Морские границы проходят на расстоянии. Границы территориальных вод в балтийском море карта. Международный район морского дна

12 марта 1997 года Российская Федерация ратифицировала (далее – Конвенция 1982 г.). Согласно Конвенции 1982 г. существует целый ряд морских зон, определяемых в зависимости от расстояния до сухопутной территории или, выражаясь точнее, от их расстояния до территориального моря. Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, устанавливается согласно федеральному закону от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (155-ФЗ).

В России приняты следующие морские зоны:

  • внутренние морские воды – воды, расположенные в строну берега от исходной лини;
  • территориальное море – 12 морских миль;
  • прилежащая зона – 12-24 морских миль;
  • исключительная экономическая зона (ИЭЗ) – 12-200 морских миль;
  • континентальный шельф – 12-350 морских миль.

Внутренние морские воды.

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Согласно статье 1, п. 1, 155-ФЗ внутренние морские воды Российской Федерации – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Исходная линия территориального моря.

Согласно статье 2, п. 1, 155-ФЗ территориальное море Российской Федерации – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Прилежащая зона.

Прилежащая зона представляет собой часть морского пространства, прилегающего к территориальному морю, внешняя граница которого не превышает 24 морских миль от исходной линии территориального моря. В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль для предотвращения нарушений или наказания за нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил – статья 33 Конвенции 1982 г.

Согласно статьи 22, п.1, 155-ФЗ прилежащая зона Российской Федерации – морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Исключительная экономическая зона.

(ИЭЗ) представляет собой часть морского пространства, находящаяся за пределами территориального моря и примыкающая к нему. Внешняя граница исключительной экономической зоны не может превышать 200 морских миль от исходной линии территориального моря.

Статус и правовой режим ИЭЗ Российской Федерации устанавливается согласно федеральному закону от 17 декабря 1998 г. 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (191-ФЗ).

Согласно статьи 5 191-ФЗ Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:

  • суверенные права
  • исключительное право разрешать и регулировать: буровые работы, сооружение и эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений;
  • юрисдикцию в отношении искусственно созданных островов, установок и сооружений, а также морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов;
  • другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами.

– подводная часть континента, простирающаяся за пределы территориального моря, внешняя граница которой проходит на расстояние 200 морских миль от береговой линии или вдоль подводной окраины материка. В статье 76 п. 4-7 Конвенции 1982 г. устанавливаются правила определения внешней границы подводной окраины материка. В любом случае эта граница не должна находится на расстоянии более 350 морских миль от исходной линии или 100 морских миль от глубины, превышающей 2500 м. Права на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Статус и правовой режим континентального шельфа Российской Федерации закрепляется в федеральном законе от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» (187-ФЗ).

Согласно статье 4 187-ФЗ Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

  • суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов;
  • исключительное право разрешать и регулировать: буровые работы, создание и эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений;
  • юрисдикцию в отношении таких искусственно созданных островов, установок и сооружений, а также морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Морская миля (nmi).

Морская миля является единицей измерения расстояния равной 1852 метров.

Эта величина была принята на Международной гидрографической конференции в 1929 году и впоследствии подтверждена решением Международного бюро мер и весов.

Длина морской мили приблизительно равна среднему значению длины 1 минуты меридиана, которая меняется от 1843 метров на экваторе до 1862 метров на полюсах.

После присоединения Крыма к России произошли изменения морских границ в Чёрном море. В результате этого, скорее всего, газопровод "Южный поток" пойдёт по другому маршруту. Кроме этого Россия обретает новые возможности для экспорта своей продукции через порт в Керчи. Интересно познакомиться с картами новых границ. В Чёрном море 12 морских миль от побережья являются территориальными водами государства, 250 миль составляют особую экономическую зону. По договору 2003 года об Азовском море территориальные воды стран ограничены 5-километровой зоной, остальные воды находятся в совместном хозяйственном владении. В дополнение к этому можно посмотреть и на проект нового моста, связывающего Таманский полуостров с Крымом. Керческий пролив греки именовали Босфор Киммерийский, а вот пролив отделяющий Малую Азию от Балканского полуострова греки называли Босфором Фракийским.
P.S. Я думаю, мало кто знает, что легендарная Колхида аргонавтов располагалась вовсе не в болотистой Джорджии, как наивно полагают некоторые филологи, а... на берегах Босфора Фракийского ("Бычьего прохода"). Корабли древних ахейцев назывались бусы ("быки") или минотавры ("быки Миноса") - вот почему этот пролив был так назван, иногда морские корабли ахейцы называли гиппокампами ("морскими конями"), поэтому на носу их были изображения или головы быка, или головы морского конька. Чёрное море древние греки называли Понтом Эвксинским ("Морем гостеприимным", а финикийцы Северным морем ("Ашкенас"). Но к Колхиде мы обратимся после внимательного изучения пути аргонавтов, что собой представляло золотое руно - цель их путешествия...

