Проведение собрания работников должника. Гарантии прав работников в деле о банкротстве. Правила проведения собраний

Не просто корявые, а ужасные. Такое ощущение что двоечники писали этот закон. Или люди далекие от банкротства.

Я для одного сайта делал обзор по изменениям, выложу его здесь.

Банкротство работодателя как инструмент борьбы с невыплатами зарплаты.

В период когда вся юридическая и неюридическая общественность бурно обсуждала будущее вступление с силу с 01 октября 2015 г. изменений к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (далее – Закон о банкротстве) о банкротстве граждан, тихо и без лишней помпы вступили в силу изменения к указанному Закону, касающиеся прав работников, перед которыми работодатель имеет задолженность по заработной плате.

Так сложилось, что до 29.09.2015 года, пока не вступили в силу изменения в Закон о банкротстве, работники были наиболее незащищенной категорией кредиторов в делах о банкротстве должников – юридических лиц.

По старой редакции Закона о банкротстве работники имели право только избрать представителя их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, но какими-либо реальными рычагами воздействия на должника или арбитражного управляющего они не обладали. При этом размер задолженности перед работниками не имел никакого значения. Такому представителю отводилась роль «свадебного генерала» на собраниях кредиторов: представитель работников мог присутствовать на собраниях кредиторов без права голоса по вопросам повестки дня, знакомиться с копиями документов. Отсутствие представителя работников на собрании кредиторов (комитете кредиторов) не только не препятствовало его проведению, но и молчаливо одобрялось кредиторами, должником и арбитражным управляющим. А если нарушались интересы отдельного работника, например, по включению его требований во вторую очередь кредиторов, то работник самостоятельно пытался восстановить свои нарушенные права и законные интересы. Представитель работников мог участвовать только в урегулировании разногласий с арбитражным управляющим связанных с очередностью, составом и размером требований работников о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам или общей суммы капитализированных платежей во внебюджетные фонды.

Нарушение прав работников должника начиналось практически сразу с того момента, когда должник принимал решение обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Закон о банкротстве предусматривает, что должник обязан приложить к заявлению о банкротстве копию протокола, в котором работники избрали своего представителя для участия в арбитражном процессе по банкротству работодателя. Но это требование обязательно только в случае, если такое собрание работников проводилось. Подвох заключается в том, что законодательно не установлена обязанность контролирующих должника лиц ставить в известность трудовой коллектив о том, что было принято решение о подаче в суд заявления о банкротстве. Таким образом, работники, не избравшие своего представителя до подачи заявления должника в суд, с самого начала исключались работодателем-должником из числа лиц, участвующих в арбитражном процессе. Наверно чтобы не мешали собственникам должника «реструктурировать» свой проблемный бизнес.

Тут надо указать еще на один нюанс, существовавший в старой редакции Закона о банкротстве: кредиторы по задолженности по заработной плате были работниками только до начала процедуры конкурсного производства, так как в соответствии со ст. 129 Закона о банкротстве последствием введения данной процедуры является уведомление работников о предстоящем расторжении трудовых договоров и увольнение работников. А теперь самое главное: понятие «бывший работник» старая редакция Закона о банкротстве не содержала! Таким образом, почти мифический представитель работников практически полностью исчезал из числа лиц, активно участвующих в процедуре банкротства должника.

Все это порождало большое количество нарушений прав работников-кредиторов при злоупотреблении правами должником или арбитражным управляющим, так как законодатель не предусмотрел право представителя работников на подачу в суд жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего и заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, если они причинили ущерб кредиторам.

Итак, рассмотрим какие новеллы внес законодатель в наш многострадальный Закон о банкротстве в части прав работников должника.

1. Законодатель уточнил состав кредиторов и признал, что кредиторами являются не только действующие, но и бывшие работники должника.

2. Уточнен состав задолженности перед работниками. Теперь в него включается задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору. Фактически это вся задолженность работодателя перед работником.

3. Представителя работников могут избирать не только действующие работники, но и бывшие работники должника.

4. Задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, теперь является признаком несостоятельности (банкротства) и учитывается при рассмотрении обоснованности заявления должника о признании банкротом.

