Что такое вече в Древней Руси? Русское народное вече Сидоров народное

Требования народа

  1. Предоставить чрезвычайные полномочия главе государства Владимиру Владимировичу Путину на срок до 2024 года, необходимый для приобретения Россией политического и экономического суверенитета и возрождения России как Великой мировой державы.
  2. Отправить в отставку Правительство Российской Федерации и главу ЦБ в лице: Медведева, Силуанова, Улюкаева, Шувалова, Набиулиной и всех остальных либерал-демократов. Сформировать временное правительство с привлечением ведущих специалистов по отраслям, используя опыт советского периода 1936-1939 гг.
    Организовать аттестацию чиновников и обязать их принять присягу на верность народам России.
    Организовать приход в Правительство авторитетных в профессиональных сферах специалистов.
    Отменить действие статей 15 п. 4 и 13 п. 2 о привате международного права и запрете на идеологию.
    Одновременно приступить к замене Конституцию РФ, взяв за основу Конституцию СССР 1977г. и добавив в нее пункты из Конституции СССР 1936 г., где в приоритете стоят интересы граждан.
  3. Провести национализацию Центрального Банка и создать на его основе Государственный Банк Российской Федерации, обладающий правом эмиссии и подчиняющийся главе государства. Постепенно упразднить обилие частных банков, заменив их отраслевыми государственными. Ставку по кредитам сделать нулевой для всех граждан России. Использовать систему ценообразования, исключающую стихийный рост цен.
  4. В целях сохранения единства России, упразднить национальные республики, округа и создать необходимое количество губерний. Губернаторы должны назначаться главой государства и быть подотчетны ему. Национальный состав во властном руководстве должен соответствовать пропорции населению исторически проживавшему на этих территориях (на момент 1993 года – распада СССР)
  5. Преступления против народов России, против безопасности государства и его граждан, а также преступления, связанные с распадом СССР, должны быть расследованы, и виновные должны быть наказаны в соответствии с международным правом и договоренностями 1945-46 гг. По вышеперечисленным преступлениям вернуть смертную казнь.
    Предусмотреть развитие щадящих технологий перевоспитания преступников на базе сколковских разработок для образования (загрузка нравственных программ).
  6. Защитить граждан страны от генно-модифицированных продуктов, всех видов психотропного воздействия и других новейших видов ведения войны. Уделить особое внимание безопасности беременных, молодых матерей и детей.
  7. Земля Российской Федерации является собственностью граждан Российской Федерации. Использование земли происходит только гражданами Российской Федерации и в интересах всего народа с учетом экологической безопасности для будущего человечества.
  8. Недра и природные ресурсы не должны являться собственностью отдельно взятых граждан, а должны быть собственностью каждого гражданина Российской Федерации. Управление природными ресурсами должно осуществляться госорганами по открытым программам под контролем всего народа. Ввести запрет на вывоз сырья за границу (лес, редкие металлы и пр.), разрешить только вывоз готовой продукции.
  9. Обеспечить постепенное возвращение к плановому устройству экономики, контролируемому (управляемому) рынку. Способствовать развитию форм национально-общественной самоорганизации и самоуправления подобных земствам, а также общественным профессиональным объединениям.
  10. По всем отраслям экономики должна быть в приоритете кооперация, а не конкуренция.
  11. Обеспечить комплексное развитие собственного производства, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики с применением новейших технологий, изобретений и достижений науки.
    Для этого привлечь опытных специалистов из всех отраслей, создав возможности для работы и передачи знаний молодежи на совместных частно-государственных комплексах.
  12. Национализировать в государственную собственность все природные ресурсы. Вопросы энергетики подчинить интересам развития отечественной экономики, а не иностранных государств.
  13. Выработать критерии эффективности управления государственных служащих (чиновников). На основе этих критериев выработать меру финансовой и уголовной ответственности каждого государственного служащего. Критерии эффективности должны быть привязаны к конечному результату и свободны от различного рода инструкций.
    У руководителей должна быть открытая анкета его личных достижений, а также сведения о его семье. У руководителей, отвечающих за жизни людей, не может быть запрета на раскрытие его личной информации. Создать обязательные курсы обучения и расширения кругозора руководителей всех уровней по вопросам, касающимся истории, культуры, новых видов гибридной войны и методов защиты от психологических манипуляций.
  14. Религия должна быть отделена от государства и заниматься духовным и нравственным воспитанием человека. Обучать базовым критериям нравственности с опорой на построение здоровой семьи как базовой ячейки общества.
