На заседаниях своих палат конституционный суд. Палаты конституционного суда российской федерации. Подробнее о Конституционном суде

В Вашем броузере запрещена работа JavaScript.
Разрешите JavaScript, или многие возможности сайта будут Вам недоступны.

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит их двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты.
Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Комм. Л.В.Лазарев

1. Увеличение числа судей Конституционного Суда с 15 до 19, круг его полномочий и накопленный опыт предопределили принципиальные изменения в структуре и организации деятельности Конституционного Суда, направленные на повышение ее эффективности и оперативности. Прежде Конституционный Суд действовал в едином составе судей и в перерыве заседания по конкретному делу (в связи, например, с необходимостью подготовки сторон к дальнейшему разбирательству) не мог, согласно прежнему Закону о Конституционном Суде, рассматривать другие обращения. Это объективно приводило к задержке рассмотрения множества поступивших ходатайств и индивидуальных жалоб.
Новый Закон предусмотрел образование в Конституционном Суде двух палат, что открывает возможность осуществлять конституционное судопроизводство и в пленарных заседаниях с участием всех судей, и в заседаниях палат, т.е. не одной коллегией - полным составом, как прежде, а тремя коллегиями. Деятельность Конституционного Суда в пленарных заседаниях является ведущей организационно-правовой формой его работы. Это обусловлено характером вопросов, которые в соответствии со ст.21 (см. комментарий к ней) и другими статьями настоящего Закона он правомочен рассматривать на таких заседаниях; обязанностью палат в случаях, предусмотренных ст.73 Закона, передавать дело на рассмотрение в пленарное заседание (см. комментарий к этой статье).
Тем не менее в новом Законе отражена концепция, согласно которой заседание палаты тоже есть деятельность Конституционного Суда. То есть Конституционный Суд действует и в форме пленарных заседаний, и в форме заседаний палат (ч.1 ст.20). Каждая палата выступает как Конституционный Суд. Это подтверждается, в частности, положениями ст.71 Закона (см. комментарий к ней) о том, что решения, принятые как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях палат, юридически равнозначны: они являются решениями Конституционного Суда.
Образование палат не подрывает статус Конституционного Суда как единого органа конституционного правосудия, наделенного ст.125 Конституции соответствующей компетенцией. Палаты- не замкнутые структуры с собственными полномочиями и неизменным составом судей. Ни одна статья комментируемого Закона не говорит о полномочиях палаты, решениях палаты. Заседания палат вместе с пленарными заседаниями выступают как организационно-правовые формы осуществления Конституционным Судом своей единой компетенции.
Статус Конституционного Суда как единого органа конституционного правосудия обеспечивается многими положениями Закона, прежде всего о праве рассматривать в пленарном заседании, большой коллегией, любой вопрос, входящий в его компетенцию; о делах, разрешаемых исключительно в пленарных заседаниях; о праве именно в пленарных заседаниях решать вопросы о принятии поступивших обращений к рассмотрению и о распределении дел между палатами; о передаче на рассмотрение в пленарное заседание дела, если в палате склоняются к необходимости принятия решения, не соответствующего правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда, и т.д.
Статья 128 Конституции предусматривает, что порядок деятельности Конституционного Суда устанавливается федеральным конституционным законом. Осуществление полномочий Конституционного Суда посредством таких организационно-правовых форм, как пленарные заседания и заседания палат, есть составная часть порядка его деятельности. Поэтому вполне правомерно установление таких форм деятельности Конституционного Суда не в Конституции, а в специальном законе о нем.
Образование палат Конституционного Суда не является изобретением российских законодателей. В целом ряде государств, например в Австрии, Венгрии, Испании, Польше, Румынии, ФРГ, конституционные суды давно действуют как в полном составе в пленарных заседаниях, так и в составе коллегий (палат, камер, сенатов, советов судей и т.п.). Мировой опыт показывает, что подобная организационная структура конституционных судов способствует более эффективному осуществлению стоящих перед ними задач.
В ходе подготовки законопроекта обсуждалась также возможность образования палатами еще более узких коллегий - секций, состоящих из трех судей, для рассмотрения, например, конституционных жалоб граждан. Казалось бы, принятие данного предложения способствовало бы увеличению "пропускной способности" Суда. Однако оно не было поддержано, учитывая предмет конституционной жалобы по новой Конституции - закон, нарушающий, по мнению заявителя, конституционные права и свободы. В противном случае создавалась бы ситуация, когда вопрос о конституционности закона мог бы решаться от имени Конституционного Суда голосами всего двух судей.
Сказанное не отрицает возможности образования палатами таких секций для предварительного изучения конституционных жалоб граждан с правом решения вопроса об отказе в принятии такой жалобы к рассмотрению, если она не отвечает требованиям настоящего Закона. Как показывает практика, многие жалобы граждан на нарушение конституционных прав и свобод не отвечают требованиям допустимости, установленным в ст.97 комментируемого Закона, или явно не подведомственны Конституционному Суду. Согласно ст.40 Закона, об этом заявителя уведомляет Секретариат Конституционного Суда, но заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом решения по данному вопросу. И пленарные заседания Конституционного Суда в ущерб своему главному предназначению перегружаются принятием явно отказных решений. Секции из трех судей могли бы более оперативно и вполне объективно выполнять эту функцию.