5. Установлен порядок определения задолженности по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору:

Задолженность, возникшая на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов;

Задолженность, возникшая после возбуждения дела о банкротстве, подлежит включению во вторую очередь текущих платежей.

6. Если должник оспаривает требования кредиторов-работников, то размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Ранее такие разногласия рассматривались в судах общей юрисдикции.

7. Самая главная новелла – работники теперь наделены правом подачи заявления о банкротстве работодателя. Законодатель установил только одно условие для возникновения такого права – задолженность по оплате труда или выплате выходных пособий должна составлять более трех месяцев. При этом размер задолженности должен быть подтвержден решением суда, вступившим в законную силу. Однако размер этой задолженности законодатель прямо не ограничил, а только указал в Законе о банкротстве, что для возбуждения дела о банкротстве должника задолженность перед кредиторами должна составлять не менее трехсот тысяч рублей. Таким образом, имея на руках вступившее в силу решение суда о взыскании задолженности по оплате труда в размере более трехсот тысяч рублей, работник обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве работодателя.

Какие неограниченные возможности это дает!!! Изменения в Закон о банкротстве от 29.12.2014 года, касающиеся запрета на выбор должником кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих, казалось навсегда закрыли возможность должникам совершить «самострел» с «дружественным» арбитражным управляющим. Но, не прошло и года как «калитка» вновь приоткрылась: никто и ничто не мешает единоличному исполнительному органу (да, собственно, и участникам юридического лица) быть теми самыми кредиторами-работниками с требованиями по зарплате более трехсот тысяч рублей.

8. Новая редакция Закона о банкротстве предусмотрела процедуру созыва и проведения собрания работников, бывших работников должника и избрание представителя работников должника. Организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим. Данное собрание должно проводиться не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов. При этом собрание правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания. Арбитражный управляющий обязан письменно уведомить всех известных работников должника о созыве собрания и опубликовать сообщение о собрании в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а в случае если число работников более ста он обязан опубликовать сообщение о собрании в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации (в настоящий момент таким изданием является еженедельное приложение к газете «КоммерсантЪ»).
Следует обратить внимание на несколько моментов:
- ни Закон о банкротстве, ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные акты не регламентируют порядок созыва собрания работников до начала процедуры банкротства (кто инициирует, где проводится собрание, как извещают работников и тем более бывших работников, участвуют ли только работники, перед которыми есть задолженность или весь трудовой коллектив, кворум и т.п.).
- Закон о банкротстве не содержит указаний не конкретный перечень решений, которые может принять собрание работников. По умолчанию Закон дате право работникам и бывшим работникам принять следующие решения: избрание/прекращение полномочий представителя работников, размер вознаграждения. Могут ли работники принимать иные решения? Например, решение подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
- Так же из Закона о банкротстве явно не следует, что собрание работников должно проходить с той же периодичностью, что и собрание кредиторов должника.
- Не предусмотрена ответственность представителя работников за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Например, если представитель работников не присутствует на собраниях кредиторов, не обращается с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

9. Оплата услуг представителя должника осуществляется теперь за счет должника. Эта новелла позволит работникам более эффективно защищать свои права, выбирая в качестве своего представителя профессионального юриста или адвоката.

Мы настоятельно рекомендуют избирать представителя работников при обращении в суд с заявлением о банкротстве должника, так как имеется правовая неопределенность в следующем вопросе: может ли работник самостоятельно участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве? Дело в том, что статья 34 Закона о банкротстве не упоминает работников и бывших работников в числе лиц, участвующих в деле о банкротстве должника, а статья 35 Закона предусматривает, что в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника может участвовать только представитель работников должника. Работник, как самостоятельный субъект арбитражного процесса в Законе о банкротстве не предусмотрен , в связи с чем есть риск недопущения работника в процесс по рассмотрению обоснованности заявления о признании должника банкротом.

10. Представитель работников теперь имеет право на подачу заявления о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в ходе конкурсного производства. Это хороший шанс работникам восстановить социальную справедливость, потрепав нервы бывшему директору или собственникам бизнеса.

11. Требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего, а в случае оспаривания этих требований ― на основании судебного акта, устанавливающего состав и размер этих требований. Эта новелла, на наш взгляд дает более эффективную защиту прав работника и ограничивает произвол арбитражного управляющего по определению размера требований работника.