1.Границы России и других стран в Чёрном море до присоединения Крыма
2. Границы России и других стран в Чёрном море после присоединения Крыма

3. Месторождения нефти и газа в бассейне Чёрного и Азовского морей и суши
4. Керченский пролив и переправы с материковой России в Крым
5. Граница в Чёрном море между Украиной и Румынией после решения Международного Суда ООН 3 февраля 2009 года, когда Румынии перешло 79, 4% спорных территорий нефтегазоносного шельфа

Муж у меня работает в море, поэтому мне, как жене моряка, просто непростительно не знать некоторые морские вопросы. За годы совместной жизни я прилично пополнила свои знания в этой области.

Как проводятся морские границы государства

Даже если вы никогда не выезжали за пределы своей страны, то, скорее всего, слышали о пограничных пунктах, и о том, что где-то там проходит граница между странами. А как же обстоят дела в море? Там ведь нет никакой стены, а побережья находятся далеко друг от друга. Но и там вся морская территория поделена между государствами.


Были заключены соглашения между странами, и приняты соответствующие правила, по которым и делится морское пространство. В них прописаны нормы морских границ. Точкой отсчета служит побережье. Первые 12 миль от него называются территориальными водами страны. 12 миль - это 22,71 км. Следующие 12 миль после них- это прилегающая зона. То есть, территорию, которая начинается после 12 миль от берега уже полным ходом контролируют пограничные службы.


Есть еще такое понятие, как исключительная экономическая зона. Начинается через 24 мили от берега, а ширина ее составляет 200 миль. Эта территория может быть использована, как прибрежными странами, так и другими государствами мира. Главное условие - это отсутствие нарушений в законодательстве.

Где проходят морские границы России

Россия - самая большая страна в мире, а поэтому и протяженность ее границ впечатляет. Почти 40 тыс. км приходится на морские границы, большая часть которых расположена на севере и востоке государства.

На севере российская граница проходит по Северному Ледовитому океану, захватывая такие моря:

  • Баренцево;
  • Карское;
  • Лаптевых;
  • Восточносибирское;
  • Чукотское.

Большая часть их на протяжении всего года покрыта льдами, поэтому морские пути здесь не очень развиты. На востоке наши соседи - Япония и США. Линия разграничения протянулась по тихоокеанским водам. С Западной стороны морские границы нашей страны идут по Балтийскому морю. На юго-западе Россию от других стран отделяют воды Черного и Азовского моря.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне). Территориальное море является частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты).

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:

  1. от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;
  2. если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;
  3. от внутренних морских вод.

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).

Как уже отмечалось, любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение — право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

  • пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;
  • пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19 Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:

  1. угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права , воплощенных в Уставе ООН ;
  2. любые маневры или учения с оружием любого вида;
  3. любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
  4. любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;
  5. подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
  6. подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
  7. погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
  8. любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;
  9. любую рыболовную деятельность;
  10. проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
  11. любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;
  12. любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.).

Открытое море

За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.).

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на:

  • свободу судоходства;
  • свободу полетов;
  • свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  • свободу рыболовства;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом ;
  • свободу научных исследований.

Указанный перечень не является ограниченным.

Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила устанавливаются международными договорами . Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. устанавливает, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:

  • что судно занимается пиратством или работорговлей;
  • что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам , правила регистрации судов на его территории и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство:

  • ведет регистр судов;
  • принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем;
  • обеспечивает контроль годности судов к плаванию;
  • обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.