2. Палаты Конституционного Суда равноправны. Этому принципу в наибольшей степени соответствовало бы образование палат с равным числом судей. Таково обычное положение в конституционных судах, где создаются коллегии. Так, в каждой из двух палат Конституционного Суда Испании по 6 судей, в каждом из двух сенатов Конституционного Суда ФРГ по 8 судей.
Однако идея образования палат в Конституционном Суде России возникла уже после того, как общее число судей Конституционного Суда было определено в новой Конституции. В связи с этим палаты были учреждены с числом судей 10 и 9.
Некоторое неравенство числа судей в палатах, как и само образование палат, не подрывает принцип равенства прав судей, в частности права решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Конституционным Судом. Он в полной мере сохраняется за судьями, участвующими соответственно в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Одинаковы и процессуальные права палат.
3. Статья 20 предусматривает, что порядок определения персонального состава палат устанавливается Регламентом Конституционного Суда (ч.2). В то же время непосредственно в настоящем Законе закреплен принцип формирования персонального состава палат - принцип жеребьевки. Он конкретизирован в гл.II Регламента Конституционного Суда и призван гарантировать объективность и политическую нейтральность данной процедуры, позволит избежать возможного влияния групповых, политических интересов и пристрастий на распределение судей между палатами, манипулирования составом палат. Жеребьевка проводится с учетом отраслевой специализации судей, чтобы избежать сосредоточения в той или иной палате специалистов по какой-то одной отрасли права и обеспечить равные возможности палат в разрешении различных категорий дел. Принцип жеребьевки распространяется и на Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда, которые, согласно Закону, должны входить в состав разных палат (ч.4 комментируемой статьи). Чтобы нейтрализовать возможный застой в деятельности палат, узкогрупповые влияния, придать новые импульсы в работе, Закон в ч.5 ст.20 предусматривает периодическое изменение персонального состава палат. Максимальный срок деятельности палаты в неизменном составе - три года. Но обновление может происходить и раньше - через полгода, год и т.д. после первоначального формирования персонального состава палаты (На пленарных заседаниях Конституционного Суда 14 и 20 февраля 1995г. было утверждено следующее первое распределение судей по палатам: I палата - М.В.Баглай, Н.В.Витрук, Г.А.Гаджиев, А.Л.Кононов, Т.Г.Морщакова, Ю.Д.Рудкин, Н.В.Селезнев, О.И.Тиунов, Б.С.Эбзеев, В.Г.Ярославцев; II палата - Э.М.Аметистов, Н.Т.Ведерников, Ю.М.Данилов, В.Д.Зорькин, В.О.Лучин, В.И.Олейник, В.Г.Стрекозов, В.А. Туманов, О.С.Хохрякова.) .
Согласно §7 Регламента Конституционного Суда при открытии вакансий в одной или обеих палатах одновременно порядок их замещения определяется в каждом случае специальным решением Конституционного Суда, принятым в пленарном заседании.
При изменении состава палат тоже действует принцип жеребьевки. Должно учитываться вместе с тем положение ст.70 Закона, согласно которому только судьи, рассматривающие соответствующее дело, вправе принимать решение по нему. Вот почему состав палаты может быть изменен лишь после принятия итогового решения по рассматриваемому в этот период делу.
4. Настоящий Закон не предусматривает должности председателя палаты. Не предусматривает он и, как это сделано, например, в Испании, что Председатель Конституционного Суда возглавляет одну палату, а его заместитель - другую. Закон учреждает должность председательствующего в заседании палаты (ч.6 комментируемой статьи). Исходя из принципа равноправия судей и необходимости обеспечения их равномерной нагрузки установлено, что полномочия председательствующего исполняют поочередно судьи, входящие в состав палаты. Очередность же определяется палатой на ее заседании. При этом палата вправе избрать любой вариант, наиболее полно, по ее мнению, отвечающий требованиям эффективной организации работы: возлагать на очередного судью (по алфавиту, жребию и др.) исполнение функций председательствующего в течение всего периода рассмотрения конкретного дела или месяца, квартала, полугодия и т.п. Практика палат пошла по пути избрания председательствующего на период рассмотрения конкретного дела.
Полномочия председательствующего в заседании палаты сходны с полномочиями Председателя Конституционного Суда в пленарном заседании. Они закреплены в разделе втором комментируемого Закона, где используется родовое понятие "председательствующий". Закону не противоречит возможность возложения палатой на судью-докладчика по делу функций судьи-секретаря в заседании палаты.
5. Кроме вопросов, решаемых в соответствии с настоящим Законом в пленарных заседаниях и заседаниях палат, имеются организационные, финансовые, кадровые и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда, для рассмотрения и решения которых в соответствии с §60 Регламента Конституционного Суда используется такая организационная форма, как рабочие совещания судей.
Такие совещания созываются Председателем Конституционного Суда либо, по его поручению, заместителем Председателя или судьей-секретарем. Совещание может быть созвано по требованию любого из судей. Решения рабочего совещания имеют обязательный характер для судей и работников аппарата Конституционного Суда.
Параграф 61 Регламента Конституционного Суда предусматривает возможность создания как временных, так и постоянных комиссий из числа судей Конституционного Суда для подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента, кадровых, бюджетных, информационных вопросов, обобщения практики Конституционного Суда и для других целей. В состав комиссий могут включаться и сотрудники аппарата Конституционного Суда.

