Субъект международного права и субъект международного правоотношения. Субъекты международного права: понятие и виды. Международный договор и международный обычай как источники международного права. Федеративные государства как субъекты международного прав

Субъекты международного права – эго участники международных межгосударственных отношений, которые обладают определенными правами, обязанностями, способные нести международно-правовую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение взятых на себя международных обязательств, а также за совершенные ими международные правонарушения. К субъектам международного права относятся: суверенные государства, нации и народы, международные межправительственные организации, а также особый субъект международного права город-государство Ватикан.

Все субъекты международного публичного права классифицируются в зависимости от их международно-правового статуса на:

  • первичные (основные) или суверенные ;
  • вторичные (второстепенные) или производные.

К первичным (основным) относятся суверенные государства, а также нации и народы. К вторичным (производным) или несуверенным субъектам относятся международные межправительственные организации.

Основными характеристиками (признаками) субъекта международного права являются:

  • – субъекты международного права, будучи участниками международных межгосударственных отношений являются носителями юридических прав и обязанностей. В силу этого им свойственна определенная внешняя обособленность, способность выражать и защищать свои государственные (национальные) интересы, а также принимать участие в создании норм международного права;
  • – субъекты международного права приобретают свои права и обязанности в силу норм международного права, т.е. нормы международного права являются для субъектов международного права правовой основой их деятельности на международной арене;
  • – сами субъекты международного права обладают правом международного правотворчества. Они же являются не только создателями норм международного права, но и его исполнителями, гарантами выполнения взятых на себя международных обязательств.

Таким образом, каждый субъект международного публичного права должен обладать способностью самостоятельно участвовать в международных правоотношениях и непосредственно вступать в юридические отношения с другими участниками международного сообщества.

Каждый субъект международного права обладает международной правосубъектностью, т.е. способностью являться субъектом международного права. В понятие международной правосубъектности субъекта международного права входят международная правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Международная правоспособность – это способность иметь права и нести юридические обязанности. Ею обладают государства с момента образования, также нации, борющиеся за свою независимость – с момента признания; международные межправительственные организации – с момента вступления в юридическую силу учредительных документов; физические лица – при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах (хотя они не являются субъектами международного права в полном смысле, поскольку не создают международно-правовые нормы).

Дееспособность субъекта международного права означает самостоятельное осуществление им своих прав и обязанностей.

Деликтоспособность субъекта международного права означает его способность нести международно-правовую ответственность за совершенные им международные правонарушения.

В зависимости от международно-правового статуса субъекты международного права могут обладать общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Общая правосубъектность – это способность участников международных отношений быть субъектом международного права вообще. Общей правосубъектностью обладают исключительно суверенные государства, поскольку являются основными (суверенными) субъектами международных отношений. Это обусловлено особенностью их международно-правового статуса, поскольку всем государствам присущ суверенитет. Теоретически общей правосубъектностью обладают и нации, которые борются за свою независимость, например, народ Палестины (Палестинской автономии), борющийся за создание независимого государства.

Отраслевая правосубъектность представляет собой способность участников международных отношений быть субъектом международного права лишь в определенной области (сфере) международных межгосударственных отношений. Ею обладают межправительственные международные организации, например, Международная морская организация в соответствии с ее Уставом может принимать участие в организации торгового судоходства, безопасности мореплавания, предотвращения дальнейшего загрязнения моря с судов и т.п.

Специальная правосубъектность – это способность участников международных межгосударственных отношений быть субъектом международного права лишь только определенного круга международных правоотношений и только в рамках какой-либо отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью обладают физические лица. Она признается практически всеми общеизвестными международно-правовыми документами, содержащими международные стандарты прав человека и основных его свобод: Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (ст. 6), Международной конвенцией 1990 г. "О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей" (ст. 8) и др.

Государство – это основной, самодостаточный (суверенный) субъект международного права. Основными характеристиками любого государства являются:

  • – суверенитет;
  • – население;
  • – территория;
  • – наличие государственной власти.

Международно-правовой статус государства представляет собой совокупность основных прав и обязанностей государства.

Основными правами государства являются:

  • – право на независимое и равноправное сотрудничество с другими субъектами международного нрава;
  • – право на свободное осуществление своих законных прав и национальных интересов;
  • – право государственной юрисдикции над своей (государственной) территорией, включая территориальное море, воздушное пространство, граждан, имеющих гражданство соответствующего государства и имущество, находящееся на территории данного государства, природные ресурсы;
  • – право на создание дипломатических и консульских учреждений за пределами государства;
  • – право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения (актов агрессии);
  • – право на участие в международных соглашениях;
  • – право признавать или не признавать вновь появившиеся на международной арене субъекты международного права (молодые государства, правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, оппозицию) и др.

