Дорожно-транспортный травматизм: причины и профилактика. Профилактика травматизма и мероприятия по его предотвращению Основные причины дорожно транспортного травматизма

Травматизм - совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм - часть общей заболеваемости населения.

В нашей стране травмы подразделяют на:

-производственные:

  • промышленные,
  • сельскохозяйственные,
  • строительные,
  • на транспорте и др.

-непроизводственные:

  • бытовые,
  • уличные,
  • дорожно-транспортные,
  • спортивные,
  • школьные,
  • детские и пр.

Детский травматизм

Производственный травматизм.

Производственная травма - травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.

Причины производственных травм разделяются на:

-Организационные:

  • недостатки в организации и содержании рабочего места,
  • применение неправильных приемов работы,
  • недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности,
  • допуск к работе неподготовленных рабочих,
  • плохая организация трудового процесса,
  • отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.

-Санитарно-гигиенические:

  • отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты,
  • неправильное освещение рабочих мест,
  • чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль,
  • недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.

-Личного характера:

  • заболевание или утомление рабочего,
  • недостаточная квалификация,
  • неудовлетворительные бытовые условия,
  • алкогольное опьянение.

Травматизм бытовой.

Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе и т.д. К нему относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы - приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.

Профилактика бытовых травм включает:

  • улучшение условий быта;
  • расширение коммунальных услуг населению;
  • рациональную организацию досуга;
  • проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
  • широкую антиалкогольную пропаганду;
  • целенаправленную работу по созданию здорового быта;
  • организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
  • широкое привлечение общественности.

Дорожно-транспортный травматизм.

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Каждый год на дорогах гибнет около 40 тысяч человек и еще около 300 тысяч получают травмы и нередко становятся инвалидами.

Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:

  • превышение скорости;
  • проезд на красный цвет;
  • вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
  • непристегнутый ремень безопасности;
  • переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.

Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями - одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

Уличный травматизм.

К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70% случаев, ушибы и растяжения в 20-22%, ранения мягких тканей в 4-6%. Главным образом повреждаются конечности (83-85%).

Причинами уличного травматизма являются:

  • плохая организация уличного движения,
  • узкие улицы с интенсивным движением,
  • недостаточная освещенность и сигнализация;
  • нарушение пешеходами правил уличного движения;
  • неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т.п.

Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:

  • рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
  • рациональную организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения;
  • обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах и трамваях и т. п.);
  • надзор за детьми и их досугом;
  • широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).

Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.

Детский травматизм.

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.

Выделяют следующие виды детского травматизма : 1) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35%), травмы при падении (22-20%), повреждения острыми предметами (18-20%), термическое воздействие (15-17%). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.

Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:

  • неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
  • отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
  • недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
  • дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т.ч. музыкальных, спортивных, СПТУ), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них - на перемене. Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир.

Спортивный травматизм.

Травматизм спортивный - несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых, групповых или индивидуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке) под наблюдением преподавателя или тренера. Несчастные случаи со школьниками во время занятий физкультурой по школьной программе в эту группу травм не включаются. Спортивные травмы составляют 2-3% всех травм. Наиболее часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем, борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта бывают типичные травмы. Так, у футболистов и хоккеистов чаще наблюдаются повреждения менисков коленного сустава; у лыжников и фигуристов – винтообразные переломы диафиза голени, лодыжек и растяжения связочного аппарата голеностопного сустава. Наиболее распространены повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей; переломы костей не превышают 3% общего числа травм, вывихи составляют 3-5%. По локализации наибольшее число повреждений приходится на конечности, далее следуют травмы головы и туловища. Объективным показателем тяжести повреждения является длительность и стойкость потери спортивной работоспособности.

Основные причины спортивного травматизма:

  • нарушения в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований;
  • неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагоприятные условия их проведения;
  • неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви;
  • недостаточный врачебный контроль;
  • слабая физическая подготовленность спортсмена (длительные перерывы в занятиях отсутствие систематических тренировок, переутомление и т. д.);
  • нарушения спортсменами дисциплины во время тренировок и соревнований.

Основные мероприятия по профилактике:

  • контроль за организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и соревнований (особенно у начинающих спортсменов). Весьма важны так называемая страховка и помощь на занятиях;
  • технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест занятий и соревнований, спортивного инвентаря, одежды, обуви и снаряжения спортсмена. Использование специальных защитных приспособлений (щитки, налокотники, наколенники, напульсники и т. д.);
  • защита от неблагоприятных метеорологических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения и т. д.);
  • медицинский контроль за занимающимися спортом. Первичные и вторичные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, перед возобновлением занятий после перерыва;
  • воспитание у спортсменов дисциплины, товарищеских взаимоотношений, а также пресечение всяких проявлений недисциплинированности;
  • обязательный анализ спортивных травм совместно с инструктором, тренерами, спортсменами.

Екатерина Костенко
Причины детского дорожно-транспортного травматизма

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

Неумение наблюдать.

Невнимательность.

Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

При выходе из дома.

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите его движение и оглянитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару :

Придерживайтесь правой стороны.

Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Если тротуар находится рядом с дорогой , родители должны держать ребенка за руку.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу :

Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой .

Подчеркивайте свои движения : поворот головы для осмотра дороги , остановку для осмотра дороги , остановку для пропуска автомобилей.

Учите ребенка всматриваться в даль, различать приближающиеся машины.

Не стойте с ребенком на краю тротуара.

Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части :

Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.

Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.

Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно .

Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу .

Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

Не торопитесь перейти дорогу , если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.

При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

Объясните ребенку, что даже на дороге , где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта :

Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

Подходите для посадки к двери только после полной остановки.

Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями) .

Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги , пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу ).

При движении транспорта стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Навык переключения на улицу : подходя к дороге , остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.

Навык спокойного, уверенного поведения на улице : уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

Навык переключения на самоконтроль : умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.

Навык предвидения опасности : ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения :

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом .

Выходя на проезжую часть дороги , прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.

Переходите дорогу только в местах , обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход» .

Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги .

Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге : показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.

Не выходите с ребенком из машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги , - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

СВЕТОФОР

Стоп, машина! Обождал шофер

Стоп, мотор! Немножко,

Тормози скорей, Снова выглянул

Шофер! В окошко.

Красный глаз Светофор

Глядит в упор - На этот раз

Это строгий Показал

Светофор. Зеленый глаз!

Вид он грозный Подмигнул

Не пускает… Путь открыт!»

Публикации по теме:

Преемственность в работе детского сада и школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо.

Пофилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо.

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма МДОУ Детский сад №10 «Светлячок» Организация работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма «Безопасное дорожное.

Здравствуйте дорогие маамовцы! Хочу предложить вашему вниманию материалл на тему «Система работы по предупреждению детского дорожно - транспортного.

Отчёт о проделанной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Ивня» Ивнянского района Белгородской области.

План ОД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма сентябрь Тема «Транспорт». Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт).

Дорожно-транспортный травматизм, профилактика

Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) – одна из наиболее частых бед, которыми человечество расплачивается за удобства, обретенные с техническим прогрессом. Как уберечься пешеходу от встречи с движущимся транспортом? Опыт полиции все стран показывает, что лучший прием самозащиты от ДТП – соблюдение правил выживания на улицах:

При переходе улицы смотри сначала налево, потом - направо;

В ожидании перехода не стой у края тротуара;

На остановке автобуса не поворачивайся спиной к движущемуся транспорту;

Автобус обходи сзади, а трамвай спереди

Не выпрыгивай на дорогу из-за сугроба;

Не переходи улицу на красный свет;

Пользуйся подземными переходами.