12. При санации должника теперь учитываются все требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

13. Для целей подачи заявления о банкротстве работодателя работники, бывшие работники должника вправе объединить свои требования к должнику.

14. Если при рассмотрении обоснованности заявления кредитора-работника о ведении в отношении должника процедуры банкротства судом будет установлено отсутствие у должника средств, достаточных для погашения расходов при проведении процедуры банкротства, то эти расходы не могут быть возложены на заявителя-работника.

15. Изменен порядок удовлетворения требований работников-кредиторов, включенных во вторую очередь реестра требований кредиторов.

Требования кредиторов второй очереди подлежат пропорциональному удовлетворению в следующем порядке:

В первую очередь ― требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, в размере не более чем тридцать тысяч рублей за каждый месяц на каждого человека;

Во вторую очередь ― оставшиеся требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

В третью очередь ― требования о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

16. Требования по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору применяются также при банкротстве особых субъектов-должников: финансовых организаций, субъектов естественных монополий, крестьянского (фермерского) хозяйства.

Резюмируя выше изложенное можно сделать следующие выводы:

Вывод № 1. Предоставляя большой объем прав работникам должника, перед которыми имеется задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, законодатель дает им очень эффективный инструмент для погашения задолженности. И если еще недавно очень широко использовался термин «корпоративный шантаж», то можно смело говорить о появлении понятия «трудовой шантаж» - угроза банкротства работодателя по требованию работников с целью ускорения выплаты задолженности.

Вывод № 2. Изменения в Закон о банкротстве в отношении прав работников и бывших работников должника имеют серьезные пробелы и требуют законодательной доработки по следующим направлениям:

Определить размер задолженности перед работниками и бывшими работниками, при котором они имеют право на подачу заявления в банкротстве должника-работодателя. Сейчас этот размер приравнивается к общей норме о задолженности юридического лица в размере триста тысяч. По нашему мнению, для целей подачи заявления в суд и возбуждения дела о банкротстве размер следует изменить в меньшую сторону. Например, можно установить, что для целей возбуждения дела о банкротстве должника-работодателя размер задолженности должен быть больше либо равен оплате труда работника за три месяца, в соответствии с трудовым договором.

Установить, что к заявлению должника о банкротстве в обязательном порядке прикладывается протокол собрания работников и бывших работников, которым избирается представитель работников должника либо справка должника об отсутствии задолженности перед данной категорией кредиторов. Отсутствие протокола собрания работников или непроведение собрания работников перед подачей заявления должника о банкротстве, а также предоставление с суд недостоверных сведений об отсутствии задолженности по оплате труда и выпале выходных пособий, влечет для контролирующих должника лиц субсидиарную ответственность в размере непогашенных требований перед данной категорией кредиторов.

Регламентировать права работников, подавших заявление о банкротстве должника-работодателя при рассмотрении судом обоснованности данного заявления. Таким образом, дать возможность работнику реализовать свои процессуальные права, как заявителю в деле о банкротстве должника.

Одним из наиболее острых социальных вопросов в сфере несостоятельности (банкротства) является защита прав лиц, работающих (работавших) по трудовым договорам. Основными являются требования по погашению задолженности по заработной плате и оплате выходных пособий.

При банкротстве предприятия права работников зависят от проводимой процедуры банкротства. В случае введения на предприятии восстановительных процедур банкротства, таких как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, вероятность получения заработной платы велика. При введении процедуры конкурсного производства, вопрос о необходимости сохранения производственной деятельности предприятия-должника рассматривается собранием кредиторов. Однако независимо от решения собрания кредиторов Закон о банкротстве возлагает на конкурсного управляющего обязанность в течение месяца с момента введения конкурсного производства предупредить работников должника о предстоящем увольнении.

Закон ограничивает право каждого работника в отдельности участвовать в рассмотрении дела о банкротстве работодателя-должника. Работники персонально не вызываются в арбитражный суд, не привлекаются к участию в собраниях кредиторов и т.п. Защищать интересы работников призван их представитель - лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве. Такой представитель избирается на общем собрании работников, бывших работников должника. Организация и проведение указанного собрания осуществляются арбитражным управляющим. Полномочия представителя подтверждаются протоколом такого собрания, который представляется в арбитражный суд.