К основным обязанностям государства можно отнести:

  • – уважение и соблюдение основных принципов международного права в рамках осуществления межгосударственного сотрудничества с другими субъектами международного нрава;
  • – добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств в рамках двусторонних и многосторонних международных соглашений;
  • – уважение законных прав и интересов других субъектов международного права.

Важным правом государства является его право признавать других субъектов международного нрава. Международно-правовое признание – это односторонний, внешнеполитический акт, издаваемый с определенной целью – установить официальные отношения с признаваемой стороной. В международной практике существуют две основные формы официального признания: де-юре и де-факто.

Признание де-юре – это полное или окончательное признание, которое влечет за собой установление дипломатических и консульских отношений с признаваемой стороной. Оно создает широкие возможности для всестороннего международного сотрудничества и нс может быть взято обратно.

Признание де-факто в международной практике встречается редко, его называют еще неполным признанием. Оно применяется для признания правительства, пришедшего к власти не конституционным путем, а в результате переворота или оппозиции и может быть взято обратно.

Нация – это исторически сложившаяся общность людей, которой присущи определенные признаки:

  • – общая территория;
  • – общность экономического уклада жизни;
  • – общность духовно-культурных ценностей (язык, культура, искусство и т.п.).

Термин "народ" представляет собой более широкую общность или даже совокупность национально-этнических групп, в которую могут входить не только нации, но и народности. Они обладают национальным суверенитетом, а народы – народным суверенитетом. Поэтому они относятся, также как и государства, к основным субъектам международного права.

Основу международно-правового статуса наций и народов составляет принцип равноправия и самоопределения народов, закрепленный в п. 2 ст. 1 Устава ООН. В соответствии с Декларацией "О предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН на XV сессии 14 декабря 1960 г., народы вправе в собственных интересах распоряжаться собственными естественными богатствами. Эта Декларация провозглашает основополагающие принципы, регламентирующие международно-правовой статус наций и народов как основных субъектов международного права:

  • – принцип запрета па подчинение народов иностранному игу и господству;
  • – все народы имеют право на самоопределение;
  • – недопустимость использования недостаточного политического, экономического, социального и культурного развития для задержки достижения независимости;
  • – принцип уважения целостности национальных территорий и др.

Иными словами, каждое государство обязано воздерживаться от любых действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. Аналогичные положения содержатся и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

Народный и национальный суверенитет может выражаться в различных формах самоопределения наций и народов. Например, в создании независимого государства, посредством свободного присоединения к независимому государству или объединения с ним, а также путем установления иного политического статуса (автономии), который свободно определяется народом (нацией).

Международная (межправительственная) организация – это объединение государств, созданное основными субъектами международного права на основе международного договора для выполнения определенных функций или достижения каких-либо целей, которое обладает международной правосубъектностью и учреждается в соответствии с международным правом. Международные межправительственные организации являются вторичными субъектами международного права, поскольку не обладают суверенитетом, создаются и прекращают свое существование на основе добровольного изъявления воль основных (суверенных) субъектов. Основой их международно-правового статуса является устав соответствующей организации и иные учредительные документы, в которых определяются ее права и обязанности.

К основным правам международных межправительственных организаций относятся:

  • – право на нормотворчество, т.е. на создание норм международного права (в соответствии и их уставами);
  • – право на иммунитеты и внутренние права, которые также определяются всеми государствами-участниками.

Что же касается международных неправительственных организаций, например, "Грин-Пис", международных правозащитных организаций, фондов, ассоциаций и т.п. – они не являются субъектами международного права, поскольку их создателями выступают физические либо юридические лица. Более того, они не создают нормы международного права.

К особым субъектам международного права относится город-государство Ватикан, являющийся резиденцией Святого престола или Международным центром католической церкви. Такой особый статус Ватикан приобрел в силу сложившегося международного обычая. Ватикан, являясь полноценным субъектом международного права активно участвует в международных отношениях, учреждает свои представительства в других государствах, а также сотрудничает с другими субъектами международного права, например, с международными организациями, является участником международных соглашений.

Физические лица в международном публичном праве в принципе не являются субъектами международного права, поскольку само международное право, хотя и защищает интересы физических лиц, их основные права и свободы, но наделяет правами и обязанностями непосредственно не их, а государства, гражданами которых они являются. Все международные договоры заключаются государствами, а, следовательно, конкретные права и обязанности из этих соглашений адресованы государствам, а не физическим лицам. К тому же физические лица не могут создавать нормы международного права.

Однако, в современных условиях очевидно, что права и обязанности индивидов, а также государств по отношению к индивидам регламентируются во многих общеизвестных источниках международного публичного права, например, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Женевской конвенции "Об обращении с военнопленными" 1949 г., Европейской конвенции "О защите прав человека и основных его свобод" 1950 г. и ряде других международных актов.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Вопросы, связанные с правосубъектностью индивидов регламентируются также в двух соглашениях России с другими государствами, например, в Договоре "О дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией" 1993 г. говорится о том, что стороны будут всемерно способствовать расширению контактов между гражданами обеих стран.