Как это обычно бывает в системе личной безопасности, самые простые средства оказываются и самыми надежными. Психика страдает от постоянного ощущения опасности, поэтому не стоит, разумеется, воспринимать каждую легковушку как проносящийся рядом железный предмет весом не меньше тонны (хотя так оно и есть). Но для защиты собственной жизни горожанину необходимо выработать у себя рефлексы пешеходной дисциплины. Например,

Любой вид транспорта может скрывать другой, движущийся с большой скоростью. Самый типичный случай, если пассажиры, нарушая правила, обходят автобус или троллейбус спереди: они практически не видят остального потока машин;

Ходить можно только по тротуарам, а если тротуара нет, идти лицом к движущемуся транспорту – тогда не только водитель увидит пешехода, но и пешеход – водителя.

Стоит иметь в виду, что ДТП – это наезд не только автомобиля, но и велосипеда (и мотоцикла), а сами велосипедисты – сильнейший источник напряженности для всех других водителей.

Особенно опасна дорога зимой. По данным милиции России, на зимние месяцы приходится 60% происшествий всего года.

Среди дней наиболее рискованными являются пятница и суббота. А в сутках самые сложные часы – с 16.00 до 20.00, за эти четыре часа происходит около 30% всех аварий и наездов.

Опасность ДТП для детей!

Гибель и потеря здоровья молодого поколения, относящегося к наиболее активной и перспективной части населения, приводит к невосполнимым потерям для будущего страны, подрывает ее демографический резерв.

Уже в раннем возрасте ребенок становится участником дорожного движения. Он осваивает роль пешехода, пассажира, велосипедиста сначала вместе со взрослыми, а затем включается в этот процесс самостоятельно. Но у детей, в отличие от нас, взрослых, нет знаний, навыков, умений… А поэтому взрослые, просто обязаны помочь ребенку найти свое место в огромном пока неизведанном мире, осознать себя частицей этого мира. Мы должны научить ребенка жить и действовать в этом мире, сообразуясь с его законами и правилами.

Чтобы дорога была дружелюбна к Вашим детям, изучайте с ними азбуку дорожной безопасности. Обучайте ребенка безопасным навыкам всегда, когда для этого предоставляется возможность, и, в первую очередь, своим личным примером.

Воспитывайте в нем потребность быть дисциплинированным. Ребенок должен получить четкие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Дети должны усвоить формулу безопасности:

  • предвидеть опасность;
  • при возможности - избегать;
  • при необходимости – действовать.

Начать нужно с простого.

Дорога в детский сад и домой

Чтобы ребенок лучше ориентиро­вался в уличном пространстве, по­играйте с ним в игру: «Дорога в детский сад». Для этого предло­жите ему самостоятельно запом­нить дорогу туда, куда вы регу­лярно ходите, или, наоборот, воз­вращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой. Ма­лышу будет трудно сразу запом­нить весь путь, поэтому разделите расстояние на отрезки, покажите явные приметы каждого. Аптеку, например, легко узнать по зеле­ному кресту. Хорошо узнаваемы сберкассы. Если ребенок не умеет читать, ориентирами для него мо­гут служить красочные афиши. Раз­вивайте зрительную память ре­бенка (где находятся магазины, школа, детский сад, аптеки, пе­шеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного дви­жения) и пространственные пред­ставления (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади).

Лево-право

Начинать учить детей распознавать левую и правую стороны своего тела, а также какого-либо персо­нажа, объекта рекомендуют с трех лет. Но усвоение этих понятий оста­ется довольно сложным и для стар­ших дошкольников. С одной сто­роны, эти представления имеют психофизическую основу. С другой - должна даваться всегда в опреде­ленной системе отсчета, т.е. слева (справа) от кого-то или чего-то. Поэтому взрослому тоже иногда требуется уточнить, какая сторона имеется в виду (характерный при­мер - зеркальное восприятие си­туации, когда ваш собеседник по­казывает, как вытереть грязь с лица.

Взрослые (родители, воспита­тели, учителя, гувернеры) должны постоянно, но ненавязчиво, между делом, повторять - где право, где лево, спрашивать, в какой руке - правой или левой - шоколадка у ребенка, сумочка у бабушки, в ка­кую сторону поехала машина. По­лезно повторить вопрос, переме­нив руку («А теперь?»), зайти с дру­гой стороны, повернуться к ребенку спиной, предложить ему поменять позу. Если вопрос о руке уже не вызывает затруднений, то сложными могут оставаться вопросы о колене, плече, локте. Когда ребенок лежит на животе или спине, на правом или левом боку, сплетает руки за спиной или над головой, скрещивает на груди,

стоит перед зеркалом, то система координат и представление о мире у него изменяются. Так же трудно ребенку понять, какие изменения произошли, когда аналогичным образом ведет себя человек, позу которого он описывает, или в какую сторону поехала машина.

Велосипед: можно и нельзя

Прежде чем воплотить мечту ре­бенка в реальность и приобрести велосипед, родителям следует об­ратить внимание на район прожи­вания и убедиться в наличии без­опасных мест - велосипедных дорожек, стадиона, парка или школь­ного двора. Допуская непоседливость детей, стоит учесть, что в любой момент он может выехать из своего двора и направиться к другу или однокласснику в сосед­ний квартал.

Оказавшись на проезжей части в потоке автотранспорта, даже под­готовленному человеку сложно сориентироваться в первые минуты движения, а что можно сказать о ребенке - одновременно работать ногами, удерживать руками руль, контролировать вокруг себя си­туацию и помнить о соблюдении мер безопасности. На любое из­менение дорожной обстановки при отсутствии опыта и навыков ребе­нок может растеряться, начать па­никовать и действовать неадек­ватно. Ребенок, только-только на­учившийся ездить на велосипеде, склонен переоценивать свои воз­можности и часто не понимает, ка­кие опасности подстерегают его на улице. Ежедневные поездки по­могают научиться уверенно управ­лять двухколесным другом, но в сложной дорожной обстановке нужны и другие навыки: знание техники и правил безопасности, мгновенная реакция и вниматель­ность.

Не следует забывать, что ве­лосипед - транспортное средство, одно из самых неустойчивых и не­защищенных, и даже незначитель­ные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные послед­ствия.

Велосипед для дошкольника должен быть:

Надежным и безопасным;

Соответствующим росту ребен­ка;

Удобным;

С одной скоростью, без ручного тормоза (концентрация внимания на переключение скоростей может отвлечь от управления и привести к падению).

Обязательно приобретите для ребенка светоотражатели, вело­сипедный флажок и шлем . И объ­ясните их назначение. Флажок кре­пится к втулке заднего колеса. Он должен быть выше головы ребенка. Это поможет маленькому участнику дорожного движения стать более заметным. Шлем защитит голову при падении и столкновении. Он не должен закрывать уши или ограничивать обзор.

А где можно кататься на вело­сипедах?

(Обычно дети отвечают: «По дороге»). Детям до 14 лет можно кататься на велосипеде только во дворе, на специально оборудованной детской площадке или по специальным велосипед­ным дорожкам. Даже на тротуаре нельзя ни кататься, ни играть.

