Кодификация международного права осуществляется кем. Международное правотворчество. Процесс создания норм международного права. Понятие и виды международных норм. Кодификация международного права. по территории действия

Кодификация - это официальная систематизация дей­ствующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью соз­дания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего меж­дународного права в соответствие с потребностями данного пе­риода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сфе­ры (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, ре­комендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регу­лирования. Кодификация - один из способов совершенствова­ния международного права, обеспечения его эффективности.

Особое значение имеет кодификация для повышения эф­фективности обычных норм международного права посредст­вом их преобразования в договорные нормы. Интересным при­мером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на мо­мент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обыч­ные нормы, разработаны новые положения, посвященные ра­нее не урегулированным вопросам, - режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуще­ствляется на официальном уровне - либо государствами по­средством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.



Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения про­грессивного развития международного права и его кодифика­ции (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специаль­но создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одоб­ряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются между­народные конференции. В рамках ООН были подготовлены та­кие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сно­шениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой кото­рых является договор как явно выраженное соглашение (Же­невские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морско­му праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах ме­ждународного права... 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обяза­тельным, так как в нем содержатся уже действующие и, следо­вательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие го­сударств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участни­ков прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычны­ми, для других становятся обычно-договорными, для треть­их - только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно вклю­чает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необхо­димо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый офици­альный документ либо комплекс взаимно согласованных доку­ментов. Другой способ систематизации права - инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хроноло­гическом) действующих нормативно-правовых актов и их изда­ние в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентны­ми государственными органами. Так, Министерство иностран­ных дел СССР систематически выпускало "Сборник действую­щих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. - "Сборник междуна­родных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностран­ных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостанов­лено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Феде­рации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Меж­дународные нормативные акты ЮНЕСКО".

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках ме­ждународных организаций: Секретариат Организации Объеди­ненных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный сек­ретариат Содружества Независимых Государств - "Содруже­ство. Информационный вестник Совета глав государств и Сове­та глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-ме­тодических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международ­ное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996- 1997).

Литература

Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международ­ного права: императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1982.

Вельяминов Г. М. О понятии нормы международного пра­ва // Сов. ежегодник международного права. 1971. М., 1973.

Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., .1988.

Лихачев В. Н. Установление пробелов в современном меж­дународном праве. Казань, 1989.

Лукашук И. И. Механизм международно-правового регу­лирования. Киев,1980.

Лукашук И. И. Обычные нормы современного междуна­родного права // Московский журнал международного права. 1994. №2.

Лукашук И. И. Международное "мягкое" право // Госу­дарство и право. 1994. № 8-9.

Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юриди­ческая сила. М., 1980.

Мовчан А. П. Кодификация и прогрессивное развитие ме­ждународного права. М., 1972.

Общепризнанные нормы в современном международном праве / Отв. ред. Н. Н. Ульянова. Киев, 1984.

Пушмин Э. А. О понятии основных принципов современного общего международного права // Сов. ежегодник междуна­родного права. 1978. М.,1980.

Суворова В. Я. Локальные нормы международного права // Правоведение. 1973. № 6.

Талалаев А. Н. Общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1997. № 3.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их струк­туры // Сов. ежегодник международного права. 1979. М., 1980.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их созда­ние и особенности их структуры // Сов. ежегодник междуна­родного права. 1979. М.,1980.

Шестпаков Л. Н. Императивные нормы в системе совре­менного международного права. М., 1981.


Кодификация - это официальная систематизация дей­ствующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью соз­дания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего меж­дународного права в соответствие с потребностями данного пе­риода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сфе­ры (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, ре­комендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регу­лирования. Кодификация - один из способов совершенствова­ния международного права, обеспечения его эффективности.

Особое значение имеет кодификация для повышения эф­фективности обычных норм международного права посредст­вом их преобразования в договорные нормы. Интересным при­мером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на мо­мент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обыч­ные нормы, разработаны новые положения, посвященные ра­нее не урегулированным вопросам, - режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуще­ствляется на официальном уровне - либо государствами по­средством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения про­грессивного развития международного права и его кодифика­ции (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специаль­но создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одоб­ряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются между­народные конференции. В рамках ООН были подготовлены та­кие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сно­шениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой кото­рых является договор как явно выраженное соглашение (Же­невские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морско­му праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах ме­ждународного права... 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обяза­тельным, так как в нем содержатся уже действующие и, следо­вательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие го­сударств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участни­ков прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычны­ми, для других становятся обычно-договорными, для треть­их - только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно вклю­чает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необхо­димо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый офици­альный документ либо комплекс взаимно согласованных доку­ментов. Другой способ систематизации права - инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хроноло­гическом) действующих нормативно-правовых актов и их изда­ние в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентны­ми государственными органами. Так, Министерство иностран­ных дел СССР систематически выпускало "Сборник действую­щих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. - "Сборник междуна­родных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностран­ных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостанов­лено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Феде­рации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Меж­дународные нормативные акты ЮНЕСКО".