    Защитить граждан от утраты собственного имущества в результате действий псевдорелигиозных организаций и лидеров сект, запретив частную собственность для религиозных организаций, их руководителей, священников, учителей.
  15. Образование должно быть бесплатным.
    Создать в России Объединенный Совет и Институт педагогов высокого уровня, зарекомендовавших себя своими методиками, направленными на создание человека – творца, а не человека «служебного», который будет курировать вопросы воспитания и образования молодого поколения. Ему же и подчинить профильные министерства. В основе обучения должна быть на 75% единая программа для всей страны и на 25% с учетом местных и др. особенностей, контролируемых общим советом авторитетных педагогов (не более 12 человек).
  16. Здравоохранение должно быть бесплатным и направленным на оздоровление, профилактику здоровья граждан Российской Федерации и не преследовать интересы коммерческих фирм.
  17. Средства массовой информации должны быть направлены на воспитание, образование и духовный рост граждан Российской Федерации.
    Средства массовой информации должны быть подконтрольны главе государства. В средствах массовой информации не должна быть нарушена пропорция соответствия национального состава населения территорий и работников прессы. Требуем провести чистки в СМИ, раскрыть для общества подлинную суть, цели и методы более чем 20-летней оккупации страны. Необходимо объяснить молодому поколению правду и одновременно обозначить пути участия в сложном строительстве интересного справедливого свободного будущего всего человечества.
  18. Создание идеологии является обязательным фактором развития общества. Россия должна возглавить Русский Мир для создания альтернативы Западной и Дальневосточной цивилизации. Идеология должна быть надрелигиозной, ставить в основу нравственные ценности, семью как ячейку общества, и человека как часть природы и одновременно творца и защитника природы планеты Земля.
    Новая идеология должна стать не отражением интересов отдельной группы или сообщества людей, а волей народов к справедливому устройству мира без войн и насилия, в синтезе экологии Сознания, Души и Духа Человека, Человечества и Планеты. Новая идеология должна быть построена на основах Разума, Добра, Веры и Любви.
  19. Высшей ценностью в Российском государстве признать единое и сплоченное сообщество граждан различных национальностей. Поставить и решить национальный вопрос, не замалчивая различия между народами нашей страны, обозначить подлинную роль русского менталитета в образовании единства страны. Выявляя национальные особенности, проявить различие интересов народов и их псевдоэлит, продавшихся мировому капиталу. Обозначить подлинные интересы малых народов в единстве и под руководством русского народа, предлагая свободу и участие в новом непростом, но важном, строительстве будущего человечества. Признать, что в России субъектом политической власти являются государствообразующий и руководящий русский народ и другие коренные народы страны, не имеющие государственных образований за ее пределами.
  20. Объявить государствообразующей нацией, наряду с русским народом, татарский народ, вернув ему древне историческое имя Булгары. Признать русский народ разделенным и приступить к его воссоединению. Принять Закон о русском народе и создать Комитет русского народа. В автономных республиках – нынешних национальных субъектах РФ в составе России, наряду с русской нацией признать государствообразующей и ту нацию, народность или группу народностей, имя которой носит данная республика (например, Якутия, там меньше 1 млн якутов или Тыва). В тех случаях когда в республике проживают три нации или народности примерно одной численности, всех признать государствообразующими на этой территории. (например, в Башкирии – русские, башкиры и татары).
  21. Для всех лиц, проживающих в России, установить два политических статуса «гражданин» и «негражданин» России (как в республиках Балтии). Все великороссы, малороссы, белорусы и представители других коренных наций и народностей России (казанские татары, карелы, марийцы, мордвины, якуты и др.) автоматически должны получить российское гражданство. Представители некоренных наций и народностей России, имеющие свои государственные образования за ее пределами России (кроме белорусов и малороссов), не могут быть автоматически признаны гражданами России (например, Израиль). Предоставление гражданства лицам еврейской национальности будет решаться только высшей властью страны за особые заслуги перед Россией и великой русской нацией. Государственными служащими могут быть только граждане России. Лица, не имеющие гражданства, не имеют права: владеть бизнесом или руководить предприятиями любой формы собственности, заниматься политической, общественной, журналистской, юридической, аудиторской, консалтинговой, банковской деятельностью, а также идеологией и религией, владеть объектами культурного или религиозного значения, землей, орудиями и средствами производства или природными богатствами. Также, лица, не имеющие гражданства и совершившие преступления, должны депортироваться из России навсегда.