Конституционный суд Российской Федерации (краткое обозначение – КС РФ) – основной судебный орган Российской Федерации, осуществляющий контроль соблюдения Конституции страны. Его особенность – независимое и самостоятельное осуществление судебной власти через организацию конституционного производства в судебной сфере.

Конституционный суд Российской Федерации: краткая история появления

Идея создания КС РФ принадлежит Михаилу Горбачеву. Ему пришла идея сформировать особый государственный орган, задачей которого был бы реальный контроль соблюдения и выполнения всех законов страны., а также их конституционности. При этом Горбачев настаивал на создании специального Комитета конституционного надзора СССР (ныне – КС РФ).

Реализовать идею получилось лишь в начале декабря 1988 года. В первый день зимы в статье 125 Конституции Советского Союза появились первые изменения и дополнения, касающиеся нового контролирующего органа. В документе было прописано, что в Комитете конституционного надзора будет работать целая группа политологов и юристов в количестве 23 человек. Кроме этого, в составе ККН СССР входили представители каждой союзной республики. Все 23 члена Комитета избирались Съездом народных депутатов Советского союза.

В конце 1989 года прошел 2-ой Съезд народных депутатов. Именно на нем был принят соответствующий закон, согласного которого создавался Конституционный надзор СССР. Сразу же были выбраны председатель и его заместитель. Ими стали Алексеев Сергей и Лазарев Борис соответственно. Другие члены ККН должны были быть избраны Верховным Советом.

В задачи ККН СССР входила проверка на конституционность всех актов Генпрокурора Советского Союза, законопроектов и законов. Кроме этого, Комитет имел возможность проверить акты Главного государственного арбитра и прочие нормативные акты, принимаемые в стране.

