Римское право - краткий словарь для рабов. Римское право - классика законодательства Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев

Многие слышали о том, что законодательство большинства государств, включая Россию, основано на так называемом "римском праве". Но что на самом деле скрывается за этим понятием? И в чём разница между человеком и гражданином, прописанная в конституции РФ?

Тема Римского права была подсказана assucareira и оказалась настолько глубокой, что я сомневаюсь в своих скромных возможностях ее раскрыть хотя бы даже поверхностно. Я не имею ни малейшего юридического образования или опыта, поэтому просто собираю и сопоставляю общеизвестные, но редко упоминаемые факты, а выводы - делайте сами. Я, как человек, от рождения имею полное право выражать собственное мнение.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
Конституция РФ взята для примера, с целью иллюстрации. В статье нет никаких призывов к изменению существующего конституционного строя. Даже если Вам так может показаться. Эта статья - всего лишь анализ свободных источников.

Рабовладельческое право
Римское право - это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы России, всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами - правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике (см.ниже), конституции (см.ниже) и явно чувствуется мной на собственной шкуре.

Экономические основы рабства
Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб - не владеет. В этом - основной экономический смысл рабства.

Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда ( ):
"Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. "

То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу-гражданину. То есть - Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча обеспечиавлось лишь содержание раба. Уж какую форму принимало это соедржание - миску похлебки или некоторое количество напечатанных цветных фунтиков - фантиков - это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.

Забавно, что четкого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи "раб" в Википедии не нашлось. Как в анекдоте про Вовочку - ж..па есть, а слова такого - нет!

Патриции и плебеи
Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты - это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю - патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.

Есть основания относить Римскую аббревиатуру SPQR к указанию на Патрициев, обладающих всей полнотой прав.

В последствии этот символ был заменен на ЛАБАРУМ:

Оба символа широко используются в христианстве и по сей день.

Плебеи, в отличие от патрициев, поражены в правах, их права регулируются специальным набором законов, известным как Jus gentium - право народа.

То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:
- Патриции , обладающие всеми правами по рождению
- Плебеи , чьи права ограничены и описаны в специальных законах

В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения
- Человек
- Гражданин

Тонкость в том, что "человек" и "гражданин" - это юридические термины в основном законе, и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.
Вчитайтесь в Конституцию РФ ( ):
"Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения .

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. "

Важно, что человек и гражданин - два разных юридических понятия, в пункте 1 и 2 главы 17 они употребляются совместно "человека и гражданина", а в пункте 2 той же главы стоит только "человек" и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ. В соответствии с Римским правом, "человек" по правовому статусу соответствует патрицию, а "гражданин" - плебею, то есть - рабу.

Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть - патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть - ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.

Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого - плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?

Рим
Что такое Рим? Странный вопрос, не правда ли?
Рим - это не местоположение, не государство, не национальность, а правовое устройство общества на принципах рабовладения.

Общеизвестно, что кроме Рима в форме республики и - впоследствии - империи, существовали:

1. (Восточная) Римская империя - Imperium Romanum
Известна также как:
- Византийская империя
- Ромейская Империя
- Васили́я Роме́он
- Романия
- Греческое царство

Полагаю, все знают про сходство этого герба с Российским, Австрийским, и многими другими.

2. Священная Римская Империя - Sacrum Imperium Romanum
Со средних веков носит название: Священная Римская империя германской нации. Основана Оттоном Великим как прямое продолжение античного Рима во времена крещения Руси и Византии и просуществовала до эпохи Пушкина и Наполеона.

3. Третий рейх - Drittes Reich, буквально - Третья империя.
Достаточно взглянуть на символику, чтобы увидеть переемственность:

Первым рейхом, или империей, считалась собственно Священная Римская Империя Германской Нации, а вторым рейхом - Кайзеровская Германия. Не надо быть лингвистом, чтобы прочитать в Кайзере - Кесаря, Римского Кесаря. Да и на голове Кайзера Вильгельма II все тот же узнаваемый орел:


Заметьте еще мальтийский крест к Вильгельма и сравните символику со знаком президента РФ:


4. Третий Рим
Идея третьего Рима, якобы, осталась только лишь идеей, несмотря на символику и принципы устройства Российской империи

Кесари Цари государства Российского, по традиционной истории, с 1762 года являются династией Гольштейн-Готторпских, ближайших родственников Ганноверской династии, ставшей в Англии правящей династией Виндзоров. Однако их претензии на Римский статус недвусмысленно выражены в фамилии, которую они себе избрали - Романовы (Римские, от Рома-Рим).

5. Румыния (Romania)
Название страны происходит от лат. "romanus" - «римский».
Румынский язык очень близок к Итальянскому, который, в свою очередь, непосредственно восходит к "народной латыни". Довершает композицию "орлиный" герб.

Есть еще ряд других больших и малых стран, народов даже султаната, имеющих прямое указание на Рим.

Таким образом, Рим, Римский - это не территориальный, не национальный, не наследный признак, а статус устройства общества на принципах рабовладения .

Символика
Правовая система подразумевает систему наказания за деяния, предусмотренные в законе. Нарушение закона приводит к наказанию, которое в Римском праве осуществляли ликторы (палачи). Символом ликторов являлись фасции, которые дали название фашистскому движению:
- Национальная фашистская партия (Италия)

Национальная фашистская партия (Германия

Фасции широчайше представлены в государственной символике, предлагаю ознакомиться самостоятельно с галереей . Фасции повсеместно встречаются в Питере, в частности - на барельефе Исаакиевского собора.

Особого внимания заслуживает обложка "революционной" Конституции РСФСР 1918 года с двумя фасциями:


То есть и РСФСР был построен на тех же принципах Римского права. Хочу заметить, что Конституция СССР 1936 года (Сталинская), на мой взгляд, построена на совсем других принципах, и не содержит Римской символики. Выглядит так, что Сталин сделал попытку организовать общество на другом принципе, и не мне судить - насколько он преуспел в этом.

Я по-другому осмыслил, почему в СССР одной из самых популярных спортивных команд был (и остается в России!) Спартак. Для меня по-другому зазвучали слова, с которых начиналось обучение в школе: "Мы-не рабы"...