Живя по-дружески, по-братски с дружиной, советуясь с ней о всех делах, творя с ее помощью суд и расправу, князь в важных случаях призывал на совет городских мужей или старцев, то есть собирал вече. Русское вече, или обычай сходки, совещания об общем деле есть такое же древнее учреждение, как и княжеская власть. В эпоху историческую видим совместное их существование на Руси, но при явном подчинении вече князю. Междоусобная борьба князей за волости и частая нужда искать поддержки у местного населения способствовали развитию и укреплению вечевых обычаев. Вече старших, или стольных, городов приобрело такую силу, что нередко решало и самый спор князей о том, кому сесть на стол. Решению его обыкновенно подчинялись и пригороды, то есть города областные, младшие. Припомним слова летописи, сказанные по поводу соперничества Владимира Залесского с Ростовом и Суздалем, которые считали его своим пригородом: "Новгородцы бо изначала и Смольняне, Кияне и Полочане и вся власти, якоже на думу, на веча сходятся; на, чем же старейшие сдумают, на том и пригороды станут". Наибольшего развития своего народное вече достигло в Новгороде Великом, где оно приобрело значение верховной власти и стало выше власти княжеской. Оно присвоило себе право выбирать и низлагать князей, епископов, посадников и другие правительственные лица, а также, в случае народного неудовольствия, карать самых знатнейших своих граждан смертью, изгнанием и разграблением имущества. Своим вечевым народоправлением Новгород все более и более выделялся из ряда Русских земель. Мы видим, однако, что и в Суздальской земле выступают на передний план веча Ростовское и Владимирское в тревожную пору, наставшую за смертью Андрея Боголюбского. Вообще народный совет усиливается во времена смутные, беспокойные, в особенности междукняжеские. Вече стольных городов не только поддерживает или призывает на свой стол кого-либо из спорящих князей, но и заключает с ним ряд; следовательно, принимает его на известных условиях, на договоре и, сажая его на свой стол, заставляет целовать крест, то есть присягать на этом договоре (что в Новгороде вошло в постоянный обычай). Но в спокойное время, особенно в тех землях, где какая-либо ветвь получила оседлость и значение местной династии, встречаем редкое упоминание о вечах.

Псковское вече. Художник А. Васнецов, 1909

За исключением Великого Новгорода, народное вече нигде не представляет нам твердых определенных форм, и мы тщетно пытались бы разъяснить вечевые обряды, способ собирания голосов, пределы вечевой власти и т.д. Можем указать только некоторые общие черты. Обыкновенно вече выбирал сам князь или его посадник, тысяцкий или другой какой-либо сановник. Созывали его биричи и подвойские (иногда с помощью набатного колокола). Местом собрания служили или княжий двор, или площадь подле соборного храма. Сановник с какого-либо возвышения, например, с церковной паперти (если не было особо устроенного помоста, как в Новгороде), обращался с речью к народу и объявлял, зачем он созван. Граждане после беспорядочного совещания друг с другом более или менее шумными кликами выражали свое мнение; а вопрос о большинстве просто решался на глазомер, без точного счета голосов. Так называемого ценза не существовало, и в вечевых собраниях участвовали все свободные граждане, но не молодежь. При сильном развитии семейной или отцовской власти в Древней Руси младшие братья, сыновья и племянники не имели особого голоса в присутствии главы семейства; а потому, если и приходили на вече, то для того только, чтобы слушать молча совещания старших людей или поддерживать своих в случае какого насилия. Пригорожане могли иногда участвовать в вече своего главного города, и наоборот, жители последнего участвовали в вече пригорода.

Большое народное вече, как мы сказали, собиралось не часто, а только в важных случаях, преимущественно во времена смут и безначалия. Более постоянным учреждением является, по-видимому, малое вече, когда лучшие люди, т.е. городские старцы или домовладыки, наиболее зажиточные и семейные, созывались на княжий двор для совещания вместе с его боярами и дружиной под непосредственным председательством самого князя. Иногда приглашалось к князю на вечевое совещание духовенство; а в особенно важных случаях призывались дружинники и земские лучшие люди из пригородов и волостей, пример чему мы видели в истории Ярослава Осмомысла и Всеволода Большое Гнездо, вздумавших изменить общий порядок при наследовании главного стола. (Из этих именно собраний впоследствии развилось то, что известно под именем земского собора, или "великой земской думы".) Обычай собираться на сходку для совещаний был, очевидно, распространен издревле в земском населении Руси и производился не только в городах, но и в волостях, т.е. между сельскими жителями, особенно по вопросам хозяйственным, например: по разделу или переделу полей, по раскладке и разверстке княжих даней и разных повинностей, по снаряжению людей на войну и т.п. Вечевые обычаи не оставляли земских людей даже и в военных походах.

