Как закупать коммунальные услуги: подробная инструкция. Возмещение коммунальных платежей Услуги жкх по 44 фз

Попадает ли договор на возмещение (по аренде) коммунальных услуг под действие 44 ФЗ.

Ответ

Нет, не подпадает.

Возмещение коммунальных платежей осуществляется в рамках заключенного договора аренды. Даже если стороны заключают отдельное соглашение, оно является частью договорных отношений.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«По общему правилу при заключении договора аренды обязанность по содержанию имущества лежит на арендаторе, если иное не предусмотрено договором. То есть именно арендатор должен оплачивать коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду. Это следует из пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ.

Теперь попробуем разобраться, как правильно организовать расчеты по коммунальным услугам учреждениям, применяющим для ведения закупочной деятельности:

  • Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ;
  • Закон от 19 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Отметим, что аренда жилого и нежилого недвижимого имущества подпадает под действие Закона о контрактной системе (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). В связи с этим возникает вопрос: как в этом случае учреждениям, применяющим данный порядок, организовать расчеты за арендованную недвижимость с коммунальными службами - поставщиками коммунальных услуг.

Учреждениям же, применяющим Закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, организовать расчеты намного проще. Они могут применять нормы гражданского законодательства и прописать их в своем положении о закупке.

Перечень коммунальных услуг

К коммунальным расходам относится, в частности, оплата услуг:

  • электроснабжения;
  • снабжения тепловой энергией (для отопления и горячей воды);
  • водоснабжения и канализации;
  • газоснабжения.

Подробный перечень коммунальных ресурсов приведен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Абонент коммунальных услуг

Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.

В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам). То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору). А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).

Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).

Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Также и Закон о контрактной системе не устанавливает порядок оформления данных отношений между арендатором и арендодателем. Это позволяет сторонам самостоятельно выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.

Оформление расчетов по 44-ФЗ

Ситуация: как организовать расчеты с арендодателем по коммунальным расходам за арендованное имущество, если учреждение проводит закупки по Закону № 44-ФЗ

В настоящее время не выработан единый подход к оформлению отношений по оплате коммунальных расходов арендодателю. Официальных разъяснений контролирующих ведомств по этому вопросу также нет.

Закон о контрактной системе не устанавливает порядок оформления данных отношений между арендатором и арендодателем. Это позволяет сторонам самостоятельно выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате. В частности:

  • оплачивать коммунальные расходы в составе арендной платы;
  • заключить отдельные договоры с коммунальными службами;
  • возмещать стоимость услуг отдельным платежом.

Вариант 1. Арендатор оплачивает коммунальные услуги в составе арендной платы

Из буквального толкования положений закона следует, что цена должна быть твердой на весь период действия договора. При этом условие о цене должно быть сформулировано таким образом, чтобы от заказчика не требовалось никаких дополнительных расходов. Соблюсти это требование можно, включив сумму коммунальных услуг в состав арендной платы. Подтверждают такой вывод письма Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1757 и от 29 января 2015 г. № Д28и-210, в которых сказано, что возмещение затрат на коммунальные услуги может быть предусмотрено в рамках договора аренды.

Но в этом случае могут возникнуть некоторые сложности. Они связаны с тем, что размер коммунальных расходов нельзя предугадать заранее. Поэтому может возникнуть ситуация, когда учреждение потребит больше или меньше услуг, чем установлено в договоре. По итогам года цену такого договора придется корректировать. А в случае применения Закона о контрактной системе скорректировать цену можно не более чем на десять процентов (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Вариант 2. Арендатор сам заключает контракты с поставщиками коммунальных услуг

Этот вариант организации расчетов является самым оптимальным с точки зрения контролирующих ведомств. При этом учреждение в общем порядке заключает контракты с поставщиками услуг как с единственными поставщиками. Но, к сожалению, его можно применять только в части услуг энергоснабжения.

Вариант 3. Арендатор возмещает арендодателю коммунальные расходы отдельным платежом

И последний вариант - это возмещать расходы на основании данных, которые предоставляет арендодатель. То есть расчеты в этом случае происходят по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей. Как правило, условие об этом устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ). Но может быть оформлено и отдельным соглашением, например договором о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ). В этом случае оплата коммунальных услуг за арендованное имущество не подпадает по действие Закона о контрактной системе. Потому что арендатор фактически не приобретает услуги, а возмещает расходы арендодателю. Специалисты контролирующих ведомств в частных разъяснениях подтверждают возможность оформить отношения таким образом. Кроме того, готовится законопроект, который узаконит такую практику.

Тем не менее до появления официальных разъяснений учреждение должно само принять решение о том, как оформить отношения с арендодателем в части оплаты коммунальных услуг*.

Оформление расчетов по 223-ФЗ

Учреждения, которые ведут свою закупочную деятельность по Закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, порядок оформления расчетов по коммунальным услугам за арендованное имущество должны прописать в своем положении о закупке. При этом надо руководствоваться нормами гражданского законодательства.

Расчеты по коммунальным услугам можно организовать следующими способами:

  • арендатор оплачивает арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы;
  • арендатор отдельным платежом (по отдельному счету) компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг;
  • арендатор напрямую заключает договоры с коммунальными службами. В отношении услуг по оплате водоснабжения такой вариант расчетов неприменим.