В соответствии со ст. 25 Европейской конвенции "О защите прав человека и основных его свобод" 1950 г. любое лицо или группа лиц вправе направить петицию в Европейскую комиссию по правам человека или обратиться в Европейских суд по правам человека, исчерпав все возможные средства защиты на внутригосударственном уровне.

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Из истории

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:

    постоянное население;

    определенная территория;

    правительство;

    способность вступать в отношения с другими государствами.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть .

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов». В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость . Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

    государства юридически равны;

    каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

    каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

    территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

    каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

    каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Любое государство обязано поддерживать отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен (верховенству) международного права.

Особенности правосубъектности федеративных государств

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешнихсношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права. Как отмечается в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г., «федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом». Например, согласно ст. 10 Конституции США ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой.

РФ является демократическим федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Республика в составе РФ имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Согласно п. «к» ст. 71 Конституции 1993 г. в ведении РФ находятся:

    внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

    внешнеэкономические отношения РФ;

    оборона и безопасность;

    определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Вне пределов ведения РФ и совместных полномочий субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ » 1998 г. субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Республики не вправе:

    вступать в отношения с иностранными государствами;

    заключать с ними межправительственные договоры;

    обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами;

    быть членами межправительственных организаций.

Республики могут заключать международные договоры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер. Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров РФ. В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в иностранных государствах, которые не являются дипломатическими учреждениями.

3.1.1 Основные понятия

Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей; это лицо, поведение которого регулируется международным правом и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления своих претензий в международные органы.

Государства являются традиционными, первичными, основными, первоначальными, универсальными, типичными, суверенными, правосоздающими и правоприменяющими субъектами международного права. Государство в качестве первичного субъекта международного права никем не создается, его появление – это результат естественного исторического процесса. Государство обладает суверенитетом и международной правосубъектностью в силу самого факта своего возникновения.

Нации, борющиеся за независимость (НБН), – это традиционные, первичные, производные, основные, нетипичные, универсальные, потенциально суверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Нации, борющиеся за независимость, также никем не создаются, а возникают в результате исторического развития. Однако НБН должны быть признаны в качестве таковых государствами на международно-правовом уровне, поэтому их международная правосубъектность имеет производный характер. В отличие от государств, которые постоянно функционируют на международной арене, НБН далеко не всегда присутствуют в международной жизни, поэтому они являются нетипичными субъектами международного права.

Государствоподобные образования (ГПО) представляют собой традиционные, вторичные, производные, основные, частично суверенные, нетипичные, универсальные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Государствоподобные образования создаются государствами на основе международного договора, поэтому являются вторичными субъектами. Объем их международной правосубъектности определяется государствами и имеет производный характер. На основе международного соглашения ГПО частично обладают суверенитетом, как и НБН, они не всегда в принципе существуют на международной арене, поэтому также являются нетипичными субъектами.

Международные межправительственные организации (ММПО) – традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, несуверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты).

Международные межправительственные организации не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. Международные межправительственные организации – постоянные участники международных отношений, их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим ММВО – типичные субъекты международного права.

Определяющим качеством субъекта международного права служит наличие у него международной правосубъектности. Элементами международной правосубъектности являются:

· участие в процессе создания и применения норм международного права;

· участие в работе международных конференций и членство в международных организациях;

· право на коллективную и индивидуальную самооборону;

· право защищать свои права в международных органах.

3.1.2 Государства – основные субъекты международного публичного права

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Суверенитет – это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты. Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства. Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права). В декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права (невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения принятых на себя обязательств, разрешения международных споров мирными средствами и др.). Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия.

3.1.3 Международная правосубъектность народов (наций)

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.


Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец ХIХ – начало ХХ вв. Особенно динамичное развитие он приобрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило свое юридическое оформление в качестве основного принципа международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится, что все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН.

В современном международном праве имеются нормы, подтверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения – не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции. Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций – нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом. Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной направленности оно свою задачу выполнило.

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав:

· право на самостоятельное волеизъявление;

· право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права;

· право на участие в международных организациях и конференциях;

· право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств. Права борющейся нации охраняются международным правом. Нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

3.1.4 Правосубъектность международных организаций

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Неправительственные международные организации, такие как Всемирная федерация профсоюзов, и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами

лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом». Уставы этих организаций, в отличие от уставов межгосударственных организаций, не являются международными договорами. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основными правами международных организаций являются:

· право участвовать в создании международно-правовых норм;

· право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

· право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

· право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

Субъекты международного права – участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность (рис. 9).

Как и во внутригосударственном праве, в международном праве есть разные категории субъектов.