Тот факт, что эмблема Федеральной службы исполнения наказаний РФ тесно напичкана Римской символикой, еще раз подтверждает широчайшее применение Римского права вплоть до настоящего момента:

Что такое фасции и в чем смысл символики? Нигде толком об этом не сказано, официально говорится что это связка березовых или вязовых веток, в которую вставляли би-пенис (пардон муа), он же - лабрис. Набор букв ЛБР-ЛВР повсеместно используется в связи с правовыми аспектами рабства:
- LaBRis, как оружие палача, имеющего по закону право убить раба
- LiBRa, весы, обязательные для процедуры мансипации, описанной в Римском праве (передачи прав собственности на раба). До сих пор весы - символ правосудия.
- LiBRa, мера веса - римский фунт, от которого произошла Итальянская Лира. Весовой кусок металла был обязателен для юридической правомочности процедуры мансипации
- LiBeR, римский бог-покровитель рабов-плебеев
- LiBeR, свобода на латыни. Замечу, что в английском есть два синонимичных понятия, - Liberty и Freedom. Полагаю, что первый применяется к рабам, ищущим свободы, второй - к свободнорожденным патрициям.
- LaBoR, труд
и прочая, и прочая...

Но вернемся к фасциям. Вот этимология этого слова (ссылка ):
From Proto-Indo-European *bhasko ‎(“bundle, band”), see also Proto-Celtic *baski ‎(“bundle, load”), Ancient Greek φάκελος ‎(phákelos, “bundle”)...

Факелос!!! По древнегречески - ФАКЕЛОС!!! Теперь становятся понятны факельные шествия фашистов (или их правильнее назвать факелистами, по древнегречески) и факел в руках LiBeRty - статуи свободы США. Чтобы ни у кого, не оставалось иллюзий.

На мой взгляд, фасции использовались при казни на костре, которая широко применялась римлянами и прописана в Римском праве в качестве одной из мер наказаний, задолго до инквизиции, учрежденной римской католической церковью. Традиции, так сказать. То есть фасции - это и символ, и орудие для отправления закона. Обратите внимание на вязанки в костре и би-пенисы (затейники же были эти римляне!) на заднем плане:

Добавлю к символам Римского права еще Римскую тогу - широкий шерстяной плащ или мантию, который имели право и обязанность носить только квиренты - рабовладельцы, свободных от целых разделов Римского права и потенциально имевших право самим судить.
Императоры носили пурпурную (порфирную, багряную) тогу, а квиренты, которые хотели попасть в сенат - выбеленную, белоснежную, которую называли кандида, а будущих сенаторов - соответственно кандидатами.

Везде, где присутствуют фасции, факелы, весы, мантии, пурпур в качестве символов - можете не сомневаться, применяется Римское право.

Ну и "три в одном" - Джордж Вашингтон, председатель Филадельфийского конвента, принявшего Конституцию США, вольный каменщик , с раскинутой тогой на заднем плане и фасциями у правой ноги. Полюбопытствуйте также статей Авраама Линкольна, якобы отменившего рабство, на предмет тоги и фасций.

Подданство и гражданство
Получение подданства Российской Империи означало добровольное рабство (холопство) и получалось путем крещения в православную веру.

Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство ».

Сенатский указ от 27 августа 1747 г. «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть..."

Теперь становится понятным то упорство, с которым на Руси отказывались от крещения, ведь оно автоматически означало рабство, согласно указам! Во всяком случае - рабство для иностранцев, но к тому времени Русь уже стала православно-крепостной, и совершенно непонятно, когда и по какому праву рабство началось.

Принцип тождества подданный=холоп не изменился и сегодня, поменялась только форма и названия. Де-факто Вы НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ от гражданства по собственному желанию, Вы можете только ПОМЕНЯТЬ гражданство. В этой статье на реальном примере рассказывается, как юрист и правовед с нерусской фамилией делал безуспешную попытку отказаться от Российского гражданства.

В сети также есть ролик на английском языке о том, как в Великобритании родители отказались регистрировать рождение ребенка, и им это удалось по закону! А уж на тему того, что сертификаты о рождении в США (birth certificates) являются ценными бумагами, которые торгуются на американских биржах, снято огромное количество роликов.

Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно - переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию - Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть - сменить хозяина.

Еще раз - раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов:


И не обольщайтесь - "Common Law" Великобритании и отсутствием орла на обложке Британского паспорта - это не выход. Морское право имеет еще более "интересные" особенности, о которых надо бы писать отдельно.

Государство
И снова глупый вопрос - что такое государство?

Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского "res publica", которое переводят как "общее дело". То есть республика - это форма общественного устройства, которое объединено "общим делом".

Есть очень похожее известное выражение в наиболее близком к латинскому - итальянском языке, которое хотя и звучит непохоже, но означает "наше дело", я бы сказал - "наше общее дело". Разумеется, Вы догадались - перевод "нашего дела" - это Cosa Nostra.

Почему мафия выбрала себе такое название, столь явно прочитываемое "людьми в теме"? Имеет ли государственное устройство что-либо общее с вооруженными группировками, которые занимаются наркотраффиком, работорговлей, убийствами ни в чем не повинных людей?

Да, был ряд госкорпораций, от Ост-Индских компаний до Российско-Американской компании, со своим флагом, посольствами, регулярными войсками. Эти компании часто путают с государствами, и, например, первая Индийская война за независимость (восстание Сипаев), а также - первая опиумная война в Китае были войнами против Британской Ост-Индской корпорации, а не Британии как государства.

Так где та тонкая грань между государством и корпорацией? С точки зрения Римского права - никакой разницы нет, это просто объединение людей.

Вот как определялось такое объединение:
"Те, которым разрешено образовать союз под име­нем коллегии, товарищества или под другим именем того же рода, приобретают свойство иметь по образцу общины общие веши, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща" (Д.3.4.1.1)."

Учитывая, что граждане рабы - это тоже вещи, то положение Римского о союзах распространяется и на государтво, и на синдикат воров в законе, и на другие объединения тех, кому разрешено образовывать союз. С точки зрения Римского права эти все союзы имеют юридическую основу.

Могли ли быть одни рабы привилегированнее других? Разумеется, вот определение :
"Номенклатор (лат. nomenclātor от nomen «имя» и calare «называть») - в Римской империи специальный раб, вольноотпущенник, реже слуга, в обязанности которого входило подсказывать своему господину (из патрициев) имена приветствовавших его на улице господ и имена рабов и слуг дома."

Многим памятна Советская номенклатура и ее привилегированное, по сравнению с другими гражданами-рабами, положение.

Можно было бы продолжать, но и так уже достаточно информации для самостоятельных выводов, кто он и в каком положении находится.

Есть ли у меня рецепт - что делать, чтобы изменить существующее положение? Нет, увы, я пока нахожусь в поиске. Возможно, напишу отдельный пост о своих мыслях, а также эзотерической составляющей, а возможно, что и не стану этого делать. Будьте осторожны в комментариях, не нарушайте закона, высказывая свое мнение.