Представитель работников должника при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей должен действовать в интересах всех работников, бывших работников должника. Законодательство наделило представителя работников должника широкими полномочиями. Он вправе участвовать в заседаниях арбитражного суда, в собраниях кредиторов без права голоса, выступать по вопросам повестки дня собраний и информировать кредиторов и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, о позиции работников по конкретным вопросам, обращаться в арбитражный суд с заявлением о разрешении разногласий, возникающих с арбитражным управляющим и связанных с составом и размером требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам.

Такое участие дает возможность трудовому коллективу иметь представление о существующей ситуации на производстве, настаивать на применении к должнику той процедуры банкротства, которая в наибольшей степени отвечает интересам трудового коллектива.

Не проведение арбитражным управляющим собрания работников, бывших работников должника в целях избрания представителя работников должника будет являться основанием для привлечения к административной ответственности.

В Хабаровскому крае полномочия по составлению протоколов об административном правонарушении в отношении арбитражных управляющих в случае неисполнения обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), возложено на должностных лиц Управления Росреестра по Хабаровскому краю.

Елена Горб, начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Хабаровскому краю

1. Организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.

Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

При невозможности проведения собрания работников, бывших работников должника по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения такого собрания определяется арбитражным управляющим.

По решению арбитражного управляющего собрание работников, бывших работников должника может быть проведено в форме заочного голосования.

2. Для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

В случае, если количество работников, бывших работников должника превышает сто, их надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

При невозможности выявить сведения, необходимые для личного уведомления работника, бывшего работника должника по месту их постоянного или преимущественного проживания либо месту нахождения, либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц, надлежащим уведомлением указанных лиц признается опубликование сведений о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

3. В сообщении о проведении собрания работников, бывших работников должника должны быть указаны:

1) форма проведения собрания работников, бывших работников должника (собрание, заочное голосование);

2) дата, место и время проведения собрания работников, бывших работников должника, в случае проведения такого собрания в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования;

3) повестка дня собрания работников, бывших работников должника.

4. При проведении собрания работников, бывших работников должника в форме заочного голосования к сообщению о проведении собрания работников, бывших работников должника, включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены бюллетени для голосования.

5. В случае, если собрание работников, бывших работников должника не проведено арбитражным управляющим в сроки, предусмотренные настоящей статьей, собрание работников, бывших работников должника может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. Собрание работников, бывших работников должника правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания.

7. Решения собрания работников, бывших работников должника принимаются большинством голосов от числа голосов работников, бывших работников должника, присутствующих на таком собрании, или в случае проведения его путем заочного голосования - большинством голосов от общего числа голосов работников, бывших работников должника.

8. Протокол собрания работников, бывших работников должника составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания.

В случае проведения собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном пунктами 3 и 4 настоящей статьи, протокол такого собрания составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания. Третий экземпляр протокола собрания работников, бывших работников должника хранится у лица, проводившего такое собрание.

На основании указанного в настоящем пункте протокола представитель работников должника осуществляет свои полномочия.

Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием работников, бывших работников должника, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты проведения такого собрания, а в случае его проведения иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания работников, бывших работников должника. Это сообщение наряду со сведениями, указанными в пункте 8 статьи 28 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о количестве работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании работников, бывших работников должника, и о сумме требований кредиторов второй очереди.

9. Собрание работников, бывших работников должника в любое время вправе избрать нового представителя работников должника взамен представителя работников должника, ранее избранного собранием работников, бывших работников должника.

В целях избрания нового представителя работников должника не менее половины числа работников, бывших работников должника должны обратиться с соответствующим заявлением к арбитражному управляющему.

Представитель работников должника вправе отказаться в одностороннем порядке от осуществления полномочий представителя работников должника, направив соответствующее заявление арбитражному управляющему в срок не менее чем за два месяца до даты прекращения данных полномочий.