Рис. 9. Субъекты международного права

Основными субъектами международного права являются государства, нации, борющиеся за государственную независимость, и международные (межгосударственные) организации. Эти субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право и дееспособности), которая включает в себя такие важные права, как право заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои официальные представительства (дипломатические, консульские и др.), участвовать в работе международных конференций и т.д.

Наряду с основными субъектами существуют и иные субъекты международного права: государствоподобные субъекты.

Государствоподобные (государственно-подобные) образования – категория субъектов международного права, которые, обладая почти всеми признаками государства, имеют самостоятельность в международных отношениях, но пользуются международной правосубъектностью лишь частично, в тех областях международных отношений, которые представляют для каждого из них какой-либо интерес.

Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг). Особый статус после Второй мировой войны имел Западный Берлин (до объединения Германии в 1990 г.).

К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан. Правовой статус Ватикана определен специальными соглашениями с Италией 1984 года.

В области международной правосубъектности возник ряд новых явлений. Самое значительное из них – появление в международном праве человека как субъекта права, хотя и с весьма ограниченной правосубъектностью. Речь идет о международной правосубъектности индивида.

Индивиды и международные юридические лица – новейшая (нетрадиционная) категория субъектов международного права. Объем международной правосубъектности имеет ограниченный характер, поскольку в соответствии с положениями применимых международных договоров они могут вступать лишь в международные правоотношения некоторых видов в гуманитарной, морской, уголовно-правовой, процессуальной, экономической областях.

Образовалась целая отрасль международного права, посвященная правам человека. Основные права и свободы человека все больше определяются международным правом несмотря на то, что они реализуются в основном через внутригосударственное право. Человек уже имеет некоторые юридические возможности выступать на международной арене в защиту своих прав и свобод. Жалобы индивидов становятся предметом рассмотрения в международных организациях, прежде всего в ООН. В некоторых региональных организациях, например в Европейском Союзе, Совете Европы, физические лица вправе обращаться для защиты своих прав в международные региональные суды. Индивиды являются субъектами международной уголовной ответственности за международные преступления.

Некоторыми элементами международной правосубъектности обладают также международные неправительственные организации, например, консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС). Он дает право участия в некоторых международных конференциях без решающего голоса.

Признание существования различных категорий субъектов международного права, участников международно-правовых отношений, не означает приравнивания их к основным субъектам международного права, в частности к государствам. Например, индивиды не обладают такими элементами международной правосубъектности, как право быть участниками международных договоров, членами международных межправительственных организаций, тем более – создавать нормы международного права, как это могут делать его основные субъекты.

Субъекты МП - это участники м/н отношений, имеющие м/н права и обязанности и несущие ответственность по своим обязательствам

Субъекты МП выступают не только носителями прав и обязанностей, но и принимают участие в становлении и поддержании м/н правопорядка, в создании и осуществлении международно-правовых норм.

Субъекты МП, в зависимости от своей правовой природы и происхождения, подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверенными и несуверенными.

Первичные субъекты МП - это гос-ва, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в м/н отношениях и эволюционируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.

Первичные субъекты МП - это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipso facto), становятся носителями м/н прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты МП делают возможным создание м/н правопорядка и существование самого МП. 1. Гос-ва. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов). 2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы: территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при межд. организациях.

К категории производных (вторичных) субъектов МП относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности первичных субъектов МП, прежде всего, государств, а в ряде случаев и договоренности между уже конституированными производными субъектами МП.

К производным (вторичным) субъектам относятся. 1. М/н организации. Существует два вида: межправительственные организации, создаваемые самими гос-вами на основании договоров в соответствии с международным правом. Все организации действуют на основе уставов (например, Устава ООН), которые наделяют их правом участвовать в м/н отношениях от собственного имени в соответствии с компетенцией, установленной для каждой из них. Межд межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.). Межд неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) – основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами. Только м/н межправительственные организации относятся к субъектам МП. Неправительственные м/н организации этим качеством не обладают.

2. Другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности – государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными гос-вами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия гос-ва со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.

Помимо этого существуют участники отдельных видов межд-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты) К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд. правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.

Одним из самых дискуссионных в науке МП является вопрос о межд правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь действительно широк от полного отрицания межд. правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом МП.

Все субъекты МП действуют в м/н отношениях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами - уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов МП. В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоизмениться) одновременно с прекращением или изменением учредительного документа.

Признаки субъектов МП состоят в следующем:

А) каждый субъект независим в пределах собственных границ и не имеет права вмешиваться в дела другого субъекта;

Б) субъекты обладают м/н правосубъектностью (имеют право осуществлять все действия, вытекающие из их суверенитета на м/н арене, например, имеют право заключать м/н договоры, быть членами м/н организаций, иметь дипломатические и консульские представительства и др.);

В) создают нормы МП,

Г) все они несут международную ответственность.

