны быть четко сформулированы: на федеральном уровне -в Кодексе об административных правонарушениях РФ, а на уровне субъектов РФ - в соответствующем законе об административных правонарушениях, принятом и действующем на территории конкретного субъекта РФ.

Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В рамках нормотворчества субъектов РФ можно (а в ряде случае и необходимо) решать те экологические проблемы, которые имеют региональный или местный характер.

В Оренбургской области 17 сентября 2003 г. принят Закон «Об административных правонарушениях в Оренбургской области». К сожалению, в нем не содержится норм, устанавливающих ответственность за совершение административных правонарушений в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха на территории Оренбургской области. В данном Законе нашлось место только одному составу административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (несмотря на выделение отдельной пятой главы для таких правонарушений) -

уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (ст. 19 Закона). Видимо, по мнению законодателя, с другими компонентами окружающей среды ситуация в Оренбургской области складывается неплохо.

Такое игнорирование негативных процессов в области охраны атмосферного воздуха и его рационального использования, возможно, обусловлено тем, что согласно ст. 1.1 указанного Закона к ведению Оренбургской области в сфере законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Оренбургской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Однако закона, регулирующего вопросы охраны атмосферного воздуха на территории Оренбургской области, до сих пор нет.

Вместе с тем, согласно ст. 2 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха состоит из указанного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Законодательство субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха. Следовательно, ничто не мешает областному законодательному органу принять соответствующий закон, устанавливающий дополнительные меры, направленные на улучшение состояния атмосферного воздуха в Оренбургской области, а также ввести новые составы административных правонарушений за несоблюдение данных норм.

В этом вопросе можно воспользоваться существующей практикой других субъектов РФ: в Самарской области действует Закон «Об охране атмосферного воздуха от загрязнения выбросами двигателей автомототранспорт-ных средств на территории Самарской области», в Краснодарском крае принят Закон «Об охране атмосферного воздуха на территории Краснодарского края», в Иркутской области - Закон «Об охране атмосферного воздуха в Иркутской области» и т.д.

Анализируя практику привлечения к административной ответственности на территории Оренбургской области лиц, загрязняющих атмосферный воздух, можно отметить, что применяемые меры оказываются недостаточно эффективными для правонарушителей. В 2010 г. из выявленных 95 нарушений в области охраны атмосферного воздуха устранено только 41, из 83 выданных предписаний выполнено 41. Около 2 из 10 хозяйствующих субъектов являются «злостными нарушителями», к которым уже ранее были применены меры административного воздействия.

Михайлова Е.С. Административная ответственность за экологические правонарушения

Основными причинами, приводящими к нарушениям требований действующего законодательства в области охраны атмосферного воздуха, являются: финансовая нестабильность работы предприятий, значительный процент износа технологического и пылегазоочистного оборудования, низкий процент утилизации попутного нефтяного газа или его полное сжигание на факельных установках и др. Проблемным вопросом в данной сфере является невыполнение и срыв сроков выполнения предприятиями природоохранных мероприятий .

Чаще других в сфере охраны атмосферного воздуха совершаются правонарушения, предусмотренные ст. 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» и ст. 8.41 «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду» КоАП РФ. Рассмотрим подробнее данные составы.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 8.21 КоАП РФ, являются отношения в области охраны окружающей среды и порядок природопользования. Виновный при этом нарушает нормы законов об охране окружающей среды и об охране атмосферного воздуха. Ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ устанавливает ответственность за выброс и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Состав ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ является формальным, наступление ответственности не зависит от количества показателей выбросов вредных веществ в воздух. Вместе с тем в протоколах об административных нарушениях обязательно должны находить отражение наличие замеров, иных документов, зафиксировавших поступление вредных веществ в атмосферу в результате деятельности правонарушителя. Это необходимо для установления вредности вещества, поступившего в атмосферный воздух.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

В этой же статье закреплено и понятие вредного физического воздействия на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизи-

рующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха на здоровье человека и окружающую природную среду. Однако на практике должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, нередко не указывают сведения о виде стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, времени выбросов, то есть данных, подтверждающих наличие в действиях правонарушителя события административного правонарушения.

Обратим особое внимание на то, что для привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 необходимо доказать конкретные факты выбросов данным лицом вредных веществ в атмосферный воздух. Обратимся к практическому примеру.