Они были учреждены по родовому признаку и отображали объединение трёх этнических компонентов: латинов, сабинов и этрусков. Полноправные члены римской общины постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались патрициями и первоначально только они составляли «Римский народ».

Впоследствии пришлое население уже не включалось в трибы, то есть не могло входить в состав древних родов и считаться «римским народом», они не могли пользоваться общинной землёй, принимать участие в религиозных обрядах. Безземельные плебеи занимались в основном ремеслом и мелкой торговлей. Многие из них были не очень богатыми людьми. Первоначально не имея никаких прав, плебеи со временем добились права избирать в сенат так называемых плебейских трибунов , которые имели право вето на решения патрицианских магистратов. Изначально их решения были законом только среди плебеев, но в течение долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены.

В середине V века до н. э. под давлением плебеев были составлены законы, записанные на 12 медных досках и выставленные на обозрение на центральной площади Рима. Стоит заметить, что в них был прописан закон, запрещающий браки между плебеями и патрициями, но он просуществовал менее года.

В начале III века до н. э. патрицианская и богатая плебейская верхушки слились в одно сословие - нобилитет и в 287 году до н. э. был принят закон, что решение плебейских собраний плебисциты , являются обязательными для всех граждан вне зависимости от происхождения. С этого времени патриции и плебеи перестали быть различными классами-сословиями. Зажиточные граждане образовали сословие всадников, а все бедные составляли плебс-свободные ремесленники, крестьяне и мелкие торговцы.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Плебеи" в других словарях:

    - (лат. plebs, plebis). Третье и самое низшее сословие в древнем Риме; темный класс людей, чернь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЛЕБЕИ 1) общее обозначение неполноправных римских граждан, в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Плебеи, плебс (Plebs, plebes, от pleo наполняю, следовательноplebs толпа) так называлась в древнем Риме не пользовавшаясяпервоначально полными гражданскими правами масса населения,противополагавшаяся полноправным гражданам (патрициям).… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Плебс (лат. plebei, от plebs простой народ) одно из сословий свободного населения в Древнем Риме. До начала III в. до н.э. стояли вне родовой общины, не имели гражданских и политических прав, а также прав на общинную землю. Многие П. находились … Юридический словарь

    - (плебс) (латинское plebeii, plebs), в Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину. В результате упорной борьбы с патрициями (начало 5 начало 3 вв. до нашей эры) добились включения в состав римского народа, уравнения в… … Современная энциклопедия

    - (плебс) (лат. plebeii plebs), в Др. Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землей. В результате упорной борьбы с патрициями (нач. 5 нач. 3 вв. до н. э.) добились включения в … Большой Энциклопедический словарь

    Плебеи - (plebs), простолюдины в Др. Риме, в т.ч. бедняки и безземельные. В ранней республике не могли занимать гос. должности и вступать в брак с патрициями. Полит, история ранней республики состояла гл. об. в нараставшей организованной борьбе П. за… … Всемирная история

    Плебеи - (от лат. plebejus, plebs простой народ; англ. plebs) в Др. Риме преобладающая масса свободного (т.е. не состоявшего в рабстве) населения, первоначально не пользовавшаяся политическими правами в противоположность патрициям. Синоним плебс … Энциклопедия права

    Плебс (лат. plebeii, plebs), в Древнем Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землёй. В результате упорной борьбы с патрициями (начало V начало III вв. до н. э.) добились… … Энциклопедический словарь

    - (лат. plebei) одно из сословий свободного населения в древнейшем рим. обществе. Вопрос о происхождении П. принадлежит к числу спорных и нерешенных проблем в историографии античности. Нем. историк Б. Нибур полагал, что в отличие от патрициев,… … Советская историческая энциклопедия

    Плебеи - (от лат. plebs толпа, чернь) одно из сословий свободного населения Рима. До III в. до н.э. п. стояли вне родовой общины; как пришлое и покоренное население соседних общин они не могли пользоваться общинной землей (ager publicus), а владели… … Античный мир. Словарь-справочник.

Книги

  • , Напп Р.. Крупный американский историк Роберт Напп, более 30 лет преподававший в Калифорнийском университете в Беркли историю и культуру Древнего Рима, делает героями своегоисследования простых,…
  • , Напп Роберт. Крупный американский историк Роберт Напп, более 30 лет преподававший в Калифорнийском университете в Беркли историю и культуру Древнего Рима, делает героями своегоисследования простых,…

Тема Римского права была подсказана assucareira и оказалась настолько глубокой, что я сомневаюсь в своих скромных возможностях ее раскрыть хотя бы даже поверхностно. Я не имею ни малейшего юридического образования или опыта, поэтому просто собираю и сопоставляю общеизвестные, но редко упоминаемые факты, а выводы - делайте сами. Я, как человек, от рождения имею полное право выражать собственное мнение.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
Конституция РФ взята для примера, с целью иллюстрации. В статье нет никаких призывов к изменению существующего конституционного строя. Даже если Вам так может показаться. Эта статья - всего лишь анализ свободных источников.

Рабовладельческое право
Римское право - это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы России, всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами - правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике (см.ниже), конституции (см.ниже) и явно чувствуется мной на собственной шкуре.

Экономические основы рабства
Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб - не владеет. В этом - основной экономический смысл рабства.

Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда ():
"Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы."

То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу гражданину. То есть - Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча давалась определенная награда. Уж какую форму принимала награда - миску похлебки или большое количество напечатанных цветных фунтиков - фантиков - это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.

Забавно, что четкого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи "раб" в Википедии не нашлось. Как в анекдоте про Вовочку - ж.. есть, а слова такого - нет!

Патриции и плебеи
Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты - это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю - патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.

Есть основания относить Римскую аббревиатуру SPQR к указанию на Патрициев, обладающих всей полнотой прав.


В последствии этот символ был заменен на ЛАБАРУМ:

Оба символа широко используются в христианстве и по сей день.

Плебеи, в отличие от патрициев, поражены в правах, их права регулируются специальным набором законов, известным как Jus gentium - право народа.

То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:
- Патриции , обладающие всеми правами по рождению
- Плебеи , чьи права ограничены и описаны в специальных законах

В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения
- Человек
- Гражданин

Тонкость в том, что "человек" и "гражданин" - это юридические термины в основном законе, и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.
Вчитайтесь в Конституцию РФ ():
"Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения .

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц."

Важно, что человек и гражданин - два разных юридических понятия, в пункте 1 и 2 главы 17 они употребляются совместно "человека и гражданина", а в пункте 2 той же главы стоит только "человек" и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ. В соответствии с Римским правом, "человек" по правовому статусу соответствует патрицию, а "гражданин" - плебею, то есть - рабу.

Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть - патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть - ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.

Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого - плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?

Рим
Что такое Рим? Странный вопрос, не правда ли?
Рим - это не местоположение, не государство, не национальность, а правовое устройство общества на принципах рабовладения.

Общеизвестно, что кроме Рима в форме республики и - впоследствии - империи, существовали:

1. (Восточная) Римская империя - Imperium Romanum
Известна также как:
- Византийская империя
- Ромейская Империя
- Васили́я Роме́он
- Романия
- Греческое царство

Полагаю, все знают про сходство этого герба с Российским, Австрийским, и многими другими.

2. Священная Римская Империя - Sacrum Imperium Romanum
Со средних веков носит название: Священная Римская империя германской нации. Основана Оттоном Великим как прямое продолжение античного Рима во времена крещения Руси и Византии и просуществовала до эпохи Пушкина и Наполеона.

3. Третий рейх - Drittes Reich, буквально - Третья империя.
Достаточно взглянуть на символику, чтобы увидеть переемственность:

Первым рейхом, или империей, считалась собственно Священная Римская Империя Германской Нации, а вторым рейхом - Кайзеровская Германия. Не надо быть лингвистом, чтобы прочитать в Кайзере - Кесаря, Римского Кесаря. Да и на голове Кайзера Вильгельма II все тот же узнаваемый орел:

Заметьте еще мальтийский крест к Вильгельма и сравните символику со знаком президента РФ:

4. Третий Рим
Идея третьего Рима, якобы, осталась только лишь идеей, несмотря на символику и принципы устройства Российской империи

Кесари Цари государства Российского, по традиционной истории, с 1762 года являются династией Гольштейн-Готторпских, ближайших родственников Ганноверской династии, ставшей в Англии правящей династией Виндзоров. Однако их претензии на Римский статус недвусмысленно выражены в фамилии, которую они себе избрали - Романовы (Римские, от Рома-Рим).

5. Румыния (Romania)
Название страны происходит от лат. "romanus" - «римский».
Румынский язык очень близок к Итальянскому, который, в свою очередь, непосредственно восходит к "народной латыни". Довершает композицию "орлиный" герб.

Есть еще ряд других больших и малых стран, народов даже султаната, имеющих прямое указание на Рим.

Таким образом, Рим, Римский - это не территориальный, не национальный, не наследный признак, а статус устройства общества на принципах рабовладения .

Символика
Правовая система подразумевает систему наказания за деяния, предусмотренные в законе. Нарушение закона приводит к наказанию, которое в Римском праве осуществляли ликторы (палачи). Символом ликторов являлись фасции , которые дали название фашистскому движению:
- Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista)

Фасции широчайше представлены в государственной символике, предлагаю ознакомиться самостоятельно с галереей . Фасции повсеместно встречаются в Питере, в частности - на барельефе Исаакиевского собора.

Особого внимания заслуживает обложка "революционной" Конституции РСФСР 1918 года с двумя фасциями:

То есть и РСФСР был построен на тех же принципах Римского права. Хочу заметить, что Конституция СССР 1936 года (Сталинская), на мой взгляд, построена на совсем других принципах, и не содержит Римской символики. Выглядит так, что Сталин сделал попытку организовать общество на другом принципе, и не мне судить - насколько он преуспел в этом.

Я по-другому осмыслил, почему в СССР одной из самых популярных спортивных команд был (и остается в России!) Спартак. Для меня по-другому зазвучали слова, с которых начиналось обучение в школе: "Мы-не рабы"...

Тот факт, что эмблема Федеральной службы исполнения наказаний РФ тесно напичкана Римской символикой, еще раз подтверждает широчайшее применение Римского права вплоть до настоящего момента:

Что такое фасции и в чем смысл символики? Нигде толком об этом не сказано, официально говорится что это связка березовых или вязовых веток, в которую вставляли би-пенис (пардон муа), он же - лабрис . Набор букв ЛБР-ЛВР повсеместно используется в связи с правовыми аспектами рабства:
- LaBRis, как оружие палача, имеющего по закону право убить раба
- LiBRa, весы, обязательные для процедуры мансипации, описанной в Римском праве (передачи прав собственности на раба). До сих пор весы - символ правосудия.
- LiBRa, мера веса - римский фунт, от которого произошла Итальянская Лира. Весовой кусок металла был обязателен для юридической правомочности процедуры мансипации
- LiBeR, римский бог-покровитель рабов-плебеев
- LiBeR, свобода на латыни. Замечу, что в английском есть два синонимичных понятия, - Liberty и Freedom. Полагаю, что первый применяется к рабам, ищущим свободы, второй - к свободнорожденным патрициям.
- LaBoR, труд
и прочая, и прочая...

Но вернемся к фасциям. Вот этимология этого слова (ссылка):
From Proto-Indo-European *bhasko ‎(“bundle, band”), see also Proto-Celtic *baski ‎(“bundle, load”), Ancient Greek φάκελος ‎(phákelos , “bundle”)...

Факелос!!! По древнегречески - ФАКЕЛОС!!! Теперь становятся понятны факельные шествия фашистов (или их правильнее назвать факелистами, по древнегречески) и факел в руках LiBeRty - статуи свободы США. Чтобы ни у кого, не оставалось иллюзий.

На мой взгляд, фасции использовались при казни на костре, которая широко применялась римлянами и прописана в Римском праве в качестве одной из мер наказаний, задолго до инквизиции, учрежденной римской католической церковью. Традиции, так сказать. То есть фасции - это и символ, и орудие для отправления закона. Обратите внимание на вязанки в костре и би-пенисы (затейники же были эти римляне!) на заднем плане:

Добавлю к символам Римского права еще Римскую тогу - широкий шерстяной плащ или мантию, который имели право и обязанность носить только квиренты - рабовладельцы, свободных от целых разделов Римского права и потенциально имевших право самим судить.
Императоры носили пурпурную (порфирную, багряную) тогу, а квиренты, которые хотели попасть в сенат - выбеленную, белоснежную, которую называли кандида, а будущих сенаторов - соответственно кандидатами.

Везде, где присутствуют фасции, факелы, весы, мантии, пурпур в качестве символов - можете не сомневаться, применяется Римское право.

Ну и "три в одном" - Джордж Вашингтон, председатель Филадельфийского конвента, принявшего Конституцию США, вольный каменщик, с раскинутой тогой на заднем плане и фасциями у правой ноги. Полюбопытствуйте также статей Авраама Линкольна, якобы отменившего рабство, на предмет тоги и фасций.

