Незаконное тсж. Легитимное создание ТСЖ в нарушение закона: пути выхода. Порядок рассмотрения жалобы и возможные меры воздействия

Ст. 136 ЖК РФ. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья

Ст. 137 ЖК РФ. Права товарищества собственников жилья

Ст. 138 ЖК РФ. Обязанности товарищества собственников жилья

Судебная практика

    Решение № 2-125/2019 2-125/2019(2-4012/2018;)~М-4530/2018 2-4012/2018 М-4530/2018 от 29 мая 2019 г. по делу № 2-125/2019

    Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) - Гражданские и административные

    Что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, ответом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области (л.д.9, 138 том 1). В 2009 году в квартире по адресу: осуществлена перепланировка, согласно проекта, утвержденного актом приемочной комиссии Калининского административного округа г.Тюмени от 22.12.2009 ...

    Решение № 2-54/2019 2-54/2019~М-38/2019 М-38/2019 от 29 мая 2019 г. по делу № 2-54/2019

    Подосиновский районный суд (Кировская область) - Гражданские и административные

    Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ). Исследовав материалы дела, руководствуясь положениями ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 137 , 154, 156, 158 ЖК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, при этом исходит из следующего. Положения ст. 153 ЖК РФ устанавливают круг...

    Решение № 2-1614/2019 2-1614/2019~М-638/2019 М-638/2019 от 29 мая 2019 г. по делу № 2-1614/2019

    Пушкинский городской суд (Московская область) - Гражданские и административные

    И в силу Закона уже не находится в муниципальной собственности, находится в собственности правообладателей помещений в доме, с которыми истец вправе его разделить (л.д. 136 - 138 ). Представители третьих лиц Банка «Возрождение» (ПАО), ООО «РСУ-7», Банка ВТБ (ПАО), ПАО «Сбербанк России», Управления Росреестра по МО в судебное заседание не явились, о дате...

    Решение № 2-1352/2019 2-1352/2019~М-734/2019 М-734/2019 от 28 мая 2019 г. по делу № 2-1352/2019

    Ломоносовский районный суд г. Архангельска (Архангельская область) - Гражданские и административные

    Выборе способа управления данным домом в виде создания ТСЖ «Тимме 17 корпус 2», оформленное протоколом №1 от 18 апреля 2006 года. В силу ст. ст. 135 , 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) товарищество собственников жилья оказывает услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказывает коммунальные услуги собственникам...

    Решение № 2-1187/2019 2-1187/2019~М-297/2019 М-297/2019 от 28 мая 2019 г. по делу № 2-1187/2019

    Индустриальный районный суд г. Перми (Пермский край) - Гражданские и административные

    Резервного фонда оставил на усмотрение суда. Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчиков, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему. Частями 1,2 ст. 135 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в...

    Решение № 2-790/2019 2-790/2019~М-503/2019 М-503/2019 от 27 мая 2019 г. по делу № 2-790/2019

    Котласский городской суд (Архангельская область) - Гражданские и административные

    Протокола № общего собрания собственников помещений в МКД от __.__.__ собственники приняли решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (т.1. л.д. 135 - 136 ). Таким образом, истец является потребителем коммунальной услуги по газоснабжению, оказываемой ООО «Газпром межрегионгаз Ухта». В соответствии с п. 4 ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья...

    Решение № 2-2139/2019 2-2139/2019~М-1509/2019 М-1509/2019 от 27 мая 2019 г. по делу № 2-2139/2019

    Кировский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область) - Гражданские и административные

    148 Жилищного кодекса Российской Федерации. ТСЖ «Гагарина-33» обязано ежегодно в течение первого квартала текущего года в силу п. 2 ст. 20, п. 9 ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации представлять копию такого надлежащим образом оформленного реестра в уполномоченный по контролю за соблюдением жилищного законодательства орган, но умышленно не делало этого, а при...

    Решение № 2-2859/2019 2-2859/2019~М-2048/2019 М-2048/2019 от 23 мая 2019 г. по делу № 2-2859/2019

    Советский районный суд г. Липецка (Липецкая область) - Гражданские и административные

    От него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства; отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Согласно ст. 138 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса. В соответствии с ч.1.1 ст. 161 Жилищного...