В конце 1991 года ККН СССР перестал существовать в качестве образования. При этом завершение деятельности было оформлено по собственной инициативе участников.

За период работы с весны 1990 года по конец 1991 года Комитет по конституционному надзору принял более двух десятков решений, среди которых наиболее популярное – о порядке применения неопубликованных актов и порядка прописки.

15 декабря 1990 года появились первые упоминания о структуре с новым названием – Конституционный Суд. В это же время был внесена поправка об особенностях формирования КС РФ, которая сразу была одобрена на втором съезде депутатов РСФСР. Собственно, с этого дня члены конституционного суда избирались непосредственно представителями съезда РФ, а деятельность структуры прописывалась в отдельном законопроекте.


12 июля 1991 года
удалось утвердить новый закон о КС РФ на пятом съезде народных депутатов, и уже в конце октября этого же года было проведено первое совещание членов вновь образованной структуры. А еще через несколько месяцев (14 января) – первое заседание. Сразу же КС РФ рассмотрел конституционность указа Президента в отношении образования Министерств внутренних дел и безопасности. При этом планировалось объединить два органа в один. В свою очередь, КС РФ признал это решение таким, которое противоречит Конституции страны.

Уже в начале1993 года КС РФ был распущен.

Летом 1994 года принят обновленный закон о КС РФ, а в 1995 году полностью закончилась комплектация суда.

Конституционный суд Российской Федерации: нюансы структуры, решение, полномочия

В период ведения своей деятельности КС РФ целиком и полностью ориентируется на защиту основных свобод и прав гражданина РФ. При этом к полномочиям органа относится :

1. Принятие решений по вопросам, касающимся соответствия Конституции страны:

Конституций каждой отдельно взятой республики, нормативных актов, законов, органов государственной власти и так далее;

Международных договоров РФ, которые еще не успели вступить в силу;

ФЗ и нормативных актов Президента страны. Кроме этого, поддаются проверке акты Государственной думы, СФ РФ, Правительства страны.

2. Нюансы толкования Конституции Российской Федерации.

3. Рассмотрение жалоб в отношении конституционных свобод и прав каждого отдельно взятого гражданина или группы лиц. Кроме этого, по запросам суда может проверяться соответствие Конституции того или иного закона, на который будут ссылаться участники в определенном процессе.

4. Передача законодательных инициатив в сфере своих полномочий и ведения.

5. Предоставление заключений о выполнении порядка выдвижения Президенту страны обвинений в госизмене или совершении тяжелого преступления.

6. Осуществление других задач, которые возложены на него Конституцией РФ.

Особенности структуры и работы КС РФ заключается в следующем :

1. В сфере компетенции Конституционного суда находятся исключительно вопросы правовой деятельности.

2. В составе Конституционного суда работает 19 судей. Каждого из них назначает на должность СФ РФ. Право предоставления кандидатуры находится в руках Президента.


3. Как и судьи КС РФ назначение Председателя осуществляет Совет Федерации (также, как и в прошлом случае, по предоставлению главы государства). Срок, на который избирается должностное лицо – шесть лет. В качестве кандидатуры выбирается один из представителей Конституционного Суда.

4. Разрешение всех дел КС РФ производится в пределах пленарных заседаний или собраний палат структуры.

5. В составе Конституционного суда есть две палаты, в каждой их которых десять и девять судей. Формирование каждой из палат производится посредством обычной жеребьевки. При этом порядок проведения последней и особенности выбора судей прописаны в регламенте Конституционного суда.

6. Участие в пленарных заседаниях должны принимать все члены КС РФ. В случае проведения заседания одной палаты обязательные участники – судьи, которые входят в ее состав.

7. Председатель КС и его "зам" не могут находиться одновременно в одной палате. При распределении они по умолчанию распределяются в различные «ветви» КС РФ.

8. Полномочия председательства на заседания КС РФ передается по очереди между всеми судьями. При этом порядок такого перехода может быть определен исключительно на заседании палаты.

Решения КС РФ:

1. Принимаются при условии проведения открытого голосования. В процессе голосования производится поименный опрос каждого из судей КС. В случае голосования по любому вопросов судья, который является председателем, всегда отдает свой голос последним.