Подданство и гражданство
Получение подданства Российской Империи означало добровольное рабство (холопство) и получалось путем крещения в православную веру.

Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство ».

Сенатский указ от 27 августа 1747 г . «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть..."

Теперь становится понятным то упорство, с которым на Руси отказывались от крещения, ведь оно автоматически означало рабство, согласно указам! Во всяком случае - рабство для иностранцев, но к тому времени Русь уже стала православно-крепостной, и совершенно непонятно, когда и по какому праву рабство началось.

Принцип тождества подданный=холоп не изменился и сегодня, поменялась только форма и названия. Де-факто Вы НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ от гражданства по собственному желанию, Вы можете только ПОМЕНЯТЬ гражданство. В этой статье на реальном примере рассказывается, как юрист и правовед с нерусской фамилией делал безуспешную попытку отказаться от Российского гражданства.

В сети также есть ролик на английском языке о том, как в Великобритании родители отказались регистрировать рождение ребенка, и им это удалось по закону! А уж на тему того, что сертификаты о рождении в США (birth certificates) являются ценными бумагами, которые торгуются на американских биржах, снято огромное количество роликов.

Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно - переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию - Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть - сменить хозяина.

Еще раз - раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов:

И не обольщайтесь - "Common Law" Великобритании и отсутствием орла на обложке Британского паспорта - это не выход. Морское право имеет еще более "интересные" особенности, о которых надо бы писать отдельно.

Государство
И снова глупый вопрос - что такое государство?

Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского "res publica", которое переводят как "общее дело". То есть республика - это форма общественного устройства, которое объединено "общим делом".

Есть очень похожее известное выражение в наиболее близком к латинскому - итальянском языке, которое хотя и звучит непохоже, но означает "наше дело", я бы сказал - "наше общее дело". Разумеется, Вы догадались - перевод "нашего дела" - это Cosa Nostra.

Почему мафия выбрала себе такое название, столь явно прочитываемое "людьми в теме"? Имеет ли государственное устройство что-либо общее с вооруженными группировками, которые занимаются наркотраффиком, работорговлей, убийствами ни в чем не повинных людей?

Да, был ряд госкорпораций, от Ост-Индских компаний до Российско-Американской компании, со своим флагом, посольствами, регулярными войсками. Эти компании часто путают с государствами, и, например, первая Индийская война за независимость (восстание Сипаев), а также - первая опиумная война в Китае были войнами против Британской Ост-Индской корпорации, а не Британии как государства.

Так где та тонкая грань между государством и корпорацией? С точки зрения Римского права - никакой разницы нет, это просто объединение людей.

Вот как определялось такое объединение:
"Те, которым разрешено образовать союз под име­нем коллегии, товарищества или под другим именем того же рода, приобретают свойство иметь по образцу общины общие веши, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща" (Д.3.4.1.1)."

Учитывая, что граждане рабы - это тоже вещи, то положение Римского о союзах распространяется и на государтво, и на синдикат воров в законе, и на другие объединения тех, кому разрешено образовывать союз. С точки зрения Римского права эти все союзы имеют юридическую основу.

Могли ли быть одни рабы привилегированнее других? Разумеется, вот определение :
"Номенклатор (лат. nomenclātor от nomen «имя» и calare «называть») - в Римской империи специальный раб , вольноотпущенник, реже слуга, в обязанности которого входило подсказывать своему господину (из патрициев) имена приветствовавших его на улице господ и имена рабов и слуг дома."

Многим памятна Советская номенклатура и ее привилегированное, по сравнению с другими гражданами-рабами, положение.

Можно было бы продолжать, но и так уже достаточно информации для самостоятельных выводов, кто он и в каком положении находится.

Есть ли у меня рецепт - что делать, чтобы изменить существующее положение? Нет, увы, я пока нахожусь в поиске. Возможно, напишу отдельный пост о своих мыслях, а также эзотерической составляющей, а возможно, что и не стану этого делать. Будьте осторожны в комментариях, не нарушайте закона, высказывая свое мнение.

Население Рима в царский период составляли патриции, плебеи, клиенты и рабы.

I. Патрúции (лат. patres, patricies / patrīties “[потомки] отцов–основателей” [корень -патр- “отец”]; от лат. pater “отец, родоначальник, основатель, устроитель”) - потомки первопоселенцев (лат. patres “отцов”), которые были включены в состав Римской общины целыми трибами.

1. Они обладали правом собственности на землю (лат. dominium agri [домúниум àгри]). С момента основания римской общины, патриции получали по 2 югера (0,5 га) на мужчину. Когда римляне отвоевали у соседей больше земли, то норма увеличилась до 7 югеров (1,75 га) на человека. Сами патриции эту землю не обрабатывали. На земле работали их клиенты и рабы. Патриции занимались управлением и организацией производства.

2. У патрициев было право jus occupationis [юс оккупациòнис] (лат. occupatio - право оккупации; от лат. occupāre [оккупàрэ] “занимать, захватывать” – способ приобретения права собственности путём захвата бесхозной вещи. Первый, захвативший эту вещь, становился собственником вещи. В данном случае, первый расчистивший и обработавший ничейный земельный участок – становился его собственником.

В древнем Риме в конце VIII – начале I веков до н.э. все зем- ли были землями общины и делились на две категории: 1) наделы, распределённые в частную собственность между общинниками (лат. ager); 2) земли общины, ещё не разделённые на наделы между общинниками – ager publicus [áгер пýбликус] (общинные земли, “общественные”, “публичные”). Собственником этой земли считалась община. На это указывает и сам термин publicus “общественная”, “публичная”. Патриции имели право расчищать участки на общественной земле и присоединять к своему наделу. Закон, который подтверждал право собственности на эту присоединённую землю, был принят в 111 году до н.э. Патриции могли увеличивать количество своих земель. При этом они сами не обрабатывали эту участки. Там работали их клиенты и рабы.

3. Патриции имели jus suffragii [юс суффрàгии] - политические права, включая право занимать должности и управлять (лат. jus honorarum [юс хонорàрум] – букв. “право чести”; от лат. honores –“почетная должность”, так как избрание на должность в общине считалось честью).

4. Патриции имели право jus commercii [юс коммèрции] – гражданская правоспособность: а) право приобретать собственность, право самостоятельно заключать сделки без посредства третьего лица; б) сюда же относилось право от своего имени выступать в суде (самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем).

5. Патриции имели право jus connubii (юс конýбии) - право вступать в законный римский брак. Дети, рождённые в этом браке, от рождения получали римское гражданство. Однако до 445 года до принятия закона Канулéя патриции не могли вступать в браки с плебеями.