  • ...этом, в части выдачи документов, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства, технические условия, по мнению должностного лица, выявлены нарушения статей 36, 135 , 137 Жилищного Кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13 августа 2006 № 491, пункта 4 статьи 26 Федерального закона...

С момента переложения задачи управления многоквартирными домами с ЖЭУ и ЖЭК на плечи собственников жилых помещений в доме в нашу жизнь прочно вошла аббревиатура ТСЖ.

За данными буквами скрывается понятие — .

Данная структура призвана решать текущие жилищные и бытовые вопросы между жильцами многоквартирных домов, в том числе по эксплуатации дома и пользованию общедомовым имуществом.

Как функционирует Товарищество?

ТСЖ – это юридическое лицо, оно имеет форму некоммерческой организации . Статья 135 Жилищного кодекса говорит, что ТСЖ – это объединение владельцев квартир в одном либо нескольких рядом стоящих многоквартирных дома.

Последнее возможно, если эти дома расположены на участках, имеющих общую границу, либо у них общая инженерная инфраструктура.

Вступать или нет в ТСЖ, каждый решает сам. Но если подали заявление менее 50% собственников дома, то такое товарищество не может осуществлять свою деятельность и подлежит роспуску.

Идея создания товариществ была в том, чтобы с их помощью владельцы квартир могли удовлетворять свои потребности, связанные с проживанием в доме, и защищать свои интересы.

Но иногда действия ТСЖ бывают направлены отнюдь не на благо его членов. Тогда конфликта не избежать.

Проблема в том, что правление ТСЖ обычно уверено в своих силах , а вот собственники не знают, на что Товарищество имеет право, а на что – нет. И даже если понимают, что их права в чем-то нарушаются Товариществом, все равно не имеют понятия, куда жаловаться на неправомерные действия ТСЖ и как отстаивать свои интересы.

Причины возникновения споров

Вы имеете право оспорить любое решение ТСЖ , если не согласны с ним. Но наиболее часто причиной недовольства собственников являются следующие факты:

Простые члены ТСЖ заинтересованы в том, чтобы плата за пользование помещением была справедливой, поскольку эти деньги используются – должны использоваться – на благоустройство дома и придомовой территории.

Разрешение разногласий через обращение к руководству Товариществом

Руководит товариществом правление, во главе которого стоит . Если вас что-то не устраивает в работе ТСЖ, в первую очередь следует обращаться в правление.

Прежде чем писать жалобу, пройдите по дому и узнайте, как остальные жильцы относятся к тому, что вам не нравится.

Если все остальные довольны положением дел, то одиночная жалоба вряд ли возымеет действие .

Лучше, когда под жалобой стоят подписи многих собственников. Чем больше жильцов согласится с вашей позицией, тем больше вероятность, что руководство действительно как-то воздействует на ТСЖ.

Жалоба подается в письменном виде, в 2 экземплярах . Один останется в ТСЖ, второй – у ее подателей. На этом экземпляре проставляется штамп, в нем указывается дата подачи жалобы и номер.

Помните, что вы жалуетесь на ТСЖ фактически являясь его членом. Если нарушения происходят с ведома руководства и являются источником дохода, ваша жалоба не принесет плодов.

Обжалование через вышестоящие инстанции

Существует несколько инстанций, куда также можно пожаловаться на действия ТСЖ. В их числе:

  • Роспотребнадзор;
  • Государственная жилищная инспекция;
  • прокуратура;

При обращении в первые 2 инстанции не забудьте второй экземпляр жалобы оставить у себя. И потребуйте, чтобы на нем проставили дату принятия .

В последние 2 органа стоит обращаться, если в Роспотребнадзоре и Жилищной инспекции вам не смогли либо не захотели помочь.

Как составить жалобу?

Жалоба на действия ТСЖ не имеет строго утвержденного образца, однако при ее составлении все же следует отразить в тексте следующие моменты:

В любом заявлении должна быть ссылка на закон , в соответствии с которым вы выдвигаете свои требования. При подаче жалобы на ТСЖ изучите Закон «О защите прав потребителей». Особое внимание уделите статьям №№ 27-31.