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках ме­ждународных организаций: Секретариат Организации Объеди­ненных Наций публикует "Treaty Series "; Исполнительный сек­ретариат Содружества Независимых Государств - "Содруже­ство. Информационный вестник Совета глав государств и Сове­та глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-ме­тодических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международ­ное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996- 1997).

Литература

Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международ­ного права: императивные нормы (jus cogens ). Тбилиси, 1982.

Вельяминов Г. М. О понятии нормы международного пра­ва // Сов. ежегодник международного права. 1971. М., 1973.

Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., .1988.

Лихачев В. Н. Установление пробелов в современном меж­дународном праве. Казань, 1989.

Лукашук И. И. Механизм международно-правового регу­лирования. Киев,1980.

Лукашук И. И. Обычные нормы современного междуна­родного права // Московский журнал международного права. 1994. №2.

Лукашук И. И. Международное "мягкое" право // Госу­дарство и право. 1994. № 8-9.

Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юриди­ческая сила. М., 1980.

Мовчан А. П. Кодификация и прогрессивное развитие ме­ждународного права. М., 1972.

Общепризнанные нормы в современном международном праве / Отв. ред. Н. Н. Ульянова. Киев, 1984.

Пушмин Э. А. О понятии основных принципов современного общего международного права // Сов. ежегодник междуна­родного права. 1978. М.,1980.

Суворова В. Я. Локальные нормы международного права // Правоведение. 1973. № 6.

Талалаев А. Н. Общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1997. № 3.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их струк­туры // Сов. ежегодник международного права. 1979. М., 1980.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их созда­ние и особенности их структуры // Сов. ежегодник междуна­родного права. 1979. М.,1980.

Шестпаков Л. Н. Императивные нормы в системе совре­менного международного права. М., 1981.

В настоящем учебном пособии раскрыты основные темы международного публичного права. Содержание настоящего издания составлено в соответствии с программой курса международного права. Пособие написано доступным языком в форме вероятных ответов на экзаменационные вопросы, что позволяет использовать его в качестве справочного пособия. Учебное пособие предназначено главным образом для студентов и слушателей средних специальных и высших учебных заведений при подготовке к практическим, семинарским занятиям, сдаче зачетов, экзаменов, написанию различного рода контрольных работ.

21. Кодификация международного права. Деятельность Комиссии международного права ООН

Предмет международного права охватывает широкую группу отношений между государствами и иными субъектами международного права. Отсюда и большое разнообразие международных норм.

Такое разнообразие и разрозненность норм международного права служат причиной большой путаницы при их применении. Поэтому большое значение в настоящее время придается кодификации норм международного права.

Кодификация международного права – это форма систематизации (упорядочения) норм отрасли права, в результате которой на базе разрозненных норм создается единый, логически цельный и выверенный документ, регулирующий определенную сферу международных отношений.

Кодификация международного права проводится правотворческим путем.

Что касается иных видов систематизации международного права, то они носят, как правило, неправовой характер. Систематизация международного права возможна также в виде консолидации, что означает создание не логически цельного единого документа, а подборку международных документов, регулирующих какую-либо сферу международных отношений.

Важность кодификации норм международного права отмечена в Уставе ООН, где говорится, что кодификация норм международного права является одной из важнейших задач сотрудничества между государствами.

В рамках ООН даже создан специальный орган – Комиссия международного права ООН. Комиссия международного права ООН является вспомогательным органом Ассамблеи ООН. Состав и полномочия этой Комиссии определяются Положением о Комиссии, утвержденным Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 21 ноября 1947 г. Согласно Положению целью деятельности Комиссии является содействие прогрессивному развитию международного права, в т. ч. путем его кодификации.

Комиссия состоит из 25 членов, являющихся признанными авторитетами в области международного права, которые должны своим присутствием в Комиссии обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и правовых семей. Члены Комиссии избираются из числа лиц, внесенных в список по рекомендации государств – членов ООН Генеральной Ассамблеей ООН сроком на пять лет.

Основная деятельность Комиссии сводится к выработке проектов международных договоров.

Благодаря деятельности Комиссии были систематизированы многие нормы международного права, в частности касающиеся морского международного права (в 1958 г.), международного дипломатического права (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.), консульского права (Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.) и др.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право. Ответы на экзаменационные вопросы (И. М. Хужокова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -

При кодификации международного права понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права.