Вече (совет) – народное собрание в древней и средневековой Руси и других славянских племенах, игравшее роль главного государственного органа.

История возникновения всенародного вече

Вече было основным государственным органом у восточнославянских племен, которые позднее объединились под властью Киева и образовали Киевскую Русь и раннефеодальное общество. Основная функция вече заключалась в решение важных насущных проблем племени или иной территории, а также в решении вопросов внешней и внутренней политики, территориальных вопросов, культурных и общественных. Вече считается одной из ранних форм прямой демократии, так как вступить в вече могли представители всех слоев населения. Участниками могли стать свободные мужи – главы рода, семейства, княжества или определенного участка территории. Права мужей в составе совета были либо равными, либо, на некоторых территориях, зависели от социального положения.

Схожие государственные органы самоуправления существовали у скандинавов и англосаксов.

С постепенным развитием феодализма, традиции военной демократии, царившие в племенах, постепенно начали отходить на второй план, уступая место более организованным и цивилизованным способам решать проблемы и управлять государством. Вече становились все более крупными, принимали официальный государственный статус. Одна, несмотря на это, само понятие «вече» в тот период использовалось для того, чтобы обозначать любые собрания людей, как официальные, так и неофициальные, не имеющие государственного статуса – например, люди могли стихийно собираться на рыночных площадях для решения тех или иных вопросов.

Первые упоминания о славянском вече на Руси относятся к началу 10 века, однако есть основания полагать, что практика подобных собраний существовала в племенах еще в конце 8-начале 9 века, просто позднее они сформировались в нечто более определенное и четко структурированное. В том или ином виде вече просуществовало на Руси вплоть до 16 века. Всенародное вече заседало в Киеве, так как это была столица государства

Краткая характеристика и функции вече

Сегодня историки не имеют единого мнения насчет реальной власти, которой обладали бы вече. Существует две противоположные точки зрения. Согласно одной считалось, что, несмотря на то, что вече сами выбирали князя, они на самом деле не обладали реальной властью, все важные вопросы решались самим князем или его дружинниками. Вторая точка зрения гласит, что вече, напротив, само брало на себя решение всех важных вопросов, в том числе и вопросов, связанных с самим князей. Князья, которые также были частью вече, не обладали достаточной силой для того, чтобы оспаривать решение совета. В целом, на Руси существовало двоевластие – власть вече и власть князя.

Вече занималось решением широкого спектра вопросов – заключение мира или объявление войны, вопросы торговли, распоряжение финансовыми, земельными и хозяйственными активами вверенной территории и самого князя. Князья могли лишь взимать налоги и принимать ряд решений, но должны были согласовывать их с советниками в вече. Важно сказать, что именно вече на раннем этапе развития Руси занималось «призванием князей» на трон, проще говоря, выборами.

Во всех землях, за исключением Новгорода, в вече могли войти так называемые свободные мужи (не находящиеся в зависимости от кого-либо). Именно критерий свободы в итоге и привел к тому, что позднее в вече могли войти лишь достаточно богатые, зажиточные люди, которые были свободны, в отличие от крестьян. В итоге по факту вече представляло собой аристократию, верхушку общества, а не полноценное народное собрание.

К сожалению, на сегодняшний день сведения о вече и их деятельности довольно отрывочные, поэтому невозможно составить полноценную достоверную картину. Известно, что вече не имело председателя или какого-то четкого протокола, они могли собираться по необходимости, часто это происходило стихийно. Власть и полномочия народного собрания, а также его состав, очень часто зависели от того, в каком регионе заседало вече. Наивысшего расцвета такой народный орган достиг в Новгороде, а затем и в отделившейся Псковской республике. На этих территориях вече не только прижилось, но и просуществовало дольше всего.