А почему? (По тротуару ходят пеше­ходы. Игра и езда на велосипедах будут им мешать. Они могут быть вынуждены сойти на проезжую часть, а это очень опасно.)

Прежде чем разрешить ребенку покататься на велосипеде, выбе­рите безопасное для поездок ме­сто и научите ребенка замечать окружающую обстановку и счи­таться с другими участниками дви­жения.

Ребенок должен знать, что на «взрослом» велосипеде разре­шено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при усло­вии, что велосипед оборудован до­полнительным сиденьем и под­ножками.

Игры и занятия.

Взрослый (воспитатель, родитель) раздает детям пуговицы трех цветов, по одной каждому ребенку, объясняя, что один цвет соответствует ма­шинам, второй - пешеходам, тре­тий - велосипедистам. Взрослый разворачивает перед детьми планы городов, улиц, перекрестков, где видно проезжую часть и тротуар. При помощи фишек, двигаясь по схемам, дети должны показать, как они будут действовать в соответ­ствующих ситуациях.

Несколько обязательных правил

для тех, кто оказался свидетелем или участником ДТП :

Ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи (оставление в опасности – уголовно наказуемое преступление);

Бегство водителя, совершившего ДТП, с места происшествия, а также уклонение от освидетельствования, может быть наказано лишением прав на вождение до двух лет;

Немедленно сообщить о происшествии в ГАИ (это не обязательно, если в ДТП нет жертв, а у водителей нет претензий друг к другу);

Сохранить все следы происшествия (если нельзя организовать объезд, водители обязаны составить схему расположения всех предметов и следов на дороге, подписать схему у свидетелей с адресами и телефонами и только после этого убрать машины с дороги);

Став свидетелем наезда или аварии, при которой водитель скрылся, необходимо запомнить и тут же записать номер, марку, цвет и любые приметы машины и водителя, оказав помощь пострадавшим, передать сведения в ГАИ.

Риск пострадать от ДТП – один из наиболее высоких рисков в городе. В Москве в 1993 году было зарегистрировано 8303 таких происшествия. В России в 1994 году в ДТП погибло 35 тысяч человек.

ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ

Современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью его является большая насыщенность энергетикой. Наиболее электроемкими видами транспортных средств автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен.

Городской транспорт наиболее многочисленный и наиболее аварийный. Самым опасным признан автотранспорт. Так, На 1 миллиард пассажиро-километров на железнодорожный транспорт приходится 2 погибших, на воздушный – 6, на автомобильный – 20 человек.

Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике, на месте происшествия погибает 65% людей, причем 2/3 погибает внутри транспортных средств.

Большой процент объясняется неумением окружающих оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

Если вы находитесь в общественном транспорте: при сильном торможении возможна травма шеи. Старайтесь, чтобы голова и руки, ноги не оказались зажатыми при аварии. Сидя в кресле, наклонитесь вперед и положите скрещенные руки на впереди стоящее кресло, голову прижмите к рукам, ноги вытяните вперед, но не просовывайте их под кресло, так как возможна ситуация их повреждения. При падении группируйтесь. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам. Падая, постарайтесь упасть на бок, на сидение или пол, это позволит избежать значительных травм. При пожаре необходимо как можно быстрее покинуть салон, используя и аварийные выходы.

*Если вы находитесь на дороге перед несущимся на вас автомобилем и в последнее мгновение поняли, что столкновение неизбежно, постарайтесь, если у вас хорошая спортивная подготовка, высоко подпрыгнуть и вскочить на капот машины, а если вы упали – попасть между колес.

Запомните: в аварийной ситуации крайне важен постоянный контроль своего состояния (самоконтроль).

Если же все-таки аварии не удалось избежать, следующие знания помогут вам спасти жизнь (или хотя бы облегчить страдания) как себе, так и своим близким и всем, кто в этом нуждается.

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ДТП

Очередность мер, необходимых для спасения жизни пострадавшего.

При оказании ПМП необходимо:

Удалить пострадавшего из обстановки, вызвавшей несчастный случай;

Устранить опасные для жизни пострадавшего состояния (шок, асфиксию, кровотечение);

Установить степень повреждений, возможность транспортировки;

Перенести в защищенное, удобное для оказания мер помощи место;

Оказать требуемую помощь;

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ

И ПОМОЩЬ ПРИ НИХ

Травматический шок.

Шок (от фр. Choc – толчок, удар) – состояние угнетения нервных центров, контролирующих все системы организма, регулирующих кровообращение, дыхание, обмен веществ. Шок наступает в ответ на чрезвычайно сильное раздражение этих центров при тяжелых травмах и т.д.

В основе травматического шока – мощное болевое воздействие на организм и большая кровопотеря. Боль нарушает нервную регуляцию жизнедеятельности организма ив первую очередь кровообращение, следовательно, питание всех органов; особенно опасно такое нарушение для головного мозга; кровопотеря усугубляет этот процесс. В результате происходящих изменений падает артериальное давление, уменьшается объем крови, циркулирующей в кровяном русле. В качестве компенсации кровопотери начинается переход жидкости из различных тканей организма в сосудистое русло, за счет чего сами ткани обезвоживаются.

Внешняя симптоматика травматического шока неоднозначна. Первоначальное возбуждение сменяется так называемой торпидной фазой, когда функции организма затормаживаются: сознание сохранено, но больной находится в состоянии оцепенения. Кожа бледная и холодная, артериальное давление низкое, мочи нет.

Первая помощь заключается в остановке кровотечения путем наложения давящих повязок, жгутов, тампонады, прижатия сосудов, в иммобилизации поврежденных частей тела стандартными шинами или подручными средствами. Необходимо также безотлагательно вызвать бригаду неотложной помощи. Применяются наиболее сильные из имеющихся средств (промедол, омнопон – если нет повреждений внутренних органов), и больной госпитализируется в травматологическое или реанимационное отделение.

Приемы оживления.

Пострадавшего укладывают на жесткую поверхность на спину с откинутой назад головой, при рвоте наклонив голову набок. Очищают полости рта и носа от крови и грязи (пальцем, обернутым любой тканью). Проверяют, есть ли дыхание, работает ли сердце. Если нет – начать реанимацию.

Начинают искусственное дыхание "рот в рот" или "рот в нос". Если рот закрывается из-за сокращения мышц, надо пальцами нажать на область нижней челюсти. Необходимо следить, чтобы голова больного была откинута, а шея находилась в разогнутом положении. Если искусственное дыхание проводится "рот в рот", следует сжимать ноздри носа, чтобы воздух не выходил через носовые ходы. Соответственно при вдыхании воздуха в нос больного необходимо закрыть ладонью рот. Ритм искусственного дыхания 12 - 16 раз в минуту.

Второй человек одновременно делает непрямой массаж сердца в ритме 60 – 70 надавлений на грудину в минуту (5 – 6 надавлений чередуются с одним вдуванием воздуха).

Если появляется даже маленькая надежда на то, что меры оживления эффективны, надо продолжать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца длительно – до тех пор, пока не установится самостоятельное непрерывное дыхание. Преждевременное прекращение искусственного дыхания опасно.

Нельзя:

Переносить пострадавшего без надежного шинирования;

Давать пить при жалобах на боли в животе.

Остановка дыхания.

Надо:

Запрокинуть голову пострадавшего назад;

Оттянуть пальцами нижнюю челюсть;

Зажать нос;

Сделать глубокий вдох и выдохнуть воздух в рот (нос) пострадавшего;

Повторять выдох с частотой 12 – 14 раз в минуту.