В заявлении целесообразно уведомить руководство ТСЖ, что вы обратитесь в суд, если конфликт не удастся урегулировать мирным путем. Это подтвердит серьезность ваших намерений.

А суд при удовлетворении иска потребителя может назначить ТСЖ штраф именно за то, что оно довело дело до суда.

Если обращение к руководству ТСЖ все же не принесло результатов, пишите в другие инстанции.

При этом обязательно укажите, сколько раз вы связывались с ТСЖ и получали отказ . И приложите к заявлению в вышестоящую инстанцию копии ваших жалоб и ответов на них Товарищества.

Как уже было сказано, коллективная жалоба имеет гораздо больший вес. Прежде чем писать куда-либо заявления на ТСЖ, заручитесь поддержкой собственников других квартир и попросите их подписать документ.

Хорошо, если под заявлением в Роспотребнадзор, суд или другой орган подписи поставят все люди, которые подписывались под жалобой в ТСЖ.

Основания для подачи жалобы в прокуратуру

Для обращения в прокуратуру достаточно невыполнения ТСЖ своих обязанностей . Вы можете, не пытаясь связываться с руководством товарищества, сразу отправиться в прокуратуру.

Строгих требований к содержанию и оформлению текста жалобы в прокуратуру на действия ТСЖ не имеется, но при ее составлении следует придерживаться предложенного выше образца.

Формально вам не имеют права отказать в принятии жалобы. Но на самом деле, обращаясь в прокуратуру, стоит иметь хотя бы одну отклоненную ТСЖ претензию. А лучше – несколько.

В противном случае представители ТСЖ скажут, что были не в курсе проблемы. И если бы вы не побежали в прокуратуру, а обратились в правление, ТСЖ обязательно решило бы этот вопрос.

Поэтому не нужно пропускать этап общения с руководством ТСЖ и сразу переключаться на прокуратуру или суд. Реальность такова, что это приводит к не слишком хорошим результатам.

Порядок рассмотрения жалобы и возможные меры воздействия

Жалоба на ТСЖ ничем не отличается от других обращений граждан, поэтому ее рассмотрение проходит в соответствии с федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

По результатам рассмотрения ТСЖ обычно обязывают выполнить требования жильцов и назначают для этого определенный срок.

Возможно наложение штрафа на товарищество или его председателя. Наиболее частая причина его – отказ предоставить собственникам квартир .

Видео: Как и куда жаловаться на ненадлежащее управление многоквартирным домом?

В видеоинструкции показывается, какие обязанности входят в сферу деятельности ТСЖ и какими нормативными документами они регламентируются.

Даются рекомендации, каким образом можно действовать собственникам жилья, если ТСЖ или Управляющая компания ненадлежащим образом относятся к исполнению своих прямых задач и относятся к управлению домом «спустя рукава».

Роман Кузьмак, юрист ЗАО «ЛексКледере консалтинг», город Санкт-Петербург

[email protected]

В силу положений части 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья . Указанной нормой Жилищного кодекса РФ императивно установлен запрет на создание двух и более ТСЖ для управления одним многоквартирным домом, но данной нормой, как показала практика, не предусмотрено реальное создание двух ТСЖ в одном многоквартирном доме, а именно:

В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 (далее - Закон) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются, в числе прочих: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны; что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения. Статьей 23 указанного выше закона установлено, что отказ в государственной регистрации юридического лица допускается, только если заявитель не предоставит документы в соответствии с перечнем, установленным законом о регистрации, и по другим формальным основаниям, в связи с чем регистрирующий орган не проверяет предоставляемые документы на государственную регистрацию на соответствие законодательству, тем более на соответствие в данном случае Жилищному кодексу РФ. Поэтому вполне реальна ситуация, когда по одному многоквартирному дому будут зарегистрированы два ТСЖ хоть и в нарушение запрета, установленного Жилищным кодексом РФ. В связи с этим встает вопрос, какое именно из ТСЖ является легитимным, и как законными способами бороться с ТСЖ, которое создано в нарушение требований законодательства.