Континентальный шельф

Континентальный шельф — это затопленная морем часть материковой территории . Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН , который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это:

  • морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние;
  • если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

Исключительная экономическая зона

Термин «исключительная экономическая зона» стал использоваться в международных документах и внутригосударственных актах в конце 60-х — начале 70-х годов. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 55) экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Прибрежное государство в экономической зоне имеет:

  • суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ресурсов зоны;
  • сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности;
  • определять время и места лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы;
  • осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений;
  • разрешать морские научные исследования;
  • принимать меры по защите морской среды.

В экономической зоне все государства пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др. Государства при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного государства.

Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибрежного государства вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.

Международный район морского дна

Морское дно за пределами континентального шельфа и экономической зоны является территорией с международным режимом и образует международный район морского дна (далее — Район). Вопрос об установлении режима Района возник с достижением технических возможностей разработки глубоководных залежей природных ресурсов.

Правовой режим, а также порядок исследования и добычи ресурсов Района урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция (ст. 137) устанавливает, что ни одно государство не может претендовать на суверенитет или осуществлять суверенные права в отношении какой бы то ни было части Района и его ресурсов.

Международный район морского дна был объявлен «общим наследием человечества». Это означает, что права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Полезные ископаемые Района могут быть отчуждены в соответствии с нормами международного права и правилами, устанавливаемыми Международным органом по морскому праву, создаваемым на основании Конвенции 1982 г. Предусмотрена, в частности, возможность разведки и разработки ресурсов Района как специальным подразделением Органа — Предприятием , так и отдельными государствами по договору с Органом. Предприятие непосредственно осуществляет деятельность в Районе, транспортировку, переработку и сбыт минералов.

Орган имеет не только функции и полномочия, предоставленные Конвенцией, но и подразумеваемые полномочия, необходимые для его осуществления. В рамках Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат.

Международные проливы

Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив — это естественный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря или моря и океаны между собой.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила следующие виды проливов, используемых для международного судоходства:

  • проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив;
  • проливы между островом и континентальной частью прибрежного государства , в которых применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальные и внутренние воды;
  • проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем государства, в которых также применяется право мирного прохода;
  • проливы, правовой режим в которых регулируется специальными международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтийские проливы и т.д.).

Граничащие с международным проливом государства вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регулировать транзитный и мирный проход судов и летательных аппаратов через пролив, в частности, устанавливать правила относительно:

  • безопасности судоходства;
  • предотвращения загрязнения с судов;
  • недопущения рыболовства;
  • погрузки и выгрузки товаров, посадки и высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных правил и т.п.

Международные каналы

Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государства — владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров , существенно ограничивающих правомочия данного государства.

Принципы правового режима международных каналов: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законодательства государства — владельца канала.

Режим судоходства по большинству каналов характеризуется следующими основными чертами:

  • каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и военных кораблей всех государств;
  • администрации канала предварительно сообщается название и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в большинстве каналов ограничивается прохождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов;
  • устанавливаются правила прохождения канала.

В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать военные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается блокада.

Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договорами, например, Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.

Правовое положение военных кораблей

Военный корабль — это судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства , имеющее внешние знаки, отличающие его от невоенных судов , находящееся под командой офицера, состоящего на службе правительства данного государства, фамилия которого занесена в список военнослужащих , и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.

Права и обязанности военного корабля в открытом море и иностранных территориальных и внутренних водах регламентируются Женевскими конвенциями 1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими соглашениями, а также национальным законодательством соответствующих государств.

Иностранные военные корабли обладают: иммунитетом от юрисдикции иностранного государства (нераспространения в открытом море законов и правил иностранного государства, в территориальном море и внутренних водах — уголовной, гражданской и административной юрисдикции); иммунитетом от принудительных действий (арестов , обысков , конфискаций и т.п.), специальными привилегиями (освобождение от таможенного досмотра, большинства сборов и пошлин).