Вече в Новгороде

Новгородское вече является своеобразным образцом того, какими должны были быть подобные собрания на Руси. В Новгороде вече являлось главным органом власти и занималось решением всех важнейших государственных вопросов. Основным принципом работы Новгородского вече было единогласие, это значило, что решение не может быть принято до тех пор, пока с ним не согласятся все участники собрания. Это создавало определенные трудности – собрания могли проводить очень долго – но давало и результаты, решением вече в итоге оставались довольны все слои населения.

Вече в Новгороде призывало и изгоняло князей, решало вопросы военной политики, разбирало насущные вопросы, свершало суд. Новгородское вече имело пирамидальную структуру, помимо главного городского совета существовали и местные вече, например, уличные.

Конец вече

В разных регионах вече просуществовало разное количество времени и в разном статусе – где-то оно прижилось, а где-то нет. Там, где народные собрания имели реальную политическую власть, как в Новгороде, вече просуществовало до 16 века и было отменено лишь Иваном Грозным . В большинстве других регионов, в Галицко-Волынском, Владимиро-Суздальском и многих других княжествах эти собрания распались сами собой.

Из курса школьной истории все мы знаем, что у древних русичей была форма демократического управления – вече.

Так называлось народное собрание, в ходе которого решались важные вопросы, касавшиеся жизни общины.

Слово «Вече» имеет славянское происхождение и происходит от корня вѣтъ (совет).

Как собиралось вече? Из кого оно состояло? Какие решения выносило? В каких областях Древней Руси действовало?

Прямая демократия была характерна для многих древних народов, населявших Северную Европу – прежде всего, германцев и славян. Она действовала в дофеодальный и раннефеодальный периоды, когда власть князей и королей еще не устоялась и народ (городская община, военная дружина) самостоятельно решал многие насущные вопросы. Это было возможно, поскольку люди жили небольшими группами, где многие знали друг друга и могли выдвинуть из своих рядов наиболее авторитетных, уважаемых представителей (воевод, князей) или решить проблемы путем голосования.

Как появилось вече?

В летописях не так много достоверных данных о том, как функционировало вече, поэтому историки спорят об этом. Известно, например, что людей на вече собирал специальный вечевой колокол, звон которого разносился по всей округе. Вече собирали в важные моменты – например, если нужно было выбрать князя, объявить войну, собрать средства, решить вопрос об использовании общинных земель, дорог и т.д.

В древнейшие времена, когда у славян существовал еще родоплеменной строй, общие собрания племени было высшим органом власти. С ходом времени формы управления обществом становились более развитыми, укреплялся феодализм и вече постепенно менялось, утрачивало свою силу и возможности. Вместе с тем, в Древней Руси вече играло большую роль.

Из кого состояло вече?

Вопреки распространенному мнению, вече - это не всенародное собрание, а совет, состоявший из избранных. Как правило, туда входили главы городских, сельских, племенных общин, то есть старейшины. Это были наиболее опытные, уважаемые, мудрые люди, которым народ доверял свою судьбу.


Членами вече могли быть только свободные мужчины, хотя известны и случаи женского вмешательства в политику. Ярким примером является судьба знаменитой Марфы Посадницы, возглавившей новгородское боярство в борьбе за независимость Новгорода от московских князей.

Где действовало вече?

Вече собиралось в Киеве, Новгороде, в Нижегородском княжестве, в Белгороде и многих других областях Руси. С укреплением княжеской власти вече стало ослабевать, а затем – и вовсе исчезать. Исторические документы показывают, что дольше всех вече продержалось в Новгородской республике и в Запорожской Сечи. Именно новгородское вече является тем образцом, по которому ученые судят об этом явлении в целом. Новгородская демократия просуществовала до середины 16-го столетия (когда ее разгромил Иван Грозный), поэтому сохранилось большое количество летописных источников.

Изначально новгородское вече было многочисленным собранием глав семей и родов, но постепенно становилось все более элитарным. В 14-м веке вече состояло всего из трехсот человек – главным образом, бояр. К этому времени мнение других слоев общества, занимавших более низкое положение, практически не учитывалось. Совет работал на площади, прямо под открытым небом – так обеспечивалась гласность. Решения принимались большинством голосов, споры нередко переходили в драки, зачастую, чтобы достигнуть единодушия, приходилось собираться неоднократно.

Новгородское вече обсуждало и решало множество важнейших вопросов, влиявших на жизнь общества. Это принятие законов, заключение военных и торговых союзов, объявление войны, суд над преступниками и даже казни, распределение земельных наделов, выборы должностных лиц и другие вопросы. В некоторых ситуациях, когда создавалась опасное положение, происходили раздоры и вече не могло урегулировать ситуацию, в Новгород приглашали князей извне. По истечении контракта или если приглашенный властитель не справлялся с обязанностями, вече принимало решение об его изгнании.