Признавая директора ООО «К» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, судья исходил из того, что факт выброса вредных веществ в атмосферный воздух газовым котлом, используемым обществом без специального разрешения в период отопительного сезона, подтверждается материалами дела. Между тем заключение проверки, на основании которой был составлен протокол об административном правонарушении, не содержит сведений о времени выбросов, количестве и (или) концентрации загрязняющих веществ, выброс которых производится, а также данных о нормативах содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факте их превышения. И хотя такие концентрации устанавливать не нужно (из смысла ст. 8.21 КоАП РФ), на практике доказать сам факт выбросов иным способом бывает очень трудно.

В приведенном примере из представленного суду дела усматривается, что какие-либо лабораторные исследования на определение степени концентрации вредных веществ не проводились, пробы загрязнения атмосферного воздуха не изымались. Само по себе наличие стационарного источника - газового котла - не свидетельствует о том, что ООО «К» осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Как следует из ст. 14 Закона «Об охране атмосферного воздуха», Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного П Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31 октября 2008 г. № 288, п. 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404, административному органу, помимо факта выброса, необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.

Михайлова Е.С. Административная ответственность за экологические правонарушения

Таким образом, наличие источника вредных выбросов или выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Как уже было сказано, помимо административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.21 КоАП РФ, в сфере охраны атмосферного воздуха достаточно часто совершаются правонарушения, подпадающие под действие ст. 8.41 КоАП РФ. Данной статьей предусмотрена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со ст. 16 указанного закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на атмосферный воздух можно отнести: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п. 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников и другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду - по итогам отчетного периода (календарного квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физические и юридические лица только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе «Об охране окружающей среды».

В силу ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к администра-

тивной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Поэтому важно в протоколе об административном правонарушении указывать сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения: какие объекты и как эксплуатируются правонарушителем, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия осуществляется.

Таким образом, деятельность государственных органов и их должностных лиц по привлечению к административной ответственности за правонарушения в области охраны атмосферного воздуха требует дальнейшего совершенствования. Это касается как создания эффективной правовой базы для такой деятельности, так и улучшения правоприменительной практики.

Литература

1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области в 2010 году» // URL: ecoindustry.ru/gosdoklad /view/188.html.

Составы экологических административных правонарушений сосредоточены в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Некоторые из них помещены в гл.7 «Административные правонарушения в области охраны собственности», а также часть в гл.10. «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель». Имеется часть составов экологических правонарушений и в гл. 19 «Административные правонарушения против порядка управления».

Административная ответственность установлена за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст.8.2), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст.8.3), нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информации (ст.8.5).

В КоАП РФ предусмотрена эта ответственность за нарушение правил охраны и использования отдельных природных ресурсов и комплексов природы. Ответственность предусмотрена ст. 8.6-8.40 КоАП РФ. Это нарушение правил охраны и использование земель (порча земель, ст. 8.6) и другие нарушения, связанные с повышением обязанностей по целевому использованию, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охраны почв (ст.8.7-8.8).

Административная ответственность за нарушение правил и требований по охране и рациональному использованию, а также проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.10 - 8.11).

Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования предусмотрены также статьями КоАП РФ 8.12- 8.15.

Ответственность по указанным статьям наступает за нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов и нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств. Далее, составы административных правонарушений, связанные с нарушением правил охраны и использованием континентального шельфа и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.18 –8.21).

Ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха, связанных с эксплуатацией механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст.8.21 –8.23). Ответственность за нарушение правил охраны и использования лесных ресурсов, освидетельствования мест рубки в лесах, не входящих в лесной фонд, а также нарушений правил лесопользования, нарушение правил осуществления побочного лесопользования и др. (ст. 8.25 –8.32).Составы правонарушений, влекущие ответственность за нарушение правил охраны и использование животного мира, уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29), нарушение правил среды обитания или путей миграции животных, нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст.8.34), уничтожение редких или находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35), нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст.8.36), нарушение правил пользования объектами животного мира (ст.8.37) и

нарушение охраны рыбных запасов (ст. 8.38), нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст.8.39).

Административная ответственность наступает за нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40).

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность

без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Административную ответственность несут военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ).

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

В административном законодательстве экологические правонарушения сформулированы по следующим группам: охрана собственности на природные ресурсы (гл.7); охрана окружающей среды и природопользования (гл.8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10).Группа экологических правонарушений связанных с нарушением законов в области охраны собственности на природные ресурсы это следующие: самовольное занятие земельного участка (ст.4.1), уничтожение специальных знаков (ст.7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст.7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст.7.4), самовольная добыча янтаря (ст.7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст.7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или

водоохранного сооружения, устройство или установка (ст.7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст.7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст.7.9), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст.7.10), незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст.7.16).