Наружный массаж сердца.

Уложить пострадавшего спиной на твердую опору;

Положить руку ладонью вниз на нижнюю треть грудины, поверх нее – другую, обращенную пальцами к подбородку пострадавшего;

Произвести 3 – 4 ритмических нажатия, смещая грудину на 3 – 4 сантиметра вглубь. Через 15 – 30 минут делать вдувание воздуха в рот (нос) пострадавшего.

Продолжать массаж в ритме 50 – 60 надавливаний в минуту.

Проводить массаж до оживления человека или появления признаков смерти.

Сильное кровотечение.

Пережать поврежденный сосуд пальцем;

Сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый валик;

Наложить жгут не более чем на полтора часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, снова затянуть;

При небольших кровотечениях прижать рану салфеткой и забинтовать.

Переломы костей конечностей.

Наложить стандартную шину или из подручных материалов;

Придать сломанной руке или ноге возвышенное положение;

Приложить холодный компресс;

Дать обезболивающее.

Пытаться вправлять отломки кости;

Накладывать шину в месте, где выступает кость;

Прикладывать грелку;

Без необходимости снимать одежду и обувь (в месте перелома одежду вырезать).

ТРАВМЫ

Травма (от греч. Trauma) – повреждение тканей организма с повреждением их целостности и функций, возникшее от воздействия внешних причин. Травма – понятие широкое: это переломы и вывихи конечностей, ранение мягких тканей, ушибы, повреждения органов и т.д.

Для автокатастроф характерны скальпированные раны мягких тканей. Их особенность состоит в том, что часть кожи полностью отделена от глубоких (подлежащих) тканей, в связи с чем имеется кровотечение и велика возможность развития шока.

Также частыми при ДТП являются ушибленные раны. Они могут быть самостоятельными или сочетаться с переломами. Боль – главный симптом при ушибе. Она несколько ослабевает спустя минуты после травмы, но возобновляется через 2 – 3 часа из-за развития отека и кровоизлияния. Если ушибленная рана находится вблизи суставов, то, как правило, страдают и они – их движения становятся ограниченными.

Особенностью ушибленных ран является также их загрязненность, что создает опасность инфицирования. ПМП заключается в наложении давящей повязки, поверх которой помещают пузырь со льдом или холодной водой.

Не исключается возможность получения при ДТП колотых, резаных, рубленых ран. При всех видах ранений мягких тканей есть опасность воспаления, инфицирования.

Первая помощь состоит прежде всего в остановке кровотечения. При сильном кровотечении накладывается жгут (см. выше). При небольших кровотечениях из раны удаляют поверхностно лежащие инородные тела, края ее обрабатывают спиртом или йодом, накладывают ватно-марлевую повязку. При глубоких ранах конечностей для обеспечения покоя руку подвешивают на косынке, а ногу иммобилизуют (обеспечивают неподвижность) при помощи стандартной шины или подручных средств.

В тяжелых случаях необходимо вызвать неотложную помощь с госпитализацией больного в хирургическое или травматологическое отделение на носилках.

Повреждение мягких тканей головы .

При ушибах мягких тканей головы всегда бывает резкая боль и припухлость в результате кровоподтека. Первая помощь заключается в наложении давящей повязки и применении холода. Раны мягких тканей головы (особенно скальпированные) отличаются кровоточивостью. Доврачебная помощь при небольших ранах состоит в наложении давящей повязки и применении холода. После этого больному следует обратиться в травмопункт для первичной хирургической обработки и наложения швов.

При обширных ранениях развивается артериальное кровотечение, которого давящая повязка не останавливает. Поэтому здесь следует немедленно вызвать неотложную помощь.

Если повреждены мягкие ткани волосистой части головы, следует наложить жгут посередине лба, выше линии ушей; рану закрывают повязкой.

При скальпировании черепа оторванные лоскуты кожи рекомендуется сохранить – завернуть в стерильную салфетку или подручный материал и доставить вслед за пострадавшим в больницу. В дальнейшем во время пластической операции при ликвидации дефекта кожи головы эти фрагменты могут быть использованы.

Повреждения черепа.

Следует сразу отметить: все переломы черепа относятся к тяжелым травмам и требуют немедленного вызова скорой неотложной помощи. Переломы свода черепа бывают открытыми и закрытыми. Отличие открытых переломов в том, что нарушена целостность кожного покрова головы. Перелом костей черепа может быть неполным – в виде трещины, оскольчатого перелома без смещения осколков, в виде вдавливания.

Иногда имеется только кровоподтек в области черепа, но тяжелое состояние пострадавшего заставляет предполагать повреждение головного мозга – сотрясение, ушиб, сдавливание.

До приезда врача пострадавшего, находящегося в сознании, укладывают на носилки на спину без подушки, на рану накладывают повязку, а поверх нее – пузырь со льдом или холодной водой. Пострадавшего с потерей сознания также кладут на спину, но в положении полуоборота – с поворотом головы в сторону, используя одежду в качестве валика, чтобы рвотные массы не могли попасть в дыхательные пути. Необходимо также помнить, что съемные зубы и протезы должны быть удалены.

При остановке дыхания следует немедленно начать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

При переломе основания черепа к голове пострадавшего следует приложить лед, вызвать неотложную помощь. В связи с тем, что возможно западение языка, его нужно закрепить при помощи безопасной булавки: проколоть язык на расстоянии 2 сантиметра от его кончика (с предварительной обработкой спиртом языка и булавки) и закрепить булавку бинтом, завернутым вокруг подбородка. Лучше, если это сделает медик, но в его отсутствие выполнить процедуру может тот, кто находится рядом.

Повреждения головного мозга – сотрясение или ушиб со сдавливанием мозга или без него – может сопутствовать перелому основания черепа или явиться самостоятельной травмой.

При сотрясении мозга обычны кратковременная потеря сознания, тошнота, рвота, головокружение; после того как пострадавший приходит в себя, он тоже еще не вполне четко воспринимает окружающее.

При ушибе головного мозга страдают вещество мозга и его сосуды. В зависимости от места ушиба и тяжести повреждений могут нарушаться все функции организма человека: регуляция дыхания и движений, способность видеть, слышать и т.д. Иногда утрачивается сознание.

Ушибу мозга может сопутствовать и его сдавливание. При развитии явлений сдавливание головного мозга, которое может быть вызвано отеком его или вдавливанием отломков кости, повышается внутричерепное давление, нарушаются дыхание и работа сердца – возникает серьезная угроза жизни человека.

Первая помощь заключается в немедленном вызове неотложной помощи и транспортировке больного на носилках в положении на спине с повернутой в сторону головой.

Повреждение сосудов головного мозга может привести к образованию гематомы (кровоизлияния) над твердой мозговой оболочкой, под ней или под паутинной оболочкой. В этих случаях первая помощь заключается в срочном вызове неотложной помощи и госпитализации на носилках в нейрохирургическое отделение.

Травмы челюстно-лицевой области, ушибы и ранения лица.

Ушибы лица могут сочетаться с повреждениями зубов или костей лицевого скелета. Кроме того, при ушибах лица образуются большие кровоподтеки за счет хорошо развитой сосудистой сети лица.

При ранении лица не исключены повреждения ветвей лицевого нерва, слюнных и околоушных желез. В тяжелых случаях развивается шок: пострадавший находится в заторможенном состоянии, он очень бледен; артериальное давление имеет тенденцию к резкому снижению.