Вариант 1. Оплата услуг в составе арендной платы

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы. Возможность применения данного способа вытекает из норм законодательства, регулирующих арендные отношения.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ арендатор должен оплачивать расходы на содержание арендованного имущества, если законом или договором не установлен другой порядок. При этом за арендатором не закреплена обязанность оплачивать коммунальные услуги непосредственно их поставщикам. В данной ситуации арендодатель, который является абонентом по договору с коммунальными службами, вправе разрешить арендатору (субабоненту) пользоваться своими сетями. За это арендатор должен не только оплатить арендную плату, но и компенсировать стоимость потребляемых им коммунальных услуг.

Включить сумму компенсации коммунальных услуг в состав арендной платы можно двумя способами:

  • сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг отдельно в договоре не выделяется;
  • сумма арендной платы в договоре складывается из двух частей: фиксированный платеж (собственно плата за аренду) и переменный платеж (расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде).

Использование первого способа не всегда оправданно. Дело в том, что фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы в общем случае стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ). При этом величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы, что невыгодно арендодателю. Возможна и обратная ситуация - потребленные услуги окажутся меньше предусмотренных в договоре, что будет невыгодно арендатору.

При использовании второго способа переменная часть, то есть стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц в зависимости от изменения тарифов или величины потребляемых услуг. При этом положения пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушаются. Неизменным должно быть условие о сумме арендной платы, устанавливающее способ ее расчета, а не размер (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Общая сумма коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов компенсируемых арендатором по договору аренды (переменная часть арендной платы), может определяться следующими способами:

Методику расчетов закрепите в договоре аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ).

При включении компенсации коммунальных расходов в состав арендных платежей отдельно первичные документы на коммунальные платежи не оформляются. Арендодателю достаточно оформить документы по аренде и приложить копии документов коммунальных служб (счета, расчеты), если такое условие предусмотрено договором аренды.

Вариант 2. Компенсация стоимости услуг отдельным платежом

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг не входит в состав арендной платы. Арендатор компенсирует их арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.

Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии и др.), поскольку арендодатель не является коммунальной службой (например, энергоснабжающей организацией). По этому договору арендатор возмещает часть стоимости услуг, которые за него оплатил арендодатель.

Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).

Общая стоимость коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 614, ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Договор арендатора с коммунальными службами

Ситуация: может ли арендатор напрямую заключить договор с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии, воды, газа и т. д.)

Да, может, но только на услуги электроснабжения и с согласия арендодателя.

В отношении поставки электроэнергии арендатор вправе заключить отдельный договор с энергоснабжающими организациями. Дело в том, что субабонент (арендатор), получивший доступ к электросети (теплосети) абонента (арендодателя), способен потреблять энергию самостоятельно. Это, в свою очередь, позволяет ему заключить соглашение об оплате потребляемой энергии по отдельному договору. Тогда он сам может вести необходимые расчеты за коммунальные услуги, минуя арендодателя. Это следует из норм статьи 539Гражданского кодекса РФ. В рамках Закона о контрактной системе заключить такой договор можно с гарантирующим поставщиком электроэнергии без проведения конкурентных процедур (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Ряд арбитражных судов признает законность подобных действий субабонента, объясняя это так. Для соглашения между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией неважно, через какие именно сети - собственные или принадлежащие другим лицам - арендатор-субабонент потребляет электроэнергию (тепловую энергию). Подобные выводы приведены, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 13 ноября 2002 г. № А35-1883/02С9 и Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24.

В то же время согласно нормам Гражданского кодекса РФ именно с абонентом, владеющим энергопринимающими устройствами, у субабонента связано право на получение и потребление энергии. Все договоренности между арендатором-субабонентом и поставщиками энергии носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента с ними. Следовательно, прежде чем арендатору заключать отдельное субабонентское соглашение с коммунальными службами, нужно получить согласие арендодателя на такой способ взаиморасчетов. Об этом говорится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 31 октября 2002 г. № А12-1988/2002-18 и Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02.

По Гражданскому кодексу РФ данный порядок действует и в отношении других видов коммунальных услуг (поставка тепловой энергии, воды и газа), если специальными правилами для них не установлено другого (п. 2 ст. 548 ГК РФ). При этом если оформление правоотношений с коммунальными службами напрямую возможно, то у арендатора есть возможность заключить с ними контракты как с единственными поставщиками по пункту 8 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1757).

Следует отметить, что к услугам по оплате водоснабжения такой вариант расчетов неприменим. Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений (п. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому самостоятельно заключить такой договор арендатор не имеет возможности.

Таким образом, способ оплаты арендатором коммунальных расходов непосредственно коммунальным службам может иметь место, но не по всем видам потребляемых услуг. В связи с этим данный способ нельзя отнести к оптимальному варианту расчета за коммунальные услуги по арендованному имуществу. Однако специалисты контролирующих ведомств считают его самым оптимальным для учреждений, которые проводят закупки по Закону о контрактной системе.

О том, как отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество, см.: Как арендатору отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество.»

В контракте, заключенном в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, этапы исполнения не выделены, но предусмотрена ежемесячная оплата.
Необходимо ли заказчику после 01.07.2018 при закупке коммунальных услуг в соответствии с п.п. 1, и 29 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ежемесячно размещать отчет об исполнении контракта в единой информационной сети при условии, что контрактом предусмотрена ежемесячна оплата по выставленным актам выполненных работ? Если контракт был заключен до 01.07.2018 и по нему ежемесячно размещались отчеты, необходимо после 01.07.2018 продолжать размещать отчеты ежемесячно или только в конце года?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В связи с закупкой коммунальных услуг по контрактам, не предусматривающим этапы их исполнения, отчеты об исполнении контрактов как до, так и после 01.07.2018 должны размещаться в ЕИС однократно - после полного исполнения всех обязательств по контракту.