6. Патриции имели право jus militiae (юс милитае) - право формировать общинное ополчение, то есть ополчение граждан. Однако в ополчении патриции строились по куриям - отдельно от плебеев.

Вывод: 1) Определим наличие статуса свободы (лат. status libertatis “состояние свободы”) [стáтус либертáтис]. Свободный, с точки зрения права – это субъект права. Несвободный (раб), с точки зрения права – это объект права. Никаких промежуточных состояний нет. Свободные, в свою очередь, делятся на две категории – свободнорожденные (лат. ingenuus) и вольноотпущенники (лат. liberti или libertini). Чтобы быть субъектом права – нужно иметь правосубъектность. Патриции имеют права и несут обязанности – значит, обладают правоспособностью. Патриции, достигнув определённого возраста, могли своими действиями приобретать права и нести обязанности – следовательно, были дееспособны. Частичная дееспособность наступала в возрасте c 7 до 14 лет (для юношей) и до 12 лет (для девушек), после чего они становились совершеннолетними и могли вступать в брак. Однако до 25 лет юноши и девушки находились на попечении (лат. cura [кỳра]) – их действия одобрялись попечителем (лат. curator [курàтор]). Патриции могли заключать сделки (были сделкоспособными) и несли самостоятельно юридическую ответственность (были деликтоспособными). Патриции имели все элементы правосубъектности. Следовательно, патриции были правосубъектны, т.е. они субъекты права – значит, патриции свободны (имели статус свободы).

2) Определим наличие статуса гражданства (лат. status civitatis “состояние гражданства”). Этот статус связан с принадлежностью к общине. Чтобы быть общинником, надо иметь право собственности на землю. Патриции были собственниками земли.

Таким образом, патриции – свободные и обладают полнотой прав граждан. Значит, они относятся к сословию полноправных свободных. Можем ли мы считать, что патриции – это все граждане? Нет, потому что патриции имели много земли (было право jus occupationis), но производительным трудом не занимались. Их землю обрабатывали клиенты и рабы. Они занимались управлением. Следовательно, патриции - это общинная знать.

II. Плебеи (лат. plēbes/ plebs) - позднее население, которое включалось в состав общины по отдельности или небольшими группами.

1. Они обладали правом собственности на землю (лат. dominium agri [домúниум àгри]). С момента основания римской общины, плебеи, как патриции, получали по 2 югера (0,5 га) на мужчину. Рэкс, как высшее должностное лицо общины, выдавал плебеям наделы из общинного фонда земель. Когда римляне отвоевали у соседей больше земли, то норма увеличилась до 7 югеров (1,75 га) на человека. Речь идёт не только о приусадебных участках, но и о пахотных землях. Если в семье имелось 10 мужчин, то семья была собственником 5 гектоаров. Это не только земля под домом.

2. У плебеев не было право jus occupationis – они не могли расчищать и присоединять земли из категории ager publicus. Поэтому земли у них было немного. Плебеи страдали из-за малоземелья и очень хотели получить право jus occupationis. Землю плебеи обрабатывали своим трудом. Чтобы компенсировать нехватку земель, они также занимались ремеслом и торговлей.

3. Плебеи в период правления первых пяти рэксов (конец VIII - середина VI веков до н.э.) не имели право jus suffragii – политические права, включая право jus honorarum - занимать должности и управлять.

До реформ Сервия Туллия до середины VI в. до н.э. в Риме был только один вид народного собрания (лат. comitia [комùциа]) - куриатные комиции (лат. comitia curiāta [комùциа куриàта]) – собрания по куриям. Так как в народном собрании было много участников, для экономии времени, а голосовали сначала по куриям, а потом считали голоса каждой курии – так принималось решение. Хотя, ещё со времён Ромула, простой народ созывали по сигналу трубача - и плебеи могли присутствовать на собрании. Однако плебеи в курии не входили, так как плебеи включались в состав Римской общины не трибами, а индивидуально или небольшими группами - то они находились вне триб и курий. Поэтому плебеи в принятии решений в куриатных комициях не участвовали. Тем самым решения в народном собрании по куриям принимались патрициями, а не плебеями.

4. Плебеи имели право jus commercii - гражданскую правоспособность: а) право приобретать собственность, право самостоятельно заключать сделки (без посредства третьего лица); б) сюда же относилось право от своего имени выступать в суде (самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем).

5. Плебеи имели право jus connubii – право вступать в законный римский брак. Дети, рождённые в этом браке, от рождения получали статус плебеев и не становились чужаками. Однако до 445 года до принятия закона Канулея плебеи не могли вступать в браки с патрициями.

6. Плебеи имели право jus militiae - право формировать общинное ополчение, то есть ополчение граждан. Так как в ополчении патриции строились по куриям – плебеи, не входившие в курии, стоились отдельно от патрициев.

7. Плебеи участвовали в формировании общинно-государственного фонда на общественные нужды. Они платили налоги (лат. tributum [трибỳтум]).

Вывод: Определяем правовой статус плебеев. Статус свободы (лат. status libertatis): Свободный - субъект права, который должен был иметь правосубъектность. Плебеи имеют права и несут обязанности, значит – были правоспособны. Они могли своими действиями приобретать права и принимать на себя обязанности, значит – были дееспособны. Они могли заключать сделки (были сделкоспособны) и несли самостоятельную юридическую ответственность (были деликтоспособны). У плебеев были все элементы правосубъектности – они обладали правосубъектностью. Следовательно, плебеи - субъекты права, то есть свободные (имеют статус свободы).

Есть или нет у плебеев статус гражданства (лат. status civitatis)? Так как плебеи имели право собственности на землю, то они являлись членами общины – а, следовательно, имели статус гражданства. Значит, плебеи относились к сословию полноправных свободных. Плебеи - рядовые общинники, так как земли у них было немного, и они сами обрабатывали землю. Как и везде рядовые общинники, плебеи исключались из сферы управления, не занимали должности. Когда в середине VI века до н.э. шестой римский рэкс - Сервий Туллий перед проведением реформ приказал составить списки граждан, то в них были записаны и патриции, и плебеи - всего 80 тысяч граждан. Таким образом, для Сервия Туллия плебеи были гражданами ещё до проведения реформ.

По цензовой (от лат. census “оценка имущества римского гражданина, податная перепись имущества”), или как её ещё называют - центуриатной (от лат. centuria “сотня”; отряд воинов в 100 человек) реформе, Сервий Туллий ввёл сотенное деление граждан. В сотни входили и патриции, и плебеи – все граждане. Сервий Туллий поделил всех граждан на пять имущественных разрядов. Те граждане, кто не отвечали этим разрядам, составляли группу пролетариев (лат. Prōlētārius [пролетàриус] “имеющие только своих детей”; от лат. proles [прòлес] “потомки”) – они ценза не имели, были вне разрядов.