Неотложная помощь состоит в том, что на рану накладывается давящая повязка, поверх нее помещается пузырь со льдом или холодной водой. При значительном кровотечении раны тампонируются, крупные сосуды можно прижать пальцами к подлежащим костям. Можно попытаться временно остановить кровотечение, наложив жгут на шею со стороны ранения и на подмышечную впадину со здоровой стороны (рука больного запрокинута за голову). Чтобы больной не задохнулся, его укладывают лицом вниз с повернутой набок головой, предварительно удалив из полости рта кровь, слизь, инородные тела.

Переломы нижней челюсти возникают под действием прямой травмы. Они могут быть в одном месте или в нескольких местах (множественные), всегда сопровождаются повреждением слизистой оболочки полости рта, поэтому в дополнение к травме здесь имеет место инфицирование раны. Перелом может быть в любом отделе нижней челюсти, но наиболее часто эта кость ломается по средней линии, в области угла нижней челюсти и на уровне клыков. Сам по себе перелом челюсти крайне болезнен; при этом нарушена речь, затруднено жевание пищи, слизистая полости рта кровоточит.

Кроме того, при множественных переломах нижней челюсти возможно западение языка, и пострадавший может задохнуться. При такой угрозе прежде всего необходимо постараться зафиксировать язык; далее очистить полость рта от крови, слизи, отломков кости. При наружном кровотечении накладывается давящая повязка, а поверх нее – пращевидная повязка, закрепленная на голове, подхватывающая и фиксирующая подбородок.

Переломы верхней челюсти случаются реже, чем переломы нижней челюсти. Тяжесть состояния пострадавшего от того, является ли этот перелом одиночным или он часть сочетанной травмы – с повреждением костей основания черепа, костей носа скуловых и т. д.

Переломы верхней челюсти часто случаются по средней линии и в местах соединения верхней челюсти с другими костями черепа. При переломе верхней челюсти может быть повреждена твердая мозговая оболочка, что резко утяжеляет состояние больного.

Признаки перелома верхней челюсти неоднозначны – они зависят от характера и расположения перелома и сочетания с переломами других костей черепа. Как правило, это боль, кровоподтеки, кровотечения изо рта и носа, нарушение смыкания зубов; в тяжелых случаях – симптомы повреждения мозга: тошнота, рвота, головокружение.

Те, кто оказывает помощь, должны прежде всего очистить полость рта пострадавшего от костных отломков, крови, слизи, убрать съемные протезы; при необходимости фиксировать язык; на область верхней челюсти наложить асептическую повязку (давящую при кровотечении) и зафиксировать ее теменно-подбородочной повязкой. Одновременно должна быть вызвана неотложная помощь. Госпитализация показана в стоматологическое отделение или в хирургическое в положении лежа лицом вниз на боку.

Серьезные повреждения носа – как правило, это переломы – односторонние и двусторонние. Такие травмы вызывают деформацию носа, кровотечение и нарушение носового дыхания.

Первая помощь – остановка кровотечения. В легких случаях необходимо посадить пострадавшего со склоненной вниз головой, чтобы кровь не затекала в дыхательные пути. Через 3 – 5 минут кровотечение может остановиться самостоятельно. При сильных носовых кровотечениях требуется тампонада носа, которую должна осуществить немедленно вызванная неотложная помощь.

В случае недоступности медицинской помощи переднюю тампонаду носа можно попробовать выполнить самостоятельно или с помощью случайных медиков, оказавшихся рядом.

Переднюю тампонаду носа производят длинной полоской бинта шириной 2 сантиметра, смоченной в растворе перекиси водорода (тампонируют туго, используя пинцет).

Повреждения грудной клетки.

Ушиб грудной клетки проявляется болями при дыхании с усилением на вдохе. Тяжелые ушибы характеризуются резкой болью. Присоединившееся кровохаркание говорит о повреждении плевры легочной ткани, что чревато развитием шока, поэтому необходимо немедленно вызвать неотложную помощь.

Переломы ребердостаточно часто случаются при автокатастрофах. Они могут быть одиночными и множественными. Признаками их, как при ушибах грудной клетки, являются боли при дыхании, болезненность по ходу сломанного ребра. При повреждении плевры и ткани легких может быть кровохаркание, возможно развитие шока. Больному следует наложить тугую повязку на грудную клетку и госпитализировать его.

Пневмоторакс травматический закрытый.

Пневмоторакс травматический закрытый – еще одно тяжелое последствие травмы грудной клетки. При переломе ребер отломками их повреждается ткань легкого, через этот поврежденный участок воздух попадает в плевральную полость.

Если разрыв легкого небольшой и воздуха в полость плевры попало немного, признаки пневмоторакса могут быть незначительными и остаться незамеченными. При большом повреждении легкого воздух, попавший в плевральную полость, сдавливает легкое и отодвигает лежащие рядом органы в здоровую сторону: развивается острая дыхательная недостаточность. Необходимо немедленно вызвать неотложную помощь.

Похожая на пневмоторакс картина наблюдается при гемотораксе.В случае ранения крупных сосудов в плевральную полость изливается кровь. Скапливаясь там, она, как и воздух при пневмотораксе, сдавливает легкие и отодвигает лежащие рядом органы, провоцируя развитие дыхательной недостаточности. Но следствием острого внутреннего кровотечения является еще и падение артериального давления, и затруднение работы сердца. В таком случае состояние больного может быть очень тяжелым.

Первая помощь – немедленная госпитализация на носилках с приподнятым изголовьем.

Пневмоторакс травматический открытый.

Пневмоторакс может быть и открытым: если имеется ранение грудной стенки с повреждением плевры, возникают условия, при которых плевральная полость сообщается с внешней средой. Получив свободный доступ в плевральную полость, воздух сдавливает легкое и выключает его из дыхания. Состояние больного ухудшается на глазах.

Первая помощь должна иметь целью как можно быстрее прекратить сообщение плевральной полости с внешней средой. Для этого края раны обрабатывают йодом, рану закрывают стерильной повязкой, которую закрепляют пластырем, целлофаном или другими подручными средствами. Лучше всего для этой цели использовать индивидуальный перевязочный пакет: прорезиненная оболочка его накладывается внутренней стороной на рану, поверх нее – вата, после чего повязку прибинтовывают к грудной клетке. Следующим шагом должна стать срочная госпитализация.

Повреждения брюшной полости.

При авариях чаще всего происходит ушиб брюшной стенки. При этом может образоваться кровоподтек. Но если при этом больной жалуется на сильную боль, не исключен разрыв органов брюшной полости. Чем бледнее и слабее больной, тем опаснее могут оказаться изменения внутренних органов – возможны разрывы селезенки, печени, при которых практически неизбежны внутренние кровотечения. При травмировании желудка возникает рвота. Появление признаков нарушения мочеиспускания могут свидетельствовать о повреждении почек, мочевыводящих путей. Следствием такого рода травм может быть развитие шока.

Во всех случаях повреждения органов брюшной полости необходима экстремальная госпитализация на носилках в положении лежа в хирургическое отделение. Первая помощь заключается в создании условий покоя, на живот помещается пузырь со льдом.

Повреждения позвоночника .

Повреждения шейного отдела позвоночникавследствие резкого откидывания головы назад довольно часто случаются с автомобилистами при авариях. Резкая боль в области шеи, невозможность повернуть шею в сторону могут быть признаками как перелома, так и вывиха шейных позвонков. Истинный характер повреждений уточняется при рентгенографии позвоночника.