2. Решение КС РФ считается, как принятое, когда за него было проголосовано большинство судей, принимавших участие в процессе. Возможна и другая процедура, если она прописана в Федеральном конституционном законе.

3. Решение о толковании КС РФ должно приниматься большей долей голосов. В частности, обязательное условие - не менее 2/3 голосов голосов судей при исполнении на момент голосования.

4. У судьи КС РФ нет права каким-либо образом уклоняться или воздерживаться от голосования. Он всегда должен отдавать свой голос «за» или «против».

5. В ситуации, когда мнение судей разделились поровну, решение принимается в пользу рассматриваемого Акта. Если же речь идет о компетенции, то для принятия решения необходимо исключительно большинство голосов.

Основные требования к решению КС РФ:

1. Они должны основываться на данных, обработанных и проверенных КС Российской Федерации.

2. КС может выдавать решение по конкретному делу, основываясь на буквальном смысле документа или же с учетом официального толкования.

3. Все заключения и постановления КС РФ должны быть изложены в виде специальных документов, которые указывают мотивы принятия тех или иных законов.

4. КС РФ имеет право давать постановления и заключения исключительно по предмету, который упомянут в обращении. При этом решение должно приниматься с учетом компетенции органа, то есть в отношении акта, касающегося конституционной части. При этом итоговый результат никогда не связывается с доводами и основаниями, которые были изложены в обращении.

В решении КС РФ содержится:

1. Наименование решения. Указывается дата и место, где оно было принято.
2. Состав КС РФ, который участвовал в принятии решения.
3. Данные о сторонах спора.
4. Рассматриваемый вопрос, поводы к его изучению.
5. Нормы Конституции России, по которым КС РФ может рассматривать вопрос и принимать по нему решение.
6. Требование, которое имело место в обращении.
7. , установленные судом.
8. Позиции конституционного закона, а также Конституции РФ, на которые опирался КС РФ.
9. Пояснения к принятому решению. Если это необходимо, то могут приводиться пояснения, опровергающие позицию сторон.
10. Решение.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Статья 4. ФКЗ: Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

В соответствии со ст. 20 ФКЗ: Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, также без проведения слушаний.

Главой Конституционного Суда является председатель. В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

    Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

    Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

    Председатель и заместители председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Во всех случаях, когда Председатель не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей Председателя Конституционного суда РФ по уполномочию Председателя.

В 2010 году ФЗ от 3 ноября 2010 г. В ФКЗ была внесена новелла, согласно которой на Председателя Конституционного суда РФ предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

Также немаловажное значение играет Аппарат суда , обеспечивающий организационно-кадровое, финансовое, информационное обеспечение деятельности. Он состоит из Секретариата Конституционного суда, секретариатов Председателя, заместителей Председателя КС РФ, аппаратов каждого из судей, а также иных подразделений (подчиняются тем, при ком созданы, преимущественно нацелены на информационно- аналитическое и организационно-техническое обеспечение должностных лиц и судей). Утверждается положение о Секретариате.

Секретариат Конституционного Суда РФ является самостоятельным подразделением Конституционного суда РФ. Он наделен важными полномочиями по рассмотрению обращений в адрес Конституционного суда в предварительном порядке в случаях, не требующих изучения судьями Конституционного Суда (вернуть обращение при его несоответствии требованиям).Им присваиваются классные чины.

Причины изменений.

Перемены вызваны главным образом необходимостью обеспечения качественного и оперативного рассмотрения и разрешения Конституционным Судом дел в условиях сохранения в течение длительного времени запредельно большого числа обращений. Так, в 2009 - 2011 гг. в Конституционный Суд поступило 57985 обращений. Хотя после исключения явно неподведомственных обращений Конституционным Судом в итоге за эти годы было рассмотрено 5335 обращений, это все равно весьма высокий показатель, не способствующий надлежащему отправлению конституционного правосудия.