Правомочным ТСЖ является то, которое было зарегистрировано первым, но в таких ситуациях создается неопределенное положение для обоих ТСЖ, собственников многоквартирного дома и членов обоих ТСЖ.

Первый способ отстаивания прав по управлению многоквартирным домом - оспаривание государственной регистрации незаконного ТСЖ.

В описанном случае возможно обратиться в судебное производство с заявлением по делам, возникающим из публичных правоотношений, с требованием о признании государственной регистрации, осуществленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы незаконной, а решение о государственной регистрации подлежащим признанию недействительным в порядке, установленном статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, как несоответствующее закону и нарушающее права заявителя. В таком случае заявителем может быть собственник многоквартирного дома, заинтересованным лицами будут Регистрирующий орган и незаконно зарегистрированное ТСЖ. В судебной практике неоднозначно решен вопрос - в публичном ли порядке необходимо заявлять требование, или же требование должно быть заявлено в исковом производстве, и требования должны быть не о признании государственной регистрации недействительной (поскольку налоговый орган, как указывалось выше, формально не нарушил требования закона), а о признании решения общего собрания о создании ТСЖ недействительным.

Судебная практика: Решением Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга от 13.03.2014 года по делу № 2-1520/2014 было отказано в требовании о признании государственной регистрации, осуществленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы, незаконной, а решение о государственной регистрации подлежащим признанию недействительным в порядке, установленном статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса РФ. Суд посчитал, что заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты права и должен обращаться в порядке искового производства непосредственно к ТСЖ с требованием о признании недействительным решения о создании ТСЖ.

Несмотря на то, что заявитель по указанному делу заявлял и предоставлял доказательства того, что не только Регистрирующий орган, формально проверяющий документы, предоставляемые на государственную регистрацию, который при формальном подходе не проверяет полноценно документы на соответствие законодательству, но и о нарушении при проведении общего собрания, его незаконности по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме. Пункт 5 этой же статьи Жилищного кодекса РФ требует при государственной регистрации товарищества собственников жилья предоставления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (который в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ должен быть подписан всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие соответствующих решений), на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, устава товарищества, а также сведений о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Между тем такой протокол, соответствующий вышеуказанным нормам Жилищного кодекса РФ и содержащий, согласно требованиям статьи 12 Закона, достоверные сведения, не мог быть представлен в регистрирующий орган лицами, принявшими решение о создании ТСЖ, поскольку собрание проведено в отсутствие установленного Жилищным кодексом РФ кворума (если вообще проводилось).

Заявитель о созываемом собрании не знал, участия в нем не принимал, так как в обход положений части 4 статьи 45 Жилищного кодекса РФ и части 3 статьи 46 Жилищного кодекса РФ, обеспечивающих собственнику реализацию его права на участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и голосовании по вопросам повестки дня, инициаторы собрания не уведомили заявителя о созываемом собрании и его повестке и не довели до его сведения принятые решения и результаты голосования ни одним из способов, установленных указанными нормами. Учитывая отсутствие уведомлений о созыве собрания не только заявителя, но и других собственников жилых помещений в многоквартирных домах, а также то, что голоса, принадлежащие заявителю, составляют около 42% от общего количества голосов в домах, решение о создании ТСЖ, а также об утверждении его устава, не могло быть принято при наличии кворума.

Еще одним сложным юридическим моментом является следующий.По такого рода делам заявитель обычно не располагает сведениями о том, кто был инициатором собрания; где и когда оно было проведено; какие вопросы выносились на повестку дня; каким образом осуществлялся подсчет голосов и каковы были результаты голосования ввиду указанных выше нарушений норм Жилищного кодекса РФ, допущенных инициаторами собрания, поскольку не принимал участия в собрании ТСЖ, и, как показывает практика, на запросы собственника ТСЖ не предоставляет протокол, составленный по итогам собрания.

Также непростым с точки зрения права является вопрос по доводу, который указывал заявитель по рассматриваемому судебному делу, а именно:

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, создание одного ТСЖ для обслуживания двух и более многоквартирных домов возможно только в случае, если общее количество квартир в них не превышает тридцати, и если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу, и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.