М/н правосубъектность

С понятием субъекта МП связана характеристика м/н правосубъектности - обобщающего термина для обозначения соединения в юридическом статусе правоспособности и дееспособности. Сам термин «м/н правосубъектность» присущ не только научной терминологии, но и многим международно-правовым актам. В качестве примеров можно привести положение Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между гос-вами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.) о том, что «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств».

Правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей.

Права и обязанности субъектов неоднородны.

Изначальными являются основные права и обязанности, непосредственно порождаемые м/н правосубъектностью и служащие предпосылкой м/н правоотношений. В начале нашего столетия известный российский ученый-международник Ф. Ф. Мартене применительно к гос-вам (а иных субъектов МП тогда не было) высказал следующее суждение: «Основные права государств неразрывно связаны с международными свойствами последних и, следовательно, со всем положением государств в качестве м/н личностей... Без этих прав гос-ва не в состоянии достигнуть разумной цели м/н жизни; без них они не члены м/н общения».

Основные права и обязанности можно разделить на две группы: основные общесубъектные права, присущие всем категориям субъектов, и основные субъектно-видовые права, свойственные определенной категории субъектов.

К первой группе относятся: право (юридическая способность) участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, т. е. взаимодействия с другими субъектами; право реализации в этих отношениях своих субъектных правомочий и несения обязанностей; право защиты своих прав предусмотренными юридическими средствами; обязанность уважения статуса других субъектов; обязанность добросовестного соблюдения м/н принципов и норм.

Ко второй группе применительно к гос-вам относятся: право участвовать в создании международно-правовых норм, прежде всего, путем заключения м/н договоров; право устанавливать дипломатические и консульские отношения с другими гос-вами, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами; право быть членом универсальных и региональных м/н организаций и иметь при них свои представительства; право защищать свою правосубъектность, включая право на индивидуальную и коллективную самооборону.

Основные обязанности гос-ва опр-ся содержанием основных принципов МП и включают сотрудничество с другими гос-вами, невмешательство в их внутренние дела, воздержание от угрозы силой или ее применения и т. д.

Относящиеся к этой группе субъектно-видовые права и обязанности м/н организаций определяются их уставами или иного рода учредительными актами соответственно функциям каждой из них. Другие, не основные, права и обязанности субъектов МП представляют собой конкретные результаты волеизъявления, деятельности самих субъектов. Реализуя свое право заключения м/н договоров, гос-ва, м/н организации и некоторые другие субъекты устанавливают для себя и для находящихся под их юрисдикцией субъектов индивидуальные права и обязанности, содержание и объем которых могут изменяться при заключении новых договоров.

Каждое гос-во, участвуя в том или ином международном договоре, прежде всего, принимает на себя определенные обязательства и согласовывает с другими гос-ми свои правомочия, вытекающие из данного договора. Вместе с тем оно фиксирует в договоре права и обязанности, адресованные своим компетентным органам, должностным лицам, своим гражданам и иным находящимся под его юрисдикцией лицам.

М/н правосубъектность государств. Государственный суверенитет.

М/н правосубъектность гос-ва универсальна. Это означает полномасштабное участие гос-ва в создании и поддержании м/н правопорядка, в выработке норм МП, способность в полном объеме как приобретать, так и реализовывать права, а также выполнять взятые на себя обязательства. Вместе с тем каждое гос-во, как говорится в Декларации ООН о принципах МП 1970 года, обязано уважать правосубъектность других государств.

С точки зрения современного МП гос-во может быть определено как образование, обладающее определенной территорией и постоянно проживающим на ней населением, которое находится под контролем собственных властных структур, а также способное устанавливать формальные отношения с другими аналогичными образованиями.

Верховенство гос-ва в пределах своей территории, самостоятельность и независимость во взаимоотношениях с другими гос-вами в своей совокупности составляют государственный суверенитет.

Государственный суверенитет, будучи по своей юридической природе международно-правовой категорией, представляет собой основу, которая обусловливает общий международно-правовой статус гос-ва, его права и обязанности. Обладание суверенитетом делает гос-ва юридически равными между собой, обеспечивает им в рамках мирового сообщества независимость и самостоятельность.

Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН. В частности, п. 1 ст. 2 Устава гласит, что Организация Объединенных Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

Постоянно нейтральные гос-ва.

Постоянно нейтральным считается гос-во, которое добровольно приняло на себя в соответствии с международным договором или в одностороннем порядке обязательство соблюдать постоянный нейтралитет, то есть не вступать в военные союзы и не допускать на своей территории военного присутствия иностранных государств в мирное и военное время.

Режим постоянного нейтралитета предполагает, что гос-во, взявшее на себя соответствующее обяво, будет проводить политику, исключающую ее вовлечение в войну, и оставаться нейтральным в случае вооруженного конфликта между другими странами. Состояние постоянного нейтралитета, как правило, гарантируется либо формально признается другими гос-ми.