Перечисленные составы административных правонарушений, совершаемые в области охраны собственности на природные ресурсы в целом охватывают круг экологических отношений, возникающих по использованию и охране окружающей среды.

Согласно статье 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Как видно из содержания статьи в новом Кодексе не употребляется термин «административный проступок», а используется понятие «административное правонарушение». Административная ответственность наступает в том случае, если по своему характеру действия правонарушителя не влекут за собой уголовной ответственности. Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. Граждане привлекаются к административной ответственности при достижении к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3. Ко АП РФ). Что касается административной ответственности должностных лиц, то они подлежат указанной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением

своих служебных обязанностей (ст. 2.4. КоАП РФ).

Под должностным лицом административное законодательство понимает лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями

осуществляющие функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного

самоуправления, государственных органах и муниципальных образованиях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Административные правонарушения, совершаемые в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, включают в себя также большую группу составов правонарушений. Ответственность за указанные правонарушения определена статьями 10.1-10.3,10.6-10.10 КоАП РФ.

К примеру, ст.10.2 КоАП РФ « Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантийной продукции (подкарантийного материала, подкарантийного груза)» и другие статьи направленные на охрану окружающей среды в сельском хозяйстве. А ст. 10.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил в области сохранения животных. Как видно из названных составов, экологические административные правонарушения совершаются физическими лицами (гражданами и должностными лицами), а также и юридическими лицами.

Порядок привлечения виновных к административной ответственности за экологические правонарушения регулируются нормами КоАП РФ и Правилами осуществления экологического контроля должностными лицами Министерства природных ресурсов РФ и его территориальными органами, утвержденными Минприроды России 17 апреля 1996г.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета

административного правонарушения; конфискация орудия совершения или

предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу;административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация (ст. 3.2 КоАП РФ).

Наиболее широкое распространение в практике применения наказания получил штраф. Основной целью данной меры наказания является

предупреждение противоправных действий, совершаемых в более грубых формах,

и влекущих пагубные последствия для объектов природы. Действующим законодательством предусмотрена возможность индексации размеров штрафов, налагаемых в области охраны окружающей среды и природопользования.

Органам, которым предоставлено право налагать административные взыскания, являются специально уполномоченные на то государственные органы РФ в области управления природопользованием и охраны окружающей среды (санитарно-эпидемиологический надзор, комитеты по охране природы субъектов Федерации, органы земельного контроля, инспекции труда профессиональных союзов и другие).

В соответствии с п.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Аналогичные правила административного наказания устанавливаются и для юридических лиц.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Важную роль в деле обеспечения правопорядка в области охраны окружающей среды играют государственные инспекторы. Они осуществляют меры по предупреждению, выявлению и устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности. К примеру, при обнаружении экологического правонарушения

рыбинспектор, охотинспектор составляют в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении. Физическому лицу предоставляется возможность ознакомиться с содержанием протокола, и он вправе сделать замечания, которые прилагаются к протоколу.

На основании протокола государственный инспектор по охране окружающей среды выносит постановление о наложении штрафа за административное правонарушение на основании ст.75 Закона РФ «Об охране окружающей среды» и ст. 3.5 Ко АП РФ.

Размер штрафа налагаемого на виновного зависит от степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Постановление о наложении штрафа составляется не менее чем в трех экземплярах, из которых один вручается виновному под расписку или отправляется по почте.

В течение 15 дней сумма штрафа должна быть оплачена. Решение о наложении штрафа может быть обжаловано в суде или арбитражном суде. Виновный не освобождается от возмещения вреда причиненного экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.78 Закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды осуществляются добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Внешне близкими к административным штрафам являются некоторые денежные санкции, применяемые в области гражданско-правовых отношений. Таковы, в частности, неустойки, взыскиваемые за нарушение правил отпуска леса

на корню. Их, однако, нельзя отождествлять с административными штрафами, так как каждому из них присущи специфические признаки.

В принятом законе РФ от 22 июня 2007г. № 116 –ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение». Закон был направлен на ликвидацию МРОТ, поскольку это затрудняло подсчет денежного взыскания в качестве административного

наказания лиц, нарушающих экологическое законодательство.

В ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф определяется как денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающим пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей или может выражаться в величине кратной. Далее законодатель поясняет, в чем конкретно выражается эта кратность. Подчеркнем, что не вполне оправдан порядок, когда администрация государственных заповедников, государственные инспекторы по использованию и охране земель, по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок передают подготовленные ими материалы для рассмотрения их в административные комиссии при муниципальных органах.