Заявитель считал государственную регистрацию ТСЖ незаконной еще и потому, что последнее создано в нарушение норм закона, не допускающих создание одного ТСЖ для обслуживания двух и более многоквартирных домов, и одновременного существования двух ТСЖ для управления общим имуществом собственников в одном и том же многоквартирном доме.

Также было указано, что общее количество квартир в домах превышает тридцать, данные дома имеют раздельное инженерно-техническое обеспечение, а земельные участки, на которых расположены указанные дома, не имеют общей границы, а потому не могут управляться одним ТСЖ.

Описанные аргументы не были приняты судом при рассмотрении дела.

Заявитель указывал, что в силу положений части 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. При этом Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы России № 15 по Санкт-Петербургу зарегистрировано и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц товарищество собственников жилья, которое осуществляло управление указанными выше многоквартирными домами, по настоящее время эта организация не ликвидирована, сведения о ней содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Таким образом, государственная регистрация ТСЖ проведена на основании документов, содержащих недостоверные сведения, в частности, относительно соблюдения установленного законом порядка учреждения данного юридического лица, что уже само по себе должно было послужить основанием для отказа в государственной регистрации, а кроме того, нарушает требования, установленные в отношении товариществ собственников жилья действующим жилищным законодательством. Допущенные при создании ТСЖ нарушения являются грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Вторым способом решения сложившейся ситуации с двумя ТСЖ в одном многоквартирном доме может являться следующий (не судебный).

В соответствии с Жилищным кодексом РФ общее собрание собственниковможет провести общее собрание и принять решение о ликвидации незаконно созданного ТСЖ. На собрании собственники помимо решения о ликвидации ТСЖ должны назначить физическое лицо ликвидатором ТСЖ.

Трудностями при таких событиях могут быть следующие: для того чтобы начать процесс ликвидации ТСЖ (при уже принятом собственниками решения о ликвидации ТСЖ) необходимо заверить у нотариуса заявление (по форме установленной правительством РФ) об уведомлении налогового органа (регистрирующего органа) о начале процесса ликвидации ТСЖ. Но чтобы заверить указанный документ, нотариусу необходимо предоставить свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на учет ТСЖ.

Указанные документы выдаются при регистрации ТСЖ, и, соответственно, в случае, если председатель ТСЖ не передаст документы ликвидатору, то возникает вопрос, каким образом заверить заявление на ликвидацию ТСЖ, поскольку законом не предусмотрено получение даже дубликата таких документов посторонним лицом, даже ликвидатором ТСЖ. В таком случае остается только начинать судебные тяжбы с председателем ТСЖ об истребовании необходимых документов.

Таким образом, несмотря на установление Жилищным кодексом РФ описанных в статье запретов, эти нормы явно не согласованы с другими законами, что приводит к описанной правовой и фактической неопределенности по появлению нескольких равных субъектов.

Как обратиться в следственные органы по поводу признаков уголоно наказуемых деяний при проведении так называемых СОБРАНИЙ

Без воды

Сразу быка за рога

в СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ при проведении незаконных собраний жителей

Руководителю Следственного Управления СК

по ……………. (субъект РФ)

От жильцов

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАКАХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ


С 15 по 18 сентября с.г. некоторым (но не всем) жильцам нашего дома, являющимся собственниками квартир, неустановленные лица, представлявшиеся сотрудниками обслуживающей дом организации РЭП-6, раздавали под расписку тексты, имеющие название «уведомление» и «решение» о создании в доме ТСЖ. Тексты прилагаются.
Указанные действия носят признаки нарушения законодательства, в том числе мошенничества, принуждения к совершению сделки, превышения должностных полномочий, введения в заблуждение и вовлечение в противоправные действия граждан по следующим обстоятельствам.
1. В качестве инициатора указано некое «управление ДЖП и ЖФ», полномочия которого на данные действия не представлены, а также отсутствует контактная информация.
2. В бумаге, называемой «решение», указана доля собственника в общем имуществе дома, но не указано, как эта доля считалась.
3. В бумаге, называемой «решение», предлагается утвердить неизвестный и не обсуждавшийся устав.
4. В этой бумаге указаны какие-то неизвестные люди, которых неизвестно кто предлагает в руководители и ревизоры ТСЖ, не указаны контактные данные и основания представления этих лиц.
5. В бумаге, называемой «решение», предлагается согласиться с каким-то неизвестным предложением о капремонте. Капремонт в данных конкретных условиях должен проводиться не по решению неосведомленных жителей, а в соответствии с техническим состоянием дома. В настоящих условиях предложение о проведении капремонта является фальсификацией, т.к. капремонт должен исполняться как уже принятое решение органов местного самоуправления.
6. В т.н. «уведомлении» указано, что сбор «бюллетеней» осуществляет администрация города. Это является вопиющим нарушением законодательства, потому что в соответствии с ЖК РФ собственники определяют порядок подсчета голосов и условия хранения документации собрания.
Любые инициативы по объединению собственников могут быть при условии, что жильцам будет предоставлена вся документация на дом и полагающуюся по нормативам территорию, состав помещений и имущества дома, реестр собственников, списки проживающих, арендаторов жилых и нежилых помещений и прочие материалы, без которых любые «выборы и решения» будут являться профанацией, так как в отсутствии информации невозможен осознанный выбор.
Отсутствие необходимой для осознанного выбора информации не свидетельствует о благих целях инициаторов.

В действиях неизвестных лиц, осуществляющих мероприятия по созданию в нашем доме ТСЖ, по нашему мнению присутствуют признаки нарушения следующих положений действующих законов:

1.Статьи 30 Конституции РФ, которая гарантирует право каждого гражданина на объединение и не допускает вмешательство государства в лице его должностных лиц и органов власти в дела общественных объединений ни в процессе их деятельности, ни в процессе принятия решения о создании такого объединения.
В то же время, не представлены правомочия ДЖП и ЖФ как собственника, имеющего право инициатора собраний собственников. Из т.н. «уведомления» и «решения» следует, что в инициативе создания ТСЖ задействована администрация города, что имеет признаки создания структуры, непосредственно связанной, афилированной с органами управления. Созданию ТСЖ придается вид законности с использованием административного ресурса.

2. Пункта 2 Статьи 161 Жилищного Кодекса РФ, предписывающее собственникам жилых помещений выбрать способ управления домом из трех равноправных способов: а) управляющая компания, б) ТСЖ, в) непосредственное управление. Проведение общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме по учреждению ТСЖ возможно только после проведения общего собрания по выбору способа управления в случае, если собственники сделали выбор на ТСЖ. При учреждении ТСЖ согласно положениям РАЗДЕЛА VI Жилищного Кодекса каждый собственник имеет право быть выбранным в Правление или Ревизионную Комиссию. Анонимные инициаторы незаконного голосования по учреждению ТСЖ и формированию его органов злостно нарушили нормы закона и прав граждан выдвигать себя или свои кандидатуры в Правление и Ревизионную Комиссию.

3. Пункта 1 Статьи 44 Жилищного Кодекса, который относит к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений дома вопрос о выборе способа управления. Неизвестные люди, предпринимающие попытку организовать заочное голосование по учреждению ТСЖ, незаконно присвоили себе эти полномочия, в чем содержатся признаки рейдерства.

4. Пункта 4 Статьи 44 Жилищного Кодекса РФ, предписывающего инициатору общего собрания в многоквартирном доме необходимость сообщить собственникам жилых помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения. Инициатор (инициаторы), проводящий незаконное заочное голосование в нашем доме, нарушил данное наиважнейшее требование закона: уведомления были вручены не каждому собственнику и менее, чем за десять дней до дня голосования. Это права и возможности граждане была лишены, в таких условиях выбора осознанным не является..

5. Пункта 5 Статьи 44 Жилищного Кодекса, требующего в уведомлении о проведении общего собрания указывать определенную информацию, в том числе об инициаторе собрания. Инициаторы по учреждению ТСЖ в нашем доме самовольно и незаконно игнорировали эту норму закона, нарушив права граждан.