В открытом море военные корабли в отношении иностранных невоенных судов вправе:

  • производить осмотр судна, если имеются достаточные основания полагать, что оно занимается пиратством, несанкционированным вещанием, не имеет государственной принадлежности или, хотя несет иностранный флаг, имеет ту же государственную принадлежность, что и производящий осмотр корабль;
  • вести борьбу с пиратством — преследовать и захватить пиратское судно и находящееся на нем имущество, арестовать находящихся на нем лиц;
  • осуществлять преследование по «горячим следам »;
  • сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания;
  • осуществлять иные правомочия, предусмотренные международными договорами .

В территориальных и внутренних водах военные корабли подчиняются правилам судоходства и пребывания, установленным прибрежным государством.

Международно-правовые вопросы оказания помощи и спасания на море

Правовые вопросы оказания помощи и спасания на море регламентируются Международной конвенцией для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. и Протоколом 1967 г. к ней, Конвенцией об открытом море 1958 г., Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколом 1978 г. к ней, Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими документами.

Соглашениями предусмотрен ряд мер по обеспечению безопасности плавания все суда должны быть оснащены навигационным оборудованием и радиоаппаратурой, обеспечены находящимися в исправном состоянии спасательными средствами.

Капитаны судов обязаны оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать на помощь терпящим бедствие судам, после столкновения оказывать помощь пострадавшему судну. Уклонение от оказания помощи признано преступлением . Спасание осуществляется безвозмездно, однако спасавшему судну может быть выплачено вознаграждение.

Государства обеспечивают принятие необходимых мер в деле обеспечения поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море у их берегов В этих целях они организуют морскую поисково-спасательную службу, координируют деятельность национальных средств спасания, разрешают немедленный допуск спасательных судов в свои территориальные воды и воздушное пространство для целей поиска и спасания, обмениваются информацией о спасательных единицах и береговых станциях наблюдения, средствах связи. Национальные спасательно-координационные центры, получив информацию о бедствии, устанавливают местонахождение терпящего бедствие судна, определяют зону, в которой необходимо вести поиск, организуют поисково-спасательные операции и т.д.

Территориальные воды (территориальное море)

Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне (Женева, 29 апреля 1958 г.), ст. 2 Конвенции по морскому праву 1982 г.). Территориальное море является частью территории соответствующего государства.

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:

  • 1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;
  • 2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющий наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;
  • 3) от внутренних вод.

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).

В Российской Федерации статус территориального моря определяется Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ.

МП признает право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты). Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное морс. При этом под "проходом" понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или портового сооружения (ст. 18 Конвенции по морскому праву 1982 г.).

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход включает остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

"Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства" (ст. 19 Конвенции по морскому праву 1982 г.). Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности: угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН; любые маневры или учения с оружием любого вида; любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства; погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства; любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки Конвенции; любую рыболовную деятельность; проведение исследовательской или гидрографической деятельности; любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства; любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Прибрежное государство может принимать в соответствии с нормами МП законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении всех нижеследующих вопросов или некоторых из них: безопасности судоходства и регулирования движения судов; защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок; защиты кабелей и трубопроводов; сохранения живых ресурсов моря; предотвращения нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства; сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения; морских научных исследований и гидрографических съемок; предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства.

Иностранные суда с ядерными двигателями, а также суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества, при осуществлении права мирного прохода через территориальное море должны иметь на борту документы и соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными соглашениями.

Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции по морскому праву 1982 г.).

Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

  • - последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
  • - преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
  • - капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; или
  • - такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Указанные положения не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное морс после выхода из внутренних вод.

Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна. Прибрежное государство может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства.

Согласно законодательству РФ "проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие".

Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность России, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

  • а) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости России или каким-либо другим образом в нарушение принципов МП, воплощенных в Уставе ООН;
  • б) любые маневры или учения с оружием любого вида;
  • в) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности России;
  • г) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность России;
  • д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
  • е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
  • ж) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами РФ и иными нормативными актами;
  • з) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства и нормам МП;
  • и) любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
  • к) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
  • л) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок Российской Федерации;
  • м) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с законом, общепризнанными принципами и нормами МП и международными договорами. В интересах обеспечения безопасности Российского государства, а также в целях проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".



Поделиться