Первые упоминания в литературе по международному праву о полезности кодификации относятся к периоду буржуазных революций. Считается, что первым, кто выступил с идеей кодекса международного права, был английский, юрист и философ И. Бентам. Он, в частности, писал, что «мало можно найти в жизни вещей более необходимых, чем кодекс международного права ».

Кодификация предполагает не только приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точное их формулировки, отражение в договорной форме международных обычаев. Таким образом, современная кодификация международного права осуществляется путем:

а) установление точного содержания и четкого формулирования уже существующих и действующих (Обычных или договорных) принципов и норм международного права в определенной сфере отношений между государствами (области международного права);

б) изменения или пересмотра устаревших норм;

в) разработки новых принципов и норм с учетом научно-технического прогресса, актуальных потребностей международных отношений, особенно в контексте решения глобальных проблем человеческой цивилизации;

г) закрепление в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенции, договоре, соглашении) или в ряде актов (в конвенциях, декларациях и резолюциях конференций).

В научной литературе по международному праву до сих пор встречается разделение кодификации международного права на официальную и неофициальную. Поводом к такому разделения послужили неоднократные попытки неофициальной или доктринальной (научной) кодификации международного права, предпринятые отдельными юристами (например, Бустаманте, Блюнчли, Каченовский) и некоторыми международными и национальными неправительственными учреждениями и организациями (например, Институтом международного права, Ассоциацией международного права, латиноамериканскими организациями юристов-международников). Однако международная практика свидетельствует о том, что кодификация международного права является сложным политико-правовым процессом нормотворчества в международных отношениях и поэтому всегда выступает в качестве межгосударственной деятельности. Итак, кодификация международного права может носить только официальный характер.

Официальная кодификация международного права реализуется в форме международных договоров. Особое место в кодификационных процессов занимает Организация Объединенных Наций. Устав ООН содержит положения о том, что «Генеральная Ассамблея (ГА ООН) организует исследования и делает рекомендации в целях: а) ... поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации »(статья 13 Устава). Таким образом, следует отметить, что понятие «кодификация» и «прогрессивный развитие международного права »являются составными, взаимозависимыми и такими, что взаимопроникают, элементами единого кодификационного процесса.

Практической деятельностью по кодификации международного права в рамках ООН занимается Комиссия международного права (полное наименование - Комиссия по прогрессивного развития и кодификации международного права), является вспомогательным органом ГА ООН, ей подотчетна и подконтрольна. Комиссия основана резолюцией ГА ООН 174 (II). Деятельность Комиссии регулируется Положением 1947 года (с последующими изменениями), утвержденным ГА ООН. В ее состав входят 34 (до 1981 года - 25) юриста-международника, «пользующихся признанным авторитетом в области международного права ». Члены Комиссии избираются ГА на 5-летний срок и выступают в личном качестве. В задачу Комиссии входит поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации. Положение о Комиссии предусматривает, что весь процесс ее деятельности должен быть подчинен задаче достижения таких результатов, которые были бы приемлемы для заинтересованных государств.

Хотя Комиссия занимается преимущественно вопросами международного публичного права, она рассматривает и вопрос частного права. В основном Комиссия занимается подготовкой проектов статей и конвенций в целом. В начале работы она обращается к правительств государств-членов ООН с просьбой направить ей тексты законов, судебных решений, договоров, дипломатической переписки и других документов, необходимых для глубокого и подробного изучения вопроса, что кодификуеться. После этого предполагается издание документа Комиссии, в котором содержатся проекты статей или конвенций вместе с пояснительными и вспомогательными материалами и информацией. Этот документ направляется правительствам от имени Комиссии с просьбой представить с поводу него свои замечания. Впоследствии Комиссия учитывает эти замечания правительств

при составлении окончательного проекта, рекомендуется в ГА ООН для принятия соответствующего решения. Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты Комиссией в области права международных договоров, права международных организаций, дипломатического и консульского права, международного права в период вооруженных конфликтов.

Среди универсальных норм особое место занимают императивные норжы jus cogens (юс когенс), что можно перевести как "неоспоримое право". Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействующих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.

К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков:

1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и . Они пронизывают содержание всех существующих норм.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Локальные нормы — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.

Понятием "локальные нормы" охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 и 1993 гг. и др.).

В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

Кодификация международного права

Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права .

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права , решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация — один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности .

Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры , как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны , Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности , государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права ... 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих — только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами . Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. — "Сборник международных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Международные нормативные акты ЮНЕСКО".

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств — "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996— 1997).



Поделиться