6. Пункта 4 Статьи 46 Жилищного Кодекса, предписывающего, что протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, должны храниться в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания. Как изложено выше, анонимные инициаторы заочного собрания пренебрегли данным положением Жилищного Кодекса и самолично определили место сбора и хранения решений в администрации города

7. Пункта 5 Статьи 46 Жилищного Кодекса, который определяет, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Таким образом, решения принятые с нарушением порядка, установленного Жилищным Кодексом, не могут иметь юридическую силу и юридические последствия, само собрание не может приобретать статус высшего органа управления домом до выбора способа управления, а решения принятые на таком собрании не обязательны для исполнения жителями дома..

В указанных действиях по нашему мнению усматриваются признаки следующих противоправных действий, квалифицируемых Уголовным Кодексом РФ:

Принуждение к совершению сделки (в массовом масштабе) (ст. 179);
- превышение служебных полномочий (ст.ст. 285, 286);
- приготовление преступных действий (ст. 30);
- мошенничество (ст.159)

ТРЕБОВАНИЯ:

1. Возбудить уголовное дело по признакам мошенничества, превышения служебных полномочий, принуждения к совершению сделки и подготовке преступных действий.

2. Определить состав группы злоумышленников, осуществляющей незаконную попытку учредить незаконное ТСЖ для последующего управления нашим домом со всеми его ресурсами.

3. Определить факт нарушения многочисленных норм законодательства.

4. Применить адекватные меры ответственности к нарушителям.

5. Воспрепятствовать проведению незаконного «собрания» и возможной регистрации незаконного ТСЖ на базе нашего дома направлением.представление в соответствующие органы власти о недопустимости нарушения законов и игнорирования прав и интересов жителей.

Ответ просим направить по адресу:


ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА:
ФИО ПОДПИСЬ КВ. или ТЕЛ.

Подписи жителей прилагаются.

СССССССССССССССССССССС

В последнее время многие товарищества ликвидируются через суд, и количество таких судебных дел неуклонно растет. Для того чтобы бороться с ТСЖ, желания и действий одного или нескольких человек бывает недостаточно. Противостоять незаконной деятельности ТСЖ необходимо коллективно, утверждает адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»).

Права членов ТСЖ и собственников, не являющихся членами ТСЖ

Для того чтобы противодействовать незаконной деятельности ТСЖ, следует определиться, какие права для жителей многоквартирного дома установлены законодательством. Жилищный кодекс не предусматривает разделение правомочий между членами ТСЖ и собственниками, не являющимися ими. Как те, так и другие, имеют право получать от органов управления товарищества информацию о его работе, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества, предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, знакомиться с документами товарищества. Этих основных прав уже достаточно для того, чтобы контролировать товарищества и при необходимости противодействовать им. Активная реализация данных прав позволит сократить разрастание незаконной деятельности ТСЖ.

Проблемы, с которыми необходимо бороться

«Одна из главных проблем - незаконно зарегистрированные товарищества. Часто жильцы даже не в курсе, что в их доме создано ТСЖ, и они являются его членами, особенно если это ТСЖ застройщика. В Москве в конце 2009 г. началось громкое дело по факту образования незаконного ТСЖ «Жигулевское 6-1». Оно было зарегистрировано без учета волеизъявления собственников. Сплотившись, жителям удалось добиться ликвидации товарищества, хотя на это и потребовалось почти 2,5 года », - говорит адвокат Олег Сухов.

Другая проблема - насаженные «сверху» товарищества. Например, ситуация в г. Санкт-Петербург с ТСЖ «Набережная Робеспьера, 22», где активисты с большим трудом пытаются добиться регистрации товарищества своего отдельного флигеля, с тем, чтобы не подчиняться воле богатых собственников квартир престижной Набережной, которые навязывают высокие тарифы, непосильные для малообеспеченных собственников.

А городская администрация, ссылаясь на то, что нельзя регистрировать два ТСЖ по одному адресу, упорно отказывает в регистрации «народного» ТСЖ, обрекая мелких собственников на выселение.