Граждане, которые вошли в пять разрядов, сформировали сотни. Причём большинство сотен имел первый разряд - 98 сотен из 195. Первый разряд (те, кто имел один полный надел – 40 югеров, то есть 10 гектаров) – это не богачи, а зажиточные граждане. На основе сотенного деления Сервий Туллий создал второй вид собрания – центуриатные комиции народное собрание по сотням. Они действовали параллельно с куриатными комициями, которые оставались собранием патрициев. Аналогично с куриатными комициями, в центуриатных комициях голосовали сначала по сотням, а потом считали голоса, начиная с сотен первого разряда.

В результате, плебеи получили право jus suffragii - политические права, но без права jus honorarum - права занимать должности и управлять; должности по-прежнему продолжали занимать по знатности. Кроме того, было реформировано право jus militiae – право формировать общинное ополчение (ополчение граждан). Теперь в ополчении патриции и плебеи строились вместе с патрициями по сотням.

Плебеи относились к Римскому народу (лат. populus Romanus [пóпулюс ромáнус]). Народом называют всех граждан, а плебеями - граждан, исключая патрициев. Гай говорит: «Плебс отличается от народа тем, что словом “народ” обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев» [Институции Гая, кн. I-я, ст.3-я]. Так как плебеи считали себя гражданами – они активно боролись за свои права.

III . Клиенты (лат. clientes; от лат. cliēns – букв. “послушный”, т.е. “зависимый, подчинённый”; лицо, находящееся в зависимости от патрона и пользующееся его покровительством) – категория, которая формировалась из чужаков и из разорившихся общинников, которые, в результате, потеряли статус гражданства.

1. Клиенты правом собственности на землю не обладали. Так как чужаки не были членами общины - община их не защищала, так как они стояли вне той организации, которая в древности обеспечивала и гарантировала личные и имущественные права. Чужака любой мог убить, любой мог ограбить, обратить в рабство – и по нормам обычного права за подобные деяния никакой юридической ответственности для обидчиков не наступало. Чтобы такого не происходило первоначально чужаки должны были искать себе покровителя, который бы защищал чужака - патрòна (лат. patrōnus “покровитель, защитник”). Кроме того, так как чужаки не имели земли – а, значит, не имели средств существования – они получали от своего покровителя землю в держание, и обрабатывали участок, отдавая часть плодов и доходов собственнику земли. Здесь была взаимная выгода: чужаки получали возможность прокормиться; а их покровители приобретали работников, которые работали на их земле, тем самым, освобождая своего господина от необходимости заниматься производительным трудом. В качестве патронов выступали патриции. Именно у них было много земли, и была потребность в работниках. Однако и при наличии покровителя–патрона римская община не гарантировала клиентам защиту. В «Законах XII таблиц» нет ни одной нормы, которая бы защищала права чужаков (клиентов) [за исключением неюридической нормы о проклятии богами покровителя–патрона, если он причинил вред своему клиенту (VIII, 21)].

Кроме того, в отношении клиентов говорят, что каждый клиент получал фамилию своего патрона . В связи с этим, некоторые авторы говорят, что, в результате получения фамилии, клиенты принимались в род и становились членами семьи патрона . Однако, для того чтобы стать членом семьи, следовало пройти процедуру усыновления - чего с клиентами не делали. Поэтому, в данном случае, между патроном и клиентом не возникали родственные отношения. Здесь существовали квазиродственные отношения (“как бы родственные, похожие на родственные”; от лат. quasi “как бы, похожий”), то есть отношения покровительства. Фамилию патрона давали, чтобы знать, чьи они клиенты . Если клиент что-нибудь натворит, да, ещё к тому же, сбежит, то будет ясно, кому нужно предъявлять претензии – претензии предъявлялись патрону .

2. У клиентов не было право jus occupationis.

3. Клиенты не имели jus suffragii – политических прав, включая право занимать должности и управлять (лат. jus honorarum).

4. Клиенты не имели право jus commercii – у них не было гражданской правоспособности: а) они не имели права самостоятельно заключать сделки (без посредства третьего лица) – сделки клиенты заключали при посредстве своего патрона (если клиент кого-нибудь пытался обмануть при сделке, то претензии предъявляли его патрону, который выступал гарантом сделки); б) не имели права от своего имени выступать в суде (не могли самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем – клиенты действовали в суде через своего патрона).

5. Клиенты не имели права jus connubii – не могли вступать в законный римский брак. Они заключали свой брак – брак клиентов. Дети, рождённые в этом браке, также становились клиентами.

6. Клиенты не имели право jus militiae – право формировать общинное ополчение (ополчение граждан). Они могли попасть на войну только как прислуга своего патрона.

Вывод: есть или нет у клиентов статус свободы (лат. status libertatis)? Свободный – субъект права, который должен был иметь правосубъектность. Клиенты имеют права и несут обязанности, значит – были правоспособны. Могли своими действиями (при посредстве патрона) приобретать права и принимать на себя обязанности, значит – были дееспособны. Они могли (при посредстве патрона) заключать сделки (были сделкоспособны) и (при посредстве патрона) несли юридическую ответственность (были деликтоспособны). У клиентов были все элементы правосубъектности – они обладали правосубъектностью. Следовательно, клиенты – субъекты права, то есть свободные (имеют статус свободы). Есть или нет у клиентов статус гражданства (лат. status civitatis)? Так как клиенты не имели права собственности на землю, то они не были членами общины – а, следовательно, у них не было статуса гражданства. Клиенты свободны, но не обладают полнотой прав граждан. Значит, они формировали сословие неполноправных свободных. В отличие от плебеев, клиенты, не будучи гражданами, понимали, что они не могут иметь прав граждан – поэтому никогда не боролись за эти права.

В 242 году до н.э., помимо должности городского претора (лат. praetor urbanus [пр`этор урбàнус]), была создана должность прèтора перегрùнов (лат. praetor peregrinus [пр`этор перегрùнус]). Эти прèторы перегрùнов должны были заниматься делами лиц без гражданства, выполняя функции, которые ранее лежали на патроне. Поэтому необходимость в институте патроната-клиентелы в III веке до н.э. исчезает. Вместо старого термина “клиенты” для обозначения чужаков, то есть лиц без гражданства, стал использоваться термин “перегрùны”.