В целях избрания нового представителя работников должника в случаях, указанных в настоящем пункте, арбитражный управляющий не позднее чем в течение двадцати рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в настоящем пункте, сообщает представителю работников должника о прекращении его полномочий, а также организует и проводит собрание работников, бывших работников должника по вопросу избрания представителя работников должника в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Представитель работников должника при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей, предусмотренных федеральными законами, должен действовать в интересах всех работников, бывших работников должника.

11. Оплата услуг представителя работников должника осуществляется за счет должника. По ходатайству арбитражного управляющего размер оплаты услуг представителя работников должника устанавливается арбитражным судом.

Сразу три закона, которые президент подписал 29 июня 2015 г., затрагивают взаимоотношения работодателей и работников, в том числе бывших и потенциальных. Речь идет об отказе в приеме на работу, о продлении срочного трудового договора для беременных женщин, а также о защите прав работников в случае банкротства работодателя.

Отказ в приеме на работу нужно обосновать

Федеральный закон от 29.06.2015 № 200-ФЗ «О внесении изменения в статью 64 Трудового кодекса Российской Федерации» регулирует ситуацию, когда работодатель отказывает в заключении трудового договора.

По письменному требованию лица, получившего такой отказ, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования. Соответствующие поправки в ч. 5 ст. 64 ТК РФ вступают в силу с 11 июля 2015 г.

Декретный отпуск продляет срочный трудовой договор

Федеральный закон от 29.06.2015 № 201-ФЗ «О внесении изменений в ст. 84-1 и 261 Трудового кодекса Российской Федерации» обязывает работодателя, заключившего срочный трудовой договор, истекающий в период беременности женщины, продлевать такой договор до окончания декретного отпуска.

Часть 6 ст. 84.1 ТК РФ после слов «до окончания беременности» дополняется словами «или до окончания отпуска по беременности и родам». А часть 2 ст. 261 ТК РФ излагает в новой редакции порядок продления срочного трудового договора в данной ситуации.

Так, в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам — до окончания такого отпуска.

Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Работники смогут инициировать банкротство работодателя

Следующий блок поправок принят Федеральным законом от 29.06.2015 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 186-ФЗ) и связан прежде всего с банкротством работодателей. Поэтому изменения в основном затрагивают Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Расскажем о некоторых из них.

Так, ст. 1 Закона о банкротстве дополнена п. 3.1, согласно которому порядок выплаты компенсации работнику в случае утраты зарплаты, причитающейся, но не выплаченной работодателем (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), устанавливается федеральным законом. Эта норма вступит в силу с 1 января 2022 г.

Статья 4 Закона о банкротстве теперь называется «Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей». По тексту статьи после слов «денежных обязательств» будут включены слова «требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору». Аналогичные поправки появились в тексте других статей Закона о банкротстве.

Согласно поправкам в ст. 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом будут обладать не только должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы, но также и работники, бывшие работники, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

В пункте 1 ст. 9 Закона о банкротстве перечисляются случаи, когда руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд. В этот перечень теперь включена ситуация, когда имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

На основании абз. 2 п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть подано в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а по основаниям, предусмотренным п. 2 и 4 ст. 10, также может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом. В последнем случае согласно поправкам заявление смогут подать также представители работников должника, работники, бывшие работники должника.

Как следует из действующей редакции п. 1 ст. 11 Закона о банкротстве, правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. В соответствии с поправками названным правом будут также обладать работники, бывшие работники должника.

Кроме того, в Законе о банкротстве появится новая ст. 12.1 «Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника».

Так, организовывать и проводить собрания работников, бывших работников должника (далее — собрание работников должника) будут арбитражные управляющие не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов. Собрание работников может быть проведено в форме заочного голосования.

Новая статья регламентирует, каким образом следует уведомлять работников и бывших работников о проведении собрания, чтобы уведомление было признано надлежащим. В частности, направлять им сообщения о проведении собрания работников должника необходимо по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения такого собрания.

Если количество работников и бывших работников должника превышает 100 человек, их надлежащим уведомлением будет считаться опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном ст. 28 Закона о банкротстве.

Устанавливаются требования и к оформлению сообщения о проведении собрания работников должника. В требовании должны быть указаны: форма проведения — собрание, заочное голосование, дата, место и время проведения, в случае заочного голосования — дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования, повестка дня.