Обоснование позиции:
С 01.07.2018 в связи со вступлением в силу от 31.12.2017 N 504-ФЗ (далее - Закон N 504-ФЗ) существенно изменятся положения от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в том числе касающиеся порядка исполнения контракта.
Так, Закона N 44-ФЗ в редакции N 504-ФЗ предусматривает, что результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или цена контракта превышает один миллиард рублей, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 ч. 1 ст. 93 данного Закона), отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе (далее - ЕИС) и содержащем информацию, указанную в этой части.
Таким образом, в соответствии с новой редакцией указанной нормы с 01.07.2018 заказчики должны отражать в размещаемом в ЕИС отчете результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или цена контракта превышает 1 млрд. руб. Соответственно, если предметом контракта не являются работы, указанные в Закона N 44-ФЗ и цена контракта менее 1 млрд. руб., с 01.07.2018 заказчики не обязаны размещать в ЕИС отчеты с информацией о результатах исполнения отдельного этапа контракта.
В N 504-ФЗ отсутствует указание на то, что он применяется только к контрактам, заключенным после даты его вступления в силу. Можно заметить, что согласно ГК РФ акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Но, хотя законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и основывается на положения ГК РФ ( Закона N 504-ФЗ), обязанность заказчика размещать в ЕИС отчеты об исполнении контракта (о результатах отдельного этапа его исполнения) возникает в силу предписания административного характера, а не в рамках отношений, регулируемых гражданским законодательством. Поэтому, с нашей точки зрения, с 01.07.2018 заказчик не обязан размещать в ЕИС отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, цена которого не превышает 1 млрд. рублей и предметом которого не является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Кроме того, применительно к рассматриваемой ситуации вызывает сомнение наличие у заказчика обязанности размещать такие отчеты и до 01.07.2018. Нельзя не признать, что в правоприменительной практике существует позиция, в соответствии с которой в случае, если в соответствии с условиями контракта осуществляется оказание услуг длящегося характера (например, коммунальные услуги, услуги связи, электроснабжения) и при этом условиями контракта этапы его исполнения не предусмотрены, но приемка и оплата оказанных услуг производится в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то приемка, оплата и экспертиза оказанной услуги также является отдельным этапом исполнения контракта. Следовательно, заказчику необходимо размещать в ЕИС отчет и информацию об оплате контракта также на регулярной основе. Такое мнение неоднократно высказывали представители контролирующих органов (смотрите, например, Минфина России от 05.03.2018 N 24-03-07/14504, от 01.11.2017 N , Минэкономразвития России от 11.06.2015 N Д28и-1757 (по вопросу 3.1), от 20.05.2015 N Д28и-1442, от 17.03.2015 N Д28и-563, от 19.02.2015 N Д28и-415). Такая позиция находила поддержку и у некоторых судей ( Второго арбитражного апелляционного суда от 30.12.2016 N 02АП-10158/16, Верховного Суда Республики Коми от 20.04.2017 по делу N 4А-65/2017).
Однако из Закона N 44-ФЗ следует, что под отдельными этапами исполнения контракта понимаются отдельные этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, принимаемые заказчиком. Исполнение контакта включает оплату заказчиком отдельных этапов исполнения контракта ( Закона N 44-ФЗ), но очевидно, что обязанность поэтапной оплаты возникает именно в силу того, что условиями контракта предусмотрены этапы его исполнения. Периодичность оплаты поставленных товаров или оказанных услуг сама по себе не свидетельствует о том, что контракт исполняется поэтапно.
Поэтому, если в контракте на оказание коммунальных услуг этапы исполнения не выделены, полагаем, что обязанность размещать в ЕИС отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта у заказчика отсутствует и до 01.07.2018, даже если контакт предусматривает периодическую (например, ежемесячную) оплату исполнителю. Кроме того, представляется сомнительной сама возможность выделить в контракте отдельные этапы поставки товара или оказания услуг, если контракт предполагает непрерывность исполнения, в частности, поставку электрической энергии, воды или тепла с обеспечением заказчику возможности постоянно пользоваться этими ресурсами в течение согласованного сторонами срока исполнения контракта.
В связи с этим полагаем, что при закупке коммунальных услуг у заказчика не возникает обязанности ежемесячно размещать в ЕИС отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта, который не предусматривает этапов его исполнения, в том числе и после 01.07.2018.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В Школе электронных торгов состоялся вебинар на тему «Экспертиза по 44-ФЗ». Эксперт по тендерам Олег Бируля рассказал про порядок проведения экспертизы, в каких случаях обязательно привлекаются эксперты, и как работает экспертная комиссия.

Экспертиза по 44-ФЗ, эксперты и экспертная комиссия: разбираемся в сути, определяем понятия

В Школе электронных торгов состоялся вебинар на тему « Экспертиза по 44-ФЗ». Эксперт по тендерам Олег Бируля рассказал про порядок проведения экспертизы, в каких случаях обязательно привлекаются эксперты, и как работает экспертная комиссия. Разберемся в основных понятиях:

Экспертиза по 44-ФЗ

В первую очередь важно знать, что Заказчик обязан провести экспертизу для проверки результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

После выполнения государственного контракта у заказчика есть не право, а обязанность провести экспертизу (все исключения из этого правила прямо поименованы в ч.4 ст.94 44-ФЗ). Экспертиза может проводиться своими силами, и тогда необходимо создание экспертной комиссии. Либо к ее проведению могут привлекаться эксперты или экспертные организации на основании заключенных контрактов (ст.94, часть 3).