В тяжелых случаях может быть поврежден спинной мозг, что проявляется слабостью конечностей, покалыванием в руках. В еще более тяжелых случаях развивается паралич верхних и нижних конечностей.

Первая помощь при травмах позвоночника заключается в том, что пострадавшего укладывают на спину (его нельзя ни сажать, ни поднимать) и немедленно вызывают скорую неотложную помощь. На носилки перекладывают крайне осторожно.

При повреждении спины (грудного и поясничного отделов позвоночника), первая помощь опять-таки заключается в немедленном вызове неотложной помощи и приеме обезболивающих средств. Пострадавшему должна быть обеспечена полная неподвижность. При перекладывании его на носилки надо следить, чтобы голова и шея были на одном уровне, и чтобы не образовался прогиб в области спины.

При задержке госпитализации больного помещают на жесткое ложе на спину, под голову и поясницу подкладывают плоские валики.

Необходимо обеспечение пострадавшему полного покоя, так как травмы позвоночника являются если не самыми тяжелыми, то, по крайней мере, одними из самых тяжелых.

Повреждения таза и мочевой системы.

Переломы костей таза происходят при сдавливании таза в разных плоскостях. В тяжелых случаях – при множественных переломах костей таза или при повреждении сочленения позвоночника с костями таза – может возникнуть внутреннее кровотечение. Косвенным признаком этого служат наружные кровоподтеки; очень серьезный симптом – изменение формы таза. Наличие этих признаков свидетельствует о возможности развития шока.

Тяжелым травмам с множественными переломами костей таза иногда сопутствуют разрывы сосудов, разрывы почек, мочевого пузыря, но чаще всего – мочеиспускательного канала, что случается в 10% всех травм таза у мужчин. Это чревато обширными кровоизлияниями в поясничной области и в промежности. Внешне это проявляется выбуханием в соответствующих зонах.

Первая помощь состоит в обезболивании теми лекарственными средствами, которые есть в данный момент (анальгин, баралгин, вольтарен в инъекциях). И обязателен вызов "неотлжки". Для транспортировки необходимо правильно уложить пострадавшего: носилки не должны прогибаться (подложить доску); положение на спине с согнутыми ногами в тазобедренных и коленных суставах. В подколенную область подложить валики из подручных средств.

Повреждения конечностей.

Повреждение костей конечностей и суставов могут быть самыми разнообразными. Среди переломов трубчатых костей различают поперечные, косые, оскольчатые, закрытые без повреждения кожи и открытые, сопровождающиеся рваными ранами. Большое значение придается тому, имеется ли смещение отломков, что приводит к деформации конечностей.

ПМП заключается в обеспечении иммобилизации конечности с помощью шин или подручных средств. Кровотечение необходимо остановить временной давящей повязкой или жгутом в зависимости от интенсивности. При открытой ране накладывают повязку.

Переломы костей предплечья в средней трети могут быть изолированными – каждой из этих костей в отдельности или обеих вместе.

При переломе одной кости деформации нет, но свидетельством травмы является боль и умеренный отек предплечья. Неотложная помощь: наложение шины (в крайнем случае – дощечки) от нижней трети плеча до основания пальцев; применение обезболивающих средств (анальгин, баралгин, вольтарен внутрь или внутримышечно).

Повреждения кисти происходят чаще всех остальных травм тела. В первую очередь это ушибы кисти от воздействия тупых предметов, при сдавливании тяжестью. Признаками ушиба кисти являются резкая боль, обширные кровоподтеки, онемение кисти, отеки, не исключено также развитие шока.

Первая медицинская помощь: применение доступных обезболивающих средств (по возможности внутримышечная инъекция); охлаждение кисти (пузырь со льдом, снегом или холодной водой) – эту процедуру можно повторять с небольшими интервалами; обработка поврежденных участков кожи спиртом, не наложение асептической повязки и шины.

Повреждения нижних конечностей.

Вывихи бедренной кости происходят при воздействии очень большой силы. Это может случиться в автомобильной аварии, если в этот момент человек, находящийся внутри автомобиля сидел с согнутой в колене ногой. Признаками вывиха бедра является вынужденное положение бедра:

Согнутое в тазобедренном и коленном суставе;

Или, наоборот, выпрямленное с отведением в сторону;

Или согнутое в тазобедренном суставе и отведенное в сторону (все это связано с разными видами вывихов).

Движения в тазобедренном суставе при этом невозможны из-за мучительных болей.

Первая помощь состоит в снятии болей (как при серьезных травмах лучше внутримышечное введение сильного обезболивающего, даже наркотического, например, промедола; при отсутствии такой возможности – прием обезболивающего лекарства внутрь в таблетках). Обязателен и срочный вызов неотложной помощи. Транспортировка на носилках в положении на спине, с подкладыванием подушек или одежды для сохранения того положения, в котором оказалась нога.

Переломы костей нижних конечностей составляют треть всех переломов; чаще всего ломаются кости глени.

Переломы бедренной кости– это всегда тяжелая травма с резкими болями, способными вызвать шок.

Схематично все виды переломов бедренной кости можно разделить на две группы:

Переломы верхнего отрезка кости;

Переломы нижнего отрезка кости.

Перелом верхнего отрезка бедра у молодых может произойти при автомобильной аварии. Острая боль в тазобедренном суставе сочетается с вынужденным положением ноги (чаще развернутой кнаружи), отечностью в области сустава за счет кровоизлияния.

Переломы средней трети бедра также относятся к тяжелым травмам, способным вызвать шок. Они характеризуются резкими болями в области перелома, укорочением конечности с поворотом кнаружи. Чтобы предотвратить развитие шока, необходим экстренный вызов неотложной помощи.

При всех переломах бедра после обезболивания следует правильно уложить больного, используя стандартную деревянную шину, а при ее отсутствии – доску или трубу, располагая ее по всей длине ноги и выше до подмышечной области. Если и такого подручного материала не нашлось, больная нога прибинтовывается к здоровой, между коленями и лодыжками делаются ватные прокладки. Шина накладывается поверх одежды.

Открытые переломы костей и суставов.

Открытыми называются те переломы костей и суставов, при которых имеется рана. Такого рода повреждения чаще всего бывают в ситуациях катастрофы, поэтому переломы к тому же бывают множественными и сопровождаются кровотечением. Все это утяжеляет состояние пострадавшего и способствует развитию травматического шока.

Первая помощь состоит в прикрытии раны салфетками, смоченными при возможности прокипяченным растительным маслом. Даже если в ней видны костные отломки, извлекать их не следует. На рану накладывается стерильная повязка. При кровотечении повязка должна иметь давящий характер. Обычно этого бывает достаточно, поскольку кровотечение в этих случаях нерезкое венозное. После наложения повязки производится наложение шины (стандартной или из подручного материала). При нарушении целостности крупных артерий, дающих сильное кровотечение, накладывается жгут.

После этих мер больной незамедлительно госпитализируется в травматологическое или реанимационное отделение на носилках в положении на спине.

В условиях аварии не исключено и такое несчастье, как отрыв конечностей. Это всегда крайне тяжелая травма, сопровождающаяся травматическим шоком. Поскольку при шоке артериальное давление низкое, кровотечение из артериальных стволов может быть умеренным; однако при перекладывании больного оно усиливается. Поэтому выше места отрыва всегда накладывается жгут (а перед его наложением необходимо прижать пальцами кровоточащую артерию).