Если собрание работников должника не проведено арбитражным управляющим в сроки, предусмотренные настоящей статьей, такое собрание может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

Такое собрание правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания.

Решения собрания работников должника принимаются большинством голосов от числа голосов работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании, а в случае заочного голосования — большинством голосов от общего числа голосов работников, бывших работников должника.

Один из экземпляров протокола собрания направляется в арбитражный суд не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания.

На основании этого протокола представитель работников должника осуществляет свои полномочия. Собрание работников должника вправе в любое время избрать нового представителя. Его услуги оплачиваются за счет должника, размер оплаты по ходатайству арбитражного управляющего устанавливает арбитражный суд.

Новой ст. 189.85-1 Закона о банкротстве устанавливаются особенности проведения собрания работников, бывших работников кредитной организации, избрания представителя работников.

Согласно ст. 5 Закона № 186-ФЗ поправки вступают в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, то есть с 29 сентября 2015 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Положения Закона о банкротстве с учетом поправок арбитражные суды будут применять при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона № 186-ФЗ. Из этого правила есть исключения, касающиеся банкротства кредитных организаций.

К сведению

Статья 64 Гражданского кодекса РФ регулирует удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. Согласно изменениям, внесенным Законом № 186-ФЗ в абз. 2 п. 1 данной статьи, требования о компенсации морального вреда исключены из числа требований, удовлетворяемых в первую очередь.