Для проведения внутренней экспертизы, по решению заказчика, может создаваться приемочная комиссия, состоящая не менее чем из 5 человек (ст.94, часть 6).

Если создается и работает приемочная комиссия, то документ о приемке в обязательном порядке подписывается всеми членами такой комиссии.

Если приемочная комиссия провела внутреннюю экспертизу и решила, что товар, выполненная работа или услуга не соответствует требованиям контракта, тогда приемочная комиссия направляет поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке, обязательно в письменной форме.

Соответственно, все документы, которые выписывает приемочная комиссия, утверждаются заказчиком.

Если заказчик решает привлечь эксперта или экспертную организацию, какие у него для этого могут быть основания или ограничения?

Решение о привлечении к приемке эксперта либо экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению.

Целесообразно приглашать экспертную организацию, если очевидны:

  • недостаточная кадровая обеспеченность заказчика (например, отсутствие необходимых сертифицированных специалистов);
  • наличие ведомственных интересов или противоречий;
  • отсутствие практического опыта заказчика в приемке результатов исполнения контракта в отношении именно такого объекта закупки;
  • недостаточность материально-технической базы (нет исследовательских центров и сертифицированных лабораторий, ограниченная мобильность специалистов государственного заказчика).

Существуют случаи, когда участие эксперта или экспертной комиссии является обязательным. Экспертиза проводится в обязательном порядке при закупке у единственного поставщика в 16 случаях из 28, в том числе, когда закупки признаны не состоявшимися.

В 44-ФЗ есть нормы, которые разъясняют, каким должен быть эксперт (ст. 41), и не допускают определенных физических и юридических лиц к проведению экспертизы (ч.2 ст.41). Заказчик обязан им следовать. Эксперты, привлекаемые к экспертизе, должны соответствовать критериям, установленным заказчиком, и обладать специальными знаниями относительно объекта экспертизы. Заказчик может запросить официальное подтверждение квалификации эксперта у организации, в которой работает эксперт.

Ответы на вопросы участников вебинара про проведение экспертизы по 44-ФЗ

Вопрос: Касаются ли положения об экспертизе контрактов до 100 тыс.руб. или до 400 тыс.руб.? Насколько строго контролирующие органы обращают внимание на экспертизу своими силами касательно контрактов до 100 тыс.руб. или до 400 тыс.руб.? Достаточно ли для таких контрактов подписи о приемке завхоза в накладной?

Ответ: Заказчик не обязан проводить экспертизу результатов работ по «малым» закупкам у единого поставщика (ч. 4 ст.94). Но может это сделать. И если решил проводить - то обязан делать это по закону.

Приемку и экспертизу нельзя путать. Приемка выполняется в любом случае.

Лицо, которое подписывает акт о приемке, должно быть наделено соответствующими полномочиями со стороны заказчика. Если такое лицо - завхоз, то да, его подписи достаточно.

Вопрос: Создавать ли экспертную комиссию или, может, приказом в целях экспертизы наделить полномочиями завхоза или заправщика, или зав.столовой. И при приемке товаров, работ, услуг проводить экспертизу самостоятельно (без комиссии)?

Ответ: Проводить экспертизу самостоятельно - можно. Но для этого обязательно должна быть создана своя экспертная комиссия.

Конечно, в приемочную комиссию могут входить эксперты. Но акты, наделяющие их полномочиями для выполнения приемки и экспертизы, должны быть разными.

Материал подготовлен экспертами Школы электронных торгов

Проведение экспертизы

Вопрос-ответ по теме

Как правильно оформить документ проведения экспертизы оказанных услуг силами заказчика? Нужно ли проводить экспертизу на оказание коммунальных услуг и услуг связи? (Организация произвела закупку поздравительных открыток, поощрительных бланков. Как правильно оформить документ экспертизы, произведенной своими силами? Как оформлять экспертизу самой организации на оказание услуг электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения услуг телефонной связи?)

Заказчик должен проводить экспертизу всех товаров (работ, услуг), поставленных в исполнение обязательств по контракту. Для этого он вправе самостоятельно создать приемочную комиссию, либо привлечь экспертов со стороны (независимо от способа размещения заказа и цены контракта).

При закупке у единственного поставщика следует привлекать экспертов со стороны, за исключением некоторых случаев. В части 4 статьи 94 Закона 44-ФЗ перечислены случаи закупки у единственного поставщика, когда учреждение может не привлекать экспертов или экспертную организацию. В таких случаях оно может принять результаты исполнения контракта собственной комиссией.

По товарам (работам, услугам), приобретенным у единственного поставщика на основании п.4,5 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ также должна быть проведена экспертиза. Только ее можно проводить собственными силами, специально созданной приемочной комиссией. В ее состав Вы вправе включить любых сотрудников, которые могут принять товар и определить его соответствие целям, для которых он приобретался.

Согласно части 4 статьи 94 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. по результатам поставки электроэнергии должна проводиться экспертиза с привлечением сторонних экспертов (пункт 29 части 1 статьи93 Закона 44-ФЗ не перечислен в перечне пунктов, по которым можно проводить экспертизу своими силами). По коммунальным услугам (пункт 8 части 1 ст.93 Закона 44-ФЗ) экспертизу можно производить собственными силами. Для этого следует создать приемочную комиссию.