Обезболивание в таких случаях лучше производить внутримышечным введением наркотических средств (омнопон, морфий, промедол). Если их нет, нужно использовать любые обезболивающие таблетки в двойных дозах. При возможности применяют также кофеин, кордиамин. На рану накладывается стерильная повязка. Госпитализация экстренная в реанимационное отделение. Оторванную конечность доставляют вместе с пострадавшим в стационар (место отрыва прикрывается салфетками).

Взрослые и дети должны всегда знать и помнить: прогнозирование и предвидение возможных последствий в той или иной ситуации, повышенное внимание и бдительность не только в экстремальных условиях, но и в повседневной жизни, соблюдение Правил дорожного движения – помогут избежать травм и увечий, сохранить жизнь и здоровье на долгие годы.

Почти во всех случаях из-за беспечности люди получают травмы в дорожно-транспортных происшествиях. Случаются и летальные исходы. Особенно страшно говорить о детском травматизме. Необходимо беседовать с чадом, обучать ПДД, принимать активное участие в его жизни.

Обратимся к статистике

Дорожно-транспортный травматизм представляет наибольшую опасность для здоровья и жизнедеятельности людей. По данным ГБДД, по всей России за прошлый 2017 год произошло около 170 тыс. цифра в сравнении с 2016 годом меньше на 2,5%. Тенденция снижения транспортных происшествий, безусловно, радует. Но число погибающих людей на дорогах страны по-прежнему остается крайне высоким. ДТП со смертельным исходом в 3-4 раза больше, чем в Европе.

За год погибло 19 тыс. человек. Это меньше на 6% с прошлым годом, но это совсем не утешительно. Цифра дорожно-транспортного травматизма составляет более 215 тыс. Минус 2,6%.

А теперь разберемся в причинах

Дорожно-транспортная травма - это повреждение с летальным или не смертельным исходом в результате дорожного происшествия с участием хотя бы одного транспортного средства, находящегося в движении.

При совершении ДТП выделяют следующие факторы: дорога, водитель, автомобиль и пешеход. В трагическом случае, как правило, задействовано не менее двух из них. Главным является человек, а первостепенными - водитель и пешеход. Итак, к причинам.

  1. ДТП с пострадавшими происходят по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, их число составляет 11% от общего количества происшествий.
  2. Игнорирование ремня безопасности, отсутствие детского автомобильного кресла.
  3. Беспечность пешеходов.
  4. Неожиданный выход из транспортного средства.

А теперь подробнее поговорим о детском дорожно-транспортном травматизме.

Почему дети попадают в ДТП?

Рассмотрим причины, в основе которых лежат физиологические и психологические основы, итак:

  • Малыши, в силу своего возраста, быстро запоминают ПДД и так же стремительно забывают.
  • Часто взрослые показывают плохой пример детям.
  • Мальчишки более подвижны, чем девочки, их активность преобладает над осторожностью. По этой причине, заигравшись, они часто становятся участниками ДТП.

  • Зрение детей устроено таким образом, что, глядя вперед на машину, они не замечают рядом идущий транспорт.
  • Ребенку требуется больше времени для оценки ситуации, чем взрослому.
  • Из-за маленького роста водителю бывает трудно его заметить на дороге. В силу короткого шажка, ребенок дольше остается в зоне повышенной опасности. А центр тяжести расположен выше, по этой причине малышу во время бега трудно остановиться, а вот потерять равновесие или упасть легко.
  • Слышит информацию взрослого не сразу, поэтому запаздывает с реакцией на сигналы.
  • Мозг устроен таким образом, что ребенку тяжело сосредотачиваться на одном объекте, поэтому он устремляет взор в сторону более интересных вещей.
  • Неодинаковое отношение к разным транспортным средствам. Больших автомобилей он побаивается, а вот легковые и мотоциклы недооценивает.

Уважаемые родители, дети еще не осознают опасности транспортного средства, потому что еще незнакомы с такими понятиями, как боль и смерть. Игрушки для них гораздо важнее в жизни, поэтому, издалека приметив мяч на проезжей части, притормозите заранее, а лучше вплоть до полной остановки.

Ребенок на проезжей части - тревожный звонок водителю!

Легче предупредить возможность дорожно-транспортного травматизма, чем потом разруливать последствия. Если ребенок смотрит на автомобиль, это не означает, что он его видит. Увлеченный другими мыслями, может выскочить на дорогу, не заметив приближающегося транспорта. Если взрослого сбивает машина, травма в основном приходится на область голени, а у ребенка удар наносится на верхнюю часть тела (живот, грудную клетку и голову), вследствие чего малыш погибает или получает серьезные увечья черепа, головного мозга, разрыв внутренних органов. Запомните, чем выше скорость транспортного средства, тем сильнее удар и страшнее последствия.

Поговорим о профилактике дорожно-транспортного травматизма

И вернемся вновь к детям. Родителям необходимо предпринять все возможные меры, чтобы уберечь ребенка от опасности на дороге. Порой очень сложно выявить виновника ДТП, потому что оно случается по причине многих субъективных факторов. Хотя в первую очередь ответственность должны нести водители, родители и равнодушно проходящие мимо люди.

Следует также помнить, что дети остаются детьми. Они активны, динамичны, веселы, любят играть и резвиться. И смотрят на мир иными глазами, нежели взрослые. Они в силу своего психологического развития не могут объективно оценить расстояние до движущейся машины и скорость. Водителям стоит принять к сведению, что, заметив ребенка в районе проезжей части, необходимо снизить скорость, малыш может повести себя отнюдь не предсказуемо - резко выскочить на дорогу, остановиться и внезапно рвануть в другую сторону, то есть менять траекторию движения в любом направлении.

С целью профилактики ДТП сотрудникам и преподавателям школ, воспитателям дошкольных учреждений необходимо проводить различные мероприятия и тестирования, дабы уберечь детей от дорожно-транспортного травматизма.

Чему нужно учить детей?

Чтобы они не попали в аварию, необходимо с раннего детства обучать ПДД. Полезно и взрослым знать, что частой причиной ДТП становится халатность пешехода. ДТП со смертельным исходом случается в случаях:

  • Перехода дороги в необорудованных местах.
  • Движения по проезжей части, а не тротуару.
  • На запрещающий свет светофора.
  • Пересечения проезжей части в наушниках.
  • Неправильного обхода общественного транспорта и др.

На своем личном примере необходимо показывать ребенку, как нужно переходить дорогу, идя в сад, из магазина домой. Каждый день, а не тогда, когда он попал в аварию. Ваша дисциплинированность, усердность и терпение должны стать для него маяком.

Памятка родителям

Есть определенные общие правила, которые должен знать каждый ребенок и взрослый:

  • Переходить дорогу можно только после того, как вы уверились в загоревшемся разрешающем зеленом свете светофора.
  • Доверяя последнему, лучше еще раз убедиться в безопасности движения, посмотрите направо и налево.
  • Ребенка необходимо крепко держать за руку, коляску катить позади себя.
  • Во время перехода в руках не должно быть отвлекающих предметов: телефона, наушников с музыкой, сигареты и так далее.
  • Осуществляйте переход таким образом, чтобы ребенок поспевал за вами.
  • Только в положенном месте: на пешеходном переходе, по прямой перпендикулярной линии относительно перекрестка или по подземному переходу.
  • В темное время суток переходите дорогу только на освещенных участках дороги, и не забывайте про светоотражающие элементы.