"Право и экономика", 2008, N 11
РОЛЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РАБОТНИКОВ
ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ
Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О банкротстве") установлено, что одним из лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, является представитель работников (ст. 35), т.е. лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур банкротства (ст. 2).
При этом права и обязанности представителя работников в арбитражном процессе по делу о банкротстве четко в законе не определены. Попытаемся разобраться в роли и функциях представителя работников.
1. Федеральный закон "О банкротстве" не предусматривает порядка избрания представителя работников: порядка созыва собрания работников, порядка определения кворума, порядка принятия голосования, требований к составлению протокола собрания работников. Не понятно, каким кворумом принимается решение об избрании представителя - большинством от общего списка работников должника или большинством от пришедших на собрании. Например, в деле о банкротстве ООО "Курский завод бытовой химии" внешний управляющий, зная, что численность работников должника более 10 человек, признавал представителя работников, избранного двумя работниками единогласно (уведомлял и допускал к участию в собраниях кредиторов), и игнорировал представителя, которого избрали остальные работники и о котором внешний управляющий был уведомлен ценным письмом. Главное, на первом собрании кредиторов и в судебных заседаниях принял участие представитель работников, и удивительно, что данный факт неуведомления второго представителя не является нарушением и, соответственно, поводом для обжалования собрания в судебном порядке.
2. Полномочия представителя работников для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве подтверждаются только протоколом собрания работников должника, подписанным председателем и секретарем собрания работников, который должен на основании ст. 38 Федерального закона "О банкротстве" прикладываться к заявлению о признании должника банкротом. В случае если представитель работников был избран после подачи заявления о признании должника банкротом, то протокол необходимо вручить лично арбитражному управляющему под роспись или уведомить его ценным письмом, а также приобщить к материалам дела в арбитражном суде.
Требование арбитражного управляющего о предоставлении доверенности на представителя работников от председателя собрания работников при регистрации для участия в собрании кредиторов является незаконным, так как Федеральный закон "О банкротстве" предусматривает только протокол собрания работников. Мало того, третье лицо, в том числе работник должника, не может представлять интересы представителя работников по доверенности как при участии в собрании кредиторов, так и в арбитражном суде (это не предусмотрено Федеральным законом "О банкротстве"). Представитель работников только лично может принимать участие в собраниях кредиторов и заседаниях арбитражного суда и только при рассмотрении дела о банкротстве должника. Полномочия представителя работников распространяются только на участие в арбитражном процессе по делу о банкротстве конкретного должника.
3. Статьей 12 Федерального закона "О банкротстве" установлено, что в собрании кредиторов представитель работников должника вправе участвовать без права голоса, но при этом вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Таким образом, представитель работников не может повлиять на принятие решений собранием кредиторов, лишен права на обжалование решения собрания кредиторов в судебном порядке и т.д. При этом кредиторы второй очереди (работники должника), интересы которых представляет представитель работников, лишены права на участие в собрании кредиторов, т.е. роль представителя работников в собраниях кредиторов является наблюдательной.
На практике доходит до абсурда. Например, в деле о банкротстве ООО "Курский завод бытовой химии" общая кредиторская задолженность по реестру составляет более 10 млн руб., в том числе задолженность перед кредиторами второй очереди (работниками) - около 700 тыс. руб., при этом они не принимают участия в собрании и, соответственно, не голосуют. Представитель работников также не голосует на собрании с задолженностью 700 тыс. руб., но при этом конкурсный кредитор с задолженностью 2 тыс. руб. принимает участие в собрании, голосует, может повлиять на результаты голосования и имеет право на обжалование в суде.
4. Статьей 12 Федерального закона "О банкротстве" установлено, что арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям документов, прикладываемых к протоколу собрания кредиторов представителю работников должника, в частности к копиям:
реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
бюллетеней для голосования;
документов, подтверждающих полномочия участников собрания;
материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;
документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;
иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
При этом нет однозначности, имеет ли доступ представитель работников к самому протоколу собрания кредиторов, а также имеет он право получать данные копии документов на руки или имеет право только на ознакомление с ними.
Федеральный закон "О банкротстве" не предусматривает получения представителем работников документов собраний кредиторов, документов должника, в том числе выписок о задолженности перед кредиторами второй очереди из реестра кредиторов, копии самого реестра кредиторов.
5. Представитель работников на основании ст. 16 Федерального закона "О банкротстве" имеет право обращаться в арбитражный суд в случае возникновения между ним и арбитражным управляющим разногласий, связанных с очередностью, составом и размером требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам.
Учитывая, что трудовые споры между должником и работником должника рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством (п. 11 ст. 16 Федерального закона "О банкротстве"), представителю работников в случае разногласий при подаче документов в арбитражный суд необходимо прикладывать вступившие в законную силу решения мировых судей (районных судов) о взыскании задолженности по заработной плате с должника. Иначе арбитражный управляющий в судебном заседании может утверждать, что у него отсутствуют (ему не передавались от предыдущего управляющего, директора и т.п.) документы, подтверждающие задолженность, в также штатное расписание, трудовые договоры, приказы о приеме (увольнении) работников и т.д.