Результаты экспертизы нужно оформить документом (отчетом), составленным в произвольной форме. Такой вывод следует из буквального прочтения статьи 94 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. Специальных разъяснений о порядке проведения и оформлении экспертизы законодательство пока не дает. Отчет составляется на основании накладной, акта (другого первичного документа, подтверждающего приемку товара (работ, услуг)). В процессе приемки (экспертизы) сверяется количество, качество поставленного товара с содержанием первичных документов, определяется соответствие поставленных товаров требуемым потребностям в них.

Согласно разъяснениям, данным в письме Минэкономразвития России от 29.11.2013 № Д28И-2263, при закупке услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказываемых услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями контракта этапы не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производится ежемесячно. Эти же разъяснения можно применять заказчиком при экспертизе и составлении отчета об исполнении контракта на поставку МЦ, если поэтапное исполнение не предусмотрено, а поставка производится в течение года. Следовательно, если приемка товаров производится несколько раз в течение месяца, то экспертизу следует производить несколько раз (на основании первичных документов).

Если при закупке определенных товаров (работ, услуг) учреждение обязано привлекать экспертов, то следует руководствоваться статьей 41 Закона 44-ФЗ.

Заказ обратного звонка

Ваше письмо отправлено. Мы свяжемся с Вами
в ближайшее время

Запрос сертификатов

Ваш запрос отправлен. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Телефоны по направлениям

Экспертиза цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Все услуги
сертифицированы

Позвоните чтобы узнать подробнее об услуге

Начальник отдела тарифов и экспертизы

Независимая экспертиза цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги проводится в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (с изм. на 28.12.16г.)», Жилищным Кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 13.08.06 г. № 491 «Об утверждении «Правил содержания общего имущества в МКД» и «Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (с изм. на 26.12.16г.) и осуществляется в целях:

  • экономического обоснования цен (тарифов) на услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг;
  • установления достоверности представляемой хозяйствующими субъектами финансово-экономической и производственно-технологической информации;
  • защиты условий соблюдения баланса экономических интересов потребителей и производителей услуг;
  • выявления неэффективных и необоснованных затрат, включаемых в расчеты цен;
  • выявления внутренних резервов организаций, оказываемых регулируемые услуги, связанных с повышением эффективности производства, улучшением его организации и обеспечением энергосбережения;
  • повышение объективности в принятии решений по установлению цен на коммунальные услуги органами местного самоуправления.

Мы входим в состав постоянно действующего Общественного совета при министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

Общественный совет является консультативно-совещательным органом, созданным в целях планирования, координации, осуществления общественного контроля и мониторинга ситуации в государственном регулировании в сфере ЖКХ на территории Самарской области, повышения эффективности взаимодействия граждан, представителей общественных объединений защиты прав потребителей, иных некоммерческих организаций, а так же иных лиц, по вопросам реализации государственной политики в сфере государственного регулирования тарифов.

Заключение договора на поставку коммунальных услуг по ФЗ 44

Муниципальное бюджетное учреждение. Работает в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ (внебюджетная деятельность). имеет одно помещение. Каким образом заключить договоры на поставку коммунальных услуг по 44 ФЗ с единственным поставщиком?

Уточнение клиента

Я,наверное, не точно выразилась мы не можем заключить договор полностью на отопление офиса по 44-ФЗ, так как у нас есть еще внебюджетная деятельность, И мы по ней работаем по 223-ФЗ. Здание одно, я понимаю необходимо заключать 2 договора с поставщиком тепла, один по 44-ФЗ. Второй по 223-ФЗ из расчета на ту площадь, на которой учреждение занимается внебюджетной деятельностью.

Ответы юристов (2)

Все зависит от того, какие средства вы планируете направить на эти цели. Если это средства от приносящей доход деятельности, то при наличии своевременно опубликованного на zakupki.gov.ru Положения о закупках, в соответствии с положениями ст. 15 44-ФЗ вы можете произвести закупку по 223-ФЗ.

Вне зависимости от источника средств, Вы можете заключить контракт с единственным поставщиком по 44-ФЗ

Электричество: по п.29 ч.1 ст. 93 если поставщик является гарантирующим поставщиком электроэнергии или п. 1 ст. 93 если поставщик отнесен к субъектам естественных монополий

Тепло, вода: по п.8 ч.1 ст. 93 или п. 1 ст. 93 если поставщик отнесен к субъектам естественных монополий.

44-ФЗ предусматривает возможность заключения необходимого вам контракта как за счет бюджетных, так за счет внебюджетных средств. То, что вы дополнительно занимаетесь «внебюджетной деятельностью» не является препятствием для заключения такого контракта только по 44-ФЗ.

Возможно в том числе и заключение одного контракта с финансированием как из бюджетных, так и внебюджетных источников. Подробнее об этом посмотрите в письме МЭР от 05.10.2014 № ОГ-Д28-7698

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Экспертиза по 44 фз по коммунальным услугам

По вопросу о разъяснении положений, предусмотренных п. 23 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, являющихся предметом контракта при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Просим Вас разъяснить отдельные положения закона 44-ФЗ, которые вызывают трудности правоприменения.
ФКУ «ГБ МСЭ по Кемеровской области» Минтруда России — казенное учреждение финансируется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг осуществляется согласно заключенным договорам за счет бюджетных средств в пределах доведенных в установленном порядке казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. ФКУ «ГБ МСЭ по Кемеровской области» Минтруда России (ссудополучатель) и КУГИ (ссудодатель) заключили договор безвозмездного пользования, по условиям которого ссудодатель предоставил, а ссудополучатель принял в безвозмездное пользование нежилое помещение для организации медицинской деятельности. На основании передаточного акта помещение было передано. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник (ссудодатель) несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Ссудополучатель обязан поддерживать помещения, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на его содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК РФ). По условиям договора безвозмездного пользования собственник не возлагал на себя бремя содержания имущества и компенсацию ссудодателю за коммунальные услуги не предусматривал, а по условию договора ссудополучатель обязан нести расходы на содержание объекта, передаваемого по договору, и в месячный срок с момента подписания, заключить договор на возмещение эксплуатационных, коммунальных и необходимых административно-хозяйственных услуг.