Постоянный нейтралитет не влечет за собой утраты нейтральным гос-вом суверенитета и м/н правосубъектности, за исключением ограничений военного характера. Постоянно нейтральное гос-во может в целях собственной обороны располагать соответствующими вооруженными силами.

В настоящее время постоянно нейтральными гос-вами являются Швейцария (согласно Парижскому акту о признании и гарантиях постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории от 8 (20) ноября 1815 г.), Австрия (в соответствии с Федеральным конституционным законом о нейтралитете Австрии от 26 октября 1955 г.), Мальта (Декларация правительства Республики Мальта от 14 мая 1981 г.), Туркменистан (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1995 г. и Конституционный закон Туркменистана от 12 декабря 1995 г.), Ватикан (Латеранский договор с Италией от 11 февраля 1929 г.), Республика Сан-Марино (Договор с Италией от 31 марта 1939 г.), Камбоджа (Соглашение, подписанное на Парижской конференции по Камбодже 23 октября 1991 г.).

Политике нейтралитета, в том числе во время войны, традиционно следует Швеция, однако такое положение формально не зафиксировано ни во внутренних конституционных актах, ни в м/н документах.

Основные (фундаментальные) права и обязанности государств.

Среди м/н прав и обязанностей, которыми руководствуются в общении между собой все субъекты МП, по традиции в отдельную категорию выделяются основные (фундаментальные) права и обязанности государств. Они могут быть определены как права и обязанности, которые принадлежат гос-вам непосредственно в силу их первичной м/н правосубъектности и которые поэтому являются предпосылкой существования м/н правопорядка в целом.

Конкретное содержание категории основных прав и обязанностей достаточно условно, и все попытки, в том числе в рамках ООН, составить их согласованный перечень до сих пор успеха не имели. Вместе с тем несомненна объективная правовая взаимозависимость основных прав и обязанностей государств с руководящими принципами современного МП, которые находят свое формально-нормативное выражение в категории основных прав и обязанностей.

С учетом этого к числу непременных, основополагающих прав гос-ва могут быть, в частности, отнесены: суверенное равенство гос-в, право на независимость, осуществление верховенства над своей территорией, право на индивидуальную или коллективную самооборону.

Из основных прав государств вытекают их обязанности в отношении других членов м/н сообщества и сообщества в целом: уважение суверенитета других государств, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой, сохранение мира и поддержание м/н безопасности, развитие м/н экономического сотрудничества, защита прав человека, охрана окружающей среды.

М/н правосубъектность наций и народов.

Приобретение статуса субъекта МП может стать следствием самоопределения нации или народа; однако м/н правосубъектность сама по себе не вытекает автоматически из реализации их права на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН (ст. 1, п. 2; ст. 55, 73, 76).

Самоопределение наций и народов, если судить по современной международно-правовой практике, может осуществляться в самых различных формах, включая и те, при которых не встает проблема признания м/н правосубъектности за тем или иным народом.

Кроме того, принцип равноправия и самоопределения народов не должен использоваться в ущерб территориальной целостности и политического единства государств, которые его соблюдают и обеспечивают представительство всех слоев населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации.

Современная м/н практика свидетельствует о том, что народы, опираясь на принцип самоопределения, вправе претендовать на признание их субъектами МП только при опред-ных усл-ях и на достаточно продвинутом этапе практической реализации права на самоопределение.

М/н правосубъектность самоуправляемых политико-территориальных образований.

В м/н отношениях могут участвовать особые политико-территориальные образования (иногда их называют гос-воподобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, м/н правосубъектностью.

Чаще всего такие образования носят временный характер и возникают как следствие неурегулированности территориальных претензий различных стран друг к другу.

Именно к этой категории исторически относились Вольный город Краков (1815-1846 гг.), Свободное гос-во Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), а в послевоенный период Свободная территория Триест (1947-1954 гг.) и, в определенной степени, Западный Берлин, который пользовался особым статусом, установленным в 1971 году Четырехсторонним соглашением СССР, США, Великобритании и Франции. Режим, близкий к статусу «вольного города», существовал в Танжере (1923-1940 и 1945-1956 гг.), в Сааре (1919-1935 и 1945-1955 гг.), а также был предусмотрен на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1947 г. для Иерусалима.

Общим для политико-территориальных образований такого рода явл-ся то, что практически во всех случаях они создавались на основе м/н соглашений, как правило, мирных договоров.

Такие соглашения наделяли их определенной м/н правосубъектностью, предусматривали независимое конституционное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы.

М/н режим, установленный в отношении «вольных городов» и аналогичных политико-территориальных образований, в большинстве случаев предусматривал их демилитаризацию и нейтрализацию. Гарантами соблюдения их м/н режима становились либо м/н организации (Лига Наций, ООН), либо отдельные заинтересованные страны.