Например, внешний управляющий ООО "Курский завод бытовой химии" получил под роспись приказы о приеме, штатное расписание, вступившие в законную силу до введения внешнего управления решения Комиссии по трудовым спорам о взыскании задолженности по заработной плате. После получения он полностью игнорировал требования и отказывался включить задолженность перед кредиторами второй очереди в реестр кредиторов, утверждая, что включит только по решению арбитражного суда. Так, 10 августа 2007 г. на основании определения апелляционной инстанции - Промышленного суда г. Курска и решения мирового судьи судебного участка N 1 г. Курска вступили в законную силу решения Комиссии по трудовым спорам (далее - решения КТС) о взыскании задолженности перед работниками должника за период до введения процедуры банкротства (1 декабря 2006 г.). Внешнее управление было введено после вступления в законную силу решений КТС, т.е. 15 августа 2007 г. В связи с тем что внешний управляющий проигнорировал включение задолженности в реестр требований кредиторов, представитель работников был вынужден обратиться в Арбитражный суд Курской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов заложенности перед работниками, возникшей до введения процедуры банкротства в отношении должника. Арбитражный суд Курской области при рассмотрении дела N А35-8361/06"г" только 27 февраля 2008 г. вынес определение о включении задолженности перед работниками в реестр требований кредиторов. При этом внешний управляющий до вынесения определения от 27 февраля 2007 г. в государственных органах (Письмо прокуратуры Курской области от 11 октября 2007 г. N 7-172-2007) утверждал, что не может включить задолженность в реестр кредиторов, что решения о взыскании обжалуются в надзорном порядке в президиуме Курского областного суда, законность заявленных решений КТС в судебном порядке не проверялась (мировым судьей, апелляционной инстанцией было отказано в обжаловании по причине пропуска десятидневного срока на обжалование) и задолженность не может быть включена в реестре кредиторов. Представителем работников был получен ответ из Курского областного суда от 20 декабря 2007 г. N 1-жг-586, согласно которому в суд надзорной инстанции внешним управляющим не подавалась жалоба на указанные решения КТС и судов о взыскании задолженности. Прокуратура Курской области в своем ответе от 27 марта 2008 г. N 07-172-2007 призналась, что при составлении ответа от 11 октября 2007 г. опиралась на слова представителя внешнего управляющего о подаче жалобы в надзорном порядке без проверки представленных сведений. Внешний управляющий наказания за предоставление недостоверной информации в государственные органы не понес.
6. Представитель работников на основании ст. 34 Федерального закона "О банкротстве" не является лицом, участвующими в деле о банкротстве. На основании ст. 35 Федерального закона "О банкротстве" он является лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Таким образом, на основании ст. ст. 98 и 145 Федерального закона "О банкротстве" и норм Арбитражного процессуального кодекса РФ представитель работников лишен права на подачу в арбитражный суд жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение внешним управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов. Данная позиция была подтверждена Определениями Арбитражного суда Курской области от 23 октября 2007 г. и от 27 февраля 2008 г. по делу А35-8361/06"г" о возврате жалобы представителя работников на действия арбитражного управляющего, требовавшего его отстранения от исполнения обязанностей.
7. Представитель работников, а также сами работники могут подавать жалобы только в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, в которой состоит управляющий, и Федеральную регистрационную службу. Надо осознавать, что саморегулируемая организация арбитражных управляющих работает по принципу "свой своего не выдаст". Федеральная регистрационная служба все жалобы перенаправляет в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, а потом проводит проверку. Здесь доходит до абсурда. Например, Управление Федеральной регистрационной службы по Курской области дважды проводит проверку по жалобам представителя работников и самих работников на действия управляющего ООО "Курский завод бытовой химии". В действиях внешнего управляющего (невыдача по письменным запросам выписок из реестра кредиторов, справок о задолженности, трудовых договоров и других документов, связанных с трудовой деятельностью, выдача трудовых книжек работникам с записью о приеме на работу без приказа об увольнении и т.д.) Федеральная регистрационная служба не находит нарушений и, мало того, представителю работников и самим работникам не выдает постановление об отказе в привлечении к административной ответственности, ссылаясь, то что ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ не позволяет включить в число лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, заявителя обращения, послужившего поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и проведению административного расследования. При этом заявитель обращения (представитель работников и сами работники), не являясь лицом, участвующим в деле об административном правонарушении, не может быть признан потерпевшим на основании ст. 25.2 КоАП РФ. Данная позиция подтверждена Письмом Управления Федеральной регистрационной службы по Курской области от 31 июля 2008 г. N 45-27-4345. Вызывает удивление то, что представитель работников и сами работники, которые являлись заявителями жалоб, не могут ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении и принимать участие в нем. Соответственно, арбитражный управляющий, зная об этом, может по своему усмотрению предоставлять информацию и документы в Федеральную регистрационную службу, т.е. те, которые его устраивают. При повторных обращениях в Федеральную регистрационную службу данный орган принимает решение о нецелесообразности проведений повторных проверок. Данная позиция подтверждена Письмом Управления Федеральной регистрационной службы по Курской области от 30 июля 2008 г. N 45-27-4344.
Парадокс, да и только. Жалобы на действия управляющего Федеральная регистрационная служба рассматривает, а решений не выдает, тем самым лишая права на обжалование ненормативного правого акта согласно Конституции РФ.
Роль представителя работников в арбитражном процессе по делу о банкротстве является исключительно наблюдательной. Несмотря на задолженность по заработной плате (кредиторскую и текущую), которая равна половине всей задолженности по реестру требований кредиторов, она не может повлиять ни на процесс банкротства (собрания кредиторов и т.д.), ни на действия арбитражного управляющего в рамках действующего законодательства.
А.А.Горохов
К. т. н.,
доцент
кафедры "Машиностроительные
технологии и оборудование"
КурскГТУ,
генеральный директор
ЗАО "Аудит-Инвест",
директор филиала
ЗАО "РК-Реестр"
г. Курск
Подписано в печать
11.11.2008



Поделиться