Исходя из сложившейся ситуации по правоотношению сторон возникают вопросы:

  1. Распространяется ли действия Федерального закона N 44-ФЗ на отношения сторон по возмещению затрат на содержание помещений?
  2. Если распространяется действие Федерального закона N 44-ФЗ на отношения сторон по возмещению затрат на содержание помещений, обязан ли Государственный заказчик в данном случае, квалифицировать государственные контракты на возмещение затрат, как заключенные в соответствии с положениями пункта 23 части 1
    статьи 93 Закона N 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (п 23 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ))
  3. “О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 26.11.2012 № ММВ-7-13/ Реестр контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ: полный обзор, правила ведения реестров + необходимые документы Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о реестре контрактов, заключенных Заказчиками по 44-ФЗ и […]

Коммунальные услуги — это обеспечение учреждений водоснабжением и водоотведением, тепловой и электрической энергией . Согласно ст. 93 44-ФЗ, заказчики могут закупать коммунальные услуги у субъектов естественных монополий , выступающих в роли единственного поставщика, в том случае, если:

  • приобретаются услуги по поставке водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии и газоснабжения (кроме поставок сжиженного газа), п. 8 ст. 93 44-ФЗ ;
  • заключается договор на поставку энергоснабжения, электрической энергии с гарантирующим поставщиком, п. 29 ст. 93 44-ФЗ.

На основании положений ФЗ 147 от 17.08.1995, передача тепловой и электрической энергии, а также обслуживание организаций по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры предполагаются как закупка ТРУ у субъектов естественных монополий.

В случае приобретения электроэнергии заказчик должен помнить, что во исполнение п. 29 ст. 93 44-ФЗ договор должен заключаться только с гарантирующим поставщиком (35-ФЗ от 26.03.2003), который:

  • непосредственно покупает электроэнергию и уровень мощности на оптовых и розничных рынках соответствующих услуг;
  • подписывает соглашение о передаче электроэнергии и мощности с локальными сетевыми компаниями;
  • производит взаиморасчеты с потребителем — выставляет счета и счета-фактуры, производит прием оплаты и взыскание образовавшейся потребительской задолженности.

Определение цены на закупку коммунальных услуг

В том случае если цена контракта на коммуналку устанавливается в пределах 100 000 руб., то заказ можно провести в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 (Письма Минэкономразвития № Д28и-3554 от 07.12.2015, № Д28и-91 от 21.01.2016).

Так как цены на «коммуналку» подлежат государственному регулированию, то при заключении контрактов по коммуналке применяется тарифный метод обоснования цены : для водоснабжения и водоотведения расчет регламентируется п. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 416-ФЗ, для тепловой энергии — ч. 1 ст. 8 190-ФЗ, для электрической энергии — п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ.

Цена контрактов на водоснабжение, водоотведение тепло- и газоснабжение определяется на основании регулируемых тарифов, установленных действующим российским законодательством, в пределах выделенных учреждению лимитов бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Договор по энергоснабжению или поставке электрической энергии заключается согласно п. 29 ч. 1 ст. 93. Гарантирующий поставщик передает, а потребитель принимает и обязуется оплачивать электрическую энергию в количестве и по ценам, предусмотренным официальным документом. Стоимость договора также рассчитывается и обосновывается согласно тарифному методу определения цены контракта

Как закупить коммунальные услуги у единственного поставщика

Рассмотрим поэтапно:

  1. 1 этап — планирование. В план закупок и план-график вносятся сведения о планируемом контракте в течение 10 рабочих дней после доведения до учреждения лимитов на последующий финансовый период.
  2. Сведения вносятся в план-график не позднее десяти дней до формирования извещения. Если извещение размещаться не будет, то не позже 10 дней до дня заключения договора.
  3. Создание и публикация извещения производятся не позже пяти дней, предшествующих дате заключения.
  4. Составление обязательного отчета о закупке у единственного поставщика. Размещать данный отчет в ЕИС не требуется.
  5. Внесение сведений о заключенном договоре в реестр контрактов в ЕИС. Сведения вносятся в трехдневный срок (рабочие дни) при заключении договора и в аналогичный период при его исполнении либо отдельного его этапа.
  6. Отчет об исполнении договора (п. 9 ст. 94) создается и публикуется в течение семи рабочих дней с момента его исполнения либо расторжения. Оплата вносится только при наличии подписанных актов на оказанные коммунальные услуги.

Обязательные условия

В каждом контракте на оказание коммунальных услуг в обязательном порядке должны быть указаны наименование заказчика и поставщика, полное описание объекта закупки (ст. 33 44-ФЗ), информация о количестве и о месте поставки (передачи), период поставки, источник финансирования и цена контракта.

В договоре необходимо указать, что его цена является твердой и не подлежит изменению в ходе исполнения договорных отношений (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ), а также, что изменение условий контракта в период его действия допускается только в случаях, предусмотренных ст. 95 44-ФЗ.

Пример контракта

Закрытие контракта

Контракт на коммунальные услуги заключается сроком на один финансовый год, согласно плану-графику и выделенным лимитам бюджетных обязательств. Перечисление денежных средств по договору происходит по платежным поручениям, в которых указывается номер и дата документа по перечисленной сумме.