Характер м/н правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена

В настоящее время стало общепризнанным, что Ватикан (Святой престол) является субъектом МП. Его правосубъектность выводится из м/н роли Ватикана как независимого руководящего центра католической церкви, организованной в мировом масштабе и активно участвующей в мировой политике.

Особое образование - Гос-во-город Ватикан, созданное в соответствии с Латеранским договором между Италией и Святым престолом от 11 февраля 1929 г. и наделенное некоторыми чертами государственности, является чисто формальным выражением самостоятельности и независимости Ватикана (Святого престола) в мировых делах.

Именно с Ватиканом (Святым престолом), а не с Гос-вом-городом Ватикан поддерживают дипломатические и официальные отношения 165 стран мира, включая Российскую Федерацию (с 1990 г.) и практически все страны СНГ. Ватикан участвует во многих двусторонних и многосторонних м/н соглашениях. Имеет статус официального наблюдателя в ООН, ЮНЕСКО, ФАО, является членом ОБСЕ. Ватикан заключает особые м/н договоры - конкордаты, которые регулируют взаимоотношения католической церкви с государственными властями. Он имеет во многих странах послов, именуемых нунциями.

Более сложен вопрос о правосубъектности Мальтийского ордена (официальное название - Суверенный военный орден госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты).

После потери территориального суверенитета и государственности на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1834 года в Италии, где ему были подтверждены права суверенного образования и м/н правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает официальные и дипломатические отношения с 81 гос-вом, включая Россию, представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих официальных представителей при ЮНЕСКО, ФАО, Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.

Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена - Великий магистр обладает иммунитетами и привилегиями, присущими главе гос-ва.

Сохранение за Мальтийским орденом элементов м/н правосубъектности можно рассматривать как своеобразный отголосок многовекового непрерывного существования Ордена в качестве суверенного и независимого государственного образования, а также как признание современной роли Ордена в деле м/н благотворительности.

Международные организации

Основой правосубъектности МПО является соответствующий учредительный документ, который наделяет ее правом участвовать в м/н отношениях и принимать решения от имени организации в целом, а не от имени государств-членов, а также заключать м/н договоры с гос-вами и другими межправительственными организациями.

Правосубъектность МПО носит, в отличие от государств, функциональный характер, поскольку она ограничена целями и задачами, определенными учредительным документом.

Вопрос о м/н правосубъектности индивидов

Многие межгосударственные договоры посвящены урегулированию правоотношений между правительствами государств и их физическими и юридическими лицами, в частности, в области обеспечения прав и основных свобод человека. Это объективно наделяет индивида некоторыми правами на основе МП. Но во всех случаях эти права имеют исключительно вторичный характер, поскольку являются следствием соглашения участников соответствующих межгосударственных договоров.

Индивид сам по себе не имеет правовой возможности участвовать в м/н отношениях, а также в создании норм МП. Соответственно, следует считать, что физические и юридические лица субъектами МП не являются.

Транснациональные корпорации

Вопрос о правосубъектности ТНК методологически схож с проблемой м/н правосубъектности индивидов. ТНК представляют собой качественно новый уровень м/н разделения труда. Их организационная структура предусматривает строго централизованное управление финансово-технологическими связями между входящими в ТНК филиалами и предприятиями, расположенными в различных гос-вах. ТНК от своего имени уже сейчас заключают соглашения как с отдельными странами, так и с международными финансово-экономическими организациями. Значительна роль ТНК в поддержании м/н взаимоотношений производственного, научно-технического, валютно-финансового характера, а также в области энергетики, связи, транспорта, новых технологий.

Все это дает основание говорить об образовании своего рода транснационального права как ветви м/н эк-го права, в рамках которого ТНК могли бы стать носителями не только определенных прав, но и обязанностей. Однако сейчас рассматривать ТНК в качестве субъекта МП было бы преждевременным.

Источники международного права представляют собой установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.

Источники международного права - это формы выражения норм права, которые имеют юридически обязательный характер

Статут Международного Суда ООН (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) (ст. 38) содержит перечень источников международного права. К ним относятся:

1) международный договор (конвенция, как общая, так и специальная), имеющий целью устанавливать правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай;

3) общие принципы права;

4) с оговоркой, указанной в ст. 59 (решение суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу), судебные решения и доктрины

В международной литературе источники принято делить на основные и вспомогательные: к основным относятся международные конвенции (договоры) и обычаи, к вспомогательным - принципы права, документы международных организций, судебные решения и доктрины.

Международный договор по своей сути - это соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей

Международный договор занимает главенствующее положение среди других источников международного права. Как правило, международный договор юридически обязателен только для его участников.