Никогда не пугайте ребенка опасностью, разговаривайте, объясняйте ПДД с раннего детства, расскажите о на какой можно осуществлять движение, при котором нужно стоять. Малыш впитывает информацию словно губка, а лучше показать это на наглядном примере, посредством мультиков и картинок.

А теперь коротко дадим общую характеристику дорожно-транспортному травматизму

Рассмотрим классификацию причиняемых увечий в зависимости от вида транспортного средства. Итак, различают:

  • автомобильную травму;
  • тракторную;
  • мотоциклетную;
  • железнодорожную;
  • авиационную;
  • от водного транспорта.

Автомобильной травме отводится первое место по причинению увечий человеку.

Рассмотрим классификацию автотравмы

Ее можно подразделить на следующие виды:

  • Наезд либо травма от столкновения с транспортным средством.

  • Переезд (передним колесом).
  • Травмы, получаемые от выпадения из машины.
  • От сдавливания человека автомобилем и другими предметами либо грунтом.
  • От повреждения внутренней кабины машины.
  • Смешанные виды автомобильных травм.
  • И нетипичные случаи.

Мотоциклетные и железнодорожные травмы

Встречаются реже автомобильных. Следует отметить, что в авариях с участием мотоцикла, сильные увечья получают и водитель этого транспортного средства, и его пассажиры из-за конструктивных особенностей данного вида транспорта.

Травмы подразделяются на следующие виды:

  • Столкновение с движущемся навстречу автотранспортом.
  • Падения с мотоцикла, находящегося в движении.
  • Наезд на пешехода.

  • Наезд на неподвижные объекты.
  • Переезд через пострадавшего.

И сюда также относятся нетипичные ситуации.

Железнодорожный травматизм занимает второе место после автомобильного. Железнодорожная травма - это сочетание механических увечий, которые возникают от выступающих частей движущегося состава, вращающихся колес и рельсов. Виды травм следующие: удар, переезд, падение, сдавливание тела частями транспорта и сооружениями, расположенными вдоль путей, внутри вагонов и смешанные.

Авиационная травма

Это повреждения пассажиров и членов экипажа, полученные вследствие авиакатастрофы. Причин множество. Систематизируем на примере самолетов обстоятельства несчастных случаев.

Итак, различают травмы:

  • Полученные в воздушном полете по причине столкновения с другим, иным летящим или недвижимым объектом.
  • В самолете на земле, а также вне его.
  • Смешанные варианты условий происшествия.
  • И атипичные.

В статье были рассмотрены основные вопросы по ДТП о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. Напоследок стоит сказать, что, какие бы факторы и условия ни влияли на вас, при переходе дороги не усыпляйте свою бдительность. Всегда нужно быть внимательным. Забудьте про спешку, порой именно она становится причиной несчастного случая. Не оставайтесь равнодушными, проходя мимо детей, которые не знают, как перейти дорогу или бояться. Вы затратите несколько минут, но, возможно, спасете жизнь маленькому человечку. Запомните, только вы способны уберечь себя и своих детей от несчастного случая.

Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:
Причины детского дорожно транспортного травматизма, цели, задачи и содержание профилактики и предупреждения ДДТТ.

Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому осуществляя работу по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма с семьями воспитанников нужно строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения. В одном случае более оправданным окажется индивидуальный диалог с отдельными родителями, в другом - знакомство с публикациями из местной и центральной прессы. Не секрет, что в условиях современных городов, а в особенности мегаполисов с каждым днем возрастает количество транспорта, как муниципального, так и находящегося в личном владении. И, к сожалению, число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях растет соответственно. Жертвами ДТП становятся, как правило, самые беззащитные - дети. Дети, за жизнь которых мы отвечаем, но, к сожалению, одаривая их любовью и вниманием дома, мы пренебрегаем своевременным обучением их правилам поведения на улице, что приводит к трагическим, непоправимым последствиям. Нельзя забывать, что главными воспитателями для ребенка основам поведения на дороге остаются родители, на которых, в первую очередь, лежит ответственность за тех, кому они дали жизнь. Нельзя полагаться на то, что кто-то научит, а главное - приучит ребенка грамотно и дисциплинированно вести себя среди железных потоков современных городских дорог. Конечно, прежде всего, важен собственный пример. И родитель, опаздывающий на работу и перебегающий дорогу в неположенном месте на глазах у своего же ребенка, который направляется в школу, создает у последнего иллюзию, что так можно поступать. Ну почему бы и нет, если папа (мама) так делает? И после этого, зачастую, никакие воспитатели не изменят его впечатления о соблюдении Правил дорожного движения. Ведь авторитет родителя - выше! Однако, личного положительного примера для воспитания грамотного пешехода тоже недостаточно. В современных условиях родитель должен знать - как правильно обучить своего ребенка Правилам дорожного движения. И в этом вопросе ему не обойтись без советов специалистов, специализированной литературы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма (направленной на обучение, как родителей, так и детей). А также специальных игровых программ по обучению ПДД. Ведь известно, что ребенок лучше всего учится в интересной игре. Играя дома с родителями, он подсознательно переносит правила игры в жизнь, то есть – на своё поведение в реальных дорожных условиях.

I. Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. 95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает по данной причине в обманчивых ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. Однако в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей поведения, они не могут этого сделать, так как дети дошкольного возраста не осознают опасности. По данным социологических исследований 9 из 10 пострадавших вовремя не заметили приближающейся транспорт и ошибочно считали, что они находятся в безопасности. В результате произошли наезды. Несчастные случаи происходят и по вине водителя, который, увидев бегущих детей, не снижает скорость, считая, что они успеют перебежать дорогу. Вместе с тем исследования показывают, что основной причиной дорожно-транспортных происшествий является психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улицах и дорогах. Дети попадают в дорожно-транспортные происшествия из-за несформированности координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе есть трудности в ориентации, связанные с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.) и другие причины.

II. Неподчинение сигналам регулирования. В силу своих психофизиологических особенностей поведения на дороге, дошкольники и дети младшего школьного возраста медленно реагируют на смену сигналов светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдет наезд. Многие дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зеленый мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.

III. Нахождение на дороге дошкольников и младших школьников без сопровождения взрослых. Дети, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых попадают в ДТП именно по этой причине. Дошкольники и младшие школьники не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опасности транспортных средств. Они считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети попадают в ДТП по вине взрослых, которые предоставили своим детям самостоятельность в переходе проезжей части дороги. (Приложение 1)

IV. Игра вблизи и на проезжей части. В силу возрастных особенностей поведения дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд.

Условия, способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием детей:

Нахождение на проезжей части несовершеннолетних в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

Нахождение детей в салоне автомобиля в качестве пассажиров без детских удерживающих устройств (автокресел);

Нарушение правил дорожного движения взрослыми при переходе проезжей части дороги.

Таким образом, неправильное поведение детей на дороге, приводящее к возникновению опасных дорожно-транспортных ситуаций, может быть обусловлено как недостатком сформированности необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, так и причинами, заложенными в самой природе ребенка. В процессе обучения детей значительное место должно быть уделено умению «быть внимательным на дороге». Заниматься этим надо постоянно. Роль внимания в дорожном движении настолько несомненна и велика, что в большинстве стран требование «быть внимательным» предъявляется всем участникам движения в законодательном порядке. К сожалению, в наших Правилах дорожного движения это требование пока отсутствует, хотя практически быть внимательным надо постоянно.




Поделиться