В реестр вносятся суммы из исполненных за весь период платежных поручений, которые подкрепляются подписанными актами сдачи-приемки. В разделе № 3 отчета указываются только реквизиты самого платежного поручения. По итогам внесения всех сумм в соответствии с ценой договора на оказание коммунальных услуг в реестре контрактов производится закрытие конкретного договора.

  • On 28.07.2019
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Объекты закупок, ФАС

Абсолютно все заказчики, от мала до велика, закупают коммунальные услуги. При этом многие предпочитают заключать контракты стоимостью до 100 000 рублей . С одной стороны, это упрощает жизнь. Но с другой стороны, лимит таких закупок ограничен. И тратить его на коммуналку целесообразно далеко не всегда. Для , услуг по водоснабжению, отоплению и прочих подобных правильнее использовать специальные основания . А малые закупки оставить на всякий случай - вдруг возникнут какие-то срочные потребности?

Основания для закупки коммунальных услуг

Коммунальные услуги закупаются у единственного поставщика. Регулируются такие закупки частью 1 статьи 93 закона 44-ФЗ . В принципе для этого можно использовать и общие основания (пункты 4 и 5 части 1 упомянутой статьи). Хотя Минфин и подтверждает правомерность такого подхода (письмо от 21.06.2017 № 24-05-07/38889 ), но особого смысла в этом нет. На схеме ниже указано, какие основания предусмотрены именно для закупок коммуналки.

Например, заказчик планирует заключить с поставщиком услуг по водоснабжению контракт, цена которого меньше 100 000 рублей. Можно использовать для этого общее основание в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 . А можно воспользоваться нормами пункта 8 . Оба подхода законны.

Однако если заказчик пойдет по первому пути, это увеличит его шансы к концу года исчерпать лимит малых закупок. И тогда вместо заключения прямого контракта на какие-нибудь придется проводить конкурентную процедуру.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Перед применением специальных оснований следует ознакомиться с законом № 147-ФЗ, а именно с пунктом 1 статьи 4. В нем описана сфера деятельности субъектов естественных монополий.

Особенности закупки разных коммунальных услуг

Водо- и газоснабжение

Водоснабжение, водоотведение, снабжение газом можно закупать по пункту 8 части 1 . А с этого года по этому же основанию разрешено заключать контракты на вывоз мусора (услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами). Такой контракт заключается с региональным оператором. Если таковой не выбран, то пункт 8 применять нельзя. Стоимость контракта определяется в пределах лимита тарифов оператора.

Энергоснабжение

Контракта на энергоснабжение целесообразно заключать по пункту 29 . Но прежде стоит посетить Сайт антимонопольной службы и в разделе «Информационные системы» скачать реестр гарантирующих поставщиков. По нему следует проверить поставщика, с которым собираетесь заключить контракт:

Реестр гарантирующих поставщиков на сайте Антимонопольной службы

Обязательно следует проверить реестр. Ведь если заключить контракт с поставщиком, не входящим в этот реестр, выбор признают необоснованным . Это подтверждается практикой контролирующих органов.

Например, такие выводы следуют из Акта плановой проверки Комитета по контролю в сфере закупок по Тюменской области от 12.03.2018 № 04/01-19/2018.

Связь

Для контракта на определенные услуги связи есть пункт 1 упомянутой части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ . По этому основанию можно закупить, например, услуги общедоступной почтовой связи.

Вместе с тем нужно помнить, что услуги, входящие в монопольный перечень, не стоит включать в один контракт с теми, которые не попадают в него. Это запутает поставщика и не понравится контролирующим органам (решение ФАС от 7 ноября 2017 по делу № ВП-540/17).

Планирование закупки коммунальных услуг

Как и любую закупку, контракт на коммунальные услуги нужно спланировать. А еще обосновать его цену. При этом следует помнить о наличии тарифного метода - использовать следует именно его.

При заключении контракта на коммуналку через малые закупки планирование осуществляется в упрощенном порядке - их нужно отразить одной строкой (постановление Правительства от 25.01.2017 № 73). Если же используются специальные пункты, то каждая закупка должна быть отдельной позицией в плановых документах. В качестве способа определения выбирается

Чтобы правильно заполнить плановые документы, рекомендуем обратиться к первоисточникам:

  1. Федеральные заказчики найдут порядок заполнения планов и планов-графиков в следующих документах:
    • постановление от 05.06.2015 № 552 - план закупки;
    • постановление от 05.06.2015 № 553 - план-график.
  2. Региональным и муниципальным заказчикам нужно обратиться к таким документам:
    • постановление от 21.11.2013 № 1043 - план закупки;
    • постановление от 05.06.2015 № 554 - план-график.

Ниже показано отражение закупки коммунальных услуг в ЕИС:

Закупки по специальным основаниям указаны отдельными позициями

Обосновывая способ закупки, необходимо сослаться на соответствующий пункт статьи 93 и указать «тарифный метод» . А также нормативные акты, которые регулируют тарифы. Право на установление обеспечения контракта подобного типа остается за заказчиком.

В середине 2018 года отменено «правило 10 дней» для закупок у единственного поставщика. План-график можно изменить не позже, чем за 1 день до размещения в информационной системе соответствующего извещения либо до заключения контракта.

Например, заказчик закупает коммунальные услуги по спецпункту 8. Он может внести изменения в план-график, через день опубликовать извещение в ЕИС и через 5 дней заключить контракт.