Наименование договора (соглашение, конвенция, пакт и т. д.) выбирают его участники. Международный обычай - сложившееся на практике и широко применяемое между субъектами международного права правило поведения, не закрепленное в международном договоре и которое признано в качестве правовой нормы

Различие между международным договором и обычаем заключается в том, что международный договор оформляется в письменном виде и является официальном документом, что не свойственно обычаю

Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями Примерами могут служить такие принципы, «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет» (nemo plus juris transfere potest quam ipse habet), «специальный закон отменяет общий закон» (lex speciahs derogate generalis) и т. д.

Важное значение этих принципов заключается в том, что они способствуют правильному толкованию и применению международно-правовых норм.

Судебные решения приравниваются к нормам права, как правило, в западной юриспруденции. Судебные решения - одно из распространенных средств, позволяющих выявить существование обычных норм международного права, независимо от того, приняты ли они международными или внутригосударственными судебными органами.

Доктрина - это вспомогательное средство для определения норм. Она оказывает большое влияние на развитие международного права, поскольку при подготовке актов иногда учитываются и используются мнения специалистов по различным вопросам международного права. Иногда доктрина может стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) международного законодательства.

Дипломатическая практика государств, деятельность проводимых государствами международных конференций, функционирование международных межправительственных организаций свидетельствуют о рождении новых форм воплощения международно-правовых норм в виде актов международных конференций и совещаний и актов международных организаций. Имеются в виду не все такого рода акты, ибо, в принципе, документы конференций, совещаний, организаций имеют декларативный либо рекомендательный характер, а именно те акты, которые принимаются в целях установления и закрепления новых правил поведения и взаимоотношений государств, самих международных организаций, а также других субъектов.

Естественно, такие акты должны отвечать общим началам процесса нормообразования, т. е. в них государства должны выражать свои согласованные решения относительно как содержания, так и юридического значения фиксируемых положений именно как правовых норм. Они должны также соответствовать признанным условиям их действительности: во-первых, они не могут противоречить основным принципам международного права, императивным нормам jus cogens; во-вторых, они распространяются, как правило, лишь на те государства и международные организации, которые приняли их.

Таким образом, применительно к современному состоянию международного правового регулирования можно констатировать существование следующих разновидностей источников международного права: международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций, акты международных организаций и международных органов.

В систему международно-правового регулирования наряду с источниками, т. е. нормативными юридическими актами и обычаями, входят правоприменительные акты, исходящие от самих государств и международных организаций, а также от международных и национальных судебных учреждений, иных организаций и органов, в том числе на уровне отдельных государств.

Внутригосударственные законы не рассматриваются как источники международного права, поскольку они выражают интересы отдельного государства, принимаются и действуют в пределах его внутренней компетенции. Однако их содержание не безразлично для международно-правового регулирования. Во-первых, определенные законы, соответствующие закономерностям межгосударственного общения, оказывают позитивное влияние на создание новых норм международного права. Во-вторых, наличие в нескольких или многих государствах родственных по содержанию законов в сфере, близкой к предмету международно-правового регулирования, может свидетельствовать о становлении международного обычая, признаваемого государствами. В-третьих, в процессе взаимного общения государства должны уважать законы друг друга, затрагивающие вопросы такого общения и не противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права, соизмерять свои действия с этими законами. В-четвертых, надлежащая реализация многих международно-правовых норм обусловлена согласованными и взаимодействующими с ними национальными законами.

Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах)

Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или только между другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.

Международный обычай

Характеристика этого источника международного права дана в упомянутой выше ст. 38 Статута Международного Суда ООН: международный обычай - «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение. Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, - это традиционное основание признания обычая как источника права (таково, например, становление в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств). Однако возможно рождение обычая в качестве источника права в короткий промежуток времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами свободы использования космического пространства, позднее получившей договорное закрепление).

Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулировками правил, однако это ни в коей мере не свидетельствует о «призрачности» обычая. Он фиксируется во внешнеполитических документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке, обретая зримые очертания, хотя и не столь формализованные, как в договоре, ввиду чего уяснение его содержания является более сложным и противоречивым.

Международное право не дает оснований для предположения о различной юридической силе обычая и договора в пользу договора. Договор и обычай в равной мере обязательны для тех государств (субъектов вообще), на которые они распространяются.

Поскольку при переходе от обычая к договору новый источник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств, типичны ситуации, когда по одному и тому же вопросу применяются одновременно оба источника - и международный договор, и международный обычай, но каждый применительно к «своей» группе государств. Например, правила, регламентирующие дипломатические иммунитеты, проистекают из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.

При этом во многих договорах формулируется положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах. Так, в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях подтверждается, что «нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции».

При сопоставлении договора и обычая как источников международного права следует иметь в виду, что договор концентрирует определенную совокупность тематически однородных норм, а обычай - это почти всегда одна норма, вследствие чего понятия обычая как нормы и обычая как источника права переплетаются



Поделиться