Окончательное исчезновение вече означало конец народного правления в Средневековой Руси. Перед крепнущим русским государством стояли новые цели, и их можно было достигнуть только с помощью сильной центральной власти. Вече осталось в истории как доказательство свободолюбия и разумного подхода к управлению, которые были свойственны нашим далеким предкам.

Что такое вече? Вече– это народное собрание, которое играло роль органа государственного управления у древних славян. По-сути, русское вече было собранием всех свободных людей, которые проживали в городе, и именно вече являлось, если высказаться современным языком, городским институтом. В древнерусских летописях множество раз упоминается о вече, которые созывались в таких крупных городах, как:

  • 997 год – Белгород;
  • 1068 год – Киев и Новгород;
  • 1097 год – Владимир-Волынский;
  • 1147 год – Звенигород-Галицкий;
  • 1157 год – Ростов, Владимир-на-Клязьме, Суздаль;
  • 1159 год – Полоцк;
  • 1176 год – Переяславль-Залесский;
  • 1185 год – Смоленск.

В науке звучит следующее определение народного вече: вече произошло от славянского слова вѣтъ, которое обозначает «совет». Вече у древних славян обозначало народное собрание, которое происходило в древней и средневековой Руси, а также по всех восточных племенах славян.

Вече являлось основным государственным органом в славянских племенах до того времени, когда впервые начали формироваться раннефеодальные общества. После появления раннефеодальных обществ все племена древних славян объединились в единое государство.

Учреждение народного вече позволяло обсуждать вместе со всеми жителями деревни основные вопросы деревни. На данном собрании решались вопросы, которые касались территории, культуры, политики и общественной жизни. В народное вече были «мужи» — главы всех вольных семейств, родов, племен и поселений. Их права, как правило, были равными, но иногда большую роль в истории играло именно социальное положение «мужа».

Вече в древней Руси было не единственным. Подобные собрания также существовали у скандинавских и англосаксонских народов. Именно в Киеве заседало всенародное вече, так как Киев на то время являлся главной столицей Руси.

С развитием и расширением власти феодализма на задний план постепенно отошла военная демократия, а решение всех важных государственных вопросов приобрело более организованную форму. С годами суд вече на Руси решал все вопросы, связанные с государством, поэтому он принял официально статус государственного органа. Не смотря на все реформы, в древней Руси вечем называли любые собрания людей, причем это не зависело от того, официальное собрание или нет. Вечем также часто называли стихийные собрания простых граждан, которые собирались для решения обычных будничных вопросов своей деревни или своего племени. Понятие, что значит вече, постепенно теряло свое основное значение.

Официально принято считать, что вече появилось в начале XX века, но в летописях упоминаются и более ранние годы его возникновения – конец VIII и начало IX веков. Тогда о том, что означает вече никто не задумывался, так как основную свою роль оно всегда выполняло, поэтому вече называли как крупные официальные собрания, так и небольшие сборища простых граждан. Тем не менее, в том или ином виде, но вече смогло просуществовать до XVI века.

Многие историки сегодня спорят о том, какими полномочиями обладало вече в древней Руси? Не смотря на то, что вече – это народное собрание, которое после приобрело статус официального органа, какой-либо силы оно на самом деле не имело, так как на самом деле важные вопросы государства решались князьями и боярами. Другая же половина ученых утверждает, что вече имело огромную силу, и не редко влияло на решение политических глав Руси. Князь и вече в древней Руси часто обсуждали вместе некоторые вопросы государственной важности, но вот прислушивался ли к ним князь и соглашался с ними – вопрос остается открытым. Таким образом, в государстве образовалось двоевластие – с одной стороны был князь, а с другой – народное вече.

Из-за того, что в летописях много отрывистых сведений, сформулировать единую четкую картинку о народном русском вече довольно сложно. Точно известно, что у вече никогда не было единого председателя или же какого-то официального документа, поэтому все собрания происходили стихийно. В зависимости от региона, его состав и полномочия могли значительно различаться друг от друга. В своей наивысшей форме вече проявило себя в Новгородской области, а позже и в отделившейся Псковской республике. Свою силу на этих землях вече потеряло лишь после присоединения городов к Москве.



Поделиться