Извещение публикуется в виде заполнения формы с информацией о закупке. Многие поля заполняются автоматически - данные берутся из плана-графика, поэтому остается только указать источник финансирования и место оказания услуг. Если это возможно, целесообразно прикрепить к извещению проект контракта.

  1. Преамбула , в которой необходимо указать основание (пункт 1, 8 или 29 части 1 статьи 93).
  2. Условия о цене , ее твердости и неизменности на весь срок контракта (часть 2 статьи 34).
  3. Условия о неизменности положений контракта , за исключением случаев, предусмотренных статьей 95. А также о том, что все изменения и дополнения действительны, если оформлены в письменном виде и закреплены подписями сторон (пункт 2 статьи 34).
  4. Положение о сроке оплаты - не более 30 дней с даты подписания документа о приемке (пункт 13.1 статьи 34).
  5. Положение о расторжении - оно допускается по соглашению сторон, решению суда и в одностороннем порядке, если другая сторона отказывается от его исполнения (пункт 14 статьи 34, пункт 8 статьи 95).

Если предусмотрен аванс

Условия об авансовых платежах часто включается в коммунальные договоры. Необходимо следить за тем, чтобы были отражены реальные сроки оплаты . Например, в соответствии с платежной дисциплиной заказчик производит платежи за коммунальные услуги два раза в месяц: 1/3 до 10 числа текущего месяца, остальное - до 18 числа следующего месяца. Именно такой порядок следует прописать в контракте. Если поставщик указал свои сроки оплаты, нужно составить протокол разногласий и указать в нем реальный режим перечисления платежей.

Можно ли заключить контракт на коммунальные услуги задним числом?

Согласование контракта может затянуться, а получать свет, воду и газ заказчику нужно ежедневно. В связи с этим порой контракты заключаются задним числом - в тексте прописывается, что действие документа распространяется на периоды до его заключения. Это так называемая .

В отношении прочих контрактов ФАС не приемлет такой подход. Однако что касается соглашений на предоставление коммунальных услуги, то это допустимо . И даже если контролеры вынесут предписание, высок шанс оспорить его в суде (письмо Минфина от 21.06.2017 № 24-04-06/38896, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.08.16 № Ф03-3644/2016).

Когда контракт заключен

После заключения контракта нужно внести его в соответствующий реестр в ЕИС. Если проводилась малая закупка, то сведения вносятся только в реестр договоров по закупкам малого объема , а в реестр контрактов не передаются. Также необходимо учесть сумму контракта в годовом объеме закупок малого объема.

Данные о контракте, заключенном по спецоснованиям, в реестр ЕИС нужно подать в течение 5 рабочих дней после того, как он был заключен. При этом скан контракта должен полностью соответствовать структурированной форме в информационной системе. Иначе контракт не зарегистрируют. Пример причины отказа в регистрации показан на следующем изображении:

Отказ в регистрации контракта с указанием причин

А это отказ по причине того, что в контракте присутствует аванс, тогда как в структурированной форме его нет:

Отказ по причине неуказания аванса

Чтобы не было вопросов, следует заполнить внимательно все строки структурированной формы контракта так, как они есть на скан-копии. Аванс прописывается в процентном выражении и фиксированной суммой:

Условие об авансе прописывается в % и в рублях

Нельзя забывать и о таких «мелочах», как единица измерения и количество. Если эти данные вносились на этапе планирования, то они подгрузятся автоматически.

В ЕИС следует разместить контракт, приложения и дополнительные соглашения , если они имеются. Иначе можно получить штраф.

Исполнение контракта

После размещения контракта начинается его исполнение. Работа для заказчика есть и на этом этапе. Необходимо осуществлять приемку услуг, получать от контрагента документы об оплате и вовремя ее производить.

Обмениваться документами с поставщиками коммунальных услуг придется ежемесячно и постоянно. Поэтому целесообразно заключить соглашение об электронном документообороте . Это позволит вовремя получать все документы, сократит затраты времени и количество ошибок.

Принятый и оплаченный контракт нужно разместить в ЕИС в течение 5 рабочих дней с даты принятия.

Нужно ли отчитываться по этапам контракта?

Поправки середины текущего года изменили правила отчетности по этапам контракта. Теперь нужно размещать отчет по каждому этапу в том случае, если цена контракта превышает 1 млрд рублей , а также при закупке работа по строительству . Изменения внесены законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ. При этом не поясняется, действуют ли новые правила только на контракты, заключенные после 1 июля, или они применяются ко всем соглашениям.

Но есть письмо Минфина № 24-03-07/34121 от 18.05.2018 , в котором ведомство поясняет следующее. Если обязанность размещать отчет об исполнении этапа у заказчика была до 1 июля 2018 года , то нужно ее исполнять. Если контракт заключен до 1 июля, но разместить отчет по этапу заказчик должен после наступления этой даты , то делать этого не нужно.

Вместе с тем это лишь мнение Минфина, которое не имеет законной силы. А посему до сих пор многие заказчики по-прежнему размещают «этапный» отчет в ЕИС.

Если план расходится с фактическими затратами

Точно определить потребности, связанные с коммунальными услугами, часто не представляется возможным. Но в течение года уже бывает понятно, совпадет ли расход с тем, что было запланировано. При необходимости можно расторгнуть заключенные контракты и подписать новые, подправив лимиты потребления . Изменение следует отразить в плановых документах. В первоначальных позициях нужно указать фактическое потребление, а затем создать позиции по новым контрактам. Тогда в конце года план и факт совпадут.



Поделиться