Вследствие такой передачи затягиваются сроки рассмотрения дел, в ряде случаев они решаются менее квалифицированно, чем специальными органами, возникает излишний документооборот между инспекциями и административными комиссиями, усложняется контроль за выполнением принятых решений. Комиссия нередко проявляет либерализм по отношению к правонарушителям, дает им возможность уклонится от предусмотренной законом ответственности.

Практика показывает, что эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования зависит от оперативности производства по делам об административных правонарушениях (многие дела рассматриваются с нарушением установленного 2-х месячного срока со дня совершения правонарушения, а при длящимся правонарушении – двух месяцев со дня обнаружения). Имеются и другие причины, ведущие к снижению эффективности административной деятельности по борьбе с экологическими правонарушениями.

В последние годы в практике применения норм природоохранительного законодательства имелась тенденция к ужесточению ответственности. Так, были внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях от 22 июня 2005 года1. В основном эти изменения касаются статьей 8.24-8.32. Речь в них идет об ответственности в области охраны окружающей среды.

К примеру, статья 8.26 в КоАП РФ «Нарушение правил осуществления побочного лесопользования», содержание которой не всем понятна. По существу речь в ней идет о выпасе скота там, где запрещено, о самовольном сборе или уничтожением» лесной подстилки», то есть мхов, лишайников, покрова болот. Кроме того, в этой статье говорится о том, что нарушением также являются размещение пасек, где не положено, заготовка древесного сока, грибов и ягод там, где этого делать нельзя. В связи с изменением статей санкции таковы: штрафы выросли, и появилась конфискация «орудия совершения правонарушения» и

заготовленной продукции. В статье 2.28.говорится о незаконной порубке деревьев, их повреждении или выкапывании кустов, лиан и деревьев. Причем как в лесу, так и в лесных питомниках и на плантациях. В указанной статье существовал только один пункт. Теперь появился второй пункт, которой определяет, что если уничтожение или выкапывание кустов, лиан, деревьев происходит с использованием механизмов, автотранспортных средств, самоходных машин и прочей техники и если эти действия не подпадают под уголовную ответственность, а лишь под административную, то штраф будет взиматься с граждан - от 1.5 до 2.5 тысяч рублей с конфискацией выкопанного и техники, а с должностных лиц – от 3 тысяч до 4 тысяч рублей. С юридических лиц - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей. И везде тоже предусмотрена конфискация техники и выкопанных растений. Чтобы эти новые статьи заработали, тем же федеральным законом внесены изменения в статью 23.1. В ней речь идет о судьях рассматривающих административные дела. В перечень добавлены статьи, в которые внесены изменения.

Вместе с тем, подчеркивая положительное явление - увеличение штрафов, отметим, что размер их все же небольшой за уничтожение природных объектов. Но выкопанное, добытое или заготовленное с лихвой его покроет, и дает еще определенную выгоду. Поэтому должны быть такие санкции, которые не дадут возможности уничтожить природу.

Кроме того, введена новая статья 8.41, устанавливающая ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Представляется, что применение указанной статьи, природоохранительными органами в какой-то мере улучшит состояние окружающей среды.

Показательным является возрождение административных комиссий в субъектах федерации. Так, В Челябинской области Законодательным собранием от 27 сентября 2007г. принят закон «Об административных комиссиях». Закон разрешил муниципалитетам создавать административные комиссии, которые будут рассматривать лишь дела о нарушениях, предусмотренных региональным законом « Об административных правонарушениях». Такой подход к решению этого вопроса не противоречит федеральному законодательству.

Комиссии будут рассматривать дела о нарушениях местных правил, касающихся благоустройства и озеленения территории, без билетного проезда в транспорте, содержания животных и другие дела на местном уровне.

Предполагается, что административные комиссии помогут разгрузить мировых судей. Решение административных комиссий является обязательными к исполнению. Количественный состав комиссии как минимум будет составлять 5 человек, из которых все кроме руководителя будут осуществлять свои функции на общественных началах.

Закон определил – в муниципалитетах с численностью населения до 95 тысяч человек председатель будет работать на полставки, в городах и районах с населением более 95 тысяч человек – на ставке. Так, В Челябинске и Магнитогорске комиссии будут создаваться в каждом районе. Для этого выделено семь и три ставки соответственно. Эти цифры минимальные каждый, муниципалитет может увеличить число комиссий, расширить их численность, добавить оплачиваемые должности. Финансовые расходы возьмет на себя областной бюджет.



Поделиться