IV . Р абы (лат. servi , ед.ч. servus ) – в отношении рабов некоторые авторы говорят, что рабов берегли, нормально содержали, поэтому тогда было так называемое “патриархальное рабство”, под которым понимали положение рабов “как младших членов семьи”. Однако, для того чтобы раб стал младшим членом семьи, необходимо было отпустить его на свободу. Чтобы освободить раба из-под власти хозяина, надо совершить манумиссию (лат. manumissio [манумùссио] – досл. “убирание руки”). В этом случае, человек становится свободным. После этого уже вольноотпущенника надо усыновить. Но ничего подобного с рабами не было совершено. Поэтому они оставались рабами и никакими младшими членами семьи не становились. Если раба не бьют и не колотят, и каждый день кормят (так как портить дорогую вещь, стоимостью 400-600 денариев, не целесообразно), то от этого его статус объекта права не меняется; субъектом права он не становится. Так называемое патриархальное рабство – непонимание правового статуса раба. Поэтому особого (“патриархального”) рабства не было – было просто рабство.

С античных времен гражданство было теснейшим образом связано с избирательным правом. Формально гражданами античного-: полиса могли считаться многие, в частности свободные и мало-? имущие граждане. А вот реально гражданами являлась лишь небольшая часть общества - богатые. Уже в наше время малоимущих называли «полугражданами» или «гражданами второго сорта». В античной Греции права голосовать были лишены рабы, иностранцы, женщины и малоимущие. Конечно, это не значит, что государство не защищало женщин или малоимущих. Нет, речь идет об избирательном праве, которое сужает и одновременно уточняет определение гражданства. Избирательное право дает людям мощнейшие каналы влияния на принятие политических решений. Элите общества и раньше, и сейчас не очень-то хочется допускать к рычагам управления государством бедных или, как их иногда презрительно именуют, плебс. У этого понятия два смысла; а) иносказательное, принятое для обозначения полуграмотных, непросвещенных, необразованных, а часто и просто спившихся граждан, составляющих то, что именуют толпой; б) прямое историческое значение, указывающее на конкретную группу населения в конкретной стране в конкретный период времени.
Плебеями, или плебсом (лат, ркЪеи, ркЬ$), в Древнем Риме первоначально именовали свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землей. В результате упорной борьбы с патрициями (начало V- III века до н.э.) они добились включения в состав римского народа, уравнения в правах с патрициями. Плебеи - преобладающая масса свободного (то есть не состоявшего в рабстве) населения. Но если они были свободными, то формально, юридически, должны были голосовать. Однако к голосованию, открывающему прямой доступ к кормилу власти, плебеев не допускали. Но почему? Они были малоимущими. Но это уже социальный признак. Однако и его оказалось достаточно для их врагов патрициев, чтобы превратить их в политически неблагонадежную категорию.
Патрициями (лат. ра(псн, от рШег - отец) назывались члены 300 коренных родов, составлявших привилегированную полноправную часть древнейшего населения Рима - собственно римский народ. Позже, когда Рим стал прирастать пришлым населением, его этническое ядро - коренное население превратилось в родовую аристократию, а вновь прибывающие или разоряющиеся опускались на социальное дно. Туда же попадали и захваченные в войнах рабы. Со временем низы численно превысили верхушку пирамиды и стали требовать того, чего их когда-то лишили - гражданских прав. Два столетия между плебеями-негражданами и патрициями-гражданами шла ожесточенная борьба, закончившаяся победой низов. Теперь и они, как прежде патриции, получили политические права.
В 450 г. до н. э. специальная комиссия децемвиров, состоявшая из 10 патрициев, разработала первый в истории свод политических прав для мало- и неимущих. Он назывался Законом XII таблиц, поскольку его записали на 12 медных досках. Их выставили на форуме и пригласили представителей плебеев поучаствовать в окончательной доводке важных законоположений. Так был сделан исторический шаг в развитии гражданских прав и свобод. Если раньше они являлись монополией меньшинства общества, то отныне стали привилегией большинства. Если раньше плебеи привлекались лишь на военную службу, приобретая вооружение за свой счет, но политического рав-ноправия с патрициями не имели, то теперь они встали под защиту римского закона. Плебеи добились права избирать в Народное собра-ние своих представителей - народных трибунов. Они с помощью вето могли приостановить действие любого закона и обладали зако-нодательной инициативой.
Римское общество делилось на патрициев (землевладельческую аристократию), плебеев (простолюдинов) и рабов. Высшие государственные органы (сенат, магистратуры) состояли только из патрициев, которые решали вопросы войны и мира, вели финансовые дела и судопроизводство. Роль Народного собрания долгое время была незначительной, но постепенно она настолько расширилась, что избираемые им народные трибуны, защитники угнетенных и обездоленных, вскоре стали играть важную политическую роль в жизни страны.
Трибуны народные (трибуны плебейские) (лат. IпЬит р!еЫ$) - в Древнем Риме высшие выборные должностные лица из плебеев (с начала Vвека до н.э.); обладали правом налагать запрет на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях сначала 2, 4, потом 10 трибунов народных. Личность трибунов народных считалась не-прикосновенной. В период империи они потеряли значение.
Вообще, институт народных, или плебейских, трибунов явился исторически первой формой легитимной, то есть узаконенной, борьбы за гражданские и политические права тех, кто им" не обладал. Через 2500 лет в Европе и СССР появятся их преем ники - диссиденты и правозащитники, которые уже на совре менном уровне продолжат отстаивание гражданских прав те слоев населения, кто их был лишен или обладал не в полно мере.
Рассматривая исторические события, можно заметить, как труд-" но бороться за гражданские права для всего населения в тех обще/ ствах, где вовсе нет среднего класса или его роль незначительна. Взять тот же Рим. Патриции составляли высший класс, плебеи -4 низший. А где середина? Или СССР: средний класс серьезно вы-- рос только к 1960-1980-м годам, но и тоталитарный режим помягчел. А раньше он был крошечным, и гражданских прав у насе-» ления было, что называется, кот наплакал. >
Низший класс в Риме не имел политических прав, но обладав экономическими: мог создавать свое дело, владеть частной собственностью, содержать семью. Но к борьбе за власть его не до- : пускали. Высший класс, патриции, имели все это и плюс могли, голосовать и заниматься управлением государством. Так обстояли; дела в республиканский период. Во время императорского Рима понятие гражданства расширилось. Гражданином являлся каждый,: кто не был рабом. Правда, определять судьбы государства теперь уже не могли ни патриции, ни плебеи. При единоличном режиме все решал император, так что, добившись одного, римляне по сравнению с республиканским периодом потеряли в другом.

Источник: Кравченко А. И.. Политология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2001. - 336 с.. 2001 {original}



Поделиться