Способы противодействия

ТСЖ представляет собой коллективную организацию, поэтому самый оптимальный и эффективный способ борьбы с его незаконной деятельностью - это созыв общего собрания членов товарищества. Например, интересен случай, произошедший в Санкт-Петербурге. Жильцы нового дома, уже доделав ремонт и вселившись, после сдачи дома госкомиссии, обнаружили, что горячей воды нет и не предвидится. Кроме того, обжившись, жильцы стали замечать другие недостатки и недоделки. Управление домом осуществляло ТСЖ застройщика и возникшие у жильцов претензии никто не рассматривал. Тогда члены товарищества провели общее собрание и приняли решение о выходе из прежнего и создании собственного ТСЖ. Что, конечно, не без проблем, но было сделано.

Процедура проведения собрания предусмотрена Жилищным кодексом РФ. Один или несколько жильцов должны сформулировать повестку дня и обойти собственников дома, чтобы они расписались в приглашении на собрание. Сделать это нужно заранее, за 10 дней до даты его проведения. Если вручить уведомление кому-либо лично оказывается невозможно, его следует направить заранее, не менее, чем за 10 дней, заказным письмом. Важно обратить внимание на то, что уставом товарищества может быть предусмотрен иной способ уведомления.

Собрание не вправе менять повестку дня. То есть, могут быть рассмотрены только те вопросы, которые заранее вносились в повестку дня. Главный минус подобного способа заключается в том, что собрание правомочно, если в нем принимали участие более 50% голосов членов товарищества, и им не могут воспользоваться собственники, не входящие в него. Можно подать коллективную жалобу на ТСЖ в прокуратуру или заявление непосредственно в суд. Прокуратура в пределах своих полномочий проведет проверку деятельности организации, и, что важно, сама вправе обратиться в суд от имени собственников. При таком способе нет необходимости тратиться на грамотное составление искового заявления и нанимать представителя. Вы сэкономите и свое время, и деньги. Придется лишь написать жалобу в прокуратуру и подать ее. В деле по ликвидации ТСЖ «Жигулевское 6-1», описанном выше, в суд от имени собственников как раз выходила прокуратура.

«Помимо суда и прокуратуры, существует еще одна инстанция, которая реально защищает права собственников - государственная жилищная инспекция. По ее данным, в столице на сегодняшний момент зарегистрировано около 7 000 ТСЖ. При этом ликвидировано, как созданных с нарушением действующего законодательства, 1,5 тысячи ТСЖ и больше 2 тысяч находятся в процессе ликвидации. Так, в г. Ульяновске совсем недавно суд прекратил деятельность ТСЖ «Микрорайон Свияга-10». С требованием о ликвидации обращались не собственники, а государственная жилищная инспекция Ульяновской области. Суд был выигран в первой инстанции. Для обращения в жилищную инспекцию достаточно написать заявление и направить его по почте, либо принести лично. Ответ по результату рассмотрения будет выслан на указанный адрес », - отмечает адвокат Олег Сухов.

Коллективный контроль над правлением

Помимо активных действий по защите своих прав, необходимо осуществлять коллективные мероприятия по контролю за деятельностью ТСЖ, чтобы не допускать возможные нарушения. Гораздо проще предупреждать неправомерную деятельность заранее, чем в последующем пытаться защищать уже нарушенные права. Необходимо, чтобы все жильцы дома вооружились правовой, экономической и технической информацией, достаточной для правильного и выгодного для всех управления домом. «Засыпайте» правление вопросами об его деятельности, жалобами, пожеланиями и предложениями и добивайтесь их рассмотрения. Общайтесь между собой, обменивайтесь информацией, размещайте ее на информационных досках и интернет ресурсах.

«Один в поле не воин» - это выражение подходит для случаев противодействия незаконной деятельности ТСЖ. Только объединившись вместе, всем домом, соседними домами, районом и т.д., можно добиться защиты своих интересов и воспрепятствовать неправомерному функционированию товарищества. Следует знать о своих правах, не быть безучастным и поддерживать инициаторов борьбы с нарушениями» , - советует адвокат Олег Сухов.

Материал предоставлен «Юридическим центром адвоката Олега Сухова»



Поделиться