1. Мера, призванная обеспечить надлежащее качество конституционного правосудия в условиях "вала" обращений, - введение такой формы письменного судопроизводства, как разрешение дел без проведения слушаний, вкупе с упразднением принципа непрерывности проведения судебных заседаний. Подобное регулирование наделяет стороны правом одностороннего повышения "градуса публичности" предстоящего судебного заседания, дает им возможность воспользоваться преимуществами устного разбирательства, в том числе действием принципа состязательности сторон в виде их непосредственного взаимодействия, а не в виде "состязания документов". Указанные меры призваны гарантировать законные интересы сторон в конституционном судопроизводстве.

2. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 г. № 7-ФЗ по инициативе Президента РФ Д.А. Медведева в структуре Конституционного Суда РФ упразднены 2 палаты, состоящие из 9 и 10 судей, т.е. внесены существенные изменения в организационно-правовые формы осуществления конституционного судопроизводства. В течение всего периода функционирования палат не было предложений в научном и судейском сообществе об их упразднении и не возникало сомнений в легитимности их деятельности и выносимых ими решений. В пленарных заседаниях КС РФ мог быть рассмотрен любой вопрос, входящий в его компетенцию, окончательное решение по разрешению дел оставалось за КС РФ, для этого существовал специальных механизм разрешения возможных коллизий: в случае если в большинство судей, участвующих в заседании палаты, склонялось к необходимости принять решение, не соответствующее конституционно-правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях КС РФ, дело передавалась на рассмотрение в пленарное заседание. После упразднения палат можно прогнозировать увеличение сроков рассмотрения дел в КС РФ, возникновение сложностей в выявлении мнения большинства при рассмотрении дел в заседаниях КС РФ. Законодатель обосновал данное изменение необходимостью обеспечения единства конституционно-судебной практики. Приспособление Конституционного Суда к новой структуре еще идет. Имея целью рационализацию досудебных и судебных процедур, оно, скорее всего, потребует: расширения письменных форм взаимодействия судей в ходе подготовки к заседаниям, в частности расширения обмена письменными предложениями и замечаниями (а впоследствии и формализации в необходимой мере такого взаимодействия в Регламенте, иных внутренних актах Конституционного Суда, обыкновениях делового оборота); Такая тенденция уже заметна в практике работы Конституционного Суда. создания рабочих групп (неформальных либо в той или иной мере формализованных), которые при согласии судьи-докладчика, работая с материалами дела, могли бы помочь ему лучше понять проблематику дела.

структурные части Конституционного Суда, предназначенные для разрешения дел, как отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ, так и не подлежащих рассмотрению в его пленарных заседаниях. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, в которые входят соответственно 10 ("большая" палата) и 9 ("малая" палата) судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ. При этом Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты. Функцию председательствующего на заседании палаты поочередно исполняют судьи, входящие в ее состав. Как правило, такая очередность определяется по алфавиту, хотя учитываются и иные обстоятельства. На заседаниях своих палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. Это дела о соответствии Конституции РФ всех нормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ; дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и др., предусмотренные ст. 22 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Закон (ст. 73) устанавливает, что в случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание.

Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

Федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

Договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

Не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

Между федеральными органами государственной власти;

Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

Между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.

КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и девять судей КС РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации .

История Конституционного Суда

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают Михаилу Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов - юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон "О конституционном надзоре в СССР" и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно Сергея Алексеева и Бориса Лазарева.

Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

За время своего существования - с мая 1990 года по декабрь 1991 года - ККН СССР принял 23 решения. Среди наиболее известных решений - признания неконституционности разрешительного порядка прописки и порядка применения неопубликованных нормативных актов.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена II Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Закон о Конституционном Суде РФ был утвержден V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года - первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Одним из самых долгих дел за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий - КПСС и КП РСФСР.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

22 сентября 1993 года Конституционный суд принял решение, повлекшее за собой драматические последствия: Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента Бориса Ельцина № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов.

После событий 3-4 октября 1993 года Президент РФ Борис Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде - федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля - опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

2000-е годы стали временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы КС. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. В марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи КС перестали быть ограничены определенным сроком.

5 февраля 2007 года вступили в силу изменения, согласно которым местом постоянного пребывания Конституционного Суда стал Санкт-Петербург.

С 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

В июне 2009 года был изменен порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.



Поделиться